Офицеры вермахта – Воспоминания унтер-офицера 111-й пехотной дивизии вермахта Гельмута Клуссмана — Вторая мировая война

Камок. Подготовка офицеров Вермахта |Камок

Дата обновления

При всей неприязни к фашистам невозможно не отметить, что немецкий офицерский состав был подготовлен выше всяких похвал…
Жуков Г.К.

Обер-фенрих Диттмар на броне танка «Пантера».

Поздравляю всех с 23 февраля! Служивших и продолжающих нести службу в рядах российской армии и флота. В связи с этим праздником хотелось бы еще раз обратить внимание на противника Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. А именно на то, что в Вермахте был прекрасно подготовленный офицерский состав. Поэтому этот враг был очень серьезным и опасным, к тому же отчасти тут есть и ответ о причинах начального поражения РККА в июне-июле 1941 г. Так в чем заключалась подготовка немецких офицеров?

Основоположником новой системы подготовки офицерских кадров в немецкой армии считают генерала Ганса фон Секта. Фон Сект служил в армии с 1885 г., во время Первой мировой был начальником штабов различных армий. В 1920 — 1926 гг. занимал должность главнокомандующего рейхсвера. Умер в 1936 г. Основным делом его жизни является реформа системы военного образования и подготовки офицеров рейхсвера, которую он стал разрабатывать сразу после поражения Германии в войне и которая была произведена в 1925 — 1926 гг. Он пошел по принципу создания элитного

офицера Вермахта. Это было связано с Версальскими ограничениями в отношении Германии, поэтому руководители решили «взять не количеством, а качеством», так как именно в количественном отношении рейхсвер был серьезно ограничен.

Для создания образцового армейского офицера была создана следующая система подготовки.

Кандидат желающий стать офицером, проходил проверку по линии полиции (с приходом к власти Гитлера в гестапо проверяли на благонадежность), затем сдавал экзамены по физической подготовке по линии «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд» и вступительные экзамены в училище. После поступления он направлялся в боевой полк на год простым солдатом. Если это происходило во время войны, то отправляли именно в часть на фронте, при этом срок пребывания в солдатской должности сокращался.

По окончании положенного срока и при условии положительного отзыва командования полка он получал звание «фаненюнкер» приравненное званию «фельдфебеля» и после курса теоретических занятий (от 2 до 6 месяцев) опять попадал в другой полк на ефрейторскую должность на срок от 4 до 6 месяцев. В это период ему должны были предоставить возможность часть времени выполнять обязанности командира отделения. Не отвечающие требованиям командования фаненюнкеры обратно в училище не возвращались, а оставались в этой части ефрейторами.

При возвращении в училище фаненюнкер получал звание «фаненюнкерунтерофицир», проходил 2-6 месячный курс теоретического обучения и отправлялся в третий полк уже командиром отделения. Часть времени он должен был исполнять обязанности заместителя командира взвода и старшины роты.

При получении положительного отзыва командования по возвращении в училище он удостаивался звания «фенрих» и после непродолжительного теоретического курса посылался в четвертую боевую часть командиром взвода (на офицерскую должность) и после установленного срока службы командиром взвода в училище сдавал выпускные экзамены.

После этого, он в звании «оберфенриха» отправлялся в полк уже для несения постоянной службы. Присвоение звания «лейтенант» зависело от командования полка и дивизии. Обычно подготовка офицера занимало таким образом три года. Даже во время Второй мировой войны этот срок по сути не сокращался.  Для присвоения каждого очередного офицерского звания требовалось пройти 4-6 месячное обучение в соответствующем училище или академии по той должности, на которую планировалось направить офицера, и опять пройти стажировку по новой должности.

Офицеры Вермахта следят за ходом боя. Восточный фронт. Источник: http://waralbum.ru

Таким образом, происходила фильтрация качественных кандидатов от случайных и неспособных руководить солдатами. Ведь к моменту получения офицерского звания молодой человек имел боевой опыт, теоретические знания; умел пользоваться всеми видами оружия, умел командовать солдатами, знал особенности управления различными подразделениями, имел авторитет. Стажировки в различных частях у разных командиров и их решающее заключение о пригодности кандидата гарантировали, что офицерское звание не получат недостойные. Более того, в мирное время на каждую следующую ступень подготовки могло быть принято не более 75% от числа лиц, прошедших предыдущую ступень.

Но война все же внесла свои коррективы. Многие офицеры Вермахта были из числа отличившихся, способных унтер-офицеров.  Им давалась возможность получить военное образование, и перед присвоением офицерского звания они также проходили курс теоретического обучения. Своего рода аналог ускоренных командных курсов в Красной Армии.

Фенрихи носили форму аналогичную униформе старших унтер-офицеров, которая отличалась от офицерской только знаками различия и отсутствием на козырьке фуражки гирлянды дубовых листьев. Отдельных погон у фенрихов как таковых не было. Их заменял двойной ряд сдвоенного сутажного шнура с погон младших офицеров. Концы шнура вшивались в плечевой шов рукава, а с другой стороны он огибал пуговицу, вшитую в плечо. Посередине имелась эмблема службы. Выше и ниже эмблемы у старших обер-фенрихов крепились две золотистые звездочки.

Таким образом, немецкий командир проходил все ступени иерархии германской армии от простого солдата до офицера. Что является несомненным плюсом такой системы подготовки офицеров. Но тут есть и свои подводные камни, что и показала Вторая мировая война. Это кстати, относиться в целом и к созданию элитных танковых войск и люфтваффе. Ведь в РККА была иная концепция подготовки командно-начальствующего состава, наши училища выпускали грубо говоря «средняков», но массово. Ведь в разработке системы военного образования приложили руку и бывшие царские генералы. А они-то хорошо помнили как в Первую мировую войну были выбиты кадровые офицеры русской армии и взамен их пошли различные «вольнонаемные». Так произошло и с Вермахтом, в ходе войны их опытные офицерские кадры погибали. А военные училища Третьего рейха, все также придерживались их системы. В результате появился кадровый голод. Их система была хороша в условиях «блицкригов», но при длительной — затяжной войне она не сработала.

Победа Красной Армии над Вермахтом, в котором  были такие высококлассные офицеры, только делает честь нашей армии.

Источники:

Веремеев Ю. «Die Wehrmacht (Вермахт) 1935-1945».

Корум Дж. С. «Корни блицкрига»: Ганс фон Зект и германская военная реформа».

«Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952». (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011 г.

 

ammoussr.ru

Система подготовки офицеров Вермахта | Альтернативная История

Это выдержка из книги Ю. Веремеева «Die Wehrmacht (Вермахт) 1935-1945».

Надеюсь кому-то покажется интересной (особенно в свете построения различных альтернативных РККА).

В Германском Вермахте существовала уникальная система подготовки офицерских кадров, которая гарантировала комплектование войск высококачественным офицерским составом. Примерно подобная система существует и сегодня в Бундесвере.

Желающий стать офицером после проверки его благонадежности по линии гестапо, сдачи экзаменов по физической подготовке по линии «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд» сдавал вступительные экзамены в училище.

Затем кандидат посылался в боевой полк (во время войны обязательно в полк, ведущий боевые действия) на год солдатом (во время войны срок сокращался).

После окончания срока при условии положительного отзыва командования полка кандидат получал звание «фаненюнкер» равное званию «ефрейтор» и после непродолжительных теоретических занятий (от 2 до 6 месяцев) вновь посылался в другой боевой полк на ефрейторскую должность на срок от 4 до 6 месяцев. В это период ему должны были предоставить возможность часть времени выполнять обязанности командира отделения. Не отвечающие требованиям командования фаненюнкеры в училище не возвращались, а оставались служить в части ефрейторами.

По возвращении в училище фаненюнкер получал звание «фаненюнкерунтерофицир», проходил 2-6 месячный курс теоретического обучения и отправлялся в третий боевой  полк командиром отделения. Часть времени он должен был исполнять обязанности заместителя командира взвода и старшины роты.

При условии положительного отзыва командования по возвращении в училище он получал звание «фенрих» и после непродолжительного теоретического курса посылался в четвертую боевую часть командиром взвода (на офицерскую должность) и после установленного срока службы командиром взвода в училище сдавал выпускные экзамены.

После этого он в звании «оберфенриха» отправлялся в полк для постоянной службы. Присвоение звания «лёйтнант» зависело от командования полка и дивизии . В основном, время от поступления в училище до присвоения офицерского звания составляло более трех лет (даже и во время войны, а для обеспечения достаточного пополнения войск офицерами увеличивался набор в училища). Для присвоения каждого очередного офицерского звания требовалось пройти 4-6 месячное обучение в соответствующем училище или академии по той должности, на которую планировалось направить офицера, пройти стажировку по новой должности.

Таким образом, происходило постоянное фильтрование качественных кандидатов от случайных и неспособных руководить солдатами. К моменту получения офицерского звания кандидат имел боевой опыт, теоретические знания; умел пользоваться всеми видами оружия, умел командовать солдатами, знал особенности управления различными подразделениями, имел авторитет. Стажировки в различных частях у разных командиров и их решающее заключение о пригодности кандидата гарантировали, что офицерское звание не получат недостойные (по блату, за папины заслуги, за происхождение и т.п.). Более того, в мирное время на каждую следующую ступень подготовки могло быть принято не более 75% от числа лиц, прошедших предыдущую ступень.

Значительная часть офицеров в военное время комплектовалась из числа отличившихся, способных унтерофицеров. При необходимости им давалась возможность получить военное образование, и перед присвоением офицерского звания они также проходили курс теоретического обучения.

При всей неприязни к фашистам невозможно не отметить, что немецкий офицерский состав был выше всяких похвал, что отмечал в своих воспоминаниях и маршал Г.К.Жуков.

Офицеры знали солдат, были близки к ним, умели организовать бой, вести его упорно, нестандартно, с инициативой; рвались к победе, стараясь сберечь солдат. Они не боялись отступить от устава, ради достижения успеха. Солдаты верили своим офицерам, зная, что каждый из них был в свое время в солдатской шкуре; охотно шли за ними в бой, видели в них своих более опытных и старших товарищей, оберегали в бою.

Наша Победа в войне 1941-45 годов над Вермахтом, ведомым такими высококлассными офицерами, только делает честь нашей армии.

Жаль только, что этот жестокий урок так и остался не усвоенным; так никто у нас и не понял, что деньги, время, средства, затраченные на обучение офицеров в мирное время, сберегут массу солдатских жизней во время войны. Не усвоили этот урок наши теперешние руководители страны, и мы вновь учимся воевать во время войны, оплачивая учебу кровью неумелых солдат и необученных офицеров.

А немцы в послевоенной Германии (и после 1-й и после 2-й мировых войн) бережно сохранили свой унтер-офицерский и офицерский состав, нашли возможность выделять из скудного бюджета деньги на пенсии бывшим военным, на их тайное обучение и переподготовку (в том числе и в СССР), и когда понадобилось, в кратчайший срок сумели развернуть первоклассную армию.

Это только дилетанты от военной науки могут полагать, что достаточно навесить погоны и уже готов генерал. Военная наука, вековой опыт всех стран однозначно говорит — рядового солдата среднего (среднего!) качества можно обучить за два-три года, командира роты за 8-12 лет. Сколотить из таких солдат и офицеров боеспособный полк требуется еще два года.

А уж генералы — это штучный товар. Таланта от генерала требуется больше чем от артиста. Если расплата артиста за бездарность — свистки в зале, то расплата за бездарность генерала — тысячи загубленных жизней. Ведь военное искусство — есть умение принять единственно правильное решение в условиях недостатка или даже полного отсутствия информации и острого дефицита времени. Интуиции здесь требуется больше, чем в шахматной партии. Попробуйте выиграть шахматную партию, стоя спиной к доске и не зная, как расставлены фигуры соперника. А работа генерала в этом и состоит. Попинать генерала за неуспех, поражение, пролитую напрасно кровь может любой выпускник журналистского факультета. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» — гласит старая греческая пословица. А вот понять ценность талантливого офицера, генерала, сберечь, дать возможность развивать свои таланты без войны у нас не хочет никто.

alternathistory.com

Правила поведения и обычаи офицеров Вермахта 1935-45гг.

Юрий Веремеев. Из книги «Анатомия армии»

 

Правила поведения и обычаи офицеров
Вермахта 1935-45гг.

 

Предисловие. Данная статья не несет существенной информационной нагрузки, однако, думается, может помочь понять некоторые правила и обычаи  внутренних взаимоотношений в среде офицерского состава Вермахта, вооружить пониманием фигуры немецкого офицера как вещи в себе. При этом здесь  я сознательно   дистанцируюсь от отношения немецких офицеров к противнику, к местному населению на оккупированных территориях, особо исключая здесь и их поведение в нашей стране в годы войны. Об этом уже достаточно много сказано, в том числе и в моем сайте. Я хочу  здесь сжато описать те правила и обычаи, которые существовали внутри воинских коллективов в  частях Вермахта.

Возможно,  что этот своего рода психологический портрет немецкого офицера поможет читателю понять причины того или иного поведения гитлеровцев в тех или иных критических ситуациях. Например, отчего генерал Паулюс в Сталинграде, прекрасно понимая после провала попыток деблокирования, что армия обречена не просто на поражение,  а на поголовное уничтожение, и что дальнейшее сопротивление это просто преступление перед немецким народом, так и не решился на самовольные действия. И отчего все его генералы и офицеры тоже понимая свою неминуемую гибель, продолжали послушно исполнять приказы.

Льщу себя надеждой, что статью почитают и те, кто пишет сегодня сценарии для фильмов и сериалов о войне, и она им поможет избежать многих, так и режущих глаза ляпов, когда видишь сцены, показывающие гитлеровских солдат и офицеров, да и не только их, в бою.

Ну не могут ни в одной армии мира солдаты спорить с офицером по поводу того как и где вести бой, куда бежать и в кого стрелять. Особенно в немецкой. Не может немецкий солдат вести себя запанибрата  со своим офицером, и не могут они обращаться друг к другу в произвольной форме.
Это может быть на съемочной площадке рядовой осветитель может доказывать режиссеру, что тот   неверно организовал ту или иную сцену, и спорить с оператором по поводу того, под каким ракурсом снимать главную героиню, и категорически отказываться делать как ему велено. Или диктор на телевидении высказать в эфир свое личное  мнение, а не положенный ему на стол текст. Или журналист обозвать нехорошими словами своего редактора и вставить в газету одну статью вместо другой. Может быть, хотя я в этом сомневаюсь.

Но я точно знаю, что на войне вопросы службы и боя не решаются митинговым способом или ожесточенными спорами между солдатами и командирами. И ни за какие коврижки  солдат не направит свое оружие на своего командира в качестве аргумента, поскольку это уже само по себе  тяжкое военное преступление, за которое неизбежно последует суровейшая кара.

 

Конец предисловия.

 Итак,  какие нормы поведения предписывались руководящими документами германскому офицеру.

Прежде всего, он должен исполнять свои обязанности, исходя из понятий чести и достоинства офицера, а не из страха наказания или взыскания. Своим поведением всегда и везде он обязан подчеркивать перед всеми, а особенно перед подчиненными свою честность, пунктуальность, исполнительность, точность и безупречность.

Если он допустил ошибку, промах, упущение, не исполнил в срок приказания, то он должен сам доложить об этом своему начальнику. Любое сокрытие проступков от начальника для офицера совершенно недопустимо и несовместимо с понятием офицерской чести.

Чем труднее и сложнее обстановка и чем более утомлен офицер, тем в большей степени он должен следить за своей исполнительностью.   Ссылки на усталость, отсутствие сил как на причины неполного и недобросовестного исполнения долга  считаются несолдатским поведением и недостойны офицера. Он обязан быть твердым и жестким, прежде всего, по отношению к самому себе.

Офицер обязан быть скрытным. Это касается не только соблюдения государственной и военной тайны вообще, но и  ближайших намерений и планов старшего командира и своих собственных. Он не доложен разглашать сведения служебного и личного характера как о себе, так и о своих  товарищах и подчиненных. Он может сообщать окружающим только то, что касается их непосредственно и влияет на выполнение боевой задачи.

Офицер должен являться для своих подчиненных образцом  исполнительности и послушания. Совершенно недопустима какая либо критика старших начальников, разбор и анализ их решений и приказаний даже среди равных по должности и званиям офицеров, не говоря уж о подчиненных. Может обсуждаться только то, как лучше исполнить поступившее приказание. Ссылки на отсутствие или нехватку средств и сил для этого недопустимы. Предполагается, что начальник знает лучше силы и возможности подчиненных, нежели они сами. Сомнения в его информированности исключаются.

В  служебном общении не разрешается прерывать начальника и оправдываться. Если офицер полагает, что он получил нарекание несправедливо, то он должен найти возможность во внеслужебное время объясниться с начальником, но исключительно с его разрешения. Отказ начальника от объяснений не может служить основанием для обращений в вышестоящие инстанции или дальнейшего неприязненного отношения к начальнику.

На вопросы начальника офицер отвечает коротко и без лишних оборотов речи, без пространных пояснений. Прерывать начальника не разрешается. Если офицер полагает, что начальник понял его неверно или начальник принял ошибочное решение, он должен дождаться окончания речи начальника и попросить разрешения пояснить. Форма просьбы о разрешении (обращение всегда только в третьем лице): «У господина майора прошу разрешения кое-что пояснить».

Если офицер не понял вопроса или приказания, он обращается к начальнику: «Господин гауптманн как приказал?» или «Я не понял вопроса господина гауптманна».  Вместе с тем, запрещается в этой форме высказывать свое несогласие с приказанием. Считается, что в этом случае подчиненный пытается оказывать давление на начальника, что совершенно недопустимо в Вермахте.

Во всех случаях разговора с начальником речь подчиненного начинается со слов «Господин оберлойтнант…» или заканчивается этим же обращением «…,господин оберлойтнант». Неиспользование этих обращений считается грубым нарушением дисциплины.

Отношения начальников и подчиненных   требует соблюдения определенных обычаев и норм. Тактичное поведение с начальниками должно соблюдаться также при внеслужебных беседах. Однако, эта вежливость ни в коем случае не должна носить оттенок  смущенности или заискивания. Офицер соблюдает внешние формы общения даже если начальник не нравится офицеру. Он показывает во всех случаях уверенность в себе и мужество ответственности. Обучение и разъяснения со стороны начальника должны быть  понятны подчиненному и принимать их следует благодарно.

Упрямство для офицера  — это такое же проявление  слабохарактерности как и   неподобающая  мягкость.

В телефонных разговорах, если офицеру звонит начальник, то  подчиненный  начинает разговор словами «Здесь, господин оберст» (Hier,Herr Oberst). Звонки от  подчиненных к начальникам исключаются. Если есть необходимость о чем то сообщить начальнику, то подчиненный должен позвонить на узел связи и сообщить дежурному телефонисту о необходимости поговорить с начальником. Телефонист докладывает начальнику и тот звонит подчиненному.

При встрече с начальником подчиненный приветствует начальника первым. При этом его левая рука не должна находиться в кармане одежды.

Не разрешается при движении обгонять начальника. Если же этого требует обстановка, то сблизившись с начальником, следует попросить разрешения на обгон.

Особо оговариваются отношения между офицерами в офицерском коллективе. Они должны быть дружеские и каждый должен чем то жертвовать в интересах коллектива. В офицерском обществе недопустимы проявления эгоизма и отделенности (замкнутости).  
Прежде всего, офицер должен принимать активное участие во всех мероприятиях общества офицеров. Если он не женат, то крайне желательно, чтобы он обедал вместе с другими неженатыми офицерами части за общим офицерским столом. Обязательным является также, периодическое посещение вечерами и в выходные дни офицерского казино, которое считается средством привития корпоративного духа, развития дружеских отношений, восприятия воинских традиций.

От автора. Здесь казино следует понимать не как некое игорное заведение, где проигрываются миллионные состояния, а как закрытый офицерский клуб, где офицеры проводят свой досуг. В казино они могут пообедать, поужинать, выпить пива или шнапса, посмотреть кинофильм, пообщаться с товарищами, послушать музыкантов, почитать газеты и журналы, поиграть в шахматы или домино. Карточные игры не возбраняются, но они здесь являются только одним из средств времяпрепровождения. При этом карточные игры должны быть спортивного характера (покер, бридж и т.п.). Не допускаются азартные игры типа рулетки и другие, не развивающие тактическое мышление.

Прибывший в свою новую часть офицер при первом посещении казино должен быть представленным офицерскому коллективу старейшим офицером полка и должен вести себя свободно и непринужденно, но сдержанно. До тех пор, пока он не приобретет в коллективе определенный авторитет,  во время бесед и разговоров должен только слушать, не высказывая своего мнения.
За столом курить считается допустимым, только если закончен прием пищи и только по знаку старейшего офицера, сидящего за столом. Также только с его разрешения можно выйти из-за стола, если офицера вызывают по служебным делам или к телефону. По иным причинам вставать из-за стола считается невежливым. Если старший по положению офицер поднимает тост за одного из присутствующих, то тот обязан встать. Поднятие тоста младшим в отношении старших не совершенно не допускается, также как и тосты за Фюрера, за победы германского оружия.

От автора. Очень распространенная ошибка снимающих фильмы о войне, переносить обычаи наших застолий на немецкую почву. В офицерских коллективах Вермахта во время застолий здравицы в честь Фюрера, высших военачальников и событий, которые признавались  выше сидящих за столом,   считались недопустимыми и   оскорбительными для высоких особ и событий. Тосты и поднятие бокалов в честь кого либо,   воспринимались окружающими,  как знаки благоволения и  вознаграждения со стороны командиров своим подчиненным. Понятно, что Фюрер и старшие командиры отнюдь не нуждаются в одобрении со стороны младших


В офицерском коллективе среди равных по должности и званию не допускаются проявления грубости, поучений и взаимных споров. Младший не вправе доказывать свою правоту и настаивать на своей оценке обстановки или событий. Мнение старшего автоматически считается единственно верным.

Считается, что офицер не должен быть склонным к азартным играм и уж во всяком случае, он не должен вследствие игры залезать в долги, которые он не сможет вернуть. Офицерский коллектив должен следить за офицерами, которые склонны к такому поведению и вовремя их одергивать.

Употребление спиртных напитков офицерам не возбраняется, но необходимо следить за собой и за товарищами, чтобы не спиться.

По немецким взглядам дисциплина и повиновение подчиненных во время войны мало зависят от авторитета должности и офицерского звания. Офицер обязан заботиться о моральном завоевании душ подчиненных, что достигается высоким личным авторитетом. Офицер обязан знать и уметь больше, чем его подчиненные, использовать все свои способности и возможности для улучшения бытовых условий, сохранения жизней и здоровья подчиненных, обеспечения оружием, боеприпасами, питанием. Он должен своевременно замечать отличия и подвиги подчиненных и стремиться к тому, чтобы это своевременно и достойно вознаграждалось, однако без заигрывания.

На снимке: гитлеровские офицеры пакуют награбленное

Источники  и литература

1. F.Altrichter. Der Rezerveoffizier. Verlag von E.S.Mittler &   Sohn. Berlin. 1943

2.H.Dv.130/2a. Ausbildungsvorschrift fuer die Infanterie. Heft 2a. Shuetzenkompanie. Verlag Offene Worte. Berlin. 1941

Опубликовано на  http://army.armor.kiev.ua/hist/wermaxt-pravila.php

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Сколько получали солдаты и офицеры вермахта

Каждому свое

В период Второй мировой войны все военнослужащие вермахта могли рассчитывать на оклад, свободный от уплаты налогов (wehrsold, его еще называли фронтовым окладом). Правда, для значительной части военных wehrsold замораживался на весь период их нахождения в плену.

Жалование выплачивалось либо авансом раз в месяц, либо через равные промежутки времени, например, каждые 10 дней. Если в семье военного имелись иждивенцы, то его родные могли претендовать на пособие от гражданских властей, причем независимо от того, находился он в действующей части или в плену.

Профессиональные военные помимо wehrsold получали еще и freidensbesoldung — регулярное жалование, положенное в мирное время (в ходе войны оно выдавалось в том числе за период, проведенный в плену). Это жалование состояло из основной части, квартальных премий и пособия на каждого ребенка.

Свое жалование военнослужащий мог получить в виде чека в комендатуре по месту пребывания, наличные при этом переводились в один из немецких банков. До 1945 года freidensbesoldung обычно выплачивали за два месяца вперед, в заключительный период войны – только за один месяц.

Некадровые военные начиная со звания обер-ефрейтора имели возможность попросить freidensbesoldung в комендатуре при условии, что откажутся от пособия на иждивенцев. Однако бывали случаи, когда сумма выплат на иждивение превышала регулярный оклад, и тогда подобный обмен становился бессмысленным.

Финансовое обеспечение солдат вермахта также предполагало дополнительные выплаты за участие в боевых действиях (frontzulage) – 0.50 РМ в день независимо от звания. Каждый германский военный помимо денежного довольствия мог рассчитывать на бесплатное трехразовое питание, жилье и обмундирование. Талоны на питание можно было обменивать на его денежный эквивалент – до 3 РМ в день.

Ниже приведены оклады некоторых категорий военнослужащих вермахта в переводе на современные доллары США без учета налогов (1 доллар США или 0,40 рейхсмарки 1945 года примерно соответствует 17 американским долларам 2018 года). Первая цифра означает регулярное жалование freidensbesoldung, вторая – фронтовую надбавку wehrsold:

Генерал-фельдмаршал — 19 040$ + 2 040$
Генерал-полковник — 13 107$ + 1 836$
Генерал — 11 985$ + 1 632$
Генерал-лейтенант — 9 520$ + 1 428$
Генерал-майор — 7 939$ + 1 224$
Полковник — 6 324$ + 1 020$
Майор — 4 029$ + 731$
Лейтенант — 1 360$ + 476$
Фельдфебель — 1 088$ + 357$
Унтер-офицер — 952$ + 272$
Солдат — 204$ (только wehrsold)

В воинских формированиях вермахта оклады получали также легионеры. Для рядового наемника вплоть до 1945 года это сумма равнялась 30 РМ. По воспоминаниям поляка, воевавшего в 352-м артиллерийском полку, его зарплата составляла 52,50–54,50 РМ в месяц.

Добровольные помощники вермахта, так называемые «хиви», зарабатывали в зависимости от национальной принадлежности. Так, русские «хиви» получали 24 РМ в месяц, поляки – 45-55 РМ, прибалты – 72 РМ + 30 фронтовых РМ.

Об уровне зарплат в других родах германских войск информации почти нет. Однако пилот люфтваффе Вольфганг Дирих в своих мемуарах писал, что за каждый вылет «экипажа-разрушителя» для атаки на опасные цели (например, британские заводы) сверх обычного оклада полагалась доплата за риск в размере 400 РМ.

Для сравнения: средний оклад немецкого рабочего в месяц в годы войны  равнялся примерно 190 РМ; пачка сигарет Eckstein (12 шт.) стоила 3,33 РМ; цена суточного продуктового пайка германского военнослужащего составляла 1,35 -1,50 РМ; карту для посещения солдатского борделя можно было приобрести за 2 РМ.

russian7.ru

Сколько получали солдаты и офицеры вермахта — Альтернативный взгляд Salik.biz

В германской армии периода Второй мировой войны к вопросам снабжения относились весьма обстоятельно. Это касалось в том числе и денежного довольствия. Вплоть до 1944 года военнослужащие вермахта исправно получали положенные им деньги.

Безопасность важнее

О доходах немецких солдат в годы Второй мировой войны мы узнаем из разных источников, в том числе из воспоминаний военнослужащих. Так, ветеран вермахта Армин Шейдербауэр, попавший на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет, отмечал, что ему сразу дали звание лейтенанта и зарплату в 220 рейхсмарок (РМ), которую перечисляли на сберегательный счет банка Штокерау.

Даже без фронтовой надбавки это была значительная сумма, особенно для вчерашнего курсанта. Помимо денежного довольствия Шейдербауэр получил единовременное пошивочное пособие – 750 РМ, на которое можно было приобрести очень приличное обмундирование.

В начале 1944 года ежемесячный оклад Шейдербауэра, по-прежнему находившегося в звании лейтенанта, составлял 300 РМ. К этому времени на его сберегательном счете накопилась сумма в 4000 РМ, так как в период постоянных боевых действий он не имел возможности тратить деньги. Но офицер в любой момент мог обратиться в одно из отделений банка и снять необходимую суму.

К концу войны лейтенант попал в плен, а после освобождения узнал, что его банк лопнул, а вместе с ним ушли и все наколенные средства, на которые он собирался с невестой строить новую жизнь. Впрочем, по словам Шейдербауэра, его тогда больше волновали не деньги, а собственная безопасность.

Прежде всего, соратники

Предсказуемо, что лучше всего в финансовом отношении обстояли дела у германского генералитета. Для своих ближайших сподвижников Гитлер средств не жалел. По некоторой информации, лучше всех жил рейхсмаршал Герман Геринг чей совокупный месячный доход достигал 30 тысяч РМ. Недаром его называли «втором человеком» после фюрера.

Весьма щедро Гитлер чествовал высших армейских чинов к их очередному юбилею. Так, весной 1941 года гросс-адмиралу Эриху Рэдеру на 65-летие выплатили премию в размере 250 тысяч РМ. Столько же год спустя к своему 65-летию получил фельдмаршал Вильгельм фон Лееб. Внушительные суммы были выписаны и к юбилеям Рундштедта, Кейтеля и фон Клюге, а Клейсту и Гудериану фюрер пожаловал обширные поместья.

Что касается постоянных ежемесячных доходов высшего командного состава германской армии – фельдмаршалов и гросс-адмиралов – то они колебался в районе 4 тысяч РМ, при этом их денежное довольствие даже в предвоенное время лишь частично облагалось налогами. За весь срок своей службы немецкий генералитет мог обеспечить себе сытую и беспечную старость.

Каждому свое

В период Второй мировой войны все военнослужащие германской армии могли рассчитывать на оклад свободный от уплаты налогов (так называемый Wehrsold). Правда для значительной части военных Wehrsold замораживался на весь период их нахождения в плену.

Жалование выплачивалось либо авансом раз в месяц, либо через равные промежутки времени, например, каждые 10 дней. Если в семье военного имелись иждивенцы, то он имел право на пособие, которое выплачивалось его родным гражданскими властями независимо находился солдат в действующей части или в плену.

Профессиональные военные помимо Wehrsold (его еще называли фронтовым окладом) получали регулярное жалование (в том числе и за период, проведенный в плену) – Freidensbesoldung, положенное в мирное время. Это жалование состояло из основной части, квартальных премий и пособия на каждого ребенка.

Свое жалование военнослужащий мог получить в виде чека в комендатуре по месту пребывания, наличные при этом переводились в один из немецких банков. До 1945 года Freidensbesoldung обычно выплачивали за 2 месяца вперед, в заключительный период войны – только за 1 месяц.

Некадровые военные начиная со звания обер-ефрейтор могли обратиться в комендатуру с просьбой о выплате Freidensbesoldung, но в таком случае им приходилось отказываться от пособий на иждивенцев. Встречались случаи, когда сумма выплат на иждивение превышала регулярный оклад, и тогда подобный обмен становился бессмысленным.

Финансовое обеспечение солдат вермахта также предполагало дополнительные выплаты за участие в боевых действиях (Frontzulage) – независимо от звания 0.50 РМ в день. Каждый германский военный помимо денежного довольствия мог рассчитывать на бесплатное трехразовое питание, жилье и обмундирование. Питание можно было обменивать на его денежный эквивалент – до 3 РМ в день.

Ниже приведены оклады некоторых категорий военнослужащих вермахта в переводе на современные доллары США без учета налогов (1 доллар США или 0.40 рейхсмарок 1945 года примерно соответствуют 17 американским долларам 2018 года). Первая цифра означает регулярное жалование Freidensbesoldung, вторая – фронтовую надбавку Wehrsold:

Генерал-фельдмаршал 19 040$ + 2 040$

Генерал-полковник 13 107$ + 1 836$

Генерал 11 985$ + 1 632$

Генерал-лейтенант 9 520$ + 1 428$

Генерал-майор 7 939$ + 1 224$

Полковник 6 324$ + 1 020$

Майор 4 029$ + 731$

Лейтенант 1 360$ + 476$

Фельдфебель 1 088$ + 357$

Унтер-офицер 952$ + 272$

Солдат 204$ (только Wehrsold)

В воинских формированиях вермахта оклады получали также легионеры – для рядового наемника вплоть до 1945 года это сумма равнялась 30 РМ. По воспоминаниям поляка, воевавшего в 352-м артиллерийском полку, его зарплата составляла 52.50 – 54.50 РМ в месяц.

Добровольные помощники вермахта, так называемые «хиви», зарабатывали в зависимости от национальной принадлежности. Так, русские «хиви» получали 24 РМ в месяц, поляки – 45-55 РМ, прибалты – 72 РМ + 30 фронтовых РМ.

Об уровне зарплат в других родах германских войск информации почти нет. Однако пилот Люфтваффе Вольфганг Дирих в своих воспоминаниях писал, что за каждый вылет «экипажа-разрушителя» для атаки на опасные цели (например, британские заводы) сверх обычного оклада полагалась доплата за риск в размере 400 РМ.

Для сравнения, средний оклад немецкого рабочего в месяц в годы войны составлял порядка 190 РМ. Пачка сигарет Eckstein (12 шт.) стоила 3.33 РМ, цена суточного продуктового пайка германского военнослужащего составляла 1.35 -1.50 РМ, карту для посещения солдатского борделя можно было приобрести за 2 РМ.

salik.biz

Система подготовки офицеров Вермахта.

«При всей неприязни к фашистам невозможно не отметить, что немецкий офицерский состав был подготовлен выше всяких похвал…»
Г.К. Жуков

Основоположником системы подготовки командных кадров в германской армии следует считать генерала Ганса фон Секта. Фон Сект служил в армии с 1885 г., во время Первой мировой был начальником штабов различных армий. В 1920 — 1926 гг. занимал должность главнокомандующего рейхсвера. Умер в 1936 г.
Главным детищем его жизни стала реформа системы военного образования и подготовки офицеров рейхсвера, которую он стал разрабатывать сразу после поражения Германии в войне и которая была произведена в 1925 — 1926 гг.
После того, как союзники Версальским договором сократили более чем тридцатитысячный немецкий офицерский корпус до 4000 человек, стало ясно, что для сохранения этого корпуса нужно что-то делать. Какую цель преследовал фон Сект, задумывая свою реформу?

Рейхсвер, по замыслу фон Секта, должен был стать элитной ударной силой Германии, могущей в случае необходимости быстро развернуться в отлично подготовленную армию из 21 дивизии. Такое количество дивизий считалось минимально необходимым для обороны страны. В соответствии с этим фон Сект проповедовал принцип т.н. «Fuhrerheer», то есть «Армии командиров» — «При необходимости, вся армия стала бы армией командиров, или Fuhrerheer, в которой каждый офицер, унтер-офицер и рядовой в любой момент были бы готовы занять следующую ступеньку. Рядовые должны были готовы командовать отделением, унтер-офицеры — взводом , лейтенанты — ротой и так далее. Солдаты и офицеры, не способные к продвижению на более высокие командные позиции, должны были увольняться из армии». Подчеркну — к этой системе немцы пришли вовсе не от хорошей жизни, их просто вынудили действовать по пословицей «лучше меньше, да лучше».


Таким образом, к человеку, желающему стать офицером, во время учёбы автоматически должны были предъявляться чрезвычайно высокие требования, гораздо большие, чем до Первой мировой. Фон Сект это понимал, поэтому предусмотрел пряник для заманивания молодых людей в армию — приличную зарплату и хорошие жилищные условия. Скажем, каждый унтер-офицер получал отдельную комнату. Во всех подразделениях должны были быть солдатские клубы, войсковые библиотеки. Более того, была создана целая система курсов, дающих солдатам знания профессиональных и средних школ, с тем чтобы после окончания 12-летнего срока службы они могли легко найти себе гражданскую профессию. Надо сказать, что тут фон Сект очень сильно отступил от прусских традиций, проповедовавших спартанские условия жизни для новобранцев.
Естественно, при таких условиях огромное количество молодых немцев изъявило желание вступить в армию, что давало возможность отбирать только лучших. Например, в 1928 г. в рейхсвере было по 15 (!) претендентов на место.

Перед началом второй мировой войны путь молодого человека в офицеры был примерно следующим:

Желающий стать офицером после проверки его благонадежности по линии гестапо, сдачи экзаменов по физической подготовке по линии «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд» сдавал вступительные экзамены в училище.
Затем кандидат посылался в боевой полк (во время войны обязательно в полк, ведущий боевые действия) на год солдатом (во время войны срок сокращался).

После окончания срока при условии положительного отзыва командования полка кандидат получал звание «фаненюнкер» равное званию «ефрейтор» и после непродолжительных теоретических занятий (от 2 до 6 месяцев) вновь посылался в другой боевой полк на ефрейторскую должность на срок от 4 до 6 месяцев. В это период ему должны были предоставить возможность часть времени выполнять обязанности командира отделения. Не отвечающие требованиям командования фаненюнкеры в училище не возвращались, а оставались служить в части ефрейторами.

По возвращении в училище фаненюнкер получал звание «фаненюнкерунтерофицир», проходил 2-6 месячный курс теоретического обучения и отправлялся в третий боевой полк командиром отделения. Часть времени он должен был исполнять обязанности заместителя командира взвода и старшины роты.

При условии положительного отзыва командования по возвращении в училище он получал звание «фенрих» и после непродолжительного теоретического курса посылался в четвертую боевую часть командиром взвода (на офицерскую должность) и после установленного срока службы командиром взвода в училище сдавал выпускные экзамены.

После этого он в звании «оберфенриха» отправлялся в полк для постоянной службы. Присвоение звания «лейтенант» зависело от командования полка и дивизии . В основном, время от поступления в училище до присвоения офицерского звания составляло более трех лет (даже и во время войны, а для обеспечения достаточного пополнения войск офицерами увеличивался набор в училища). Для присвоения каждого очередного офицерского звания требовалось пройти 4-6 месячное обучение в соответствующем училище или академии по той должности, на которую планировалось направить офицера, пройти стажировку по новой должности.

Таким образом, происходило постоянное фильтрование качественных кандидатов от случайных и неспособных руководить солдатами. К моменту получения офицерского звания кандидат имел боевой опыт, теоретические знания; умел пользоваться всеми видами оружия, умел командовать солдатами, знал особенности управления различными подразделениями, имел авторитет. Стажировки в различных частях у разных командиров и их решающее заключение о пригодности кандидата гарантировали, что офицерское звание не получат недостойные (по блату, за папины заслуги, за происхождение и т.п.). Более того, в мирное время на каждую следующую ступень подготовки могло быть принято не более 75% от числа лиц, прошедших предыдущую ступень.

Значительная часть офицеров в военное время комплектовалась из числа отличившихся, способных унтерофицеров. При необходимости им давалась возможность получить военное образование, и перед присвоением офицерского звания они также проходили курс теоретического обучения.

Конечно же, с получением лейтенантских погон обучение офицера не заканчивалось, а, можно сказать, только начиналось. Ответственность за дальнейшее образование офицеров нёс командир полка. С молодыми лейтенантами регулярно проводились семинары на политические, военные и экономические темы. Во время штабных занятий в гарнизонах перед лейтенантами ставились тактические задачи, по которым они должны были подготовить планы и приказы.

Однако, если офицер твёрдо решил занять должность офицера Генштаба, самым главным для него становилась подготовка к военно-окружным экзаменам. Это был очень сложный экзамен, длившийся несколько дней и состоявший из следующих частей: 3 работы по прикладной тактике, 1 по теории тактики, 1 по инженерной подготовке, 1 по чтению карт и черчению и 1 по вооружению. Кроме того, проверялся общий уровень знаний — нужно было писать работы по истории, праву, географии, математике, физике, химии, физподготовке и иностранному языку. Особенно сложными были задания по тактике. Дело в том, что вопросы к ним часто выходили за рамки программ военных школ. Например, задавались вопросы о действиях усиленного полка, в то время как в Дрездене изучались лишь действия на ротном и батальонном уровнях. Тут, как мы видим, ещё одно характерное отличие от нашего образования — немцы считали, что если офицер действительно увлечён военным делом, то он не будет тупо повторять на экзамене то, что услышал от лектора. Наоборот, он станет сам постоянно углублять и совершенствовать свои знания. Таким образом немецкая система образования заставляла офицера показать всё, на что он способен.

Экзаменующий офицер, что интересно, оставался анонимным, а каждую работу лейтенанта оценивали сразу три офицера — дабы избежать субъективных оценок. В случае двухкратного провала экзамена лейтенант вполне мог лишиться офицерского звания.

Для помощи молодым офицерам в подготовке к экзамену в каждом гарнизоне формировались учебные группы, которые проходили 6-месячный курс обучения. В качестве учебников использовались книги и статьи, написанные, в основном, офицерами Генштаба. Например, знаменитая книга Роммеля «Пехота атакует!» является компиляцией его статей, написанных в 1929 — 1932 гг., когда он был инструктором в Дрезденской школе.

Самой главной задачей немецкого образование было воспитание офицера в моральном плане. Фон Сект подчёркивал, что «каждый офицер каждого рода войск должен постоянно помнить о своей роли наставника и образца для подчиненных ему войск». Офицер Генштаба должен был быть «решительным, готовым брать ответственность, уметь сохранять спокойствие в угрожающей обстановке и быть вождем для своих войск». Именно полководцем, а не «полкопосыльцем»! Как видите, офицер в понимании немцев — это не тот, кто сидит в штабе и рисует стрелочки на картах. Офицер — это, если так можно выразиться, «состояние души» (звучит пошло, но по-иному не скажешь). Это образец для своих солдат, собственно, самый лучший солдат — самый смелый, самый умный, самый храбрый и т.п. В этом смысле офицерский корпус вермахта действительно был элитной кастой — но не той «кастой» офицерья, с презрением относящейся к «солдатне», которая имеется у нас. Теоретически это была каста лучших воинов, готовых, в случае необходимости, первыми пожертвовать своей жизнью ради победы.

xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai

Система подготовки офицеров Вермахта — Междумыслие

Завтра была война. Система подготовки офицеров Вермахта

  

… началась Великая Отечественная война. Какая военная сила была выставлена против нашей страны, описано в десятках тысяч источников: научных трудах, мемуарах военноначальников и простых участников войны, исследовательских и журнальных статьях. Подсчитано точное количество танков, самолётов, артиллерийских орудий, армий, дивизий, полков, батальонов. Во всех этих публикациях отмечались высокое качество военной техники, профессионализм командных кадров, высокий уровень подготовки офицеров и солдат. Этот пункт, об их высоком уровне подготовки, стал общим местом. Во всех публикациях обязательно это отмечается, но в чём именно заключалась эта подготовка, как их готовили, всегда остаётся за рамками изложенного в них. Особенно часто упоминается о высоком профессиональном уровне офицеров. Этот уровень был действительно высоким и тем больше уважения вызывают наши отцы и деды, сумевшие победить такого сильного противника.

С кем же им пришлось воевать, кто был этот противник, чем он был силён, как готовили и обучали германских офицеров, об этом в статье с сайта Юрия Еремеева “Анатомия армии” о подготовке офицеров Вермахта.

В Германском Вермахте существовала уникальная система подготовки офицерских кадров, которая гарантировала комплектование войск высококачественным офицерским составом. Примерно подобная система существует и сегодня в Бундесвере.

Нужно отметить несколько моментов. Процесс  обучения будущих офицеров, для понимания, можно разбить на пять условных этапов, каждый из которых состоял: служба в боевом полку – теоретический курс в военном училище. После каждого курса обязательная стажировка в полку на должности от рядового до командира взвода, в зависимости от этапа обучения.

В мирное время на каждый следующий этап подготовки в военное училище из полка могло быть принято не более 75% от числа лиц, прошедших предыдущую ступень.

Итак:

Желающий стать офицером после проверки его благонадежности по линии гестапо, сдачи экзаменов по физической подготовке по линии «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд» сдавал вступительные экзамены в военное училище.

Затем кандидат посылался в боевой полк (во время войны обязательно в полк, ведущий боевые действия) на год солдатом (во время войны срок сокращался).

После окончания срока при условии положительного отзыва командования полка кандидат возвращался в училище и получал звание «фаненюнкер» равное званию «ефрейтор» и после непродолжительных теоретических занятий (от 2 до 6 месяцев) вновь посылался в другой боевой полк на ефрейторскую должность на срок от 4 до 6 месяцев. В это период ему должны были предоставить возможность часть времени выполнять обязанности командира отделения. Не отвечающие требованиям командования фаненюнкеры в училище не возвращались, а оставались служить в части ефрейторами.

По возвращении в училище фаненюнкер получал звание «фаненюнкерунтерофицир», проходил 2-6 месячный курс теоретического обучения и отправлялся в третий боевой  полк командиром отделения. Часть времени он должен был исполнять обязанности заместителя командира взвода и старшины роты.

При условии положительного отзыва командования по возвращении в училище он получал звание «фенрих» и после непродолжительного теоретического курса посылался в четвертую боевую часть командиром взвода (на офицерскую должность) и после установленного срока службы командиром взвода в училище сдавал выпускные экзамены.

После этого он в звании «оберфенриха» отправлялся в полк для постоянной службы. Присвоение звания «лейтенант» зависело от командования полка и дивизии.

В основном, время от поступления в училище до присвоения офицерского звания составляло более трех лет (даже и во время войны, а для обеспечения достаточного пополнения войск офицерами увеличивался набор в училища). Для присвоения каждого очередного офицерского звания требовалось пройти 4-6 месячное обучение в соответствующем училище или академии по той должности, на которую планировалось направить офицера, пройти стажировку по новой должности.

Таким образом, происходило постоянное фильтрование качественных кандидатов от случайных и неспособных руководить солдатами. К моменту получения офицерского звания кандидат имел боевой опыт, теоретические знания; умел пользоваться всеми видами оружия, умел командовать солдатами, знал особенности управления различными подразделениями, имел авторитет. Стажировки в различных частях у разных командиров и их решающее заключение о пригодности кандидата гарантировали, что офицерское звание не получат недостойные (по блату, за папины заслуги, за происхождение и т.п.).

Значительная часть офицеров в военное время комплектовалась из числа отличившихся, способных унтерофицеров. При необходимости им давалась возможность получить военное образование, и перед присвоением офицерского звания они также проходили курс теоретического обучения.

При всей неприязни к фашистам невозможно не отметить, что немецкий офицерский состав был выше всяких похвал, что отмечал в своих воспоминаниях и маршал Г.К.Жуков.

Офицеры знали солдат, были близки к ним, умели организовать бой, вести его упорно, нестандартно, с инициативой; рвались к победе, стараясь сберечь солдат. Они не боялись отступить от устава, ради достижения успеха. Солдаты верили своим офицерам, зная, что каждый из них был в свое время в солдатской шкуре; охотно шли за ними в бой, видели в них своих более опытных и старших товарищей, оберегали в бою.

Наша Победа в войне 1941-45 годов над Вермахтом, ведомым такими высококлассными офицерами, только делает честь нашей армии.

Жаль только, что этот жестокий урок так и остался не усвоенным; так никто у нас и не понял, что деньги, время, средства, затраченные на обучение офицеров в мирное время, сберегут массу солдатских жизней во время войны. Не усвоили этот урок наши теперешние руководители страны, и мы вновь учимся воевать во время войны, оплачивая учебу кровью неумелых солдат и необученных офицеров. А немцы в послевоенной Германии (и после 1-й и после 2-й мировых войн) бережно сохранили свой унтер-офицерский и офицерский состав, нашли возможность выделять из скудного бюджета деньги на пенсии бывшим военным, на их тайное обучение и переподготовку (в том числе и в СССР), и когда понадобилось, в кратчайший срок сумели развернуть первоклассную армию. Это только дилетанты от военной науки могут полагать, что достаточно навесить погоны и уже готов генерал. Военная наука, вековой опыт всех стран однозначно говорит — рядового солдата среднего качества можно обучить за два-три года, командира роты за 8-12 лет. Сколотить из таких солдат и офицеров боеспособный полк требуется еще два года. А уж генералы — это штучный товар. Таланта от генерала требуется больше чем от артиста. Если расплата артиста за бездарность — свистки в зале, то расплата за бездарность генерала — тысячи загубленных жизней. Ведь военное искусство — есть умение принять единственно правильное решение в условиях недостатка или даже полного отсутствия информации и острого дефицита времени. Интуиции здесь требуется больше, чем в шахматной партии. Попробуйте выиграть шахматную партию, стоя спиной к доске и не зная, как расставлены фигуры соперника. А работа генерала в этом и состоит. Попинать генерала за неуспех, поражение, пролитую напрасно кровь может любой выпускник журналистского факультета. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» — гласит старая греческая пословица. А вот понять ценность талантливого офицера, генерала, сберечь, дать возможность развивать свои таланты без войны у нас не хочет никто.

sergeyseb.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *