Сторожевой корабль – Сторожевой (сторожевой корабль) — это… Что такое Сторожевой (сторожевой корабль)?

Содержание

Сторожевой (сторожевой корабль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
«Сторожевой»
Служба
СССР СССР
Россия Россия
Класс и тип судна Сторожевой корабль проекта 1135.2 «Буревестник»
Организация Балтийский флот
Изготовитель ССЗ «Янтарь», Калининград
Строительство начато 20 июля 1972 года
Спущен на воду 21 марта 1973 года
Введён в эксплуатацию 30 декабря 1973 года
Выведен из состава флота 2002 год
Статус Разделан на металлолом
Основные характеристики
Водоизмещение 3200 тонн
Длина 123 м
Ширина 14,2 м
Осадка 4,28 м
Двигатели 2 газотурбинных агрегата М7К (маршевая газовая турбина ДО63 и форсажная ДК59)
Мощность форсажный режим: 36 000 л. с.,
маршевый: 12 000 л. с.
Движитель 2 четырехлопастных, малошумных, переменного шага, с обтекателем винта. Вес каждого — 7650 кг, диаметр — 3,5 м
Скорость хода 32,2 узла;
экономичная — 14 узлов

ru.wikipedia.org

Классификация и назначение сторожевых кораблей

Сторожевой корабль — судно, относящееся к классу надводных кораблей, созданных для несения сторожевой патрульной службы, охраны пассажирских и транспортных судов, отражения атак подводных лодок, торпедных кораблей и самолетов противника, как в открытом море, так и на постоянной стоянке. Сторожевой корабль также может нести дозорную службу вблизи военных баз, охранять границу государства, порты и подходы к ним.

Впервые необходимость в строительстве сторожевых кораблей возникла в Первую мировую войну, после введения в состав флота многих государств мира подводных лодок. Именно для поиска последних судостроителями и был разработан особый класс кораблей, способных оказать эффективное сопротивление субмаринам противника. Естественно, что с этой задачей не менее эффективно справлялись линкоры и эсминцы, но постройка и оснащение их ради единственной цели – охраны моря от действия подводного флота была крайне невыгодна, потому было решено строить более легкие суда, исключительно для охранных целей.

Сторожевой корабль «Громкий»

Первые сторожевые корабли появились в английском флоте, так как именно Великобритания впервые столкнулась с необходимостью организации систематического отпора подводным лодкам противника, наносящим ощутимый урон по репутации лучшего флота в мире.

Первый патрульный сторожевой английский корабль назывался «Пи-ботс», на носу у него был установлен железный таран, при помощи которого можно было без труда уничтожить подводную лодку противника, в то время еще не умевшую погружаться на большую глубину. Водоизмещение первого сторожевого корабля составляло всего 573 тонны, при этом он мог развивать скорость в 22 узла в час. На вооружении корабля имелось всего одно 100-миллиметровое орудие, два небольших оружия, две торпедные трубы, а также глубинные бомбы.

Желая не отстать от англичан, американцы поспешили выстроить для нужд своего флота сразу 60 подобных кораблей типа «Игл». Официально наименование сторожевого, корабль ни во флоте Великобритании, ни во флоте США не получил, и только в годы Первой мировой войны в России появился класс настоящих сторожевых кораблей.

Первый патрульный сторожевой английский корабль «Пи-ботс»

Первый сторожевой корабль в России был выстроен между 1914 и 1916 годом, причислили новое судно к типу, водоизмещение его равнялось всего 400 тоннам, а скорость он был способен развить до 15 узлов в час, что было несколько больше той скорости, на которую была способна подводная лодка в надводном положении. Не заходя в порт, российский сторожевой корабль был способен пройти не менее 700 морских миль. На вооружении «Коршунов» стояли 102-миллиметровые орудия, зенитные автоматы и даже глубинные бомбы.

Церемония официального принятия сторожевого корабля в состав российского флота была проведена в октябре 1917 года, всего за несколько дней до начала Революции, оказавшей на включение кораблей данного типа в состав морских эскадрилий непосредственное, в некоторой степени, отрицательное влияние. Первые 12 кораблей сторожевого назначения во флот так и не вошли, оставшись недостроенными.

В последующие годы сторожевые корабли появились также и в итальянском флоте, кроме того, англичане провели некоторые усовершенствования в своем собственном судостроении и выдали миру новый тип сторожевого судна, квалифицированного, как «Спей».

Боевое назначение и у английского «Спейя», и у американского «Игла», и у русского «Коршуна», и у итальянского «Александра» было одинаковым, корабли этих типов предназначались исключительно для несения патрульной службы, своевременного обнаружения противника и предупреждения тяжелых боевых кораблей, тем не менее, классификация у них была в каждом государстве своей собственной. Так, в Великобритании сторожевым кораблем считался также и фрегат, корвет и эскадренный миноносец. Постепенно корабли квалифицированные как корветы, фрегаты

и эскадренные миноносцы появились во флотах всех государств мира, но в России они и по наши дни именуются никак иначе, как «сторожевой корабль».

Первый российский сторожевой корабль «Коршун»

В советской России первый сторожевой корабль появился в 1931 году, относился он к типу «Ураган» и предназначался для выполнения разведывательной и охранительной службы границ Советского Союза на Балтике и Черном море. Кроме того данный тип кораблей мог надежно защитить конвой от нападения подводных лодок и самолетов противника, также сторожевой корабль можно было применять как скоростной тральщик. В предвоенное время было выстроено всего 18 описанных выше кораблей, а примерно за 5-6 лет до войны были введены подклассы сторожевиков – корабли были поделены на малые и большие сторожевые.

К малым сторожевым кораблям относили суда типа «Рубин» несколько меньшего размера в сравнении с «Ураганом», предназначавшиеся исключительно для противолодочной обороны и имевшие собственную дизельную энергетическую установку, позволявшую кораблю развить скорость до 15 узлов в час.

Несколько позже»Рубины» и «Ураганы» были заменены однотипным «Бриллиантом» — сторожевым кораблем, способным развить скорость свыше 17 узлов в час. В 1935 году на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанской эскадры были выстроены сторожевые суда типа «Киров», способные идти на скорости более чем 18 узлов в час. Строились сторожевые корабли этого типа в Италии, имели водоизмещение свыше 1000 тонн и дальность хода 6 тысяч морских миль.

Для нужд Арктики в 1937 году был сконструирован сторожевой корабль типа «Пурга», его быстроходные и боевые качества были по достоинству оценены моряками в годы ВОВ.

На данный момент во всех странах мира по-прежнему принято делить сторожевые корабли на эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы, исключением как всегда считается Россия, где подобная классификация не прижилась. Современный русский сторожевой корабль имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн, скорость хода в 35 узлов в час, вооружен зенитными и противокорабельными установками, мощным артиллерийским оборудованием, средствами для поиска подводных лодок, а также средствами по их уничтожению.

Рекомендуется к прочтению:

Корабль Его Величества

Ракетный крейсер «Москва»

sea-man.org

Список сторожевых кораблей ВМФ СССР (1931—1991) — WiKi

СКР типа «Ураган»

Сторожевые корабли типа "Ураган" (первый советский проект надводного корабля). Заложены в августе-октябре 1927 года, спущены на воду в 1929—1930гг, введены в строй в 1930—1933 гг. За свои названия этот и два следующих проекта типа «Ураган» были известны как «дивизион плохой погоды».

Первые шесть СКР для МСБМ первоначально составили дивизион, который моряки в шутку прозвали — «Дивизион плохой погоды»…

СКР типа «Ураган» строились 4 сериями по идентичным проектам: «2»; «4»; «39». Всего построено 18 кораблей. На Ленинградском ССЗ № 190 всего заложено 14 ед., из них 4 ед: «Вьюга»; «Метель»; «Молния»; «Зарница» — секционной сборки, перезаложены на Дальнем Востоке. На Николаевском ССЗ № 198 всего заложено 4 ед., из них 2 ед: «Гром» и «Бурун» — секционной сборки, перезаложены на Дальнем Востоке.

ТТХ: Водоизмещение полное 619 ÷ 633 т. Размерения 71,5 х 7,4 × 2,9 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная 6550 л. с. Скорость 21÷23 уз, дальность 930 миль (14 уз). Вооружение: 2 х 1-102 мм (на части кораблей заменялись на 2 х 1-100 мм), 2 х 1-45 мм (в ходе войны заменялись на 37-мм автоматы), 3÷5 х 12.7 мм пулеметов, 1 х 3-450 мм ТА, 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливались в ходе войны), 20 мин КБ или 32 мины обр. 1926 г. Экипаж 114 чел.

Проект 2

Корабли I серии. Заложены в 1927 году, спущены на воду в 1928—1931 годах, введны в строй в 1930—1932 годах.

  1. «Ураган», ССЗ № 190, МСБМ, СФ, ††05.06.1949
  2. «Тайфун», ССЗ № 190, МСБМ, КБФ, ††30.11.1954
  3. «Смерч», ССЗ № 190, МСБМ, СФ, ††28.02.1948
  4. «Циклон», ССЗ № 190, МСБМ, КБФ, †28.08.1941
  5. «Гроза», ССЗ № 190, МСБМ, СФ, ††12.11.1952
  6. «Вихрь», ССЗ № 190, МСБМ, КБФ, †22.9.1941, восстановлен, †† 24.4.1948
  7. «Шторм», ССЗ № 198, МСЧМ, ЧФ, ††30.01.1946
  8. «Шквал», ССЗ № 198, МСЧМ, ЧФ, ††12.11.1952
Проект 4

Сторожевые корабли типа «Ураган» II серии, все секционной сборки. Заложены в 1931-33гг, перезаложены на Дальнем Востоке в 1933 году, спущены на воду в течение 1934 года, введены в строй в 1934—1935 гг.

  1. «Метель», ССЗ № 190, МСДВ, ТОФ, ††30.11.1954
  2. «Вьюга», ССЗ № 190, МСДВ, ТОФ, ††30.11.1954
  3. «Гром», ССЗ № 198, ТОФ, ††30.11.1954
  4. «Бурун», ССЗ № 198, ТОФ, ††30.11.1954
Проект 39

Сторожевые корабли типа «Ураган» III и IV серии. Заложены в 1934—1935 гг., спущены на воду в 1934—1936 гг., введены в строй в 1935—1938 гг.

Корабли III серии: «Молния» и «Зарница» — секционной сборки, перезаложены на Дальнем Востоке.

  1. «Молния», ССЗ № 190, ТОФ, ††30.11.1954
  2. «Зарница», ССЗ № 190, ТОФ, ††30.11,1954
  3. «Пурга», ССЗ № 190, КБФ, ЛВФ, †01.09.1942
  4. «Буря», ССЗ № 190, КБФ, †24.08.1942
  5. «Снег», ССЗ № 190, КБФ, †28.08.1941
  6. «Туча», ССЗ № 190, КБФ, ††12.11.1952

Проект 29 («Ястреб»)

Строились в 1939—1950 годах. Всего построено 6 единиц, ещё 8 единиц не были достроены из-за Великой Отечественной войны.

Проект разработки 1938—1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ, заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).

ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л. с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУ Б-34, 4×1 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.

  1. «Ястреб» ††1956
  2. «Орёл» ††1958
  3. «Коршун» ††1958
  4. «Зоркий» ††1956
  5. «Альбатрос» ††1956
  6. «Буревестник» ††1956

Проект 42 («Ястреб»)

Строились в 1949—1953 годах. Всего было построено 8 единиц.

Проект разработки 1947 — 1949 гг. По сравнению с проектом 29 — новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л. с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2 37-мм АУ В-11М, 1×3 533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.

  1. «Сокол» ††1961, вторично в 1971 году.
  2. «Беркут» ††1965
  3. «Кондор» ††1970
  4. «Гриф» ††1961, вторично в 1977 году.
  5. «Кречет» ††1956, вторично в 1977 году.
  6. «Орлан» ††1960, вторично в 1976 году.
  7. «Лев» ††1961, вторично в 1971 году.
  8. «Тигр» ††1961, вторично в 1974 году.

Проект 50

Строились в 1952—1958 годах. Всего было построено 68 единиц.

Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959—1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трёхтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10015 л. с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2 37-мм АУВ-11М, 1×2 533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.

Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М

Строились в 1958—1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:

По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения — почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ— на бортовые).

По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.

По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2 76-мм АУ АК-726, 1(2)×5 400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.

  1. СКР-1 ††1987
  2. СКР-38 ††1990
  3. СКР-17 ††1990
  4. СКР-9 ††1990
  5. СКР-22 ††1991
  6. СКР-333 ††1990
  7. СКР-34 ††1991
  8. СКР-29 ††1991
  9. СКР-103 ††1991
  10. СКР-18 ††1989
  11. СКР-41 ††1987
  12. СКР-11 ††1991
  13. СКР-43 ††1989
  14. СКР-3 ††1990
  15. СКР-46 ††1989
  16. СКР-23 ††1989
  17. СКР-78 ††1990
  18. СКР-21 ††1991
  19. СКР-36 ††1989
  20. СКР-92 ††1991
  21. СКР-92 ††1991
  22. СКР-120 ††1991
  23. СКР-128 ††1991
  24. СКР-47 ††1992
  25. СКР-26 ††1993
  26. СКР-33 ††1995
  27. СКР-27 ††1992
  28. СКР-40 ††1994
  29. СКР-16 ††1992
  30. СКР-106 ††1993
  31. СКР-110 ††1994
  32. СКР-112 ††1993
  33. СКР-87 ††1992
  34. СКР-123 ††1992
  35. СКР-126 ††1992
  36. СКР-133 ††1994
  37. СКР-138 ††1994

Проект 35

Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961—1968 годах.

  1. СКР-7 ††1987
  2. СКР-20 ††1989
  3. СКР-32 ††1989
  4. СКР-39 ††1990
  5. СКР-86 ††1990
  6. СКР-49 ††1990
  7. СКР-53 ††1990
  8. СКР-24 ††1990
  9. СКР-83 ††1991
  10. СКР-48 ††1990
  11. СКР-35 ††1990
  12. СКР-6 ††1990
  13. СКР-13 ††1991
  14. СКР-90 ††1990
  15. СКР-117 ††1990
  16. СКР-84 ††1992
  17. СКР-12 ††1992
  18. СКР-19 ††1992

Проект 1135 («Буревестник»)

Всего был построен 21 корабль проекта.

  1. «Бдительный» ††1996
  2. «Достойный» ††1993
  3. «Бодрый» ††1997
  4. «Свирепый» ††1993
  5. «Сильный» ††1994
  6. «Доблестный» ††1992
  7. «Сторожевой» ††2002
  8. «Разумный» ††1998
  9. «Разящий» ††1992
  10. «Дружный» ††1999. С 2003 года находится на хранении у стенки СМП в Москве
  11. «Деятельный» ††1995
  12. «Жаркий» ††2002
  13. «Ретивый» ††1995
  14. «Ленинградский комсомолец» «Лёгкий» с 1992; ††2003
  15. «Беззаветный» ††2001
  16. «Летучий» ††2005
  17. «Пылкий»
  18. «Задорный» ††2005
  19. «Безукоризненный» ††1997
  20. «Ладный»
  21. «Порывистый» ††1994

Проект 1135М

Всего построено 11 единиц. Строились в 1973—1981 годах.

  1. «Резвый» ††2001
  2. «Резкий» ††1995
  3. «Разительный» ††1997
  4. «Грозящий» ††1995
  5. «Неукротимый» ††2009
  6. «Громкий» ††1998
  7. «Бессменный» ††1998
  8. «Горделивый» ††1994
  9. «Рьяный» ††1997
  10. «Ревностный» ††2003
  11. «Пытливый»

Проект 1135.1 («Нерей»)

Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981—1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный», бывший "Киров") входит в состав ВМС Украины.

  1. «Менжинский» ††2000
  2. «Дзержинский» в составе БО ФПС России
  3. «Орёл» в составе БО ФПС России
  4. «Псков» ††2003
  5. «Имени 70-летия погранвойск» ††2000
  6. «Кедров» ††2003
  7. «Воровский» в составе БО ФПС России

Проект 1154

Строились в 1987—2009 годах. Всего построено 2 единицы.

  1. «Неустрашимый» в составе ВМФ РФ.
  2. «Ярослав Мудрый» в составе ВМФ РФ.
  3. «Туман» достраивается.

Проект 11540 («Ястреб»)

По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.

Проект 11661 типа «Гепард»

Официально отнесен к классу «Фрегат».

Проект 11661К

Построено 2 единицы.

  1. «Татарстан» в составе ВМФ РФ.
  2. «Дагестан» в составе ВМФ РФ.

Проект 12441 («Гром»)

Достраивается как учебный сторожевик.

Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант — («Тигр»)

Официально классифицирован как «Корвет». Построена 3 единицы, ведётся строительство ещё 2.

  1. «Стерегущий» в составе ВМФ РФ.
  2. «Сообразительный» в составе ВМФ РФ.
  3. «Совершенный» идёт строительство.
  4. «Стойкий» в составе ВМФ РФ.
  5. «Бойкий» в составе ВМФ РФ.

ru-wiki.org

СТОРОЖЕВОЙ (корабль) - это... Что такое СТОРОЖЕВОЙ (корабль)?


СТОРОЖЕВОЙ (корабль)
СТОРОЖЕВОЙ (корабль) «СТОРОЖЕВО́Й», противолодочный корабль ВМФ СССР, на котором в 1975 году произошло антисоветское выступление капитана 3-го ранга В. М Саблина. 8 ноября 1975 в годовщину Октябрьской революции «Сторожевой», стоявший на рейде в рижском порту, направился в сторону государственной границы СССР и начал передавать в эфир обращение ко всем гражданам Советского Союза, в котором содержался призыв к свержению существующего строя и демократическому переустройству общества. Выступление на корабле возглавил Саблин (1939—1975). Его демарш не был подготовлен и явился неожиданностью для экипажа, хотя сам Саблин, на это указывают материала следствия, пошел на такое выступление вполне осознанно и готовился к нему серьезно. Он сумел склонить на свою сторону нескольких человек. Обманным путем ему удалось изолировать капитана корабля. Саблин потребовал предоставить возможность выступить по Центральному телевидению представителю восставших с изложением их программы. В случае отказа восставшие призывали население страны к бессрочной забастовке.
По приказу министра обороны СССР маршала А. А. Гречко (см. ГРЕЧКО Андрей Антонович) мятежный корабль был расстрелян авиацией Балтийского флота в нейтральных водах, а капитан Саблин арестован и после проведения ускоренного расследования приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Никаких сообщений в советской прессе о мятеже на «Сторожевом» не было. Правда о тех событиях замалчивалась в течение десятилетий. Только в 1990 появилась первая публикация о Саблине.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • СТОРК Анри
  • СТОРОЖЕНКО Павел Аркадьевич

Смотреть что такое "СТОРОЖЕВОЙ (корабль)" в других словарях:

  • Сторожевой корабль — боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения кораблей (судов) от атак подводных лодок, надводных кораблей, катеров и авиации противника на переходе морем в прибрежных районах и на открытых рейдах. Один из наиболее… …   Морской словарь

  • Сторожевой корабль — Пограничный сторожевой корабль проекта 19 «Киров» (ПСК 3, «Дзержинский»?), который несёт бортовой номер (или тактический номер) «PS 26». Пока у него нет вооружений, 1934 1935 года …   Википедия

  • Сторожевой корабль — (СКР)         надводный боевой корабль, предназначенный для охранения крупных кораблей и транспортов от атак подводных лодок, самолётов и катеров на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы на подходах к своему… …   Большая советская энциклопедия

  • СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ — боевой корабль для несения дозорной службы, охранения кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолётов противника. Водоизмещение 1,5 2 тыс.т. Вооружение: орудия калибра 76 127 мм, торпедные аппараты, реактивные бомбомётные… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Сторожевой (корабль) — …   Википедия

  • Сторожевой (сторожевой корабль) — «Сторожевой» Служба …   Википедия

  • Сторожевой корабль Балтийского флота ВМФ РФ "Неустрашимый" — Сторожевой корабль (СКР) Балтийского флота ВМФ России Неустрашимый ‑ многоцелевой боевой корабль типа фрегат, способный решать широкий круг задач. Уникальность корабля состоит в том, что он единственный из 70 запланированных кораблей по проекту… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Сторожевой корабль Тип «Водопьянов» — Сторожевой корабль Тип «Водопьянов» Бывшие колесные буксиры проекта СБ 20. Построены в 1932–1937 гг. на заводе № 300 в Киеве. СКР 1 «Водопьянов» (до 13.06.1937 г. «Тухачевский») 28.08.1941 г. во время… …   Военная энциклопедия

  • Сторожевой корабль Проект 1135 и 1135М — 32+1 единиц Удачный проект газотурбинного СКР, способного действовать в морской зоне. Кодовое название – «Буревестник». До 28.6.1977 все строившиеся и вступившие в строй корабли относились к классу БПК. Впервые на отечественном… …   Военная энциклопедия

  • Сторожевой корабль Проект 29К — 1944 «Ястреб» Заводской № С 533. Заложен 23.05.1939 г. на заводе № 190 в Ленинграде, спущен 21.07.1940 г. Приемный акт подписан 13.12.1944 г. Включен в состав БФ. 29.09.1945 г. 17.02.1956 г. выведен из боевого состава и… …   Военная энциклопедия


dic.academic.ru

Сторожевой корабль Википедия

Пограничный сторожевой корабль проекта 19 «Киров» (ПСК-3, «Дзержинский»), который несёт бортовой номер (или тактический номер) «PS-26». Пока у него нет вооружений, 1934—1935 Пограничный сторожевой корабль «Имени XXV съезда КПСС», 1985 Пограничный сторожевой корабль проекта 1241.2 ПСКР-800. 1994 год ПСКР проекта 10410, ПСКР-915 «Невельск», 1 августа 1995 года ПСКР проекта 10412, ПСКР-926, 1 января 1997 года. Сторожевой корабль проекта 1249 Амурской БОХР ПС ФСБ РФ

Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей (судов) от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам, портам и для охраны морской границы[1].

Сокращённое наименование — СКР. Также в литературе может называться — Патрульный корабль, Корабль противолодочной обороны.

История[ |

ru-wiki.ru

Сторожевые корабли проекта 50 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Сторожевые корабли проекта 50
Сторожевые корабли проекта 50 типа «Горностай»

Финский сторожевой корабль проекта 50 «Хямеенмаа»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Основные характеристики
Водоизмещение 1054 т (стандартное)
1186 т (полное)
Длина 96,6 м (по КВЛ 86 м)
Ширина 10,2 м (по КВЛ 9,6 м)
Осадка 2,9 м (по КВЛ 2,8 м)
Бронирование противоосколочное 7-8 мм
Двигатели 2 ПТЗА ТВ-9
Мощность 20 030 л.с.
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 29,5 узлов (максимальная)
Дальность плавания 1950 миль при 15,1 узлах, 2200 при 14,5 узлах
Автономность плавания 5 суток (по питьевой воде)
Экипаж 168 человек (11 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение БИУС «Планшет-50»
Радиолокационное вооружение РЛС «Гюйс-1М4» или «Фут-Н», НРЛС «Линь» или «Нептун-М»
Радиоэлектронное вооружение ГАС «Пегас» и акустические охраните

ru.wikipedia.org

Сторожевой корабль — Global wiki. Wargaming.net

Сторожевой корабль "Невельск" (ВМС России)

Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

История

Первая мировая война - именно с этого периода корабли противолодочной обороны были введены как самостоятельный класс. Произошло это в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность, поэтому возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами, кораблях, способных эффективно противостоять подводному противнику, а именно: вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Первопроходцем в создании сторожевых кораблей стала Англия. Активные действия германских подводных лодок вынудило англичан начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с последними. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - "Пи-ботс", с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узла, одно 100-мм орудие, два 2-фунтовых орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы). В след за Англией, США в срочном порядке закладывает порядка 60 сторожевых кораблей типа "Игл".

В русском флоте, корабли, аналогичные английским кораблям противолодочной обороны, были обозначены классификационным термином "сторожевой корабль". В период с 1914 по 1916 год в России строились первые сторожевые корабли типа "Коршун" водоизмещением 400 тонн и скоростью 15 узлов, и уже к октябрю 1917 года, накануне Великой Октябрьской революции, новый класс - "сторожевой корабль" был впервые официально включён в классификацию русского флота.

Первая половина 1920-х годов - морские державы одна за другой пополняли составы своих флотов аналогами русских "сторожевиков": английские типа "Спей"; американские типа "Игл"; итальянские типа "Аллесандро".

Сторожевые корабли во Второй мировой войне

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения, которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам, всё же имели общее основное назначение. Поэтому в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны "сторожевики" находились в составе всех флотов, подтвердив свою ценность в службе. Эти корабли, с первого до последнего дня войны, несли боевую службу, выполняя самые разнообразные боевые задачи: охоту и уничтожение подводных лодок; постановку мин заграждения; высадку десантов; доставку продовольствия, боеприпасов и горючего в осаждённые города, эвакуацию раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, сопровождение транспортных судов.

Послевоенный период

С учётом опыта Второй мировой войны и послевоенного развития ракетного , общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам. В современных условиях, СКР предназначаются главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы. При водоизмещении до 4 000 тонн, СКР имеют на своём борту противокорабельные и зенитные ракетные комплексы, артиллерийские установки, аппаратуру поиска подводных лодок и противолодочное оружие, радиоэлектронные комплексы наблюдения, связи, навигации и управления оружием. Главная энергетическая установка (ГЭУ) развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной к более мощной газотурбинной установке.

См. также

Литература и источники информации

  • Павлов А.С. Сторожевой корабль "Неустрашимый". — Россия, Якутск: 1997.
  • Морской Энциклопедический Словарь. — Россия, Санкт-Петербург: 1991. — ISBN ISBN 5-7355-0280-8

Галерея изображений

wiki.wargaming.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о