Ясень м – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Тихий охотник: подлодка «Ясень-М» обезвредит авианосец одной торпедой

19:2231.03.2017

(обновлено: 19:23 31.03.2017)

10032562518

МОСКВА, 31 мар — РИА Новости, Андрей Коц. В пятницу на заводе «Севмаш» прошла торжественная церемония спуска на воду первой российской многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885М «Ясень-М» — «Казань». Традиционную бутылку шампанского о борт корабля разбил его командир — капитан первого ранга Александр Бекетов. АПЛ предстоят ходовые испытания, а после их завершения она будет передана в состав ВМФ России. Ожидается, что это произойдет в следующем году. И, как показывает опыт последних лет, без дела новый атомоход не останется.

«В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, — рассказал на церемонии главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. — Это более трех тысяч суток в море подводного флота страны. Прекрасный показатель».

По мнению многих военных экспертов, отечественному подводному флоту удалось сбросить с себя «проклятие» недавнего прошлого, когда на всех флотах была острая нехватка обученных экипажей и технически исправных кораблей. Ситуация стала улучшаться с принятием Госпрограммы вооружений ГПВ-2020 в 2011 году и увеличением финансирования военного судостроения. Многоцелевая АПЛ «Казань» стала последним экзаменом для российских корабелов на способность эффективно расходовать эти средства и строить по-настоящему современные подводные лодки. И этот экзамен работники «Севмаша» сдали на отлично.

Универсальный солдат

Атомную подлодку «Казань» спустили на воду»Казань» является серьезно усовершенствованной младшей «сестрой» АПЛ «Северодвинск» проекта «Ясень». Последнюю строили целых 17 лет еще по советским наработкам и спустили на воду только летом 2010 года. Более совершенная «Казань» сошла со стапелей через восемь лет после закладки. Она значительно превосходит «Северодвинск» по многим параметрам — сказывается разница в возрасте.

«Лодка «Северодвинск» — «попроще», — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — На «Казани» удалось реализовать множество современных технологий, которых не существовало во время закладки его предшественницы. В первую очередь это касается малошумности и гидроакустического вооружения».

Новая АПЛ отличается оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты — российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на «Казань» установили новый, менее шумный двигатель. Однако официального подтверждения этому нет — винт на церемонии спуска был прикрыт специальным чехлом.

Торжественная церемония спуска на воду атомного подводного крейсера «Казань» ВМФ России в Северодвинске

Большинство технических деталей нового корабля остаются под грифом «секретно». Но известно, что до 2023 года планируется построить еще пять лодок проекта «Ясень-М». Ближайшая из них — «Красноярск» — должна сойти со стапелей в 2019 году.

«Советские многоцелевые атомные подлодки значительно уступали американским по показателям малошумности, — рассказал Виктор Мамайкин. — Следовательно, вероятный противник мог обнаружить нашу АПЛ раньше. А в подводной войне кто первым увидел цель, тот и победил. По тому, что я знаю, «Казань» по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам… А теперь представьте, каких дел может наворотить эта лодка, если ей удастся незаметно подобраться к ордеру вражеской авианосной ударной группы (АУГ). Достаточно попасть по авианосцу одной единственной торпедой — и он даст крен. Этого хватит, чтобы все его авиакрыло — 80 с лишним самолетов не смогло взлететь. А АУГ лишилась своей главной ударной силы».

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, «Казань» вооружена большим арсеналом ракет. На лодке установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо «Калибров» лодка способна нести и более мощные П-800 «Оникс», специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей. Возможность комбинировать «содержимое» пусковых установок делает «Казань» по-настоящему универсальной.

Главное — опыт

Численность экипажа «Казани» — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых «Сивулфов» и «Вирджиний». Именно высокий уровень автоматизации в совокупности со значительно выросшей в последние годы выучкой матросов, мичманов и офицеров и являются основой боевых возможностей новой подлодки.

Более ста кораблей и судов ВМФ России несут службу в Мировом океане»По показателю наплаванности экипажей боевых кораблей, как подводных, так и надводных, мы вышли на лучшие показатели советских времен, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — В первую очередь это заслуга государства, которое выделило ресурсы на ремонт и строительство подводных лодок. К сожалению, при сокращении ВМФ СССР их подавляющая часть ушла на утилизацию. Большинство оставшихся ржавели у пирсов из-за плохого технического состояния. Как следствие — острая нехватка  экипажей, успешно выполнивших контрольные курсовые задачи для допуска к плаванию».

По словам Виктора Мураховского, подобный экзамен на морскую «профпригодность» невозможно сдать исключительно на суше. Проще говоря, подводным лодкам не хватало обученных экипажей, которым, в свою очередь, не хватало исправных подводных лодок для обучения. Этот замкнутый круг, как считает эксперт, стал причиной гибели АПЛ «Курск» 12 августа 2000 года: взрыв в носовом отсеке произошел из-за нештатного срабатывания одной из систем вооружения. Мураховский не исключил, что это произошло из-за недостаточной квалификации экипажа.

«Сегодня ситуация совершенно другая, — уверен Владимир Мамайкин. — Служат на подводных лодках в основном обученные контрактники, матросов-срочников немного. Исправных лодок тоже хватает. На Черноморском флоте, к примеру, с 2014 года вступили в строй шесть новых дизель-электрических «Варшавянок» проекта 636.6. Этого количества хватит, чтобы корабли НАТО не чувствовали себя в регионе в безопасности, случись что. При этом «Варшавянки» могут выбираться и в дальнее плавание. Яркий пример — «Ростов-на-Дону», который осенью 2015 года бил из Средиземного моря по базам террористов в Сирии крылатыми ракетами».

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Удары по ИГ с подлодки «Ростов-на-Дону»: доклад Шойгу и кадры пуска ракет

Эксперты отмечают, что в целом неплохая ситуация складывается и с морской компонентой российской «ядерной триады». С 2008 года в боевой состав ВМФ России вошли три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей». Еще пять усовершенствованных кораблей «Борей-М» проекта 955А в разной степени готовности находятся на стапелях. Ожидается, что все они будут спущены на воду к началу 2020-х годов.

ria.ru

АПЛ «Ясень-М» потеряла в длине 10 метров » Военное обозрение

Новейшая многоцелевая АПЛ «Казань» проекта 885М («Ясень-М») стала на несколько метров короче в сравнении с первоначальным проектом. Спущенная на воду в этом году подлодка была полностью перепроектирована. Об этом сообщают Известия.
Сейчас на вооружении ВМФ РФ находится только одна подлодка проекта «Ясень» – «Северодвинск».

«АПЛ «Казань» построена по обновленному проекту «Ясень–М» (это развитие проекта 885). От классического «Ясеня» она отличается более совершенным радиоэлектронным вооружением и средствами автоматизации. За счет этого длина подлодки сократилась на 10 м, а жилой отсек был урезан на 4 м», – пишет газета со ссылкой на представителей Главного штаба ВМФ.

Сейчас на субмарине начаты подготовительные работы к запуску атомного реактора. Потом начнутся швартовые и ходовые испытания.

Отмечается, что «в проекте 885 применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности». Корпус АПЛ изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали, что позволяет ей погружаться на глубину более 600 м.

Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста. «Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. В их арсенале – крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс»», – говорится в статье.

Научный редактор журнала «Экспорт вооружения» Михаил Барабанов:

Техническое задание на атомные подводные лодки проекта 885 было разработано еще в 1980-е годы. Лодка «Северодвинск» для своего класса получилась действительно большой. Ее длина 140 м, водоизмещение – более 14 тыс. т. Поэтому в проект 885М были внесены конструктивные изменения под новые задачи. При этом субмарина не утратила своих боевых возможностей. Это достаточно распространенная практика в кораблестроении. К примеру, начав строить серии подводных лодок проекта 945 и 971, военные моряки и кораблестроители сразу же начали вносить изменения.

«Казань» станет первой лодкой обновленного проекта. Еще три – «Архангельск», «Новосибирск» и «Красноярск» – строятся на Северодвинском машиностроительном предприятии.

topwar.ru

Подлодка «Ясень-М» сможет раньше «слышать» корабли противника

09:1126.07.2013

(обновлено: 13:40 29.07.2013)

7135110

Модернизированный проект «Ясень-М» отличается от своего предшественника новыми комплексами радиоэлектронного вооружения и автоматики на самой современной элементной базе.

МОСКВА, 26 июл — РИА Новости. Новейшая атомная подводная лодка модернизированного проекта 885М («Ясень-М») услышит противника раньше благодаря увеличенному поисковому потенциалу корабля, сообщил в пятницу РИА Новости официальный представитель Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», являющегося разработчиком проекта подлодки.

Многоцелевая атомная подводная лодка четвертого поколения «Ясень-М» будет заложена в пятницу на предприятии «Севмаш» в Северодвинске Архангельской области. Субмарина получит имя «Новосибирск».

«Корабли проектов 885 («Ясень») и 885М («Ясень-М») обладают абсолютно новым для отечественного подводного кораблестроения смешанным архитектурно-конструктивным типом. В результате значительно увеличен поисковый потенциал мощного гидроакустического комплекса, обеспечивая превосходство корабля в дуэльной ситуации: он раньше «услышит» корабли противника. Носовая оконечность корабля «акустически чистая»: из нее вынесены торпедные аппараты, и она полностью предоставлена для размещения антенн гидроакустического комплекса», — сказал представитель «Малахита».

Для увеличения скрытности, в частности снижения уровня шума, создано новое поколение корабельной энергетики, малошумное оборудование корабельных систем и средства акустической защиты лодки, добавил он. Универсальный ударный комплекс, помимо торпедных аппаратов, включает еще и вертикальные пусковые установки крылатых ракет. «Из одних и тех же установок и торпедных аппаратов может без переоборудования применяться оружие разного назначения», — подчеркнул собеседник агентства.

Многоцелевые АПЛ проекта «Ясень» и «Ясень-М» вооружены ракетными комплексами «Оникс» и «Калибр» и мощным торпедно-ракетным комплексом. Модернизированный проект «Ясень-М» отличается от своего предшественника новыми комплексами радиоэлектронного вооружения и автоматики на самой современной элементной базе. Головной корабль серии, «Северодвинск» (проект 885), был заложен на «Севмаше» в 1993 году, в 2010 спущен на воду, а в этом году должен быть сдан флоту. Вторая подлодка серии, АПЛ «Казань» (проект 885М) была заложена 27 июня 2009 года, сейчас продолжается стапельный период его строительства.

ria.ru

И подлодку «Ясень-М» я сравнил с «Вирджинией»

Подводная гонка

 

Первая представительница класса «Вирджиния» с одноименным названием пополнила флот США в 2004-м. На эти корабли у американцев грандиозные планы — в общей сложности их построят три десятка.

 

Примечательно, что «Вирджиния» пришла на смену «Сивульфу», разработанному в противовес советской субмарине проекта 971 «Щука-Б». Появление у русских новой подлодки, переигрывающей по бесшумности главную ударную силу ВМС США — субмарины типа «Лос-Анджелес», взбудоражило и озаботило американское военное руководство того времени. Пытаясь восстановить паритет, ВМС оперативно заказали тридцать «Сивульфов», для повышения скрытности оснащенных водометными движителями и покрытых специальной звукопоглощающей оболочкой. Однако с развалом СССР и окончанием холодной войны Пентагону уже не требовалась столь дорогая и продвинутая многоцелевая АПЛ. Проект закрыли, успев построить лишь три «Сивульфа».

 

Американские адмиралы решили, что в новых условиях им больше подходят простые и практичные «Вирджинии», стоившие к тому же на треть дешевле — всего около двух миллиардов долларов. Планируется, что в ближайшем будущем они полностью заменят устаревающие «Лос-Анджелесы».

Первая подводная лодка США класса «Вирджиния» USS Virginia (SSN-774)
Фото : US Navy

Стометровая субмарина водоизмещением 7800 тонн разгоняется под водой до 32 узлов. Экипаж 132 человека. В центральной части подлодки оборудована шлюзовая камера, предназначенная для выхода аквалангистов-диверсантов. По бортам расположены дополнительные радары, а в кормовой части — буксируемые антенны, что позволяет контролировать обстановку под водой по всем направлениям. Примечательно, что у лодки отсутствует классический перископ. Вместо него — фотоэлектронные мачты, транслирующие изображение на мониторы в командном отсеке.

 

Вооружение — 12 вертикальных пусковых установок или две установки револьверного типа для ракет «Томагавк», а также четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата под противокорабельные ракеты «Гарпун», торпеды Мк 48 или мины. Конструктивно предусмотрена возможность «нарастить» лодку — вварить  дополнительную секцию с пусковыми установками, увеличив арсенал еще на 28 «Томагавков».

SSN-776 «Гавайи» типа «Вирджиния» 
Фото : US Navy

Оружие для дуэли

 

Российским «Ясеням» есть чем ответить: восемь универсальных вертикальных пусковых установок на пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». В зависимости от задачи ракеты могут быть противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Если цель — крупные надводные корабли, «Калибры» комбинируются с более мощными П-800 «Оникс».

 

Торпедные аппараты размещены необычно — в центральной части корпуса. Такое решение продиктовано тем, что в носу расположен дальнобойный гидроакустический комплекс. Конструкторы утверждают, что «Ясени» превосходят американских конкурентов по поисковому потенциалу, что делает их королями подводных дуэлей. Проще говоря, лодка услышит противника раньше, чем будет обнаружена сама, это дает время для упреждающего удара.

 

«Ясени» и «Вирджинии», безусловно, относятся к одному подклассу, — рассказал председатель Санкт-Петербургского клуба подводников, экс-командир АПЛ Игорь Курдин. — Их главная задача — поиск и слежение за ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. Кроме этого, они способны уничтожать надводные корабли и наносить ракетные удары по берегу. Если сравнивать боевые возможности, то на первое место я бы поставил «Ясень». Не потому, что я патриот всего отечественного: модернизированный «Ясень» современнее «Вирджинии». В версии «М» учли все недостатки головного корабля, а американцы хоть и дорабатывают свои субмарины, принципиальным улучшением это назвать нельзя. «Ясень» —  отличная многоцелевая лодка, это признают и в США».

Первая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск»
Фото: Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

По словам Курдина, «Вирджинии» менее универсальны, чем «Ясени», и больше заточены на поиск и уничтожение российских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) с целью предотвратить пуски баллистических ракет.  «Ясени» же представляют собой унифицированные подводные корабли, одинаково эффективно работающие и по земле, и по надводным целям.

 

По размеру они чуть крупнее американских сородичей — длина 120 метров при водоизмещении около 14 тысяч тонн. За счет высокопрочной стали крейсер погружается глубже, чем «Вирджиния», — до 600 метров против 500 у американцев. Но при этом он медленнее — под водой разгоняется максимум до 28 узлов.

 

Российские лодки в значительной степени автоматизированы, поэтому ими может управлять относительно малочисленный экипаж. К примеру, на головном «Северодвинске» служат 85 моряков, а модернизированными кораблями будут «рулить» всего 64 подводника, вдвое меньше, чем на «Вирджинии».

 

До 2020 года для ВМФ России планируется построить семь «Ясеней», из них шесть — по модернизированному проекту. Вторая серийная лодка «Казань» сейчас готовится к ходовым испытаниям. В перспективе корабли этого проекта станут основными многоцелевыми атомными подлодками России.

Невидимые преследователи

 

При проектировании многоцелевых лодок и российские, и американские конструкторы особое внимание традиционно уделяют бесшумности и скрытности. Корпуса «Ясеней» и «Вирджиний» выполнены с применением шумопоглощающих покрытий и малошумных движителей. «Вирджиния» оснащена гидрореактивным движителем насосного типа и мощным гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, позаимствованным у АПЛ «Сивульф».

 

На «Ясене» установлен малошумный гребной винт составной конструкции и тихий электродвигатель, который включается на малых скоростях. Разработчики отказались от привычной для отечественной школы двухкорпусной конструкции лодки, когда более прочный корпус окружает легкий, а между ними расположены балластные цистерны. Эта схема хоть и обеспечивает повышенную живучесть корабля, однако значительно усиливает шумность.

 

«Главным преимуществом американских подводных лодок перед нашими всегда была малошумность, — говорит Курдин. — На АПЛ «Ясень» сделан качественный скачок, и по уровню шумности они сравнялись с американскими. Другой важный параметр — скрытность, который определяется в том числе и возможностями гидроакустического комплекса. В советское время, имея довольно слабую элементную базу в гидроакустике, мы не могли соревноваться с американцами. А теперь можем».

 

Очевидно, российским и американским конструкторам удалось создать примерно равные по возможностям и уровню скрытности многоцелевые подводные лодки. И там, и тут использовались самые передовые технологии и наработки, поэтому «Ясень» и «Вирджинию» можно назвать вершиной инженерной мысли. А кто из них сильнее, объективно оценить сложно, поскольку в реальном бою они пока не встречались.

АПЛ «Северодвинск»
Фото: пресс-служба Северного флота РФ/Олег Кулешов


Источник

 

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

 

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

 


Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

Все секреты подлодок «Ясень-М» собрали на видео — Российская газета

Военно-морской флот России все активнее наращивает мощь: буквально на днях состоялся вывод из эллинга головной атомной подводной лодки «Князь Владимир» проекта «Борей-А», а уже в будущем году должна быть принята на вооружение первая субмарина модернизированного проекта 885М «Ясень-М» — «Казань».

Эта подводная лодка уникальна по многим характеристикам, и уже заслужила лестные эпитеты от экспертов из стран НАТО. В частности, аналитик Майкл Кофман, работающий в американском Центре военно-морского анализа, назвал российскую АПЛ «Казань» проекта «самой мощной вражеской лодкой, с которой когда-либо приходилось сталкиваться ВМС США».

Журналисты телеканала «Звезда» в программе «Военная приемка» подробно описали характеристики подводных лодок проекта «Ясень-М», а также в деталях рассказали о ее проектировании и испытаниях, создании уникальных материалов для корпуса субмарины, для чего, в частности, применяется сварка взрывом.

Изначально этот проект был продолжением проекта «Афалина» по созданию лодки с мощнейшим узлом связи и комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Это своеобразный аналог самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, только под водой. Мощный гидроакустический комплекс позволяет «Ясеням» решать задачу освещения подводной обстановки на значительных расстояниях от корабля.

У субмарин данного типа есть и много других особенностей, в том числе конструкционных. В частности, создатели отказались от традиционного двухкорпусного исполнения (прочный внутренний корпус и легкий — внешний). Здесь применено во многом революционное решение — полуторный корпус, когда легкий корпус облегает только носовую часть корабля.

Главное же в том, что АПЛ «Ясень-М» способна одинаково эффективно противостоять как другим подводным лодкам, так и авианосцам, атаковать береговые укрепления. Добиться этой универсальности удалось за счет пониженной акустической защиты, а также разнообразного вооружения (ракеты «Калибр» и «Оникс», торпеды).

Сейчас на оборонном предприятии «Севмаш» в разных стадиях строительства находятся многоцелевые атомные АПЛ этой серии «Новосибирск» (дата закладки — 2013 год), «Красноярск» (2014), «Архангельск» (2015), «Пермь» (2016 год) и «Ульяновск» (2017).

rg.ru

в чем уникальность обновленного подводного корабля серии «Ясень-М»

Всего три года назад в состав Военно-Морского Флота России вошел атомный многоцелевой подводный крейсер четвертого поколения «Ясень». Вооруженный ракетными комплексами «Оникс» и «Калибр» этот подводный исполин пополнил боевой состав Северного флота. А уже в обозримой перспективе в строй российского ВМФ должен встать обновленный подводный корабль серии «Ясень-М», построенный по усовершенствованному проекту и получивший уникальные характеристики, в том числе в плане снижения шумности. Крейсер, получивший имя «Казань», стал первым в линейке субмарин этого класса, которым предстоит составить основу подводных сил ВМФ России.

В новом выпуске программы «Военная приемка» журналист Алексей Егоров покажет многое из того, что еще недавно находилось под плотной завесой секретности. По каким лекалам создается новый подводный корабль для российского флота, какие технические решения применены в ходе его строительства, насколько прочны материалы, из которых выполнены основные элементы субмарины? Ответы на эти и другие вопросы зрители телеканала «Звезда» получат в эксклюзивном материале «Военной приемки».

Созданный побеждать

В Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» не скрывают: равных нашему подводному крейсеру по боевым и мореходным свойствам, по внедренным техническим новациям, в мире попросту не существует. «Корабль-рекордсмен» — так характеризует детище конструкторов глава проектной организации Владимир Дорофеев. В проекте «Ясень-M» удивительным образом сочетаются редкая для таких великанов скорость, низкая заметность, а самое главное — внушительный набор вооружений. Как отмечают на «Малахите», изменения и технические решения, внедренные в этот проект, касаются и элементной базы комплексов радиотехнического вооружения, и модернизированного оборудования, и новых материалов. Кроме того, лодка обладает принципиально новыми архитектурными особенностями корпуса.

Примечательно, что во время нахождения в плавучем доке часть крейсера была прикрыта специальными арками. Спутники-шпионы не дремлют, а информация об этом изделии отечественного кораблестроения крайне востребована разведками стран НАТО. Наши зарубежные «партнеры» уже назвали новую российскую субмарину самой опасной в мире, причем, такой статус ей был присвоен только на основании сведений, имеющихся в открытом доступе. Главное, что озаботило натовских аналитиков — как русским удалось создать корабль, способный с одинаковой эффективностью работать и по подводным лодкам, и по авианосцам, и по береговым целям. К примеру, американская АПЛ Seawolf, работы над которой стартовали примерно в те же сроки, что и наши «Ясени», оказалась приспособленной только для противолодочной борьбы. Российский же проект оказался куда многофункциональнее.

И это касается не только наличия на борту широкого набора оружия. Отличительной особенностью «Ясеня-М» является возможность применения им мощного гидроакустического комплекса, который позволяет решить задачу освещения подводной обстановки на значительных расстояниях от корабля. Кроме того, при проектировании и последующем строительстве лодки этого класса была внедрена совершенно новая схема корпуса — полуторная вместо прежней двойной. По словам гендиректора «Малахита» Владимир Дорофеев, это делает данный проект не просто уникальным, а почти революционным.

Сварка «особого назначения»

ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» — то место, где проводится весь комплекс исследований по определению состава, структуры, свойств конструкционных, функциональных и сварочных материалов и покрытий, ведется диагностика и экспертиза материалов и проектов на соответствие заданным условиям, выдаются прогнозы долговечности и работоспособности материалов и конструкций. Заместитель генерального директора института Алексей Ильин подтверждает: на испытаниях металл, которому предстоит работать в экстремальных подводных условиях, подвергается нешуточным нагрузкам. Все дело в том, что «Ясень-М» предназначен для глубин в несколько сот метров, где давление очень высоко. Отсюда и внушительные нагрузки во время испытаний. Кстати, «Прометей» считается главным в стране разработчиком сплавов для подводных лодок, а еще здесь когда-то создавали броню для легендарного Т-34. Правда, как отмечает генеральный директор ЦНИИ Алексей Орыщенко, с субмариной ситуация несколько иная. «Броня» для подводной лодки должна быть с одной стороны прочной, чтобы выдерживать давление глубин, а с другой — вязкой, для обеспечения сопротивляемости возможным видам разрушений.

Отработка технологий по созданию сплавов заданной характеристики выполняется на специальном опытно-лабораторном прокатном стане, где можно работать с различными материалами. В свою очередь исследование структуры материала выполняется с применением электронных микроскопов, дающих увеличение… в несколько сот тысяч крат! Стоит отметить, что в «Прометее» за годы работы собрана уникальная база сплавов, совмещений материалов, различных видов сварок. Отработана даже особая технология сварки взрывом: такой процесс необходим для титана, который требует обязательной защиты от атмосферы воздуха, в связи с чем все процессы могут выполняться либо в вакууме, либо в защитной среде аргона. Для выполнения сварочных работ на «Севмаше» построена специальная камера, где создан так называемый «глубокий вакуум». В результате в сварной шов не попадают газы, и соединение становится качественнее. К слову, каждый шов просвечивается рентгеном: подобный контроль позволяет доиться нулевого процента брака.

Беспощадный «Оникс»

Эффективность крылатых ракет «Калибр», которыми вооружены корабли типа «Ясень-М», была с блеском подтверждена в ходе недавней операции против террористов. Залпы по позициям боевиков выполнялись и с подводных лодок, правда, других проектов. А вот другой «комплект» ракет, которыми также оснащен «Ясень-М», известен немногим. Противокорабельные ракеты «Оникс» работают на сверхзвуке, способны поражать не только одиночные корабли (в том числе, авианосцы), но и «накрывать» целые военно-морские группировки, использоваться в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Первый заместитель генерального директора «НПО машиностроения» Александр Дергачев подчеркивает, что внушительная скорость этих ракет позволяет снизить время нанесения удара. Противник попросту не успевает уйти из точки прицеливания, не имеет возможности должным образом отреагировать, выставив помехи или организовав перехват. Важно и то, что «Оникс» является ракетой унифицированной: ее можно одинаково успешно применять и с подводных лодок, и с надводных кораблей, и с береговых ракетных комплексов. В целом, по словам руководителя бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, лодка проекта «Ясень-М» является воплощением система «корабль-оружие», когда вооружение органично сочетается со всеми характеристиками «носителя».

Продолжая тему боевого оснащения этой субмарины, нельзя не упомянуть и о торпедном вооружении. Оно представлено тремя десятками самонаводящихся телеуправляемых торпед, расположенных не в носу, как обычно принято у подлодок, а в средней части корабля. Представитель концерна «Гидроприбор», где выпускают эти «изделия» Владимир Антонов, обращает внимание на то, что данная торпеда может работать на дистанциях до 100 км и на глубинах до километра, причем способна поражать цели, даже расположенные подо льдом. «Это современная торпеда, которая находится на уровне лучших зарубежных образцов, а по некоторым параметрам даже превосходит их», — отмечает Владимир Антонов. Стоит также отметить, что устройство торпедных аппаратов «Ясеня-М» дает возможность применять и минные комплексы. В качестве снаряжения мин используется ракетная боевая часть, снабженная аппаратурой опознавания «свой-чужой» (это необходимо, чтобы под удар случайно не попали наши корабли). Кстати, сама лодка надежно защищена от воздействия вражеских торпед. За это отвечает система гидроакустического противодействия, создающая своего рода электронный щит. Система способна действовать и в режиме ложной цели, имитируя лодку для того, чтобы настоящий «Ясень-М» мог в это время выйти из-под удара.

Сегодня первая лодка этого проекта проходит швартовые испытания. Экипаж атомного подводного крейсера «Казань» под командованием капитана 1 ранга Александра Бекетова вместе со сдаточной командой предприятия провели подготовку матчасти. Затем кораблю предстоят государственные испытания, и только после этого, пройдя окончательный этап ревизии, состоится передача субмарины флоту. Нельзя не отметить, что в ближайшее время в строй должны встать еще пять подлодок проекта «Ясень-М». На стапелях «Севмаша» на разных этапах строительства находятся корабли «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Согласно Морской доктрине и планам Главного командования ВМФ России в ближнесрочной перспективе атомные подлодки проекта «Ясень-М» составят основу подводных сил ВМФ России. Запас прочности, созданный российскими корабелами, уникальные характеристики и внушительная автономность плавания, измеряемая месяцами походов, позволит этим кораблям стать со временем полновластными повелителями океанских глубин и расстояний.

tvzvezda.ru

новейшая атомная подлодка проекта «Ясень-М» может внезапно появиться в любой точке океана

Закладку очередной АПЛ проекта 885М «Ясень» на «Севмаше» в Северодвинске приурочили к празднованию нынешнего Дня ВМФ России. Впрочем, ее строительство было спланировано заранее – седьмой по счету и шестой в серии «М» атомный подводный крейсер четвертого поколения, которому присвоено наименование «Ульяновск», получил право на свое существование приказом Главкома ВМФ задолго до торжественного события. Он обещает превзойти своих предшественников по многим параметрам.

Новый Ясень-М «Ульяновск», несмотря на то, что внешне почти ничем не будет отличаться от своих «братьев-близнецов», АПЛ проекта 885М, будет обладать совершенно новыми характеристиками. И не только по шифру проекта, который получил название 08851, но и по улучшенным ходовым качествам, уровню скрытности, радиотехническому обеспечению. По сути, это будет совершенно новая лодка, которая впитала в себя все лучшее от предыдущих проектов, и получит самые современные разработки по всем своим составляющим – от вооружения до бытовых условий подводников.

«В нашем ВМФ нельзя найти совершенно одинаковых кораблей, а уж тем более среди подводных атомоходов, – говорит официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. – Это только надувные резиновые лодки можно клепать по шаблону несколько лет подряд, но даже и они со временем подвергаются модернизации.

Если речь идет о строительстве атомного подводного крейсера, то изменения как в его конструкции, так и в ходовых качествах и в вооружении в том числе изменяются еще в ходе конструкторских работ, во время монтажных работ. АПЛ при закладке в каждом случае существенно отличается при ее спуске на воду – новые технологии применяются по мере их изобретений. И усовершенствованный проект «Ясень-М», заложенный ныне, претерпит существенные изменения. При этом лодка будет проходить стендовые испытания еще на этапе строительства, что позволит сократить время ходовых испытаний в море.

Практически со стапелей подводный атомоход сможет приступить к боевому применению в составе флота. Это уже апробированная практика взаимодействия судостроителей и заказчиков в лице ВМФ, которые совместно доводят лодку до ума, начиная от стапелей до ее спуска на воду. Это касается всех компонентов, в том числе и вооружений».

Особенности и новинки «Ульяновска», естественно, не раскрываются. Впрочем, и предшественники этого проекта «Ясень-М» остаются в зоне секретности и их характеристики имеют лишь предположительные значения. Что говорить, если даже гребной винт лодки является объектом государственной тайны, а его конструкция, в совокупности с энергетической установкой, позволяющая атомоходу развивать запредельную скорость в подводном положении (31 узел), является предметом вожделения для иностранных разведок.

Из открытых источников можно назвать водоизмещение АПЛ проекта 885М, составляющее 13800 тонн, глубину погружения в 520 метров (максимальную до 600), имеющиеся на вооружении мины, торпеды, крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Автономность плавания такой лодки составляет 100 суток – «нырнув» под воду, эта лодка может более трех месяцев нести боевое дежурство, не поднимаясь на поверхность. При этом «Ясень» остается совершенно незамеченным для любых систем радиолокационного наблюдения потенциального противника. Это такой «чертик из табакерки», который может неожиданно появиться в любой точке Мирового океана и нанести удар по морским и наземным объектам. Неслучайно его уже назвали «секретным охотником» подводных сил России.

При всех своих внушительных габаритах и мощном вооружении модернизированный «Ясень-М» будет обслуживать команда из 64 человек. Для сравнения – среднестатистическая российская АПЛ располагает экипажем из 120 подводников. Лишь один этот фактор позволяет предположить уровень автоматизации лодки, которой способен управлять вдвое меньший состав экипажа. Здесь предусмотрен, помимо большего наличия автономного состава сил и средств, и более комфортный уровень размещения подводников. Бильярдной комнаты и бассейна на борту нет, но имеется и сауна, и комфортные столовые, и комната психологической разгрузки с библиотекой и… аквариумом (на глубине в полкилометра под водой это, оказывается, тоже позволяет расслабиться).

Для каждого моряка-подводника предусмотрено личное пространство – кубрики на одного-двух человек, планшет для просмотра любимых фильмов. Есть даже спортзал, посещение которого контролирует уникальный военно-морской врач, способный и зуб вылечить, и аппендицит удалить. Запас продовольствия позволяет за время «автономки» готовить разнообразные блюда, которые порой не отличаются от ресторанных, а для именинников непременно готовятся на заказ.

«Подводные атомные крейсеры проекта «Ясень-М», часть из которых сейчас находятся на различных стадиях строительства, – это большой задел на будущее для всего подводного флота России, – считает Игорь Дыгало. – Они опережают свое время и будут современными еще на многие десятилетия вперед. Впрочем, не только они составляют гордость нашего нынешнего и будущего флота. В эти же дни на петербургских «Адмиралтейских верфях» заложили две дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 класса «Варшавянка», предназначенные для базирования на Тихом океане. Они получили названия «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Ранее здесь были построены шесть подлодок этого класса, которые сейчас достойно несут службу, в том числе и на Черном море.

Из последних поступлений в состав ВМФ нельзя не упомянуть и надводные силы – головной малый ракетный корабль (проекта 22800 «Каракурт») «Ураган», который был спущен на воду 29 июля. Немногим ранее мы получили в состав флота корвет «Гремящий», способный решать задачи в ближней и дальней морской зоне. Это уже налаженный процесс – ВМФ регулярно получает новые надводные корабли и подводные лодки. И ожидает новые».

Почин семейства «ясеневых» для ВМФ в 2014 году открыл головной подводный крейсер «Северодвинск». Сейчас по усовершенствованному проекту «Ясень-М» строятся многоцелевые атомные субмарины «Казань» (спущен на воду 31 марта 2017 года и проходит заводские испытания), «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Теперь в этой линейке появился и «Ульяновск», который воплотит в себе все прежние разработки и пополнится новыми. Изначально предполагалось, что он станет последним в этой серии АПЛ данного проекта, но флотские специалисты, уже оценившие его высокую надежность и перспективность, не исключают, что последуют новые заказы на «Ясень-М».

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *