Стартовый комплекс ангара – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Содержание

Ракету-носитель «Ангара» предложили сделать многоразовой

07:1308.08.2018

(обновлено: 09:29 08.08.2018)

147258250

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Ракету-носитель повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В» можно сделать многоразовой, полагает генеральный конструктор средств выведения, один из идеологов ракет семейства «Ангара» Александр Медведев. По его мнению, ракета может садиться на выдвижные опоры, как у Falcon 9.

В Центре Хруничева идет производство пяти версий ракеты-носителя «Ангара»

«Конкретные предложения заключаются в спасении всей связки ускорителей первой и второй ступеней с помощью ракетно-динамического способа при использовании ракет-носителей «Ангара-А5В» и «Ангара-А3В», — говорится в статье Медведева, опубликованной в научном журнале ЦНИИмаш «Космонавтика и ракетостроение».

Ранее сообщалось, что производитель «Ангары» — Центр Хруничева — представил в головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИмаш концепцию многоразовой ракеты-носителя. Отмечалось, что многоразовую ракету-носитель с крыльями разрабатывают под руководством Фонда перспективных исследований КБ Макеева и «Роскосмос».

Как у Илона Маска

Путин рассказал, когда должен состояться пуск ракеты «Ангара»Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок — второй) без разделения друг от друга, как должно быть при пуске «одноразовой» «Ангары», продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом.

Затем третья ступень продолжает полет по программе, а связка выдает тормозной импульс, разворачивается и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок тормозит и ракета «садится» на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX.

Создание многоразовый версии «Ангары», отмечает Медведев, потребует ее конструкторской переделки, дооснащения посадочными опорами, системой управления при посадке и дополнительными системами теплозащиты. Это увеличит массу ракеты на 12 процентов. Плюс само возвращение ракеты потребует около семи процентов запаса топлива в носителе. После доработки «Ангара-А5В» сможет выводить с космодрома Восточный 26-27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте.

«Энергомаш» настаивает на внедрении лазерного зажигания двигателей «Ангары»В статье Медведева говорится только об «Ангаре-А5В» и «Ангаре-А3В», третья ступень которых должна быть водородной, то есть иметь повышенную грузоподъемность. Это, полагает генконструктор, должно компенсировать снижение грузоподъемности ракеты из-за многоразовости.

«Сажать» ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. Если многоразовая «Ангара» будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн, отмечает Медведев.

«После приземления на посадочную площадку (либо стационарную, если место падения находится на суше, например в районе старта, либо плавучую, если место падения находится на водной поверхности), расположенную по направлению трассы, связка ускорителей проходит первичное послеполетное обслуживание, а затем транспортируется в район космодрома Восточный для ее подготовки к следующему пуску», — говорится в статье.

Названы сроки создания первого российского метанового ракетного двигателя

Цена вопроса

Благодаря многоразовости, стоимость выведения груза с помощью «Ангары» на низкую орбиту (200 километров) может снизиться на 33-37 процентов, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) — на 22-27 процентов.

«Следует отметить, что такое значительное снижение удельной стоимости пуска ракеты-носителя в перспективе может дать заметный экономический эффект, при запусках как в национальных интересах, так и в интересах коммерческих заказчиков», — пишет Медведев.

Ракета «Ангара»

Центр Хруничева завершил разработку концепции многоразовой ракеты»Ангару» запускали всего два раза, оба — с космодрома Плесецк. Первый раз — в легком исполнении в июле 2014 года. Во второй раз испытали тяжелую «Ангару-А5» в декабре того же года. Очередной запуск состоится в этом, или в следующем году.

Как отмечал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, серийное производство новых ракет-носителей «Ангара» начнется к 2023-2024 году.

Ракеты типа «Ангара» экологически чистые, так как их двигатели работают на керосине и кислороде без использования крайне токсичного гептила. Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает несколько классов ракет грузоподъемностью от 3,8 тонны до 37 тонн для запусков с космодрома Плесецк, а в перспективе — с Восточного.

В семейство входят носители легкого класса «Ангара-1.2», среднего — «Ангара-А3», тяжелого — «Ангара-А5» (с модификациями «А5М» (модернизированная) и «А5П» (пилотируемая)), а также повышенной грузоподъемности — «Ангара-А5В». Ранее планировалось, что ракету среднего класса «Ангара-А3» создавать не будут.

Другие проекты

Производство двигателей для ракет «Протон» прекратят до конца годаСейчас возвращаемые ступени используют только ракеты американских компаний Blue Origin и SpaceX. Они садятся на Землю на своих ракетных двигателях.

О возможности создания своей многоразовой версии ракеты среднего класса «Союз-5SL» заявила группа S7, владеющая проектом «Морской старт». Проект многоразовой ракеты «Корона» разрабатывают и в Государственном космическом центре имени Макеева.

В апреле Рогозин заявил, что из-за географических причин Россия не может создать ракеты, как SpaceX, а должна использовать крылатую схему. По его словам, американская компания запускает ракеты с мыса Канаверал и «ловит» ступени на морскую платформу, а в российских географических условиях такой платформы быть не может.

ria.ru

Стартовый комплекс для «Ангары» на Восточном начнут строить в 2017 году

10:2630.05.2017

(обновлено: 11:56 30.05.2017)

237692

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Строительство стартового комплекса для ракет «Ангара» на космодроме Восточный начнется в этом году, сообщает Роскосмос.

Пуск «Ангары» состоится в 2021 году, заявил Рогозин»Руководство Роскосмоса и министерства обороны России осмотрело место строительства стартового комплекса КРК «Ангара» (строительство начнется в 2017 году)», — говорится в сообщении.

Ранее в Центре эксплуатации наземной инфраструктуры космодромов сообщали, что строительство стартового комплекса под ракеты «Ангара» может начаться на Восточном в 2018 году.

Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в состав семейство экологически чистых ракет-носителей различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонны полезного груза (модификация «Ангара-А5В» повышенной грузоподъемности с водородной третьей ступенью) на низкую околоземную орбиту.

СМИ: Роскосмос построит один стартовый стол под «Ангару» на ПлесецкеОсновой создания вариантов ракет-носителей (РН) «Ангара» служат экологически безопасные кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули — УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя. Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека.

Пока было проведено только два запуска, оба с космодрома Плесецк: легкая «Ангара-1.2ПП» стартовала в июле 2014 года, тяжелая «Ангара-А5» — в декабре 2014 года. Ранее сообщалось, что первый запуск ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Восточный планируется на 2021 год. Помимо этого, International Launch Services (оператор ракет «Протон-М» и «Ангара», принадлежащий производителю ракет — Космическому центру имени Хруничева) планирует начать коммерческие пуски «Ангары» с 2020 года, постепенно отказываясь от ракет «Протон-М».

Новейшая российская экологически чистая ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» стартовала с космодрома Плесецк в Архангельской области в понедельник утром.

Это первый испытательный пуск тяжелой «Ангары». Ракета-носитель с неотделяемым грузомакетом отправилась на геостационарную орбиту высотой около 36 тысяч километров.

Позже стало известно, что головная космическая часть в составе разгонного блока «Бриз-М» с грузомакетом спутника штатно отделилась от ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5».

Условное отделение космического аппарата от разгонного блока запланировано на 17.57 мск. Если все пройдет штатно, то это будет заключительным этапом первого экспериментального запуска «Ангара-А5».

Боевой расчет Войск воздушно-космической обороны, который провел первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса
«Ангара-А5» с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме Плесецк.

Президент России Владимир Путин принял участие в церемонии запуска в режиме видеоконференции.

Создание «Ангары» является задачей особой государственной важности. Ввод «Ангары» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит стране независимый гарантированный доступ в космос.

Космодром Восточный строится близ города Циолковский (ранее поселок Углегорск) в Амурской области с 2012 года. Он станет первым национальным космодромом гражданского назначения и позволит обеспечить независимый доступ России в космическое пространство. Первый исторический пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с Восточного с тремя спутниками был успешно произведен 28 апреля 2016 года.

ria.ru

«Ангара» (ракета-носитель): технические характеристики и запуск

Полеты в космос за прошедшие после запуска первого спутника десятилетия стали настолько частыми, что за ними среднестатистический обыватель следит не очень внимательно. На околоземной орбите постоянно вращаются сотни аппаратов различного назначения. Спутники обеспечивают связь, наблюдение, навигацию, они используются для проведения исследований, и стали такими же привычными атрибутами современной жизни, как сотовые телефоны, лазерные считывающие устройства или персональные компьютеры, о которых предыдущие поколения могли только смело мечтать.

Но искусственные космические объекты требуется выводить на заданные орбиты, и это стало таким же бизнесом, как самые обычные транспортные услуги, оказываемые автопредприятиями, авиакомпаниями, пароходствами иди железными дорогами. Россия — мировой лидер в области доставки спутников в околоземное пространство. Космическая ракета «Ангара», по всей видимости, вскоре станет главным инструментом для этой работы.

О центробежной силе

После распада СССР Россия юридически лишилась своего главного космодрома, находящегося в районе Байконура и ставшего казахским. Пользоваться им, конечно, можно, но за это нужно теперь платить, причем немало. Причины, по которым стартовые площадки первых советских космических кораблей строились в южной части страны, просты. Чем ближе к экватору космодром, тем больше центробежная сила, обусловленная вращением планеты вокруг своей оси. Соответственно, земное притяжение ракете преодолевать легче, для этого требуется меньше горючего (другие примеры: мыс Канаверал, Французская Гвинея). Зависимость России от иностранных государств, даже очень дружественных, нежелательна. Космодромы «Плесецк» и «Восточный» — вот новые стартовые площадки, с которых предполагается в дальнейшем осуществлять запуск. «Ангара», ракета-носитель нового поколения, должна быть достаточно мощной, чтобы выводить на орбиту коммерческие грузы в широтах севернее Байконура.

Задачи КБ

Перед специалистами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и работавших в кооперации с ним КБ («Энергия», КБ им В. П. Макеева, «Энергомаш» и др.) была поставлена задача создать комплекс, своими возможностями перекрывающий спектр использовавшихся ранее носителей. К таковым относились производимые на Украине «Протоны», «Циклоны» и «Зениты-2». Все эти образцы космической техники должна была заменить ракета «Ангара». Технические характеристики разных типов носителей отличались по мощности и массе полезного груза, выводимого на орбиту. Чтобы добиться универсальности, требовался новый концептуальный подход.

Первый заместитель Генерального директора НПЦ им. Хруничева А. А. Медведев в период работы над проектом защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем он возглавил конструкторский коллектив.

Модульная конструкция

Советские носители с самого начала строились по модульному принципу. У кораблей «Восток» двигатели размещались в четырех пакетах, окружающих корпус ракеты. Перед конструкторами Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева стояла задача не просто создать очень сильную систему, способную выводить на орбиту тяжелый груз. Им предстояло спроектировать семейство носителей различной мощности для доставки в околоземное пространство объектов с разной массой. Так возникла серия «Ангара».

Ракета-носитель включает в свою конструкцию один универсальный модуль в вариантах «Ангара 1.1» и «Ангара 1.2». Три или пять УМ создают более высокую грузоподъемность для последующий классов «Ангара-А3» и «Ангара-А5». Такая идеология придает системе универсальность и повышает коммерческий потенциал российского космического ведомства, получающего свободу проявлять гибкость подхода и избегать излишних затрат.

Есть еще одно стратегически важное отличие и преимущество, которым характеризуется «Ангара» — ракета-носитель полностью строится в России и комплектуется исключительно отечественными агрегатами и узлами. События последнего времени наглядно иллюстрируют экономическую выгодность космическо-технологического суверенитета РФ.

Технические данные

Главный показатель – масса, которую может вывести на орбиту ракета «Ангара». Технические характеристики зависят от числа включенных в его конструкцию универсальных модулей. У самого мощного варианта носителя (серии А-7, по числу УМ) при полной массе свыше 1100 тонн полезная нагрузка достигает 35 тонн. Это примерно столько же, сколько мог поднять «Протон-М», стартуя с Байконура. Средний класс представлен версией А-3, он может нести до 14,6 тонн, сам при этом весит 481 тонну. И, наконец, самая легкая ракета-носитель — «Ангара», характеристики которой соответствуют не очень объемным и тяжелым объектам, которые чаще всего нужно выводить в космос (3,8 тонны).

Кроме гибкости комплектации, есть и еще одно важное обстоятельство, повышающее конкурентоспособность российской коммерческой космонавтики. Модульный принцип построения облегчает и удешевляет доставку носителей на космодром. Ракеты можно привозить даже железнодорожным транспортом в разобранном виде.

Экологические вопросы

Использование гептила в качестве топлива для тяжелых носителей совместно с высокотоксичными окислителями создает опасность экологического загрязнения местности в случае аварии или других нештатных ситуаций. Основу каждого универсального ракетного модуля, из которых состоит носитель «Ангара», составляет двигатель РД-191, работающий на керосине РГ-1. Окислителем служит сжиженный кислород, что существенно повышает безопасность системы и минимизирует пагубные последствия для окружающей среды. При этом каждым универсальным модулем создается тяга 212,6 тс.

Проектирование

Концептуальный проект был утвержден Ю. Н. Коптевым, главой Росавиакосмоса, и одобрен Министерством обороны, в компетенции которого входит деятельность КБ. Работы шли десять лет, в результате опытный образец прошел испытания. В 2008 году состоялось огневое тестирование унифицированного ракетного модуля на Химмаше (ФКП «НИЦ РКП»). Затем, в 2009-м, прошли так называемые «холодные испытания» и стендовая проверка гидросистем, топливных агрегатов с использованием компонентов топлива. Наконец, в 2010 году прошли комплексную проверку все узлы УРМ «Ангара». Ракета-носитель была признана работоспособной. Выдержали государственные проверки все агрегаты и системы. Теперь на очереди стояли летные испытания.

Первая попытка пуска

Какими бы точными ни были расчеты, и сколь бы успешно не проходили наземные и стендовые испытания, главным доказательством работоспособности любой космической техники служит успешный пуск. Планировалось, что 27 июня 2014 года с космодрома Плесецк стартует «Ангара». Ракета-носитель должна была без выхода на орбиту поднять вторую ступень вместе с макетом, имитирующим полезную нагрузку, по баллистической траектории преодолеть 5,7 тыс. км и упасть в заданном районе Камчатки (полигон Кура). Этого в тот день не произошло. Примерно за полторы минуты до старта автоматизированная система контроля выдала информацию о неисправности топливной системы, выраженной в падении давления в демпфере окислителя. Отсчет предстартового времени был остановлен. Возможно, Президент России и расстроился по причине этого сбоя, но, по всей видимости, был рад тому, что умная система не допустила намного большей беды.

Полет нормальный

Топливо слили, ракету сняли со стартового стола и подвергли тщательной проверке все системы на монтажно-испытательном комплексе. Это заняло больше времени, чем ожидалось, поэтому старт перенесли еще раз. Наконец, он состоялся, произошло это 9 июля. Полет прошел в запланированном штатном режиме. На 43-й секунде 4-й минуты после старта отделилась и упала в Печорское море первая ступень. Вторая ступень запустила двигатель еще через 2 секунды, он работал 8 мин. 11 сек. Сброс головного обтекателя произошел через 10 секунд после отделения первой ступени. В общем, все шло четко по заданной циклограмме. Весь полет до Камчатки занял 21 минуту.

Будущее «Ангары»

На настоящий момент пусков было два, и оба прошли успешно. Во время второго на геостационарную орбиту был выведен двухтонный макет, который затем подлежал затоплению в океане. В обоих случаях модификация применялась самая легкая, необходимости доставки в околоземное пространство 35 тонн пока нет, хотя характеристики ракеты «Ангара» А-7 позволяют это сделать.

Вполне возможно, что после преодоления мирового экономического кризиса международное сотрудничество в космосе выйдет на новый виток развития, появятся новые МКС, или возникнет идея межпланетных полетов. В последнем случае самый мощный носитель станет тем транспортом, который доставит на орбиту огромный звездолет по частям для сборки.

А пока ведутся работы по сертификации «Ангары» для пилотируемых стартов.

fb.ru

Ракета «Ангара»

Модульная ракета-носитель, состоящая из разного количества универсальных ракетных модулей.

Первый пуск Ангары-1.2ПП запланирован на 27 июня 2014 года, первый пуск Ангары-А5 — на конец этого года.

Замечания

  • Роскосмос оплатил создание двух ракет в линейке: легкой Ангара-1.2 и тяжелой Ангара-А5.
  • Сверхтяжелые версии носителя Ангара-А7 и Ангара-А7В (с водородной третьей ступенью) потребовали бы создания отдельного стартового стола. Учитывая, что руководство Роскосмоса выступило против сверхтяжелой ракеты на базе Ангары, ее появление в будущем крайне маловероятно.
  • Есть мнение, что Роскосмос не планирует использовать Ангары-1.2. Новая ракета Союз-2.1в, которая аналогична ей по грузоподъемности, по всей видимости, кажется чиновникам более предпочтительной. Таким образом, единственное практическое назначение Ангары — замена «Протона-М». Появление «Ангары» позволит российским военным производить запуски космических аппаратов на геостационарную орбиту с российской территории.
  • Ракета среднего класса Ангара-А3 не разрабатывалась, однако для нового пилотируемого корабля потребуется носитель грузоподъемностью около 15 тонн. Им может стать как новая разработка ЦСКБ «Прогресс», так и Ангара-А3.
  • Стартовый стол для ракеты построен на космодроме Плесецк, еще один стол на Восточном планируется построить в 2018 году.

Ракета в новостях

  • 05.2012 — Глава Роскосмоса В. Поповкин подтвердил, что стартовый комплекс для Ангары будет строиться на космодроме Восточный (журнал «Новости космонавтики» 2012/№5 стр. 41)
  • 29.06.2012 — Макет ракеты-носителя «Ангара» доставлен на космодром Плесецк для аттестации наземного технического и стартового комплекса и подтверждения готовности его к пускам (РИА Новости)
  • 26.07.2012 — Испытания комплекса для подготовки ракет «Ангара» начались в Плесецке (РИА Новости)
  • 16.08.2012 — Ангара-1.2 и Ангара-5 впервые полетят в 2013 году, причем к концу 2012 года летный образец тяжелой версии будет готов на 60%, а летный образец легкой версии будет уже отправлен в Плесецк (пресс-служба ГКНПЦ имени М.В.Хруничева)
  • 12.09.2012 — Химкинское НПО «Энергомаш» направило в ГКНПЦ имени Хруничева первые двигатели РД-191 для ракет нового поколения «Ангара», летные испытания которых должны начаться в 2013 году, сообщил представитель НПО Владимир Судаков на международной авиакосмической выставке ILA-2012 в Берлине.
  • 11.12.2012 — Испытания «Ангары» идут с проблемами, но ракету запустят в срок. Во второй половине 2013 года планируется запуск ракеты легкого класса, также войска ВКО готовятся к запуску ракеты тяжелого класса (РИА Новости)
  • 18.01.2013 — Пуск «Ангары» с Плесецка запланирован на октябрь-ноябрь 2013 г (РИА Новости)
  • 1.03.2013 — В ГКНПЦ им. Хруничева прошла примерка головного обтекателя ракеты-носителя Ангара 1.2ПП; первая ступень ракеты готова к испытаниям на КИСе и находится в режиме хранения. Продолжается процесс сборки РН Ангара-А5. (Пресс-релиз на khrunichev.ru)
  • 28.03.2013 — Роскосмос подтвердил, что рассчитывает осуществить запуск тяжелой ракеты «Ангара» в текущем году (РИА Новости)
  • 29.03.2013 — Принято решение о строительстве стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара» на космодроме Восточный, сообщил Поповкин (РИА Новости)
  • 24.04.2013 — Первая ракета «Ангара» стартует с Плесецка в 2014 году (РИА Новости)
  • 6.05.2013 — Пуск легкой ракеты «Ангара» запланирован на середину 2014 года, а тяжелой — в конце 2014 года (РИА Новости)
  • 22.05.2013 — Ступени летного издения Ангара-1.2ПП начнут грузить 23 мая для отправки на Плесецк. (источник)
  • 22.05.2013 — Селиверстов: первый пуск «Ангары-1.2ПП» — май 2014 года (орбитальный с имитатором полезной нагрузки), первый пуск «Ангары-А5» — конец ноября 2014 года
  • 28.05.2013 — Первая летная ракета-носитель «Ангара» отправлена на космодром Плесецк (пресс-служба ГКНПЦ им. Хруничева)
  • 12.09.2013 — Космодром «Плесецк» почти полностью завершил подготовку к пуску легкой ракеты «Ангара» (РИА Новости)
  • 26.11.2013 — На космодроме Плесецк полнофункциональный макет ракеты-носителя «Ангара» впервые установили на стартовый стол (первая примерка) (ИТАР-ТАСС)
  • 10.12.2013 — На итоговой коллегии Минобороны С.Шойгу отметил отставание строительства космического ракетного комплекса «Ангара» на 3-6 месяцев (RIP Новости)
  • 19.12.2013 — Остапенко: Лично мое убеждение, что данная ракета для Восточного — это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться. (Известия)
  • 7.01.2014 — Комплексные испытания стартового комплекса «Ангары» пройдут весной. После этого можно будет говорить о сроках проведения летных испытаниях ракеты-носителя «Ангара» (Интерфакс)
  • 5.02.2014 — Собранная на омском «Полете» Ангара полетит уже в мае (откровенная ерунда, источник: Омск-Информ)
  • 17.02.2014 — Первый пуск «Ангары» запланирован на II квартал этого года (РИА Новости)
  • 24.02.2014 — Старт для легкой «Ангары» в Плесецке должен быть готов к концу июня, для тяжелой — к концу года (РИА Новости)
  • 24.02.2014 — Первая пусковая установка для «Ангары» на Восточном должна быть построена к 2018 году (Пресс-служба Роскосмоса)
  • 20.03.2013 — Первый запуск новой космической ракеты «Ангара» намечен на июль (РИА Новости)
  • 18.04.2014 — Первый испытательный пуск легкой «Ангары» планируется на 25 июня (РИА Новости)
  • 21.04.2014 — Первый испытательный пуск ракеты-носителя “Ангара” будет осуществлён по суборбитальной траектории без выведения полезной нагрузки на орбиту (“Красная Звезда»)
  • 19.05.2014 — Россия не откажется от использования ракет-носителей «Протон-М» до 2025 года (ИТАР-ТАСС)
  • 28.05.2014 — Межведомственная комиссия утвердила дату первого пуска легкой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Плесецк — 25 июня (Интерфакс-АВН)
  • 4.06.2014 — 25 июня 2014 года запланирован первый пуск испытательной ракеты-носителя «Ангара» легкого класса с космодрома «Плесецк» (Пресс-служба Роскосмоса)
  • 10.06.2014 — Принято решение Совета главных конструкторов о готовности КРК «Ангара» к летным испытаниям (Пресс-служба ГКНПЦ)
  • 20.06.2014 — Проведение первого испытательного пуска ракеты легкого класса «Ангара-1.2ПП» с космодрома Плесецк планируется 27 июня 2014 года (РИА Новости)
  • 15.07.2014 — Первый спецсостав (из двух) с модулями тяжелой «Ангары» отправлен в Плесецк (РИА Новости)
  • 15.07.2014 — Эксплуатация Ангары-А5 начнется в 2016 или 2017 году (РИА Новости)
  • 25.07.2014 — Тяжелую ракету Ангара-А5 доставили на космодром Плесецк (РИА Новости)
  • 29.09.2014 — Пуск Ангары-А5 запланирован на 25 декабря 2014 года (Интерфакс)

kosmolenta.com

Ангара (ракета-носитель) — это… Что такое Ангара (ракета-носитель)?

Ангара

Общие сведения

Страна Россия
СемействоАнгара
РазработчикЦентр имени Хруничева

Основные характеристики

Количество ступеней
Длина
Диаметр
Стартовая масса

История запусков

Состояниестроится
Места запускаПлесецк
Число запусков0
  — успешных0
  — неудачных0
Первый запускпланируется в 2013
Последний запуск0
 

Первая ступень

Маршевый двигательРД-191
Тяга196/212,6 тс
Удельный импульс311,5/337,4 с
Горючеежидкий кислород и керосин РГ-1
Макеты различных компоновок ракет-носителей «Ангара» на МАКС-2009 Варианты компоновки

«Ангара» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7»)[1] тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей) — один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).

Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.

Цели создания комплекса

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.
  1. России необходим ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные нагрузки с территории Российской Федерации (космодром «Плесецк», возможный вариант — космодром «Восточный»). В настоящее время ракета-носитель «Протон» запускается только с космодрома «Байконур», расположенного на территории Казахстана.
  2. Из соображений стратегической безопасности, комплекс полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России.
  3. Ликвидация проблем использования тяжёлых РН с токсичным топливом. Традиционно в качестве топлива для «тяжёлых» РН (в СССР/РФ) — использовался гептил, очень токсичное вещество; в наше время данный тип топлива используется на РН Протон-М. В РН «Ангара» будет использоваться экологически чистое топливо на основе керосина; в качестве окислителя будет выступать — жидкий кислород; соответственно, такая РН значительно более безопасна при использовании. В будущем, возможна сертификация применения РН «Ангары» и для пилотируемых полетов.
  4. Модульность. Позволит упростить доставку готового изделия по железной дороге к месту старта. Модульная концепция построения, позволяет создать целое семейство РН: — лёгкого класса, на базе 1-го модуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 1,5 т; тяжёлого, до 35 т, состоящего из 7 универсальных ракетных модулей в составе первой ступени.
  5. Полезная нагрузка «Ангары А7» — до 35 тонн, что больше, чем у РН Протон. Данные технические возможности «Ангары А5» позволяют вывести с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту полезную нагрузку такой же массы, как и с космодрома Байконур при помощи РН Протон-М.

Вместе с тем, основной целью создания «Ангары» была возможность для ГКНПЦ им. Хруничева занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов РН, созданных в СССР: — «Протон» (вместо него «Ангара» А5, А7), «Зенит-2» (производится на Украине, вместо него «Ангара А3»), «Циклон-2/3» (снят с производства на Украине, вместо него «Ангара А1.2») и «Космос-3М» (вместо него «Ангара А1.1»). Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители. Методология создания унифицированного ряда РН стала основой докторской диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищенной в 1999 году (в 2001 г. А. А. Медведев был назначен Генеральным директором ГКНПЦ имени М. В. Хруничева).[2]

История создания

После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.

В связи с этим, на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.

В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М.

Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса — 2005 год и место — УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк» (недостроенный стартовый комплекс РН Зенит), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома «Свободный». Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:

Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего — на первой ступени керосина, на второй — жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши этого мультипликационного персонажа. Двигателем 1-й ступени был принят РД-171, созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени — РД-0120, использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН — 640 т, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° (с космодрома «Плесецк») — 24,5 т. Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит, в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк.[3]

В марте 1997 г. руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 г. вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.

В декабре 2007 года завершились 3-х месячные испытания РН в подмосковном НИИ химического машиностроения.[4]

В сентябре 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» (бывший НИИ ХИММАШ, город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области) доставлен УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара» для проведения огневых испытаний. Намеченные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники.[5]

29.04.2009 в ФКП «НИЦ РКП» была проведена первая серия холодных испытаний (ХСИ-1) УРМ-1, в которой в бак окислителя заправлялось около 100 т жидкого кислорода. Целью ХСИ-1 являлась комплексная отработка пневмогидросистем (ПГС) питания двигателя и алгоритмов управления ПГС на натурном криогенном компоненте топлива — жидком кислороде.[6]

18.06.2009 в ФКП «НИЦ РКП» состоялись вторые холодные испытания (ХСИ-2) с использованием обоих компонентов топлива. На этом этапе была проведена комплексная проверка работоспособности пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливках баков окислителя и горючего.[6]

30.07.2009 в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 проведены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[6]

26.11.2009 в ФКП «НИЦ РКП» завершены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[7]

18.11.2010 в ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара». Основная цель огневого стендового испытания — комплексная проверка и подтверждение работоспособности пневмогидросистем изделия в стендовых условиях при совместной работе с двигателем РД0124А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полёта. Огневые стендовые испытания являются заключительным этапом наземной отработки УРМ-2 перед лётными испытаниями.[8]

23.05.2011 межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД-191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей «Ангара»[9]

В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка» успешно провёл заводские испытания первого — агрегата лёгкого класса весом 197 т, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара»[10] Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.

Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год.[11] Но затем он был многократно перенесён: на 2011 год, на 2012 год,[12] а теперь уже на 2013 год.[13] На текущий момент это — восьмой перенос первого запуска РН.

Первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1» и первые лётные испытания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24 марта 2011 года официальный представитель Космических войск (КВ) РФ Алексей Золотухин.[14]

Завершились зачётные испытания элементов конструкции ракеты-носителя «Ангара». По сообщению ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева от 23 октября 2012 года, в ФКП «НИЦ РКП» (п. Реммаш) успешно завершились зачётные испытания на криостатическую прочность элементов конструкции перспективной ракеты-носителя (РН) «Ангара» (изделие А5А2С — сборка № А13) изготовления ФГУП «ГКНЦП имени М. В. Хруничева». Целью испытаний сборки № А13 было подтверждение прочности отсеков ускорителя III ступени РН, а также отдельных узлов конструкции РН «Ангара» 3А и 5А.

Вариант для космодрома Байконур

Для запусков с космодрома «Байконур» создаётся космический ракетный комплекс (КРК) «Байтерек», первый запуск которого был запланирован на 2012 год, но затем перенесен на 2014 год. В 2008 году в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре. По последним данным[15] возможно использование площадки 250 (УКСС, Универсальный комплекс стенд-старт РН «Энергия»), с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран» с соответствующей доработкой имеющегося оборудования. Площадка ещё окончательно не выбрана и никаких работ по её оборудованию не ведется. Не решен и вопрос участия в финансировании со стороны Республики Казахстан. Финансовое участие в проекте Байтерек со стороны России предполагается в виде внебюджетных средств ГКНПЦ им. Хруничева.

В целом проект «Байтерек» предназначен для коммерческого применения РН Ангара-5, вместо РН Протон-М (после прекращения её эксплуатации), поскольку коммерческие запуски Ангары с космодрома Плесецк очень затруднены по организационным причинам (Плесецк фактически является военным космодромом) и экономически невыгодны (выводимая масса полезной нагрузки на ГПО существенно меньше, чем Протоном с Байконура). Для российских государственных структур запуски Ангары с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект является исключительно коммерческим предприятием ГКНПЦ им. Хруничева и Казахстанской стороны, без государственного финансирования со стороны РФ.

По состоянию на ноябрь 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» (на основе новой ракеты-носителя «Ангара») фактически зашёл в тупик. Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» на новом космодроме «Восточный».[16][17]

Вариант для Южной Кореи

Основная статья: KSLV-1

Ведутся совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1, в котором активно используются наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступает Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI). С российской стороны в проекте участвуют ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения.

Версии носителя

ВерсияАнгара 1.1Ангара 1.2Ангара А3Ангара А3/КВСКАнгара А5Ангара А5/КВТКАнгара А7Ангара А7 «Восточный»
Первая ступень1×УРМ, РД-1911×УРМ, РД-1913×УРМ, РД-1913×УРМ, РД-1915×УРМ, РД-1915×УРМ, РД-1916×УРМ-1, УРМ-26×УРМ-1, УРМ-2
Вторая ступеньБриз-КМ (Бриз-КС)УРМ-2, РД-0124УРМ-2, РД-0124УРМ-2, РД-0124УРМ-2, РД-0124УРМ-2, РД-0124
Разгонный блокБриз-МКВСКБриз-МКВТККВТК-А7КВТК2-А7В
Тяга (на уровне земли)196 т196 т588 т588 т980 т980 т
Стартовая масса149 т171 т480 т480 т759 т790 т1154 т
Высота (макс.)34,9 м41,5 м45,8 м55,4 м64 м
Полезная нагрузка (орбита 200 км)2 т3,8 т15,1 т15,1 т25,8 т25,8 т35,0 т
Полезная нагрузка (ГПО)2,4 т3,6 т5,4 т6,6 т12,5 т19,0 т
Полезная нагрузка (ГСО)1,0 т2,0 т2,8 т4 т7,6 т11,4 т

Масса полезной нагрузки указана при запуске с космодрома Плесецк (63° с.ш.). РН «Ангара А7» состоит из шести УРМ-1 и одного УРМ-2 (центрального блока увеличенного размера и заправки), должна быть оснащена модернизированными двигателями РД-191 с выдвижным сопловым насадком и не может быть запущена со стартового комплекса, предназначенного для запуска остальных ракет-носителей данного семейства.[источник не указан 304 дня]

Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»

Данные приведены по книге В. Е. Гудилина Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.[18]

N п/пХарактеристикиЗначение
1Стартовая масса, т
 — РН (без КГЧ / с КГЧ)611,5/640
 — I ступень481,53
 — II ступень129,64
2Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град.26
3Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т
 — КВРБ / РБ «Бриз-М»4,3/3,2
4Масса конструкции РН, т в том числе46,6
 — ускоритель 1 ступени33,0
 — ускоритель 2 ступени13,66
5Масса заправляемых компонентов топлива, т
 — I ступени (ж. O2 / РГ-1)324,4/123,7
 — II ступени (ж. O2 / ж. H2)99,4/16,7
6Рабочий запас топлива
 — I ступень (ж. О2 / РГ-1)317,6/120,77
 — II ступень (ж. О2 / ж. H2)97,84/16,31
7Конечная масса блока, т
 — I ступени40,178
 — II ступени15,663
8Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м
 — РН (без КГЧ)35,25/3х3,9
 — ускоритель 1 ступени25,44/3х3,6
 — ускоритель 2 ступени13,80/3х3,9
 — КГЧ19,42/4,35
9Тяга МД 1 ступени, тс
 — у Земли / в пустоте740/806,4
10Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с
 — у Земли / в пустоте309,5/337,2
11Тяга МД 2 ступени в пустоте, с190
12Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с455,5

Сравнительная оценка

Аналогом «Ангара А5» по стартовой массе и по выводимой на ГСО полезной нагрузке являются «РН Протон» (700 и 4,35-5,6 т соответственно) и разрабатывавшаяся в НАСА Арес-1. «Союз-2» занимает промежуточное положение между «Ангара 1.2» и «Ангара А3».

РН «Ангара» производится с широким использованием полимерных композиционных материалов, доля композитов на 20 % выше, чем в «Протоне-М». Примерно в 2 раза улучшены свойства материалов.[19]

Сноски и источники

  1. ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Семейство ракет-носителей «Ангара»
  2. Александр Алексеевич Медведев
  3. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. ГЛАВА 6 Развитие ракетно-космических частей и их составных систем // Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы). — М.,, 1996. — 326 с.
  4. «Ангара» готовится к полёту, vesti.ru, 30.12.2007
  5. Началась подготовка к огневым испытаниям универсального ракетного модуля УРМ-2
  6. 1 2 3 В ФКП «НИЦ РКП» прошли огневые стендовые испытания УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара». khrunichev.ru (31.07.2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  7. ФКП «НИЦ РКП»состоялись заключительные испытания универсального ракетного модуля УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара», 27.11.2009
  8. В ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара», 19.11.2010
  9. Завершена отработка новейшего ракетного двигателя РД191 для семейства РН «Ангара»
  10. В Северодвинске успешно испытан транспортно-установочный агрегат для стартовых комплексов ракет «Ангара», ИТАР-ТАСС (13.04.2012).
  11. Журнал «Новости космонавтики»
  12. Проект космического ракетного комплекса «Ангара» утверждён. spacenews.ru
  13. Испытания ракеты-носителя «Ангара» начнутся не ранее 2013 года | Газета. Ru: Новости дня
  14. Ракета-носитель «Ангара-1» будет запущена не позднее 2013 года
  15. «Байтерек» определяет свое место на земле и в космосе
  16. России и Казахстану не удалось согласовать условия строительства на космодроме нового стартового комплекса
  17. Соглашение о строительстве площадки для запуска ракет с Казахстаном подписано давно, но России она нужна для старта легких ракет, а Казахстану — для тяжелых
  18. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы). — М.,, 1996. — 326 с.
  19. Ракета-носитель «Ангара» будет производиться с широким использованием композиционных материалов, ИТАР-ТАСС (11.04.2012).

См. также

Ссылки

В новостях

dic.academic.ru

Насколько «Ангара» нужна Роскосмосу?

Подробности
Опубликовано: 03.08.2017 12:50

Летные испытания ракет-носителей «Ангара» начались в 2014 году. Второй пуск тяжелой ракеты этого семейства может состояться в 2018 году. Третий – в 2021, уже со стартовой площадки на космодроме Восточный в Амурской области. К третьему пуску ракету планируется модернизировать. Она будет называться «Ангарой-А5М», а основным отличием новой версии станут форсированные на 10% двигатели РД-191М (вместо РД-191). Также она получит резервную пневмогидравлическую систему подачи топлива и обновленную систему управления.

Причины, побудившие Роскосмос модернизировать еще не завершившую летные испытания ракету, неясны. Но, согласно различным слухам, фактическая грузоподъемность «Ангары-А5» оказалась около 22-23 т на низкую околоземную орбиту вместо проектных 24 т. Носитель такой размерности при запусках из Плесецка не сможет использоваться для выведения на орбиту некоторых государственных и военных нагрузок.

В планах Роскосмоса присутствует еще одна новая версия «Ангары» – «Ангара-А5В» с кислородно-водородной верхней ступенью грузоподъемностью до 37 т. На ней также предполагается применить модернизированные универсальные ракетные модули 1-2 ступеней с двигателями РД—191М.

Начиная со второй половины 2000-х годов ракеты «Ангара-А5» разрабатывались в первую очередь в качестве замены устаревшим ракетам тяжелого класса «Протон». Средний носитель «Ангара-А3» не нашел своего применения, а легкий «Ангара-А1.2» сейчас не может конкурировать с конверсионными носителями. При этом со своей ролью «замены «Протона» «Ангара» пока не справилась. В течение годового простоя «Протона» не состоялось ни одного пуска «Ангары». Ее грузоподъемность неудовлетворительна, а к надежности есть вопросы. Стоимость «Ангары» значительно превышает стоимость «Протона».

В 2010-х годах у «Ангары» появилась еще одна цель – пилотируемые запуски. После отмены проекта «Русь-М», разработкой которого занимался самарский ЦСКБ (теперь РКЦ) «Прогресс», «Ангара-А5» стала единственным возможным средством выведения пилотируемого корабля нового поколения «Федерация». А после отказа от ракеты-носителя сверхтяжелого класса была предложена схема полета на Луну на утяжеленной водородной «Ангаре-А5В».

То, что «Ангара» плохо подходит для пилотируемой программы, было понято с самого начала. Для запуска низкоорбитального корабля ракета «Ангара-А5М» является переразмеренной (грузоподъемность около 25 т при массе ПТК НП около 15 т), а для лунной программы «Ангара-А5В» слишком слаба: требуется четыре пуска с нескольких стартовых площадок для организации одной экспедиции.

В 2017 году в России была анонсирована новая модульная линейка ракет-носителей: «Союз-5» среднего класса (17 т на низкую орбиту), трехмодульная ракета «Энергия-3» (около 40 т) тяжелого класса и пятимодульная сверхтяжелая «Энергия-5» (около 90 т). Хотя «Союз-5» несколько уступает «Протону» по грузоподъемности, при запусках на геопереходную и геостационарные орбиты он, особенно при пусках с «Морского старта», сможет взять на себя большую часть «протоновских» полезных нагрузок, а также пилотируемые запуски, которые планировались на «Ангаре». Предполагается, что его летные испытания начнутся в начале 2020-х годов.

Трехблочная «Энергия-3» даже со слабой верхней ступенью от «Союза-5» перекроет по грузоподъемности и «Ангару-А5М», и «Ангару-А5В». При этом вполне возможно, что она не будет дороже обычной «Ангары» ракеты, и уж точно будет значительно дешевле водородной. По поводу сравнения их стоимости можно спорить, но нужно помнить, что 1-2 ступени «Ангары-А5» состоит из пяти модулей с пятью дорогостоящими двигателями РД-191, а для «Энергии-3» потребуются три более модуля с тремя, пусть и более крупными двигателями РД-171. С учетом разницы в размерах, можно ожидать, что цена «Ангары-А5М» и «Энрергии-3» будет сопоставимой. Начало полетов «Энергии-3» запланировано на вторую половину 2020-х с космодрома Восточный. Что касается одномодульного «Союза-5», то его цена для заказчиков планируется на уровне 55 млн долларов, что почти в два раза ниже цены «Ангары».

С учетом того что «Союз-5» сможет взять на себя большую часть нагрузок «Протона» в начале 2020-х, задач у ракет семейства «Ангара» фактически не остается. Кажется, что у Роскосмоса нет никаких причин вкладывать деньги в модернизацию «Ангары-А5» и постройку для нее стартового комплекса на Восточном. Проще закрыть программу и прекратить дальнейшие расходы на неудачный проект. Однако существует как минимум три причины этого не делать, хотя две из них и мало связаны со стратегическим планированием.

Во-первых, сейчас программа эксплуатации ракет-носителей «Протон-М» рассчитана до 2025 года, а «Союз-5» не сможет выводить все его полезные нагрузки. Кроме того, Минобороны, вероятно, не захочет запускать свои спутники с «Морского старта» силами частной компании S7, тем более что плавучий космодром базируется в Калифорнии. Следовательно, при отказе от «Ангары» потребуется продлить эксплуатацию «Протонов» до появления «Энергии-3». В этом нет ничего невозможного, хотя переговоры с Казахстаном могут оказаться непростыми.

Во-вторых, в разработку «Ангары» в прошлом были вложены большие средства, а в последние годы, уже при новом руководстве Роскосмоса, немало денег потрачено на создание серийного производства универсальных ракетных модулей «Ангары» в ПО «Полет» в Омске. Производство, правда, пока не аттестовано, но может быть введено в строй в следующем году, если пробный образец собранной в Омске «Ангары» пройдет испытания. Отказ от «Ангары» означал бы необходимость признать ошибку, которая стоила государству больших вложений сил и средств.

В-третьих, необходимо учитывать социальный аспект в ракето-космической отрасли, которая в России целиком в ручном режиме управляется государством. Разработкой линейки ракет «Союз-5» и «Энергия» будет заниматься РКК «Энергия», а производством – самарский РКЦ «Прогресс». В случае закрытия программы «Ангара» Центр им. Хруничева окажется загружен только разработкой разгонных блоков и водородных верхних ступеней будущих ракет. Этого явно не достаточно для поддержания на плаву такого крупного предприятия.

kosmolenta.com

Космический ракетный комплекс «Ангара»

Пуск КРН «Ангара-А5.1Л», 23 декабря 2014 г., гор. Плесецк

   

23 декабря 2014 г. Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Ангара» тяжелого класса прошел успешно

ГКНПЦ имени М.В. Хруничева — разработчик и изготовитель семейства космических ракет-носителей легкого и тяжелого класса «Ангара» 23 декабря 2014 г. сообшил с космодрома Плесецк, Архангельскойобласти:

Сегодня с универсального стартового комплекса 1-ого Государственного испытательного космодрома Министерства Обороны РФ, Плесецк, осуществлен первый испытательный запуск новейшей российской ракеты-носителя «Ангара-А5». Пуск, полет ракеты-носителя и дальнейшее выведения макета полезной нагрузки на орбиту прошли штатно.

Ракета космического назначения «Ангара-А5.1Л», первая летная версия тяжелой «Ангары А5» стартовала в 08 час. 57 мин.

Пусковые операции осуществили боевые расчеты Войск воздушно-космической обороны и предприятий космической отрасли. Все предстартовые операции, пуск и полет ракеты прошли в штатном режиме.

РКН «Ангара-А5.1Л» состоит из трехступенчатой ракеты-носителя «Ангара-А5», созданной на основе универсальных ракетных модулей (УРМов) и космической головной части. Космическая головная часть включает в себя неотделяемый габаритно-массовый макет спутника, установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В двигательных установках ракеты-носителя используются экологически чистые компоненты топлива – кислород и керосин. Стартовая масса РКН «Ангара-А5.1Л» — приблизительно 768 тонны, масса макета полезной нагрузки – 2,04 тонны.

Отделение орбитального блока в составе разгонного блока «Бриз-М» и макета полезной нагрузки от третьей ступени ракеты-носителя произошло штатно. Дальнейшее выведение орбитального блока на целевую геостационарную орбиту осуществлялось за счет работы двигательной установки разгонного блока «Бриз-М». Орбитальный блок достиг целевой орбиты в расчетное время, приблизительно через 9 часов от момента пуска ракеты.

Подготовка к пуску, первые секунды испытательного полета КРН «Ангара-А5.1Л».


Ступени и створки тяжелой ракеты «Ангара-А5» будут сброшены в томские болота после пуска 23 декабря

В этот день в районе 08:57 по московскому времени состоится первый запуск ракеты, с которой Россия связывает свои самые серьезные космические перспективы.

Как уже сообщала «РГ», начало полетов «Ангары-А5» позволит запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит стране независимый и гарантированный доступ в космос.

— После запуска отделяющиеся части ракеты — фрагменты второй ступени и створки головного обтекателя — упадут в болотистой местности Томской области, — сообщил «РГ» главный специалист департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды региона Владимир Пархоменко.

— Задействован район падения, расположенный на территории Каргасокского, Парабельского, Колпашевского и Верхнекетского районов. Территория района падения — эллипс с размерами осей 160 х 50 километров, центр — 20 километров западнее озера Елань.

Как рассказали «РГ» в департаменте, падение и разрушение обломков ракеты будет сопровождаться ярким свечением. Чиновники обращаются к населению с просьбой воздержаться от посещения указанных территорий в целях безопасности.
Как стало известно, ближайший к месту падения ступеней населенный пункт — это деревня Березовка, расположенная в восьми километрах от обозначенного эллипса. Там проживает пять человек.

Посмотреть КАРТУ-СХЕМУ территории падения фрагментов ракеты Ангара-А5 можно ЗДЕСЬ.

В случае обнаружения фрагментов частей ракеты-носителя томичей просят сообщить о месте их нахождения в департамент природных ресурсов.

— После отделения ступеней специалисты департамента, ГКНПЦ имени Хруничева и экологи вылетят на вертолетах в район падения для поиска обломков, — говорит Владимир Пархоменко.
— Потом их разделят на части и вывезут из леса, чтобы утилизировать по всем правилам. Поэтому никакого ущерба природе нанесено не будет.

Российская газета


18 декабря 2014 г. Старт ракеты-носителя «Ангара-А5» запланирован на 23 декабря 2014 г.

Cтарт ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Плесецк запланирован на 23 декабря.

Об этом ИТАР-ТАСС сообщил генконструктор «Ангары», первый заместитель гендиректора Комического центра имени Хруничева Владимир Нестеров.

Установка КРН «Ангара-А5.1Л» на стартовый комлекс космодрома Плесецк, Архангельской обл.

«Все идет хорошо. Госкомиссия приняла решение на заправку разгонного блока, которая сейчас проводится. По ее итогам состоится заседание госкомиссии, на котором будет принято решение по установке ракеты на стартовую площадку», — сказал он.

Ракету планируется запустить в 8.58 мск 23 декабря.

По словам источника ТАСС в ракетно-космической отрасли, вывоз и установка ракеты на стартовую площадку состоится через два дня после заправки разгонного блока — в субботу.

Ранее сообщалось, что первый старт ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» намечен на 25 декабря.

ИТАР-ТАСС


26.11.2014 Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» снята со стартового комплекса космодрома Плесецк

Боевой расчет Государственного испытательного космодрома Плесецк завершил комплексные испытания универсального стартового комплекса (УСК) космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара».

В ходе комплексных испытаний специалисты космодрома провели цикл электрических испытаний систем и агрегатов ракеты-носителя «Ангара-А5», стартового оборудования, протестировали систему заправки ракеты-носителя компонентами ракетных топлив и проверили готовность УСК КРК «Ангара» к проведению первого пуска ракеты-носителя (РН) тяжелого класса «Ангара-А5».

В настоящее время РН «Ангара-А5» снята со стартового стола универсального стартового комплекса площадки №35 и доставлена в монтажно-испытательный корпус технического комплекса КРК «Ангара», где специалисты космодрома приступили к проведению технологических операций по ее подготовке к началу летных испытаний.

Проведение первого пуска ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» с космодрома Плесецк планируется в декабре 2014 г.

Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации


10.11.2014 ракету тяжелого класса «Ангара-А5» впервые вывезли на стартовый комплекс

Тяжелую версию ракеты-носителя «Ангара» впервые вывезли на стартовый комплекс космодрома Плесецк в Архангельской области для проведения испытаний, сообщил РИА Новости представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по войскам Воздушно-космической обороны полковник Алексей Золотухин.

«В понедельник, 10 ноября, на Государственном испытательном космодроме Плесецк в соответствии с технологическим графиком проведения работ состоялся первый вывоз ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» из монтажно-испытательного корпуса технического комплекса площадки №41 на универсальный стартовый комплекс площадки №35 космического ракетного комплекса «Ангара», — сказал Золотухин.

«В течение семи суток специалисты космодрома проведут комплексные испытания универсального стартового комплекса «Ангара», в ходе которых осуществят цикл электрических испытаний систем и агрегатов РН «Ангара-А5», стартового оборудования и проверят готовность УСК КРК «Ангара» к проведению первого пуска космической ракеты-носителя (КРН) тяжелого класса «Ангара-А5″», — пояснил полковник.

Проведение первого испытательного пуска ракеты «Ангара-А5» с космодрома Плесецк планируется в декабре 2014 г.

Еще в октябре Начальник управления средств выведения и наземной инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин заявил, что испытания идут в соответствии с графиком и запуск, как и планировалось, состоится 25 декабря.
Но сейчас некоторые СМИ сообщают, что пуск намечен на 15 декабря 2014 года.



08.11.2014 ГКНПЦ им. М.В.Хруничева сообщил о завершении сборки РКН тяжелого класса «Ангара-А5»

В настоящее время на техническом комплексе площадки № 41 космодрома Плесецк завершены технологические операции по сборке первой ракеты космического назначения (РКН) тяжелого класса «Ангара-А5».

Боевой расчет Центра испытаний и применения космических средств космодрома завершил сборку космической головной части (КГЧ), состоящей из разгонного блока «Бриз-М» и грузовесового макета космического аппарата, и ее стыковку с ракетой-носителем «Ангара-5».

В настоящее время РКН «Ангара-А5» в полностью собранном виде находится на транспортно-установочном агрегате в монтажно-испытательном корпусе технического комплекса площадки № 41, где личный состав боевого расчета осуществляет заключительные операции по подготовке РКН «Ангара-А5» к транспортировке на универсальный стартовый комплекс космического ракетного комплекса «Ангара» для проведения комплексных испытаний.

Все технологические операции по подготовке к первому пуску РКН «Ангара-А5» на космодроме Плесецк проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Пуск РКН «Ангара-А5» запланирован на декабрь 2014 г.

Заказчиками создания космического ракетного комплекса «Ангара» являются Министерство обороны РФ и Федеральное космическое агентство. Головным разработчиком КРК «Ангара» является ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

Первый железнодорожный состав с частями КРН тяжелого класса «Ангары-А5» ушел с завода изготовителя Центра имени Хруничева в ночь с 14 на 15 июля, второй — в ночь с 16 на 17 июля. Те. на операции по транспортировке КРН «Ангара-А5» с завода-изготовителя на космодром Плецецк, сборку, автономные и комплексные испытания ракеты в монтажно-испытательном корпусе потребовалось примерно 4 месяца.



   

Мне нравится!
Хочу поддержать проект

 Да

Нет

Комментарии к статье:

Спасибо всем, кто оставил свой комментарий, сообщение, вопрос или предложение.

Виктор Коротченко, руководитель проекта zg5.cosmotest.ru.


zg5.cosmotest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *