Кв танк как расшифровывается – KV-1

Тяжелый танк КВ-1 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики тяжелого танка КВ-1

Страна:СССР
Тип:Тяжелый танк
Дата выпуска:1939 год
Длинна:6,9 м 
Ширина:3,32 м 
Высота:2,71 м
Броня, лоб:110 мм 
Броня, борт:90 мм 
Броня, башня:Нет сведений
Экипаж:5 человек
Двигатель:дизельный В-2К, 600 л.с.
Дальность хода:335 км (по дороге)
Максимальная скорость:35 км/ч (по дороге)
Масса:47 т
Вооружение:76,2-мм Ф-34 (135 снарядов), 3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)

В 1939 году на испытания в условиях приближенных к боевым, поступили три экспериментальных советских тяжелых танка: многобашенные СМКТ-100 и однобашенный КВ-1 (Клим Ворошилов). По легенде, к рождению последнего приложил руку сам Иосиф Сталин — когда ему продемонстрировали макет будущего СМК, он снял с него одну башню и задал вопрос — «сколько она весит?». А на ответ «3 тонны», отметил, что эти три тонны целесообразнее было бы использовать на увеличение толщины брони.

КВ-1 состязание выиграл и 19 декабря 1939 года танк принят на вооружение. Это был первый в мире танк с в полном смысле противоснарядным бронированием (лобовая броня доходит до 100 мм) и «танковой» проходимостью. Не смотря на вес в полсотни тонн, за счет надежного и мощного дизельного двигателя, а также широких гусениц, он мог преодолевать преграды самой сложной и дикой местности.

В бою, на протяжении всего начального этапа Великой Отечественной войны (а по сути — аж до появления германского Pz VI «Тигр» в 1943 году), КВ-1 был вне конкуренции — практически ни одна германская войсковая пушка не могла даже пробить его броню, в то время как его мощное 76-мм орудие не оставляло шанса врагу.

Оцветненная фотография тяжелого танка КВ-1

От СМК КВ-1 унаследовал схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии. Сама трансмиссия сократилась на 2 катка, в качестве двигателя был установлен дизель В-2 повышенной мощности. Интересно, что несмотря на «однобашенность», на КВ-1 изначально стояло сразу два орудия: 76-мм и 45-мм (спаренные), однако на серийных образцах «сорокопятка» была заменена пулеметом ДТ.

Всего было произведено 3117 штук танков КВ-1


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Советский тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), экипаж, боекомплект, вес, как выглядит, история

В истории мирового танкостроения использовались различные основания для классификации боевых машин. Они делились на группы и виды, различающиеся вооружением и броневой мощью, скоростными и ходовыми качествами, особенностями, рожденными под влиянием государственной военной доктрины и тактикой действий частей и соединений.

Больше всего прижилась классификация, основанная на боевой массе танка: легкие, средние, тяжелые. Танк КВ-1 был первым в череде массовых советских тяжелых танков.

Историческая справка

Известно, что самый первый танк МК-I (Марк I) появился 15 сентября 1916 г. в армии Великобритании. Не отставала от союзницы по Антанте и Франция, представившая чуть позже свою боевую машину. Танк «Рено FT» оказался довольно-таки успешным вариантом и образцом для многих последующих моделей.

Вслед за первооткрывателями в процесс танкостроения включились Италия, Венгрия, Польша, Швеция, Чехословакия, Япония.

Любопытно, но страны, являющиеся сегодня производителями лучшей бронетехники – Россия (СССР), США и Германия – вступили в этот процесс с определенным опозданием.

Советское военное командование не имело практически никакого опыта в строительстве и использовании танков.

Применение захваченных у интервентов боевых машин и изготовленных в 1920 г. заводом «Красное Сормово», на базе слегка переделанного «Рено», полутора десятков танков (первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин») назвать опытом было сложно.

Поэтому, пройдя быстрее других танкостроительных стран этап поиска своего пути, создатели советских танков нашли более удачный вариант.

Используя опыт других

В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов – первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?

В декабре 1929 г. специальная комиссия, созданная Управлением механизации и моторизации Красной Армии, была отправлена в зарубежную командировку для изучения производства танков.

Были закуплены:

  1. Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
  2. 15 танков МкII, английского производства.
  3. Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
  4. Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.

Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.

При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.

Тяжелому танку быть

Вторая половина 30-х годов – период, когда мир и, особенно Европа, жили в ожидании войны. Страны по-разному относились к сложной политической обстановке. Неоднозначно оценивалась роль бронетанковых войск в будущем противостоянии.

Французы и итальянцы рассматривали их как средство поддержки пехоты и кавалерии, выделяя им вспомогательную роль. Англичане утвердились в необходимости иметь два типа танков: крейсерские и пехотные, которые выполняли разные функции.

Немцы использование танков рассматривали в составе крупных соединений, которые при поддержке авиации должны прорывать оборону и двигаться вперед, не дожидаясь пехоты.

Концепция советских военных специалистов предусматривала использование всех видов танков для прорыва тактической обороны, для поддержки пехоты и развития успеха на оперативном пространстве, действуя в составе танковых и механизированных соединений. Но если вопросы совершенствования легких и средних машин в предвоенное время решались неплохо, то с тяжелыми дело обстояло хуже.

Очередные попытки создания тяжелого танка сводились к укреплению броневой защиты (как следствие – увеличение массы танка) и использованию распространенного многобашенного варианта (увеличение габаритов), в ущерб скоростным и маневренным качествам. Теряли такие машины и броневую защиту. К счастью, после выпуска 59 единиц танка Т-35 и признания его неперспективным, работа по созданию тяжелых танков пошла по другому направлению.

В истории создания тяжелого танка 1939 год оказался наиболее успешным:

  • в феврале на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) началась разработка танка КВ, названного в честь Наркома обороны СССР Ворошилова Климента Ефремовича;
  • к концу года на 185-м заводе была завершена разработка 58-тонного двухбашенного танка Т-100;
  • еще одним вариантом тяжелого танка стала 55-тонная модель, разработанная также на ЛКЗ и названная в честь Сергея Мироновича Кирова – СМК;
  • вскоре после начала советско-финской войны в ноябре 1939 г. все три образца были направлены на испытание в район боевых действий. Победу в этом «соревновании» одержал тяжелый танк КВ, с одной существенной оговоркой. Военных, проводивших испытание, не устроила слабая для такого мощного танка 76 мм пушка;
  • принято решение о серийном выпуске танка КВ.

От КВ к ИС-2

Практика замены официальных названий, буквенно-цифровых обозначений, на другие, шутливые имена существовала в армейской среде всегда. Отдельные виды вооружения получали официальное название в виде начальных букв ФИО их создателя.

Но танк, если не считать «Борца за свободу…, именем Наркома обороны назвали впервые. Никакого ёрничества, но невольно напрашивается штамп про то, как корабль назовешь, так он и поплывет. Герой гражданской войны, маршал Советского Союза, не сменяемый в течении 15 лет Нарком обороны К.Е.Ворошилов особого вклада в Победу в войне не внес. Более того, к концу войны его, единственного за все годы, вывели из состава Государственного Комитета Обороны.

Вот и танк КВ-1 вроде бы существовал, но с таким именем не рождался и свой жизненный путь с ним не завершал.

  • в 1939 году на ЛКЗ разработали и отправили на испытание тяжелый танк КВ;
  • летом 1940 г. в серийное производство были запущены танк КВ с 76 мм пушкой Л-11 (в 1941 г. ее заменили более совершенной, но такого же калибра пушкой ЗИС-5) и создали танк КВ-2 со 152 мм гаубицей М10Т;
  • а вот порядковый номер 1 танку присвоили «задним числом», не в связи с появлением новой модификации, а так, чтобы не нарушать последовательность;
  • после прекращения в 1941 году выпуска КВ (КВ-1) и КВ-2, боевая машина, претерпев некоторые технические изменения, и, получив 85 мм пушку, летом 1943 года стала именоваться КВ-85;
  • осенью 1943 года на базе последней модификации семейства КВ стал серийно выпускаться тяжелый танк ИС-1 или ИС-85. А после установки 122 мм пушки и изменения корпуса 31 октября 1943 года началось производство танка ИС-2 (Иосиф Сталин), который на первых этапах встречался под обозначением КВ-122.

Символично что, освободив К. Е. Ворошилова от всех ключевых постов, Сталин заменил его имя своим в названии главного танка. Замена на имя любого другого военачальника было бы оскорблением для бывшего Наркома.

После такого лирического отступления стоит подробно познакомиться с первым советским тяжелым танком КВ-1 (про Т-35 вспоминать уже не стоит) и сравнить с последующими моделями. Ведь по большому счету эти модели взаимосвязаны.

Основные характеристики советских тяжелых танков в годы Великой отечественной войны

Основные
характеристики
Танк КВ 1Танк КВ 2Танк ИС 2
Боевая масса (т)435246
Экипаж (чел)564
Габариты (мм)
длина667569506770
ширина332033203070
высота271032502630
Клиринс (мм)450430420
Толщина брони (мм)40-7540-7560-120
Калибр орудия (мм)76152122
Пулеметы3х7,623х7,623х7,62, 1х 12,7 (ДШК)
Боекомплект (артвыстрелов)903628
Мощность двигателя (л.с.)500600580
Максим. Скорость343437
Запас хода по шоссе (км)225250240
По бездорожью (км)180150160
Преодоление препятствий (м)
стена0,870,871
ров2,72,73,5
брод1,31,61,3

Тактико-технические характеристики, как представленные в таблице, так и оставшиеся за ее рамками, дают оценку трем главным составляющим любой бронемашины:

  • броневой защите и живучести танка и экипажа;
  • огневой мощи вооружения;
  • скоростным и маневренным качествам.

Конструкция и защита танка

Некоторые специалисты считают танк КВ-1– этапом в мировом танкостроении, ибо отдельные технические находки были в последующем использованы во многих других моделях. Это дизельный двигатель, противоснарядное бронирование, индивидуальная торсионная подвеска, разделение бронекорпуса на отделения: боевое, управления и моторно-трансмиссионное.

Экипаж танка в таких условиях более защищен. Механик-водитель и стрелок-радист размещаются в отделении управления, остальные члены экипажа в боевом, и те, и другие отделены от моторного отсека.

Броневая защита корпуса и башни – сваренные броневые плиты толщиной 80, 40, 30, 20 мм – выдерживала удары 37 и 50 мм штатных противотанковых орудий вермахта. Для защиты от более крупных калибров ее было достаточно не всегда – немецкая 88 мм зенитка Flak 18/36 стала одним из основных средств борьбы с этим советским танком.

Вооружение КВ-1

Первые модели КВ оснащались 76 мм пушкой Ф-32. Именно к ней были претензии при испытании танка на Карельском перешейке. Замена на 152 мм гаубицу привела к появлению модели танка КВ-2. Но и КВ-1 к 1941 г. претерпел изменения в вооружении, получив более совершенную пушку ЗИС-5. Боекомплект составлял 90 артвыстрелов унитарного заряжания. Снаряды располагались по бортам боевого отделения.

На танке имелся электромотор поворота башни.

В вооружение танка входили три 7,62 мм пулемета ДТ-29: спаренный с пушкой, курсовой и кормовой. Все они были съемными и могли при необходимости использоваться вне танка. Определенная сложность в ведении боя была вызвана слабым обзором как для механика-водителя, так и для командира танка. Для ведения стрельбы использовались два прицела: ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и ПТ-6 для ведения огня с закрытых огневых позиций.

Скорость и маневр

Все танки семейства КВ, в том числе и КВ-1 оснащались четырехтактный V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 500 л.с. После усиления броневой защиты и увеличения боевой массы танка КВ-2, мощность довели до 600 л.с. Такой двигатель позволял боевой машине развивать скорость до 34 км/час.

Большой проблемой для танкистов была трансмиссия, состоявшая из пятиступенчатой коробки передач (включая скорость заднего хода), планетарных бортовых механизмов, многодисковых (главного и двух бортовых) фрикционов и ленточных тормозов. Все приводы были механические, тяжелые в управлении. Специалисты однозначно оценивают трансмиссию танков КВ, как самую слабую сторону боевой машины.

Ходовая часть, самое уязвимое место, как и у всех танков.

Подвеска у КВ-1 – индивидуальная, торсионная с внутренним амортизатором для каждого из шести двойных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы – спереди. Механизм натяжения гусеницы – винтовой. Количество траков шириной 700 мм в гусенице варьировалось от 86 до 90 шт.

Боевое применение КВ 1

Создание и развитие боевой техники и вооружения тесно связано с военной доктриной государства.

Известна сталинская точка зрения о том, что возможная война будет скоротечной и проходить на территории противника. Соответственно выдвигались требования по созданию боевых машин, отличающихся скоростными качествами и способностью уверенно подавлять оборонительные укрепления противника.

Война на начальном этапе, к сожалению, пошла по другому сценарию. Тяжелые танки не являлись оборонительными. Использовались они в различных вариантах боя, но, как правило, не для главного своего назначения.

Немцы не могли противостоять нашим «тяжеловесам» и старались избегать встреч с ними.

Но, несмотря на огневую мощь, надежную броневую защиту, героизм, проявленный танкистами, тяжелые танки, в том числе и КВ-1 оказались менее востребованными, чем средние. Большие потери в этот период тяжелые танки несли из-за банального отсутствия топлива. А без него, танк хорошая мишень.

Производство тяжелых машин приостановили в 1941 году. Однако, уже в 1943 г. ситуация поменялась и значение тяжелых танков вновь возросло. Но уже без КВ-1.

Видео

warbook.club

Тяжелый танк КВ — это… Что такое Тяжелый танк КВ?


Тяжелый танк КВ
Тяжелый танк КВ
       В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (Главный конструктор Ж.Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК (Сергей Миронович Киров). (Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова — завод № 185).
        Ведущим конструктором танка СМК был А.С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес позволил усилить утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших под руководством Н.Ф. Шашмурина практику на Кировском заводе, был разработан проект однобашенного тяжелого танка KB (Клим Ворошилов). По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н.Л. Духов.
        В августе 1939 года СМК и KB были изготовлены в металле. В конце сентября оба танка участвовали в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в Кубинке. 19 декабря 1939 года тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии.
        Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма».
При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.
        Танк KB показал себя с лучшей стороны, однако, очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки был разработан и построен танк
        КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.
        Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года к выпуску KB должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого KB уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков.
        Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два KB с броней 90 мм, один с пушкой Ф-32, другой — с 85-мм пушкой. К 1 декабря должны были быть готовы еще два KB с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-3 (объекты 220, 221,222).
        План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 танков КВ. Из них на Кировском заводе-1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла коррективы в этот план, в частности, к производству КВ-3 так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня 1941 года там было собрано всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243, а в первом полугодии 1941 года — 393 танка КВ.
        Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах — сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов. (Не совсем понятно, зачем это делалось — в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным?).
        На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года — 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплект состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам. Танк был оснащен телескопическим прицелом ТОД-6, перископическим — ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.
        На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.
        Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей — сказывался дефицит резины.) Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм.
        Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе — 250 км.
        На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 (позже-ЮР) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.
        Боевая масса танка составляла 47,5 т, экипаж состоял из 5 человек.
        Основное отличие танка КВ-2 заключалось в установке новой башни больших размеров. Общая высота машины достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая гаубица М-10 обр. 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В норме башни имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический — ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование — остались такими же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 был выпущен в ограниченном количестве, после начала Великой Отечественной войны его производство прекратили.
        Следует отметить, что в 1940-1941 годах велись проектные проработки танков со 107-мм пушной: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной артустановки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.
        Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, и другие.
        В связи с постоянно ухудшавшейся обстановкой на Северо-Западном фронте, начиная с июля 1941 года, в несколько этапов проводилась эвакуация людей и оборудования из Ленинграда в Челябинск. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в Челябинске (ЧКЗ). Этот завод, прозванный в народе «Танкоградом», стал главным производителем тяжелых танков и САУ вплоть до конца Великой Отечественной войны.
        Из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод № 75 в Харькове, танки КВ-1, так же как и Т-34, какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17.
        В 1942 году на смену КВ-1 было начато производство модернизированного варианта — КВ-1с («с»-скоростной). Массу танка снизили до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня — литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, сконструированная Н.Ф. Шашмуриным и обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад, а, кроме того, новый главный фрикцион и усовершенствованные бортовые передачи. КВ-1с был принят на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант — КВ-85.
        Его появлению предшествовала попытка установить 85-мм пушку в штатную башню КВ-1с. Однако для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова составлял 70 выстрелов. Экипаж танка сократился до 4 человек за счет удаления стрелка-радиста. Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса — огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались полностью унифицированными с танком КВ-1с.
        В 1942 году на базе КВ-1 были построены опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками-одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке был построен и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.
        На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект 45-мм орудия состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушной, устанавливался огнемет АТО-41 (или АТО-42). На танке КВ-8 на базе КВ-1с спаренный пулемет был изъят.
        Что касается САУ, то статья о KB была бы неполной без упоминания о первой тяжелой советской серийной самоходной установке СУ-152 (КВ-14), вооруженной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Она была создана в 1943 году на базе танка КВ-1с. Однако история ее разработки и конструкция заслуживают отдельного рассказа.
        Следует подчеркнуть, что сам по себе танк KB — машина довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен — у него просто не было достойного противника. Никаких же явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у тридцатьчетверки. Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением.
        Как уже упоминалось, часть недостатков трансмиссии была устранена на КВ-1с. Однако на этой модификации в погоне за маневренностью уменьшили толщину брони, и по своим боевым свойствам тяжелый KB еще больше приблизился к средним танкам.
        Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм. Но этого сделано не было по той причине, что в тот период пушка калибра 76 мм вполне справлялась со всеми бронецелями противника.
        Танк аналогичного KB класса — «тигр» — появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку — он моментально устарел. Наш танк был просто бессилен против «тигра» с его «длинной рукой» — 88-мм пушной с длиной ствола в 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего. Это не замедлило сказаться в бою. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не имели.
        Несколько сгладить ситуацию позволило появление КВ-85. Но эти машины были освоены с опозданием, выпущено было их немного, и внести существенный вклад в борьбу с немецкими тяжелыми танками они не смогли. Более серьезным противником для «тигров» мог стать КВ-122-серийный КВ-85, вооруженный в опытном порядке 122-мм пушкой Д-25Т. Но в это время цеха ЧКЗ начали покидать первые танки серии ИС. Последние, на первый взгляд продолжавшие линию KB, были уже совершенно новыми машинами.
        С 1940 по 1943 год было выпущено 4775 танков KB всех модификаций. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало KB, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные тягачи.
        Танков KB разных вариантов сохранилось немного. В Центральном музее Вооруженных Сил в Москве находятся КВ-1 и КВ-2; танки КВ-1 установлены на постаменты в г. Ропша Ленинградской области и п. Парфино Новгородской области. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке можно увидеть КВ-1с с опытной 85-мм пушкой С-18; еще один опытный вариант, на этот раз танка КВ-85, установлен в Санкт-Петербурге в Автово. В финском танковом музее Парола сохраняются два КВ-1-один с пушкой Ф-32 и броневыми экранами, другой — с пушной ЗИС-5 и литой башней. КВ-1 с литой башней находится и на Абердинском полигоне в США.
Библиография:
Моделист-конструктор №5 за 1995 г.

Энциклопедия танков. 2010.

.

  • КВ-1, КВ-2, КВ-85
  • Двухпушечный тяжелый танк КВ

Смотреть что такое «Тяжелый танк КВ» в других словарях:

  • Тяжелый танк ИС-2 — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ         Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС 2 ведет свою родословную от танков КВ 1 и КВ 13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой… …   Энциклопедия техники

  • Тяжелый танк ИC-2М — Тяжелый танк ИC 2М …   Энциклопедия техники

  • Тяжелый танк Т-35 —        Танк Т 35 пятибашенный, с двухъярусным расположением вооружения. В трех башнях находились пушки и пулеметы, в двух по одному пулемету. Корпус танка сварной и частично клепаный, из броневых листов толщиной 20 и 30 мм.         76,2 мм пушка… …   Энциклопедия техники

  • Тяжелый танк — Основной боевой танк Т 90 В разное время, в разных государствах существовало большое количество классификаций танков, в зависимости от военной доктрины и используемых технологий. Танки распределялись по массе, по вооружению, по назначению.… …   Википедия

  • Тяжелый танк A7V —        Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил генерал Фридрихс руководитель 7 го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства …   Энциклопедия техники

  • Тяжелый танк «Пантера» — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ          Пантера безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал… …   Энциклопедия техники

  • Двухпушечный тяжелый танк КВ —        История создания этого интересного танка необычна и заслуживает внимания. Он был спроектирован и изготовлен в сентябре 1939 г. в инициативном порядке на конкурсной основе на Ленинградском Кировском заводе под руководством известного… …   Энциклопедия техники

  • Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки         Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… …   Энциклопедия техники

  • Танк особого назначения —        Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально…         В одном из таких романов 30 х годов… …   Энциклопедия техники

  • Танк-дредноут СМК —        После того, как легкие советские танки Т 26 и БТ 5 были испытаны в огне испанской войны, стало очевидно, что практически все танки Красной Армии как легкие, так и тяжелые нуждаются в усилении бронезащиты. Особое внимание было уделено… …   Энциклопедия техники

Книги

  • Тяжелый танк КВ-2, Максим Коломиец, Это случилось в Белоруссии на шестой день войны. 263 пехотная дивизия Вермахта стремительно наступала на восток, когда у деревни Лесняки дорогу ей преградил одинокий советский танк с огромной… Категория: Бронетехника. Танки. Артиллерия Серия: Танки мира Издатель: Эксмо, Яуза, Подробнее  Купить за 614 руб
  • Тяжелый танк «Пантера». Первая полная энциклопедия, Максим Коломиец, Один из самых знаменитых танков Второй Мировой, сравнимый лишь с легендарными Т-34 и «Тигром», Pz. V Panther проектировался не просто как «тевтонский ответ» нашей «тридцатьчетверке», а как… Категория: Энциклопедии Серия: Новая танковая энциклопедия Издатель: Яуза, Подробнее  Купить за 349.9 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Тяжелый танк КВ-2, Максим Коломиец, Это случилось в Белоруссии на шестой день войны. 263 пехотная дивизия Вермахта стремительно наступала на восток, когда у деревни Лесняки дорогу ей преградил одинокий советский танк с огромной… Категория: История Серия: Танки мира. Коллекционное издание Издатель: Яуза, Подробнее  Купить за 199.9 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
Другие книги по запросу «Тяжелый танк КВ» >>

dic.academic.ru

Создатель танков ИС и КВ: семь изобретений Жозефа Котина

Без его участия не было бы знаменитых тяжелых танков КВ-1 и ИС-2, артиллерийских установок Су-152 и ИСУ-122. В день рождения Жозефа Котина «Защищать Россию» вспоминает знаковые изобретения конструктора.

КВ, или КВ-1

Тяжелый танк с мощным бронированием и 76-мм пушкой впервые использовался в годы советско-финской войны, при прорыве линии Маннергейма. В Великой Отечественной участвовал с первого дня — КВ состоял на вооружении частей западных округов, которые первыми приняли удар сил вермахта, — и использовался на начальном этапе войны.

«Машины КВ ознаменовали совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса танков. Немецкие танки вмиг перешли в разряд исключительно противопехотного оружия…», — писал лейтенант вермахта Гельмут Ритген.

А немецкие солдаты прозвали грозную машину русских «призраком» — на тот момент ни один немецкий танк, ни одна противотанковая немецкая пушка не могли противостоять КВ. Справиться с 50-тонным гигантом было под силу лишь 88-мм зенитному орудию, которое гитлеровцы нередко применяли в качестве противотанковой пушки.

КВ-2

КВ-2 был принят на вооружение в 1940-м. Всего с февраля 40-го по июль 41-го Ленинградский Кировский завод выпустил 204 танка.

На боевую машину устанавливалась 152-мм танковая гаубица М-10. Что касается боеприпасов, из-за катастрофической нехватки положенных снарядов применяли буквально все, что попадалось под руку. КВ-2 мог стрелять и бетонобойными снарядами Г-530, и осколочными гаубичными гранатами сталистого чугуна О-530А, и зажигательными снарядами, и старыми фугасными гранатами, и даже шрапнелью.

Однако несмотря на очевидные преимущества боевой машины, большая их часть была потеряна и списана в первые годы войны. Из-за неопытности экипажей, частых поломок трансмиссии и нехватки горючего танк нередко бросали прямо на поле боя.

КВ-85

В связи с появлением немецкого тяжелого танка «Тигр», конструкторское бюро опытного завода №100 под руководством Котина разработало нового гиганта семейства «Клим Ворошилов». КВ-85 с 85-мм танковой пушкой поступил в Красную армию осенью 1943 года и активно использовался в составе танковых полков прорыва до осени 44-го.

КВ-85 серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе с августа по октябрь 1943 года. Всего было выпущено 148 боевых машин.

ИС-2

ИС-2 — второй тяжелый танк семейства «Иосиф Сталин», который пришел на смену КВ-85 и ИС-1. От предшественников отличался более мощной броней и вооружением — 122-мм пушкой Д-25Т — которая, наконец, позволила не только соперничать с танками и противотанковым оружием вермахта, но и превзойти его.

«…Установка 122-мм пушек на танки ИС вернула нашим танкам утраченное на время превосходство над противником в артиллерийском вооружении тяжелых танков», — писали в «Отчете Управления самоходной артиллерии-КА».

ИС-2 успешно прошел проверку боями Великой Отечественной и принимал участие в освобождении городов Европы, а модернизированная версия ИС-2 служила советской, а потоми и российской армии вплоть до 1995 года.

СУ-152

СУ-152 была построена на базе тяжелого танка КВ-1С, и в отличие от него прошла более успешный и долгий фронтовой путь. Артиллерийская установка начала войну в сражениях на Курской дуге, а завершила боевую карьеру в конце Великой Отечественной, несмотря на то, что серийно перестала выпускаться еще в январе 1944-го.

ИСУ-152

Самоходная артиллерийская установка на базе танка ИС-1 была принята на вооружение Красной армии в ноябре 1943 года. Серийно выпускалась до 1946-го, а использовалась до 1974 года. Применялась практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии, особенно успешно — в качестве истребителя танков.

На одной из „Пантер“, что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжелый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции, — вспоминал в мемуарах танкист Дмитрий Лоза, участник боев за Вену. — Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам.

ИСУ-122

ИСУ-122 была разработана на базе танка ИС-2. В качестве штурмового орудия и истребителя танков использовалась с марта 1944 года, а на вооружении армии состояла до середины 1960-х.

В послевоенные годы разоруженные установки под названием ИСУ-Т использовались как штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты, или в качестве тягачей передавалась гражданским ведомствам.

defendingrussia.ru

Как расшифровывается аббревиатура «КВ»-название советского тяжелого танка времен Великой Отечественной Войны?

Климент Ворошилов — нарком обороны тогдашний…

Конструктор Вася

клим ворошилов. Но можно-копец врагу

url=<a rel=»nofollow» href=»http://www.armchairgeneral.com/rkkaww2/galleries/ruscaptured/KV-2/kv_2_03.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=157&noreask=1&source=wiz» target=»_blank»>http://www.armchairgeneral.com/rkkaww2/galleries/ruscaptured/KV-2/kv_2_03.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=157&noreask=1&source=wiz</a> <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/КВ-1″ target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/КВ-1</a>

Конечно в честь Клима Ворошилова, а Танк ИС-2 в честь Иосифа Сталина

В честь Клима Ворошилова.

Клим Ворошмлов.

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Как расшифровывается аббревиатура Танк

Боевая бронированная машина, обладающая высокой мобильностью на пересеченной местности, высоким уровнем защищённости и большой огневой мощью Но на многих языках слово танк обозначает еще емкость или бак

никак просто танк

Тяжёлый артиллерический независемый комплекс)

тактический артилерийный наблюдательный комплекс

тактико-артиллерийский наступательный комплекс

тяжелый артиллерийский наступательный комплекс

Тяжёлый артелерийский наземный комплекс

Технический Артилерийский Наступательный Комплекс.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *