Оса ракетный катер – Ракетные катера проекта 205 — это… Что такое Ракетные катера проекта 205?

Содержание

Ракетные катера проекта 205 «Оса» Википедия

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

История

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Индо-пакистанская война 1971 года

В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские и американские моряки, находившееся на борту погибли. Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом.

Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (водоизмещение 20000 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль Harmattan, корабль загорелся и вскоре затонул. Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe, везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь

[1].

В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов[2][3][4].

Война Судного дня (1973)

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 12 ракетных катеров «Саар»

[5].

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров[6][7].

Ирано-иракская война (1980-1988)

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2»[8]. Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха

[9].

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу[10].

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад

[11].

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15[12].

К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

Война в Персидском заливе (1990-1991)

Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта Аль-Калайя (гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны.

В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan[13].

В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

Примечания

  1. ↑ Transition to Triumph: History of the Indian Navy, 1965-1975. G. M. Hiranandani, Lancer Publishers, 2000. P.202
  2. ↑ Trident, Grandslam and Python: Attacks on Karachi Архивировано 7 декабря 2011 года.
  3. ↑ Миссия Советского флота в войне между Индией и Пакистаном в 1971г.
  4. ↑ West N. (англ.)русск. Historical Dictionary of Naval Intelligence. Scarecrow Press, 2010. P.305
  5. ↑ Ракетные катера вчера и сегодня./Часть II. Боевое применение крылатых ракет./ Глава 3. Арабо-израильская война (1973г.). А. Тарас. АСТ. Минск. 2008
  6. ↑ An Analysis of the Histroical Effectiveness of Anti-Ship Cruise Missilesin Littoral Warfare. John C. Shlute. Departament of Operations Research. 1994
  7. ↑ Флоты в локальных войнах второй половины XX века/Атака у берегов Синая (2001). В.Доценко
  8. ↑ The Gulf War: Operation Desert Storm 1990-1991. Anthony Tucker-Jones, Pen and Sword, 2014. P.69
  9. ↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. — Osprey Publishing, 2003. P. 93
  10. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  11. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  12. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.230
  13. ↑ Um Al’Ma’rik (The Mother of All Battles). Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perpective. Volume 1. Iraqi persperctives. Project Phase 2. Institute for defence analyses. Kevin M.Woods. 2008. P.103-111

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Ракетные катера проекта 205 «Оса» Википедия

Ракетные катера проекта 205
РКА пр. 205

Ракетный катер проекта 205
Проект
Страна
  • СССР СССР
Изготовители
  • ССЗ № 5 (Ленинград)
    ССЗ № 602 (Владивосток)
    ССЗ № 341 (Рыбинск)
Операторы
  • ЦКБ «Алмаз»
Предшествующий тип проект 183-Р
Последующий тип проект 1241
Подтипы
  • 205, 205У, 205ЭР, 205М
Построено 274 единиц
Основные характеристики
Водоизмещение 205 тонн
Длина 38,6 метра
Ширина 7,6 м
Осадка 2,6 м
Двигатели 3 × М503 (англ.)русск. (М504 Б)
Мощность 3 × 4 000 л. с. (3 × 5 000)
Скорость хода 38,5 узлов (42)
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 26 чел
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС МР-331 «Рангоут»
MP-104 «Рысь»
Зенитная артиллерия 2×2 30-мм АК-230
Ракетное вооружение 4×1 ПУ КТ-97Б П-15У
 Изображения на Викискладе
Ракетный катер проекта 205У, 1982 год.

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Индо-пакистанская война 1971 года
  • 3 Война Судного дня (1973)
  • 4 Ирано-иракская война (1980-1988)
  • 5 Война в Персидском заливе (1990-1991)
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

ru-wiki.ru

Ракетные катера проекта 205 «Оса» Вики

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

История[ | код]

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Индо-пакистанская война 1971 года[ | код]

В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские и американские моряки, находившееся на борту погибли. Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом.

Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (водоизмещение 20000 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль Harmattan, корабль загорелся и вскоре затонул. Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe, везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь[1].

В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов[2][3][4].

Война Судного дня (1973)[ | код]

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 12 ракетных катеров «Саар»[5].

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров[6][7].

Ирано-иракская война (1980-1988)[ | код]

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2»[8]. Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха[9].

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу[10].

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад[11].

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15[12].

К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

Война в Персидском заливе (1990-1991)[ | код]

Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта Аль-Калайя (гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны.

В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan[13].

В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

Примечания[ | код]

  1. ↑ Transition to Triumph: History of the Indian Navy, 1965-1975. G. M. Hiranandani, Lancer Publishers, 2000. P.202
  2. ↑ Trident, Grandslam and Python: Attacks on Karachi Архивировано 7 декабря 2011 года.
  3. ↑ Миссия Советского флота в войне между Индией и Пакистаном в 1971г.
  4. ↑ West N. (англ.)русск. Historical Dictionary of Naval Intelligence. Scarecrow Press, 2010. P.305
  5. ↑ Ракетные катера вчера и сегодня./Часть II. Боевое применение крылатых ракет./ Глава 3. Арабо-израильская война (1973г.). А. Тарас. АСТ. Минск. 2008
  6. ↑ An Analysis of the Histroical Effectiveness of Anti-Ship Cruise Missilesin Littoral Warfare. John C. Shlute. Departament of Operations Research. 1994
  7. ↑ Флоты в локальных войнах второй половины XX века/Атака у берегов Синая (2001). В.Доценко
  8. ↑ The Gulf War: Operation Desert Storm 1990-1991. Anthony Tucker-Jones, Pen and Sword, 2014. P.69
  9. ↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. — Osprey Publishing, 2003. P. 93
  10. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  11. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  12. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.230
  13. ↑ Um Al’Ma’rik (The Mother of All Battles). Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perpective. Volume 1. Iraqi persperctives. Project Phase 2. Institute for defence analyses. Kevin M.Woods. 2008. P.103-111

Литература[ | код]

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Ракетные катера проекта 205 — это… Что такое Ракетные катера проекта 205?

Ракетный катер проекта 205У, 1982 год

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров. Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по ТТЗ 1956 года, Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машзавода им. Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артустановки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Один такой катер грузинских ВМС был уничтожен в 2008 году в порту Поти во время Войны в Южной Осетии.

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки

dik.academic.ru

Ракетные катера проекта 205 Википедия

Ракетные катера проекта 205
РКА пр. 205

Ракетный катер проекта 205
Проект
Страна
  • СССР СССР
Изготовители
  • ССЗ № 5 (Ленинград)
    ССЗ № 602 (Владивосток)
    ССЗ № 341 (Рыбинск)
Операторы
  • ЦКБ «Алмаз»
Предшествующий тип проект 183-Р
Последующий тип проект 1241
Подтипы
  • 205, 205У, 205ЭР, 205М
Построено 274 единиц
Основные характеристики
Водоизмещение 205 тонн
Длина 38,6 метра
Ширина 7,6 м
Осадка 2,6 м
Двигатели 3 × М503 (англ.)русск. (М504 Б)
Мощность 3 × 4 000 л. с. (3 × 5 000)
Скорость хода 38,5 узлов (42)
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 26 чел
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС МР-331 «Рангоут»
MP-104 «Рысь»
Зенитная артиллерия 2×2 30-мм АК-230
Ракетное вооружение 4×1 ПУ КТ-97Б П-15У
 Изображения на Викискладе
Ракетный катер проекта 205У, 1982 год.

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Индо-пакистанская война 1971 года
  • 3 Война Судного дня (1973)
  • 4 Ирано-иракская война (1980-1988)
  • 5 Война в Персидском заливе (1990-1991)
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

ru-wiki.ru

Ракетные катера проекта 205 Википедия

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

История

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Индо-пакистанская война 1971 года

В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские и американские моряки, находившееся на борту погибли. Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом.

Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (водоизмещение 20000 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль Harmattan, корабль загорелся и вскоре затонул. Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe, везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь[1].

В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов[2][3][4].

Война Судного дня (1973)

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 12 ракетных катеров «Саар»[5].

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров[6][7].

Ирано-иракская война (1980-1988)

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2»[8]. Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха[9].

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу[10].

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад[11].

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15[12].

К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

Война в Персидском заливе (1990-1991)

Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта Аль-Калайя (гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны.

В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan[13].

В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

Примечания

  1. ↑ Transition to Triumph: History of the Indian Navy, 1965-1975. G. M. Hiranandani, Lancer Publishers, 2000. P.202
  2. ↑ Trident, Grandslam and Python: Attacks on Karachi Архивировано 7 декабря 2011 года.
  3. ↑ Миссия Советского флота в войне между Индией и Пакистаном в 1971г.
  4. ↑ West N. (англ.)русск. Historical Dictionary of Naval Intelligence. Scarecrow Press, 2010. P.305
  5. ↑ Ракетные катера вчера и сегодня./Часть II. Боевое применение крылатых ракет./ Глава 3. Арабо-израильская война (1973г.). А. Тарас. АСТ. Минск. 2008
  6. ↑ An Analysis of the Histroical Effectiveness of Anti-Ship Cruise Missilesin Littoral Warfare. John C. Shlute. Departament of Operations Research. 1994
  7. ↑ Флоты в локальных войнах второй половины XX века/Атака у берегов Синая (2001). В.Доценко
  8. ↑ The Gulf War: Operation Desert Storm 1990-1991. Anthony Tucker-Jones, Pen and Sword, 2014. P.69
  9. ↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. — Osprey Publishing, 2003. P. 93
  10. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  11. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  12. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.230
  13. ↑ Um Al’Ma’rik (The Mother of All Battles). Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perpective. Volume 1. Iraqi persperctives. Project Phase 2. Institute for defence analyses. Kevin M.Woods. 2008. P.103-111

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Ракетный катер проекта 205 Википедия

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

История

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Индо-пакистанская война 1971 года

В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские и американские моряки, находившееся на борту погибли. Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом.

Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (водоизмещение 20000 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль Harmattan, корабль загорелся и вскоре затонул. Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe, везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь[1].

В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов[2][3][4].

Война Судного дня (1973)

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 12 ракетных катеров «Саар»[5].

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров[6][7].

Ирано-иракская война (1980-1988)

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2»[8]. Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха[9].

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу[10].

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад[11].

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15[12].

К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

Война в Персидском заливе (1990-1991)

Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта Аль-Калайя (гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны.

В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan[13].

В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

Примечания

  1. ↑ Transition to Triumph: History of the Indian Navy, 1965-1975. G. M. Hiranandani, Lancer Publishers, 2000. P.202
  2. ↑ Trident, Grandslam and Python: Attacks on Karachi Архивировано 7 декабря 2011 года.
  3. ↑ Миссия Советского флота в войне между Индией и Пакистаном в 1971г.
  4. ↑ West N. (англ.)русск. Historical Dictionary of Naval Intelligence. Scarecrow Press, 2010. P.305
  5. ↑ Ракетные катера вчера и сегодня./Часть II. Боевое применение крылатых ракет./ Глава 3. Арабо-израильская война (1973г.). А. Тарас. АСТ. Минск. 2008
  6. ↑ An Analysis of the Histroical Effectiveness of Anti-Ship Cruise Missilesin Littoral Warfare. John C. Shlute. Departament of Operations Research. 1994
  7. ↑ Флоты в локальных войнах второй половины XX века/Атака у берегов Синая (2001). В.Доценко
  8. ↑ The Gulf War: Operation Desert Storm 1990-1991. Anthony Tucker-Jones, Pen and Sword, 2014. P.69
  9. ↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. — Osprey Publishing, 2003. P. 93
  10. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  11. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  12. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.230
  13. ↑ Um Al’Ma’rik (The Mother of All Battles). Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perpective. Volume 1. Iraqi persperctives. Project Phase 2. Institute for defence analyses. Kevin M.Woods. 2008. P.103-111

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *