Японские современные танки – Отвратительный тип. Как трофейный японский танк разочаровал советских конструкторов — Живой Журнал

Современные японские танки — Танки мира

Тип 10 наиболее современный японский основной боевой танк (ОБТ). Данная машина разрабатывалась как более дешевая альтернатива ОБТ Тип 90 путем проведения глубокой модернизации корпуса и ходовой части танка Тип 74 и установке на него башни новой конструкции. Прототип нового танка впервые был продемонстрирован общественности в 2008 году, а в 2010 году начались его поставки в воинские части сил самообороны Японии. Сообщается, что стоимость одного танка составляет порядка 6,5 млн. долларов за штуку. Планируется, что со временем данная боевая машина заменить устаревшие танки Тип 74 и качественно дополнит танковый парк Тип 90.

Первый показ нового танка состоялся 13 февраля 2008 года. Прототип перспективного ОБТ был показан журналистам в городе Сагамихара в исследовательском центре Министерства обороны Японии. Танк Тип 10 вобрал в себя самые современные достижения в области танкостроения последних лет и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов современности. Работы над данной боевой машиной были начаты в начале 2000-х годов, а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. Разработчиком и производителем машины выступает компания Mitsubishi Heavy Industries.

Танк Тип 10 выполнен по классической компоновке, его экипаж состоит из 3-х человек: механик-водитель, размещенный в передней части корпуса, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Данный танк планируется использовать в горных районах страны и на стесненных участках местности. Представленный в городе Сагамихара танк обладает следующими габаритными характеристиками: длина – 9,42 м. (с пушкой вперед), ширина – 3,24 м., высота – 2,3 м. Боевая масса машины составляет 44 тонны, в то время как вес Тип 90 – около 50 тонн (при этом Тип 10 меньше по длине на 380 мм, по ширине на 160 мм). Оба танка имеют одинаковую численность экипажа и оснащены автоматами заряжания. Основное вооружение танка – это 120-мм гладкоствольная пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом, также на танке может устанавливаться 12,7-мм зенитный пулемет.

По своему внешнему облику ОБТ Тип 10 близок к таким современным западным танкам, как Leopard 2A6 или М1А2 Abrams, однако по массе он ближе к российским основным танкам. Новый танк получился достаточно подвижным, он способен развивать скорость по шоссе до 70 км/ч. Как и его предшественники, танк оснащен гидропневматической подвеской, которая позволяет менять клиренс машины и наклонять танк на правый или левый борт. Также обращает на себя внимание сокращение числа катков – по 5 на борт (в сравнении с танком Тип 90), при этом опорные катки сравнительно редко расставлены. В целом по внешнему виду подвески Тип 10 сильно напоминает Тип 74.

Основным вооружением танка Тип 10 является 120-мм гладкоствольная пушка, которая создана компанией Japan Steel Works (данная компания производит 120-мм пушку L44 для танка Тип 90 по лицензии немецкой Rheinmetall). Также на танк возможна установка орудия L55 или нового ствола длиной в 50 калибров. На танке обеспечена совместимость со всеми стандартными натовскими боеприпасами калибра 120-мм. В кормовой нише танка находится новый усовершенствованный автомат заряжания (АЗ). Сообщается, что боекомплект машины состоит из 28 выстрелов, 14 из них находятся в АЗ (на танке Тип 90 боекомплект 40 выстрелов, 18 из них находятся в АЗ). Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета спаренного с пушкой и 12,7-мм зенитного пулемета на крыше башни, который может управляться дистанционно.

На башне танка находится панорамный прибор дневного и ночного видения командира танка, который может достаточно легко интегрироваться с «новой Базовой системой управления полкового уровня» (new Basic Regimental Command & Control System). В сравнении с танком Тип 90, панорамный прицел командира танка был приподнят и смещен правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора. Современная система управления огнем, смонтированная на танке, позволяет вести огонь по стоящим и движущимся целям. Танк оборудован навигационной системой и цифровой системой управления полем боя.

Новый японский танк вобрал в себя самые современные наработки в области создания танков. В частности машина оснащена электронной системой C4I – command, control, communications, computers, and (military) intelligence, которая объединяет в себе возможности наведения, управления, разведки и связи. Данная система позволяет производить автоматический обмен информацией между танками одного подразделения. По заверениям представителей Минобороны Японии, установленная на танке СУО позволяет достаточно эффективно поражать даже мелкие подвижные цели. Данная функция наряду с современной композитной модульной системой бронирования позволит танку Тип 10 одинаково уверено чувствовать себя в бою как с армиями, вооруженными ОБТ, так и с партизанскими формированиями, главным оружием которых являются противотанковые гранатометы. В Японии особенно подчеркивается «антитеррористический» потенциал машины, а также ее способность противостоять различным разновидностям российского РПГ-7.

Защите танка от РПГ во время его разработки было уделено очень большое внимание. Тип 10 оснащен керамической модульной композитной броней, которая аналогична броне немецкого танка Леопарда 2A5. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защиту бортов по сравнению с ОБТ Тип 90 и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Стандартная боевая масса танка – 44 тонны, при применении дополнительных модулей бронирования она может быть доведена до 48 тонн. Помимо этого Тип 10 оборудован автоматической системой пожаротушения (ППО) и системой коллективной защиты (ПАЗ). На башне танка расположены дымовые гранатометы, которые приводятся в действие по сигналу от датчиков лазерного облучения.

Танк обладает высокой подвижностью, что обеспечивается использование мощного дизельного двигателя – 1200 л.с., удельная мощность составляет 27 л.с./т. На танке установлена бесступенчатая трансмиссия, которая позволяет машине развивать скорость в 70 км/ч как вперед, так и назад. Использование гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает проходимость боевой машины, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также данное решение способно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.

Стоит отметить, что если по составу вооружения и скоростным характеристикам новый танк Тип 10 соответствует принятому на вооружение в 1989 году танку Тип 90, то по возможностям СУО и другого установленного электронного оборудования, он должен его превосходить.

В свое время главной претензией японских военных к танку Тип 90 была его очень высокая стоимость – порядка 7,4 млн. долларов, что на 3 млн. долларов больше, чем стоимость американского ОБТ «Абрамс». Также их не совсем устраивали его массогабаритные характеристики, которые препятствовали самостоятельному передвижению танков внутри Японии и их свободной транспортировке железнодорожным транспортом. По причине сравнительно большой массы танка Тип 90 (50 тонн) его передвижение по дорогам за пределами острова Хоккайдо было сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могли выдержать вес данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать вес до 44 тонн, 65% — до 50 тонн и около 40% — до 65 тонн (масса современных западных ОБТ).

Исходя из этого, при разработке нового танка Тип 10 компания Mitsubishi Heavy Industries прислушалась к пожеланиям военных и создала более компактный и дешевый вариант танка. 40-тонный Тип 10 был создан с принятием во внимание ограничений, накладываемых японским транспортным законодательством. Его вес меньше западных ОБТ и на 10 тонн легче своего коллеги Тип 90. В соответствии с японскими законами, которые запрещают использование большегрузных транспортных средств в некоторых районах страны, Тип 90 невозможно было использовать за пределами острова Хоккайдо, за исключением ряда учебных центров. В то же время новый ОБТ Тип 10 можно будет перевозить с использованием самых обычных коммерческих трейлеров.

Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков Тип 10. Первые закупленные танки Тип 10 поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный новыми танками, был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи. Военные эксперты считают, что в перспективе танк Тип 10 может быть выведен на международный рынок вооружений.

Источники информации:
-http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/Tank10/tkx.php

-http://www.army-guide.com/rus/product4134.html
-http://vpk.name/news/88553_yaponskie_tanki__tip_10_tip_90_i_perspektivnyii__tank_22.html
-http://ru.wikipedia.org

topwar.ru

Силы самообороны – это официальное название вооруженных сил в современной Японии. В соответствии с Потсдамской декларацией в 1945 году армия страны была разоружена и демобилизована. 30 ноября того же года распустили Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами. Японские военнослужащие были лишены прав на пенсию.

В конституции Японии, принятой в 1947 году, в статье 9 говорится: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной выше, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».

Однако это положение никогда не трактовалось слишком прямолинейно. Еще в январе 1950 года главнокомандующий американскими оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур в обращении к японскому народу заявил, что Япония имеет право на самооборону. Через несколько месяцев, 8 июля в соответствии с его приказом началось формирование полицейского резервного корпуса численностью 75 тысяч человек.

Заключенный в 1951 году японо-американский договор о гарантии безопасности гласил, что сама Япония будет все в большей мере принимать на себя ответственность за собственную оборону против прямой и косвенной агрессии. В августе 1952-го японское правительство преобразовало полицейский резервный корпус в корпус национальной безопасности и увеличило его численность до 110 тысяч. В сентябре 1953-го на базе этого корпуса началось создание Сил самообороны – это название с 1 июля 1954 года сохраняется за японскими вооруженными силами до нынешнего дня.

Структура армии

Окончательно структура Сил самообороны Японии была сформирована к 1976 году и с тех пор не претерпела значительных изменений. Верховным главнокомандующим является премьер-министр, при котором существует консультативный орган – Совет национальной безопасности, а непосредственное управление войсками и флотом осуществляют Управление национальной обороны (УНО) и Объединенный комитет начальников штабов с соответствующими штабами родов войск.

Основной управляющий орган в этой системе – УНО, руководит которым гражданский начальник управления в ранге государственного министра. В Силы самообороны входят сухопутные, воздушные и морские силы самообороны. Сухопутные подразделения наиболее многочисленны. В них служат 148 тысяч человек. Они состоят из пяти армий, 13 дивизий (в том числе одной танковой), нескольких бригад (в том числе одной воздушно-десантной) и ряда частей центрального подчинения. На вооружении сухопутных сил находится более 1000 танков, 2000 артиллерийских орудий и реактивных установок, около 500 самолетов и вертолетов.

Единственная японская 7-я танковая дивизия считается основной ударной силой сухопутных войск. Она предназначена для нанесения контрудара, а также для прикрытия флангов пехотных дивизий и решения других задач. Дивизия имеет 7 полков (три танковых, мотопехотный, артиллерийский, зенитный ракетно-артиллерийский, тылового обеспечения), 3 батальона (разведывательный, инженерный, связи) и две роты (штабную, армейской авиации). Численность личного состава около семи тысяч.

Вооружение дивизии: свыше 200 танков, более 200 боевых бронированных машин, до 70 орудий полевой артиллерии и минометов. Дивизия дислоцируется на острове Хоккайдо и подчинена командованию армии «Север» – самой крупной и боеспособной в Силах самообороны. Помимо танковой дивизии, бронетанковая техника состоит на вооружении и других подразделений. Так, в составе каждой пехотной дивизии имеется танковый батальон, насчитывающий до 60 боевых машин.

«74» – основа бронетанковых войск

В 50-е годы, на начальном этапе строительства Сил самообороны на их вооружении состояла в основном американская боевая техника, в том числе легкие танки М24 и М41, а также средние М4А3 и М47. Однако уже в 1954-м в Японии началась разработка собственных средних танков первого послевоенного поколения.

С 1957 по 1962 год было изготовлено несколько прототипов под индексами от ST-A1 до ST-A4. В их конструкции, с одной стороны, продолжились довоенные традиции японского танкостроения, связанные с установкой дизеля воздушного охлаждения в корме корпуса при передних ведущих колесах, с другой – совершенно очевидно, что прототипом при проектировании послужил американский танк М47.

В 1962 году новый средний танк был принят на вооружение под маркой «61». Он находился в серийном производстве с 1962 по 1972 год. За это время фирма Mitsubishi Heavy Industries выпустила 560 единиц. В связи с поступлением в войска во второй половине 90-х годов танков «90» машины «61» были сняты с вооружения. К 2000-му в Силах самообороны их уже не осталось.

Разработка нового среднего танка была начата фирмой Mitsubishi Heavy Industries в 1962 году и проходила в рамках программы, предусматривавшей усиление новыми машинами парка танков «61», а затем и полную его замену. После семи лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – в сентябре 1969 года изготовлены два первых прототипа ST-B1. В них были учтены все тогдашние достижения мирового танкостроения, а также реализованы многочисленные оригинальные разработки японских конструкторов: автомат заряжания пушки, система дистанционного управления зенитным пулеметом, новая гидромеханическая трансмиссия, гидропневматическая подвеска опорных катков и многое другое.

До 1973 года была изготовлена серия прототипов от ST-B1 до ST-B6, конструкция которых по мере проектирования все более упрощалась. На вооружение японских Сил самообороны танк приняли в 1975-м под обозначением «74», в том же году началось его серийное производство. С 1975 по 1991 год изготовлено 873 единицы.

Компоновка танка «74» классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отличие от машины «61» на «74» механик-водитель располагается в носовой части корпуса слева. Корпус сварен из катаных броневых листов, башня – литая, полусферической формы, внешне напоминающая башни советских танков, а также башни машин AMX-30 и «Леопард-1». Максимальная толщина лобовой брони корпуса –110 миллиметров, угол наклона лобового листа к вертикали – 65 градусов. Все узлы и системы танка – национальной разработки, кроме 105-мм пушки L7A3, изготавливавшейся по английской лицензии.

Пушка имеет концентрическое противооткатное устройство и стабилизирована в двух плоскостях. Наведение пушки на цель и стрельбу могут осуществлять как командир танка, так и наводчик. В комплекс прицельных приборов машины входят комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел командира, в который встроен лазерный дальномер на рубине с дальностью измерения от 300 до4000 метров, основной перископический комбинированный прицел наводчика J-3 и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика.

Ночные приборы активного типа, подсветка производится с помощью ксенонового прожектора, установленного слева от пушки. Боекомплект танка состоит из 55 выстрелов, 4500 патронов калибра7,62 мми 660 патронов калибра12,7 мм.

На танке «74» установлен двухтактный дизельный 10-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi 10ZF 22WT с турбонаддувом. Его мощность – 720 лошадиных сил (529 кВт) при 2200 оборотах в минуту. В кормовой части в едином блоке с двигателем размещена механическая планетарная трансмиссия Mitsubishi MT 75A с фрикционным включением передач (6+1) и дифференциальным механизмом поворота. Подвеска гидропневматическая, регулируемая, клиренс изменяется от 200 до650 миллиметров, дифферент корпуса – плюс-минус шесть градусов, крен – плюс-минус девять градусов.

Установка упругих элементов подвески выполнена внутри корпуса. Натяжение гусеницы может регулироваться с места механика-водителя с помощью гидропривода натяжного механизма. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения (ОМП), автоматической системой пожаротушения (ППО) и оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ).

Боевая масса танка составляет 38 тонн. Максимальная скорость –53 км/ч, запас хода по шоссе –300 км. Экипаж – четыре человека. Ограниченная грузоподъемность шасси и относительно небольшая мощность двигателя не позволили провести модернизацию танка за счет повышения уровня броневой защиты и установки более мощного вооружения, как это было сделано в большинстве европейских государств и США. Тем не менее «74» по-прежнему остается основой бронетанковых войск Сил самообороны: по состоянию на 2010 год в боевых частях находилось 560 танков этого типа.

«90» – в пятерке лучших в мире

На базе танка «74» были разработаны 155-мм самоходная гаубица «75», БРЭМ «78», ЗСУ «87» и мостоукладчик «91». Первые три машины производились серийно и состоят на вооружении Сил самообороны.

С 1976 года для замены танков «61» и «74» фирмой Mitsubishi Heavy Industries разрабатывался новый танк под индексом ST-C. В проектировании участвовали немецкие фирмы Krupp-MaK и Krauss-Maffei AG, создававшие машины Leopard. Неудивительно, что принятый в 1989-м на вооружение основной боевой танк «90» имеет значительное внешнее сходство с танком Leopard 2.

Корпус и башня танка сварные, броня многослойная, разнесенная, с широким использованием керамических элементов. Верхний лобовой лист корпуса расположен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые листы башни расположены без каких-либо углов наклона. Защита корпуса усилена за счет противокумулятивных экранов.

Стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка германской фирмы Rheinmetall, выпускаемая в Японии по лицензии фирмой Japan Steel Works, может стрелять всеми боеприпасами этого калибра, разработанными в Германии и США. Для заряжания пушки используется автомат с применением механизированной боеукладки, расположенной в нише башни и вмещающей 20 выстрелов. Последнее обстоятельство японцы, по-видимому, посчитали достаточно веским основанием для ликвидации в составе экипажа заряжающего. Впрочем, не они одни.

Разработанная фирмой Mitsubishi Electric система управления огнем считается одной из самых совершенных в мире. Она включает в себя электронный баллистический вычислитель, автоматически учитывающий поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела.

Кроме того, в систему входят стабилизированный в двух плоскостях панорамный перископический комбинированный прицел командира с ночным тепловизионным и лазерным дальномерным каналами, стабилизированный в одной плоскости комбинированный перископический прицел наводчика с ночным тепловизионным каналом и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика.

Помимо пушки в комплекс вооружения танка «90» входят два пулемета: спаренный с пушкой пулемет «74» калибра7,62 миллиметраи зенитный пулемет М2НВ калибра12,7 мм, установленный на крыше башни между люками командира и наводчика. По бортам башни в кормовой ее части смонтированы шесть дымовых гранатометов «73» калибра60 мм. Боекомплект включает в себя 40 выстрелов, 4500 патронов калибра7,62 мми 660 патронов калибра12,7 мм. При стрельбе из 120-мм гладкоствольной пушки используются неоперенные бронебойные подкалиберные трассирующие снаряды с отделяемым поддоном и многоцелевые противотанковые кумулятивные снаряды с полусгораемыми гильзами.

Установленный на танке 10-цилиндровый двухтактный V-образный турбодизель жидкостного охлаждения Mitsubishi M-12ZG мощностью 1500 лошадиных сил при 2400 оборотов в минуту позволяет 50-тонной боевой машине развивать максимальную скорость70 км/ч. Хорошие показатели подвижности обеспечиваются и гидромеханической трансмиссией с блокируемым гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой передач (4+2) и гидрообъемной передачей в приводе поворота.

Ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска комбинированная, на двух передних и двух задних опорных катках с каждого борта установлены гидропневматические сервомоторы, а на остальных – торсионные валы. Гусеницы имеют металлические беговые дорожки, РМШ и съемные резиновые накладки.

На танке «90» установлена быстродействующая автоматическая система ППО, реагирующая на ИК-излучение источника возгорания, и система защиты от ОМП. Имеется система предупреждения об облучении танка лазерными средствами противника.

Установочная партия новых танков была выпущена в 1990 году, серийное производство осуществлялось с 1992-го. По состоянию на 1 января 2010 года на вооружение Сил самообороны Японии поступил 341 танк «90». Следует отметить, что подобно большинству японских военных программ разработка танка «90» велась очень долго, а серийное производство шло крайне медленно, вследствие чего стоимость одной машины является самой высокой в мире. Вместе с тем, по оценке зарубежных специалистов, «90» входит в пятерку лучших танков мира. К настоящему времени производство «90» завершено.

«10» – новое поколение

13 февраля 2008 года в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последних лет. Прототип перспективного ОБТ был показан журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.

Представленная боевая машина имеет длину9,42 метра(с пушкой вперед), ширину –3,24 метра, высоту –2,3 метра. Масса – 44 тонны, экипаж – три человека. В башне расположено основное вооружение – 120-мм гладкоствольная пушка, 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы. Возможно, что новая машина так же, как и танк «90», оснащена автоматом заряжания, расположенным в кормовой нише башни. Максимальная скорость – около70 км/ч.

Как и предшественники, он имеет гидропневматическую подвеску, позволяющую менять клиренс танка и наклонять его на левый или правый борт. Обращает на себя внимание сокращенное по сравнению с машиной «90» количество катков – по пять на борт, при этом расстояние между ними больше. В целом по внешнему виду подвески новый танк напоминает ОБТ «74».

Новая машина вобрала в себя все наиболее современные наработки в области танкостроения. Она оснащена электронной системой C4I, совмещающей возможности управления, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками. Система управления огнем (СУО) дает возможность эффективно бороться с мелкими подвижными целями.

Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит танку одинаково успешно действовать в бою как с армиями, имеющими современные ОБТ, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз «антитеррористическому» потенциалу танка и его защите от различных разновидностей РПГ-7.

Во внешнем облике танка прослеживаются общие черты с такими современными ОБТ, как Leopard 2A6 и Merkava Мk 4. Но по габаритам и массе он ближе к российским.

Если по составу вооружения, подвижности новый танк соответствует танку «90», а по возможностям системы управления огнем и другого электронного оборудования, по всей видимости, должен его превосходить, то по габаритам и массе он меньше и ближе к «74».

Надо отметить, что основной претензией японских военных к «90» была как раз его высокая стоимость – 7,4 млн. долларов, на 3 млн. дороже, чем цена американского «Абрамса», а также массогабаритные характеристики, препятствующие свободной транспортировке танков железнодорожным транспортом и самостоятельному передвижению по дорогам внутри страны. Так что при создании нового танка Mitsubishi Heavy Industries Ltd. выполнила пожелания военных и разработала более дешевый и компактный вариант.

Танк был принят на вооружение Сил самообороны 10 января 2012 года под обозначением «10». Он призван заменить танки «74» и дополнить парк машин «90». В 2010-м Силы самообороны Японии заказали 13 танков «10» по цене 6,5 млн. долларов за штуку.

/Михаил Барятинский, vpk-news.ru/

army-news.ru

В 1962 году фирма «Мицубиси хэви индастриз» приступила к разработке основного боевого танка. Перед создателями нового танка были выдвинуты следующие требования: увеличить его огневую мощь, повысить защищенность и подвижность. Спустя семь лет работы фирма построила два первых прототипа, которые получили обозначение 8ТВ-1. На них испытывались такие решения, как механизированное заряжание пушки, установка вспомогательного двигателя, управление зенитным пулеметом изнутри танка, стабилизирование вооружения. На то время это были довольно смелые и редко встречавшиеся на практике решения. К сожалению, от некоторых из них в процессе серийного производства пришлось отказаться. В 1971 году был построен прототип 8ТВ-3, в котором отсутствовала система механизированного заряжания пушки. Последний прототип, получивший обозначение 8ТВ-6, был представлен в 1973 году. Тогда же и было принято решение о развертывании серийного производства новой машины, которая стала окончательно называться Тип 74.

Основной танк «74» имеет классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Его корпус сварен из броневых плит, башня литая. Баллистическая защита улучшена путем применения башни обтекаемой формы и больших углов наклона верхних броневых плит корпуса. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса составляет 110-мм при угле наклона 65°. Основным вооружением танка является 105-мм английская нарезная пушка L7А1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Она производится по лицензии фирмой «Ниппон Сэйкосе». Противооткатные устройства были модернизированы. Из нее можно вести огонь 105-мм боеприпасами, применяемыми в армиях стран НАТО, в том числе американским бронебойным подкалиберным снарядом М735, выпускаемым в Японии по лицензии.

В боекомплект танка «74» входят только бронебойные подкалиберные и бронебойно-фугасные снаряды, всего 55 выстрелов, которые размещены в нише кормы башни. Заряжание ручное. Углы наведения пушки по вертикали от -6° до +9°. За счет гидропневматической подвески они могут быть увеличены и составлять от -12° до +15°. Вспомогательное вооружение танка «74» включает расположенный слева от пушки 7,62-мм спаренный пулемет (боекомплект 4500 патронов). На башне между люками командира и заряжающего на кронштейне открыто установлен 12,7-мм зенитный пулемет. Огонь из него может вести как заряжающий, так и командир. Углы наводки пулемета по вертикали находятся в пределах от -10° до +60°. Боекомплект — 660 патронов.

 

pro-tank.ru

Japanese Tank Type 10 – video

13 February 2008 year in Japan held a public demonstration of a new generation tank, which encompasses all the most modern design solutions in the field of tank and was will build on the experience of conducting local conflicts of recent years. MBT promising prototype was presented to journalists at the research center of the Ministry of Defense of Japan in the city of Sagamihara. As with the predecessors, the new car has a hydropneumatic suspension, Allows you to change the tank clearance and tilt it to the left or right side. Noteworthy is reduced compared with the tank «90» the number of rollers — by 5 on Board, the distance between them is greater. I

tankimira.life

Танки Японии в 1918—1945 годах — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Запущенный в производство в 1938 году, «Чи-Ха» составлял основу японских танковых сил вплоть до конца войны

Танки в Японии появились впервые ещё в 1918 году, будучи закуплены за рубежом, а в 1920-е годы Япония смогла создать и первые подразделения, укомплектованные импортными танками. Уже во второй половине 1920-х годов в Японии начались работы по созданию собственных образцов, завершившиеся запуском первого танка в серийное производство в 1929 году. В 1930-е годы и в начале Второй мировой войны, производство танков в Японии всё возрастало, хотя их развитие тормозилось нехваткой финансирования, вызванной низким приоритетом, отводившимся бронетанковым войскам японским военным командованием вплоть до 1945 года. К 1945 году Япония занимала пятое место в мире по производству танков, однако она многократно отставала количественно от любого из четырёх основных мировых производителей — СССР, США, Германии и Великобритании. Танки активно использовались японскими войсками в Японо-китайской войне и Второй мировой войне, в том числе в ряде операций начального периода последней — с немалым успехом. Однако, продолжавшаяся нехватка финансирования и медленное внедрение новых образцов привели к тому, что к 1943 года Япония значительно отстала от ведущих мировых производителей бронетехники не только количественно, но и качественно, в результате чего в боях второй половины войны танковые войска Японии уже не смогли добиться сколько-нибудь значительных успехов. После капитуляции Японии в 1945 году, всякие разработки вооружения, в том числе и танков, в ней были прекращены, чтобы возобновиться уже только с

ru.wikipedia.org

Основной танк «Type 10» – наследник «Pajero»

В очередной раз японские инженеры показали миру, что их талант многогранен, и в той стране, где могут делать хорошие машины, могут сделать и неплохой танк.

Разработка танка под индексом ТК-Х началась в начале 2000-х гг., а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. В информационных материалах о японской бронетанковой технике сообщалось, что новая боевая машина должна заменить в Сухопутных войсках Японии отслужившие свой срок танки «Туре 74» и на новом качественном уровне дополнить парк танков «Туре 90». Разработку танка вели инженеры компании «Mitsubishi Heavy Industries Ltd». Одним из основных требований к новой боевой машине было значительное снижение массогабаритных характеристик по сравнению со стоящим на вооружении японской армии танком «Туре 90» с целью повышения подвижности машины в стесненных условиях горно-лесистой местности. А именно такой тип местности преобладает на территории Японии и соседствующих с ней территорий Северной Кореи, Китая и России. В то же время, японские военные потребовали на новой машине обеспечить защищенность и огневую мощь на уровне современных требований.

Как сообщали представители компании-разработчика, проектированием и созданием нового японского танка занимались исключительно только японские специалисты с использованием самых современных японских технологий.

По габаритам ТК-Х, который впоследствии получил наименование «Туре 10», стал ближе к японскому танку 1970-х годов «Туре 74». Предшественник новой машины – танк «Туре 90» помимо всего не устраивал японских военных по стоимости (она составляла примерно 7,4 млн. USD, что на 3 млн. USD дороже американского «Abrams»), а также, как уже говорилось, по массогабаритным характеристикам, которые ограничивали свободную транспортировку танков железнодорожным транспортом и самостоятельному передвижению по дорогам внутри страны. По причине сравнительно большой массы танка «Туре 90», которая составляет более 50 тонн, его передвижение по дорогам даже японских островов сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могут выдержать массу данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать нагрузку до 44 тонн, 65% – до 50 тонн и только около 40% – до 65 тонн.

Новая машина стала на 10 т легче, уже и короче, и по цене стала обходиться японским налогоплательщикам всего 6,5 млн. долларов США. Так что при создании танка «Туре 10» конструкторы знаменитых «Mitsubishi Pajero» и «Outlander Samurai» смогли выполнить пожелания и японских военных.

В Японии первая публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последнего десятилетия во всем мире, состоялась 13 февраля 2008 года. Опытный образец перспективного основного танка был представлен специалистам и журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.

 

Основной танк «Туре 10» выполнен по классической компоновке – отделение управления в носовой части корпуса, боевое отделение в башне и средней части корпуса, моторно-трансмиссионное отделение – в кормовой части корпуса. Экипаж машины состоит из трех человек: механик-водитель, размещенный в носовой части корпуса несколько смещен от центра продольной оси влево, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Рабочее место командира машины расположено справа от пушки, рабочее место наводчика – слева от пушки. Каждый из членов экипажа имеет персональный люк для посадки и высадки, закрывающиеся бронированными крышками. Крышка люка механика-водителя при открывании сдвигается влево. В ней установлены три перископических призменных прибора наблюдения, один из них – центральный направлен по ходу танка и имеет больший размер, чем два других, которые обеспечивают наблюдение в стороны бортов. Справа от люка механика-водителя на верхней лобовой детали смонтированы приборы ночного видения механика водителя.

На люке командира смонтирована командирская башенка, в которой по периметру установлены восемь призменных приборов наблюдения, обеспечивающие круговой обзор командиру. Также на командирской башенке смонтирована турель для установки 12,7-мм зенитного пулемета. Турель с пулеметом может вращаться вокруг люка командира танка по специальному кольцу, смонтированному на командирской башенке. Крышка люка командира при открывании отбрасывается вперед на 180° и становится горизонтально. Крышка люка наводчика прямоугольной формы при открывании отбрасывается назад и становится почти в вертикальное положение.

Боевая масса танка «Туре 10» составляет 44 тонны. Длина машины с пушкой вперед – 9,42 м (на 380 мм меньше, чем у танка «Туре 90», а по корпусу еще больше), ширина – 3,24 м (на 160 мм меньше, чем на танке «Туре 90»), высота по крыше башни и клиренсе 45 см – 2,3 м. Танк оснащен автоматом заряжания, расположенным в нише башни. По различным источникам в конструкциях корпуса и башни используется модульное бронирование с использованием композитной брони (применение в броневой преграде различных материалов – броневой стали, керамики, различных сплавов). Дополнительные броневые модули установлены на лобовой части башни и корпуса.

 

Огневая мощь

 

Основным оружием комплекса вооружения танка «Туре 10» является 120-мм гладкоствольная пушка, созданная японской компанией «Japan Steel Works». Данная компания производит 120-мм пушку Rh220/L44 для танка «Туре 90» по лицензии немецкой компании «Rheinmetall». Скорее всего пушка танка «Туре 10» создавалась на основе знаменитой немецкой пушки. Как оценивают эксперты, вероятно, что в перспективе танк «Туре 10» сможет получить новую пушку с длиной ствола 50 или 55 калибров. Ствол пушки оснащен теплоизоляционным кожухом для снижения воздействия неравномерного нагрева стенок ствола на точность и кучность стрельбы. Для стрельбы из пушки используются новейшие японские выстрелы с бронебойным подкалиберным и кумулятивно-осколочным снарядами. Однако пушка японского танка обеспечивает совместимость со всеми стандартными танковыми натовскими боеприпасами калибра 120-мм. Заряжание пушки производится с помощью современного автомата заряжания, обеспечивающего темп стрельбы не менее 7-8 выстрелов в минуту. Автомат заряжания с частью боекомплекта размещен кормовой нише башни. По некоторым данным, боекомплект машины состоит из 28 артвыстрелов, 14 из которых находятся в автомате заряжания, а остальные 14 в специальных укладках в корпусе машины (в танке «Туре 90» боекомплект состоит из 40 артвыстрелов, из которых в автомате заряжания находятся 18).

В качестве дополнительного оружия в танке «Туре 10» используется 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на турели на командирской башенке с лентой на 100 патронов в коробе. Зенитный пулемет дистанционного управления не имеет, для стрельбы из него командиру танка необходимо наполовину вылезти из своего люка, что не очень безопасно в боевой обстановке.

Танк «Туре 10» оснащен современной системой управления огнем, позволяющей вести эффективный огонь по неподвижным и движущимся целям с места или с ходу в любое время суток и в любых погодных условиях. В состав системы управления огнем входят многоканальные прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, бортовой компьютер с комплектом датчиков условий стрельбы, метеостанция, система контроля изгиба ствола, двухплоскостной стабилизатор оружия, автомат сопровождения цели, система опознавания «свой–чужой».

Прицельно-наблюдательный комплекс командира танка «Туре 10» имеет комбинированный (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) панорамный прицел, вращающаяся головка которого была приподнята и смещена правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора, чем это было на танках «Туре 90». На рабочем месте командира установлен 14″ цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen, на который выдается картинка с панорамного прицела. В случае необходимости, командир танка может брать управление оружием на себя. В этом случае наведение на цель он осуществляет с помощью «джойстика», установленного справа от командира.

Рабочее место наводчика оснащено комбинированным прицельным комплексом (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы), картинка с которого выдается на 14″ цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen. В случае выхода из строя системы управления огнем, для ведения огня наводчик может использовать телескопический оптической прицел, установленный слева от пушки над спаренным пулеметом. Управление оружием он осуществляет с помощью стандартного для танков НАТО пульта управления в виде штурвала (российские танкисты такой пульт именуют «Чебурашкой»).

По утверждениям представителя японского министерства обороны, система управления огнем СУО танка «Туре 10» позволяет эффективно бороться не только с танками противника, но и с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит новому танку одинаково успешно действовать в бою как с противником, имеющим в боевом составе современные основные танки, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз «антитеррористическому» потенциалу танка и его защите от различных модификаций РПГ-7.

 

Защищенность

 

Защите танка, и в первую очередь от гранат РПГ, во время его разработки было уделено очень большое внимание. Высокую защищенность нового японского танка обеспечивают сварные из броневой стали корпус и башня с установкой на них модулей с композитной броней, аналогичных тем, что устанавливаются на немецких танках «Leopard» 2A5 и 2А6. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защищенность по сравнению с основным танком «Туре 90» и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Дополнительную защиту бортов башни обеспечивают выполненные в ее контурах ящики с ЗИП, по типу как это выполнено на французском танке «Leclerc». Стандартная боевая масса танка составляет 44 тонны, но при применении дополнительных модулей бронирования с целью наращивания уровня защищенности танка, она может увеличиться до 48 тонн. Для ведения боя в городе, с целью повышения уровня защищенности машины, а также для выполнения других задач по инженерному оборудованию местности, на танк может навешиваться бульдозерное устройство.

Кроме того, на танке «Туре 10» установлен комплекс предупреждения о лазерном облучении, который информирует экипаж о лазерном облучении танка и выдает команду на постановку аэрозольной завесы, гранаты для постановки которой отстреливаются из специальных мортир, установленных в лобовой части башни по бортам. Датчики обнаружения лазерного облучения вместе с сенсорами системы опознавания «свой–чужой» установлены по углам башни.

Помимо этого новый японский основной танк оборудован автоматической системой пожаротушения (ППО) и системой коллективной защиты от оружия массового поражения.

 

Подвижность

 

Высокая подвижность нового японского танка обеспечена установкой на машину мощного дизельного двигателя в сочетании с высокоэффективными трансмиссией и подвеской.

На танке «Туре 10» установлен 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель, развивающий мощность 1200 л.с. при 2300 об/мин. Он обеспечивает машине удельную мощность 27,3 л.с./т и позволяет развивать машине максимальную скорость 70 км/ч, как вперед, так и назад. В трансмиссии танка, как и на многих современных автомобилях производства компании «Mitsubishi Motors», используется бесступенчатая автоматическая коробка передач с вариатором – CVT (Continuously Variable Transmission). Она в сочетании с гидрообъемным механизмом поворота обеспечивает машине высокую динамику при разгоне, эффективное торможение и возможность разворота танка вокруг своей оси – когда гусеницы вращаются в разные стороны.

Ходовая часть нового японского танка «Туре 10», в отличие от танка «Туре 90», из-за сокращения длины корпуса и массы машины имеет сокращенное количество катков – по 5 на борт. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы расположено в носу корпуса, ведущее колесо – в корме.

Использование полуактивной независимой гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает средние скорости движения по пересеченной местности, проходимость боевой машины, снижает утомляемость экипажа при совершении длительных маршей, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также благодаря гидропневматической регулируемой подвеске можно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.

 

Командная управляемость

 

Высокие достижения японских инженеров в области электроники и вычислительной техники позволили оснастить новый танк самым современным оборудованием. Танк «Туре 10» оснащен компьютерной системой управления, контроля и разведки C4I (command, control, communications, computers and intelligence), совмещающей в себе возможности автоматизированного управления, целеуказания, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками в реальном масштабе времени. Система C4I интегрируется с системой управления огнем танка, а также с новой автоматизированной системой управления тактического звена полкового уровня BRCCS (new Basic Regimental Command & Control System). В этом случае командиры подразделений в автоматизированном режиме смогут передавать данные о целях противника, выдавать командирам танков целеуказания на уничтожение той или иной цели исходя из тактической обстановки.

Командир танка «Туре 10» на дополнительном мониторе, установленном на его рабочем месте справа, может видеть в реальном масштабе времени сложившуюся обстановку, местоположение боевых машин своего подразделения, их состояние и техническую исправность, обнаруженные всеми средствами разведки цели противника на электронной карте местности, передавать и получать в режиме передачи данных команды, распоряжения и другую информацию.

Кроме того, танк оборудован навигационной системой GPS и современными цифровыми средствами связи, интегрированных с системой C4I.

 

В войска танки «Туре 10» стали поступать в 2010 году. Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков «Туре 10». Первые закупленные новые танки поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный танками «Туре 10», был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи.

До поступления на вооружение танков «Туре 10» в силах самообороны Японии имелось 980 танков, из которых 280 – это «Туре 90» и 700 – «Туре 74». В Сухопутных войсках имеется одна бронетанковая дивизия (около 200 танков) и по одному танковому батальону численностью около 60 танков в каждой из 9 пехотных дивизий. Причем все машины «Туре 90» сосредоточены именно в 7-й бронетанковой дивизии, входящей в Северную армию, дислоцированную на острове Хоккайдо. Это наиболее боеспособное, крупное по численности личного состава, количеству вооружения и военной техники, ударной и огневой мощи объединение Сухопутных войск.

С дальнейшим поступлением в армию танков «Туре 10», скорее всего, ими будут перевооружаться танковые батальоны пехотных дивизий, то есть будут заменяться устаревшие основные танки «Туре 74». Танк же «Туре 90» – вполне современная и слишком дорогая машина, чтобы выводить ее из боевого состава спустя 20 лет с момента принятия на вооружение и всего несколько лет после завершения серийного производства. Очевидно, что в перспективе эти танки пройдут не одну модернизацию, после которой ничем не уступят своим более молодым собратьям – «Туре 10». Эти машины после модернизации не станут более компактными и легкими, но в сочетании с танками «Туре 10» будут представлять грозную силу.

В новой военной доктрине, принятой в 2009 году, как и в предыдущей, Япония отказалась от концепции, основанной исключительно на принципе самообороны. Предусмотрено и ослабление запрета на экспорт вооружений за рубеж. В связи с этим, военные эксперты считают, что в перспективе танк «Туре 10» может быть выведен на международный рынок вооружений.


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Японский Тип 10. Танк без шансов на атаку

13:18 &nbsp10 Октября 2016

13 810

Силы самообороны Японии сильно ограничены послевоенной конституцией, которую Соединенные Штаты навязали капитулировавшей Японии. Согласно этому документу, Япония отказывается от войны, как от инструмента международного взаимодействия, и вообще не имеет армии. Правда, силы самообороны Японии выглядят достаточно мощными, но наблюдается явный перекос в сторону обороны.

Нынешнее правительство Японии считает текущую ситуацию оскорбительной, а конституцию излишне пацифистичной. И после недавних выборов правящая коалиция сумела получить парламентское большинство, что позволяет ожидать в ближайшее время изменение японской конституции. Правда, маловероятно, что сразу после изменения конституции японские силы самообороны переименуются в армию и немедленно отправятся воевать с Китаем. Зато откроется возможность для экспорта военной техники.

Фото: pro-tank.ru

Одним из основных кандидатов на продажу за рубеж японцы считают свой новейший основной боевой танк Тип 10, но эта машина хоть и является довольно современной, обладает рядом отличительных особенностей, которые делают перспективы экспорта этой машины весьма туманными.

Японская электроника

Сильной стороной этого танка является его электронная начинка. Система C4I  (command, control, communications, computers, and (military) intelligence) позволяет танкам Тип 10 обмениваться информацией между собой в автоматическом режиме в рамках подразделения. Это, несомненно, усилит боевые возможности японских бронетанковых частей. Не помешает система управления огнем, и автоматическая система выброса дымовых гранат при облучении танка лазерными лучами. Эти электронные помощники танкиста пригодятся любому современному танку, и наличие их на Тип 10 необходимо. Однако такие системы уже не в новинку.

А вот другие сильные стороны японского танка вполне могут стать препятствиями для экспорта.

Проблемы с лишним весом

Тип 10 изначально проектировался как более легкий, относительно своего предшественника, танк. Базовый вес машины не превышает 44 тонн, а если снять модульную металлокерамическую броню, то он сократится еще на 4 тонны. Небольшой вес обусловлен географическими особенностями Японии. Множество островов вулканического происхождения изобилуют оврагами, ущельями и провалами, через которые перекинуты мосты весьма умеренной грузоподъемности.

Фото: russian.china.org.cn

Даже облегченному японскому танку доступны для перемещений только 85% наиболее крупных мостов Японии, в то же время ОБТ ведущих танковых держав по массе приближаются к 50 тоннам, а некоторые, вроде израильской Меркавы или американского Абрамса, тянут на 60 с лишним тонн. Таким образом,  для перемещения по Японии Тип 10 приспособлен идеально, но при участии в международных тендерах выяснится, что ради меньшего веса пришлось пожертвовать броней.

Броня, подвеска и орудие

Тип 10 позиционируется японскими военными как идеальный танк для борьбы с нерегулярными войсками. Особое внимание уделено защите от РПГ-7 и его бесчисленных модификаций. Ради этого танк оборудован мощной бортовой броней, которую можно еще нарастить дополнительными модулями. Однако американский опыт войны на Ближнем Востоке показывает, что популярным средством противодействия танкам у боевиков являются мины, а вот с противоминной защитой у привыкших к действиям на родных островах японцев дела обстоят не лучшим образом.

Еще одним сомнительным преимуществом является гидропневматическая подвеска. В условиях сложного рельефа Японии она оказывается просто незаменимой, но в условиях относительно ровного театра боевых действий она становится скорее дополнительным сложным механизмом, который тоже может сломаться.

Фото: weapons-system.blogspot.ru

Что касается орудия, то здесь японские конструкторы не стали фантазировать и оснастили танк лицензионной копией немецкой танковой пушки Rheinmetall Rh-120 с длинной ствола 44 калибра. Стандартный натовский калибр позволяет использовать уже имеющиеся на складах снаряды, что является несомненным преимуществом. Но стоит помнить, что западные конструкторы уже вовсю работают над созданием 130 и 140 мм. орудий, которые будут устанавливаться на перспективные танки США и Германии. Таким образом, никакого преимущества в огневой мощи у Тип 10 не наблюдается.

В заключение

Японский Тип 10 безусловно является достойным представителем танковой семьи, вот только ориентирован он на боевые действия на родных островах. Это не удивительно для страны, которая последние полвека не помышляла о вооруженной экспансии. Но перспективы экспортных поставок ограничены этой же специфичностью танка.

Что касается возможности Японии вывезти из страны свои бронетанковые части для применения в масштабных боевых действиях за рубежом, то здесь стоит упомянуть о мизерных десантных возможностях японского флота. Перевезти хоть сколько-то значимое количество танков на материк Япония не в состоянии.

Таким образом, Тип 10 в ближайшее время останется исключительно средством обороны Японии от вооруженного вторжения. Ну а поскольку желающих вторгаться с оружием на территорию Японии не наблюдается, Тип 10 фактически становится танком без шансов на атаку. Не столько реальной боевой машиной, сколько демонстратором возможностей японской промышленности.

slovodel.com

Какой танк победит: российский, американский или японский?

На прошлой неделе в ‘The National Interest’ опубликована статья, в которой сравниваются российский танк Т–14 «Армата», японский Type 10 и американский M1 Abrams. «Абрамс» не вступал в бой с современными танками, пишет издание, и на протяжении десятилетий самым опасным потенциальным противником был российский Т–90, который имеет шанс на победу в борьбе с американским танком, «но вряд ли равный ему». Но теперь у России есть танк Т–14 на платформе «Армата». На перевооружение может потребоваться всего несколько лет, или несколько десятков лет, но, учитывая сохраняющуюся важность танков на современном поле боя, мало кто может сомневаться, что это на самом деле когда-нибудь случится, отмечается в материале.



 

Российский танк Т-14 «Армата» vs. японский Type 10 и американский M1 Abrams: кто победит?

Сегодня практически у всех государств, обладающих крупным военным потенциалом, есть мощный основной боевой танк. Но какой будет считаться лучшим из лучших? Возьмем, к примеру, танк M1 Abrams Армии США. Эффективный танк, который был значительно обновлен за последние годы, но сможет ли он соперничать с лучшим российским?

Говоря о Москве, у танка Т-14 есть важные, вызывающие интерес характеристики, хотя некоторые задаются вопросом, сможет ли страна позволить себе выпускать новый танк в количестве, которое имело бы значение на поле боя. Но есть такие страны, как Япония, которые делают некоторые самые современные образцы военной техники в мире, включая танки. Смогут ли танки Токио потеснить лучших из лучших?

Для того, чтобы так или иначе сравнить лучшие бронированные боевые средства этих трех стран, мы объединили две недавние статьи Кайла Мизоками и Себастьена Роблина, где рассматриваются подробности танков Т-14 «Армата», японского Type 10, а также американского M1 Abrams. Так какой танк лучше? Пусть начнется дискуссия.

***

Танки имеют чрезвычайно важное значение для мощной военной державы, как Россия. Танки позволили Красной Армии контратаковать во время Второй мировой войны, заставив отступить Германию и ее союзников назад в Берлин. Танки защищали от сил реакционного империализма во времена холодной войны, и потом сформировали основу российской обороны с применением неядерного оружия.

Ранее в этом месяце в российских обзорах текущих событий говорилось о первых поставках танка Т-14 «Армата» прямо с «Уралвагонзавода» (прим.pro-tank.ru: новости в СМИ от 06.09.2016 о поступлении более сотни танков Т-14 «Армата» в опытно-боевую эксплуатацию по контракту, заключенному Минобороны РФ с УВЗ). «Армата» — это именно то, что нужно России: свежее конструктивное решение с возможностью развития в течение следующих нескольких десятилетий. По данным RT, было заказано более ста Т-14. Этого достаточно, чтобы сформировать полк или бригаду, а также резервные части. Последующих 2200 танков вполне хватит для семи танковых дивизий.

Запад будет иметь дело с этим танком десятилетия. Через год после объявления о выпуске, что мы знаем о нем?

Танки «Армата»

Танки Т-14 на Параде Победы в прошлом году

Фото: Минобороны РФ.

Основные данные: длина «Арматы» составляет тридцать пять футов, весит танк пятьдесят тонн и имеет максимальную скорость по шоссе пятьдесят миль в час. В состав экипажа входят три человека, башня абсолютно необитаема. Танк вооружен 125-мм пушкой, 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом и 7,62-мм спаренным пулеметом.

Как и любой танк, «Армата» представляет собой сочетание защиты, огневой мощи и мобильности. Броня комбинированная, включающая новый стальной сплав, известный как 44С-СВ-Ш, разработанный НИИ Стали в Москве. Новая сталь, сделанная с помощью электрошлакового переплава, по-видимому, легче, чем традиционная, снижающая на «сотни килограммов» массу машины.

Боевая масса всего пятьдесят тонн подразумевает, что «Армата» заведомо имеет меньше брони, чем такие танки как Abrams и Challenger II, которые весят около семидесяти тонн. Это скорее всего из-за уверенности России в своих системах активной и пассивной защиты танка. Новый российский танк оснащен КАЗ «Афганит», который использует комбинацию средств обнаружения и кинетические снаряды, чтобы сбить приближающиеся реактивные противотанковые гранаты, противотанковые ракеты и подкалиберные снаряды. Танк также имеет средства маскировочных завес, ВДЗ «Малахит», решетчатые экраны, закрывающие двигатель, и даже электронную противоминную систему для предотвращения взрыва противотанковых мин.

Еще одна защитная мера, которую оценит экипаж: боеприпасы орудия, как и в «Абрамсе», хранятся отдельно от экипажа. Это означает, что личный состав, вероятно, избежит судьбы многих сирийских экипажей Т-72, которые встретили свою смерть после того, как кумулятивный боеприпас подрывал боеукладку.

Танк Т-14 в настоящее время вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой 2A82, которая лучше 2A46 танка Т-90, и по данным российских Вооруженных сил, на 17 процентов более мощная, чем натовская 120-мм пушка концерна «Рейнметалл». Сейчас разрабатывается подкалиберный бронебойный снаряд со стабилизатором и отделяющимся поддоном (сокр.: APFSDS) «Вакуум-1». По слухам, «Вакуум-1» способен пробить броню в тысячу миллиметров гомогенной катаной стали с расстояния два километра. Для целей, находящихся на значительном расстоянии, на дальности до восьми километров, у «Арматы» будет противотанковая ракета 3УБК21 «Спринтер». Автоматическая система заряжания, как сообщается, обеспечивает ведение огня десять выстрелов в минуту.

По данным российских государственных СМИ, в перспективе «Армата» будет усилена и получит 152-мм орудие. Это аналогично тому, что Армия США приобрела M1 Abrams, первоначально вооруженный 105-мм пушкой L7, а затем производится со 120-миллиметровой Rheinmetall M256.

Поначалу наблюдатели американской армии заявили, что «Армата» будет оснащаться челябинским дизельным двигателем мощностью до 1500 лошадиных сил. В настоящее время, однако, используется двигатель уменьшенной тяги 1350 л.с., и гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, кажется, уходит от прямого ответа по спецификации оригинала в 1500 л.с., говоря RT: «Форсирование двигателя рассчитано на будущее, но мы считаем, что чем больше форсировать двигатель, тем меньше у него ресурс». Как можно заметить, отношение мощности к весу у «Армата» 27:1 — прилично по современным стандартам — но при увеличении массы до шестьдесяти пяти тонн, это значение снизится к неблестящим 20:1.

«Уралвагонзавод» также заявляет, что со временем у «Арматы» будут свои собственные беспилотные летательные аппараты для разведки и целеуказания, но пока еще неясно, кто из трех человек экипажа получит дополнительную нагрузку. (Прим.pro-tank.ru. Олег Сиенко в интервью РИА Новости 18.04.2016 сказал: «Использование беспилотника предполагается на тяжелой БМП Т-15 на платформе «Армата». Это обязательный элемент в тактическом звене. Без глаз двигаться в колонне крайне сложно, поэтому беспилотник там предусмотрен и мы будем его активно внедрять»). Если этого недостаточно, также утверждает УВЗ, то Т-14, в конечном итоге будет полностью беспилотным.

Как описывается в российской прессе, «Армата» является настоящим супертанком, оснащенным абсолютным новейшими устройствами. Неважно, подлинная ли эта информация, слухи или пропаганда, но одно можно сказать точно — все это указывает на направление в танкостроении, которое Москва хочет продолжить. Чтобы добиться успеха «Армате» может потребоваться всего несколько лет, или несколько десятков лет, но, учитывая сохраняющуюся важность танков на современном поле боя, мало кто может сомневаться, что это на самом деле когда-нибудь случится.

***

Как страна, которая производила исключительно плохие танки во время Второй мировой войны, Японии в послевоенный период пришлось многое преодолеть, чтобы изменить такую репутацию. Танки военных лет, такие как Type 97 «Chi-Ha», на десять и более лет отставали от остального мира в период исключительно быстрого развития бронетехники.

Япония восстанавливала промышленность и специализировалась на легковых и грузовых автомобилях, а также на производстве танков в ограниченных масштабах, чтобы заменить американские M4A3E8 и  M24, подаренные Силам самообороны. Все танки Type 61, Type 74, Type 90, а теперь и Type 10 — надежной конструкции, более чем способны превратить танки потенциальных противников Японии в тлеющий лом. Примечательно, что каждое техническое решение имеет мало общего с предыдущими версиями.

Институт технических исследований и разработок Министерства обороны Японии приступил к разработке ОБТ 4-го поколения Type 10 в 2002 году. Планировалось, что машина должна дополнить более тяжелый танк Type 90 и полностью заменить тридцатилетний Type 74.

Габаритные характеристики Type 10 меньше, и, следовательно, тактически и стратегически он более мобилен. Значительная часть дорожной инфраструктуры Японии построена для небольших легковых и грузовых автомобилей, а мосты в горной местности часто имеют определенные ограничения по весу. Существуют также законы, которые запрещают эксплуатацию тяжелых транспортных средств, в том числе и танков СВ Сил самообороны, на большинстве дорог. Тип 10 задумывался, как небольшой танк, чтобы соблюдать правила движения и быть достаточно маленьким и легким для пересечения некоторых крупнейших гражданских автомобильных мостов. Это также делает Type 10 более подходящим для воздушного и морского транспорта.

Type 10 разрабатывался, как быстрый танк с высокой подвижностью. Он оснащен четырехтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем, выдающим 1200 лошадиных сил. И приводит к удельной мощности двадцать семь лошадиных сил на тонну, что делает его быстроходным для основного боевого танка. Танк способен развивать скорость сорок три мили в час на дорогах и, благодаря бесступенчатой трансмиссии, может идти так же быстро задним ходом.

Танки Японии

Японские танки: Тип 74 и Тип 10

Фото: Wikimedia Commons, STRONGlk7.

Бронезащита танка Type 10 характеризуется, как улучшенная, по сравнению с Type 90. Масса машины с основным вариантом комплектации брони составляет 40 тонн, или только 60 процентов веса M1 Abrams. Дополнительная броня увеличивает массу машины еще на восемь тонн. Сама броня — керамическая, композитная. Ее модульный, сменный характер и высокий коэффициент мощности к массе должны гарантировать танку бронезащиту современного технического уровня, несмотря на развитие противотанковых средств поражения.

В дополнение к броне, машина защищена приемником лазерного облучения, который информирует экипаж, когда на танк направлен луч ракеты с лазерным наведением. Он соединен с системой дымовых гранатометов, которая автоматически окутывает танк дымовой завесой при обнаружении лазера противника.

Основное вооружение — 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная Japan Steel Works. АЗ исключает необходимость в заряжающем. Калибр пушки L44 такой же, как у M1A2 Abrams, и ее можно более безопасно перемещать в лесистой местности; но в следующей модификации возможна установка орудия L55 большего калибра. Танк оснащен панорамным прибором дневного и ночного видения и фронтальными прицелами для командира и наводчика.

Дополнительное вооружение танка Type 10 состоит из крупнокалиберного пулемета M2 на командирской башенке, который может управляться дистанционно. Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет смонтирован внизу основного орудия, управляется наводчиком.

Одной из наиболее интересных особенностей танка являются его сетевые возможности, которые позволяют формировать беспроводные сети на поле боя. Мало что известно о многофункциональной информационно-управляющей системе, но предположительно она может осуществлять автоматический обмен информацией между танками в полковой системе оперативного управления для взаимодействия с мотопехотой бронетанковых войск. Танк даже может совместно обмениваться данными, собранными с панорамного прицела.

Еще одной особенностью, которую стоит отметить, является конструкция активной, гидропневматической подвески. Она обеспечивает плавный ход во время марша по пересеченной местности, способствуя гораздо более точной стрельбе в движении. И также позволяет танку корректировать положение, как автомобиль с низкой посадкой, поднимая левый или правый борт, наклоняя вперед или назад для того, чтобы снизить заметность на рельефе местности. Ходовая часть может помочь танку в полной мере использовать пересеченную местность при ведении огня с полузакрытой позиции, максимально снижая его контур, сохраняя при этом возможность поражать цели.

У танка Type 10 отличное общее техническое устройство, но значительная часть первого этапа разработки прошла до использования самодельных взрывных устройств, особенно с боевыми кумулятивными зарядами, ставшие обычным явлением. Облегченная конструкция также предполагает лишь минимальную защиту от подрывов снизу.

Ослабление запрета Японии на экспорт вооружений означает, что Type 10 может стать первым, когда-либо экспортируемым, японским танком. И все же, преимущества по сравнению с аналогичными, проверенными временем, машинами такими, как M1 Abrams и Leopard 2, относительно минимальные, и вряд ли у Type 10 будет большой успех за рубежом. Независимо от этого, Япония намерена производить собственные танки, будет ли успех за границей или нет, и она продолжит оплачивать свои отечественные основные боевые танки.

***

Я вспоминаю, как еще в 1990-е годы читал хвалебную песнь танку M1 Abrams Тома Клэнси (прим.pro-tank.ru: американский писатель описывал альтернативную историю) «Тяжелая кавалерия», где он поведал, что неубиваемый танк никогда не был выведен из строя вражеским огнем. 120-мм пушка «Абрамса» без труда срывала башни танков Т-72 в военных действиях в районе Персидского залива, в то время как российские противотанковые ракеты и 125-мм снаряды не могли пробить броню типа «чобхэм» американского танка. И вообще, собственная пушка едва пробивала броню «Абрамса» из сплава обедненного урана.

Затем «Абрамс» задействовали во многих боевых действиях и он должен был оставить свою непобедимую репутацию. Во время американского вторжения и оккупации Ирака несколько танков были подбиты самодельными взрывными устройствами и РПГ по уязвимой кормовой броне, некоторые танки были выведены из строя противотанковыми ракетами российского производства, такими как АТ-14 «Корнет». Десятки танков Abrams Саудовской Аравии и Ирака были уничтожены такими ракетами в ходе продолжающихся конфликтов в Йемене и Ираке.

Американский танк

Танк «Абрамс» уничтожен в Ираке.

Фото: Wikimedia Commons, DoD photo by LCPL Jennifer A. Krusen, United States Marine Corps.

«Абрамс» также не вступал в бой с современными танками. Собственно, «Абрамс» вряд ли имеет себе равных в своей (очень тяжелой) весовой категории: другие машины, такие как немецкий Leopard 2, британский Challenger 2, французский Leclerc и израильский Merkava 4 обладают таким же уровнем огневой мощи и защищенности, хотя, конечно, каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. И все же, ни один из них, вероятно, никогда не будет стрелять в «Абрамс», так что, это не вопрос. Самым опасным потенциальным противником на протяжении десятилетий был российский танк Т-90 — машина, которая имеет шанс на победу в борьбе против «Абрамса», но вряд ли равная ему.

И наконец, новый российский танк Т-14 «Армата» представляет сложную задачу для «Абрамса». При том, что танк Abrams все еще, кажется, имеет небольшое преимущество в стандартной бронезащите, но «Армата» компенсирует это сочетанием динамической защиты и новейшего комплекса активной защиты «Афганит» с радарным управлением, способным сбивать снаряды и ракеты. Новая 125-мм пушка 2A82 также улучшила бронепробиваемость T-14, то есть лобовая броня «Абрамса» может быть уязвима на близкой дальности действительного огня (возможно, 1500 метров и менее).

Хотя все еще можно дискутировать о превосходстве танков — они, несомненно, способны уничтожить один другого — но «Абрамс» больше нельзя воспринимать, исходя из несовершенства противостоящих танков.

SEP V3 Abrams

(примечание: SEP V3 — System Enhancement Package version 3 —
т.е. третий пакет улучшенных систем).

Другое дело, в 90-х годах говаривали: «Наземные войска не воюют в городах». Но во время американского вторжения и оккупации Ирака, когда проводилось невообразимо много армейских операций в местности с населенными пунктами, с рядом обновлений срочно был введен в эксплуатацию набор дополнительного оборудования TUSK («танковый набор для выживания в городе»), чтобы справиться с нападением из засады с любого направления. Многие из этих обновлений были стандартизированы в более позднем Abrams, включая улучшение бронирования днища, единую орудийную систему с дистанционным управлением CROWS — главным образом, это пулемет 50-го калибра с дистанционным управлением, чтобы экипаж не подвергался опасности при стрельбе — и добавлена динамическая бронезащита уязвимых сторон башни.

В Армии США уже давно избегали динамическую защиту из-за ограниченного ресурса и возможности ранить свою пехоту; однако, ДЗ — относительно легкое и недорогое средство защиты уязвимой бортовой брони «Абрамса» от маскирующихся расчетов РПГ противника.

Самой поздней модификацией «Абрамса» стал комплекс доработки SEP V3. Многие из его особенностей практичны: обновлены компьютеры, а также новая вспомогательная силовая установка (APU), которая позволяет «Абрамсу» поддерживать свои сложные системы в рабочем состоянии при выключенном двигателе, улучшая топливную эффективность откровенно прожорливых газотурбинных двигателей. Ремонтопригодность улучшена благодаря модульным сменным кабелям.

Танк Abrams M1A2 SEP v.3

Опытный образец модернизированного американского танка Abrams M1A2 SEP v.3 на выставке-симпозиуме Асcоциации армии США, 2015 год.

Есть некоторые обновления поражающей способности, в частности, канал передачи данных для связи с новыми многоцелевыми выстрелами (AMP) с программируемым взрывателем. Это позволит основному орудию «Абрамса» стрелять фугасными многоцелевыми снарядами, которые взрываются прямо над вражескими войсками в укрытии, чтобы противостоять расчетам ПТУР противника. Также доступны другие режимы подрыва, включая и оптимизированный для пробивания стен. Улучшенный тепловизор FLIR улучшит возможности обнаружения и точность пушки. Переработанный пулемет низкого профиля с дистанционным управлением имеет улучшенные камеры.

Наконец — и, возможно, самое главное — была усилена броня из сплава обедненного урана. Как сильно, поинтересуетесь вы? Министерство обороны США, естественно, не сообщает. Все-таки динамическая защита не значится в основной комплектации. К тому же было установлено средство радиоэлектронного подавления, чтобы блокировать беспроводные самодельные взрывные устройства.

Крайне важная дополнительная комплектация: новый боекомплект и активная защита

Танк «Абрамс», может быть, получит ряд наиболее важных улучшений независимо от пакета обновления SEP V3.

Первые уже начали вводить в эксплуатацию в 2015 году: это — оперенный бронебойно-подкалиберный снаряд M829A4 с отделяющимся поддоном, самый поздний тип боеприпасов для 120-мм пушки M256. Боеприпас c многосоставным сердечником из обедненного урана был специально разработан, чтобы осилить комплекс динамической защиты «Реликт» новейших российских танков, в том числе Т-14 «Армата». Дальнейшие улучшения огневой мощи «Абрамса», вероятно, пройдут за счет увеличения эффективности потенциала боеприпасов, так как их легче модернизировать и заменить, чем основные орудия.

Еще одно новшество, комплекс активной защиты, имеет возможность радикально изменить защищенность танка — сочетая меры «поражение без разрушения», которые ставят помехи и дезориентируют управляемые ракеты, а также меры «полного уничтожения цели», когда буквально сбиваются снаряды противника. КАЗ, как правило, наиболее эффективен против ракет, хотя теоретически может быть действенным и против танковых снарядов; заряд M829A4 рассчитан якобы для преодоления этой защиты.

Израильская система активной танковой защиты «Трофи» имеет опыт, когда в ходе недавних конфликтов сбивались смертоносные противотанковые ракеты. Военные США пытались разработать свою собственную национальную систему, но недавно армия и морская пехота приступили к испытаниям «Трофи» на танках M1A2. КАЗ «Трофи» в принципе может быть приобретен «прямо со склада» и довольно быстро установлен, так что, если Минобороны примет решение, что «Абрамсу» требуется этот комплекс, то апгрейд можно провести относительно легко.

Другим обновлением, которое может быть быстро установлено, является бортовой приемник системы предупреждения о лазерном облучении. Он уведомит танкистов «Абрамса», если на машину наведен лазерный дальномер или комплекс наведения, и даст возможность экипажу включить заднюю передачу и отвести танк в безопасный район.

Нужно обратить особое внимание, что нет определенных планов по установке на SEP V3 Abrams двух последних технологий. Тем не менее, это заметные обновления, которые можно реализовать быстро и по разумной цене.

Будущее

В настоящее время армия планирует разработать более радикально модернизированный «Абрамс M1A3» к 2020 году. Информация краткая, но снижение массы семидесятитонного «Абрамса», по всей видимости, является одним из приоритетов. Безусловно, вес ограничивает возможность развертывания «Абрамсов» по всему миру, как и мосты, которые он может пересечь. Так, планируется установить облегченную пушку, заменить проводку на волоконно-оптические кабели — это снизит вес на две тонны, улучшить подвеску и приемник лазерного облучения. Другие усовершенствования несомненно рассматриваются, но подробности на данный момент отсутствуют.

Источник:

Читайте также:

< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Современные танки | Военное оружие и армии Мира

Окончание холодной войны, устранение блокового противостояния и распад Советского Союза привели к существенному снижению военных бюджетов в странах НАТО и бывших странах-участницах Варшавского договора — основных действующих лиц гонки вооружений. Значительные по численности танковые парки стали не нужны, программы производства были либо совсем свернуты, либо сильно сокращены. От излишков танков стали активно избавляться, что привело к существенному обновлению мирового танкового парка. Так, например, к началу XXI века в армии и национальной гвардии США не осталось танков серии М60, не говоря уже о М48. Бундесвер, полностью избавившись от«Леопард-1», вовсю распродает излишки танков «Леопард-2».

ЕВРОПА И США

Для сегодняшнего дня является характерным полное прекращение серийного выпуска танков в таких ведущих танкостроительных державах как США, Великобритания, Франция и Германия. В последней до недавнего времени сохранялось небольшое экспортное производство танков «Леопард-2А5» и «Леопард-2А6» в рамках шведского и греческого заказов. При этом лицензионное производство «Леопард-2А6» в 2003 году стартовало в Испании, а в 2006 году — в Греции. Впрочем, уже тогда из-за недофинансирования производство шло медленно, а сейчас из-за кризиса и вовсе встало. Совершенно ясно, что и Испании и уж тем более Греции сейчас не до «Леопардов». Американцы как всегда быстро подсуетились и предложили Греции 400 «Абрамсов» практически бесплатно — грекам нужно оплатить только транспортировку. Правда, «Абрамсы» модификации Ml А1, которые не идут ни в какое сравнение с «Леопард-2А6».

АЗИЯ

Другой характерной приметой нашего времени стало пополнение клуба стран-производителей танков несколькими азиатскими государствами — Южной Кореей, Пакистаном и Ираном. Вместе с Японией, Китаем и Индией они образуют азиатскую составляющую мирового танкостроения. Причем составляющую действующую. Здесь не только продолжается производство, но и ведется разработка и принимаются на вооружение новые образцы, такие как японский «Тип 10» и южнокорейский К2. И если японские и южнокорейские танки являются представителями западной школы танкостроения, то остальные государства Азии твердо идут советским путем, либо создавая свои боевые машины на основе советских образцов, либо производя российскую технику по лицензии.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Изменившаяся обстановка в мире (как сейчас принято говорить — «новые вызовы»), а также ограничение финансирования заставили ведущие державы сосредоточиться на новом этапе модернизации своих танков с целью продления сроков их эксплуатации до 2040 и даже до 2050 года. Надо сказать, что процесс этот идет не без успеха. При этом различные составляющие конструкции того или иного танка затрагиваются модернизацией в разной степени. Например, почти без изменений остаются силовые установки, трансмиссии и ходовые части. В том числе и из-за достаточно жестких весовых ограничений при модернизации. Больше уделяется внимания бронированию (навесные комплекты, встроенная защита нового поколения), вооружению (подкалиберные снаряды большого удлинения, усовершенствованные пушки и прицельные комплексы) и, конечно, электронике. В современных условиях не столь важно, с какой дистанции танк может поразить противника, важно, на какой дистанции он его сумеет обнаружить. «Абрамс» модификации М1А2 SEP V2, в электронику которого внедрены технологии, разработанные по программе «Боевые системы будущего», в состоянии обнаружить танк противника вне пределов прямой видимости, например, на обратном скате высоты: картинку в онлайн-режиме на дисплей командира танка могут передать командир пехотного подразделения, занимающего позицию где-нибудь на гребне высоты, или беспилотный самолет-разведчик. Наконец, командир танка может получить ее со спутника. Отнюдь не случайно современная цифровая танковая электроника, обеспечивающая совершенно иное качество ведения боя, составляет уже более 50 % стоимости танка. По упомянутой программе будет модернизировано 435 «Абрамсов» армии США. Примерно такое же оснащение имеют «Леопарды» модификации 2А6 и французские «Леклерки». Впрочем, израильские специалисты утверждают, что электроника «Меркавы-4» гораздо совершеннее.

ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Наряду с модернизацией повсеместно продолжаются НИОКР по созданию основного боевого танка четвертого поколения. Подобные работы, разумеется, секретны, поэтому какой-либо детальной, а главное — достоверной, информации о перспективных машинах получить практически невозможно. Об их характеристиках можно судить лишь по косвенным признакам, на основе элементов, которые обкатываются на последних модернизированных образцах танков третьего поколения. И тут Россия снова громко заявила о себе, как о законодателе мод в мировом танкостроении — 9 мая 2015 года в Москве на военном параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне был показан танк четвертого поколения Т-14. Эта машина является основой новой боевой платформы «Армата» — целого семейства боевых бронированных машин различного назначения.