Торпеды шквал – Шквал (скоростная подводная ракета) — Википедия

533-мм торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» — Global wiki. Wargaming.net

Реактивная торпеда М-5 выставленная на обозрение в Мурманском музее торпедного оружия.

Классификация

Реактивная торпеда Тип
М-5 Модификация

История производства

СССР Страна производства
НИИ №24. Ныне ОАО «ГНПП Регион» Разработчик
1963-1976 Разработано
М-4, М-5, ВА-111 «Шквал»,
ВА-111Э, «Шквал-Э», «Шквал-М» Модификации

История эксплуатации

ВМФ СССР Состояло на вооружении
1977 Годы эксплуатации
К-278 «Комсомолец» [1],
671РТМ [2], 633РВ [3], 633КС [4] Было установлено на
— Войны и конфликты

Характеристики

2700 кг. Масса
8000 мм. Длина
150 кт в ядерном варианте, 210 кг обычного ВВ
[5]
 кг. Заряд взрывчатого вещества
Контактный Тип взрывателя
10000 м. Максимальная дальность
Гидрореактивный Двигатель
Автономное Управление

«Шквал» — советский противолодочный комплекс, принят на вооружение ВМФ СССР 1977 г. В состав комплекса ВА-111 входит: носитель (подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ), пусковая установка (торпедный аппарата калибром 533 мм), реактивные торпеды. Уникальность комплекса заключается в реактивной ракето-торпеде, прорыве ученых и конструкторов Советского Союза в области торпедостроения того времени.

Предпосылки к созданию

Обусловлено гонкой вооружения между СССР и США во время холодной войны.

Проектирование

Постановлением СМ СССР[6] 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.

Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:

  • движения тел при развитой кавитации;
  • взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
  • устойчивости движения при кавитации.
Модель кавитации в каверне (фото слева). Кавитация водяной струи (фото справа). Эксперимент в ГДТ.

Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.

Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ[7]. Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.

После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.

Конструкция и принцип работы

Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ[8] за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).

Кавитатор торпеды.

Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.

Система управления и наведение — носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН

[9] у ракеты отсутствует. Торпеду невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами, она просто выполняет программу, которую задал ей автопилот.

Модификации

  • М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
  • М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
  • ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
  • ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
  • «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
  • «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

Технические характеристики

эскизный проект, 1963 г. торпеда М-5
Дальность хода 15-20 км 7 км (эффективная)
10-11 км (максимальная)
Скорость хода 194 уз / 100 м/с до 200 уз
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Примечания

  1. ↑ АПЛ проекта 685
  2. ↑ Серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения (шифр «Щука», западное название Victor III)
  3. ↑ Подводные лодки проекта 633РВ («Ромео» по классификации НАТО)
  4. ↑ Подводные лодки проекта 633КС
  5. ↑ Эквивалент тротила
  6. ↑ Совет министров Союза Советских Социалистических Республик
  7. ↑ Центральный аэрогидродинамический институт
  8. ↑ Твёрдотопливный ракетный двигатель
  9. ↑ Головка самонаведения

См.Также

Литература и источники информации

Галерея изображений

  • Продвижение торпеды в толще воды

  • Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г

  • Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г

  • Кавитационный след гребного винта.

Видео

wiki.wargaming.net

Подводный кинжал для авианосца. | Журнал ПРО

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

В этом статье мы расскажем о еще одной интересной и необычной странице отечественной оружейной истории: реактивной торпеде М-5 «Шквал» комплекса ВМ-111.

Немного истории

Проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако, как это часто бывает с прогрессивными идеями, он не был оценен по достоинству, и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность заранее ее обнаружить и увернуться.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, благодаря которому исчезал демаскирующий фактор в виде газовых пузырьков, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом Второй Мировой войны. В целом, использование и парогазовых и электрических торпед сыграло свою немаленькую роль в той Войне.

Начало разработок

Быстрый рост в послевоенное время тактико-технических характеристик дизель-электрических (и позже-атомных) подводных лодок (скорости, глубины погружения, дальности гидроакустического указания цели и др.) привел к тому, что эффективность применявшегося ранее для уничтожения субмарин торпедного оружия и бомбометания стала недостаточной. Стало ясно, что для достижения новых выдающихся результатов требуются принципиально иные разработки. Это явилось толчком для конструирования новых видов боевых средств, обеспечивающих резкое уменьшение времени доставки заряда к цели и увеличение точности стрельбы. Соответствующую проблему сумели предвидеть еще в конце 1940-х годов сотрудники московского филиала ЦАГИ под руководством академика Леонида Седова (1907 — 1999), а также специалисты ВМФ, и прежде всего, академик АН УССР Георгий Логвинович. Для возникающих задач они предложили уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения гидродинамических схем подводных ракет с органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны (газовой оболочки торпеды в результате явления суперкавитации), и управления движением заряда.

Справка:  Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает полость.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от всех предыдущих типов торпед. Наличие готовых наработок привело к тому, что уже через год после открытия исследовательской темы начались испытания на озере Иссык-Куль, однако доработка изделия заняла более десяти долгих лет.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее чудовищная скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов (более 100 метров в секунду или порядка 370 километров в час, что быстрее гоночного болида Формула-1!). Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то изюминкой «Шквала» в качестве силовой установки стал особый двигатель.

Для достижения высоких технических характеристик торпед, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с, необходимо применить высокоэффективный реактивный двигатель на энергоемком топливе. Наиболее полно всем требованиям в качестве энергосиловой установки отвечал прямоточный гидрореактивный двигатель (ПГРД): его удельный импульс был в 2,5 — 3 раза выше, чем у всех известных парогазовых или электрических торпед. Это достигалось за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, и того, что в качестве топлива использовались  гидрореагирующие металлы (магний, литий, алюминий). Вообще, «Шквал» имел два двигателя: стартовый ускоритель, который выбрасывал торпеду из торпедного аппарата и разгонял ее до скорости 80 метров в секунду, и маршевый двигатель, который доставлял торпеду до цели.

Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации: во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды. Для этого на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная полость, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

В 1977 году реактивную торпеду приняли на вооружение. Первоначально торпеда могла оснащаться только ядерной боевой частью мощностью 150 кт, но после спроектировали и боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Современные мнения об эффективности применения этой торпеды весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях. Дело в том, что «Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), так как носовая часть занята системами газового кавитатора, также через нее осуществляется прием забортной воды для основного движителя. Поэтому координаты цели вводят в память торпеды непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются по заранее введенной программе за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она же и основная причина его недостатков. А они значительные:

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
    • Малая дальность пуска (всего до 13 км) сильно демаскирует подлодку.
    • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать вражеские подлодки на больших глубинах.
    • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки.
    • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.
    • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ, и без головки самонаведения

Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от советской торпеды). Информация об этой торпеде в открытых источниках практически отсутствует.

ТТХ реактивной торпеды М-5 «Шквал»:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм
Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг
Дальность хода — 7 км (эффективная) и 10-11 км (максимальная)
Скорость хода до 200 уз / 100 м/с
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Сейчас появляется информация о создании в России новой, более совершенной модификации управляемой реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть, однако подробные сведения также отсутствуют.

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

prospb.com

Новая торпеда на смену «Шквалу» » Военное обозрение

В конце семидесятых годов на вооружение советского военно-морского флота поступила реактивная торпеда (также нередко применяется термин ракета-торпеда) ВА-111 «Шквал». Она имела большое преимущество в скорости перед существующими образцами. Во время движения боеприпас, образуя вокруг себя крупную кавитационную полость, мог разгоняться до скорости порядка 500 километров в час. В то же время, новая торпеда не была совершенной и имела несколько недостатков. Она была слишком шумной, а дальность стрельбы не превышала нескольких километров. Кроме того, система управления торпеды «Шквал» позволяла ей двигаться только в соответствии с заданной программой. Собственная аппаратура наведения не предусматривалась.
Комплекс «Шквал» состоял на вооружении около пятнадцати лет: в первой половине девяностых флот отказался от него. Примерно в это же время был создан экспортный вариант торпеды под названием «Шквал-Э». После снятия с вооружения регулярно появлялись слухи и новости отрывочного характера, говорившие о возможном создании новой версии высокоскоростной суперкавитирующей торпеды, которая в дальнейшем придет на смену списанному образцу. Однако до последнего времени факт разработки обновленного «Шквала» или даже полностью новой торпеды аналогичного класса оставался под вопросом.

На днях пришло подтверждение тому, что работы над новой торпедой уже идут, но пока находятся на стадии научных исследований и теоретических расчетов. В понедельник 17 июня РИА Новости опубликовало интервью с генеральным конструктором завода Дагдизель и первым председателем российского научного совета по торпедостроению Ш. Алиевым. Предприятие, где он работает, ранее выпускало торпеды «Шквал», а сейчас, как стало известно из интервью, ведет исследовательские работы по теме подобных боеприпасов. Судя по приведенной Алиевым информации, пока еще рано говорить о сроках воплощения проекта, поскольку он находится на самых ранних стадиях и ряд серьезных вопросов до сих пор не решен.

Так, в настоящее время сотрудники конструкторского бюро Дагдизеля совместно с несколькими научно-исследовательскими организациями работают над гидродинамическим обликом перспективной высокоскоростной торпеды. Самый важный вопрос на нынешнем этапе работ – граница кавитационной полости. При движении торпеды внутри полости отсутствует четкая линия, разделяющая воздух и воду, из-за чего проработка гидродинамической части проекта приобретает особую сложность. На решение этой проблемы требуется время и только после завершения формирования гидродинамического облика возможно продолжение работ.

Только после того, как будет определен гидродинамический облик перспективной торпеды, начнутся прочие конструкторские работы. Облик позволит сформировать основные черты проекта, как то полезная нагрузка, компоновка и т.п. Иными словами, в настоящее время рано говорить о характеристиках будущей торпеды. Единственный параметр, о котором можно строить предположения, – ее скорость. Поскольку перспективный боеприпас будет использовать эффект суперкавитации, то и скорость его движения будет соответствующей, несколько сотен километров в час.

Также можно предположить, что перспективная высокоскоростная торпеда в общих чертах будет напоминать сам «Шквал»: удлиненный корпус с максимальным диаметром 533 миллиметра, реактивный двигатель в хвостовой части и кавитатор в носовой. Под вопросом, однако, остаются конкретные технические решения, касающиеся того или иного элемента конструкции. Кроме того, при разработке перспективной реактивной торпеды нужно будет решить ряд проблем, свойственных предыдущему «Шквалу».

Вряд ли удастся избавиться от шума, производимого торпедой при движении. Реактивный двигатель является слишком громким для скрытого применения с подводных лодок. Ассиметричным решением проблемы шума может оказаться значительное увеличение дальности хода торпеды. Оригинальный комплекс ВА-111 «Шквал» позволял атаковать цели на дальностях не более 8-10 километров, что явно недостаточно для незаметного пуска. Прогресс последних десятилетий в области твердотопливных реактивных двигателей, вероятно, поможет сделать реактивную торпеду с радиусом действия, значительно превышающим аналогичный параметр «Шквала».

Значительное увеличение эффективной дальности стрельбы перспективной торпедой подразумевает создание некой новой системы управления. Боеприпас «Шквал» оснащался инерционной системой управления, которая удерживала его на расчетном курсе. При сравнительно большой дальности до цели подобные системы непригодны для практического применения. Инженеры Дагдизеля понимают это. В своем интервью Ш. Алиев вспомнил американские идеи относительно управления высокоскоростными торпедами. Так, предлагалось оснастить боеприпас несколькими группами датчиков и передавать информацию с них на пульт оператора, для того чтобы тот мог вносить коррективы в траекторию движения торпеды.

Имеются сведения о подобных работах и в нашей стране, но они носят крайне скудный и отрывочный характер. Более того, по нынешнему состоянию отечественных реактивных торпед можно сделать соответствующие выводы. Похоже, советским, а затем и российским конструкторам так и не удалось создать или, как минимум, довести до серийного производства высокоскоростную суперкавитирующую торпеду с какой-либо системой наведения. Таким образом, сотрудникам Дагдизеля придется решать и проблему управления боеприпасом на больших дистанциях.

Если проект завершится удачно, конструкторам удастся соединить все возможные преимущества и ликвидировать большую часть недостатков, то новая торпеда, несомненно, заинтересует ВМФ. Однако, судя по имеющимся данным, полноценная разработка технического проекта начнется не сегодня и не завтра. Поэтому в обозримом будущем военным морякам придется использовать не слишком быстрые, но имеющиеся в наличии торпеды традиционной схемы.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://globalsecurity.org/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-473.html

topwar.ru

ВА-111 Шквал

Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда 

ВА-111 «Шквал» разработана ГНПП «Регион» Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение. Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г.  «О разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с». Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов. Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с подводной лодки С-65 проекта 613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на озере Иссык-Куль прекращены в 1972 г. в связи с работами над более совершенным образцом торпеды — М-5. Торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5. С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с подводной лодки пр.613РВ (7 пусков).

Постановлением Совета министров СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР. 

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)

 

Прямоидущая реактивная торпеда «Шквал» выполняет маневры только для устранения отклонений от проложенного к цели прямого маршрута. Торпеда не имеет системы самонаведения т.к. самонаведение при таких скоростях движения под водой невозможно. 

Носители торпедного комплекса ВА-111 «Шквал» в ВМФ России

Применение торпедного комплекса возможно с атомных подводных лодок и кораблей ВМФ. Так же возможно применение из стационарных береговых пусковых установок. 

Конструкция торпеды

Конструкция реактивной торпеды строится вокруг твердотопливного ракетного двигателя с гидрореагирующим топливом. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. 

ТТХ торпеды ВА-111 «Шквал»

Калибр - 533.4 мм
Длина - 8200 мм

Масса стартовая - 2700 кг
Масса боевой части - 210 кг

Дальность хода - 7-11 км (эффективная-максимальная)
Скорость хода - до 200 узлов
Глубина хода - 6 м
Глубина пуска - до 30 м
Угол допустимого разворота траектории стрельбы - до 20 градусов

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)

 


Боевое оснащение

Основным боевым оснащением торпеды является ядерная боевая часть мощностью 150 кт. 
Есть вариант торпеды с обычной боевой частью эквивалентом 210 кг тротила.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)

 

 

Система управления и наведение

Система управления автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Торпеда двигается по запрограммированной перед пуском траектории. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули.

 

Модификации:

М-4 — опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется в 2000-2010-е годы.

«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

dfnc.ru

«Шквал 2.0»? » Военное обозрение

Российская оборонная промышленность в настоящее время занимается разработкой различных вооружений и военной техники, в том числе предназначенных для военно-морского флота. Новые отечественные проекты представляют большой интерес, причем привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов. Кроме того, подобные проекты становятся поводом для появления интересных публикаций в зарубежной прессе.

8 июня международное издание Russia & India Report опубликовало статью The new Russian torpedo: ‘Skhval’ 2.0? («Новая российская торпеда: “Шквал 2.0”?») за авторством Александра Королькова. Автор публикации попробовал разобраться в текущей ситуации с разработкой новых российских вооружений для военно-морского флота. При этом акцент сделан на торпедное оружие для подлодок.


В начале своей статьи автор отмечает, что российская программа модернизации вооруженных сил «добралась» до моря. Сейчас реализуются проекты модернизации самолетов и вертолетов противолодочной авиации. Новое оборудование получают самолеты Ил-38 и Ту-142, а также вертолеты Ка-27. Следующим шагом в этом направлении должно стать создание нового противолодочного оружия. Таким образом, в результате нескольких новых проектов вооруженные силы России получат надежные инструменты для поиска и уничтожения подлодок противника. Возникает вопрос: какой будет новая российская торпеда?

Автор издания Russia & India Report напоминает, что не так давно генеральный конструктор завода «Дагдизель» (г. Каспийск, Дагестан) Шамиль Алиев объявил о начале проекта разработки перспективной торпеды. Кроме того, он раскрыл некоторые подробности проекта. Новая торпеда получит современную электронику с высокой помехоустойчивостью, элементами искусственного интеллекта и будет построена на основе цифровых систем. Прочие особенности проекта пока не оглашались ввиду его секретности.

Тем не менее, Ш. Алиев рассказал о тактической роли нового изделия. Перспективная торпеда сможет не только уничтожать цели, но и выполнять другие задачи. Она будет использоваться для ведения разведки и наблюдения за указанным районом, а также сможет применять средства гидроакустического противодействия.

В статье The new Russian torpedo: ‘Skhval’ 2.0? упоминаются предыдущие заявления руководителя завода «Дагдизель». Так, два года назад Ш. Алиев уже рассказывал о существующей ситуации в области торпедного вооружения. Генеральный конструктор завода был вынужден признать, что Россия серьезно отстает от США и Франции в деле разработки новых торпед и иных подобных систем.

Результатом такого отставания является тот факт, что отечественные торпеды крупнее и тяжелее зарубежных аналогов, а также имеют больший уровень производимого шума. Причиной отставания Ш. Алиев считает ситуацию с имеющейся элементной базой. Из-за этого характеристики высокотехнологичных блоков обработки информации оставляют желать лучшего.

Для преодоления существующего разрыва, по мнению Ш. Алиева, следует провести ряд серьезных исследований в области элементной базы. А. Корольков отмечает, что в своих последних заявлениях генеральный конструктор «Дагдизеля» не упоминает необходимость проведения исследований. Это позволяет предположить, что необходимые научно-исследовательские работы уже приведены, благодаря чему предприятие теперь может сосредоточиться на проектных работах.

По некоторым данным, ведутся работы в двух основных направлениях. Первое подразумевает модернизацию изделия ВА-111 «Шквал». Второй проект – разработка совершенно новой малогабаритной торпеды. Издание Russia & India Report вспоминает заявления Ш. Алиева, в которых он сравнивал такую разработку с «клипперами». Множество небольших аппаратов должны скрытно приближаться к цели, входить в контакт с ней, а затем уничтожать ее.

К сожалению, точные данные о проекте малогабаритных торпед с элементами искусственного интеллекта пока отсутствуют. По этой причине пока можно рассматривать и оценивать только перспективы модернизации подводной ракеты «Шквал».

В статье «Новая российская торпеда: “Шквал 2.0”?» указывается, что предполагаемая модернизация изделия ВА-111 может подразумевать серьезнейшее изменение различных аспектов проекта. Может быть изменена конструкция, форма ракеты и даже предполагаемая тактика применения. Все эти изменения будут направлены на повышение характеристик и, вероятно, исправление недостатков имеющейся ракеты.

Разработанная на заводе «Дагдизель» ракета ВА-111 «Шквал» является уникальным оружием. На пути к цели она развивает скорость до 375 км/ч, из-за чего у цели (корабля или подлодки) не остается времени для реакции и уклонения или уничтожения ракеты. За счет некоторых технических решений ракета движется внутри газового пузыря-каверны, что и позволяет ей развивать уникально высокую скорость.

Тем не менее, ракета «Шквал» имела ряд характерных недостатков. Первый – малая дальность стрельбы. Несмотря на все ухищрения, эта ракета способна пройти под водой не более 10-13 км. Кроме того, из-за большой скорости, ракетного двигателя и каверны ракета производит большой шум. Шумность в сочетании с малой дальностью упрощают обнаружение атакующей подлодки с последующей контратакой.


Издание Russia & India Report напоминает, что два года назад Ш. Алиев упоминал модернизированный вариант изделия «Шквал» как приоритетный проект предприятия. Кроме того, генеральный конструктор «Дагдизеля» лично принимал участие в некоторых работах по этому проекту, в частности, в определении гидродинамических свойств обновленной ракеты. Известно, что целью подобных работ было определение границы сред: воды и газа каверны. В ходе исследований специалисты должны были определить максимально возможные габариты и вес торпеды. Тем не менее, о результатах этих работ не говорилось.

Также ранее Ш. Алиев говорил о некоторых особенностях современного зарубежного торпедного вооружения и возможных заимствованиях для отечественных проектов. Так, последние торпеды американской разработки оснащаются специальным комплексом датчиков, выполненных в виде особой «юбки» на корпусе. Вполне возможно, что аналогичное техническое решение будет использоваться и в новых отечественных проектах.

В новых проектах модернизации существующего оружия может использоваться новая аппаратура, призванная повысить его характеристики. Ракета «Шквал» в ходе обновления может получить новую систему управления. На базовом изделии применяется инерциальная система наведения, призванная удерживать его на заданном маршруте. Новая модификация ракеты может получить иную систему наведения, что значительно повысит ее характеристики.

В конце статьи The new Russian torpedo: ‘Skhval’ 2.0? приводятся слова Ш. Алиева об эффективности различных противолодочных средств. Генеральный конструктор «Дагдизеля» напомнил, что торпеда попадает не просто в корпус вражеского корабля или подлодки. Она должна попадать в жизненно важные части, такие как командный пункт и т.д. Кроме того, не следует забывать, что уничтожение подлодки возможно только при помощи торпеды. Ракеты с этой задачей пока не справляются.

К сожалению, точные данные о новых российских разработках в области торпедного вооружения пока отсутствуют. В начале июня состоялось заседание с участием заместителя министра обороны Юрия Борисова и руководителями нескольких оборонных предприятий, занимающихся созданием нового вооружения. В ходе этого мероприятия Ш. Алиев рассказал о разработке некоего нового высокоточного подводного оружия. Никаких подробностей этого проекта он не раскрыл ввиду секретности.

Кроме того, Ш. Алиев огласил любопытную новость, не имеющую прямого отношения к проектам перспективных торпед и ракет. В следующем году предполагается провести первую научную конференцию, посвященную идеологии и проблемам разработки торпедного оружия. Планируется, что конференция пройдет в Санкт-Петербурге.

Подробности новых проектов пока неизвестны, из-за чего приходится использовать только имеющиеся данные, в том числе достаточно старые интервью руководителей отрасли. Именно поэтому в публикации издания Russia & India Report фактически отсутствуют какие-либо точные сведения о новой разработке. Тем не менее, новые отечественные проекты и реакция прессы представляют определенный интерес.

Статья The new Russian torpedo: ‘Skhval’ 2.0?
http://in.rbth.com/economics/2015/06/08/the_new_russian_torpedo_skhval_20_43567.html

topwar.ru

Торпеда «Шквал» . Чёрт побери

 

Дело в том, что российский подводный флот уже с конца 1970-х годов располагает оружием, по сравнению с которым обычные торпеды и обычная тактика настолько же архаичны, как лук и стрелы по сравнению с автоматами и пулеметами.

Первые упоминания об этом российском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он якобы пытался приобрести чертежи секретной суперторпеды. До того момента широкой публике не было известно о ней практически ничего (впрочем, и сейчас информации совсем немного) — даже ее название («Шквал») мало что говорило непосвященным.

Между тем, «Шквал» — оружие не новое. Разработки скоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись первые пуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтобы доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила скоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Однако, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор оружие не имеет аналогов, а многие детали остаются секретными.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды — в скорости. Однако разница между «Шквалом» и обычными торпедами огромна — такая же, как между болидом «Формулы-1» и Ford T: их максимальная скорость отличается во много раз. Скорость обычных торпед составляет 60−70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) — абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость непросто: мешает сопротивление среды — под водой оно примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания столь большой скорости торпеде требуется огромная тяга, ее нельзя получить от обычных двигателей и реализовать с помощью гребных винтов. Поэтому в качестве движителей «Шквал» использует ракетные ускорители. Стартовый ускоритель — твердотопливный, с тягой в несколько десятков тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и затем отстреливается. Далее начинает работать маршевый двигатель. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду.

Однако даже реактивным двигателям не под силу постоянно преодолевать сопротивление водной среды на такой огромной скорости. Изюминка «Шквала» — в эффекте суперкавитации. На самом деле, «Шквал» — скорее ракета, чем торпеда (иногда его так и называют — «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и создает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» расположена специальная деталь — кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

На самом деле, одного лишь кавитатора недостаточно, чтобы получить каверну нужного размера. Поэтому в «Шквале» используется дополнительный «наддув»: сразу за кавитатором в носовой части расположены отверстия — дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет увеличить каверну и охватить весь корпус ракеты-торпеды — от носа до кормы.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них — невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора — малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск «Шквала»? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

Убийца авианосцев

Американцы иногда называют «Шквал» (впрочем, наряду с другими видами вооружений — ракетами «Гранит», например) «убийцей авианосцев». Действительно, одна из возможных задач «Шквала» — выведение из строя авианосца или даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, несмотря на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти или защититься от «Шквала» (а тем более — от залпа двух таких торпед) практически невозможно: за 100 секунд подводного «полета» к цели крупное судно или подводная лодка не успеют ни изменить курс (или хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В результате погрешность попадания «Шквала» не превышает 15−20 м, что при такой мощной боеголовке смертельно.

Что такое кавитация?

Кавитация (от лат. «cavitas» — «пустота») — образование в жидкости полостей, заполненных газом, паром или их смесью (так называемых кавитационных пузырьков, или каверн). Кавитационные пузырьки образуются в тех местах, где давление в жидкости становится ниже некоторого критического значения.

При больших местных скоростях в потоке жидкости происходит понижение давления и начинается гидродинамическая кавитация. При повышении давления образовавшиеся пузырьки могут схлопываться, этот процесс сопровождается звуковым импульсом (гидравлическим ударом). Если в случайные моменты времени возникает и захлопывается множество пузырьков, то явление сопровождается сильным шумом. Кавитационный шум от гребных винтов — один из главных врагов подводных лодок (он способен выдать противнику местонахождение лодки).

Если кавитационная каверна схлопывается вблизи от обтекаемого тела, то многократно повторяющиеся удары приводят к разрушению (кавитационной эрозии) поверхности (лопастей турбин, гребных винтов кораблей и др.).

ТТХ «Шквал»
Калибр — 533,4 мм
Длина — 8 метров
Вес торпеды — 2700 кг
Мощность боеголовки — 150 кт в ядерном варианте, или 210 кг обычного ВВ
Маршевая скорость — 375 км/ч
Радиус действия — около 7 км, до 13 км (новая версия). Старая версия — 2 км.
Двигатель — прямоточный гидрореактивный двигатель

ТТХ «Шквал-Э»
Калибр, мм — 533,4
Длина, мм — 8200
Масса, кг — 2700
Дальность хода, км — до 10
Скорость на марше, м/с — 90-100
Угол после залпового разворота, град — ± 20
Глубина хода на марше, м — 6
Тип боевой части — фугасный
Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
Вид старта — надводный или подводный
Глубина подводного старта, м — до 30
Двигатель прямоточный гидрореактивный

chert-poberi.ru

Торпеда «Шквал»: vlad_burtsev — LiveJournal

Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины – из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.

Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» – на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.

Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.

Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.

И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.

Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.

Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракетоторпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.

Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная адская смесь позволяет поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!

Еще одна изюминка скорости «Шквала» – в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоскую пластину с заточенными краями.

Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует пузырь, который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом облаке, который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.

И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна пробиться сквозь газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.

«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, – говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, что превращает ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.

Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном, прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».

Американцы неслучайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последним, что увидят с авианосца потенциального противника, будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны РФ/ОАО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

vlad-burtsev.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *