Вертолет к 60 – Ка-60 — Википедия

Содержание

Многоцелевой вертолёт Ка-60 «Касатка»

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия вертолётостроение России, как и вся промышленность, переживало непростую ситуацию, связанную с экономическим и политическим кризисом. Разработка проекта Ка-60 была заморожена из-за недостатка финансирования, но осталась последняя надежда на заказы Военного Флота РФ.

История создания

Год 1983 запомнится в ОКБ Камова надолго, именно в этом году конструкторы приступили к разработке необычной для «камовцев» схемы вертолёта с одним несущим винтом, отказавшись от традиционной для них соосной компоновки. Такая схема, по мнению разработчиков, разрешала транспортному вертолёту достичь наиболее высокой крейсерской скорости.

Ка 60

К тому времени машины с грузоподъёмностью 2–2,5 тонны не было, вертолёт Ми-4 сняли с вооружения, а Ми-8 был не вполне рентабелен со своей большой загрузкой. Ка-60 был должен стать надёжной заменой поршневой «четвёрке». Велись разработки палубного варианта и варианта вертолёта-разведчика и целеуказателя.

Работы по Ка-60 оживились лишь в конце 90-х годов, в 1998 году 10 декабря первый опытный образец был опробован в воздухе. Второй опытный образец вертолёта как учебная машина для подготовки и переучивания лётного состава получил обозначение Ка-60У и впервые поднялся в небо 21 сентября 2007 года. После неудачной аварийной посадки второго опытного экземпляра 23 июня 2010 года, проект военной версии Ка-60 заморозили.

«Касатка» была очень полезна для доставки вооружённых десантников, боеприпасов и оружия на передовые позиции, перевозки раненных, выполнения поисково-патрульных операций и обучения и поддержания навыков лётчиков.

Описание вертолёта Ка-60

Новая многоцелевая машина Ка-60 — первый вертолёт фирмы «Камов», созданный по схеме с одним несущим и одинадцатилопастным хвостовым винтом, заключённым в кольцо на киле хвостового оперения. Оба редуктора — для главного и хвостового винта изготовлены на воронежском ОКБ «Моторостроение». Машина оснащена силовой установкой из двух двигателей РД-600В, которые изначально предназначались для

Ка-60 и обладают мощностью 1500 л.с. на взлётном режиме каждый.

Кабина верталёта Ка-60

Управлять новой машиной можно либо с левого, либо с правого кресла пилота, расположение информационных дисплеев это позволяет. Стеклянная кабина обеспечивает хороший обзор, а современная авионика представляет пилоту всю информацию о пространственном положении машины, навигационной обстановке и работе силовой установки и систем вертолёта.

Конструкторы серьёзно позаботились о живучести машины, так большинство наиболее важных систем и агрегатов вертолёта дублируются и размещены на разных сторонах фюзеляжа. Все узлы и детали управления, а также трансмиссия способна выдержать попадание 12,7 мм снаряда. Каждая часть несущего винта при простреле и образовании пробоин не теряет способности создавать подъёмную силу для дальнейшего продолжения полёта.

Способствует незаметности вертолёта особое специальное покрытие фюзеляжа и применение подобранной частоты вращения винтов для создания подходящей малошумности. Специально разработанное шасси позволяет приземление с большой вертикальной скоростью, а энергопоглощающие кресла пилотов выдерживают такие перегрузки. Шасси Ка-60 сделаны убирающимися в полёте, что повлияло на уменьшение сопротивления воздушного потока и увеличило скорость полёта.

Ка 60

Применение в конструкции машины 60% материалов из композита, вкупе с отличными аэродинамическими качествами и достаточной тяговооруженностью силовой установки, разрешает вертолёту достичь скорости более 300 км/час и потолка, превышающего 5 тысяч метров.

Лётно-технические характеристики Ка-60

  • Максимальная скорость — 300 км/час.
  • Скорость крейсерского режима — 265 км/час.
  • Дальность без дополнительных баков — 700 км.
  • Практический потолок — 5150 м.
  • Статический потолок — 2100 м.
  • Длина фюзеляжа — 13,25 м.
  • Высота вертолёта — 4,1 м.
  • Двигатели — 2 х ГТД РД-600.
  • Тяговооруженность — 2 х 1300 л.с.
  • Максимальный взлётный вес — 6,5 т.
  • Количество десантников — 12 чел.
  • Масса груза внутри вертолёта — 2 т.
  • Вес груза на внешней подвеске — 2,5 т.
  • Точек подвески — 2.
  • Экипаж — 1–2 чел.

Интересные факты

  1. Ка-60 отличался от всех прежних разработок ОКБ Камова прежде всего схемой с одним несущим пятилопастным винтом и рулевым винтом в кольцевом канале. Такая компоновка была выбрана из расчёта, что в режиме висения вертолёт будет использовать лишь 1% полётного времени, остальное придётся на горизонтальный полёт.
  2. Шестидесятипроцентное содержание в конструкции машины материалов из композита позволяет лучше выдерживать боевые повреждения. Автоматическое заполнение топливных баков пенополиуретаном не даёт возможности взрывов и пожара на борту.
  3. Отличная амортизация и высокая энергопоглощаемость кресел пилотов и десантников, вкупе с энергогасящими ударную нагрузку шасси, дают возможность избегать травм при авариях.
  4. Установка на законцовках лопастей шумопонижающих устройств и внедрение механизма, регулирующего частоту вращения винтов, значительно понизило уровень шумности Ка-60.
  5. Размещение на вертолёте БРЛС «Арбалет» помогает видеть препятствия типа проводов ЛЭП на удалении 500 метров с угловым разрешением в 12 минут.

Видео: Вертолёт Ка-60

https://youtube.com/watch?v=QhDOrd5xwYc

Машина вполне соответствовала своему прямому назначению, но дальнейшая разработка гражданской версии Ка-62 и случившаяся авария со вторым опытным вертолётом, заморозили эту программу, но осталась надежда на заказ военно-морского флота России для палубной авиации.

aviarf.ru

Ка-60 | АвиаПорт.Ru

  • Дата изменения данных: 24.12.2015

Средний многоцелевой вертолет Ка-60/62

МОДИФИКАЦИИ. Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500кг на внешней подвеске или 15-16 пассажиров в кабине. Ка-62М — экспортный вариант с зарубежными двигателями (Турбомека RТМ322, LНТЕС СТS800 или Дженерал Электрик Т700/СТ7-2D1), сертификация которого была намечена на 1995 г. Кроме базовой транспортной модели создаются санитарный и спасательный варианты.
Ка-60 — многоцелевой вертолет армейской авиации.

РАЗМЕРЫ. Диаметр несущего винта 13, 50 м; длина вертолета с вращающимся винтом 15, 64 м; длина фюзеляжа 13, 25 м; ширина вертолета по концевые шайбы стабилизатора 3, 00 м; высота вертолета 4, 1 м.

Объем транспортной кабины 9,8 куб. м.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1-2 чел., пассажиров 14-16 чел.

ДВИГАТЕЛИ. Специально для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения разработан ГТД нового поколения РД-600, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД (2Х Х955 кВт, 2Х 1300 л. с.).

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 6500;вес пустого 3730; максимальная коммерческая нагрузка: в фюзеляже 2000, на внешней подвеске 2750; запас топлива 1150 л.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 300 км/ч; крейсерская скорость 260 км/ч; статический потолок 2500 м; динамический потолок 5500 м; максимальная скороподъемность 11, 7 м/с; практическая дальность полета 720 км.

ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную стабилизацию угловых положений вертолета, полет по заданному курсу и заданной линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полета. В кабине установлены два многофункциональных индикатора на ЭЛТ. На спасательном варианте предусмотрена лебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг, обеспечивающая одновременный подъем двух человек или груза, и поисковй прожектор.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом в кольцевом канале киля, убирающимся трехопорным шасси повышенной энергоемкости и сдвижными дверями грузопассажирской кабины. Конструкция вертолета на 60% выполнена из КМ.
При работе над водой вертолет оснащается надувными баллонетами.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии испытаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.Вертолет Ка-60/62 является первым вертолетом АООТ «Камов», выполненным по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Разработка вертолета началась в 1990 г. под руководством генерального конструктора С.В. Михеева в иниативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания.

В соответствии с первоначальными планами сертификация вертолета по американским нормам летной годности FAR.29(категории А) намечалась на 1995 г., начало серийного производства — на 1996 год.Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на авиационно-космической выставке МАКС-95 в г. Жуковском.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. Н. И. КАМОВА

Мониторинг:

13.05.2014 Военная версия вертолета Ка-60 может появиться после 2016 года

РИА «Новости»: Военная версия вертолета Ка-60 может появиться после 2016 года, заявил во вторни…

15.01.2014 В Ахтубинске пройдут испытания самолетов ПАК ФА, МиГ-29К, Ту-142МРМ и вертолета Ка-60

ТАСС: Испытания новых самолетов ПАК ФА, МиГ-29К для ВМФ России, МиГ-35, Ил-112, Ту-142…

08.04.2011 «Камов» выбирает двигатель для Ка-60

АвиаПорт.Ru: ОАО «Камов» рассматривает два варианта двигателя для комплектования среднего тра…

27.07.2010 Причиной падения вертолета Ка-60 под Москвой стала фальшивая деталь

Газета.Ru: Следствие установило причину крушения военного вертолета Ка-60 «Касатка», произо…

24.06.2010 Ка-60 разбился в Подмосковье на съемках рекламного клипа

Lenta.Ru: Военный вертолет Ка-60 («Касатка»), упавший 23 июня утром в Подмосковье, разбилс…

www.aviaport.ru

Ка-60 Касатка идет в войска

Глазастый невидимка
При проектировании конструкторы приложили максимум старания и изобретательности, чтобы сделать вертолет невидимкой. Шумность машины была понижена за счет установки на воздушный винт шумопонижающих законцовок. Также разработан и внедрен специальный механизм, который регулирует частоту вращения несущего винта, что также сказывается на уровне шума. Приняты меры для снижения видимости «Касатки» в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Для этого использованы элементы стелс-технологии. Например, корпус покрыт специальным составом, поглощающим радиоволны РЛС ПВО. Для этой же цели корректировалась и геометрия машины. Правда, значение эффективной поверхности рассеяния не разглашается. Как это имеет место и с F-22 и F-35, об ЭПР которых ходит множество противоречивых слухов. Для противодействия ПВО имеется бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы.
В этом вертолете применены самые современные технологии. В значительной степени это относится к турбовальному двигателю РД-600В, созданному на ОАО «Рыбинские моторы». Его достоинствами являются модульная конструкция, развитая система контроля и диагностики, эффективное пылезащитное устройство. Электронная цифровая система автоматического управления позволяет эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния. Не только мелкий, но и средний ремонт двигателя может осуществляться в строевой части. Что благотворно влияет на боеготовность.
И, наконец, «Касатка» — вертолет всепогодного и круглосуточного действия. Несмотря на то, что это машина средней мощности, в ней установлена такая же серьезная, как и на Ка-52, БРЛС «Арбалет», разработанный компанией «Фазотрон-НИИР». «Арбалет» предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
Эта БРЛС на Ка-52 решает задачи целеуказания для других вертолетов, отслеживая одновременно до 20 целей и обнаруживая их на расстоянии в 10-15 километров. Так что создание командной модификации Ка-60Р представляется вполне вероятным. Но для этого необходимо будет установить систему ГОЭС-451. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР.
А сейчас полеты в ночное время суток осуществляются за счет очков ночного видения, подключенных к приборному оборудованию.
Также предусмотрено использование «Касатки» в гражданской авиации. Но, естественно, без военного оборудования. У Ка-60 существует и большой экспортный потенциал. При его создании учитывался не только российский стандарт летной годности, но и западный. Ко всему он еще и на 20% дешевле, чем зарубежные вертолета такого типа. Но при этом обладает и более высоким качеством, поскольку относится к новому поколению винтокрылых машин.
ЛТХ Ка-60
Длина – 13,47 м
Высота – 4,00 м
Ширина – 1,90 м
Диаметр главного винта – 13,50 м
Диаметр хвостового винта – 1,40 м
Масса пустого – 3500 кг
Максимальная взлетная масса – 6500 кг
Силовая установка – 2 двигателя РД-600В
Мощность двигателей – 2х1300 л.с.
Максимальная скорость – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 700 км
Статический потолок – 2100 м
Динамический потолок – 5150 м
Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2750 кг на внешней подвеске.

fishki.net

Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» | Военное оружие и армии Мира

В начале июня 2011 г. стало известно, что Министерство обороны Российской Федерации приняло на вооружение многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» и выдало холдингу «Вертолеты России» заказ на поставку первых 100 вертолетов этого типа. Глава холдинга Д. Петров сообщил, что предприятие АООТ «Камов» получило задание на постройку двух прототипов Ка-60, которые пройдут программу летных испытаний в 2012 г. Планируется, что серийно Ка-60 будет выпускаться с 2015 г.

Работы по проектированию Ка-60 были начаты АООТ «Камов» в инициативном порядке в 1990 г. Причиной тому послужило моральное и физическое устаревание вертолетного парка советских вооруженных сил. И если в классе боевых ударных вертолетов ситуация была еще терпимой благодаря появлению Ка-50 и Ми-28, то в классе многоцелевых машин замены «старичкам» Ми-2, Ми-4 и Ми-8 не было. Такую ситуацию призвано было исправить появление новых многоцелевых машин, таких как Ка-60.

Этот вертолет предназначен для использования вертолетными подразделениями авиации сухопутных войск в целях решения транспортных, поисково-спасательных, разведывательных и других задач, возникающих в ходе боевых действий. После установки соответствующей аппаратуры он может быть использован для радиоэлектронной борьбы и выполнения специальных операций, требующих повышенной скрытности и автономной навигации. Разработчики все еще не оставили идею создания вертолета взаимодействия, поэтому Ка-60 может оснащаться соответствующей аппаратурой.

В 1997 г. был построен первый опытный образец вертолета Ка-60. В 1998 г. на опытно-исследовательском аэродроме фирмы «Камов» состоялась презентация новой машины, получившей название «Касатка». В 1999 г. состоялся первый полет опытного образца.

Ка-60 —довольно рискованный проект в том плане, что «камовцы» изменили своей постоянной традиции создавать машины двухвинтовой схемы.«Касатка» — одновинтовая машина. Выбор именно такой конструкции объясняется особенностью применения многоцелевых вертолетов. В отличие от противолодочных Ка-25 и Ка-27, транспортно-боевого Ка-29 и ударного Ка-50, способность подолгу зависать на одном месте «Касатке» не так уж и необходима. Поэтому двухвинтовая соосная схема, наиболее эффективно реализующая режим зависания, заменена на более привычную — одновинтовую.

Цельнометаллический фюзеляж вертолета типа «полумонокок» имеет в своей передней части закрытый радиопрозрачным обтекателем отсек бортовой РЛС, за которым располагается двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы.Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах наружу против потока боковыми дверями. Установленные в кабине кресла летчиков имеют энергоемкие амортизаторы, предохраняющие экипаж при грубой аварийной посадке. Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручекуправления, общего шага и педалей, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа в целом и размещение агрегатов исключают поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемая площадь рассчитана на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.

В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться 15—16 солдат с вооружением, шесть раненых на носилках в сопровождении трех санитаров или груз с соответствующей массой. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески, рассчитанный на груз массой до 2750 кг. Грузы и вооружение могут быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа. Фюзеляж заканчивается конусообразной хвостовой балкой, в концевой части которой установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане снабжен концевыми шайбами.

Вертолет имеет убирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, телескопическая задняя стойка которого снабжена двумя пневматиками и выполнена самоориентирующейся. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку.

Для повышения надежности и живучести вертолета на поле боя многие агрегаты и системы дублированы. Тяги системы управления и вала трансмиссии выдерживают попадания пуль автоматического стрелкового оружия.

Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность замены его впоследствии пятилопастным несущим винтом. Лопасти несущего винта сохраняют работоспособность при попадании в них снарядов калибром 23 мм, они снабжены противошумными законцовками, снижающими акустическую сигнатуру вертолета.

На вертолете установлены два газотурбинных двигателя РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с. Этой мощности достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты. На двигателях установлены пылезащитные устройства, а также устройства, снижающие их инфракрасное излучение.

Запас топлива (1100 л) размещается в четырех мягких баках, установленных под полом кабины.

Запуск двигателей силовой установки осуществляется с помощью бортовой вспомогательной силовой установки АИ-9, что позволяет эксплуатировать вертолет на необорудованных взлетно-посадочных площадках.

Для обеспечения возможности использования вертолета в любое время суток и в сложных метеорологических условиях он оборудован современным пилотажно-навигационным комплексом, включающим в себя бортовую РЛС и систему ночного видения. Необходимая пилотажная и навигационная информация выводится на два многофункциональных индикатора, установленных в кабинете летчиков.

Ка-60 отвечает всем современным требованиям по ремонтопригодности, удобству, техническому обслуживанию и автономности эксплуатации. Установленная на нем бортовая система контроля и диагностики позволяет вовремя выявить неисправности, при этом модульная конструкция многих узлов и агрегатов, а также их размещение по зонам обслуживания облегчают выполнение ремонтных работ и технического обслуживания.

На базе вертолета Ка-60 создан его гражданский вариант Ка-62.

Специалисты отмечают высокую экономичность новой машины. Приводятся следующие цифры: эксплуатационные расходы вертолета Ка-60 в учебно-тренировочном варианте почти на 60% ниже, чем аналогичной модификации вертолета Ми-8.

Ка-60 — первый российский вертолет, спроектированный с учетом западных норм летной годности, что делает его достаточно привлекательным объектом на мировом рынке вооружений. Следует также добавить, что стоимость «Касатки» составляет всего 80% от стоимости зарубежных аналогов. Впрочем, специалисты АООТ «Камов» не испытывают по поводу зарубежных рынков каких-то особых иллюзий: прорваться туда со своей разработкой будет крайне сложно.

В мае 2011 г. издание «Aviation Week» со ссылкой на заявление генерального директора холдинга «Вертолеты России» Д. Петрова сообщило, что Министерство обороны Российской Федерации заказало около 100 вертолетов Ка-60.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь