Грузовой самолет – Пассажирские и грузовые самолеты России и стран СНГ, выпускаемые промышленностью

Содержание

Самые большие грузовые самолеты в мире

С тех пор, как люди научились конструировать летающие аппараты, их стали использовать для перевозки тяжелых и габаритных грузов. За историю воздухоплавания было создано немало транспортным самолетов, которые впечатляют своими огромными размерами. В сегодняшней подборке мы представляем вашему вниманию 11 самых больших грузовых самолетов в мире.

11 ФОТО

1. Антонов Ан-225 «Мрия».

Ан-225 на данный момент является самым большим самолетом в мире, он обладает сверхбольшой грузоподъемностью и может поднимать в воздух около 250 тонн. Изначально Ан-225 был разработан и построен для перевозки компонентов ракеты-носителя «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран».

 

2. Boeing 747 Dreamlifter.

Этот транспортный самолет представляет собой модифицированную версию Boeing 747, он был построен и используется исключительно для перевозки частей самолета Boeing 787. Особенностью Dreamlifter является его необычный внешний вид.

 

3. Aero Spacelines Super Guppy.

Грузовой самолет Super Guppy был выпущен в пяти экземплярах и на сегодняшний день из них используется только один. Он принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных грузов и частей космических кораблей.

 

4. Антонов Ан-124 «Руслан».

Ан-124  — это тяжелый транспортный самолет военного назначения для дальних перевозок, самый крупный в мире из всех серийных коммерческих грузовых самолетов. Он был разработан в первую очередь для воздушной перевозки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для транспортировки тяжелой военной техники. Грузоподъемность Ан-124 – 120 тонн. Техобслуживание самолета может производится только в специальном ангаре, построенном для компании-владельца Ан-124 из металлоконструкций (похожий принцип http://ctcholding.kz/uslugi/bystrovozvodimye-zdaniya/iz-metallokonstruktsij/promyshlennye-zdaniya).

 

5. Lockheed C-5 Galaxy.

Американский военно-транспортный самолет, второй по грузоподъемности после Ан-124. Lockheed C-5 Galaxy способен перевозить в своем грузовом отсеке шесть вертолетов или два крупных танка. Общий вес, который может перевезти самолет, составляет более 118 тонн.

 

6. Airbus A300-600ST Beluga.

Реактивный грузовой самолет для перевозки крупногабаритных грузов, который был разработан на базе серии Airbus A300. Основная цель создания A300-600ST – это замена транспортного самолета Super Guppy. Названием Beluga обязана форме корпуса, которая напоминает кита белуху. Грузоподъемность «Белуги» — 47 тонн.

 

7. Антонов Ан-22 «Антей».

Тяжелый транспортный самолет советского производства, самый большой турбовинтовой самолет в мире. В настоящее время самолет используется в ВВС РФ и украинской грузовой авиакомпанией “Antonov Airlines”. Грузоподъемность Ан-22 составляет 60 тонн.

 

8. Boeing C-17 Globemaster III.

C-17 Globemaster III – один из наиболее распространенных военно-транспортных самолетов ВВС США, используется по сегодняшний день. Самолет предназначен для перевозки военной техники и войск, а также выполнения тактических миссий. Грузоподъемность C-17  – более 76 тонн.

 

9. Airbus A400M Atlas.

A400M Atlas был разработан и построен в качестве международного проекта для ВВС Франции, Германии, Италии, Великобритании и нескольких других стран. Представляет собой четырехмоторный турбовинтовой самолет грузоподъемностью до 37 тонн.

 

10. Lockheed Martin C-130J Super Hercules.

Самый распространенный военно-транспортный самолет в мире, эксплуатируется 65 странами. Грузоподъемность самолета – около 19 тонн.

 

11. Kawasaki C-2.

Двухмоторный военно-транспортный самолет Воздушных сил самообороны Японии, созданный в качестве замены для самолетов Kawasaki C-1 и Lockheed C-130 Hercules. Грузоподъемность C-1 составляет 37 с половиной тонн.

 

fullpicture.ru

Грузовой самолёт Википедия

Транспортный самолёт — самолёт, предназначенный для транспортировки различных грузов

[источник не указан 789 дней]. Часто один и тот же самолёт бывает грузовым и пассажирским, изменяется только оборудование. Грузовые самолёты от пассажирских отличаются упрощённым бытовым оборудованием, увеличенными размерами грузовых помещений, наличием больших грузовых люков, более прочным полом, установкой на борту средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

История

Юнкерс Ю-290 с опущенной задней рампой. Хорошо видно поднятое в воздух хвостовое колесо шасси.

Попытки использования самолётов для перевозки грузов предпринимались уже на заре авиации. В 1910 году примерно 200 фунтов шёлка были перевезены самолётом братьев Райт из магазина в Дэйтоне покупателю в Коламбусе (оба города находятся в штате Огайо, США), что отмечается многими источниками как рождение грузовых авиаперевозок[1]. В 1914 году почта США ввела услугу авиапочты[2].

Первые транспортные самолёты являлись пассажирскими самолётами, приспособленными под нужды грузоперевозок. Так, например, на базе популярного пассажирского самолёта Douglas DC-3 был разработан военно-транспортный Douglas C-47 Skytrain, оснащённый усиленным полом и широким грузовым люком в хвостовой части фюзеляжа.

Стандартные самолёты первой четверти XX века имели ряд недостатков, в первую очередь, негоризонтальный пол в стояночном положении из-за схемы шасси с хвостовым колесом, а также боковое расположение дверей. С ростом спроса на воздушные грузоперевозки и увеличением их объёма, возникла необходимость в разработке самолётов, специально созданных для этой цели. В 1939 году на базе не пошедшего в серию бомбардировщика был разработан Junkers Ju 90, военно-транспортный самолёт, на котором было применено интересное техническое решение: мощная погрузочная рампа в хвосте самолёта открывалась гидравлическим приводом и поднимала самолёт в горизонтальное «полётное положение», что сильно облегчало его загрузку. Позже та же схема была применена на Ju 290 и немецком Arado Ar 232, одном из первых военно-транспортных самолётов, спроектированных для этой цели с чистого листа.

В 1940-е — 1950-е годы ознаменовались бурным ростом объёма авиаперевозок и, соответственно, поиском наиболее эффективных инженерных решений. Появилось множество моделей самолётов с фронтальной загрузкой (например, Bristol 170, SNCAC NC 211, Douglas C-124) или задней погрузочной рампой (Blackburn Beverley, Антонов Ан-12, Breguet Deux-Ponts, Fairchild C-82 Packet), а также таких экзотических вариантов, как Canadair CL-44 с целиком откидывавшимся хвостом. Многие транспортные самолёты того времени по-прежнему совмещали функцию пассажирских лайнеров с авиаперевозками. С ростом требований к безопасности и комфорту пассажиров, в первую очередь к уровню шума в салоне, пассажирские и грузовые самолёты разделились на два практически непересекающихся класса.

Необходимость в перевозке цельных грузов, сравнимых по размеру с крупнейшими самолётами (ракет-носителей, фюзеляжей самолётов) привела к появлению сверхтяжёлых транспортных самолётов. В 1982 году в воздух поднялся сверхтяжёлый грузовой самолёт Ан-124 «Руслан», предназначенный в первую очередь для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет и их пусковых установок, но также широко использующийся в гражданской транспортной авиации для перевозки крупногабаритных грузов. В 1988 году первый полёт совершил Ан-225, самый большой транспортный самолёт, изначально предназначенный для транспортировки космического корабля «Буран». В 1994 году «Эйрбас» создала несколько самолётов Airbus Beluga для перевозки частей фюзеляжей самолётов между заводами компании. В 2006 году компания «Боинг» выпустила аналогичный самолёт — Boeing 747 LCF Dreamlifter.

В начале XXI века с выпуском крупнейшего пассажирского авиалайнера Airbus A380, компания «Эйрбас» планировала также выпустить и транспортный вариант — A380-800F[3]. Он стал бы вторым (после Ан-225) крупнейшим транспортным самолётом, но в 2015 году был убран с сайта авиакомпании и, вероятно, не будет выпущен[4].

Конструкция

Airbus A310, верхний грузовой люк открыт

Транспортный самолёт может обладать следующими конструктивными особенностями, которые отличают его от пассажирских моделей. Они призваны, в первую очередь, облегчить погрузку и разгрузку самолёта[5]:

  • компоновка «высокоплан» (позволяет расположить груз максимально близко к земле)
  • усиленное шасси с большим количеством колёс
  • грузовые люки внизу и вверху фюзеляжа
  • люки в передней части фюзеляжа («откидной нос») и в задней («распахивающийся» или «откидной» хвост), иногда совмещённые с рампой
  • уменьшенная дверь в кабину пилотов
    [6]
  • отсутствие иллюминаторов

Типы транспортных самолётов

Существует три принципиальных подхода к разработке транспортного самолёта[7]:

Грузовой вариант пассажирского самолёта

В силу экономической выгодности унификации процесса разработки, производства и обслуживания самолётов, а также значительно более высокого спроса на пассажирские самолёты, большинство крупных авиапроизводителей выпускают транспортные самолёты на базе существующих пассажирских моделей, например, Airbus A330-200F, Boeing 747-8F, McDonnell Douglas MD-11F. Кроме того, производителями производится конверсия устаревших пассажирских самолётов, более не отвечающих нормативным или коммерческим требованиям к пассажирским перевозкам, в грузовые самолёты. Такие самолёты можно отличить по швам на месте заменённых иллюминаторов[6].

Недостатком такого компромиссного подхода являются более высокие операционные расходы, так как конструкция самолётов в первую очередь рассчитана на пассажирскую функцию, например, на более высокое давление в салоне, чем требуется для перевозки грузов. Отсутствие в конструкции пассажирского самолета силового пола не позволяет перевозить тяжелые моногрузы, например грузовые автомобили или вагоны метро. Погрузочная высота оказывается велика, что требует применение на терминалах специальной погрузочно-разгрузочной техники.

Исключительно транспортный самолёт

Самолёт, изначально предназначенный только для перевозки грузов и спроектированный без оглядки на пассажирские или военные функции, был бы дешевле в производстве и экономичнее в эксплуатации, чем компромиссные пассажирско-транспортные аналоги. В середине XX века такие модели производились, например, Fairchild C-82, имевший фюзеляж почти прямоугольного сечения и двойной хвост для облегчения погрузочных работ. В 1980-е годы по заказу правительства США компаниями Douglas и Lockheed было произведено исследование экономической обоснованности постройки таких самолётов[8]. Исследование показало, что, с одной стороны, такой самолёт достиг бы 20-процентной экономии операционных расходов, но с другой стороны, в свете относительно невысого спроса на транспортные самолёты, капитальные затраты на разработку такой модели представляются слишком высокими.

Военно-гражданский транспортный самолёт

Выгода разработки самолёта, одновременно удовлетворяющего требованиям гражданских и военных грузоперевозок, заключается в следующем:

  • конструкция самолёта изначально предназначена для грузоперевозок, что удевшевляет производство и эксплуатацию по сравнению с пассажирскими самолётами
  • стоимость разработки делится между гражданским сектором и оборонным комплексом
  • уменьшается количество требующихся для армии самолётов, так как в случае необходимости армия может реквизировать гражданские самолёты

Вместе с тем, военные требования к конструкции самолёта — прочность, маневренность, тяговооружённость и т. п. — могут свести вышеуказанные экономические преимущества на нет, за исключением случаев гражданских грузоперевозок в тяжёлых условиях, например, при отсутствии подходящих ВПП.

Примерами военно-транспортных самолётов, гражданские модификации которых используются коммерчески, могут служить Ил-76, Ан-124, Lockheed L-100 Hercules. Компания «Боинг» планировала выпуск гражданской версии самолёта Boeing C-17 Globemaster III под индексом MD-17 (позже — BC-17)[9].

Авиационный контейнер

Для наиболее эффективного размещения грузов внутри фюзеляжей округлого сечения авиационные грузы пакуются в авиационные контейнеры специальной формы — ULD (англ. Unit Load Device — средство пакетирования грузов). Стандартные типоразмеры таких контейнеров определены правилами IATA, их объём составляет от 3,4 м³ до 8,95 м³. В индустрии авиационных перевозок используется порядка 800 000 таких контейнеров, а ежегодная стоимость их обслуживания (включая потери) составляет 300 миллионов долларов США

[10].

Галерея

См. также

Литература

  • Camille Allaz. History of Air Cargo and Airmail from the 18th Century. — Christopher Foyle Publishing, 2005. — 408 с. — ISBN 1902579828.
  • William E. O'Connor. An Introduction to Airline Economics, 6th Edition. — США: Greenwood Publishing Group, 2001. — 253 с. — ISBN 0-275-96911-8.
  • R. J. Burby, W. H. Kuhlman (McDonnell Douglas Corp.). Cargo Logistics Airlift Systems Study (CLASS). — США: Langley Research Center, National Aeronautics and Space Administration, 1978.
  • J. M. Norman, R. D. Henderson, F. C. Macey, R. P. Tuttle (Lockheed-Georgia Co.). Cargo Logistics Airlift Systems Study (CLASS). — США: Langley Research Center, National Aeronautics and Space Administration, 1978.

Примечания

wikiredia.ru

Самый большой грузовой самолет - описание, особенности, характеристики и отзывы

С того времени, когда братья Райт первый раз взлетели в небо, история авиации обогатилась множеством уникальных самолетов. Они создавались для проверки конструкций и апробации необычных решений, выполнения особых задач. И хотя большинство из них так и не стали серийными, но есть и такие, что стали успешными и коммерческими. В статье мы расскажем об одной такой уникальной модели – самом большом грузовом самолете, о его создании, истории, трагических страницах и современном положении в системе мировой грузовой авиации.

Гордость конструкторов

У любого конструктора есть особенные проекты, в которых он достиг вершин профессионализма или даже превзошел самого себя. Для конструкторского бюро имени Олега Константиновича Антонова (Киев, Украина) таким проектом стал самый большой грузовой самолет Ан-124 «Руслан». При описании этого серийного тяжеловеса небесных просторов невозможно обойтись без эпитетов «уникальный», «непревзойденный» и «не имеющий аналогов в мире». В списке самых больших воздушных судов «Руслан» уверенно занимает лидирующую позицию среди серийных грузовых самолетов. Он поставил порядка 21 рекорда, которые и сегодня в мире никто не смог победить.

Сегодня 24 «Руслана» несут службу в составе Вооруженных сил России, а 12 находятся в коммерческом управлении отечественной авиакомпании «Волга-Днепр». География полетов самого большого российского грузового самолета охватывает 190 стран. За последние 25 лет самолеты Ан-124 совершили 33 тысячи коммерческих рейса и перевезли около 60 тысяч тонн груза.

Рожденный в холодной войне

Этот тяжелый транспортный самолет создавали в первую очередь для военных. В годы противостояния США и Советского Союза авиастроение и космические программы были первыми рубежами на полях сражений. Хотя авиационные перевозки являются очень дорогостоящим и затратным делом (дороже только в космос полететь), но на войне денег не считают. Именно поэтому военно-транспортная авиация получила в те годы мощнейший толчок в развитии.

В 1965 году свет увидел тяжелый транспортный самолет с турбовинтовым двигателем Ан-22, и СССР вырвался вперед, став обладателем на тот момент самого большого грузового самолета. Но в Соединенных Штатах Америки работали над Lockheed C-5 Galaxy, который при заявленной грузоподъемности в 100 тонн и совершил первый вылет уже в 1968 году. Сегодня американский грузовоз нам не конкурент – он на третьем месте в списке самых больших грузовых самолетов после Ан-22 и Ан-124. И к тому же он может использовать исключительно бетонированные взлетно-посадочные покрытия.

Для справки: французы смогли создать Airbus A380-800 – грузовой двухпалубный самолет с грузоподъемностью в 150 тонн только в 2006 году. И то не без помощи наших конструкторов из Москвы.

Но в Советском Союзе решили предвосхитить события. Так специалисты КБ Антонова получили новый заказ – создать самолет грузоподъемностью до 140 тонн, в проектировке «Изделие 400».

Такого никто раньше не делал

Задача перед конструкторами конструкторского бюро Антонова, которое возглавлял главный конструктор П. В. Балабуев, стояла сложная – создать самолет с увеличенной грузоподъемностью, что дает существенное преимущество в скорости развертывания воинских частей и их снабжении. Сложности начинались с создания технологий и оборудования для работы с деталями огромных размеров.

Но уже к 1971 году "антоновцы" подготовили два проекта самолетов – с 4 и 6 двигателями и грузоподъемностью от 120 до 140 тонн. Когда в 1973 году была создана первая модель в натуральную величину, ее габариты поражали воображение. Но до серийного производства еще было далеко.

Работу над проектом продолжила специально созданная группа из специалистов ведущих институтов и научных центров Советского Союза. И уникальный, самый большой в мире грузовой самолет "Руслан" был создан. Он стал венцом инженерно-конструкторской мысли всей огромной на тот момент державы. Первый пробный полет Ан-124 совершил в 1982 году, а журналисты и весь мир увидели его в 1985 году. На вооружение «Руслан» поступил в 1987 году.

История славы

В 1985 году Ан-124 был представлен в авиасалоне в Париже и сразу поставил 21 рекорд. В том числе и по грузоподъемности, и по дальности полета.

После 1991 года, когда распался Союз Советских Социалистических Республик, производство этих грузовых самолетов сошло на нет. В 1992 году самолет модифицировали (Ан-124-100), и последняя машина покинула Ульяновский авиазавод в 1995 году.

Ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» продлевает летную годность существующим машинам, но к 2025 году «Русланы» начнут массово списываться. А для Ан-124-100 установлен ресурс конструкции в 50 тысяч летных часов. Это 10 вылетов и 45 лет.

К 2030 году, по оценкам экспертов, Россия будет нуждаться в 100 единицах данной авиационной техники как военного, так и гражданского назначения.

В последнее десятилетие активно ведутся дискуссии по поводу возобновления серийного производства «Русланов». Пока безуспешно. Спрос на эти машины в мире есть, но стоимость одного самолета – 70-100 миллионов долларов, и кто будет его делать - тоже большой вопрос.

«Руслан» - жемчужина в линейке тяжеловозов

Этот грузовой самолет создан по классической схеме и оснащен 4 турбореактивными двигателями. «Руслан», самый большой в мире самолет, имеет две палубы. Нижняя – грузовой отсек, который герметичен. Пол его выполнен из титана, а сам он имеет два грузовых люка – передний и задний. Такая конструкция довольно удобна при погрузке самых разных, даже крупногабаритных грузов.

Шасси многостроечные и состоят из 24 колес. Они позволяют самолету использовать даже грунтовые взлетные полосы.

Длина самолета – 69 метров, размах крыльев – 73 метра. Высота – 20,78 метра. Самолет без груза весит 173 тонны, а максимальная взлетная масса – 405 тонн. «Руслан» может разогнаться до 865 км/ч, но его крейсерская скорость – 750-800 км/ч. Установленная дальность полета – 16,5 тысячи километров. Этой махиной управляет экипаж из 6 человек.

Существующие модификации

  • Базовая модель Ан-124 «Руслан».
  • Ан-124-100 – самолет для гражданских нужд. Убрано все военное оборудование и модернизирован грузовой отсек. Построено всего 54 самолета.
  • Ан-124-100М – модификация с улучшенной авионикой. Самый распространенный самолет, который сегодня используется в коммерческих целях.
  • Ан-124-102 оснащен более современными системами управления. Экипаж из 3 человек.

Вертолеты, космолеты и гиппопотамы

  • Самый большой грузовой самолет «Руслан» перевозил самые разные грузы. Однажды в самолет загрузили полукольца золотодобывающей компании весом 50 тонн и поперечным сечением почти впритык к размерам грузовой кабины – зазор составил 0,77 сантиметра.
  • На «Руслане» легендарная группа Pink Floyd в 1989 году привезла в Москву оборудование для концерта весом 140 тонн. Но Майкл Джексон в 1993 году обошел британскую рок-группу – его оборудование перевозили три Ан-124, ведь весило оно 310 тонн.
  • Не менее интересный груз перевез самый большой грузовой самолет «Руслан» в 1992 г. из Арабских Эмиратов в Швейцарию. Это были слитки золота весом в 52 тонны.
  • Внес свой вклад самый большой грузовой самолет в России и в киноиндустрию. Именно он перевез кинооборудование весом 100 тонн для съемок блокбастера «Звездные войны» в 1997 году из Лондона в Тунис.
  • А в 1997 году из Праги и Индонезию на борту самого большого грузового самолета в России летели крокодилы, зебры, четыре жирафа и гиппопотам. Все остались довольны.

Вот он какой – самый большой грузовой самолет «Руслан»!

Черный день в жизни «Руслана»

Таким днем для «Руслана» стала суббота 6 декабря 1997 года. Именно тогда случилась страшная катастрофа с Ан-124-100, когда погибли 72 человека, включая экипаж. Скорее всего, из-за проблем с двигателями самолет упал в жилом квартале Иркутска.

В тот день «Руслан» военно-воздушных сил России выполнял рейс их Иркутска в Камрань. На его борту находились 2 истребителя Су-27УБК, собранные на Иркутском авиационном заводе. Через 3 секунды после вылета с аэродрома отказали 3 из 4 двигателей. Кроме экипажа и пассажиров погибло 49 жителей микрорайона Авиастроителей (г. Иркутск). Среди них - 14 детей. Более 70 семей города остались без крыши над головой. Вытекшее авиационное топливо горело несколько часов.

Причины этой трагедии так и остались загадкой, ведь бортовые самописцы сильно повредились при крушении. Тогда в Иркутске работала правительственная комиссия, которая пришла к выводам о недостатках в работе трех двигателей самолета.

Есть версия о том, что к помпажу и остановке двигателей привело образование льда в топливе. Это было вызвано, в свою очередь, превышающим нормы содержанием воды в авиационном топливе.

Сегодня на месте трагедии в Иркутске стоит церковь Рождества Христова.

Единственный и уникальный

И все же самый большой грузовой самолет в мире - это сестра «Руслана» - Ан-225 «Мрия». Этот аппарат существует в единственном экземпляре и сконструирован всего за 3 года. С 1985-го по 1988 год в КБ имени Антонова трудились над моделью, главной задачей которой была транспортировка первого советского космического корабля многоразового использования «Буран». Работы были проведены так быстро еще и потому, что «Мрия» создавалась на базе успешно опробованных агрегатов «Руслана».

Но в Ан-225 добавили 2 двигателя, шасси имеет семь стоек, а грузовой отсек значительно изменен. В мае 1989 года этот гигант совершил первый полет из Байконура в Киев с «Бураном» на спине. Не суждено было космическому кораблю бороздить просторы космоса, но «Мрия» произвела фурор на авиасалоне в Париже в том же году.

«Мрия» поставила 240 мировых рекордов, в том числе по перевозке самого тяжелого (253 тонны) груза и самого тяжелого и монолитного (188 тонн) груза. Ан-225 и сегодня остается самым большим грузовым самолетом в мире.

Летающим космодромом стать не суждено

Общие задачи перед Ан-225 "Мрия"ставились грандиозные: перевозка грузов весом до 250 тонн (столько же весит и сам самолет), континентальные и межконтинентальные перелеты с грузом до 200 тонн, перевоз грузов до 200 тонн на внешней подвеске.

Но самая грандиозная задача – этот самый большой грузовой самолет должен был стать стартовой площадкой для космических аппаратов, своеобразной первой ступенью космического корабля. К сожалению, с распадом СССР проект «Воздушный старт» остановился. Хотя с многоразовым космическим челноком «Буран» на спине «Мрия» поднималась в воздух 14 раз.

"Мрия" в строю

С 1991-го по 2000 год самолет пылился без дела в ангарах. И только затем была проведена модернизация и мечта «Мрии» - небо - сбылась. С того времени этот уникальный грузовой самолет поучаствовал во многих гуманитарных миссиях (цунами в Самоа, землетрясение в Гаити и Японии), перевез тысячи тонн груза и совершил множество уникальных рейсов.

А в мае 2016 года грузовой самолет «Мрия» стала коммерческим проектом. Именно тогда самолет приземлился в Австралии, чем несказанно порадовал жителей.

fb.ru

Грузовой самолёт - это... Что такое Грузовой самолёт?


Грузовой самолёт

Транспортный самолёт — летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов.

Галерея

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Грузовики
  • Грузовик

Смотреть что такое "Грузовой самолёт" в других словарях:

  • Самолёт летит в Россию — Жанр Комедийный боевик Режиссёр Алексей Капилевич В главных ролях Андрей Анкудинов, Сергей Лосев, Сергей Паршин …   Википедия

  • самолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом, на котором при движении образуется аэродинамическая подъёмная сила, и силовой установкой, создающей тягу для полёта в атмосфере. Основные части самолёта: крыло (одно или два), фюзеляж, оперение, шасси …   Энциклопедия техники

  • Грузовой летательный аппарат — транспортный летательный аппарат для перевозки почты, грузов, техники с сопровождающим их персоналом. Многие транспортные летательные аппараты создаются для военного (см. Военно транспортный летательный аппарат) и для гражданского применения. В… …   Энциклопедия техники

  • самолёт — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? самолёта, чему? самолёту, (вижу) что? самолёт, чем? самолётом, о чём? о самолёте; мн. что? самолёты, (нет) чего? самолётов, чему? самолётам, (вижу) что? самолёты, чем? самолётами, о чём? о самолётах… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Самолёт президента — Это статья о фильме. См. также статью о самолёте президента «Air Force One». Самолёт президента Air Force One Жанр …   Википедия

  • Самолёт-заправщик — Дозаправка в воздухе  операция передачи топлива с одного летательного аппарата на другой во время полета. Содержание 1 История 2 Значение и применение 3 Системы дозаправки в воздухе …   Википедия

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

dic.academic.ru

Грузовой самолёт Википедия

Транспортный самолёт — самолёт, предназначенный для транспортировки различных грузов[источник не указан 789 дней]. Часто один и тот же самолёт бывает грузовым и пассажирским, изменяется только оборудование. Грузовые самолёты от пассажирских отличаются упрощённым бытовым оборудованием, увеличенными размерами грузовых помещений, наличием больших грузовых люков, более прочным полом, установкой на борту средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

История[ | ]

Юнкерс Ю-290 с опущенной задней рампой. Хорошо видно поднятое в воздух хвостовое колесо шасси.

Попытки использования самолётов для перевозки грузов предпринимались уже на заре авиации. В 1910 году примерно 200 фунтов шёлка были перевезены самолётом братьев Райт из магазина в Дэйтоне покупателю в Коламбусе (оба города находятся в штате Огайо, США), что отмечается многими источниками как рождение грузовых авиаперевозок[1]. В 1914 году почта США ввела услугу авиапочты[2].

Первые транспортные самолёты являлись пассажирскими самолётами, приспособленными под нужды грузоперевозок. Так, например, на базе популярного пассажирского самолёта Douglas DC-3 был разработан военно-транспортный Douglas C-47 Skytrain, оснащённый усиленным полом и широким грузовым люком в хвостовой части фюзеляжа.

Стандартные самолёты первой четверти XX века имели ряд недостатков, в первую очередь, негоризонтальный пол в стояночном положении из-за схемы шасси с хвостовым колесом, а также боковое расположение дверей. С ростом спроса на воздушные грузоперевозки и увеличением их объёма, возникла необходимость в разработке самолётов, специально созданных для этой цели. В 1939 году на базе не пошедшего в серию бомбардировщика был разработан Junkers Ju 90, военно-транспортный самолёт, на котором было применено интересное техническое решение: мощная погрузочная рампа в хвосте самолёта открывалась гидравлическим приводом и поднимала самолёт в горизонтальное «полётное положение», что сильно облегчало его загрузку. Позже та же схема была применена на Ju 290 и немецком Arado Ar 232, одном из первых военно-транспортных самолётов, спроектированных для этой цели с чистого листа.

В 1940-е — 1950-е годы ознаменовались бурным ростом объёма авиаперевозок и, соответственно, поиском наиболее эффективных инженерных решений. Появилось множество моделей самолётов с фронтальной загрузкой (например, Bristol 170, SNCAC NC 211, Douglas C-124) или задней погрузочной рампой (Blackburn Beverley, Антонов Ан-12, Breguet Deux-Ponts, Fairchild C-82 Packet), а также таких экзотических вариантов, как Canadair CL-44 с целиком откидывавшимся хвостом. Многие транспортные самолёты того времени по-прежнему совмещали функцию пассажирских лайнеров с авиаперевозками. С ростом требований к безопасности и комфорту пассажиров, в первую очередь к уровню шума в салоне, пассажирские и грузовые самолёты разделились на два практически непересекающихся класса.

ru-wiki.ru

Характеристика и описание транспортных самолётов

Краткая характеристика транспортных воздушных судов

Характеристика самолетов для осуществления доставки крупногабаритных грузов.

 

Самолет АН 12 — грузовое воздушное судно, представляющее собой цельнометаллический, свободнонесущий высокоплан с прямым крылом. Шасси самолета отличается высокой проходимостью, благодаря чему АН 12 беспроблемно взлетает с грунтовых аэродромов. Погрузка осуществляется через грузовой люк с рампой, расположенный в задней части фюзеляжа и свободно пропускающий крупногабаритную технику. Выгрузка возможна тем же способом или путем сброса груза на парашютах. Процесс погрузки-разгрузки и швартовки существенно облегчается за счет бортового погрузочного устройства, способного поднимать предметы весом до 2,5 тонн, и лебедки, втягивающей несамоходные грузы в кабину. Доставка грузов из Китая, Японии, Кореи, стран Европы, Северной и Южной Америки с помощью самолета АН 12 позволяет за один вояж перевозить товары общей массой до 18000 кг.
Характеристика самолета АН 12
Максимальная нагрузка — 18000 кг
Максимальный объём — 90 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 13,5х3,0х2,4 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,0х2,4 м

Воздушное судно АН 22 «Антей» выполнено по схеме высокоплан. Конструкция предусматривает наличие грузового люка внушительных размеров — 4,4×16 м. Кроме того, самолет оснащен наклонным трапом-рампой, который можно устанавливать на различных уровнях, и четырьмя тельферами, грузоподъемность каждого из которых составляет 2,5 тонны. Трап-рампа и тельферы делают АН 22 независимым от наличия погрузочно-разгрузочных устройств на аэродромах. Также предусмотрена возможность перевозки грузов крупных габаритов на внешней подвеске: на фюзеляже или под крылом. Многостоечное 12-колесное шасси, отличающееся повышенной проходимостью, позволяет не только садиться на грунтовое покрытие и взлетать с него, но и осуществлять посадку даже в случае не выпуска одной-двух стоек или разрушения амортизаторов пневматиков и стоек. Благодаря таким характеристикам доставка товаров из Китая, Северной Америки и других крупных экономических центров мира становится не просто быстрой, но и максимально безопасной, а уникальная грузоподъемность этого самолета (до 50000 кг) позволяет сэкономить и перевезти весь груз за один полет.
Характеристика самолета АН 22
Максимальная нагрузка — 50000 кг
Максимальный объём — 650 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 26,4*4,3*4,1 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 4,3х4,1

Транспортный самолет АН 26 традиционно используется для перевозки грузов и малогабаритной техники на расстояния дальностью до 2000 км. Это судно отличается поразительной устойчивостью, легкость управления, благодаря чему самолетом могут управлять пилоты средней квалификации. А уникальные взлетно-посадочные качества вкупе с высокопроходимыми шасси делают его непритязательным к типу взлетно-посадочной площадки и дают возможность эксплуатировать в практически любых погодных условиях на галечных, грунтовых, песчаных, «размокших» и заснеженных аэродромах весьма скромных размеров. Конструкция моноплана и широкий проем грузового люка позволяют устанавливать специальную трап-створку, которая облегчает и ускоряет процесс разгрузки-погрузки с земли или кузова автомобиля. На скорость разгрузочно-погрузочных работ благотворно влияет и встроенный в самолет кран-балка, способный поднимать вес до 1500 кг. Специалисты нашей компании с радостью организуют для Вас доставку грузов самолетом АН 26, а также окажут таможенные услуги, решат «бумажные» вопросы и проконтролируют каждый этап транспортировки.
Характеристика самолета АН 26
Максимальная нагрузка — 6000 кг
Максимальный объём — 45 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 11,1х2,2х1,6 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 2,2х1,6

АН 74 — уникальный самолет, который создавался с целью транспортировки грузов и техники на любых широтах при любых климатических условиях. Он бесперебойно работает при температурном режиме в пределах от -60 до +45 °C, в горах и на равнинах, на экваторе и полюсах. Обычно используется на маршрутах средней и малой протяженности. АН 74 подходит для эксплуатации как на оборудованных, так и необорудованных аэродромных площадках с бетонным, галечным, грунтовым или снежным покрытием. Способен осуществлять взлеты и посадки в любое время суток. Грузовой отсек оптимизирован по габаритам наиболее типичных грузов и позволяет перевозить грузы в контейнерах, жестких поддонах, нестандартной таре (бочки, тюки), а также колесную технику. Проем погрузочного отсека закрывается рампой, которую компания ВЭД «ОптиЛог» рекомендует использовать как трап. Самолет также оснащен бортовым погрузочным устройством грузоподъемностью до 2500 кг.
Характеристика самолета АН 74
Максимальная нагрузка — 8000 кг
Максимальный объём — 45 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 10,0х2,15х2,1 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 2,1х2,1

АН 124 (Руслан) принадлежит к классу тяжелых транспортных самолетов и предназначен для перевозки крупногабаритных грузов по всему миру. Отличные аэродинамические характеристики и, как следствие, большая дальность полета обеспечиваются благодаря крылу толстого стреловидного профиля и тщательно продуманной формой фюзеляжа. Многостоечное 24-колесное шасси позволяет использовать АН 124 на грунтовых полосах аэродромов, а также изменять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, благодаря чему существенно облегчается процесс погрузочно-разгрузочных работ. Особая конструкция фюзеляжа предполагает наличие двух грузовых люков, один из которых располагается в носовой части фюзеляжа, другой — в хвостовой. Самолет также оснащен бортовыми передвижными кранами и другим погрузочно-разгрузочным оборудованием общей грузоподъемностью 20 тонн и швартовочным оборудованием, благодаря чему погрузка и доставка грузов из Китая и других стран проходит значительно быстрее. Воздушное судно АН 225 (Мария) очень схоже по конструкции и характеристикам с АН 124 и позволяет перевозить тяжелые крупногабаритные грузы массой до 200 тонн.
Характеристика самолетов АН 124
Максимальная нагрузка — 120000 кг
Максимальный объём — 800 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 36,5х6,2х4,2 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 6,2х4,1 м
Характеристика самолетов АН 225
Максимальная нагрузка — 200000 кг
Максимальный объём — 1100 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 43,0х6,2х4,2 м

Размер грузового люка (ширина×высота) — 6,2х4,1 м

Самолет Airbus 300 B4 был специально разработан для перевозки крупногабаритных конструкций, техники и приборов на средние и короткие расстояния (до 2700 км). Он отличается увеличенным фюзеляжем, открывающимся вверх носовым обтекателем и усиленным полом. Перед крылом на левом борту фюзеляжа расположена грузовая дверь размером 3,58×2,56 м. В кабине можно одновременно перевозить до 20 грузовых поддонов и еще 20 грузовых контейнеров типа LD3 в нижних грузовых отсеках. Самолет оснащен внушительным комплексом погрузочно-разгрузочного оборудования.
Характеристика самолета Airbus 300 B4
Максимальная нагрузка — 43500 кг
Максимальный объём — 280 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 39,0х4,77х2,23 м

Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,58х2,56 м

Boeing 737 принадлежит к классу транспортных самолетов малой дальности. Более четверти века назад он стал лидером на коротких рейсах авиалиний большинства континентов. Высокая подъемная сила воздушного судна, отличные летные показатели на малых скоростях, предоставляющие возможности для укороченной посадки и взлета, а также экономичность на высоких скоростях и малых высотах позволяют ему оставаться конкурентоспособным по сей день.
Характеристика самолета Boeing 737
Максимальная нагрузка — 16000 кг
Максимальный объём — 105 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 21,0х3,1х2,2 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,4х2,15 м

Boeing 747 принадлежит к числу одних из самых грузоподъемных самолетов. При этом отличается низкими затратами топлива при расчете на каждую тонно-милю, а дальность полета может достигать 8000 км. Именно поэтому данное воздушное судно идеально подходит для организации экономичной и максимально рентабельной доставки грузов из Китая и других отдаленных стран. Грузовой Boeing 747 имеет усиленный пол кабины, боковую грузовую дверь внушительных размеров, а также положенный набор погрузочно-разгрузочного оборудования.
Характеристика самолета Boeing 747
Максимальная нагрузка — 110000 кг
Максимальный объём — 750 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 49,0х4,8х3,04 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,25х3,1 м

Boeing 757 рассчитан на перевозку грузов массой до 39 тонн. В кабине самолета одновременно можно разместить 15 стандартных поддонов. Грузовой люк, через который посредством лебедок и бортового погрузочного устройства осуществляется загрузка и разгрузка, расположен с левой стороны фюзеляжа. Без дозаправки самолет способен преодолевать расстояние в 4670 км.
Характеристика самолета Boeing 757
Максимальная нагрузка — 39000 кг
Максимальный объём — 185 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 33,2х3,53х2,18 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,4х2,18 м

DC 8 — дальнемагистральный грузовой самолет, созданный усилиями американских специалистов из компании Douglas. С его помощью доставка грузов из Франции, Италии и других стран Европы и мира становится максимально доступной. Предельная дальность полета этого транспортного средства — 8950 км. Самолет оснащен всем необходимым оборудованием для быстрой и удобной разгрузки и погрузки.
Характеристика самолета DC 8
Максимальная нагрузка — 45000 кг
Максимальный объём — 200 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 34,0х3,17х2,03 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,55х2,0 м

DC 10 можно отнести к классу широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Некоторые модификации способны совершать полеты на расстояния до 11000 км, поэтому компания ВЭД «ОптиЛог» рекомендует своим клиентам данное судно, когда есть необходимость доставки крупногабаритного груза из отдаленных уголков планеты. Погрузка в DC 10 производится через боковую дверь. В грузовом отсеке свободно размещается до 30 контейнеров типа LD3. На борту установлен стандартный комплекс погрузочно-разгрузочного оборудования.
Характеристика самолета DC 10
Максимальная нагрузка — 65000 кг
Максимальный объём — 450 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 37,25х3,56х2,34 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,5х2,54 мГрузовой самолет Fokker 27 традиционно используется на местных авиалиниях, т. е. для внутренних перевозок. В задней части фюзеляжа этого воздушного судна располагается большой грузовой люк, оснащенный пневматическими створками. Грузы массой до 6 тонн доставляются в кабину с помощью специально предусмотренной лебедки. Низ самолета характеризуется избыточным коэффициентом прочности, благодаря чему хорошо упакованный груз остается в безопасности даже в случае аварийной посадки с убранным шасси.
Характеристика самолета Fokker 27
Максимальная нагрузка — 6000 кг
Максимальный объём — 58 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 13,36х2,1х1,9 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 2,28х1,75 м

Самолет ИЛ 76 — идеальный вариант для оперативной доставки крупногабаритных грузов, техники и оборудования по воздушным трассам средней протяженности, расположенным в различных географических широтах. Для ИЛ 76 подходят практически любые условия базирования. Шасси с повышенной проходимостью, мощная механизация крыла и впечатляющая энерговооруженность обеспечивают взлет с неподготовленных грунтовых аэродромных полос и посадку на них. При этом взлетно-посадочные дистанции совсем незначительны для воздушного судна таких размеров. Доставка товаров из Китая в Россию, а также транспортировка грузов из других стран возможна в авиационных или автомобильных контейнерах любых типов, поддонах и других тарах, используемых при международных перевозках. Такая универсальность достигается благодаря особой конструкции грузовой кабины, оснащенной различными бортовыми средствами и приспособлениями для погрузки-разгрузки, и ее размерам.
Характеристика самолета ИЛ 76
Максимальная нагрузка — 47000 кг
Максимальный объём — 175 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 18,5х3,3х3,25 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,3х3,25 м

L 100-30 — транспортный самолет средней грузоподъемности, произведенный фирмой Lockheed. Дальность полета при максимальной загрузке составляет 3790 км, благодаря чему может быть организована доставка грузов из Франции и других европейских стран общей массой до 21 тонны. Основной грузовой люк расположен в задней части кабины. Погрузочно-разгрузочные работы ускоряются благодаря специальной рампе с гидравлическим приводом. Стоит отметить, что данные самолеты часто принимают участие в операциях по организации и оказанию гуманитарной помощи.
Характеристика самолета L 100-30
Максимальная нагрузка — 21000 кг
Максимальный объём — 140 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 17,0х3,02х2,74 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,02х2,74 м

MD 11 — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, который способен перевозить грузы на расстояние до 7500 км. Он позволяет разместить до 6 стандартных контейнеров на главной палубе, остальной груз располагается в нижних отсеках. Загрузка производится через открывающуюся вверх дверь размером 3,55×2,55.
Характеристика самолета MD 11
Максимальная нагрузка — 80000 кг
Максимальный объём — 640 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 48,0х3,5х2,45 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,55х2,55 м

Воздушное судно Saab 340 можно назвать свободнонесущим низкопланом. Он используется на линиях небольшой протяженности. Последние модификации имеют возможность укороченного взлета и посадки, что позволяет использовать этот самолет даже на небольших аэродромах. Относительно небольшая грузоподъемность вкупе с впечатляющей маневренностью делает Saab 340 идеальным вариантом для перевозок в «глухих» уголках страны.
Характеристика самолета Saab 340
Максимальная нагрузка — 3800 кг
Максимальный объём — 35 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 11,2х1,62х1,7 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 1,3х1,28 м

Самолет ТУ 204 идеально подходит для авиалиний средней протяженностью. Дальность полета при максимальной загрузке составляет порядка 4700 км. С помощью этого самолета может быть организована доставка грузов из Франции, Германии, Испании и других европейских стран в Россию. Фюзеляж судна имеет боковую грузовую дверь размером 3,4×2,0. Грузовая кабина может вместить до 14 стандартных поддонов, в то время как в нижних грузовых отсеках свободно размещается 12 контейнеров типа 2АК-0.7. Для удобства погрузочно-разгрузочных работ пол грузовой кабины оснащен роликовыми дорожками, шаровыми панелями и другим оборудованием.
Характеристика самолета ТУ 204
Максимальная нагрузка — 28500 кг
Максимальный объём — 178 м3
Размер грузового отсека (длина х ширина х высота) — 29,5х3,25х2,8 м
Размер грузового люка (ширина×высота) — 3,4х2,0 м

Похожее

www.galaxylogistics.ru

Транспортный самолёт — Википедия РУ

Транспортный самолёт — самолёт, предназначенный для транспортировки различных грузов[источник не указан 789 дней]. Часто один и тот же самолёт бывает грузовым и пассажирским, изменяется только оборудование. Грузовые самолёты от пассажирских отличаются упрощённым бытовым оборудованием, увеличенными размерами грузовых помещений, наличием больших грузовых люков, более прочным полом, установкой на борту средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

История

  Юнкерс Ю-290 с опущенной задней рампой. Хорошо видно поднятое в воздух хвостовое колесо шасси.

Попытки использования самолётов для перевозки грузов предпринимались уже на заре авиации. В 1910 году примерно 200 фунтов шёлка были перевезены самолётом братьев Райт из магазина в Дэйтоне покупателю в Коламбусе (оба города находятся в штате Огайо, США), что отмечается многими источниками как рождение грузовых авиаперевозок[1]. В 1914 году почта США ввела услугу авиапочты[2].

Первые транспортные самолёты являлись пассажирскими самолётами, приспособленными под нужды грузоперевозок. Так, например, на базе популярного пассажирского самолёта Douglas DC-3 был разработан военно-транспортный Douglas C-47 Skytrain, оснащённый усиленным полом и широким грузовым люком в хвостовой части фюзеляжа.

Стандартные самолёты первой четверти XX века имели ряд недостатков, в первую очередь, негоризонтальный пол в стояночном положении из-за схемы шасси с хвостовым колесом, а также боковое расположение дверей. С ростом спроса на воздушные грузоперевозки и увеличением их объёма, возникла необходимость в разработке самолётов, специально созданных для этой цели. В 1939 году на базе не пошедшего в серию бомбардировщика был разработан Junkers Ju 90, военно-транспортный самолёт, на котором было применено интересное техническое решение: мощная погрузочная рампа в хвосте самолёта открывалась гидравлическим приводом и поднимала самолёт в горизонтальное «полётное положение», что сильно облегчало его загрузку. Позже та же схема была применена на Ju 290 и немецком Arado Ar 232, одном из первых военно-транспортных самолётов, спроектированных для этой цели с чистого листа.

В 1940-е — 1950-е годы ознаменовались бурным ростом объёма авиаперевозок и, соответственно, поиском наиболее эффективных инженерных решений. Появилось множество моделей самолётов с фронтальной загрузкой (например, Bristol 170, SNCAC NC 211, Douglas C-124) или задней погрузочной рампой (Blackburn Beverley, Антонов Ан-12, Breguet Deux-Ponts, Fairchild C-82 Packet), а также таких экзотических вариантов, как Canadair CL-44 с целиком откидывавшимся хвостом. Многие транспортные самолёты того времени по-прежнему совмещали функцию пассажирских лайнеров с авиаперевозками. С ростом требований к безопасности и комфорту пассажиров, в первую очередь к уровню шума в салоне, пассажирские и грузовые самолёты разделились на два практически непересекающихся класса.

Необходимость в перевозке цельных грузов, сравнимых по размеру с крупнейшими самолётами (ракет-носителей, фюзеляжей самолётов) привела к появлению сверхтяжёлых транспортных самолётов. В 1982 году в воздух поднялся сверхтяжёлый грузовой самолёт Ан-124 «Руслан», предназначенный в первую очередь для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет и их пусковых установок, но также широко использующийся в гражданской транспортной авиации для перевозки крупногабаритных грузов. В 1988 году первый полёт совершил Ан-225, самый большой транспортный самолёт, изначально предназначенный для транспортировки космического корабля «Буран». В 1994 году «Эйрбас» создала несколько самолётов Airbus Beluga для перевозки частей фюзеляжей самолётов между заводами компании. В 2006 году компания «Боинг» выпустила аналогичный самолёт — Boeing 747 LCF Dreamlifter.

В начале XXI века с выпуском крупнейшего пассажирского авиалайнера Airbus A380, компания «Эйрбас» планировала также выпустить и транспортный вариант — A380-800F[3]. Он стал бы вторым (после Ан-225) крупнейшим транспортным самолётом, но в 2015 году был убран с сайта авиакомпании и, вероятно, не будет выпущен[4].

Конструкция

  Airbus A310, верхний грузовой люк открыт

Транспортный самолёт может обладать следующими конструктивными особенностями, которые отличают его от пассажирских моделей. Они призваны, в первую очередь, облегчить погрузку и разгрузку самолёта[5]:

  • компоновка «высокоплан» (позволяет расположить груз максимально близко к земле)
  • усиленное шасси с большим количеством колёс
  • грузовые люки внизу и вверху фюзеляжа
  • люки в передней части фюзеляжа («откидной нос») и в задней («распахивающийся» или «откидной» хвост), иногда совмещённые с рампой
  • уменьшенная дверь в кабину пилотов[6]
  • отсутствие иллюминаторов

Типы транспортных самолётов

Существует три принципиальных подхода к разработке транспортного самолёта[7]:

Грузовой вариант пассажирского самолёта

В силу экономической выгодности унификации процесса разработки, производства и обслуживания самолётов, а также значительно более высокого спроса на пассажирские самолёты, большинство крупных авиапроизводителей выпускают транспортные самолёты на базе существующих пассажирских моделей, например, Airbus A330-200F, Boeing 747-8F, McDonnell Douglas MD-11F. Кроме того, производителями производится конверсия устаревших пассажирских самолётов, более не отвечающих нормативным или коммерческим требованиям к пассажирским перевозкам, в грузовые самолёты. Такие самолёты можно отличить по швам на месте заменённых иллюминаторов[6].

Недостатком такого компромиссного подхода являются более высокие операционные расходы, так как конструкция самолётов в первую очередь рассчитана на пассажирскую функцию, например, на более высокое давление в салоне, чем требуется для перевозки грузов. Отсутствие в конструкции пассажирского самолета силового пола не позволяет перевозить тяжелые моногрузы, например грузовые автомобили или вагоны метро. Погрузочная высота оказывается велика, что требует применение на терминалах специальной погрузочно-разгрузочной техники.

Исключительно транспортный самолёт

Самолёт, изначально предназначенный только для перевозки грузов и спроектированный без оглядки на пассажирские или военные функции, был бы дешевле в производстве и экономичнее в эксплуатации, чем компромиссные пассажирско-транспортные аналоги. В середине XX века такие модели производились, например, Fairchild C-82, имевший фюзеляж почти прямоугольного сечения и двойной хвост для облегчения погрузочных работ. В 1980-е годы по заказу правительства США компаниями Douglas и Lockheed было произведено исследование экономической обоснованности постройки таких самолётов[8]. Исследование показало, что, с одной стороны, такой самолёт достиг бы 20-процентной экономии операционных расходов, но с другой стороны, в свете относительно невысого спроса на транспортные самолёты, капитальные затраты на разработку такой модели представляются слишком высокими.

Военно-гражданский транспортный самолёт

Выгода разработки самолёта, одновременно удовлетворяющего требованиям гражданских и военных грузоперевозок, заключается в следующем:

  • конструкция самолёта изначально предназначена для грузоперевозок, что удевшевляет производство и эксплуатацию по сравнению с пассажирскими самолётами
  • стоимость разработки делится между гражданским сектором и оборонным комплексом
  • уменьшается количество требующихся для армии самолётов, так как в случае необходимости армия может реквизировать гражданские самолёты

Вместе с тем, военные требования к конструкции самолёта — прочность, маневренность, тяговооружённость и т. п. — могут свести вышеуказанные экономические преимущества на нет, за исключением случаев гражданских грузоперевозок в тяжёлых условиях, например, при отсутствии подходящих ВПП.

Примерами военно-транспортных самолётов, гражданские модификации которых используются коммерчески, могут служить Ил-76, Ан-124, Lockheed L-100 Hercules. Компания «Боинг» планировала выпуск гражданской версии самолёта Boeing C-17 Globemaster III под индексом MD-17 (позже — BC-17)[9].

Авиационный контейнер

Основная статья: Авиационный контейнер

Для наиболее эффективного размещения грузов внутри фюзеляжей округлого сечения авиационные грузы пакуются в авиационные контейнеры специальной формы — ULD (англ. Unit Load Device — средство пакетирования грузов). Стандартные типоразмеры таких контейнеров определены правилами IATA, их объём составляет от 3,4 м³ до 8,95 м³. В индустрии авиационных перевозок используется порядка 800 000 таких контейнеров, а ежегодная стоимость их обслуживания (включая потери) составляет 300 миллионов долларов США[10].

Галерея

См. также

Литература

  • Camille Allaz. History of Air Cargo and Airmail from the 18th Century. — Christopher Foyle Publishing, 2005. — 408 с. — ISBN 1902579828.
  • William E. O'Connor. An Introduction to Airline Economics, 6th Edition. — США: Greenwood Publishing Group, 2001. — 253 с. — ISBN 0-275-96911-8.
  • R. J. Burby, W. H. Kuhlman (McDonnell Douglas Corp.). Cargo Logistics Airlift Systems Study (CLASS). — США: Langley Research Center, National Aeronautics and Space Administration, 1978.
  • J. M. Norman, R. D. Henderson, F. C. Macey, R. P. Tuttle (Lockheed-Georgia Co.). Cargo Logistics Airlift Systems Study (CLASS). — США: Langley Research Center, National Aeronautics and Space Administration, 1978.

Примечания

http-wikipediya.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о