Как называется беспилотник – Беспилотные Летательные Аппараты (БПЛА), Военные Дроны Беспилотники на Вооружении России и Америки (США), Перспективы Разработок ВС РФ

Что такое БПЛА, какие их виды бывают.

Что такое БПЛА?

БПЛА, или беспилотный летательный аппарат – самолет или вертолет без экипажа на борту, управляемый на расстоянии.

Также в повседневном обиходе встречаются названия «беспилотник» и «дрон».

Управление БПЛА осуществляется двумя способами: человеком вручную с помощью пульта дистанционного управления или же автопилотом — при наличии приемника спутниковой навигационной системы и модуля автопилота.

Часто платформы БПЛА поддерживают полезную нагрузку (например, камеру для проведения фото- видеосъемки местности с воздуха).

Какие виды БПЛА бывают?

В зависимости от размера и веса: мини, микро, средние (миди), тяжелые (макси).

В зависимости от способа взлета и посадки: коптер (или вертолет) и самолет.

В зависимости от количества винтов коптеры подразделяются на квадро/гексо/окто/мультикоптеры, которые отлично себя зарекомендовали как в виде развлекательных моделей, так и в более серьезном применении — для фото-видеосъемки и т. д. Самые интересные новости из мира дронов вы можете увидеть на сайте drongeek.ru.

Где я могу использовать БПЛА?

Изначально БПЛА использовались в военных целях, например для разведки территории.

В современном мире БПЛА перестали быть исключительно военной технологией, и сферы их применения значительно расширились. БПЛА востребованы в различных отраслях экономики – от строительства до киноиндустрии. Они также применяются для экологического мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Сегодня БПЛА стали доступны не только профессионалам, но и любителям. Все больше и больше людей занимаются БПЛА в качестве хобби, которое станет отличным досугом для всей семьи.

Это возможность почувствовать себя пилотом, управляя собственным летательным аппаратом при помощи FPV-систем (вид от первого лица), получить красивые фотографии местности с высоты или снять видео масштабного мероприятия.

В чем преимущество контроллеров Armazila по сравнению с другими подобными продуктами?

В отличие от представленных на рынке продуктов, контроллер Armazila доступен по цене без ущерба функциональности и качественным характеристикам. Созданный на базе открытого программного кода, контроллер Armazila предоставляет возможность пользователям участвовать в развитии продукта и самостоятельно создавать собственные летательные аппараты — мультикоптеры и авиамодели типа «летающее крыло».

Нужны ли какие-либо специальные разрешения на пилотирования?

Нет, разрешения не требуются, если вы используете БПЛА в личных (развлекательных) целях, однако начинающим пользователям рекомендуется пройти тренинг на авиасимуляторе радиоуправляемых моделей, что позволит избежать неприятностей в виде повреждения или даже разрушения аппарата.

Что нужно, чтобы самостоятельно собрать БПЛА?

Платформа (корпус) для крепления электроники

Контроллер

Моторы

Винты

Аккумулятор

Дополнительные модули (например, GPS)

Оборудование для передачи данных

Аппаратура управления

smitnews.ru

Беспилотный летательный аппарат — Циклопедия

Беспилотники
Дроны: польза и опасность БПЛА Скат

Беспилотный летательный аппарат (сокращённо БПЛА или БЛА) — летательный аппарат, пилотируемый дистанционно, или выполняющий полёт автономно, без помощи пилота (управляется оператором БПЛА дистанционно). Является примером беспилотной техники. Конструируются пропеллерные, реактивные и винтокрылые аппараты различного назначения — от разведывательных до истребительных и ударных (бомбардировщиков) вариантов. Обычно в любом случае оснащаются мощной электроникой, разведывательной аппаратурой, мощным экранированием от помех. имеют обычно довольно компактные размеры для меньшей заметности, но могут иметь и крупные размеры, сопоставимые с полноразмерными самолётами. Использующиеся для разведки и аэрофотосъёмки БПЛА могут маскироваться под птиц, в таком случае они носят название «дрон». Преимущества БПЛА в отсутствие пилота и систем его жизнеобеспечения, управления и вывода информации позволяют реализовать меньшие размеры для разведки, большую манёвренность для истребителей, больший полезную нагрузку для бомбардировщиков и ударных БПЛА. В ряде прогнозов утверждается, что БПЛА станут в будущем одним из основных факторов успешного ведения военных действий.

Первыми беспилотными аппаратами были созданные военным инженером Чарльзом Кеттерингом, при финансовой поддержке США, The Kettering Aerial Torpedo, Kettering Bug, которые должны были быть фактически крылатыми бомбами, которые по часовму механизму отстреливали крылья и падали на цель. Дальше испытания моделей дело не пошло

[1].

Первый неодноразовый БПЛА был разработан Британцами в 1933 году. Разработке дали название Queen Bee. Всего было создано три БПЛА на базе биплана Fairy Queen, радиоуправление осуществлялось с корабля, два авварата в ходе испытаний разбились, третий совершил удачный полёт. Это считается первый удачный опыт создания БПЛА[1]. В ходе Второй Мировой Войны ВМС США в 1944 году применяла дистанционно управляемые самолёты B-17, которые использовались для авианалётов на базы германских подводных лодок[1].

Сегодня производятся и проектируются различные БПЛА с размерами не превосходящие крупных птиц, до полноразмерных самолётов с практическим потолком до 25 км мировым лидером в производстве БПЛА является США, на втором месте Израиль, на третьем Великобритания.

[править] Классификация

По назначению:

  1. Разведывательные
  2. Целеуказания
  3. Постановки помех
  4. Системы дистанционного контроля и наблюдения
  5. Комплексы воздушной ретрансляции
  6. Многоцелевые беспилотные комплексы
  7. Ударные

По размерам и массе:

  1. «микро» — массой до 10 килограммов, временем полёта около 1 часа и высотой до 1 километра;
  2. «мини» — массой до 50 килограммов, временем полёта несколько часов и высотой до 3 — 5 километров;
  3. средние («миди») — до 1 000 килограммов, временем 10—12 часов и высотой до 9—10 километров;
  4. тяжёлые — с высотами полёта до 20 километров и временем полёта 24 часа и более.

В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д»

[2]. В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности
[3]
.

На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер[4], воздушного наблюдения и разведки[5][6], морского наблюдения[7], ударного назначения[8][9], бесшумного наблюдения[10], дистанционного зондирования[11], ложные мишени[12]. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно[13][14].

БПЛА США Global Hawk

В послевоенное время США активно проводило разработки БПЛА. Одной из самых удачных моделей того времени (которая производилось на протяжении около 40 лет) стали американские БПЛА семейства Firebee («Огненная пчела») производившиеся компанией Teledyne Ryan. Модель была оснащена турбореактивным двигателем и выпускалась в различных модификациях: БПЛА-мишени (дозвуковые и сверхзвуковые), разведывательные БПЛА, БПЛА радиоэлектронного противодействия, ударные и многофункциональные БПЛА[1]. Следующим этапом строения беспилотников в США стал инцидент сбития самолёта U 2 1 мая 1960 года, когда была захвачена аппаратура и взят в плен Ф. Пауэрс. Для целей разведки стал разрабатываться БПЛА Red Wagon (Model 136), который должен был иметь малую радиолокационную и инфракрасную заметность

[1], однако серийные образцы такого типа беспилотников появились лишь в 90-е годы 20-го века. Во время Войны во Въетнаме США применяло в основном аппараты серии Firebee. Несмотря на успех применения этих БПЛА (было совершено 3,5 тысячи полётов, и только 4 % аппаратов было потеряно) в военных действиях, существенного развития эта отрасль до последнего десятилетия В США не получила[1].

На данный момент США является ведущим производителем БПЛА в мире, производя по разным оценкам около трети всех БПЛА в мире. Идеологически БПЛА США являются роботизированными комплексами, способные самостоятельно осуществлять задания[1].

БПЛА Израиля

Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.

Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.

Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.

cyclowiki.org

что это такое, как выглядит дрон беспилотник

Понятие «дрон» очень обширно и включает в себя все беспилотные летательные аппараты (БПЛА), вне зависимости от конструкции (самолеты, коптеры) и особенностей конфигурации (количество винтов, типы двигателей и движителей). Слово заимствовано из английского языка, где оно шире всего используется для обозначения монотонных звуков.

Корни современных гражданских БПЛА уходят в середину XIX в. Естественно, тогдашние беспилотные летательные аппараты применялись в военных целях. И сейчас вооруженные силы ряда стран разрабатывают и успешно применяют беспилотники.

Вместе с этим активно растет и гражданское применение дронов. С их помощью осуществляется аэросъемка, монтажные работы, доставка грузов и а в ближайшем будущем предвидится и появление массовых моделей, способных перевозить людей.

Более того, интерес к дистанционно пилотируемым дронам распространился далеко за пределы военных ведомств и сообществ авиа-энтузиастов. Бюджетные массовые модели служат средством развлечения и даже предметом спортивного интереса. Рассмотрим же столь масштабное явление поближе.

О разнообразии

Так что же такое дрон? Термин выступает разговорной альтернативой аббревиатуре БПЛА и понятию, которое скрывается за ней. Впервые его употребил капитан американского ВМФ в 1936-ом году в отношении беспилотного самолета, который выступал в роли подвижной мишени во время учении по противовоздушной морской обороне.

Современные «этажерки с пропеллерами» это дроны в не меньшей степени, хоть их внешний вид кардинально отличается от очертаний самолета, потому что также являются беспилотными летательными аппаратами.

Основой официальной классификации таких аппаратов выступают их технические характеристики: масса, «потолок» по высоте и скорость перемещения. Но различий гораздо больше.

Так, если в качестве движителей используются расположенные в горизонтальной плоскости, то устройство принято называть «коптер» с приставкой из греческого или латинского числительного. Следуя этим принципам, название квадрокоптер можно «расшифровать» как беспилотный летательный аппарат с четырьмя винтами. Таким же образом дрон с любым количеством винтов (более одного) называется мультикоптером.

Дроны в самолетных корпусах это что тогда? Тоже дроны, но их чаще называют просто бесплотниками или БПЛА. Но они применяются в основном военными службами и авиамоделистами.

Такие дроны также весьма разнообразны по габаритам, типам силовых установок (вплоть до пассивных планеров), методом запуска и ряду других характеристик. Это теоретическая база, необходимая, чтобы понимать, что такое дрон.

История и развитие

Популярность и сфера применения гражданских дронов растет с каждым днем, при том, что еще десять лет назад технологии оставались достоянием военной индустрии. Однако это обстоятельство не делает исторический путь дронов, что преодолели взлеты и падения, менее интересным и захватывающим.

Заря БПЛА

Первый летательный аппарат, подходящий под определение беспилотного, был сконструирован в 170 лет назад. Имя того, кто придумал концепцию, неизвестно. Солдаты австрийской армии создали начиненные взрывчаткой воздушные шары для атаки на Венецию. Эта идея не «пошла в массы» только потому, что дроны австрийцев в большинстве своем взорвались над их же позициями, причинив значительный ущерб.

Изобретение крылатых летательных аппаратов, однако, изменило ситуацию. Знаменитый первый полет братьев Райт произошел в 1900 году, а спустя 16 лет появился и первый радиоуправляемый летательный аппарат. Инженеры Ruston, Proctor and Co. (Растон, Проктор и Ко.) применили систему дистанционного управления, разработанную Николой Тесла, для создания самолета-бомбы Aerial Target.

Аппарат должен был применятся для противодействия немецким Цеппелинам, хотя его конструктор верил и в возможность атаки наземных целей. Однако после серии неудачных тестовых полетов проект был закрыт.

Концепцию подхватили вооруженные силы США и уже через год состоялись успешные испытания автоматического аэроплана Хьютта-Сперри. Продвинутая версия вышла в массовое производство в 1918-ом, но не успела побывать в бою.

Спустя четыре года, в 1922-ом, прошли испытания квадрокоптера конструкции Георгия Ботезата. Но развитие вертолетостроения и технологическая сложность решения, найденного русско-американским авиаконструктором, пресекли дальнейшее развитие мультикоптеров вплоть до XXI века.

XX век

Беспилотники самолетного типа, меж тем, продолжили развиваться во время Второй Мировой и Холодной войны. Продолжительное время такие аппараты считались ненадежным новшеством, особенно в сравнении с актуальными моделями пилотируемых самолетов. Общеизвестно применение БПЛА вооруженными силами СССР и США в ходе Холодной Войны, но подробности остаются засекреченными, а доступные сведения противоречивы.

Фактическое военное применение дронов произошло в 1982 году, когда Израиль применили беспилотники вместе с пилотируемыми боевыми машинами для атаки на сирийский флот. В ходе операции дроны выполняли несколько функций:

  1. Разведывание вражеских позиций.
  2. Нарушение коммуникаций.
  3. Отвлечение огня для защиты пилотов.

Технология была не нова, но способ ее применения для повышения полевой эффективности авиации и других типов войск всколыхнул мировой интерес. Военные разработки в области БПЛА ведутся и сейчас.

Блестящая современность

Прорыв гражданского применения дронов приходится на 2006 год. Начиная с этого времени компактные и маневренные аппараты применяются для

  1. Помощи во время бедствий
  2. Наблюдений за государственными границами.
  3. Борьбы с лесными пожарами.
  4. Инспекций коммерческой инфраструктуры (трубопровод и прочее).
  5. Обработку посевов.

Примечательно, что дрон пошел в массы не в формате самолета, а в виде беспилотника-мультикоптера. Технологические решения, как это часто случается, мигрировали из военного сектора в гражданский.

Использование дронов в качестве развлечения (любительское моделирование, фотосъемка, спортивные состязания) началось даже позже, с выходом первой серийной потребительской модели. Последующий рост популярности аппаратов такого типа приобрел лавинообразный темп. Такого бума дронов следовало ожидать, учитывая популярность видео- и фотосъемок среди потребителей. К примеру, выручка одного ведущего производителя DJI в 2013 году составила 130 млн. долларов, а уже в следующем – 500 млн.

Поэтому сейчас под понятием «дрон» чаще всего подразумеваются именно потребительские беспилотники в формате квадрокоптера. Спрос рождает предложение, и соответствующий сегмент рынка разросся до значительных масштабов. Множество производителей предлагают огромное разнообразие моделей, начиная миниатюрными весом в десяток грамм и заканчивая мощными моделями для аэросъемки.

Принцип работы и конструктивные особенности дронов

Наиболее распространенный тип дронов выглядит как «летающая этажерка» и состоит из

  1. Четырех (шести, восьми и более) несущих «лучей», на которых расположены двигатели и пропеллеры.
  2. Центральной части, в которой расположен полетный контроллер, устройства для приема-передачи сигналов.
  3. Посадочных стоек, которые могут быть съемными и крепятся к центральной части корпуса.

Внутреннее устройство гораздо сложнее. Основой аппарата выступает полетный контроллер. В нем сосредоточены датчики высоты, гироскопы, система управления контроллерами оборотов двигателей, модули памяти с программным обеспечением, управление питанием и другие элементы, необходимые для стабильного полета.

Полетный контроллер подключается к центральной плате – связующему звену всех узлов. К ней же подключается аккумулятор, GPS модуль, приемники и передатчики радиосигналов управления, платы управления оборотов двигателей и другие компоненты.

Полетный контроллер – основной управляющий узел, в то время как контроллеры оборотов двигателя в связке с самими моторами – исполнительные узлы. Собственно перемещение аппарата в пространстве происходит благодаря изменению скорости вращения определенных двигателей в определенное время.

Так, для полета вперед увеличивается скорость вращения задних винтов, а передних – остается неизменной или немного уменьшается, в зависимости от обстоятельств. Одновременное изменение скорости вращения всех движителей приводит к набору или потере высоты.

Это весьма приблизительная схема, потому что в действительности полетный контроллер, получая команды с пульта управления, учитывает множество факторов (положение аппарата относительно горизонта, текущее ускорение, высоту и еще порядка 170 параметров).

Необходимость в одновременной работе множества электронных компонентов и двигателей вкупе с ограничениями по массе выступают в роли главных аспектов, ограничивающих автономность полета гражданских дронов минутами.

Кроме самого квадрокоптера для полетов необходимо и другое оборудование. Как минимум – пульт управления. Он может быть самостоятельным устройством с передатчиком-приемником сигналов или своеобразным дополнением к мобильному телефону. В последнем случае экран смартфона используется для управления аппаратом во время полета и трансляции видео.

Значительное место среди систем управления дронами занимают очки для вида от первого лица (FVP). Эту опцию поддерживают не все аппараты. Применение этого аксессуара позволяет точнее управлять полетом и глубже погрузиться в сопутствующие ощущения. Именно поэтому FVP модели применяются в гонках дронов. В этой дисциплине уже успели сформироваться международные состязания.

Для программирования сложных маршрутов, работы с программным обеспечением аппарата или его встроенной памятью понадобится также компьютер. Существует и масса конструктивных дополнений: стабилизирующие подвесы для камер, сменные моторы и винты, аккумуляторы увеличенной емкости, съемная защита пропеллеров и другие конструктивные находки инженеров.

Таким образом, минимально необходимый набор для полетов включает в себя квадрокоптер и пульт управления. Базовые элементы позволят только летать и снимать видео, если аппарат снабжен встроенной камерой.

Производители предлагают RTF (ready-to-fly, готовый к полету) комплекты, которые можно поднимать в воздух «из коробки».

Самостоятельная постройка

Те, кто не удовлетворены базовыми характеристиками или функциональными особенностями серийных моделей или просто ищут кого бы такого построить, предпочитают наборы для сборки своего дрона. Они дешевле готовых аппаратов и позволяют самостоятельно конфигурировать построенный аппарат, летать с отдельно приобретенным пультом управления и снабжать собственный квадрокоптер «обвесом» под свои нужды.

Наиболее увлеченные энтузиасты и вовсе проектируют и строят свои БПЛА самостоятельно, использую только базовые узлы, которые невозможно произвести самостоятельно. Как правило, это полетный контроллер и блоки управления двигателями с самостоятельно записанным ПО.

Возможности дронов

Функциональный спектр квадрокоптеров постоянно расширяется. В настоящее время они способны транслировать потоковое видео со встроенных камер, следовать заданным маршрутам, возвращаться в точку взлета при потере управления, транспортировать оборудование и нести функциональное снаряжение (к примеру, бензопилу для подрезки растительности на высоте) и даже вооружение.

Однако перспективы развития значительно шире. Сейчас активно и небезуспешно ведутся разработки дронов для перевозки пассажиров, работы в стесненных пространствах, поиска пропавших людей и множества других операций.

Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что все дроны это обширный во времени технологический пласт. БПЛА прошли долгий и извилистый путь от взрывных воздушных шаров сомнительной эффективности до компактных и эффективных устройств со значительным потенциалом. И кто знает, где его границы.

Что такое дрон?

Рейтинг 4/5 (3 голосов)

my-quadrocopter.ru

Кто, как и зачем использует беспилотники

Одна из исландских курьерских фирм собирается использовать беспилотники для доставки еды жителям Рейкьявика. Понятно, что не просто от большой любви к беспилотникам: рельеф столицы Исландии разделен заливом, поэтому доставка заказа на машине занимает около получаса. Дрон с тем же хот-догом способен долететь за пять минут.Использование винтокрылых курьеров позволит сократить затраты на доставку обеда на 60%. Компания планирует совершать 20 «авиадоставок» в день. Максимальная грузоподъемность гексакоптера будет 3 кг, а дальность полета — 10 километров.

Исландцы далеко не первые и не последние, кто положил глаз на коммерческое использование беспилотников. Проекты по «долету» товаров и других грузов набирают обороты по всему миру. В ряде европейских стран дроны уже перевозят почту, а, к примеру, в Руанде они доставляют в отдаленные уголки страны донорскую кровь.

Недавно разработчики из Ратгерского университета в Нью-Джерси использовали дрон для обследования Мемориального моста Делавэра: специалисты оценили состояние тросового подвеса, пролетов и подводной части опор. Для столь детального осмотра потребовался всего один день, а не несколько. Причем традиционный осмотр обязательно проводится с участием вертолета, катера и подводного робота.

Дроны все чаще применяют для мониторинга состояния дорог и линий электропередач. Скажем, в Китае применили дрон с огнеметом для очистки ЛЭП от мусора. Беспилотники используются для доставки почты и медикаментов, возврата товара, если одежда не подошла или это не то, что заказывалось. Не обходится и без экзотики. Так, смотрители зоопарка в китайской провинции Хэйлунцзян тренируют с помощью дронов местных тигров: чтобы животные «не растеряли форму», над ними запускают коптер, который заставляет больших кошек бегать.

Кстати, специалисты называют как минимум 70 способов применения дронов. Все зависит от того, какой аппаратурой они будут оснащены: при необходимости можно добавить свет, звук, камеры, микрофоны, датчики, роботизированные манипуляторы, технологию подавления или усиления волн…

Как рассказывают специалисты, сейчас разрабатываются, например, даже дроны для поиска пропавших детей, которые, как и собаки, смогут отслеживать запах ребенка. Перспективны дроны с термодатчиками — для поиска людей, заваленных лавиной, дроны с инфракрасными датчиками — для выявления лесных пожаров на ранней стадии. Одно из интереснейших направлений — беспилотники для наблюдения за пиратами в открытом море — после определения местонахождения пиратов можно отправить дроны для атаки.

В России с июля этого года вступили в силу требования Воздушного кодекса для малых беспилотников и дронов. Теперь их владельцы в обязательном порядке должны ставить на учет аппараты от 0,25 до 30 килограммов. Все беспилотники могут летать только на основании разрешения на использование воздушного пространства.

Между тем

Специалисты бьют тревогу: беспилотники становятся серьезной угрозой для безопасности полетов. Главные риски — полеты рядом с аэропортами и в зоне аэропортов. Не так давно мир облетело фото: в Мозамбике с Boeing 737-700, который шел на посадку, столкнулся дрон. Огромные вмятины на «носу» фюзеляжа самолета.

— Самолет не разбился только чудом, — говорит президент МКАА «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. — Беспилотник мог попасть в двигатель и вызвать его отказ или разрушение. Либо пробить стекло пилотской кабины и травмировать, или убить пилотов.

В аэропорту Шарль де-Голль беспилотник пролетел всего в пяти метрах от приземлявшегося A320 Air France. Хорошо, пилот мгновенно среагировал. А вот в лондонском Хитроу столкновения с БЛА не удалось избежать. В США FAA получает в среднем около сотни сообщений в год о появлении дронов там, где это запрещено.

Специалисты разрабатывают специальные «контртехнологии». Например, одна из них позволяет при помощи анализа радиочастот, на которых идет управление беспилотником, определять местонахождение не только летательного аппарата, но и того, кто находится за пультом. ИКАО также предпринимает меры для минимизации факторов риска с беспилотниками. В частности, уже введен в действие информационный комплект по дистанционно-управляемым авиационным системам. Как отметил президент Совета ИКАО д-р Олумуива Бенард Алиу, ресурсы разработаны, чтобы помочь эксплуатантам любого возраста управлять полетами своих беспилотников безопасно и ответственно.

Справка:

Дроны — это беспилотные летательные аппараты. БПЛА делятся на четыре класса: «микро» (до 10 кг веса, 1 час работы и высота полета до 1 км), «мини» (до 50 кг, несколько часов работы и полет на высоту до 3-5 км), средние (до 1000 кг, 10-12 часов и высота до 9-10 км) и тяжелые (весом более тонны, время работы более 24 часов и предел высоты — до 20 км).


Источник: Новости беспилотной авиации

russiandrone.ru

Топ 10 беспилотных летательных аппаратов

10 – Fire Scout/Sea Scout от корпорации Northrop Grumman

Беспилотный летательный аппарат RQ-8A Fire Scout, построенный на базе лёгкого пилотируемого вертолёта Schweizer Model 330SP, способен проводить разведку и следить за целью, неподвижно оставаясь в воздухе на протяжении более чем 4 часов на расстоянии почти 200 километров от места запуска. Взлёт-посадка производится вертикально, а контроль над аппаратом осуществляется через навигационную систему GPS, что позволяет Fire Scout работать в автономном режиме и управляться через наземную станцию, которая может контролировать 3 БПЛА одновременно. Улучшенная версия, Sea Scout, способна нести высокоточные ракеты класса «земля-воздух». Для армии Соединённых Штатов разработана ещё более усовершенствованная модель, MQ-8, полностью соответствующая критериям боевой автоматизированной системы следующего поколения. США планирует закупить до 192 таких аппаратов для армии и флота.

9 – RQ-2B Pioneer

Проверенный временем аппарат RQ-2B Pioneer (производства совместного, американо-израильского предприятия Pioneer UAV) состоит на вооружении морской пехоты, военно-морского флота и армии Соединённых Штатов с 1986 года. Pioneer способен днём и ночью на протяжении 5 часов проводить разведку и наблюдение, захватывать цель на автоматическое сопровождение, обеспечивать поддержку корабельного огня и производить оценку разрушений в ходе всей военной операции. Аппарат может взлетать как с корабля (с помощью ракеты или катапульты), так и с наземной взлётно-посадочной полосы. В обоих случаях посадка производиться с помощью специального тормозного механизма. Длина его составляет 4 с лишним метра, размах крыла – 5 м. Высотный потолок достигает отметки 4,5 км.  Взлётный вес аппарата составляет 205 кг. К тому же, Pioneer может нести 34-килограмовую полезную нагрузку либо из оптических и инфракрасных сенсоров, либо оборудования для обнаружения мин и химического оружия.    

 8 – Scan Eagle от Боинга

18-килограмовый Scan Eagle, cпроектированный на базе БПЛА Insight от компании Insitu, может патрулировать обозначенную область более 15 часов на скорости чуть ниже 100 км/ч на высоте около 5 км. Аппарат с полезной нагрузкой до 5,9 кг может быть запущен с любой местности, в том числе и с кораблей. Как заявляет корпус морской пехоты США, Scan Eagle, размах крыла которого составляет 3 м, невидим для вражеских радаров и едва слышен на расстоянии более чем 15 метров. Контроль над аппаратом осуществляется через GPS, а максимальная скорость достигает 130 км/ч. Вмонтированная в носовую часть универсальная турель в карданном подвесе оснащается либо оптической камерой с запоминающим устройством, либо инфракрасным сенсором.  

 7 – Global Hawk от Northrop Grumman

Самый большой в мире беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk стал первым БПЛА, сертифицированным Федеральным авиационным агентством США, что позволяет Global Hawk летать по составленным специально для него планам полётов и использовать гражданские воздушные коридоры в Соединённых Штатах без предварительного уведомления. Вероятно, благодаря этой разработке развитие беспилотной гражданской авиации значительно ускорится. RQ-4 с успехом долетел из США в Австралию, выполнив по пути разведывательное задание, и вернулся обратно через Тихий океан. Как видно, дистанция полёта данного БПЛА впечатляет. Цена одного Global Hawk, включая затраты на освоение, составляет 123 млн долларов. Аппарат способен взбираться на высоту 20 км и оттуда проводить разведку и наблюдение, почти в реальном времени обеспечивая командование высококачественными снимками.      

6 – MQ-9 Reaper от General Atomics

Специально для ВВС США был разработан беспилотный летательный аппарат класса MQ, где “M” означает многофункциональность, а “Q” – автономность. Reaper был спроектирован на основе ранней и крайне успешной разработки, Predator, компании General Atomics. Кстати, сначала Reaper был назван “Predator B”. ВВС США используют этот аппарат в Афганистане и Ираке преимущественно для поисково-ударных действий. MQ-9 Reaper способен нести ракеты AGM-114 Hellfire и бомбы лазерного наведения. Максимальный взлётный вес аппарата составляет 5 т. На высоте до 15 км скорость достигает 370 км/ч. Максимальная дальность полёта – 6000 км. В качестве полезной нагрузки 1,7 т может быть современный комплекс видео и инфракрасных сенсоров, радиометр (совмещённый с РЛС с синтезированной аппаратурой), лазерный дальномер и целеуказатель. MQ-9 может быть разобран и загружен в контейнер для доставки на любую авиабазу США. Каждая система Reaper, в которую входит 4 аппарата, оснащённых сенсорами, стоит 53,5 млн долларов.   

5 – AeroVironment Raven и Raven B

RQ-11A Raven, разработанный в 2002–2003 гг, является главным образом полуразмерной версией AeroVironment Pointer 1999 года, но благодаря более совершенному техническому оснащению аппарат теперь несёт на борту управляющее оборудование, полезную нагрузку и такой же модуль системы навигации GPS. Сделанный из кевлара каждый 1,8-килограмовый Raven стоит порядка 25000–35000 долларов. Рабочая дистанция RQ-11A составляет 9,5 км. Аппарат может оставаться в воздухе на протяжении 80 минут после взлёта на крейсерской скорости 45–95 км/ч. Версия Raven B весит немногим больше, но имеет более высокие ТТХ, более совершенные сенсоры и способен нести лазерный целеуказатель. Однако Raven и Raven B часто при посадке разбиваются на части, но после ремонта они снова готовы к «бою».

4 – Bombardier CL-327

Если посмотреть на Bombardier CL-327 VTOL, то становится ясно, почему его часто зовут «летающим орехом», однако, несмотря на столь смешное прозвище, CL-327 является крайне функциональным БПЛА. Он оснащён турбовальным двигателем WTS-125, мощность по валу которого – 100 л.с. CL-327, максимальный вес которого при взлёте составляет 350 кг, может проводить обследование местности, патрулировать границы, а также применяться как ретранслятор и принимать участие в военно-разведовательных миссиях и операция по борьбе с наркотиками. Аппарат может неподвижно оставаться в воздухе почти 5 часов на расстоянии более 100 км от места запуска.  Полезная нагрузка составляет 100 кг, а высотный потолок – 5,5 км. На борту могут находиться различные сенсоры и системы передачи данных. Управление аппаратом осуществляется с помощью GPS или инерционной системой навигации.    

3 – Yamaha RMAX

Минивертолёт Yamaha RMAX, чуть ли не самый распространённый гражданский БПЛА (около 2000 единиц), способен выполнить самые различные задачи, начиная от орошения полей и заканчивая исследовательскими миссиями. Аппарат оснащается двухтактным поршневым двигателем Yamaha, но потолок высоты программно ограничен и достигает всего 140–150 м. В качестве полезной нагрузки RMAX может нести как обычные, так и видеодиакамеры для проведения исследований, однако действительно большую популярность он заработал среди фермеров за эффективное распыление веществ для борьбы с вредителями на рисовых и других плантациях в Японии. Кроме того, RMAX отлично проявил себя в апреле 2000 года, позволив близко рассмотреть процесс извержения горы Усу на о. Хоккайдо. Эта операция стала также первым опытом автономного удалённого контроля за вертолётом вне зоны видимости.

2 – Desert Hawk от Lockheed Martin

Desert Hawk, первоначально разрабатывавшийся в соответствии с требованиями ВВС США для защиты и контроля за воздушными объектами, поступил в производство в 2002 году. Сделан аппарат из надёжного материала, пенополипропилена. Толкающий пропеллер приводится в действие электромотором. Запуск Desert Hawk производится двумя людьми с помощью амортизирующего 100-метрового троса, который присоединяется к аппарату и затем просто отпускается. Нормальная высота для данного БПЛА составляет 150 м, но, между тем, максимальный потолок достигает 300 м. Осуществляя контроль за летательным аппаратом через систему GPS и запрограммированные точки маршрута, военные активно используют Desert Hawk в Ираке для патрулирования заданных областей. Маршрут может быть скорректирован прямо во время полёта посредством наземной станции управления, которая может контролировать 6 БПЛА одновременно. Крейсерская скорость Desert Hawk составляет 90 км/ч, а рабочий диапазон – 11 км.        

1 – MQ-1 Predator от General Atomics

Средневысотный БПЛА с большой продолжительностью полёта для изоляции района боевых действий, обладает способностью проведения боевой разведки. Крейсерская скорость Predator составляет приблизительно 135 км/ч. Дистанция полёта достигает более чем 720 км, а высотный потолок – 7,6 км. MQ-1 может нести две лазерных ракеты AGM-114 Hellfire. В Афганистане он стал первым в истории БПЛА, уничтожившим военные силы противника. Система Predator в полном комплекте включает в себя 4 летательных аппарата, оснащённых сенсорами, наземную станцию управления, первичную спутниковую линию передачи данных и около 55 человек персонала для круглосуточного обслуживания. 115-сильный поршневой двигатель Rotax 914F позволяет разогнаться до 220 км/ч. MQ-1 может взлетать с жёстких взлётно-посадочных полос размерами от 1500х20 м. При этом для взлёта необходимо, чтобы аппарат находился в зоне видимости, хотя спутниковое управление обеспечивает загоризонтную связь.

 

——

Каждый человек находится в центре каких-нибудь событий. Изменения в политике, экономики и других сферах государства влияют на его благополучие, также на всех остальных. Вашему вниманию www.griffon.media/news представлены свежие новости мира. Заходите и читайте. Будьте в курсе всех событий.

infuture.ru

1.2. Беспилотные летательные аппараты. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние

1.2.1. Основные понятия и определения

Существует большое количество различных определений БПЛА. Вот одно из самых простых: «Беспилотный летательный аппарат – это летательный аппарат без человека (экипажа) на борту» [9]. Однако в таком случае к БПЛА нужно причислить вообще все летающие искусственные объекты, что, очевидно, неправильно.

На сегодняшний день наиболее адекватным определением БПЛА представляется то, которое практически повторяет определение для беспилотного мобильного средства, данное в подразделе 1.1. Отличие состоит лишь в указании среды функционирования. Повторим это определение применительно к БПЛА.

Беспилотный летательный аппарат – это летательный аппарат многоразового или условно-многоразового использования, не имеющий на борту экипажа (человека-пилота) и способный самостоятельно целенаправленно перемещаться в воздухе для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком- оператором со стационарного или мобильного пульта управления).

Заметим, что к БПЛА не относятся все ракеты, снаряды, бомбы (независимо от того, управляемые они или нет), аэростаты без двигателей и другие безмоторные летательные аппараты: планеры, дельтапланы, парапланы. Но беспилотные дирижабли, моторные дельтапланы и парапланы в соответствии с данным определением вполне можно отнести к БПЛА. Существуют другие, более узкие понятия БПЛА. Например, известны такие определения, в которых к БПЛА причисляют только аппараты самолетного и вертолетного типов [10].

Основные термины и аббревиатуры, касающиеся БПЛА, приведены в табл. 1.2. Разница в терминах БПЛА и ДПЛА (дистанционно-пилотируемый летательный аппарат) в том, что первый является более общим понятием. ДПЛА относится к тем аппаратам, которые управляются оператором дистанционно по радио с наземного пункта, тогда как в общем случае БПЛА может выполнять задачу и автономно, по заложенной в нем программе.

Недавно появившиеся термины UAS (Unmanned Aerial System) и соответствующий русскоязычный БАС (беспилотная авиационная система) учитывают не только сам летательный аппарат (аппараты), но также всю инфраструктуру и средства обеспечения (транспортно-пусковое устройство, средства связи, наземный пункт управления и др.) [11]. В наших источниках встречается также термин БАК (беспилотный авиационный комплекс). Многие БАС и БАК считают синонимами, однако между ними есть некоторая разница, которая заключается в том, что БАС является более широким понятием [64]. БАК – это только совокупность материально-технических средств, необходимых для выполнения определенных функций. Однако эти функции выполнены быть не могут без наличия элементов, устанавливающих связи различного типа (информационные, информационно-управляющие и т.п.) между структурными элементами комплекса. Наличие таких элементов и таких связей является отличительной особенностью БАС. Таким образом, кроме всего того, что входит в БАК, в БАС должны быть включены еще: технический персонал, протоколы обмена информацией, нормативно-регламентирующая документация, средства интеграции с другими системами.

Таблица 1.2 Основные англоязычные термины в области БПЛА и их русскоязычные соответствия
UAV — Unmanned Aerial Vehicle, Uninhabited Aerial VehicleБПЛА (БЛА) — беспилотный летательный аппарат
droneдрон, беспилотник
flying robotвоздушный робот
ROA — Remotely Operated Aircraft, RPA — Remote Piloted AircraftДПЛА — дистанционно-пилотируемый летательный аппарат
UAS — Unmanned Aerial SystemБАС — беспилотная авиационная система,
БАК — беспилотный авиационный комплекс
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Отличия и сходства понятий дрон, БПЛА и квадрокоптер

В средствах массовой информации на профильных сайтах или просто в разговоре можно нередко встретить такие термины, как “БПЛА” (жаргонное: беспилотник), “дрон”, “квадрокоптер“. Причем, часто эти слова используются как синонимы.

Можно ли использовать эти термины в качестве синонимов? Чем похожи БПЛА, квадролеты и дроны? Этот ликбез поможет ответить на данные вопросы.

Краткие определения для нетерпеливых:

  • Дрон – любой беспилотный аппарат. То есть аппарат без экипажа на борту. Дрон не обязательно летает. Например, танк без экипажа тоже будет называться дроном.
  • БПЛА – это то же самое, что и дрон, но аппарат обязательно летательный. На это указывает расшифровка аббревиатуры – беспилотный летательный аппарат.
  • Квадрокоптер – это, грубо говоря, вертолет с четырьмя точками крепления воздушных винтов. Его можно назвать одновременно и дроном, и БПЛА, и радиоуправляемой моделью. Но если мультикоптер пилотируемый, использовать другие термины из заголовка статьи для его описания нельзя.

БПЛА и дрон

В современном мире термины “дрон” и “БПЛА” стали синонимами. Словом дрон можно назвать любой БПЛА (но не наоборот), но к радиоуправляемым летательным аппаратам он неприменим. История радиоуправляемых моделей началась тогда, когда БПЛА и дронов не было. Причем, от радиоуправляемых самолетов и вертолетов они отличаются кардинально.

“Дрон” – просто красивый термин, используемый в сводках новостей, и подразумеваться под ним может и БПЛА, и мультикоптер. Люди, чья деятельность или хобби связаны с БПЛА, сильно зажмуриваются, когда слышат слово “дрон”.

Чтобы написанная выше информация стала более понятной, нужно привести несколько примеров. Есть дроны, которые используются военными для обучения. Например, самолет самостоятельно взлетает и продолжает движение, пока команда, тренируемая поражению целей, не собьет его. Вместо самолета может использоваться корабль или подводная лодка.

Беспилотный автомобиль, разрабатываемый командой Google X, тоже можно назвать дроном. Термин “дрон” также применим в отношении роботов-саперов или роботов-разведчиков. Хотя разработчики подобной техники предпочитают название “робототехнический комплекс”.

На БПЛА устанавливаются сложные системы датчиков, комплексы автопилотирования, управления, наблюдения и контроля. Разведку или наблюдение с их помощью вести намного проще, чем с пилотируемых самолетов. При этом некоторые образцы БПЛА могут оснащаться вооружением.

Резюмируя: термины “дрон” и “БПЛА” сегодня применяются для описания одних и тех же аппаратов, но их не всегда можно использовать в качестве синонимов.

Дрон и квадрокоптер

Квадрокоптер (или квадролет) – это вертолет с четырьмя несущими роторами. Сегодня такие аппараты очень популярны из-за своих небольших габаритов и массы. В отличие от вертолетов той же грузоподъемностью на обучение управлению мультикоптером требуется намного меньше времени. Эта информация в равной мере относится и к пилотируемым аппаратам, и к беспилотным.

Конечно, специалисты заметят, что определение нужно дополнить, и сказать, что квадрокоптер представляет собой мультикоптер именно с четырьмя роторами. Мультикоптер же может оснащаться четырьмя, тремя, шестью, восемью и более моторами.

Для правильного употребления терминов важно знать, что квадролет и дрон – это не разные вещи. Дрон – робот, используемый в военных целях, спасательных операциях, исследований. Квадрокоптер – просто конструкция. В качестве аналогии можно привести родственные слова “автомобиль” и “седан”, или “самолет” и “истребитель”.

Квадрокоптер и мультикоптер

Мультикоптер – понятие менее конкретное, чем квадролет. Трикоптеры, гексакоптеры, октокоптеры – это тоже мультикоптеры. Единственная разница – в количестве воздушных винтов. В большинстве случаев в СМИ под мультикоптером подразумевают квадрокоптер.

Квадрокоптер поднимают в воздух четыре ротора – два вращаются в одну сторону, два – в другую. Винты, как правило, параллельны земле. Поток воздуха движется сверху вниз. Больше ничем квадрокоптер от дрона и БПЛА не отличается. Использование всех этих устройств одинаково: спасательные операции, фото и видеосъемка, научные и метеорологические исследования, разведка местности, мониторинг трафика.

Но чтобы определить, какой термин применим к конкретному аппарату, нужно задать вопросы: “Робот ли он? Кто управляет машиной: человек при помощи радиосвязи или программные алгоритмы?”

БПЛА может выполнять большинство действий самостоятельно: взлетать, садиться, перемещаться в воздухе. Оператору остается только следить за действиями аппарата. Управление на себя он берет только в непредвиденной ситуации, и управляет БПЛА удаленно. Говоря проще, БПЛА – машина, летающая самостоятельно. Если квадрокоптер удовлетворяет этому требованию, значит, он БПЛА.

На современные мультикоптеры установлено множество интеллектуальных систем. Благодаря им обучение пилотированию можно выполнять самостоятельно, и это не займет много времени. Главное – заранее прочитать инструкцию.

Если же отключить основные системы: движение при помощи навигации по GPS, телеметрию, передачу видео в реальном времени, – квадролет перестанет быть дроном или БПЛА и станет радиоуправляемой авиамоделью (но останется квадрокоптером), управлять которой на дальности, превышающей остроту зрения пилота, станет невозможно.

Поэтому принятый недавно закон об обязательной регистрации беспилотных воздушных судов массой более 0,25кг не имеет особого смысла. Однако под его действие попадают почти все любительские авиамодели и квадрокоптеры (ставшие в последнее время популярными).

Выводы

В современном мире термины “квадрокоптер”, “БПЛА” и “дрон” зачастую используются неправильно. Слова “дрон” и “беспилотник” определяют в первую очередь такое свойство аппаратов, как отсутствие экипажа на борту. Название же “квадрокоптер” указывает исключительно на конструкцию воздушного судна.

kopterinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *