Т 44 танк – Т-44 — Википедия

Опытные средние танки Т-44-100 » Военное обозрение

В 1943-44 годах советская промышленность предприняла попытку усиления огневой мощи новейшего танка Т-44 при помощи 122-мм нарезного орудия. Экспериментальный танк Т-44-122 показал значительный рост характеристик стрельбы при одновременном неприемлемом снижении боевой эффективности. От дальнейшего развития среднего танка с мощным орудием отказались, но идея оснащения бронемашины новым орудием получила продолжение. Следующим результатом поиска нового оружия для среднего танка стал проект Т-44-100.


Причины появления новых проектов были просты и понятны. В 1943 году танкам Красной Армии пришлось столкнуться с новейшими тяжелыми танками Германии, имевшими значительное преимущество в дальности эффективного огня. Вскоре было установлено, что существующие 122-мм пушки, используемые на тяжелых танках, способны поражать вражескую технику на разных дальностях. Следствием этого стало предложение об оснащении новейшего среднего танка Т-44 орудием повышенной мощности. Тем не менее, испытания показали, что такая машина, имея высокую огневую мощь, отличается крайне неудобным боевым отделением и неприемлемо малым боекомплектом.

Музейный серийный Т-44. Первый образец Т-44-100 внешне почти не отличался от него. Фото Wikimedia Commons

Несмотря на неудачу проекта Т-44-122, военные и промышленность не отказались от идеи модернизации среднего танка с заменой орудия. Новая попытка подобного обновления техники была предпринята уже в 1945 году. На этот раз было предложено установить на бронемашину существующую пушку Д-10Т калибра 100 мм. Подобное орудие использовалось на нескольких существующих и перспективных образцах бронетехники и успело зарекомендовать себя в качестве надежного и эффективного средства борьбы с машинами противника. Кроме того, оно выгодно отличалось от 122-мм пушек меньшими габаритами.

По аналогии с предыдущим проектом новый образец бронетехники получил рабочее обозначение Т-44-100, показывавшее как тип базовой бронемашины, так и калибр нового орудия.

Предыдущий экспериментальный проект подразумевал удаление штатной пушки с системами крепления и последующую установку нового оснащения вместе с более мощным орудием. Для установки 100-мм пушки серийный средний танк должен был претерпевать схожие изменения, однако вместе с ними было предложено использовать некоторые новые доработки. Со временем появилось предложение об использовании дополнительных элементов бронирования, благодаря чему опытный танк Т-44-100 мог бы отличаться от базовой машины не только увеличенной огневой мощью, но и усиленной защитой. При этом, однако, серьезные переработки существующей конструкции не предлагались.

В основе проекта Т-44-100 лежала конструкция серийного танка Т-44 со всеми ее характерными чертами. Предлагалось использовать готовый броневой корпус, сваренный из листов различной толщины и формы. Защита передней полусферы танка возлагалась на наклонные лобовые листы толщиной 90 мм. Борта имели толщину 70 мм, корма – до 45 мм. Сверху и снизу корпус защищался крышей толщиной до 20 мм и 15-мм днищем. Характерной чертой корпуса Т-44, отличавшей его от агрегатов предыдущих отечественных средних танков, было использование лобового листа без крупных проемов и отверстий. Использовалась традиционная компоновка корпуса с передним отделением управления, боевым отделением в центре и моторно-трансмиссионным в корме.


Второй вариант Т-44-100, оснащенный экранами и орудием ЛБ-1. Фото Armor.kiev.ua

В моторном отсеке обновленного танка сохранили дизельный двигатель В-44 мощностью 500 л.с. Использовалась пятиступенчатая коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, ранее примененные на танке базовой модели. Сохранялась существующая конструкция ходовой части. На каждом борту имелось по пять опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса располагались в корме, направляющие – в передней части корпуса.

Проектом Т-44-100 вновь предлагалось сохранение существующей литой башни с лобовой частью толщиной до 120 мм. Бортовые участки башни имели толщину до 90 мм, корма – 75 мм. Башня устанавливалась на погоне диаметром 1800 мм, что позволяло монтировать в ней различное оружие, в том числе и достаточно крупное. Подобный модернизационный потенциал башни уже был подтвержден в предыдущем проекте.

В лобовой амбразуре башни теперь должна была размещаться обновленная качающаяся установка с 100-мм нарезным орудием Д-10Т. Изначально это орудие разрабатывалось для танка Т-54, но теперь его было предложено применить в проекте модернизации более старой бронемашины. Подобный подход к обновлению Т-44 в теории позволял получить унификацию двух образцов, способную упростить эксплуатацию и снабжение частей боеприпасами.


Схема бронирования танка с экранами. Рисунок Bronetehnika.narod.ru

100-мм танковая пушка имела нарезной ствол длиной 53,5 калибра, состоящий из трубы-моноблока, муфты и казенника. Использовался горизонтальный клиновый затвор, оснащенный полуавтоматическими механизмами. Откатные части пушки весили 1538 кг, качающаяся часть – 2257 кг. Орудие заряжалось вручную и использовало унитарные выстрелы. В зависимости от типа снаряда длинный ствол мог обеспечить начальную скорость от 600 до 900 м/с. Ручное заряжание позволяло делать до 5-6 выстрелов в минуту.

Орудие могло использовать 100-мм унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов. Для поражения бронированных целей изначально предлагалось использовать снаряд БР-412. При начальной скорости 880 м/с этот снаряд мог пробить 135 мм брони на дистанции 1 км (угол встречи 90°) или 100 мм на 2 км. В дальнейшем советской промышленностью были созданы новые боеприпасы для пушки Д-10Т, отличавшиеся более высокими характеристиками. Тем не менее, по очевидным причинам, они не смогли войти в боекомплект среднего танка Т-44-100.

Использование нового орудия потребовало соответствующим образом переделать укладки боекомплекта. Больший размер выстрела калибра 100 мм привел к сокращению боекомплекта до 36 снарядов. Работать со снарядами должен был отдельный член экипажа.

Новый танк должен был получить проверенный состав дополнительного вооружения. На одной установке с пушкой размещался спаренный пулемет ДТМ, второй поместили в амбразуре лобового листа корпуса. Использование зенитного пулемета, по некоторым данным, изначально не предлагалось. В дальнейшем на крыше башни появилась турель для монтажа крупнокалиберного ДШК. Пулеметы винтовочного калибра имели общий боекомплект 2000 патронов, зенитный – 200 патронов.


Опытный танк, вид спереди. Фото Scalemodels.ru

Управлять машиной должны были четыре танкиста. Механик-водитель помещался в передней части корпуса и попадал на свое место через люк в крыше корпуса. Командир, наводчик и заряжающий размещались в боевом отделении, оснащенном двумя люками в крыше башни. Все рабочие места экипажа оснащались смотровыми приборами, прицелами и т.д.

Отсутствие серьезных изменений конструкции корпуса и башни позволило сохранить габариты танка на прежнем уровне. Длина корпуса незначительно превышала 6 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,41 м. Длина с пушкой вперед заметно выросла и теперь превышала 8-8,2 м. Боевая масса с исходных 31,8 т увеличилась до 33,5 т. Тем не менее, мощность имеющегося двигателя позволила компенсировать рост веса и оставить характеристики подвижности на приемлемом уровне.

Разработка проекта Т-44-100 завершилась весной 1945 года, после чего стартовала сборка первого опытного образца. К лету того же года на полигон вышел прототип, внешне не имевший заметных отличий от машины базового типа. Отличить исходный Т-44 и новый Т-44-100 можно было только по разной длине стволов. В ходе испытаний было установлено, что модернизированная машина показывает удовлетворительные характеристики подвижности и, в целом, соответствует технике базового типа.


Корма машины. Фото Scalemodels.ru

Испытания со стрельбой завершились неудачей. Было установлено, что использованное орудие повышенной мощности не может полноценно применяться на танке Т-44. На полигоне выяснилось, что орудие не уравновешено и мешает нормальной эксплуатации техники. Мощная отдача 100-мм орудия при стрельбе раскачивала танк и сбивала наводку. Наконец, после серии выстрелов в погоне башни образовался люфт. Стало ясно, что в существующей конфигурации новый танк не имеет реальных перспектив и не может использоваться армией.

Проект Т-44-100 отправили на доработку с целью избавления от выявленных недостатков. Было решено, что орудие Д-10Т не может использоваться на имеющейся бронемашине. Кроме того, появилось предложение о некотором изменении состава вооружения, а также об усилении бронирования. Подобные доработки существующего проекта в теории позволяли получить требуемые характеристики, а также избавиться от имеющихся проблем.

В качестве альтернативы для уже испытанного орудия была предложена 100-мм нарезная танковая пушка ЛБ-1. Это орудие чуть ранее было разработано для использования на опытном танке Т-34-100 и представляло собой вариант существующей 85-мм пушки ЛБ-1 с применением нового ствола увеличенного калибра. В целом, по своим характеристикам орудие ЛБ-1 соответствовало Д-10Т, однако имело некоторые отличия в конструкции. Самым заметным отличием было использование дульного тормоза. Это устройство было введено в конструкцию пушки с целью снижения отдачи и уменьшения ее влияния на агрегаты танка-носителя. С учетом результатов испытания первого прототипа Т-44-100 подобные характерные особенности пушки ЛБ-1 представляли интерес.


Вид на правый борт. Фото Scalemodels.ru

В базовой конфигурации средний танк Т-44 не оснащался защитой ходовой части. Над верхней ветвью гусеницы располагалась надгусеничная полка, не обеспечивавшая никакой защиты. В боковой проекции какие-либо дополнительные элементы отсутствовали. Во второй версии проекта Т-44-100 было предложено избавиться от такого недостатка конструкции путем использования дополнительных бортовых экранов. На боковых торцах полок закрепили крупные листы брони толщиной 8 мм. Такие экраны отличались сравнительно малой высотой и наличием скошенных углов. Экран прикрывал борт корпуса, а также ходовую часть в промежутке от переднего опорного катка до ведущего колеса. Наличие дополнительного бронирования позволяло защитить машину от кумулятивных боеприпасов, направленных в борт.

По некоторым данным, именно во втором проекте модернизации было предусмотрено применение зенитного крупнокалиберного пулемета ДШК, установленного над люком заряжающего.

Осенью 1945 года опытный танк с орудием ЛБ-1 и бортовыми экранами вышел на полигон. Доработки конструкции вновь не привели к каким-либо серьезным изменениям в части подвижности. При этом больший интерес для заказчика и конструкторов представляли огневые характеристики обновленной машины. Стрельбы показали, что менее мощная отдача новой 100-мм пушки позволило избавиться от раскачки машины. Башня оставалась на своем месте и работа погона не нарушалась. Тем не менее, присутствовал заметный недостаток: дульный тормоз, сокращая силу отдачи, образовывал облако пыли и демаскировал танк.

По результатам испытаний второй версии опытного танка Т-44-100 были сделаны выводы и определены реальные перспективы такой техники. Заказчик решил, что экспериментальный танк не может быть принят на вооружение и поставлен в серийное производство. Причины этого были связаны как с особенностями получившейся машины, так и с появлением новой техники, имевшей некоторые преимущества.


Т-44-100 на полигоне. Фото Wikimedia Commons

К моменту проведения испытаний опытного танка Т-44-100 промышленность успела начать серийное производство новейших машин типа Т-54. Такие танки изначально оснащались 100-мм орудием Д-10Т. Как следствие, серийный Т-54 и опытный Т-44-100 с точки зрения вооружения были равноценны. При этом пушка Д-10Т не имела дульного тормоза, что считалось определенным преимуществом – военные в то время были склонны негативно воспринимать подобные устройства. Новый серийный танк также отличался более мощным бронированием и улучшенной подвижностью.

Имея некоторые сходства, танки Т-54 и Т-44-100 заметно отличались друг от друга определенными особенностями. Сравнение двух образцов показывало, что с точки зрения будущей эксплуатации в войсках куда выгоднее смотрится новый Т-54. Такую технику решили строить и дальше, а проект Т-44-100 следовало закрыть за отсутствием реальных перспектив. Работы были прекращены. За несколько месяцев построили и испытали опытную технику с пушками Д-10Т и ЛБ-1, но такие образцы не получили одобрения заказчиков с соответствующими последствиями для всего проекта.

Идея повышения огневой мощи среднего танка Т-44 за счет установки нового орудия появилась еще в 1943 году, вскоре после начала разработки этой машины. В течение следующих двух лет советской промышленностью были разработаны два варианта модернизации танка, подразумевавшие использование трех пушек калибра 100 и 122 мм. Все три варианта опытной техники показали определенные преимущества перед танком базовой версии, но при этом продемонстрировали и ряд характерных недостатков. Принципиальная невозможность устранения этих недостатков, а также появление новых машин, изначально имеющих достаточно высокие характеристики, привели к отказу от интересных проектов. Дальнейшее развитие вооружения танков Т-44 не проводилось. Все силы танкостроения были брошены на совершенствование Т-54 и создание более новых машин.

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://battlefield.ru/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://tankinfo.ru/
http://armor.kiev.ua/

topwar.ru

БЫТЬ ЛИ ТАНКУ НА ПОЛЕ БОЯ?

В огне сражений второй мировой войны были всесторонне проверены боевые качества бронированных машин. Танк присутствовал на всех театрах военных действий, ни одна битва не обходилась без его участия. Бесспорно, со временем ему пришлось подвергнуться многочисленным техническим усовершенствованиям, претерпеть серьезные изменения. Целый ряд танков, составлявших в начале войны значительный процент парка боевых машин, к концу ее вообще исчез из боевого состава. Значительное увеличение бронепробиваемости снарядов противотанковых пушек, повышение их маневренности на поле боя за счет гусеничной бронированной базы сделало противотанковые орудия грозным средством борьбы с танками. Кроме того, на вооружении пехоты появились ручные переносные бронебойные средства с кумулятивными зарядами большой пробивной силы.

Успехи противотанкового оружия позволили военным специалистам некоторых стран заявить, что «танк более не господствует на поле боя». Другие даже сделали поспешный вывод о том, что дальнейшее увеличение толщины брони приведет к чрезмерному росту веса танка и снижению его скоростных качеств. Так, американский генерал Д. Гевин в 1947 году заявил, что будущее принадлежит сейчас легкой (не выше 4—5 т) бронированной машине с легким вооружением и оснащением.

Но были и другие мнения.

Значительная часть специалистов единодушно сходилась на том, что лучшим средством борьбы с танками является сам танк. Поэтому чем больше он имеет преимуществ перед противником в вооружении и защите, тем больше у него выигрышных шансов в бою. Сама по себе только скорость не дает преимущества в поединке. Несколько лет спустя это подтвердилось в арабо-израильском конфликте. Танки АМХ-13, имевшие лишь легкую броню, но значительную маршевую скорость, в бою действовали с минимальной тактической скоростью, так как их экипажи были заняты в основном поисками укрытий и скрытых подходов к противнику, в то время как тяжелые танки «Центурион» с противоснарядной броней успешно вели боевые действия и показали большую тактическую подвижность в сражениях.

Опыт военных действий не раз убедительно подтверждал эффективность применения хорошо бронированных танков. Полковник американской армии В. Торлин с неудовольствием отмечал: «Северокорейцы применили свои средние танки в горной, так называемой танконедоступной местности в авангарде надолго запомнившегося наступления, в результате которого наши войска с их легкими танками откатились на юг до самого прибрежного города Пусана».

Таким образом, концепция легких машин, вроде бы получившая развитие в промышленности некоторых иностранных государств, потерпела явное поражение на поле боя.

В тот же период благодаря эффективному применению танка Т-34-85 (см. «М-К», № 5, 1975 г.) ряд конструкторов зарубежных стран склонялись к идее создания основной боевой машины, способной к преодолению сильно укрепленных защитных полос, действию в глубине обороны противника и отражению массированных атак вражеской техники. После танка М4А, например, в США в 1944 году был выпущен М26, имевший броню лобовой части 102 мм. В Англии в это же время создан танк «Комета» с такой же толщиной лобовой брони башни. На появлении этих машин, безусловно, сказалось влияние конструкторской мысли советских танкостроителей.

Оказалось, что усиление броневой защиты можно проводить и без увеличения веса и габаритов. Созданный к концу 1944 года средний советский танк Т-44 с лобовой броней корпуса 120 мм (на 30 мм больше, чем у знаменитой тридцатьчетверки) весил почти столько же — 31,9 т. При этом он был короче на 30 мм по корпусу и на 300 мм ниже по силуэтной высоте. Уменьшение габаритов, отказ от надгусеничных ниш позволили уменьшить вес, значительно увеличив толщину лобового листа.

Защищенность боевой машины повышалась и некоторыми конструктивными особенностями корпуса. Так, корпус танка уменьшили по высоте (по сравнению с Т-34-85) более чем на 300 мм за счет установки нового двигателя В-44, в котором изменили расположение водяного и масляного насосов. Слабым местом прежних советских танков являлось размещение люка механика-водителя и шаровой установки пулемета в лобовой броне. Очень часто танк поражался именно через люк. В новой машине лобовой наклонный лист был монолитный и имел небольшую смотровую щель для водителя, защищенную триплексом (трехслойное стекло) и броневой заслонкой. Люк механика-водителя помещался в крыше корпуса и практически был непоражаем настильным огнем. Наблюдение тем не менее не усложнилось. Через щель водитель танка мог вести обзор в прямом направлении, а также под углом 116° — через призменный прибор с углом обзора по горизонтали 54°.

Сокращение внутреннего объема танка за счет увеличения толщины броневых листов и уменьшения габаритов заставило пересмотреть и внутреннюю компоновку. Так, впервые двигатель был размещен не вдоль продольной оси танка, а поперек, что уменьшило габариты силового отделения и увеличило размеры боевого. В трансмиссии танка впервые применили новый агрегат — гитару, передающую усилие от двигателя к коробке передач, расположенной параллельно двигателю.

Установили, что эффективность огня из курсового пулемета, который вел стрелок-радист, была невысока из-за плохого обзора. Кроме того, передача распоряжений через члена экипажа не всегда позволяла командиру танка оперативно реагировать на команды старших начальников в бою. Передача функций радиста командиру позволила высвободить одного члена экипажа, а на его месте разместить боеукладку для снарядов. Таким образом, при общем сокращении внутреннего объема танка его боекомплект уменьшился всего на два снаряда (что не имело существенного значения для боя) и состоял из 58 артвыстрелов. При этом курсовой пулемет по сложившейся традиции в танке оставили, жестко закрепив его в лобовой броне корпуса. Огонь вел механик-водитель, ориентируясь через смотровой прибор по трассерам пуль. Второй пулемет, как и на Т-34-85, был спарен с пушкой. Основное вооружение — орудие ЗИС-С53 образца 1944 года и пулемет ДТМ расположили в литой башне овальной формы, имеющей значительную кормовую нишу для укладки снарядов. Здесь же крепился пистолет-пулемет ППС для экипажа.

Благодаря применению новой коробки передач средняя скорость увеличилась на 3 км/ч, хотя максимальная и уменьшилась на 5 км/ч. Двигатель мощностью 520 л. с., надежная трансмиссия к ходовая часть из 10 опорных катков, двух ведущих и двух направляющих колес, гусеницы с 70-ю траками в каждой позволяли танку передвигаться со скоростью до 45 км/ч.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на техническом описании танка Т-44. Его не видели на военных парадах на Красной площади, не попал он и на страницы военных газет и журналов. Обстановка военной секретности последнего года войны не позволяла открывать наличие новой машины врагу, а «тигров» и «пантер» неплохо добивали тяжелые ИС и тридцатьчетверки.

hobbyport.ru

Опытный средний танк Т-44-122

В середине Великой Отечественной войны бронетанковые соединения Красной Армии столкнулись с серьезной проблемой в лице новейших тяжелых танков противника. Имея преимущество в огневой мощи, немецкие «Тигры» могли обстреливать советские Т-34 с больших дистанций и уничтожать их, не входя в зону эффективного ответного огня. Подобные проблемы обычно решались привлечением собственных тяжелых танков, но такой ответ противнику считался не в полной мере удачным. С определенного времени велись работы по повышению огневой мощи существующих и перспективных средних танков. Одной из самых интересных попыток решения такой задачи стал проект Т-44-122.

Перспективный средний танк Т-44 создавался с осени 1943 года с учетом новых вызовов, стоящих перед бронетехникой Красной Армии. В обозримом будущем новый танк должен был заменить существующий Т-34, и поэтому должен был отличаться от него повышенными характеристиками, в том числе параметрами защиты и огневой мощи. Через несколько месяцев после старта работ нижнетагильские инженеры под руководством А.А. Морозова завершили разработку танка, а в июле 1944 года он был принят на вооружение. Тем не менее, по ряду причин, новый Т-44 так и не принял участие в боях. На всех фронтах продолжали работать только бронемашины существующих типов.


Опытный средний танк Т-44-122. Фото Icvi.at.ua

Во время подготовки к серийному производству новейшей техники появилось предложение о создании ее новой модификации, отличающейся улучшенными боевыми качествами. Штатным оружием среднего танка Т-44 была 85-мм нарезная пушка ЗИС-С-53. В порядке проведения эксперимента, в дальнейшем способного привести к появлению полноценной серийной модификации, было предложено построить и испытать бронемашины с орудиями увеличенного калибра. Начать подобные опыты решили с применения танковой пушки с калибром 122 мм. Применение такой пушки должно было дать значительный прирост огневой мощи, достаточный для эффективной борьбы с немецкими средними и тяжелыми танками во всем диапазоне дальностей стрельбы. Параллельно решили строить Т-44 с новым 85-мм орудием.

К концу осени 1943 года конструкторы подготовили необходимую документацию и передали ее на производство. Вскоре началось строительство двух опытных танков, отличающихся от базового типом «главного калибра». Первому танку, получившему 85-мм пушку Д-5Т, присвоили обозначение Т-44-1 №1. Второй опытный образец с 122-мм орудием назвали Т-44-1 №2. В дальнейшем за этой машиной закрепили еще одно обозначение, отражавшее калибр новой пушки, – Т-44-122. Именно под вторым названием танк получил известность в определенных кругах.

Основной идеей проекта Т-44-122 была модернизация имеющегося среднего танка путем установки нового орудия большей мощности. Применение 122-мм пушки требовало самым серьезным образом переделать боевое отделение, а также изменить состав некоторых других агрегатов. В то же время, такая модернизация позволяла получить значительный прирост огневой мощи с соответствующими последствиями для общей боевой эффективности. Предполагалось сохранить максимально возможное число имеющихся узлов и агрегатов, что давало высокую степень унификации и упрощало гипотетическое серийное производство. В таком контексте особый интерес представляет примененный подход к модернизации боевого отделения. Размеры существующей башни позволили использовать более крупное и мощное орудие без переделки купола.


Танк Т-44. Фото Wikimedia Commons

В целом, новый средний танк с орудием повышенной мощности должен был являться дальнейшим развитием уже существующей боевой машины. Основные особенности конструкции переходили к новой машине без заметных изменений. При этом отдельные детали исходного Т-44 требовалось доработать в связи с монтажом новых агрегатов. В результате такого подхода базовый танк и новый Т-44-122 должны были иметь большое сходство, а основным отличием была иная пушка с характерным внешним видом.

В проекте Т-44-122 сохранялся существующий броневой корпус, собираемый из листов разной толщины при помощи сварки. Лобовые листы корпуса имели толщину 90 мм и располагались под разными углами к вертикали. Характерной чертой двух прототипов конца 1944 года было наличие броневой рубки водителя, выступающей над лобовым листом. В качестве бортов использовались 75-мм листы, корма защищалась деталями толщиной до 45 мм. Башня получала литой лоб толщиной до 120 мм и 90-мм борта катаные борта, соединенные с литой кормовой нишей. Минимальную толщину имела крыша башни – 15 мм. Использовалась классическая компоновка корпуса: переднее отделение управления, размещенное рядом с укладкой боекомплекта, центральное боевое отделение и кормовой моторно-трансмиссионный отсек.

Два танка, построенные в 1944 году, получили обновленную силовую установку. Вместо штатных двигателей В-44 мощностью 500 л.с. на них установили моторы В-2ИС, развивавшие 520 л.с. Использование нового двигателя позволяло компенсировать ожидаемый рост массы, связанный с применением нового вооружения. Как и в базовой модификации, двигатель располагался поперек корпуса, что позволяло сократить длину моторного отделения. Рядом с двигателем помещались пятиступенчатая коробка передач, редуктор-гитара и другие агрегаты трансмиссии, заимствованные у исходного Т-44.


Схема экспериментальной бронемашины. Рисунок Bronetehnika.narod.ru

Ходовую часть решили не модернизировать. На каждом борту осталось по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра. Катки оснащались индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Ведущие колеса имели гребневое зацепление и, в целом, основывались на конструкции соответствующих деталей танка Т-34, хотя и отличались увеличенными размерами. Относясь к первым сериям танков Т-44, опытные образцы 1944 года могли получать гусеницу, заимствованную у Т-34.

Важнейшей особенностью проекта Т-44 было использование башни с увеличенным диаметром погона. Погон диаметром 1800 мм с шариковой беговой дорожкой в будущем позволял проводить различные модернизации боевого отделения, в том числе и подразумевающие использование более мощных и, соответственно, более крупных орудий. Эта возможность существующего танка должна была в полной мере использоваться в проекте Т-44-122.

Для монтажа на модернизируемую башню была разработана новая орудийная установка, рассчитанная под увеличенные нагрузки. В целом, она повторяла конструкцию существующего изделия, но отличалось от него иным диаметром амбразуры для ствола и определенным упрочнением основных деталей. Новая установка обеспечивала вертикальную наводку пушки в пределах достаточно широкого угла, в основном соответствующего характеристикам исходного танка. Сохранялась круговая горизонтальная наводка за счет поворота всей башни.


Т-44-122 на испытаниях. На надгусеничной полке стоит унитарный 122-мм выстрел. Фото Icvi.at.ua

Специально для опытного среднего танка была создана новая модификация 122-мм орудия. Ранее для использования на тяжелых танках серии «ИС» была создана пушка Д-25Т. В ходе работ по новой машине среднего класса появилось предложение о создании специализированной версии существующей пушки. В имеющуюся конструкцию внесли определенные коррективы, что привело к появлению модификации с обозначением Д-25-44Т. По имеющимся данным, адаптация орудия к использованию на средних танках не привела к серьезному падению характеристик.

В базовой конфигурации пушка Д-25Т имела ствол длиной 43 калибра, оснащенный развитым двухкамерным дульным тормозом и клиновым полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия весила 2,59 т, тогда как масса откатных частей составляла 1,85 т. Использовалось раздельное заряжание силами отдельного члена экипажа. Используя бронебойный снаряд БР-471, орудие могло обеспечить начальную скорость 780 м/с. При угле встречи 90° на дистанции 1000 м пушка таким снарядом пробивала 142 мм гомогенной брони, на дистанции 2000 м – 122 мм. Это было достаточно для поражения всех существующих немецких танков. Первым носителем пушки Д-25Т стал тяжелый танк ИС-2. Впоследствии орудие неоднократно модернизировалось и устанавливалось на другую технику тяжелого класса различных типов, вплоть до танка Т-10.

В связи с иными характеристиками нового носителя – в первую очередь, из-за его меньшей массы и иной прочности корпуса – был разработан новый вариант пушки. Специализированное орудие Д-25-44Т отличалось облегченной конструкцией и уменьшенными габаритами казенной части. Сокращение габаритов и массы привело к уменьшению огневой мощи на 4% в сравнении с базовой модификацией. С целью повышения скорострельности было решено отказаться от раздельно-гильзового заряжания и адаптировать орудие для использования унитарных выстрелов. Предполагалось, что это позволит упростить работу с боеприпасами и повысить темп стрельбы.

В боевом отделении среднего танка должны были располагаться как стандартные, так и новые прицельные устройства и другие системы. Сохранялись существующие механизмы наведения. Заметным переработкам подверглись укладки и стеллажи для боекомплекта. Отказ от 85-мм пушки в пользу орудия калибра 122 мм потребовал серьезно изменить имеющиеся укладки. При этом их емкость значительно сократилась. На месте 58 старых снарядов удалось разместить только 24 новых.


Танк на полигоне. Фото Kollektsiya.ru

Доработки вспомогательного вооружения, по понятным причинам, не планировались. Вместе с орудием на качающейся установке располагался пулемет ДТМ винтовочного калибра. Еще один ДТМ находился в неподвижной установке лобового листа и вел огонь через специальную амбразуру. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик, курсовым – водитель. Зенитное вооружение исходным проектом не предусматривалось и, как следствие, на Т-44-122 отсутствовало.

В проекте Т-44-122 сохранился имеющийся состав экипажа из четырех танкистов. В передней части корпуса у левого борта находился механик-водитель. Над его рабочим местом имелась небольшая рубка с люком в крыше. В ее лобовом листе находился смотровой прибор для вождения в боевой обстановке. В боевом отделении располагались трое других танкистов. Вся правая половина отделения отдавалась заряжающему. Слева от орудия друг за другом находились наводчик и командир. Для доступа в башню использовались два люка в крыше.

Замена орудия имела заметные последствия в контексте габаритов и массы техники. Габариты танка Т-44-122 по корпусу и башне соответствовали размерам машины базовой модификации. Длина по корпусу незначительно превышала 6 м, ширина – 3,18 м, высота – 2,41 м. Общая длина танка с пушкой вперед увеличилась и теперь превышала 8 м вместо исходных 7,6 м. Боевая масса с исходных 31-32 т поднялась на уровень 33-35 т. При этом новый двигатель позволял сохранить требуемую удельную мощность и тем самым оставить подвижность модернизированного образца на приемлемом уровне.

Оба проекта модернизации танка Т-44 с использованием новых пушек были завершены уже осенью 1943 года. К началу зимы стартовало строительство двух опытных машин. В ближайшем будущем первый образец Т-44-122 должен был выйти на испытания. В самом начале 1944 года танк с новой пушкой вышел на полигон. Испытания начались с обкатки техники на трассе, после чего специалисты приступили к проверке нового оружия. Первые стрельбы стартовали в феврале и продолжались несколько недель, до марта. Причиной остановки испытательных стрельб стала поломка орудия. Пушку Д-25-44Т пришлось возвращать на завод-изготовитель для проведения ремонта.


Советский танк Т-44-122 и трофейный немецкий PzKpfw V Panther. Фото Waralbum.ru

В апреле того же года пушка вернулась с ремонта и была вновь установлена на опытный танк, что позволило возобновить проверки. В ходе второго этапа испытаний были установлены все реальные характеристики бронемашины, а также определены преимущества и выявлены недостатки. Последующий анализ результатов испытаний позволил определить реальные перспективы нового танка с усиленным вооружением.

От базового Т-44 опытный танк отличался значительным приростом огневой мощи и реальной возможностью уничтожения любых немецких бронемашин на значительных дистанциях. При этом Т-44-122 сохранял все положительные качества предшественника в виде достаточно мощной защиты и хорошей подвижности. Таким образом, на первый взгляд, модернизация завершилась успехом. Тем не менее, проект имел определенные недостатки, которые не могли не проявить себя в ходе испытаний.

Во время проверки танка на полигоне критике подверглась новая 122-мм пушка, отдельные особенности которой, как минимум, затрудняли эксплуатацию перспективной техники. Несмотря на создание новой модификации Д-25-44Т, орудие калибра 122 мм оставалось слишком крупным для боевого отделения среднего танка, что негативно сказывалось на удобстве работы экипажа. Помимо неприемлемо больших габаритов казенника пушки эргономику ухудшали некоторые другие особенности такого вооружения.


Опытные танки на испытаниях (слева направо): Т-44-122, Т-44 с 85-мм пушкой ДТ-5Т и Т-34-76. Фото Waralbum.ru

При формировании технического облика бронемашины было предложено использовать унитарное заряжание вместо раздельного, что, как казалось, позволит в определенной мере ускорить подготовку к выстрелу. Тем не менее, тяжелый и крупный унитарный выстрел плохо подходил к тесному боевому отделению, из-за чего на испытаниях так и не удалось получить скорострельность более 3 выстрелов в минуту. Еще одним негативным последствием применения унитарного снаряда стало сокращение боекомплекта. 24 снаряда не позволяли танку решать большинство боевых задач: ему слишком часто приходилось бы возвращаться в тыл для пополнения боекомплекта.

По результатам проведенных испытаний было принято решение об отказе от дальнейшего развития перспективного среднего танка Т-44-122. При всех своих преимуществах в виде подвижности и огневой мощи, такая машина не отличалась высокими боевыми качествами, ограничивавшимися сомнительной эргономикой боевого отделения и малыми объемами укладок. Как следствие, такой образец бронетехники не представлял интереса для армии. Дальнейшие работы по проекту сочли нецелесообразными. Что в будущем стало с единственным прототипом – неизвестно. Учитывая бурное развитие танков в то время, можно предположить, что он вряд ли долго стоял без дела и вскоре отправился на доработку в интересах новых проектов.

Монтаж 122-мм нарезной танковой пушки на среднем танке существующей модели не оправдал себя. Тем не менее, подобное оружие уже успело хорошо зарекомендовать себя в сфере тяжелых танков, где и использовалось в дальнейшем. Развитие средних танков решили продолжать без использования настолько крупных калибров. Следующий проект установки альтернативного оружия на средний танк Т-44 подразумевал применение пушки калибра 100 мм.


По материалам сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://battlefield.ru/
http://aviarmor.net/
http://tankinfo.ru/
http://alternathistory.com/
http://strangernn.livejournal.com/

Автор: Рябов Кирилл

источник

спасибо


feldgrau.info

почему прорывной танк Т-44 не стал массовым

Танк Т-44 сейчас является раритетным музейным экспонатом, и хотя с 1944 по 1947 годы было выпущено 1823 таких машин, сейчас их практически не осталось даже в качестве памятников. Во время войны на Харьковском заводе №78, перевезенном из Кирова после освобождения города от фашистов, успели выпустить 190 танков, которые должны были прийти на замену основному среднему танку Т-34, но до фронта они доехать не успели.

Сама идея создания нового танка появилась в результате того, что вооружение и лобовая броня Т-34 оказались слабее, чем у немецких «Тигров» и «тридцатьчетверки» зачастую проигрывали им во встречном бою. Армии был нужен новый средний танк, который бы обладал хорошей маневренностью при более мощной броне и пушке. Его разработкой занялось конструкторское бюро под руководством инженера, генерал-майора Александра Морозова, одного из создателей Т-34. Вероятно, отсюда и определенное внешнее сходство нового танка с «тридцатьчетверкой», но на самом деле это две совершенно разных машины.

«Танк Т-44 действительно стал прорывной боевой машиной в истории отечественного бронестроения, – считает военный эксперт Владимир Попов. – Шла война, многие предприятия еще находились в эвакуации, промышленные мощности были сосредоточены за Уралом, конструкторские бюро в буквальном смысле слова работали на коленке, в неприспособленных помещениях. Но тогда удалось создать танк, который имел множество новых технологий, которые и сейчас используются при производстве бронированной техники. В первую очередь это поперечное расположение дизельного двигателя в 520 лошадиных сил, позволившее существенно улучшить ходовые качества танка. Т-44 кардинально отличался габаритами, устройствами и компоновкой. Расположение двигателя дало возможность сократить длину корпуса, снизить вес, за счет чего удалось усилить бронезащиту.

Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Монолитный лист лобовой брони корпуса танка был установлен под углом 60 градусов, что обеспечило улучшенную защиту места механика-водителя. Башня стала более обтекаемой формы, что позволило повысить снарядостойкость, к тому же ее сместили к центру корпуса. Толщину лобовой брони увеличили до 120 миллиметров. Мне довелось видеть Т-44 в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке и если издали он действительно напоминает Т-34, то при ближнем рассмотрении в нем уже видны очертания танка Т-54 и Т-55, которые в послевоенные годы стали самыми массовыми средними танками не только в советской армии, но и в армиях многих стран мира. По большому счету, Т-44 можно назвать дедушкой и нынешних современных российских танков, таких как Т-72 и Т-90».

Т-44 неоднократно модернизировался, на нем даже устанавливали 122-мм пушку, но в ходе испытаний выяснилось, что она не подходит для среднего танка и за все время эксплуатации, вплоть до начала 70-х годов прошлого столетия, на нем использовалась 85-мм и 100-мм пушки. Последняя имела название ЛБ-1 – в честь Лаврентия Берия, который был в том числе и заместителем председателя Государственного комитета обороны и ведал вооружениями.

В 1946 году, когда появился танк Т-54, ставший прямым потомком Т-44, совершенствование последнего прекратили, но с вооружения не сняли. Да и в серийном производстве этот танк находился до 1947 года. В 1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи и ходовой части Т-44 унифицировали с теми, что были на Т-54, еще через пять лет оснастили стабилизатором вооружения в двух плоскостях. Модернизированные варианты Т-44М и Т-44С состояли на вооружении Советской армии вплоть до конца 70-х годов. На базе Т-44М выпускали артиллерийские и танковые тягачи, инженерные машины, но в историю отечественных бронетанковых сил он вошел как предшественник большого семейства средних танков Т-54/55 и Т-62.

tvzvezda.ru

Т-44 Википедия

Т-44
Т-44
Классификация средний танк
Боевая масса, т 31,8
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Александр Александрович Морозов
Производитель СССР СССР
Годы производства 1944—1947
Годы эксплуатации 1945 — конец 1970-х
Количество выпущенных, шт. 1823
Основные операторы СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 6070
Длина с пушкой вперёд, мм 7650
Ширина, мм 3180
Высота, мм 2410
База, мм 3800
Колея, мм 2630
Клиренс, мм 425
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 60°[1]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90 / 45°[1]
Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°[1]
Корма корпуса (верх), мм/град. 30 / 60°[1]
Корма корпуса (середина), мм/град. 45 / 17°[1]
Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 70°[1]
Днище, мм 15[1]
Крыша корпуса, мм 15—20[1]
Лоб башни, мм/град. 120
Борт башни, мм/град. 90 / 20°[1]
Корма башни, мм/град. 75 / 12°[1]
Крыша башни, мм 15
Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 54,6

ru-wiki.ru

Т-44 в World of Tanks

Отличается высокой скоростью и хорошим лобовым бронированием. Из-за малых габаритных размеров танка и его подвижности может вести эффективную перестрелку на близкой дистанции.

Прокачка

  • Для исследования Т-44 требуется 93.653 опыта. Предыдущий танк — T-43;
  • Первым делом изучается топовая башня. Она необходима для установки лучшего вооружения;
  • Последовательно исследуем орудие 100 мм Д-10Т чтобы открыть доступ к орудию 100 мм ЛБ-1;
  • Изучаем топовое орудие 100 мм ЛБ-1. Оно обладает высокой скорострельностью и быстрым сведением;
  • Затем изучаем ходовую. С топовой ходовой увеличивается грузоподъемность и скорость поворота;
  • Далее исследуем двигатели. Благодаря этому мощность увеличится в разы;
  • В последнюю очередь изучаем рацию;
  • Следующий танк в ветке — T-54. Для его исследования необходимо 142.000 опыта.

Топовая комплектация

Цена2.390.000 кр.
Прочность1300 HP
Масса/макс.34.16/35.3 т.
Мощность680 л.с.
Скорость51/20 км/ч.
Поворотливость44 °/с
Корпус90/75/45 мм.
Башня120/100/100 мм.
Боекомплект56 шт.
Урон250/250/330 HP
Пробитие175/235/50 мм.
Перезарядка8.6 сек.
Скорость ГН48 °/с
Углы ВН-7…+23°
Обзор380 м.
Связь730 м.

Обзор

Т-44 обладает мощным 100-мм орудием, что позволяет эффективно бороться с однотипными танками и машинами более низкого уровня.

И, наоборот, 90-мм лобовая броня слабовата против орудий техники IX—X уровней. Встретившись, например, с Т-54 в ближнем бою, будет ошибкой водителя Т-44 вступить с ним в лобовое «бодание».

Множество сорокчетвёрок, не нанеся ущерба противнику, остались гореть на полях сражений после того, как их водители останавливали свой танк перед более мощным противником и пытались лоб в лоб воевать так же, как против слабого.

Высокие динамические свойства Т-44 позволяют в ближнем бою обойти тяжёлый танк с фланга и закружить его, сбивая гусеницу и стреляя с ходу в борт и корму.

Если одному Т-44 придётся туго против тяжелого танка VIII—X уровней, то скоординированный взвод Т-44, устроив «карусель» вокруг ИС-7, способен без потерь уничтожить и эту топовую машину.

Низкий силуэт и высокая скорость — наилучшая защита Т-44. Поэтому, когда противник сбивает гусеницу, что происходит достаточно часто, каждая секунда ремонта может стоить жизни — стоящая на месте «сорокчетвёрка» как правило уничтожается быстро. В этой ситуации может спасти наличие ремкомплекта.

Плотная компоновка кроме преимуществ имеет и недостатки, при пробитии брони высока вероятность вывести из строя модули танка и членов экипажа. Аптечка и ремкомплект продлят здоровье танкисту и отремонтируют поврежденный модуль.

Ахиллесовой пятой танка является боеукладка, расположенная в передней правой части корпуса. Попадание в неё снарядов калибра 100 мм и более часто приводит к детонации боекомплекта.

Этим пользуются многие опытные противники Т-44, они специально стреляют в переднюю часть правого борта. От частой гибели одним попаданием может спасти установка мокрой боеукладки, на 50% увеличивающей её прочность.

В групповых, скоординированных боях, подразделение Т-44 за счет высокой подвижности может быть оперативно переброшено с одного направления на другое для создания локального превосходства над противником на различных участках (см. тактический пример для танков Т-54).

Преимущества

  • Точное орудие
  • Быстрая перезарядка
  • Хорошая поворотливость
  • Крепкая маска орудия

Недостатки

  • Низкий альфа-урон
  • Недостаточное пробите
  • Слабое бронирование
  • Уязвимая боеукладка

Навыки и умения экипажа

Оборудование и снаряжение

Тактика

Т-44 обладает высокими динамическими свойствами, благодаря чему можно занимать удобные позиция в начале боя или возвращаться на базу для сбития захвата. В лобовых столкновениях долго не живет, поэтому заходить лучше всего с флангов. Таким образом можно разбирать противников выше уровнем.

Историческая справка

Средний танк Т-44 был разработан в 1943-1944 гг. Серийное производство начато в 1944 году и с переходом на производство Т-54 завершено в 1947. Всего было произведено немногим более 1800 машин этого типа.

Читайте также

tankistador.ru

2-й Гвардейский танковый корпус — Т-44

Качественное превосходство советской бронетанковой техники над соответствующей техникой противника обеспечивалось во многом благодаря непрерывной работе танковых КБ над созданием новых образцов вооружения. Одной из таких новинок стал средний танк Т-44, принятый на вооружение в 1944 году. При сохранении классической компоновки конструкторам удалось разместить дизельный двигатель поперек продольной оси танка. В сочетании с уменьшением размеров агрегатов силовой передачи это позволило уменьшить высоту корпуса на 300-мм по сравнению с танком Т-34 и сместить башню с 85-мм пушкой в центр корпуса. Это, в свою очередь, дало возможность увеличить толщину лобового листа корпуса до 120-мм без перегрузки передних катков.

Повышению прочности лобового листа корпуса способствовали перенос люка механика-водителя на крышу корпуса и отказ от шаровой установки курсового пулемета. Надежность ходовой части была повышена благодаря применению торсионной подвески опорных катков. Учитывая высокие боевые характеристики Т-44, было решено вооружить им в первую очередь гвардейские танковые бригады, а для укомплектования офицерскими кадрами этих бригад создать четыре гвардейских танковых училища. Танк выпускался серийно до появления созданного на его базе танка Т-54. За годы войны было выпущено 655 танков Т-44.

Своим появлением танк Т-44 обязан стремлению усилить броневую защиту и повысить огневую мощь среднего танка, не выходя при этом за весовые и габаритные параметры Т-34. К разработке такой машины приступило осенью 1943 г. конструкторское бюро завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством А.А. Морозова. В ноябре того же года был готов деревянный макет и уточнены ТТХ. При проектировании сразу закладывались возможности для дальнейшей модернизации. Например, в конструкции башни, изначально предназначенной для установки 85-мм пушки, учитывалась возможность размещения в дальнейшем орудия более крупного калибра.

Испытания прототипа прошли в январе 1944 г. и закончились в целом успешно. Машина почти полностью оправдала все ожидания. Скорость движения танка не превысила 52 км/ч (по проекту предусматривалось достижение не менее 56 км/ч). По проходимости же танк Т-44 не уступал Т-34, а в ряде случаев даже превосходил ее (за счет более мощного двигателя). Испытания корпуса обстрелом показали, что по фронтальной проекции он не пробивается трофейной «75-мм противотанковой пушкой обр. 40» (РаК 40) с дистанции от 300 м, а с дистанции 700 м и более (дальность наиболее эффективного огня по немецким танкам) — неуязвим и для 88-мм орудия танка «Тигр». Однако борт пробивался и 75-мм и 88-мм орудиями с дистанции соответственно 600 и 900 м. Управление Т-44 стало более удобным, чем Т-34, а надежность трансмиссии повысилась. За время испытаний в январе-марте 1944 г. танк прошел по заснеженным просторам около 1100 км без серьезных поломок. После испытаний обстрелом было выдвинуто предложение об увеличении толщины брони бортов танка до 75-мм, а башни — до 90-мм.

Танк

Корпус, мм

площадь поперечн. проекции

площадь продольн. проекции

длина

ширина

высота

корп. м2

башн. м2

корп. м2

башн. м2

Т-44

5640

2000

1415

1,62

1,64

4,45

1,95

Т-34

5736

2570

1685

2,31

1,3

5,8

1,75

«Пантера»

6700

2900

2100

3,4

1,7

9,4

2,0

Два эталонных танка Т-44 испытывались совместно с Т-34 и трофейной «Пантерой» в феврале-марте 1944 г. и продемонстрировали свои преимущества не только в плане боевых качеств, но также в отношении надежности механизмов и узлов. Помимо этого, Т-44 был легче обоих указанных образцов, а его броневая защита в лобовой части оказалась не хуже немецкой «Пантеры» . При этом вооружение нового танка оказалось на уровне тяжелого танка ИС и немецкого танка «Тигра» и могло быть еще усилено установкой новой башни.

В техническом описании 1944 г. сказано, что Т-44 — «толстобронный скоростной маневренный танк принципиально нового типа с мощным артиллерийским вооружением». Это было оправданно, так как по массе танк был средним, а по вооружению и бронированию представлял собой эквивалент тяжелых боевых машин того времени. Таким образом, танк Т-44 стал не развитием танка Т-34, а представлял собой машину абсолютно нового типа.

Корпус собирался сваркой из катаных броневых листов высокой твердости. Ширина корпуса была выбрана из расчета установки башни с кругом обслуживания 1800 мм. Длина корпуса была почти аналогичной длине корпуса Т-34, а высота была максимально сокращена и составляла всего 830-мм в передней части и 965-мм в кормовой. Носовая часть корпуса состояла из двух броневых листов толщиной 75-мм, причем верхний лист был установлен под углом 60°. Борта и корма собирались из броневых листов толщиной 45-мм. В верхней, наиболее поражаемой части бортов, они были усилены наваркой 30-мм экранов. Крыша и передняя часть днища имели толщину 20-мм.

Боевое отделение танка отгораживалось от моторно-трансмиссионного перегородкой, состоящей из двух отсеков для топливных баков, задняя стенка отсеков являлась одновременно стойкой подмоторного фундамента. Крыша корпуса в его передней части приваривалась к корпусу, а крыша моторно-трансмиссионного отделения выполнялась съемной. В верхнем носовом листе крыши предсерийных машин слева было вварено литое основание башенки механика-водителя, в котором спереди монтировался смотровой люк-пробка, а сверху — люк-лаз. Крышка люка-пробки имела толщину 90-мм и могла открываться на петлях вперед-вверх. При закрытом люке-пробке механик-водитель мог вести наблюдение за полем боя через перископ, смонтированный во вращающемся основании люка-лаза.

Башня Т-44 разработанная сначала, была довольно оригинальна. Ее корпус состоял из литой носовой части, литой башенной ниши, соединенных вварными бортовыми вставками из катаной брони и приварной крышей. Такая конструкция была продиктована тем, что до начала 1945 г. отечественные литые башни были довольно хрупкими, особенно в бортовой части. Лобовая часть башни имела толщину 90-мм, а кормовая — 70-мм-75-мм. Массовое производство таких составных башен было сочтено нецелесообразным, и уже в марте 1943 г. было принято решение о разработке цельнолитой башни Т-44.

1 — рым; 2 — маска пушки; 3 — перископический прибор; 4 — крышка входного люка; 5 — крыша башни; 6 — броневой сферический колпак люка вентиляции; 7 — наружный указатель; 8 — перископический прибор; 9 — оградительное кольцо вывода антенны; 10 — замок крышки командирской башенки; 11 — крышка командирской башенки; 12 — командирская башенка; 13 — скобы; 14 — отверстие для стрельбы; 15 — перископический прибор

Башня устанавливалась на погоне диаметром 1800 мм с шариковой беговой дорожкой. На крыше размешались два люка-лаза, один из которых стоял в крыше командирской башенки. Командирский люк имел вращающуюся крышу с одностворчатой крышкой. В задней части крыши располагался вентилятор боевого отделения.

Вооружение танка Т-44 должно было стать очень мощным. Оно предусматривалось из 85-мм пушки Д-5Т для линейных танков и 122-мм пушки Д-25Т для машин артиллерийского усиления. Но если 85-мм пушка ничем не отличалась от пушек КВ-85, ИС-85 и первой серии Т-34-85, то вторая была довольно оригинальна. От орудия Д-25-Т, установленного в ИС-122, пушка отличалась, во-первых, унитарным (или полу унитарным) выстрелом, во-вторых, немного уменьшенной длиной ствола и, в-третьих, уменьшенным на 2,3-3,2% пороховым зарядом. Правда, уже первые испытания орудий вызвали легкий шок. Не говоря уже о запредельной массе унитарного выстрела Д-25Т-44. заряжать указанную пушку в Т-44, ввиду ее низкой посадки и недостаточного «заднего отрезка» даже в башне с кругом обслуживания 1800 мм оказалось крайне затруднительным. Переход же к раздельному заряжанию резко снижал скорострельность, которая составила на опробовании не свыше 1 выстр./мин.

На Т-44 была проведена модернизация механизмов управления огнем. Танк получил все новейшие достижения в данной области — ломающийся прицел, кнопочный электроспуск орудия и пулемета, объединенное управление ручным и моторным приводом поворота башни. Все эти нововведения, будучи отлаженными на Т-44, позже были внедрены также и на танке Т-34-85. Поворотный механизм башни управлялся от рукояти ручного поворотного механизма, что позволяло перейти с ручного на моторный привод башни, не отрывая руки от рукоятки поворотного механизма.

Большая часть боеукладки (44 выстрела) располагалась в специальном стеллаже, установленном на месте, освободившемся от удаленного стрелка-радиста. Еше 16 выстрелов было размешено в башне (12 — в кормовой нише, 4 — на правом борту), а последние пять — у левого борта корпуса. Магазины к пулемету находились также в корпусе.

Энергетическая установка Т-44 состояла из двигателя В-44 (В-2-44), представлявшего собой доработанный дизель В-2ИС мощностью 520 л.с., снабженный всережимным регулятором и корректором подачи топлива. Поскольку двигатель устанавливался поперек корпуса в отделении, крайне ограниченном по высоте, ряд агрегатов с него были перенесены (например, водяная и масляная помпы) на новые места. Система охлаждения двигателя состояла из пластинчато-трубчатого радиатора, водяной помпы и вентилятора и за счет более удачного размещения радиатора оказалась несколько более удачной, чем на танке Т-34. Питание двигателя производилось от трех топливных баков общей емкостью 420 л, расположенных в специальных отсеках моторной перегородки. Поскольку баки были выполнены сообщающимися с атмосферой, перед запуском двигателя необходимо было наполнить систему питания при помощи ручного насоса.

Трансмиссия танка была в основном подобна трансмиссии Т-34 и отличалась от нее наличием специального повышающего редуктора — «гитары» и оказалась более надежной. Ходовая часть Т-44 состояла из ведущих колес, по конструкции аналогичных Т-34, за исключением того, что для улучшения условий зацепления роликов колеса с гребнями траков при износе шарниров траков его диаметр был увеличен до 650-мм (против 635-мм у Т-34). Опорные катки Т-44 были сдвоенными с наружными резиновыми бандажами и отличались от катков Т-34 уменьшенным диаметром — 780x660x150. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску, по конструкции идентичную подвеске танка Т-43. Ленивец Т-44 был заимствован Т-34 предложенному заводом № 174 и с 1945 г. введенному повсеместно для Т-34 и Т-44. Гусеничная цепь на Т-44 была унифицирована с гусеничной цепью Т-34.

 

Т-34-85
с Д-5Т

Т-34-85

Т-44

Боевая масса, т

30,9

32,2

31,8

Экипаж, чел.

4

5

4

Длина корпуса, мм

6100

6100

6070

С пушкой вперёд, мм

8110

8110

7650

Ширина, мм

3000

3000

3180

Высота по крышу башни, мм

2740

2740

2412

Клиренс

400

400

450

Вооружение

пушка

85-мм Д-5Т-85

85-мм С-53 (ЗИС-С-53)

85-мм С-53 (ЗИС-С-53)

пулемёт

2х7,62-мм ДТ

2х7,62-мм ДТМ

2х7,62-мм ДТ

Боекомплект (линейный/командирский):

снарядов

55/39

56/38

58

патронов

1953

1890

1890

Бронирование, мм:

лоб корпуса

45

45

90

борт корпуса

45

45

75

крыша

16

16

20

башня

90

90

120

Двигатель

В-2-34

В-2-34

В-44

Мощность

500

500

500

Макс. скорость по шоссе, км/ч

55

55

50

Запас хода по шоссе, км

300

300

235

В четвертом квартале 1944 года было изготовлено 25, а в 1945 году 880 танков этого типа. В 1946 году в связи с началом серийного выпуска Т-54 производство Т-44 прекратили. Машина считалась секретной и не участвовала в сражениях Великой Отечественной войны, использовалась исключительно для подготовки танкистов. Т-44 стал своего рода переходным этапом к новым более мощным машинам, созданным и поступившим на вооружение Вооруженных сил СССР уже после окончания Второй мировой войны.

2gtk.clan.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *