Кв 1 история танка – Советский тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), экипаж, боекомплект, вес, как выглядит, история

Содержание

КВ-1 история легендарного советского тяжелого танка

Легендарный танк КВ 1 сыграл значимую роль во Второй мировой войне. На его счету тысячи единиц уничтоженной вражеской бронетехники, орудий и укреп-сооружений. На немецкую пехоту эта боевая, непробиваемая машина наводила ужас. По примерам боев с ее участием можно судить о бессмертных подвигах наших танкистов. Многие экипажи этого «железного монстра» были удостоены высших правительственных наград, а сам танк после войны стал основой памятников, установленных в различных городах постсоветского пространства. КВ, как музейные экспонаты, можно увидеть в Финляндии, Великобритании и других. Толчком к созданию танков «Климент Ворошилов» послужили локальные конфликты, предшествующие Великой Отечественной войны.

История создания

В начале 30-х годов прошлого века армии многих стран отдавали предпочтение легким танкам. Эти машины использовались для быстрого прорыва, подавления вражеских огневых точек и подготовки плацдарма для собственной пехоты. Их хорошая скорость и маневренность омрачались недостаточной защищенностью. Для советского танкостроения стимулом в необходимости тяжелого танка возник в ходе гражданской войны в Испании, где принимали участие советские Т26. Броня в 15 мм могла защитить экипаж от пуль и осколков, но была бессильна против даже маломощной артиллерии.

История КВ 1 началась осенью 1938 года, когда вопрос о создании танка с мощным, противоснарядным бронированием был вынесен на заседание Главного военного совета СССР. Существующий к тому времени Т-35 не в полной мере отвечал необходимым критериям танкового боя. В ходе многочисленных споров и исследований проекты многобашенных танков, в частности бронемашин с двумя башнями Т-100 и СМК были отклонены. Одобрение получил проект, представленный главным конструктором Челябинского тракторного завода, а впоследствии – Наркомом бронетанковых войск СССР, Жозефом Котиным.

Интересно: Когда в ноябре 1938 года И. В. Сталину представили макеты двухбашенных танков, он лично убрал с них по одной башне, сравнив модели с французским универсальным магазином.

Одним из решающих факторов выбора КВ 1 стала масса. Он был легче конкурентов почти на 15 тонн. Это значительно упрощало перемещение бронемашин железнодорожным транспортом и форсирование рек посредством мостов.

Конструкторы не оставили попыток в обеспечении своих детищ большим количеством артиллерийского вооружения и первый КВ в одной башне содержал две пушки калибром 45 и 76 мм. Этот вариант не был одобрен танкистами, поскольку две турели занимали практически все свободное пространство. В результате было оставлено одно 76-ти миллиметровое орудие. Первый экспериментальный тяжелый танк (укороченный вариант СМК с дизельным двигателем) был построен на Ленинградском Кировском заводе и показан советскому руководству 23 сентября 1939 года. Его производство осуществлялось конструкторским коллективом под руководством Н. Л. Духова.

Уже в середине декабря того же года танк принял боевое крещение в советско-финской войне при прорыве линии Маннергейма. В ходе боевых испытаний танк показал себя с лучшей стороны. Финская противотанковая артиллерия не могла совладать с толстой броней. Однако и пушка КВ оказалась бессильна против бетонных укреплений. Впоследствии, этот пробел был устранен созданием танков КВ-2. Советским танкостроителям удалось установить на бронемашину гаубицу 152 мм, что в то время считалось нереальным.

Кировский завод приступил к серийному выпуску КВ-1 в конце зимы 1940-го года, а в июне к этому процессу присоединился Челябинский тракторный завод. Всего за 1940-вый год было произведено 243 танка КВ 1 и КВ 2. К июню 1941 года заводы выпустили еще около 400 тяжелых бронемашин. К производству также были подключены Ижорский и Ленинградский Металлический завод.

В середине июля 1941-го года ЛКЗ эвакуируется в Челябинск. За 42-й год армия получила от предприятия 2553 танка (КВ-1 и КВ-8). Блокадный Ленинград также не прекратил производства КВ-1, и из оставшихся после эвакуации ЛКЗ узлов и поставляемых с ЧКЗ деталей дал армии еще 67 тяжелых боевых машин.

В августе 1941-го года танк прошел модернизацию, выразившуюся в уменьшении массы и усовершенствовании трансмиссии. Новая модель получила индекс КВ-1с. До 43-го года в общей сложности число произведенных серийных КВ-1 достигло 3162 единиц.

Танки КВ-1 эффективно применялись на фронтах Великой Отечественной войны. В основном они использовались для вклинивания во вражеские боевые порядки. Броня в 75 мм и удачно выбранные углы броневых листов обеспечивали надежную защиту от противотанковых снарядов калибром до 76 мм. Благодаря боевой массе в 47 т, танк продолжал вести бой даже при полном расходе боекомплекта и корпусом давил немецкую технику. Вот почему немцы называли КВ 1 чудовищем. Тяжелая бронемашина нередко выступала в качестве передвижных дотов. До появления «Тигров» и «Пантер», фашистам практически нечего было противопоставить этому танку. Пробить его удавалось только знаменитой зенитной пушкой FlaK 18/36/37, отличавшейся высокой скорострельностью и калибром в 88 мм.

В большинстве случаев, потери КВ-1 были обусловлены поломками. Из недостатков особо отмечалась неповоротливость, однако она с лихвой окупалась массивным бронированием и эффективной огневой мощью.

КВ-1 – участник самых крупных сражений ВОВ. Он отличился в Сталинграде и в битве на Курской дуге. В августе 45-го танки КВ добивали японцев на Дальнем Востоке, ставя победную точку во Второй мировой войне.

Тактико-технические характеристики танка КВ-1

При создании КВ 1 использовалась классическая однобашенная схема, и было задействовано множество революционных решений, которые совершенствовались в процессе производства. Универсальная пушка, мощное бронирование, собственная торсионная подвеска и наконец, применение дизельного двигателя сделали эту боевую машину уникальной. Танк впечатлял своими тактико-техническими характеристиками. При массе в 43 (47,5) тон разгонялся до 34 км в час. В зависимости от типа дорожного покрытия, танк КВ 1 имел запас хода от 80 до 225 км. Габариты по длине, ширине и высоте относились как 6675х3320х2710 мм. Клиренс в 450мм позволял преодолевать самые сложные препятствия. Боевые машины защищались броней от 40 до 75 мм.

Экипаж

Экипаж танка КВ-1 состоял из 5 человек. В передней части располагались главный механик водитель и стрелок-радист. Башню занимал командир танка и командир орудия. Младший механик, находился под башней. КВ с увеличенной башней и орудием в 152 мм подразумевал 6 мест. К экипажу добавлялся замковый.

Силовой агрегат

Одной из новаций не только советского, но и мирового танкостроения стало применение на КВ 1 дизельного силового агрегата. Отказ от бензиновых моторов повысил экономичность и уменьшил число поломок. Двигатель В-2К с V-образной схемой включал 12 цилиндров, имеющих общий объем 38,9 л. Это позволяло достигнуть 1800 об/мин при мощности до 600 л. с.

После эвакуации харьковского завода №75, производящего силовые агрегаты для КВ, с осени 41-го по весну 42-го годов танк вынуждено оснащался бензиновым мотором М-17т. При этом боевая машина несколько теряла в мощности (500 л. с. и 1500 об/мин). Переехав на Урал, завод возобновил работу и «Клим Ворошилов» вновь стал оборудоваться дизельными двигателями, причем машины, получившие карбюраторный мотор также в обязательном порядке переоборудовались под дизель.

Танк оснащался топливными баками на 600 или 615 л.

Ходовая часть

Конструкция ходовой КВ-1 была представлена индивидуальной торсионной подвеской, обеспечивающей независимую амортизацию двенадцати двускатных катков (по 6 на каждый борт). Ход балансиров катков контролировался с помощью ограничителей. Гусеницы приводились в движение ведущими колесами, имеющими съемные зубчатые венцы цевочного зацепления. Для поддержки гусениц использовались штампованные обрезиненные катки (по 3 на борт). После того как во время войны в СССР стала ощущаться нехватка резины, с поддерживающих катков были убраны резиновые бандажи и они стали производиться литьевым методом.

Гусеницы были представлены одногребневыми траками, количество которых варьировалось от 86 до 90.

КВ 1 оснащался пятиступенчатой коробкой передач.

Несмотря на все усилия конструкторов, так и не удалось добиться надежной работы механической трансмиссии, и большинство выходов танков из строя было связано именно с узлами этой системы.

Вооружение танка

Вооружение серийного КВ 1 состояло из орудия и 3-х пулеметов: спаренного с пушкой, курсового и находящегося в тыльной части башни.

После отказа от изначального плана, вооружения КВ 1 двумя пушками, в башне танка было оставлено 1 орудие калибра 76 мм Л-11. Боекомплект был рассчитан на 111 (135) выстрелов. Пушка имела вертикальный угол обстрела от -7° до +25°. «Ювелирный» механизм наводки также позволял в небольших пределах изменять направление ствола в горизонтальной плоскости. Вторую, сорока пятимиллиметровую пушку заменил танковый пулемет Дягтерева (ДТ-29).

Несколько позже, вместо пушки Л-11 танки КВ-1 стали оснащаться более современными Ф-32, которые в свою очередь были заменены на пушку ЗИС-5, отличавшуюся от предшественниц большей длиной (41,6 калибра против 30,5). Соответственно были увеличены дальность и точность стрельбы.

В экспериментальных вариантах и модификациях КВ 1 были испробованы и другие средства уничтожения противника. В частности, была попытка установки на танк пушки Ф-32, калибром 85 мм. Опять же, ставилось противотанковое орудие в 45 мм, и даже огнемет (КВ-8). На вооружении КВ-1к проходила испытание система КАРСТ-1, позволяющая уничтожать цели с помощью ракет.

КВ, с гаубицами 152 мм, по огневой мощи были сравнимы с сухопутными кораблями. Прямое попадание такого снаряда во вражеский танк или дот гарантировало полное уничтожение противника.

Интерьер

Что касается интерьера танка КВ 1, то здесь налицо советский минимализм, сочетаемый с максимальной функциональностью. Об удобствах не могло быть и речи. Ручное управление турелью и башней, громоздкие рычаги, относительно слабенькая оптика, боеприпасы, расположенные во всех свободных промежутках, баки, занимающие боевое отделение – все это компенсировалось непреодолимым стремлением советских танкистов к победе.

Броня

КВ-1 знаменит своим бронированием. Новые тяжелые танки под огнем противотанковых средств противника выдерживали прямые попадания, сохраняли функциональность и жизнь экипажа. В отличие от ведущих танковых держав, использующих болтовые соединения, листы гомогенной брони КВ сваривались по точечному методу инженера Е. Патона. Корпус танка основывали катаные стальные плиты с толщиной 75, 60, 40 и 30 мм. Помимо оптимальных углов расположения броневых листов, способствующих рикошету снарядов, советские конструкторы пытались применить революционную идею экранирования танка. Толщина брони сварной башни КВ составляла 75 мм. Литой вариант защищался сталью в 95 мм. Новаторством явилось усиление сварной конструкции с помощью дополнительного экрана, представленного отстоящими на некотором расстоянии от корпуса стальными листами в 25 мм. Проект подразумевал эффективную защиту от немецких зенитных орудий, калибром 88 мм, но был свернут вследствие значительного утяжеления боевой машины.

КВ-1с

Эта модель стала удачной модификацией КВ-1. Сигналом к ее появлению в частях РККА послужили негативные отзывы о подвижности танка. Машины были облегчены с помощью уменьшения броневой защиты. Увеличилась скорость. Отличительным признаком танка стало наличие командирской башенки, которая значительно облегчала контроль окружающей боевой обстановкой. КВ-1с должен был сочетать маневренность среднего танка и мощь тяжелого. В конечном счете, из-за сложностей военного времени ни то, ни другое не было достигнуто. Танк так и не получил пушку калибром 85 мм.

Появление на арене боевых действий немецкого тяжелого танка Pz. VI «Тигр», главного противника КВ-1с предрешило судьбы последнего. Советское танкостроение перешло на массовый выпуск ИС-1.

КВ-2

Появлению на поле боя тяжелого танка КВ 2 стало неприятным сюрпризом для многих враждующих с Советским Союзом держав. Сигналом к созданию этой модификации «Клима Ворошилова» послужили неудачи советских танковых войск на Карельском перешейке. Мощный, непробиваемый КВ-1 с пушкой 76 мм был не в состоянии разрушать бетонные и гранитные укрепления финнов. Неожиданное предложение было внесено Ж. Л. Котиным, являющимся тогда ведущим конструктором танков КВ. На базу КВ-1 была установлена башня с гаубицей калибра 152 мм (М10Т). Такая компоновка еще не использовалась в мировой практике, но вполне себя оправдала. Шестидесятитонный монстр не мог стрелять с ходу, но его медлительность оправдывалась великолепной броневой защитой.

Уничтожающий вражеские укрепления танк часто сам превращался в мощную, долгосрочную огневую точку. При этом, снаряды противника лишь оставляли вмятины на его броне, не влияя на боеспособность, а главное, не нанося вреда экипажу.

В ходе Второй мировой войны было выпущено более 200 единиц КВ-2

Подвиг Колобанова

Одно отделение 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной танковой дивизии, включающее в состав 5 танков КВ-1, за полтора часа уничтожило 43 фашистских танка и застопорило продвижение немецких механизированных колонн к Ленинграду. Один против 22 немецких танков – таков беспримерный подвиг старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова.

Грандиозный по эффективности бой состоялся в 1941-м году, 20-го августа. Прорыв двух вражеских дивизий к Красногвардейску (Гатчина) был остановлен при помощи грамотного выбора позиции и максимального использования возможностей, находящейся в умелой руке, техники.

Первая пара выстрелов, по головному и последнему танку немцев, замаскированного КВ Колобанова обездвижила колонну. Пока фашисты сориентировались и обнаружили причину своих бед, легендарный танк поджег еще несколько вражеских машин. Сосредоточенный огонь противника не смог вывести КВ из строя. Даже с заклиненной башней он продолжал добивать немцев и, в общей сложности за полчаса, подбил 22 танка и 3 мотоцикла.

Интересно: За проявленную инициативу в ходе сражения с многократно превосходящими силами противника З. Г. Колобанов был представлен к званию Героя Советского Союза, однако Родина ограничилась орденом Красной Звезды.

Колобанов не единственный, кто доказал отличные боевые возможности КВ-1. Практически каждое сражение с участием этого танка можно считать героическим. Этот факт подкреплен многочисленными документами, мемуарами участников ВОВ, а также послевоенными литературными изданиями.

Книги про танк КВ-1

Более подробно узнать о подвигах советских танкистов, громивших врага во время Второй мировой войны, можно узнать из книг Максима Коломийца («Советский тяжелый танк КВ-1»), Владимира Першанина («Русский гигант КВ-1») и др.

www.spartapark.by

Один советский танк КВ-1 против танковой дивизии немцев

Быстрые новости сегодня

Танк КВ, или, как его называли немцы, «Gespenst» (призрак) — это настоящая металлическая крепость, но даже такая надежная глыба не смогла бы совершить подвиг под Расейняем без холодного расчета и ненависти к захватчикам. О семи сантиметрах стали и одном экипаже, который стал для немцев олицетворением русского характера и несгибаемой воли, — в этом материале.

К вечеру 23 июня 1941 года 6-я танковая дивизия вермахта захватила литовский город Расейняй и форсировала реку Дубисса. Поставленные перед дивизией задачи были выполнены, но немцев, уже имевших опыт кампаний на западе, неприятно поразило упорное сопротивление советских войск. Одно из подразделений группы полковника Эрхарда Рауса попало под огонь снайперов, занимавших позиции на фруктовых деревьях, росших на лугу.

Снайперы убили нескольких немецких офицеров, задержали наступление немецких подразделений почти на час, не дав им возможности быстро окружить советские части. Снайперы были заведомо обречены, поскольку оказались внутри расположения немецких войск. Но они выполняли задачу до конца. На западе ничего подобного немцы не встречали.

Тяжелый танк КВ-1

Каким образом единственный КВ-1 оказался утром 24 июня в тылу группы Рауса — непонятно. Не исключено, что он просто заблудился. Тем не менее, в итоге танк перекрыл единственную дорогу, ведущую из тыла к позициям группы.

Факт остается фактом: один танк сдерживал продвижение боевой группы «Раус»… Причем, задержала на целые сутки одним KB, блокировавшим дорогу к мосту через реку Дубисса,  и таким образом лишила снабжения половину дивизии. Боевая группа — это практически половина дивизии и в данном случае, наиболее мощная.

Тяжелый танк КВ-1

Посмотрите состав боевой группы «Раус»:

  1. II танковый полк
  2. I/4-й моторизованный полк
  3. II/76-й артиллерийский полк
  4. Рота 57-го танкового саперного батальона
  5. Рота 41-го батальона истребителей танков
  6. Батарея II/411-го зенитного полка
  7. 6-й мотоциклетный батальон

И это всё против 4 человек!!! КВ-1, экипаж которого составляет 4 человека, «обменял» себя на 12 грузовиков, 4 противотанковые пушки, 1 зенитное орудие, возможно, на несколько танков, а также на несколько десятков убитых и умерших от ран немцев.

Все пять боевых эпизодов — разгром колонны грузовиков, уничтожение противотанковой батареи, уничтожение зенитки, стрельба по саперам, последний бой с танками — суммарно вряд ли заняли даже час. Остальное время экипаж КВ гадал, с какой стороны и в какой форме их будут уничтожать в следующий раз. Особенно показателен бой с зениткой. Танкисты сознательно медлили, пока немцы не установили пушку и не начали готовиться к стрельбе, — чтобы самим выстрелить наверняка и кончить дело одним снарядом. Попробуйте хотя бы примерно представить себе такое ожидание.

Более того, если в первый день экипаж КВ еще мог надеяться на приход своих, то на второй, когда свои не пришли и даже шум боя у Расейняя затих, стало яснее ясного: железная коробка, в которой они жарятся второй день, достаточно скоро превратится в их общий гроб. Они приняли это как данность и продолжали воевать.

Танк чехословацкого производства PzKw-35t

Итак, при сопровождении нескольких наших пленных на автомашине в тыл немцев, был обнаружен прямо на дороге сверхтяжелый танк КВ-1, который заблокировал единственный путь снабжения группы Рауса. Увидев танк, наши бойцы набросились на охрану, завязалась борьба, перестрелка — в результате несколько красноармейцев спрыгнули с машины и скрылись в лесу, а остальные были убиты.

Автомобиль немцев быстро развернулся и примчался обратно на плацдарм, чтобы сообщить эту принеприятную весть для немцев. При этом обнаружилось, что экипаж танка повредил телефонную связь со штабом дивизии гитлеровцев и уничтожил 12 грузовиков со снабжением, которые шли из Расейняя.

Все попытки обойти наш танк оказались безуспешными. Машины либо вязли в грязи, либо сталкивались с разрозненными подразделениями Красной Армии, все еще блуждающими по лесу.

Тогда гитлеровцы решили уничтожить танк. Противотанковая батарея, состоящая из четырех 50 мм пушек, скрытно выдвинулась в сторону танка на расстояние прямого выстрела и открыла огонь. Было зафиксировано восемь попаданий. Надо было видеть ликование и радость немцев при этом. Но танку хоть бы хны… И тут, к удивлению врагов, башня КВ-1 медленно разворачивается и делает четыре выстрела. В результате два орудия разнесены в клочья, а два повреждены так, что невозможно исправить в полевых условиях! Личный состав немцев потерял несколько человек убитыми и ранеными.

Русский танк по-прежнему наглухо блокировал дорогу, поэтому немцы оказались буквально парализованными. Глубоко потрясенные немецкие солдаты вернулись на плацдарм. Недавно полученное оружие, которому они безоговорочно доверяли, оказалось совершенно беспомощным против чудовищного русского танка.

Стало ясно, что из всего оружия, которым обладала группа Рауса, только 88-мм зенитные орудия с их тяжелыми бронебойными снарядами могут справиться с уничтожением стального исполина. Во второй половине дня одно такое орудие было выведено из боя под Расейняем и начало осторожно подползать к танку с юга. КВ-1 все еще был развернут на север, так как именно с этого направления была проведена предыдущая атака.

Хотя танк не двигался со времени боя с противотанковой батареей, оказалось, что его экипаж и командир имеют железные нервы. Они хладнокровно следили за приближением зенитки, не мешая ей, так как пока орудие двигалось, оно не представляло никакой угрозы для танка. К тому же, чем ближе окажется зенитка, тем легче будет уничтожить ее. Наступил критический момент в дуэли нервов, когда расчет принялся готовить зенитку к выстрелу. Для экипажа танка настало время действовать. Пока артиллеристы, страшно нервничая, наводили и заряжали орудие, танк развернул башню и выстрелил первым! Каждый снаряд попадал в цель. Тяжело поврежденная зенитка свалилась в канаву, несколько человек расчета погибли, а остальные были вынуждены бежать. Пулеметный огонь танка помешал вывезти орудие и подобрать погибших.

Оптимизм немецких солдат погиб вместе с 88-мм орудием. Они провели не самый лучший день, жуя консервы, так как подвезти горячую пищу было невозможно.

С наступлением ночи немцы решили подорвать танк с помощью взрывчатки. Для этого были отобраны лучшие саперы группы. Когда они подошли к танку на достаточно близкое расстояние, выяснилась удивительная вещь — к танку подошли несколько гражданских ( видимо, из местного населения или партизаны), постучали по башне, люк откинулся и им передали еду. Экипаж благополучно поужинал и лег спать внутри танка. Немцы в это время приблизились к танку, заложили несколько мощных зарядов и подорвали. Недолго длилось очередное ликование немцев — тут же ожил танковый пулемет и стал поливать свинцом все вокруг. Гитлеровцы еле унесли ноги!

Следующая попытка атаки отважного танка была предпринята утром 25 июня. Теперь уже немцы пошли на хитрость — была проведена ложная атака танками PzKw-35t (сами они ничего не могли сделать КВ-1 со своими 37 мм пушками), а под их прикрытием подвезли другое 88 мм зенитное орудие поближе. Экипаж был увлечен боем с верткими и легкими танками противника и не заметил опасности. Да и местность способствовала этому. Экипаж танка КВ-1 был уверен в прочности своей брони, которая напоминала слоновью шкуру и отражала все снаряды, продолжая блокировать дорогу.

Зенитное орудие заняло позицию рядом с тем местом, где накануне уже было уничтожено одно такое же. Его ствол нацелился на танк и прогремел первый выстрел. Раненный КВ-1 попытался развернуть башню назад, по немецкие зенитчики за это время успели сделать еще 2 выстрела. Башня перестала вращаться, однако танк не загорелся. Были сделаны еще 4 выстрела бронебойными снарядами из 88-мм зенитного орудия.

88 мм зенитное орудие Flak-18/36 с расчётом

Свидетели этой смертельной дуэли захотели подойти поближе, чтобы проверить результаты своей стрельбы. К своему величайшему изумлению, они обнаружили, что только 2 снаряда пробили броню, тогда как 5 остальных 88-мм снарядов лишь сделали глубокие выбоины на ней. Они также нашли 8 синих кругов, отмечающих места попадания 50-мм снарядов. Результатом вылазки саперов были серьезное повреждение гусеницы и неглубокая выщербина на стволе орудия. Зато  не нашли никаких следов попаданий снарядов 37-мм пушек танков PzKW-35t.

Внезапно ствол орудия начал двигаться и немецкие  солдаты в ужасе бросились прочь. Только один из саперов сохранил самообладание и быстро сунул ручную гранату в пробоину, сделанную снарядом в нижней части башни. Прогремел глухой взрыв и крышка люка отлетела в сторону. Внутри танка лежали тела отважного экипажа, которые до этого получили лишь ранения. Глубоко потрясенные этим героизмом, немцы решили похоронить  их со всеми воинскими почестями. Они сражались до последнего дыхания, но это была лишь одна маленькая драма великой войны.

Сегодня трудно представить, сколько храбрости они показали, как горячо горела ненависть в их сердцах. Ведь неподвижный танк — хорошая цель, это стальной гроб для всего экипажа. Мы никогда не узнаем, что говорили тогда танкисты, о чем думали… Но их поступок свидетельствует, что это были люди необыкновенной воли. Командир танка понял, какую важнейшую позицию он занял. И сознательно стал ее удерживать. Вряд ли стояние танка на одном месте можно трактовать как отсутствие инициативы, слишком умело действовал экипаж. Наоборот, стояние и было инициативой. Экипаж мог подорвать танк, чтоб не достался врагу и спокойно уйти к своим, к партизанам. Но они приняли единственно верное решение и остались принять свой последний бой.

Боевой эпизод начала войны под Расейняем — лишь один из ярких моментов, характеризующих массовый героизм советских солдат в годы Великой Отечественной Войны. Вечная память погибшим героям!

Один советский танк КВ-1 против танковой дивизии немцев

P.S. Описание этого подвига танкистов приводится по воспоминаниям того самого Эрхарда Рауса. Из 427 страниц его мемуаров, непосредственно описывающих боевые действия, 12 посвящены двухдневному бою с единственным русским танком у Расейняя. Рауса явно потряс этот танк. Поэтому причин для недоверия нет.

P.P.S. К сожалению, не все имена этих отважных танкистов известны, но скорее всего они были из 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса. Именно 2 танковая дивизия противостояла 6 танковой дивизии вермахта в боях по Расейняем. В 1965 году могила была вскрыта. По найденной квитанции о сдаче паспорта удалось восстановить имя одного из членов экипажа – Ершова Павла Егоровича. Известны также фамилия и инициалы ещё одного танкиста – Смирнов В.А.

Монумент героям-танкистам у деревни Дайняй, Литва

Источники:

Никто не забыт, Ничто не забыто

anaga.ru

4tanks.ru

YouTube.ru

Спасибо за просмотр!

Автор: Сергей Иванов

quick-news.pro

Танк КВ-1 — история создания и обзор технических характеристик

Танк КВ является таким же символом победы в Великой Отечественной войне, как и легендарная «тридцатьчетверка». Кроме того, этот танк является поворотной точкой и важной вехой в развитии отечественного танкостроения, да и мирового тоже. КВ стал этапом в становлении знаменитой ленинградской школы танкостроения, которая на протяжении своей истории создала множество отличных машин. Многие конструкторские решения, примененные на модификациях танка КВ, были применены в более поздних советских машинах.

История создания танка КВ началась в конце 1938 года с постановления Комитета Обороны СССР, которое предписывало конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода заняться созданием тяжелого танка, с противоснарядной броней и мощным вооружением. Кировский завод не был единственным предприятием, который работал над созданием тяжелого танка для Красной Армии. В том же Ленинграде аналогичное задание получил завод №185. Вообще надо отметить, что в то время идея постройки мощного танка с противоснарядным бронированием витала в воздухе, и руководство СССР отлично понимало необходимость создания подобной машины.

В середине и в конце 30-х годов «в моде» были многобашенные танки. Считалось, что установив на танк много башен можно серьезно повысить его боевую мощь. По такой схеме в СССР серийно выпускались Т-28 и Т-35, в Германии создали PzKpfw NbFz V, а в Англии — Vickers «Independent». Не миновала сия доля и перспективные тяжелые танки. Изначально будущий КВ предполагалось сделать по многобашенной схеме и установить три башни. Этот танк на стадии чертежей назывался СМК (С.М. Киров). В это же время группа молодых специалистов, работающих на Кировском заводе, создала на базе СКМ тяжелый однобашенный танк с дизельным двигателем. Танк получился очень удачным и в конце 1939 года был принят на вооружение РККА. Новая машина получила гордое имя КВ (Клим Ворошилов).

Характеристики танка

Советский танк КВ-1 имел классическую схему компоновки. Отделение управления находилось в переднем крае машины, за ним следовало боевое отделение, затем моторный отсек и отделение трансмиссии. Экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик.

Корпус танка состоял из катанной брони, толщина которой достигала 75 мм. Танк был вооружен 76-мм пушкой. Изначально на машину было установлено орудие Л-11, затем Ф-32, а после нескольких месяцев войны — пушка ЗИС-5. Также танк имел несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На некоторых машинах устанавливали и зенитный пулемет. КВ-1 имел дизельный двигатель, мощностью 600 л.с. Масса танка составляла 47,5 тонн. Ниже приведены краткие технические характеристики танка.

Общие данные

Экипаж, чел5
Длина, мм6675
Ширина, мм3320
Высота, мм2710
Клиренс, мм450
Бронирование/угол наклона, мм/град:
лоб корпуса (верхний лист)75/30
борт корпуса75/0
корма (верхний лист)60/50
лоб башни75/20
маска орудия90
Скорость, км/ч:
средняя по дорогам25
Максимальная34
Запас хода, км225

Вооружение

Орудиепушка Л-11/Ф-32/Ф-34
Калибр, мм76
Боекомплект, снарядов Л-11/Ф-32,ЗиС-5,111/114
ПулемётыДТ
Количество, шт4

Силовая установка

Двигательдизель В-2К, V-образный
Число цилиндров12
Мощность, л.с.600
Используемое топливодизельное ДТ, газойль марки «Э»
Ёмкость баков, л:600-615

Трансмиссия

Главный фрикционмногодисковый, сухой

Коробка перемены передач

Типтрехходовая, с поперечным расположением валов
Число передач, вперёд/назад5/1

Сразу после создания танк КВ-1 должен был отправиться на испытания, но вышло иначе. Именно в это время началась советско-финская война и машину вместо полигона отправили на фронт. Вместе с КВ на Карельский перешеек направили Т-100 и СМК. В составе 20-й танковой бригады экспериментальные машины вступили в бой и принимали участие в штурме «линии Маннергейма». СМК подорвался на фугасе, а КВ показал себя с лучшей стороны и получил хвалебные отзывы. Правда, оказалось, что 76-мм пушка не годится для уничтожения долговременных укреплений.

В 1941 году планировали выпустить несколько сот единиц КВ-1, а также КВ-2 (танк с установленной на нем 152-мм гаубицей) и танк КВ-3, который имел еще более толстую броню и больший вес. Появлялись чертежи еще более тяжелых машин. Сборка КВ происходила на нескольких заводах. При этом никто не занимался доработкой слабых мест КВ-1, а их хватало: неудачная коробка передач, негодный воздушный фильтр, плохой обзор из танка. Ну что же, гигантомания и погоня за количеством в ущерб качеству, еще не раз сыграет злую шутку с советскими оружейниками.

Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне

Довольно большое количество танков КВ-1 состояло на вооружении частей западных округов, так что эти машины вступили в бой с самого первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, ничего похожего у вермахта на тот момент не было. Броню русского КВ-1 не брала ни одна противотанковая пушка немцев, ни один немецкий танк не мог ничего поделать с русским гигантом. Справиться с КВ-1 могла только 88-мм зенитное орудие, которое гитлеровцы часто и применяли в качестве противотанковой пушки.

В конце 41 года основная сборка танков КВ была перенесена на Челябинский тракторный завод.

Но большая часть потерь этих танков в начале войны приходилось именно на поломки и неисправности. Экипажи просто бросали свои танки и уходили. Слабыми местами КВ-1 были в первую очередь: низкое качество узлов и агрегатов, плохой обзор из танка, неудачная коробка передач и особенно много нареканий на воздушный фильтр. Танкисты часто не могли добраться до поля боя. Но еще более удручающей была картина с подготовкой танковых экипажей. Танкисты практически не имели опыта вождения своих танков.

Хорошо подготовленные танкисты, знающие характеристики своей машины, совершали на них настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час уничтожила 22 танка противника, не понеся никаких потерь. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и существует множество описаний таких подвигов, как в советских, так и в немецких документах.

Недостатки танка и попытки их устранения

Но если говорить о недостатках танка КВ-1, то основным из них является не двигатель и не воздушный фильтр. Этот танк просто оказался не нужен. В начале войны он не имел достойных противников. Ни одна немецкая противотанковая пушка или танк не пробивали его броню, но точно также они не брали и броню Т-34. А гаубица или 88-мм зенитка легко выводили из строя оба танка. И КВ и Т-34 были вооружены одинаковыми 76-мм пушками, но при этом «тридцатьчетверка» была более подвижной, да и стоила дешевле. Танк КВ-1 – это огромный медленный танк, который передвигался по пересеченной местности не намного быстрее пешехода, поэтому попасть в него было проще, чем в Т-34.

Так было до 43 года, когда немцы стали серийно выпускать «Тигры» и «Пантеры». В этот момент танк КВ-1 мгновенно устарел. Длинноствольные пушки немецких танков пробивали броню КВ на таких расстояниях, на которых пушка последнего не угрожала противнику. Еще можно добавить то, что танк КВ был способен «убить» любую дорогу, мало какой мост мог выдержать вес этого гиганта.

В 1942 году был выпущен КВ-1С (скоростной). Он был изготовлен по той же схеме. На этом танке уменьшили броневую защиту, тем самым снизив вес машины, и устранили часть проблем КВ-1. Была усовершенствована ходовая часть машины, улучшен обзор, стало меньше проблем с коробкой передач. Скоростные характеристики танка стали лучше. В 1943 году увидела свет еще одна модификация танка – КВ-85, вооруженная 85-мм пушкой. Но выпустить эту машину успели лишь небольшой серией (менее 150 штук) и она не сыграла в истории войны важной роли.

Видео о КВ-1

В период с 1940 по 1944 год было выпущено 4775 танков КВ различных модификаций. Эти машины сыграли важную роль, особенно в начальном этапе войны. К сожалению, этот танк пошел в серию без устранения дефектов, которые были выявлены еще на стадии заводских испытаний. На войне за эти недоработки пришлось платить кровью. На базе танка КВ был создан тяжелый танк ИС, который стал более совершенной машиной и мог на равных противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам».

militaryarms.ru

Танки КВ-1 — история создания и характеристики

Танк КВ-1

Тяжелые танки в Великой Отечественной войне сыграли значительную роль в обороноспособности страны. Начальный период войны СССР встретил с машинами КВ-1 «Климент Ворошилов», который на момент начала боевых действий представляли угрозу силам вермахта. Этот танк по праву считается одним из лучших в начальном периоде войны и внесши лепту в дело освобождения страны и мира от фашизма.

История создания советского танка КВ-1

Концепция тяжелого танка с одной башней, оснащенного многотактовым дизельным двигателем, усиленным бронированием и пушкой пробивного калибра зародилась в середине 30-х годов. В этот период в советской конструкторской школе преобладали идеи создания многобашенных монстров с массой в 100 тонн и экипаже в 7-10 человек.

Однако для конструирования танков прорыва обороны противника, как показала практика, подходят маневренные тяжелые танки с одной башней.

Первый опыт создания таких машин в Советском Союзе состоялся в 1938 году.

Изменение в концепции подхода стало очевидно для конструкторов после испытаний машины Т-35, которая обладая 3 башнями отличалась огневой мощью, но в управлении и надежности уступала своим конкурентам.

Тяжелый танк прорыва предназначен для атаки на укрепленные объекты противника — ДОТы, рвы, крепости и укрепленные районы. Для повышения живучести такие машины обладают стальной противоснарядной броней, низким силуэтом корпуса и вооружением в виде пушки и 3 пулеметов.

КВ-1 на постаменте

1938 год — наработки и конструкторские изыскания танка с одной башней и сильным бронированием. Главным конструктором стал А.С. Ермолаев. Концепция танка ориентировалась на уменьшенную версию экспериментальной машины СМК с компоновкой из двух башен (противотанковой и противопехотной). За счет сокращения противо

soldats.club

1 — Тяжелый советский танк |Танки СССР

История создания тяжелого советского танка КВ-1

В 1938 году СССР нужен был танк, который бы имел тяжелое противоснарядное бронирование, способный прорывать хорошо укреплённые линии обороны противника.

Первыми танками, претендующими на эту роль, были тяжелые танки СМК и Т-100. Это был танки линии тяжелых многобашеных машин, которые имели схожие черты, а именно длинную гусеничную базу, несколько башень с орудиями различного калибра, огромные размеры и вес, а также малую проходимость. После полевых испытаний предпочтение было отдано танк СМК.

Разработка же тяжелого танка КВ-1 началась первого февраля 1939 года на заводе в Кирове под руководством Н.Ф. Шашмурина.
За основу был взят все тот же танк СМК. Хоть КВ и был спроектирован на базе СМК, но он имел одно огромное отличие – одну башню. Это позволило сделать танк меньших размеров, что положительно сказывалось на ходовых и бронехарактеристиках, т.к. можно было установить более прочные бронепластины на танк не в ущерб его проходимости.

В апреле того же года был одобрен технический макет танка и отправлен на производство опытного образца. В сентябре 1939 года танки КВ и СМК выкатили на испытательный полигон в Кубинке. После проведения испытаний был выбран танк КВ. Из-за чего? Во-первых: из-за одной башни, с неплохим на то время орудием, хорошего бронирования, и, во-вторых из-за его массы всего в 43 тонны.

19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружении советской армии. Танк был назван в честь народного комиссара СССР Клима Ворошилова.

Вооружение тяжелого танка КВ-1

В начале на танк КВ-1 оснащался двумя спаренными пушками калибрами 76,2-мм и 45-мм. Позже после испытаний вместо 45-мм пушки 20К установили пулемет ДТ***-29. Во время войны с Финляндией пушку 76,2-мм Л-11 заменили на 76-мм пушку Ф-34. Осень 1941 года КВ-1 был перевооружен пушкой ЗиС-5, т.к. она была более надежной в отличии от Ф-34. Пушка ЗиС-5 имела большую длину ствола – это тоже послужило одной из причин к отказу от Ф-34.

Характеристиках орудия

  • Масса орудия, кг – 455
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
  • Максимальная дальность полета Оскол.-Фугас. снаряда, м – 1329
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°…+25°
Бронепробиваемость:
  • Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
  • Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – От 4 до 8

Дополнительное вооружение:

Три пулемета ДТ, калибра 7,62-мм. Один спаренный пулемет, другой курсовой, установленный во лбу корпуса, а третий установлен в корме башне.

Тактико-Технические Характеристики танка КВ-1

  • Масса, т – 47
  • Экипаж, ч. – 5. Командир, Механик-водитель, Наводчик, Заряжающий, Стрелок-радист.
  • Длина корпуса, мм — 6675
  • Ширина корпуса, мм — 3320
  • Высота, мм – 2710

Бронирование:

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 75 / 30°
  • Лоб корпуса (середина), мм/град. — 40 / 65°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 75 / 30°
  • Борт корпуса, мм/град. — 75 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60 / 50°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 70 / 0—90°
  • Днище, мм — 30—40
  • Крыша корпуса, мм — 30—40
  • Лоб башни, мм/град. — 75 / 20°
  • Маска орудия, мм/град. — 90
  • Борт башни, мм/град. — 75 / 15°
  • Корма башни, мм/град. — 75 / 15°
  • Крыша башни, мм — 40

Ходовые качества:

  • Двигатель В-2К мощность , л.с. — 500
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 34
  • Запас хода по шоссе, км — 150-225
  • Удельная мощность, л. с./т — 11,6
  • Преодолеваемый подъём, град. – Неизвестно.

Модернизации танка КВ-1

КВ-1С – Уменьшены габариты и бортовое бронирование танка.За счет этого увеличилась скорость и маневренность танка.
Новая коробка передач.

Так же добавлена командирская башенка, которая отсутствовала на КВ-1.
Более мощный двигатель в 600 л.с., а также много, много мелкий улучшений и модернизаций, которые очень долго можно перечислять.

Боевое применение тяжелого танка Клим Ворошилов (КВ-1)

Первое боевое применение датируется 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма. Однако участвовал лишь опытный образец танка. Серийное производство было запущено только в 1940 году.

Великая Отечественная война(1941-1944) – Активно принимал участие в ВОВ. За 1940-1942 было произведено 2769 танков. Правда, до конца войны не воевал. До 1943 года(появление танка «Тигр») КВ-1 был самым мощным танком Второй Мировой войны, который сыграл значительную роль при сдерживания натиска немецких войск.


 

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

полное название, технические характеристики, история создания и обзоры

В годы Великой Отечественной войны весомый вклад в обороноспособность и победу Советского Союза над нацистской Германией внесла тяжелая бронетехника. Военной промышленностью СССР была создана линейка тяжелых танков. Как утверждают специалисты, особую угрозу для фашистов представлял танк КВ («Клим Ворошилов)». Данная модель, как убеждены военные эксперты, уже в начале боевых действий показала себя как одна из лучших. Обзор танка КВ-1С представлен в данной статье.

Знакомство

Танк КВ-1С (фото боевой единицы можно увидеть ниже) является одной из моделей тяжелой бронетехники, выпускаемой оборонной промышленностью СССР. Советские тяжелые танки, производимые с 1940 по 1943 г., обозначаются аббревиатурой КВ. Что же означает в танке «Клим Ворошилов» 1С? Данный индекс свидетельствует о том, что боевая единица является скороходной и первой моделью из всей серии танков.

Начало создания

Уже к 1942 году военные обратили внимание на то, что танки КВ не идеальны. Из-за большой массы эксплуатировать их было затруднительно, что отрицательно сказывалось на боевой оперативности техники. Также танк не работал на полную мощность двигателя. Причиной тому — проблемы в системе, охлаждающей мотор. В результате, чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, его приходилось использовать в низкоскоростном режиме. Кроме того, танк не был оборудован командирской башенкой, что существенно ограничивало круговой обзор. Военных не устраивало и неудобное расположение смотровых приборов. Некоторые узлы в дизельном двигателе имели дефекты. Об этих недостатках известили Госкомитет Обороны, который в феврале 1942 г. издал постановление № 1334сс. Согласно данному документу, перед конструкторами ЧТЗ (Челябинский тракторный завод) стояла задача – спроектировать танк массой 45 т и с двигателем, мощность которого должна составить 560 лошадиных сил. Через три дня Народным комиссариатом обороны был подписан указ № 0039 о начале работ по созданию танка КВ-1С.

Изначально допустимый вес в 45 т решили снизить, уменьшив ширину трака до 60 см, толщину брони в днище и в лобовой части. Кроме того, изменения должны были коснуться боекомплекта — его решили сократить до 90 снарядов. Танк КВ-1С (фото модели есть в статье) выпускался без дополнительных топливных баков.

О производстве

Проектировочные работы велись в конструкторском бюро тракторного завода в городе Челябинске. Вскоре был готов опытный образец танка с двигателем В-2К на 650 л. с. и новыми бортовыми передачами. Однако в ходе тестирования оказалось, что силовой агрегат неэффективен. Обратная ситуация наблюдалась с бортовыми передачами, которые решено было оставить. Позже было налажено их серийное изготовление. В апреле испытывали новую коробку передач, рассчитанную на 8 скоростей, и мотор на 700 л. с. Как утверждают специалисты, до конца двигатель протестировать не удалось, а коробкой передач вскоре начали оснащать танк КВ-1С. Всего советской оборонной промышленностью было выпущено 1120 боевых единиц.

О конструкции

Советский тяжелый танк КВ-1С является модернизацией первой оригинальной модели, которая значится как КВ-1. Основная цель, которую преследовали конструкторы, заключалась в том, чтобы новую боевую единицу сделать надежнее и быстроходнее. В результате, в отличие от своего аналога, танк КВ-1С за счет ослабленной брони имеет менее массивный корпус, оборудован новыми, более совершенными башней и коробкой передач. Вооружение и моторную группу челябинские конструкторы решили не менять. Советский танк КВ-1С шел с классической компоновкой, характерной для тяжелых и средних моделей, выпускаемых в то время советской оборонной промышленностью. Машина состоит из трех отделений: управленческого, боевого и моторно-трансмиссионного. В первом отведено место для механика-водителя и стрелка-радиста, второе — для членов экипажа. Боевое отделение объединили со средней частью корпуса и башней.

Здесь же место для основного орудия, боеприпасов к нему и баков с топливом. Корму танка КВ-1С оснастили двигателем и трансмиссией.

О броневой защите и танковой башне

В производстве скоростного танка «Клим Ворошилов» (фото данной боевой единицы можно увидеть в статье) использовались катаные броневые плиты, толщина которых составляла 2, 3, 4, 6 и 7,5 см. Машина с дифференцированной противоснарядной бронезащитой. Башня в танке имеет сложную обтекаемую форму и изготавливалась путем отливки. С целью повысить ее снарядостойкость, конструкторы борта башни расположили под углом 75 градусов в вертикальной плоскости. Борта, как утверждают специалисты, имели самую большую толщину – 75 мм. В лобовой башенной части разместили и амбразуру для пушки. Данную часть отливали отдельно. Затем соединяли с остальными бронированными деталями методом сварки. Орудийная маска изготавливалась на базе катаной бронированной плиты, которая гнулась и оснащалась тремя отверстиями под пушку, спаренный пулемет и прицел. В итоге получилось изделие в виде цилиндрического сегмента толщиной 8,2 см. Башню расположили на крышке в боевом отделении на погон, диаметр которого составил 153,5 см. Чтобы она не свалилась при сильном крене танка, ее надежно зафиксировали специальными захватами.

Внутри советского скоростного танка

Рабочее место механика-водителя – передняя часть корпуса в центре. Стрелок-радист – слева от него. Боевой экипаж численностью три человека размещались в башне. Слева от пушки сидели наводчик и командир машины, справа – заряжающий. Командир располагал литой наблюдательной башенкой, броня которой имела толщину 6 см. Для посадки и выхода боевого экипажа в танке были предусмотрены два люка круглой формы. Один из них был под заряжающим, второй – в верхней крышке корпуса над стрелком-радистом. Кроме того, КВ-1С оборудовали днищевым аварийным люком. Ремонт узлов и агрегатов машины осуществлялся через дополнительные маленькие технические лючки. Через них можно было добраться к топливным бакам, а также погрузить в танк боекомплект.

О вооружении

Бой на танке КВ-1С велся из 76,2-миллиметровой пушки ЗИС-5. Оружие устанавливалось на цапфы. Наводка осуществлялась в вертикальной плоскости от -5 до 25 градусов. Стрельба производилась механическим и электрическим спусками. Из основного орудия можно было сделать 114 выстрелов. Боеприпасы к нему лежали в башне вдоль бортов. Кроме того, поразить противника можно было посредством трех пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. Один из них был спаренным с ЗИС-5, второй – курсовым, а третий разместили на корме танка на специальную шаровую установку. Боевой комплект стрелкового оружия был представлен патронами в количестве 3 тыс. штук. Монтаж пулеметов ДТ выполнили так, что экипаж мог в любой момент их снять и стрелять отдельно от КВ-1С. Также экипаж располагал несколькими ручными гранатами Ф-1. Командиру танка полагался сигнальный пистолет.

О силовом агрегате

Танк использовал четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2К. Мощность мотора составила 600 лошадиных сил. Для запуска агрегата имелся стартер СТ-700 (15 л. с.). Также для этой цели применяли сжатый воздух, содержащийся в двух 5-литровых резервуарах в боевом отсеке. Объем основных топливных баков составил 600 и 615 литров. Местом их расположения стали боевое и трансмиссионное отделения. Дополнительно на танке было еще четыре наружных топливных бака, не связанных с общей системой. Каждая емкость рассчитана на 360 л горючего.

О трансмиссии

КВ-1С оборудовали трансмиссией, которая состояла из следующих компонентов:

  • Многодискового главного фрикциона сухого трения.
  • Четырехступенчатой коробки передач, использующей демультипликатор (8 передач передних и 2 задние).
  • Двух многодисковых бортовых фрикционов.
  • Двух бортовых планетарных редукторов.

Танк с механическими управленческими приводами. Как утверждают специалисты, существенный недостаток боевых машин «Клим Ворошилов» заключался в том, что трансмиссия была недостаточно надежной. С новой коробкой передач данный изъян удалось исправить. Позже ее решили использовать и в модели ИС-2.

О ходовой части

В проектировании данного узла разработчики использовали ходовку от КВ-1. Однако с целью снизить общую массу боевой машины, размеры некоторых деталей все же пришлось уменьшить. КВ-1С шел с индивидуальной торсионной подвеской, предусмотренной для каждого цельнолитого двускатного опорного катка. Всего их — по 6 штук с каждого борта. Диаметр катка составил 60 см. Оборонная промышленность СССР выпускала катки двух типов: с круглыми отверстиями и треугольными. Первый тип был самым распространенным. Каждый каток оснащался ограничителем хода, который приваривали к бронированному корпусу.

Ходовая танка — с цевочным зацеплением и съемными венцами. Натяжение гусеницы осуществлялось посредством специального винтового механизма. Гусеницу оборудовали 86 одногребневыми траками. В отличие от базовой модели, ширина трака в скоростном танке составила 60 см.

О средствах для наблюдения и прицелах

Как утверждают специалисты, из всех крупносерийных советских танков скоростной КВ-1С считается первым, в котором использовалась командирская башенка, оборудованная смотровыми щелями. Всего их было 5 штук, и прикрывались они с помощью защитных стекол. Механик-водитель располагал смотровым прибором. Для защиты триплекса имелась специальная броневая заслонка. Местом размещения данного прибора стал люк-пробка в лобовой части танка. В небоевой обстановке водитель для обзора большей площади мог этот люк выдвинуть немного вперед. В КВ-1С использовались два орудийных прицела: телескопический ТОД-6, который обеспечивал ведение огня по прямой наводке, и перископический ПТ-6. Его эксплуатировали, если стрелять нужно было из закрытой позиции. ПТ-6 был защищен посредством специального броневого колпака. Благодаря приборам подсветки, которыми оснастили шкалы прицелов, ведение огня было возможным и в ночное время. К курсовому и кормовому пулеметам ДТ прилагались прицельные устройства, используемые в снайперских винтовках. Каждый такой прицел обеспечивал трехкратное увеличение.

О средствах связи

Для связи боевого экипажа с командованием КВ-1С оборудовали радиостанцией 9Р и переговорным устройством ТПУ-4-БИС. Он мог использоваться четырьмя абонентами. Танки также оснащались радиостанциями 10Р или 10РК. В комплекте прилагался передатчик, приемник и умформер. Последний представлял собой одноякорный мотор-генератор, посредством которого осуществлялось питание станций от бортовой электросети в 24 В. Как утверждают специалисты, в телефонном режиме связь обеспечивалась на дальности от 20 до 25 тыс. м. Во время движения танка дальность связи была ниже. Для переговоров внутри танка применяли ТПУ-4-Бис. Если обстановка была слишком зашумлена, экипаж мог воспользоваться шлемофонной гарнитурой, которая также была связана и с внешней радиосвязью.

ТТХ

КВ-1С обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Боевой массой – 42,5 т.
  • Экипаж танка состоял из пяти человек.
  • Длина корпуса составила 690 см, ширина — 325 см, высота – 264 см.
  • На ровной поверхности КВ-1С двигался со скоростью 42 км/ч, по пересеченной местности – 15 км/ч.
  • Показатель удельной мощности 14,1 с./т.
  • Танк преодолевал подъемы не более 36 градусов и 80-сантиметровые стенки.
  • Машина могла пересекать рвы, размеры которых не превышали 270 см.
  • Показатель удельного давления на грунт составил 0,79 кг/см2.

Мнение специалистов

Как утверждают военные эксперты, проектирование КВ-1С стало ответным шагом на неудачи в первом этапе войны. Сразу же после того, как был налажен серийный выпуск, танки перебросили на фронт. В ходе боевых действий командование РККА отметило, что брони в скоростных КВ-1 недостаточно для того, чтобы выдерживать стандартные снаряды, используемые Т-3 и Т-4. Эти танки пробивали КВ-1С с дистанции 200 м.

Кроме того, проходимость этой боевой машины по пересеченной местности оставляла желать лучшего. Имелись также нарекания относительно надежности трансмиссии. Если рассматривать огневую мощь КВ-1С, то ее хватало, чтобы уничтожить фашистский танк с дистанции 200 м. Улучшение на фронте наблюдалось до тех пор, пока немцы не начали производить «Тигры» и «Пантеры». Конечно, КВ-1С мог уничтожить подобный танк, однако из-за незначительного калибра основного орудия для этого советскому экипажу приходилось приближаться к фашистской бронетехнике почти вплотную. Снаряд из КВ-1С пробивал «Тигров» и «Пантер» с расстояния меньше 200 м.

О виртуальной боевой единице

Сегодня советским скоростным танком можно «повоевать» в компьютерных играх. С модернизированным КВ-1 знакомы любители World of Tanks. Танк КВ-1С в WOT Blitz, судя по многочисленным отзывам геймеров, считается первым серьезным образцом бронетехники на 6 уровне.

Любителями виртуальных сражений высоко оценены неплохие скоростные характеристики. В «Блиц» танки КВ-1С могут нанести сопернику значительный разовый урон. Для этого достаточно использовать в топовом орудии Д2-5Т вместо базового 175-миллиметрового снаряда премиумный на 217 мм. При точном попадании противник лишится прочности как минимум в 390 единиц. В течение одной минуты можно произвести до 14 выстрелов.

fb.ru

Танк КВ-1 — характеристики

Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34. Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумение немцев, оказавшись совершенно неуязвим для их оружия.

Ахиллесовой пятой стального монстра стала его ненадёжность, вызванная спешным производством без должного контроля качества. Тем не менее, этот танк в один миг сделал немецкую технику почти беспомощной, вынудил в спешке разрабатывать новую и дал толчок советскому танкостроению.

Танк КВ-1

История создания

Танк КВ-1

В конце 1938 года в конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде началась разработка тяжёлого танка, защищённого противоснарядной бронёй. Изначально планировалось создать многобашенную машину с тремя башнями, как было принято в тот момент в мировой практике.

В результате появился многобашенный СМК, названный в честь Сергея Мироновича Кирова. На его базе А.С. Ермолаев и Н.Л. Духов создали экспериментальный танк с одной башней, меньшими массой и габаритами. Он оказался дешевле и проще в производстве чем СМК, при этом более защищённым и скоростным.

В августе 1939 года из ворот Лениградского Кировского завода выехал первый танк, получивший название КВ в честь Клима Ворошилова. Название оставалось таким до создания КВ-2, после чего КВ переименовали в КВ-1.

Конструкция и компоновка

Танк КВ-1

Классическая компоновка с одной башней облегчила новинку и сделала её меньше по сравнению с многобашенными тяжёлыми танками других стран. При этом бронезащита оказалась по зубам лишь зенитным 8.8 немецким пушкам, применяемым в качестве противотанковых.

КВ стал инновационным танком, объединив в своей конструкции классическую компоновку, индивидуальную торсионную подвеску, дизельный двигатель и противоснарядное бронирование. По отдельности вышеперечисленные решения применялись на отечественных и зарубежных танках, но никогда не сочетались все вместе.

Можно считать КВ в какой-то степени родоначальником современных тяжёлых танков того времени, задавшего моду во всём мире.

Корпус и башня

Танк КВ-1

Корпус советского танка состоял из катанных броневых плит, соединённых с помощью сварки. Использовались листы брони толщиной 75, 40, 30, 20 миллиметров. Все вертикальные плиты имели толщину 75 миллиметров, лобовые располагались под наклоном для увеличения приведённой толщины брони.

Башня также выполнялась по сварной технологии. Изнутри её погон был размечен в тысячных, что позволяло наводить орудие в горизонтальной плоскости для стрельбы с закрытой позиции.

После своего появления КВ-1 оказался неуязвим для всех немецких орудий за исключением зениток калибра 8.8 см. После сообщений о первых потерях, вызванных пробитием брони, во второй половине 1941 года, инженеры решили поэкспериментировать и установили экраны из брони толщиной 25 мм на башни и борта. Модернизация довела массу до 50 тонн, из-за чего от неё отказались в августе 1941 года.

В передней части корпуса располагались механик-водитель и стрелок радист. Над последним располагался круглый люк.

Дополнительно в днище корпуса расположили аварийный люк для экипажа и небольшие лючки для доступа к боекомплекту, топливным бакам и некоторым узлам.

Внутри башни располагались командир, наводчик и заряжающий, над командиром располагался круглый люк.

Вооружение

Танк КВ-1

Отойдя от концепции двухбашенного танка, разработчики совместили противотанковое и противопехотное вооружение в одной башне.

Для борьбы с вражеской техникой установили пушку Л-11 калибра 76,2 мм. Позже её сменила Ф-32, потом – ЗИС-5.

Для борьбы с живой силой противника КВ получил пулемёт ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них спарен с пушкой и расположен в маске орудия, другой – в шаровой установке. Предусмотрели и зенитный пулемёт, но большинство танков их не получили.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

Танк КВ-1

В движение танк приводился дизельным двигателем В-2К, развивающим мощность 500 л.с. Позже мощность повысили на 100 л.с.

Механическая трансмиссия стала одним из главных недостатков. Очень низкая надёжность, более того, часты случаи, когда новая техника, только вышедшая с завода, уже оказывалась с дефектами.

6 опорных катков с каждой стороны получили индивидуальную торсионную подвеску, ход которой ограничивался специальными ограничителями, действующие на балансиры.

Сверху каждая гусеница опиралась на три поддерживающих катка. Изначально они были обрезинены, позже, из-за нехватки резины стали цельнометаллическими.

Подвижность КВ оказалась явно недостаточной, машина развивала 34 км/час по шоссе, на бездорожье заметно меньше из-за удельной мощности в 11,6 л.с./т.

Позже появился облегчённый КВ-1С, призванный исправить недостатки КВ-1 в виде низкой надёжности и плохой подвижности.

Модификации

Вслед за КВ начали появляться танки, созданные на основе решений, отработанных на нём. К тому же, конструкторы пытались уменьшить число критичных недостатков.

  • КВ-2 – тяжёлый танк 1940 года с огромной башней, запоминающийся лишь одним своим видом. Вооружён 152 мм гаубицей М-10, созданной для уничтожения инженерных сооружений противника вроде ДОТов. Гаубица с лёгкостью проламывала броню всех немецких танков.
  • Т-150 – опытный образец 1940 года с увеличенной до 90 мм бронёй.
  • КВ-220 – опытный образец 1940 года с увеличенной до 100 мм бронёй.
  • КВ-8 – огнемётный танк 1941 года, оснащённый огнемётом АТО-41 или АТО-42, размещённым на месте шаровой установки для курсового пулемёта. Вместо привычной пушки калибра 76 мм получил пушку калибра 45 мм.
  • КВ-1С – танк 1942 года массой 42,5 тонн с уменьшенной толщиной брони и лучшей подвижностью.
  • КВ-1К – танк 1942 года с ракетным вооружением в виде системы КАРСТ-1.

Боевое применение

Танк КВ-1

В 1941 году советские войска терпели поражение за поражением, несли огромные потери и отступали. Тем не менее, танки «Клим Ворошилов» стали неприятным сюрпризом для немецких войск, практически неспособных их поразить.

Неуязвимость советских тяжёлых танков позволяла опытным и смелым экипажам творить чудеса. Самым известным боем можно назвать произошедший 19 августа 1941 года. Тогда 5 КВ смогли уничтожить своим огнём 40 вражеских танков, а ещё 3 – тараном. Командовал ротой З. Г. Колобанов, вместе со своим экипажем он уничтожил 22 танка, его танк при этом получил 156 попаданий из пушек противника.

Параллельно отмечалась крайняя ненадёжность, плохая подвижность и слепота экипажа, вызванная неудовлетворительным обзором, что вынудило советских конструкторов создавать новые танки. С появлением немецких тяжёлых танков Тигр броня КВ в одночасье утратила свою несокрушимость и медленный, неповоротливый, полуслепой танк превратился в лёгкую мишень, зачастую не способную даже огрызнуться в ответ.

Эпилог

Не только русские, но и немцы высоко оценивали характеристики КВ в момент его появления. Танк стал родоначальником однобашенных тяжёлых танков с классической компоновкой, одновременно хорошо защищённых и вооружённых.

Очевидно, что господство не могло продолжаться всю войну поскольку появлялась более совершенная техника, но КВ-1 внёс весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне и заслуженно стоит рядом с Т-34 в списке легендарной техники.

tanksdb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *