Современные французские танки – Леклерк (танк) — Википедия

Леклерк французский танк AMX-56 | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения

Леклерк французский танк AMX-56 основная боевая единица бронетанковых французских вооруженных сил и ВС Объединённых Арабских Эмиратов.

Самый дорогой, самый компьютеризированный (в смысле навороченный), самый легкий из одноклассников, и еще много чего самый. Самый противоречивый танк, не во всем доведен до ума, но задавший направление движения всей танковой отросли. Кстати это французы делают второй раз, первый был Рено.

французский танк Леклерк AMX-56

AMX-56 полностью отвечающий современным требованиям (это цитата из рекламы), при том, что в реально боевых действиях участия практически не принимал.
Леклерк французский танк AMX-56, очень сложен для производства и в конечном счете дорог.
Несмотря на современные качества и наличие перспективных модификаций, АМХ-56 leclerc именно как боевой танк остается загадкой. Его конкуренты немецкий Leopard 2, американский M1 Abrams и британский Challenger 2 - все давно себя хорошо зарекомендовали на протяжении различных боевых действий.

Леклерку немного довелось поучаствовать в миротворческих операциях в Косово и Ливане.  В феврале 1999 года 15 «leclerc» в составе французского контингента прибыли в Косово. В настоящее время 13 танков этого типа и одна БРЭМ находятся в составе контингента войск ООН в Южном Ливане.
К моменту своего создания, leclerc был первым боевым танком произведенным Францией после перерыва почти в 30 лет, и расценивается в определенной степени как символ национальный гордости.

На сегодняшний день, Леклерк используется лишь французы и Объединенные Арабские Эмираты.

"Первоначально проектировался совместно с немцами," пишут всякую чушь про это, копируя с сайта на сайт. Я вообще слабо верю что в те годы между ними в военной сфере было какое то сотрудничество. Как это представить, в нашем понимании "колхоз". Кто будет платить за разработку? А если требования ВОЕННЫХ к танку разные? У германских одни, у французских другие. Разрабатываем дяде, да еще и на свои бабки. В менее серьезных "многонациональных" инициатив, тандемы и трио как правило разваливаются.

Тем не менее немцы продолжили развивать семейство танков Leopard 2 (есть мнение, что именно он лучший) , если кто не в курсе именно эта машинка стоит на вооружении блока НАТО, а не дядя Абрамс, как может показаться на первый взгляд.

Леклерк AMX-56 рабочее место механика водителя

Получив задание от МО с их требованиями и видению танка, в 1970-х годах, французы приступили к созданию. С 1983, начинают творить, "причем так же как и мы, потихоньку неспехом", испытывают различные компоненты, схемы и концепции. Первый настоящий прототип (вместе с пятью другими) был реализован в 1989 году.
После тестирования в армии, - обозначен как "АМХ-54" - был принят в эксплуатацию. Заметьте за 25 лет практически ничего нового, только потихоньку доводят имеющийся. Кстати танки четвертого поколения нигде в мире так так и не созданы.

Производство началось в 1990 году (в GIAT Тарб для компонентов башни и GIAT Роанн для корпуса и окончательной сборки). Поставки начались в 1991 году, но официально начиная с 1992 года.

AMX-56 Леклерк место наводчика

Танк получил название "leclerc", в честь французского генерала Филиппа Леклерк де Hauteclocque.

От срыва гусеницы не застрахован никто

После международного конкурса в начале 1993 года Объединенные Арабские Эмираты выбрали основной боевой танк «Леклерк» концерна «Жиат индастриз» для вооружения своих танковых и механизированных частей. Первые два были доставлены в ОАЭ в конце 1994 года российскими военно-транспортными самолетами Ан-124. Оперативно использоваться в армии ОАЭ начал в 1996 году.

французский танк AMX-56 на службе у Объединённых Арабских Эмиратов

По сравнению с другими западными основными боевыми танками, "то есть про наш любымый ТЕШКУ, речь не ведем", leclerc один из самых легких современных основных боевых танков в эксплуатации 54500 кг (54,5 тонн).
Внутренне, в отличие от Leopard 2, М1 Abrams или Challenger 2, Леклерк с автоматом заряжания (производства Крезо-Луар) орудия. Эта функция кстати взята из советской конструкторской школы. Автомат заряжания позволяет уменьшить общий профиль, и довольствоваться тремя членами экипажа, - командира, наводчика и водителя.

В Леклерк, водитель сидит в левой передней части корпуса, наводчик сидит справа от пушки в башне и командир слева от пушки, также в башне. Кто где сидит писать больше не буду :-), начнем про главные отличия.

Это гладкий и современный внешний вид, скажем даже элегантный с хорошо наклонной лобовой плитой. Корпус и башня, многослойная броня с керамическими прокладками. На нем впервые применена частичная модульная броневая защита передней части корпуса. Что это такое. В случае повреждения можно заменить, отдельный модуль. Каждые пять лет броня танка устаревает, не способна противостоять все более развивающимся противотанковым средствам. Так вот модули можно менять, постоянно поддерживая неуязвимость.

французский танк рабочее место командира

Полностью цифровая система управления танком (мнение экспертов, задумка хороша, но очень капризна), контролирует работу всех систем: систему управления огнем (СУО), бортовой лазерный дальномер, баллистический вычислитель, пассивное ночное видение и различных прицельных оптик. Навигация, цветное отображение карты демонстрация в настоящее время активных целей, планирование маршрута миссии, опция свой-чужой. Короче полный фарш. Как заявлено может вести огонь по шести целям в течении минуты. Правда все это пока еще плохо работает, велики отказы техники. Очень дорогое и высококвалифицированное тех. обслуживание. К примеру, замена гусениц необходима каждые 3000 км, около 100 000 доЛЛАров.

Но технические идеи которые заложены в танк очень перспективны. Кстати игроки на танковом рынке, некоторые концепции  уже берут на вооружение, планка поднята, высоту надо брать. Это очень дорогая "игрушка", всего шесть-семь государств ведут разработки по настоящему серьезных машин, это Англия, Германия, Франция, Израиль, США, Украина и само собой Россия.

Леклерк французский танк AMX-56, башня-привод электрический, с ручным резервным. Пушка стабилизирована на обоих осях, что позволяет вести стрельбы "на ходу" с точными результатами.

Банальный наезд на легковушку, ничего не говорящий о боевых возможностях танка

Само собой есть различные перископы и комбинированные прицелы, про связь на  современных машинах как то и говорить стыдно, есть конечно же.

А вот подвеска гидропневматическая, для комфортной и быстрой езды это хорошо.  120 мм GIAT CN120-26/52 серии гладкоствольная пушка (более легкая относительно пушек такого же калибра у соперников), пять типов 120мм снарядов. За счет более длинного ствола (около метра длиннее), самый мощный выстрел однотипным снарядом. По заявлениям, в течении минуты может обстрелять пять целей, с вероятностью поражения 90%. Таким образом экипаж МОЖЕТ ПОРАЖАТЬ ВСЕ от вражеской брони (в том числе укрепленных позиций) до  концентрированных скоплений войск. Типы боеприпасов из стандартных размеров НАТО.

зенитный пулемет, дистанционного типа, на заднем плане видны отверстия установки противопехотных и дымовых гранат

Темп огня 12 выстрелов в минуту. Еще одна деталь, редкость в западных танках. Курсовой пулемет 12,7 мм, против легкобронированных машин, именно тяжелый пулемет (курсовые как правило, калибра 7,62-мм). Против воздушных угроз, зенитной пулемет 7,62-мм.

Леклерк французский танк AMX-56 ТТХ

  • Страна Франция, начало поступления на службу: 1992
  • Производство: 862 шт
  • Экипаж: 3
  • Общая длина: 9.87m Ширина: 3.71 м Высота: 2.53m
  • Вес: 54 500 кг
  • Силовая установка: 1 х SACM UDU V8X-1500 T9 8-цилиндровый дизельный двигатель 1500 лошадиных сил; 1 х Turbomeca ТМ-7038 газотурбинная.
  • Максимальная скорость: 44mph (71 км / ч) Максимальная дальность: 342 миль (550 км)
  • Преодолеваемые препятствия:
  • угол подъема, градусы: 31, ширина рва, м: 3, высота стенки, м:1,25, глубина брода, м: 1 (с ОПВТ - 4)

Вооружение:

  • 1 х 120 мм GIAT CN120-26/52 гладкоствольная пушка
  • 1 х 12,7 мм GIAT M693 (F2) курсовой пулемет
  • 1 х 7,62 мм NFI зенитный пулемет на крыше башни.
  • 3x9 дымовых гранатометов

Боеприпасы:

  • 40 х 120 мм снаряды, 1100 х 12,7 мм боеприпасов=
  • 3000 х 7,62 боеприпасов
  • 27 х дымовых / противопехотных гранат

Варианты:
АМХ-56 "leclerc" - Обозначение модельного ряда

  • T1 - модели Подготовка производства
  • T2 - опытные образцы
  • Т3 - Основной производственный вариант
  • Т4 - Основной производственный вариант
  • T5 - Завершается основных производственных вариант
  • T6 - Добавлен Кондиционер (из-за проблем с охлаждением вычислительного центра)
  • T7 - ​​ Добавлен Кондиционер (из-за проблем с охлаждением вычислительного центра)
  • T8 - Добавлен Кондиционер
  • Т9 - Установлена IRIS тепловизионная камера
  • Т10 -Улучшена броневая защита; единый командный дисплей и TCCS.
  • Т11 -Улучшена броневая защита; единый командный дисплей и TCCS.
  • leclerc АЗУР - Городской вариант Combat Environment
  • EPG - Инженерная машина
  • DNG -Ремонтный
  • МАРС - Бронированный эвакуационный вариант
  • EAU - вариант для эксплуатации в условиях пустыни, предназначен для экспорта в Объединенные Арабские Эмираты.

toparmy.ru

Такни Франции | TANKI-TUT.RU - вся бронетехника мира тут

Лучший танк Первой мировой

Второй страной применившей танки на поле боя была Франция. Увязшие в статичной Первой мировой, они понимали превосходство оборонительных средств над атакующими. Для изменения равновесия необходимо было применение кардинально нового оружия атаки.

Первый боевой французский танк был готов в сентябре 1916 года благодаря активности Ж. Этьена которого принято считать основателем французского танкостроения. Будучи начальником штаба артиллерийского полка, он, как и другие проницательные командиры, видел основные возможности изменения положения на фронте. Его идея заключалась в прорыве первой полосы обороны гусеничной техникой, и, уже находясь непосредственно на первой линии, подавлять огнем артиллерии последующие не доступные для полевой артиллерии. То есть артиллерию поставить на штурмующие оборону повозки. Забегая наперед, надо сказать, что боевые бронированные машины, которые у нас называли «танки» у французов именовались именно как «штурмовые артиллерийские трактора».

Генералитет Франции, как и военачальники других стран, к идее постройки танка отнеслась весьма скептически, но благодаря настойчивости Ж. Этьена и поддержке главнокомандующего генерала Ж. Жоффра, удалось получить разрешение на постройку прототипа.
Лидером машиностроения тех годов выступала фирма «Рено», во главе с ее основателем Л. Рено, поэтому вполне очевидно, что первым построить танк Ж. Этьен предложил именно ему. Тот в свою очередь отказался, мотивируя ответ отсутствием опыта работы с гусеничным движетелем. Тогда Этьен обратился к конструктору Э. Брийе, главе фирмы «Шнейдер» — крупнейшего производителя вооружения, тем более, что тот уже имел некий подобный опыт, некоторое время до этого он забронировал трактор «Холт». В январе 1916 года при содействии Ж. Жоффра, фирма получила заказ на создание 400 машин. Позже эти машины станут известны под названием «Шнейдер» или СА1.

По каким-то неизвестным причинам начальник армейского управления моторизации отдельно от главнокомандующего разместил заказ на конструирование тоже 400 танков в фирме «FАМН» города Сен-Шамон, под названием которого танки и выйдут в серию.

Конкретная концепция танка сформулирована не была, поэтому Франция получила два разных образца танков, размещенных на базе гусеничного трактора «Холт». В отличие от английских танков гусеницы не охватывали корпус по периметру, они располагались с боков и под ним, а ходовая часть подрессоривалась, что значительно упрощало управление танками и повышало комфорт экипажа. Но из-за нависания передней части корпуса танка над гусеницами любая вертикальная преграда становилась непреодолимой.

После первых успехов Этьен снова обратился к Луи Рено, на этот раз он не отказал, тем более что Этьен смог более конкретно сформулировать задачу — легкий танк сопровождения пехоты на поле боя, с менее заметным силуэтом и меньшей уязвимостью. Результатом стал один из самых культовых танков мира — «Рено» FT.

Развитие танкостроения

До конца Первой мировой фирмой «FCM» разрабатывались тяжелые танки 1А, 1В, но дальше разработки прототипов дело не пошло.

После войны Франция имела самое большое количество боевых танков. На этой основе генерал Этьен пытался организовать самостоятельные танковые войска с разделением на легкие, тяжелые, и средние танки.
Генералитет думал иначе, и с 1920 года все танковые подразделения были отданы в подчинение пехоте. Появилось деление на пехотные и кавалерийские.

Но активность Этьена не прошла даром, до 1923года фирмой «FCM» выпускается 10 тяжелых многобашенных танков 2С, а компания «FАМН» выпускает целую серию легких танков образца 1921, 1924, 1926 и 1928года, под обозначением М21, М24, М26 и М28. На моделях этой серии французы первые в мире применили возможность двойной проходимости: гусеничный двигатель+ колеса. Тип движителя менялся в зависимости от обстоятельств. Самое оригинальное решение применялось на М24 и М26.

Жалея списать с таким трудом созданные «Рено» FT, их постоянно модернизировали. После очередной модификации в 1927году танк уже называется NS1, а NS3 становится прототипом D1, в 1936 году D1 «вырастает» в средний D2.

Не обошло Францию повальное увлечение 30-х годов танкетками. С 1931 до 1940 французы выпустили 6200 легких гусеничных машин UE компании «Рено», внешне напоминающие английские танкетки «Виккерс- Карден-Лойд» Мк VI. В войсках их называли «пехотными тракторами».

После принятия Францией в 1931 году программы моторизации армии, особое внимание уделяется только развитию колесных и разведывательных машин. Под эту программу компания «Рено» представляет легкий танк AMR. Не имея особой поддержки со стороны высших чинов. «Рено» и «FСМ» начинают совместный выпус тяжелого танка В1, во всех отношениях не ординарного танка.

Из-за непонимания возможностей танков и отводящимся им другорядным ролям поддержки пехоты, за 17 послевоенных лет Франция постоила всего 170 новых танков. Танковых войск страна на 1936 год не имела, на тот момент в армии числилось, кроме морально устарелых FT — 17 В1, 17 D2 и 160 D1. После известных событий в Испании и Эфиопии командование, понимая приближающуюся угрозу и полное не соответствие собственной армии новой маневренной войне, принимает 4-х летний план строительства армии. За период 1936-1940 годов должно было бы организовано 3 легкие механизированные, 2 танковые дивизий и 50 отдельных танковых батальонов оснащенных танками новых разработок.

Начинается массовое серийное производство только что созданных фирмами «Гочкис» и «Рено» легких танков Н35 и R35. (цифра в названии французских танков зачастую обозначает год создания).
Н35 считался кавалерийским. Компания «FСМ» представила интересную модель FCM36, но до начала войны из-за большой стоимости было выпущено только 100 шт.

В 1936 основным средним танком становится SOMUA S-35, который изначально создавался для действий в составе кавалерийских подразделений. Через отсутствие других подобных танков, ему приписывают роль танка способного самостоятельно решать тактические задачи.

На момент вторжения Германии на службе Франции состояло 2700 легких танков, немного больнее 300 средних, 172 тяжелых, старые 1600 «Рено» FT и 6 штук 2С. Хотя количество боевых машин и выросло, отсутствие понимания доктрины использования танков на поле боя и плохая подготовка и укомплектованность экипажей не принесли, каких-либо серьезных результатов, все танки были подбиты или перешли в руки немцев.

Современные танки Франции

После войны танкостроительная, как и другие промышленные отрасли, находилась в полностью разрушенном состоянии. На вооружении армии состояли американские или трофейные танки. Первый послевоенный танк ARL-44 выпустили в 1945 году, по сути, он являл собой воплощение довоенных идей, но ему и не отводилась «конкурентная» задача, выпуском 50 шт. возрождалось отрасль.

В соответствии с принятой в 1946г. программой танкостроения полноценное серийное производство началось с 1951г. легким танком АМХ-13, его отличительная черта — качающаяся башня.

Пытаясь догнать СССР, в 1951 году малой серией выпускается тяжелый танк АМХ-50, с виду очень напоминающий ИС-ы. Следующая модель тяжелого танка АМХ-65 была комбинацией «щучьего носа» ИС-а и копии Королевского Тигра.

Нишу средних танков занимал АМХ-63 поступающий, в войска с 1965года.

В том же году начал поступать на вооружение основной боевой танк АМХ-30, который со временем стал основой бронетанковых войск. Его дальнейшим развитием стала представленная в 1983году модель АМХ-40. Модели АМХ-32 и АМХ-40 разрабатывались исключительно на экспорт.

В конце 70-х специалисты Германии и Франции объединились для совместного создания танка «Наполеон-1» и KPz-3, в 1982 году совместные работы были прекращены. Но французы продолжили развивать общие наработки, в результате чего в 1991 году на вооружение армии начал поступать основной боевой танк третьего поколения АМХ-48 «Леклерк».

Серийные танки Франции

Название танка

Год выхода

СА 1

1916

«С.Шамон

1916

«Рено» FT

1918

М21

1921

1923

UE

1931

B1

1931

D1

1932

S-35

1935

H-35

1935

R-35

1935

D2

1936

FCM-36

1936

ARL-44

1944

АМХ-13

1951

АМХ-50

1951

АМХ-63

1965

АМХ-30

1965

АМХ-40

1983

АМХ-48 «Леклерк»

1991

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Сюрпризы бронетехники Франции - РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ — ЖЖ

Полковник материально-технической бригады французской армии в отставке в 2002 году в беседе с журналистами War is Boring в шутку задал им вопрос, что они думают о французском супер-танке Leclerc. И сам ответил: «Вы знаете, мы заплатили бешеные деньги за то, что мы никогда не будем использовать в бою».

Шутки шутками, но пока что его предсказание сбывается. Французские военные активно использовали и используют легкобронированную технику и военно-воздушные силы в боевых действиях в Афганистане, Конго, Кот д’Ивуаре, Центральной Африканской республике и в Мали. При этом основной боевой танк вооружённых сил Франции не участвовал в боях со времён войны в Персидском заливе.

Однако летом 2015 года Объединённые Арабские Эмираты отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена мансура Хади. Судя по сообщениям с фронта, французский танк чувствует себя в этих условиях лучше, чем американский M1 Abrams, стоящий на вооружении в Саудовской Аравии.

Франция, наряду с Англией, была пионером развития танкостроения после Первой Мировой Войны. К началу Второй Мировой войны на деле французы выпустили больше танков, которые при этом были лучше вооружены и обладали лучшей бронёй по сравнению с немецкими танками. Но французская армия была плохо обучена и не организована, что в совокупности с неготовностью оборонительных укреплений привело к полному поражению за короткий период.

Во время холодной войны, Франция реализовала два крупные проекта по обновлению парка бронетехники — были созданы танки АМХ-13 и АМХ-30. АМХ-13 является лёгким танком. Дебютировав в 1953 году, он весил всего 13 тонн и мог похвастаться длинноствольной 75-миллиметровой пушкой.


Французский лёгкий танк AMX-13
Израиль и Индия активно использовали танки АМХ-13 в тяжёлых боях с арабскими и пакистанскими вооружёнными силами. В результате выяснилось, что высокая мобильность AMX-13 была полезной, но он был слишком легкобронированным для дуэлей с другими танками.

Однако руководство французской армии было убеждено, что ракетное противотанковое вооружение становилось настолько эффективным, что в связи с этим делать ставку на мощную броню было бы бессмысленно. Военные предпочли сделать упор на скорость, маневренность и огневую мощь. В результате основной боевой танк АМХ-30 танк, поступивший на вооружение в 1966 году, обладал всего лишь 80-миллиметровой броне. Для сравнения, M-47 Patton, средний танк вооружённых сил США того времени, обладал 243-миллиметровой бронёй.

Одним из основных плюсов АМХ-30 являлось его вооружение — 105-миллиметровая пушка. Благодаря этой пушке, несмотря на легкое бронирование, французам удалось получить значительное количество контрактов на экспорт своего основного боевого танка. При этом платформа AMX-30 показала, что может быть адаптирована для различных вспомогательных машин.

В начале 1980-х годов появилось новое поколение западных танков, которое можно охарактеризовать принципиальным сходством с американским основным боевым танком M-1 Abrams. Новые танки обладали композитной бронёй, которая была очень устойчива к кумулятивным зарядам современных противотанковых ракет. Во время войны в Персидском заливе 1991 года броня танков M-1A1 Abrams оказалась почти полностью устойчивой не только к противотанковым ракетам, но и к 125-миллиметровым бронебойным снарядам танков Т-72.

Катар и Франция также отправили свои АМХ-30 в этот конфликт. Катарские танки в результате столкновений в битве при Хафджи уничтожили три танка Т-55 иракских вооружённых сил, тогда как иракцам удалось уничтожить два танка AMX-30.


Основной боевой танк вооружённых сил Франции AMX-30
В итоге из-за беспокойства по поводу недостаточного бронирования танки АМХ-30 6-й дивизии лёгкой бронетехники были развернуты в арьергарде XVIII воздушно-десантного корпуса вооружённых сил США. Однако французские танки всё-таки смогли показать свои сильные стороны и, в конечном счёте, уничтожили ещё около 10 иракских танков. Правда, французским танкистам наверняка хотелось воевать на новой бронетехнике, которой в то время оставался всего год до ввода в эксплуатацию. Это был основной боевой танк AMX-56 Leclerc.

К концу 1970-х годов французская армия осознала, что АМХ-30 не могли соревноваться с новейшими советскими танками типа Т-72. Стало понятно, что войскам нужны новые танки. При этом рядовые французы не желали, чтобы их страна закупала танки в США или в Германии. Они хотели обладать собственным танком, который был бы таким же мощным, как Abrams, таким же защищённым, но при этом новый танк должен был обладать меньшим весом.

В результате вооружённые силы Франции получили АМХ-56 Leclerc — название произносится «Ле-Клэр» — названный в честь французского генерала, чья бронетанковая дивизия освободила Париж в 1944 году. На то время AMX-56 был самым дорогим танком в мире, стоимостью 9,3 млн. долларов США за одну единицу. Для сравнения, новый М-1А2 стоит 7,56 млн. долларов, а российский Т-90 и вовсе можно купить за 4 млн. долларов. Однако правительство Франции не поскупилось. Армия получила 406 танков Leclerc, 240 из которых находятся в распоряжении четырёх активных танковых полков.

Три основных боевых танка западных стран — американский Abrams, немецкий Leopard-2 и британский Challenger 2 — имеют много общих элементов дизайна, таких как 120-миллиметровые пушки, композитная броня и экипаж из четырёх человек. При этом, несмотря на то, что AMX-56 похож по основным тактико-техническим характеристикам на основные западные танки, эта модель характеризуется рядом особенностей.


Основной боевой танк вооружённых сил ФРГ Leopard-2
На месте заряжающего находится система автоматического заряжания, которая обеспечивает скорострельность до 12 снарядов в минуту. При этом автомат заряжания уменьшает экипаж всего до трёх человек — командира, наводчика и водителя. Также у танка Leclerc пулемёт .50 калибра находится в коаксиальном положении рядом с пушкой, а не рядом с люком командира.

Сама 120-миллиметровая гладкоствольная пушка немного длиннее, чем у Abrams, что, по идее, должно обеспечивать лучшую бронебойность. Помимо этого AMX-56 способен стрелять управляемыми осколочно-фугасными снарядами. Однако эксперты отмечают, что основные преимущества танка Leclerc заключаются в его защитных возможностях и в высокой мобильности.

Сравнительная эффективность современной танковой брони подсчитать весьма непросто. Однако AMX-56 и М-1, по мнению большинства аналитиков, обладают схожими параметрами лобового бронирования. Хотя некоторые критики утверждают, что лобовая плита танка Leclerc обладает большим количеством слабых мест вокруг датчиков. Правда вместо композитной брони «Чобхэм», которая используется в танке M-1 Abrams, Leclerc обладает необычным сочетанием сложных, традиционных и активных компонентов брони, которые показывают немного большую эффективность против бронебойных оперённых подкалиберных снарядов.


Основной боевой танк вооружённых сил США M1 Abrams
При этом бортовая броня танка Leclerc явно превосходит броню М-1. Новые модели также оснащены титановыми бронепластинами и системой активной защиты, которая позволяет преждевременно взрывать вражеские ракеты и снаряды.

Наконец, наличие гранатомёта Galix в башне позволяет использовать различные вспомогательные боеприпасы, в том числе светошумовые гранаты, дымовые гранаты и инфракрасные ловушки, которые могут сбить с толку самонаводящиеся ракеты.

Также Leclerc обладает меньшим профилем по сравнению с танком Abrams — что делает его более трудноё мишенью для попадания. Однако критики утверждают, небольшая башня снижает возможности экипажа и не позволяет установить обновлённое оборудование.

Стоит отметить, что 60-тонный AMX-56 на 10 тонн легче, чем большинство западных основных боевых танков. Это обеспечивает ряд преимуществ — хорошая проходимость в лесу благодаря сниженному давлению на почву, превосходное ускорение и относительно высокая максимальная скорость (45 миль в час). Плюс Leclerc расходует намного меньше топлива по сравнению с другими танками. Он может проехать 340 км без дозаправки, по сравнению с 260 км у американского танка Abrams. Это существенно снижает логистическую нагрузку на обеспечение боеспособности танка.

Несмотря на то, что танки Leclerc ни разу не участвовали в реальном бою, их сразу отправили в миротворческие миссии в Косово и Ливане, где они смогли показать хорошие результаты. В ходе одного инцидента в Ливане в 2006 году, взвод из четырёх танков Leclerc столкнулся приблизительно с пятью израильскими танками Merkava, которые пытались проникнуть на территорию ливанской деревни Марвахин. После 20-минутной перестрелки, израильские военные были вынуждены отступить.

Французы не останавливаются на достигнутом и продолжают улучшать свой основной боевой танк. Новая модификация, Leclerc XLR, была представлена в июне 2016 года с целью продлить срок службы этой модели танка до 2040 года. Помимо новых датчиков и электроники, XLR получил новые модульные комплекты брони, в том числе один комплект для защиты от самодельных взрывных устройств, который действует путём глушения сигналов сотовой связи, и второй комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР.

Помимо Франции танки Leclerc стоят на вооружении в армии Объединенных Арабских Эмиратов. ОАЭ приобрели 390 «тропических» версий AMX-56 с 12-циллиндровыми двигателями плюс 46 ремонтно-эвакуационных машин. При этом «эмиратская» версия танков Leclerc также была отправлена для участия в миротворческоё миссии в Косово, где стал очевидным контраст между старой, «французской», версией и новой вариацией, проданной ОАЭ. «Эмиратский» Leclerc мог похвастаться улучшенными датчиками, радаром и другими системами по сравнению с французскими танками. Также, пока танки Leclerc вооружённых сил Франции остаются не опробованными в бою, Эмираты уже отправили свою бронетехнику в Йемен, где к настоящему моменту дислоцированы от 70 до 80 танков Leclerc. Йеменские бронетанковые дивизии действуют в составе коалиции стран Персидского залива, основной задачей которой является подавление мятежа хуситов.

К июлю 2015 года саудовские сухопутные войска увязли в попытке захвата авиабазы Аль-Анад возле Адена. Официальные представители коалиции сообщали, что несут тяжёлые потери в ходе боёв за эту авиабазу. Ближе к концу месяца эмиратские бронетанковые подразделения высадились в составе морского десанта на нефтяном терминале нефтеперерабатывающего завода. Танковая бригада быстро продвинулась по шоссе N-1 шоссе и захватила авиабазу к 3 августа, открыв сообщение коалиционным силам с Аденом, который ранее был освобождён саудовскими войсками.

Также пока отсутствуют данные об уничтожении танков Leclerc в Йемене, тогда как уже подтверждена потеря 9 танков M1A2 Abrams вооружёнными силами Саудовской Аравии. Помимо этого, по меньшей мере, пять М-60 Pattons и два АМХ-30 были подбиты в ходе боёв с хуситами. Вообще, в целом, танкисты ОАЭ удовлетворены танками Leclerc и благодарят Францию за поставку качественного вооружения. Успехи в Йемене привели к тому, что в январе 2016 года правительство Саудовской Аравии обратилось к французской компании Nexter, производителю Leclerc, чтобы выразить свою заинтересованность в покупке нескольких сотен французских танков.

По материалам "Армейского вестника"

pereklichka.livejournal.com

История французских танков – легенды и забытые проекты » Военное обозрение

Создание во Франции бронированных машин шло даже во время оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками. Освобождение территории Франции, ознаменовало для нее не только победу, но и тяжелый процесс восстановления и создания собственной армии. Начинается наша история с переходного танка ARL–44. Начало разработок - 38 год. Это был новый тип танков, в основу которых легло шасси «В1». Согласно проекта, танк должен был получить башенную часть нового типа конструкции и 75 мм длинноствольную пушку. К началу войны работы по созданию танка были на уровне разработок. Но и во времена оккупации проектные работы по танку велись не менее успешно, чем до нее. И при освобождении Франции, сразу же запускается в производство первый образец нового танка. В серию новый танк пошел в 46 году, что для Франции являлось, несомненно, подвигом промышленности, если учитывать факт пятилетней оккупации. Вследствие разнообразных причин танк стал своеобразной переходной моделью и поступает на вооружение как «ARL – 44». Французские военные хотели получить 300 единиц таких танков, но всего построили 60 машин данной серии. Их взял на вооружение 503-й танковый полк.

Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.


Следующий танк, разработанный французскими специалистами, был «AMX 12t». Это младший брат будущего французского «AMX 13». Уже из названия видно, что вес данного танка равнялся 12 тоннам. Ходовая часть младшего брата имела опорный задний каток, который был в то же время и ленивцем. Как выяснилось, такая конфигурация катков была ненадежна и вызывала постоянные проблемы натяжения гусениц. Эта ходовая часть с измененной конфигурацией катков, где ленивец стал отдельным элементов ходовой части, что привело к удлинению корпуса танка, стала базой при создании легенды французских танкостроителей «AMX-13». Башня AMX 12t была прародительницей башни танка «AMX-13». Танк, согласно проекту, был оснащён автоматом заряжания.

46 год. Закончен этап проектирования нового танка. Согласно требований AMX 13 имел легкий вес для перемещений самолетами для поддержки парашютных десантов. Новый AMX 13 получает торсионную подвеску, двигатель, расположенный впереди и справа, тогда как слева размещался водитель-механик. Основная особенность делающий этот танк неповторимым – качающаяся башня. Башня оборудовалась орудием верхнего исполнения. При вертикальной наводке пушки использовалась только сама верхняя часть. Башню устанавливали в кормовой части корпуса, и в ней размещался остальной экипаж бронированной машины – командир и наводчик. 75 мм орудие танка проектировалось с немецкого орудия «7.5 cm KwK 42 L/70», такие стояли на «Пантерах» и обеспечивалось оно широким спектром снарядов. Башня получила довольно интересную автоматическую систему перезаряжания барабанного типа – 2-а барабана, каждый по 6 снарядов. Барабаны находились в кормовой части башни. Боекомплект в 12 боеприпасов позволял танку вести очень быстрый огонь, но как только боеприпасы в барабанах закончились, танку надо было укрыться и произвести перезаряжание барабанов вручную, снаружи машины.

Серийное производство AMX 13 началось в 52 году, для его производства были использованы мощности «Atelier de Construction Roanne». Без малого 30 лет поступал на вооружение в ВС Франции. Несколько сот единиц AMX 13 до сих пор служат в танковых подразделениях Франции. Один из самых массовых европейских танков, поставлялся в 25 государств. На сегодня насчитывается порядка ста модификаций танка. На его базе создают всевозможные бронированные машины: САУ, комплексы ПВО, БТР и самоходные ПТУры.

AMX-13/90- является первой модификацией основного AMX 13. Поступил на вооружение в начале 60-х годов. Основное отличие – установленное 90 мм орудие, снабженное кожухом и дульным тормозом. Немного сократился боезапас – теперь орудие танка имело 32 боеприпаса, из которых 12 были установлены в барабанном магазине. Орудие могло вести огонь фугасными, бронебойными, кумулятивными, подкалиберными снарядами.

Batignolles-Chatillon 25t является проектной модификацией основного AMX 13. Было создано только две единицы данной модификации. Для повышения живучести машины увеличивают размер и придают дополнительную броню. Эти и несколько других изменений в сумме дали вес танка – 25 тонн. Согласно проекту, команда танка состояла из 4-х человек, проектная скорость данной модификации - 65 км/ч.

«Lorraine 40t» создавался вдогонку таким монстрам как советский ИС-2 -3 и германский «Tiger II». Конечно, танк не смог догнать эти выдающиеся танки ни по броне, ни по массе, и, наверное, установка 100 мм, а потом 120 мм орудия была своеобразной попыткой приблизится к ним. Но все проекты таких танков либо оставались на бумаге, либо были выпущены в ограниченном количестве. Все проекты данной серии использовали в качестве ДУ немецкий «Майбах». «Lorraine 40t» были выпущены в 2-х экземплярах-прототипах. По сути, это несколько облегченный «AMX-50». Присутствовали в решение танка и отличительные особенности: башенная часть, расположенная в носовой части танка, и «щучий нос» - аналогично ИС-3. Также были применены резиновые шины для опорных катков, что дало танку дополнительную амортизацию.


«М4» - первая модель тяжелого танка. Что бы как-то догнать СССР и Германию по созданию тяжелых танков, французские конструкторы начинают строительство своего тяжелого танка. Первая модификация получает название «М4» или проект 141. Данная модель практически скопировала немецкий Тигр. Ходовая часть получила гусеницы мелкозвенчатого исполнения и «шахматные» опорные катки, подвеску торсионного типа с гидроамортизацией. Клиренс танка мог изменяться до 100 мм. Отличие от немецкого тигра – трансмиссия и ведущие катки были кормового исполнения. Согласно проекту танка, он должен был весить порядка 30 тонн, но на практике для этого пришлось бы уменьшить бронирование до 3 сантиметров. Это смотрелось на фоне «Тигра» и ИСа совсем смехотворно. Броню увеличивают до 9 сантиметров и устанавливают под оптимальными углами, поэтому вес машины значительно вырос по сравнению с проектным. Танк получил 90 мм «Шнейдер» в башне классического типа и пулемет калибра 7.62 мм. Команда машины – пять человек. Данная модель не была выпущена даже в прототипе, так как принимается решение заменить классическую башенную часть на новую от компании «FAMH»

«AМХ-50 – 100 мм» - серийный тяжелый танк. Основная особенность – из-за параллельной разработки AМХ-50 и AМХ-13 имеют большое внешнее сходство с последним.
49 год. Выпускается две единицы танка «AМХ-50 – 100 мм». 51 год – танк небольшой серией идет на вооружение ВС Франции. Танк получился очень неплохим и выгодно отличался от американского и британского аналога. Но вследствие постоянной нехватки средств, «AМХ-50 – 100 мм» не стал массовым танком. Из компоновки – МТО находилась в корме корпуса, водитель-механик с помощником находились в отделение управления, командир машины располагался в башенной части слева от орудия, наводчик орудия – справа. Корпус литого типа выполнен с оптимальным размещением под углом лобовой брони, толщина лобовых и верхних бортовых бронелистов - 11 сантиметров. Переход нос-борт выполнен благодаря скошенным поверхностям. Отличается от проекта М4 дополнительными катками (5 внешнего и 4 внутреннего типа). Пулемет с лобового листа заменяется на спаренный с орудием пулемет. Кроме этого, башенная часть получила автономную зенитную установку – два пулемета калибра 7.62-мм. Башенная часть качающего типа была разработана компанией «FAMH». До 50 года в нее устанавливали 90 мм орудие, потом в немного модифицированную башню поставили 100 мм орудие. Остальная конструкция башни соответствует конструкции башни AМХ-13. ДУ – бензиновый Майбах «HL 295» или двигатель «Saurer» дизельного типа. Конструкторы ожидали, что использование двигателей, мощностью в 1000 л.с., даст возможность приобрести танку скорость хода порядка 60 км/ч. Но как показало время, танк не смог преодолеть планку в 55 км/ч.

«AMX-65t» - танк Char de 65t - аван-проект тяжелого танка. Начало основных разработок - 50 год. Подвеска шахматного типа, четырехрядное расположение катков. Лобовая броня по типу «щучий нос» по аналогу советского ИС-3 с меньшим наклонным углом. В остальном – копия Королевского Тигра. Согласно проекта ДУ – 1000 сильный двигатель «Майбах». Возможное вооружение – 100 мм орудие и пулемет зенитного типа.

«AМХ-50 – 120 мм» - тяжелый танк. Имел три модификации 53, 55 и 58 года. Французский «конкурент» советского ИС-3. Лобовая часть выполнена, как у конкурента, - по типу «щучий нос». Модификация 53 года имела башню классического типа с орудием калибра 120-мм. Но конструкция получилась неудобной. Модификация 55 года – башня качающего типа со спаренным с 120 мм орудием 20-мм пушку для поражения легкобронированной техники. Значительно усилена лобовая броня, практически в два раза. Это приводит к серьезному увеличению веса: до 64 тонн против прежних 59 тонн. Военному ведомству такая модификация из-за увеличенного веса не понравилась. Модификация 58 года. «Облегченная» до 57.8 тонны модификация «AМХ-50 – 120 мм». Имела литой корпус и закругленную лобовую броню. Планировалось использовать в качестве ДУ тысячесильный Майбах. Однако двигатель не оправдал надежд: из заявленных 1.2 тысячи лошадок, двигатель не давал и 850 л.с. Использование 120-мм пушки привело к неудобству перезаряжания, боеприпасы от орудия было тяжело перемещать одному- двум человекам. Команда машины 4-е человека, и отя четвертый член экипажа числился как радист, фактически являлся перезаряжающим. Танк не был построен из-за появления кумулятивных снарядов, данная броня таким снарядам была слабой помехой. Проект сворачивают, но не забывают. Наработки будут использованы при разработке проекта «ОБТ АМХ-30»

Не только танки
«AMX 105 AM» или М-51 – первая самоходная машина на базе «AMX-13», 105 мм гаубица самоходного типа. Первый образец создан в 50 году. Первые серийные САУ пополнили ряды вооруженных сил Франции в 52 году. САУ имела неподвижную, смещенную на корму, открытую рубку. В рубке установили 105 мм «Mk61» образца 50 года выпуска. На орудии имелся дульный тормоз. Там же разместили 7.62 мм пулемет зенитного типа. Некоторые САУ «AMX 105 AM» вооружали дополнительно 7.5 мм пулеметом, что устанавливался в башне с круговым вращением. Основной недостаток – медленная наводка на следующую цель. Боезапас 56 боеприпасов, в число которых входили и бронебойные снаряды. Дальность поражение фугасным боеприпасом 15 тысяч метров. Ствол выпускали 23 и 30 калибров, он был обеспечен дульным тормозом двухкамерного исполнения. Для управления стрельбой САУ AMX 105 AM оснащалась 6-ти кратным прицелом и 4-х кратным гониометром. Данные САУ поступали на экспорт – их использовали Марокко, Израиль и Нидерланды.

«АМХ-13 F3 AM» - первая европейская послевоенная САУ. Принята на вооружение в 60 году. САУ имела орудие калибра 155 мм, длиной 33 калибра и дальностью поражения до 25 километров. Скорострельность – 3 выстр/мин. «АМХ-13 F3 AM» не брала с собой боезапас, его возил для нее грузовик. Боезапас - 25 снарядов. Также грузовой автомобиль перевозил и 8 человек – команду САУ. Самые первые «АМХ-13 F3 AM» имели бензиновый 8-ми цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением «Sofam Model SGxb.». Последние САУ имели 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением «Detroit Diesel 6V-53T». Дизель был мощнее бензинового двигателя и позволял САУ передвигаться на 400 километров со скоростью хода 60 км/ч.

«BATIGNOLLES-CHATILLON 155mm» проект САУ. Основная идея – установка башни вращающегося типа. Начало работ по созданию образца - 55 год. Башню закончили разрабатывать в 58 году. В 59 году от проекта отказываются, прототип САУ построен не был. Согласно проекту, скорость хода - 62 км/ч, масса 34.3 тонны, команда состоит из 6 человек.

«Lorraine 155» - САУ типа 50 и 51. Основа проекта – база «Lorraine 40t» с установкой 155 мм гаубичного орудия. Основная идея – размещение казематной части. Вначале, на первом образце она размещалась в центре САУ, на следующем образце – сместилась в носовую часть САУ. Обладание шасси прорезиновыми катками сделало САУ интересным вариантом для использования. Но в 55 году проект закрывают в пользу другого проекта САУ «BATIGNOLLES-CHATILLON». Основные данные: масса - 30.3 тонны, команда - 5 человек, скорость хода - до 62 км/ч. Вооружение САУ – гаубица калибра 155 мм и спаренная с ней 20-мм пушка.

«AMX AC de 120» первый проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 46 года. Получила «шахматную» подвеску и рубку в носовой части. Внешне имела сходство с немецкой «JagdPanther». Проектные данные: вес САУ - 34 тонны, броня - 30/20 мм, команда - 4 человека. Вооружение: 120 мм «Schneider» и башенный пулемет справа от рубки. ДУ Майбах «HL 295» мощностью в 1.2 тысячи л.с. «AMX AC de 120» - второй проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 48 года. Основное изменение – конструкция рубки. Меняется силуэт машины: он становится заметно ниже. Теперь САУ стала похожа на «JagdPzIV». Изменилось вооружение: рубка САУ получила 20 мм «MG 151» турельного исполнения, корма САУ две 20 мм «MG 151».

И последний рассмотренный проект - AMX-50 Foch. Самоходная артустановка на базе «AMX-50», получает 120 мм орудие. Очертаниями САУ напоминала немецкую «JagdPanther». Имелась пулеметная башня с ЗП «Reibel» на дистанционном управлении. Командирская башня была обеспечена дальномером. Водитель САУ наблюдал за обстановкой через имевшийся перископ. Основное предназначение – поддержка 100 мм танков, уничтожение наиболее опасной бронированной техники противника. После успешных испытаний в 51 году малым количеством идет на вооружение ВС Франции. После, при стандартизации вооружения членов НАТО, САУ снимают с конвейера и 52 году проект закрывают в пользу проекта танка «создания AMX-50-120».

topwar.ru

Проект MGCS: новые танки для Франции и Германии

Появление новейшего российского танка Т-14 «Армата», имеющего ряд характерных особенностей и серьезных преимуществ перед существующей техникой, не могло не побеспокоить зарубежных военных. Армии европейских стран не намерены допускать отставание в области бронетанковых войск, и потому инициировали создание новой боевой машины. Европейским ответом на российский танк Т-14 должен стать перспективный образец, пока носящий рабочее обозначение MGCS.

9 мая 2015 года Россия впервые официально показала свои новейшие танки Т-14. Эта техника на тот момент находилась на стадии испытаний и еще не была готова к эксплуатации в войсках. Тем не менее, новый российский проект стал поводом для беспокойства. Дальнейшее развитие перспективного танка и запуск его серийного производства могли дать армии России решающие преимущества перед сухопутными войсками третьих стран. Пока другие государства вновь говорили о некой российской угрозе, Франция и Германия решили ответить на «Армату» собственной амбициозной программой.

Уже летом 2015 года было объявлено, что ведущие оборонные предприятия Германии и Франции намерены объединить усилия и обновить бронетанковые войска двух стран. Предлагалось сначала модернизировать имеющуюся технику, а затем разработать перспективный основной боевой танк, полностью соответствующий требованиям настоящего времени и обозримого будущего. Для получения желаемых преимуществ организационного и технологического характера участники проекта решили не только работать вместе, но и объединиться на уровне организации. Немецкая компания Kraus-Maffei Wegmann и французская Nexter Defense Systems объединились в холдинг. Объединенная организация получила наименование KNDS – KMW and Nexter Defense Systems.

Объединение двух компаний прошло по простым и понятным причинам. Во-первых, совместная работа ведущих оборонных предприятий обеспечит использование всего имеющегося опыта в области боевых бронированных машин. Вторая причина связана с разделением затрат. По ряду причин, на данный момент Франция и Германия не могут самостоятельно создать желаемый образец военной техники. Наконец, холдинг KNDS сможет обойти некоторые существующие ограничения. Немецкая промышленность, по политическим причинам, не всегда может подписать контракт на поставку техники конкретной стране, а участие Франции позволит избавиться от таких проблем.

Leopard 2A7+ — последняя на данный момент модернизация немецкого танка.

Новая программа обновления танкового парка носит рабочее название MGCS – Mobile Ground Combat System («Мобильная наземная боевая система»). В дальнейшем перспективный основной танк, созданный в ходе программы, вероятно, получит другое обозначение. Согласно объявленным планам, часть проекта следовало реализовать в течение второй половины текущего десятилетия. Кроме того, значительная часть опытно-конструкторских работ перейдет на двадцатые годы. Старт серийного производства танков MGCS начнется только к 2030 году. В связи с этим проект иногда именуют MGCS 2030.

Любопытно, что в рамках проекта MGCS предполагается не только создать совершенно новый танк, но и обновить существующие. Так, два этапа программы Mobile Ground Combat System из трех предусматривают именно доработку имеющихся танков. По разным данным, в обозримом будущем KNDS предполагает обновить электронику и вооружение имеющихся танков Leopard 2. Только после этого стартуют основные работы по проектированию полноценного танка новой модели.

Несмотря на наличие таких планов, начиная с 2016 года, разработчики проекта MGCS указывали, что в первые несколько лет целью работ будет формирование облика нового танка и определение технических требований. Не ранее 2017-18 года предполагалось начать подготовку конструкторской документации, а также проработку тех или иных агрегатов. Конец проектной стадии относят к началу следующего десятилетия.

Если проект MGCS на текущих ранних стадиях не столкнулся с теми или иными проблемами, способными сказаться на сроках выполнения работ, то к настоящему времени специалисты KNDS могут, как минимум, иметь общее представление о будущем облике танка. Следует отметить, что к настоящему времени организация-разработчик не оглашала технические подробности проекта. Впрочем, те или иные участники работ несколько раз публиковали определенные сведения, которые могут лечь в основу относительно полной картины.

Французский ОБТ AMX-56 Leclerc.

Согласно доступным данным, проект MGCS предлагает разработку основного танка с боевой массой не более 60 т. Следует использовать усиленное бронирование и другие средства защиты, способные повысить живучесть техники на разных полях боя. Также танк нового типа должен отличаться от существующих машин повышенной огневой мощью. Решать такую задачу можно как при помощи усиленного орудия большего калибра, так и за счет более совершенных систем управления огнем. Важной частью проекта станет автоматизация некоторых операций. В первую очередь, предлагается автоматизировать подачу боеприпасов в орудие.

В недавнем прошлом указывалось, что в 2017 или в 2018 году холдинг KNDS завершит разработку концепции перспективного танка MGCS и только после этого сможет начать разработку проекта. Есть основания полагать, что этот этап уже завершен, благодаря чему программа может перейти на другой этап, однако официальные сообщения на этот счет отсутствуют. Так или иначе, если формирование облика танка еще не завершилось, то ему предстоит закончиться в самое ближайшее время. Возможно, компания-разработчик не станет скрывать сведения об этом и объявит о скором начале проектирования.

По известным данным, требования к проекту MGCS ограничивают боевую массу танка 60-65 тоннами. Дальнейший рост этого параметра может привести к резкому падению подвижности и стратегической мобильности. Одновременно с этим уменьшение веса может накладывать ограничения на живучесть и боевые качества. Кроме того, весовые ограничения позволяют представить примерные характеристики требуемой силовой установки.

Для получения достаточной подвижности французско-немецкий танк должен будет иметь двигатель мощностью порядка 1200-1500 л.с. При этом удельная мощность машины выйдет на уровень 25 л.с. на тонну – оптимальные показатели для танка с желаемыми характеристиками. По всей видимости, будет использоваться дизельная силовая установка. Двигатели этого типа применяются и на немецких «Леопардах-2», и на французских AMX-56 Leclerc.

Рассматривались разные способы обеспечения должной живучести, а также различные их комбинации. Вероятнее всего, танк MGCS получит собственную комбинированную броню с характеристиками защиты не хуже, чем у современных танков Германии и Франции. Бронирование корпуса и башни может быть дополнено динамической или активной защитой. При этом использование таких систем потребует реализации дополнительных проектов.

В 2016 году компания Rheinmetall AG, участвующая в программе MGCS на правах разработчика вооружения, представила проект гладкоствольного танкового орудия с повышенными характеристиками. Для значительного увеличения энергетики снаряда было решено использовать калибр 130 мм. Также, насколько известно, рассматривалась возможность увеличения калибра пушки до 140 мм, но подобное орудие, по расчетам, оказалось чрезмерно крупным и тяжелым для перспективного танка. Увеличение калибра всего на 10 мм обеспечивает почти 50-процентный прирост дульной энергии с соответствующими последствиями для боевой эффективности.

Возможный облик будущего танка MGCS.

Орудие французского танка «Леклерк» оснащается автоматом заряжания, тогда как в немецком Leopard 2 присутствует отдельный член экипажа, отвечающий за подачу боеприпасов в орудие. Как следует из новостей о проекте MGCS, в облик перспективного танка предлагается внести черты французского AMX-56. Конструкторы планируют отказаться от заряжающего и заменить его автоматикой. С учетом увеличенного калибра, приводящего к росту массы выстрелов, такое решение выглядит логичным и правильным.

Следует заметить, что сведения об автомате заряжания могут быть прозрачным намеком на намерение холдинга KNDS создать полноценную необитаемую башню. Подобное оснащение уже используется на российских перспективных танках и дает им определенные положительные черты. Вполне возможно, что немецкие и французские инженеры проявят интерес к многообещающей компоновке.

Основной танк MGCS будет нуждаться в современной системе управления огнем, способной реализовать все преимущества новой пушки увеличенного калибра. В ее составе, очевидно, будут присутствовать прицелы командира (панорамный) и наводчика с дневным и ночным каналами. Возможно, бортовой компьютер сможет получать данные о целях из сторонних источников и выдавать целеуказание другим танкам.

Какие-либо сведения о дополнительном вооружении будущего французско-немецкого танка пока отсутствуют. По всей видимости, по опыту существующих проектов, боевая машина будет комплектоваться дистанционно управляемым модулем с пулеметом винтовочного или крупного калибра. Также перспективный танк позаимствует у современных набор дымовых гранатометов.

К настоящему времени программа Mobile Ground Combat System не успела продвинуться дальше работ по формированию общей концепции. При этом уже имеются сведения о подходах к будущему проектированию и производству готовых агрегатов. Так, в марте прошлого года начальник Главного управления вооружений министерства обороны Франции Лоран Колле-Бийон рассказал, что в средней перспективе на вооружение будет принят танк совместной французско-немецкой разработки. Его шасси будет создано немецкой стороной, а французские участники программы разработают башню и боевое отделение. Как такие планы соотносятся с последними работами компании «Рейнметалл» в области танковых орудий – неизвестно.

Имея определенные сведения о планах по проекту MGCS, можно делать некоторые прогнозы и предварительные выводы. Так, судя по уже опубликованным данным, новый французско-немецкий танк будет представлять собой весьма интересную боевую машину с высокими характеристиками. Он будет сочетать в себе достаточную подвижность, высокий уровень защиты и повышенные боевые качества. В целом, после своего появления эта машина окажется в центре внимания всего мира так же, как российский танк «Армата» в настоящее время.

Опытная 130-мм танковая пушка от Rheinmetall.

Также можно представить, с какими проблемами предстоит столкнуться новому проекту. Вряд ли следует напоминать, что программа MGCS – уже не первая попытка создания «европейского» танка силами нескольких стран. Предыдущие совместные проекты получались достаточно удачными с технической точки зрения, но не приводили к желаемым результатам. По причине расхождения в ряде вопросов участники таких программ разрывали сотрудничество и создавали желаемые бронемашины самостоятельно.

Удастся ли танку MGCS преодолеть все проблемы и дойти до серийного производства с эксплуатацией в войсках – неизвестно. Текущая ситуация с развитием вооруженных сил крупных европейских государств, а также наличие крупных бюрократических структур, не всегда принимающих правильные решения, может затруднить путь бронетехники в армии.

В контексте бюрократии и затруднений административного характера стоит рассмотреть финансовые особенности нового проекта. Пока речь идет только о модернизации существующих танков, стоимость работ может оставаться приемлемой. Но полноценная новая бронемашина, строящаяся с нуля, будет гораздо дороже модернизированного «Леклерка» или «Леопарда». Цена серийного MGCS, возможно, достигнет нескольких десятков миллионов евро. Естественно, техника по такой цене привлечет внимание разных структур и подвергнется ожесточенной критике.

Согласно текущим планам, серийные танки программы Mobile Ground Combat System должны будут пойти в войска не ранее конца следующего десятилетия. При этом такая техника рассматривается в качестве французско-немецкого ответа на российский танк Т-14 «Армата». Нетрудно заметить, что в такой ситуации российская бронемашина имеет большую фору. Российские танкостроители могут использовать имеющийся отрыв в 10-12 лет для создания новых версий «Арматы» с более высокими характеристиками. Из-за этого холдинг KNDS может оказаться в положении догоняющего без особых надежд на коренное изменение ситуации.

Перспективная французско-немецкая программа модернизации существующих танков и разработки совершенно новой машины представляет большой интерес. Как следует из известных данных, проект MGCC может столкнуться с разнообразными трудностями и не привести к желаемым результатам. Тем не менее, несмотря на все возможные неудачи и проблемы, за этой программой нужно следить. Она покажет, каким видят танк будущего зарубежные специалисты, а кроме того, продемонстрирует реальный потенциал европейской промышленности.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Французские танки. Боевые машины мира, 2014 № 17 Основной боевой танк АМХ-56 «Леклерк»

Французские танки

16 апреля 1917 года под Шмен-де-Дам состоялся боевой дебют французских танков. Дебют, впрочем, оказался не слишком удачным – 76 из 132 машин, участвовавших в атаке, остались неподвижно стоять на поле боя. Это были французские «артиллерийские тракторы» типов «Шнейдер» и «Сен-Шамон».

«Шнейдер» СА1 и его экипаж.

Отцом» французских танков считается полковник Жан-Батист Этьен. Осенью 1914 года начальник штаба 22-го артиллерийского полка Этьен начал прорабатывать идею боевой машины, способной передвигаться с пехотой по полю боя. 1 декабря 1915 года он обратился к главнокомандующему с письмом, аргументируя целесообразность строительства «сухопутных броненосцев», изложил принципы их применения и дал техническое описание такой машины.

НАЧАЛО СОЗДАНИЯ

Предложения Этьена нашли понимание у главнокомандующего генерала Жоффра, и в феврале 1916 года в Венсене успешно испытали опытный образец будущего танка. Вскоре фирма «Шнейдер» получила заказ на 400 боевых машин. Но не тут-то было! Государственный секретариат артиллерии и начальник армейского управления моторизации сочли себя обойденными в вопросе создания нового оружия. Игнорируя Этьена, они обратились к фирме FAMH в г. Сен-Шамон – второму после «Шнейдер» изготовителю брони во Франции. Здесь довольно оперативно спроектировали свой вариант «бронированного трактора». По мнению разработчиков, их машина имела определенные преимущества перед «Шнейдером» благодаря установке длинноствольной пушки и четырех пулеметов вместо двух. В итоге FAMH тоже получила заказ на 400 машин.

Как и их британские «коллеги», французские танки получили свое название из соображений секретности – «штурмовая артиллерия». Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в отличие от англичан французы действительно предполагали использовать свои танки в качестве своего рода самоходной артиллерии, способной сопровождать пехоту при прорыве линии обороны противника на всю глубину. Дальше прорыва первой линии обороны англичане в то время еще не заглядывали. Командующим французскими танковыми силами-«штурмовойартиллерией» -30сентября 1916 года назначили Этьена, присвоив ему звание бригадного генерала.

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЦЫ

Первые французские танки оказались удивительно несуразными машинами. Стремясь догнать британцев, французы в спешке пользовались решениями, лежащими на поверхности, порой не самыми удачными. Игнорируя британский опыт, они использовали в ходовой части элементы от гусеничного трактора «Холт», совершенно непригодные для преодоления «лунного ландшафта» передовых позиций. К положительной стороне этой конструкции можно отнести более высокую защищенность гусеничных цепей на французских танках по сравнению с английскими. Кроме того, французские машины имели блокированную подвеску с пружинным подрессориванием, что обеспечивало им более высокую скорость движения, а кроме того существенно повысило уровень комфорта для экипажа.

Все остальное было довольно примитивно. На ходовую часть взгромоздили коробчатый бронекорпус, изрядно выходивший за ее габариты. В худшую сторону этим отличался «Сен-Шамон», имевший сильно вывешенную вперед носовую часть. Последняя сильно затрудняла машине преодоление вертикальных препятствий. Кроме того, утяжеление носовой части танка приводило к частой деформации передних тележек подвески и спаданию гусениц.

Тяжелый танк «Шнейдер» СА1.

Танки «Сен-Шамон» ранних выпусков.

Корпуса обеих машин собирались с помощью клепки на каркасе и устанавливались на раме. Броня толщиной 11 мм обеспечивала защиту от обычных пуль на дистанциях, превышавших 15 м, но совершенно «не держала» новую немецкую бронебойную пулю SmK. На «Шнейдере» полную защиту от пуль и осколков обеспечили усилением лобовой и бортовой брони, установив дополнительные 5,5-мм листы с промежутком около 40 мм. Впрочем, фирма «Шнейдер» сначала обещала усилить бронирование, начиная со 129-й машины, затем – с 210-й. В итоге взять на себя работы по усилению бдонирования пришлось мастерским учебного лагеря «штурмовой артиллерии» в Шамплие. На «Сен-Шамоне» с целью усиления защищенности уже в ходе производства пришлось перейти к броне толщиной 17 мм, что привело к увеличению массы танка и еще больше ухудшило проходимость.

Основное вооружение «Шнейдера» – короткоствольная 75-мм пушка – устанавливалась справа от водителя в небольшом спонсоне, образованном уступом правого борта корпуса. В итоге все цели слева находились в мертвой зоне. 75-мм пушка специальной конструкции имела ствол длиной 13 калибров и клиновой затвор. Ее выстрел отличался от выстрела полевой 75-мм пушки уменьшенным пороховым зарядом. Начальная скорость снаряда массой 7,25 кг составляла 200 м/с; максимальная прицельная дальность стрельбы – 600 м, эффективная – до 200 м. Угол наведения в горизонтальной плоскости составлял около 40°. Боекомплект пушки состоял из 90 выстрелов. Кроме пушки танк вооружался двумя 8-мм пулеметами «Гочкис» образца 1914 года, размещенных по бортам в карданных установках, прикрытых большими полусферическими бронещитами. Что касается «Сен-Шамона», то 75-мм длинноствольную пушку установили в лобовом выступе корпуса по оси машины. На первых 165 танках была установлена 75-мм пушка L12 T.R. специальной разработки, а затем – качающаяся часть стандартной полевой 75-мм пушки образца 1897 года. Стрельба велась штатными боеприпасами этой пушки. Начальная скорость 7,25-килограммового осколочного снаряда составляла 529 м/с.Угол наведения в вертикальной плоскости – от -4° до +10°, дальность прицельной стрельбы – до 1500 м. Наведение в горизонтальной плоскости было возможно только в очень узком секторе – 8°, так что перенос огня с цели на цель сопровождался поворотом всего танка.

КОНТЕКСТ – ТАНКОВЫЙ ПЕРЕВЕС

Приступив к формированию танковых сил позже англичан, французы к концу войны обладали не только танковым опытом, сопоставимым с английским, но и имели заметный перевес в численности танкового парка -4330 машин. Однако его львиную долю составляли совершенно иные машины – легкие «Рено», во многом определившие характер французского послевоенного танкостроения.

Танк «Сен-Шамон» позднего выпуска.

Что касается силовой установки, то на «Шнейдере» она ничем примечательным не выделялась. На нем применялся 4-цилиндровый двигатель «Пежо» или «Шнейдер» специальной разработки мощностью 65 л. с. с жидкостным охлаждением и автоматической системой смазки. Защищенные броней топливные баки располагались в носовой части танка ниже двигателя, бензин подавался принудительно под давлением, создаваемым отработанными газами или ручным насосом. Механическая трансмиссия включала трехскоростную коробку передач с реверсом, обеспечивавшую скорость хода от 2 до 8 км/ч. В качестве механизма поворота использовался дифференциал.

На «Сен-Шамоне» использовали новинку – бензоэлектрическую трансмиссию. Бензиновый 4-цилиндровый двигатель «Панар» мощностью 80-90 л. с. работал на электрогенератор (динамо-машину), питавший два электромотора, по одному на каждой гусенице. Поворот производился за счет независимой подачи на электромоторы тока различной силы, чем достигалось неограниченное число передач в имеющихся пределах. Такое бесступенчатое регулирование давало значительное превосходство по легкости управления по сравнению с механической трансмиссией. Но в целом трансмиссия оказалась более тяжелой, громоздкой и ненадежной. Тем не менее, машина получилась довольно скоростной: на испытаниях удалось достичь скорости 12 км/ч. Однако на практике этого делать не рекомендовали из опасения быстрой поломки двигателя, и скорость движения танка ограничили до 8,5 км/ч.

Танк «Сен-Шамон» преодолевает ров.

БОЕВОЙ ДЕБЮТ

К 31 марта 1917 года в Шамплие дислоцировалось уже 13 групп танков «Шнейдер» и два пехотных отделения танков «Сен-Шамон», почти идентичные по организации. Группа представляла собой тактическую единицу и включала 4 батареи по 4 танка в каждой. Наличный парк составлял 208 «Шнейдеров» и 48 «Сен-Шамонов». Реально действовать могли только 160 машин, укомплектованных достаточно подготовленными экипажами, причем только 100 танков успели оборудовать дополнительной броней. Утром 16 апреля 1917 года танки двинулись к позициям противника для атаки 3-й линии германской обороны, недосягаемой для артиллерийского огня. Все выдвижение происходило на виду у неприятеля, артиллеристы которого, руководствуясь корректировкой с аэростатов, аэропланов, наземных наблюдательных пунктов, а то и прямой наводкой, разбили танковые порядки раньше, чем они смогли вступить в бой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну

Приступая к разговору о французских тяжелых и сверхтяжелых танках, хотелось бы сразу сказать, что их появлению в период Первой мировой войны Франция обязана полковнику (впоследствии бригадному генералу) Жану-Батисту Эстьену — человеку на десятилетия опередившему свое время. Тот факт, что армии необходим тяжелый танк прорыва, стал очевиден еще в конце 1916 года, когда британцы первые применили свои «ромбы» — Франция, увы, сопоставимыми по боевым качествам танками не обладала. Машины Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненные на базе тракторного шасси, может быть, и обладали лучшей защитой, но их проходимость по пересеченной местности и маневренность оставались абсолютно ничтожными — в итоге эти танки были полностью заменены на легкий FT-17 и импортные британские образцы.

Спецификации на разработку тяжелого танка получили сразу несколько фирм — «Рено», упомянутые выше «Шнейдер» и «Сен-Шамон», а также «Средиземноморское Общество Железноделательных заводов и верфей», в сокращении FCM. Предполагалось, что масса танка должна составить 38 тонн, вооружение — 105-мм пушка, бронирование не меньше 30-мм. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма «Рено».

FCM 1A - компоновка вполне привычная и свойственная скорее периоду Второй мировой, нежели 1917 году

Основным же требованием заказчика было размещение орудия во вращающейся башне — французы первыми твердо осознали, что пушка в спонсонах или лобовой части корпуса есть путь, ведущий в тупик, а наведение орудия в строго ограниченных секторах резко снижает боевую ценность танка. Сказано — сделано: специалисты FCM взялись за работу и к лету 1917 года появился прототип с индексом FCM 1A, куда больше напоминавший танки эпохи Второй мировой, чем архаичные «ромбы» — В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более половины его длины. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, крыша и днище — из 15 мм.

Впрочем, не обошлось без «чисто английских» странностей — «ромбы», с гусеницами полностью охватывающими корпус и большой длиной предназначались в основном для преодоления траншей, а потому детище фирмы FCM унаследовало от британских родственников высокую (в человеческий рост) ходовую часть, что резко снижало маневренность — в сущности, нормально двигаться машина могла только по прямой, а на поворотах скорость снижалась до минимальных 2-3 километров в час.

Военных привели в восторг башня с мощным орудием и усиленное бронирование, однако на серийных танках решили устанавливать все же 75-мм пушку благодаря значительно меньшей отдаче при выстреле, более компактным габаритам и большему боекомплекту. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук.

Попутно были изготовлены еще два варианта танка — FCM 1В и FCM 1С соответственно. Последний оказался подлиннее и потяжелее: 62-тонный танк длиной 9,31 метра; вооружение и бронирование осталось прежним. 1С был изготовлен в середине 1918 года, предполагался заказ промышленности на триста машин, но Германия капитулировала и потребность в тяжелом танке прорыва отпала.

FCM Char 2C. Эта фотография не позволяет в полной мере осознать его размеры...

Тем не менее доработанный 1С получивший индекс Char 2C несколько лет спустя был запущен в малую серию — были устранены некоторые недостатки ранней стадии разработки, а генерал Эстьен настоял на производстве десяти машин хотя бы из соображений национального престижа. Char 2C так и остался венцом развития тяжелой бронетехники эпохи Первой мировой — танк был предназначен для позиционной войны, и никто не мог предположить, что всего через полтора десятилетия наступят времена стремительного блицкрига с прорывами на глубину, стратегическим охватом, разгромом беззащитных тылов и прочими прелестями «моторизованной войны»...

* * *

Как это не удивительно, но вплоть до конца 30-х годов индустриальныя Франция практически не занималась разработкой тяжелых танков, если не считать единственного принятого на вооружение проекта 1 bis, иногда именуемого «французским КВ». Бдительность Франции усыпило проклятие, под названием «линия Мажино», по сравнению с которой финская «линия Маннергейма» выглядела канавкой, прокопанной детскими совочками и украшенной ДОТами из спичечных коробок. Представить только — общая длина больше четырехсот километров, четыре десятка узловых пунктов обороны, по полтысячи бункеров и орудийных казематов. С учетом модернизации старых оборонительных линий в тылу, глубина обороны составляла без малого сотню километров.

Отдельно хотелось бы напомнить, что прямо напротив «линии Мажино» стояла германская «линия Зигфрида» построенная в 1936-1940 годах. Французское командование было свято уверено: немецкие орды разобьются о неприступные позиции, повторится «великое стояние» образца Первой мировой, а чтобы впоследствии успешно провести наступление против Германии, придется прорывать «линию Зигфрида». Следовательно, необходимы тяжелые штурмовые танки, или, во французской классификации, «Char de forteresse», танки-крепости.

Германские солдаты осматривают трофейный FCM Char 2C, пытаясь понять, что же с ним делать

Вот тут-то и возродилась концепция строительства мастодонтов наподобие FCM 2C и супертяжелых машин. К тому времени все до единой страны мира, производящие танки — включая даже Великобританию, где проектирование бронетехники было, мягко говоря, весьма странным, — отказались от дальнейшей разработки многобашенных тяжеловооруженных монстров, французское военное руководство продолжало настаивать на производстве «Char de forteresse». В Советском Союзе к началу 1940 года было принято окончательное решение: тяжелые танки строить будем, но строго с одной башней. В Германии проект трехбашенного Neubaufahrzeug, более известного Nb.Fz, тихо прикрыли еще раньше, целиком сосредоточившись на массовом выпуске «инструмента блицкрига», то есть средних танков Pz.III и Pz.IV. Англичане построили один-единственный A1E1 «Independent» о пяти башнях, ужаснулись его стоимости и сложности производства, после чего навеки отправили в музей.

Чертеж-эскиз AMX Tractuer C И проекции "трактора"

Стоит задать вопрос: насколько же серьезную психологическую травму перенесли французы в Первую мировую, что впоследствии полностью игнорировали очевидные направления мирового танкостроения? Всё так, они до дрожи, панически боялись новой окопной войны и сопряженных с ней колоссальных потерь. В итоге в 1938 и 1939 годах военное министерство выдает промышленности технические задания на сверхтяжелый двухбашенный танк, по компоновке очень сходный с советскими проектами СМК и Т-100. Фирма AMX поскромничала и разработала машину массой всего-навсего пятьдесят тонн, дав ей обозначение «Tractuer C». Корпорация FCM решила, что раз требуется танк-крепость, то пускай будет крепость — сто сорок тонн!

Два дизеля мощностью в 550 лошадиных сил могли разогнать FCM F1 до двадцати четырех километров в час по ровному твердому покрытию. По большому счету, данный танк должен был стать мощнейшим в мире: лобовая броня 120 миллиметров, бортовая — 100 миллиметров. Расположение башен традиционно двухярусное: в главной башне на корме 105-миллиметровая пушка, во вспомогательной в передней части корпуса — 90 миллиметров. Длина-ширина-высота машины были практически как у появившегося через пять лет «Мауса», отличие в считанные сантиметры.

И проекции стасорокатонного FCM F1

Отличная цель для артиллерии и штурмовиков? Да, безусловно. Совершенно непонятно, почему французские генералы этого не понимали? Двигающуюся с скоростью черепахи «крепость» уничтожат за минуты, не взирая на солидное бронирование! Возможно дело в том, что французская армия оставалась невероятно косной, консервативной и практически не поддающейся модернизации структурой. Танк не сможет двигаться по мягкому и заболоченному грунту? Ходовая часть ниже всякой критики — то есть традиционная «сороконожка», двадцать маленьких опорных катков и гусеница с устаревшего B1 bis? Запредельная масса? Сомнительная боевая ценность? Чепуха какая! Зато огромный как мамонт, забронированный по самое не могу, и две башни с тяжелыми орудиями!.. Фирма FCM даже построила детализированный деревянный макет в натуральную величину — его фотографии сохранились. Продемонстрировала макет господам генералам 12 апреля 1940 года. До начала сокрушительного германского наступления оставалось меньше месяца.

Так бы выглядел FCM F1, если бы был построен

Самое любопытное в том, что армия заказала двенадцать машин к маю 1941 года. Потом, когда производство будет налажено, можно будет выпускать по четыре танка в месяц. Одновременно, военные очень попросили усилить бортовую броню до 120 миллиметров. Скорость снизится до 20 километров в час по шоссе? А что такого-то? При штурме линии Зигфрида потребуется не скорость и маневренность, а хорошая бронезащита и большие пушки! А в это самое время фон Рунштедт, Лееб, Клейст и Гудериан просчитывали прорыв через Арденны — прорыв на таких маленьких, но очень быстрых «двоечках», «тройках» и прочих легких и средних танках, поддерживаемых моторизованной пехотой и авиацией...

Подумать только, какое неслыханное помрачение рассудка постигло Францию! Нет-нет, это не ошибки вызванные недооценкой потенциала противника. Это образ мысли, покалеченная Первой мировой ментальность. Ладно, если бы в разработку пошел только FCM F1, но ведь «Tractuer C» от фирмы AMX тоже готовился если не к производству, то по меньшей мере к созданию доработанного прототипа с индексом D! И смех и грех: на этот танке предусматривалось даже место для второго мехвода на корме! При том, что компоновка «тяни-толкай» сама по себе являлась порочной — обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в тридцатые годы не удавалось никому, а с окончательной победой концепции однобашенного танка эта теория окончательно ушла в историю.

Однако в реальном мире FCM F1 присутствовал только в виде макета

* * *

Хотелось бы напомнить, что германская армия обычно весьма активно использовала трофейную технику — на вооружении Вермахта стояли чехословацкие танки и австрийские броневики ADGZ, немецкие специалисты вовсю использовали вражескую документацию для создания новых образцов техники. Однако, 1940 году они ознакомились с описанными танкостроительными проектами и сразу этот балаган прикрыли — что само по себе показательно.

Впрочем, у проекта FCM F1 нашлось немало противников и во французском Генеральном Штабе. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела крайне сомнительной, так как до испытаний танка в начале 1940 года было еще далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35, а проходимость неудовлетворительной — из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машину был способен далеко не каждый мост.

В любом случае, история с проектами сверхтяжелых танков в предвоенной Франции окончилась ничем — возможно, проведи Германия наступление два года спустя, эти чудовища были бы построены в ограниченной серии, но их влияние на ход войны оказалось бы ничтожным: эти танки опоздали на Первую мировую, и оказались бы не нужны во Второй мировой.

Сравнение FCM F1 и Maus - чей гений сумрачнее?

Публикуется в авторской редакции

warspot.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о