Тарк киров – Киров (атомный крейсер) — Википедия

Содержание

тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира.

Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.

Первый «Киров»

Сергей Киров, разумеется, не был флотоводцем, но в молодом СССР выбор знаменитых имён, которыми не стыдно назвать военный корабль, был невелик.

Однако предыдущий боевой «Киров» смог покрыть это имя заслуженной славой. Это был лёгкий крейсер, построенный во второй половине 30-х по проекту, приобретённому в Италии.

Вооружённый девятью орудиями калибра 180 мм, он участвовал в обороне Таллинна, а после перехода в Кронштадт до конца войны вёл обстрел немецких сил, блокирующих Ленинград.

За выполнение задач крейсер наградили орденом Красного Знамени – отныне он официально именовался «краснознамённым».

«Киров» прослужил на Балтийском флоте до конца 50-х, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.

Долгая служба подошла к концу в 1974 году – крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с пушками.

Но, когда старый крейсер выводили из списков флота, уже был заложен новый «Киров» – атомный, ракетный.

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна ядерного судна будут оправданы не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Конструкция

Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.

Грани надстроек и мачт ради снижения радарной заметности выполнялись скошенными.

Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.

Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.

Вооружение

Главным оружием всех «Орланов» стали тяжёлые противокорабельные ракеты «Гранит». Эти крылатые ракеты могли оснащаться ядерной боевой частью и поражать любой корабль противника на дальностях свыше 600 км. Комплекс «Гранит» стал единственной системой вооружения, которая оставалась неизменной на всех кораблях проекта. Все остальные могли существенно отличаться.

В качестве основного средства противовоздушной обороны был выбран комплекс «Форт».

Это морская версия знаменитого ЗРК С-300, способная перехватывать даже баллистические ракеты. К моменту вступления «Кирова» в строй система ещё не была готова, и флоту он был сдан без «Форта». Первые три «Орлана» имелись по две пусковые установки, а на «Петре Великом» вторую точку заменили на установку для запуска модернизированных ракет «Форт-М».

Для самозащиты от «близколетящих» ракет и самолётов использовались зенитные ракеты «Оса», унифицированные с армейскими. Усовершенствованный ЗРК «Кинжал», более подходящий для флотской службы, успели установить только на «Пётр Великий».

Артиллерия «Кирова» оказалась уникальной среди всех «Орланов». В кормовой части крейсера разместили две артустановки АК-100, калибра 100 мм. Пушки комплектовались осколочно-фугасными снарядами и зенитными (с радиовзрывателями). Уже на следующем корабле эти орудия заменили одной двухпушечной установкой АК-130 с орудиями калибра 130 мм.

Малокалиберную зенитную артиллерию ближнего радиуса действия составили восемь установок с шестиствольными автоматическими пушками калибра 30 мм. На последнем корабле их заменили ракетно-артиллерийскими установками «Кортик».

Противолодочное вооружение «Кирова» тоже было разнообразным: ракето-торпеды «Метель», два пятитрубных торпедных аппарата, три реактивных бомбомёта.

Уже на следующем корабле – «Фрунзе» – использовались ракето-торпеды «Водопад», которые запускались из штатных торпедных аппаратов, не требуя отдельной пусковой установки. Бомбомёты РБУ-6000, начиная с третьего корабля – «Калинина» – заменили на РБУ-12000. Авиационное вооружение представлено тремя противоодочными вертолётами Ка-27, ангар для которых разместили под палубой.

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров», вступив в строй, обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, сражавшегося с нацистами, ему перешли награды предшественника и звание краснознамённого. При вручении ордена и флага присутствовали ветераны экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нёс службу, участвовал в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземноморье. В 1989 году принял участие в операции по спасению субмарины «Комсомолец».

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе отрицательную роль. Поломка редуктора, усугубленная затем проблемами с энергетической установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжёлый крейсер в море не выходил, ожидая ремонта. Сорвалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «дождались» развала Советского Союза и отсутствия средств на любой ремонт. Все «Орланы», кроме находящегося в достройке «Юрия Андропова», зачислили в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» – «Адмиралами» «Лазаревым» и «Нахимовым».

Причём «Киров» переименовали только формально, а литеры с прежним названием даже не закрасили.

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «систершипов». В условиях экономического кризиса «Петра Великого» удалось достроить и ввести в строй, сделав флагманом Северного флота. «Адмирал Ушаков», активно прослуживший всего десять лет, и даже «Нахимов», вступивший в строй только в 1988 году, ветшали в резерве без должного ухода. Кроме того, выяснилось, что крейсера проекта 1164 по боевым возможностям уступают «Орланам» не так сильно, а в эксплуатации гораздо проще и дешевле.

В 1999 году объявили о начале ремонтных работ на «Ушакове», ожидалось проведение модернизации. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув ему при этом имя «Киров». Здесь стоит оговориться, что в СССР нередко переименовывали продаваемые на слом корабли, во избежание публикаций типа «Россию» продали на металл». Первое десятилетие нового века крейсер провёл в отстое. За него пытались бороться.

Ветераны крейсера обращались в правительство с просьбами спасти «Киров», символизирующий престиж флота – им отвечали, что атомоход вернут в списки флота и модернизируют. На практике же было принято окончательное постановление об утилизации корабля. В 2016 году начали выгрузку топлива из реакторов. Демонтажа ожидает и «Адмирал Лазарев», пробывший в строю всего пять лет. Вероятно, что после модернизации вступит в строй «Адмирал Нахимов».

Технические характеристики

Атомные крейсера проекта 1144 прямых аналогов не имели и не имеют. В американском флоте просто не было кораблей, перед которыми бы ставились аналогичные задачи.

«Орланы» должны были служить флагманскими кораблями, возглавлять соединения, прикрывать другие корабли от атак с воздуха и из-под воды, наконец, действовать самостоятельно.

Уникальность подтверждает и то, что в англоязычных источниках «Орланы» официально считаются линейными крейсерами – кроме них, ни один современный корабль к этому классу не причисляли. В США были построены четыре атомных ракетных крейсера типа «Вирджиния», но и по размерам, и по боевым возможностям они уступали советским.

Другой возможный «аналог» «Кирова», как ни странно, модернизированные в 80-е годы линкоры типа «Айова». Во всяком случае, их расконсервация была прямо связана с постройкой советских кораблей, и они должны были служить флагманами особых соединений, так называемых «Battleship Battle Groups».

 «Киров»USS VirginiaUSS Iowa
Длина, метров250179270
Водоизмещение, тонн258601166658400
Скорость хода, узлов313335
Ракетное вооружение20 ПУ ПКР «Гранит», 2 ПУ ЗРК «Форт», 2 ПУ ЗРК «Оса»,2 универсальные ПУ Мк26, 2 ПУ ПКР «Гарпун», 2 ПУ КР «Томагавк»4 ПУ ПКР «Гарпун», 8 ПУ КР «Томагавк»
Артиллерийское вооружение2 х 100 мм пушечные установки, 8 х 30мм зенитных автоматов АК-6302 х 127мм пушечные установки, 2 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс», 2 х 25мм автоматические пушки, 6 х 12,7мм пулемётовх 3 406мм пушечные установки, 12 х 2 127мм пушечные установки, 4 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс»
Противолодочное вооружениеПУ ПЛРК «Метель», 2 х РБУ-1000, 1 х РБУ-600, 2 х 533мм торпедных аппарата, 3 противолодочных вертолёта4 х 324мм торпедных аппарата,3 противолодочных вертолёта
Численность экипажа, человек8098091800

Крейсера «Вирджиния», в отличие от «Кирова», предназначались для сопровождения авианосцев. Их роль в ударной группе, прежде всего, обеспечивать противовоздушную и противолодочную защиту с помощью ракет «Стандарт» и противолодочных ракет ASROC. Пусковые установки крылатых ракет «Томагавк» для обеспечения ударных возможностей был добавлены позже. Корабли достаточно быстро списали, сочтя их эксплуатацию слишком невыгодной.

Сравнивать современные корабли с заложенными ещё до Второй Мировой воде бы некорректно, но сразу бросается в глаза, что зенитное и противолодочное вооружение модернизированных линкоров сводилось к «средствам самообороны». Задачи по прикрытию эскадры на них не возлагались – наоборот, это корабли ударной группы должны были прикрывать флагман.

Разумеется, артиллерийское вооружение «Айов» было несравнимо мощнее. Большой вес брони сильно увеличивал водоизмещение старых кораблей, а артиллерийские системы требовали большого количества обслуги.

Тяжёлые крейсера проекта «Орлан» оказались крайне мощными, защищёнными и универсальными кораблями.

Все реально имевшиеся недостатки кораблей были не просчётами конструкторов, а следствием проблем, существующих в самом государстве. Вины «Кирова» в том, что адмиралы не очень точно представляли, как его надо использовать, нет.

И тем более корабль не виноват в том, что страна уже к 1990 году с трудом изыскивала средства на его содержание. Хорошо, что хотя бы один корабль уникального класса удалось сохранить в боеготовом состоянии. И жаль, что головной «Киров», совершив всего один боевой поход, буквально сгнил в отстое.

Видео

warbook.club

Киров (атомный крейсер) — это… Что такое Киров (атомный крейсер)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Киров.

«Киров» — российский тяжёлый атомный ракетный крейсер, головной корабль проекта 1144 «Орлан». Входит в состав Северного флота ВМФ России, с 1999 года находится на модернизации. С 1992 по 2004 год[источник не указан 393 дня] имел название «Адмирал Ушаков».

История

  • 26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (сокр. ТАРК) «Киров»
  • Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года
  • 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.
  • 18 мая 1984 года во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске остался в гавани, в отличие от остального флота, для того, чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или АПЛ находящейся в гавани — сбить их средствами корабельного ПВО [1]
  • В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков».
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске, начата в 2003 году.
  • По состоянию на 2008 год предназначался для утилизации.[2]
  • По заявлению заместителя министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении «Адмирал Ушаков» не принято.[3]
  • На крейсере имеется серьёзная поломка главного редуктора турбозубчатого агрегата, случившаяся ещё во время срочного похода к месту аварии подводной лодки К-278 «Комсомолец» в 1989 году и в дальнейшем усугубленная проблемами с главной энергетической установкой, из-за чего корабль с 1991 года ни разу не выходил в море. Восстановление возможно только с серьёзным демонтажом корпусных конструкций[источник не указан 316 дней], что затянет ввод корабля в строй и повысит стоимость работ.
  • По программе развития ВМФ планируется полная модернизация крейсера. Ввод в строй планируется не позднее 2020 года.[4][5]

В массовой культуре

Ссылки

Изображения

  • Крейсер у причала Североморска в 1992 году

Примечания

dic.academic.ru

ТАРК «Киров». Пр.1144. #4 — Флот

Привет, наконец скидываю все фотографии с дня рождения Кирова, который праздновали ещё в апреле. Кстати подумал насчет всего фото отчёта с возвращения викры.. оставлю его на ноябрь :), скоро зима, корабли «Застрянут» на заводах..фоткать будет нечего.. вот и будет материальчик, которым смогу Вас порадовать :).

 Многие читатели блога конечно в курсе что это за корабль, но многие и не в курсе, поэтому чуток информации о нём. Киров» — российский тяжёлый атомный ракетный крейсер, головной корабль проекта 1144 «Орлан». Входит в состав Северного флота ВМФ России, с 1999 года находится на модернизации. С 1992 по 2004 год[источник не указан 328 дней] имел название «Адмирал Ушаков».

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (сокр. ТАРК) «Киров»

Две артилерийские установки АК-100

Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года. 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту. (На фото АК-630)

В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков».

В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске, начата в 2003 году.

Википедия пишет «По состоянию на 2008 год предназначался для утилизации. По программе развития ВМФ планируется полная модернизация крейсера. Ввод в строй планируется не позднее 2020 года.» Но к сожалению вряд ли это произойдёт

Торжественное построение

Напротив Кирова стоит его брат Калинин, он же теперь Адмирал Нахимов. Его судьба более радостна чем у Кирова. Скоро на Адмирале нахимове начнут проводить полномосштабные работы, ну а в данный момент каждый день ведутся работы, но скорее как подготовка 

Самый торжественный момент — подъем флага 🙂

Из Москвы на мероприятие приехали ветераны корабля.

Командир корабля (стоит спиной) и …..напомните кто это!?? Вылетело из головы 🙁

Справа на фото пристроился Викрамадитья ;). Авианосец который скажу даже «Строят» для ВМС Индии. Кто не видел фотки с возвращении Викры в Северодвинск, то смотрите тут )

Мимо колокола не мог пройти, обязательное фото 🙂

Так начинается самое интересное, а это конечно же внутренности корабля :). Всех фото я не скидываю, да и качество оставляет желать лучшего..

«С пожеланием попутных ветров от представителей военной части 87286. 22.04.1994. Сосновый Бор. Учебный центр ВМФ, в котором отрабатывают свои навыки экипажи современных субмарин, специалисты Научно-исследовательского технологического института имени А.П.Александрова участвуют в совершенствовании атомного подводного флота России. Подобный вроде был в Эстонии?

Экипажу атомного крейсера Киров, от экипажа РКР «Слава» (Он же теперь ркр Москва). К сожалению плохо сфоткал и надпись всю не разобрать. 

На корабле есть ЛИФТ)) Для меня было такое удивление, я ведь на надподных кораблях был только на одной ПМ-63 и всё! А тут)). Жаль не работал! Хотя может работает, глупо что не подумал спросить. Кстати не один лифт судя по табличке 🙂

Алкоголя совсем нет :). Хотя был, для гостей (Жёны и родители)

От меня вопросы и вопросы, это ведь называют ходовой мостик!? Повторюсь, в кораблях я… (:

На вид пошарпанный, но бодренький внутри 🙂

Что это за «Терминатор»? 

Собственно штурвал 🙂 или как назвать!?

Ещё один беленький член экипажа :). Служба у него проходит на Ура! Кстати вроде бы он не один на корабле, спрошу у ребят, интересно даже стало

Метель. 

Я надеюсь всё же что Киров ещё послужит.. кто-то говорит «трата бабла» и «Зачем он нужен». По любому такой корабль нужен ВМФ России, тем более он такой универсальный..

РБУ 6000

Что за чудо!??

РБУ 1000, поищу на ютубе как она метает бомбы)) интересно даже стало. Кстати видео не нашёл! Помогите!)

navy-rus.livejournal.com

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 (фото)

Идея создания крупных океанических судов, роль силовой установки которых исполнял бы атомный реактор, преследовала ученых и инженеров едва ли не с момента появления первых экспериментов в области расщепления атома. Конечно же, больше всего о подобном мечтали военные: неограниченная дальность хода и огромное время автономного плавания – что еще нужно для счастья? В общем-то, именно так в СССР появился крейсер «Киров».

Предпосылки для создания

В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение – атомный крейсер «Лонг Бич». Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто – создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.

Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.

Первичное техническое задание

Первоначально техническое задание предполагало создание большого противолодочного корабля, водоизмещение которого бы не превышало восьми тысяч тонн. Главным куратором проекта был сразу же назначен Б. Купенский, до того успешно создавший немало противолодочных судов (таких как «Комсомолец Украины»). От ВМФ наблюдателем был поставлен капитан второго ранга А. Савин.

Сложности и их преодоление

Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 – не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

«Вооруженные споры»

С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

Завершение проектировки

В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка «Фрунзе» (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился «Калинин» (Адмирал Нахимов). Ну а «Юрия Андропова», он же «Пётр Великий», смогли передать флоту только в 1998 году.

Уникальность отечественного проекта

Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, «Вирджиния», меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше «Лонг Бич» вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы. Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность – 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость – до 30 узлов, на резервных двигателях – не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 – мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста – комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

Ракетное вооружение и бронирование

Основное оружие – комплекс ракет большой дальности «Гранит». Они полностью автономны, имеют сложную схему подлета к цели, защищены от возможной постановки помех. Судовые ракетные шахты бронированы, так что даже при прямом боестолкновении с противником риск их повреждения минимальный. И еще. Как и прочие суда проекта 1144, тяжелый атомный крейсер «Киров» уникален наличием неплохого бронирования.

Нет, во время Второй мировой войны оно не было чем-то из ряда вон выходящим, но с началом ракетной эры боевые корабли утратили броню. В принципе, советские инженеры бы вряд ли вернулись к «истокам», но ситуация была особенной: атомный крейсер, да еще с запасом серьезного ракетного вооружения на борту! Нельзя было допустить, чтобы какой-нибудь банальный удар или иное воздействие вывели бы корабль из строя.

Из-за этого основной бронированный пояс, который защищает судно от кормы до носа, имеет толщину 100 мм. Отдельно защищены ракетные шахты, запасы дизельного топлива, реактор, командный центр, вертолетный ангар.

Характеристики прочего вооружения

С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение — пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве средства самообороны используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

Противолодочное вооружение

За обнаружение вражеских подводных лодок отвечает многофункциональный гидроакустический комплекс «Полином». Отсек для его буксируемой внешней антенны смонтирован в кормовой части корабля. Также имеется торпедная установка «Метель» (которую на прочих кораблях серии заменил «Водопад»). Заметим, что ракетный крейсер «Киров» в какой-то степени защищен заметно слабее своих потомков. Это легко объясняется: все они (теоретически) принадлежат уже не проекту 1144, а серии 11441, что подразумевает значительную модернизацию и замену обновленного оборудования и вооружения прямо в ходе постройки. Опять-таки, полностью отвечает этому требованию только «Петр Великий».

На последующие корабли уже устанавливали ракетно-бомбовые универсальные комплексы, значительно повышавшие боевую устойчивость этих судов. Установки эти могут использоваться как для стрельбы ракетами, так и торпедами. К сожалению, крейсер «Киров» (фото корабля есть в статье) защищен не так хорошо, но и он далеко не беззащитен.

Прочие средства для борьбы с вражескими субмаринами

Набор средств для борьбы с субмаринами потенциального противника дополняют ракетно-бомбовые комплексы РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 «Удав»). В отличие от предыдущих образчиков вооружения, они предназначены не для атаки, а для отражения торпедных залпов противника. Начиная с третьего крейсера серии, эффективность этих систем была заметно увеличена за счет установки на них новейших образчиков противолодочных вооружений. Кроме того, на корабле имеется вертолетный ангар, в котором могут одновременно находиться до трех противолодочных вертолетов.

Атомный ракетный крейсер «Киров» может нести: Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31 и Ка-39. Нужно отметить, что они могут использоваться не только в противолодочном, но также в спасательном и поисковом вариантах, что значительно увеличивает количество сценариев эффективного использования этих кораблей. Для их размещения и обслуживания имеется не только бронированный вертолетный ангар, но также отдельные танки с запасом топлива и склад боеприпасов. Это значительно повышает сохранность вертолетов.

В заключение

В последние годы все оставшиеся крейсеры проекта 1144 были оснащены современными средствами РЭБ, бортовая электроника была заменена на новые образцы, которые отличаются расширенной функциональностью и повышенной степенью надежности. «Последние» — потому как сам «Киров» в 1999 году был отправлен на утилизацию… по причине отсутствия средств на ремонт.

Таким образом, атомный крейсер «Киров проекта» 1144 вобрал в себя все передовые достижения советской инженерной мысли. Вне всякого сомнения, что ТАРК этого типа – лучшие во всем классе и до сих пор очень актуальны на морских просторах Мирового океана.

fb.ru

Киров (атомный крейсер) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Киров.

«Киров» — краснознамённый тяжёлый атомный ракетный крейсер, головной корабль проекта 1144 «Орлан». С 1992 по 2002 год назывался «Адмирал Ушаков»[1]. В 2002 году выведен из состава флота[2] и ожидает утилизации[3].

Строительство

  • 26 марта 1973 года на Балтийском заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Киров»
  • Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года
  • 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

Служба

  • 1984 год — первый боевой поход в Средиземное море.
  • 18 мая 1984 года, во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске, остался в гавани — в отличие от остальных кораблей базы, для того чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или атомного ракетного подводного крейсера находящегося у причала сбить их средствами корабельного ПВО
    [4]
    .
  • Из-за случившейся на крейсере серьёзной поломки главного редуктора турбозубчатого агрегата, ещё во время срочного похода к месту аварии атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и в дальнейшем усугубленной проблемами с главной энергетической установкой, корабль с 1990 года ни разу не выходил в море.
  • В 1992 году переименован в ТАРКР «Адмирал Ушаков» в честь Ф. Ф. Ушакова.
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске.
  • В 2000—2001 годах был начат средний ремонт с модернизацией[2]
  • В 2002 году крейсер был выведен из состава флота[2], а в 2004 году имя «Адмирал Ушаков» было присвоено эскадренному миноносцу «Бесстрашный», крейсеру возвращено имя «Киров».
  • По состоянию на 2008 год, предназначался для утилизации[5].
  • По состоянию на 2009 год, по заявлению 1-го заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении ТАРКР «Киров» не принято[6].
  • В 2011 году планировалась полная модернизация крейсера по программе развития ВМФ. Ввод в строй планируется не позднее 2020 года[7][8].
  • Осенью 2012 года в общественную интернет-приёмную заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина поступило обращение:
Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля… Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В.Р., Секретарь совета – Б.П.

Ответ:
Крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.

  • В декабре 2013 года у специалистов Центра судостроения «Звёздочка» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера[10][11][12][13].
  • По сообщению пресс-секретаря Центра судоремонта «Звёздочка» Евгения Гладышева от 9 июня 2014 года ТАРКР «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации «Росатом» на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию ТАРКР «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны
    [3]
    [14].
  • 25 апреля 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ[15].
  • В августе 2015 года принято окончательное решение об утилизации крейсера[16]. Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом». Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года.
  • Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске выгрузит за счёт средств Италии отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с выведенного из эксплуатации одного из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров»[17].

Командиры

  1. Капитан 1-го ранга — Ковальчук Александр Сергеевич (1976—1984)
  2. Капитан 1-го ранга — С. Лебедев
  3. Капитан 1-го ранга — Владимир Иванович Рогатин (1989—1991)
  4. Капитан 1-го ранга — Леонид Викторович Суханов
  5. Капитан 1-го ранга — Олег Ширнин(1994—1996)
  6. Капитан 1-го ранга — Сергей Борисович Попов
  7. Капитан 1-го ранга — Александр С. Фадеев (2001—2004)
  8. Капитан 1-го ранга — Андрей Л. Черненко

В массовой культуре

  • Появляется в советском фильме «Случай в квадрате 36-80» (1982)
  • Упоминается в романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». В ходе третьей мировой войны в 1986 г. вышел в Атлантику на охоту за конвоями и был потоплен норвежской подлодкой, которая незамеченной прошла в центр ордера и расстреляла крейсер торпедами.
  • Атомный ракетный крейсер «Киров» упоминается в телевизионном фильме «Нити», снятом режиссёром Миком Джексоном для телекомпании BBC в 1984 году. По сообщению BBC, «Киров» столкнулся в Ормузском проливе с американским эсминцем «Callaghan» во время кризиса, приведшего к ядерной войне.
  • Находится в центре внимания серии книг Джона Шеттлера «Киров». Согласно им, в 2017—2021 года корабль подвергся тотальной модернизации, для которой были разобраны на запчасти три других крейсера проекта 1144, и сделан флагманом Северного флота. В ходе первых ракетных стрельб ТАРКР «Киров» из-за неизвестной аномалии попадает в прошлое — в август 1941 года, где провоцирует изменение истории, начиная свое длительное путешествие по различным временам и альтернативным реальностям[источник не указан 26 дней].

Интересные факты

  • В поздние советские годы (1986—1991 гг.) команда крейсера поддерживала двусторонние шефские отношения с коллективом алма-атинского ЦУМа[18].

Галерея

  • Крейсер у причала Североморска в 1992 году

Примечания

  1. ↑ Традиции выбора имен для кораблей российского флота. РИА Новости (31 марта 2010). — «атомные ракетные крейсера – «Киров», «Фрунзе», «Калинин», «Юрий Андропов» (Указом Президента России эти крейсера переименованы в «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» соответственно)».
    Проверено 28 декабря 2014.
  2. 1 2 3 Отчет о результатах комплексной ревизии использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство и содержание Северного флота. Счётная палата Российской Федерации (недоступная ссылка — история) (27 декабря 2002). — «2.4.4 (…) в 2002 году ремонт корабля прекращен и он выведен из боевого состава флота». Проверено 28 декабря 2014. Архивировано 29 декабря 2014 года.
  3. 1 2 Власти решили утилизировать атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». ИТАР ТАСС (10 июня 2014). Проверено 28 декабря 2014.
  4. ↑ Гриб над городом
  5. ↑ Деньги — ученым! А рабочим? // vdvsn.ru, 2008/07/08
  6. ↑ Военный флот России пополнится тремя атомными сверхкрейсерами, vg-news.ru, 20.09.2009
  7. ↑ Старые крейсера превратят в атомных убийц — Известия
  8. ↑ ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»? — Свободная пресса, 22 сентября 2011 года
  9. ↑ Ответы на письма Архивная копия от 20 января 2013 на Wayback Machine в Военно-промышленной комиссии при Правительстве России и в департаментах аппарата Правительства
  10. ↑ От атомного крейсера исходит экологическая угроза жителям Северодвинска. 16.12.2013
  11. ↑ Проблемы крейсера «Адмирал Ушаков» не решаются 16 лет — «Звездочка». 16.12.2013
  12. ↑ Военная прокуратура начала проверку крейсера, из которого 33 года не выгружается ядерное топливо. 25.12.2013
  13. ↑ Ядерное топливо из «Адмирала Ушакова» нужно извлечь как можно быстрее — эксперты. 25.12.2013
  14. ↑ «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. 9.6.2014
  15. ↑ ТАРКР «Киров» отметил 34-летие своего нахождения в составе флота
  16. ↑ Атомный крейсер «Киров» отправится в распил
  17. ↑ ТАСС: Армия и ОПК — «Звездочка» выгрузит ядерное топливо со списанного крейсера «Киров» на средства Италии
  18. Святослав Антонов. ЦУМ – первый молл в Казахстане. voxpopuli.kz (19 февраля 2015). Проверено 3 ноября 2018.

Ссылки

wikipedia.green

Киров (атомный крейсер) Википедия

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

Крейсер «Киров» в 1983 году
Служба
СССР СССР →
Россия Россия
Назван в честь Фёдор Фёдорович Ушаков[1]
Класс и тип судна ТАРК проекта 1144
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1973 год
Спущен на воду 27 декабря 1977 года
Введён в эксплуатацию 30 декабря 1980 года
Выведен из состава флота С 1990 года в резерве
В 2002 году выведен из состава флота
Статус Выведен из состава флота (ожидает утилизации)
Основные характеристики
Водоизмещение 24 300 т (стандарт)
28 000 (полное)
Длина 252 м
230 м (по ватерлинии)
Ширина 28,5 м
Осадка 9,1 м
Двигатели 2 котла, атомный реактор
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Скорость хода 32 узла (59 км/ч)
17 узлов на котлах
Автономность плавания Не ограничена на реакторе,
1000 миль на котлах при 17 узлах
Экипаж 727 (97 офицеров)
Вооружение
Артиллерия 2 × 1 — АК-100
Зенитная артиллерия 8 × ЗУ АК-630
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700
12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет),
2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × 2 ПУ ПЛУР «Метель»),
1 × 12 РБУ-6000,
2 × 6 РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 533-мм торпедных аппаратов
Авиационная группа 3 Ка-27 ПЛ
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Киров (атомный крейсер) — Википедия РУ

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

Крейсер «Киров» в 1983 году
Служба
СССР СССР →
Россия Россия
Назван в честь Фёдор Фёдорович Ушаков[1]
Класс и тип судна ТАРК проекта 1144
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1973 год
Спущен на воду 27 декабря 1977 года
Введён в эксплуатацию 30 декабря 1980 года
Выведен из состава флота С 1990 года в резерве
В 2002 году выведен из состава флота
Статус Выведен из состава флота (ожидает утилизации)
Основные характеристики
Водоизмещение 24 300 т (стандарт)
28 000 (полное)
Длина 252 м
230 м (по ватерлинии)
Ширина 28,5 м
Осадка 9,1 м
Двигатели 2 котла, атомный реактор
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Скорость хода 32 узла (59 км/ч)
17 узлов на котлах
Автономность плавания Не ограничена на реакторе,
1000 миль на котлах при 17 узлах
Экипаж 727 (97 офицеров)
Вооружение
Артиллерия 2 × 1 — АК-100
Зенитная артиллерия 8 × ЗУ АК-630
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700
12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет),
2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × 2 ПУ ПЛУР «Метель»),
1 × 12 РБУ-6000,
2 × 6 РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 533-мм торпедных аппаратов
Авиационная группа 3 Ка-27 ПЛ
 Медиафайлы на Викискладе

www.http-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *