Panther танк – Пантера (танк) — Википедия

Танк «Пантера» Ausf G | Pz.Kpfw V «Panter» Ausf G

Танк «Пантера» Ausf.G – третья модификация немецкого танка Второй мировой войны Pz.Kpfw V.

Основания появления танка «Пантера» Ausf.G.

На совещании, проходившем 4 мая 1943 г. в офисе фирмы MAN, был принят ряд важных решений. Так как танк «Пантера I» находится в серийном производстве уже длительный срок, необходимо было внести изменения, направленные снижение трудоемкости изготовления корпусов, делать их по типу корпуса, разработанного для танка «Пантера II». Следует внести следующие изменения:

  • Клин в нижней части надстройки корпуса следует исключить. Новое днище надгусеничной полки следует выполнить ровным от переднего внешнего края сборки радиатора до лобового бронелиста корпуса. Днище полки в районе радиатора и топливных баков оставить без изменений. В результате данной переделки наклон листа корпуса изменится с существующих 40 градусов
    на 29 градусов. С целью сохранения на прежнем уровне защищенности, обеспечиваемой бортом корпуса, его толщину следует увеличить с 40 до 50 мм. Данное изменение вызовет прирост массы танка примерно на 305 кг.
    Для компенсации роста массы и в порядке уменьшения номенклатуры бронелистов по их толщине предлагается снизить толщину нижнего лобового бронелиста корпуса с 60 до 50 мм, что даст экономию массы в 150 кг. С этими же целями следует уменьшить толщину переднего бронелиста днища корпуса с 30 до 25 мм, что позволит сэкономить еще 100 кг веса. Данные изменения в толщине бронелистов позволяют компенсировать рост массы, связанный с увеличением толщины брони корпуса, прирост массы в случае их реализации составит всего 55 кг. Данную массу есть возможность скомпенсировать за счет пересмотра формы топливных баков и конструкции ряда других внутренних узлов и агрегатов. Таким образом, увеличение толщины бронелистов корпуса не приведет к увеличению массы в целом.
  • Днище надгусеничной полки в настоящее время расположено на 50 мм ближе к гусенице, чем у танка «Пантера II». Специалисты фирмы MAN решили, что при движении по сильно пересеченной местности сохраняется высокая вероятность контакта поверхности траков гусеницы с нижней поверхностью надгусеничной полки, поэтому на полке не должно быть швов и крепежных элементов. Следует изменить способ крепления бортовых экранов Schuerzen, приварив кронштейны к бортам корпуса, а не закрепляя их на днище надгусеничной полки.
  • В пересмотренной конструкции танка «Пантера» используются только бронелисты толщиной 16, 25, 40, 50 и 80 мм. Заднюю стенку следует соединять с днищем не в перехлест, а простым наложением на днище с последующей сваркой. Данный метод соединения позволяет компенсировать различия в длине между днищем и бортами корпуса.
  • Вместо скругленной выемки, компоненты люка в надстройке выполняются со скругленными кромками. Специалисты фирмы MAN не считают практичным увеличение толщины брони с 40 до 50 мм, поскольку увеличение толщины осложнит технологический процесс изготовления основания для поворотного перископа механика-водителя с усиленной бронезащитой.
    Крышки отверстий в днище корпуса нет необходимости делать потайными. Новые крышки следует изготавливать с выступающими фланцами. Сами отверстия в корпусе следует проделывать горелками. Результатом использования внешних крышек станет незначительное уменьшение клиренса.

Все конструктивные изменения, направленные на снижение трудоемкости технологических процессов, внедренные в конструкцию танка «Пантера II», следует внедрить в конструкцию танка «Пантера I». 

В дополнение с модификациями по форме корпуса, были внесены изменения в конструкцию шасси, начиная с самых первых шасси танков «Пантера» Ausf. G.

  • Люки водителя и стрелка откидные на петлях.
  • Установлен поворотный перископ водителя, упразднена смотровая щель.
  • Сделана ступенчатая амбразура курсового пулемета для увеличения вероятности рикошета при попадании в амбразуру пуль и осколков.
  • Переделана бронекрышка вентиляционного отверстия ниже фиксатора ствола орудия.
  • Одна передняя фара установлена непосредственно на левом подкрылке.
  • Переделана крыша моторного отделения решетки воздухозаборников, колпак воздухозаборника карбюратора, новая крышка горловины топливного бака, дренаж радиатора, перенесен антенный ввод.
  • Переделаны выхлопные патрубки, тормоза, вентиляционная система трансмиссии, в результате чего отпала необходимость в двух охлаждающих трубках левого выхлопного патрубка.
  • Боекомплект к пушке доведен до 82 снарядов.
  • Изменено крепление инструмента и оборудования на бортах надстройки корпуса; новые инструмент и оборудование включает деревянную подкладку домкрата увеличенного размера, более длинные (8,2 м) и толстые (диаметр 32 мм) буксирные троса.
  • Крепления секций бортовых экранов зафиксированы на продолжениях подкрылков вдоль всей длины борта корпуса.
  • Изменены и модернизированы узлы крепления амортизаторов.

Танки «Пантера» командиров взводов и рот комплектовались двумя радиостанциями, FuG-5 (10 Вт передатчик с УКВ приемником диапазона 27,2 — 33,4 МГц) и FuG-2 (УКВ приемник того же диапазона, что и приемник радиостанции FuG-5). Радиостанция FuG-5 обеспечивала устойчивую беспроводную связь в радиусе 46 км, дальность связи сильно зависела от рельефа местности и атмосферно-климатических условий. Линейные танки «Пантера» оснащались только радиостанциями FuG-5. Все танки оборудовались внутренними переговорными устройствами.

Командирский танк.

Panzerbefehlswalen Panther (Sd.Kfz.267/268) (представлял собой обычный танк «Пантера», незначительно доработанный путем установки дополнительного радиооборудования и аксессуаров к нему. Из-за установки дополнительного электрогенератора GG400 боекомплект к пушке у командирского танка уменьшен до 64 снарядов. Спаренный с пушкой пулемет не установлен, отверстие под него в маске пушки закрыто заглушкой.

На командирском танке «Пантера» Ausf.G Sd.Kfz.267 ставилась радиостанция FuG-8 (80Вт передатчик и приемник средне волнового диапазона, 0,83 — 3 МГц) и FuG -5 (10 Вт передатчик с УКВ приемником диапазона 27,2 — 33,4 МГц). Командирский танк «Пантера» Ausf.G Sd.Kfz.267 внешне отличается антенным вводом Antennenfuss №1 диаметром 104 мм смонтированном на изоляторе, защищенным цилиндрическим бронеограждением. Антенный ввод смонтирован на крыше моторного отделения. На этом антенном вводе ставилась антенна Sternantenne D радиостанции FuG-8. Антенна Stabnantenne высотой 2 м радиостанции FuG-5 монтировалась в правом заднем углу крыши башни. Шесты для надставления антенны Sternantenne размещались на левом борту корпуса ниже цилиндрического контейнера с банником.

Командирская «Пантера» Ausf.G Sd.Kfz.268 оборудовалась радиостанцией FuG-7 (20Вт передатчик и УКВ приемник диапазона 42,1- 47,8 МГц) и радиостанция FuG -5. Танк Sd.Kfz.268 идентифицируется по антенне Stabnantenne высотой 1,4 м радиостанции FuG-7, смонтированной в левой части крыши моторного отделения и 2 метровой антенны. Stabnantenne радиостанции FuG-5, установленной в правом заднем углу крыши башни.

16 августа 1943 г. Wa Pruf поручило фирме Крупп производство «облагороженных», «entzwickelte» корпусов, начиная с корпуса № 2801. Решение о начале производства корпусов нового типа планировалось принять в конце августа. Пока не появилось обозначение Ausf.G, танки с такими корпусами были известны как «Пантеры» с корпусами «entzwickelte».  В отличие от перехода от выпуска танков модификации Ausf.D к танкам модели Ausf.A, занявшего совсем немного времени, переход от выпуска танков Ausf.A, к танкам Ausf.G, привел к приостановке сдачи готовых изделий на два месяца всеми тремя производителями танков «Пантера» фирмами MAN, MKN и Даймлер-Бенц. Первой перешла на выпуск «Пантер» Ausf.G 3 апреля 1944 г. фирма MAN, рапортовавшая об испытаниях танка с корпусом «entzwickelte», собранном в марте. Испытания серьезных проблем у новой модификации танка не выявили.

Так называемая «Panther Programm», принятая 26 октября 1944 г. предусматривала серийное производство танков модификации Ausf.G вплоть до перестройки производства на изготовления танков модели Ausf.F. с узкой башней (Schmalturm). Программой предусматривалась до мая 1945 г. дополнительно к «Пантерам» Ausf.F постройка 2650 «Пантер» Ausf.G со старыми башнями (930 фирмой MAN, 830 фирмой Даймлер-Бенц и 890 фирма MKN). Из-за бомбардировок заводов авиацией союзников и проблем с новой системой управления огнем все три фирмы продолжали серийное производство танков модификации Ausf.G до окончания войны. Всего фирма MAN с 03.44 г. 04. 45 г. изготовила 1143 танка «Пантера» Ausf.G, фирма Даймлер-Бенц сдала с 05.44 г. по 04.45 г. 1004 танка «Пантера» Ausf.G, фирма MKN с 07.44 г. по 03.45 г. примерно 806 «Пантер» Ausf.G.

Доработки танка ««Пантера» Ausf.G по ходу серийного производства.

На протяжении серийного производства в конструкцию  танка  внесены следующие изменения:

  • В начале серийного производства вырез в лобовом листе корпуса под перископ механика-водителя выполнялся квадратным, как на корпусах № 214703 фирмы Эйзенверке Обердонау и № 212457 фирмы Рурсталь. Неустановленный производитель корпусов № 120360 м № 124726 сделал вырез более глубоким. Полукруглый вырез в лобовом бронелисте был введен в июле 1944 г.
  • В начале серийного производства бронекрышка вентиляционного отверстия имела прямой срез задней кромки (чертеж фирмы MAN от апреля 1944 г.). Согласно чертежу фирмы Даймлер-Бенц от мая 1944 г. задняя кромка крышки выполнена изогнутой для обеспечения пространства замку фиксатора ствола пушки. Зачем это сделано — непонятно, поскольку в опущенном положении фиксатор упирался в крышу корпуса специальным наваренным на него стопором и замок просто не касался крышки вентиляционного отверстия.
  • В начале серийного производства люки водителя и радиста не имели деревянных стопоров для крышек люков, но были снабжены металлическими пластинами над замками, предназначенными для поднятия крышек люков при незапертых замках специальным квадратным ключом с длиной стороны 1 см. Деревянный стопор и ручка введены чертежом, датированным апрелем 1944 г., но металлическая пластинка упразднена после внедрения ручки не была.
  • В начале серийного производства командирского варианта линейного танка Sternantenne D наращивалась шестами длиной 1,25 м. Нижняя часть шеста удерживалась цилиндрическим фиксатором в левой части заднего багажного ящика. В июне 1944 г. шесты для Sternantenne D были заменены новыми Verlaengerungsstab длиной 0,75 м с иным способом крепления, посредством винтов с барашковыми гайками. Крепление Stuetzkorb, монтировавшийся на изоляторе антенны, позволяло фиксировать одновременно от двух до шести шестов длинной по 0,75 м, наращивая тем самым высоту Sternantenne D.
    — Начиная с сентября 1944 г. основание под плавающий компас приваривалось в центральной части крыши башни.
  • Ближе к концу серийного производства фирма MNH заменила ролики с резиновым бандажом литой стальной направляющей. Обрезиненные ролики продолжали устанавливать на танки сборки фирмы МАМ вплоть до самого окончания войны.
  • Компоненты подвески включали три разных типа балансиров опорных катков и три типа стопоров-ограничителей вертикального хода опорных катков. Изменения вносились по ходу серийного производства танков.
  • Для увеличения дистанции между поверхности брони и поверхностью циммерита без увеличения массы покрытия, поверхность цимммерита выполнялась волнистой. Ровный рисунок циммерита выполнялся только при нанесении состава на танки сборки фирмы MAN, на фирмах MNH и Даймлер — Бенц циммерит наносился нерегулярным рисунком с очень грубой поверхностью.

Ниже приведены изменения по категориям в хронологическом порядке. Информация о доработках получена в результате анализа фотографий, оригинальной технической документации и на основе тщательного изучения уцелевших танков «Пантера» Ausf.G:

  • Бронеколпаки выхлопных патрубков. Начиная с мая 1944 г. выводу выхлопных патрубков из корпуса танка закрывались сварными, а не литыми бронеколпаками. С июня 1944 г. сами патрубки стали прикрываться тонкими металлическими кожухами с целью снижения теплового излучения.
  • Ручка на аварийном люке башни. Начиная с июня 1944 г. на внешнюю поверхность аварийного люка приваривалась ручка, после чего стало возможным открывать люк изнутри, и снаружи.
  • Изменение крепление перископов командирской башенки. Из-за сильных вибраций перископы командирской башенки часто заклинивало, из-за чего возникали сложности с их заменой. Для предотвращения заклинивания перископов в июле 1944 г. изменено их крепление.
  • Крышка воздухозаборника. В противовес ранее принятому решению, 17 июля 1944 г. управление вооружений вновь предписало ставить крышки воздухозаборника, Belueftungspilz, в передней части крыши корпуса. Фирма MNH начала монтировать Belueftungspilz в июле 1944 г., начиная с шасси №. 128371 сданного 22 июля 1944 г.
  • Крепление обзорного перископа. 18 июля 1944 г. Wa Pruf 6 дал указание сборочным заводам приостановить монтаж Sehstab на крышах башен танков «Пантера» Ausf.G.
  • Дождевое ограждение перископа механика-водителя. 18 июля 1944 г. а Wa Pruf 6 дал указание сборочным заводам приступить к монтажу ограждения перископа механика-водителя. С августа 1944 г. плоские металлические ограждения монтировались над перископами механиков-водителей, препятствуя заливанию оптических приборов дождевой водой.
  • Сбрасываемые люки. Люки водителя и радиста блокировались башней при установке ее в некоторые положения. В августе 1944 г. начали ставить сбрасываемые люки, через которые стрелок-радист и механик-водитель могли быстро покинуть танк в чрезвычайных обстоятельствах. Петли люков высвобождались, а крышки отбрасывались вверх и в стороны.
  • Ограждение зазора между башней и маской пушки. Начиная с августа 1944 г. на танках «Пантера» стали наваривать металлическое ограждение, препятствующее попадание сверху посторонних предметов в зазор между башней и орудийной маской.
  • Заводская камуфляжная окраска. Во исполнение распоряжения, датированного 19 августа 1944 г., все танки «Пантера» получали стандартизированную камуфляжную окраску в производственных условиях. Предпринимались серьезные усилия по обеспечению окраски танков «Пантера» сборки августа 1944 г. по новой «засадной» камуфляжной схеме. Поверх базовой окраски цвета Dunkelgelb RAL-7028 наносились крупные пятна цвета Olivgrun RAL -6003 и Rotbaum RAL-8017. Ранее все танки «Пантера» отгружались с заводов окрашенными в один цвет Dunkelgelb RAL-7028, а камуфляж наносился на танки в индивидуальном порядке уже в строевых частях.
  • Антимагнитное покрытие циммерит. 7 сентября 1944 г. генерал-инспектор панцертруппен решил положить конец практике нанесения на поверхности бронетехники антимагнитного покрытия, так называемого «циммерита». Уже 9 сентября 1944 г. фирма MNH получила сигнал из Wa Pruf 6 о немедленном прекращении нанесения циммерита.
  • Камуфляжное покрытие по грунтовке. С середины сентября 1944 г., непосредственно вслед за отказом от нанесения циммерита, танки «Пантера» перестали окрашивать в базовый цвет Dunkelgelb RAL-7028. Пятна камуфляжа теперь наносили прямо по грунту красноватого цвета. 31 октября 1944 г. фирма MNK получила инструкции от местного военпреда. Изнут-ри танки перестали окрашивать вообще, оставляя поверхности бронедеталей в том виде, в каком они поступали от подрядчиков. Снаружи по грунтовке наносились пятна трех цветов: Dunkelgelb RAL-7028, Olivgrun RAL -6003 и Rotbaum RAL-8017.
  • Дождевое ограждение над апертурой орудийного прицела. Внедрение в июне 1943 г. дождевого ограждения маски не устранило заливания водой орудийного прицела. С сентября 1944 г. над апертурой прицела стали приваривать облегченное ограждение.
  • Инфракрасные прожектор и наблюдательный прибор. С сентября 1944 г. на ограниченное количество танков «Пантера» ставились ИК прожектора и наблюдательные приборы. ИК приборы монтировались на командирских башенках. ИК прожектор мощностью 200 ВТ в комбинации с прицелом/наблюдатель ным прибором обеспечивал обзор в темное время суток при ясной погоде на дистанции до 600 м. ИК прицел был механически связан с механизмом наведения орудия в вертикальной плоскости.

    Под монтаж инфракрасного прожектора РС-1250 и прицела на обычных танках «Пантера» Ausf.G выполнялся ряд доработок. На внутреннем кольце командирской башенки ставилось крепление для 12-Uhr-Zieger. Через специальное отверстие в крыше прицел механически связывался с механизмом вертикального наведения орудия. Бронеограждение этого отверстия наваривалось на крыше башни. На корме корпуса в правой верхней ее части наваривались четыре узла крепления для бронекороба, в котором хранилось ИК оборудование в нерабочем положении. Правый багажный ящик не устанавливался.

    Для питания ИК оборудования в правой задней части боевого отделения, вместо трех снарядов, секции настила днища и колпака заднего амортизатора, ставились аккумуляторная батарея и электрогенератор GG-400. Каждый танк «Пантера» Ausf.G, оснащенный ИК устройствами, идентифицировался по букве «F», отштампованной рядом с табличкой заводского номера (не путать с «Пантерой» Ausf.F).

    7 августа 1944 г. фирма MHN смонтировала устройство FG-1250 на танке «Пантера» Ausf.G №. 128520. Затем устройство FG- 1250 должен был быть установлен на танк «Пантера» Ausf.G №. 128495. 4 сентября 1944 г. фирма М1ЧН рапортовала о невозможности монтажа ИК устройств на танке «Пантера» Ausf.G №. 128495 и получила разрешение произвести монтаж на танке №. 128557, собранном 5 сентября 1944 г.

    Также 7 августа 1944 г. фирма MNH получила указание по монтажу устройств FG-1250: 50 в сентябре, 70 — в октябре, 80 — в ноябре и 100 в декабре 1944 г. В ответ менеджмент фирмы вышел со встречным планом: сдать в октябре сразу 120 «ночных» танков, вместо 50 в сентябре и 70 в октябре.
    8 августа, учитывая сложившуюся военную ситуацию, командование сухопутных войск предложила оборудовать устройствами FG-1250 последние 50 из запланированных к сборке на сентябрь танков «Пантера».

    5 октября фирма ММН рапортовала, что только 20 «Пантер» сентябрьской сборки удалось оснастить ИК оборудования, но 30 танков «сентябрьского» заказа должны быть сданы в октябре.

    Всего же в октябре фирма намеривалась сдать 80 танков «Пантера» с устройствами РО-1250. 18 ноября представители фирмы заметили, что на основе последних распоряжений командования сухопутных войск, следует предусмотреть возможность установки устройств FG-1250 на любые «Пантеры» ноябрьского заказа. В то же время, «Пантеры» с устройствами FG-1250 в случае необходимости всегда можно было быть конвертировать в обычные танки модификации Ausf.G: демонтаж бронекороба под ИК оборудование в корме корпуса, снятие генератора GG-400 и установка боеукладки на три снаряда, демонтаж крепления устройства FG-1250 с командирской башенки, демонтаж аккумуляторной батареи и высоковольтного преобразователя.

    Этим же приказом фирме MAN предписывалось сдать в декабре 30 танков «Пантера» с устройством FG -1250. 13 декабря 1544 г. фирма MAN информировала о намерении оборудовать 30 «Пантер» декабрьского заказа устройствами FG- 1250. Позже фирма получила директиву об оснащении ИК оборудованием всех танков, собранных после 15 января 1945 г.

  • «Подбородочная» маска. Бронебойные снаряды при попадании в нижнюю часть маски пушки рикошетировали вниз, иногда пробивая крышу корпуса в районе мест механика-водителя или стрелка-радиста. Новая «подбородочная» маска исключала рикошет снарядов вниз. Такая маска была внедрена в сентябре 1944 г. Новые маски внедрялись в производство постепенно, танки «Пантера» продолжали собирать со старыми полукруглыми масками пушек до самого окончания войны.
  • Опорные катки со стальными ободами. В сентябре 1944 г. фирма MAN ограниченной серией изготовила шасси (идентифицированы танки № 121032 — 121055) с опорными катками со стальными ободами и внутренними резиновыми бандажами. Данные опорные катки диаметром 800 мм были разработаны специально для танка «Пантера II» и почти не отличались от опорных катков танка «Королевский Тигр». Изначально опорные катки схожей конструкции появились на советских танках КВ, они лучше воспринимали нагрузку от массивных бронеконструкций и были в производстве проще катков с традиционным резиновым бандажом. Стальные опорные катки монтировались на последних узлах подвески ряда танков «Пантера», собранных фирмой MAN в марте — апреле 1945 г.
  • Боеукладка. С сентября 1944 г. перестали монтировать алюминиевые пылезащитные створки боеукладок в над- гусеничных полках.
  • Вентиляторы охлаждения радиаторов. С целью улучшения охлаждения радиаторов с сентября 1944 г. начали монтировать вентиляторы улучшенного типа. Танки «Пантера» с такими вентиляторами маркировались крестами красного цвета на решетках воздухозаборников.
  • Днище корпуса танка «Пантера» Ausf.G поздней постройки, в передней части — бронеплита толщиной 25мм, в задней — одна бронеплита толщиной 16 мм. Днища надгусеничных полок сделаны цельными толщиной 16 мм.
  • Выходные валы. В сентябре и октябре 1944 г. внедрены доработки, направленные на повышение износоустойчивости зубчатых передач, подшип-ников, улучшена система смазки.
  • Самоочищающийся ленивец. Ленивцы исходного образца быстро забивались грязью, льдом и снегом. В октябре 1944 г. внедрены новые самоочищающиеся ленивцы увеличенного диаметра.
  • Пламегасители выхлопных патрубков. В октябре 1944 г., как временная мера, принято решение вместо временной меры — металлического ограждения
    ставить пламегасители Flammenvenicher с целью снижения уровня заметности танков в темное время суток. Фирма MNH первым оснастила пламегасителями Flammenvenicher танк «Пантера» Ausf.G №. 128875, собранный 8 декабря 1944 г. 23 января 1945 г. фирма MNH отчиталась о получении 40 креплений для пламегасителей Flammenvenicher и выразила готовность приступить к немедленному монтажу пламегасителей. Ими оснастили 20 танков, №. 128997 — 129016, собранных с 25 января по 1 февраля 1945 г.
  • Обогрев боевого отделения. С октября 1944 г. на танки начали монтиро-вать устройства обогрева. Обогрев осуществлялся путем отбора теплого воздуха из моторного отделения посредством воздуховода в противопожарной перегородке, при этом отверстие для отвода воздуха в атмосферу перекрывался. К механику-водителю и стрелку-радисту теплый воздух подавался по двум патрубкам. Температуры воды в радиаторе регулировалась в пределах от 70 — 80 градусов С посредством сдвижных металлических жалюзи на решетке воздухозаборника. Жалюзи, которыми регулировалась температура охлаждающей жидкости ранее, на танках с устройствами обогревания не устанавливались. Начиная с танка №. 128827, собранного 22 ноября 1944 г., фирма MNH ставила доработанные основания и колпаки вентиляторов для обогревателей.
  • Устранение заднего амортизатора. Задний амортизатор практически не влиял на проходимость танка «Пантера». С октября 1944 г. в целях упрощения производства амортизаторы устанавливать перестали. Фирма MNH получила соответствующее требование 7 октября и немедленно прекратила монтаж амортизаторов. Монтаж был прекращен, начиная с танка «Пантера» №. 128696 сборки 12 октября 1944 г.
    — Поднимающееся сиденье механика-водителя. После устранения смотровой щели, из частей стали поступать просьбы оборудовать место механика- водителя регулируемым по высоте сиденьем, позволяющим управлять танком, выглядывая из люка. Фирма MNH получила соответствующее указание 30 ноября 1944 г. и приступила к выполнению немедленно. Первое регулируемое по высоте сиденье водителя было смонтировано в «Пантере» Ausf.G №. 128862 сборки 3 декабря 1944 г.
  • Приборная панель. С установкой подъемного сиденья стало необходимым перенести выше приборную панель и увеличить высоту рычага переключения передач. Доработки внедрены в октябре 1944 г.
  • Защита от отравляющих веществ. В октябре 1944 г. стали монтировать крепления оборудования защиты от отравляющих веществ: пять коробок с фильтрами для противогазов, две дыхательные трубки, три узла крепления на крыше башни индикаторов использования.
  • Дворник орудийного прицела. С ноября 1944 г. был предусмотрен монтаж дворников на остеклении орудийных прицелов. 8 января 1945 г. фирма MNH рапортовала о своей неготовности ставить на танки только прицелы с дворниками, в ответ военные разрешили монтировать наряду новыми, прицелы без дворников.
  • Камуфляжная окраска цвета Dunkelgruen. 20 декабря 1944 г. фирма MNH получила распоряжение о немедленном внедрении базового покрытия внешних поверхностей танка краской цвета Dunkelgruen RAL-6003. Камуфляжные пятна наносились красками цвета Rotbraun RAL-8017 и Dunkelgelb RAL-7028.
  • Новая турель зенитного пулемета. 24 января 1945 г. фирма MNH получила распоряжение о немедленном наваривании на командирские башенки турельных колец упрощенной конструкции. С марта 1945 г. к колпакам перископов командирской башенки приваривается кольцо, используемое в качестве базы новой турели зенитного пулемета.
  • Крыша моторного отделения. 20 января 1945 г. фирма MNH получила лист доработок от фирмы MAN, предусматривающий устранение половины крепежных болтов. Ненужные теперь отверстия под болты заделывались заглушками. Требовалось 18 заглушек для одного танка.
  • Сиденье заряжающего. 24 января 1945 г. фирма MNH была проинформирована об упрощении конструкции сиденья, заряжающего и развороте на 18 градусов внутреннего замка крепления орудия в походном положении.
  • Петли крепления маскировки. С января 1945 г. по пять U-образных петель наваривалось на каждый борт башни, петли предназначались для крепления маскировки вроде веток деревьев.
  • Окраска внутри башни в цвет слоновой кости. 15 февраля 1945 г. фирма MNH получила указание вновь приступить к окраске интерьера башен танка в цвет слоновой кости.

Боевое применение таков «Пантера» Ausf.G.

Для компенсации потерь в танковых войсках, в середине лета сорок четвертого Германия приступила к формированию четырнадцати свежих танковых бригад. Из которых на советской-германский фронт удалось выделить всего семь, остальные семь направили на Запад, где также открылся фронт.

В составе бригад с порядковыми номерами с сотого по сто десятый, имелся батальон «Пантер», состоявший из 3 рот по 11 машин в каждой и еще трех в штабе батальона. Производство танков в Рейхе снижалась, а потери наоборот росли. В этих условиях в который раз командование сухопутных войск Германии пошло на сокращение штатной численности танков в батальонах.

Так в 1-м бат. 10-го тп. имелось три «Пантеры» в штабе и 17 боевых машин в двух ротах — 2-й и 4-й. 1-й батальон дивизии «Герман Геринг» располагал четырьмя «Пантерами» в штабе, по 14 машин имелось в каждой из 4-х рот. Аналогичным образом были организованы 1-й бат. 6-го, 11-го, 24-го и 130-го тп. То есть, по штату в батальоне имелось 50 «Пантер», а начиналось все под Курском с 96 «Пантер» в батальоне. Летом — осенью 1944 г. пиковое количество боеспособных танков «Пантера» составляло всего-на всего 522 штуки.

Первыми «Пантерами», вступившими в бой в Нормандии, стали I.Abteileng/SS-Panzer-Regiment 12 (66 танков, 65 боеспособных) и I.Abteileng/SS-Panzer-Regiment 6. Данные батальоны приняли бой уже 6 июля. На следующий день к ним присоединились 13 «Пантер» 12-го тп.

К 8 июля безвозвратные потери в «Пантерах» на Западе составили 112 танков. Зато в июле потери в «Пантерах» были минимальными — до 27 июля немцы лишились в Нормандии только 19 танков «Пантера». В июне — июле на Западный фронт прибыло еще четыре батальона «Пантер», в начале сентября на Западе действовало всего три батальона «Пантер»: 1-й 24-го тп. 2-й 33-го тп. и 1-й 15-го тп. 1-й бат. 24-го тп. и 1-й бат. 15-го тп. действовали на севере Франции, 2-й бат. 33-го пт. — на юге Франции.

Все остальные батальоны, действовавшие в Нормандии, потеряли все свою матчасть в боях и при переправе через Сену в ходе отступления.
Батальоны «Пантер» задействовались в наступлении в Арденнах. 15.12.44 г., за день до начала наступления в Арденнах, немецкие войска на располагали 471 «Пантерой», из них боеспособными были 240 танков (53%).

После развала наступления на Западе, в феврале 1945 г. восемь танковых дивизий перенаправлены на Восточный фронт. В их составе имелся 271 танк. На Западном фонте осталось пять вооруженных «Пантерами» батальонов — Учебный, 2-й, 9-й, 11- й и 116-й тд. Прошедший переформирование 1-й бат. 130-го тп. получил 31 «Пантеру» и прибыл на Западный фонт в феврале 1945 года.

На 15 марта на Западном фронте наличествовало 117 танков «Пантера», из которых боеспособность сохраняло всего 49 машин. С марта по май на Запад было отправлено 63 новых танка «Пантера». 189 «Пантер» имелось в учебных и резервных частях, которые по мере приближения фронта с Запада вступали в бой.

12.02.45 г. генерал-инспектор танковых войск велел 1-й роте 101-го тб. тб. Fuehrer приступить к армейским испытаниям ПНВ FG- 1250. Десять «Пантер» роты командировали в Альтенграбов для установки соответствующего оборудования. Рота также получила три БТР Sd.Kfz 251/20, оборудованных ИК осветителями BG-1251.

26 марта командир роты майор Вёльверт доложил о первом ночном бое ночных «Пантер». Бой прошел успешно. Получив обнадеживающие результаты, командование оснастило ИК аппаратурой «Пантеры» следующих частей:

  • I./Pz.Rgt 6 (3-я панцердивизия) — 10 танков, 1 марта.
  • Ausbildungs-Lehragand Fallingboster- 4 танка, 16 марта. 
  • I./Pz.Rgt 130 (25-я панцергренадерская дивизия) — 10 танков, 23 марта.
  • 4-я рота 11-го тп. — 10 танков, 8 апреля.

За исключением 4-х танков «Пантер», отосланных в Фаллингбостель, все оставшиеся «Пантеры» с приборами ночного видения участвовали в операциях Восточного фронта.

 

ww2tanki.ru

Танк «Пантера» Ausf A | Pz.Kpfw V «Panter» Ausf A

Танк «Пантера» Ausf. A – Вторая серийная модификация танка.

Изменения  танка «Пантера» Ausf. А. относительно Ausf. D.

Визуальна идентификация танков «Пантера» как модификации Ausf.A возможна далеко не всегда. Например, бинокулярный пушечный прицел и характерной формы бронекрышка амбразуры пулемета, литая командирская башенка не является достаточным условием что бы определить машину как танк «Пантера» Ausf.A. Эти признаки иногда встречается и в модификациях Ausf.D. Единственно безошибочный способ определить модификацию танка это узнать его серийный номер.

Модификация Ausf.A описывается как комбинация усовершенствованной башни с шасси танка модификации Ausf.D. Шасси танков «Пантера» Ausf. А оставались идентичными шасси танков «Пантера» Ausf. D. При изготовлении корпусов использовались те же самые чертежи — от 021 Gr 43801 до 021 Gr 43899. Курсовой пулемет монтировался в амбразуре лобового бронелиста корпуса.

Аналогично варианту Ausf. D, улучшения в устройство вносились по мере серийного выпуска танков модификации Ausf. А. «Пантеры» Ausf. А постройки августа — декабря 1943 г. сохранили бинокулярный прицел TZF-12, амбразуру пулемета бронелисте лба корпуса и пистолетные амбразуры в стенках башни. «Пантеры» Ausf. А с монокулярным прицелом TZF-12а и шаровой установкой курсового пулемета Kugelblende в бронелисте корпуса стали собирать в конце ноября или в начале декабря 1943 г. 

Внешняя форма башни и толщина башенной брони по существу не видоизменились сравнительно с башней танка «Пантера» Ausf. D. Однако, внутри практически каждый компонент башни танка «Пантера» Ausf. А был модернизирован по сравнению с башней танка «Пантера» Ausf. D. Альтернативы орудию 7.5 cm KwK 42 L/70 не имелось, орудия снабжались бинокулярными прицелами TFZ-12.
Среди изменений, внедренных в конструкцию танка «Пантера» Ausf. А, встречались следующие: 

  • Командирская башенка из литого бронекорпуса с семью перископическими наблюдательными приборами, закрытыми бронеколпаками. Кольцо индикатора азимута, градуированное с 1 — 12 ч, которое вращается совместно с башней, но установлено внутри командирской башенки.
  • В крыше башни установлен перископ заряжающего.
  • Перехлест бронелистов лобовой части и бортов башни выполнен прямоугольным со сторонами пазов, параллельными основанию башни, вместо перехлеста типа «ласточкин хвост» на башне танка «Пантера» Ausf.D.
  • Геометрия литой лобовой части башни непосредственно за маской пушки изменена.
  • Установлен новый привод разворота башни с селективной скоростью разворота взамен односкоростного привода башни танка «Пантера» Ausf.D.
  • Установлен усовершенствованный экстрактор пороховых газов после выстрела.
  • Подшипники кольца башни танка «Пантера» Ausf.D. закрыты прокладкой, препятствующей попаданию в механизм влаги при форсировании вброд водных преград.
  • Левее наводчика установлен упрощенный индикатор азимута, градуированный с 1-12.  

Первой несколько танков «Пантера» Ausf.А в августе 1943 г. собрала фирма MNK, чуть позже, в сентябре, за ней последовали фирмы MAN Даймлер-Бенц и Демаг. В марте 1944 г. фирма MAH перешла на сборку танков «Пантера» Ausf. G, фирма Даймлер-Бенц — в мае 1944 г., фирма MNK — в июле 1944 г. Фирма Демаг приступила к выпуску тягачей «Бергпантера».

«Пантеры», собранные на разных заводах, имели определенные внешние отличительные признаки, несмотря на то, что собирали их по единым рабочим чертежам. Так, на фирме MAH циммерит наносили в полном соответствии с инструкцией — шпателям ровными квадратами. На Даймлер-Бенц и MNK циммерит наносили грубо, неравносторонними прямоугольниками. Изначально, на танках сборки MAN крепежи цилиндрических контейнеров располагались очень близко к торцам. На «Пантерах» сборки фирмы Демаг крепления для запасных траков приваривались непосредственно к бортам корпусов (как на Ausf.D), вместо использования болтовых соединений.

Доработки в процессе производства.

Новые факты, выявленными последними исследованиями по части внесения доработок в конструкторскую документацию танка «Пантера» Ausf. А приведены ниже: 

  • Некоторые танки «Пантера» Ausf. А были изготовлены с днищем корпуса толщиной 16 мм, а не толщиной в передней 30 мм, 16 мм в средней и кормовой. Днище корпуса выпускалось в трех вариантах: цельное, из двух и из трех бронелистов. Толщина днища корпуса в передней части в 30 мм установлена чертежом от 20 мая 1943 г., бронелисты такой толщины стали ставить на «Пантеры», собранные не ранее ноября 1943 г., хотя возможно, что некоторые «Пантеры» сборки сентября и октября 1943 г. также имели толщину днища корпуса в передней части 30 мм.
  • Центральный буксирный узел, разработанный для тягача «Бергпантера», крепился к кормовому бронелисту корпуса.
  • Изменения в компонентах ходовой части — более пяти типов балансиров опорных катков, три типа стопоров-ограничителей вертикального хода опорных катков, два типа бронеколпаков валов ведущих колес.
  • Два типа направляющих пластин для пальцев траков гусениц.
  • Бронеколпаки втулок ведущих колес, которые ассоциируются с ведущими колесами танка «Пантера» Ausf.D, устанавливали на ведущих колесах большинства танков «Пантера» Ausf. А.
  • После внедрения шаровой курсового пулемета, уцелевший перископ стрелка-радиста перенесли на 25 мм вправо.
  • Для увеличения дистанции между поверхностью брони и поверхностью циммерита без увеличения массы антимагнитного покрытия, циммеритное покрытие выполнялось рифленым. Циммерит на танках сборки фирм MAH, Даймлер-Бенц и МЫН имел очень грубую поверхность и нерегулярный рисунок.
  • Использовалось два способа соединения в перехлест клинообразных бортов корпуса и кормового бронелиста. При нормальном способе соединение выполнялось в стиле «ласточкин хвост», «оптимальный способ» предполагал соединение прямоугольниками — чертеж от 15 декабря 1942 г. Корпуса, соединенные методом Wahlweise Ausfuerung идентифицируются по буквам bwx в заводском номера, изготавливала фирма Рурсталь.
  • Согласно чертежу от 7 февраля 1943 г. использовалось два способа соединения в перехлест верхнего и нижнего лобовых бронелистов корпуса. При способе Wahlweise Ausfuerung в нижнем бронелисте делался паз глубиной от 60 до 80 мм.
  • Крыша корпуса выполнялась цельной или собиралась из трех бронелистов, во всех случаях толщина крыши составляла 16 мм.
  • Бронеколпачки вентиляционного отверстия в корпусе (под фиксатором ствола орудия) выпускались разного диаметра.
  • Дренаж и крышки других отверстий в днище корпуса менялись по ходу сборки танков «Пантера» Ausf.A
  • В люках водителя и стрелка появились вторые замки.
  • Для фиксации крышек цилиндрического контейнера использовалось два способа — пружины и защелки. Существовало несколько способов крепления контейнеров к корпусу. В ходе производства сверху контейнера, на его крепеж, стали наваривать стальные уголки, которые предохраняли контейнер от повреждений, наносимых ногами несознательных членов экипажей танков «Пантера».
  • Изменено место крепления заднего конвойного огня и электропроводки к нему. Огонь стал крепится полукруглым кронштейном к бронеколпаку левого выхлопного патрубка.
  • На нижней поверхности надгусеничной полки появились болты, предназначенные для крепления удерживающих стяжек при замене опорных катков.
  • После отказа от закаливания поверхности верхнего лобового бронелиста корпуса закаливание бортовых бронелистов корпуса продолжалось. Бортовые бронелисты корпуса перестали закаливать примерно в начале 1944 г. 

Эти и другие изменения внешнего облика почерпнуты из чертежей и фотографий. Ниже изменения приведены по категориям в хронологическом порядке, как они появлялись на сданных заказчику «Пантерах». В отдельных случаях между внесением изменений в конструкторскую документацию и появлением этих изменений на готовой продукции проходили месяцы. Также порой проходили месяцы от появления изменений на отдельно взятых танках до 100 % внедрения на все готовые изделия.

  • Командирская башенка — начиная с 1 августа 1943 г. устанавливалось кольцо для зенитного пулемета на всех вновь построенных танках «Пантера».
  • Усиленные компоненты ходовой части — начиная с августа 1943 г. ставились усиленные опорные катки с 24 болтами, однако катки с 16 болтами монтировались на вновь построенных танках до марта 1944 г.
  • Корма корпуса — дождевое ограждение воздухозаборника на крышке моторного люка введены в августе 1943 г., 25 августа введено дождевое ограждение горловины топливного бака. К марту 1944 г. была отменена установка прокладки под бронеколпаком воздухозаборника на крышке люке двигателя.
  • Циммерит — наносить циммеритное антимагнитное покрытие начали в конце августа — начале сентября 1943 г. Циммерит наносился в промышленных условиях на все поверхности, до которых человек может дотянуться, стоя на земле.
  • Монокулярный орудийный прицел TFZ-12а — начиная с конца ноября — начала декабря 1943 г. вместо бинокулярного прицела TFZ-12 ставились монокулярные прицелы TFZ-12а. Танк «Пантера» №. 120506 сборки фирмы МАN был снабжен прицелом TFZ-12а с серийным номером 42003. Фирма Лейтц, единственный производитель орудийных прицелов, полностью перешла на выпуск монокулярных прицелов TFZ-12а в ноябре 1943 г. При установке монокулярных прицелов в маске из задела под бинокулярный прицел, одно отверстие (внешнее) заделывалось заглушкой. Широкий дождевой козырек над двумя отверстиями заменили полукруглым над одним.
  • Шаровая установка пулемета — начиная с ноября — декабря 1943 г. в лобовой части корпуса монтировалась шаровая установка курсового пулемета Kugelblende со сферическим бронеколпаком. В этот же- период был удален с крыши корпуса второй перископ стрелка-радиста. Перископ стал ненужным, так как стрелок-радист теперь вел обзор через оптический прицел КZF-2 пулемета.
  • Перехлест бронеплит крыши корпуса — согласно чертежам от 1 мая 1943 г. не предусматривалось соединение в перехлест крыши и ботов корпуса. По причине наличия задела бронелистов и готовых корпусов, первые «Пантеры» с соединениями бронелистов крыши и бортов корпуса встык были собраны где-то в декабре 1943 г., но даже позже некоторые производители продолжали поставку корпусов старого типа. Соединенные в перехлест корпуса встречались даже на самых поздних «Пантерах» Ausf. А.
  • Пистолетные амбразуры заменены гранатометом Nahverteidigugswaffe — пистолетные (пистолетно-пулеметные) амбразуры с заглушками (MP Stopfen) в бортах и в корме башни ликвидированы в декабре 1943 г. Они оказались лишними в виду установки в крыше башни оружия самообороны — гранатомета Nahverteidigugswaffe. Из-за дефицита, гранатометы монтировали на танки «Пантера» только марте 1944 г. На многих танках сборки февраля и марта 1944 г. отверстие под гранатомет в крыше башни закрывалось заглушкой на четырех болтах.
  • Устройство обогрева обитаемого отсека и обогрев двигателя — в холодную погоду использовался обогреватель обитаемого отсека, в отсек вентилятором нагнетался теплый воздух от левого радиатора двигателя. Специально для обогрева на радиаторе монтировался второй вентилятор, развернутый относительно штатного на 180 градусов, вентилятор нагнетал теплый воздух в специальный воздуховод, подведенный в боевое отделение.
  • Поток воздуха регулировался заслонкой. С установкой дополнительного вентилятора было изменено охлаждение выхлопной системы двигателя, так как теперь левый выхлопной патрубок должным образом не охлаждался. С января 1944 г. параллельно левому выхлопному патрубку ставились две дополнительных трубки, стабилизирующие поток охлаждающего выхлопной трубопровод воздуха. 

Модификация оборудования на корме корпуса — согласно чертежу фирмы MAN выполнено четыре доработки: 

  • Внешнее ограждение стартера установлено ниже бронеколпака правого выхлопного патрубка.
  • Отверстие в корме корпуса (закрытое бронекрышкой) для электропроводки конвойной фары устроено ниже бронеколпака левого выхлопного патрубка.
  • Взамен горизонтального крепления 15-тонного домкрата установлено вертикальное крепление 20-тонного домкрата.
  • Буксирный узел приварен к крышке люка доступа к двигателю.

Эти изменения постепенно внедрялись в с февраля 1944 г. и были полностью внедрены к середине апреля 1944 г. 

Боевое применение  танка «Пантера» Ausf. А.

Первые несколько «Пантер» модификации Ausf. А пришли на Восточный фронт в штате 2-го бат. 23- ТП, а 1-й бат. 2-го ТП уже в основном был вооружен «Пантерами» Ausf. А. Батальон прибыл на фронт в октябре 1943 г. Его бросили в бой сходу, прямо с «железнодорожных колес». В рапорте от 20 октября 19843 г. отмечалось: Батальон действовал поротно. Из-за спешности не получилось организовать взаимодействие с панцергренадерами. Зачастую без необходимости контратакуя, отделения танков поддерживали пехоту. Хотя, такое применение танков противоречило основополагающим принципам тактики, ситуация на фронте не давала давала выбора.

Донесения командиров танковых подразделений в принципе повторяли таковые времен Курской битвы. Упоминалось неудовлетворительное знание экипажами материальной части, многочисленные проблемы танка «Пантера» по механической части, низкая тактическая подготовка.

Особо отмечалось плохое качество брони — один раз бортовую броню насквозь пробила пуля противотанкового ружья, другой — снаряд небольшого калибра. Из-за прямого попадания БС в стык верхнего и нижнего бронелиста корпуса лопнули сварные швы. Вновь подразделения «Пантер» преследовали поломки. Поломки «Пантер» обсуждались на самом высоком уровне. Гитлер 1 ноября 1943 г. даже дал указание отправить под Ленинград 60 «пантер» без двигателей и врыть танки в землю супротив Кронштадтских фортов.

Указание Гитлера, в который раз немного подкорректировали: под Ленинград было отправлено 60 нормальных, самодвижущихся, «Пантер». Использовали эти танки в довольно продуктивно. Танки приданы двум авиаполевым дивизиям. Из «Пантер» сделали ДОТ, опорный пункт включал в себя по три врытых рядом танка. На ходу оставили всего десять «Пантер».

К концу декабря возобладал здравый смысл, сохранившие подвижность танки собрали в один батальон и передали в состав 29 ТП, утратившие навсегда подвижность танки остались в ведении штабов авиаполевых дивизий.

Дополнительно, в ноябре 1943 г. на Восток выдвинулись два батальона «Пантер»: 1-й бат. 1-го ТП (71 «Пантера) и 1-й бат. 1-го ТП СС (96 «Пантер»). К концу 1943 г. отправлен еще 1-й бат. 31-го ТП. На 31.12.42 г. в этом батальоне осталось всего девять боеспособных «Пантер», 34 машинам был необходим ремонт, 33 утрачено. В итоге в 1943 г. на Восточный фронт поступило 841 танков «Пантера» модификаций Ausf. D — Ausf. А. На 31 декабря в батальонах Восточного фронта числилось 217 «Пантер», 80 из них сохранили боеспособность, 624 танка (74 %) было безвозвратно потеряно.

Итог боевому применению на Русском фронте в 1943 г. подвел Гудериан в рапорте от 5 марта 1944 г. В нем отмечалось следующее:

  • Дефекты конструкции и технологии производства танка «Пантера» преодолены, машина годит для эксплуатации в условиях фронта. Танк «Пантера» значительно превосходит танк Т-34.
  • Скорость, маневренность, вооружение и бронирование превосходны.
  • Число механических поломок и ресурс двигателя удовлетворительны.
  • Поломок бортовых передач не наблюдается, трансмиссия и рулевое управление надежны.

Как показали дальнейшие события оценка оказалась излишне оптимистичной. Пришла весенняя распутица и сразу возросло количество поломок.

Производство танка «Пантера» Ausf. A 
Месяц«МАN»«Даймлер-
Бенц»
«МNН»«Демаг»
Август 1943 г.30
Сентябрь 1943 г.465045(8)
Октябрь 1943 г.1049050(13)
Ноябрь 1943 г.767175(10)
Декабрь 1943 г.1148260(11)
Январь 1944 г.1059075(8)
Февраль 1944 г.1067090
Март 1944 г.948590
Апрель 1944 г.105100
Май 1944 г.32111
Июнь 1944 г.120
Июль 1944 г.11
Итого64567583050
Всего всеми фирмами   2200

ww2tanki.ru

Немецкий танк Пантера II

Безусловно, почти все из вас знают о знаменитом немецком танке Пантера. Некоторые историки бронетанковой техники, считают его, даже лучшим таком Второй Мировой Войны. Но в Германии, разрабатывалось и следующее поколение этой машины — Пантера II, и даже Пантера III.

  В конце 1942, немецкие конструкторы начали разработку более мощной версии танка Пантера под недавно разработанное шасси. В январе 1943 года, Адольф Гитлер согласился на дальнейшие работы по обновлению Пантеры с повышением броневой защиты, прежде всего для нужд Восточного фронта. Этот проект был назначен Panther (2) II и его разработка шла параллельно с разработкой Тигра II.

В феврале 1943 года, было принято решение о том, что Пантера II, по конструкции будут напоминать Тигр II и обе машины будут унифицированы, в таких элементах как: гусеницы, трансмиссия, подвеска и ходовая. Обе конструкции имеют общие компоненты необходимые что бы стандартизировать производство. Габаритные размеры Пантеры II были весьма сходны с размерами Panther Ausf G. Новая машина внешне была очень похожа на Panther Ausf G, но достаточно глубоко модернизированная, в таких компонентах , как приборы наблюдения и двигательная установка. Ее броневая защита была значительно увеличилось по сравнению с предыдущими Пантерами. Борта защищала 60 мм броня, толщиной лобовой брони возросла до 100 мм. Panther II проектировалась под последнюю 75 мм пушку KWK 42 l/100 или даже под 88 мм KWK 43 L/71 (без маски). Устанавливалось вооружение в недавно разработанную башню — Schmalturm (дизайн Rheinmetall в 1944 году и была изготовлена на Daimler -Benz).

Schmalturm башня для Panzerkampfwagen V Panther Ausf F.

 

Panther II с башней Schmalturm выглядела несколько иначе чем Panther Ausf F. Броня башни значительно увеличилась по сравнению другими Panther. Лоб был 120-125-мм, маска пушки была 150мм, по бокам 60 мм и сзади броня была 30 мм толщиной. У башни Schmalturm имеются специальные кронштейны для инфракрасных устройств и телескопического дальномера. Все эти изменения увеличили вес Panther II до 47 тонн. Panther II должна была быть укомплектована новым двигателем Maybach HL234 с общей мощностью 900 л/с и 8-ступенчатой гидравлической трансмиссией.
Считалось, что у Panther II будут расход топлива такой же как у Panther Ausf G. Неизвестно, какие ещё изменения могли быть приняты, если бы Panther II дошла до испытаний.

 


Panther II с башней от Panther Ausf G .

 

В марте 1943 года, было запланировано, что производство первой серии начнется в конце 1943 или начале 1944 года, и что к весне 1944 года, начнётся полномасштабное производство Panther II.
20 мая 1943 года, Rheinmetall предложил специальную ПВО-башню для Panther II, в которой были установлены четыре 20мм пушки MG151/20 но она так никогда и не достигла стадии прототипа.

 


Panther II, в танковом музее в Форт Нокс.

В начале 1944, MAN (Maschinenfabrik Аугсбург-Нюрнберг) получил разрешение на производство двух прототипов, но реально начал их производить только в начале 1945 года, и без новой башни Schmalturm. 4 мая 1944 года стало ясно, что немецкой промышленности не в состоянии начать производство Panther II и от этого проекта отказались в пользу дальнейшего развития Panther Ausf G / F. 3 июня 1944 года, всем компаниям, которые должны были производить Panther II, было приказано сосредоточиться на производстве обычных Panther.
Разработка башни так и не была завершена, для испытаний, прототип Panther II был оснащен новой башней от Ausf G (построен в марте-апреле 1945 года), вооруженных 75 мм пушкой KWK 42 L/70 так же в ней был установлен прицел ночного видения и телескопических дальномер . Вполне возможно, что она была использована и в боевых действиях, но правда нет никаких записей об этом, хотя есть доказательства, что Пантера II с башней от Пантеры Ausf G была захвачена американцами.

ТТХ:
Вес: 47000 kg
Экипаж: 5 человек
Двигатель: Maybach HL 230 P 30 / 12-цилиндровый / 700 л.с.
Скорость: по шоссе: 55km / ч
по пересечённой местности: 30-40 км / ч
Дальность хода: шоссе: 240km
пересечённая местность: 146km
Емкость топливных бвков: 700 литров
Длина: 6.60 м
Ширина: 3.40 м
Высота: 2.90 м
Вооружение: 88 мм пушка KWK 43 L/71
(1 x 7.92mm MG34 — корпус)
(1 x 7.92mm MG34 — спаренный)
Боеприпасы: для 88 мм пушки- 80 снарядов
Броня: 16-150мм

Спасибо


feldgrau.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *