В организационном отношении вмф россии включает – ВМФ России — Общая история и структурное подразделение

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ) — это… Что такое ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ)?


ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ)
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ) ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), военно-морские силы (ВМС), вид вооруженных сил, предназначенный для ведения боевых действий в различных районах Мирового океана. Включает рода сил: надводные и подводные силы, морскую авиацию (см. МОРСКАЯ АВИАЦИЯ), береговые ракетно-артиллерийские войска (см. РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА И АРТИЛЛЕРИЯ), морскую пехоту (см. МОРСКАЯ ПЕХОТА), силы противовоздушной обороны (см. ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА) (ПВО), войска тыла и др. Обладает большой ракетно-ядерной мощью, высокой мобильностью корабельных и палубных авиационных группировок, способностью действовать в различных районах мирового океана и высокой боевой готовностью. Выполняет задачи посредством ведения стратегических, флотских и морских операций различного назначения. Главной ударной силой ВМФ являются ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) (другое название ПЛАРБ — подводная лодка атомная с ракетами баллистическими).
ВМФ Российской Федерации предназначен для уничтожения группировок флота противника в море и на береговых базах, для нанесения ядерных ударов по его наземным объектам, для борьбы на морских коммуникациях, для содействия сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, для высадки морских десантов, а также для отражения десантов противника. ВМФ РФ подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В организационном отношении ВМФ включает: Северный (см. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ), Балтийский (см. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ), Черноморский (см. ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ), Тихоокеанский флоты (см. ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ), Каспийскую флотилию.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК)

Смотреть что такое «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ)» в других словарях:

  • Военно-морской флот, ВМФ — (navy), совокупность кораблей вместе с экипажами, предназначенных для ведения воен. действий на море. К 1800 г. мн. страны имели флоты воен. кораблей, продолжая практику вооружения торг, судов во время войны. Как правило, офицеры на кораблях были …   Всемирная история

  • Военно-морской флот (ВМФ) — военно морские силы (ВМС), вид вооружённых сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно экономи ческим районам (центрам) и важным военным объектам противника и разгрома его ВМС иа океанском (морском) ТВД. ВМФ (ВМС) современных… …   Словарь военных терминов

  • ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ ВМФ — вид вооруженных сил. Представляет собой совокупность кораблей и средств обеспечения их боевой деятельности. Предназначен для решения стратегических и оперативных задач на морских и океанских театрах военных действий: уничтожения кораблей и судов… …   Морской энциклопедический справочник

  • ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ), ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) — вид вооруженных сил, предназначенный для отражения и нанесения ударов с морских направлений по важным промышленно экономическим районам, разгрома военно морских сил противника, морских десантов и борьбы с ними, защиты и нарушения океанских и… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Военно-морской флот — Военно морской флот: 1 матрос, 1711; 2 матрос, 1858. ВОЕННО МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ) (военно морские силы; ВМС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для содействия сухопутным войскам, высадки морских десантов,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Военно-морской флот

    — (ВМФ, в ряде государств именуется ВМС) вид вооруженных сил, способный решать стратегические и оперативные задачи на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современные ВМФ (ВМС) способны наносить удары… …   Морской словарь

  • ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ — (ВМФ) вид вооруженных сил, предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современный ВМФ (военно морские силы) способен наносить ядерные удары по… …   Юридическая энциклопедия

  • ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ — (ВМФ; в некоторых государствах ВМС) вид вооруженных сил. ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, береговых ракетно артиллерийских войск и морской пехоты …   Большой Энциклопедический словарь

  • Военно-Морской Флот Российской Федерации — Военно Морской Флот Российской Федерации …   Википедия

  • Военно-Морской Флот СССР — Военно Морской Флот ВС СССР ВМФ ВС СССР …   Википедия


dic.academic.ru

Военно-морской флот России — РИА Новости, 30.10.2016

Созданная в 1570 году для борьбы со шведскими и польско-литовскими каперами и пиратами наемная каперская флотилия Ивана Грозного больше занималась грабежом торговых судов, чем выполняла свои обязанности, и просуществовала меньше года.

Создание регулярного Военно-морского флота относится к концу XVII века, когда по докладу Петра I Боярская дума России 30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года постановила «морским судам быть», что стало первым законом о флоте и признано официальной датой его основания. Тогда под руководством Петра I для борьбы с Турцией за выход в Черное море был создан Азовский флот.

В ходе Северной войны (1700-1721) был создан Балтийский флот, сыгравший важную роль в победе над Швецией и выдвинувший Россию в число крупных морских держав.

Во второй половине XVIII — начале XIX веков развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное вооружение, качественно изменилась корабельная артиллерия — бронзовые орудия были заменены чугунными, появились паровые боевые корабли.

В 1783 году был создан Черноморский флот, моряки которого одержали победы в Керченском сражении (1790), в ходе Средиземноморского похода Федора Ушакова (1798-1800), в Дарданелльском сражении (1807) и др.

Однако к середине XIX века наметилось отставание в техническом оснащении армии и флота России от ведущих западноевропейских держав, что выявилось в Крымской войне (1853-1856). Проведенные после ее окончания реформы позволили вернуть утраченные позиции. Ускоренными темпами шло строительство паровых и винтовых кораблей, стал создаваться броненосный флот, произошла замена гладкоствольных орудий на нарезные, совершенствовалось минно-торпедное оружие. Тем не менее, политические и военно-стратегические ошибки, допущенные русским правительством и военным командованием, привели к разгрому русского флота в Цусимском сражении 1905 года и поражению в русско-японской войне (1904-1905).

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII века, в организационном отношении в состав флота не входили. В 1906 году зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы. В 1914 году были сформированы первые части морской авиации.

В Первую мировую войну русский военно-морской флот вступил ослабленным, не успев полностью восстановить потери, понесенные во время русско-японской войны. Тем не менее, в ходе ее показал себя способным успешно решать задачи по обороне страны с морских направлений. На заключительном этапе Первой мировой войны негативное влияние на боеспособность ВМФ оказали революционные события 1917 года, в которых моряки, прежде всего Балтийского флота, приняли активное участие.

Во время Гражданской войны в России силы и средства ВМФ частично вошли в состав различных белогвардейских формирований, основная часть послужила основой для создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота, декрет об организации которого был принят Советом народных комиссаров 11 февраля (29 января по старому стилю) 1918 года. За годы Гражданской войны было сформировано свыше 30 морских, озерных и речных флотилий (Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо-Двинская, Онежская и др.), преимущественно из кораблей Балтийского флота. Большинство кораблей Черноморского флота из-за угрозы захвата их германскими оккупантами 18 июня 1918 года было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское море и составила основу Азовской военной флотилии. Корабли, действовавшие в составе Белого флота, в 1920 году были уведены в Бизерту (Тунис).

В 1929-1940 годах за счет строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты.

Окончательно ВМФ как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в его состав организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны.

В ходе Великой Отечественной войны (1941-1945) ВМФ СССР вел активные действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, содействовал приморским группировкам советских войск в проведении оборонительных и наступательных операций.

В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учетом опыта Великой Отечественной войны на базе достижений науки и техники. Наибольшее развитие он получил к середине 1980-х годов. В это время в его составе имелось четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

ВМФ РФ — преемник военного флота России и ВМФ СССР, состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения. Включает подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, являющиеся родами сил флота, а также соединения и части специальных войск и тыл флота. В береговые войска входят два рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота.

Организационно ВМФ РФ состоит из четырех флотов (Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского), Каспийской флотилии, военно-морских баз, отдельных соединений, частей и учреждений. Главной ударной силой ВМФ РФ являются атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация.

Главнокомандующий Военно-морским флотом РФ — адмирал Владимир Королев.

Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала РФ, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов России и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Традиционно 30 октября в честь годовщины создания регулярного российского флота и профессионального праздника моряков-надводников на кораблях ВМФ России проходят торжественные построения личного состава и подъем Андреевских флагов и флагов расцвечивания, митинги, чествования лучших специалистов.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах —2004 г.г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Военно-Морской Флот (вмф)

Военно-Морской Флот – вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских и морских районах (зонах).

Организационно ВМФ России состоит из четырех флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского), Каспийской флотилии и включает рода сил:

• подводные силы,

• надводные силы,

• морскую авиацию,

• береговые войска (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска),

• части и подразделения обеспечения и обслуживания.

Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют и будут составлять ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие и десантные корабли, выполняющие задачи по охране границ Российской Федерации в подводной среде, укреплению безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной, научной и иных видов деятельности страны в Мировом океане.

Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

Подводные силы предназначены для поражения наземных объектов противника, осуществления поиска и уничтожения его подводных лодок, нанесения ударов по группировкам надводных кораблей, в том числе по авианосцам, десантным отрядам и конвоям, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота.

Надводные силы предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки на побережье противника морских десантов, обнаружения и обезвреживания морских мин и ряда других задач.

Морская авиация предназначена для уничтожения корабельных группировок, конвоев, десантов противника в море и в базах; для поиска и уничтожения подводных лодок противника, нарушения систем наблюдения и управления на морских театрах; для прикрытия группировок своих кораблей, ведения разведки и выдачи целеуказаний в интересах применения оружия силами флота.

Береговые войска предназначены для обороны побережья страны и важных объектов (фронта) на берегу, а также прибрежных коммуникаций от ударов флота противника.

Части и подразделения обеспечения и обслуживания предназначены для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных и надводных сил флота.

Ракетные войска стратегического назначения (рвсн)

Основное предназначение РВСН – выполнение стратегических задач. Отличительными свойствами РВСН являются: огромная поражающая мощь; высокая боевая готовность и точность нанесения ракетно-ядерных ударов по объектам противника; практически неограниченная дальность действия; способность наносить удары одновременно по многим стратегическим объектам, успешно преодолевать противовоздушную и противоракетную оборону; независимость боевого применения от условий погоды, времени года и суток. Основой вооружения РВСН являются стационарные и мобильные ракетные комплексы.

В процессе реорганизации РВСН сохранили свои боевые возможности и способность выполнять задачи по ядерному сдерживанию.

Планом строительства и развития ВС РФ на период до 2005 г предусматривается качественное развитие РВСН путем перевооружения их новыми ракетными комплексами «Тополь-М», имеющими более совершенные боевые и технические характеристики. Этот комплекс в будущем составит основу группировки РВСН.

studfiles.net

Военно-морской флот

океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как самостоятельно, так и совместно с другими видами вооружённых сил. По своим боевым возможностям современный ВМФ способен разрушать важные наземные объекты противника, уничтожать силы его флота в море и в базах, поддерживать сухопутные войска на сухопутных театрах военных действий, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские коммуникации. ВМФ решает задачи путём проведения морских операций.

  Главные свойства ВМФ как вида вооружённых сил — большая ударная мощь его основных родов сил, высокая манёвренность корабельных и авиационных группировок, большой пространственный размах действий, способность скрытно развёртывать свои подводные лодки в районах боевых действий и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений.

  Советский ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок (см. Подводные силы флота), авиации военно-морского флота, надводных кораблей (см. Надводные силы флота), береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты. Главными родами сил являются подводные лодки и авиация ВМФ. В состав ВМФ входят суда вспомогательного флота, различные службы и части специального назначения. Подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, атомные и дизельные; они вооружены дальнобойными ракетами, приспособленными для пуска из-под воды, и самонаводящимися торпедами с ядерными и обычными зарядами. Подводные лодки способны поражать с больших расстояний наземные объекты противника, ударные группировки его флота, в том числе атомные ракетные подводные лодки, корабли авианосных ударных соединений, а также транспорты и корабли охранения из состава конвоев. Авиация ВМФ включает: морскую ракетоносную, противолодочную, разведывательную авиацию и авиацию специального назначения. Её главные задачи: уничтожение подводных лодок, надводных кораблей и транспортов противника. Морская ракетоносная авиация вооружена самолётами дальнего действия, имеющими различные ракеты и обладающими высокой скоростью полёта. Противолодочная авиация состоит из самолётов и вертолётов, оснащённых средствами для поиска и уничтожения подводных лодок. Надводные корабли предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки на побережье противника морских десантов, обнаружения и обезвреживания мин и выполнения других задач. Надводные боевые корабли и катера в зависимости от их назначения разделяются на классы: ракетные, противолодочные, артиллерийско-торпедные, противоминные, десантные и др. Ракетные корабли (катера) вооружены управляемыми ракетами и способны уничтожать надводные корабли и транспорты противника в море. Противолодочные корабли предназначены для поиска, преследования и уничтожения подводных лодок противника в прибрежных и удалённых районах моря. Они вооружены противолодочными вертолётами, самонаводящимися ракетами, торпедами, глубинными бомбами. Артиллерийско-торпедные корабли (крейсера, эскадренные миноносцы и др.) применяются главным образом для охранения кораблей и судов на морских коммуникациях, десантных отрядов на переходе морем, для огневой поддержки десантов при высадке на берег и выполнения других задач. Противоминные корабли предназначены для обнаружения и уничтожения морских мин, поставленных противником в районах плавания своих подводных лодок, надводных кораблей и транспортов. Они оснащены радиоэлектронными средствами, способными обнаруживать донные и якорные мины, и различными тралами для обезвреживания мин. Десантные корабли используются для перевозки морем и высадки на побережье и острова противника подразделений и частей морской пехоты и сухопутных войск, действующих в качестве морского десанта. Береговые ракетно-артиллерийские войска предназначены для обороны побережья страны и важных объектов флота (фронта) на берегу от ударов сил флота противника с моря. Морская пехота используется для действий в составе морских десантов совместно с сухопутными войсками и самостоятельно, имеет специальное вооружение и различную плавающую боевую технику. Главные задачи вспомогательных судов — обеспечение базирования и боевой деятельности подводных лодок и надводных кораблей.

  В организационном отношении Советский ВМФ состоит из флотов (Краснознамённых Северного, Тихоокеанского, Черноморского и дважды Краснознамённого Балтийского), Краснознамённой Каспийской флотилии, морской авиации, морской пехоты и береговой артиллерии. Во главе ВМФ стоит главнокомандующий — заместитель министра обороны СССР. Ему подчиняются Главный штаб и центральное управления ВМФ. Пост главнокомандующего ВМФ (или соответствующую ему должность) занимали В. М. Альтфатер (октябрь 1918 — апрель 1919), Е. А. Беренс (май 1919 — февраль 1920), А. В. Немитц (февраль 1920 — декабрь 1921), Э. С. Панцержанский (декабрь 1921 — декабрь 1924), В. И. Зоф (декабрь 1924 — август 1926), Р. А. Муклевич (август 1926 — июль 1931), В. М. Орлов (июль 1931 — июль 1937), М. В. Викторов (август 1937 — январь 1938), П. А. Смирнов (январь — август 1938), М. П. Фриновский (сентябрь 1938 — март 1939), Н. Г. Кузнецов (апрель 1939 — январь 1947), И. С. Юмашев (январь 1947 — июль 1951), Н. Г. Кузнецов (июль 1951 — январь 1956), С. Г. Горшков (с января 1956).

  ВМФ социалистических стран (НРБ, ГДР, ПНР, СРР и др.) состоят из надводных кораблей различного назначения, подводных лодок, морской авиации и частей морской пехоты.

  ВМС США, Великобритании и Франции включают: ударные силы (атомные ракетные подводные лодки и ударные авианосцы), противолодочные, эскортные и амфибийные силы, авиацию ВМС и морскую пехоту. Атомные ракетные подводные лодки имеют на вооружении по 16 ракет «Поларис» или «Посейдон» и предназначены для поражения наземных объектов противника на дальности до 4600 км. Ударные авианосцы рассматриваются как основные средство флота в борьбе с морским противником в локальных и ограниченных войнах и резерв стратегических сил в ядерной войне. Противолодочные силы предназначены для борьбы с подводными лодками и включают: противолодочные авианосцы, несущие на себе противолодочные самолёты и вертолёты; атомные и дизельные противолодочные подводные лодки, вооружённые торпедами и ракето-торпедами; крейсера, фрегаты, эскадренные миноносцы и другие корабли. Корабли с ракетно-зенитным вооружением используются для противовоздушной обороны авианосных ударных соединений, авианосных противолодочных групп, соединений амфибийных сил на переходе морем, а также для охраны конвоев. Амфибийные силы служат для десантирования войск и состоят из десантных вертолётоносцев, десантных кораблей и судов различного назначения. Авиация ВМС включает авианосную авиацию и соединения базовой авиации. Её главная задача — борьба с силами флота противника, нанесение ударов по наземным объектам и поддержка десантов и сухопутных войск с моря. Морская пехота предназначена для действий в самостоятельных десантных операциях флота и в операциях, проводимых совместно с ВВС и сухопутными войсками, где используется как первый штурмовой эшелон.

  В организационном отношении ВМС США состоят из двух стратегических флотов — Атлантического и Тихоокеанского, из которых выделяются оперативные флоты (объединения специального назначения) для выполнения оперативных и стратегических задач в различных районах земного шара. Общее руководство ВМС США осуществляет военно-морской министр, который подчиняется министру обороны. Органом оперативного руководства ВМС США является Морской штаб. В Великобритании функции руководства ВМС выполняет начальник штаба ВМС — первый морской лорд. ВМС Франции возглавляет государственный секретарь по ВМС; оперативное руководство возложено на штаб ВМС, начальником которого в мирное время является помощник государственного секретаря по ВМС, а в военное время — главнокомандующий ВМС.

  В состав ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и других стран — членов НАТО, а также Швеции, Австралийского Союза, Аргентины, Бразилии, Объединённой Арабской Республики, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. входят дизельные подводные лодки, боевые надводные корабли, в том числе (в некоторых странах) вооружённые ракетами, авиация ВМС, морская пехота и вспомогательные суда.

  История возникновения и развития ВМФ уходит в глубокую древность, флот и мореплавание зародились в Древнем Китае, Египте, Финикии и других рабовладельческих государствах. Первоначально строились торговые суда, а затем военные (гребные корабли), которые наибольшее развитие получили в Древней Греции и Риме (см. Гребной флот). В греческом флоте в 5 в. до н. э. основным классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей римского флота в 3-2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей получили распространение либурны — небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. В качестве главного оружия использовался таран (удар носовой частью корабля по кораблю противника), а также метательные машины — баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигательными снарядами. Флот использовался главным образом для уничтожения неприятельского флота в море. Основой морской тактики был бой с применением метательного оружия, а затем абордажа или тарана.

  В 7 в. венецианцы на основе римской либурны создали улучшенный тип гребного корабля — галеру, которая постепенно вытеснила другие типы гребных кораблей и к концу раннего средневековья стала основным боевым кораблём. С 10-11 вв. в ряде средиземноморских стран появляются парусные суда, называемые нефами. Парусные корабли, от которых берут своё начало военные флоты Англии, Франции, Голландии, Дании и Швеции, появились также в Северном море, где мореплаванием занимались англосаксы, норманны и датчане. Корабли норманнов, назывались дракарами (драконами), достигали в длину 30-40 м. В качестве главного движителя они имели прямые паруса, в качестве вспомогательного — вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16-32 весла с каждого борта. Переход от гребных судов к парусным в основном завершился к середине 17 в. В отдельных странах (например, в России и Швеции) гребные боевые корабли существовали до 19 в. Большое влияние на переход от гребного флота к парусному оказали Великие географические открытия 15-16 вв. Развитие парусного флота значительно ускорилось с изобретением пороха и усовершенствованием артиллерии, которая постепенно превращалась в главное оружие парусных кораблей. Тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.

  В 17 в. в Великобритании, Франции, Испании и Голландии создаются постоянные военные флоты. Для строительства кораблей и управления флотом были созданы верфи и учреждены адмиралтейства. На основе опыта 1-й англо-голландской войны 1652-54 впервые была установлена классификация кораблей и определены их задачи. В зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа корабли подразделялись на 6 рангов. Корабли первых трёх рангов, имевшие от 44 до 100 орудий, получили название линейных кораблей. Они являлись основным боевым ядром флота и предназначались для артиллерийского боя; корабли 4-го и 5-го рангов назывались фрегатами и использовались для разведки и действий на морских коммуникациях; корабли 6-го ранга применялись как посыльные суда. В ходе англо-голландских войн впервые сложилась боевая организация парусного флота. Он стал подразделяться на 3 эскадры, каждая из которых, в свою очередь, делилась на 3 дивизии: авангард, центр и арьергард. Тактика ведения морского боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к противнику и, сближаясь с ним, уничтожить его корабли огнем своей артиллерии. Когда артиллерия не достигала решающего успеха, в бой вводились брандеры, иногда бой доходил до абордажных схваток.

  В России зарождение ВМФ относится к 6-7 вв. Однако до 18 в. флот большого развития не получил (см. Русский военно-морской флот). Начало созданию регулярного флота положено в 1696, когда по указу Петра I приступили к строительству Азовского флота. В ходе Северной войны 1700-21 за сравнительно короткий срок в России был создан сильный ВМФ, сыгравший важную роль в завоевании победы над Швецией. Россия выдвинулась в число первоклассных морских держав.

  Быстрое развитие капитализма во 2-й половине 18 в. привело к ускоренному развитию флотов. Великобритания в 18 в. благодаря бурно развивавшемуся в борьбе с Голландией и Испанией флоту превратилась в огромную колониальную империю; большие заморские территории захватила Франция. Войны между Великобританией и Францией велись не только на европейском театре, но и охватывали Средиземное море, Атлантический и Индийский океаны. Развитие капиталистического производства, военной техники и науки, многочисленные изобретения и открытия в области металлургии и кораблестроения в 18 в. позволили значительно улучшить конструкцию корпусов военных кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. Водоизмещение крупных кораблей увеличилось с 1-2 тыс. т до 3-4 тыс. т. Одновременно на линейных кораблях количество орудий возросло до 120-135. Бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность корабельной артиллерии увеличилась до одного выстрела в 3 мин, дальность стрельбы — с 300 до 600 м. В Северной Америке Д. Бушнелл построил подводную лодку, которая в 1777 пыталась атаковать английский парусный корабль «Игл», но из-за технического несовершенства лодки атака не удалась.

  В начале 19 в. появились паровые боевые корабли. Первый опытный пароход «Клермонт» (водоизмещение 150 т, машинный двигатель 24 л. с., скорость хода до 5 узлов) построен Р. Фултоном в Америке в 1807. В русском флоте первый вооружённый пароход «Ижора» построен в 1826. В 1830-х гг. в ряде стран, в том числе и в России (1836), были созданы пароходо-фрегаты (водоизмещение до 1400 т, мощность машины 250-300 л. с., скорость хода 8-9 узлов, вооружение: 20-28 пушек малого калибра или 16 орудий крупного калибра). Пароходо-фрегаты вместе с парусными кораблями входили в состав военных флотов и использовались для разведки, как посыльные суда и для буксировки парусных кораблей. С изобретением в 1-й половине 19 в. гребного винта начали строить линейные корабли с паросиловыми установками. В это же время на вооружение флотов некоторых стран (Франция, Россия и др.) поступили бомбические пушки калибром 68-80 фунтов (200-220 мм), которые стреляли разрывными бомбами и, помимо разрушения борта, вызывали сильные пожары на кораблях. В 1-й половине 19 в. на вооружение русского флота было принято минное оружие.

  В результате опыта Крымской войны 1853-56 все страны во 2-й половине 19 в. перешли к строительству парового броненосного флота с толщиной брони до 610 мм. Калибры гладкоствольной корабельной артиллерии увеличились до 460 мм. Большое влияние на строительство флота оказали развитие минного оружия и появление в 70-х гг. 19 в. самодвижущейся мины, получившей название торпеды, что вызвало необходимость усиления живучести и непотопляемости кораблей делением корпуса на отсеки. Теоретической основой решения этой проблемы явились труды выдающихся русских учёных С. О. Макарова и А. Н. Крылова. Основой ударной мощи флота стали новые корабли — броненосцы с мощным артиллерийским вооружением и сильной бронёй. Первоначально это были корабли, имевшие деревянный или железный корпус, защищённый броневым поясом (толщиной до 150 мм), проходившим по всему борту корабля. Артиллерия броненосца насчитывала до 30 орудий. В 1861 был построен первый русский железный броненосный корабль «Опыт». Позднее были созданы казематные, барбетные и башенные броненосцы. В 70-х гг. 19 в. отказались от использования на броненосных кораблях парусов в качестве вспомогательного движителя и перешли к постройке безрангоутных (не имеющих парусов) мореходных броненосцев. Одним из первых таких кораблей был русский броненосец «Петр Великий» (вступил в строй в 1877). Завершающим этапом развития броненосного корабля в России и других крупных морских державах явилось создание в 1890-е гг. эскадренного броненосца (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов, главная артиллерия — четыре 305-мм орудия, артиллерия среднего калибра — чаще всего 6 и более орудий 152-мм калибра, броневой пояс 300-450 мм). Эти корабли обладали большой живучестью и непотопляемостью. Для разведки и действий на коммуникациях строились крейсера, имевшие несколько меньшее, чем эскадренные броненосцы, вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению во 2-й половине 19 в. новых классов кораблей — минных заградителей и миноносцев. Изменение материально-технической базы флота потребовало создания принципиально новой тактики ведения морского боя. Первым фундаментальным трудом в этой области явилась книга русского адмирала Г. И. Бутакова «Новые основания пароходной тактики» (1863). Крупный вклад в разработку основ тактики использования минно-торпедного оружия внёс адмирал С. О. Макаров.

  Под влиянием русско-японской войны 1904- 1905 решающей силой в борьбе на море во многих флотах мира были признаны линейные корабли, совершенствование которых шло в направлении увеличения количества стволов главной артиллерии, усиления бронирования и повышения скорости хода. Первый корабль, удовлетворявший этим требованиям, был построен в Великобритании (1905-06) и получил название «Дредноут». В дальнейшем линейные корабли такого типа стали называться дредноутами и с их развитием постройка эскадренных броненосцев прекратилась. Лучшими линейными кораблями того времени были русские линкоры типа «Севастополь» (1914), на которых впервые были установлены 4 трёхорудийные башни с 12 орудиями 305-мм калибра. Принятое на этом корабле линейное расположение главной артиллерии в тактическом отношении являлось более выгодным, чем линейно-ромбическое на «Дредноуте». Для разведки, борьбы с эскадренными миноносцами противника и действий на морских сообщениях во многих странах строились лёгкие крейсера. В связи с возросшей ролью торпедного оружия большие изменения претерпел класс эскадренных миноносцев. Построенный в России эскадренный миноносец «Новик» (1913) значительно превосходил иностранные миноносцы в артиллерийском, торпедном вооружении, живучести и скорости хода. Быстрое развитие минного оружия потребовало создания минных заградителей. В 1908-12 Россия приступила к постройке первых в мире тральщиков. В иностранных флотах для траления мин приспосабливались мелкосидящие торговые и промысловые суда. Благодаря большим успехам, достигнутым в усовершенствовании двигателя внутреннего сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов, получило дальнейшее развитие строительство подводных лодок, которые в большинстве стран предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и для разведки. В русском флоте они использовались также для скрытной постановки минных заграждений у берегов противника. В 1914-15 по проекту русского конструктора Д. П. Григоровича построен первый в мире военный гидросамолёт. В составе Черноморского флота были созданы авиатранспорты, каждый из которых мог принимать до 7 гидросамолётов. Значительные изменения претерпело вооружение кораблей: увеличились скорострельность крупных орудий (до 2 выстрелов в 1 мин) и дальность стрельбы, начало создаваться противолодочное оружие, применяться радио. Военные доктрины морских держав существенных изменений не претерпели и до начала 1-й мировой войны, как и в эпоху парусных флотов, их основным положением считалось завоевание господства на море путём генерального сражения главных сил флотов. В России большое внимание уделялось ведению оборонительного боя на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции.

  В 1-й мировой войне 1914-18 участвовали сотни надводных кораблей, подводных лодок, а на последнем ее этапе и самолётов. Линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны применения мин, подводных лодок и других средств использовались крайне ограниченно. Их развитие шло по пути увеличения артиллерии главного калибра и толщины броневого пояса (до 406 мм), увеличились количество и калибр зенитных орудий, скорость хода была доведена до 25 узлов, водоизмещение до 35 тыс. т. Линейные крейсера, имевшие слабое бронирование, не оправдали своего назначения, и их строительство было прекращено. Широкое применение в ходе войны нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны возросло до 8 тыс. т, а скорость хода до 30 узлов и более. Кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств. Их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода до 38 узлов. Дальнейшее развитие получили минные заградители и тральщики. Появились специальные типы тральщиков: эскадренные быстроходные тральщики, базовые тральщики-искатели и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море сыграли подводные лодки, которые превратились в самостоятельный род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. Установилась классификация подводных лодок, которые делились на большие, средние и малые; были созданы транспортные подводные лодки. Дальность плавания подводных лодок составляла около 5500 миль, надводная скорость около 18, а подводная 9-10 узлов, число торпедных аппаратов возросло до 6, на вооружении имелись 1-2 орудия калибра от 20 до 152 мм. Особенно эффективно подводные лодки использовались для действий на коммуникациях, за время войны они потопили около 6 тыс. судов. Серьёзная угроза со стороны подводных лодок потребовала принятия мер по защите крупных надводных кораблей при возвращении их в базу, на переходе морем и в бою. В ходе войны появились новые классы кораблей: авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Первый авианосец с взлётно-посадочной палубой был переоборудован в Великобритании из недостроенного крейсера «Фьюриес» и мог принимать свыше 4 разведывательных самолётов и 6 истребителей. Впервые в боевых действиях на море использовалась авиация. Она вела разведку, наносила бомбовые удары по кораблям и базам флота, вела корректировку артиллерийского огня кораблей. Оружием самолётов наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в объединение разнородных сил — надводных кораблей, подводных лодок и авиации, при доминирующем положении надводных сил.

  В период между 1-й и 2-й мировыми войнами строительство флотов в капиталистических государствах, несмотря на переговоры и соглашения между морскими державами о некотором ограничении гонки морских вооружений, продолжалось. В 1936 в фашистской Германии были спущены на воду линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», это было прямым нарушением Версальского договора, чему попустительствовали западные державы. При водоизмещении 37 тыс. т эти корабли имели по девяти 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, броневой пояс толщиной по ватерлинии 320 мм и скорость хода 31 узел. В 1939 Германия спустила на воду 2 линейных корабля типа «Бисмарк» (водоизмещение 45 тыс. т, восемь 381-мм орудий, толщина брони 330 мм и скорость хода 30 узлов). В 1936-1938 в США были заложены 6 линейных кораблей типа «Вашингтон» (водоизмещение 35 тыс. т, девять 406-мм орудий, толщина брони 406 мм и скорость хода 30 узлов). В Великобритании в это же время началось строительство 5 линейных кораблей типа «Кинг Джордж V» (водоизмещение 35 тыс. т, артиллерия главного калибра — десять 356-мм орудий, толщина брони 406 мм). Дальнейшее совершенствование линейных кораблей в США, Великобритании, Японии, Германии и других капиталистических странах шло по линии улучшения их тактико-технических данных. Устаревшие или недостроенные линейные корабли, крейсера и торговые суда перестраивались в авианосцы. В 1937-38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 17 до 22,6 тыс. т, скорость хода 30-34 узла. Такими кораблями были американские «Энтерпрайс» и «Йорктаун», японские «Сорю» и «Хирю» и английский «Арк Ройял». К началу 2-й мировой войны 1939-45 в ВМФ Великобритании находилось 7 авианосцев, США — 5, Франции — 1 и Японии — 6. Интенсивно строились крейсера, эскадренные миноносцы, торпедные катера. Строительство подводных лодок замедлилось. Во всех флотах имелась бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Значительное развитие получило артиллерийское и торпедное оружие кораблей, были созданы новые неконтактные мины, новое противолодочное оружие, радиолокация и гидролокация. В военных доктринах капиталистических держав недооценивались развивающиеся силы и средства борьбы на море — авиация, подводные лодки и возникающие в связи с этим новые способы боевых действий.

  Несмотря на то, что исход 2-й мировой войны решался на суше, и в первую очередь на советско-германском фронте, размах вооружённой борьбы на море по сравнению со всеми предыдущими войнами значительно увеличился. В ней принимали участие свыше 6 тыс. кораблей и судов и около 14 тыс. самолётов. Ареной вооружённой борьбы флотов практически стал весь Мировой океан. За годы войны было проведено 36 крупных морских операций. Борющиеся стороны потеряли 2017 кораблей большого и среднего водоизмещения. В ходе войны линейные корабли утратили своё прежнее значение, уступив роль главных ударных надводных сил флота авианосцам. Линейные корабли и крейсера стали силами обеспечения авианосцев. Применение авианосной авиации позволило вести морские бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в нескольких сотнях миль друг от друга. На таких расстояниях эскадренные миноносцы не могли использовать по прямому назначению своё торпедное оружие, в то же время они приняли на себя значительную часть задач по охране авианосцев, десантных отрядов, конвоев и защите системы базирования флота. Видное место в боевых действиях заняли подводные лодки, которые использовались главным образом для борьбы с судоходством противника. Только в фашистской Германии в 1939-45 было построено 1175 подводных лодок. Для борьбы с ними применялись надводные корабли, авиация, подводные лодки и минное оружие. Большое развитие в ходе войны получила морская авиация, которая превратилась в самостоятельный род сил флота. Особую роль в боевых действиях играла авианосная авиация, применение которой привело к появлению боя авианосных сил и позволило распространить воздушную угрозу для сил флота противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность подходить к побережью противника. Применялись совместные действия сил флота с сухопутными войсками. Возросло число десантных операций. За годы войны союзниками было высажено более 600 крупных десантов, из которых 6 — стратегического масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944, в которой участвовали 860 кораблей и свыше 14 тыс. самолётов, обеспечивших высадку трёх общевойсковых армий американо-английских войск. Большое распространение получила радиолокация. В составе флотов использовались корабли ПВО. В морских операциях подтвердилось на практике большое значение скрытности подготовки операций, тщательной разведки, стремительности маневра, обеспечения господства в воздухе в районе проведения операции, 2-я мировая война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море должны достигаться военно-морскими флотами, состоящими из разнородных сил, при тесном взаимодействии между ними.

  В послевоенный период в строительстве ВМС капиталистических государств, прежде всего США и Великобритании, основные усилия направлялись на создание атомных ракетных подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами, а также авианосной авиации и ударных авианосцев. Надводные корабли начали оснащаться зенитными и противолодочными ракетами различных классов, а атомные подводные лодки — ракетами средней дальности полёта (2800-5000 км) стратегического назначения. На авианосную ударную авиацию возлагаются большие задачи в боевых действиях на море во всеобщей ядерной войне и в ограниченных или локальных войнах. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами. Происходит качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Много внимания уделяется развитию сил и средств для борьбы с подводными лодками. В связи с этим увеличилось значение в составе флотов противолодочных и транспортно-десантных вертолётов, появились новые классы и типы кораблей (десантные и противолодочные вертолётоносцы и др.). Значительно активизировалось развитие ВМФ ФРГ за счёт строительства подводных лодок, ракетных кораблей и катеров, противолодочных кораблей, десантных судов, закупок самолётов и вертолётов для ВМФ.

  Советский ВМФ — преемник и продолжатель лучших традиций русского флота, создавался и развивался вместе со всеми Советскими Вооружёнными Силами. Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красного флота был подписан В. И. Лениным 29 января (11 февраля) 1918. Советские моряки по указанию Ленина 22-27 февраля 1918 перевели из Ревеля в Гельсингфорс советские военные корабли, которые Советская Россия по Брестскому мирному договору обязана была вывести из западной части Финского залива в его восточную часть или немедленно разоружить. В марте — апреле 1918 корабли совершили переход в Кронштадт и Петроград. Это был беспримерный в истории Ледовый поход, позволивший сохранить для Советской России основное ядро Балтийского флота (236 кораблей и вспомогательных судов, в том числе 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей).

  В годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 Балтийский флот оборонял подступы к Петрограду с моря, отражал попытки английского флота прорваться в восточную часть финского залива для поддержки белогвардейцев, поддерживал на побережье части Красной Армии артиллерийским огнём, обеспечил быстрое подавление белогвардейского мятежа на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь» (июнь 1919), являвшихся ключевыми пунктами в обороне Петрограда с моря. В связи с угрозой захвата кораблей Черноморского флота немецкими оккупантами, вторгшимися на Украину, линейный корабль «Свободная Россия» и 9 миноносцев по приказу В. И. Ленина были потоплены 18 июня 1918 у Новороссийска; часть кораблей ушла в Азовское море и составила ядро Азовской военной флотилии, а часть была захвачена интервентами. Из кораблей преимущественно Балтийского флота за годы Гражданской войны было создано свыше 30 морских, озёрных и речных флотилий. Наиболее крупные из них — Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо-Двинская, Онежская и Азовская военные флотилии — совместно с войсками Красной Армии вели борьбу с речными и озёрными силами противника, нарушали его перевозки и переправы. В 1918-20 на морях, озёрах и реках было выставлено свыше 7600 мин, на которых подорвались и затонули 23 боевых корабля и вспомогательные судна противника. Более 75 тыс. моряков были направлены на сухопутные фронты. В ходе Гражданской войны зародились элементы советского военно-морского искусства.

  В марте 1921 10-й съезд РКП (б) принял решение о возрождении и укреплении ВМФ. Личный состав кораблей стал комплектоваться преимущественно из фабрично-заводских рабочих. При Политическом управлении Красной Армии был создан Морской отдел для руководства партийно-политической работой на флоте. Началось восстановление кораблей. В 1922-23 в состав действующих кораблей Балтийского флота вошли линейный корабль «Петропавловск», крейсер «Аврора», учебное судно «Океан», отдельный дивизион, состоявший из 8 эскадренных миноносцев, отдельный дивизион из 9 подводных лодок, отряд траления из 20 тральщиков, Финско-Ладожский отряд пограничной охраны в составе 17 сторожевых судов и других кораблей. В состав Черноморского флота в 1923 были введены крейсер «Коминтерн» (бывший «Память Меркурия»), эскадренные миноносцы «Незаможник» и «Петровский», 2 подводные лодки и ряд других кораблей. Одновременно с восстановлением корабельного состава флота велась подготовка квалифицированных командных кадров. Училище командного состава флота в 1922 было реорганизовано в Военно-морское училище (ныне Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе). Летом 1922 механический, кораблестроительный и электротехнический отделы этого училища были преобразованы в Морское инженерное училище (ныне Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского). В 1923 открыты Высшие курсы специалистов командного состава флота. Началась подготовка кадров высшей квалификации в Военно-морской академии.

  К 1928 была отремонтирована значительная часть кораблей, произведена частичная модернизация линейных кораблей, восстановлены и модернизированы эскадренные миноносцы, восстановлены военно-морские базы. В годы довоенных пятилеток 1929-40 ВМФ получил сотни новых первоклассных кораблей. Окрепли Балтийский и Черноморский флоты. По решению ЦК ВКП (б) были созданы два новых флота — Тихоокеанский (1932) и Северный (1933). В 1938 Коммунистической партией принята программа строительства большого морског

Статья про слово «Военно-морской флот» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 8269 раз

Интересное


bse.sci-lib.com

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ)

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ), военно-морские силы (ВМС), вид вооруженных сил, предназначенный для ведения боевых действий в различных районах Мирового океана. Включает рода сил: надводные и подводные силы, морскую авиацию, береговые ракетно-артиллерийские войска, морскую пехоту, силы противовоздушной обороны (ПВО), войска тыла и др.

ВМФ Российской Федерации предназначен для уничтожения группировок флота противника в море и на береговых базах, для нанесения ядерных ударов по его наземным объектам, для борьбы на морских коммуникациях, для содействия сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, для высадки морских десантов, а также для отражения десантов противника. ВМФ РФ подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В организационно отношении ВМФ включает: Северный, Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский флоты, Каспийскую флотилию.

Современный подводный флот, способен совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном или надводном положении фактически во всех морях и океанах. Современные подводные лодки вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, имеют дизельные или атомные энергетические установки. Атомные подводные лодки могут до нескольких месяцев находиться в подводном плавании и двигаться со скоростью до 36 уз (66,7 км/ч).

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ, род сил военно-морского флота (военно-морских сил), предназначенный для уничтожения сил флота противника, прикрытия корабельных группировок, ведения воздушной разведки.

В составе морской авиации РФ: морская ракетоносная авиация, тактическая, палубная, противолодочная и береговая авиация. Морская ракетоносная авиация имеет на вооружении самолеты-ракетоносцы (Ту-16К) и дальние ракетоносцы-бомбардировщики (Ту-22М3). Предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника, для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и уничтожения транспортов.

Тактическая авиация имеет на вооружении истребители корабельного базирования (Су-27К, Су-33 и МиГ-29К). Предназначена для уничтожения авиации противника в воздухе, зенитных управляемых ракет (на стартовых позициях) и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. Для вспомогательных целей используется вертолётная авиация (Ка-25).

МОРСКАЯ ПЕХОТА

МОРСКАЯ ПЕХОТА, род сил ВМФ (ВМС), специально подготовленный для ведения боевых действий в морских десантах и для выполнения различных задач в приморских районах. Морские пехотинцы покрыли себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны и в боевых действиях на территории Чеченской республики. При помощи десантных кораблей или авиации морские пехотинцы способны высадиться на любом побережье и удерживать его до подхода главных сил.

БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА, силы, средства флота и береговые укрепления для обороны военно-морских баз, портов, побережья и островов. Оборона морского побережья осуществляется совместными усилиями сухопутных войск, ВМФ (ВМС), ВВС и войск ПВО. В конце 1970-х годов для советского Военно-морского флота был создан береговой ракетный комплекс с ракетами П-21, предназначенный для поражения кораблей противника в прибрежной зоне. В 1987 году в СССР были начаты испытания самоходного 130-мм артиллерийского комплекса А-222 «Берег», предназначенного для борьбы с надводными целями.

ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА

войска, предназначенные для охраны сухопутных, морских и речных (озерных) границ государства. Главная задача ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК недопущение незаконного проникновения на территорию в морское пространство Р.Ф. Структурно состоят из сухопутных и морских подразделений и частей.

В Российской Федерации с марта 2003 входят в состав Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Военнослужащие ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК принимали участие в конфликтах на КВЖД, в бое столкновениях с басмачами в Средней Азии, в боях на реке Халхин-Гол, у озера Хасан и других приграничных конфликтах. В годы Великой Отечественной войны пограничники первыми встретили врага и не оставили своих рубежей без приказа. Примером воинского мастерства и самоотверженного выполнения воинского долга пограничниками являются оборона Брестской крепости, 11-ти дневная оборона13-й пограничной заставы Владимиро-Волынского пограничного отряда и действия многих других пограничных подразделений.

ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА

ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА (ВВ) Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляют охрану государственных объектов особой важности, специальных грузов, и др. В установленном законом порядке участвуют в охране общественного порядка (при массовых мероприятиях, стихийных бедствиях, пожарах и т. п.). Внутренние войска оснащены современной военной техникой и другими средствами, позволяющими успешно выполнять возложенные на них задачи. Продолжая славные традиции войск ВЧК, ОГПУ, НКВД, Внутренние войска, верно, служат нашему государству. В годы Великой Отечественной войны войска НКВД выполняли задачи в тесном взаимодействии с войсками действующей армии. Они поддерживали порядок в прифронтовой полосе, вели борьбу с вражескими разведывательными и диверсионными группами, охраняли важные объекты и коммуникации.

Внутренние войска хорошо зарекомендовали себя в различных межнациональных и в иных локальных вооруженных конфликтах на Северном Кавказе и других регионах.

Назад Наверх Далее

sch69.narod.ru

Военно-морской флот РФ — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Черновик
Исправьте и дополните до полноценной статьи Русской Энциклопедии.

Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Он предназначен для вооруженной защиты интересов Российской Федерации, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские [[десант]ы, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил России складывался с конца XVII в. до начала XX в.

Первая постоянная группировка сил – Азовский флот – была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 г. боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть …», что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

Флот Пётра Великого.

В ходе Северной войны 1700–1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

Так, до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII в., однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разродное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х гг., когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы, как Пётр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия – с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море – с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х гг. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

Подводных сил:

Российская атомная подводная лодка типа «Акула» проект 941 («Тайфун» по класс. НАТО)

Надводных сил:

Морская авиация:

Береговых войск:

traditio.wiki

угрозы с моря и океана

России нужен намного более мощный военный флот.

Сегодня в печати публикуется много материалов, характеризующих состояние современного ВМФ России и путей развития его отдельных подсистем и корабельного состава.

Однако цельного представления о том, каким должен быть ВМФ России, чтобы он в полной мере мог удовлетворить потребности нашей страны и защиту ее интересов в Мировом океане, пока не было.

На ВМФ России возлагается достаточно широкий круг задач. Они, собственно, и определяют, каким должен быть военный флот РФ. Анализ основных задач ВМФ России, определенных в руководящих документах, по сути дела сводится к решению двух главных задач:

1. Защита интересов России, поддержание боеготовности флотов в мирное время.

2. Отражение военной агрессии с началом военных действий.

Основными задачами ВМФ РФ в мирное время являются: сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении России; создание и поддержание условий для обеспечения безопасной морской хозяйственной деятельности России в Мировом океане, обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам России, а также поддержание свободы открытого моря.

В военное время ВМФ будет осуществлять вооруженную защиту суверенитета страны во внутренних морских водах и в территориальном море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

Анализ показывает, что в мирное время необходимо присутствие нашего ВМФ для обеспечения экономических интересов в Южной Атлантике, в океанских зонах, прилегающих к побережью Южной Америки и районам юго-западной Африки, в северной части Атлантического океана, Норвежском и Гренландском морях, в северо-западной части Тихого океана в районах рыбопромысловой деятельности, в центральной и восточной части Средиземного моря, в районах Индийского океана, прилегающих к северо-западному побережью Африки, островных зонах и морях Тихого океана, где орудуют пираты, в северной части Индийского океана.

С началом военных действий главной становится задача отражения военной агрессии противника, защиты суверенитета и территориальной целостности России.

Силы ВМФ эту задачу будут решать поражением наземных объектов противника на удаленных территориях; обеспечением боевой устойчивости ракетных подводных лодок стратегического назначения; нанесением поражения ударным, противолодочным и другим группировкам противника, а также береговым объектам; поддержанием благоприятного оперативного режима; поддержкой с моря войск фронта при ведении ими обороны или наступления на приморских направлениях; обороной морского побережья.

Для того чтобы ВМФ РФ был способен выполнить эти многообразные задачи, боевые возможности его группировок должны соответствовать объему этих задач. Боевой состав и структура ВМФ России должен определяться, исходя из требования пресекать эффективные удары противника с морских и океанских направлений, но не обязательного полного уничтожения его группировок. Основные ударные группировки противника (авианосные и ракетные) будут расположены преимущественно в дальней морской зоне. Группировки его сил в ближней морской зоне будут решать задачи уничтожения РПЛ СН (ракетных подводных лодок стратегического назначения), завоевания превосходства в прилегающих к нашему побережью морях и нарушения коммуникаций. При благоприятном для противника развитии обстановки будут осуществляться оперативные (прежде всего, на острова Курильской гряды) и тактические десанты.

Исходя из этого, оперативные возможности группировок ВМФ России в дальней морской зоне должны позволить разгромить или, по крайней мере, ослабить авианосные и ракетные ударные соединения и группы противника, поразить объекты его военной инфраструктуры до уровня, при котором он не сможет наносить эффективные удары по объектам на территории России, кораблям в море и в базах.

Группировки сил ВМФ в ближней морской зоне должны быть способны обеспечить боевую устойчивость РПЛ СН в море, в базах и на маршрутах развертывания, не допустить завоевания противником превосходства на море, поддерживать благоприятный оперативный режим, обеспечивать защиту морских коммуникаций и объектов народнохозяйственного комплекса России.

Кроме этого, группировки ВМФ должны быть способны нанести требуемое поражение наземным объектам противника в интересах приморского фланга группировки сухопутных войск.

Боевые возможности группировки стратегического неядерного сдерживания должны быть способны нанести хотя бы минимально неприемлемый ущерб вероятному противнику в военных конфликтах ограниченного масштаба.

Требования к возможностям группировок ВМФ России определяет их необходимый состав.

Для борьбы с пиратством и защиты российских судов, занимающихся рыбопромысловой деятельностью и осуществляющих грузоперевозки в каждом из важных районов должны быть развернуты, как минимум, по одному кораблю океанской зоны класса эсминец (большой противолодочный корабль) или фрегат. Всего по 3−4 корабля на Атлантике и в Тихом океане, а также 1−2 корабля в Индийском.

Демонстрация флага и выполнение иных мер поддержки дипломатической деятельности России требует выделения соединений, преимущественно надводных кораблей, океанской зоны, численностью не менее 3−5 единиц во главе, минимум, с одним кораблем класса крейсер или авианосец. Оценка существующей и прогнозируемой внешнеполитической активности России дает основания предполагать, что потребности составят не менее 3−5 походов таких групп на каждом из океанских флотов в год.

Участие в миротворческих операциях и демонстрация решимости защитить интересы России в районах военных конфликтов потребует выделения группировки численностью от 6−8 до 20−30 надводных кораблей и от 2−3 до 5−6 подводных лодок, включающих, как минимум, один авианосец. При этом требуемая численность морской пехоты на борту кораблей соединения может достигать батальона и более.

При достаточно длительных военных конфликтах, где затрагиваются интересы России, присутствие такой группировки кораблей может потребоваться в течение достаточно длительного времени.

Полноценное решение задач поиска группировок ВМС иностранных государств и слежения за ними, ведение разведки морских и океанских ТВД потребует наличия на постоянной основе спутников космической разведки, способных с периодичностью 2−5 часов просматривать важные районы Мирового океана, присутствия в наиболее важных из них хотя бы по одному кораблю или подводной лодки для решения задач разведки, в районах южной части Атлантического и Тихого океанов, а также в зоне Индийского океана, хотя бы по одному центру радиоразведки на иностранных территориях.

Кроме этого, необходимо будет иметь возможность вести воздушную разведку наиболее важных районов морских и океанских ТВД с периодичностью хотя бы один раз с сутки, что потребует от 3−4 до 10−12 и более самолетовылетов разведывательной авиации ежесуточно.

Задача боевого патрулирования РПЛ СН в готовности к нанесению ядерных ударов по противнику потребует постоянного нахождения в море не менее 3−4 РПЛ СН, залп которых, даже с учетом возможной потери одной из них, позволит нанести противнику гарантированный неприемлемый ущерб.

Их боевое обеспечение потребует иметь на постоянной основе в море на всех театрах группировки противолодочных сил общей численностью 10−12 надводных кораблей ближней морской зоны, 3−4 многоцелевых атомных и 5−8 неатомных подводных лодок и 3−4 самолетов противолодочной авиации. Для контроля воздушного пространства в районе патрулирования РПЛ СН необходимо будет иметь хотя бы один самолет или вертолет радиолокационного дозора и управления.

Поддержание благоприятного оперативного режима в районах военно-морских баз и пунктов базирования и районах боевой подготовки сил флота потребует также на всех театрах группировки сил общей численностью до 20−30 надводных кораблей ближней морской зоны разных классов, а также 10−12 неатомных подводных лодок.

С началом военных действий численность кораблей в море придется значительно увеличить.

Для решения задачи хотя бы ослабления группировки авианосных сил вероятного противника в дальней морской зоне (которая на каждом из океанских театров может достигнуть 4−5 авианосных групп) потребует создать адекватную ударную группировку, численностью не менее 10−12 многоцелевых и 6−8 ракетных подводных лодок, 1−2 авианосцев, 5−8 ракетных крейсеров и эсминцев УРО с ракетами большой дальности (500−800 км), 10−15 фрегатов с ракетами средней дальности, дивизии морской ракетоносной (или дальней авиации) и не менее полка разведывательной авиации океанской зоны.

Борьба с подводными лодками противника в ближней морской зоне (где их численность может достигать 10−15 единиц) и обеспечение боевой устойчивости РПЛ СН на каждом из океанских ТВД потребует создания группировки противолодочных сил численностью 3−5 атомных и 15−20 неатомных подводных лодок, 30−40 кораблей класса корвет, сторожевой или малый противолодочный корабль, 25−35 самолетов и до 40 вертолетов противолодочной авиации.

На закрытых морских ТВД (Балтийском и Черноморском) требуемая численность группировок противолодочных сил может составить до 15 неатомных подводных лодок, 20−25 кораблей класса корвет, сторожевой или малый противолодочный корабль, до 20 самолетов и до 25 вертолетов противолодочной авиации.

Для борьбы с надводными кораблями в морях и районах океанов непосредственно прилегающих к нашему побережью на каждом из флотов потребуется создание группировки численностью 10−15 корветов и малых ракетных кораблей с ракетным оружием средней дальности, 20−25 ракетных катеров, до 3−4 дивизиона береговых ракетных комплексов средней дальности и полк морской штурмовой авиации (на Су-24 или Су-34).

Специфика решения задачи прикрытия сил флота в море потребует включения в состав каждого из флотов как минимум полка истребительной авиации и эскадрильи самолетов (допускающих базирование на авианосцах) или вертолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления (У).

Задача содействия приморскому флангу армии потребует создания на каждом из флотов группировки численностью от 10−12 до 20−25 десантных кораблей, одного полка транспортно-боевых вертолетов, полка или дивизии морской пехоты, которая позволит осуществлять высадку тактических десантов и войск первого эшелона — в оперативных.

Борьба с минной опасностью в районах базирования флота, на маршрутах развертывания и морских коммуникациях потребует создания группировки до 50 минно-тральных кораблей различных классов на каждом из флотов.

Требуемые составы группировок сил определяют необходимые боевые составы флотов.

При их определении необходимо учитывать коэффициент оперативного напряжения в мирное и военное время.

Важно учитывать, что наши флоты стратегически изолированы в отношении корабельного состава — возможности межфлотского маневра кораблями и подводными лодками в военное время практически отсутствуют.

Однако возможности маневра силами морской авиации, морской пехоты и береговых войск имеются. Это позволяет в интересах минимизации требуемого состава сил ВМФ применить к нему принцип «стратегической мобильности».

В соответствии с ним, в структуру ВМФ Росси целесообразно включить еще один компонент — силы Центра.

Их основу должны составить соединения и части морской авиации, Береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты, которые при возникновении военного конфликта на одном из театров могут быть переброшены в зону боевых действий для усиления соответствующего флота до необходимого уровня.

Исходя из изложенного, определяются требуемые составы наших флотов (по основным элементам боевого состава):

Северный флот: 12−16 РПЛ СН, 20−25 атомных многоцелевых, 10−12 ракетных и 30−35 неатомных подводных лодок, 2 авианосца среднего или большого класса, 20−25 надводных кораблей океанской и до 140 (в том числе до 30 ударных, включая ракетные катера, до 40 противолодочных и до 50 минно-тральных) ближней морской зоны, до 15 больших десантных кораблей, два авиаполка корабельной авиации, по одному полку береговой истребительной, разведывательной и противолодочной авиации, противолодочный и транспортно-боевой вертолетные полки, эскадрилья морской штурмовой авиации, полк береговых ракетно-артиллерийских войск, полк или батальон морской пехоты. 


Тихоокеанский флот: до 20 атомных многоцелевых, 10−12 ракетных и 20−25 неатомных подводных лодок, 2 авианосца среднего или большого класса, 20−25 надводных кораблей океанской и до 160 (в том числе до 40 ударных, включая ракетные катера, до 60 противолодочных и до 60 минно-тральных) ближней морской зоны, 20−25 больших десантных кораблей, два авиаполка корабельной авиации, по одному полку береговой истребительной, разведывательной и противолодочной авиации, противолодочный и транспортно-боевой вертолетные полки, полк морской штурмовой авиации, полк морской пехоты, два полка береговых ракетно-артиллерийских войск.


Балтийский флот: 10−12 неатомных подводных лодок, до 20 ударных (в том числе ракетные катера), до 20 противолодочных и до 40 минно-тральных надводных кораблей ближней морской зоны, 10−12 больших и средних десантных кораблей, полк истребительной авиации, отдельные эскадрильи разведывательной и противолодочной авиации, противолодочный и транспортно-боевой вертолетные полки, эскадрилья морской штурмовой авиации, батальон или полк морской пехоты, два полка береговых ракетно-артиллерийских войск.


Балтийский флот: 10−12 неатомных подводных лодок, до 20 ударных (в том числе ракетные катера), до 20 противолодочных и до 40 минно-тральных надводных кораблей ближней морской зоны, 10−12 больших и средних десантных кораблей, полк истребительной авиации, отдельные эскадрильи разведывательной и противолодочной авиации, противолодочный и транспортно-боевой вертолетные полки, эскадрилья морской штурмовой авиации, батальон или полк морской пехоты, два полка береговых ракетно-артиллерийских войск. 


Черноморский флот: до 15 неатомных подводных лодок, до 30 ударных кораблей и катеров, 15−25 противолодочных и до 30 минно-тральных надводных кораблей ближней морской зоны, 7−10 больших и средних десантных кораблей, полк истребительной авиации, отдельные эскадрильи разведывательной, противолодочной и морской штурмовой авиации, противолодочный вертолетный полк и транспортно-боевая вертолетная эскадрилья, батальон морской пехоты, полк береговых ракетно-артиллерийских войск. 


В составе сил Центра целесообразно иметь: дивизию морской ракетоносной авиации, по одному полку разведывательной авиации океанской и ближней морской зоны, противолодочной авиации, морской штурмовой авиации, дивизию морской пехоты и один-два полка береговых ракетно-артиллерийских войск.

Сопоставление требуемого состава сил ВМФ России с кораблестроительной программой до 2020 года, во всяком случае, с той ее частью, которая доступна в открытой печати, показывает, что требуемых показателей боевой состав нашего флота не достигнет.

Практически по всем кораблям и подводным лодкам основных классов численность планируемого боевого состава будет составлять 40−50% от требуемого. И это при условии, что имеющиеся в боевом составе корабли флота пройдут требуемый ремонт и модернизацию.

Полностью может удовлетворять предъявляемым требованиям только численность РПЛ СН. Однако проблемы с ракетным комплексом «Булава» сеют серьезные сомнения в осуществимости в полной мере планов и в этом отношении.

Таким образом, на перспективу до 2020 года наш ВМФ способен весьма ограниченно решать задачи обеспечения военной безопасности России с морских и океанских направлений.

Автор — член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков.

interpolit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *