Сша самолет невидимка – Самолет невидимка, подлодка невидимка, когда же военные США угомонятся. Самолет невидимка сша

Содержание

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

26.11.2018

История авиации знает множество примеров диковинных летательных аппаратов, которые в то или иное время поднимались в воздух. Как правило, это были экспериментальные модели, плоды творческих поисков инженеров, которые так и не смогли покинуть стены конструкторских бюро и не пошли в серию. Но есть в этом правиле и немногочисленные исключения.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk имеет настолько необычную форму и внешний вид, что легко бы победил в конкурсе на самый диковинный летательный аппарат, если такой когда-нибудь проводился. «Ночной ястреб» весьма напоминает экспонат, украденный из музея кубизма.

Машина эта во многом примечательна, F-117 Nighthawk – первый серийный самолет, созданный с использованием «стелс-технологий». Другими словами, «Ночной ястреб» имеет настолько низкую заметность для радаров противника, что его часто называют «самолетом-невидимкой». Но это название больше для прессы. Американские пилоты (особенно те, кто летал на нем) дали Lockheed F-117 Nighthawk совсем другое название: Wobblin’ Goblin, что дословно можно перевести, как «хромой гоблин». Это нелестное прозвище недвусмысленно показывает отношение пилотов к летным характеристикам F-117 Nighthawk.

Lockheed F-117 Nighthawk – это одноместный ударный самолет, предназначенный для проникновения в тыл противника и нанесения ракетно-бомбовых ударов в любое время суток и при любой погоде. По замыслу разработчиков, технология «стелс» должна была обмануть вражескую систему ПВО. «Ночной ястреб» предназначался для ударов по важным объектам противника: штабам, аэродромам, узлам связи и объектам ПВО.

F-117 Nighthawk успел повоевать, он участвовал в нескольких конфликтах. Всего успели выпустить 64 самолета, стоимость одной единицы составляет более 100 млн долларов.

Можно сказать, что на этом самолете прошла обкатка технологии «стелс», особенно это касается отработки этой технологии при серийном производстве. Может быть, именно по этой причине машина получилась настолько неоднозначной.

История создания

Прежде чем описывать историю создания F-117 Nighthawk, следует сказать несколько слов об обозначении этого самолета. В американской военной авиации буква «F» применяется для обозначения истребителей или их прототипов. Как она попала в аббревиатуру «Ночного ястреба», который по своим аэродинамическим характеристикам совсем не годится в истребители – неизвестно.

F-117 – это ударный самолет, который разрабатывался для выполнения функций тактического бомбардировщика или штурмовика. Те авторы, которые пишут о «стелс-истребителе» F-117, очень далеки от темы или плохо знают эту машину.

Интерес к снижению заметности летательных аппаратов для радаров противника (технология «стелс») возник у военных США после того, как американские пилоты побывали во вьетнамских «ракетных джунглях». Снижение заметности самолетов для РЛС считалось одним из перспективных направлений увеличения их живучести, работы по программе «Стелс» начались в 1965 году. Хотя, интерес к снижению заметности летательных аппаратов появился у военных еще во времена появления первых радиолокационных станций.

F-117 можно назвать «самолетом-невидимкой» второго поколения, к первому стоит отнести SR-71 – знаменитый стратегический разведчик Холодной войны. Эта машина эксплуатировалась на высочайших скоростях, которые раскаляли корпус на несколько сотен градусов, так что добиться высокого уровня незаметности не получилось, но результаты конструкторы получили довольно неплохие.

В 1977 году в американском военном ведомстве был создан комитет Xcom, в задачи которого входило практическое применение технологий невидимости. Было санкционировано начало трех программ в этом направлении: Senior Prom (разработка крылатой ракеты-невидимки), ATB (в будущем она приведет к созданию стратегического бомбардировщика В-2) и Senior Trend, благодаря которой и появится F-117.

Разработка нового самолета была поручена компании Lockheed Martin. Трехзначный номер обычно присваивали сверхсекретным самолетам, так что все работы велись в глубокой тайне. Контракт с производителем был подписан 16 ноября 1978 года. Пентагон поставил перед инженерами компании задачу снизить все характеристики самолета, которые демаскируют его. Заказчика интересовала не только заметность для РЛС, но и уменьшение теплового излучения самолета, снижение уровня его шумности, устранение любых собственных излучений машины и инверсионных следов.

Lockheed Martin справилась с поставленной задачей в предельно сжатые сроки: уже через восемь месяцев началось строительство первой машины, которая была передана на испытания в 1981 году.

Естественно, что стремление уменьшить заметность самолета для радаров привело к серьезному изменению формы F-117, что, в свою очередь, существенно снизило летные характеристики машины.

Существует легенда, что когда ведущему специалисту Lockheed Martin по аэродинамике Дику Кэнтрелу показали желательную форму будущего самолета, то его хватил удар. Немного отойдя от потрясения, конструктор понял, что его отдел не будет играть главную скрипку при создании новой машины. Поэтому дал своим сотрудникам единственное задание: сделать так, чтобы «хромой гоблин» хотя бы как-нибудь поднялся в воздух.

Первые испытания показали крайнюю неустойчивость F-117 сразу во многих режимах полета. Были и другие неприятные неожиданности, которые преподнес самолет своим создателям. Им пришлось серьезно дорабатывать воздухозаборники, изменять конструкцию топливных баков и доводить систему управления машиной.

Использование технологий «стелс» сильнее всего ударили по маневренности машины. F-117 имел довольно неплохую тяговооруженность, но его маневренность и скорость оставляла желать лучшего. В систему управления самолетом были внесены ограничения, которые попросту блокировали выполнение некоторых маневров. Кроме того, у «Ночного ястреба» весьма ограничена дальность полета и никудышные взлетно-посадочные характеристики. В общем, он имел мало общего с тем «стелс-истребителем», который легко побеждает противников в голливудских блокбастерах.

Эксплуатировать F-117 начали с 1983 года, в первое время этот самолет был сверхсекретным, впервые американские военные признали сам факт его существования только в 1988 году. Первый публичный показ состоялся в 1990 году, а через год F-117 показали на авиационной выставке в Париже.

Для пилотирования нового самолета отбирались только опытные пилоты, имевшие налет не менее 1 тыс. часов, но и это не спасло от катастроф. Информации о них немного, так как программа была сильно засекречена. Есть информация, что первый «Ночной сокол» разбился в 1982 году, до приема машины в эксплуатацию. Затем были еще несколько аварий.

Сразу после появления F-117 был действительно грозным оружием. Его не могли обнаружить РЛС СССР и Китая. Не видели «стелс» и истребители. Однако ситуация очень быстро изменилась: радиолокационные средства обнаружения совершенствовались очень быстро, также появились другие технологии обнаружения самолетов. Так что очень скоро F-117 уже стал только относительно невидимым самолетом, а конструкционные недостатки, заложенные в нем, естественно, никуда не делись.

Описание конструкции

Ударный самолет F-117 построен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это касается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.

Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные стороны. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он покрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара сильнее, чем весь самолет).

Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стойки. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.

Над крыльями с обеих сторон фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, которые значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 были активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Самолет покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и отлично рассеивает тепло.

Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким образом, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.

Хотя, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет практически никаких.

У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются пассивными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные приспособления представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное время.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, каждый из которых развивает тягу 4 900 кг.

F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типичным оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».

«Ночной ястреб» — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, которое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).

Ударный самолет F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления введена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.

Боевое применение

Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.

Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.

Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.

Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.

Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).

Изначально данный самолет планировали использовать до 2018 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.

Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.

F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.

Летно-технические характеристики

Ниже представлены ЛТХ ударного самолета F-117A.

МодификацияF-117A
Размах крыла, м13.30
Длина самолета, м20.30
Высота самолета, м3.78
Площадь крыла, м105.90
Угол стреловидности, град67.30
Масса, кг
пустого самолета13381
взлетная масса23625
топлива8255
Тип двигателя2 ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга, кн2 х 46,70
Максимальная скорость, км/ч970
Крейсерская скорость, км/ч306
Посадочная скорость227
Перегоночная дальность, км2012
Боевая дальность действия, км917
Практический потолок, м13716
Макс. эксплуатационная перегрузка6
Экипаж, чел1

Видео о самолете

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Шесть самых знаменитых самолетов-невидимок

Сделать самолет, невидимый для противника, – давняя мечта армейских чинов любой страны. Работа в этом направлении ведется много лет, а результаты ее всегда засекречены и являются государственной тайной. Но некоторые проекты все же становятся достоянием общественности. IT.TUT.BY выбрал шесть самых знаменитых самолетов-невидимок.


«Хромой гоблин» Lockheed F-117 Night Hawk

По популярности в играх и кинематографе Lockheed F-117 Night Hawk может поспорить с голливудскими звездами первой величины. Но вот на поле боя желаемого перевеса своим создателям он так и не дал. При его проектировании конструкторы нарушили все возможные законы самолетостроения и аэродинамики, потратив на создание и производство невидимки 6,56 млрд долларов.

Поэтому, когда документацию показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот подобрать цензурных слов, чтобы выразить свое мнение, не смог, а выдал только: «I don’t care what in hell it looks like, I’ll get that ugly son-of-a-bitch to fly!».

Дик как в воду глядел, Lockheed F-117 Night Hawk летал так плохо, и управлять им было столь сложно, что пилоту постоянно помогал в управлении искусственный интеллект. Пускали за штурвал «Ночного ястреба» только очень подготовленных пилотов, налетавших не менее 1000 часов, это примерно от трех до пяти лет за штурвалом для летчика истребителя. Но даже несмотря на такие меры, из-за ошибок пилотов или компьютера было потеряно семь машин.

Сами пилоты за «выдающиеся» летные характеристики метко прозвали Lockheed F-117 Night Hawk «хромым гоблином» (Wobblin’ Goblin).

Фото: aerospaceweb.org


Самолет не был невидимкой в прямом смысле слова, радар системы ПВО мог засечь его, но только с очень близкого расстояния. Эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) самолета при облучении его локатором, по некоторым данным, составляла от 0,01 до 0,0025 м² в зависимости от ракурса. Этого удалось добиться благодаря специфической угловатой форме самолета, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», применению композитных и радиопоглощающих материалов, а также специального покрытия.

Фото: .wikimedia.org


Первым боевым применением «хромого гоблина» стала попытка устранения президента «Панамы» Мануэля Норьеги. Первую часть плана – пройти незамеченным по территории Панамы – два F-117 выполнили безупречно, но вторую – провалили. Начиненные суперсовременной аппаратурой и несущие «умные» боеприпасы два «хромых гоблина» в цель так ни разу и не попали.

Исправить пошатнувшуюся репутацию F-117 смогли во время войны в Персидском заливе, когда прошли незамеченными через порядки ПВО Ирака и уничтожили расположенную в Багдаде 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками. Хотя существует мнение, что это произошло благодаря тому, что системы ПВО, поставленные Ираку Францией, были отключены с помощью специальных закладок.


Однако, когда все системы работали, «хромому гоблину» приходилось несладко. Показателен случай в Югославии, когда F-117 был сбит с помощью устаревшего советского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125 «Нева». Комплекс был оборудован системой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели «Карат», благодаря которой можно было стрелять, не используя радар.

Слева — подполковник Дейл Зелко, пилот F-117 сбитого в Югославии. Справа — полковник Золтан Дани, зенитчик, сбивший этот F-117.


Ведь Night Hawk невидим для радара, а не для человеческого глаза. Сбитие сверхсамолета, каким F-117 представляли американцы, стало шоком для общественности, так похоронили легенду о неуязвимом самолете-невидимке. Сначала американцы отрицали сам факт уничтожения «хромого гоблина», а потом потребовали вернуть обломки самолета и не предавать инцидент огласке. Сербы не согласились и поместили обломки стелса в музей.

F-22A Raptor, истребитель, опасный для собственных пилотов

Это первый и пока единственный серийно выпускающийся самолет пятого поколения. Цена одного экземпляра в ценах 2008 года составляла 350 млн долларов, что было эквивалентно стоимости 20 тонн золота. Потом цена за один самолет и вовсе поднялась до 411,7 млн долларов. Такого не выдержал даже американский бюджет, и закупки пришлось сократить вдвое.

Фото: .wikimedia.org


Тем не менее F-22A Raptor есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, совершенная БРЭО и малая заметность. На этом преимущества заканчиваются, по маневренности F-22A Raptor уступает многим российским истребителям 4-го поколения. Дело в том, что вектор тяги F-22A Raptor изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), то есть обеспечивает бонус только при тангаже. В то время как все современные российские двигатели вектор тяги могут изменять во всех плоскостях, причем отдельно друг от друга.

Фото: airliners.net


Антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, со временем этот недостаток удалось нивелировать, но затраты, потраченные на решение этой проблемы, еще больше увеличили цену самолета.

С 2011 года всем американским F-22A Raptor запрещено подниматься выше 7,6 тысячи метров из-за проблем с подачей кислорода. Считается, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тысячи метров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни в 2010 году.

Фото: airliners.net


Так и нерешенные проблемы в работе бортовой системы генерации кислорода (OBOGS) привели к новому запрету с 2012 года: «Рапторам» запрещено совершать перелеты на большие расстояния, истребители должны находиться всегда вблизи взлетно-посадочных полос, чтобы пилоты всегда смогли совершить экстренную посадку.

Пилоты F-22A Raptor шутят, что переход армии США на дроны связан с тем, что беспилотникам не нужно дышать кислородом. В настоящем бою с самолетами противника «Раптор» замечен не был, а вот в учебном с французскими «Рафалями» поучаствовал. Итог 4:1 в пользу французов.

Наверное, поэтому американцы решили применять новейший и сверхдорогой F-22A Raptor против исламистов в Сирии, у которых не было ни собственной системы ПВО, ни истребителей, поэтому опасаться американскому самолету было нечего.


F-35 Lightning II: «Молния», которая боится… молнии

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения (на самом деле 4+) потрачены громадные деньги (56 млрд долларов), но довести до ума конструкцию так и не удалось. Lightning II («Молния») задумывался как универсальный самолет, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
В итоге у американцев получилось сразу три самолета: F-35A (стандартный взлет и посадка), F-35B (короткий взлет и вертикальная посадка) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу — с использованием аэрофинишера).

Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141, чертежи которого были переданы американцам по приказу Бориса Ельцина. Советский опыт был учтен, к нему были добавлены новые технологии, но хорошего самолета все равно не получилось.

Фото: allaircraft.ru


Например, в докладе Управления эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E) указывается, что попадание в F-35 молнии может привести к взрыву топливных баков, на больших высотах и скоростях из-за резкой смены температур разрушается рулевое оперение, во время полетов возникают трещины на лопасти реактивной турбины двигателя и масса других неисправностей. А чего, собственно, хотеть от собранного по советским чертежам с использованием китайских деталей самолета? Да-да, в целях экономии (это при затратах в 56 млрд долларов) глава Управления оборонных закупок Министерства обороны США Фрэнк Кендалл позволил корпорациям Northrop Grumman Corp и Honeywell International Inc использовать магниты китайского производства для изготовления компонентов бортовой РЛС, шасси и других узлов конструкции самолета.

Итог многомиллиардных трат пока не впечатляет, хотя заявленная ЭПР самолета в зависимости от ракурса может составлять до 0, 005 м², на самом деле все гораздо хуже. Как сообщает издание Air Force Magazine, F-35 Lightning II во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. «Молния» отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, а его ЭПР во время испытаний оказалась еще ниже, чем было заявлено в характеристиках.

Northrop B-2 Spirit, настоящий НЛО

Стелс-бомбардировщик Northrop B-2 Spirit очень похож на корабль пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в Зоне 51. Хотя, скорее всего, американцы позаимствовали идею у немцев, которые еще в 1945 году хотели запустить в серию истребитель-бомбардировщик Ho.229, построенный по схеме «летающее крыло».

Фото: topwar.ru


Сегодня Northrop B-2 Spirit – самый дорогой самолет в истории авиации, его стоимость – два миллиарда и один миллион долларов в ценах 1997 года. Неудивительно, что построена всего 21 единица, каждой из которых присвоено собственное имя.

B-2 Spirit отличный инструмент для «установления демократии» там, где это необходимо США. Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб B-61, или 8 управляемых 907 кг бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway II, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета «призрака» 11 тыс. км.

Фото: airwar.ru


B-2 Spirit максимально автоматизирован, поэтому экипаж насчитывает всего двух пилотов. И, несмотря на свой необычный и хрупкий вид, стелс-бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре, дующем со скоростью 40 м/с. Самолет невидим для устаревших радаров, но современные системы ПВО российского производства способны его обнаружить. Площадь ЭПР оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 м².

Фото: .wikimedia.org


Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Например, размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета. Кроме того, специальный ангар защищает от атак террористов и других непредвиденных ситуаций.

Фото: .af.mil


Сообщается, что в случае возникновения очага пожара система пожаротушения способна за 20 секунд залить самолет пламягасящей пеной.

ПАК ФА, как всегда «не имеющий аналогов в мире»

Российскими СМИ принято присваивать практически каждому своему образцу вооружения приставку «не имеющий аналогов в мире». ПАК ФА не исключение, о самолете пока известно немного, и большая часть характеристик истребителя пока держится в секрете. ЭПР ПАК ФА оценивается как 0,3-0,4 м². Русские сделали ставку не на незаметность своего самолета на радарах, а на возможность срыва атаки ракеты, имеющей радиолокационное самонаведение. Поэтому истребитель имеет высокую маневренность, что вкупе с низкой заметностью позволяет успешно избегать ракетных атак.

Фото:rostec.ru


Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить «плечо» тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II.

Фото: sdelanounas.ru


ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях, как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. Расположение двигателей относительно оси симметрии самолета в виде буквы V, благодаря чему вектор тяги проходит вблизи центра тяжести самолета, позволяет летать даже при одном неработающем силовом агрегате.

Фото: rg.ru


А если летчик получил ранение или травму в бою, то ПАК ФА способен вернуться на аэродром и совершить посадку. Летать на сверхзвуке без форсажа российский истребитель тоже умеет, а его тяговооруженности позавидуют F-35 Lightning II и F-22A Raptor.

По-2

И все-таки создать настоящего невидимку получилось лучше всего у советских конструкторов еще в 1928 году, построивших биплан У-2. Самолет был предельно дешев и прост в производстве – его можно было собрать на любой мебельной фабрике. Он начисто отказывался входить в штопор, был незаметен для радаров противника, а по ночам еще и не видим и не слышим.

Фото:waralbum.ru


Немецкие солдаты ненавидели этот самолет, по их словам, от него не было жизни: «… ни печь нельзя разжечь, ни костер, летчики видят свет и сбрасывают на него бомбы, приходится всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать групповых потерь». На фоне ночного неба По-2 был неразличим, а чтобы добиться еще большей незаметности, летчики заходили на цель в сторону линии фронта, предварительно выключив двигатель. В итоге биплан почти беззвучно планировал на ничего не подозревающего врага, сбрасывал «подарки» и сразу улетал домой не разворачиваясь.

А еще это был первый самолет-невидимка, к которому можно добавить приставку «стелс»: По-2 был фанерно-перкалевый, что делало его невидимым для ночных истребителей Bf 110 G-4, оснащенных радарами.

Неудивительно, что немцы приравнивали «русс фанера» к боевым истребителям и за каждую сбитую машину давали денежное вознаграждение, а то и железный крест. Кстати, сбить небесного тихохода было непросто. Скоростные немецкие машины просто проскакивали мимо медленного У-2, кроме того, пилоты «кукурузника» могли нарезать узкие круги вокруг дерева или высокого здания, и «мессеру» сбить в этом случае советский самолет было очень трудно, почти невозможно.

42.tut.by

Война невидимок: ПВО против малозаметных самолетов

Высокая боевая эффективность малозаметных самолетов в локальных конфликтах последних 30 лет по всему миру привела к обширному мифотворчеству вокруг самолетов с технологией Stealth, в просторечии называемых «невидимками». Однако не стоит забывать, что на любой щит найдется и свой меч. Так ли невидимы новейшие американские самолеты-невидимки?

Даже самые новейшие «невидимки», такие как F-35B Lightning II, могут сейчас встретиться с системами ПВО, способными (по мнению представителей противника) обнаружить и сбить малозаметный самолет

Радарная головка самонаведения ракеты «земля-воздух» на выставке «МВСВ-2010». Диск диаметром 15 см с излучателями расположен под носовым обтекателем ракеты.

Обстановка на Международном салоне вооружения и военной техники «МВСВ-2010» в подмосковном Жуковском вполне традиционна для подобных мероприятий. Экспонаты расставлены рядами в огромных, похожих на пещеры ангарах, временно превращенных в выставочные и конференц-залы, около образцов беседуют инженеры и торговые агенты. На стенде «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»» крутят рекламный ролик: ракета направляется в сторону самолета, очень напоминающего F-35C Lightning II морского базирования, который затем исчезает в оранжевом взрыве. Реакцию Пентагона на такие ролики можно себе представить.

Иван Шалаев, инженер «Алмаз-Антей», держится открыто и дружелюбно. Он вырос в Жуковском, где его отец работал инженером в российской аэрокосмической программе. Молодой специалист без всякого стеснения перечисляет, какие самолеты держит на прицеле его компания. На мой вопрос, способны ли новые системы слежения и наведения поразить F-35, Шалаев усмехается и отвечает: «Мы как раз собираемся попробовать».

Политика и экономика

Американское правительство потратило 16 лет и $396 млрд на то, чтобы самолеты F-35 могли беспрепятственно и незаметно действовать в воздушном пространстве, защищенном средствами ПВО. А теперь вот купить системы ПВО, способные сбивать новейшие самолеты, может любой желающий. Вряд ли такая ситуация порадует пилотов американских ВВС и союзников США. Существование малозаметных самолетов (Stealth), которые позволяют наносить точечные удары по хорошо защищенным целям, — хорошее подспорье при использовании дипломатических рычагов. И Россия, продавая военную технику для защиты от американской авиации тем силам, которые ощущают угрозу со стороны США и НАТО, претендует на роль самостоятельного сильного игрока на мировой политической арене.

Кроме того, торговля оружием — дело весьма прибыльное. Последняя сделка, когда «Алмаз-Антей» поставил в Китай 15 дивизионов ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит», принесла России $2 млрд. Каждый из этих дивизионов имеет две или три РЛС и четыре пусковые установки. Эти РЛС способны одновременно вести до 100 целей, а с каждой пусковой установки могут стартовать четыре ракеты, устремляясь к цели на скорости в 6 Махов. Итого 60 передвижных пусковых установок по цене, за которую можно купить четыре самолета F-22 Raptor. Чувствительные радары и скоростные ракеты систем С-300 несут теперь дежурство в районе Тайваньского пролива, создавая надежный зонтик для защиты китайских войск — в случае, если КНР вздумает напасть на Тайвань.

Сантиметрами померимся?

Новые ракеты — это, конечно, серьезная угроза, однако для малозаметных самолетов гораздо большую опасность представляют системы радиолокации. Нынешнее поколение российских инженеров вдохнуло новую, смертоносную жизнь в конструкцию радаров, работающих в метровом диапазоне. Эти радары существуют с 1970-х годов, но вместе с мощными компьютерами их возможности настолько расширяются, что такая система способна извлекать полезную информацию из стохастического потока данных. Слабейшие отражения сигналов метрового радара, которые раньше воспринимались всего лишь как фоновый шум и помехи, теперь, после компьютерной обработки, представляют собой вполне достоверный источник информации.

«Радары, работающие в метровом диапазоне, способны засечь самолеты, построенные по технологии Stealth, — заявил на военной выставке MILEX-2007 в Минске начальник отдела научно-технической информации ННИИРТ (Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники, в настоящее время входит в состав «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»») Виктор Ожерельев. — Американцы уже осознали, что программа строительства малозаметных самолетов не дала намеченных результатов». Большая часть экспертов считает, что это сильное преувеличение, однако определенная почва под таким утверждением имеется.

Взаимодействие между радаром и самолетом — вопрос физики. Самолеты, построенные с использованием технологии Stealth, имеют такую форму, чтобы приходящие от радара волны рассеивались в стороны и не возвращались к приемнику. Однако разные радары работают на разных частотах. Повышая частоту радарного сигнала, мы уменьшаем длину волны, и чем она короче, тем более информативным будет возвращающийся сигнал и тем выше будет разрешение.

Авиаконструкторы разрабатывали самолет-невидимку в расчете на то, что он будет малозаметен для радаров, работающих в сантиметровом X-диапазоне (8−12 ГГц). Именно он используется большинством систем ПВО, поскольку сантиметровые волны обеспечивают компромисс между дальностью и разрешением, необходимым для идентификации и ведения цели. Но если самолеты-невидимки попадают в радарный луч метрового диапазона, отражение в сторону приемника может оказаться намного сильнее.

По этой причине системы ПВО должны иметь несколько радаров разного типа, нацеленных на одно и то же воздушное пространство, но под разными углами. К примеру, для системы ПВО, защищающей объект (допустим, завод по обогащению урана), оптимально было бы собирать данные от целой сети разнесенных по окрестностям радаров, дающих достаточный объем информации для наведения ракет. Радар, действующий в метровом диапазоне (VHF, 30−300 МГц), способен засечь приближающийся самолет, в то время как действующие на более высоких частотах радары диапазонов S (2−4 ГГц) или L (1−2 ГГц) могут тем временем облучать цель с флангов. Именно такие зенитно-ракетные системы и продает Россия — уже в готовом виде.

Такие интегрированные системы ПВО, как их называют в Пентагоне, существенно осложняют действия нападающей стороны. Предполагается, что именно они станут первоочередной целью ударов самолетов-невидимок. Однако при этом и сами «невидимки» оказываются перед лицом серьезной угрозы. «Стремительный рост компьютерных мощностей ведет к разработке новых датчиков и новых методов, которые в дальнейшем сильно затруднят реализацию всех преимуществ конструкции Stealth. Перед лицом новых и все более изощренных систем обнаружения борьба за невидимость наших самолетов будет в их следующих поколениях требовать все более серьезных капиталовложений». Таково мнение адмирала Джонатана Гринерта, главнокомандующего военно-морскими операциями, опубликованное в журнале Военно-морского института США Proceedings за июль 2012 года.

«Раптор» и «Молния»

Новейший американский самолет-невидимка F-35 Lightning II — это самый технически сложный самолет в истории авиации. Он поступит в войска в 2016 году, его уже собираются купить по меньшей мере восемь стран, и, вероятно, именно этому самолету суждено будет вступить в единоборство с новыми российскими радарами и ракетами.

Для уменьшения радиолокационной заметности все вооружения F-35 расположены во внутренних отсеках, в контурах самолета нет резких стыков, а все антенны интегрированы. Тем не менее считается, что этот новый самолет имеет больше шансов быть обнаруженным, чем F-22 Raptor, — в основном за счет более традиционной формы. Генерал-лейтенант в отставке Майк Данн, президент Ассоциации ВВС, относится к новому самолету скептически, говоря, что «только F-22 сможет выжить в воздушном пространстве, защищаемом все более совершенными системами ПВО».

F-35 — многоцелевой самолет, способный вести воздушный бой, наносить точечные удары по наземным целям и осуществлять разведку. Каждая из этих задач имеет свою специфику, и для их выполнения самолет оснащается специальными модулями. Компромиссы, делающие его столь универсальным, имеют и обратную сторону — он более заметен и менее маневренен, чем F-22 Raptor, который разрабатывался преимущественно как истребитель завоевания господства в воздухе. Форма F-35 с точки зрения радиолокационной заметности не столь совершенна, как, скажем, у F-22 и B-2, спроектированных в расчете на облучение с самых разных ракурсов и на различных частотах. Диапазон ракурсов «невидимости» Lightning II существенно уже — в фас он почти не виден, а вот в профиль все обстоит значительно хуже.

Карло Копп, аналитик из группы ВВС Австралии, давно и упорно критикует проект F-35. Он даже утверждает, что Lightning II вообще «нельзя считать полноценной реализацией принципов Stealth». Он также говорит, что излучаемые РЛС электромагнитные волны будут отражаться на стыке крыла и фюзеляжа, так что это место будет хорошо видно с любого направления, кроме лобового. И Копп не единственный, кто указывал на возможные источники неприятностей. В частности, европейские авиастроители считают, что мощные радары ПВО способны засечь F-35 даже анфас, если он одновременно облучается с нескольких боковых ракурсов. Излучение радара рассеивается даже на таких мелких препятствиях, как заклепка или другая деталь, выступающая над гладкой обшивкой. Билл Суитман, репортер журнала Aviation Week, отмечает, что, хотя пушка на F-35 спрятана в отсеке, она закрывается выпирающим обтекателем. Как он считает, такая неровность вполне способна выдать весь самолет.

Однако Стив О’Брайан, вице-президент компании Lockheed Martin и бывший пилот, летавший на F/A-18, решительно возражает критикам: «Я не согласен с мнениями, что F-35 уступает в плане маскировки какому-либо другому самолету». А некоторые проблемы, присущие более ранней модели F-22, в F-35 радикально решены. В частности, радио-поглощающее покрытие, наносимое на алюминиевую обшивку F-22, недолговечно и требует постоянного обновления, что для аэродромных служб превращается в настоящий кошмар. F-35 же изготовлен из углеволоконных композитов, так что радиопоглощающие элементы интегрированы в самолет уже на этапе изготовления, что намного долговечнее и надежнее.

Скрещенные лучи

Однако главный залог успеха у самолета Lightning II — это его радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). В отличие от обычных радаров, которые сканируют пространство с помощью механического поворота антенны, луч АФАР поворачивается за счет изменения фаз отдельных излучателей при неподвижной антенной решетке. Это позволяет достичь более быстрого сканирования и лучшего разрешения, что позволяет системам с АФАР картографировать лежащий внизу ландшафт и отслеживать сотни целей. В F-35 АФАР также может использоваться для радиоэлектронной борьбы. Электромагнитные датчики облучения оповещают пилота F-35 об угрозе, после чего он может либо уклониться от опасности, либо использовать собственный радар для активного глушения радаров противника.

При обнаружении запуска ракет F-35 отслеживает их, держа под контролем все окружающее пространство с помощью ИК-датчиков. Это позволяет в некоторых случаях «ослепить» систему наведения приближающейся ракеты с помощью собственного радара с АФАР. «Технология радиолокационной малозаметности здесь применяется в сочетании с множеством других защитных средств, — говорит О’Брайан, — и в результате F-35 может считаться самым защищенным самолетом в истории авиации».

Правда, этот клинок обоюдоострый. Радар с АФАР отлично защищает F-35, но эту технологию может применить и противник. В прошлом году Юрий Белый, директор НИИ приборостроения им. Тихомирова, сообщил в российском аэрокосмическом журнале «Взлет», что бортовой радар L-диапазона с АФАР уже разработан в его институте и получился «ничуть не хуже, чем любой зарубежный радар такого типа». В этом году начались летные испытания БРЛС с АФАР X-диапазона, установленного на борту перспективного российского истребителя Т-50 (ПАК ФА).

Таким образом, борьба за господство в воздухе переместилась в область электромагнитных полей и электронной аппаратуры. В XXI веке решающие моменты воздушного боя будут представлять собой невидимую дуэль, в которой скрестятся не трассы снарядов, а лучи АФАР, причем этот электромагнитный поединок будет происходить на расстоянии в сотни километров. Хотя в принципе будут действовать старые правила воздушного боя: кто первый засек противника, тот первым и выстрелил, и весьма вероятно, что первый же выстрел будет смертельным.

Взгляд в будущее

Прогресс в области противовоздушной обороны уже начинает предопределять новые стратегические установки Пентагона. Никто не говорит, что пришло время отказаться от технологии Stealth, но те, кому поручено планировать будущие военные действия, должны считаться с прогрессом, достигнутым на стороне ПВО. Здесь уже игра происходит на другом поле, и в рассмотрение включаются допустимые для данной цели финансовые затраты.

В упомянутой выше статье из журнала Proceedings адмирал Гринерт высказывает мысль, что обеспечивать безопасность американских самолетов разумно было бы путем установки на них более совершенного снаряжения и вооружения. Он не советует вкладывать огромные деньги в разработку самолетов, способных победить любого противника, и вместо этого рекомендует модернизировать уже имеющиеся, оснащая их новым более дальнобойным вооружением, что позволит пилотам атаковать, не заходя в зону действия радаров противника. Кроме того, он предлагает использовать беспилотники и ракеты для подавления ПВО еще до использования пилотируемой авиации. «Для того чтобы исключить обнаружение наших самолетов и наведение на них ракет ПВО, мы должны оснащать их более совершенной электронной и кибернетической начинкой, — пишет адмирал. — ВВС США могут использовать датчики большего радиуса действия, более дальнобойное оружие и беспилотную авиацию, не возлагая на одни только малозаметные самолеты все функции по обнаружению и поражению целей». Таким образом, атаку будут начинать беспилотники, крылатые ракеты и средства РЭБ, однако все это вспомогательное воинство должно строиться в расчете на противоборство с очень мощными радарными сетями и высокоскоростными ракетами с надежными системами наведения.

Многие годы американские военные боролись в основном с мятежниками, имеющими весьма низкий технический уровень. В результате Пентагон стал чрезмерно полагаться на беспилотные аппараты, хотя их очень легко засечь радарами. «Пора заняться такими системами, которые способны противостоять достаточно сильному противнику», — говорит генерал-лейтенант Чарльз Дэвис, новый заместитель командующего ВВС по вопросам закупки вооружений в интервью для Air Force Times. В той или иной форме противостояние будет сохраняться.

На сегодняшний день еще ни одна ракета ЗРС ПВО С-300ПМУ2 не была использована в боевой обстановке. F-35 Lightning II пока не прошел всех предписанных ему испытаний, а сетецентрические боевые действия — дело весьма неблизкого будущего. Не обозначился еще и противник, достойный таких ухищрений. Пока что война ведется между инженерами, торговцами и журналистами, и ведется она только на словах. И мы не знаем, через сколько лет она может воплотиться в реальные боевые действия, когда ставкой окажутся человеческие жизни и дальнейший ход истории.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2012).

www.popmech.ru

Самолёт-невидимка, подлодка-невидимка, — когда военные США угомонятся?

Один раз уже наступив на грабли «невидимости» в авиации, американцы хотят вновь попытаться сыграть в эту игру. И результат ее вполне предсказуем. После развала своего боевого авиастроения, они разрушат и военное кораблестроение

Хотя я понимаю американских адмиралов. Им завидно смотреть на своих военно-воздушных коллег, которые на «невидимости» своей авиации сколотили целые состояния. То что это все добром не закончится, а выльется только в очередной мегапопил американского военного бюджета можно предсказать уже сегодня.

Итак, о чем идет речь. В США вышло сообщение, что их нанотехнологам удалось получить образец материала, поглощающего и преобразующего звуковые волны. И они утверждают, что подводный корабль с таким покрытием станет абсолютно невидимым для вражеских средств акустического обнаружения.

Как известно, основным средством обнаружения вражеских субмарин на сегодня является гидролокатор, который засекает корабли противника благодаря излучаемым ими или отраженным от их корпуса звуковым сигналам.

Когда лодка движется, основным излучателем звуковых волн от нее является шум работы ее винтов и узлов двигательной установки. Но когда она неподвижна, годролокатор включается в активный режим и начинает «бомбить» водное пространство вокруг себя звуковыми волнами. Анализируя отраженный сигнал аккустики и находят в глубинах океана «инородные» тела.

Уже отсюда можно сделать вывод, что новое американское изобретение будет хорошо работать только во втором случае. А когда лодка будет подвижна, то это не будет иметь никакого значения.

Но и тут не все так хорошо, как хотелось бы американцам. На самом деле еще со времен СССР в советском флоте для обнаружения американских лодок начали использовать приборы, работающие на других физических принципах.

Помимо средств гидролокации, лодка может быть обнаружена благодаря датчикам, отслеживающим изменения естественного фона среды, как минимум трех десятков физических полей. Например, изменение давления слоев воды или сейсмические аномалии из-за возникновения колебания морского дна вследствие прохождения корабля и т.д.

Уже тогда благодаря новому оборудованию, которого на тот момент не было ни у кого из конкурентов, российские подводники могли обнаруживать врага на расстояниях невообразимых для противника. И это позволяло советским атомным субмаринам легко уклоняться от встречи с американскими лодками, которые были оснащены, надо честно признать, гораздо лучшими гидролокаторами. А потом в американской прессе появлялись «шокирующие» сообщения о русских лодках вблизи американских берегов.

Итак, советские и российские подводники (а сегодня не только они) давно перестали полагаться только на свои гидролокаторы. Они обнаруживают и распознают цели путем анализа работы сразу многих приборов, работающих на различных физических принципах.

С тех пор данные средства обнаружения сильно продвинулись вперед и что сегодня, а тем более в перспективе будет установлено на новые российские подводные лодки, можно только догадываться. Но совершенно точно можно сказать, что когда в океане появятся новые американские субмарины «невидимки», они точно не будут невидимыми для российских кораблей.

А значит, если американские инженеры смогут «убедить» адмиралов, а вернее Конгресс финансировать программу построения новых подводных лодок «невидимок», то все это в конечном итоге закончится точно таким же конфузом, как и все программы по постройке самолетов-невидимок.

Еще в 1980 это направление считалось настоящим прорывом в боевом авиастроении. Но как показал опыт войн 1990 и 2000 невидимость американских самолетов очень условная и точно не представляет проблем для современных российских систем обнаружения. Тем не менее, быстро перестроить свои НИОКР по проектированию боевой авиации Вашингтон не смог и на сегодня он фактически остался у разбитого корыта. Новые его самолеты, на которые потрачены уже сотни миллиардов долларов, нормально не летают, а всю тяжесть боев на себе несут старички разработки 1960-1970 годов, которые уже буквально разваливаются от старости.

YuraSumy, «Политика сегодня»


news-front.info

Для русских радаров не бывает самолетов-невидимок

США, 11 июня – Новости. Невидимых самолетов не бывает. Построенные по стелс-технологиям истребители и бомбардировщики причудливой формы с неважными характеристиками и огромной стоимостью все равно находят русские радары и сбивают русские ракеты. Мы узнали, почему так происходит.

Всемирную известность стелс-технологиям принесла операция «Буря в пустыне». Шесть недель подряд американские штурмовики F-117 бомбили Багдад. Каждую ночь самолеты ВВС США беспрепятственно преодолевали все рубежи иракской ПВО, поражали намеченные цели и невредимыми возвращались на базы. Выглядело это, что говорить, эффектно и позволило заместителю командующего американских ВВС Джону Уэлчу горделиво заметить: «Технология «стелс» вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом».

На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем «Кадиллак» или «Кока-Кола». Не стоит забывать, что любая война является мощной рекламой для применяемого в ней оружия. Если оно оправдывает ожидания. 

Цена незаметности

Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово «невидимость». Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, — и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.

Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние — но какой ценой…

ля рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей — одну из самых заметных металлических деталей в самолете, — перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.

Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная «бабочка», менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.

В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками. Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже -внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика — грабителя в темном доме.

Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.

Достать невидимку

27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора». Первая ракета 5В27Д, выпущенная на кировском заводе имени XX партсъезда в 1976 году, оторвала американскому истребителю крыло, вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.

F-117 Night Hawk

— 24 марта мы покинули воинскую часть и переместились в пригород Белграда, у села Шимановцы, — рассказал командир расчета С-125 Драган Матич. -Три дня прошло относительно спокойно: работали по командам, обычная процедура. Главной задачей было не попасть под радары АВАКСов, сопровождавших самолеты НАТО. Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире — источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды «Огонь» самолет был сбит нашими ракетами.

Отстрелявшись, зенитчики тут же покинули позицию.

С-125 «Печора»

— Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у расчета остаться в живых. За три месяца агрессии мы меняли позицию 24 раза. За нами следили АВАКСы и американские спутники. 20 секунд в эфире или на вражеском радаре — и, считай, ты уже мертвый. Прилетит «Томагавк» или мощная бомба, — продолжил Матич. — Мы молча стреляли и уезжали — это и спасло нашу команду. Никто не пострадал, хотя в моей бригаде ПВО погибло девять человек.

Сербский ракетчик рассказал, что его расчет поразил также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств нет. А сбитый F-117 американцы долгое время называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались -сейчас кабина «стелса» украшает музей авиации в Белграде.

Кто не спрятался, мы не виноваты

Любой самолет состоит из компромиссов, любят повторять авиаторы. В ВВС это вещь столь же непреложная, как подъемная сила. Скорость и маневренность, полезная нагрузка и боевая дальность, средства обнаружения целей и защиты от ПВО — при создании каждого боевого самолета эти противоречивые, но одинаково важные для него свойства увязывают в единый комплекс, жертвуя чем-то во имя чего-то.

В F-117 ради незаметности пожертвовали многим. Построенный по схеме «летающее крыло», он плохо маневрировал, не мог летать на сверхзвуке, был нестабилен по тангажу и рысканью и траекторию его полета необходимо было постоянно корректировать -эту функцию возложили на автоматическую систему управления. У Night Hawk не было радара и систем радиоэлектронной борьбы. В случае обнаружения он оказывался беззащитен перед атакой с земли или воздуха.

Несмотря на автоматику и самых опытных пилотов, 6 из 64 построенных F-117 разбились во время тренировочных полетов.

Вследствие перечисленных недостатков и проигранной рекламной кампании в 2008 году Night Hawk был снят с вооружения. Ему на смену пришли истребители F-22 и F-35. Сравнив скрытность последнего и возможности ЗРК С-400 «Триумф», руководитель аналитического центра «Air Power Australia» Карло Копп сделал вывод, что американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России.

Стелс-технологии более-менее эффективны против радаров, работающих в Х-диапазоне (8-12 ГГц), а локаторы на ультракоротких волнах (30 МГц — 3 ГГц) отлично видят самолеты-невидимки. Как раз такие мобильные антистелсовые РЛС поступают на вооружение в российскую армию. Подобными радарами оснащены и корабли ВМС Китая.

Источник: http://interpolit.ru/

Читайте также:

www.news-usa.ru

Как сербы уничтожили “невидимку”- самый “секретный” самолет ВВС США: specnazspn

Сербским военным в марте 1999 года удалось уничтожить самый “секретный” самолет ВВС США F-117А. О том, как проходила эта операция, “Голосу России” рассказал ее участник, Драган Матич.

Смотреть оригинал

Руководство НАТО в Брюсселе 27 марта 1999 года долго не могло прийти в себя. Впервые за всю историю боевой эксплуатации самого “секретного” самолета ВВС США F-117А он был не только обнаружен радарами ПВО Югославии, но и сбит в небе недалеко от Белграда.

Это был сильнейший удар по американскому ВПК и корпорации “Локхид”. В Пентагоне уверяли, что произошла техническая ошибка и “самолет-невидимка” просто разбился где-то в лесах Сербии. Американские военные не признавались до 25 ноября, что F-117A был уничтожен советской ракетой. Истину скрывали не только от простых американцев, но и от многочисленных заказчиков, которые уже заключили контракты с “Локхидом”. “Невидимка” был тогда очень популярен в мире. А уничтожена гордость американского авиастроения, машина стоимостью около 50 миллионов долларов, была сербским зенитно-ракетным комплексом с клеймом “Made in USSR”. И первым нажал на кнопку “Пуск” Драган Матич. Тогда он рассказал мне подробности этой операции в деталях:

“24 марта 1999 года мы покинули нашу воинскую часть, где дислоцировались, и переместились в район пригорода Белграда. Три дня провели относительно спокойно. Мы работали по команде, обычная процедура, которую мы осуществляли по заданию нашего командира. Главное – не попасть под радары АВАКСов, которые обычно сопровождают натовские самолеты. Особенно такие, как F-117A. Мы стояли у села Шимановцы. 27 марта ближе к вечеру вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил, что есть сильные помехи в эфире. И что каждую секунду сигнал все ближе к нашей позиции. Буквально через 5 минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Наш командир внимательно смотрел на монитор и получал указания радиоразведки. Цель шла на нас. Мы ее обнаружили. Я посмотрел на монитор и увидел четкий сигнал цели. Мы стали следить за целью, она была видна очень отчетливо. Я доложил командиру, что цель зафиксирована нашими приборами и мы готовы к ее поражению. После команды “огонь” через 17 секунд цель была поражена нашей ракетой. Первая ракета оторвала “Стелсу” крыло, а второй мы сбили сам самолет. Пилот катапультировался, а самолет упал на землю.

Это фантазия американских инженеров и летчиков, что F-117A – невидимка. Все технологии “Стелс” обеспечивают его “невидимость” только в высокочастотном радиодиапазоне. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Поэтому мы засекли его еще в 50 километрах от нас и ждали, когда он пройдет мимо нашего расчета, чтобы уничтожить.

Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолетов, но он все равно появляется на экранах радаров. Может быть пилот ошибся, может быть заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел. Мы сбили страшную, фантастическую машину – самый засекреченный самолет ВВС США. Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа американского спецназа прилетела на нескольких вертолетах и увезла его. Уже на следующий день он был на базе “Авиано”, неподалеку от Венеции. Когда нам удалось сбить самолет, мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у всего расчета остаться в живых. Так мы делали 24 раза за эти три месяца агрессии. И это спасло наш расчет. Никто из команды не пострадал. Хотя в нашей бригаде ПВО погибло 9 человек”.

После того, как Драган Матич и его товарищи сбили F-117A, Белый дом и Пентагон обратились к руководству СРЮ с просьбой вернуть обломки самолета и все, что от него осталось, в Соединенные Штаты. Но Белград, естественно, ответил отказом. Сейчас сбитый “Стелс” выставлен в музее авиации. Здесь мы и продолжили разговор с Драганом Матичем:

— Ваш расчет сработал четко и слаженно. Как американцы с их АВАКСами и новейшей электроникой прозевали советскую ракету и подставили “Стелс” под удар?

— Мы защищали свою родину и выполняли свой долг. Мы тоже были целью, за нами тоже следили с американских спутников, нас обнаруживали АВАКСы. И поэтому мы старались не допускать никаких сигналов в эфир. Если ты в эфире или на вражеском радаре больше 20 секунд – ты уже мертвый. Жди “томагавков”, “крылатых ракет” или какой-нибудь мощной бомбы. Мое мнение о “стелсах”? Они запустили их в производство, чтобы продать своим союзникам по всему миру. Машина безумно дорогая – свыше 50 миллионов каждый экземпляр. Много говорили об этих “стелсах”, но все это реклама Пентагона. У него не было высокой скорости полета, у него не было хорошей защиты и только две бомбы на борту. Еще один недостаток этой “птицы” – она очень близко подлетала к цели. И только после этого могла нанести свой смертельный удар.

— Какие еще самолеты удалось поразить вашей команде?

— В первые дни агрессии против Югославии ВВС НАТО начинали свои налеты после 20.00. Все самолеты всегда шли по одному и тому же маршруту. Тем же путем они возвращались и на свои базы. Мы быстро поняли эту особенность. Большинство самолетов попадали в наш прицел за 40-50 километров до нашей позиции. Американские пилоты и их коллеги по НАТО всегда придерживаются правил и четко выполняют команды. Есть маршрут, есть задание, и они ни на миллиметр не отклоняются от него. Мы читали их планы между строк, и это спасало нас и наши ПВО. Наш расчет поразил, кроме первого F-117, еще одну машину. Мы задели ее, но она дотянула до Хорватии и там приземлилась. Правда, официального подтверждения этому нет. Об этом писали газеты, была фотография. Это случилось 30 мая. А до этого мы сбили F-16. Пилот был командиром эскадрильи, которая специально уничтожала системы ПВО. За ним прислали особую группу на вертолетах, чтобы спасти столь важного человека. 4 вертолета и 10 самолетов обеспечивали поддержку десантникам. Этот пилот принимал участие в операции “Буря в пустыне”, бомбил сербов в Боснии и Герцеговине. Это был очень опытный летчик и надежный пилот. Но мы сумели поразить его легендарный самолет. На счету нашей команды и Б-2. Правда, опять нет доказательств. Но наши радиоперехватчики зафиксировали разговор между пилотом и АВАКСом. Пилот кричал: “В меня попала ракета, меня нужно спасать”. Он дотянул до Венгрии. Мы воевали и сбивали противника – у нас старое оборудование, а у них самое современное оружие, но мы оказались хитрее и показали, что умеем давать отпор.

— Почему, по-вашему мнению, страны НАТО начали войну против Югославии?

— Во-первых, чтобы наказать нас за Косово. Во-вторых, чтобы провести испытание нового оружия в конкретных боевых условиях. И заодно избавиться от его старых запасов, чтобы получить новое. Сотни миллиардов долларов позже получил ВПК США. Пентагон просил средства, а правительство их выделяло. На территории Югославии впервые испытали бомбу в 2,5 тонны. Югославия распалась в 1991-92 годы. И мы, сербы, мешали Западу, нас нужно было сломить. Они воевали не против Милошевича, это было только прикрытие. Им нужно было сломить народ, уничтожить страну и взять ее под свой контроль. Чего только здесь не сбрасывали – обедненный уран, кассетные бомбы. Наша земля стала полигоном, на котором экспериментировали натовские стратеги.

Константин Качалин, журналист

specnazspn.livejournal.com

Самолет невидимка, подлодка невидимка, когда же военные США угомонятся

Один раз уже наступив на грабли «невидимости» в авиации, американцы хотят вновь попытаться сыграть в эту игру. И результат ее вполне предсказуем. После развала своего боевого авиастроения, они разрушат и военное кораблестроение.

Хотя я понимаю американских адмиралов. Им завидно смотреть на своих военно-воздушных коллег, которые на «невидимости» своей авиации сколотили целые состояния. То что это все добром не закончится, а выльется только в очередной мегапопил американского военного бюджета можно предсказать уже сегодня. 

Итак, о чем идет речь. В США вышло сообщение, что их нанотехнологам удалось получить образец материала, поглощающего и преобразующего звуковые волны. И они утверждают, что подводный корабль с таким покрытием станет абсолютно невидимым для вражеских средств акустического обнаружения.

Как известно, основным средством обнаружения вражеских субмарин на сегодня является гидролокатор, который засекает корабли противника благодаря излучаемым ими или отраженным от их корпуса звуковым сигналам. 

Когда лодка движется, основным излучателем звуковых волн от нее является шум работы ее винтов и узлов двигательной установки. Но когда она неподвижна, годролокатор включается в активный режим и начинает «бомбить» водное пространство вокруг себя звуковыми волнами. Анализируя отраженный сигнал аккустики и находят в глубинах океана «инородные» тела. 

Уже отсюда можно сделать вывод, что новое американское изобретение будет хорошо работать только во втором случае. А когда лодка будет подвижна, то это не будет иметь никакого значения.

Но и тут не все так хорошо, как хотелось бы американцам. На самом деле еще со времен СССР в советском флоте для обнаружения американских лодок начали использовать приборы, работающие на других физических принципах. 

Помимо средств гидролокации, лодка может быть обнаружена благодаря датчикам, отслеживающим изменения естественного фона среды, как минимум трех десятков физических полей. Например, изменение давления слоев воды или сейсмические аномалии из-за возникновения колебания морского дна вследствие прохождения корабля и т.д.

Уже тогда благодаря новому оборудованию, которого на тот момент не было ни у кого из конкурентов, российские подводники могли обнаруживать врага на расстояниях невообразимых для противника. И это позволяло советским атомным субмаринам легко уклоняться от встречи с американскими лодками, которые были оснащены, надо честно признать, гораздо лучшими гидролокаторами. А потом в американской прессе появлялись «шокирующие» сообщения о русских лодках вблизи американских берегов. 

Итак, советские и российские подводники (а сегодня не только они) давно перестали полагаться только на свои гидролокаторы. Они обнаруживают и распознают цели путем анализа работы сразу многих приборов, работающих на различных физических принципах.

С тех пор данные средства обнаружения сильно продвинулись вперед и что сегодня, а тем более в перспективе будет установлено на новые российские подводные лодки, можно только догадываться. Но совершенно точно можно сказать, что когда в океане появятся новые американские субмарины «невидимки», они точно не будут невидимыми для российских кораблей. 

А значит, если американские инженеры смогут «убедить» адмиралов, а вернее Конгресс финансировать программу построения новых подводных лодок «невидимок», то все это в конечном итоге закончится точно таким же конфузом, как и все программы по постройке самолетов-невидимок. 

Еще в 1980 это направление считалось настоящим прорывом в боевом авиастроении. Но как показал опыт войн 1990 и 2000 невидимость американских самолетов очень условная и точно не представляет проблем для современных российских систем обнаружения. Тем не менее, быстро перестроить свои НИОКР по проектированию боевой авиации Вашингтон не смог и на сегодня он фактически остался у разбитого корыта. Новые его самолеты, на которые потрачены уже сотни миллиардов долларов, нормально не летают, а всю тяжесть боев на себе несут старички разработки 1960-1970 годов, которые уже буквально разваливаются от старости.

Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции

polit.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *