Как славяне одевались – ТРАДИЦИОННАЯ СЛАВЯНСКАЯ ОДЕЖДА — Одежда — Изобразительное искусство — Каталог файлов — МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Содержание

Как одевались славяне

Содержание статьи

Как одевались славяне в середине I тысячелетия до н.э – середине I тысячелетия н.э

Одежда восточных славян в этот период не отличалась особым разнообразием, да и данные весьма фрагментарны — в обиходе были рубахи, женские сорочки и платья, куртки, безрукавки, халаты, тулупы, плащи, пояса (обычные и богато украшенные). Некоторые исследователи эту одежду разделяют на нательную, дополнительно нательную, верхнюю (подразделялась на плечевую и поясную).

Основной головной убор, как у мужчин, так и у женщин был башлык, а основной обувью были кожаные мягкие на плоской подошве невысокие полусапоги, которые закреплялись на ногах с помощью ремня или шнурка.

Сапоги представляли собой плотные чулки из кожи (сапоги знати могли обшиваться золотом).

Шили одежду в основном из шерстяных тканей, а также тканей из растительных волокон (конопляной и льняной).

Как одевались славяне в VI – IX вв

Для изготовления ткани для одежды также, как и раньше, славяне использовали шерсть, лен, коноплю. Широко использовались шкуры и мех (овечьи, медвежьи шкуры, соболиный, беличий мех и тд). Сведений об использовании импортных тканей, в первую очередь речь идет о шелке, к сожалению, не сохранилось. Мужская одежда состояла из рубашки, штанов (узких) и верхней одежды.

Верхнюю одежду называли по-разному – жупаном, корзо, кожухом, сукнею. Одежду стягивали поясами, которые шились из ткани или кожи, а сами рубахи и верхняя одежда завязывались тесемками или застегивались на пуговицы.

Одним из основных видов обуви в этот период были башмаки, изготовляемые из кожи (также они носили общеславянское название черевики).

Основу женской одежды этого периода составляла длинная, украшенная вышивкой или узорным тканьем рубашка. Изредка женский костюм дополняли металлические украшения.

Как одевались славяне в период Древней Руси

Одежду в Древней Руси называли порты, а портищем называли кусок ткани. Также для обозначения одежды употреблялось название – ризы.

Традиционным материалом для одежды восточных славян в IX — XIII вв были ткани из шерсти, льна, конопли. Но ткани в этот период уже различались по сортам. Толстиной или частиной называлось грубое полотно, вотолой — более толстое полотно, а тонкое, выбеленное полотно называлось бель.

Ткани из льна были в основном белого цвета, шерстяные — натурального цвета овечьей, козьей шерсти или окрашивались в красные, желтые, зеленые и другие цвета.

Шелковые или золотные ткани, которые привозились из Византии и Востока, были доступны только знатным людям.

Распространенным материалом для обуви были древесная кора и лыко, из которого плели лапти, но обувь горожан и богатых крестьян изготавливали из сыромятной или дубленой кожи.

Главной особенностью одежды в Древней Руси было то, что костюм у различных слоев населения отличался количеством предметов одежды и разнообразием материалов, но покрой одежды был одинаковым. Ярким примером может служить одинакового покроя рубаха, которую носил и крестьянин, и горожанин, и князь, но у последнего рубаха была из дорогой тончайшей ткани.

Итак, сорочицу или рубаху шили из полотна, шерсти, шелка. Покрой у рубах был туникообразный.

Мужская рубаха была до колен, носили ее на выпуск, поверх штанов. Очень длинной, до ступней или до пола (отсюда слово – подол), была женская рубашка. Обычно длинные рукава рубашки в домашних условиях собирали с помощью браслетов.

Нательную мужскую одежду дополняли неширокие штаны. Сложно сказать какой конкретно длины были штаны, так как они заправлялись в обувь. На нижнюю часть ног состоятельные люди надевали, так называемые, наголенники, а бедные накручивали онучи – длинные узкие полосы материи. Помимо онуч на голую ногу бедное население (мужчины, женщины) надевали шерстяные носки (копытца).

Вышеперечисленная одежда у бедных слоев населения была в единственном экземпляре, поэтому в ней и работали, и ходили дома.

Верхняя одежда в этот период была представлена так называемой свитой (представляла собой длинное, облегающее тело, полотно с отложным воротником), которую носили как мужчины, так и женщины. В обиходе славян был распространен и безрукавный плащ из толстой льняной ткани, который накидывался на плечи и застегивался на шее (славянское название – вотола). Помимо вотолы была распространена и другая форма плаща – мятль, которую носили преимущественно княжеские слуги.

Зимой носили кожуки, или в простонародье тулупы, сшитые из шкур животных.

Меховые, валяные, плетеные шапки – главные головные уборы мужчин того времени.

У женщин наиболее распространенным головным убором был кокошник.

Таким образом, одежда у славян выполняла не только защитную функцию, но и была социальным и этническим показателем. Популярная поговорка что встречают по одежке – как раз и уходит корнями в рассмотренные выше времена.

Правильные образы славянских девушек.

Источник

slavicnews.ru

Древние славяне [Древнерусские] — народ, история, быт, занятие, общество, хозяйство, экономика, вики — WikiWhat

История древних славян

Отношения с Византией

см. Византия и славяне

Образование Киевской Руси

см. Образование Древнерусского государства

Народы и племена древних славян

  • Западные славяне: чехи, поляки, словаки, поморские и полабские племена.
  • Южные славяне: болгары, греко-македонцы, далматинцы (хорваты, сербы).
  • Восточные славяне: дулебы, северный союз и др. предки украинцев, белорусов и русских.

Словене

см. Словене

Жизнь и быт древних славян

Пища (еда)

Основу питания древнеславянских земледельцев составляли каши из овсяных и ржаных круп, блины. Широко использовали грибы. В прибрежных селениях основой питания была рыба. Из напитков широко использовался квас. Алкоголь готовили на медово-ягодной основе.

Одежда

Самой распространенной одеждой у мужчин древних славян были рубаха и штаны из льна дополняемые накидкой из овчины или меха или овчины, а у женщин — сарафан или рубаха. Серьги славянки не носили, они предпочитали украшения — височные кольца, вплетавшиеся в прическу. Из глубины времён пришёл праздничный народный головной убор русских женщин — кокошник.

Брак (семья)

У славян на раннем этапе формирования общества было распространено многоженство, но при одном муже разные жены со своими детьми жили в разных домах, о чём свидетельствуют обнаруженные гнёзда малых домов объединенных одним хозяйством.

Большое ритуальное и магическое значение имела нагота, а сексуальные акты играли важную роль в языческих религиозных обрядах. Известно, что на Руси в некоторых местностях долгое время сохранялся обычай ритуального совокупления мужа с женой на пашне, которое, как считалось, повышало плодородие земли.

Община

Одним из мощных факторов силы ассимиляции народов на Руси считается организация славянского общества основанного на общине, куда легко принимались чужеземцы. Община на Руси — самоуправляющийся социально-хозяйственный коллектив возникший в доклассовом обществе. В сельской местности для совместной работы до настоящего времени дошла своеобразная форма общественного неоплачиваемого труда — помочь (или толока). Индивиду с тех далеких времен постоянно внушалось, что общественные (а в более современное время — государственные) интересы выше личных.

Общинность жизни славян, описанная всеми без исключения исследователями, обусловлена, в конечном счете, малой вероятностью выживания отдельного человека в условиях Древней Руси.

Культура древних славян

Религия

Важным фактором объединения древних славян была вера. Для поклонения специальные храмы были не нужны — в Древней Руси мольбища совершались на открытом воздухе. Отличительная черта восточнославянской дохристианской религии — отсутствие человеческих жертвоприношений. Поклонение богам осуществлялось в основном в формах «проСЛАВления» играми, гимнами, плясками и ритуалами в их честь. Они, по сути, вросли в новую веру: в православном христианстве насчитывается более сотни праздников. Сохранились и почти в открытую элементы старой веры: Минское языческое капище (на р. Свислочь) просуществовало до XX века. До XIX в. в Российской Империи просуществовали оргиастические Купальские игрища. Обычай добывания «живого огня» путем трения сохранялся в Самарской губернии до 1907 г., а купальские обряды (костры) существуют в Европе и по сей день.

Принятие христианства

см. Принятие христианства на Руси Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Праздники

Наиболее важные праздники у древних славян, дошедшие до наших дней: Масленица, Иван Купала, Коляда, Кострома и др. В них соединились и остатки языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный ритуал. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения в поколение, закреплялись в слове и обрядовой символике, демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил.

Солнцу у древних славян были посвящены два праздника — Купала и Коляда, приуроченные по времени к важнейшим астрономическим событиям — солнцестояниям, которые на Руси назывались солнцеворотами.

Отсчитывалось начало года чаще всего с весны с Масленицы (период весеннего равноденствия). Мартовский стиль был национально­-русским, позже из Византии пришла традиция встречать Новый год в сентябре.

Язык

Ассимилирующая сила русского языка, благодаря которой Древняя Русь объединила многие народы, была колоссальной. При этом, как ни парадоксально, ассимилируя другие народы его носители почти никогда не становились господствующим классом.

На этой странице материал по темам:

wikiwhat.ru

Одежда древних славян

Язычество всегда отражалось в жизни славян, так как все сверхъестественное было связано с природой. Этот феномен ярко отражается также и на одежде людей. Самый главный элемент мужского наряда – это рубаха. В рубахе мужчина ходил на протяжении всей своей жизни, начиная с младенчества и заканчивая старостью. У женщин также были рубахи, а в XV веке появилось ещё такое понятие, как платье. Традиционно одежду украшали народными узорами из ручной вышивки. Самые популярные обережные мотивы были представлены в виде коня, птицы, дерева Жизни, различные растительные орнаменты, антропоморфные изображения Богов а также их символы. Весьма многообразными были и полосчатые орнаменты (лапчатый, струями, личиками, рельсами, копытцами, свинушками, кружалком и крестом).

Интересный факт: многие орнаменты, чтобы не тратить дополнительно нитки и время, перешивали из одной рубахи, которую уже износили, на другую, новую.

Традиционный обережный цвет – красный, так как он символизирует огонь, а также является цветом крови. Удивительно, но сама холстина, из которой состояла рубаха, называлась Землей, а вышивка на ней – Ярью. Таким образом, получалось, что Небесный Огонь, когда покрывал Землю, зачинал и оберегал на ней все живое.

В древние времена славяне различали около тридцати оттенков красного цвета. Например, черемной – красный, мясной – алый, кумашный – красно-алый, боканный – красный, багрец – аловишневый, чремно-искрасной – вишневый и т.д. Стоит также добавить, что очень было популярно носить различные украшения женщинам.

Так, к примеру, арабские путешественники отмечали, что у славянских женщин всегда очень ценился зеленый бисер, на руках были серебряные браслеты, особенно выделялись золотые и серебряные шейные гривны, монисты, различные ожерелья и т.д.

Содержание статьи

Обереги древних славян

Язычество нашло свое выражение в вещественном мире благодаря оберегам. Чувствуя себя бессильным против богов и природы, славяне, пытаясь обезопасить себя от стихий и раскрыть механизм влияния на природу, разработали целый комплекс защиты от неизвестных сил.

Различные языческие символы находились в самых уязвимых местах дома: окна, двери, щели, ворота и т.д. Все они должны были защитить дом и его жителей от нечистой силы. Иногда солярные знаки находились даже на крыше дома, и обычно это был символ коня. На фасаде дома было принято изображать небо и ход солнца (утро, день и вечер). Над входной дверью вешали вышитые полотенца, посредине которого находился громовой знак в виде круга, разделенного на шесть секторов. Это был символ Перуна, который помогал уберечь жилище от удара молнии и пожара. На наличниках окон рисовали или вырезали знаки земли, засеянного поля, русалок берегинь (защищали от упырей), птиц, растения, фантастических существ.

На прихозяйственных постройках изображали богинь Ладу и Макошь с опущенными руками, якобы те просят матушку-землю о большом урожае и сырой земле. С поднятыми руками их изображали над дверью дома или возле окна, дабы попросить у богов защиты и небесной влаги и света. Причудливыми орнаментами старались покрыть все, дабы защитить себя со всех сторон от всякого зла.

Украшения древних славян

Особая защита требовалась женщине, защитнице и продолжательнице рода. Поэтому в их наряде всегда присутствовали подвески, которые либо крепились на цепочке и вешались на шею, либо свисали с пояса, либо висели у плеча. Таким оберегом был талисман, вырезанный в форме коня или утко-коня, к которому добавляли ещё бубенчики или утиные лапки (символ Рода, создателя земли).

Ещё один главный элемент женского украшения – головной убор. У девушек это был венчик, у замужних женщин кика или кокошник. Венок является кругом оберегом, который помогает девушке сохранять светлые, добрые мысли. Кика символизировала рога богини Оленихи, которая придавала женщине силу. Такой головной убор был обязательно украшен бисером, нитями жемчуга и височными кольцами. Поверхность кокошника и кики покрывалась дополнительно различными обережными знаками, которые с виду напоминали руны, а также изображались символы богини Макошь.

Браслеты – это уникальный элемент наряда, который подходил и мужчинам и женщинам. Делали браслеты из стекла, дерева, полосок металла и крученой проволоки. Они были необходимы для того, чтобы скреплять рукава одежды, дабы её было удобно носить, да и нечистая сила не проникла в человека. Как правило, на браслетах изображали символы земли и солнца.

Автор: Лидия Габрисюк.

Русская одежда.

Источник

slavicnews.ru

Славянская одежда. Символы Рода » Перуница

На сегодняшний день многие люди интересуются жизненным укладом наших предков. Благодаря этому происходит возрождение славянских традиций. Люди приобщаются к культуре наших пращуров, которую усиленно пытаются от нас скрыть.

Это и мировоззрение, и обряды, и пища, которой питались те, без которых не было бы нас. Это одежда. Важнейший атрибут любого народа. Славянская одежда имеет глубокий духовный смысл. И, помимо сугубо практических свойств, имела также силу оберега.

Что ближе к телу – современность или старина

Сегодня многие люди устали от засилья непривычной одежды с чуждыми нам рисунками и надписями. Чужое во многом бессмысленно и бесполезно для нас, но имеет значение для тех, кто создает и распространяет подобные "вещи". Потому возрос интерес к нашим традициям. Люди начинают понимать, что своя рубашка - ближе к телу. Что одежда, которую носили много поколений наших отцов, подойдет нам как нельзя лучше.

Мода - понятие искусственное, традиции же - естественны! Поэтому многие, в ком жив голос крови, желают следовать славянским предпочтениям в одежде. Она отражает суть жизни наших предков, их мироощущение. Ведь это опыт многих, каждый из которых вносил что-то свое: улучшал, добавлял, изменял к лучшему. Одежда имела вышивку - славянские символы. Тем самым назревала носящего. И в этом - мудрость наших праотцов.

Одежде уделяли большое внимание. Так первую рубашонку для ребенка шили из отцовской рубахи, которая хранила в себе энергию родителя и оберегало дитя. Род - это дерево, огромное и могучее. А мы все - листочки на его ветках. Всех нас объединяет Род. А если так, то мы можем прикоснуться к силе своего Рода, воспользоваться его защитой в трудное время, воздать ему благодарность. Это можно делать разными путями. Можно поклоняться своим предкам, что разумно и традиционно для славян. Можно с помощью магии насытить себя силой Рода. А можно сочетать эти два пути - носить одежду со славянскими знаками, символами. Отдавая должное традициям предков в выборе одежды, мы славим их, чтим память. Символы дарят нам защиту, силу. Это и есть магия Рода. И она доступна каждому.

Существует ли сегодня славянская мода?

Этот путь - выбора одежды с родными символами - обязателен для каждого, кто стремиться быть достойным сыном своей земли, продолжателем славного Рода. Для тех, в ком недавно начала пробуждаться родовая память, это удобно, так как не требует широких познаний и позволяет приобщиться к славянской культуре в действии, а не только в теории. Для тех же, кто глубже погружен в волшебный мир наших традиций, само собой разумеется носить такую одежду.

В ранние времена каждая девушка умела шить. Провожая любимого на войну, она вышивала на его рубахе символы-обереги. Помимо силы заключенной в них, рубаха была наполнена защитной энергией, ведь её шили с любовью. Так же и детям расшивали одежду, которая хранила материнскую энергию, а значит - защиту и заботу. И для каждого случая использовались свои символы. Сегодня, к сожалению, не многие умеют шить, делать одежду своими руками. Немногие умеют вышивать на ней узоры.

И еще меньшее число людей знает значение славянских символов, варианты и правила их использования в одежде. Но, к счастью, стараниями неравнодушных, появилась лавка, где из большого ассортимента одежды можно выбрать для себя то, что требуется именно вам, чтобы быть под защитой своего Рода.

Сегодня идет незримая борьба со всем, что может пробудить родовую память у славян. Ведь это укрепит нас, напомнить о единстве, сделает сильнее. А кому нужны сильные люди, когда их пытаются поработить? Поэтому, несмотря на пробуждение народа, подобные магазины славянской одежды - всё еще редкость. Производят тонны вещей с иностранными названиями государств, марок одежды, банальной рекламы. Либо с наименованием нашей страны, но,почему-то, написанными по-английски(!). А нашего, родного - капля в море.

Настало время вспоминать традиции!

В каждом разделе нашей лавки «Северная сказка» вы найдете описания всех видов товаров. Они в точности расскажут, как и зачем носить ту или иную вещь. Помимо одежды, вы также приобретете знание.

Если обратить внимание на другие народы, станет видно - они-то чтят свои корни! Так шотландцы ходят в килтах, не стесняясь, даже за пределами своей Родины. А немцы, к примеру, с удовольствием одевают альпийские шляпы с пером. Даже представители малых народов России используют национальные костюмы, предметы одежды не в пример чаще наших братьев-славян. Это обеспечивает малым народам идентичность, сохранение их культуры.

У славян - самого большого этноса в Европе - пытаются отнять культуру предков. Стереть память Рода. Запретить священные символы, вешая на них ярлыки и объявляя вне закона тех, кто их демонстрирует. И это почти удалось недоброжелателям. Однако, на грани гибели - забвения культуры предков - мы начали просыпаться! Такова уж наша природа - ждать до последнего.

Возрождение традиций славянской одежды - один из сотни шагов на пути к возрождению нашего Рода. И мы обязаны его совершить сегодня!

www.perunica.ru

Одежда Славян

Мужская одежда славян, как можно судить по всем имеющимся прямым и косвенным данным, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого при необходимости поверх их плаща или одежды типа позднейших свиты и кафтана. Характер рубашки в общем передают литые фигурки человечков из Мартыновского клада. Рубашка, по-видимому, была туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами, подобно тем, что известны по древнерусским материалам. Рукав у запястья, кажется, стягивался широкой тесьмой. Посредине груди рубаха имела широкую вышитую вставку. Устройство ворота не ясно. Рубаха подпоясана — пояс обозначен двумя линиями.

Вышитые рубашки этого типа, как подметил Б. А. Рыбаков, повсеместно носили до недавнего времени в украинских, южновеликорусских и белорусских селах и деревнях. Широкая вышивка, аналогичная помещенной на рубашках мартыновских фигурок, имеется на одеждах мужских изображений на серебряных браслетах домонгольской Руси. Длинные узкие штаны «мартыновских человечков» доходят до щиколоток. У славян такие штаны назывались иногда ноговицами (в других случаях этот термин обозначал что-то вроде гетр). По-видимому, штаны поддерживались на бедрах бечевкой.

Поверх этих нательных одеяний надевались более тяжелые верхние одежды. Известно несколько терминов, обозначавших последние еще в праславянский период — жупан, корзно, сукня и кожух. Эти одежды, если у них был впереди разрез, надевались как современные плащи или пальто, в противном же случае натягивались через голову и застегивались у шеи пуговицами или петлицами. На славянском поселении VI—VII вв. в Требуженах в Молдавии найден небольшой амулет, изображающий человека с согнутыми в коленях и расставленными ногами. Фигура выполнена весьма условно; тем не менее можно согласиться с исследователями, опубликовавшими эту находку, что изображенный на ней мужчина одет в короткий жупан с глубоким вырезом на груди. Упомянутые выше верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одежда превращалась в шубу, для обозначения которой в старом славянском языке наряду с местным названием кожух было и чужеземное, восточное — шуба. Такие шубы славяне начали носить много раньше, чем южные народы, и поэтому император Никифор II (963— 969) с презрением обращался к болгарскому правителю: «Скажите вашему одетому в кожух начальнику...».

Длинная опоясанная одежда типа позднейшей свиты или кафтана изображена на мужских фигурах Збручского идола. Другие виды верхней мужской одежды славян по изображениям VI—IX вв. не известны. Мартыновские и требуженская фигурки изображают мужчин без головных уборов. На двух изображениях человечков из Мартыновки радиальными черточками переданы волосы. Возможно, в южных районах славянской территории мужчины тогда обычно ходили без головных уборов. Головной убор славян — шапка языческого времени — известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола, условно называемого Святовитом, увенчана шапкой — полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье. Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фресках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем являлись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких шапок. По-видимому, и в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и племенных князей. Шапки простых людей нам не известны.

Мужские одежды обычно стягивались поясами, которые изготавливались или из различных тканей и в таких случаях просто завязывались, или из кожи и имели металлические пряжки, а иногда еще наборные бляшки и наконечники. Наиболее полная серия металлических частей пояса происходит из раскопок городища Зимно. Здесь найдены бронзовые, серебряные и железные пряжки с круглыми, полукруглыми, овальными, восьмеркообразными и фигурными рамками и разнообразной формы основой, а также прямоугольные «гитаровидные» пряжки. Многочисленны бляшки от поясных наборов — двухщитковые и круглые прорезные; фигурные, с растительным орнаментом, крестообразная, в виде фигуры птицы. Поясные пряжки и бляшки неоднократно встречены и в других славянских памятниках VI—IX вв., но в IX в. они менее многообразны, а иногда представлены единичными экземплярами, однако принадлежат в основном к тем же типам. Так, восьмеркообразные пряжки встречены и на поселениях Южного Буга, и на Хотомельском городище, и в длинных курганах кривичей. В коллекции древностей из этих курганов имеются удлиненно-четырехугольные, овальные и кольцевые пряжки, а также пряжки В-образной формы. Необходимо подчеркнуть, что поясные пряжки, бляшки и наконечники, встречаемые в славянских памятниках VI—IX вв., не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды, а имеют широкие аналогии в древностях многих племен и племенных группировок этого времени, от аварских могильников Паннонии до приазовских и северокавказских степей. Подобные вещи отражают значительные перемещения населения, широкие связи и заметную однородность дружинной культуры.

Славянские рубахи и верхние одежды обычно завязывались тесемками, но иногда застегивались на пуговицы. В южнорусских курганах конца IX—X в. нередки маленькие бронзовые литые пуговки, которые пришивались к вороту одежды. Они имели грушевидную или биконическую форму и иногда орнаментировались геометрическими узорами. В Мартыновском кладе имеются два запонкообразных предмета с гладким диском и узкой длинной петлей внизу, которые, скорей всего, тоже служили пуговицами. Значительно чаще, очевидно, употреблялись костяные и деревянные пуговицы. В староладожской коллекции имеются одна круглая пуговица и три стержневые застежки с острыми концами, изготовленные из кости, но относятся они уже к концу IX—X в. На южной окраине восточнославянской территории распространился обычай застегивания наплечной одежды при помощи особого рода булавок — фибул. Так, на славянских поселениях Днестро-Прутского междуречья найдено несколько разнотипных фибул — бронзовая арбалетовидная с ложноподвязаным приемником, две посеребренные антропоморфные, бронзовая двухпластинчатая, бронзовая с короткой изогнутой дужкой, прямой ножкой и высоким держателем иглы и др. В области расселения антов — одной из крупных диалектно-племенных группировок последнего периода праславянской истории — относительно широкое распространение получили антропо-зооморфные фибулы, датируемые VI—VIII вв. Фибулы встречены у славян и в составе кладов. Весьма широкое распространение в антской среде VI—VII вв. получили также пальчатые фибулы, которые можно считать этноопределяющими для этой славянской группировки. Однако они были принадлежностью женского туалета и поэтому характеризуются ниже. Другие фибулы, находимые в славянских памятниках рассматриваемого времени, единичны. Так, на поселении Кодын в Северной Буковине обнаружены две железные фибулы позднеримского типа, которые датируются V — первой половиной VI в.; на селище Куня в бассейне Южного Буга найдена железная двучленная фибула позднего арбалетного типа, характерная для IV — начала VIв.

Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки, изготавливаемые из кожи. В общеславянский период они назывались черевиками. Наиболее полное представление об этом типе обуви дают материалы раскопок Староладожского городища. Здесь в слоях, относящихся к VIII—X вв., встречено значительное количество изделий из кожи, среди которых преобладают остатки мягких бескаблучных башмаков. Изготавливались они либо из целого куска кожи, либо из двух основных частей — цельнокроенного верха и подошвы. Основной шов обычно делался выворотным (куски кожи складывались лицом внутрь и прошивались по краю), применялись также наружный шов (при этом куски кожи складывались лицом наружу и прошивались), тачной (куски кожи сшивались встык, вплотную друг к другу) и через край. Некоторые виды башмаков шнуровались. Особняком стоит лишь один детский башмак — широконосый, со значительным подъемом. Единичные экземпляры ладожских башмаков орнаментировались. Для этого делались или трапециевидные вставки с насечками, через которые для украшения продевались крученые цветные нити или полоски кожи, украшенные аналогичным образом и оформляющие верхние края башмаков. Возможно, подобные узконосые башмаки изображены на мужских фигурках из Мартыновского клада. Впрочем, не исключено, что это мягкие сапоги с такими же острыми носами. На требуженской фигурке, как полагают авторы ее публикации, изображены мягкие остроносые сапоги. Возможно, это были низкие сапоги, о которых позднее, описывая славян, упоминает Гардизи. Другие виды обуви в староладожской коллекции VIII—X вв. отсутствуют. Нужно полагать, что во второй половине I тысячелетия н. э. славяне носили и лыковые лапти. Однако археологически это пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения такой обуви. В Старой Ладоге в отложениях VIII—IX вв. найдена рукавица, сшитая из целого куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь.

 

Выкройка славянской одежды

 

 

Материал: лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких. Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше льняной ниткой.

 

зад

 

I. Кроим!

 

Отмерьте какой длины будет ваша рубаха, желательно чтоб она доходила до середины бедра:

длина – (мерка от плеча до нужной длины)

ширина – (размер одежды в плечах + 10 см)

сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!

на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)

кроим рукав: 2 шт.

верх – (обхват бицепса+5 см)

низ – (запястье)- (обхват запястья 5 см)

ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)

клинья 2 шт.

 

Для мужской рубахи 50 см на 35 см. Для женской рубахи 80 или 90 см на 50 см.

II. Шьем!

сшиваем рукава

вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)

пришиваем рукава к рубахе

сшиваем рубаху по бокам, до клиньев!!!

вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга).

вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее.

все края подшиваете

 

Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!

 

Женская рубаха шьется по тому же принципу, только длиной до земли и клинья подлиннее!

 

Писано Любавой добрым людям во благо!

Выкройка: Пересвет Игоревич

 

 

 

 

 

ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог, обмотки, или онучи /ноговицы/ + "копытца" (шерстяные носки

 

Материал: лён (магазинный или домотканый), конопля (домоткань), шерсть (магазинная или домотканая), шерсть/лён (смесовая ткань).

Необходимые мерки*: длина ноги от талии до икр (плюс 10 см), обхват ноги вверху (плюс 10 см на свободу движения), подъём (мерка снимается, пропуская сантиметр между ногами от точки талии впереди до точки талии сзади)*

 

Детали: 2 штанины, ластовица

Шов: "назад иголку" (соединение деталей), обмётка, "вперёд иголку", "просо"

 

Процесс:

 

1. Сложить штанины пополам, от верхнего края полотна отступить 15 см и пришить ластовицу, как показано на рисунке.

2. Сшить оставшиеся несшитыми края штанин.

3. Обметать все швы.

4. Низ штанин подвернуть внутрь на 1,5-2 см и пришить швом "просо".

5. Пояс: у переднего шва оставить несшитыми верхние 5 см, края просто подвернуть внутрь 1 раза и прошить; верхний край штанов обметать, затем подогнуть внутрь сначала на 2 см, потом ещё на 3 см и пришить швом "вперёд иголку".

6. Вставить шнурок (гашник).

* Обратите внимание на то, что размеры, указанные на рисунке, примерны, и рассчитаны на человека среднего роста и объёмов, ваши же размеры исключительно индивидуальны.

 

Поздравляю! Ваши порты готовы.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

welemudr.mirtesen.ru

Реферат по теме: История костюма древних славян. Как одевались древние славяне



Русский народный костюм - традиционная одежда восточных славян, детская, женская и мужская, стиль символики на праздничных нарядах

В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.

Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.

Мужская славянская одежда

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Детская славянская одежда

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Особенности русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапк

religionpeace.ru

Славянская одежда как оберег — Славянская культура

В исконной славянской традиции не было ничего случайного, каждый ее духовный и материальный элемент имел глубокое сакральное значение и базировался на ведании основ мироздания. Наши Предки
 уделяли своему убранству первостепенное внимание. Оно призвано было защитить человека не только от климатических воздействий, но и от влияния тонких не проявленных энергий, несущих негатив. 

Славянские земли занимали все северное полушарие, и на таких огромных территориях традиционные формы одежды существенно различались, однако, их защитные функции всегда были максимально соблюдены. Славянская одежда – оберег во всех своих деталях.

Само слово «одежда», а в более раннем варианте, сохранившемся, например, в украинском языке, - «одежа», образовано тремя древнеславянскими буквами «оде», «животъ», «азъ». Образное значение
 выброшенной из современного языка буквы «оде» - то, что нас окружает, находясь рядом, недалеко в стороне, а также направление по правому, правильному пути. Десница – правая рука, одесно
 – справа. Толкование слова «одежда», по сути, обозначает «жизнь аза окружающее и не дающее сбиться с правого пути».

Обережные функции одежды закладывались особенностями ее покроя. Преобладала цельнокроеная длинная одежда, а исподнее всегда было цельнокроеным на всех славянских землях. Это символизировало и обеспечивало цельность человека во всех ее проявлениях. У славян, проживавших на территории современной России, и верхняя одежда в основном была цельнокроеной. Это
наиболее древний убор.

Южные и западные славяне являются авангардом в покорении новых земель. Они представлены пассионарными этническими группами, людьми, в которых бурлит активная арийская кровь. Эти люди веками сталкивались с другими народами и заимствовали у них определенные элементы культуры. Кроме того, они всегда находились на пограничных территориях лицом к лицу с опасностью нападения
 врагов. Они должны были иметь такую повседневную одежду, которая была удобна для мгновенного вступления в бой, верховой езды, вообще любой мобилизации. Поэтому их верхняя одежда существенно отличается.

Здесь получили распространение укороченные рубахи, штаны специфического покроя у мужчин и юбки у женщин. Хотя юбка – современное название подобной одежды, ранее были другие наименования, различавшиеся у разных славянских племен. Например, знаменитая украинская плахта. Такая одежда, не зашитая наглухо продольно, а только обернутая вокруг тела и имевшая длину чуть ниже колен,
 давала возможность женщине легко взбираться на коня и вообще передвигаться быстро и удобно. Это одежда казачек, оборонявших родную землю рядом с мужчинами-воинами.

Славянская обережная одежда имела и символическое значение. Древние сакральные знаки, вышитые или нашитые на одежде, обеспечивали связь с теми высшими аспектами мироздания, которые они символизировали. Рабочая повседневная одежда украшалась очень просто, но с использованием конкретных и сильных символов.

Праздничная, ритуальная и воинская одежда была расшита определенными орнаментами очень насыщенно, и несла также информацию о человеке. Например, древнее славянское рукопожатие у мужчин представляет собой взаимный охват ладонью правой руки запястий друг друга. Кроме братского приветствия происходило считывание информации о человеке, закодированной в орнаментации
 рукава. Ведающий человек узнавал из этой символики о родовой, кастовой, профессиональной принадлежности встреченного им незнакомца. Вышивка на одежде в районе груди защищала душу человека соответствующей символикой. Особо отделывался ворот, как символ перехода к верхним энергетическим центрам и высшим духовным вибрациям.

Славянская одежда, как оберег огромной силы, надежно защищала наших Предков тысячи веков трудной и славной истории, и остается только пожелать, чтобы прекрасные мудрые традиции убранства вернулись, чтобы канула в небытие губительная мода оголять свое тело напоказ злу и дурному глазу. 

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Одежда невесты и жениха у восточных славян

Традиции → Внешний образ в древней Руси

Русский народный костюм → Исследование Славянской одежды

Ремесла → Русское узорочье

Русский народный костюм → Славянская одежда для детей

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о