Французский танк леклерк – НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Содержание

Танк Леклерк — характеристики

Французский основной боевой танк AMX-56 Леклерк по праву получил репутацию одного из самых сложных и технологичных в мире, поскольку имеет под бронёй большое количество современной электроники.

Не менее огромна и его цена, уступившая лишь танкам К2 Чёрная пантера и Тип 10.

Танк Леклерк

Создание

Танк Леклерк

Как и американский Абрамс, Леклерк обязан своему появлению ещё одной провалившейся попытке совместной разработки. Она началась в 1978 году с участием Франции и Германии и просуществовала совсем недолго, поскольку между сторонами оказалось множество технических разногласий, например, максимальная масса будущего ОБТ.

Тем временем на вооружении состоял устаревший АМХ-30, поэтому в 1982 году началась разработка полностью своей машины нового поколения. Проект получил название ЕРС (Engin Principal de Combat), а его целью стало создание танка, который бы превзошел своих конкурентов вроде Леопард-2, Т-72 или Челленджер 2.

Поскольку этот ОБТ должен был стать совершенно новым, его агрегаты, требующие испытаний, тестировались на специальных экспериментальных стендах и машинах, в результате чего постепенно оставались лишь наиболее подходящие для армии варианты. Из нескольких вариантов ходовой части, систем управления огнём, вооружения в конце 1986 года были созданы 6 экспериментальных машин, а 10 января следующего года их показали высшему руководству Франции.

Испытания и доводка конструкции длились до 1991 года, после чего стартовало серийное производство ОБТ Леклерк, а на вооружение он поступил в 1992 году.

Некоторые партии нового ОБТ имели дефекты, которые были исправлены со временем, а в 2004 году Леклерк получил новую броню и электронику, входящую в обновленную ТИУС.

Конструкция и компоновка

Танк Леклерк

Во время создания нового ОБТ прорабатывались различные варианты, одним из которых был танк без башни. Тем не менее, окончательная версия машина оказалась выполнена по традиционной компоновке, а внешний вид первых прототипов имел много общего с Леопард-2.

Французы уделяли много внимания динамике и скорости, поэтому Леклерк получил большое количество активной брони, частично заменяющей традиционную, сильно влияющую на массу танка, благодаря чему она составила 54,5 тонны, и мощный двигатель.

Интересной особенностью является то, что инженеры посчитали опасной установку привычной динамической брони, поскольку её осколки могут повредить находящиеся рядом союзную технику или пехоту, поэтому применили реактивную броню NERA, известную как «вспучивающаяся».

Также имеется и непривычный для западных танков автомат заряжания, позволивший уменьшить экипаж до 3 человек.

Леклерк способен защитить свой экипаж от ОМП благодаря противорадиационным материалам и фильтрам, также имеется автоматическая система пожаротушения и датчик оповещения о лазерном облучении, который позволяет обнаруживать наведение оружия на танк.

Корпус

Танк Леклерк

Леклерк получил совершенно привычный корпус с отделением управления и механиком-водителем спереди, боевым посередине и моторно-трансмиссионным сзади. Часть боекомплекта в количестве 18 выстрелов, расположенных в барабанной боеукладке, находится справа от водителя.

Корпус собирается с помощью сварки, его лобовые и боковые детали состоят из многослойной брони с керамическими вставками. Благодаря модульной конструкции, лобовая защита легко заменяется при повреждениях или модернизации.

Французские специалисты утверждают, что лобовая броня эквивалентна стальной толщиной 700 мм против подкалиберных снарядов и 1200 мм против ПТУР, например, Тоу-2А.

Ходовая часть защищена бронеэкранами и, дополнительно, стальными коробами в передней части корпуса.

Башня

Танк Леклерк

Лобовая часть башни бронирована примерно на уровне корпуса и сильно отличает Леклерк от других защитой крыши, доходящей до 600 мм от кумулятивных средств.

Внутри слева от орудия находится командир, с другой стороны — наводчик, имеется специальная ниша для автомата заряжания.

Командир имеет свой панорамный перископический прицел, который находится на крыше Леклерка слева от орудия и обладает ночным видением и стабилизацией. Также, для кругового обзора, в командирской башенке расположено 8 стеклоблоков.

Перископический прицел, расположенный справа на башне имеет визуальный канал с увеличением, тепловизионный и телевизионный и предназначен для наводчика, хотя командир тоже имеет к нему доступ через дисплей на своём месте.

Вооружение

Танк Леклерк

Поскольку французские инженеры получили задачу создать танк, превосходящий своих конкурентов, была создана гладкоствольная 120 мм пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. К ней подходят снаряды от танков Абрамс и Леопард-2, но начальная скорость выше и достигает 1750 м/с. Несмотря на такие характеристики, предусмотрена установка 140 мм пушки при необходимости.

Автомат заряжания способен выбирать нужные типы снарядов и обеспечивает очень высокую практическую скорострельность, достигающую 12 выстрелов в минуту. В нём находится 22 снаряда.

Имеется спаренный с пушкой 12,7 мм пулемёт GIAT M693 с боекомплектом 1100 патронов и, съёмный, смонтированный на крыше башни, второй пулемёт NFI калибра 7,62 мм с боекомплектом 3000 патронов.

По бокам башни находятся гранатомёты, способные стрелять инфракрасными ловушками, противопехотными или дымовыми гранатами.

Отличительной чертой Леклерка является современная электроника, значительно упростившая работу экипажа и повысившая эффективность танка.

СУО способна захватить и поразить 6 целей всего за одну минуту, а прицельная стрельба может вестись на скорости до 36 км/ч при движении по пересечённой местности.

ТИУС объединяет в себе все электронные системы, позволяя экипажу получать все нужные данные о режимах работы узлов танка, его местоположении, расходах и состоянии.

Двигатель и трансмиссия

Танк Леклерк

Как уже говорилось, создатели Леклерка придавали большое значение его подвижности. Поэтому был создан многотопливный турбодизель SACM UDU V8X-1500 T9, получивший оригинальную систему наддува под названием hyperbar, состоящую из турбокомпрессора и небольшой газовой турбины TM-7038, приводящей его в действие.

Благодаря такой конструкции, литровая мощность достигла 91 л.с./л, в то время как 6ТД-2, устанавливаемый на Оплот или Ятаган имеет 72 л.с./л, а немецкий MB 873 Ка-501 на Леопард-2 ещё меньше.

Газовая турбина может использоваться для обеспечения танка энергией или как стартер основного двигателя.

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ESM500 включает в себя коробку передач с 5 скоростями вперёд и 2 назад, тормоз, механизм поворота и систему охлаждения.

Двигатель и трансмиссия скомпонованы в единый блок, который можно заменить на другой всего за 30 минут.

Электроника постоянно следит за параметрами узлов трансмиссии и двигателя, частично управляя ими при этом и позволяя практически мгновенно переключать передачи.

Всё это превратило Леклерк в очень динамичный и подвижный танк с удельной мощностью 27,5 л.с/т, способный разгоняться до 71 км/ч.

Впрочем, есть и недостатки, например, чрезмерный расход топлива даже на холостом ходу и большое количество сложных электронных систем.

Запас горючего составляет 1300 литров во внутренних баках, помимо этого возможно добавить ещё 400 литров в 2 бочки.

Ходовая часть

Танк Леклерк

После испытаний различных типов подвески, остановились на гидропневматической, способной обеспечить более плавный ход на пересечённой местности. Она имеет ход 300 мм, а её узлы находятся снаружи корпуса, что заметно облегчает обслуживание.

На каждой из сторон Леклерка находятся ведущее колесо спереди, 6 обрезиненных сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих и ведущее колесо сзади.

Каждый из опорных катков имеет свою индивидуальную подвеску, а гусеницы траки из стали и лёгких сплавов, соединённых резинометаллическими шарнирами. При необходимости на них устанавливаются резиновые башмаки для движения по обычным дорогам.

Эпилог

Танк Леклерк

Насколько обоснованно считать Леклерк ОБТ, превосходящим своих конкурентов? В теории этот танк действительно весьма совершенен, а его сложная начинка значительно усиливает боевые возможности и облегчает работу экипажа.

С другой стороны повышенный расход топлива может создать определённые трудности, а то, как поведёт себя огромное количество электроники в боевых условиях и останется ли танк боеспособным при её повреждении неизвестно.

История уже показывала, как чрезмерно сложные и дорогие машины вроде танков Тигр или Пантера оказывались менее эффективны, чем дешёвые и массовые Т-34, к тому же постепенно появляются ОБТ с новой компоновкой, например Т-14 Армата. И останется ли традиционная компоновка актуальной сейчас сказать нельзя.

tanksdb.ru

Леклерк французский танк AMX-56 | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения

Леклерк французский танк AMX-56 основная боевая единица бронетанковых французских вооруженных сил и ВС Объединённых Арабских Эмиратов.

Самый дорогой, самый компьютеризированный (в смысле навороченный), самый легкий из одноклассников, и еще много чего самый. Самый противоречивый танк, не во всем доведен до ума, но задавший направление движения всей танковой отросли. Кстати это французы делают второй раз, первый был Рено.

французский танк Леклерк AMX-56

AMX-56 полностью отвечающий современным требованиям (это цитата из рекламы), при том, что в реально боевых действиях участия практически не принимал.
Леклерк французский танк AMX-56, очень сложен для производства и в конечном счете дорог.
Несмотря на современные качества и наличие перспективных модификаций, АМХ-56 leclerc именно как боевой танк остается загадкой. Его конкуренты немецкий Leopard 2, американский M1 Abrams и британский Challenger 2 — все давно себя хорошо зарекомендовали на протяжении различных боевых действий.

Леклерку немного довелось поучаствовать в миротворческих операциях в Косово и Ливане.  В феврале 1999 года 15 «leclerc» в составе французского контингента прибыли в Косово. В настоящее время 13 танков этого типа и одна БРЭМ находятся в составе контингента войск ООН в Южном Ливане.
К моменту своего создания, leclerc был первым боевым танком произведенным Францией после перерыва почти в 30 лет, и расценивается в определенной степени как символ национальный гордости.

На сегодняшний день, Леклерк используется лишь французы и Объединенные Арабские Эмираты.

«Первоначально проектировался совместно с немцами,» пишут всякую чушь про это, копируя с сайта на сайт. Я вообще слабо верю что в те годы между ними в военной сфере было какое то сотрудничество. Как это представить, в нашем понимании «колхоз». Кто будет платить за разработку? А если требования ВОЕННЫХ к танку разные? У германских одни, у французских другие. Разрабатываем дяде, да еще и на свои бабки. В менее серьезных «многонациональных» инициатив, тандемы и трио как правило разваливаются.
Тем не менее немцы продолжили развивать семейство танков Leopard 2 (есть мнение, что именно он лучший) , если кто не в курсе именно эта машинка стоит на вооружении блока НАТО, а не дядя Абрамс, как может показаться на первый взгляд.

Леклерк AMX-56 рабочее место механика водителя

Получив задание от МО с их требованиями и видению танка, в 1970-х годах, французы приступили к созданию. С 1983, начинают творить, «причем так же как и мы, потихоньку неспехом», испытывают различные компоненты, схемы и концепции. Первый настоящий прототип (вместе с пятью другими) был реализован в 1989 году.
После тестирования в армии, — обозначен как «АМХ-54» — был принят в эксплуатацию. Заметьте за 25 лет практически ничего нового, только потихоньку доводят имеющийся. Кстати танки четвертого поколения нигде в мире так так и не созданы.

Производство началось в 1990 году (в GIAT Тарб для компонентов башни и GIAT Роанн для корпуса и окончательной сборки). Поставки начались в 1991 году, но официально начиная с 1992 года.

AMX-56 Леклерк место наводчика

Танк получил название «leclerc», в честь французского генерала Филиппа Леклерк де Hauteclocque.

От срыва гусеницы не застрахован никто

После международного конкурса в начале 1993 года Объединенные Арабские Эмираты выбрали основной боевой танк «Леклерк» концерна «Жиат индастриз» для вооружения своих танковых и механизированных частей. Первые два были доставлены в ОАЭ в конце 1994 года российскими военно-транспортными самолетами Ан-124. Оперативно использоваться в армии ОАЭ начал в 1996 году.

французский танк AMX-56 на службе у Объединённых Арабских Эмиратов

По сравнению с другими западными основными боевыми танками, «то есть про наш любымый ТЕШКУ, речь не ведем», leclerc один из самых легких современных основных боевых танков в эксплуатации 54500 кг (54,5 тонн).
Внутренне, в отличие от Leopard 2, М1 Abrams или Challenger 2, Леклерк с автоматом заряжания (производства Крезо-Луар) орудия. Эта функция кстати взята из советской конструкторской школы. Автомат заряжания позволяет уменьшить общий профиль, и довольствоваться тремя членами экипажа, — командира, наводчика и водителя.
В Леклерк, водитель сидит в левой передней части корпуса, наводчик сидит справа от пушки в башне и командир слева от пушки, также в башне. Кто где сидит писать больше не буду :-), начнем про главные отличия.

Это гладкий и современный внешний вид, скажем даже элегантный с хорошо наклонной лобовой плитой. Корпус и башня, многослойная броня с керамическими прокладками. На нем впервые применена частичная модульная броневая защита передней части корпуса. Что это такое. В случае повреждения можно заменить, отдельный модуль. Каждые пять лет броня танка устаревает, не способна противостоять все более развивающимся противотанковым средствам. Так вот модули можно менять, постоянно поддерживая неуязвимость.

французский танк рабочее место командира

Полностью цифровая система управления танком (мнение экспертов, задумка хороша, но очень капризна), контролирует работу всех систем: систему управления огнем (СУО), бортовой лазерный дальномер, баллистический вычислитель, пассивное ночное видение и различных прицельных оптик. Навигация, цветное отображение карты демонстрация в настоящее время активных целей, планирование маршрута миссии, опция свой-чужой. Короче полный фарш. Как заявлено может вести огонь по шести целям в течении минуты. Правда все это пока еще плохо работает, велики отказы техники. Очень дорогое и высококвалифицированное тех. обслуживание. К примеру, замена гусениц необходима каждые 3000 км, около 100 000 доЛЛАров.
Но технические идеи которые заложены в танк очень перспективны. Кстати игроки на танковом рынке, некоторые концепции  уже берут на вооружение, планка поднята, высоту надо брать. Это очень дорогая «игрушка», всего шесть-семь государств ведут разработки по настоящему серьезных машин, это Англия, Германия, Франция, Израиль, США, Украина и само собой Россия.

Леклерк французский танк AMX-56, башня-привод электрический, с ручным резервным. Пушка стабилизирована на обоих осях, что позволяет вести стрельбы «на ходу» с точными результатами.

Банальный наезд на легковушку, ничего не говорящий о боевых возможностях танка

Само собой есть различные перископы и комбинированные прицелы, про связь на  современных машинах как то и говорить стыдно, есть конечно же.
А вот подвеска гидропневматическая, для комфортной и быстрой езды это хорошо.  120 мм GIAT CN120-26/52 серии гладкоствольная пушка (более легкая относительно пушек такого же калибра у соперников), пять типов 120мм снарядов. За счет более длинного ствола (около метра длиннее), самый мощный выстрел однотипным снарядом. По заявлениям, в течении минуты может обстрелять пять целей, с вероятностью поражения 90%. Таким образом экипаж МОЖЕТ ПОРАЖАТЬ ВСЕ от вражеской брони (в том числе укрепленных позиций) до  концентрированных скоплений войск. Типы боеприпасов из стандартных размеров НАТО.

зенитный пулемет, дистанционного типа, на заднем плане видны отверстия установки противопехотных и дымовых гранат

Темп огня 12 выстрелов в минуту. Еще одна деталь, редкость в западных танках. Курсовой пулемет 12,7 мм, против легкобронированных машин, именно тяжелый пулемет (курсовые как правило, калибра 7,62-мм). Против воздушных угроз, зенитной пулемет 7,62-мм.

Леклерк французский танк AMX-56 ТТХ

  • Страна Франция, начало поступления на службу: 1992
  • Производство: 862 шт
  • Экипаж: 3
  • Общая длина: 9.87m Ширина: 3.71 м Высота: 2.53m
  • Вес: 54 500 кг
  • Силовая установка: 1 х SACM UDU V8X-1500 T9 8-цилиндровый дизельный двигатель 1500 лошадиных сил; 1 х Turbomeca ТМ-7038 газотурбинная.
  • Максимальная скорость: 44mph (71 км / ч) Максимальная дальность: 342 миль (550 км)
  • Преодолеваемые препятствия:
  • угол подъема, градусы: 31, ширина рва, м: 3, высота стенки, м:1,25, глубина брода, м: 1 (с ОПВТ — 4)

Вооружение:

  • 1 х 120 мм GIAT CN120-26/52 гладкоствольная пушка
  • 1 х 12,7 мм GIAT M693 (F2) курсовой пулемет
  • 1 х 7,62 мм NFI зенитный пулемет на крыше башни.
  • 3×9 дымовых гранатометов

Боеприпасы:

  • 40 х 120 мм снаряды, 1100 х 12,7 мм боеприпасов=
  • 3000 х 7,62 боеприпасов
  • 27 х дымовых / противопехотных гранат

Варианты:
АМХ-56 «leclerc» — Обозначение модельного ряда

  • T1 — модели Подготовка производства
  • T2 — опытные образцы
  • Т3 — Основной производственный вариант
  • Т4 — Основной производственный вариант
  • T5 — Завершается основных производственных вариант
  • T6 — Добавлен Кондиционер (из-за проблем с охлаждением вычислительного центра)
  • T7 — ​​ Добавлен Кондиционер (из-за проблем с охлаждением вычислительного центра)
  • T8 — Добавлен Кондиционер
  • Т9 — Установлена IRIS тепловизионная камера
  • Т10 -Улучшена броневая защита; единый командный дисплей и TCCS.
  • Т11 -Улучшена броневая защита; единый командный дисплей и TCCS.
  • leclerc АЗУР — Городской вариант Combat Environment
  • EPG — Инженерная машина
  • DNG -Ремонтный
  • МАРС — Бронированный эвакуационный вариант
  • EAU — вариант для эксплуатации в условиях пустыни, предназначен для экспорта в Объединенные Арабские Эмираты.

toparmy.ru

Французский танк «Леклерк» | Армейский вестник

В последнее время так много говорят о несовершенстве отечественных основных боевых танков, в частности Т-90, превознося при этом западную технику, что рассказ о наших основных конкурентах на танковом рынке напрашивается сам собой. В настоящее время основными танковыми державами в Европе являются Германия и Франция, еще один представитель Запада, обладающий сильным ОБТ – это, конечно же, США.

• Все танки этих стран по-своему интересны, уникальны и действительно обладают выдающимися возможностями, с поправкой на свою цену. Т-90, безусловно, выигрывает у своих конкурентов в этом вопросе. Начнём свой рассказ с наименее известного в России, но при этом самого современного и перспективного танка текущего времени – французского танка AMX-56 «Леклерка», который уже сейчас некоторые специалисты относят к поколению 3+, а кто-то даже к совершенно новому, 4 поколению танков.

• Разработка ОБТ Франции осуществлялась в несколько этапов. В 1978-1982 проводились исследования в области концепций и общих характеристик, с 1982 по 1986 год шли работы над моделью, с 1986 по 1991 год осуществлялось создание экспериментальных образцов и проведение их испытаний.

• В январе 1992 года первый серийный «Леклерк», изготовленный на предприятиях национальной фирмы GIAT, поступил на вооружение французской армии. По результатам проведенных испытаний в 1993 году танк был окончательно принят на вооружение. В 1993 году планировалось изготовить 13 машин, а до конца 1995 года – 60 (для укомплектования одной бригады).

• Всего до конца 2000 года министерство обороны Франции планировало получить 850 таких танков. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки (окончание Холодной войны), а также из-за непомерно высокой стоимости танка заказ был сокращен сначала до 800, а затем и вовсе до 406 танков. В 1993 году GIAT заключила с ОАЭ договор на поставку 390 танков «Леклерк» и 46 БРЭМ на его основе, контракт был выполнен в 1999 году.

Танк «Леклерк» изготовлен по традиционной, ставшей классической схеме, с расположенным впереди отделением управления и задним моторно-трансмиссионным отсеком. Боевая масса «Леклерка» по сравнению с другими ОБТ западных стран сравнительно невелика – всего 55 тонн. При этом многие решения, касающиеся компоновки внутренних систем и размещения экипажа, применены на нем впервые. Так, члены экипажа танка практически изолированы друг от друга, отсутствует заряжающий, вместо него на танке установлен автомат заряжания, нетипичен и способ размещения в танке орудия.

• В соответствии с классической компоновкой большая часть экипажа размещается в бронированной башне кругового вращения. Экипаж машины состоит из трех человек, в баше слева от орудия размещается командир танка, справа – наводчик. В задней части башни в нише установлен автомат заряжания (АЗ), между ним и боевым отделением установлена броневая перегородка.

• Механик-водитель располагается в носовой части корпуса с небольшим смещением рабочего места к левому борту танка. Благодаря особенностям компоновки, все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с АЗ, что повышает эффективность защиты экипажа от оружия массового поражения и снижает загазованность в обитаемом пространстве танка при стрельбе.

• Благодаря использованию в конструкции танка автомата заряжания и компактной силовой установки (обладая мощностью в 1500 л.с., рабочий объем цилиндров двигателя не превышает объема двигателя танка АМХ-30, который развивал лишь 750 л.с.) внутренний объем корпуса танка удалось значительно уменьшить в сравнении с другими образцами западной техники, а длина ходовой части была сокращена почти на метр.

• В результате этого боевая масса танка не превышает 55 тонн (у Абрамса М1А2 – 62,5 т.), а удельная мощность двигателя составляет 27,5 л.с. на тонну, что позволяет танку при трогании с места разгонятся до 32 км/ч за 5,5 секунд, при этом скорость движения по шоссе может достигать 72 км/ч.

Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольное орудие CN-120-26 с общей длиной в 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра. Танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях. Ствол и казенная часть орудия объединены в защищенный броней блок, который встраивается посередине башни и разделяет боевое отделение на две половины. Из-за размещения пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж проводится вместе с коробом без снятия танковой башни.

• Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой. 22 снаряда сразу находятся в автомате заряжания. Скорострельность орудия составляет 15 выстрелов в минуту, в реальных условиях боя показатель снижается до 10-12 выстрелов.

Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М. Впрочем, наряду с высокими характеристиками данное орудие обладает и рядом существенных недостатков:
— большая стоимость,
— сложность изготовления,
— относительно небольшой ресурс ствола – 400 выстрелов.
Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.

• Создатели французского танка предпочли получившим широкое распространение дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13», которая состоит из двух блоков по 9 штук 80-мм гранат, расположенных по обеим сторонам башни (4 дымовые, 2 инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу, 3 осколочно-фугасные для поражения пехоты противника). Дымовая граната выстреливается на 30-50 метров, образуя дымовую завесу в секторе до 120 градусов.

Противопехотная граната при подрыве образует около 1000 осколков массой до 0,2 грамм, летящих со скоростью 1600 м/с. Противопехотные гранаты выстреливаются на расстояние в 15 метров и поражают пехоту противника, находящуюся сбоку или сзади танка на удалении до 30 метров. Гранаты тепловые ловушки ставят помехи противотанковым ракетам, оснащенным тепловыми головками самонаведения.

Система управления огнем (СУО) «Леклерка» имеет следующий вид:
— прицелы наводчика и командира, оснащенные лазерными дальномерами;
— тепловизионная камера;
— 8 перископических приборов наблюдения для командира;
— бортовой автоматический метеорологический пост, способный определять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру воздуха;
— система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола орудия;
— стабилизатор вооружения в двух плоскостях.

• Все элементы, входящие в СОУ, замыкаются на ЭВМ, которая осуществляет расчет данных для стрельбы, способна вводить необходимые поправки, а также осуществлять контроль работы систем и агрегатов танка. Время, которое требуется для приведения СУО в боевое положение, составляет 1 минуту с момента включения ЭВМ.

Командирский двухканальный прицел имеет стабилизированное поле зрения. Канал для стрельбы имеет 2-е кратности увеличения, что позволяет командиру танка обнаруживать цели на удалении в 4600 метров. Дальность обнаружения цели для канала ночного видения пассивного типа составляет 500 метров. Прицел позволяет командиру танка самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета или давать целеуказания наводчику орудия.

• Головная часть прицела наводчика жестко крепится в бронемсаке орудия, а окулярная часть установлена в башне. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения. ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел.

Стабилизатор вооружения танка «Леклерк» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч, а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.

Помимо электронной системы СУО на танке установлена вторая бортовая ЭВМ, которая управляет другими системами боевой машины, а при необходимости может выполнять функции ЭВМ СУО. Бортовая ЭВМ включает блоки управления автоматом заряжания, коробкой передач, двигателем, противопожарной системой, системами защиты от воздействия оружия массового поражения и т.д. На танке присутствует навигационная система, УКВ радиостанция, которая способна передавать речевые донесения и информацию в графической и цифровой формах.

Все перечисленные компоненты входят в состав танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещена с единой полковой системой управления боем. Она способна в автоматическом режиме передавать на КП полка или командиру подразделения все формализованные данные о направлении движения танка, расходе топлива и боеприпасов, его местоположении. Данная система принимает распоряжения и приказы и доводит их до командира боевой машины. Аналогичная система в настоящее время монтируется на американские танки «Абрамс».

Главной особенностью танка «Леклерк», которая позволяет некоторым специалистам относить его к ОБТ 4-го поколения – является принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все электронные системы танка образуют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Информация с нее выводится на многофункциональные мониторы. Электроника контролирует работу трансмиссии, двигателя, вооружения и других узлов, фиксируя все неполадки и выдавая информацию о них экипажу. Две радиостанции, система спутникового позиционирования и ЭВМ оптимально включают танк в боевую обстановку, предоставляя командованию широчайшие возможности для координации и связи.

• Продажи данного танка за рубеж оказались достаточно скромными, но в первую очередь влияние здесь оказала цена. Единственным экспортером танка стали ОАЭ. Неудивительно, ведь цена одной машины колеблется на уровне 8 млн. долларов, что является рекордом в танкостроении. По некоторым сведениям 60% данной стоимости формируется за счет ТИУС.

Для сравнения: аналогичные ОБТ, к примеру, «Тип-90» обходятся японскому правительству в 6,6 млн. долларов, израильский «Меркава-4» и американский М1А2 SEP оцениваются в 6 млн., немецкий «Леопард-2А6» в 4-5 млн. долларов, ну а цена российского Т-90С составляет всего 1,3-1,8 млн. долларов.

/По материалам www.army-technology.com, topwar.ru и ru.wikipedia.org/

army-news.ru

Основной боевой танк АМХ-56 Leclerc (Франция)

Характеристики основного боевого танка АМХ-56 Leclerc

Страна:Франция
Тип:Основной танк
Дата выпуска:1986 г.
Длинна:9,87 м
Ширина:3,71 м
Высота:2,95 м
Броня, лоб:комбинированная, эквивалент 620-1200-мм стали против снарядов разных типов
Броня, борт:комбинированная, эквивалент 620-1200-мм стали против снарядов разных типов
Броня, башня:комбинированная, эквивалент 620-1200-мм стали против снарядов разных типов
Экипаж:3 человека
Двигатель:Дизель SSCM UD V-8X 1500, мощностью 1500 л.с.
Дальность хода:550 км
Максимальная скорость:71 км/ч
Масса:54,6 тонн
Вооружение:1х 120-мм пушка CN-120-26 (40 выстрелов), 1х 12,7-мм пулемет М2НВ-QBC (800 патронов), 1х 7,62-мм зенитный пулемет F1 (2000 патронов), 9х 80-мм пусковых установок Galix для пуска дымовых и противопехотных гранат и тепловых ловушек (4 дымовые, 3 противопехотные, 2 тепловые ловушки).

«Основной французский боевой танк АМХ-56 Leclerc. История создания, характеристики и особенности конструкции»


История создания танка АМХ-56 Leclerc

В 1978 году французский государственный концерн GIAT Industries, в сотрудничестве с рядом фирм из ФРГ, приступил к проектированию танка третьего поколения. В 1982 году (для францо-германских танковых экспериментов это традиционно) все совместные работы были свернуты, после чего Франция продолжила проектирование танка самостоятельно, под индексом Engin Principal de Combat (ЕРС).

30 января 1986 года будущий танк получил собственное название «Леклерк», в честь сподвижника генерала Де Голля, Филиппа Мари Леклерка — командира 2-ой танковой дивизии во время Второй Мировой войны, впоследствии, маршала. Разработка шла весьма успешно, и уже в 1986 году было собрано 6 опытных образцов танка АМХ-56 Leclerc. Впрочем, испытания и согласования с лихвой окупили скорость разработки, и первый серийный танк вышел из заводских цехов только в 1991 году. С некоторыми перерывами производство продолжалось до 2006 года.

Всего для нужд Франции предполагалось построить 406 АМХ-56, а ещё 388 машин, было поставлено для Объединенных Арабских Эмиратов.

Танк отличается плотной компоновкой и сравнительно низким силуэтом (среди «западных» танков). Интересная особенность АМХ-56 «Леклерк» — модульная конструкция броневой защиты. Ее элементы навешиваются на несущий коробчатый каркас, что позволят легко заменять поврежденные модули брони, упрощая полевой ремонт и увеличивая потенциал модернизации танка.

При этом, создатели АМХ-56 «Леклерк» совершенно отказались от установки динамической защиты, осколки которой, в бою, могут представлять большую угрозу для пехотинцев, зато постарались максимально усилить крышу башни от поражения с воздуха.
Утверждается, что танк в лобовой проекции защищен в два раза лучше, чем любой другой танк НАТО.

Чертеж французского танка АМХ-56 «Leclerc»

Конструкция танка АМХ-56 Leclerc

Корпус и башня французского танка АМХ-56 «Leclerc» изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены стальные короба шириной 200 мм. Этой разнесенной бронировкой прикрыты передние пары катков, направляющие колеса и рабочее место механика-водителя.

В качестве основного вооружения используется французская 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Отличительной особенностью орудия является высокая начальная скорость подкалиберного оперенного снаряда, значительно превышающая таковую у других танковых пушек НАТО (при взаимозаменяемости боеприпасов). Ствол орудия снабжен теплоизоляционным чехлом. Эжектор отсутствует, продувка канала ствола после выстрела осуществляется сжатым воздухом.

Танк оснащен автоматом заряжания с ленточным транспортером на 22 унитарных выстрела. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы до 15 выстр./мин., а эффективная скорострельность составляет 10 — 12 выстр./мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки — вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещенного в корпусе справа от механика-водителя.

Автомат снабжен считывающим устройством способным автоматически распознавать до 5 типов боеприпасов. Отсек пушки и автомата заряжания отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и живучесть, снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости.

Управление башенными приводами ведется с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, и менее пожароопасных. Их применение также позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот башни на 180° осуществляется за 5 с), повысить точность стрельбы, вести скрытое наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений шасси на башню и вооружение.

Гранатометная установка Galix, включающая два блока по девять 80-мм гранатометов, размещенных по бортам кормовой части башни имеет боекомплект из 4-х дымовых гранат, 2-х тепловых ловушек и 3-х противопехотных гранат массой по 5 кг.

Модель основного танка АМХ-56 «Leclerc»

Двигатель танка одновременно объединяет лучшие качества турбодизеля и газовой турбины. Он имеет камеру сгорания с перепускным клапаном переменной пропускной способности и турбокомпрессор. Благодаря системе наддува, двигатель по габаритам не превышающий двигатель танка АМХ-30, развивает мощность до 1500 л.с.

Трансмиссия АМХ-56 «Леклерк» автоматическая, смонтирована в одном блоке с двигателем и соединяется с ним через гидротрансформатор. Управление фрикционами осуществляется с помощью цифрового электронного блока, который автоматически определяет оптимальное соотношение между скоростью движения и реализуемым крутящим моментом. Конструкция силового блока и его установка в МТО выполнены таким образом, что его замена, включая систему охлаждения, может быть осуществлена в течение 30 мин.

Танк имеет по 6 опорных катков на борт и по 3 поддерживающих ролика. Подвеска  индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с РМШ имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые башмаки, крепящиеся на траки для движения по дорогам с твердым покрытием.

Сиденья на местах работы экипажа выполнены из негорючих материалов и эффективно поглощают вибрацию. Прицелы оснащены амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов, а круговой обзор с командирского места и сектор в 160° у наводчика предоставляют членам экипажа значительно большие возможности в бою.

Танк оснащен противоатомной защитой, оборудованием для подводного вождения, оборудованием для оповещения о лазерном облучении.

Колонна основных танков АМХ-56 «Leclerc»

Информационно-управляющая система танка

В танковую информационно-управляющую систему входит бортовой компьютер связанный с основными агрегатами танка, и параллельно, дублирующий баллистический вычислитель; электронная автоматическая система управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, системой пожаротушения, а также навигационная спутниковая система.

В боевой обстановке она способна прокладывать маршрут, обмениваться информацией с другими танками, уведомлять экипаж о состоянии основных бортовых систем. Вся информация выводится на цветные дисплеи в максимально визуализированом виде. О неисправностях и изменении обстановки экипажу сообщает речевой информатор.

К информационно-управляющей системе АМХ-56 «Леклерк» подключена и система управления огнем, автоматически вносящая поправки влияния окружающей среды и т.п. Благодаря высокой степени автоматизации, система управления огнем полностью готова к бою через 60 секунд после включения, позволяет эффективно вести огонь на скоростях (по пересеченной местности) до 36 км\ч и поражать в минуту до 6 целей.

С системой управления огнем тесно сопряжены 8 перископических приборов наблюдения командира, обеспечивающих круговой обзор, и 3 прибора наводчика, которые служат не только для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно развернуть башню и пушку в её направлении.

Ещё одно полезное свойство системы — контроль изгиба ствола при нагреве. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом, установленным над дульным срезом, и принимается датчиком на башне. Данные поступают в систему управления, которая автоматически вносит коррективы для расчета точки прицеливания.

Информационно-управляющая система составляет до 60% от общей стоимости танка. Благодаря чему, АМХ-56 «Leclerc» до сих пор является самым дорогим танком в мировом танкостроении. Его цена составляет около 10 млн. долларов, то есть почти в два раза выше, чем основные боевые танки других стран НАТО.

Рабочие места экипажа АМХ-56 «Leclerc» больше напоминают месте пилотов, а не танкистов

Основные модификации танка АМХ-56 «Leclerc»

  • АМХ-56 «Leclerc», базовая модель. Выпущено 406 штук (тремя сериями), в период с 1992 по 2006 г.
  • АМХ-56 «Leclerc Tropik», экспортный, для стран с жарким климатом. Двигатель MTU 883 Ка-501 мощностью 1650 л.с., усиленная система кондиционирования воздуха, дистанционно управляемая зенитно-пулеметная установка, дополнительные корзины для снаряжения на бортах и корме башни. Оборудование для подводного вождения демонтировано. Изготовлено 388 единиц + 2 учебных машины.
  • Leclerc DNG /DCL, ремонтно-эвакуационная машина на базе танка АМХ-56 «Leclerc» (фирма Nexter). Масса 35 т, вместо башни на корпусе смонтирована низкопрофильная броневая рубка с люком механика-водителя в лобовом листе.
    В передней части корпуса установлен бульдозерный отвал, спереди — справа размещена стрела гидравлического крана грузоподъемностью 30 т. В походном положении она укладывается вдоль борта. На крыше рубки смонтирована командирская башенка, перед которой установлен 12,7- мм пулемет. Изготовлено 66 машин (46 на экспорт).

Танк АМХ-56 «Леклерк» в пустынном камуфляже

Эксплуатация танка АМХ-56 «Leclerc»

В боевых условиях АМХ-56 «Leclerc» на данный момент был опробован дважды: в 1999 г. во время операции НАТО в Косово (15 танков), и, начиная с 2015 г. в операции коалиции ОАЭ против Йемена (не менее 70 танков).

Характер обоих конфликтов не предполагал противостояние АМХ-56 «Leclerc» каким-бы то ни было современным основным боевым танкам других стран, по этой причине судить о его реальной боевой эффективности весьма сложно. С другой стороны, поводов сомневаться в ней также нет.

По сведениям (к сожалению, на уровне слухов), французские эксперты обкаткой танка арабскими эмиратами довольны: хотя ряд машин подорвался на минах (от чего не застрахован, в общем-то, ни один танк), их экипажи не пострадали, и сами машины вполне могли быть восстановлены.

АМХ-56 «Леклерк», вид сзади. Хорошо видны крепления для дополнительных баков

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Танк «Леклерк»

В конце 70-х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы «Наполеон-1» и КРг-3 соответственно), но в 1982 году она была прекращена. Во Франции, однако, работы по созданию собственного перспективного танка третьего поколения были продолжены. Причем до появления опытного образца были изготовлены и испытаны такие подсистемы как боевой блок и подвеска. Основным разработчиком танка, получившего наименование «Леклерк» (по фамилии французского генерала времен Второй мировой войны), является государственное объединение. Серийное производство танков «Леклерк» осуществляет государственный арсенал, расположенный в городе Роан.

Танк «Леклерк» по своим основным боевым свойствам (огневая мощь, подвижность и броневая защита) значительно превосходит танк АМХ-30В2. Для него характерна высокая степень насыщенности электроникой, стоимость которой достигает почти половины стоимости самого танка. Танк «Леклерк» выполнен по классической компоновочной схеме с размещением основного вооружения во вращающейся бронированной башне, отделения управления в передней части корпуса, а моторно-трансмиссионного — в корме машины. В башне слева от пушки расположено место командира танка, справа — наводчика, а в нише установлен автомат заряжания.

Лобовые и боковые части корпуса и башни танка «Леклерк» изготовлены из многослойной брони с применением прокладок из керамических материалов. В передней части корпуса частично применена модульная конструкция броневой защиты. Она имеет два основных преимущества перед обычным исполнением: во-первых, при повреждении одного или нескольких модулей их можно относительно легко заменить даже в полевых условиях, а во-вторых, в будущем возможна установка модулей, выполненных из брони более эффективного типа. Особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными броневыми экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба, представляющие собой дополнительное разнесенное бронирование.

Танк «Леклерк» оснащен системой защиты от оружия массового поражения. В случае преодоления участков зараженной местности в боевом отделении с помощью фильтровентиляционной установки создается избыточное давление с целью предотвращения попадания в очищенный воздух радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Живучесть танка «Леклерк» также повышена за счет уменьшения его силуэта, наличием автоматической быстродействующей системы пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и электрических (вместо гидравлических) приводов наведения орудия, а также снижения оптической сигнатуры вследствие очень малой задымленности при работе двигателя. При необходимости может быть поставлена дымовая завеса путем отстрела дымовых гранат на расстояние до 55 м в переднем секторе до 120°.

Танк оснащается системой предупреждения (сигнализации) об облучении его лазерным лучом с тем, чтобы экипаж мог незамедлительно осуществить необходимый маневр машины для избежания поражения управляемым противотанковым средством. Также танк обладает достаточно высокой подвижностью на пересеченной местности. ОАЭ заказало танки «Леклерк», оснащенные моторно-трансмиссионной группой немецкого производства, в состав которой входят 1500-сильный двигатель фирмы МТУ 883-й серии и автоматическая трансмиссия фирмы «Ренк». С учетом эксплуатации в условиях пустыни танки оснащены системой кондиционирования боевого отделения. Пять первых танков из серии, предназначенной для ОАЭ, были готовы в феврале 1995 года. Два из них были доставлены заказчику по воздуху на борту российского транспортного самолета Ан-124, а три других поступили в бронетанковую школу в Сомюре.

Кроме ОАЭ, танки «Леклерк» были предложены и другим заказчикам на Ближнем Востоке. На этом рынке французские фирмы, производящие оружие, действуют весьма удачно на протяжении уже многих лет. В результате «Леклерками» заинтересовались Катар и Саудовская Аравия, где в настоящее время эксплуатируются различные модификации американских танков М60 и французских АМХ-30.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка «Леклерк» 
Боевая масса, т 54,5
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм:

длина корпуса 6880
ширина 3300
высота 2300
клиренс 400

Броня, мм

  противоснарядная

Вооружение:

  120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26; 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет М2НВ-ОСВ

Боекомплект:

  40 выстрелов, 800 патронов калибра 12,7-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель «Юнидизель» V8Х-1500, многотопливный, дизельный, 8-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 1500 л.с. при 2500 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 1,0 кг/см2
Скорость по шоссе, км/ч 71 км/ч
Запас хода по шоссе, км 720 (с дополнительными баками) — без дополнительных баков-550 км.

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3
глубина брода, м 1 м. С подготовкой 4 м

В любое время суток командир танка использует панорамный перископический прицел Н1-15, установленный на крыше башни слева от орудия. Он имеет дневной визуальный канал и ночной (с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения). У командира есть также дисплей, на котором отображается телевизионное изображение от прицела наводчика. В командирской башенке по периметру находятся восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор местности.

Командир танка и наводчик имеют все необходимые органы управления (панели, рукоятки, пульты). Для танка «Леклерк» характерно наличие большого количества электронных средств, в первую очередь цифровых вычислительных устройств (микропроцессоров), которые контролируют работу всех основных систем и оборудования танка. Через центральную мультиплексную шину данных между собой связаны: цифровой электронный баллистический вычислитель системы управления огнем (имеет связь со всеми датчиками условий стрельбы, дисплеями и ручками управления пультов командира и наводчика), микропроцессоры прицелов командира и наводчика, пушки и спаренного пулемета-автомата заряжания, двигателя и трансмиссии, панели управления механика-водителя.

Основным вооружением танка «Леклерк» является 120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26 с длинной ствола 52 калибра (у пушек танков М1А1 «Абрамс» и «Леопард-2» она составляет 44 калибра). Ствол снабжен теплоизоляционным чехлом. Для эффективной стрельбы во время движения пушка стабилизируется в двух плоскостях наведения. В боекомплект входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и кумулятивными снарядами. Бронебойный сердечник первых (отношение длины к диаметру 20:1) имеет начальную скорость 1750 м/с. В настоящее время французскими специалистами разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд с сердечником из обедненного урана и осколочно-фугасный снаряд для борьбы с боевыми вертолетами. Особенностью танка «Леклерк» является наличие автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек. Он создан фирмой «Крезо-Луар» и установлен в нише башни. Механизированная боеукладка включает 22 выстрела, а остальные 18 находятся в боеукпадке барабанного типа справа от механика-водителя. Автомат заряжания обеспечивает практическую скорострельность 12 выстрелов в минуту при ведении огня как с места, так и в движении.

В случае необходимости предусмотрено и ручное заряжание пушки. Американские специалисты рассматривают возможность применения данного автомата заряжания на танках «Абрамс» всех модификаций после проведения третьего этапа их модернизации. В качестве вспомогательного вооружения на танке «Леклерк» используются спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет и зенитный пулемет калибра 7,62-мм, установленный за люком наводчика и управляемый дистанционно. Боекомплект соответственно 800 и 2000 патронов. На бортах верхней кормовой части башни в специальных бронированных ограждениях смонтированы гранатометы (на каждый борт четыре дымовые гранаты, три противопехотные и две для создания инфракрасных ловушек). В систему управления огнем входят прицелы наводчика и командира танка с независимой стабилизацией их полей зрения в двух плоскостях и с встроенными лазерными дальномерами. Перископический прицел наводчика находится на правой передней части башни. Он содержит три оптикоэлектронных канала: дневной визуальный с переменным увеличением (2,5 и 10-кратного), тепловизионный и телевизионный. Максимальное расстояние до цели, измеряемое лазерным дальномером, достигает 8000 м Для наблюдения, обнаружения и опознавания целей, а также ведения огня снарядом с отделяющимся поддоном (на дальности 2000 м) и кумулятивным снарядом (1500 м).

В качестве силовой установки танка «Леклерк» используется 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель V8Х-1500 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Он выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией ЕЗМ 500, который можно заменить за 30 мин. Система наддува, получившая название «гипербар», включает турбокомпрессор и камеру сгорания (типа газовой турбины). Она создает более высокое давление наддува с целью значительного увеличения мощности двигателя при одновременном улучшении характеристик крутящего момента. Автоматическая коробка передач обеспечивает пять скоростей переднего хода и две заднего. Танк «Леклерк» обладает хорошей приемистостью — за 5,5 секунды разгоняется до скорости 32 км/ч. Особенностью этого французского танка является наличие гидропневматической подвески, которая обеспечивает плавность движения и наиболее возможную по тяговым качествам скорость на дорогах и пересеченной местности.. Ходовая часть включает опорные катки (по шесть на сторону), ведущие и направляющие колеса, поддерживающие ролики и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Первоначально для французских сухопутных войск планировалось закупить 1400 танков «Леклерк». Однако изменение военно-политической обстановки, вызванное распадом военной организации Варшавского договора, отразилось на потребности французской армии в танках: заказ уменьшился до 1100 единиц, из которых основная часть предназначалась для перевооружения шести бронетанковых дивизий (по 160 машин), 70 танков должны были поступить в резерв и в танковые школы. Вполне возможно, что эти цифры еще изменятся.

Ориентировочная стоимость одного танка составляет 29 млн.франков. Танк данного типа предназначен для плановой замены устаревающих АМХ-30. В начале 1989 года была заказана первая партия (16 единиц) танков «Леклерк» серийного производства с началом поставок в войска в конце 1991 года. Войсковые испытания этих машин на уровне танкового эскадрона прошли в 1993 году. Первый танковый полк был укомплектован ими в 1995 году, а первая бронетанковая дивизия — в 1996 году.

Источники:

  • Wieslaw Barnat & Michal Nita «AMX Leclerc»;
  • М. Барятинский. Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Ю. Чаров. Французский основной боевой танк «Леклерк»- «Зарубежное военное обозрение»;
  • Marc Chassillan «Char Leclerc: De la guerre froide aux conflits de demain»;
  • Stefan Marx: LECLERC — Der französische Kampfpanzer des 21;
  • Dariusz Użycki. Leclerc — pół generacji przed Abramsem i Leopardem.

pro-tank.ru

Танк «Леклерк»

В конце 70-х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы «Наполеон-1» и КРг-3 соответственно), но в 1982 году она была прекращена. Во Франции, однако, работы по созданию собственного перспективного танка третьего поколения были продолжены. Причем до появления опытного образца были изготовлены и испытаны такие подсистемы как боевой блок и подвеска. Основным разработчиком танка, получившего наименование «Леклерк» (по фамилии французского генерала времен Второй мировой войны), является государственное объединение. Серийное производство танков «Леклерк» осуществляет государственный арсенал, расположенный в городе Роан.

Танк «Леклерк» по своим основным боевым свойствам (огневая мощь, подвижность и броневая защита) значительно превосходит танк АМХ-30В2. Для него характерна высокая степень насыщенности электроникой, стоимость которой достигает почти половины стоимости самого танка. Танк «Леклерк» выполнен по классической компоновочной схеме с размещением основного вооружения во вращающейся бронированной башне, отделения управления в передней части корпуса, а моторно-трансмиссионного — в корме машины. В башне слева от пушки расположено место командира танка, справа — наводчика, а в нише установлен автомат заряжания.

Лобовые и боковые части корпуса и башни танка «Леклерк» изготовлены из многослойной брони с применением прокладок из керамических материалов. В передней части корпуса частично применена модульная конструкция броневой защиты. Она имеет два основных преимущества перед обычным исполнением: во-первых, при повреждении одного или нескольких модулей их можно относительно легко заменить даже в полевых условиях, а во-вторых, в будущем возможна установка модулей, выполненных из брони более эффективного типа. Особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными броневыми экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба, представляющие собой дополнительное разнесенное бронирование.

Танк «Леклерк» оснащен системой защиты от оружия массового поражения. В случае преодоления участков зараженной местности в боевом отделении с помощью фильтровентиляционной установки создается избыточное давление с целью предотвращения попадания в очищенный воздух радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Живучесть танка «Леклерк» также повышена за счет уменьшения его силуэта, наличием автоматической быстродействующей системы пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и электрических (вместо гидравлических) приводов наведения орудия, а также снижения оптической сигнатуры вследствие очень малой задымленности при работе двигателя. При необходимости может быть поставлена дымовая завеса путем отстрела дымовых гранат на расстояние до 55 м в переднем секторе до 120°.

Танк оснащается системой предупреждения (сигнализации) об облучении его лазерным лучом с тем, чтобы экипаж мог незамедлительно осуществить необходимый маневр машины для избежания поражения управляемым противотанковым средством. Также танк обладает достаточно высокой подвижностью на пересеченной местности. ОАЭ заказало танки «Леклерк», оснащенные моторно-трансмиссионной группой немецкого производства, в состав которой входят 1500-сильный двигатель фирмы МТУ 883-й серии и автоматическая трансмиссия фирмы «Ренк». С учетом эксплуатации в условиях пустыни танки оснащены системой кондиционирования боевого отделения. Пять первых танков из серии, предназначенной для ОАЭ, были готовы в феврале 1995 года. Два из них были доставлены заказчику по воздуху на борту российского транспортного самолета Ан-124, а три других поступили в бронетанковую школу в Сомюре.

Кроме ОАЭ, танки «Леклерк» были предложены и другим заказчикам на Ближнем Востоке. На этом рынке французские фирмы, производящие оружие, действуют весьма удачно на протяжении уже многих лет. В результате «Леклерками» заинтересовались Катар и Саудовская Аравия, где в настоящее время эксплуатируются различные модификации американских танков М60 и французских АМХ-30.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка «Леклерк» 
Боевая масса, т 54,5
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм:

длина корпуса 6880
ширина 3300
высота 2300
клиренс 400

Броня, мм

  противоснарядная

Вооружение:

  120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26; 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет М2НВ-ОСВ

Боекомплект:

  40 выстрелов, 800 патронов калибра 12,7-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель «Юнидизель» V8Х-1500, многотопливный, дизельный, 8-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 1500 л.с. при 2500 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 1,0 кг/см2
Скорость по шоссе, км/ч 71 км/ч
Запас хода по шоссе, км 720 (с дополнительными баками) — без дополнительных баков-550 км.

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3
глубина брода, м 1 м. С подготовкой 4 м

В любое время суток командир танка использует панорамный перископический прицел Н1-15, установленный на крыше башни слева от орудия. Он имеет дневной визуальный канал и ночной (с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения). У командира есть также дисплей, на котором отображается телевизионное изображение от прицела наводчика. В командирской башенке по периметру находятся восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор местности.

Командир танка и наводчик имеют все необходимые органы управления (панели, рукоятки, пульты). Для танка «Леклерк» характерно наличие большого количества электронных средств, в первую очередь цифровых вычислительных устройств (микропроцессоров), которые контролируют работу всех основных систем и оборудования танка. Через центральную мультиплексную шину данных между собой связаны: цифровой электронный баллистический вычислитель системы управления огнем (имеет связь со всеми датчиками условий стрельбы, дисплеями и ручками управления пультов командира и наводчика), микропроцессоры прицелов командира и наводчика, пушки и спаренного пулемета-автомата заряжания, двигателя и трансмиссии, панели управления механика-водителя.

Основным вооружением танка «Леклерк» является 120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26 с длинной ствола 52 калибра (у пушек танков М1А1 «Абрамс» и «Леопард-2» она составляет 44 калибра). Ствол снабжен теплоизоляционным чехлом. Для эффективной стрельбы во время движения пушка стабилизируется в двух плоскостях наведения. В боекомплект входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и кумулятивными снарядами. Бронебойный сердечник первых (отношение длины к диаметру 20:1) имеет начальную скорость 1750 м/с. В настоящее время французскими специалистами разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд с сердечником из обедненного урана и осколочно-фугасный снаряд для борьбы с боевыми вертолетами. Особенностью танка «Леклерк» является наличие автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек. Он создан фирмой «Крезо-Луар» и установлен в нише башни. Механизированная боеукладка включает 22 выстрела, а остальные 18 находятся в боеукпадке барабанного типа справа от механика-водителя. Автомат заряжания обеспечивает практическую скорострельность 12 выстрелов в минуту при ведении огня как с места, так и в движении.

В случае необходимости предусмотрено и ручное заряжание пушки. Американские специалисты рассматривают возможность применения данного автомата заряжания на танках «Абрамс» всех модификаций после проведения третьего этапа их модернизации. В качестве вспомогательного вооружения на танке «Леклерк» используются спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет и зенитный пулемет калибра 7,62-мм, установленный за люком наводчика и управляемый дистанционно. Боекомплект соответственно 800 и 2000 патронов. На бортах верхней кормовой части башни в специальных бронированных ограждениях смонтированы гранатометы (на каждый борт четыре дымовые гранаты, три противопехотные и две для создания инфракрасных ловушек). В систему управления огнем входят прицелы наводчика и командира танка с независимой стабилизацией их полей зрения в двух плоскостях и с встроенными лазерными дальномерами. Перископический прицел наводчика находится на правой передней части башни. Он содержит три оптикоэлектронных канала: дневной визуальный с переменным увеличением (2,5 и 10-кратного), тепловизионный и телевизионный. Максимальное расстояние до цели, измеряемое лазерным дальномером, достигает 8000 м Для наблюдения, обнаружения и опознавания целей, а также ведения огня снарядом с отделяющимся поддоном (на дальности 2000 м) и кумулятивным снарядом (1500 м).

В качестве силовой установки танка «Леклерк» используется 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель V8Х-1500 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Он выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией ЕЗМ 500, который можно заменить за 30 мин. Система наддува, получившая название «гипербар», включает турбокомпрессор и камеру сгорания (типа газовой турбины). Она создает более высокое давление наддува с целью значительного увеличения мощности двигателя при одновременном улучшении характеристик крутящего момента. Автоматическая коробка передач обеспечивает пять скоростей переднего хода и две заднего. Танк «Леклерк» обладает хорошей приемистостью — за 5,5 секунды разгоняется до скорости 32 км/ч. Особенностью этого французского танка является наличие гидропневматической подвески, которая обеспечивает плавность движения и наиболее возможную по тяговым качествам скорость на дорогах и пересеченной местности.. Ходовая часть включает опорные катки (по шесть на сторону), ведущие и направляющие колеса, поддерживающие ролики и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Первоначально для французских сухопутных войск планировалось закупить 1400 танков «Леклерк». Однако изменение военно-политической обстановки, вызванное распадом военной организации Варшавского договора, отразилось на потребности французской армии в танках: заказ уменьшился до 1100 единиц, из которых основная часть предназначалась для перевооружения шести бронетанковых дивизий (по 160 машин), 70 танков должны были поступить в резерв и в танковые школы. Вполне возможно, что эти цифры еще изменятся.

Ориентировочная стоимость одного танка составляет 29 млн.франков. Танк данного типа предназначен для плановой замены устаревающих АМХ-30. В начале 1989 года была заказана первая партия (16 единиц) танков «Леклерк» серийного производства с началом поставок в войска в конце 1991 года. Войсковые испытания этих машин на уровне танкового эскадрона прошли в 1993 году. Первый танковый полк был укомплектован ими в 1995 году, а первая бронетанковая дивизия — в 1996 году.

Источники:

  • Wieslaw Barnat & Michal Nita «AMX Leclerc»;
  • М. Барятинский. Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Ю. Чаров. Французский основной боевой танк «Леклерк»- «Зарубежное военное обозрение»;
  • Marc Chassillan «Char Leclerc: De la guerre froide aux conflits de demain»;
  • Stefan Marx: LECLERC — Der französische Kampfpanzer des 21;
  • Dariusz Użycki. Leclerc — pół generacji przed Abramsem i Leopardem.

pro-tank.ru

Танк «Леклерк» Франция характеристики

Танки

Самолеты

В конце 70-х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы «Наполеон-1» и КРг-3 соответственно), но в 1982 году она была прекращена. Во Франции, однако, работы по созданию собственного перспективного танка третьего поколения были продолжены. Причем до появления опытного образца были изготовлены и испытаны такие подсистемы как боевой блок и подвеска. Основным разработчиком танка, получившего наименование «Леклерк» (по фамилии французского генерала времен Второй мировой войны), является государственное объединение. Серийное производство танков «Леклерк» осуществляет государственный арсенал, расположенный в городе Роан.

Танк «Леклерк» по своим основным боевым свойствам (огневая мощь, подвижность и броневая защита) значительно превосходит танк АМХ-30В2. Для него характерна высокая степень насыщенности электроникой, стоимость которой достигает почти половины стоимости самого танка. Танк «Леклерк» выполнен по классической компоновочной схеме с размещением основного вооружения во вращающейся бронированной башне, отделения управления в передней части корпуса, а моторно-трансмиссионного — в корме машины. В башне слева от пушки расположено место командира танка, справа — наводчика, а в нише установлен автомат заряжания.

Лобовые и боковые части корпуса и башни танка «Леклерк» изготовлены из многослойной брони с применением прокладок из керамических материалов. В передней части корпуса частично применена модульная конструкция броневой защиты. Она имеет два основных преимущества перед обычным исполнением: во-первых, при повреждении одного или нескольких модулей их можно относительно легко заменить даже в полевых условиях, а во-вторых, в будущем возможна установка модулей, выполненных из брони более эффективного типа. Особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными броневыми экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба, представляющие собой дополнительное разнесенное бронирование.

Танк «Леклерк» оснащен системой защиты от оружия массового поражения. В случае преодоления участков зараженной местности в боевом отделении с помощью фильтровентиляционной установки создается избыточное давление с целью предотвращения попадания в очищенный воздух радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Живучесть танка «Леклерк» также повышена за счет уменьшения его силуэта, наличием автоматической быстродействующей системы пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и электрических (вместо гидравлических) приводов наведения орудия, а также снижения оптической сигнатуры вследствие очень малой задымленности при работе двигателя. При необходимости может быть поставлена дымовая завеса путем отстрела дымовых гранат на расстояние до 55 м в переднем секторе до 120°.

Танк оснащается системой предупреждения (сигнализации) об облучении его лазерным лучом с тем, чтобы экипаж мог незамедлительно осуществить необходимый маневр машины для избежания поражения управляемым противотанковым средством. Также танк обладает достаточно высокой подвижностью на пересеченной местности. ОАЭ заказало танки «Леклерк», оснащенные моторно-трансмиссионной группой немецкого производства, в состав которой входят 1500-сильный двигатель фирмы МТУ 883-й серии и автоматическая трансмиссия фирмы «Ренк». С учетом эксплуатации в условиях пустыни танки оснащены системой кондиционирования боевого отделения. Пять первых танков из серии, предназначенной для ОАЭ, были готовы в феврале 1995 года. Два из них были доставлены заказчику по воздуху на борту российского транспортного самолета Ан-124, а три других поступили в бронетанковую школу в Сомюре.

Кроме ОАЭ, танки «Леклерк» были предложены и другим заказчикам на Ближнем Востоке. На этом рынке французские фирмы, производящие оружие, действуют весьма удачно на протяжении уже многих лет. В результате «Леклерками» заинтересовались Катар и Саудовская Аравия, где в настоящее время эксплуатируются различные модификации американских танков М60 и французских АМХ-30.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка «Леклерк» 
Боевая масса, т 54,5
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм:

длина корпуса 6880
ширина 3300
высота 2300
клиренс 400

Броня, мм

  противоснарядная

Вооружение:

  120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26; 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет М2НВ-ОСВ

Боекомплект:

  40 выстрелов, 800 патронов калибра 12,7-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель «Юнидизель» V8Х-1500, многотопливный, дизельный, 8-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 1500 л.с. при 2500 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 1,0 кг/см2
Скорость по шоссе, км/ч 71 км/ч
Запас хода по шоссе, км 720 (с дополнительными баками) — без дополнительных баков-550 км.

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3
глубина брода, м 1 м. С подготовкой 4 м

В любое время суток командир танка использует панорамный перископический прицел Н1-15, установленный на крыше башни слева от орудия. Он имеет дневной визуальный канал и ночной (с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения). У командира есть также дисплей, на котором отображается телевизионное изображение от прицела наводчика. В командирской башенке по периметру находятся восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор местности.

Командир танка и наводчик имеют все необходимые органы управления (панели, рукоятки, пульты). Для танка «Леклерк» характерно наличие большого количества электронных средств, в первую очередь цифровых вычислительных устройств (микропроцессоров), которые контролируют работу всех основных систем и оборудования танка. Через центральную мультиплексную шину данных между собой связаны: цифровой электронный баллистический вычислитель системы управления огнем (имеет связь со всеми датчиками условий стрельбы, дисплеями и ручками управления пультов командира и наводчика), микропроцессоры прицелов командира и наводчика, пушки и спаренного пулемета-автомата заряжания, двигателя и трансмиссии, панели управления механика-водителя.

Основным вооружением танка «Леклерк» является 120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26 с длинной ствола 52 калибра (у пушек танков М1А1 «Абрамс» и «Леопард-2» она составляет 44 калибра). Ствол снабжен теплоизоляционным чехлом. Для эффективной стрельбы во время движения пушка стабилизируется в двух плоскостях наведения. В боекомплект входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и кумулятивными снарядами. Бронебойный сердечник первых (отношение длины к диаметру 20:1) имеет начальную скорость 1750 м/с. В настоящее время французскими специалистами разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд с сердечником из обедненного урана и осколочно-фугасный снаряд для борьбы с боевыми вертолетами. Особенностью танка «Леклерк» является наличие автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек. Он создан фирмой «Крезо-Луар» и установлен в нише башни. Механизированная боеукладка включает 22 выстрела, а остальные 18 находятся в боеукпадке барабанного типа справа от механика-водителя. Автомат заряжания обеспечивает практическую скорострельность 12 выстрелов в минуту при ведении огня как с места, так и в движении.

В случае необходимости предусмотрено и ручное заряжание пушки. Американские специалисты рассматривают возможность применения данного автомата заряжания на танках «Абрамс» всех модификаций после проведения третьего этапа их модернизации. В качестве вспомогательного вооружения на танке «Леклерк» используются спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет и зенитный пулемет калибра 7,62-мм, установленный за люком наводчика и управляемый дистанционно. Боекомплект соответственно 800 и 2000 патронов. На бортах верхней кормовой части башни в специальных бронированных ограждениях смонтированы гранатометы (на каждый борт четыре дымовые гранаты, три противопехотные и две для создания инфракрасных ловушек). В систему управления огнем входят прицелы наводчика и командира танка с независимой стабилизацией их полей зрения в двух плоскостях и с встроенными лазерными дальномерами. Перископический прицел наводчика находится на правой передней части башни. Он содержит три оптикоэлектронных канала: дневной визуальный с переменным увеличением (2,5 и 10-кратного), тепловизионный и телевизионный. Максимальное расстояние до цели, измеряемое лазерным дальномером, достигает 8000 м Для наблюдения, обнаружения и опознавания целей, а также ведения огня снарядом с отделяющимся поддоном (на дальности 2000 м) и кумулятивным снарядом (1500 м).

В качестве силовой установки танка «Леклерк» используется 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель V8Х-1500 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Он выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией ЕЗМ 500, который можно заменить за 30 мин. Система наддува, получившая название «гипербар», включает турбокомпрессор и камеру сгорания (типа газовой турбины). Она создает более высокое давление наддува с целью значительного увеличения мощности двигателя при одновременном улучшении характеристик крутящего момента. Автоматическая коробка передач обеспечивает пять скоростей переднего хода и две заднего. Танк «Леклерк» обладает хорошей приемистостью — за 5,5 секунды разгоняется до скорости 32 км/ч. Особенностью этого французского танка является наличие гидропневматической подвески, которая обеспечивает плавность движения и наиболее возможную по тяговым качествам скорость на дорогах и пересеченной местности.. Ходовая часть включает опорные катки (по шесть на сторону), ведущие и направляющие колеса, поддерживающие ролики и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Первоначально для французских сухопутных войск планировалось закупить 1400 танков «Леклерк». Однако изменение военно-политической обстановки, вызванное распадом военной организации Варшавского договора, отразилось на потребности французской армии в танках: заказ уменьшился до 1100 единиц, из которых основная часть предназначалась для перевооружения шести бронетанковых дивизий (по 160 машин), 70 танков должны были поступить в резерв и в танковые школы. Вполне возможно, что эти цифры еще изменятся.

Ориентировочная стоимость одного танка составляет 29 млн.франков. Танк данного типа предназначен для плановой замены устаревающих АМХ-30. В начале 1989 года была заказана первая партия (16 единиц) танков «Леклерк» серийного производства с началом поставок в войска в конце 1991 года. Войсковые испытания этих машин на уровне танкового эскадрона прошли в 1993 году. Первый танковый полк был укомплектован ими в 1995 году, а первая бронетанковая дивизия — в 1996 году.

Источники:

  • Wieslaw Barnat & Michal Nita «AMX Leclerc»;
  • М. Барятинский. Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Ю. Чаров. Французский основной боевой танк «Леклерк»- «Зарубежное военное обозрение»;
  • Marc Chassillan «Char Leclerc: De la guerre froide aux conflits de demain»;
  • Stefan Marx: LECLERC — Der französische Kampfpanzer des 21;
  • Dariusz Użycki. Leclerc — pół generacji przed Abramsem i Leopardem.

wikiwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *