Танк вездеход – Вездеход (танк) — Википедия

Вездеход (танк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2018; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Вездеход

«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. За рулём машины, в фуражке с очками — лично А.А. Пороховщиков
Классификация Вездеходная машина
Боевая масса, т 3,5 (?)
Экипаж, чел. 1
Производитель Мастерские в Риге
Годы разработки 1914—1915
Годы производства 1915
Годы эксплуатации Не принят на вооружение
Количество выпущенных, шт. 1 опытный
Длина корпуса, мм 3600
Ширина, мм 2000
Высота, мм 1500
Тип двигателя «Volt», карбюраторный, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 10

ru.wikipedia.org

Танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.) ТТХ, Фото

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила «проверка на вшивость» и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков «в дни испытаний», с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке «мудрейшего из мудрых вождя всех народов»), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный «автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему «общепринятому». Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания «Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941″, так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…» Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из «механизированной кавалерии» (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…» Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, «применением брони повышенной сопротивляемости». Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.

Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как «метод Круппа». Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что «метод Круппа» в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ «Большевика» под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил «сорокапятку».

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…». В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала «площадка» с препятствиями, «купание» в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески «Комсомольца». Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м».

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов». Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: «Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

oruzhie.info

Необычные танки Росcии и СССР. «Вездеходъ» Пороховщикова » Военное обозрение

15 сентября 1916 года считается первым днем применения танков в бою. И многим было бы интересно знать, какими они были, эти первые танки. Как и кем, они создавались. Сегодня я расскажу вам о первом в истории танкостроения танке, вернее о его прототипе, образце и о его создателе Александре Александровиче Пороховщикове (1893 – 1942).

А. А. Пороховщиков с детства проявлял интерес к изобретательству, мало кто знает что помимо известного «Вездехода», он занимался изобретением самолетов, одна из его моделей моноплана показанная в 1909 году заслужила похвалы Н. Е. Жуковского, так же им был изобретен и построен и прошел испытания в 1914 году двухфюзеляжный самолет – разведчик «Би — Кок», в 1917 году создан учебный, двухместный самолет П- 4, в период с 1920 по 1923 годы П-4 бис, П-4 2бис, П-5 и П-5 бис. Они были запущены в серию, многие советские летчики асы герои Отечественной Войны проходили обучение именно не этих самолетах.


В августе 1914 года А. Пороховщиков обращается в с проектом своего нового изобретения в Особый Комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего, а в январе предоставляет подробные чертежи машины. 15 января получает разрешение на постройку опытного образца. Ему выделяют необходимые средства, оборудование, 25 солдат мастеровых и более 20-ти квалифицированных рабочих и 1 февраля он приступает к изготовлению опытного образца. Наблюдать за ходом работ был назначен военный инженер, полковник Поклевский-Козелло.

По замыслу изобретателя конструкция «Вездехода» была весьма необычна. Корпус был обтекаемым и планировался герметичным, для возможности движения по воде, с нишей воздухозаборника впереди и многослойной бронёй, состоявшей из двух стальных листов, один из которых был цементированным и прокладкой прессованной морской травы между ними, броня тоже была изобретением А. Пороховщикова опережающим своё время. Следует заметить, что танки с разнесенным бронированием появились лишь во второй половине прошлого столетия. При обстреле с дистанции 50 метров, она выдерживала попадание пули выпущенной как из винтовки, так и из пулемёта. Сварной каркас опирался на одногусеничный движитель, гусеница которого была натянута на четыре барабана, задний барабан являлся ведущим и приводился в движение 10-ти сильным двигателем через карданный вал и коробку передач. Боевая масса составляла четыре тонны. Для предотвращения смещения гусеницы на барабанах были вырезаны канавки, однако с возможностью продольного проскальзывания проблема так и не была решена окончательно. Поворот машины осуществлялся с помощью двух поворотных колёс, размещенных по бокам машины. По твердому грунту машина передвигалась на заднем барабане и боковых колесах, а на рыхлом грунте должна была ложиться на широкую гусеничную ленту. При движении по рыхлому грунту, поворотные колеса должны были по мнению изобретателя выполнять роль рулей по типу самолетного крыла, но на практике они только мешали движению, здесь законы движения в воздухе, которые А. Пороховщиков отлично знал, никак не подходили, попытка поворота приводила к неминуемой поломке. 18 мая «Вездеход» вышел из ворот мастерской на испытания по движению на твердом грунте. В ходе которых показал неплохую для того времени скорость, при гусеничном движении 25 км в час. Переход на колесное движение при этом не производился. На тот момент на «Вездеходе» не была еще установлена вращающаяся башня и вооружение, по плану вооружение машины должно было состоять из одного 7,62 мм пулемёта «Максим». Официальная демонстрация была назначена на 20 июля и состоялась на полковом дворе, где машина уже показала более высокую скорость, но к сожалению это было единственным плюсом. Машина не оправдала надежд А. А. Пороховщикова и была отправлена на доработку во время которой так и не удалось исправить все выявленные недостатки. Последние испытания были проведены 26 декабря 1916 года.

Недостатков и недоработок в представленном образце было всё ещё очень много. Самым существенным недостатком являлся механизм поворота, его плохая функциональность, водителю приходилось поворачивать машину вручную, при помощи шеста. Конструкция ходовой части была признана неудовлетворительной, сделать её герметичной из-за особенностей ходовой части не получилось. Размещение экипажа внутри машины было крайне неудобным, ввиду очень малого внутреннего пространства. От дальнейших работ по этой машине решено было отказаться, Военное ведомство обязало А. А. Пороховщикова возвратить выделенные на постройку деньги, а сам образец оправить в ГВТУ. Такова история создания первого в мире танка, пусть не удачного и не принятого на вооружение. Однако он положил начало русскому и советскому танкостроению так же как бот Петра Великого положил начало могучему русскому флоту. Вслед за ним будет много проектов, удачных и не удачных и у каждого из них будет своя история.

Кстати:
С 1917 года Александр Александрович Пороховщиков — крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году репрессирован и расстрелян, полностью реабилитирован спустя 15 лет.
Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.

topwar.ru

1.4. «Вездеход» и «Вездеход 2» А.А.Пороховщикова

Разработчик: А.А.Пороховщиков

Начало работы над проектом: январь 1915 г.

Изготовление опытного экземпляра: июнь 1915 г.

Судьба проекта: Проект реализован не был, в следствие того, что параметры машины не соответствовали требованиям заказчика

 

«Вездеход» это машина удивительная. Первые упоминания об этом проекте относятся к августу 1914 года. Начавшаяся Первая Мировая война заставила Россию существенное внимание уделить обеспечению войск техникой, как для обеспечения действующей армии всем необходимым, так и для непосредственного участия в боевых действиях. Было широко развёрнуто проектирование бронеавтомобилей с пулемётным и пушечным вооружением.

 

Рис. 36 «Вездеход» Пороховщикова на испытаниях.

Именно в это время от штабс-капитана Пороховщикова А.А. в адрес Особого комитета по усилению флота поступает достаточно радикальное предложение, направленное на оснащение армии так необходимыми ей бронированными машинами принципиально новой конструкции.

9 января 1915 года Пороховщиков представляет генералу Данилову (начальнику снабжения Северо-Западного фронта) пакет необходимой проектной документации и смету на постройку боевой машины, которую конструктор назвал «Вездеходом».

Стоимость работ и заявленные технические характеристики новой боевой машины полностью устроили высшее военное руководство. Конструктор утверждал, что она будет плавать и иметь проходимость, существенно превышающую ту, которую имели обычные автомобили.

13.01.1915 особым докладом №  8101 были оговорены характеристики, которым должна была соответствовать новая машина, выделено место для проведения работ (Рига, авторемонтная мастерская) и необходимое количество персонала.

 Рис. 37 Александр Александрович Пороховщиков

 

Согласно проектной документации корпус «Вездехода» выглядел достаточно необычно. Несущий сварной каркас устанавливался на одну гусеницу, достаточно широкую, которую планировалось изготавливать из прорезиненной ткани. Гусеница натягивалась на четыре барабана, первый из которых существенно возвышался над опорной поверхностью. Сверху гусеницу прижимал пятый барабан. Ведущим был барабан задний. Карбюраторный 10-ти сильный двигатель передавал на него вращение через КПП и карданный вал. По расчётам Пороховщикова получалось, что новая машина будет иметь удельное давление на грунт, не превышающее 0,05 кг/кв.см. Справа и слева от гусеницы было предусмотрено обустройство колонок с колёсами, управлять которыми водитель имел возможность с помощью специального штурвала.  Так планировалось осуществлять повороты машины.

Рис. 38 Проектное изображение «Вездехода 2» с трёхъярусной башней, единственное дошедшее до нашего времени

 

Рис. 39 Каноничное послевоенное изображение «Вездехода» — можно сравнить с фотографией и самостоятельно заметить отличия

Для обеспечения оптимального движения по воде корпусу «Вездехода» была придана обтекаемая форма. Планировалось сделать его герметичным. Ниши воздухозаборника находились в передней части корпуса.

Бронирование вездехода для своего времени было инновационным, многослойным. Оно состояло из 3 слоёв: внешний — 2 мм стальной лист цементированный, прокладка амортизирующая из водорослей и волос, второй стальной лист. Общая толщина бронирования составляла 8 мм. При обстреле с расстояния пятидесяти метров броня полностью защищала от пуль, выпущенных из пулемёта и винтовки.

Для справки. Танки с разнесённым бронированием появились в ведущих танко производящих государствах мира только в шестидесятых годах века ХХ.

Пороховщиков предложил любопытное решение для конструкции ходовой части своей машины. Задний барабан и колёса использовались для перемещения «Вездехода» по хорошим дорогам.

 

Рис. 40 Модель-копия «Вездеход» А.А.Пороховщикова

На рыхлых грунтах машина «ложилась» на имевшуюся гусеницу и двигалась на ней. Испытания показали глобальный просчёт автора с выбором способа движения. Относительно простой по конструкции двигатель позволял машине ехать только прямо. Так как попытка повернуть провалившиеся в грунт колёса приводила к их поломке.  Но об этом узнали потом. А пока уже к июню 1915 года первый опытный экземпляр был изготовлен.

Рис. 41 Модель-копия «Вездехода» с фигуркой танкиста

Правда «изготовлен» можно сказать с большой натяжкой. Фактически это было опытное шасси с деревянным макетом корпуса и догрузкой до требуемой массы мешками с балластом. Бронекорпус собирали параллельно с ходовой.

20.07.15 состоялась официальная демонстрация «Вездехода» , которая с треском провалилась. Гусеница постоянно слетала с барабанов (не помогли и кольцевые желоба с направляющими) или проскальзывала на них. Размещение водителя и командира «в ряд» мешали последнему вести круговой огонь из пулемёта. Очень маленький заброневой объём башни не позволял разместить там боезапас и пулемёт «Максим» вместе с членами экипажа.

В качестве единственного плюса конструкции отметили её высокую скорость по твёрдому грунту, около 43 км/час.

Все попытки Пороховщикова довести характеристики «Вездехода», до указанных в докладе № 8101, успехом не увенчались. Поэтому в декабре 1916 года работы над проектом свернули. Конструктор утверждал, что все недостатки «первого русского танка» явились причинами отхода при изготовлении опытного экземпляра от его проекта.

 

  

Рис.42 Разрез «Вездехода»

Проект закрыт. Но появившаяся в ноябре 1916 года информация о результатах использования в боях британских танков активизировала интерес Генерального Штаба к новым образцам военной техники и возможности получить на вооружение российской армии хотя бы одну модель полноценного танка. Переговоры с англичанами закончились безрезультатно. Франция на сотрудничество согласилась.

На этом фоне предложение Пороховщикова – новый «Вездеход № 2» (Вездеход 16, по другим источникам), оказалось очень кстати.

Тактико – технические характеристики экспериментальной гусеничной машины «Вездеход»

Боевая масса (кг)3500 – 4000
Экипаж (чел)2
Длина / ширина / высота  (мм)3600 / 2000 /1500 (без башни)
Вооружение2 пулемёта «Максим» калибра 7,62 мм
Боекомплект (шт)8000 – 10000
Приборы прицеливанияПрицел пулемётный оптический
Бронирование (мм)8
Двигатель ( марка / мощность) л.с.«Вольт», карбюраторный, 2-х цилиндровый / 10
ТрансмиссияМеханическая
Ходовая частьОдногусеничная с одним прижимным, одним натяжным и тремя опорными барабанами
Скорость по твёрдой дороге (км/час)До 43

«Вездеход – 2»

 

В Броневое отделение авточасти ВТУ 17.01.1917 года Пороховщиков подаёт свой новый проект, с приложением к нему масштабной модели будущей боевой машины. В отличии от «Вездехода» первой модели это был действительно танк, имеющий все соответствующие «видовые признаки», с колёсно-гусеничным ходом. Его ходовая часть была проработана более детально. На ось ведущего барабана (заднего) жёстко  были посажены автомобильные колёса, диаметр которых превышал диаметр барабанов. Передняя пара колёс (управляемые, поворотные), была посажена ось барабана с порядковым номером 2.

По твёрдым поверхностям «Вездеход – 2» двигался на колёсах, как автомобиль. При этом гусеницы проматывались в холостую.  На рыхлых грунтах колёса увязали в грунте и «Вездеход 2» садился на гусеницу и начинал двигаться на ней. Повороты планировалось осуществлять, используя для этих целей первую пару колёс (переднюю).

Кроме этого в новом проекте появилась «броневая рубка», которая состояла из трёх поясов, независимо вращающихся. В каждом планировалась установка пулемёта «Максим». Четвёртый «Максим» устанавливался рядом с местом водителя в лобовом листе корпуса. Бронирование осталось без изменений – 8 мм.

Проект был рассмотрен только 20.09.1917. в нём специалисты выявили достаточно большое количество конструктивных недостатков. Основными из них были названы следующие: движение по рыхлой почве автомобиль совершать не может, вследствие несовершенства конструкции, а по твёрдому покрытию уступает по своим характеристикам имеющимся автомобилям.

Вывод. «Вездеход» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде внимания не заслуживает.

В некоторых изданиях появилась и такая версия «Вездехода» Пороховщикова. Однако никакой достоверной информации о том, что подобная машина существовала, не имеется, и ни один из признанных авторитетов в области истории танкостроения никогда не упоминал о подобном проекте в своих работах. Поэтому данные фотографии можно рассматривать как один из гипотетических вариантов возможного развития проекта «Вездеход»

 

Рис. 44  Возможный внешний вид и компоновка доработанного «Вездехода» Пороховщикова по мнению ряда авторов работ об истории отечественного танкостроения

 

 

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Как выглядел первый русский танк «Вездеход»

Сто один год назад, 18 мая 1915 года, состоялись испытания вездеходной машины, разработанной конструктором Александром Пороховщиковым. Машина, получившая название «Вездеход», вполне могла стать первым русским танком — как ее часто называют в литературе, поскольку проект Пороховщикова предусматривал возможность бронирования машины и оснащения ее вооружением, однако танком ей стать так и не довелось.

Пороховщиков отнес свой проект в Ставку Верховного главнокомандующего русской армией в 1914 году. В начале 1915 года опытный образец боевой гусеничной машины «Вездеход» был построен. Танк представлял собой одногусеничный, относительно нетяжелый агрегат. Броневая защита боевой машины была многослойна, хотя толщина брони составляла всего 8 мм и состояла из лицевого стального цементированного листа, амортизирующей прокладки из морской травы и волос и еще одного стального листа.

Как выглядел первый русский танк «Вездеход»

К стальной раме прикреплялись четыре пустотелых барабана: три опорных и один направляющий. Так выглядела несущая конструкция данной бронированной машины. От направляющего барабана отходили оси, которые входили в особые прорези стальной рамы, где закреплялись с помощью двух винтов.

Натяжка гусеницы регулировалась движением этого барабана вдоль прорезей. Верхняя часть гусеницы образовывалась за счет дополнительного натяжного барабана. Специальный фальшборт прикрывал ходовую часть гусеничного механизма. Кроме того, по бокам передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк мог поворачиваться. Эти колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг и поворотных вилок.

Недостаток одногусеничного «Вездехода» заключался в непрочности резиновой ленты гусеничного механизма. Хотя сама гусеница была широка и позволяла танку совершать маневренные действия в условиях боя. За счет такой гусеницы бронемашина Пороховщикова не оседала днищем на препятствие, а преодолевала его.

Новаторство этой боевой бронемашины состояло в использовании изобретателем некоторых механизмов автомобиля — особого движителя, планетарной коробки передач и рулевого управления. Автомобильный мотор в 20 л. с. служил силовой установкой бронемашины и находился в передней части рамы. Через карданный вал и механическую планетарную коробку передач на ведущий барабан поступал крутящий момент

Конструктор Пороховщиков за рулем своего изобретения во время испытаний.

Танк Пороховщикова был оснащен одним или двумя пулеметами, которые находились наверху боевой машины, в ее цилиндрической башне. Внутри танка, в его средней части, на двух смежных сиденьях должны были находиться два человека — водитель и командир-пулеметчик.

В июне 1915 года прошли испытания «Вездехода», в результате которых выявились неплохие разгонные качества и маневренность танка, его высокая скорость, хорошая проходимость даже в условиях канавы и глубокого песка. Но, несмотря на увеличение скоростных характеристик «Вездехода», к концу 1915 года проект заморозили, прекратив финансирование дальнейших работ по усовершенствованию этой бронемашины.

Пороховщиков-гимназист.

Но сам Пороховщиков к началу 1917 года усовершенствовал свой проект, дав ему условное название «Вездеход-2». Этот танк содержал уже четыре пулемета. Причем некоторые из них должны были располагаться в башне особой конструкции, которая позволяла каждому пулемету независимо друг от друга делать наводку на обстреливаемую им цель. Но, к сожалению, автомобильный комитет ГВТУ посчитал, что данная машина недостаточно совершенна, поэтому денег на ее доработку не дали.





yaustal.com

Вездеход № 2 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2017; проверки требуют 6 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Вездеход № 2

Рисунок макета «Вездехода №2»
Классификация малый танк/
тяжёлый пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т проектировалась 9,8
Компоновочная схема классическая с отделением управления впереди, башней посередине и силовой установкой сзади
Экипаж, чел. предполагался не менее 4
Годы разработки 1916
Количество выпущенных, шт. не производился, только проект
Основные операторы
Тип брони проектировалась стальная, противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. проектировался 8/0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. проектировался 8/≈45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. проектировался 8/0°
Борт корпуса, мм/град. проектировался 8/0°
Корма корпуса, мм/град. проектировалась 8/0°
Крыша корпуса, мм проектировалась 8/90°
Лоб башни, мм/град. проектировался 8/0°
Борт башни, мм/град. проектировался 8/0°
Корма башни, мм/град. проектировалась 8/0°
Крыша башни, мм проектировалась 8/90°

ru.wikipedia.org

Вездеход (танк)

Вездеход

«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. За рулём машины, в фуражке с очками — лично А.А. Пороховщиков
КлассификацияВездеходная машина
Боевая масса, т3,5 (?)
Экипаж, чел.1
Производитель Мастерские в Риге
Годы разработки1914—1915
Годы производства1915
Годы эксплуатацииНе принят на вооружение
Количество выпущенных, шт.1 опытный
Длина корпуса, мм3600
Ширина, мм2000
Высота, мм1500
Тип двигателя«Volt», карбюраторный, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.10
 Медиафайлы на Викискладе

«Вездехо́д» — вездеходная машина, разработанная конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым в

www.wikiplanet.click

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *