Самоходная гаубица паладин – НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

САУ М109 Паладин — Самоходная Артиллерийская Установка: Боевое Применение, Модификации

Самоходная артиллерийская установка (САУ) М109 – одна из основных машин армии США подобного типа. Ее приняли на вооружение еще в начале 60-х годов прошлого века и до сих пор находится в строю. САУ М109 была не раз модернизирована, на сегодняшний день – это самая массовая самоходка в мире, всего было выпущено более девяти тысяч единиц различных модификаций этой машины.

Эту самоходку часто называют «Паладином», но это не совсем корректно. M109A6 «Паладин» (Paladin) – это всего лишь одна из модификаций М109, которая начала серийно выпускаться в 1990 году.

В настоящее время М109 состоит на вооружении нескольких десятков стран мира, ее можно назвать стандартным самоходным орудием НАТО.

История создания САУ М109 «Палладин»

В начале 50-х годов прошлого столетия предприятия американского ВПК имели серьезный опыт в производстве самоходных артиллерийских орудий. В тот период основными самоходными установками армии США были 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, созданные на базе танка М41.

Однако усиление напряженности между НАТО и Варшавским договором, увеличение числа региональных конфликтов и твердая уверенность в том, что в будущей войне точно не обойдется без ядерного оружия, заставили военное руководство США санкционировать разработку нового САУ.

Старые машины не устраивали по многим причинам: угол обстрела у них был ограничен, машины обладали небольшим запасом хода, они имели значительную массу, что затрудняло их транспортировку воздухом.

В 1952 году началась разработка новой машины – Т195, оснащенной 110-мм орудием. Немного позднее на основе этой машины решили создать и 156-мм гаубицу. В 1956 году было принято решение считать стандартом для НАТО калибр 155 мм, именно под такое орудие и продолжилась разработка самоходки. В 1959 году был готов первый прототип Т196, его отправили на испытания.

В 1961 году началось изготовление опытной партии самоходок, а в 1963 году был подписан контракт на начало серийного производства машин. В том же году самоходка начала поступать в войска и получила нынешний индекс – М109.

Первоначально М109 выпускались на заводе компании Cadillac Motor Car Division, с 1970 года производство было перенесено компании Bowen McLaughlin-York (United Defense).

Удивительная долговечность машины в первую очередь обусловлена большим модернизационным потенциалом, который изначально был заложен в ней. Всего было изготовлено более десяти модификаций этой самоходки.

Модификации САУ М109 «Палладин»

В 1973 году на вооружение была принята САУ M109A1, которая отличалась от базовой модели большей длиной ствола, усиленной подвеской и более совершенными приводами наведения орудия.

М109А2 появилась в 1979 году. В этой САУ боекомплект был увеличен на 22 выстрелов, доработали конструкцию досылателя и противооткатные устройства.

В модификации М109А3 были сделаны сразу многие усовершенствования. Был заменен орудийный станок и усовершенствована приборная панель механика-водителя. На машину установили систему, которая удаляла воздух из топливной системы, а также систему контроля состояния боеукладки.

Возросла дальность стрельбы: активно-реактивным боеприпасом – до 24 км, а осколочно-фугасным снарядом – до 18 км.

М109А4 получила систему защиты от оружия массового поражения, изменилась конструкция силовой установки и система наведения орудия.

Модификация М109А5 получила новое орудие с длиной 39 калибров на новом орудийном станке M182. На эту машину может быть установлена навигационная система GPS и автоматизированная СУО.

Значительной модернизации САУ М109 подверглась в ходе реализации программы HIP, которая стартовала в 1990 году. В 1992 году появилась модель M109A6 «Паладин».

Эта машина получила новую башню с улучшенной броневой защитой, обшитую изнутри кевларом. Орудие установили на более совершенном станке M182A1. На «Паладине» появилась новая радиостанция, СУО, навигационная система и баллистический вычислитель, а также бортовой приёмник системы NAVSTAR.

Кроме того, в конструкцию М109А6 было внесено множество незначительных усовершенствований.

В 2012 году появился модернизированный вариант «Паладина» — M109A6 PIM. Работы по модернизации начались еще в 2006 году в рамках программы PIM. Ее целью было продление срока службы самоходок на несколько десятков лет.

Самоходка получила новую цифровую систему управления огнем и полуавтоматическую систему заряжания. Гидравлические системы были заменены на электрические приводы, в шасси и трансмиссию были внесены элементы БМП «Бредли». Также на САУ был установлен двигатель от БМП M2 «Бредли» (600 л. с.).

Кроме вышеперечисленных модификаций М109 существуют и другие, которые в различные годы были изготовлены в разных странах, где САУ стояла на вооружении.

Описание конструкции САУ М109 «Палладин»

САУ М109А6 «Паладин» имеет вращающуюся башню и гусеничное шасси. Кевларовый подбой боевого отделения обеспечивает дополнительную защиту экипажа от осколков брони и снарядов.

Экипаж — четыре человека: механик-водитель, наводчик, командир и заряжающий.

Основное оружие самоходки — 155-мм гаубица М284, она установлена на станке М182. Орудие может стрелять обычными снарядами на дистанцию 24 км, а активно-реактивными – на 30 км.

Заряжание орудия производится гидравлической автоматической системой, темп стрельбы составляет восемь выстрелов в минуту. Дополнительно на башне установлен пулемет 12,7-мм пулемет М2.

Самоходная установка оборудована цифровой системой управления огнем и баллистическим цифровым вычислителем. Все это позволяет уверенно и точно поражать цели. Наводчик также может использовать оптическую систему наведения. Есть система навигации и определения собственного месторасположения.

После получения задания САУ выходит на позицию, переводит ствол в боевое положение и открывает огонь. Затем она немедленно покидает позицию, что значительно уменьшает вероятность поражения самоходки ответным огнем. Для подготовки к стрельбе «Паладину» нужно всего лишь 60 секунд.

На М109А6 установлен дизельный двигатель DDEC 8V71T с мощностью 440 л. с. и коробка передач ATD-XTG-411-4.

Запас хода – 342 км.

Боевое применение М109

За свою долгую историю САУ М109 неоднократно использовалась в различных военных конфликтах. Она успела повоевать и на Ближнем Востоке (в составе армии Израиля и Ирана), американцы использовали ее во время вьетнамской войны, а также в обеих иракских кампаниях.

Технические характеристики САУ М109

Год начала поступления в войска1993
Объем производства, шт.957
Экипаж, человек4
Боевая масса, кг34250
Длина, м9,68
Ширина, м3,92
Высота, м3,24
Возимый боекомплект, кол. снар.39
Углы горизонтального наведения, град.360
Скорость горизонтального наведения, град./с11
Углы вертикального наведения, град.От -3 до +75
Скорость вертикального наведения, град./с7
Макс. скорость по шоссе, км/ч64
Макс. скорость вне дорог, км/ч28
Длина ствола, клб39
Индекс стволаМ284А1
Индекс люлькиМ182А1
Максимальная дальность стрельбы, км22
Максимальная скорострельность, выстр./мин6
Запас хода по топливу, км300
Мощность двигателя, л. с.440

Видео об артиллерийской установке

militaryarms.ru

Смертельная схватка САУ: «Паладин» против «Мста-С»

22:07 &nbsp22 Сентября 2016

38 508

«Артиллерия – бог войны». Смысл этой фразы, казалось бы, должен был потускнеть и забыться, ведь сегодня есть гораздо более мощное высокоточное оружие.

Все так, только точное – значит управляемое, а мощное – значит с двигателем, а все это вместе очень и очень дорого. Старый же добрый снаряд, да современными средствами прицеливания – гораздо более дешевое оружие, но по-прежнему смертоносное.

И наша артиллерия, пожалуй, лучшая в мире.

Смотрите сами.

Есть такая американская  самоходная артиллерийская установка, относящаяся к классу самоходных гаубиц, M109А7 «Паладин» 155-мм. Разработана в 63 году, но с тех пор неоднократно модернизировалась, вплоть до 2012 года и до сих пор остается на вооружении американской армии, и ничего нового пока не предвидится. Янки одно время пытались создать суперновую, хитрую САУ, но проект забросили, не осилив.

wikimedia.org

«Паладин» – гаубица в закрытой вращающейся башне на гусеничной платформе весом в 35 тонн. Бронирование противопульное, но с возможностью навесить дополнительные бронелисты с увеличением массы до 50 тонн. Мощность двигателя — 600 л.с

У нас есть самоходная артиллерийская установка, тоже класса самоходных гаубиц, 2С19 «Мста-С» 152-мм. Тоже закрытая вращающаяся башня, тоже противопульное бронирование, но масса 43 тонны при мощности двигателя в 780 л.с.

А теперь различия.

Первое, наша «Мста» имеет запас хода 500 километров, против 350 у американки, что очень важно для САУ, потому как во время боя она должна постоянно перемещаться. Идея янки увеличить массу своей САУ при необходимости до 50 тонн, без изменения мощности двигателя, выглядит несколько забавно – подвижность ее при этом снизится очень серьезно.

wikimedia.org

Второе, возимый боезапас нашей САУ – 50 выстрелов, против 39 выстрелов «Паладина». Пояснять, думаю, не нужно.

Третье, американцы так и не смогли создать нормальный автомат заряжания. В результате, скорострельность в течении первых трех минут максимальная – 4 выстр/мин, а затем, когда заражающий уже устал, то только 1 выстр/мин. Для того, чтобы отстрелять 10 выстрелов, нужно 10 минут. Наша САУ отстреливает 10 снарядов за 1 минуту.

Ну, и последнее – дальность. Для осколочно-фугасных у нас 25 км., против американских 22 км., а активно-реактивным фугасным 29 км., против 30 км. у янки.


Как вывод – мы знаем толк в артиллерии, как никто другой, в серьезной войне с серьезным противником, именно снаряд по-прежнему решает, а не управляемое вооружение, чье управление можно перехватить или внести коррективы.

slovodel.com

Cамоходная гаубица М109 Paladin — Военный информатор

Cамоходная гаубица Paladin

Самоходная гаубица М109А6 «Паладин» представляет собой мобильную артиллерийскую систему, разработанную отделением «Граунд систем дивижн» фирмы «Юнайтед дефенс Л. П.» и воплощенную в металле специалистами производственно-технологического центра «Паладин» в Чамберсбурге, штат Пенсильвания.

Первые «Паладины» стали поступать в войска в 1994 г.. В настоящее время они состоят на вооружении армий США и Израиля, министерство обороны Кувейта также остановило свой выбор на этой самоходной гаубице. В июне 1999 г. армия США получила последние самоходные гаубицы «Паладин» из 950 заказанных.

Экипаж М109А6 состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. «Паладин» способен действовать самостоятельно без посторонней технической помощи. Получив боевое задание по телефону ЗАС или цифровой системе связи, экипаж рассчитывает данные, необходимые для стрельбы, автоматически размыкает замок кронштейна, фиксирующего ствол гаубицы в походном положении, наводит орудие на цель и открывает огонь, после чего сразу же переезжает на новое место. Посторонняя техническая помощь при этом не требуется. После остановки «Паладину» требуется менее 60 секунд, чтобы подготовиться к стрельбе. Реализация принципа «выстрелил – уноси ноги» обеспечивает защиту машины и экипажа от ответного артиллерийского огня противника. 

Экипаж может не покидать машину на всем протяжении выполнения боевого задания. Самоходная гаубица оборудована системой защиты от оружия массового поражения, индивидуальными средствами защиты экипажа и системой кондиционирования воздуха. Дополнительную защиту от осколков брони, образующихся при попадании в башню снарядов, обеспечивает кевларовый подбой.

Основным вооружением самоходной установки является 155-мм гаубица М284 с длиной ствола 39 калибров, установленная в башне на орудийном лафете М182. Дальность стрельбы при использовании обычного выстрела составляет 24000 м, при ведении огня активно-реактивными снарядами дальность стрельбы увеличивается до 30000 м. Заряжание производится автоматической гидравлической системой, однако по желанию заказчика возможна установка и полуавтоматической системы заряжания. Максимальная скорострельность «Паладина» составляет 8 выстрелов в минуту или 3 выстрела за 15 секунд. Темп равномерной продолжительной стрельбы не превышает 1 выстрела в 3 минуты. М109А6 оборудована автоматической системой управления огнем с баллистическим цифровым вычислителем. В случае ее выхода из строя наводчик сможет воспользоваться резервной оптической системой наведения. СУО «Паладина» включает в себя также система определения местоположения и навигации.

В качестве дополнительного вооружения справа на башне самоходной гаубицы смонтирован 12,7-мм пулемет М2. На М109А6 «Паладин» установлен двухтактный дизельный двигатель DDEC 8V71T фирмы «Детройт дизель корпорейшн», развивающий мощность 324 кВт. Он взаимодействует с трансмиссией «Аллисон» ATD-XTG-411-4, которая обеспечивает движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух.

Основой подвески самоходки являются высокопрочные торсионные валы с амортизаторами, выдерживающими большие нагрузки. Запас хода машины составляет 342 км при скорости 64 км/ч.

Для обеспечения взаимодействия и связи самоходная гаубица М109А6 оборудована засекречивающей и цифровой аппаратурой связи, включающей интерком VIC-1, радиостанцию VRC-89 или SINCGARS (одноканальная наземная и воздушная радиосистема).

Характеристики M109A6 Paladin Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 15,25

Макс. угол возвышения пушки, град 75
Макс. угол склонения пушки, град -3

Длина c пушкой вперёд, мм 9677

Ширина общая, мм 3149
Высота по крыше башни, мм 3620
Масса боевая, кг 28849

Преодолеваемая стенка, м 0,53
Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 40
Преодолеваемый ров, м 1,83
Преодолеваемый брод, м 1,05

Ширина колеи, мм 2778
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3962
Ширина гусеницы, мм 381

Вооружение Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боезапас х 1
Гаубица 155 M284 1 39
Пулемёт зенитный 12,7 M2 1 500

Двигатель Тип Модель Цилиндры Кол-во Мощность, л.с.
дизель Detroit Diesel Model 8V-71T LHR 8 1 440

Дополнительно Состоит на вооружении стран США
Статус В производстве; Стоит на вооружении
Субкатегория самоходки САУ
Субкатегория самоходки (САУ) Самоходная гаубица
Тип шасси Гусеничное
БТВТ (вооружение) Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) Дизель

 

Источники:
1. Army Guide : Военный информационный сайт
2. Deagel.com : Guide to Military Equipment

 

Похожие новости:

military-informant.com

«Мста-С» против Paladin – виртуальная дуэль самоходок

Оба самоходных артиллерийских орудия предназначены для решения одинаковых задач и имеют орудия практически равного калибра. Боевые возможности отечественной 2С19 «Мста-С» и заокеанской M109A6 Paladin сравнил кандидат военных наук Сергей Суворов.

2С19 «Мста-С»

«Калибр орудия «Мста» — 152 мм, а у американского Paladin — это 155 мм. Задачи САУ — поддержка сухопутных войск и поражение командных пунктов первого эшелона, уничтожение артиллерийских подразделений », — отметил Суворов.

Эксперт подчеркнул, что задачи современных САУ — оперативно выйти на огневые позиции, подготовиться для стрельбы, поразить противника и быстро покинуть точку атаки.

«Если российской машине дополнительной подготовки перед стрельбой не требуется — отцепляется автоматически ступор пушки, поворачивается башня, и пушка наводится, то у «Паладина» есть сошник, он должен упереться, иначе машина будет раскачиваться во время стрельбы, и точность нарушится. После стрельбы его надо убрать, а это дополнительное время », — объяснил эксперт.

Артиллерийские установки имеют схожий набор боеприпасов, однако по данным Суворова имеются и различия.

«В установке «Мста» использует управляемый артиллерийский снаряд «Краснополь — М». Он решает задачи поражения точечных целей, — будь то танк или дот. Американцы пытались сделать подобный боеприпас, но у них не получилось — не выдерживали микросхемы, отвечавшие за управление снарядом в полете. В итоги они сделали получили снаряд «Экскалибур», но у него не такая мощность, он больше относится к боеприпасам кассетного типа» — убежден специалист.

M109A6 Paladin

Также эксперт рассказал об уникальном качестве российской САУ, которого нет у американской техники.

«»Мста-С» может последовательно выпустить, к примеру, 6 снарядов — таким образом, что все они одновременно поразят цель, это достигается за счет различных траекторий полета боеприпасов. Это необходимо для сохранения жизни экипажей. Выполнив такой залп, самоходка покинет позиции, и у противника будет меньше времени чтобы обнаружить ее», — отметил Суворов.

В целом, убежден специалист, если организовать соревнования между экипажами САУ, то преимущество будет на стороне «Мста-С», поскольку отечественная установка быстрее выйдет в заданный район, оперативнее будет приведена в боевое состояние, мишень будет уничтожена более мощным и точным управляемым боеприпасом.

Инфографика:

/Сергей Суворов, tvzvezda.ru/

army-news.ru

Самоходная гаубица M109A6 Paladin (США)


Самоходная гаубица M109A6 Paladin представляет собой мобильную артиллерийскую систему, разработанную отделением «Граунд систем дивижн» фирмы «Юнайтед дефенс Л. П.» и воплощенную в металле специалистами производственно-технологического центра «Паладин» в Чамберсбурге, штат Пенсильвания. Первые «Паладины» стали поступать в войска в 1994 г.. В настоящее время они состоят на вооружении армий США и Израиля, министерство обороны Кувейта также остановило свой выбор на этой самоходной гаубице. В июне 1999 г. армия США получила последние самоходные гаубицы M109A6 Paladin из 950 заказанных.

Экипаж M109A6 Paladin состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. M109A6 Paladin способен действовать самостоятельно без посторонней технической помощи. Получив боевое задание по телефону ЗАС или цифровой системе связи, экипаж рассчитывает данные, необходимые для стрельбы, автоматически размыкает замок кронштейна, фиксирующего ствол гаубицы в походном положении, наводит орудие на цель и открывает огонь, после чего сразу же переезжает на новое место. Посторонняя техническая помощь при этом не требуется. После остановки «Паладину» требуется менее 60 секунд, чтобы подготовиться к стрельбе. Реализация принципа «выстрелил – уноси ноги» обеспечивает защиту машины и экипажа от ответного артиллерийского огня противника.

Экипаж может не покидать машину на всем протяжении выполнения боевого задания. Самоходная гаубица оборудована системой защиты от оружия массового поражения, индивидуальными средствами защиты экипажа и системой кондиционирования воздуха. Дополнительную защиту от осколков брони, образующихся при попадании в башню снарядов, обеспечивает кевларовый подбой.

Основным вооружением самоходной установки M109A6 Paladin является 155-мм гаубица М284 с длиной ствола 39 калибров, установленная в башне на орудийном лафете M182. Дальность стрельбы при использовании обычного выстрела составляет 24000 м, при ведении огня активно-реактивными снарядами дальность стрельбы увеличивается до 30000 м. Заряжание производится автоматической гидравлической системой, однако по желанию заказчика возможна установка и полуавтоматической системы заряжания.

Максимальная скорострельность M109A6 Paladin составляет 8 выстрелов в минуту или 3 выстрела за 15 секунд. Темп равномерной продолжительной стрельбы не превышает 1 выстрела в 3 минуты. M109A6 Paladin оборудована автоматической системой управления огнем с баллистическим цифровым вычислителем. В случае ее выхода из строя наводчик сможет воспользоваться резервной оптической системой наведения. СУО M109A6 Paladin включает в себя также система определения местоположения и навигации.

В качестве дополнительного вооружения справа на башне самоходной гаубицы смонтирован 12,7-мм пулемет М2. На M109A6 Paladin установлен двухтактный дизельный двигатель DDEC 8V71T фирмы «Детройт дизель корпорейшн», развивающий мощность 324 кВт. Он взаимодействует с трансмиссией «Аллисон» ATD-XTG-411-4, которая обеспечивает движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух.

Основой подвески самоходки являются высокопрочные торсионные валы с амортизаторами, выдерживающими большие нагрузки. Запас хода машины составляет 342 км при скорости 64 км/ч.

Для обеспечения взаимодействия и связи самоходная гаубица M109A6 Paladin оборудована засекречивающей и цифровой аппаратурой связи, включающей интерком VIC-1, радиостанцию VRC-89 или SINCGARS (одноканальная наземная и воздушная радиосистема).

Характеристики M109A6 Paladin
Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 15,25
Макс. угол возвышения пушки, град 75
Макс. угол склонения пушки, град -3
Длина c пушкой вперёд, мм 9677
Ширина общая, мм 3149
Высота по крыше башни, мм 3620
Масса боевая, кг 28849
Преодолеваемая стенка, м 0,53
Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 40
Преодолеваемый ров, м 1,83
Преодолеваемый брод, м 1,05
Ширина колеи, мм 2778
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3962
Ширина гусеницы, мм 381

Вооружение
Тип — Гаубица
Калибр, мм 155
Модель — M284
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 39

Тип — Пулемёт зенитный
Калибр, мм 12,7
Модель M2
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 500

Двигатель
Тип дизель
Модель Detroit Diesel Model 8V-71T LHR
Цилиндры 8
Кол-во 1
Мощность, л.с. 440

www.dogswar.ru

САУ Paladin – вас ист дас?

В связи с уже начавшимся фактическим превращением американской оккупационной администрацией нашей маленькой богохранимой страны в плацдарм будущей антируской военной провокации, инфопортал RODINA.ее начинает цикл познавательных статей о ввозимой в Эстию американской боевой технике, попутно сравнивая ея с аналогичной руской боевой техникой.

После прибытия 25-26.10.15 в Валга эшелона с 40-ка единицами американской боевой техники, в числе которых были четыре танка M1A2 Abrams и десять бронетранспортеров Bradley, должных встать на вооружение роты третьего батальона боевого подразделения первой бронированной бригады второй пехотной дивизии, в середине ноября ожидается прибытие трёх самоходных артиллерийских установок Paladin, разсказом о которой мы и начнём свой цикл.

Итак, самоходная гаубица М109А6 «Паладин» представляет собой мобильную артиллерийскую систему, разработанную отделением «Граунд систем дивижн» фирмы «Юнайтед дефенс Л. П.» и созданную специалистами производственно-технологического центра «Паладин» в Чамберсбурге, штат Пенсильвания. Первые «Паладины» стали поступать в войска в 1994 г.. В настоящее время они состоят на вооружении армий Соединённых государств Америки, Израиля и Кувейта.
В июне 1999 г. армия США получила последние самоходные гаубицы «Паладин» из 950 заказанных. Всего американская армия получила 975 самоходных систем M109 A6 Paladin от BAE Systems US Combat Systems, плюс столько же вспомогательных машин для транспортировки боеприпасов (FAASV) M 992 A2.
В настоящее время американцы уже начали усовершенствовать большую часть парка M109A6 Paladin до стандарта M109A6 Paladin Integrated Management (PIM). Первая модель данной системы была выпущена в конце 2007 года.
M109A6 Paladin PIM имеет модернизированную башню M109A6 Paladin, установленную на новое шасси, которое используется также для БМП Bradley.
Экипаж М109А6 состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. «Паладин» способен действовать самостоятельно без посторонней технической помощи. Получив боевое задание по телефону ЗАС или цифровой системе связи, экипаж рассчитывает данные, необходимые для стрельбы, автоматически размыкает замок кронштейна, фиксирующего ствол гаубицы в походном положении, наводит орудие на цель и открывает огонь, после чего сразу же переезжает на новое место. Посторонняя техническая помощь при этом не требуется. После остановки «Паладину» требуется менее 60 секунд, чтобы подготовиться к стрельбе. Реализация принципа «выстрелил – уноси ноги» обеспечивает защиту машины и экипажа от ответного артиллерийского огня противника.
Экипаж может не покидать машину на всем протяжении выполнения боевого задания. Самоходная гаубица оборудована системой защиты от оружия массового поражения, индивидуальными средствами защиты экипажа и системой кондиционирования воздуха. Дополнительную защиту от осколков брони, образующихся при попадании в башню снарядов, обеспечивает кевларовый подбой.
Основным вооружением самоходной установки является 155-мм гаубица М284 с длиной ствола 39 калибров, установленная в башне на орудийном лафете М182. Дальность стрельбы при использовании обычного выстрела составляет 24000 м, при ведении огня активно-реактивными снарядами дальность стрельбы увеличивается до 30000 м. Заряжание производится автоматической гидравлической системой, однако по желанию заказчика возможна установка и полуавтоматической системы заряжания. Максимальная скорострельность «Паладина» составляет 8 выстрелов в минуту или 3 выстрела за 15 секунд. Темп равномерной продолжительной стрельбы не превышает 1 выстрела в 3 минуты. М109А6 оборудована автоматической системой управления огнем с баллистическим цифровым вычислителем. В случае ее выхода из строя наводчик сможет воспользоваться резервной оптической системой наведения. СУО «Паладина» включает в себя также система определения местоположения и навигации.
В качестве дополнительного вооружения справа на башне самоходной гаубицы смонтирован 12,7-мм пулемет М2. На САУ М109А6 «Паладин» установлен двухтактный дизельный двигатель DDEC 8V71T фирмы «Детройт дизель корпорейшн», развивающий мощность 324 кВт. Он взаимодействует с трансмиссией «Аллисон» ATD-XTG-411-4, которая обеспечивает движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух.
Основой подвески самоходки являются высокопрочные торсионные валы с амортизаторами, выдерживающими большие нагрузки. Запас хода машины составляет 342 км при скорости 64 км/ч.
Для обеспечения взаимодействия и связи самоходная гаубица М109А6 оборудована засекречивающей и цифровой аппаратурой связи, включающей интерком VIC-1, радиостанцию VRC-89 или SINCGARS (одноканальная наземная и воздушная радиосистема).
Наиболее вероятным противником «Палладина» со сходными боевыми задачами (оперативный выход на огневые позиции, подготовка для стрельбы, поддержка сухопутных войск и поражение командных пунктов первого эшелона, уничтожение артиллерийских подразделений и быстрый уход с позиции) считается руская самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». Сравнительный анализ обеих гаубиц провёл кандидат военных наук Сергей Суворов.
152-милиметровая 2С19 «Мста-С» – была принята на вооружение в 1989-м году, однако с того момента она постоянно модернизировалась, особенно в области системы управления огнем.
Суворов считает, что если руской машине дополнительной подготовки перед стрельбой не требуется — отцепляется автоматически ступор пушки, поворачивается башня, и пушка наводится, то у «Паладина» есть сошник, он должен упереться, иначе машина будет раскачиваться во время стрельбы, и точность нарушится. После стрельбы его надо убрать, а это дополнительное время.
«В установке «Мста» использует управляемый артиллерийский снаряд «Краснополь — М». Он решает задачи поражения точечных целей, — будь то танк или дот. Американцы пытались сделать подобный боеприпас, но у них не получилось — не выдерживали микросхемы, отвечавшие за управление снарядом в полете. В итоги они сделали получили снаряд «Экскалибур», но у него не такая мощность, он больше относится к боеприпасам кассетного типа» — убежден руский эксперт.
Окромя того, у «Мста-с» есть уникальное свойство, которого нет у американской техники. Она может последовательно выпустить 6 снарядов — таким образом, что все они одновременно поразят цель, это достигается за счет различных траекторий полета боеприпасов. Выполнив такой залп, «Мста» может покинуть позиции, не оставив противнику времени чтобы обнаружить ее.
Если организовать соревнования между экипажами САУ, то преимущество будет на стороне «Мста-С», поскольку отечественная установка быстрее выйдет в заданный район, оперативнее будет приведена в боевое состояние, мишень будет уничтожена более мощным и точным управляемым боеприпасом.
Однако, окромя «Мста-С», у руских появилась новая уникальная 152-милиметровая спаренная артиллерийская самоходная система «Коалиция-СВ», впервыя представшая перед широкой публикой на Параде Победы 09.05.15, чьи боевыя возможности значительно превосходят предшественницу.
САУ со спаренной артиллерийской установкой обеспечивает повышение скорострельности за счет обеспечения возможности одновременного заряжания двух стволов, что приближает 2С36 «Коалиция-СВ» по огневой производительности к реактивным системам залпового огня (РСЗО) при сохранении кучности нарезкой ствольной системы. При этом сохранены габариты и масса, близкие к соответствующим габаритам и массе традиционной одноствольной системы.
Повышение эффективности стрельбы особенно в режиме «огневой налет» или «шквал огня» достигается максимальной скорострельностью по одной цели путем производства выстрелов на разных номерах заряда (применение переменного модульного метательного заряда) на разных углах возвышения стволов артустановки. При этом к цели все снаряды очереди могут подходить практически одновременно, что обеспечивает предельно высокую вероятность ее поражения.
Экипаж «Коалиции-СВ» находится в башне в отдельной бронированной капсуле, как в новейшем руском танке «Армата».

rodina.ee

Самоходная гаубица M109: история создания и этапы развития (2014) — Вооружение — Армия (Сухопутные войска) — Top secret

Полковник В. Русаков

Серия самоходных артиллерийских установок (САУ), в том числе самоходных гаубиц (СГ), занимает одно из ведущих мест в системе артиллерийского вооружения США. К 50-м годам прошлого столетия разработчики артсистем в США имели достаточный опыт в данной области. Основу вооружения в то время составляла 155-мм буксируемая гаубица (БГ) Ml 14, разработанная в начале Второй мировой войны. Данное орудие серийно производилось под обозначением M1 с октября 1942 по июнь 1945 года. Всего было изготовлено 4 035 БГ Ml. После войны гаубица получила обозначение Ml 14. В конце 1970-х годов она была заменена на 155-мм гаубицу Ml98.

Кроме этого, артиллерийскую поддержку в сухопутных войсках США обеспечивала 155-мм САУ М44. Экипаж в составе пяти человек размещался открыто либо под брезентом в барбете: командир — справа сзади; наводчик -справа спереди; механик-водитель -слева спереди; два заряжающих — слева сзади.

Ходовая часть гусеничного шасси САУ М44 каждого борта включала: спереди — ведущее колесо с 12 зубцами и пять катков с индивидуальным подрессориванием; сзади-направляющее колесо и четыре опорных катка для верхней ветви гусеницы. Обе артиллерийские системы имели ствол длиной 20 клб.

В январе 1952 года было принято решение о необходимости создания новой самоходной гаубицы на замену САУ М44. Одновременно разрабатывалось две варианта: 105-мм Т195 и 156-мм Т196. Первый после принятия на вооружение получил наименование Ml08.

Известно, что в 1956 году в НАТО калибр 155 мм был определен в качестве стандартного для орудий наземной артиллерии. В октябре того же года было принято решение на изготовление опытного образца Т196, но он был представлен только в 1959-м.

В 1961 году было изготовлено два опытных образца, получивших обозначение М196Е1. В ходе испытаний в октябре того же года было принято решение начать производство опытной партии СГ Т196Е1, которое продолжалось до октября 1962-го, а весной 1963-го был подписан контракт на серийное производство гаубиц в течение двух лет.

M109

Первые орудия поступили в подразделения сухопутных войск США в июне 1963 года, а в июле Т196Е1 была классифицирована как 155-мм СГ среднего калибра с индексом М109. В декабре того же года подписан контракт, предусматривавший дальнейшее производство этих орудий.

Конструктивно самоходная гаубица M109 представляла собой бронированный корпус и башню 105-мм СГ М108 со 155-мм артиллерийской частью. Башня была расположена в кормовой части корпуса.

Схема развития наземной артиллерии США

СГ Ml09 могла вести стрельбу с закрытых позиций и прямой наводкой. По современным стандартам довольно короткий ствол длиной 23 клб обеспечивал максимальную дальность стрельбы только 14,6 км. Башня, выполненная из сварной алюминиевой брони толщиной 3,18 см, обеспечивала защиту экипажа от пуль и осколков.

Кроме командира и механика-водителя в экипаж входили наводчик и три заряжающих. Наводчик размещался в левой части башни, а механик-водитель — в передней части корпуса слева от двигателя и перед башней. Люк водителя открывался влево. Спереди располагались три перископических прибора наблюдения М45, которые могли закрываться металлическими щитками. Место командира, находившегося в башне справа, было оборудовано перископическим прибором наблюдения М27, вращающейся турельной установкой крупнокалиберного пулемета и люком.
С обеих сторон башни располагались люки квадратной формы, открывавшиеся в сторону кормы. Кормовая часть башни была оборудована двумя дверями для подачи боеприпасов и выхода экипажа. Для стабилизации орудия во время стрельбы на грунт опускались два сошника, прикрепляемых к кормовой части корпуса. Ходовая часть состояла из семи катков по обеим бортам, ведущего колеса спереди и направляющего — сзади. Для верхней ветви гусеницы поддерживающие катки не предусматривались. Гаубица Ml09 была оснащена приборами ночного видения, но не имела средств защиты от оружия массового поражения. В комплект системы управления огнем (СУО) входили следующие приборы: перископический прицел М118С (для стрельбы прямой наводкой) и прицел панорамного типа М117 (с закрытых огневых позиций) с четырехкратным приближением и углом зрения 10°, квадранты командира М15 и наводчика М1А1.

СГ Ml09 могла преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м. Для этого машина оборудовалась девятью воздушными баллонами: по четыре с обеих сторон и один — спереди. Скорость на плаву составляла 6,43 км/ч.

В СВ США на вооружении в каждой бронетанковой и механизированной дивизии находилось 54 СГ Ml09 (по три дивизиона 18-орудийного состава).

В 1973 году была проведена первая модернизация гаубицы Ml09 до уровня М109А1 путем замены артиллерийской части. Принципиальное отличие версии А1 — новый ствол Ml85 длиной 39 клб для увеличения дальности стрельбы. Новый эжектор имел вытянутую, менее выпуклую цилиндрическую форму и располагался дальше от дульного тормоза. Ствол Ml85 позволял использовать более мощный метательный заряд M119. Для замены ствола потребовались незначительные изменения башни и механизма крепления ствола. Люлька Ml27 и механизм подачи боеприпасов остались прежние.

Производство экспортного варианта началось в 1974 году. Он получил обозначение М109А1В и отличался от базового тем, что некоторые отдельные агрегаты были оптимизированы.

Второй модернизированный вариант гаубицы под обозначением М109А2 поступил на вооружение в 1979 году. Его принципиальным отличием являлась новая люлька Ml78 с механизмом заряжания снарядов и усовершенствованной противооткатной системой. Всего в конструкцию было внесено 27 изменений с целью повышения надежности, ремонтопригодности, увеличения срока службы, а также улучшения боевых возможностей.

Башня нового образца была удлинена, а в кормовой ее части для увеличения возимого боезапаса с 28 до 34 выстрелов были установлены дополнительные секции для боеприпасов. Кроме этого, были усовершенствованы крепления дверей и датчики состояния двигателя.

Исключено использование баллонов для преодоления водных преград на плаву.

Для защиты панорамного прицела был установлен противопульный щит. Механизм крепления ствола в походном положении оснащался электрическим приводом.

Модификации СГ М109А3 и А3В имели те же характеристики, что и СГ М109А2. Отличие состояло в том, что М109А2 — это доработанная СГ М109А1, варианты A3 и А3В представляли собой новые изделия.

С 1983 по 1989 год проводились работы по модернизации СГ Ml09 А2/АЗ до версии М109А4. В отличие от предыдущей модификации она была оснащена системой радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) с комбинированной схемой очистки, подогрева и распределения воздуха. Для хранения средств индивидуальной защиты от ОМП предусматривались ящики под сиденьями заряжающих. Днище боевого отделения оборудовано 13 дренажными каналами для слива воды после дезактивации раствором DS2.

Поворот башни на моделях СГ М109А2/М109АЗ осуществлялся с помощью электрического привода, а у варианта гаубицы М109А4 на машины были установлены электрогидравлические приводы. Кроме того, механизм крепления ствола в походном положении был оснащен гидравлическим приводом с ручным дублированием.

Люк командира на ранних модификациях мог открываться как изнутри, так и снаружи; а на версиях с А4 он открывается только изнутри. На ранних версиях турель с пулеметом вращалась после ослабления стопора, а на поздних для ее вращения необходимо вынуть фиксатор и после установки пулемета в нужное положение поместить его в одно из 10 отверстий. На последних версиях ручка люка наводчика имела фиксатор.

Силовой блок двух вариантов был оснащен одним внутренним гидравлическим фильтром, расположенным внутри гидротрансформатора. Версии СГ, начиная с М109А4, оборудовались двумя гидравлическими фильтрами, которые крепились снаружи гидротрансформатора. Кроме того, на поздних образцах были установлены дополнительные фильтры для очистки масла гидравлической системы от влаги. Усовершенствована система запуска двигателя. Возимый боезапас не изменился.

Модификация СГ М109А5, поступившая на вооружение в 1990 году, отличается от предыдущей (А4) двумя основными элементами: новым стволом М284 и люлькой М182. Данные изменения позволили увеличить максимальную дальность и интенсивность ведения огня. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом составляет 30 км, а стандартным ОФС — 22 км. Ствол М284 создан на основе Ml85, но оборудован более мощным механизмом крепления. На СГ М109А5 установлен ударно-спусковой механизм М49 вместо М35, а две кормовые двери заменены одной большой. Вариант М109А5 отличается некоторыми изменениями в конструкции, а именно в системе управления огнем.

Последняя состоящая на вооружении СВ США модификация СГ М109А6 «Паладин» (Paladin) была введена в эксплуатацию в 1993 году. До этого уровня были модернизированы более 950 гаубиц серии Ml09. В частности, были изменены корпус и башня СГ М109А2/ A3, а также размещено дополнительное оборудование. Оставшиеся гаубицы были доведены до варианта М109А5.
Ограничения в производстве версии СГ М109А6 были обусловлены финансовыми причинами. Стоимость варианта М109А5 заметно ниже по сравнению с М109А6, но доработка до уровня первого варианта может быть произведена в минимальные сроки по мере необходимости. В 1998 году цена СГ М109А6 составляла 1,624 млн долларов.

В ходе работ по модернизации бортовой системы управления СГ М109А6 на нее были установлены:
— новый бортовой баллистический вычислитель;
— средства закрытой цифровой связи с автоматическим изменением частоты;
— усовершенствованная инерциальная навигационная система;
— бортовая радиолокационная станция измерения начальной скорости;
— датчики положения ствола;
— система диагностики;
— прибор ночного видения для механика-водителя.

АСУ управления огнем в комплексе с инерциальной навигационной системой обеспечивает возможность находится гаубицам на удалении до 1 ООО м друг от друга, что повышает живучесть подразделения. Однако из-за несовершенства программного обеспечения не исключено возникновение сбоев в работе навигационной системы и СУО, что в итоге приводит к остановке бортового компьютера. Его можно запустить вновь только после выключения питания и перезагрузки. Негативная сторона повышении уровня автоматизации также заключается в увеличении энергопотребления и, следовательно, в возрастании энергозависимости. При выходе из строя системы электропитания гаубицы предусмотрено использование системы электроснабжения транспортно-заряжающей машины.

С целью повышения живучести СГ проведены следующие мероприятия:
— стойкость брони корпуса и башни повышена путем добавления в ее состав композиционных материалов;
— отделение механика-водителя дополнительно защищено слоем катанной гомогенной стальной брони;
— сокращено время перевода гаубицы из боевого положения в походное и обратно с помощью установки дистанционно управляемого крепления ствола;
— снижена вероятность подрыва возимого боезапаса за счет изменения его расположения;
— боеукладка отделена стальным бронированным листом;
— повышена безопасность элементов гидравлической системы;
— установлена система кондиционирования воздуха, обеспечивающая подачу очищенного воздуха в средства индивидуальной защиты;
— машина оборудована новой противопожарной системой на основе диоксида углерода.

В интересах повышения надежности и ремонтопригодности изделия в его конструкцию были внесены следующие изменения:
— установлена новая система охлаждения двигателя;
— осуществлена гидроизоляция системы запуска двигателя и электронного оборудования;
— усилены элементы подвески более длинными торсионами и гидропневматическими амортизаторами;
— усовершенствовано программное обеспечение, включая интерфейс и систему диагностики оборудования.

Развитию вооружения гаубицы способствовали:
— замена конструкции отдельных элементов ствола;
— модернизация затвора и противооткатной системы с целью увеличения срока службы;
— укрепление дульного тормоза
— повышение эффективности эжектора;
— увеличение возимого боезапаса с 34 до 39 выстрелов (в комплекте постоянно в наличии два снаряда серии «Коперхэд»).

Основные внешние отличия М109А6 от предыдущих версий заключаются в следующем:
— появились навесные корзины для размещения имущества;
— наличие пусковой установки дымовых гранат;
— увеличился замок крепления ствола;
— иная форма башни;
— установлен противопульный щит для защиты элементов противооткатного механизма;
— на башне с левого борта установлена дверь большего размера для доступа к гидравлической системе;
— над башней и корпусом размещаются антенны средств радиосвязи и аппаратуры космической радионавигационной системы «Навстар».

Благодаря проведенным работам по усовершенствованию СГ М109А6 огневой взвод способен выполнять боевые задачи автономно, что отражено в боевом уставе, разработанном специально для подразделений, имеющих на вооружении эти САУ. Получив во время марша боевую задачу, экипажи рассчитывают данные для стрельбы, не покидая боевого отделения, переводят орудия из походного положения в боевое, подготавливают огневую позицию. Обычно расчет данных осуществляется совместно с центром управления огневым взводом, размещаемым на командно-штабной машине. В экстренных случаях экипаж готовит данные самостоятельно. Время подготовки первого выстрела составляет 60 с. После остановки экипаж гаубицы готов к стрельбе через 30 с. Для производства трех выстрелов ему необходимо 20 с. Возможно, что уже после первого выстрела СГ сменит огневую позицию с целью повышения живучести за счет исключения поражения в контрбатарейной борьбе.

Основные конструктивные элементы ТЗМ М992

За 50 лет эксплуатации серия самоходных гаубиц Ml09 постоянно совершенствовалась. Одновременно в США крупные суммы направлялись на разработку двух 155-мм гаубиц: «Крусейдер» (Crusader) и «Нлос-к» (NLOS-C — Non-Line-of-Sight Cannon). Цель первой программы заключалась в создании СГ нового поколения. Длина ствола вместе дульным тормозом по техническим требованиям составляла 57 клб.

Принципиальным отличием новой гаубицы должна была стать автоматическая система заряжания при дистанционном управлении экипажем, которая располагаясь бы во время стрельбы в кабине. Команды управления на экспериментальном образце вводились с помощью дисплеев с сенсорными экранами. Для СГ планировался режим одновременной доставки нескольких снарядов в район цели. В дальнейшем псевдозалп стал рассматриваться как обязательный режим стрельбы и для других артиллерийских орудий, имеющих высокую скорострельность. К разрабатываемым зарубежным гаубицам стали предъявлять специальное требование — минимальное время на производство первых трех выстрелов.

Частично задуманное конструкторами США было реализовано в Германии при создании гаубиц PzH-2000 и «Донар» (DONAR), но при этом в самих Соединенных Штатах планы так и остались на бумаге — разработка гаубицы «Крусейдэр» была прекращена в 2002 году.

В интересах использования имевшихся наработок американские специалисты в 2003 приступили к созданию СГ «Нлос-к». Она отличалась от «Крусейдер» вдвое меньшей массой, стволом длиной только 38 клб, меньшей степенью автоматизации и защиты. Однако разработка этой системы была прекращена в 2009 году в основном из-за невозможности выполнить технические требования заказчика.

В 2006 году приступили к реализации программы «Пим» (РЕМ — Paladin Integrated Management), предполагавшей модернизацию гаубицы «Паладин». Экспериментальный образец был изготовлен к сентябрю 2007 года. Первоначальная цель модернизации заключалась в повышении автоматизации бортовой системы управления огнем и продлении ее ресурса. После закрытия программы «Нлос-к» перечень мероприятий, запланированных по модернизации СГ М109А6, существенно расширился.

Наиболее заметными изменениями являются: использование шасси боевой машины пехоты «Брэдли»; оснащение СГ двигателем мощностью 600 л. с. и автоматической трансмиссией; совершенствование электросистемы, включая установку генератора мощностью 70 кВт с выходным напряжением 600 В для питания приводов башни и другого оборудования. Для сохранения запаса хода по топливу около 300 км емкость топливных баков увеличена на 10 %

В гусеничном движителе будет шесть, а не семь катков по каждому борту. Прежние траки шириной 356 мм заменят двухсекционными XT-161 шириной 485 мм. Это позволит снизить давление на грунт, что особенно важно при движении по слабому грунту.

Электроснабжение башни будет осуществляться не через вращающееся контактное устройство, а с помощью кабельной системы передачи электроэнергии. Вероятно, что по этой причине башня гаубицы М109 «Пим» будет иметь угол горизонтального наведения не 360, а 160° (по 80° вправо и влево) от продольной оси машины. В случае расположения цели вне зоны поворота ствола до ворот должен осуществляться поворотом на месте самой машины.

Удлинение корпуса машины позволит довести возимый боезапас до 42 снарядов, включая 10-15 М982. Возможно увеличение общей массы СГ до 39 т.

В башне гаубицы М109 «Пим» намечается установить полуавтоматический досылатель зарядов и электрические приводы, разрабатывавшиеся по программе «Нлос-к». Снаряды будут загружаться вручную.

Экипаж планируется оснастить индивидуальными системами охлаждения для ведения боевых действий в жарких условиях. Рабочее место водителя будет оборудовано видеокамерами для улучшения обзора спереди и сзади машины.

Установленный еще на версии СГ М109А5 ствол М284 длиной 39 клб будет использоваться и на других гаубицах, а, значит, внутренняя баллистика остается на уровне СГ М109А1. Намечается обновить цифровую систему управления огнем. Картузные метательные заряды будут заменены модульными.

Скорострельность варианта СГ «Пим» составит 4 выстр./мин в течение первых 3 мин. Режим одновременной доставки нескольких снарядов для гаубицы не предусмотрен из-за опасности перегрева ствола.

Западные военные эксперты считают, что проводимая в настоящее время модернизация гаубицы Ml09 направлена на повышение ее мобильности и подвижности. Внутренняя баллистика и другие принципиально важные для артиллерийского орудия характеристики будут сохранены на уровне характеристик образцов 1980-х годов. Переход на модульные метательные заряды существенно не повлияет на скорострельность СГ при сохранении заряжания снарядов вручную.

Согласно программе модернизации СУО должна обеспечивать автоматизацию процесса подготовки стрельбы и ведения огня управляемыми снарядами, в том числе с использованием данных целеуказания АСУ наземной артиллерией «Афатдс» (AFATDS — Advanced Field Artillery Tactical Digital System). Ее функционирование поддерживается системой обработки и анализа информации, поступающей от пилотируемых средств воздушной радиолокационной, радио-, радиотехнической разведки и беспилотных летательных аппаратов.

Зоны нанесения ударов отображаются на фоне электронных карт района боевых действий, осуществляется расчет необходимых для выполнения задач средств и потребного количества боеприпасов, а также разрабатывается план огневого поражения. Вся необходимая информация, включая список целей и их расположение, с учетом важности в графическом и текстовом виде выводится на дисплеи командира и наводчика орудия. После выработки разрешающей команды на открытие огня необходимые данные в систему управления снаряда, находящегося на линии досылания, вводятся автоматически с помощью индукционного установщика взрывателя.

В настоящее время в рамках программы «Пим» проводятся испытания опытных образцов. Поступление в войска первьщ СГ Ml09 «Пим» запланировано на 2017 год. Первоначально будет модернизировано 177 СГ М109А6. По результатам оценки военного руководства СВ США, они, возможно, получат обозначение М109А7. Цена одной гаубицы М109 возрастет до 3-5 млн долларов.

В каждой секции огневого взвода батареи кроме гаубицы М109 штатно состоит транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) М992 «Фаасв» (FAASV — Field Artillery Ammunition Support Vehicle). Обе оснащены шасси единой конструкции. Вместо башни на ТЗМ установлен легкобронированный фургон с укладками для хранения боеприпасов (снарядов, метательных зарядов и взрывателей), которые могут загружаться в машину с помощью расположенного спереди крана. Перемещение боеприпасов внутри нее механизировано. Подача снарядов из ТЗМ в нижний люк гаубицы осуществляется по транспортеру, для чего машина и гаубица размещаются по отношению друг к другу кормовыми сторонами, при этом скорость подачи снарядов из ТЗМ в СГ составляет восемь штук в минуту.

ТЗМ М992 была принята на вооружение в 1983 году; всего произведено 664 изделия. В 1991-м часть машин использовалась совместно с СГ Ml09 в боевых действиях в Персидском заливе. С учетом опыта применения этой ТЗМ в операции в середине 1990-х было проведено ее усовершенствование в два этапа. На первом произведено 125 вариантов М992А1, а на втором — модернизованы все 664 изделий М992А0 до уровня М992А2.

Вариант М992А1 оснащен тем же двигателем, что и СГ М109А6. В целях повышения эффективности подачи боеприпасов во втором образце усовершенствованы укладка для метательных зарядов, кормовая дверь и транспортер. В дальнейшем все 125 ТЗМ М992А1 были доведены до уровня М992А2.

ТЗМ М992А2 перевозит 91 обычный снаряд длиной около 0,9 м и четыре «Копперхед» -1,3 м. В боевых условиях эта машина в сутки осуществляет до пяти перемещений с целью своевременной загрузки боеприпасов в гаубицу. Обычно секция из СГ М109А6 и ТЗМ М992А2 действует в составе огневого взвода. При необходимости она может выполнять боевые задания в отрыве от взвода.

Традиционный способ организации обеспечения боеприпасами — одна ТЗМ закрепляется за одной СГ. При этом управление тремя машинами взвода координирует заместитель командира взвода. Две из них обеспечивают пополнение боекомплекта всех гаубиц взвода, если третья убыла для загрузки на пункт боепитания или назначена для охраны ОП взвода. Если две машины израсходовали возимый боекомплект, то они отправляются на загрузку, а третья осуществляет пополнение гаубиц боеприпасами. Для выполнения этой операции данные о наличии боеприпасов в гаубицах и ТЗМ вводятся в бортовой компьютер центра управления взводом.

Согласно программе «Пим» все ТЗМ М992 будут оснащены новым шасси, аналогичным шасси СГ. ТЗМ будет именоваться не «Фаасв», а «Кат» (CAT -Carrier, Ammunition, Tracked). Вероятно, смена названия символизирует новый этап в развитии самоходной артиллерии США. Скорее всего, возможности машины изменятся не столь значительно, как название. Экипаж ТЗМ будет включать четыре человека. Масса машины увеличится с 29,26 до 36 т, а количество перевозимых снарядов увеличится на единицу (с 95 до 96).

Таким образом, военное руководство США уделяет значительное внимание совершенствованию артиллерийского вооружения сухопутных войск и морской пехоты. Повышение технического уровня наземной артиллерии позволило сократить количество орудий, большая часть из которых имеет калибр 155 мм. Однако следует отметить, что даже после модернизации по программе «Пим» гаубица М109 по техническому уровню будет отставать от западных аналогов, особенно это касается автоматизации заряжания и дальности стрельбы.

Таблица Основные ТТХ американских 155-мм самоходных гаубиц

ХарактеристикаТип гаубицы
М44М109М109А1М109А2/А3М109А6
Год начала поступления в войска19521963197319791993
Объем производства, шт.2502111823957
Экипаж, человек56664
Боевая масса, кг2900023796240702500034250
Длина, м6,166,599,19,129,68
Ширина, м3,243,153,153,153,92
Высота, м3,113,283,283,283,24
Возимый боекомплект, кол. снар.2428283439
Углы горизонтального наведения, град.От -30 до +30360360360360
Максимальная скорость горизонтального наведения, град./с1011111111
Углы вертикального наведения, град.От -5 до +65От -3 до +75От -3 до +75От -3 до +75От -3 до +75
Максимальная скорость вертикального наведения, град./с157777
Максимальная скорость по шоссе, км/ч5656565664
Максимальная скорость вне дорог, км/ч2020202028
Длина ствола, клб2023393939
Индекс стволан/дМ126М185М185М284А1
Индекс люлькин/дМ127М127М178М182А1
Максимальная дальность стрельбы, км14,614,618,118,022,0
Максимальная скорострельность, выстр./мин13346
Запас хода по топливу, км120350350350300
Мощность двигателя, л. с.405405405405440
Глубина преодолеваемого брода, м1,1На плаву, с подготовкойНа плаву, с подготовкой1,11,1

Зарубежное военное обозрение. — 2014. — №2. — С.41-49

pentagonus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *