Самолет разведчик – 20М — самолет радиотехнической разведки. Самолет-разведчик Ил-20М: история и современность

Содержание

Самолет-разведчик США: описание и фото

Вооруженные Силы Соединенных Штатов Америки считаются одними из самых мощных и сильных армейских формирований в мире. Такое утверждение подтверждает не только большое число солдат и офицеров, но и также внушительное количество различной техники, в числе которой особое место занимает самолет-разведчик ВВС США RC-135. Эта авиамашина состоит на вооружении уже довольно давно, однако, благодаря регулярно проводимой полноценной модернизации, и по сей день является достаточно мобильным и высокоэффективным средством ведения разведывательных действий. Об этом воздушном судне и пойдет речь в данной статье.

Несколько фактов

Описываемый самолет-разведчик США является воздушной единицей для сбора, тщательной обработки и последующей передачи данных на главный пункт. В основе боевой единицы лежат технические характеристики самолета Boeing C-135 Stratolifter. Оборудование для RC-135 производится различными фирмами, в числе которых значатся: L-3 Communications, E-Systems, General Dynamics.

Создание и модернизация

Указанный самолет-разведчик США изначально разрабатывался с целью заменить в небе морально и физически устаревший Boeing RB-50 Superfortress. В первую очередь планировалось изготовить девять машин, однако в итоге с конвейера их сошло лишь четыре штуки. Все они являлись усовершенствованным вариантом Boeing 739-700, поскольку применялись те же двигатели. При этом заправочная система была полностью демонтирована, а на ее место были установлены камеры, используемые для осуществления разведки и фотографирования.

В свою очередь вариант RC-135B был изготовлен в количестве десяти машин. В их основе также был аэротанкер. В качестве « всевидящих глаз» применялись камеры и специальный радар SLAR.

2005 год стал значимым для самолетов RC-135, поскольку все они без исключения подверглись значительной модернизации (были полностью заменены двигатели, навигационное оборудование и прочие элементы и системы).

Эксплуатация

Рассматриваемый нами самолет-разведчик США изначально принадлежал стратегическому командованию ВВС США. Но, начиная с 1992 года, его переподчинили боевому командованию ВВС. Все подобные машины имеют постоянное место своего базирования – это авиабаза «Оффут».

Самолеты принимали достаточно активное участие в военных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Авиасудна были задействованы во время продолжительной войны во Вьетнаме, при проведении специальных операций «Каньон Эльдорадо», «Щит пустыни», «Буря в пустыне», «Непокоренная свобода».

Ривер Джойнт

Именно такое кодовое название носит самолет-разведчик ВВС США RC-135V. Это судно изначально имело достаточно дивный внешний вид: «надутые щеки» системы РТР с удлинённым носом, буквально напичканным аппаратурой для разведки связи AN/AMQ-15. Под фюзеляжем же расположился целый ряд антенн самого разного калибра. В наличии были три штыревые антенны на переходнике радарного обтекателя. Под центропланом были установлены лепестковые антенны с овальными пластинками в количестве четырех штук. За крылом нашлось место Г-образной антенне и еще нескольким штыревым.

Появление на свет RC-135W

В свою очередь самолет-разведчик ВВС США RC-135W отличался от своего собрата RC-135V тем, что у него отсутствовали воздухозаборники теплообменников на специальных мотогондолах, расположенных снаружи двигателей. По прошествии некоторого промежутка времени «раздутые щеки» машин были несколько доработаны для того, чтобы улучшить аэродинамические показатели. Также подверглись изменениям передние части обтекателей – они стали несколько длиннее, в результате чего левый обтекатель даже немного перекрыл входной люк и крышку последнего в итоге подвергли доработке.

В 1990 годах, когда машины начали свою работу в зоне военного конфликта ныне бывшей Югославии, инженеры установили над соплами всех имеющихся двигателей специальные установки, генерирующие инфракрасные помехи. Сделано это было с целью повысить степень защищенности от зенитных ракет, оборудованных тепловой самонаводящейся головкой.

Команда

Самолет-разведчик США RC-135 управляется довольно многочисленной командой, в состав которой входят:

— Офицеры боевого авиационного командования.

— Три оператора РЭБ (радиолокационной безопасности): автоматической разведки, ручной разведки, старший смены. Задачами данной группы является отслеживание местоположений самолетов противника, а также зенитно-ракетных комплексов по их радиолокационным излучениям, которые, в свою очередь, перехватываются системой AEELS.

— 12-16 операторов, входящих в состав управления воздушной разведки. Их боевая задача – с помощью системы многоканальной разведки в диапазоне ультракоротких волн вести радионаблюдение за перехватами, осуществляемыми истребителями, а также связью секторов противовоздушной обороны противника. То есть, по сути, эти военнослужащие работают над раскрытием намерений врага.

— 7 технических операторов, контролирующих детальнейший надзор за всеми радиолокационными излучениями объектов, расположенных в воздухе, на земле, в море. Параллельно с этим данные специалисты уточняют результаты автоматического поиска и классификации с помощью ручной разведки. После чего военные формируют служебные сообщения, детально сигнализирующие о радиоэлектронной обстановке. Всю полученную информацию передают аналитикам, входящим в рабочую группу самолета.

Непосредственно формированием карты радиолокационной обстановки занимается ведущий аналитик-контролер, в подчинении которого находятся еще двое аналитиков: первый занимается наземными целями, второй – воздушными. Кроме того, все они контролируют, чтобы вся передаваемая с самолета в центр информация обновлялась раз в две минуты (не реже), а в случае острой необходимости – раз в десять секунд.

Отдельно стоит обратить внимание еще на двух операторов, которые выполняют обнаружение и регистрацию всех нестандартных или же неопознанных сигналов, ранее не используемых противником. Делается это с целью своевременного и полноценного обновления системы РЭБ. Также операторы отслеживают все попытки врага преодолеть защиту системы связи американской авиации.

Помимо вышеуказанных специалистов, постоянно находящихся на своих боевых местах, имеется также оператор, занимающийся передачей данных на авиасудно E-3 AWACS и пара специалистов, осуществляющих полетное техническое обслуживание.

«Узкое место» самолета

Самолет-разведчик США имеет существенную проблему в виде ограниченности связи между ним и самолетом E-3 AWACS. Передача данных осуществляется по цифровому каналу в формате TADIL-A.

Именно этот канал пропускает через себя абсолютно все полученные радиолокационным способом символьно-графические картинки воздушного горизонта, формируемые операторами судна E-3. После обработки информация возвращается обратно, но уже в цифровой форме. При этом она дополняется разнообразными специальными маркерами распознавания и дифференциации всех без исключения воздушных целей.

Летно-технические характеристики

Подробно изучаемый нами самолет-разведчик ВВС США в качестве своих основных показателей имеет такие показатели:

  • Размах крыла –39,88 метра.
  • Общая длина самолета – 39,2 метра.
  • Высота самолета – 12,7 метра;
  • Площадь каждого крыла – 226,03 квадратных метра.
  • Масса пустого самолета – 46403 кг.
  • Масса максимальная взлетная – 124967 кг.
  • Модификация двигателя – ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9.
  • Тяга – 4 x 80.07 кН.
  • Предельно допустимая скорость полета – 991 км/ч.
  • Крейсерская скорость – 901 км/ч.
  • Практическая дальность полета – 9100 км.
  • Радиус действия машины – 4308
  • Максимальная высота полета – 12375 метров.

Инцидент над Черным морем

25 января 2016 самолет-разведчик США приблизился к границе Российской Федерации. В результате в небо был поднят самолёт Су-27, который и осуществил перехват американского воздушного судна. По словам официального представителя европейского командования ВМС США капитана Даниэля Эрнандеса, перехват их разведывательной воздушной машины был осуществлен крайне небезопасно и непрофессионально, что не может не беспокоить американское руководство, ведь данное происшествие лишь накаляет и без того напряженную обстановку. Также американский офицер утверждал, что RC-135U Combat выполнял плановый полет в международном пространстве над акваторией Черного моря, не нарушая при этом чьих-либо государственных границ. Представители России, в свою очередь, заметили, что американский самолет находился в небе с выключенным транспондером.

По информации, полученной от издания The Washington Free Beacon, российский истребитель полетел к американскому самолету на расстояние шести метров, после чего некоторый промежуток времен летел рядом, бок о бок. Затем русский пилот совершил манёвр и резко ушел в сторону. Как итог, реактивная струя от Су-27 буквально толкнула воздушный разведчик США, из-за чего он потерял управление.

Дуэль над Балтикой

14 апреля 2016 в очередной раз самолет-разведчик США подлетел к границам России. Вполне логично, что такая ситуация не осталась незамеченной Военно-воздушными Силами Российской Федерации. Командованием россиян было принято решение пресечь попытку нарушения государственной границы, для чего был поднят в воздух реактивный истребитель. В итоге Су-27 перехватил самолет разведчик США. Данный манёвр, по утверждению американских военных руководителей, снова был осуществлен в дерзкой манере и нес опасность для экипажа американского воздушного судна.

Кроме того, командование армии США выразило «глубочайшую обеспокоенность», которая была вызвана «непрофессиональными и небезопасными действиями российского пилота».

Японский конфликт

22 мая 2016 года российская система ПВО обнаружила над Японским морем американский разведывательный самолет RC-135. В тот момент он выполнял разведку в непосредственной близости от границы РФ. Примечательно, что воздушное судно США находилось в небе с выключенным транспондером и не довело информацию о маршруте до диспетчеров региона, чем поспособствовало возникновению опасности столкновений гражданских самолетов. Кроме того, американский самолет находился именно на тех эшелонах, где осуществлялись полеты регулярных рейсов гражданской авиации. разумеется, Су-27 перехватил самолет разведчик США.

С целью разъяснения произошедшего в Министерство обороны России был вызван на разговор военный атташе при посольстве США. Российские руководители обратили внимание своего американского коллеги на недопущение впредь подобных ситуаций и принятие надлежащих мер с целью гарантии безопасности воздушных судов, находящихся в небе.

Несколько позже стало известно, что самолет–разведчик был визуально обнаружен экипажем дальнемагистрального пассажирского воздушного судна авиакомпании Swiss. По словам пилотов, они видели тяжелый четырехмоторный самолет, который не подавал каких-либо опознавательных знаков.

Противостояние с китайцами

В очередной раз перехват самолета-разведчика США состоялся в мае 2016 года над акваторией международных вод в Южно-Китайском море. Как уточнили американцы, данный инцидент имел место в международном воздушном пространстве. По утверждению Пентагона, истребители ВВС КНР перехватили самолет-разведчик США небезопасно. Такое высказывание американцев уже никого не удивило, поскольку подобная формулировка является стандартной в каждой такой ситуации. Также американский офицер отметил, что разведывательное воздушное судно выполняло «обычное рутинное патрулирование».

Причины конфликта с Китаем

Это происшествие было вызвано быстро растущим напряжением в данном регионе Южно-Китайского моря. Все объясняется повышенной активностью Китая в плане возведения искусственных островов. При этом государства, являющиеся соседями Поднебесной, в том числе и США, крайне обеспокоены сложившейся ситуацией, поскольку считают, что Китай в перспективе будет размещать на этих рукотворных островах систему противоракетной обороны. Во многом именно из-за этого Соединенные Штаты под предлогом обеспечения надлежащего уровня безопасности международного судоходства отправили в проблемный регион свой военный флот, что вполне логично вызвало шквал недовольства со стороны руководства КНР.

Такое пристальное внимание к, казалось бы, ничем не примечательному району морской глади объясняется тем, что Южное-Китайское море — яблоко раздора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Брунеем, Филиппинами и Малайзией. А все потому, что в этой части света имеются значительные залежи различных природных ископаемых: газа, нефти и пр.

fb.ru

Самолеты-разведчики — Всё о Второй мировой

Самолет-разведчик – специально оснащенный боевой самолет, предназначенный для ведения воздушной разведки заданными командованием методами. К таким методам относятся: аэрофотосъемка, радиолокация, визуальное наблюдение, радиоперехват и пеленгация. Разведка могла осуществляться как одним из перечисленных методов, так и сочетанием нескольких.

Аэрофотосъемка — фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи специальной фотоаппаратуры, установленной на самолете. При съёмке заданной местности плоскость аэрофотоаппарата может занимать горизонтальное или наклонное положение. При этом аэрофотосъёмка называется плановой или перспективной соответственно. Также возможно фотографирование на цилиндрическую поверхность или вращающимся объективом. Такая съемка носит название панорамной. В основном, аэрофотосъемка выполнялась фотоаппаратом с одним объективом, но для увеличения площади снимка, использовались многообъективные фотоаппараты. Фотосъемка выполнялась как одиночными снимками, так и серией снимков по определённому направлению или по площади. В самолетах ближней разведки применялись ручные камеры и автоматические камеры с небольшим фокусным расстоянием и форматом кадра, а длиннофокусные и широкоформатные камеры — для дальних разведчиков.

Радиолокация – определение свойств и характеристик различных объектов, а также измерение их координат с помощью радиоволн. Основным инструментом радиолокации являются радиолокационные станции (радары). Различают активную, полуактивную, активную с пассивным ответом и пассивную радиолокацию. Радары подразделяются по используемому диапазону радиоволн, по виду зондирующего сигнала, числу применяемых каналов, числу и виду измеряемых координат, месту установки.

Визуальное наблюдение –  способ воздушной разведки, позволяющий быстро обследовать большие районы и немедленно сообщить добытые данные, необходимые для командования. Он дает лишь общие данные о группировке и действиях противника, об объектах, местности и погоде. Эти данные нуждаются в дополнительном уточнении другими способами. Визуальное наблюдение является основным способом при ведении разведки поля боя, когда требуется немедленное ориентирование командования о всех изменениях обстановки. Наблюдение может осуществляться как невооруженным глазом, так и с использованием оптических приборов в т.ч. и приборов инфракрасной техники.

Радиоперехват — прием и запись выявленных в эфире радиопередач и излучений радиотехнических средств противника с помощью обычной или специальной радиоэлектронной аппаратуры. Радиоперехват может вестись как на своей территории, так и на территории разведываемой страны. Он применяется также для выявления и розыска нелегальных радиостанций противника, перехвата каналов связи его разведывательных и контрразведывательных органов, для контроля за работой ведомственных радиостанций и радиотехнических средств своей страны с целью предотвращения утечки секретной информации.

Пеленгация — определение направления на источник радиоизлучения при помощи радиопеленгаторов. Радиопеленгатор состоит из антенной системы и приёмно-индикаторного устройства. Радиопеленгация может быть в различной степени автоматизирована. Путем радиопеленгации источника с двух и более удаленных друг от друга точек можно определить местоположение источника излучения путём триангуляции.

Самолеты-разведчики подразделялись на ближние и дальние, скоростные и высотные, а также ночные разведчики. Ближние самолеты-разведчики имели дальность полета до 1,5 тыс. км, дальние – от 3 до 6,5 тыс. км. Скоростные могли развивать скорость до 750 км/ч, а высотные достигали практического потолка в 15 тыс. м. Ночные самолеты-разведчики оборудовались комплексом специальных приборов, позволяющих выполнять задачи в ночное время.

Применение того или иного типа разведчика, а также тактики его действия зависело от поставленной задачи и условий ее выполнения. Например, самолеты ближней разведки полеты над линией фронта и на глубину до 16-25 км выполняли на высотах до 2 тыс. м, а над ближайшим тылом на глубину не более 150 км — на высотах до 6 тыс. м. В большинстве вылетов обычно участвовали два разведчика: первый отвечал за визуальную и фоторазведку вражеских позиций и объектов, а второй вел поиск вражеских истребителей и позиций зенитной артиллерии. Важная информация немедленно передавалась по радио, нередко текстовые сообщения сбрасывались прямо на передовые позиции наземных частей.

Дальние разведчики преимущественно летали в одиночку. Чтобы по возможности оставаться незамеченными, они старались пересекать линию фронта на максимальной высоте, прятаться за облаками. Общий план вылета составлялся командиром подразделения, но конкретный маршрут полета и его высоту определял штурман самолета, который по сложившейся в разведывательной авиации практике и был командиром экипажа. Полетное задание могло состоять из нескольких частей. Перед вылетом экипажу выдавалась сводка погоды в районе цели, а также определялась высота полета при аэрофотосъемке. Офицер-фотограф устанавливал тип фотопленки, время выдержки и диафрагму для всех камер.

В начальный период войны тактика дальних разведчиков была следующей. Сразу после взлета самолет поднимался на высоту 3500–6000 м и брал курс в назначенный район. Над самим объектом аэрофотосъемки, обычно прикрытым средствами ПВО, разведчик проходил на высоте 6500–8800 м. Однако в течение войны эта тактика изменилась. Поднявшись в воздух, разведчик оставался на малой высоте, так было больше шансов остаться незамеченным, особенно радарами, и только на подходе к цели поднимался до 6500–9000 м. Как только фотоснимки были сделаны, он снова снижался и на малой высоте возвращался обратно.

Ночные самолеты-разведчики могли не только вести наблюдение за ночным передвижением войск и форсированием рек, за движением судов и конвоев, но и выявлять места их ночных якорных стоянок. Они могли обнаружить силы противовоздушной обороны, а именно идентифицировать позиции зенитных прожекторов и батарей, скрытых днем маскировочными сетями. Кроме того, разведчики могли сразу же зафиксировать результаты ночных бомбардировок. Часто для ночной аэрофотосъемки использовались осветительные бомбы. Обычно на самолете-разведчике имелось от четырех до десяти осветительных бомб. Во время полетов над районами с сильной ПВО практиковалось разбрасывание дипольных отражателей — полосок алюминиевой фольги, дезориентировавших вражеские наземные и воздушные радары. В итоге зенитки палили в пустоту, а радиооператоры ночных истребителей не могли обнаружить «призрака» среди многочисленных «белых пятен» на экранах своих бортовых РЛС.

На Западном и Восточном фронтах немецкие ночные разведчики применяли разную тактику. Над СССР аэрофотосъемка объектов выполнялась с высоты 1200–1800 м, иногда с 3600 м. При малой высоте после сброса осветительных бомб цель можно было снимать даже небольшой камерой, но часто использовалась и широкоформатная камера с фокусным расстоянием 35 см. Одной из главных задач ночной аэрофотосъемки на Восточном фронте было установление расположения аэродромов и мест форсирования рек. Наблюдение за шоссейными и железными дорогами велось обычно визуально, при этом, исходя из условий погоды, совершалось от трех до семи вылетов за ночь.

На Западе противовоздушная оборона была значительно сильнее, что неизбежно сказывалось на тактике ночных разведчиков. Обычно аэрофотосъемка производилась с высоты 6400–9000 м. Единственным исключением были вылеты, имевшие целью наблюдение за портами и судоходством, а также контроль результатов бомбардировок, когда съемка велась с высоты от 3500 до 5500 м. Если условия полета позволяли, то время прохождения над целью выбиралось так, чтобы лунный свет мог облегчить обнаружение и идентификацию объектов.

Некоторые самолеты объединяли функции разведчика с основным назначением. Например, разведчик-корректировщик, разведчик-истребитель, разведчик-бомбардировщик. Поскольку такие самолеты-разведчики несли определенное вооружение, при необходимости они могли атаковать обнаруженные цели.

Так, самолет-корректировщик предназначался для корректирования артиллерийской стрельбы с закрытых позиций. Одновременно самолет проводил и доразведку целей. Как правило, задачи по корректировке огня выполняли авиакоректировщики. К ним относились: корректировка огня по опорным пунктам в глубине обороны противника, — контрбатарейная борьба, — обеспечение стрельбы по колоннам выдвигающихся войск, — обстрел объектов тыла противника — мостов, пунктов управления, полевых складов, железнодорожных узлов. Обычно на пару самолетов-корректировщиков выделялось звено истребителей, прикрытия, а затем они сменялись, так как запас горючего у них был меньше, чем у корректировщиков.

Следует отметить, что самолеты-разведчики не строились по специальным проектам. Как правило, для целей разведки, в лучшем случае, создавались отдельные модификации на базе серийного самолета, в худшем – дооборудовался образец серийного самолета. При этом освобождалось место, и уменьшалась масса самолета за счет удаления вооружения. Оставшиеся обеспечивало лишь минимальную оборону разведчика. Для увеличения радиуса полета устанавливались дополнительные топливные баки. Кроме того, в случаях крайней необходимости на разведку вылетал любой лучший по ТТХ серийный самолет, имеющийся в распоряжении командования. Непременным условием такого вылета являлась высокая профессиональная подготовка пилота.

Во Второй мировой войне дебютировали и винтокрылые летательные аппараты — автожиры. Их основные функции сводились к обеспечению связи и корректировке артиллерийского огня. Однако их было немного, и погоды они не сделали.

Ориентировочное количество выпущенных самолетов-разведчиков в разрезе стран (без переданных/полученных)

СтранаКоличество самолетовСтрана
Количество самолетов
Болгария113Румыния380
Великобритания3046СССР8400
Венгрия104США8121
Германия4951Франция60
Италия679Чехословакия445
Нидерланды78Швеция121
Польша372Япония4345

В предвоенные годы и за период войны 14 стран выпустило 31215 самолетов разведчиков различных типов. Самолеты, построенные в Англии, Германии, Италии и США использовались в 16 воюющих странах.

wwii.space

Самолёт-разведчик — Википедия

Авиационная фотосъёмка с французского самолёта, 1916.

Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.

Некоторые летательные аппараты разведывательной авиации могут нести определенные типы вооружений и способны уничтожать обнаруженные цели. Также самолёты-разведчики могут использоваться для наведения огня артиллерии и выполнения ряда других специфических задач.

Авиационная разведка в современном понятии разделяется на:

  • визуальную;
  • видовую;
  • радиотехническую
  • специальную

История

Ещё в XIX веке для разведки войск противника применялись воздушные шары и воздушные змеи, с помощью которых поднимали наблюдателей.

Во время первой мировой войны для ведения разведки стала широко привлекаться авиация (собственно, воздушная разведка в интересах сухопутных войск и была одной из приоритетных задач первых военных аэропланов). Для подтверждения достоверности разведывательной информации стали использоваться фотокамеры, тогда же был разработан первый полуавтоматический аэрофотоаппарат. В авиации появилась специальность «лётчик-наблюдатель».

Перед второй мировой войной, а также в её ходе противоборствующие стороны широко использовали самолёты-разведчики, осуществляющие визуальное наблюдение, картографирование местности, а также фотоконтроль результатов бомбометания (огневого воздействия), для чего в подавляющем большинстве случаев использовались переоборудованные установкой фотооборудования серийные самолёты. Впрочем, уже тогда появились специализированные ЛА: немецкий тактический разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (Focke-Wulf Fw 189), американский разведчик-наблюдатель Curtiss O-52 Owl, разведчик Northrop F-15 Reporter, японский разведчик «тип 97» (Mitsubishi Ki-15), и мн. др. (см. «Разведывательные самолёты Второй мировой войны»). Для военно-морских сил странами разрабатывались различные специализированные морские самолёты-разведчики корабельного и берегового базирования, гидросамолёты, а также стартующие с корабельных катапультных установок.

В послевоенные годы, с бурным развитием авиации в мире и интенсивной разработкой новых видов авиационного оборудования, сохранилась тенденция применения серийных ЛА, как правило, дооснащённых или модифицированных для решения круга задач, для ведения различных видов разведки. Впрочем, создавались и узкоспециализированные самолёты, как правило — это были высотные или скоростные разведчики (американские Lockheed U-2, Lockheed SR-71, советские Ил-20, М-55 и др.)

Видео по теме

Предназначены для разведки глубоких тылов противника (в т.ч. вероятного) и обширных территорий на театрах военных действий. Также в условиях господства в воздухе могут использоваться для стратегического мониторинга театра военных действий.

Высотные разведчики

Это группа разведчиков представлена практически только дозвуковыми высотными самолётами. Характерная особенность таких самолётов — полная оптимизация для высотных дозвуковых полетов. Оборотная стороны этой медали — сложность пилотирования и сравнительно малая боевая живучесть таких самолётов.

Яркий примером таких самолётов — самолёт ВВС ВС США U-2. Конструкторы постарались придать самолёту как можно большую высотность. На момент создания U-2 был недосягаем для советских истребителей и ЗРК, что позволяло свободно выполнять разведывательные полёты над СССР и том числе детально фотографировать стратегические военные и экономические объекты. Но появление на вооружении войск ПВО СССР ЗРК С-75 сделало невозможным безнаказанные разведывательные «рейсы» таких самолётов, — досягаемость по высоте у С-75 была достаточна для поражения U-2. Также в войска ПВО СССР поступили высотные истребители-перехватчики, сначала Ту-128, затем МиГ-25, способные подниматься на высоты, используемые U-2.

Скоростные разведчики

Примером таких самолётов-разведчиков является SR-71, имевший на момент создания рекордную скорость полета. Огромная скорость SR-71, вкупе с большим потолком, позволяла гарантированно избегать перехвата. Также радар ЗРК С-75 не мог захватывать SR-71 как цель[источник не указан 314 дней]. С появлением на вооружении ВВС СССР перехватчика МиГ-31 разведполёты SR-71 вдоль границ СССР сошли на нет.

Летательные аппараты, предназначенные для ведения войсковой разведки в интересах войсковых соединений (объединений), частей и подразделений. В некоторых случаях были сведены в специальные подразделения разведки (отряды, эскадрильи, полки).

В настоящее время

В XXI веке функции видовой разведки в значительной мере взяли на себя космические аппараты, на роль тактических разведчиков всё более претендуют беспилотные летательные аппараты.

Некоторые типы разведывательных ЛА (как пример)

  • Nakajima E2N — морской разведывательный гидросамолёт катапультного старта «тип-15» (1926 год, Япония)
  • Морской ближний разведчик МБР-2 (1932 год, СССР). Летающая лодка.
  • Корабельный катапультный разведчик со складывающимся крылом Potez 452 (1936 год, Франция).
  • Тактический фронтовой самолёт-разведчик Ту-2Р (1943 год, СССР)
  • Беспилотный тактический разведчик Ту-123 (1961 год, СССР). Предназначался для ведения фотографической и радиоэлектронной разведки на дальности до 3200 км
  • Дальний морской самолёт радиоэлектронной разведки и целеуказатель Ту-95РЦ (1962 год, СССР)
  • Ту-22РДМ (19..? год, СССР). Самолёт радиотехнической и видовой разведки, оборудован РЛС бокового обзора и тепловизором.
  • Высотный сверхзвуковой самолёт-разведчик Lockheed A-12 (1963 год, США).
  • Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки (картографирования) местности Ан-30 (1967 год, СССР)
  • Палубный самолет разведки и радиоэлектронной борьбы Grumman EA-6 Prowler (1968 год, США)
  • МиГ-25РБН (1972 год, СССР). Высотный скоростной ночной самолёт-разведчик. Мог нести свободнопадающие бомбы.
  • Беспилотный тактический разведывательный вертолёт A 160 Hummingbird (2002 год, США). Предназначен для фоторазведки и трансляции видеокартинки местности, с продолжительностью полёта ок. 18 часов

См. также

Ссылки

wikipedia.green

Разведывательный самолёт Википедия

Авиационная фотосъёмка с французского самолёта, 1916

Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.

Некоторые летательные аппараты разведывательной авиации могут нести определенные типы вооружений и способны уничтожать обнаруженные цели. Также самолёты-разведчики могут использоваться для наведения огня артиллерии и выполнения ряда других специфических задач.

Авиационная разведка в современном понятии разделяется на:

  • визуальную;
  • видовую;
  • радиотехническую
  • специальную

История

Ещё в XIX веке для разведки войск противника применялись воздушные шары и воздушные змеи, с помощью которых поднимали наблюдателей.

Во время первой мировой войны для ведения разведки стала широко привлекаться авиация (собственно, воздушная разведка в интересах сухопутных войск и была одной из приоритетных задач первых военных аэропланов). Для подтверждения достоверности разведывательной информации стали использоваться фотокамеры, тогда же был разработан первый полуавтоматический аэрофотоаппарат. В авиации появилась специальность «лётчик-наблюдатель».

Перед второй мировой войной, а также в её ходе противоборствующие стороны широко использовали самолёты-разведчики, осуществляющие визуальное наблюдение, картографирование местности, а также фотоконтроль результатов бомбометания (огневого воздействия), для чего в подавляющем большинстве случаев использовались переоборудованные установкой фотооборудования серийные самолёты. Впрочем, уже тогда появились специализированные ЛА: немецкий тактический разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (Focke-Wulf Fw 189), американский разведчик-наблюдатель Curtiss O-52 Owl, разведчик Northrop F-15 Reporter, японский разведчик «тип 97» (Mitsubishi Ki-15), и мн. др. (см. «Разведывательные самолёты Второй мировой войны»). Для военно-морских сил странами разрабатывались различные специализированные морские самолёты-разведчики корабельного и берегового базирования, гидросамолёты, а также стартующие с корабельных катапультных установок.

В послевоенные годы, с бурным развитием авиации в мире и интенсивной разработкой новых видов авиационного оборудования, сохранилась тенденция применения серийных ЛА, как правило, дооснащённых или модифицированных для решения круга задач, для ведения различных видов разведки. Впрочем, создавались и узкоспециализированные самолёты, как правило — это были высотные или скоростные разведчики (американские Lockheed U-2, Lockheed SR-71, советские Ил-20, М-55 и др.)

Предназначены для разведки глубоких тылов противника (в т.ч. вероятного) и обширных территорий на театрах военных действий. Также в условиях господства в воздухе могут использоваться для стратегического мониторинга театра военных действий.

Высотные разведчики

Это группа разведчиков представлена практически только дозвуковыми высотными самолётами. Характерная особенность таких самолётов — полная оптимизация для высотных дозвуковых полетов. Оборотная стороны этой медали — сложность пилотирования и сравнительно малая боевая живучесть таких самолётов.

Яркий примером таких самолётов — самолёт ВВС ВС США U-2. Конструкторы постарались придать самолёту как можно большую высотность. На момент создания U-2 был недосягаем для советских истребителей и ЗРК, что позволяло свободно выполнять разведывательные полёты над СССР и том числе детально фотографировать стратегические военные и экономические объекты. Но появление на вооружении войск ПВО СССР ЗРК С-75 сделало невозможным безнаказанные разведывательные «рейсы» таких самолётов, — досягаемость по высоте у С-75 была достаточна для поражения U-2. Также в войска ПВО СССР поступили высотные истребители-перехватчики, сначала Ту-128, затем МиГ-25, способные подниматься на высоты, используемые U-2.

Скоростные разведчики

Примером таких самолётов-разведчиков является SR-71, имевший на момент создания рекордную скорость полета. Огромная скорость SR-71, вкупе с большим потолком, позволяла гарантированно избегать перехвата. Также радар ЗРК С-75 не мог захватывать SR-71 как цель[источник не указан 339 дней]. С появлением на вооружении ВВС СССР перехватчика МиГ-31 разведполёты SR-71 вдоль границ СССР сошли на нет.

Летательные аппараты, предназначенные для ведения войсковой разведки в интересах войсковых соединений (объединений), частей и подразделений. В некоторых случаях были сведены в специальные подразделения разведки (отряды, эскадрильи, полки).

В настоящее время

В XXI веке функции видовой разведки в значительной мере взяли на себя космические аппараты, на роль тактических разведчиков всё более претендуют беспилотные летательные аппараты.

Некоторые типы разведывательных ЛА (как пример)

  • Nakajima E2N — морской разведывательный гидросамолёт катапультного старта «тип-15» (1926 год, Япония)
  • Морской ближний разведчик МБР-2 (1932 год, СССР). Летающая лодка.
  • Корабельный катапультный разведчик со складывающимся крылом Potez 452 (1936 год, Франция).
  • Тактический фронтовой самолёт-разведчик Ту-2Р (1943 год, СССР)
  • Беспилотный тактический разведчик Ту-123 (1961 год, СССР). Предназначался для ведения фотографической и радиоэлектронной разведки на дальности до 3200 км
  • Дальний морской самолёт радиоэлектронной разведки и целеуказатель Ту-95РЦ (1962 год, СССР)
  • Ту-22РДМ (19..? год, СССР). Самолёт радиотехнической и видовой разведки, оборудован РЛС бокового обзора и тепловизором.
  • Высотный сверхзвуковой самолёт-разведчик Lockheed A-12 (1963 год, США).
  • Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки (картографирования) местности Ан-30 (1967 год, СССР)
  • Палубный самолет разведки и радиоэлектронной борьбы Grumman EA-6 Prowler (1968 год, США)
  • МиГ-25РБН (1972 год, СССР). Высотный скоростной ночной самолёт-разведчик. Мог нести свободнопадающие бомбы.
  • Беспилотный тактический разведывательный вертолёт A 160 Hummingbird (2002 год, США). Предназначен для фоторазведки и трансляции видеокартинки местности, с продолжительностью полёта ок. 18 часов

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Самолет разведчик Википедия

Авиационная фотосъёмка с французского самолёта, 1916

Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.

Некоторые летательные аппараты разведывательной авиации могут нести определенные типы вооружений и способны уничтожать обнаруженные цели. Также самолёты-разведчики могут использоваться для наведения огня артиллерии и выполнения ряда других специфических задач.

Авиационная разведка в современном понятии разделяется на:

  • визуальную;
  • видовую;
  • радиотехническую
  • специальную

История[ | ]

Ещё в XIX веке для разведки войск противника применялись воздушные шары и воздушные змеи, с помощью которых поднимали наблюдателей.

Во время первой мировой войны для ведения разведки стала широко привлекаться авиация (собственно, воздушная разведка в интересах сухопутных войск и была одной из приоритетных задач первых военных аэропланов). Для подтверждения достоверности разведывательной информации стали использоваться фотокамеры, тогда же был разработан первый полуавтоматический аэрофотоаппарат. В авиации появилась специальность «лётчик-наблюдатель».

Перед второй мировой войной, а также в её ходе противоборствующие стороны широко использовали самолёты-разведчики, осуществляющие визуальное наблюдение, картографирование местности, а также фотоконтроль результатов бомбометания (огневого воздействия), для чего в подавляющем большинстве случаев использовались переоборудованные установкой фотооборудования серийные самолёты. Впрочем, уже тогда появились специализированные ЛА: немецкий тактический разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (Focke-Wulf Fw 189), американский разведчик-наблюдатель Curtiss O-52 Owl, разведчик Northrop F-15 Reporter, японский разведчик «тип 97» (Mitsubishi Ki-15), и мн. др. (см. «Разведывательные самолёты Второй мировой войны»). Для военно-морских сил странами разрабатывались различные специализированные морские самолёты-разведчики корабельного и берегового базирования, гидросамолёты, а также стартующие с корабельных катапультных установок.

В послевоенные годы, с бурным развитием авиации в мире и интенсивной разработкой новых видов авиационного оборудования, сохранилась тенденция применения серийных ЛА, как правило, дооснащённых или модифицированных для решения круга задач,

ru-wiki.ru

Самолёт-разведчик — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самолёт-разведчик — специальный самолёт предназначенный для воздушной разведки.

Некоторые летательные аппараты разведывательной авиации могут нести определенные типы вооружений и способны уничтожать обнаруженные важные цели. Также могут использоваться для наведения огня артиллерии и выполнения других задач.

Одним из самых известных самолётов разведывательной авиации стал американский разведывательный самолёт У-2 (U-2), сбитый ПВО ВС СССР, который способен вести наблюдение с высоты свыше 20 километров (практический потолок модификации U-2 TR-1 27 400 метров), находиться в полёте >10 часов и преодолевать расстояния до 18 000 км.

Разведка может вестись следующими методами:

Стратегические разведчики

Стратегические самолёты-разведчики являются важной частью стратегической авиации. Предназачены для разведки глубоких тылов противника и обширных территорий на театрах военных действий. Также в условиях господства в воздухе могут использоваться для стратегического мониторинга театра военных действий.

Практически образовали три направления развития стратегических самолётов-разведчиков.

Высотные разведчики

Это группа стратегических разведчиков представлена практически только дозвуковыми высотными самолётами. Характерная особенность таких самолётов — полная оптимизация для высотных дозвуковых полетов. Оборотная стороны этой медали — сложность (порой капризность) и сравнительно малая боевая живучесть таких самолётов.

Яркий примером таких самолётов — самолёт ВВС ВС США U-2. Конструкторы постаралсь придать самолёту как можно большую высотность. Но «за все надо платить». «Заплатили» прочностью и живучестью, — ожидалось что у противника «руки коротки», чтобы сбить самолёт на его рабочей высоте полёта. И действительно: на момент создания U-2 был недосягаем для тактических истребителей и ЗРК, что позволяло выполнять разведывательные полёты над СССР и том числе детально фотографировать стратегические военные и экономические объекты. Но появление на вооружении войск ПВО СССР ЗРК С-75 сделало невозможным безнаказанные разведывательные «рейсы» таких самолётов, — досягаемость по высоте у С-75 была достаточна для сбития U-2. Также в войска ПВО СССР поступили высотные истребители-перехватчики, способные подниматься на высоты, используемые U-2.

Скоростные разведчики

Ярким примером таких самолётов-разведчиков является SR-71, имевший на момент создания рекордную скорость полета. Скорость SR-71, позволяла самолёту летая на умеренно больших высотах, доступных и тактическим истребителям, легко уходить от преследования. Также радар ЗРК С-75 не мог захватывать SR-71 как цель. Но всё что этот самолёт мог: очень быстро летать и фотографировать специально созданным для него авиафотоаппаратом. Этой концепции стратегическего самолёта-разведчика также суждена была недолгая жизнь, — на вооружении ВВС и войск ПВО СССР появились тяжелые истребители-перехватчики МиГ-25, способные преследовать и сбивать в том числе и самолёты вроде SR-71. Также СССР обзавёлся и новыми ЗРК, также способными сбивать такие самолёты.

Новым воплощением этой идеи возможно могут стать гиперзвуковые самолёты-разведички. Однако прогресс в создании гиперзвуковых зенитных ракет (например для ЗРК С-400 и С-500) опережает прогресс в создании гиперзвуковых летательных аппаратов.

См. также

Напишите отзыв о статье «Самолёт-разведчик»

Ссылки

  • [www.airwar.ru/enc/spy/su24mr.html Фронтовой разведчик Су-24МР.]
  • [combatavia.info/index5.html Разведчики и самолёты ДРЛО.]
  • [army.lv/ru/oruzhie/Vse-vidi-oruzhiya/Aviatsiya-razbivka-po-klassifikatsii/Razvedchiki/776 Разведчики.]
  • [base13.glasnet.ru/text/su12-mk/mk880713.htm На предельно малых скоростях.]
  • [ww2db.com/aircraft.php WW2DB: Aircraft of World War II.]

Отрывок, характеризующий Самолёт-разведчик

Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l’honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]

wiki-org.ru

Самолет-разведчик Википедия

Авиационная фотосъёмка с французского самолёта, 1916

Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.

Некоторые летательные аппараты разведывательной авиации могут нести определенные типы вооружений и способны уничтожать обнаруженные цели. Также самолёты-разведчики могут использоваться для наведения огня артиллерии и выполнения ряда других специфических задач.

Авиационная разведка в современном понятии разделяется на:

  • визуальную;
  • видовую;
  • радиотехническую
  • специальную

История[ | ]

Ещё в XIX веке для разведки войск противника применялись воздушные шары и воздушные змеи, с помощью которых поднимали наблюдателей.

Во время первой мировой войны для ведения разведки стала широко привлекаться авиация (собственно, воздушная разведка в интересах сухопутных войск и была одной из приоритетных задач первых военных аэропланов). Для подтверждения достоверности разведывательной информации стали использоваться фотокамеры, тогда же был разработан первый полуавтоматический аэрофотоаппарат. В авиации появилась специальность «лётчик-наблюдатель».

Перед второй мировой войной, а также в её ходе противоборствующие стороны широко использовали самолёты-разведчики, осуществляющие визуальное наблюдение, картографирование местности, а также фотоконтроль результатов бомбометания (огневого воздействия), для чего в подавляющем большинстве случаев использовались переоборудованные установкой фотооборудования серийные самолёты. Впрочем, уже тогда появились специализированные ЛА: немецкий тактический разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (Focke-Wulf Fw 189), американский разведчик-наблюдатель Curtiss O-52 Owl, разведчик Northrop F-15 Reporter, японский разведчик «тип 97» (Mitsubishi Ki-15), и мн. др. (см. «Разведывательные самолёты Второй мировой войны»). Для военно-морских сил странами разрабатывались различные специализированные морские самолёты-разведчики корабельного и берегового базирования, гидросамолёты, а также стартующие с корабельных катапультных установок.

В послевоенные годы, с бурным развитием авиации в мире и интенсивной разработкой новых видов авиационного оборудования, сохранилась тенденция применения серийных ЛА, как правило, дооснащённых или модифицированных для решения круга задач,

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *