Challenger 2 броня – 2 — Английский Танк, Технические Характеристики ТТХ, Обзор Пушки, Брони и Вооружения, Вес и Скорость

Содержание

Танк Челленджер-2 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила «проверка на вшивость» и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков «в дни испытаний», с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке «мудрейшего из мудрых вождя всех народов»), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный «автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему «общепринятому». Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания «Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941″, так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…» Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из «механизированной кавалерии» (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…» Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, «применением брони повышенной сопротивляемости». Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как «метод Круппа». Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что «метод Круппа» в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ «Большевика» под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил «сорокапятку».

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…». В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала «площадка» с препятствиями, «купание» в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески «Комсомольца». Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м».

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов». Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: «Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

oruzhie.info

Челленджер 2 (танк) — это… Что такое Челленджер 2 (танк)?

Challenger 2
Классификацияосновной боевой танк
Боевая масса, т62,5
Компоновочная схемаклассическая
Экипаж, чел.4
История
Год(ы) производствас 1994
Год(ы) эксплуатациис 1995
Количество выпущенных, штболее 400
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм8300
Длина с пушкой вперёд, мм11570
Ширина корпуса, мм3520
Высота, мм2490
Клиренс, мм500
Бронирование
Тип броникомбинированная «Чобхэм», противоснарядная
Вооружение
Калибр и марка пушки120-мм L30E4
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров55
Боекомплект пушки52
Углы ВН, град.—10…+20
Прицелыкомбинированный стабилизированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG, ночной тепловизорный TOGS-2, телескопический монокулярный NANOQUEST L30, перископический панорамный стабилизированный SFIM VS-580
Пулемёт(ы)1 × 7,62-мм McDonnel Douglas Chain-Gun, 1 × 7,62-мм L37A2
Подвижность
Тип двигателяV-образный
12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.1200
  то же, кВт.880
Скорость по шоссе, км/ч56
Запас хода по шоссе, км400
Удельная мощность, л.с./т19,2
Тип подвескигидропневматическая
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,9
Ширина преодолеваемого рва, м2,8
Преодолеваемый брод, м1,1

Че́лленджер 2 (англ. Challenger 2) — основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Также состоит на вооружении в Омане.

Краткий обзор

Основной боевой танк «Челленджер 2» выпускается британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне являющейся частью компании BAE Land Systems). Он явлется третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был «Челленджер А30» — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2 мм пушкой. Вторым был «Челленджер 1»- основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя «Челленджер 2» был разработан на основе «Челленджер1», новый танк отличается от более ранней модели совершенно новым дизайном: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент «Челленджер 2» заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

Великобритания заказала 127 танков «Челленджер 2» в 1991 году и ещё 259 в 1994 году. Оман заказал 18 танков в 1993 году и ещё 20 в ноябре 1997 года. «Челленджер 2» поступил на вооружение британской армии в 1998 году, последняя машина поступила в войска в 2002 году. Ожидается эксплуатация танков этой модели вплоть до 2035 года.

Танки «Челленджер 2» применялись для ведения боевых действий в Боснии, Косово и Ираке(с 2003 года по сегодняшний день).

В мае 2009 года BAE Systems объявила, что сворачивает производство танков данной модели в связи с отсутствием оборонного заказа со стороны правительства Великобритании.[1]

История

Компания «Виккерс Дефенс Системс» начала разработку преемника танка «Челленджер 1» в качестве частной инициативы в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. Был заключён контракт на 90 миллионов фунтов на создание опытного образца к декабрю 1988 году. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей(среди возможных кандидатов были «Абрамс» М1А2, «Леклерк» и «Леопард 2»), Министерство обороны решило принять танк «Челленджер 2» на вооружение.

Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.

Танк «Челленджер 2» успешно прошёл испытания на надёжность, проведённые в 1994 году; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:

  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62 мм
  • 10 ч простоя двигателя
  • 3,5 ч работы двигателя

На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.

Дизайн

Вооружение

«Челленджер 2» оснащён 120 мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер 1». Эта пушка, отлитая методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, используемой НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения- полностью электрические. Боекомплект главного орудия составляет 52 выстрела.

Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Всего в танке содержится 4000 патронов калибра 7,62.

Цифровая система контроля за огнём, разработанная фирмой «Дженерал Дайнамикс», включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине.

Броневая защита

«Челленджер 2» является одним из наиболее тяжело бронированных западных танков: и башня, и его корпус прикрыты бронёй «Чобхэм» второго поколения, все сведения о которой до сих пор засекречены. В бронировании танка были также использованы пакеты реактивной брони. Комплекс защиты от биологического и химического оружия находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также может создать вокруг себя дымовую завесу, впрыскивая солярку в выхлопные отверстия. Танк обладает огромной ослабленной зоной в фронтальной проекции, это НЛД(Нижняя Лобовая Деталь) танка которая не имеет комбинированого бронирования, т.е является листом обычной стали приблизительно 80-100мм толщины. (комментарий английского танкиста после случая с пробитием НЛД которая была защищена ДЗ)

Ослабленная зона в фронтальной проекции

«couple of points, I thought the report said that ERA failed in that it did not explode, secondly the round has not penetrated Dorchester armour on the lower glacis as implied, that is armour normal plate and not very thick either Dorchester is deployed on key areas and lower glacis was not deemed one, as when designed the thought of being involved in this type of ops was probably not considered»

Страны, где используются

Боевое применение

Танки «Челленджер 2» использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время осады Басры, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

Во время войны был только один инцидент, во время которого один танк «Челленджер 2» был потерян: речь идёт о «дружеском огне», когда один танк по ошибке подбил другой. В результате, танк был уничтожен и двое членов экипажа погибли.

Известен случай, когда во время боя один танк получил два попадания из гранатомёта РПГ-7 и одно попадание противотанковой ракеты «МИЛАН». Экипаж машины выжил, сам танк был отправлен в ремонт; наибольшие повреждения получила система наблюдения.

Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях «Саиф Сариа 2», были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для регулярной их замены в танках.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

британский «бронекулак» в XXI веке » Военное обозрение

«Пустынная» модификация «Челленджера-2» является ярчайшим примером возможной модернизации всего танкового парка СВ Великобритании. Решётчатые противокумулятивные экраны, элементы ДЗ ROMOR и дополнительное бронирование нижней лобовой детали корпуса — визитная карточка «Desert Challenger». Усиление НЛД — дополнительная мера безопасности в случае, если обстрел лобовой проекции произойдёт с малого расстояния, и экран местности не сможет прикрыть этот уязвимый участок корпуса с толщиной бронеплиты 100 мм

Программы модернизации современной бронетанковой техники занимают сегодня едва ли не первое место в списках обновления технологического потенциала вооружённых сил большинства государств мира. И танки по-прежнему являются основными единицами, нуждающимися в регулярном усовершенствовании средств бронезащиты, активной защиты, танковых информационно-управляющих систем, увеличении могущества, точности и ресурса орудий, а также разработке и введении в серию новых бронебойных и кумулятивных боеприпасов. Ведь противотанковые ракетные комплексы совершенствуются на глазах, а БПС стандартных противотанковых орудий продолжают представлять серьёзную угрозу и в условиях сетецентрической войны. А на БМП и иных классах ББМ против вольфрамовых и урановых сердечников не попрёшь. По этой причине, сколько бы прогрессивные круги военных специалистов не трубили о снижении роли ОБТ на сухопутном театре военных действий XXI века, основные боевые танки продолжат оставаться основой любой наступательной или оборонительной операции. В качестве примеров: появление перспективного российского ОБТ с необитаемой башней Т-14 «Армата», создание перспективного турецкого танка «Altay», постоянная модернизация немецких танков «Leopard-2A6/7» и ещё целый ряд аналогичных программ.

Сегодня мы остановимся на обзоре амбициозной британской программы «Life Extension Challenger 2», по итогам которой должен быть модернизирован весь танковый парк ОБТ «Челленджер-2» СВ Великобритании. Начнём с того, что базовая версия «Челленджера-2» не отличается максимальной живучестью на современном поле боя ввиду отсутствия дополнительных средств, увеличивающих уровень бронезащиты корпуса и башни. В то же время стандартная многослойная броня башни типа «Чобхэм» вместе с несколькими стальными бронелистами формирует физический габарит толщиной около 725 мм, эквивалентная стойкость от бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (БОПС) доходит до 800 мм. Обеспечивается защита от БОПС типа ЗБМ-42М «Лекало» (на дальностях более 1000 м) и от ЗБМ-48 «Свинец-2» на расстоянии более 2500 м. Уничтожение британского танка в бою с нашими Т-72Б3, Т-80У и Т-90С может произойти либо начиная с 5-километровой дистанции танковыми управляемыми ракетами 9К119М «Рефлекс-М», либо с дистанции 2000 м стандартными БОПС, но на 2 км к «Челленджеру-2» нужно ещё суметь подобраться, ведь 120-мм танковое орудие L30E4 имеет высокую точность стрельбы и бронепробиваемость, которая для Т-72Б3 представляет огромную угрозу. Только Т-80У и Т-90С могут без усилий вести бой с «Challenger 2» на ближних дистанциях. Вопрос слабой бронезащиты Т-72Б3 лежит в сохранении прежней конструкции бронезащиты башни серийного Т-72Б, эквивалентная стойкость от БОПС которой составляет всего 540 мм, а ДЗ «Контакт-5» имеет множество неприкрытых брешей передней проекции. О более совершенном проекте Т-72Б «Рогатка» по каким-то причинам просто забыли, и он остался лишь в виде единственного опытного образца.

Попадания более совершенных БОПС, разработанных для «Арматы», «Челленджер-2» вряд ли выдержит, не защищена его лобовая проекция и от ПТРК «Корнет-Э», «Хризантема-С», а также ПТРК «Javelin», атакующих танк в верхние, наиболее тонкие, бронелисты корпуса и башни. Отсутствие комплекса активной защиты (КАЗ) превращает танк в отличную мишень для авиационных тактических ракет и прочих управляемых боеприпасов. Первое, что хочет обновить британская армия в 227 находящихся на вооружении танках, — «устаревающую башню». Собственно говоря, называть её «устаревающей» не совсем логично: габарит бортовых бронелистов башни составляет 360 мм, что в углах безопасного маневрирования +/-30 градусов даёт прирост толщины до тех же 725 мм, что и лобовые бронеплиты. На правой «скуле» башни (перед местом командира танка) этот габарит доходит до 900 мм. К примеру, у французского AMX-56 «Leclerc» габарит бортов в аналогичных углах безопасного маневрирования не превышает 400 — 450 мм и может быть пробит даже устаревшими советскими ЗБМ-29, ЗБМ-32, либо американскими 105-мм БОПС M833. «Челленджер-2» становится уязвимым лишь при обстреле с углов +/–35—45 градусов от нормали лобовой проекции, на чертежах разреза башни это отлично видно. Достаточно уязвимым участком башни является и участок массивной маски пушки, попадание в который может вызвать неминуемое заклинивание маски в узком пространстве между лобовыми бронеплитами: орудие не сможет наводиться в угломестной плоскости.

Чертёж башни ОБТ «Challenger 2» с маркировкой броневых габаритов

Увеличение защищённости всей лобовой проекции (включая маску пушки) и бортовых бронелистов может быть достигнуто установкой компактных модулей современной динамической защиты, обеспечивающей защиту от тандемных кумулятивных боеприпасов, а также увеличивающих стойкость против БОПС на 20-50% и против КС на 70-90%. Достаточно верным решением могло бы стать оснащение «Челленджеров-2» польской встроенной динамической защитой «ERAWA-1» и «ERAWA-2».Учитывая достаточно высокую стойкость брони «Чобхэм», а также большой угол наклона лобовых бронеплит британского ОБТ, даже «ERAWA-1» могла бы защитить танк от некоторых современных тандемных ПТУРС, «ERAWA-2» же сможет обеспечить защиту британской машины даже от перспективных ПТРК с многолетним запасом (до 1200 мм от БОПС и до 1550 мм от КС). Два важнейших достоинства польской динамической защиты семейства «ERAWA» — компактность ЭДЗ и параллельное расположение плоскости элемента динамической защиты к поверхности защищаемой бронеплиты.

1. Квадратный ЭДЗ TX01 «ERAWA-1» имеет размеры 150х150х26 мм и может устанавливаться на расстоянии от 30 до 50 мм от поверхности брони. Таким образом, элементы выдаются над броневой конструкцией танка всего на 56—76 мм, что очень выгодно при установке на ОБТ с крупногабаритными массивными башнями, которыми и являются «Челленджеры-2». Более крупные элементы будут серьёзно нарушать габаритные стандарты машины и могут уменьшить зону обзора оптико-электронных тепловизионных прицельных визиров. Масса одного элемента ДЗ «ERAWA-1» составляет 2,9 кг, а поэтому 200 элементов TX01 увеличивают массу танка всего на 580 кг (до 630 с узлами крепления). Таким количеством ЭДЗ можно смело перекрыть большую часть лобовой проекции танка «Challenger 2». ЭДЗ ТХ02 «ERAWA-2» имеет размеры 150х150х42 мм и массу в 4,7 кг. Расстояние установки от поверхности брони идентичное модулям «ERAWA-1», но данные модули способны противостоять тандемным КС, а также в 1,4—1,5 раза снижать действие БОПС. Взрывчатым веществом в ЭДЗ ТХ01/02 является тротил или тротил-гексоген; в процессе детонации происходит резкое смещение стальных пластин корпуса ЭДЗ, которые оказывают разрушающее действие как на рабочее тело кумулятивной струи, так и на бронебойные сердечники БПС, приличную долю останавливающего эффекта создаёт и фугасное действие взрывчатого вещества. В ЭДЗ ТХ02, в отличие от ТХ01, под 6-миллиметровой стальной крышкой находится ещё и керамический габарит, предохраняющий от внештатной детонации ВВ от одиночного попадания пулемётных снарядов и пуль стрелкового вооружения. Модуль TX02 представлен двумя слоями тротил-гексогена, разделёнными тонким стальным листом.

2. Крепление ЭДЗ «ERAWA-1/2» параллельно поверхности брони также способствует уменьшению габаритных размеров конструкции башни в пределах нормы. Стоит отметить, что после участия британских танков в военных компаниях в Ираке, СМИ стали свидетелями изменения конфигурации внешней бронезащиты танка: появились дополнительные тяжёлые модули разнесённой брони на ПКЭ, а также на нижней лобовой детали (НЛД) корпуса. Предполагается, что это могут быть и элементы новой ДЗ ROMOR. Подобные модули также установлены на скуловых частях бортов башни, где габарит бортовых бронелистов варьируется от 360 до 420 мм. Задняя часть бортов башни получила противокумулятивные решётчатые экраны, чтобы уберечь боеукладку танка от пробития кумулятивной струёй РПГ и ПТРК 2-го поколения.

В XXI веке «Челленджеры-2» остро нуждаются в установке комплексов активной защиты (КАЗ), без которых они превратятся в лёгкую «добычу» современной штурмовой и тактической ударной авиации, ударных вертолётов и операторов ПТРК 3-го поколения, где ПТУРСы с ИКГСН способны атаковать цель из укрытий, да ещё и в режиме пикирования после выполненной горки, прошивая крышу башни и бронелисты МТО, словно «спица масло».

Вторая часть программы «Life Extension Challenger 2» включает в себя увеличение огневой мощи британских танков. Главным орудием «Challenger 2» сегодня продолжает оставаться очень противоречивая 120-мм нарезная пушка L30E4. Несмотря на увеличенный диаметр цапф и гнёзд под пушку, в сравнении с L11A5, точность L30 возросла незначительно, что подтвердилось на греческом тендере в 2002-м году. Во время ведения огня с места «Челленджер-2» показал наиболее высокую точность стрельбы, поразив 10 из 10 целей, а вот при выполнении этапа стрельб на ходу с одновременным обнаружением новых целей (для экипажа равноценно интенсивному танковому бою) было поражено всего 40% мишеней (8 из 20 целей), танком управлял греческий экипаж, ведущий огонь учебными снарядами. Совокупная точность британской машины за период выполнения всех заданий тендера составила 69,19%, что немного ниже, чем у ОБТ «Леопард-2А5», «Леклерк» и M1A2 «Абрамс», показатель немного выше среднего. Пушка L30E4 имеет длину в 55 калибров (L55), но начальная скорость БОПС в нарезном канале ствола немного меньше, нежели у гладкоствольных орудий (порядка 1550 м/с), что сказывается на бронепробиваемости снарядов L27 CHARM 3, которые по нормали могут пробить не более 700 мм стального габарита. СВ Великобритании не очень устраивает подобная ситуация, а поэтому весь интерес уже давно прикован к более пробивной и выносливой немецкой гладкоствольной танковой пушке Rh-120/L-55.

Ещё в 2005 году Минобороны Великобритании подписало с «BAE Systems» контракт по программе «TDP», в соответствии с которой на один из «Челленджеров-2» будет установлена немецкая танковая пушка. Орудия Rh-120/L55, производимые немецкой «Rheinmetall», должны постепенно полностью заменить все нарезные L30E4. Параметры немецкой пушки куда более выразительны, нежели у британского изделия. Во-первых, эти пушки унифицированы с танковыми управляемыми реактивными снарядами LAHAT, способными вести огонь по противнику на дистанциях до 6-8 км, что уже подвигает их ближе к нашим 125-мм орудиям 2А46М-4/5 и 2А82. Во-вторых, начальная скорость БОПС DM-53/63 составляет 1750 м/с, что обеспечивает бронепробитие от 720 до 780 мм, а с учётом более совершенных снарядов — и все 900—950 мм. Ресурс немецкой пушки составляет не менее 700 выстрелов. С этой пушкой британский ОБТ «Challenger 2» станет гораздо более грозной боевой машиной, чем сейчас.

Силовая установка «Челленджера-2» представлена 12-цилиндровым V-образным дизелем CV-12 «Кондор» мощностью 1200 л.с., который придаёт ему скорость в 56 км/ч по шоссе и 40 км/ч по пересечённой местности. Несмотря на малую удельную мощность танка в 19,2 л.с./тонну, на испытательных полигонах выглядит он весьма достойно: на первой передаче взбирается на весьма крутые подъёмы, скорость набирает очень даже активно. Проходимость танка очень даже высокая: легко штурмуются 30-градусные подъёмы, метровые стенки, 2,8-метровые рвы и метровые броды, и всё это со старой гидропневматической подвеской и трансмиссией TN-54. Позднее все машины могут быть модернизированы по примеру пустынной модификации «Desert Challenger», которая оснащена немецкой трансмиссией Renk HWSL-295TM и более мощным 1500-сильным дизелем MT-883 Ka-500, способным придать слегка потяжелевшему (до 63,5 тонн) «Челленджеру-2» удельную мощность в 23,6 л.с./тонну и скорость около 67 км/ч: живучесть танка на поле боя возрастёт на 7—10%.

Рассматривается возможность разработки для модернизированных «Challendger 2+» автомата зарядки, подобного установленному на французские «Леклерки», но пойдут ли на это консервативные круги «BAE Systems», пока не известно. Ведь ещё с момента разработки танка у специалистов компании бытует мнение, что АЗ может выйти из строя в боевых условиях, и даже небольшое столкновение может закончиться трагедией для экипажа. Система управления огнём танка построена вокруг абрамсовского баллистического вычислителя от версии M1A1, а система обмена тактической информацией — вокруг шины данных Mil Std 1553, позволяющей обмениваться информацией с любыми другими юнитами, оснащёнными подобным интерфейсом, а поэтому в серьёзном обновлении ТИУС «Челленджеры-2» не нуждаются. Программа продления эксплуатации до 2035 года абсолютно не подлежит критике.

topwar.ru

Британский танк Челленджер 2: фото, видео, характеристики

Челленджер 2 (англ. Challenger 2) — это основной боевой танк, принадлежащий  сухопутным войскам Великобритании. Кроме этого им владеет Оман. Также состоит на вооружении в Омане. Поставка «Челленджера 2» в армию Великобритании началась в 1998 и продолжалась четыре года. Использовать их планируется до 2035 года.

 

Эти машины принимали участие в боях в Косово и Ираке.

 

Весной 2009 года было объявлено об окончании производства танков этой модели, потому что британское правительство не сделало на них оборонный заказ.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История создания и производства
4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

4.2 Бронирование

4.3 Вооружение

4.4 Подвижность

4.5 Остальные параметры

5 Боевое применение
6 На вооружении

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания и производства

«Челленджер 2» производится компанией BAE Systems. Это третий по счету танк, которому присвоено название «Челленджер». Первым являлся вариант «Кромвеля», обладающий пушкой калибра 76,2 мм. Второй танк, эксплуатировавшийся с начала 1980-х по середину 1990-х, использовался в боевых действиях в Персидском заливе. «Челленджер 2» имеет только 5% общих деталей со своим предшественником, которого полностью заменил в армии Великобритании.

 

Разрабатываться «Челленджер 2» начал в 1986 году. Это была частная инициатива выпускающей его компании. Требования Генштаба о танке нового поколения стимулировали ее поставить в известность о своих планах Минобороны. С ведомством был заключен  контракт, предметом которого являлось производство девяти опытных танков. В 1991 году Минобороны приняло «Челленджер 2» на вооружение, после проведенного сравнения с машинами других производителей. Первые танки поступили в армию летом 1994 года.

 

В этом же году танк удачно выдержал испытания на надежность, в ходе которых три машины на протяжении 285 дней показывали себя в боевых условиях. Ежедневно перед ними ставились следующие задачи:

  • 1000 выстрелов из пулемета 7,62-мм калибра
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 3,5 ч работы двигателя
  • 10 ч простоя двигателя.

Все это «Челленджер 2» безукоризненно выполнил.

 

При начале эксплуатации выявились некоторые проблемы, в связи с которыми поступление танков не производилось, они хранились на заводе, из-за экономических вопросов.

 

В 2008 году почти две трети «Челленджера 2» начали модернизироваться. Их дополнили 120-мм нарезной пушкой, автоматической трансмиссией, двигателем мощностью 1100 кВт, комплектом навесного дополнительного оборудования, кондиционером и новой системой управления огнем.

 

Летом 2014 года стартовала программа модернизации CR2 LEP, которая позволит эксплуатировать танки до 2035 года. Но довести до уровня «Челленджер 2LEP» планируется только часть танков.

 

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 8300
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 11570
  • Ширина корпуса, мм: 3520
  • Высота, мм: 2490
  • Клиренс, мм: 500

 

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, комбинированная «Чобхэм»

 

4.3 Вооружение

  • Калибр и марка пушки: 120-мм L30E4
  • Тип пушки: нарезная
  • Длина ствола, калибров: 55
  • Боекомплект пушки: 52
  • Углы ВН, град.: -10…+20
  • Прицелы: монокулярный телескопический NANOQUEST L30, панорамный перископический стабилизированный SFIM VS-580, тепловизорный ночной TOGS-2, стабилизированный комбинированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм L94A1, 1 × 7,62-мм L37A2

 

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: CV12
  • Мощность двигателя, л. с.: 1200
  • Скорость по шоссе, км/ч: 56
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40
  • Запас хода по шоссе, км: 400
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250
  • Удельная мощность, л. с./т: 19,2
  • Тип подвески: гидропневматическая
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,9
  • Преодолеваемый ров, м: 2,8
  • Преодолеваемый брод, м: 1,1

 

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 62,5
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4

 

5. Боевое применение

Машины данного проекта принимали участие в миротворческих миссиях еще до того как в 2003 году, в количестве 120 единиц, вошли в Ирак. В ходе этой кампании принимали активное участие в боях за Басру.

 

В том же году британские танки участвовали в танковом бою с иракскими машинами. В результате было ликвидировано 15 иракских Т-55, «Челленджеры» же не понесли никаких потерь.

 

Также успешно британские машины показали себя в таком показателе, как проходимость. Некоторые проблемы, которые были обнаружены в ходе учений в пустыне «Саиф Сариа 2» за полтора года до начала военных действий, были исправлены путем оборудования запасов фильтров против пыли, чтобы их можно было оперативно менять.

 

6. На вооружении

  • Великобритания — 386 танков.
  • Оман — 38 танков.

contract-army.ru

Британский танк Челленджер 2

Разработан компанией Vickers Defence Systems в одна тыща девятьсот восемьдесят восемь году. Представляет собой танк «Челленджер 1», модернизированный, приемущественно, в части конструкции башни, пушки и системы управления орудием. Тесты первого макета начались в одна тыща девятьсот восемьдесят девять году. Серийное создание началось в одна тыща девятьсот девяносто четыре году на заводе компании Vickers в г. Лидсе. В рамках первого договора армия должна была получить 100 20 семь боевых танков и тринадцать учебных. 1-ый танк был передан в войска шестнадцать мая одна тыща девятьсот девяносто четыре года. Эксплуатация первых серийных машин выявила много недочетов, большая часть которых была связана с прицелами и работой СУО.

Танк «Челленджер 2» — видео

Так как министерство обороны заключило с компанией Vickers фиксированный договор, заблаговременно оговорив оптовую стоимость, то недочеты изготовитель был должен устранять за собственный счет. Полностью естественно, что компания Vickers не торопилась с этой работой, в итоге чего к ноябрю одна тыща девятьсот девяносто семь года из 100 50 сделанных танков в армии находились только 30 восемь машин. Другие хранились на складах компании.
2-ой договор был подписан в июле одна тыща девятьсот девяносто четыре года и предугадывал поставку двести 50 девять танков. По программке развития вооруженных сил в Царском танковом корпусе предполагалось иметь 6 полков по 30 восемь танков Челленджер два в каждом. Последний, 386-й танк, английская армия получила в конце февраля две тыщи два года. Семнадцать апреля две тыщи два года эта машина поступила в 1-й Царский танковый полк.
В одна тыща девятьсот девяносто 5 году восемнадцать танков закупили вооруженные силы султаната Оман. В одна тыща девятьсот девяносто семь году был заключен очередной договор на поставку в эту страну еще 20 боевых машин. Поставки были завершены в две тыщи году. Таким макаром, полное количество сделанных танков Challenger два составляет четыреста 20 четыре единицы.

Сборка Челленджер два — традиционная, с фронтальным расположением отделения управления и последующими за ним боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. Механик-водитель находится в отделении управления по продольной оси и в положении по-боевому размещается полулежа. По обе стороны от его сиденья размешена часть боекомплекта. Размещение членов экипажа в башне обычное: наводчик и командир находятся справа от пушки, заряжающий — слева.
Корпус и башня танка Challenger два — сварные, сделаны из мультислойной брони Chobham второго поколения, которая по неким данным обладает противоснарядной стойкостью более семьсот мм. Совместно с тем уязвимым местом танка является нижний лобовой лист корпуса. выполненный из обыкновенной, другими словами не комбинированной брони, шириной около 100 мм.
Башня танка спроектирована с учетом опыта обретенного компанией Vickers при разработке танков Vickers Mk семь и бразильского танка Osorio. В боекомплект 120-мм нарезной пушки L30A1 с длиной ствола 50 5 калибров входят бронебойно-подкалиберные снаряды с сердечником из обедненного урана. Для роста срока службы орудия канал ствола выполнен блестящим. Поперечникы цапф и гнезд под их увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, роста кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в 2-ух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Углы наведения в вертикальной плоскости от -10 до +20 градусов.

Боекомплект к пушке «Челленджер 2» включает 50 выстрелов раздельного заряжении: снаряды и заряды хранятся в боеукладках новейшей конструкции раздельно друг от друга. Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Около командирского лючка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в главном, для противовоздушной обороны. Боекомплект пулеметов состоит из четыре тыщи патронов калибра 7,62 мм.
На лобовых листах башни смонтированы два блока по 5 66-мм дымовых гранатометов в каждом. Для сотворения дымовой завесы, не считая дымовых гранатометов, употребляется устройство впрыска дизельного горючего в систему выхлопа.
В СУО танка употребляется баллистический вычислитель канадской конторы General Dynamics Canada, представляющий из себя модернизированный компьютер танка М1Л1 Abrams, стабилизированный дневной прицел командира VS 500 восемьдесят с углом обзора 360″ французской конторы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), также разработанный этой же компанией стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком (изображение наблюдаемой местности передается на экран командира и наводчика). Дневной и ночной оптические каналы прицела наводчика имели однообразное 3- либо 10-кратное повышение. Головка прицела могла поворачиваться на 7° на лево и на право от продольной оси танка. В свою очередь дневной канал прицела командира имел 3,2- либо 10.5-кратное повышение, а ночной 4- либо 11.5-кратное. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор TOGS-2, разработанный на базе тепловизора TOGS танка «Челленджер 1». Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая раскрывается только при работе ночного канала. Наводчик имеет также вспомогательный телескопический прицел L30.

Благодаря использованию в СУО танка «Челленджер 2» таковой же компьютерной системы, что и на танке М1А1 Abrams, имеется возможность обмена информацией меж обеими системами в режиме реального времени.
Коробка, гидропневматическая подвеска и ходовая часть доведены до более высочайшего уровня, чем это требовалось по программке модернизации Challenger 1. В конструкцию моторно-трансииссионного блока внесено 40 четыре конфигурации: установлены воздушные фильтры новейшей конструкции, усовершенствованы генератор и стартер, охлаждающая система, система смазки коробки, усилены болтовые крепления блока и др. На корпусе размешены два наружных топливных бака не подсоединенных к системе питания мотора. Движок установлен прежний, отлично зарекомендовавший себя Perkins CV 12ТСЛ Condor. Коробка новенькая — TN54 конторы David Brown Engineering. Она обеспечивала 6 передач фронтального и две заднего хода.
Ходовая часть и подвеска значительно модернизированы но сопоставлению с Challenger I, в их в обшей трудности внесено LS6 конфигураций. А именно, введен гидравлический механизм натяжения гусениц.
На танке установлены фильтровентиляционная установка, автоматическая система ППО. также система регулирования температуры снутри танка, что позволяет использовать его в разных погодных критериях.
В декабре одна тыща девятьсот девяносто 5 года 1-ые 30 восемь танков «Челленджер 2» поступили на вооружение Царского гвардейского шотландского драгунского полка (Royal Scots Dragoon Guards), дислоцированного на севере Германии. В июне одна тыща девятьсот девяносто восемь года шотландские драгуны в первый раз вывели свои «челленджеры» на боевые стрельбы. Год спустя полк учавствовал в маневрах НАТО Ulan Eagle 99, проводившихся на местности Польши.

«Боевое» крешение танков «Челленджер 2» состоялось летом две тыщи года, когда шотландские драгуны в составе КFOR вступили в Косово. При подготовке к этой операции британцы попытались «прикрыть» уязвимые места танка. На нижнем лобовом листе корпуса были установлены блоки динамической защиты, а борта прикрыты экранами из частей брони «чобхэм».
По истине боевое крещение «челленджеров» состоялось в процессе операции Telic — во время вторжения в Ирак в марте две тыщи три гола. На тот момент 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 100 20 танков «Челленджер 2». Танки интенсивно применялись во время осады Басры, где они оказывали огневую поддержку английским частям.
В процессе боевых действий был потерян только один танк этого типа, ну и то от «дружественного огня», получив снаряд от другого «Челленджера». В итоге, танк был уничтожен и двое членов экипажа погибли.
В текущее время триста восемьдесят 6 танков «Челленджер 2» состоит на вооружении английской армии, 30 восемь — на вооружении армии Омана. Длительное время после прекращения производства в феврале две тыщи два года, завод в Ньюкасле-на-Тайне был готов возобновить выпуск танков, и только в две тыщи девять году было объявлено об окончательном закрытии программки. В согласовании с принятым министерством обороны Англии решении, танк остается на вооружении английской армии до две тыщи 30 5 года.

Тактико-технические свойства танка «Челленджер 2»

Боевая масса, т……………………62,5
Экипаж, чел……………………4
Годы производства……………………с одна тыща девятьсот девяносто четыре по 2009
Количество выпущенных, шт……………………более 400

Габаритные размеры Челленджер 2

Длина корпуса, мм……………………8300
Длина с пушкой вперёд, мм……………………11570
Ширина корпуса, мм……………………3520
Высота, мм……………………2490
Клиренс, мм……………………500

Бронирование Челленджер 2

Тип брони……………………комбинированная «Дорчестер», противоснарядная

Вооружение Челленджер 2

Калибр и марка пушки……………………120-мм L30E4
Тип пушки……………………нарезная
Боекомплект пушки……………………52
Пулемёты……………………1 × 7,62-мм L94A1, один × 7,62-мм L37A2

Тип мотора……………………CV12
Мощность мотора, л. с……………………1200
Скорость по шоссе, км/ч……………………56
Скорость по пересечённой местности, км/ч……………………40
Припас хода по шоссе, км……………………400
Припас хода по пересечённой местности, км……………………250

 

Фото танка Челленджер 2

 

Танк «Челленджер 2» с усиленным бронированием в Ираке. Две тыщи три год.

 


militaryarticle.ru

Челленджер 2 — это… Что такое Челленджер 2?

У этого термина существуют и другие значения, см. Челленджер.

Challenger 2
Классификацияосновной боевой танк
Боевая масса, т62,5
Компоновочная схемаклассическая
Экипаж, чел.4
История
Годы производствас 1994
Годы эксплуатациис 1995
Количество выпущенных, шт.более 400
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм8300
Длина с пушкой вперёд, мм11570
Ширина корпуса, мм3520
Высота, мм2490
Клиренс, мм500
Бронирование
Тип броникомбинированная «Чобхэм», противоснарядная
Вооружение
Калибр и марка пушки120-мм L30E4
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров55
Боекомплект пушки52
Углы ВН, град.-10…+20
Прицелыкомбинированный стабилизированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG, ночной тепловизорный TOGS-2, телескопический монокулярный NANOQUEST L30, перископический панорамный стабилизированный SFIM VS-580
Пулемёты1 × 7,62-мм L94A1,
1 × 7,62-мм L37A2
Подвижность
Тип двигателя
CV12
Производитель:Perkins Engines Company Limited
Марка:CV12
Тип:дизельный
Объём:26 600 см3
Максимальная мощность:1200 л.с.
Конфигурация:V-образный
Цилиндров:12
Система питания:непосредственный впрыск
Охлаждение:жидкостное
Тактность (число тактов):4
Рекомендованное топливо:многотопливный
Мощность двигателя, л. с.1200
Скорость по шоссе, км/ч56
Скорость по пересечённой местности, км/ч40
Запас хода по шоссе, км400
Запас хода по пересечённой местности, км250
Удельная мощность, л. с./т19,2
Тип подвескигидропневматическая
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,9
Преодолеваемый ров, м2,8
Преодолеваемый брод, м1,1

Че́лленджер 2 (англ. Challenger 2) — основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Также состоит на вооружении в Омане. Великобритания заказала 127 танков «Челленджер 2» в 1991 году и ещё 259 в 1994 году. Оман заказал 18 танков в 1993 году и ещё 20 в ноябре 1997 года. «Челленджер 2» поступил на вооружение британской армии в 1998 году, последняя машина поступила в войска в 2002 году. Ожидается эксплуатация танков этой модели вплоть до 2035 года.

Танки «Челленджер 2» применялись для ведения боевых действий в Боснии[источник не указан 875 дней], Косово[источник не указан 875 дней] и Ираке (с 2003 года по 1 сентября 2010 года).

В мае 2009 года BAE Systems объявила, что сворачивает производство танков данной модели в связи с отсутствием оборонного заказа со стороны правительства Великобритании.[1]

История создания и производства

Основной боевой танк «Челленджер 2» выпускается британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Он является третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был «Челленджер А30» — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был «Челленджер» — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя «Челленджер 2» был разработан на основе «Челленджер», новый танк отличается от более ранней модели совершенно новым дизайном: всего 5% деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент «Челленджер 2» заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

Компания «Виккерс Дефенс Системс» начала разработку преемника танка «Челленджер» в качестве частной инициативы в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. В 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году[2]. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей(среди возможных кандидатов были «Абрамс» М1А2, «Леклерк» и «Леопард 2»), Министерство обороны решило принять танк «Челленджер 2» на вооружение.

Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.

Танк «Челленджер 2» успешно прошёл испытания на надёжность, проведённые в 1994 году; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:

  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62-мм
  • 10 ч простоя двигателя
  • 3,5 ч работы двигателя

На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемые военными.

В 2008 году началась модернизация 250 из 358 танков «Челленджер-2», находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки устанавливали комплект дополнительного навесного бронирования, новая 120-мм нарезная пушка, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер[3].

Описание конструкции

Вооружение

«Челленджер 2» оснащён 120-мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер». Эта пушка, отлитая методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, используемой НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения полностью электрические. Боекомплект главного орудия составляет 52 выстрела.

Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен 7,62-мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Боезапас пулемета — 4000 патронов калибра 7,62-мм.

Цифровая система управления огнём, разработанная фирмой «Дженерал Дайнамикс», включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине.

Броневая защита

«Челленджер 2» является одним из наиболее тяжелобронированных западных танков: и башня, и его корпус прикрыты бронёй «Чобхэм» (англ.)русск. второго поколения под кодовым названием «Дорчестер», все сведения о которой до сих пор засекречены. Опциональна установка модулей динамической защиты ROMOR по бортам корпуса и (в версии «Челленджер-Писфайтер») башни в сочетании с решетчатыми экранами. Комплекс защиты от биологического и химического оружия находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также может создать вокруг себя дымовую завесу, впрыскивая солярку в выхлопные отверстия. Танк обладает большой ослабленной зоной в фронтальной проекции в виде НЛД (нижней лобовой детали) танка, которая не имеет комбинированного бронирования, т.е является листом обычной стали приблизительно 80-100 мм толщины. Однако на типичных дистанциях боя НЛД труднопоражаема благодаря экрану местности; кроме того, предусмотрена установка противокумулятивной динамической защиты ROMOR, что во многом компенсирует ее слабость. Комментарий английского танкиста после случая с пробитием нижней лобовой детали, которая была защищена динамической защитой ROMOR:

«couple of points, I thought the report said that ERA failed in that it did not explode, secondly the round has not penetrated Dorchester armour on the lower glacis as implied, that is armour normal plate and not very thick either Dorchester is deployed on key areas and lower glacis was not deemed one, as when designed the thought of being involved in this type of ops was probably not considered»

  • Ослабленная зона во фронтальной проекции

  • «Челленджер 2» с навесной ДЗ

  • «Челленджер 2»: лобовая броня и башня

  • «Челленджер 2» на пересеченной местности

Боевое применение

Танки «Челленджер 2» использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время осады Басры, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки «Челленджер 2»:

  • Один танк был полностью уничтожен «дружественным огнём», когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли.
  • В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита лобовая броня корпуса «челленджера», водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили так же и два других члена экипажа танка[4][5].

Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из «Челленджеров» получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони[6].

Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях «Саиф Сариа 2», были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для регулярной их замены в танках.

На вооружении

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ современных основных танков

Внешний вид
Год принятия на вооружение2005[9]2009[10]2000[11]2004[12]1992[13]2002[14]1995[15][16]2010[17]
Боевая масса, т46,551,063,062,554,662,554,045,5
Экипаж33443443
Калибр пушки, мм125125120120120120120125
Управляемое вооружениеРефлекс-МКомбатнетнетнетнетнетнет
Боекомплект, выстрелов4246424240524240
Скорострельность, выстр./мин78н/дн/д10-12н/дн/д7
Динамическая защитаКонтакт-5ДуплетTUSK ARATданетROMORнетERAWA
Активная защитаШтора-1ВартаAN/VLQ-6 MCDMUSSн/дн/дн/дOBRA-3
Мощность двигателя, л. с.10001200150015001500120012751000
Удельная мощность, л. с./т21,523,523,824,027,519,223,622,0
Максимальная скорость, км/ч6070677272566565
Запас хода по шоссе, км550500425450550400550480
Внешний вид
Год принятия на вооружение2009[18]2011[19]2001[20]1997[21][22]2002[23][24]2001[25]2011[26]2012[27]
Боевая масса, т65,058,548,036,0н/д53,258,044,0
Экипаж4433н/д433
Калибр пушки, мм120120125125125120125120
Управляемое вооружениеLAHATLAHATнетнетнетнетРефлекснет
Боекомплект, выстрелов483939н/дн/дн/д41н/д
Скорострельность, выстр./минн/д6-88н/дн/дн/д7н/д
Динамическая защитаданетданетн/днетданет
Активная защитаТрофинетВартанетн/днетJD-3н/д
Мощность двигателя, л. с.150014001200780н/д120015001200
Удельная мощность, л. с./т23,523,925,021,7н/д22,525,927,3
Максимальная скорость, км/ч70707070н/д657070
Запас хода по шоссе, км500450500450н/д500450н/д

Примечания

Литература и источники

  • Е. Викторов. Английский танк «Челленджер 2» Mk.2 // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.35

Ссылки

Видео

dic.academic.ru

Челленджер 2 — WiKi

Основной боевой танк «Челленджер 2» выпускается британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Он является третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был «Челленджер А30» — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был «Челленджер» — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя «Челленджер 2» был разработан на основе «Челленджера», новый танк отличается от более ранней модели совершенно новой начинкой: всего 5 %[4] деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент «Челленджер 2» заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

Компания «Виккерс Дефенс Системс» начала разработку преемника танка «Челленджер» в качестве частной инициативы в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. В 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году[5]. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей (среди возможных кандидатов были «Абрамс» М1А2, «Леклерк» и «Леопард 2»), Министерство обороны решило принять танк «Челленджер 2» на вооружение.

Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.

В 1994 году танк «Челленджер 2» успешно прошёл испытания на надёжность; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:

  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62-мм
  • 10 ч простоя двигателя
  • 3,5 ч работы двигателя

На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.

С началом эксплуатации выявились проблемы, в результате которых несколько лет производимые танки не поступали на вооружение, а хранились на заводе по экономическим соображениям[6].

В 2008 году началась программа по модернизации 250 из 358 танков «Челленджер-2», находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки должны были установить комплект дополнительного навесного бронирования, новую 120-мм нарезную пушку, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер[7].

В июне 2014 года в Великобритании был начат первый этап новой программы модернизации CR2 LEP, которая предусматривает продление срока службы танков «Челленджер-2» до 2035 года[8]. Модернизировать до уровня «Челленджер-2LEP» предполагается только часть танков «Челленджер-2», которые состоят на вооружении вооружённых сил Великобритании[9]

Вооружение

«Челленджер 2» оснащён 120-мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер». Эта пушка, отлитая методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, используемой НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения полностью электрические. Боекомплект главного орудия составляет 52 выстрела.

Дальность поражения HESH-снарядом составляет 8 км.[10]

Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен дистанционно управляемый 7,62-мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Боезапас пулемета — 4000 патронов калибра 7,62-мм.

Цифровая система управления огнём, разработанная фирмой «Дженерал Дайнэмикс», включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине.

Максимальная скорость поворота орудия 22°[11]/24°[12] в секунду по горизонтали.

Орудие установлено на увеличенных в размерах креплениях, специально с целью повышения точности при скоростном поражении целей[11].

Вольфрамовые БПС L23 (среднее бронепробитие на дистанции 2 км составляет 450 мм), разработанные в 1984 году для прежнего нарезного орудия, но данные о защите новых советских танков стимулировали переход на обедненный уран. L26 CHARM 1 до 580 мм, с 1997 БПС L27 CHARM 3 с бронепробитием до 700 мм[2]. Для сравнения Т-80У образца 85 года по западным данным имел бронирование башня/корпус 780 мм что очевидно больше/на пределе чем возможности БПС L27 при стрельбе в упор без отклонения по горизонтали[13].

На тендере в Греции в 2002 году при стрельбе с места поразил 10 из 10 целей, но в режиме «охотник-стрелок» поразил всего 8 из 20 целей, скорострельность составила 9 выстрелов в минуту, стрельбы производил греческий экипаж[2][14][15]. Сами британцы объясняют такую ситуацию тем, что в тендере использовались устаревшие учебные боеприпасы от орудия танка «Челленджер 1»[15], так американская сторона, представляющая танк «Абрамс», отказалась проводить стрельбы учебными боеприпасами[14]. В последующем на большинстве танков была заменена СУО[2]. Всего за проверку точность составила Leopard 2A5 — 78.65% M1A2 Abrams — 72.21% Леклерк — 72.03%; и Челленджер2 — 69.19%[16]

Оригинальный танк имел только один тепловизор с двумя каналами выдачи информации, наводчику и командиру.[16] С 2007 стало доступно два тепловизора[16], второй для командира от французского ОБТ Леклерк как и весь прицел командира.

Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −10° до +20°[17].

Цикл прицеливание — поражение 8 секунд. Хорошо подготовленный экипаж поражает в минуту около 7 целей[18]. В ходе учений и испытаний отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 секунды[2].

Для боевого применения фактически доступны бронебойно подкалиберные снаряды и безосколочные фугасные, а также дымовые и ряд учебных.[16]

Броневая защита

«Челленджер 2» является одним из наиболее тяжелых западных танков: и башня, и его корпус прикрыты бронёй «Чобэм» второго поколения, сорт «Дорчестер», все сведения о которой до сих пор засекречены. Конструкция позволяет установку модулей динамической защиты ROMOR по бортам корпуса и (в версии «Челленджер-Писфайтер») башни в сочетании с решетчатыми экранами. Комплекс коллективной радиологической, химической и биологической защиты экипажа (система рециркуляции воздуха в обитаемой части внутреннего пространства танка при полной герметизации корпуса) находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также оснащён устройством постановки дымовой завесы, впрыскивающим солярку в выхлопные отверстия. Танк имеет уязвимое место во фронтальной проекции в виде НЛД (нижней лобовой детали) танка, которое не имеет комбинированного бронирования, т. е. является листом обычной стали толщиной около 80-100 мм. Однако в бою на типичных дистанциях НЛД труднопоражаема благодаря экрану местности; кроме того, предусмотрена установка противокумулятивной динамической защиты ROMOR, что во многом компенсирует её низкие броневые качества. Комментарий английского танкиста после случая с пробитием нижней лобовой детали, которая была защищена динамической защитой ROMOR:

«couple of points, I thought the report said that ERA failed in that it did not explode, secondly the round has not penetrated Dorchester armour on the lower glacis as implied, that is armour normal plate and not very thick either Dorchester is deployed on key areas and lower glacis was not deemed one, as when designed the thought of being involved in this type of ops was probably not considered»

Предположительно, стойкость лба башни составляет 800 мм от БПС и 1200 от КС, или меньше.[2] Для сравнения аналогичный показатель Леопард 2А5 равен 800 и 1300, но не менее.[19] При проектировании башни приняты меры к понижению её заметности для РЛС.[20]

Полная масса танка со всеми модификациями бронезащиты, сделанными до и после его первого боевого применения (после 2003 года) достигает 74,95 тонн с учётом противокумулятивных решёток, фальшбортов и помещённых к ним в дополнение пластин нереактивной ДЗ.[16]

  • Ослабленная зона во фронтальной проекции

  • «Челленджер 2» с навесной ДЗ

  • «Челленджер 2»: лобовая броня и башня

  • «Челленджер 2» на пересеченной местности

Ходовая часть

Подвеска танка гидропневматическая. В связи с ростом массы после дополнения брони с 2010 намечено постепенно заменить подвеску[16]

Двигатель Перкинс 12V заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л. с., а трансмссию TN-54 — немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки.

Танки «Челленджер 2» использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки «Челленджер 2»:

  • Один танк был полностью уничтожен «дружественным огнём», когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.[16]
  • В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса «Челленджера», водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка[21][22].

Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из «Челленджеров» получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони[23]. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам «Челленджер» без пробития брони[24].

26 марта 2003 года «Челленджеры» приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли[25].

Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях «Саиф Сариа 2», были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для учащения их замены в танках. Высказывалось мнение по результат практики о слабой пригодности танка для боёв в пустыне.[26]

В российской прессе высказывались утверждения о небоеспособности подвески этого танка в не самые сильные морозы.[27]

Стендовый моделизм

Сборные пластиковые модели-копии танка Челленджер различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония), Трумпетер (Китай) в двух модификациях — пустынный вариант и вариант для Европы. В масштабе 1:72 данный танк выпускает фирма Dragon (Китай) в двух вариациях, среди которых присутствует вариант с ковшом для расчистки препятствий.

Видеоигры

В игре Saints Row: The Third был использован прототип танка с одноименным названием (Челленджер).

Присутствует в играх Wargame:Red Dragon и Armored Warfare: Проект Армата[49].

Танк Челленджер 2 представлен в многопользовательском ,танковом ,аркадном шутере Tanktastic, выпущенном для платформ Android и IOS

Танк Challenger 2 смоделирован в качестве обитаемого и полностью управляемого игроком в симуляторе современной наземной техники Steel Beasts Pro. Также танк присутствует в танковом симуляторе для Android Wild Tanks Online

ru-wiki.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о