Бтр 80 танк – Семейство БТР-60/70/80 в боевых действиях » Военное обозрение

БТР-80 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. БТР.

БТР-80 на Параде Победы
БТР-80
Классификация

Бронетранспортёр

Боевая масса, т

13,6

Экипаж, чел.

3

Десант, чел.

7

История
Производитель

Годы производства

с 1984 — настоящее время

Годы эксплуатации

с 1986 — настоящее время

Основные операторы


Размеры
Длина корпуса, мм

7650

Ширина корпуса, мм

2900

Высота, мм

2350..2460

База, мм

4400

Колея, мм

2410

Клиренс, мм

475

Бронирование
Тип брони

стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град.

10

Борт корпуса, мм/град.

7..9

Корма корпуса, мм/град.

7

Лоб башни, мм/град.

7

Борт башни, мм/град.

7

Корма рубки, мм/град.

7

Вооружение
Углы ВН, град.

−4..+60

Углы ГН, град.

360

Дальность стрельбы, км

1..2 (КПВТ)
1,5 (ПКТ)

Прицелы

1ПЗ-2

Пулемёты

1 × 14,5-мм КПВТ
1 × 7,62-мм ПКТ

Подвижность
Тип двигателя

КамАЗ 7403

Производитель:</td>Камский автозавод</td></tr>
Марка:</td>КамАЗ 7403</td></tr>
Тип:</td>дизельный</td></tr>
Объём:</td>10 850 см3</td></tr>
Максимальная мощность:</td>260 л. с., при 2600 об/мин</td></tr>
Максимальный крутящий момент:</td>785 Н·м, при 1800 об/мин</td></tr>
Конфигурация:</td>V8</td></tr>
Цилиндров:</td>8</td></tr>
Расход топлива при смешанном цикле:</td>60..130 л/100 км</td></tr>
Расход топлива на трассе:</td>48 л/100 км</td></tr>
Диаметр цилиндра:</td>120 мм</td></tr>
Ход поршня:</td>120 мм</td></tr>
Степень сжатия:</td>16</td></tr>
Охлаждение:</td>жидкостное </td></tr>
Тактность (число тактов):</td>4</td></tr>
Порядок работы цилиндров:</td>1-5-4-2-6-3-7-8</td></tr>
Максимальные обороты:</td>2930</td></tr>
Мощность двигателя, л. с.

260

Скорость по шоссе, км/ч

80[1]

Скорость по пересечённой местности, км/ч

20..40 по грунту
9 на плаву

Запас хода по шоссе, км

600

Запас хода по пересечённой местности, км

200..500 по грунтовым дорогам

Удельная мощность, л. с./т

19,1

Колёсная формула

8 × 8 / 4

Тип подвески

индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами

Преодолеваемый подъём, град.

30

Преодолеваемая стенка, м

0,5

Преодолеваемый ров, м

2

Преодолеваемый брод, м

плавает

БТР-80 на Викискладе?

БТР-80 — советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты

[2][3]. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении по меньшей мере 26 государств[3].

История создания и производства

Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем

[4][5]. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины[6]. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами[7].

Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса[8]. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм

[8][9]. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы[8]. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился[10]. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80[5].

Описание конструкции

БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трёх человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортёр может перевозить семь человек десанта внутри, в десантном отделении, и ещё столько же снаружи, на броне.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.

В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше

[10][11].

На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу[12]. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Вооружение

Прицел 1ПЗ-7 на БТР-80

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ — до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями

Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса[13]. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали — 33°, а дальность видения при нормальных условиях — 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10

−3лк[14].

Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13 — +33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300—400 метров[14]. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 — двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.

Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четырьмя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей[11].

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов — командира, механика-водителя и башенного стрелка[15].

Двигатель и трансмиссия

На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-7403 с турбокомпрессором, установленном в развале двигателя. БТР-80 с двигателем ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М.

Ходовая часть

Водомётный движитель

Модификации

Советские и российские

  • БТР-80 — базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
  • БТР-80К — командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием
  • БТР-80А — модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты
  • БТР-80С — вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки
  • БТР-80М — вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-126 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.[16].

Венгерские

  • В Венгрии предприятием CURRUS на базе БТР-80 было разработано семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учётом требований НАТО:
    • BTR-80 SKJ — бронированная медицинская машина
    • BTR-80 VSF — машина радио- био- химической разведки
    • BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
    • BTR-80 MPAEJ — машина техобслуживания и ремонта
    • BTR-80 MPFJ — инженерная машина

Украинские

  • БТР-80-КБА-2 — украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой КБА-2 и устройством для отстрела дымовых гранат)[17]
  • БТР-80УМ — украинская модернизация БТР-80. Установлены украинский двигатель производства токмакского завода «Юждизельмаш» мощностью 300 лошадиных сил и новая башня с пулемётно-пушечным вооружением (23-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемёт). Первый демонстрационный образец БТР-80УМ был представлен на учениях в сентябре 1998 года[18]
  • БТР-80УП — украинско-польская модернизация БТР-80, разработанная для Ирака. Усилена защита, установлен новые дизельные двигатели мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, снята водомётная установка. Помимо линейного бронетранспортёра, разработаны 7 специализированных модификаций[19]

Машины на базе БТР-80

Советские и российские

  • 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
  • 2С23 «Нона-СВК» — 120-мм самоходное артиллерийское орудие
  • БРВМ-К — бронированная ремонтно-восстановительная машина
  • БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
  • БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
  • БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина, создана в 1990-е годы на базе БТР-80[20]
  • БПДМ «Тайфун-М» — боевая противодиверсионная машина, создана в 2007—2012 годах на базе БТР-82[20][21][22]
  • ГАЗ-59402 «Пурга» — бронированная пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу
  • УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси для создания специальных колёсных машин, предназначенных для монтажа аппаратуры связи, средств разведки, медицинской помощи и других возможных средств специального назначения. Внешне отличается увеличенной высотой средней части корпуса и дополнительно смонтированными люками. Изготавливается в двух вариантах: УНШ-10 — с колпаком и УНШ-12 — без колпака.
  • РХМ-4 — бронированная машина для химической и радиационной разведки
  • РХМ-6 — бронированная машина для химической и радиационной разведки
  • РПМ-2 — бронированная машина для разведывательно-поисковой деятельности (предназначена для поиска, обнаружения и определения места локальных и радиоактивных и химически опасных аномалий)
  • ЗС-88,ЗС-96 — звуковещательные станции

Украинские

  • БРЭМ-2000К — украинская бронированная ремонтно-эвакуационная машина производства Киевского ремонто-механического завода
  • ASGLA («ASRAD — IGLA») — зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия, разработанный европейской компанией MBDA при участии украинской фирмы «Арсенал». Представляет собой вариант немецкого зенитно-ракетного комплекса ASRAD (использующий для стрельбы ракеты «Игла») на базе БТР-80, ранее состоявших на вооружении армии ГДР[23]

Операторы

  • Абхазия Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год[24][неавторитетный источник? 961 день]
  • Азербайджан Азербайджан:
  • Алжир Алжир — 150 БТР-80, по состоянию на 2016 год[28]
  • Ангола Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2016 год[29]
  • Армения Армения — 4 БТР-80, по состоянию на 2016 год[30]
  • Афганистан Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год[31]
  • Бангладеш Бангладеш — 155 БТР-80А, по состоянию на 2016 год[32]
  • Белоруссия Белоруссия — 153 БТР-80, по состоянию на 2016 год[33]
  • Бурунди Бурунди — 10 БТР-80, по состоянию на 2016 год,[34], поставлены с Украины в 2001 году.[35]
  • Венгрия Венгрия:
  • Венесуэла

wiki-org.ru

БТР-90 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требуют 22 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. БТР.
БТР-90
БТР-90
Боевая масса, т 22[1]
Экипаж, чел. 3+7 десант
Размеры
Длина корпуса, мм 8200
Ширина, мм 3100
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 510
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм 2А42
Пулемёты 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение гранатомёт АГС-17, ПТРК «Конкурс-М»
Подвижность
Тип двигателя
2В-06-2С
Производитель Россия

ru.wikipedia.org

80 | Армия и вооружение

В начале 80-х годов КБ Горьковского автозавода под управлением главного конструктора Масягиного А. приступило к созданию уникального советского бронетранспортера ГАЗ-5903, который явился дальнейшим развитием серии БТР-60 и 70. Данная боевая машина поступила на вооружение в 1986 году. Производимые на Арзамасском машиностроительном заводе бронетранспортеры получили наименование БТР-80.

Бронетранспортер-80 имеет подобное его предшественникам компоновочное решение. В задней части располагается двигатель и десантное отделение, а в передней части машины находится кабина управления.

Корпус БТР-80 выполнен из сваренных катаных стальных бронепластин, которые располагаются под углом к нормали. Лобовые бронелисты герметичного корпуса машины предохраняют членов экипажа от пуль калибра 12,7 мм, в то время как боковая и задняя проекции обеспечивают защиту лишь от пуль калибра 7,62-мм.

Десантное отделение вмещает 6 солдат, которые находятся лицом к борту на 2-х сиденьях, установленных вдоль продольной оси машины. Осуществление огня из
БТР-80
возможно, благодаря наличию 7 амбразур, две из которых выполнены под стрельбу из пулемета. Амбразуры имеют шаровые опоры, дающие возможность производить стрельбу без разгерметизации машинного отделения на местности. В механизме поддержания чистоты среды

БТР
задействована фильтровентиляционная система, производящая внутри корпуса противодавление. Помимо озвученных бойниц, в люках крыши десантного отсека имеются по 1 амбразуре.

Высадка и загрузка десантников осуществляется через двустворчатые двери по обеим сторонам БТР-80. Верхняя створка двери откидывается вверх, а нижняя, являясь своеобразной лестницей, опускается вниз.

БТР-80 с новой башней и пушкой 2А72

В переднем отделе бронетранспортера находится кабина управления, где справа размещается командир машины, а слева механик-водитель. Они имеют возможность обозревать местность при помощи командирского устройства наблюдения ТКН-3 и перископического устройства наблюдения ТНП-Б. Позади отделения управления располагается сиденье стрелка башенного отделения и одно сиденье десантника.

Среди устройств БТР-80 можно выделить танковое переговорное устройство Р-124 (на бронетранспортерах более позднего выпуска установлен прибор Р-174), радиостанция Р-123М, средства защиты от оружия массового поражения (прибор радиационной разведки ДП-3Б, фильтровентиляционная установка и устройство химической разведки ВПХР), лебёдка для самовытаскивания и автоматическая противопожарная система.

Вооружение БТР-80 включает 14,5-мм пулемет КПВТ и совмещенный с ним 7,62-мм ПКТ. Основное оружие размещается в башне и имеет углы склонения в диапазоне от -4° до +60°. Кроме того, на башне установлен осветитель ОУ-3ГА2М и гранатомёты с дымовыми гранатами 3Д6.

Платформа БТР-80 выполнена довольно стереотипно в сравнении с его предыдущими сериями. Колесная формула 8х8 характеризуется передними четырьмя управляемыми колесами. В сравнении с БТР-70 бронетранспортер 80-ой серии имеет один двигатель, однако из-за использования универсальной раздаточной коробки, узлы и агрегаты
военной машины не сильно изменились.

Бронетранспортер 80А с 30-мм автоматической пушкой 2А72

Замена карбюраторных двигателей V-образным 8-мицилиндрового дизелем КамАЗ-7403 с жидкостным охлаждением и турбокомпрессорным наддувом значительно понизило пожароопасность машины. Максимальная мощность при 2600 об./мин. составляет 260 л.с..

Стоит отметить, что с 93-го года на бронетранспортер устанавливается 240-сильный дизель ЯМЗ-238М2, изготовленный в виде одного агрегата со коробкой передач и сцеплением и находящимся в моторно-трансмиссионном отделении в задней части машины.

БТР-80 добирается вплавь

Скоростные свойства БТР-80 характеризуются 80-90 км/час по шоссе и 10 км/ч вплавь. Благодаря центральному устройству управления давлением в шинах и бескамерным шинам сверхнизкого давления, бронетранспортер характеризуется проходимостью гусеничной техники и несравненно более высокой скоростью. Кроме всего прочего, разработаны специальные устойчивые к повреждениям шины КИ-126 и КИ-80, которые сохраняют свои ходовые качества на несколько десятков километров даже будучи прострелянными.

————-

источники: armor.kiev.ua; army.lv

warinform.ru

Бронетранспортер БТР-80

Работы над новым бронетранспортером были начаты в первой половине 1980-х годов в конструкторском бюро Горьковского автозавода. Новая машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903.

Бронетранспортер БТР-80 ранних выпусков

В 1986 г. после успешных заводских и государственных испытаний бронетранспортер ГАЗ-5903 был принят под обозначением БТР-80 на вооружение Советской Армии. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод.
БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант БТР-70. Компоновка машины такая же, что и у его предшественников: в передней части корпуса находится отделение управления, за ним десантное отделение и в кормовой части - моторно-трансмиссионное отделение. Герметичный, полностью закрытый корпус сваривался из катаных стальных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. Он защищал экипаж и десантников от пуль ручного стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов, а лобовая броня - и от пуль калибра 12,7 мм.
В отделении управления оборудованы места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью ведется через смотровые люки, закрываемые бронированными крышками, и перископические приборы наблюдения. Тут же установлены щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция и переговорное устройство. В правой части лобового листа установлена амбразура с шаровой опорой для стрельбы из автомата. Доступ в отделение управления осуществляется через два люка в крыше корпуса.

Бронетранспортер БТР-80 поздних выпусков

В средней части корпуса и башне бронетранспортера находится боевое отделение. Здесь сразу за местами командира и механика-водителя установлены два одноместных сиденья для одного из пехотинцев десанта и стрелка башенной пулеметной установки. Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, в которой установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патр., а ПКТ - из 2000 патр. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Для ведения стрельбы наводчик занимает место на подвесном сидение, установленном в башне. На бронетранспортерах поздних выпусков для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки устанавливался осветитель ОУ-3ГА2М. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок 3Д6 системы 902В "Туча" для запуска 81-мм дымовых гранат. Кроме того, внутри БТР-80 в укладках перевозятся 2 автомата Калашникова, 2 переносных ЗРК 9К34М "Стрела-2", гранатомет РПГ-7 и 5 выстрелов к нему.

Бронетранспортер БТР-80А

Основная часть десанта - 6 полностью экипированных пехотинцев - располагается лицом к борту на двух сиденьях, смонтированных в десантном отделении вдоль продольной оси корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах корпуса имеется 7 амбразур и еще одна в лобовом листе, которые снабжены шаровыми опорами и приборами наблюдения. Кроме того, имеется по одной амбразуре для стрельбы по высокорасположенным целям в бронированных люках крыши десантного отделения. Кроме двух люков в крыше корпуса для посадки и спешивания десанта используются двустворчатые двери на обоих бортах бронетранспортера. Одна створка двери откидывается вверх, а другая опускается вниз и образует подножку.
Силовое отделение находится в задней части корпуса размещены двигатель, обслуживающие его системы и агрегаты трансмиссии. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин. Для облегчения запуска двигателя в холодное время на нем установлены электрофакельное устройство, позволяющее запускать двигатель при температуре до -20°С, и предпусковой подогреватель. Размещение одного двигателя повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку.

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона-СВК"

Ходовая часть БТР-80 по колесно формуле 8х8. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Машина может продолжать движение при полном выходе из строя одного и даже двух колес. Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия. Колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.
Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.
Движение по воде обеспечивается одноступенчатым водометным движителем с рабочим колесом диаметром 425 мм. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об./мин.) - 12 ч. Для удаления забортной воды, попавшей в корпус при движении по воде, машина оборудована эжекционной системой водоотлива и одним центробежным насосом с электроприводом.
В апреле 1993 г. была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.

Командирский бронетранспортер БТР-80К
(ГАЗ-59031)

На машинах устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124 (на машинах более поздних выпусков - Р-163-50У и Р-174), средства защиты от ОМП (в том числе и ФВУ, прибор радиоционной разведки ДП-3Б, прибор химической разведки ВПХР), автоматическая противопожарная система и лебедка для самовытаскивания.
В ходе производства в конструкцию БТР-80 вносились некоторые изменения. Так ранние БТР-80 имели короткие десантные поручни на бортах, позднее их существенно удлинили. Вокруг люка механика-водителя сначала имелось только три прибора наблюдения, затем слева был добавлен еще один. Менялись конфигурации передних и задних бамперов. На ранних БТР-80 передние демпферы имели округлую форму, а на поздних они стали прямоугольными. В задних бамперах первоначально имелись крупные отверстия овальной формы, позднее все отверстия стали круглыми т.д.
В 1994 г. был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка.

Бронированная медицинская машина БММ-80
(ГАЗ-59039) "Симфония"

В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патр. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 "Кристалл", позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т. Высота увеличилась до 2800 мм. Вынос вооружения из обитаемых отделений БТР позволил увеличить объем подбашенного пространства, повысить удобство работы наводчика и решить проблему шума и загазованности обитаемых отделений во время стрельбы.
Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен 14,5-мм пулемет КПВТ. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патр., пулемета ПКТ - 2000 патр. Углы наведения в горизонтальной плоскости 360°, в вертикальной от -5° до +70°.

Командно-штабная машина БТР-80КШ (ГАЗ-59032)

С 1990 г. в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 "Нона-СВК". В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-3А, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В "Туча".

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033)

На базе БТР-80 создавались различные боевые машины.
Командирский бронетранспортер БТР-80К (ГАЗ-59031) предназначен для командира мотострелкового батальона. Боевой расчет состоит из 6 чел.: экипаж 3 чел. и 3 офицера. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.
Бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) "Симфония". Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).
На шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР-80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП "Кушетка-Б", станция спутниковой связи и звуковещательная станция, машина управления артиллерией 1В118.

Машина радиационной и химической разведки
РХМ-4-01

Командно-штабные машины, созданные на базе БТР-80, не имеют вооружения в башне. Они оснащены специальным оборудованием в виде автоматизированных рабочих мест командного, оперативного состава и специалистов связи. Машины оснащены персональными ЭВМ. Средства связи способны функционировать как автономно, так и в составе узлов связи. Основные средства связи состоят из радиостанций КВ и УКВ диапазонов, малогабаритных станций спутниковой связи и навигации и др.
Разведывательно-дозорная машина БРДМ-3 создана на базе БТР-80А. Боевой расчет машины 6 чел. Вооружение идентично БТР-80А. Для ведения разведки машина оборудована радиологической станцией наземной разведки, ночными биноклями, миноискателем, навигационной аппаратурой ТНА-4-6, дополнительные средства связи.
На базе БТР-80 были разработаны гражданские модификации на рубеже восьмидесятых - девяностых годов.

Бронированное унифицированное шасси
К1Ш1 УНШ-10

Плавающий вездеход универсального назначения ГАЗ-59037, который имел бортовую платформу на 5 т груза. На шасси этой машины производится машина с установкой мобильной системы пожаротушения ГАЗ-5903В "Вертлуга", которая способна тушить пожар на расстоянии от 50 до 300 м на взрывоопасных и промышленных объектах в режиме быстрого реагирования. Машина доставляет к месту пожара экипаж (2 чел.), средства для тушения огня (22 заряда в стволах и 22 в пеналах) и пожарное оборудование.
Еще одна спецмашина ГАЗ-59038 - это плавающий автомобиль с гидроподъемником, который предназначен для обслуживания линий электропередач и выполнения различных высотных работ в труднопроходимой местности. Подъемник обеспечивает работу на высоте до 18 м, имеет грузоподъемность 250 кг и люльку на 2 чел.
Интересен автомобиль на комбинированном ходу ГАЗ-5903Ж, который способен передвигаться и по обычной дороге, и по бездорожью, и по железнодорожным путям, и предназначен для ремонта контактных сетей электрофицированных железнодорожных путей. Он оснащен гидравлической вышкой грузоподъемностью 500 кг с высотой подъема 8 м. Салон машины расчитан на экипаж из 8 чел. Автомобиль может ехать по железной дороге со скоростью до 50 км/ч.
В Румынии выпускалась копия БТР-80 под названием Zimbru, имевшая незначительные отличия от своего советского прототипа.
БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии, Венгрии, Турции, Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш и Сьерра-Леоне.

sermonak.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о