Танк итальянский – Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 5. Итальянская «тридцатьчетвёрка» P26/40

Танки Италии: виды, обзор, технические характеристики

Идея использовать на поле боя бронированные машины военному командованию Италии пришла еще до начала Первой мировой. Как утверждают историки, именно итальянцы первыми в мире применили бронеавтомобиль в итало-турецком конфликте в 1912 году. События, разворачивающиеся в Северной Африке, положили начало созданию гусеничной бронированной техники. Несмотря на то, что условия местности не способствовали широкому применению итальянской армией танков, военной промышленностью этого государства было выпущено несколько удачных моделей. Информация об устройстве и тактико-технических характеристиках некоторых танков Италии содержится в статье.

Как все начиналось?

Зарождение итальянского танкостроения пришлось на 1910 год. В то время Королевская армия Италии уже обладала несколькими бронированными автомобилями собственного производства. После Первой мировой, тяжелых поражений в боях и значительных потерь со стороны Королевства итальянскими промышленниками и военными было обращено внимание на танк, как на один из действенных вариантов обеспечить армии превосходство на поле боя. Поскольку до конца Первой мировой было получено от Франции всего три боевых транспортных единицы, производство танков Италии пришлось на послевоенное время. Оружейными инженерами заимствовались наиболее удачные иностранные конструкции. Итальянские промышленники использовали легкий танк «Рено» FT французского производства и британскую танкетку Mk.IV «Карден-Ллойд».

О производителях

Выпуском танков Италии занималась фирма «ОТО Мелара». На то время это был основной производитель бронированной военной техники. По отдельным заказам работала компания «Фиат». Ожидая официальный запрос от военного командования, конструкторы компании проектировали свой собственный танк на базе французского «Рено» FT-17. Однако, так и не получив заказ, сотрудники начали работы самостоятельно. Боевая единица была готова в 1918-м. В технической документации значится как FIAT-200.

Как утверждают специалисты, до 1940-х это был единственный тяжелый танк Италии. Больше работы по созданию таких машин 1940-х итальянскими оружейниками не велись. В 1929 году конструкторы трудились по тяжелому коленному танку, однако дело ограничилось только проектированием.

О легких боевых машинах

Как утверждают специалисты, проектирование легких танков Италии осуществлялось на базе английской танкетки Mk.IV «Карден-Ллойд». На вооружении итальянского Королевства она значилась как Carlo Veloce (CV29). Позже были созданы новые модификации CV 33, 35 и 38. В 1929 году был создан высококолесный танк «Ансальдо» с боевой массой 8,25 т.

Экипаж состоял из 3 человек. Боевая машина была вооружена 37- или 45-миллиметровой пушкой и одним пулеметом «Фиат-14» калибра 6,5 мм. Танк оборудовали 4-цилиндровым карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением, мощность которого составляла 81 кВт. По шоссе танк двигался со скоростью 43,5 км/ч. Объединение «Фиат-Ансальдо» занималось созданием серии прототипов более легких 5-тонных танков. Эти боевые машины предназначались для продажи за рубеж. В 1936 году был готов первый вариант 5Т. Однако заказов на эти модели «Фиат-Ансальдо» не получил, и работы в данном проекте были прекращены.

В 1937-м конструкторы занимались опытным легким танком CV3. В качестве вооружения использовалась 20-миллиметровая автоматическая пушка, которой оснастили коническую башню, и спаренные 8-миллиметровые пулеметы, местом для которых стала правая лобовая часть в корпусе. Танк и танкетка имели аналогичные подвески. Однако в 5-тонной боевой машине увеличили подбашенную коробку. Дополнительно ее оснастили экипажными люками. На данный вариант танка также заказов не поступило, и дальнейшее проектирование было прекращено.

Однако, как показал боевой опыт, отвести танкетке основную роль в танковых войсках со стороны Италии было ошибкой. Для армии требовались легкие, средние и тяжелые танки. В результате в ноябре 1938 года армейскому командованию пришлось сменить всю систему танковых войск.

L60/40

В 1939 году «Фиат-Ансальдо» на базе 5Т был спроектирован улучшенный танк. Производство бронемашины было налажено в 1940-м. Модель в технической документации значится как L60/40. В отличие от 5Т, в новом варианте изменили верхнюю часть. Теперь бронетехника имела увеличенную восьмигранную башню. Толщина лобового бронирования составила 4 см, корпуса – 3 см. Борта и корма танка получили броню толщиной 1,5 см. Стрельба велась из 20-миллиметровой автоматической пушки и пулемета калибра 8 мм. Несмотря на то, что боевая масса танка возросла до 6,8 т, благодаря измененной подвеске и силовому агрегату, мощность которого достигала 68 л. с., на ровной поверхности машина двигалась со скоростью 42 км/ч. Предназначалась данная модель на экспорт. Однако танк в качестве разведывательной бронетехники заинтересовал итальянскую армию. Из запланированных 697 единиц промышленностью Италии было выпущено только 402.

Что требовалось для итальянской армии?

В соответствии с принятой директивой, танки Италии Второй мировой были трех видов, для каждого из которых предусматривалось соответствующее обозначение:

  • «L». К данной категории принадлежали легкие танки с пулеметным вооружением. Боевая масса бронетехники не превышала 5 т.
  • «М». Средние танки со спаренными пулеметами в башнях. Вес таких машин варьировался в пределах от 7 до 10 т. К данной категории принадлежали также тяжелые средние танки с массой 11-13 т. Комплектовались спаренными пулеметами. Дополнительно к боевой машине прилагалась 37-миллиметровая пушка. Местом ее расположения стал корпус танка. Для орудия предусматривались ограничения горизонтальных углов наводки.
  • «Р». Под этим обзначением числились средние-тяжелые танки.

Вскоре в директиву было внесено изменение, согласно которому легкие танки вооружались пулеметами калибра 13,2 мм, средние-легкие – автоматическими пушками, калибр которых не превышал 20 мм, а средние-тяжелые – 47-миллиметровыми пушками. Рядом с буквенным обозначением указывался год принятия на вооружение. К началу Второй мировой военной промышленностью Италии было создано 1500 боевых машин, исключительно легких «L6/40» и средних «М11/39».

Танкостроительство в военные годы

Как утверждают специалисты, в годы Второй мировой Италия обладала слабыми мощностями для выпуска танков. До 1943 года производились только легкие танки и средние «М13/40», «М14/41» и «М15/42». В 1942-м, при использовании английского «Крусейдера», итальянскими конструкторами был сделан средний опытный быстроходный танк «Carro Armato Celere Sahariano» с боевой массой 13,1 т.

Экипаж состоял из 4 человек. Бронетехника была вооружена 47-миллиметровой пушкой Cannone da 47 и двумя пулеметами Breda 38 калибра 8 мм. Силовая установка представлена 12-цилиндровым рядным карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением. Мощность агрегата достигала 250 лошадиных сил. Танк с пружинной подвеской на ровной поверхности мог развить скорость 71 км/ч. Однако в серию эта бронемашина не пошла.

С 1940 по 1943 годы промышленностью Италии было выпущено всего 2300 единиц танков с невысокими боевыми характеристиками. Поскольку в стране не хватало бронетехники в 1943-м на итальянский фронт вошел немецкий 1-й танковый батальон дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Широко использовались в Италии танки «Пантера» немецкого производства, общей численностью 71 машина. В 44-м поступило еще 76 единиц.

Послевоенное время

Производить танки после Второй мировой войны Италии было запрещено. Это касалось и любого другого тяжелого вооружения. Танковые войска страны комплектовались американскими бронированными машинами. Ситуация изменилась после 1970-х. С того времени новые танки Италии создавались на базе немецкого «Леопарда 1А4». Данная модель послужила основой для основного итальянского танка F-40. Боевая техника производилась небольшими партиями и исключительно для продаж в другие страны. В 1990-х годах танковые войска Италии комплектуются боевыми машинами собственного изготовления С-1 «Ариете». Данная модель считается танком третьего поколения и, как утверждают специалисты, самой дорогостоящей в мире.

F-40

Производство бронетехники данной модели длилось с 1981 по 1985 гг. Боевая машина с классической компоновочной схемой и боевой массой 45,5 т. Экипаж состоял из 4 человек. Техника со стальной катанной противоснарядной броней. Танк был оборудован 105-миллиметровой нарезной пушкой ОТО Melara, в боекомплекте которой имелось 57 снарядов. Кроме того, использовались два пулемета MG-3 калибра 7,62 мм. Силовая установка представлена V-образным 10-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением. Агрегат обладал мощностью 830 лошадиных сил. С индивидуальной торсионной подвеской, для которой были предусмотрены гидравлические амортизаторы, танк на ровной поверхности двигался со скоростью 60 км/ч.

О тактико-технических характеристиках С-1 «Ариете»

  • Данная модель классифицируется как основной танк Италии.
  • Боевая машина с классической компоновкой и боевой массой 54т.
  • В экипаже 4 человека.
  • Танк со стальной и комбинированной противоснарядной броней.
  • Вооружение представлено 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой ОТО Melara, двумя пулеметами MG-3 калибра 7,62 мм и двумя дополнительными 66-миллиметровыми дымовыми гранатометами.
  • В боекомплекте главного орудия 42 снаряда.
  • С двигателем V-12 MTCA мощностью 1275 л. с. и индивидуальной торсионной подвеской бронетехника на шоссе развивала скорость до 65 км/ч.

Производился с 1995 до 2002 года. В течение этого времени было выпущено 200 единиц.

fb.ru

Камок. Итальянские танки Второй мировой |Камок

Дата обновления

Первым серьезным вооруженным конфликтом, где принимали участие вооруженные силы фашистской Италии, стала Гражданская война в Испании. Туда Муссолини направил экспедиционный корпус, который кроме прочего был оснащен танкетками CV3/33. Но они слабо себя показали в боестолкновениях с советскими Т-26 и БТ-5, которые были на вооружении республиканцев. Потери итальянские танкетки несли и от встреч с республиканскими пушечными бронеавтомобилями, которые также поставлял Советский Союз. Что естественно, так как в основном такие танкетки были вооружены только пулеметами. Стало очевидно, что время танкеток ушло безвозвратно и требовалась новая бронетехника.

Итальянский танк L6/40.

L6/40. Начиная с 1936 г. по 1939 г. фирма Фиат-Ансальдо вела работы по созданию легкого танка на экспорт.  За основу взяли танкетку, которой присовокупили вращающуюся башню. Туда же установили два пулемета Breda 38. На ходовых испытаниях М6Т показал неплохие результаты — его скорость по шоссе составила 42 км/ч, запас хода 200 км. Этим прототипом уже заинтересовались свои военные, правда потребовали улучшить вооружение и бронезащиту. Клепанную броню довели до 30 мм в лобовой части корпуса и 40 мм в лобовой части башни, борта и корма в 15 мм. В башню установили автоматическую 20-мм пушку Breda 35 и спаренный пулемет Breda 38. Серийный выпуск танка L6/40 осуществлялся в 1941-1942 гг., всего выпущено 283 единицы. Эти машины состояли на вооружении танковых батальонов (по 40 единиц) кавалерийских частей. Воевали в Югославии и на Восточном фронте. В боях на Дону в 1942 году они понесли большие потери, когда атаковали советские позиции, почти все участвовавшие в бою L6/40 были подбиты огнем противотанковых ружей.

Средний танк M11/39.

М11/39. Первый вариант среднего танка был готов к 1937 году. Основой послужил тот же английский танк «Виккерс» в 6 тонн. Уже на тот момент морально устаревшая конструкция. При этом итальянская промышленность столкнулась с проблемой освоения производства вращающейся башни, с погоном, подходившим для установления 37-мм орудия. Из-за этого 37-мм пушку «Виккерс-Терни» L/40 они разместили в лобовой части подбашенной коробки справа. Углы вертикального наведения орудия находились в пределах от -12° до +12°, а горизонтального — в секторе 30°. В небольшой одноместной башне, смещенной к левому борту, установили два спаренных 8-мм пулемета «Бреда» 38. Боекомплект состоял из 84 артвыстрелов и 2808 патронов. Наведение пушки по горизонту производили с помощью гидропривода, а вращение башни с пулеметами — вручную.

Броня в основном была клепаной и только в нескольких местах соединялась сваркой. Для посадки и высадки экипажа служили люк в крыше башни, прямоугольный люк в крыше подбашенной коробки и прямоугольный люк в левом борту подбашенной коробки. В крышке бортового люка и правом борту корпуса были установлены приборы наблюдения. На крыше башни имелся перископический смотровой прибор. На танке устанавливали 8-цилиндровый V-образный автомобильный дизель жидкостного охлаждения «Фиат» SPA 8Т мощностью 125 л. с, который позволял 11-тонной машине развивать скорость до 32 км/ч.

Так как английская подвеска уже не выдерживала, итальянцы попытались создать подвеску собственной конструкции, но не смогли, поэтому они тупо скопировали подвеску чехословацкого танка LTvz.35. Силовая установка была размещена в кормовой части танка. Здесь же находился основной топливный бак емкостью 145 л. и резервный на 35 л. Для доступа в моторное отделение служили два прямоугольных люка в крыше корпуса. Трансмиссия была расположена впереди и включала в себя однодисковый главный фрикцион (по сути простое сцепление автомобильного типа), пятискоростную коробку передач и блокируемый дифференциал. Запас хода танка составлял 210 км.

По сравнению с британским вариантом бронезащита итальянской машины была лучше. Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 30 мм; бортовые и кормовые — 15 мм. Крыша и днище были защищены 6-мм броней. Также имелась радиостанция, правда серийные машины не оснащались ею.

В 1938 году прототип был показан Муссолини. Он распорядился принять машину на вооружение, что и было сделано после непродолжительных испытаний. Танк получил обозначение «Карро Армато» (Carro Armato) МП/39, где М — Medio — средний. Это по итальянской классификации, а по сути он был легким танком. Он считался все таки промежуточным образцом, поэтому его выпуск был ограничен — с 1938 по 1940 год выпущено всего 100 единиц. Данные танки принимали участие в сражениях за Ливию в 1940 году, где они все были потеряны уничтоженными, часть танков стали трофеями англичан.

Плохое размещение основного вооружения у танка М11/39 (пушка в корпусе), а также его слабость послужили причиной для разработки новой версии танка —  M13/40.

Средний танк M13/40

М13/40. Первый прототип был создан в октябре 1939 года. Главное отличие от предшественника это установка 47-мм орудия Ansaldo mod. 47/32 во вращающейся башне со спаренным пулеметом. Боекомплект дополнительно включал в себя кумулятивные снаряды. В лобовой части корпуса в шаровой установке разместили еще 2 спаренных пулемета Breda 38. Экипаж вырос до 4 человек, теперь в башне размещалось два члена экипажа — командир, он же наводчик и заряжающий. Толщину лобовой брони довели до 45 мм. Так как двигатель был тот же, скорость несколько упала из-за увеличения веса машины. Серийный выпуск начался весной 1940 года. М13/40 отличались неприхотливостью и надежностью, но по своему уровню вооружения и бронезащиты к 1942 году устарели. Применялись на всех фронтах, кроме советско-германского.

М14/41.  Летом 1941 года появляется новый танк, который отличается установкой более мощного дизельного двигателя в 145 л.с., иными воздушными фильтрами. Почти все такие танки были потеряны в Африке. Впоследствии итальянские конструкторы заменили дизели карбюраторным мотором Fiat Spa 15 TB, мощностью в 190 л.с. При этом усилили вооружение  — установили 47-мм пушку длиной ствола в 40 калибров, что улучшило бронепробиваемость. Танк получил наименование M15/42. Общее количество выпуска 219 экземпляров.

Тяжелый танк P40.

И наконец, тяжелый танк P26/40 (по итальянской классификации, по общепринятым нормам все же средний танк). Итальянское командование хорошо осознавало уязвимость своих легких и средних танков по сравнению с их оппонентами из антигитлеровской коалиции. Поэтому еще в 1940 году было дано задание разработать прототип тяжелого танка. По проекту масса должна была быть в 26 тонн, бронезащита в 50 мм, вооружение должно было состоять из 75-мм короткоствольного орудия. В принципе вырисовывался немецкий средний танк Pz-IV ранних модификаций. Правда в отличие от немцев, броня должна была быть опять клепаной. При реализации проекта, основная проблема заключалась в отсутствии двигателя мощностью в 300 л.с. Итальянским инженерам пришлось создавать такую силовую установку с нуля. По-иной версии, они скопировали советский дизельный двигатель В-2.

Пока проект доводили до ума, итальянцы смогли ознакомиться с бронетехникой противника как производства Великобритании, США, так и СССР. Ознакомившись с Т-34, они поняли, что их детище морально устарело, еще не появившись на свет. Но так как иного выхода у них не было, им пришлось переделывать то, что имели в своем распоряжении. В результате они позаимствовали рациональные углы наклона брони у советского Т-34. Кроме переделки корпуса, изменили основное вооружение — установили 75-мм орудие длиной ствола в 34 калибра. К 1943 году были уже готовы образцы новых дизельных двигателей. Но начать серийное производство тогда так и не смогли, до раскола страны на две части, итальянской армии был сдан только один прототип. Немцы же захватили производство этого танка в свои руки, только из 101 танка полностью в комплекте были 61, остальные были без двигателей. Поэтому их немцы использовали позже как неподвижные огневые точки. Полноценные танки включили в состав дивизий СС. Самое массовое применение в P40 было зафиксировано в боях за Анцио. Там использовалось около десятка P40. Итальянские «тяжи» были очень быстро выбиты американскими противотанковыми орудиями и танками.

Если с танками у Италии вышло полное фиаско, то в области создания самоходных орудий были некоторые успехи. Даже немцы не гнушались использовать в боях итальянские самоходки. Наиболее удачный вариант самоходки был создан в 1943 году.

Semovente Da 105/25 «Bassotto» выглядела весьма достойно на фоне самоходок других стран. Эта модификация самоходного орудия имела другое шасси, более широкое и низкое, с толщиной лобовой брони корпуса в 50 мм и до 70 мм у надстройки. Бортовая броня и корма в 45 мм. На шасси устанавливалась модифицированная версия 105 — мм гаубицы Ansaldo. Прототип был готов январе 1943 года. Первично заказ был на производство 454 машин. Эти САУ стали наиболее мощными итальянскими бронемашинами. Низкий силуэт, наличие противоснарядного бронирования и гаубицы, делали ее опасным противником. На дистанции в 1 км бронебойный снаряд мог пробить броню в 76 мм, т.е. теоретически она могла поражать средние танки Т-34 или М4 «Шерман». При наличии кумулятивных выстрелов «Effeto Pronto», она уже на всех дистанциях пробивала броню до 121 мм. Но при этом, управляли ею всего трое членов экипажа — командир (наводчик), заряжающий и механик-водитель. Немцы приняли ее на вооружение по обозначением Sturmgeschutz M 43 mit 105/25 (853)(i). 91 штука вошла в состав немецких войск в Италии и Югославии.

Источники:

Михаил Барятинский «Танки Муссолини. Итальянская бронетехника Второй мировой». М. «Яуза», «Эксмо». 2011 г.

ammoussr.ru

Танки Италии | TANKI-TUT.RU

К бронированным машинам итальянская армия начала присматриваться очень рано. Они первые в мире использовали бронемашину на поле боя: в 1912 г. в ходе итало-турецкого конфликта в Северной Африке были применены бронеавтомобили. Пытались создавать и гусеничные бронированные машины. В 1915г капитан Луиджи Кассали представил прототип танка, построенный компанией «Павези», которая занималась производством вездеходов. Армейские испытания признали машину не годной для принятия на вооружение. Нужно отметить, что условия, в которых итальянская армия вела действия, очень отличались от Западноевропейского театра военных действий и были крайне не пригодны для применения танков.

Не дожидаясь официального запроса фирма, «FIAT» самостоятельно начала разрабатывать свой танк, им был тяжелый «FIAT-2000». Первый свой танк Италия построила в ноябре 1918г. После предоставления для ознакомления союзниками танков «Рено» FT-17 все работы над тяжелым «FIAT-2000» были прекращены, больше тяжелыми танками в Италии не занимались, если не считать попытки создать тяжелый коленный танк в 1929г., но там все остановилось на прототипе.

«Рено» FT-17 итальянской армии понравился, но Франция не могла удовлетворить приемлемый выпуск этих машин, поэтому было принято решение производить танки самостоятельно. В результате вышел несколько улучшенный «FIAT-3000».

На дальнейшее развитие итальянского танкостроения повлияли три основных фактора:

  • слабое финансирование;
  • применение танков в горных районах;
  • опыт использования против слабоорганизованных и плохо вооружённых, но многочисленных племен Африканский континента.

Поэтому приобретенная для серийного производства танкетка «Карден-Лойд» Мк VI очень понравилась итальянской армии. Практически все легкие танки были сконструированные на ее базе. В войска ее приняли под обозначением «Carro Veloce» CV29, позже появились модификации СV33, CV35 и CV38.

Итальянские танки времен Второй Мировой войны

Опыт Испанской гражданской и Итало-эфиопской войн показал итальянским военным ошибку в отведении танкетке основной роли в танковых войсках. Необходимость в средних и тяжелых танках с вооружением в башне с круговым обстрелом была для них очевидна. Результатом стало изменение с 19 ноября 1938 г. всей системы бронетанковых войск.

Теперь армии требовалось 3 типа танков: легкие, средние и тяжелого среднего.

Вводилось и новое обозначение: легкие должны иметь боевую массу около 5 т. и пулемётное вооружение, обозначаться буквой «L». Все средние обозначались буквой «М». Просто средние должны иметь массу около 7—10 т. и вооружение из спаренных пулемётов в башне, и лишь тяжелый средний планировалось при весе около 11—13 т. вооружить кроме спаренных пулемётов 37-мм пушкой, но с размещением в корпусе и с ограниченными горизонтальными углами наведения. Через два месяца принята новая директива: легкие вооружить 13,2-мм пулемётом, «средние-легкие» — автоматической пушкой в башне до 20-мм, а «средние — тяжелые» — в башне пушкой до 47-мм. Танки с 47-мм орудием в башне относились к новому виду и обозначались буквой «Р». В 1940г к буквенному обозначению добавили год принятия на вооружение.

До 10 июля 1940 г (вступление во вторую мировую войну) Италия успела создать только легкие «L6/40» и средние «M11/39». Танковый парк станы насчитывал около 1500 танков, в основном устаревших «Фиат»3000, и «CV3/35».

До 1943 г. выпускалось немного легких танков, средний «М13/40» и его модификации «М14/41» и «М15/42». Разрабатывались и «средние- тяжелые» в 1942 был сделан прототипы «Carro Armato Celere «Sahariano» ( практически копия английского «Крусейдера), и «Р 26/40», но в серию они не пошли. Во время войны выпускалось относительно много противотанковых, штурмовых, и зенитных самоходных установок «Земовенте».

В целом мощности итальянского танкостроения были довольно слабы, всего за 1940 – 1943 гг. было построено около 2300 всех модификаций танков и самоходок. Боевые характеристики машин были крайне низкими.

После войны Италии было запрещено производить тяжелое вооружение. Основу танковых войск составляли американские машины. В 70-х Италия начинает активное создание современных танков, часть которых планировалось отправлять на экспорт. Так на базе германского «Леопард 1А4» был создан основной «ОF-40». Выпускался он в небольших количествах и только для экспорта.

С начала 90-х в войска начал поступать танк собственного производства С-1 «Ариете». Он официально сертифицирован как танк третьего поколения. Отличительной характеристикой С-1 «Ариете» является цена — он самый дорогой танк в мире.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Итальянские танки Второй мировой войны

К концу 1930-х годов Италия все сильнее втягивалась в орбиту политики гитлеровской Германии. В перспективе это означало возможность участия в военных конфликтах с более серьезным противником, чем, например, Абиссиния, захваченная Италией в 1935 году.

Первым таким конфликтом, в котором участвовали итальянские войска, стала гражданская война в Испании. Как известно, на стороне франкистов в боевых действиях воевал итальянский экспедиционный корпус.

Плачевные результаты столкновений итальянских танкеток CV 3/33 с республиканскими танками Т-26 и БТ-5 отчетливо показали, что их время безвозвратно ушло в прошлое и требуется более мощный танк.

М11/39

Первый прототип нового танка был готов в 1937 году. Его проектировали, взяв за основу компоновку английского 6-тонного танка «Виккерс» (или советского Т-26), что в тот период уже никак нельзя было признать прогрессивным шагом. Создавая боевую машину на перспективу, итальянские инженеры и военные взяли за основу конструкцию десятилетней давности. Ситуацию усугубила неспособность итальянской промышленности быстро освоить производство вращающейся башни с погоном, достаточным для установки 37-мм пушки. Поэтому 37-мм пушку «Виккерс-Терни» (Vickers-Terni) L/40 пришлось разместить в лобовой части высокой подбашенной коробки справа. При этом углы вертикального наведения пушки находились в пределах от -12° до +12°, а горизонтального — в секторе 30°. В небольшой же по размерам одноместной башне, смещенной к левому борту, разместили два спаренных 8-мм пулемета «Бреда» 38. Боекомплект состоял из 84 артвыстрелов и 2808 патронов. Наведение пушки по горизонту осуществляли с помощью гидропривода, а вращение башни с пулеметами — вручную.

Корпус и башня танка в основном выполнялись клепаными и лишь в нескольких местах соединялись сваркой. Для посадки и высадки экипажа служили люк в крыше башни, прямоугольный люк в крыше подбашенной коробки и прямоугольный люк в левом борту подбашенной коробки. В крышке бортового люка и правом борту корпуса были установлены приборы наблюдения. На крыше башни поместили перископический смотровой прибор. На танке устанавливали 8-цилиндровый V-образный автомобильный дизель жидкостного охлаждения «Фиат» SPA 8Т мощностью 125 л. с, который позволял 11-тонной боевой машине развивать скорость 32 км/ч. В итоге подвеска, используемая на 6-тонном танке «Виккерс», для итальянского уже не годилась. Попытка разработать собственную не удалась, поэтому была скопирована подвеска чехословацкого танка LTvz.35. Применительно к одному борту она состояла из восьми обрезиненных опорных катков, сблокированных по четыре в две тележки, подвешенные на полуэллиптических рессорах, трех поддерживающих катков и ведущего колеса переднего расположения. Эта подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход, но в конце 1930-х годов уже считалась устаревшей. Тем не менее ее применяли и на всех последующих образцах итальянских средних танков. Силовая установка была размещена в кормовой части танка. Здесь же находился основной топливный бак емкостью 145 л и резервный на 35 л. Для доступа в моторное отделение служили два прямоугольных люка в крыше корпуса. Трансмиссия была расположена впереди и включала в себя однодисковый главный фрикцион (по сути простое сцепление автомобильного типа), пятискоростную коробку передач и блокируемый дифференциал. Запас хода танка составлял 210 км.

По сравнению с британским (или с советским) прототипом бронезащита итальянской машины была несколько усилена. Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 30 мм; бортовые и кормовые — 15 мм. Крыша и днище были защищены 6-мм броней. Несомненным достоинством нового итальянского танка была бы установка радиостанции. Но ее имел только прототип, на серийных машинах радиостанции не устанавливали.

В 1938 году танк был продемонстрирован Муссолини. Дуче распорядился принять машину на вооружение, что и было сделано после непродолжительных испытаний. Танк получил обозначение «Карро Армато» (Carro Armato) МП/39, где М — Medio — средний. Таким танк считался по итальянской классификации. Само собой разумеется, что в сравнении с боевыми машинами ведущих танкостроительных держав этот танк был безусловно легким. Танк М11/39 считался промежуточным образцом, поэтому его выпуск был ограничен — с 1938 по 1940 год изготовили 100 единиц.

Неудачное размещение основного вооружения у танка М11/39, а также его слабость послужили причиной для разработки улучшенной версии — танка M13/40.

M14/41

В конце лета 1941 года на свет появился танк «Карро Армато» М14/41. Он отличался от М13/40 более мощным дизельным двигателем (145 л. с), конструкцией воздушных фильтров, приспособленных для боевых действий в пустыне, и улучшенной системой охлаждения. Первые танки M14/41 изготовили путем установки новых двигателей и модернизированных агрегатов в танки M13/40. Новые танки благодаря почти полной своей идентичности предыдущему варианту были быстро освоены экипажами. В 1941 году они поступали в подразделения взамен М13/40. В ряде случаев обе машины эксплуатировали совместно.

M15/42

Разработка модификации танка М14/41 с карбюраторным двигателем началась в 1942 году. Потребность в такой машине выявилась при совместных действиях с немецкими войсками в Африке. Наличие боевых машин с разными типами силовых установок затрудняло снабжение войск топливом. Вопрос стал особенно актуальным, после того как итальянские самоходки «Семовенте» (Semovente), выпускавшиеся на базе М13/40 и М14/41, начали поступать и в танковые части германского Африканского корпуса. Установка 8-цилиндрового бензинового двигателя «Фиат» Spa 15ТВ мощностью 190 л. с. потребовала удлинить корпус на 145 мм и изменить кормовую часть для размещения более мощной системы охлаждения. Емкость основного топливного бака довели до 367 л, а резервного — до 40 л. Люк в корпусе перенесли с левого борта на правый. Правда, сделали это не сразу (по-видимому, сказалось наличие задела бронекорпусов), и первые М15/42 имели люк на левом борту. Было усилено вооружение танка за счет установки 47-мм пушки Mod. 47/40 с длиной ствола 8 40 калибров, обладавшей большей начальной скоростью бронебойного снаряда (829 м/с).

На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивал 42-мм броню. Боевая масса машины достигла 15 т, скорость — 40 км/ч. Экипаж остался прежним — четыре человека. Ни один из 82 выпущенных М15/42 в Африку не попал — в мае 1943 года немецко-итальянские войска в Тунисе капитулировали, а вскоре капитулировала и Италия. Немецкие войска оккупировали Апеннинский полуостров и захватили всю итальянскую бронетехнику включая и M15/42. Впрочем, успей эти машины в Африку, никакого влияния на ход боевых действий они оказать не смогли бы. Несмотря на неоднократную модернизацию M11/39, его «потомок» M15/42 по сути оставался легким танком и противостоять поступавшим в 8-ю английскую армию средним «Грантам» и «Шерманам» не мог.