Марки самолетов гражданской авиации – Типы самолетов Airbus A310, A320, A330, Boeing-747, Boeing-767, Ту-204, ИЛ-96, Boeing-737, SuperJet-100, ЯК-42, АН–24,

Содержание

Типы самолетов Airbus A310, A320, A330, Boeing-747, Boeing-767, Ту-204, ИЛ-96, Boeing-737, SuperJet-100, ЯК-42, АН–24,

Туполев Ту-134
Пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности.

Число мест:
— 80-96 (в зависимости от расстояния между рядами)
Летные данные:
— крейсерская скорость — 850 км/ч.
— дальность полета — 2800 км.
— максимальная взлетная масса — 47000 кг.
— максимальная высота полета — 11000 м.

Туполев Ту-154 
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.

Число мест:
— в кабине трех классов — 152-158
— в экономическом классе — 180
Летные данные:
— крейсерская скорость — 950 км/ч.
— максимальная высота полета — 11000 м.
— дальность полета — до 3000 км (для ТУ-154Б-2), до 5200 км (для ТУ-154М)

Туполев Ту-204

Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.

Число мест:

— в кабине трех классов — 196-214
Летные данные:
— крейсерская скорость — 850 км/ч
— максимальная взлетная масса — 107900 кг.
— максимальная высота полета — 7200 м.
— дальность полета — 4000 км.

Наверх

Сухой Суперджет-100 (Sukhoi SuperJet-100)
Пассажирский самолет Сухой Суперджет-100 (раннее название RRJ — Russian Regional Jet) примечателен тем, что является первый самолетом, разработанным в России после распада СССР и первым российским пассажирским самолетом, разработанным с использованием цифровых безбумажных технологий. Разработчиком и производителем самолета является компания «Гражданские самолеты Сухого», подразделение авиастроительного концерна «Сухой».

Самолет предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 км (базовая комплектация) и до 4500 км (LR — комплектация с увеличенной дальностью полета). Поступление первых самолетов в авиакомпании ожидается в 2011 г.

Основные характеристики самолета Сухой Суперджет-100

SSJ-95SSJ-95LR
Размеры
Длина (м)29.829.8
Размах крыльев (м)27.827.8
Высота (м)10.310.3
Вес
Макс. взлетный вес (кг)42 50045 900
Макс. посадочный вес (кг)39 40039 400
Макс. коммерческая загрузка (кг)12 25012 250
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом)95-9895-98
Шаг кресел эконом класса (см)81.381.3
Ширина салона (м)3.23.2

 

Наверх

Ильюшин ИЛ-62 
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.

Число мест:
— экипажа — 5
— пассажиров — 138-198
Летные данные:
— максимальная крейсерская скорость — 850 км/ч.
— максимальная взлетная масса — 280300 кг.
— максимальная высота полета — 11000 м.
— дальность полета — 10000 км.
Выпускается серийно с 1971 г.

Наверх

Ильюшин ИЛ-86 
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.

Число мест:
— в кабине двух классов — 234
— в кабине трех классов — 314
— в экономическом классе — 314
Шаг кресел, мм
— первый класс — 960
— бизнес-класс — 750 / 780
— эконом-класс — 750
Количество бортпроводников: 8-11
Система кондиционирования: плавная, температура задается;
система измерения давления; вентилятор в спинке впереди стоящего кресла
Места у окна: литеры A, I
Места у прохода: литеры C, D, F, G
Наличие багажного отсека (кроме полок над креслом): есть
Наличие спасательного оборудования: 12 аварийных трапов,
спасжилеты, плоты, кислородные маски
Летные данные:
— крейсерская скорость — 950 км/ч.
— дальность полета — до 4350 км.
— максимальная взлетная масса — 190000-206000 кг.
— максимальная высота полета — 11000 м.
— максимальная продолжительность полета — 8 ч.
— требуемая длина взлётно-посадочной полосы — 2300-2600 м.

Наверх

Ильюшин ИЛ-96 
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.

ИЛ-96-300
Число мест:
— в кабине двух классов — 235
— в кабине трех классов — 262
— в экономическом классе — 300.
Летные данные:
— крейсерская скорость — 900 км/ч.
— дальность полета — до 12100 км.
— максимальная взлетная масса — 240000 кг.

Наверх

ИЛ-96М
Число мест:
— в кабине двух классов — 335-342
— в кабине трех классов — 311-318
— в экономическом классе 376-386
— в чартерном варианте 413-435
Летные данные:
— крейсерская скорость — 870 км/ч.
— дальность полета — до 11600 км.
— максимальная взлетная масса — 270000 кг.

Наверх

Аэробус Airbus A310
Пассажирский самолет для авиалиний средней (A310-200) и большой (A310-300) протяженности.

 

Число мест: 183
Летные данные:
— крейсерская скорость — 858 км/ч.
— максимальная высота полета — 11000 м.
— максимальная взлетная масса — 164000 кг.
Технические данные:
— двигатель — General Electric
— размах крыльев — 43,9 м.
— длина — 46,66 м.

Наверх

Аэробус Airbus A320
Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности.

Число мест:
— бизнес-класс — 110 max (0 min) x 2:3, расстояние между рядами 86 см.
— экономичный класс — 16 min (149 max) x 3:3,
расстояние между рядами 81 см.
Летные данные:
— крейсерская скорость — 853 км/ч.
— максимальная взлетная масса:
серия-100 — 68000 кг.
серия-200 — 73500 кг.
— максимальная высота полета — 10668 м.
— дальность полета:
серия-100 — 2147 км.
серия-200 — 3717 км.

Наверх

Аэробус Airbus A330
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.

Число мест:
— в кабине трех классов — 295, в кабине двух классов — 335, в экономическом классе — 398, max — 440
Летные данные:
— крейсерская скорость — 925 км/ч.
— дальность полета:
серия-300 — 8980 км.
серия-200 — 11900 км.

Наверх

Боинг -737  (Boeing-737)
Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности.

Число мест:
— 114 пассажиров и 2.4 тонны груза
Летные данные:
— крейсерская скорость — 793 км/ч.
— максимальная взлетная масса — 52800 кг.
— максимальная высота полета — 10058 м.
— дальность полета — 2518 км.
— взлетная скорость — 276 км/ч.

Наверх

Боинг-747 (Boeing-747) 
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.

Число мест:
— первый класс — 14 индивидуальных кают
— бизнес-класс:
серия-100 — 76 x 2:3:2, расстояние между рядами 127 см.
серия-200 — 66 x 2:3:2, расстояние между рядами 127 см.
— экономичный класс — 285 x 3:4:3, расстояние между рядами 79 см.
серия-100 — 266 x 3:4:3, расстояние между рядами 79 см.
серия-200 — 298 x 3:4:3, расстояние между рядами 127 см.
Летные данные:
— крейсерская скорость — 917 км/ч.
— дальность полета — до 12100 км.
— максимальная взлетная масса:
серия-100 — 333000 кг.
серия-200 — 372000 кг.
— максимальная высота полета — 10668 м.
— дальность полета:
серия-100 — 7163 км.
серия-200 — 9850 км.
— взлетная скорость:
серия-100 — 306 км/ч.
серия-200 — 332 км/ч.
— грузоподъемность:
серия-100 — 370 пассажиров и 16 тонн груза
серия-200 — до 425 пассажиров; 20 тонн груза

Наверх

Боинг-767 (Boeing-767) 
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.

Число мест:
— бизнес-класс — 134 max (0 min) x 2:2:2,
расстояние между рядами 86 см.
— экономичный класс — 95 min (252 max) x 2:3:2,
расстояние между рядами 81 см.
Летные данные:
— крейсерская скорость — 873 км/ч.
— максимальная взлетная масса — 158000 кг.
— максимальная высота полета — 10668 м.
— дальность полета — 4000 км.
— грузоподъемность — до 252 пассажиров и 8.6 тонн груза.

Наверх

Боинг-777 (Boeing-777) 
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.

Число мест:
— первый класс — 17 индивидуальных кают
— бизнес-класс — 70
— экономичный класс — 148
Летные данные:
— крейсерская скорость — 891 км/ч.
— максимальная взлетная масса — 242600 кг.
— максимальная высота полета — 10668 м.
— дальность полета — 7406 км.
— грузоподъемность — 235 пассажиров и 20 тонн груза.

 

 

Главная >> Типы самолетов

www.aviakassa.com

Пассажирский самолет

Пассажирский самолет часто называют авиалайнером или коммерческим самолетом, основной задачей этих машин является перевозка пассажиров и их багажа. Конкретного определения этой категории не существует, но все же в мире принято называть пассажирским самолетом летательный аппарат, который имеет два и больше двигателей, а салон рассчитан на 20 человек и больше. Масса такого самолета в пустом виде должна быть не менее 20 тонн.

Краткая история развития пассажирских самолетов

Первым в мире самолетом, который мог перевозить пассажиров, стал российский аппарат под обозначением «Илья Муромец». Несмотря на то что этот аппарат И. Сикорским был изготовлен еще в 1913 году, он был достаточно комфортабельным для пассажиров, поскольку на его борту был размещен ресторан, спальные помещения и ванная. Демонстрационный полет машины показал, что он может перевозить 16 человек.

Этому самолету принадлежит первый рекорд по дальности перелета, он смог преодолеть расстояние от Петербурга до Киева и в обратную сторону. При этом аппарат осуществил лишь одну посадку.

Дальнейшее развитие пассажирской авиации было направлено на изготовление менее масштабных однодвигательных аппаратов, таких как К-1, Сталь-2, ПС-35. Все же первыми пассажирскими авиалайнерами, которые изготовлялись массово, стали самолеты ЛИ-2 и ПС-84, в США это был DC-3.

В эти года массовым аппаратом для перевозки пассажиров стал Ford Trimotor, его изготовляли в США. Это был самолет с тремя поршневыми двигателями, при этом пассажировместительность равнялась 8 человекам. Производство было окончено в 1933 году, но и после этого их еще долго продолжали эксплуатировать. На смену пришел новый самолет DC-3. Нужно отметить, что этот аппарат является самым массовым по изготовлению пассажирским лайнером в мире. Самолет имел возможность перевозить до 32 человек на борту.

В европейских странах довоенного периода самым качественным самолетом для перевозки пассажиров стал Ju52. Также широко использовались и самолеты с поплавковым шасси.

По окончании войны изготовление пассажирских самолетов велось на основе модернизации имеющихся тяжелых бомбардировщиков. А с появлением в авиации в 50-х годах двигателя реактивного типа развитие пассажирских лайнеров вышло на качественно новый уровень развития. Так, летом 1949 года впервые взлетел британский самолет типа De Havilland Comet, это была не совсем успешная разработка, поскольку фиксировалось много крушений, и в 1954 году он был снят с полетов. Лидером пассажирского авиастроения оставался СССР со своим Ту-104 (1955 года выпуска) и американский Boeing 707 (1954 года выпуска).

Дальнейшее развитие и успехи были представлены пассажирскими самолетами корпораций Boeing и Airbus. Первые сверхзвуковые лайнеры для перевозки пассажиров появились в 60-х годах и были представлены отечественным Ту-144 и европейским Concorde. Данные аппараты довольно скоро были сняты с эксплуатации из-за крушений.

Самолеты, которые изготовляются сегодня, мало чем отличаются внешне от аппаратов 60-х годов. Современное авиастроение акцентирует свое внимание на создании более экономичных и менее шумных силовых установок самолетов. Немаловажным аспектом остается комплектация качественной авионикой. При создании новых самолетов используется большое количество композитных материалов, которые способствуют снижению веса конструкции.

Классификация пассажирских самолетов

В зависимости от дальности полета:

  • Самолеты для местных авиалиний – до 1000 километров.

  • Ближнемагистральные – дальность от 1 до 2,5 тысяч километров (представитель EMB 120).

  • Среднемагистральные – дальность от 2,5 до 6 тысяч километров (представитель CRJ 200).

  • Дальнемагистральные – более 6 тысяч километров.

Широкофюзеляжные

Их еще часто обозначают как аэробусы, они имеют много рекордов по своим габаритам. Самые большие представители данного класса могут иметь длину больше 70 метров, при этом диаметр в 6 метров. Это позволяет в салоне разместить до 10 кресел в одном ряду. Их еще подразделяют на однопалубные и двухпалубные. Основной задачей таких машин является перевозка большого количества пассажиров на большие дистанции. Из-за высокой себестоимости большинство авиакомпаний приобретают их в лизинг. Основные представители класса: А380, Ил-86, Боинг 747 и другие.

Узкофюзеляжные

Они более распространены, чем широкофюзеляжные. Их активно эксплуатируют на сообщениях со средней протяженностью полета. Количество пассажирских кресел в салоне значительно меньше, чем в широкофюзеляжных аппаратах. Диаметр фюзеляжа данных самолетов не превышает 4 метров. Основные представители класса: А320, Ту-154, Боинг 737 и другие.

Региональные

К этой категории относятся относительно небольшие пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт до 100 человек и перевезти на расстояние до 2,5 тысяч километров. Они могут оснащаться как турбореактивными, так и турбовинтовыми двигателями. Основные представители класса: ATR, SAAB, Ан-24, ERJ, Як-40 и другие.

Местные

Самые маленькие пассажирские самолеты с пассажировместительностью до 20 человек. Полеты осуществляются на расстояние до 1 тысячи километров. В конструкции часто используются поршневые двигатели или турбовинтовые. Основные представители класса: Beechcraft, «Сессна». 

 

Классификация самолетов:

avia.pro

Категория: Классификация самолётов

 

 

Классификация самолетов производится по разным признакам и основному назначению летательных аппаратов. Классификации подаются летные, технические характеристики и типы использованных двигателей, кроме этих параметров, учитывается еще большое количество особенностей, которые и подразделяют самолеты на разные типы. Ниже будут рассмотрены классификации самолетов по особенностям силовой установки и конструктивным особенностям.

Классификация самолетов с учетом конструктивных особенностей по И.Г. Житомирскому.

С учетом аэродинамической схемы:

  • Нормальная схема строения.

  • «Бесхвостка» – самолеты, выполненные в этой схеме аэродинамики, не имеют некоторых плоскостей на горизонтальном управлении. Управление осуществляют хвостовые плоскости.

  • «Утка» – в этой схеме продольные органы управления находятся в передней части крыла.

  • Конвертируемая – наиболее ярким представителем этого типа является самолет Ту-144.

  • Тандем – летательный аппарат, имеющий два крыла, которые расположены друг за другом.

  • Продольный триплан – хвостовое оперение горизонтального типа, а остальное – переходного типа.

В зависимости от расположения крыла

По количеству установленных крыльев:

  • Полиплан.

  • Триплан – самолеты оснащены тремя крыльями.

  • Полутораплан – нижнее крыло значительно короче, чем верхнее.

  • Биплан – самолет с двумя крыльями, которые в большинстве случаев расположены один над другим.

  • Моноплан – самолеты с одной несущей поверхностью.

По типу расположения крыльев (монопланы):

  • Парасоль.

  • Среднеплан.

  • Высокоплан.

  • Низкоплан.

  • Чайка.

Набор внешней части крыла (моноплан):

  • Расчалочный моноплан.

  • Свободнонесущий.

  • Подносный моноплан.

Набор внешней части крыла (полипланы):

  • Подкосной.

  • Подкосно-стоечный.

  • Стоечный.

  • Свободнонесущий.

  • Расчалочно-стоечный.

В зависимости от формы крыльев:

  • Круглое.

  • Прямоугольное.

  • Параболическое.

  • Эллиптическое.

  • Треугольное.

  • Трапециевидное.

  • Кольцевое.

  • Овальное

В зависимости от типа стреловидности крыльев:

  • Прямое с углом стреловидности в 0 градусов.

  • Обратной стреловидности.

  • Изменяемой стреловидности во время осуществления полета.

  • Прямой стреловидности.

  • Переменной стреловидности.

Особый тип строения крыла:

В зависимости от хвостового оперения:

  • Нормальное – с применением одного киля и стандартного горизонтального оперения.

    • Оперение на середине киля самолета.

    • Оперение на фюзеляже.

    • Оперение Т-образной формы в конце киля.

  • Крестообразное.

  • Двухкилевое:

  • Коробчатое.

  • Многокилевое.

  • Y-образное.

  • V-образное.

В зависимости от конструкции фюзеляжа:

  • Лодка.

  • Несущий тип фюзеляжа.

  • Двухфюзеляжный.

  • Однофюзеляжный.

  • Безфюзеляжный (используется гондола).

  • Гондола с двумя балками.

В зависимости от используемого типа шасси:

  • Одноопорная схема – используется на гидросамолетах и планерах.

  • Велосипедный или двухопорный тип.

  • Трехопорный:

  • Четырехопорная схема.

  • Многоопорная система шасси.

В зависимости от используемых опорных элементов:

Летательные аппараты отличаются между собой и особенностями используемых силовых установок. Именно по этой характеристике самолеты подразделены на несколько категорий.

В зависимости от типа используемого двигателя самолеты классифицируют как:

  • Паровые.

  • Мускульные.

  • Поршневые (бензиновые и дизельные установки внутреннего сгорания).

  • Воздушно-реактивного типа (ВРД):

    • Турбореактивные.

    • Воздушно-реактивные пульсирующего типа.

    • Воздушно-реактивные прямоточного типа.

  • Турбовинтовые.

  • Двигатели турбовального типа (используются на Ан-140).

  • Турбореактивные с двухконтурной схемой:

  • Ракетный тип двигателей:

  • Электрические.

  • Ядерные.

  • Комбинированные.

В зависимости от количества установленных двигателей разделяют все самолеты на два типа, а именно: однодвигательные и многодвигательные.

В зависимости от расположения двигателей на фюзеляже выделяют:

  • В носовом отсеке.

  • Посредине корпуса:

  • В хвостовом отсеке:

    • В самом отсеке и по бортам.

    • Только по бортам фюзеляжа.

    • Сверху фюзеляжа.

  • На крыле:

    • Возле законцовок крыльев.

    • Посередине крыла.

    • В корне.

    • Под крылом или над крылом на отведенных пилонах.

avia.pro

Мировой рынок гражданского авиастроения: конец дуополии

Рынок гражданского авиастроения является глобальным растущим рынком без национальных границ и в то же время характеризуется жесткой конкуренцией национальных производителей. Сложнейшие технологические задачи и высокие издержки являются причиной того, что лишь небольшое количество стран и несколько крупных компаний работают в авиастроительной отрасли. Таким образом, на рынке производителей воздушных судов конкуренция носит олигополистический характер, т.е. доминируют несколько крупных международных компаний, оказывающих сильнейшее влияние на весь рынок.

Лидерами гражданского авиастроения последние десятилетия являются компании Boeing (США) и Airbus (EC), занимающие более 90% мирового рынка пассажирских самолетов, однако технологическое развитие отрасли и формирующиеся на ближайшие годы особенности спроса приведут к разрушению всем уже привычной дуополии западных авиастроительных гигантов. В данной работе мы сознательно не включаем в анализ бедственное положение отечественного авиапрома, чему была посвящена другая статья автора (Толкачев С.А. Новый облик отечественной авиационной промышленности// «Капитал страны», 01.09.2010. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/178599), дабы рассмотреть в чистом виде жесткий мировой рынок гражданских авиалайнеров, где России уготовлено место на задворках после бесславной сдачи позиций (фактически, как в Первой Мировой войне) в результате развала СССР и социалистического блока в 1989-1991 гг. Одной из форм контрибуции за якобы «поражение» СССР в Холодной войне с Западом стала сдача «победителям» гигантского рынка гражданской авиатехники, оцениваемого в то время в 40% мирового. Как станет ясно из дальнейшего изложения, только на этом «демократическая» Россия как правопреемница СССР потеряла за 20 лет не менее 1 трлн. долл.(!) или суммарную стоимость экспорта нефти за аналогичный период. Поэтому серьезно подходить к анализу мирового рынка авиалайнеров с участием осколков могучей советской авиапромышленности, которая сегодня робко стучится в двери либо с недоделанными позднесоветскими разработками (Ту-204, Ту-334, Ан-148), либо с джинериками западных моделей (Сухой Суперджет 100, МС-21), просто не хочется.

1. Основные сегменты рынка гражданских авиалайнеров

Все производимые в мире гражданские самолеты, предназначенные для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на следующие сегменты в зависимости от типа фюзеляжа и дальности полета:

1) средне и дальне-магистральные широкофюзеляжные самолеты:

Диаметр фюзеляжа составляет от 5 до 6 метров. Самолет с двумя проходами между креслами в салоне. В ряду обычно от 7 до 10 пассажирских мест. Для сравнения, у узкофюзеляжных самолётов диаметр фюзеляжа обычно составляет 3-4 метра. В пассажирском салоне широкофюзеляжного самолета кресла расположены в 3-5 рядов. В среднем широкофюзеляжный самолет может взять на борт 300—500 человек.

В настоящее время эксплуатируются следующие широкофюзеляжные самолеты (табл.1):

Таблица 1. Основные находящиеся в эксплуатации широкофюзеляжные самолеты.

тип ВСгоды выпускаколичество пассажировмаксимальная дальностьвсего выпущено
А 3001972-20072707 000561
А 3101982-1997205-2809 000255
Ил-861980-19973504 600106
MD-111988-2000298-41013 400200
В 7471969-нв366-52414 8001 419
В 7671982-нв180-37511 3001 000
А 3401991-нв261-47516 700374
Ил-961993-нв300-43612 00029
А 3301994-нв255-29513 000671
В 7771994-нв301-45117 500901
А 3802007-нв525-96315 40060
В 7872009-нв210-35016 3007
А 350 (проект)—-270-41215 700——

2) средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты:

Диаметр фюзеляжа до 4 метров. В сравнении с широкофюзеляжными самолётами узкофюзеляжные берут на борт гораздо меньшее количество пассажиров и имеют, как правило, меньшую дальность полёта. Максимальная пассажировместимость — 289 человек.

К узкофюзеляжным самолётам в частности относятся (табл.2):

  • Airbus А320 — самый массовый европейский пассажирский реактивный самолёт.
  • Boeing 737 — самый массовый пассажирский реактивный самолёт в мире.
  • Ил-62 — узкофюзеляжный самолёт с самой большой дальностью полёта.
  • Ту-154 — самый массовый советский пассажирский реактивный самолёт,

Таблица 2. Основные находящиеся в эксплуатации узкофюзеляжные самолеты.

Тип ВСГоды выпускаПассажировМаксимальная дальностьВсего выпущено
Caravelle1959-2005104-1301 800285
Ил-621966-201018611 000277
Ту-1541968-2011150-1803 5001 020
Як-42 (142)1977-2002100-1204 000188
MD-801980-1998140-1724 5001 191
В 7571982-2004200-2807 2001 050
В 717 (MD95)1998-200698-1063 800156
В 7371968-нв85-2156 0006 285
А 320 (318/319)1987-нв107-220 6 5004 181
Ту-2041990-нв164-2127 50066
Ту-3342000-нв102-1384 1005 (испыт.)
Embraer ERJ 195Х2006-нв106-1183 990 н/д
Bombardier CSeriesплан 2013 г100-1505 500
МС-21 (проект)план 2016 г150-2125 500
COMAC С919 (проект)план 2014168-190н/д

3) региональные самолеты:

К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров. На этих самолётах могут устанавливаться как турбовинтовые, так и турбореактивные двигатели. К таким самолётам относятся самолёты семейства ERJ, CRJ, ATR, Dash-8 и SAAB (табл.3).

Таблица 3. Основные типы региональных самолетов, находящихся в эксплуатации.

Тип ВСГоды выпускаПассажировМаксимальная дальностьВсего выпущено
Ан-241962-1979481 0001367
Як-401966-198127-361 3001013
BAe 146/Avro RJ1987-200385-1002 000387
Fokker 1001986-199785-1193 100238
Ан-28 (Ан-38)1969-нв18-27900191
Bombardier DHC-8 (серия)1984-нв37-782 500844 на 2008г
ATR 421984-нв40-501 500390
ATR 721989-нв50-751 300408
Bombardier CRJ (серия)1991-нв50-1003 800533
Embraer ERJ 145 (серия)1999-нв35-503 0001000 на 2007г
Ан-1401999 -нв522 40012
Ил-1142001-нв641 50016
Embraer E-Jet (серия)2002-нв78-1004 600660
SukhoiSuperjet 1002008-нв68-98 (130)4 5008
Ан-148 (158)2009-нв70-996 20013
ARJ21 (Китай)200870-1003 7001 (опыт)
MitsubishiRegionalJet (проект)2014 план70-903 000
Ту- 324 (414) проектнет данных52-763 500

4) местные самолеты:

Наиболее мелкий класс пассажирских самолётов составляют местные самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (от 20) на расстояния до 1000 километров. Они чаще всего оснащены турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Наиболее распространённые самолёты подобного класса выпускают Цессна и Beechcraft.

Для лучшего понимания приведем сравнительную табл.4, включающую в себя все сегменты гражданских авиалайнеров.

Таблица 4. Сегменты рынка пассажирских самолетов и их прогнозируемая емкость (натуральная и стоимостная) на период 2005-2024 гг.

Региональные (50-100 мест)Магистральные (свыше 100 мест)
Узкофюзеляжные (от 100 до 200 мест)Широкофюзеляжные (от 200 до 400 мест)Сверхбольшие (от 400 и более мест)
Объем продаж, ед.600015260 / 109005670 / 4670870 / 1730
Выручка, млрд. долл.150820 / 800940 / 760240 / 440

2. Основные компании-участники рынка гражданских авиалайнеров

На рынке пассажирского самолётостроения исторически доминируют американские и европейские производители. Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире.

Airbus S.A.S (произносится Эйрбáс) – одна из крупнейших авиастроительных компаний, производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты. Штаб-квартира компании находится в городе Тулуза, Франция. В 2001 году согласно законодательству Франции была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (фр. Société par Actions Simplifiée — упрощенное акционерное общество). Единственным акционером Airbus является компания EADS. Штат сотрудников Airbus составляет порядка 50 тыс. человек и сосредоточен в основном в четырёх европейских странах: Франция, Германия, Великобритания, Испания. Окончательная сборка продукции осуществляется на заводах компании в городах Тулуза (Франция) и Гамбург (Германия).

Модельный ряд гражданских самолетов Airbus начался с двухдвигательного самолёта A300. Укороченный вариант A300 известен как A310. Основываясь на нехватке успеха модели A300, Airbus начал разработку проекта A320 с инновационной системой управления fly-by-wire. A320 был большим коммерческим успехом для компании. A318 и A319 являются укороченными вариантами А320, которые с некоторыми изменениями предлагаются Airbus´ом для рынка корпоративных реактивных самолётов (AirbusCorporateJet). Удлинённая версия А320 известна как A321 и конкурирует с более поздними моделями Boeing 737.

Вдохновлённое успехом семейства А320, руководство компании Airbus решилось на разработку семейства ещё бо?льших авиалайнеров. Так появились двухдвигательный A330 и четырёхдвигательный A340. Одной из ключевых особенностей новых самолётов является новая конструкция крыла, оно имеет большую относительную толщину, которая увеличивает его конструктивную эффективность и внутренние объёмы для топлива. Аэробус A340-500 имеет дальность полёта 16,700 километров, это второй результат по дальности полёта коммерческих реактивных самолётов после Boeing 777-200LR (дальность 17,446 км).

Компания особенно гордится собственной технологией fly-by-wire, унифицированными кабиной и бортовыми системами, использующихся во всех семействах самолётов собственной разработки; они делают намного легче обучение экипажа и переквалификацию на новые модели.

Новейшая разработка компании A350XWB призвана конкурировать с новой моделью Boeing´а — 787.

The Boeing Company – один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.

Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).

Основные производственные мощности компании размещены в городах: Эверетт (штат Вашингтон), Калифорнии, Сент-Луис (штат Миссури).

Компания выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например, космический корабль CST-100).

Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.

В 2001 году образовано подразделение Boeing International, которое контролирует работу компании в 70 странах мира, кроме рынка США, где отвечает за разработку и выполнение глобальной стратегии развития компании. Оно определяет и оценивает конкурентные преимущества и возможности в стране пребывания по разработке интеллектуальных ресурсов и технологий, развитию партнёрских отношений и бизнеса.

3. Сравнительная характеристика выпуска Airbus и Boeing

Компании оперируют в основном в сегментах узкофюзеляжных и широкофюзеляжных ближне- и среднемагистральных самолетов.

Ниже представлена сравнительная характеристика выпуска определенных моделей самолетов по годам.

  • ? B-737 и A320. Самолёты средней вместимости для авиалиний средней протяжённости, каждый тип имеет множество модификаций. В последние годы A320 продаются в больших объёмах, нежели продукция Boeing.

Таблица 5. Поставки самолетов AirbusA320 и Boeing 737 за 1988-2010гг

 20102009200820072006200520042003200220012000
A320401402386367339289233232236257241
B-737398372290330302212202173223299281
 199919981997199619951994199319921991199019891988
A32022216812772566471111119585816
B-7373202811357689121152218215174146165
  • B-747 и A380. Самолёты большой вместимости для авиалиний средней и большой протяжённости. Азиатские авиакомпании, традиционные пользователи 747-х, являются основными заказчиками А380. В настоящее время B-747 производятся в количестве не более 10 штук в год, новых заказов на пассажирские машины очень мало (из 99 заказанных с начала 2006 года B-747 только 27 — пассажирские). В то же время портфель заказов A380 с начала 2006 года увеличился на 60 пассажирских лайнеров.
  • B-767 и A330. Самолёт Airbus оказался коммерчески более успешным в последние годы.

Таблица 6. Поставки самолетов Airbus A330 и Boeing 767 за 1994-2009 гг.

 2009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994
A3307872686256473142354344231410309
B-767139121210924354044444742433741
  • B-777 и A340. Оба самолёта появились одновременно, но за счёт большей топливной эффективности B-777 и ряда других факторов, американская компания продала вдвое больше машин, чем их европейские конкуренты.

Таблица 7. Поставки самолетов Airbus A340 и Boeing 777 за 1993-2009 г.

 20092008200720062005200420032002200120001999199819971996199519941993
B-77788617565403639476155837459321300
A-340813112424283316221920243328192522

Новых заказов на A340 крайне мало. Предполагается, что с B-777 будет конкурировать A350, однако разработка последнего пока очень далека от завершения.

Embraer (Empresa Brasileirade Aeronautica) – бразильская авиастроительная компания, один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолётов. Штаб-квартира в городе Сан-Жозе-дус-Кампус, штат Сан-Паулу.

Основана в 1969 году как компания, контролируемая государством. В 1990-х годах столкнулась с серьёзным кризисом, после чего в 1994 году была полностью приватизирована (у государства осталась лишь «золотая акция», дающая возможность права вето в вопросах поставок военных самолётов).

Компания специализируется на региональных лайнерах и выпускает коммерческие, корпоративные, военные, сельскохозяйственные самолёты. Производственные мощности сконцентрированы в Бразилии.

К 2010 году компания делила третье-четвертое место с канадской Bombardier среди крупнейших поставщиков коммерческих авиалайнеров, уступая компаниям Boeing и Airbus. За 2009 год компания поставила коммерческим заказчикам более 240 самолётов.

Численность персонала — 17 тыс. человек (2005 год).

Embraer Jet – семейство двухмоторных узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности производства бразильской компании Embraer. Включает в себя 4 модификации: E-170, E-175, E-190 и E-195. E-Jet впервые был представлен на авиасалоне в Ле Бурже в 1999 году. Серийное производство началось с 2002 года.

Таблица 8. Поставки самолетов Embraer E-jet 190, 195 в сумме за 2005-2010 гг, шт.

200520062007200820092010
393732523323

Bombardier Inc. (Бомбардьé), канадская машиностроительная компания. Штаб-квартира находится в Монреале, провинция Квебек.

Компания была основана в городе Валкурте (Квебек) в 1942 году под названием L´Auto-NeigeBombardierLimitée Жозеф-Арманом Бомбардье. Авиастроением компания занялась с середины 1980-х годов. В 2003 году компания продала своё подразделение Bombardier Recreational Products, занимавшееся производством снегоходов, вездеходов, гидроциклов, моторных лодок, сконцентрировавшись на железнодорожном и авиационном машиностроении.

Компания относится к крупнейшим мировым производителям бизнес-самолётов, самолётов регионального предназначения, а также железнодорожной техники и трамваев. Основные подразделения компании — крупнейший в мире производитель железнодорожной техники Bombardier Transportation и Bombardier Aerospace — третий в мире производитель гражданских самолётов после Boeing и Airbus. В 2008 году в Bombardier работало 59,8 тыс. человек.

Bombardier Canadair RegionalJet (CRJ) — семейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолётов. Первый полет самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолёт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу. Семейство состоит из нескольких модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полёта: CRJ100, CRJ 200, CRJ 700, CRJ 900.

Модель CRJ 900 рассчитана на перевозку 88 пассажиров. Первый полёт Bombardier CRJ 900 совершил 21 февраля 2001 года. Кроме стандартной, существует ещё несколько версий самолёта – удлинённая и для дальних перелётов.

Программа по созданию Bombardier CRJ 1000 была начата Bombardier Aerospace 19 февраля 2007 года. Совершивший первый полёт в сентябре 2008 г. 100-местный CRJ1000 является последней моделью семейства Canadian Regional Jet.

Таблица 9. Поставки самолетов Bombardier CRJ 900, 1000 за 2005-2010 гг., шт.

200520062007200820092010
574878928287

4. Прогнозы роста мирового рынка гражданских авиалайнеров

По прогнозам Airbus, в ближайшие 20 лет авиакомпании всего мира купят почти 25 тыс. новых магистральных самолетов на общую сумму 2,9 трлн. долларов. Из них около 10 тыс. потребуется для замены устаревающего парка, а еще 15 тыс. — для дальнейшего наращивания провозных мощностей. Причем наибольшим спросом будут пользоваться именно узкофюзеляжные авиалайнеры. Их будет продано около 18 тыс. на 1,27 трлн. долларов, что составит 70% от общего объема всех поставок в натуральном выражении. В результате к 2030 году глобальный парк авиакомпаний увеличится почти вдвое и превысит 30 тыс. самолетов. Высокий спрос на новые самолеты вызван растущими потребностями в замене лайнеров с низкой топливной эффективностью, а также динамичным развитием новых рынков и ростом пассажиропотока на существующих направлениях.

Согласно прогнозу Boeing, стоимость рынка новых гражданских самолетов в течение следующих 20 лет составит 3,6 трлн. долл. Рост рынка будет сопровождаться восстановлением мировой экономики после кризиса и увеличением спроса на новые и более эффективные самолеты. В соответствии с текущим обзором рынка 2011 г., к 2029 г., емкость рынка составит 30900 новых пассажирских и грузовых самолетов.

Таблица 10. Будущая рыночная стоимость (в ценах 2009 г.) и поставки самолетов по регионам к 2029 гг.

РегионРыночная стоимость поставок в млрд. долл.Поставки самолетов, шт.
Тихоокеанский Азиатский регион1 32010 320
Северная Америка7007 200
Европа8007 190
Ближний Восток3902 340
Латинская Америка2102 180
СНГ90960
Африка80710
Всего3 59030 900

Из таблицы видно, что в долгосрочной перспективе, объем пассажирских перевозок будет увеличиваться на 5,3% в год под влиянием экономического роста в регионах с различной структурой спроса на самолеты. Наиболее быстрорастущим сегментом мирового рынка по-прежнему будут узкофюзеляжные самолеты, благодаря стремительному увеличению количества низкобюджетных авиакомпаний, развитию новых рынков, таких как Индия, Китай и Юго-Восточная Азия, и сохраняющейся нестабильности цен на топливо. Темпы роста сегмента узкофюзеляжных самолетов опережают широкофюзеляжный сегмент на протяжении последних десяти лет. Этот разрыв будет и дальше увеличиваться по мере вывода из парка авиакомпаний самолетов старого поколения.

Наиболее высокие показатели роста наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором Китай выступает безоговорочным лидером.

На сегодняшний день, этот регион обеспечивает около 1/3 мирового объема воздушных перевозок. В результате роста этого рынка, к 2029 г. на долю Азиатско-Тихоокеанского региона будет приходиться почти 43% входящего, исходящего и внутреннего объема перевозок. Только одному Китаю за ближайшие 20 лет потребуется 4300 новых авиалайнеров.

Местные авиакомпании также будут наиболее активными покупателями широкофюзеляжных самолетов, генерируя около 40% общего спроса.

Еще одним динамично развивающимся рынком является Ближний Восток, который демонстрирует один из самых высоких показателей роста воздушных перевозок за последние годы. Ближневосточные авиакомпании достигли стремительного роста благодаря использованию преимуществ своего географического местоположения, демографии региона, приобретению современных самолетов и хорошо продуманным планам инвестиций и развития бизнеса. На Ближний Восток за период 2011-2029 гг. будет поставлено 2340 самолетов.

Более подробные данные о распределении поставок авиалайнеров разного типа по основным регионам предоставляет следующая таблица.

Таблица 11. Поставки самолетов по регионам в соответствии с размерами за 2011-2029 гг.

РегионРегиональные (шт.)С одним проходом (шт.)С двумя проходами (шт.)Большие (шт.)Всего (шт.)
Тихоокеанско-Азиатский регион4706 7102 84030010 320
Северная Америка8005 1801 180407 200
Европа3105 3801 3401607 190
Ближний Восток701 1001 0001702 340
Латинская Америка201 800350102 180
СНГ20057016030960
Африка5042023010710
Всего1 92021 1607 10072030 900

5. Обострение конкуренции и конец дуополии

Сейчас суммарный портфель твердых заказов Airbus и Boeing на узкофюзеляжные самолеты приближается к 3 тыс. штук, что составляет всего лишь 16% от прогнозного спроса на эти лайнеры на двадцатилетний период. Таким образом, на мировом рынке магистральных самолетов есть все предпосылки для появления как минимум еще одного крупного игрока, который при определенных обстоятельствах вполне может потеснить грандов мирового авиастроения. Дуополия медленно приближается к концу. Из всех авиастроительных компаний мира вызов «Большой Двойке» — Airbus и Boeing — первыми бросили канадцы. Еще пять лет назад Bombardier приняла решение начать разработку узкофюзеляжного самолета C-Series, рассчитанного на перевозку 110–130 пассажиров. Изначально реализации этого проекта мешала несговорчивость производителей авиадвигателей, которые, как утверждают некоторые эксперты, находясь под давлением Airbus и Boeing, не выказывали желания создавать новые модификации двигателей специально для нового самолета Bombardier. Свое решение они мотивировали узостью рынка сбыта. Но благодаря усилиям канадских властей и позиции компании Pratt&WhitneyCanada, а также изменившейся рыночной ситуации эта проблема, в конечном счете, была решена. Получив финансовую поддержку провинции Квебек, Pratt&Whitney все-таки разработала новое семейство двигателей Pure Power. Это именно те агрегаты, которые «Иркут» будет использовать на своем МС-21. Но в отличие от программы МС-21 проект C-Series уже прошел более половины пути. В середине прошлого года Bombardier представила рабочие чертежи тестового самолета SC100, а на заводе Saint-Laurent в Монреале был показан финальный проект обшивки левой части фюзеляжа самолета. Сейчас на этом предприятии уже полным ходом идет монтаж композитных панелей на хвостовую часть лайнера.

Новый самолет должен подняться в воздух уже в 2012 году, а первые поставки лайнера авиакомпаниям намечены на 2013-й. Но, несмотря на все пре¬имущества новых лайнеров, большим портфелем заказов на них Bombardier похвастаться пока не может: у канадцев всего 90 твердых контрактов на приобретение SC100 и еще столько же опционов. Главные заказчики этих самолетов — Lufthansa Group, ирландская лизинговая компания LCI и американская Republic Holdings. Но основные надежды Bombardier связывает с китайским рынком. По прогнозам канадской компании, в течение ближайших 20 лет он станет вторым по величине рынком для коммерческой авиации. Для достижения этой цели компания решила кооперироваться с китайскими авиапромышленными предприятиями.

У Китая есть свой проект создания магистрального узкофюзеляжного самолета — С919. И этот проект не что иное, как долгосрочный план Китая по разрушению дуополии Airbus и Boeing. Название модели и ее цифровой код для китайцев имеют огромное символическое значение. Первая цифра «9» может быть истолкована как «долгое время, которое необходимо затратить на преодоление сложного пути», а «19» обозначает, что первый китайский магистральный самолет будет способен перевозить 190 пассажиров. Помимо базовой версии корпорация Commercial Aircraft Corporationof China (COMAC) начала проектирование еще двух моделей — на 156 и 168 пассажиров.

В течение нескольких месяцев компания COMAC предполагает завершить общий технический проект самолета и выбрать поставщиков всех ключевых систем. Этот процесс активно идет последние полтора года.

COMAC планирует, что первый полет С919 должен состояться в 2014 году, а коммерческая эксплуатация лайнера начнется в 2016-м. В общей сложности китайцы в течение 20 лет намерены выпустить 2500 новых самолетов. Правда, оплаченных твердых заказов на С919 у COMAC пока нет. Но можно не сомневаться, что в ближайшее время они появятся.

Экспансия на рынок сразу трех новых производителей магистральных самолетов заставила Airbus и Boeing начать полномасштабную подготовку к отражению атаки. Компания Airbus приняла решение о старте программы ремоторизации авиалайнеров семейства А320, которые после оснащения новыми двигателями получат название NEO. Европейский концерн намерен вложить в этот проект около 1 млрд. евро. На новые самолеты предполагается устанавливать все те же двигатели семейства LEAP-X и PurePower. Более того, Airbus собирается оснастить свои модернизированные авиалайнеры новыми законцовками крыльев, которые дополнительно обеспечат снижение расхода топлива на 3–4%. Таким образом, суммарная экономия топлива составит около 18%. Конструкция планера А320 NEO на 95% схожа с эксплуатирующимися сейчас самолетами этого семейства. Европейскому концерну предстоит укрепить лишь крыло и пилоны. Ремоторизованные самолеты появятся на рынке уже в 2016 году и будут стоить всего лишь на 6 млн. долларов дороже своих предшественников. В общей сложности Airbus собирается продать около 4 тыс. А320 NEO. И не исключено, что этот план рано или поздно будет выполнен. За полтора месяца продаж Airbus заполучила уже трех крупных клиентов. Стартовым заказчиком А320 NEO стала авиакомпания Virgin America, подписавшая контракт на приобретение 30 лайнеров. А вскоре ее примеру последовали индийская IndiGo и малайзийская AirAsia, которые заключили предварительные соглашения о приобретении более 200 новых самолетов. Это привело к тому, что акции EADS (материнской компании Airbus) за день выросли в цене на 5%. Руководство компании уверено, что остаточная стоимость существующих моделей A320 сильно не пострадает, зато новоиспеченным конкурентам европейского концерна придется несладко.

Boeing посчитал запуск проекта NEO запоздалым ответом на свои самолеты семейства Next Generation, которые выпускаются уже более десяти лет. При этом Boeing в ближайшее время намерен создать новое семейство самолетов на замену существующим версиям Boeing 737 NG. Компания понимает ожидания Airbus от выпуска новой модели NEO, но не видит потребности в таких лайнерах, стратегия компании в соответствии с ожиданиями своих заказчиков нацелена на конструирование нового самолета.

Бразильская Embraer также рассматривает возможность создания нового магистрального самолета на 110–130 пассажиров. Компания ждет, пока Boeing примет окончательное решение о выпуске своего нового лайнера, и уже тогда будет думать, стоит ли им заниматься конкурирующим проектом.

***

Современная авиационная промышленность представляет собой глобальную сетевую структуру, включающую в себя тысячи специализированных поставщиков различных комплектующих изделий и производственных услуг, расположенных по всему миру, в т.ч. и в России.

Сегодняшнему состоянию рынка авиационной промышленности присущ этап стабилизации. Он характеризуется сложившимся зрелым рынком продукции соответствующей отрасли. Это означает, что рынок авиационной промышленности сегментирован:

  • средне и дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты;
  • средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты;
  • региональные самолеты;
  • местные самолеты.

Важной особенностью состояния рынка гражданских авиалайнеров сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний. Анализ тенденции развития мирового рынка в XX веке, выявил главную особенность: развитие рынка заключается в непрерывном увеличении изменчивости, нестабильности и непредсказуемости.

Основой стратегий развития ведущих мировых производителей гражданских воздушных судов является постоянное технологическое совершенствование их продукции и снижение эксплуатационных издержек предлагаемых моделей самолетов, включая расход топлива и затраты на ремонт и техническое обслуживание, а также развитие глубоких и долгосрочных отношений с авиакомпаниями путем оказания им всесторонней поддержки в эксплуатации, модернизации и обновлении парка самолетов. На современном этапе ассортимент продукции, выпускаемой компаниями Boeing и Airbus, а также Embraer и Bombardier, во многом аналогичен, если сравнивать их по таким характеристикам, как размер, дальность полета и стоимость воздушного судна.

kapital-rus.ru

ТОП-10 знаменитых отечественных пассажирских самолетов

Сегодня во всем мире отмечается Международный день гражданской авиации. Дата была выбрана не случайно: именно в этот день в 1944 году была принята знаменитая Конвенция о международной гражданской авиации.

Наша страна сделала свои первые шаги в гражданской авиации в самом начале XX века, сразу после того, как в Российской империи появились первые профессиональные летчики и первые самолеты. Уже тогда возникла  идея использовать летательные аппараты для перевозки пассажиров – конечно, не ради удовольствия, а по делу.

Неудивительно, что первый в мире пассажирский самолет, то есть такой, который не приспособили, как смогли, а изначально создававшийся для перевозки пассажиров, появился именно в нашей стране. А затем российские и советские авиастроители построили машины, многие из которых стали всемирно известны, как самые массовые, самые долгоживущие, самые надежные. Даже первый сверхзвуковой пассажирский лайнер создали наши конструкторы, хотя сейчас об этом почему-то не принято вспоминать. А мы вспомним!

Сегодня, в Международный день гражданской авиации, «МИР 24» рассказывает о десяти легендарных отечественных гражданских самолетах, прославившихся на весь мир.

«Илья Муромец» – первый в мире пассажирский самолет

Год первого полета: 1913

Экипаж: 5-8 человек

Пассажировместимость: 16 человек

Грузоподъемность: 1100-1200 кг

Дальность полета: 500-600 км

Фото: Википедия

Создателем этого уникального четырехмоторного деревянного авиалайнера был знаменитый российский авиаконструктор Игорь Сикорский, который позднее эмигрировал в США и прославился как выдающийся американский вертолетостроитель. Но первую славу Сикорскому принесли его истребители, а по-настоящему легендарным он стал именно после постройки «Ильи Муромца». Это был не только первый в мире четырехмоторный самолет. На нем – и тоже впервые в мире! – появился специализированный пассажирский салон, в котором могли размещаться полтора десятка человек. Он имел остекление и двери для выхода на поверхность нижних крыльев, где, как предполагалось, пассажиры могли бы при желании проветриться прямо в полете (тогдашние скорости позволяли делать это почти безопасно). Кроме того, в салоне были предусмотрены спальные комнаты, ванная с туалетом и даже отопление, которое работало за счет выхлопных газов двигателей.

Начавшаяся Первая Мировая война заставила «Илью Муромца» стать первым в мире многомоторным бомбардировщиком – и именно в этом качестве он был наиболее знаменит. Впрочем, самолет все-таки успел и на мирную службу: шесть таких машин в 1921 году обслуживали первую в Советской России почтово-пассажирскую линию Москва-Орел-Харьков и за 43 рейса перевезли 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.

Ан-2 – самый массовый многоцелевой самолет в мире

Год первого полета: 1947

Экипаж: 2 человека

Пассажировместимость: 12 пассажиров

Грузоподъемность: 1300 кг

Дальность полета: 2000 км

Фото: Sergey Ryabtsev, Википедия

«Аннушка» и «Кукурузник» – вот самые распространенные прозвища, которые носит этот неказистый, устаревший с виду самолет. Которому, тем не менее, принадлежат три серьезных рекорда. Во-первых, он – самый массовый многоцелевой самолет в мире. Во-вторых, Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет. А, в-третьих, до появления своей же собственной модификации Ан-3 «кукурузник» был самым большим в мире одномоторным бипланом (то есть самолетом с двумя крыльями) в мире.

Идея создать самолет, предназначенный для освоения труднодоступных районов страны – то есть почти двух третей пространства СССР – пришла в голову авиаконструктору Олегу Антонову еще в 1940 году. Но воплотить ее в реальности удалось лишь семь лет спустя. За это время самолет превратился из машины для труднодоступных районов в настоящего мастера на все крылья. Он мог использоваться и в сельскохозяйственной авиации, и в санитарной, и в полярной, и перевозить пассажиров на местных линиях, и снабжать геологов и нефтяников… Всем этим Ан-2 с равным успехом занимался и занимается по сей день. Ведь он не только самый долгопроизводимый самолет в мире – но и самолет-долгожитель, который не собираются списывать на покой.

Ту-104 – первый отечественный реактивный пассажирский лайнер

Год первого полета: 1955

Экипаж: 5 человек

Пассажировместимость: 50-110 человек

Грузоподъемность: 9000 кг

Дальность полета: 2120 км

Фото: Ken Fielding, Википедия

Еще со времен первых деревянно-полотняных самолетов стало обычным делом приспосабливать построенные для гражданских нужд самолеты под военные – и наоборот, на базе военных машин строить пассажирские. Именно так на свет и появился первый в Советском Союзе реактивный пассажирский лайнер Ту-104. Его «отцом», то есть машиной, на основе которой был создан этот самолет, стал знаменитый дальний бомбардировщик Ту-16, созданный как основной носитель отечественных ядерных бомб. Чтобы превратить его в гораздо более мирный Ту-104, понадобилось сделать совсем немного: слегка увеличить диаметр фюзеляжа и перенести пониже крыло.

Гораздо больше времени потребовалось для того, чтобы обеспечить безопасность полетов. Печальный опыт британских «Комет» – первых в мире реактивных пассажирских лайнеров – показал, что их катастрофы произошли из-за трещин в «уставшем» металле. Советский лайнер испытывался на прочность при гораздо более тяжелых условиях – и оказался более безопасным. Что позволило ему в тот период, пока британские «Кометы» уже не летали, а американские «Боинги-707» еще не летали, быть единственным в мире реактивным пассажирским лайнером, выполняющим регулярные рейсы.

Ил-18 – первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за границу

Год первого полета: 1957

Экипаж: 5 человек

Пассажировместимость: 120 человек

Грузоподъемность: 13 500 кг

Дальность полета: 3700 км

Фото: Sergey Riabsev, Википедия

Если Ту-104 стал фактической переделкой бомбардировщика Ту-16, отчего и славился у пилотов своим капризным характером, то спроектированный изначально как пассажирский самолет Ил-18 полюбился многим летчикам.

Он стал настоящим многофункциональным гражданским самолетом: не только возил пассажиров, став на полтора десятилетия самым массовым и экономичным из машин «Аэрофлота». Он обеспечивал доставку людей и грузов в Антарктиду, вел ледовую разведку, был одним из самых популярных воздушных грузовиков в Арктике, и даже пришелся по душе военным, которые заказали несколько модификаций этой машины.

И все это – только потому, что Ил-18 был первым в СССР специально спроектированным именно гражданским, а не многоцелевым или переделанным военным самолетом. За счет этого в нем удалось достичь такого баланса экономичности, уровня комфорта и безопасности, что к нему – впервые в истории советской авиации – проявили большой интерес за рубежом.

17 иностранных компаний приобрели более 100 построенных по их заказам Ил-18, которые долго летали в чужом небе. И летают до сих пор: даже если не считать военных модификаций этого самолета, в полет до сих пор выпускают еще около десятка «восемнадцатых» по всему миру.

Ил-62 – первый советский реактивный дальнемагистральный лайнер

Год первого полета: 1963

Экипаж: 5 человек

Пассажировместимость: 186 человек

Грузоподъемность: 23 000 кг

Дальность полета: 9780 км

Фото: Tim Rees, Википедия

Когда стало ясно, что турбовинтовые самолеты должны уступить место на дальнемагистральных маршрутах, прежде всего трансокеанских, реактивным лайнерам, в Советском Союзе стали создавать замену пассажирскому Ту-114. Так на свет появился первый советский реактивный лайнер межконтинентальной дальности Ил-62. Этот самолет стал по-настоящему прорывным, поскольку к моменту начала работы над ним авиапромышленность сумела создать более мощные двигатели, более прочные материалы, более компактное и легкое оборудование. За счет всего этого удалось построить самолет, о котором за рубежом говорили так: «Ил-62» – это хорошо и искусно сработанная, практичная конструкция. Русские, безусловно, испытывают заслуженную гордость за свой самолет, да он и стоит того».

Доказать это представилось немало возможностей – например, во время первого трансокеанского полета Москва-Нью-Йорк-Москва. Когда пришло время возвращаться назад, к самолету подогнали тягач, чтобы оттянуть его от здания аэропорта, с которым носовую часть Ил-62 соединял гибкий коридор. Но вот незадача: присоединить буксировочную штангу к самолету не получилось! Тогда, к удивлению американцев, командир советского экипажа просто попросил отогнать буксир и… дал задний ход! Ил-62 был одним из немногих самолетов, которые были способны на такой фокус. Так на реверсе лайнер и дорулил до взлетной полосы и улетел в Москву.

Ан-22 – первый советский широкофюзеляжный самолет

Год первого полета: 1965

Экипаж: 5-7 человек

Пассажировместимость: от 28 до 290 человек

Грузоподъемность: 60 000-80 000 кг

Дальность полета: 5200-8500 км

Фото: Vasiliy Koba, Википедия

Этот легендарный воздушный грузовик с самого начала имел собственное имя – «Антей», в честь непобедимого великана, черпавшего бесконечную силу от матери-Земли. Имя стало пророческим: Ан-22 был и остается самым большим в мире турбовинтовым самолетом. И в чем-то его судьба так же похожа на судьбу «Ильи Муромца», как история Антея – на историю былинного богатыря. Оба самолета прекрасно зарекомендовали себя и в гражданской ливрее (так называется окраска гражданских воздушных судов, включая надписи и рисунки), и в армейском камуфляже, оба стали символами русской мощи.

«Антей» должен был стать первым в СССР грузовым самолетом, способным перевозить не только личный состав с вооружением, но и тяжелую технику, включая танки. А самым главным его предназначением была транспортировка межконтинентальных баллистических ракет и стартового оборудования к шахтным площадкам. Но самолет получился настолько удачным, что его можно было применять и в гражданских целях.

«Антеи» сыграли колоссальную роль в освоении богатств Сибири и Дальнего Севера: они быстро и в самые труднодоступные места транспортировали оборудование для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, крупногабаритную строительную и грузовую технику, электростанции и генераторы. Отлично проявили себя Ан-22 и на Крайнем Севере, в составе полярной авиации, позволяя за один раз перебросить столько грузов, сколько могли бы доставить другие машины лишь за десятки рейсов.

Як-40 – первый в СССР самолет для местных пассажирских линий

Год первого полета: 1966

Экипаж: 4 человека

Пассажировместимость: 27-40 человек

Грузоподъемность: 3240 кг

Дальность полета: до 1000 км

Фото: Lars Söderström, Википедия

Почти половина мирового объема воздушных перевозок приходится на очень короткие местные линии – от 100 до 500 километров. Гонять на таких рейсах многотонные многолюдные лайнеры экономически нецелесообразно, но и пользоваться устаревшими винтовыми самолетами в середине 1960-х было уже не с руки. Для их замены в Советском Союзе и был создан первый отечественный – и второй в мире – самолет для обслуживания местных пассажирских линий – Як-40. Машина получилась очень безопасная, что для такого рода самолетов важнее всего: она способна продолжать полет при отказе любого из трех двигателей, а лететь по горизонтали может и вовсе на единственном моторе.

Кроме того, для того, чтобы управлять Як-40 и обслуживать его, не требовались летчики и техники высокой квалификации. Благодаря этому маленький лайнер и получил большое распространение в Советском Союзе: их выпустили 1011 штук! А доказательством надежности Як-42 может служить тот факт, что эти самолеты, пусть и не массово, но продолжают полеты по сей день. И еще то, что «сороковой» стал первым в истории отечественной авиации самолетом, который получил сертификат летной годности в Западной Европе и мог эксплуатироваться западными авиакомпаниями.

Ту-144 – первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер

Год первого полета: 1968

Экипаж: 3 человека

Пассажировместимость: 150 человек

Грузоподъемность: 15 000 кг

Дальность полета: 6500 км

Фото: Jim Ross, Википедия

Первые работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов на базе сверхзвуковых бомбардировщиков постигла неудача: слишком уж разными стали требования к таким машинам к этому времени. Поэтому авиастроителям пришлось отказаться от простого пути и пойти по сложному. А именно – проектировать сверхзвуковые лайнеры с нуля. И первенство в этом процессе осталось за Советским Союзом, сумевшим построить первый – и один из двух находившихся в серийной эксплуатации – сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144.

Вторым стал знаменитый франко-британский «Конкорд», хотя работы над его созданием начались раньше, еще в конце 1950-х. Однако ушло немало времени на то, чтобы французские и английские авиастроители объединили усилия, и за счет этого работавшие в плановой системе советские конструкторы смогли их опередить. Ненамного, всего на два месяца, но это опережение сыграло колоссальную роль, еще раз доказав, какими большими возможностями в сфере гражданской авиации обладает Советский Союз.

Увы, рабочий век Ту-144 был недолгим: коммерческая эксплуатация самолета шла всего семь месяцев. Всего же за все время своего существования эти крылатые машины совершили 102 рейса под флагом «Аэрофлота», в том числе 55 пассажирских, перевезя 3284 пассажира. В то же время «Конкорд» за время эксплуатации перевез 2,5 миллиона пассажиров – но пальма первенства осталась все же за «сто сорок четвертым».

Ту 154 – самый массовый советский реактивный пассажирский самолет

Год первого полета: 1968

Экипаж: 4 человека

Пассажировместимость: 160 пассажиров

Грузоподъемность: 17 000 кг

Дальность полета: 2750-3740 км

Фото: Eduard Marmet, Википедия

Этот самолет с характерным силуэтом, который легко опознает каждый, кому доводилось летать еще в советское время, до конца 2000-х годов оставался в нашей стране одним из основных самолетов на маршрутах средней дальности. Кроме того, за Ту-154 закрепилась слава одного из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров, а также одного из самых массовых пассажирских самолетов в мире, которые продолжают летать до сих пор. И все это благодаря тому, что авиаконструктор Андрей Туполев и его сподвижники не стали, как прежде, переделывать под нужды «Аэрофлота» очередной бомбардировщик. Впервые в КБ проектировали пассажирский лайнер с нуля, заранее изучив спрос на такого рода машины с перспективой на 15-20 лет.

В итоге получился хороший самолет, который стал для среднемагистральных линий в СССР и России, да и не только, таким же массовым, как Як-40 – для местных. За 45 лет производства выпустили 1026 машин, последнюю из которых собрали в 2013 году. Большинство из них представляли различные модификации первоначального пассажирского Ту-154, но были и экзотические варианты, например, модификации Ту-155 и Ту-156, которые летали на сжиженном водороде и природном газе.

Ил-86 – первый советский серийный широкофюзеляжный пассажирский самолет

Год первого полета: 1976

Экипаж: 5 человек

Пассажировместимость: 350 человек

Грузоподъемность: 42 000 кг

Дальность полета: 5250

Фото: Maarten Visser, Википедия

Ил-86 стал советским ответом на появление в авиапарках западных компаний таких знаменитых широкофюзеляжных лайнеров, как «Боинг-747» и «Эйрбас А300». Создание подобных «тяжеловозов» было продиктовано не только экономикой, но и безопасностью полетов. Поток авиапассажиров стремительно рос, для их перевозки требовалось все больше и больше самолетов обычной конструкции, которые занимали все больше и больше места в аэропортах и на воздушных линиях. Из-за этого приходилось не только сокращать время обслуживания каждого самолета, но и усложнять расположение их в воздухе, особенно на подлетах к крупным аэропортам, а это грозило в скором времени крупными катастрофами.

Попытка переделать под большую пассажировместимость удачный Ил-62 не удалась: терялся привычный уже комфорт. И тогда авиаконструкторы из КБ Сергея Илюшина взялись за проектирование широкофюзеляжной машины. В принципе, подобный опыт в СССР уже был – уже упоминавшийся «Антей». Но для гражданского самолета выдвигались иные требования, так что проектирование было непростым. Тем не менее, удалось построить самолет, который по уровню комфорта превосходил аналогичные западные машины: например, ширина проходов между рядами была больше, равно как и расстояние между креслами.

Увы, жизнь Ил-86 была недолгой: их выпуск остановили, построив всего 106 машин, в 1997 году. Но те, кому довелось летать на «восемьдесят шестых», а потом сравнить их с «боингами» и «эйрбасами», до сих пор помнят ощущение простора в салоне. Кстати, у Ил-86 было и еще одно преимущество перед западными «коллегами»: его пассажиры могли брать весь свой багаж на борт. Он располагался в специальных багажно-грузовых отсеках вдоль пассажирских трапов, и не надо было тратить время и нервы ни на его сдачу, ни на получение.

Татьяна Рублева

mir24.tv

Лучшие производители самолетов малой и бизнес авиации

TopCrop.ru с историческим экскурсом о производителях самых надежных бизнес-джетов. Позиция каждой марки на странице определена алфавитом

1. Airbus S.A.S

Airbus S.A.S ACJ 319

Airbus S.A.S французская компания имеющая подразделения в Германии и Великобритании, по сути интернациональный европейский концерн. Создана более полувека назад с целью потеснить продукцию Боинг в ЕС. Это ей удалось более чем удачно. Кроме гражданской продукции выпускает и военные транспортники. Бизнес-джеты Airbus создаются, как правило, на основе пассажирских лайнеров, поэтому имеют большой салон и, обычно, роскошное оснащение (например, ACJ 319). Дальность полета увеличивают модернизацией багажных отсеков с установкой там дополнительных баков. Продукция очень популярна у элиты мирового бизнеса. Недавно было озвучено, что Airbus будет участвовать в проекте компании Aerion corp, с целью создания к 2021 года сверхзвукового бизнес-джета.

2. Beechcraft (входит в холдинг Textron Aviation)

Beechcraft Premier IA / Фото: Beechcraft

Компания создана в США в 1932 году на основе одного из производств Cessna. Вначале она ориентировалась на производство военных самолетов, которые принимали участие во Второй мировой, но постепенно переключилась и на производство гражданских самолетов небольших размеров. С начала восьмидесятых входила в корпорацию Rateon, а с 2006 объединилась с Hawker. Выпускает как военные (учебные, патрульные, разведывательные), так и гражданские самолеты. Бизнес-джеты Beechcraft обычно небольших размеров и предназначены для представителей среднего бизнеса. Компания использует самые инновационные технологии и материалы, так Beechcraft Premier IA выпущенный в 2001 году, стал первым из самолетов бизнес-класса, фюзеляж которого создан полностью из композитных материалов. Частично композиты применены и в оперении этого самолета.

3. Boeing

Boeing VC-25 или Борт №1 президента США (Air Force One)

Один из самых известных авиапроизводителей в мире, Boeing, ведет свою историю с 1903 года. Компания начинала свою деятельность не с производства, а с проката самолетов выпущенных другими марками. Имея богатый опыт эксплуатации, основатели концерна решили, что могут сделать самолеты лучше, чем те, с которыми им приходится работать, и справились с поставленной задачей. Собранный для армии США в 1916 году гидросамолет получился удачным, и военные заказы дали импульс к дальнейшему развитию. Первая гражданская модель была выпущена в 1930-м. В 50-е года корпорация стала неоспоримым лидером в производстве широкофюзеляжных авиалайнеров. На сегодняшний день Boeing имеет подразделения по разработке и сборке гражданских и военных самолетов, беспилотников и космической техники. В секторе бизнес-джетов компания представляет модификации на основе своих пассажирских лайнеров с увеличенной дальностью и переделанным салоном — яркий пример борт №1 президента США.

4. Bombardier Aerospace

Джон Траволта испытывает бизнес-джет Challenger 350 / Фото: Bombardier Aerospace

Компания была основана в 1937 году Жозеф-Арманом Бомбардье и изначально занималась сборкой снегоходов, а затем и железнодорожной техники. В 1986 году Bombardier Aerospace приобрела компанию Canadair, и с этого момента началась авиационная история марки. Основное ориентирование было сразу направлено на сборку современных гражданских самолетов небольшой вместимости и бизнес-джетов. Для развития этой отрасли был присоединен ряд производств и других марок, в том числе Боинг. Как известно, даже самый удачный конструктор или его самолет может быть не востребован без хорошей рекламы. Так, известный актер Джон Траволта, являющийся также пилотом с несколькими тысячами часов налета, не только пользуется продукцией Бомбардье, но и широко продвигает марку, причем часто безвозмездно.

5. Cessna Aircraft (входит в холдинг Textron Aviation)

Cessna Citation X+ / Фото: Cessna Aircraft

Компания Cessna Aircraft никогда не строила большие и тяжелые самолеты, но всегда была на острие технического прогресса. Начало истории этого производителя положено в 1927 году, когда в эпоху бипланов был создан успешный самолет с одной парой крыльев. Затем марка выпускала планеры для американской армии. Рассказывая о Cessna, невозможно пропустить и имя ее основателя, тем более, именно он направил ее на использование только современных технологий. Клайд Вернон Сессна начинал работать с сельхозмашинами, а затем переключился на авиацию. После войны производство было почти полностью переориентировано на небольшие поршневые гражданские самолеты, причем довольно успешно. Сегодня Cessna Aircraft один из самых надежных брендов в сфере малой авиации. Стоит вспомнить и то, что в 1986 году Матиас Руст, оставив с носом грозную советскую ПВО, приземлился на Красной площади именно на 172 модели марки. Следующим шагом стало создание реактивных бизнес джетов. В 1968 году был выпущен Citation 500 — один из первых небольших гражданских самолетов небольшой вместимости с турбореактивными двигателями. До этого времени эту нишу занимали аппараты, как правило, только с ДВС. Даже сейчас Cessna не останавливается в своем развитии.  На данный момент Citation Х+ является одним из самых скоростных самолетов не только бизнеc- класса, но и гражданской авиации.

6. Dassault Aviation

Dassault Aviation Falcon 7X / Фото: Dassault Aviation

Основателем компании из Франции стал Марсель Блош. В 1915 году он создал производство самолетов, на которые стал устанавливать воздушный винт, геометрия которого была математически рассчитана на основании разработанной им теории, а не подбиралась методом проб и ошибок. Выпускаемые аппараты использовалась как гражданскими, так и военными и получали самые лучшие отзывы. Сама марка Dassault Aviation была создана уже после войны. Она почти сразу стала ведущим производителем военных самолетов с реактивным двигателем в Европе и успешно конкурировала с техникой из-за океана. Авиапроизводитель не остановился на одной нише рынка и в шестидесятых (почти одновременно с Cessna) понял, что небольшой и быстрый самолет с реактивным двигателем будет востребован у людей занимающихся бизнесом, для которых время — деньги. Так появился первый Фалкон, который находится в небе до сих пор. Компания продолжает успешно развивать линейку и в настоящее время. Одна из последних моделей Falcon 7X имеет цифровую систему управления, до этого применявшуюся только на истребителях.

7. Embraer

EMB-500 Phenom 100 / Фото: Ralph Duenas — Jetwash Images

После того как Бразилия одна из первых в Латинской Америке обратила внимание на необходимость развития высокотехнологичных производств, в 1969 году появилась государственная компания Embraer. На тот момент авиарынок был уже фактически поделен, и единственным способом утвердиться на нем был поиск еще не заполненных ниш. Бразильцы с успехом справились с задачей, хотя на их пути были и трудности — кризис 90-х и приватизация компании. На сегодняшний момент Embraer является одним из ведущих мировых производителей гражданских и военных самолетов. Помогло в развитии и то, что с основанием компании внимание было обращено на только что появившиеся бизнес-джеты. Например, последняя модель этого класса EMB-500 Phenom 100, одна из самых востребованных на рынке благодаря возможности работы на относительно коротких взлетных полосах, большой дальности полета, а главное вполне лояльной цене.

8. Gulfstream Aerospace

Gulfstream Aerospace G650 / Фото: Gulfstream Aerospace

Gulfstream Aerospace изначально создавалась как компания по производству самолетов бизнес авиации. Известная своими боевыми самолетами американская фирма Грумман заметила развивающуюся популярность класса бизнес-джетов и создала свой вариант — Gulfstream I — турбовинтовую машину с увеличенной дальностью перелетов. Затем производство было выкуплено American Jet Industries, а название самолета (к тому времени уже появился и Gulfstream II), стало названием компании. Некоторое время компания находилась в собственности корпорации Крайслер, но в конце концов была выкуплена обратно. Все время, с момента выхода из под контроля Грумман, компания не прекращала развиваться, и руководил ей один человек. Начиная с 90-х годов Gulfstream Aerospace вкладывает огромные средства на разработки, покупку и оборудование научно-исследовательских центров. Благодаря этому ее самолеты имеют высокую популярность и считаются наилучшими в классе.

9. Гражданские самолеты Сухого

Sukhoi Superjet 100 / Фото: Sukhoi Civil Aircraft

Одна из самых молодых компаний на рынке бизнес-джетов. Создана в 2002 году в результате отделения гражданского производства от известного производителя боевых самолетов корпорации «Сухой». Кроме российской стороны в образовании компании участвовала итальянская Alenia Aeronautica, которой принадлежала четверть акций. Сегодня эта доля находится у WORLD’S WING SA. Хотя основной поток заказов компании — это современные пассажирские лайнеры Sukhoi Superjet 100 для региональных перелетов. Также спросом пользуются бизнес версия самолета. Благодаря большому багажу наработок «Сухого» в военной отрасли, самолеты одни из самых современных в классе, и значительно превосходят технику конкурентов. Компания продолжает динамично развиваться. В данный момент ведутся разработки сверхзвукового самолета для бизнес перевозок — Supersonic Business Jet.

Текст: Валерий Козелко
Дата: 10 ноября 2014

www.topcrop.ru

Сравнение авиатехники

Авиационная техника – это разные летательные аппараты, которые преимущественно предназначены для полета в атмосфере Земли, их двигатели, агрегаты, бортовое оборудование, тренажеры, авиационные средства спасения, наземные средства управления движением, посадки и связи, навигации, авиационное вооружение и средства наземного обслуживания. За производство авиатехники отвечает авиационная промышленность, развитие которой отличается в разных странах.

Каждое государство имеет свою армию, которая имеет на вооружении разную авиационную технику. У многих стран эта техника представлена старыми образцами, а у тех, кто может позволить выделить достаточно средств на оборонный комплекс, техника самая мощная и современная. По своим техническим характеристикам намного опережает старые образцы. Наш портал avia.pro предлагает пользователям удобное сравнение авиатехники, а именно боевых и гражданских самолетов и вертолетов.

 

Летательные аппараты – это вертолеты, самолеты, авиационно-космические ракеты, дирижабли, аэростаты, автожиры, планеры, дельтапланы и прочие виды ЛА. Они могут быть гражданскими, военными и экспериментальными.

 

Тенденции развития авиационной техники в мире показывают: сравнительная оценка ее уровня качества выполняется по критерию «быстрее – выше – дальше – умнее». Это касается всех видов авиационной техники – как гражданской, так и боевой.

 

Учитывая возможности авиационной промышленности, нужно отметить, что она требует государственной поддержки для ее эффективного развития.

 

Государственная программная поддержка авиации – принципиальная позиция, направленная на укрепление ее конкурентоспособности. Государственное управление должно обеспечить риски раздельного партнерства по всему спектру развития авиационной промышленности.

 

Для справедливой оценки конкурентоспособности авиатехники целесообразно использовать все методы исследования, опираясь на задачи, цели, оперативность получения данных, дабы повысить уровень ее конкретизации и достоверности для условий экономического развития.

 

Сравнение авиатехники осуществляется по экономическим и техническим показателям посредством оценки относительных и абсолютных величин. Что касается ценовой привлекательности, то она уточняется через структуру полных затрат и показатель качества. Проведение подобных исследований подразумевает некую последовательность действий, которые связаны логической цепочкой. Наш авиационный портал предлагает Вам выполнить сравнение авиатехники всего в несколько кликов, что существенно сократит Ваше время на анализ.

 

Используя предложенный нами алгоритм сравнения, Вы сможете легко провести оценку конкурентоспособности любой модели гражданского или боевого самолета/вертолета, выделив преимущества одного над другим.

avia.pro

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о