Что означает на самолете ан – Обозначения летательных аппаратов — это… Что такое Обозначения летательных аппаратов?

Самолеты Ту-134 и Ан‑24 — это… Что такое Самолеты Ту-134 и Ан‑24?

Самолеты Ту-134 и Ан‑24

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в начале 1960-х годов в авиационном конструкторском бюро, которое возглавлял Андрей Туполев. Конструкторами самолета являются Леонид Селяков и Александр Шенгардт.

Первый полет Ту-134 выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации — с сентября 1967 года. Самолет выпускался серийно с 1966 года по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

Реактивный пассажирский лайнер Ту-134 выполнен по схеме цельнометаллического двухмоторного низкоплана со стреловидным крылом (угол стреловидности — 35 градусов). Механизация крыла — в виде однощелевых закрылков, элеронов и воздушных тормозов; предкрылки отсутствуют. Площадь крыла — 127,3 кв. м. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля. Топливо размещено в кессон-баках крыла. Шасси — убирающееся, трехопорное. Передняя стойка убирается в нишу в фюзеляже, основные — в специальные гондолы на крыле. Основные стойки имеют по две оси.

Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных, двухвальных турбореактивных двигателей Д-30 II серии с двухкаскадными компрессорами, установленных в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне.

Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской гражданской авиации вошел как самый массовый самолет. Ту-134 – первый отечественный пассажирский лайнер, прошедший сертификацию по английским нормам летной годности.

Всего было построено 852 самолета в различных модификациях: Ту-134, Ту-134А, Ту-134Б, Ту-134УБЛ, Ту-134Ш. Появились варианты с сокращенным составом экипажа, увеличенной пассажировместимостью, улучшенными экономическими показателями и т.д. Кроме того, на базе Ту-134 были разработаны летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники.

Самолет использовался также в школах ВВС. Ту-134 широко применялся в «Аэрофлоте» и во многих зарубежных авиакомпаниях.


Технические характеристики:

Пассажировместимость — 76
Диаметр фюзеляжа — 2,9 м
Длина самолета — 37,1 м
Размах крыла — 29,0 м
Высота самолета — 9,02 м
Максимальная взлетная масса — 47,6 т
Коммерческая нагрузка — 8,2 т
Крейсерская скорость — 850 – 900 км/ч
Дальность полета — 2000 км

После произошедшего 20 июня 2011 года крушения самолета этого типа под Петрозаводском, президентом РФ было принято решение о постепенном выводе самолетов Ту-134, как устаревших, из регулярного воздушного сообщения.

По данным Минтранса, на 2011 год общая численность самолетов типа Ту-134 составляла 179, из которых эксплуатировалось только 90.

Самолет Ан‑24
Ан‑24 ‑ пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней протяженности, создан в ОКБ им.

О.К.Антонова (ныне Авиационный научно‑технический комплекс имени О.К.Антонова, город Киев, Украина) в 1957‑1959 годах.
Первый полет самолет Ан‑24 совершил в 1959 году.

В 1961 году самолет прошел заводские и государственные испытания. Серийное производство самолета началось в начале 1962 года на авиационном заводе в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев‑Херсон.

Ан‑24 представляет собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Фюзеляж типа полумонокок балочно‑стрингерной конструкции. Вместо клепки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В фюзеляже размещены кабина экипажа, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и багажный отсек. Пассажирский салон отделен от других помещений перегородками. Фюзеляж герметичный. Крыло – трапециевидной формы в плане. Шасси убирающееся, трехопорное с носовой стойкой.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ‑24 (у поздних модификаций АИ‑24Т) с четырехлопастными винтами АВ‑72Т (диаметр 3,9 м) и агрегата автономного запуска ТГ‑16. Топливо располагается в четырех мягких баках в центроплане крыла.

Технические характеристики:

Экипаж ‑ 4 человека
Максимальное количество пассажиров ‑ 52 человека
Скорость крейсерская ‑ 450 км/ч
Наивыгоднейшая высота полета ‑ 6000 м
Длина разбега ‑ 650 м
Длина пробега (при посадочной массе 20,5 т) ‑ 590 м
Время набора высоты
6000 м ‑ 15 сек.
8000 м ‑ 26 сек.

Расход авиатоплива в крейсерском режиме ‑ 0,92 т/час
Максимальный взлетный вес ‑ 21800 кг
Максимальный посадочный вес ‑ 21800 кг
Полетная масса ‑ 14400 кг
Масса пустого самолета ‑ 13920 кг
Максимальная масса груза ‑ 5500 кг

Максимальный запас топлива ‑ 4790 кг

Мощность двигателя ‑ 2 х 2550 л.с.

Размеры:
размах крыла ‑ 29,20 м
длина самолета ‑ 23,53 м
высота самолета ‑ 8,32 м

площадь крыла ‑ 72,46 кв. м

Летные данные и силовая установка Ан‑24 позволяют использовать самолет в условиях высокогорья и широкого диапазона температур и сажать на небольших неподготовленных аэродромах.

В середине 1960‑х годов был разработан вариант Ан‑24РВ, который имел в правой гондоле турбовинтового двигателя дополнительный реактивный двигатель РУ‑19‑300 тягой 900 кгс (килограмм‑сила). С помощью этого двигателя удалось существенно улучшить взлетные характеристики самолета.

Помимо пассажирского варианта, конструкторский коллектив разработал и передал в серийное производство транспортные варианты — Ан‑24Т и Ан‑24РТ. Герметичная грузовая кабина транспортных вариантов снабжена устройствами для установки кран‑балки и других приспособлений, облегчающих погрузку и разгрузку самолета. На транспортных вариантах Ан‑24 конструкция фюзеляжа изменена. В его хвостовой части сделан откидывающийся люк‑трап.

Был разработан лесопожарный вариант самолета ‑ Ан‑24ЛП. Отличался составом оборудования, кассетами с метеопатронами ПВ‑26.

Летно‑технические данные всех вариантов Ан‑24 близки к основному пассажирскому. Их взлетный вес 21 тонна, коммерческая нагрузка — 50 пассажиров или 5,5 тонны груза.

Производство самолетов Ан‑24 продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 год было выпущено более 1200 машин. Ан‑24 производился в Китае под названием Y‑7.

В 1960‑1970‑х годах в Советском Союзе на самолетах типа Ан‑24 выполнялось до 30% пассажирских перевозок.
После аварии Ан‑24 в Томской области, произошедшей 11 июля 2011 года и повлекшей человеческие жертвы, президент РФ выступил с инициативой запретить эксплуатацию таких самолетов.

На 2011 год в России сертификат летной годности имели 99 самолетов типа Ан‑24. Эти самолеты эксплуатировались 24 авиакомпаниями.

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Самолеты «Ан». Сколько их создал авиаконструктор Антонов? | Техника и Интернет

Советская делегация ничего не сообщила заранее, а летчику-испытателю Юрию Курлину специально приказали пролететь на очень низкой высоте, чтобы создать больший эффект. Внутри самолета находился космический корабль «Восток», а также львовский автобус ЛАЗ и вездеход УАЗ.

После приземления внутри самолета сразу же была организована пресс-конференция, где разместились более 300 человек. Конечно же, персоной дня был создатель гиганта — авиаконструктор Олег Константинович Антонов. К нескрываемому восторгу журналистов был добавлен и тот факт, что советский ученый бегло и практически без акцента говорил по-французски. Так мир заговорил о выдающемся авиаконструкторе, который всю свою жизнь посвятил небу.

7 февраля этого года — 104-я годовщина рождения человека, чье имя навсегда внесено в историю мировой авиации — Олега Антонова. Именно он создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, среди которых — самые большие и грузоподъемные в мире — «Антей» и «Руслан». Но, наверное, самым первым популярным его изобретением является Ан-2, или по-народному — «кукурузник», который летает даже в Америке.

А начинал он карьеру с планеров еще в юные годы. Вместе со сверстниками-подростками он создал «Клуб любителей авиации», и ребята постоянно бегали на военный аэродром для изучения конструкции летательных аппаратов. Первое произведение — планер «Голубь» — было сделано из фанеры и водопроводных труб и отмечено грамотой за оригинальную конструкцию. После окончания Ленинградского политехнического института Антонов был направлен в Москву для организации Центрального бюро планерных конструкций. А уже в 1933 году молодой 27-летний ученый становится главным конструктором планерного завода в Тушино под Москвой. Здесь он создал около 30 типов безмоторных летательных аппаратов, на которых устанавливали мировые рекорды, а в годы Великой Отечественной они широко применялись для транспортировки солдат, техники, боеприпасов.

Но главной целью его работы было создание самолетов. В 1947 году увидел свет первый самолет Антонова — Ан-2, который к тому же оказался и долгожителем: его серийно выпускают с 1949 года. Изначально он задумывался для работы в сельском хозяйстве, отсюда и народное название — «кукурузник», так как он широко использовался во время массового выращивания кукурузы. Но вскоре сфера использования значительно расширилась, и он стал многоцелевым. Маленькие размеры (длина всего 12,4 метра, высота — 5,35 м, экипаж — 2 человека) давали возможность работать на воздушных линиях малой протяженности — и в горах, и в тундре, и в тайге, на буровых работах, а также в других странах — Монголии, Турции, Африке. Интересно, что по кодификации НАТО его называют «Colt», то есть «жеребенок».

После переезда в Киев Антонов активно занимается самолетостроением. В течение 1960−70-х годов Конструкторское бюро Антонова выпустило множество новых самолетов — пассажирских, санитарных, транспортных, метеорологических, аэрофотосъемочных. Бюро специализировалось на грузовых самолетах, всех и не сосчитать — АН-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32 и так далее. Но самыми известными стали Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» — крупнейшие транспортные самолеты в мире. Самолет «Руслан» создавали для транспортировки пусковых установок баллистических ракет, а также тяжелой боевой техники и различных грузов.

При создании самолета Антонов использовал совершенно новые технические решения, а именно — впервые в мире было применено стреловидное крыло суперкритического профиля, а также композиционные материалы. По техническим характеристикам его длина составляла 69 метров, размах крыла — 73 метра, высота — 21 м, максимальная скорость — 865 км/час. На этих самолетах было установлено 30 мировых рекордов. В настоящее время самолет активно используется в военной сфере для перевозки боевой техники, а также грузов различные отдаленные регионы, в том числе и на Крайний Север. Интересный факт, что Ан-124 хотели назвать Тарасом Бульбой, но остановились на имени «Руслан», ведь большинство самолетов конструктора имело в своих названиях буквы АН.

Позднее появилась еще более совершенная модель, правда, созданная уже последователями Антонова. К сожалению, великий ученый не увидел «Мрию» — на сегодня самый большой транспортный самолет в мире, созданный на основе Ан-124, который был внесен в Книгу рекордов Гиннеса в 2009 году. Кстати, «Мрию» снимали в фильме «2012» в виде компьютерной модели в эпизодах о разрушении Лас-Вегаса.

Антонов был не только гениальным конструктором, но и обаятельным человеком с разносторонними интересами, знал несколько иностранных языков. С ним можно было говорить на любые темы. Он писал книги и хорошо рисовал. Сам он говорил: «Если б я не стал конструктором, то стал бы художником». Вся его жизнь была наполнена творчеством.

shkolazhizni.ru

Названия самолетов. Классификация самолетов, их виды и типы

История авиации знает очень большое количество летательной техники различных типов и видов. Все названия самолетов вряд ли удастся даже перечислить. Впрочем, основные модели охватить вполне реально. Давайте узнаем, как производится классификация самолетов, их виды, типы, названия тоже рассмотрим.

Наименования

Давайте взглянем на перечень наименований основных иностранных производителей самолетов по алфавиту. В списке представлены как ныне существующие компании, так и упраздненные:

  • Aérospatiale (Франция).
  • Airbus (ЕС).
  • Boeing (США).
  • British Aerospace (Великобритания).
  • British Aircraft (Великобритания).
  • Heinkel (Германия).
  • Junkers (Германия).
  • McDonnell Douglas (США).
  • Messerschmitt (Германия).

Названия самолетов по алфавиту, выпускавшихся в СССР и странах постсоветского пространства, приведены ниже:

  • Ан (Антонов).
  • И (Поликарпов).
  • Ил (Илюшин).
  • Ла (Лавочкин).
  • ЛаГГ (Лавочкин, Горбунов, Гудков).
  • Ли (Лисунов).
  • МиГ (Микоян и Гуревич).
  • По (Поликарпов).
  • Су (Сухой).
  • Ту (Туполев).
  • Як (Яковлев).

Как классифицируют самолеты?

Прежде всего, узнаем, какие бывают самолеты. Названия летательной техники могут рассказать о многом, но классификация поведает нам ещё больше. Как же классифицируются самолеты? Делают это по следующим параметрам:

  • по назначению;
  • скорости;
  • числу двигателей;
  • типу двигателей;
  • типу шасси;
  • массе;
  • числу крыльев;
  • размеру фюзеляжа;
  • типу управления;
  • форме взлета.

На некоторых из вышеперечисленных моментов мы сейчас остановимся подробнее.

Классификация по назначению

Она считается самой распространенной. По этому показателю все самолеты деялся на два крупных вида: военные и гражданские. Кроме того, у каждой из перечисленных групп существует собственное подразделение на более мелкие категории.

В соответствии с конкретной функциональной принадлежностью военные самолеты классифицируются по следующим профильным категориям: бомбардировщики, самолеты-перехватчики, авиационные истребители, штурмовики, военно-транспортные суда, истребители-бомбардировщики, а также разведчики.

В гражданской авиации аппараты для полетов разделяют на следующие категории: пассажирские, сельскохозяйственного назначения, транспортные, почтовые, экспериментальные и т. д.

Бомбардировщики

В задачи бомбардировщика входит поражение целей, находящихся на земле. Делают они это с помощью бомб и ракет.

Теперь давайте выясним названия военных самолетов. Среди бомбардировщиков можно выделить такие модели отечественного производства: Су-24, Ту-160, Су-34. В годы ВОВ особой известностью пользовался отечественный бомбардировщик Пе-2. Но самым первым можно назвать знаменитого «Илью Муромца» – творение великого конструктора Игоря Сикорского. Этот аппарат взлетел впервые в воздух ещё в 1913 году. В эпоху Первой мировой войны его переоборудовали под бомбардировщик. Самолеты «Илья Муромец» также использовались во время Гражданской войны.

Среди иностранных аппаратов можно выделить современные американские стратегические бомбардировщики Northrop B-2 Spirit, XB-70 Valkyrie, Rockwell B-1 Lancer, B-2, B-52 Stratofortress, самолеты производства США 30-х годов Boeing B-17 и Martin B-10, германские бомбардировщики эпохи Второй мировой войны Junkers Ju 86 и Heinkel He 111.

Истребители

Главной задачей этих аппаратов является уничтожение самолетов и других объектов, которые находятся в воздухе.

Названия самолетов-истребителей знатоку военного дела тоже скажут о многом. Наиболее известные советские модели периода Второй мировой войны — ЛаГГ-3, И-15 бис, МиГ-3, И-16, И-153, Як-1. В эту же эпоху мировую известность завоевали немецкие самолеты Bf.109, Bf.110 и Fw 190, а также реактивные Me.262, Me.163 Komet и He 162 Volksjager.

Среди советских истребителей более поздней эпохи следует выделить МиГ-31, Су-27 и МиГ-29. В настоящее время небо заполняют современные российские самолеты. Названия их прекрасно известны специалистам авиатехники. Это истребители поколения 4++ Су-35 и Миг-35.

Из современных американских моделей выделяются первый в мире истребитель поколения номер пять Boeing F-22, а также более ранние модели F-4 и F-15 Eagle.

Истребители-бомбардировщики

Они совмещают функции первых двух описанных нами категорий самолетов. То есть уничтожают как воздушные, так и наземные цели.

Первыми истребителями-бомбардировщиками считаются немецкий Me.262, модифицированная модель британского истребителя Supermarine Spitfire, De Havilland Mosquito, а также советский Як-9.

Среди современных реактивных самолетов нужно выделить отечественные МиГ-23Б, Су-17М, МиГ-27 и американскую модель F-105.

Перехватчики

Они являются отдельным подвидом истребителей, предназначенных для уничтожения бомбардировщиков противника. В отличие от обычных истребителей, снабжены мощным радиолокационным оборудованием.

Среди советских перехватчиков известны следующие названия самолетов: Су-15, Су-9, Ту-128, Як-28, МиГ-25. Из американских моделей можно обозначить F-16 и Grumman F-14. Также миру известны японский самолет Mitsubishi F-2 и британский перехватчик Panavia Tornado ADV.

Штурмовики

В их задачи входит поддержка наземных вооруженных сил с воздуха.

Наиболее известным штурмовиками эпохи ВОВ считаются самолеты Ил-2 и Ил-10. В то же время в аналогичных целях противник применял аппараты Hs 129 и Ju 87. Среди современных штурмовиков следует выделить названия самолетов Су-25, F/A-18, A-10.

Военно-транспортные аппараты

Основными задачами военно-транспортных самолетов является доставка военных грузов и личного состава.

Самолетами этого класса, находящимися в данный момент на эксплуатации ВС Российской Федерации, являются Ил-76, Ан-26, Ан-124 и Ан-12. Среди американских аналогов следует выделить Douglas YC-15, Boeing C-17, Boeing C-97 и Boeing E-8.

Пассажирские самолеты

Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров.

Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году.

Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3, совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2.

Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации — Boeing и Airbus.

«Боинг»

Американская компания Boeing возникла ещё в далеком 1916 году. С тех пор она занимается производством самолетов, главным образом, для гражданской авиации, хотя присутствуют и военно-транспортные модели. Наиболее известные названия пассажирских самолетов данной компании — Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8, Boeing 777 и Boeing 787.

Первая из указанных выше моделей была выпущена в 1968 году, и к сегодняшнему дню является самой массовой из всех пассажирских летательных аппаратов. Boeing 747, произведенный годом позже, является пионером среди широкофюзеляжных авиалайнеров. Boeing 747-8 – пассажирский самолет с самой большой длиной. Он был выпущен в 2010 году. Сегодня на рынке пассажирской авиации наибольшую массовость обрел Boeing 777, выпускаемый с 1994 года. Самая новая модель корпорации на данный момент – Boeing 787 2009 года создания.

«Аэробус»

Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB.

Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах. На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления. Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире. Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB. Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обоходя своего соперника по экономичности.

Советские пассажирские самолеты

На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты «Аэрофлота». Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як.

Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104. Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом. Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер. Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты «Аэрофлота». Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

Авиалайнеры других стран мира

Кроме указанных выше существуют достойные внимания модели и других производителей пассажирских самолетов.

Британский авиалайнер De Havilland Comet, выпущенный в 1949 году, является первым в мировой истории реактивным авиалайнером. Широкую известность приобрел французско-британский авиалайнер Concorde, разработанный в 1969 году. Он вошел в историю благодаря тому, что является второй удачной попыткой (после Ту-144) создания сверхзвукового пассажирского летательного аппарата. Причем до сих пор эти два авиалайнера в данном плане уникальны, так как пока больше никто не смог выпустить пригодный для массовой эксплуатации пассажирский самолет, способный перемещаться быстрее звука.

Транспортники

Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния.

Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность — 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность — 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т). Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов «Буран», но с развалом СССР проект так и остался нереализованным.

В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

Сельскохозяйственные самолеты

Существуют летательные аппараты, в задачи которых входит обработка полей пестицидами, гербицидами и другими химикатами. Данный тип авиационной техники называется сельскохозяйственным.

Из советских образцов этих аппаратов известны У-2 и Ан-2, которые из-за специфики применения в народе называли «кукурузниками».

Подразделение по скорости

Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают звуковой барьер, а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч. Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место. Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST. Данный самолет способен будет развивать скорость до 5,0 тыс. км/ч, но сроки его создания неясны. В России существует два подобных проекта – Ту-244 и Ту-444, но на данный момент оба они заморожены.

Другие виды классификации

По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.

По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.

По типу шасси классификация у самолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.

По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.

По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.

Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.

По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.

По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.

Многообразие

Мы узнали, что представляет собой классификация самолетов, их виды, типы, названия тоже рассмотрели. Как видим, представлено очень большое количество моделей, выполняющих различные функции, имеющих очень разные технические характеристики. Мир авиации действительно многогранен, и в одном обзоре не получится описать абсолютно все его стороны.

Тем не менее общее представление мы по данному вопросу дать можем, описав наиболее известные вошедшие в историю самолеты. Виды и названия, несмотря на свою многочисленность, все-таки реально систематизировать определенным образом, чтобы внести ясность в суть этой темы.

fb.ru

Самолеты Ту-134 и Ан‑24. Справка

Согласно новым требованиям Федеральных авиационных правил, с 1 января 2012 года будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями, масса которых превышает 5 700 кг или на борту которых разрешен провоз более 9 человек (Ту-134, Ан-24, ЯК-40 и др.), не оборудованных системой предупреждения о близости земли, имеющей функцию оценки рельефа местности в направлении полета.

Согласно новым требованиям Федеральных авиационных правил, с 1 января 2012 года будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями, масса которых превышает 5 700 килограмм или на борту которых разрешен провоз более 9 человек (Ту-134, Ан-24, ЯК-40 и др.), не оборудованных системой предупреждения о близости земли, имеющей функцию оценки рельефа местности в направлении полета.

Самолет Ту-134

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в начале 1960-х годов в авиационном конструкторском бюро, которое возглавлял Андрей Туполев. Конструкторами самолета являются Леонид Селяков и Александр Шенгардт.

Первый полет Ту-134 выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации — с сентября 1967 года. Самолет выпускался серийно с 1966 года по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

Реактивный пассажирский лайнер Ту-134 выполнен по схеме цельнометаллического двухмоторного низкоплана со стреловидным крылом (угол стреловидности — 35 градусов). Механизация крыла — в виде однощелевых закрылков, элеронов и воздушных тормозов; предкрылки отсутствуют. Площадь крыла — 127,3 кв. м. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля. Топливо размещено в кессон-баках крыла. Шасси — убирающееся, трехопорное. Передняя стойка убирается в нишу в фюзеляже, основные — в специальные гондолы на крыле. Основные стойки имеют по две оси.

Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных, двухвальных турбореактивных двигателей Д-30 II серии с двухкаскадными компрессорами, установленных в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне.

Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской гражданской авиации вошел как самый массовый самолет. Ту-134 – первый отечественный пассажирский лайнер, прошедший сертификацию по английским нормам летной годности.

Всего было построено 852 самолета в различных модификациях: Ту-134, Ту-134А, Ту-134Б, Ту-134УБЛ, Ту-134Ш. Появились варианты с сокращенным составом экипажа, увеличенной пассажировместимостью, улучшенными экономическими показателями и т.д. Кроме того, на базе Ту-134 были разработаны летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники.

Самолет использовался также в школах ВВС. Ту-134 широко применялся в «Аэрофлоте» и во многих зарубежных авиакомпаниях.


Технические характеристики:

Пассажировместимость — 76
Диаметр фюзеляжа — 2,9 м
Длина самолета — 37,1 м
Размах крыла — 29,0 м
Высота самолета — 9,02 м
Максимальная взлетная масса — 47,6 т
Коммерческая нагрузка — 8,2 т
Крейсерская скорость — 850 – 900 км/ч
Дальность полета — 2000 км

После произошедшего 20 июня 2011 года крушения самолета этого типа под Петрозаводском, президентом РФ было принято решение о постепенном выводе самолетов Ту-134, как устаревших, из регулярного воздушного сообщения.

По данным Минтранса, на 2011 год общая численность самолетов типа Ту-134 составляла 179, из которых эксплуатировалось только 90.

Самолет Ан‑24
Ан‑24 ‑ пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней протяженности, создан в ОКБ им. О.К.Антонова (ныне Авиационный научно‑технический комплекс имени О.К.Антонова, город Киев, Украина) в 1957‑1959 годах.
 Первый полет самолет Ан‑24 совершил в 1959 году.

В 1961 году самолет прошел заводские и государственные испытания. Серийное производство самолета началось в начале 1962 года на авиационном заводе в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев‑Херсон.

Ан‑24 представляет собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Фюзеляж типа полумонокок балочно‑стрингерной конструкции. Вместо клепки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В фюзеляже размещены кабина экипажа, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и багажный отсек. Пассажирский салон отделен от других помещений перегородками. Фюзеляж герметичный. Крыло – трапециевидной формы в плане. Шасси убирающееся, трехопорное с носовой стойкой.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ‑24 (у поздних модификаций АИ‑24Т) с четырехлопастными винтами АВ‑72Т (диаметр 3,9 м) и агрегата автономного запуска ТГ‑16. Топливо располагается в четырех мягких баках в центроплане крыла.

Технические характеристики:

Экипаж ‑ 4 человека
Максимальное количество пассажиров ‑ 52 человека
Скорость крейсерская ‑ 450 км/ч 
Наивыгоднейшая высота полета ‑ 6000 м
Длина разбега ‑ 650 м
Длина пробега (при посадочной массе 20,5 т) ‑ 590 м
Время набора высоты
6000 м ‑ 15 сек.
8000 м ‑ 26 сек.

Расход авиатоплива в крейсерском режиме ‑ 0,92 т/час
Максимальный взлетный вес ‑ 21800 кг
Максимальный посадочный вес ‑ 21800 кг
Полетная масса ‑ 14400 кг
Масса пустого самолета ‑ 13920 кг
Максимальная масса груза ‑ 5500 кг

Максимальный запас топлива ‑ 4790 кг

Мощность двигателя ‑ 2 х 2550 л.с.

Размеры:
размах крыла ‑ 29,20 м
длина самолета ‑ 23,53 м
высота самолета ‑ 8,32 м

площадь крыла ‑ 72,46 кв. м

Летные данные и силовая установка Ан‑24 позволяют использовать самолет в условиях высокогорья и широкого диапазона температур и сажать на небольших неподготовленных аэродромах.

В середине 1960‑х годов был разработан вариант Ан‑24РВ, который имел в правой гондоле турбовинтового двигателя дополнительный реактивный двигатель РУ‑19‑300 тягой 900 кгс (килограмм‑сила). С помощью этого двигателя удалось существенно улучшить взлетные характеристики самолета.

Помимо пассажирского варианта, конструкторский коллектив разработал и передал в серийное производство транспортные варианты — Ан‑24Т и Ан‑24РТ. Герметичная грузовая кабина транспортных вариантов снабжена устройствами для установки кран‑балки и других приспособлений, облегчающих погрузку и разгрузку самолета. На транспортных вариантах Ан‑24 конструкция фюзеляжа изменена. В его хвостовой части сделан откидывающийся люк‑трап.

Был разработан лесопожарный вариант самолета ‑ Ан‑24ЛП. Отличался составом оборудования, кассетами с метеопатронами ПВ‑26.

Летно‑технические данные всех вариантов Ан‑24 близки к основному пассажирскому. Их взлетный вес 21 тонна, коммерческая нагрузка — 50 пассажиров или 5,5 тонны груза.

Производство самолетов Ан‑24 продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 год было выпущено более 1200 машин. Ан‑24 производился в Китае под названием Y‑7.

В 1960‑1970‑х годах в Советском Союзе на самолетах типа Ан‑24 выполнялось до 30% пассажирских перевозок.
После аварии Ан‑24 в Томской области, произошедшей 11 июля 2011 года и повлекшей человеческие жертвы, президент РФ выступил с инициативой запретить эксплуатацию таких самолетов.

На 2011 год в России сертификат летной годности имели 99 самолетов типа Ан‑24. Эти самолеты эксплуатировались 24 авиакомпаниями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

 

ria.ru

«АН» — самолет для любых аэродромов — Авиация

Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов. Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2».

Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного винта; «Ан-2С» — сельскохозяйственная модель, с распылительным оборудованием; «Ан-2ПП» — пожарная модель,

Способная поднять в своих емкостях до 1240 л воды; «Ан-23А» — высотная модель для зондирования атмосферы с турбокомпрессором и дополнительной кабиной впереди киля для наблюдателя; «Ан-2ТЛ» — транспортно-десантный самолет.

Практически сразу же после окончания второй мировой войны конструкторское бюро разработало новый самолет, получивший название «Ан-2». Девизом нового летательного аппарата могли стать слова: «Делай все, летай везде». Еще до того, как получить свое окончательное название, самолет кратко обозначали «СХ-1» («Сельскохозяйственный-1»). С 31 августа 1947 г., когда в воздух поднялся первый опытный образец, и до настоящего времени самолет продолжает производиться в некоторых странах мира, хотя в СССР его выпуск был прекращен в конце 60-х гг.

«Ан-2» был выполнен по схеме биплана, и его конструкция практически полностью изготовлена из металла. Исключение составляли крылья и хвостовое оперение, имеющие полотняную обшивку. В фюзеляже «Ан-2» размещались обогреваемые и вентилируемые кабины для 2 членов экипажа и 12 пассажиров. Устойчивое ширококолейное шасси с хвостовым колесом и большим ходом амортизации в сочетании с пневмошинами низкого давления, поплавками или лыжами обеспечивало возможность применения самолета на любых неподготовленных поверхностях.

Начиная с 1960 г. производство «Ан-2» по лицензии началось в Польше компанией «WSK-PZL» и в Китае под названием «Y-5». Общее число построенных до 1992 г. в трех странах самолетов равно 15 000 экземпляров, причем основное их количество было выпущено в Польше.

В 90-х гг. на базе серийного самолета «Ан-2», завоевавшего прочный авторитет на мировом рынке хорошими летно-техническими характеристиками, простотой эксплуатации, нетребовательностью к аэродромам и высокой надежностью, был создан самолет «Ан-3».

Модернизация в первую очередь затронула силовую установку самолета — поршневой двигатель был заменен на турбовинтовой. Кроме этого были произведены изменения в компоновке кабины экипажа и установлена более эффективная система кондиционирования воздуха. Более мощный двигатель позволил увеличить надежность самолета, улучшить его взлетно-посадочные и летные характеристики. Особо существенной явилась возможность повышения взлетной массы самолета, а значит, и поднятия коммерческой загрузки при сохранении тех же требований к взлетно-посадочной полосе, а также возможность использования керосина, применяемого в авиации для всех других самолетов вместо бензина.

Как и для «Ан-2», основными вариантами использования нового самолета являются: транспортный — до 1 800 кг груза, грузопассажирский — 18 пассажиров, сельскохозяйственный, ле-сопожарный, санитарный, десантный и др. Практически в одно время с разработкой С.В. Ильюшиным «Ил-18», O.K. Антонов начал работу над конструкцией пассажирского самолета «Ан-10». Самолет был построен в рекордно короткий срок — за 15 месяцев, и в начале 1957 г. состоялся его первый полет. В мае 1959 г. на новом самолете был выполнен перелет по маршруту Киев — Тбилиси — Адлер — Харьков — Киев, и уже 10 сентября «Ан-10» вышел на воздушные трассы СССР.

Стоместный самолет эксплуатировался на линиях средней протяженности — от 2 000 до 3 000 км, скорость его составляла 600 км/ч. Общая коммерческая загрузка достигала 13 500 кг.

«Ан-3» унаследовал от своего предшественника надежность и простоту обслуживания, возможность выполнения полетов с грунтовых площадок длиной 500 м, возможность использования во всех вилах работе народном хозяйстве, где в настоящее время применяется самолет «Ан-2».

Параллельно с испытанием «Ан-10» конструкторское бюро O.K. Антонова приступает к разработке четырехмоторного транспортного самолета «Ан-12». Он предназначался для грузовых перевозок на линиях средней и большой протяженности. Фюзеляж самолета с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком обеспечивал удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их сброс на парашютах. В отличие от своего предшественника «Ан-12» способен был перевозить грузы до 17 000 кг.

В том же 1957 г. в ОКБ O.K. Антонова была завершена разработка легкого транспортного самолета «Ан-14». Вскоре к его основному названию добавилось еще одно — «Пчелка».

Новый самолет получился очень простым в управлении и мог перевозить 7 пассажиров либо до 720 кг грузов. Однако ввод серийного «Ан-14» в эксплуатацию затянулся до 1965 г. За это время была изменена форма крыла и усовершенствованы механизмы его передней и задней кромок. Несколько изменился и фюзеляж — его носовую часть слегка удлинили, а в хвостовой части установили двустворчатые двери.

В январе 1958 г. специалисты ОКБ O.K. Антонова приступили к проектированию самолета, оснащенного турбовинтовым двигателем. В результате был создан пассажирский самолет для местных (протяженностью 1 500 км) воздушных линий, получивший название «Ан-24».

В октябре 1959 г. состоялся первый полет нового самолета. Оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями «АИ-24», самолет развивал скорость до 450 км/ч и мог перевозить до 52 пассажиров. Отличительной чертой «Ан-24» стало то, что он был способен выполнять полеты с грунтовых аэродромов, а для разбега при взлете ему было достаточно всего 650 м.

В середине 60-х гг. на базе хорошо зарекомендовавшего себя пассажирского самолета «Ан-24» был создан многоцелевой военно-транспортный самолет «Ан-26». В настоящее время его серийный выпуск уже прекращен, но начиная с 1968 г. было построено более 1000 таких самолетов.

«Ан-26» способен перевозить до 40 пассажиров или 24 раненых с сопровождающим медперсоналом, а также может применяться для десантирования людей и техники.

Как и на «Ан-24», на этом самолете установлено два турбовинтовых двигателя. Грузовая кабина герметизирована, имеется система механизации загрузки-выгрузки. Для обеспечения точного сбрасывания десанта и грузов служит оптический бомбардировочный прицел.

«Ан-26» широко использовался в боевых действиях в Афганистане и поставлялся на экспорт. В настоящее время эти самолеты эксплуатируются в 26 иностранных государствах. Так, например, под обозначением «Y-7H-500» «Ан-26» производится в Китае. Самолет имеет значительное число модификаций, используемых в вооруженных силах и народном хозяйстве. Для применения в условиях высокогорья создан самолет «Ан-32», отличающийся более мощными двигателями. Для выполнения работ по аэрофотосъемке служит модификация «Ан-26» —

«Ан-30». Также имеются варианты самолета-радиопротиводействия, воздушных командных пунктов, санитарных самолетов и самолетов пожаротушения.

В 1973 г. впервые взлетел в небо «Ан-28» — многоцелевой транспортный легкий самолет короткого взлета и посадки с двумя газотурбинными двигателями. А еще через три гола ОКБ O.K. Антонова разработало самолет «Ан-32», который является модификацией самолета «Ан-26» и предназначен для перевозки людей и грузов на линиях малой и средней протяженности, а также для использования в санитарном и других вариантах.

«Ан-72» выпускался в нескольких модификациях: «Ан-72С» — административный самолет, «Ан-72П» — самолет для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне. Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения.

С целью замены в вооруженных силах и гражданских авиакомпаниях транспортного самолета «Ан-26» в ОКБ О.К Антонова был разработан аппарат «Ан-72». Имея со своим предшественником примерно одинаковые размеры, новый самолет превосходит его по грузоподъемности в 1,8 раза и в 1,6 раза — по скорости полета.

Первый полет опытного образца состоялся 22 декабря 1971 г. Самолет является первым в СССР реактивным транспортным самолетом с коротким взлетом и посадкой. Одной из главных особенностей «Ан-72», обеспечившей сокращение разбега при взлете, является расположение двигателей над крылом. Это позволило конструкторам использовать так называемый «эффект Коанда», когда выхлопная струя двигателя, установленного на крыле, обтекает верхнюю поверхность крыла и отклоняется вниз, обеспечивая увеличение подъемной силы и сокращение взлетной дистанции. Интерес представляет и конструкция шасси самолета. Каждая из основных его стоек фактически состоит из двух отдельных самостоятельных тележек. Такая конструкция шасси оптимально приспособлена к посадке на неровные взлетно-посадочные площадки. В полете основные стойки убираются в обтекатели, а передняя — в фюзеляж.

Герметизированная грузовая кабина самолета рассчитана на размещение 68 пассажиров. Благодаря наличию в задней части фюзеляжа большого грузового люка, на самолете перевозят колесную и гусеничную технику или крупногабаритные грузы.

В 1984 г. на авиационные трассы Советского Союза вышел еще один самолет, разработанный ОКБ O.K. Антонова. Это был пассажирско-транспортный самолет «Ан-74». Эта модель позволяла со скоростью 720 км/ч перевозить до 58 пассажиров или до 10 000 кг народнохозяйственных грузов.

«Ан-38» — многоцелевой транспортный самолет, созданный в ОКБ O.K. Антонова. Самолет по конструкции близок к созданному ранее самолету «Ан-28», от которого отличается удлиненным фюзеляжем и увеличенным до 27 числом пассажирских мест. Первое сообщение о проекте самолета «Ан-38» и показ его модели состоялись в июне 1991 г. на Авиационно-космической выставке в Париже.

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Самолет – аппарат ХХ века

Наступила вторая половина XX в. Конструкция самолета, претерпев множество изменений, приобрела наконец привычный для нас вид. Ушли в небытие квадропланы, трипланы и практически не используются аппараты, построенные по схеме биплана. И поэтому, если в тексте встретится термин «крыло», мы не будем рисовать в своем воображении фантастические «этажерки», поднимавшиеся в небо в начале XX в., а…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

Покорение ледяного царства

Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…

По волнам, по небесам…

Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

www.poznovatelno.ru

Самолет, который может летать задом наперед

Советский самолет Ан–2, который формировал последние известия из Северной Кореи, может совершить подвиг, который кажется невозможным, говорит Стивен Даулинг (Stephen Dowling). В начале апреля северокорейские СМИ обнародовали новую схему камуфляжа для одного из своих наиболее важных военных самолетов. Верховный лидер, сам Ким Чен Ын (Kim Jong-Un), был замечен на телевизионных кадрах за штурвалом одного из приведенного в порядок образцов. Но это был не элегантный и маневренный реактивный истребитель – это был биплан эпохи 1940–х годов, который выглядит как трактор с крыльями. Северокорейские Ан–2 могут использоваться, чтобы во время полетов на малой высоте и с низкой скоростью пересечь границу, и сбросить десантно–диверсионные группы на территории Южной Кореи – настолько низко, что их будет трудно засечь на радаре.

Самолет Ан-2

Самолет Ан-2Р на лыжном шасси.

Фото: Wikimedia Commons, Sergey Ryabtsev.

Ан-2, гордо показанный северокорейскими военными, сейчас окрашен в зеленый цвет сверху и голубой — снизу; данная цветовая схема делает его труднозаметным, как для самолетов, летящих выше, так и для наблюдателей с земли. Но почему в 2015 году северокорейцы будут летать на самолете, который выглядит больше дома в фильме про Индиану Джонса, нежели строевой самолет?

«Если у вас достаточно сильный ветер, вы можете ‘парить’ на этом самолете», — пилот Билл Лири (Bill Leary).

Ан-2 совершил первый полет в 1947 году, когда Советский Союз восстанавливался после Второй Мировой войны. Даже в свой первый полет он выглядел архаично; авиационная техника уже вступила в реактивную эру. Но у Ан-2 невероятно надежная конструкция — построено тысячи машин, которые экспортировались по всему миру, и этот самолет эксплуатируется до сих пор, почти 70 лет, после десятилетий производства. Ан-2 обладает одним очень особенным качеством — помимо его чрезвычайно короткого взлета и посадки — что должно быть физически невозможно. Он может, по сути, летать задом наперед.

Ан-2 был разработан, чтобы выполнять определенную роль, которая требовалась Минлеспрому СССР, как кукурузник и многоцелевой транспортник. Его конструктор Олег Антонов создал большой, одномоторный биплан с закрытой кабиной и салоном вместимостью до 12 пассажиров или немного больше тонны груза. Ан-2 должен был действовать с необорудованных аэродромов — не просто грунтовых взлетно-посадочных полос, но с грунтовых дорог и лесных полян в российской малонаселенной глуши. Это называется простой, надежный самолет, который способен взлетать и приземляться на очень коротком пространстве — самолет гораздо легче содержать, чем технически более сложные вертолеты.

Более 19000 самолетов было построено в Советском Союзе и в Польше, тысячи по лицензии выпустили в Китае — там и сейчас периодически продолжают строить самолеты.

«Чрезвычайно громкий»

«Причина, по которой Ан-2 еще летает, заключается в том, что на самом деле нет других самолетов, как этот, — говорит авиационный автор Берни Лейтон (Bernie Leighton), который летал на Ан-2 в Беларуси. — Если вам нужен самолет, который способен перевозить 10 солдат, людей или коз, который может взлететь отовсюду и приземлиться где угодно — то или он, или вертолет».

«Полет на Ан-2 не похож на любой другой в наше время. Во-первых, это «висящий хвост», поэтому, как только вы подниметесь по ступеням в салон, все заметно наклоняется назад. Но это очень устойчивый самолет. Вы чувствуете каждую кочку на местности и каждое движение плоскости управления. Надо помнить, однако, что этот самолет был построен не для комфорта пассажиров», — говорит Лейтон.

«Он очень громкий? Да, особенно для одномоторных самолетов. Необычно тепло, несмотря на наличие небольших окон? Конечно. Тем не менее, это просто порыв ветра, как только вы подниметесь в воздух».

Архаичная конструкция Ан-2 является средством для достижения цели; два комплекта крыльев биплана в конструкции генерируют больше аэродинамической подъемной силы, поэтому самолет способен взлетать с очень короткой дистанции. Аэродинамическая подъемная сила, которую обеспечивают эти крылья, означает, что минимальная скорость Ан-2 удивительно мала. Пилот может лететь, полностью контролируя самолет, на скорости в пределах 25 миль в час (40 км/ч). На самом деле, в его РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) не опубликована скорость сваливания.

Для сравнения, в среднем самолеты Cessna попадают в режим срыва (сваливания), если скорость падает ниже 50 миль в час (80 км/ч). Это делает Ан-2 очень популярным в подготовке парашютистов и школах скайдайверов, кроме того, самолет может практически парить — излюбленный трюк пилотов Ан-2 во время авиашоу. Чтобы сделать это, пилот летит на встречу ветру и, если он достаточно сильный, этот маневр может заставить самолет двигаться назад, в обратном направлении, очень медленно, все еще находясь под полным контролем.

Ан-2

Ан-2 в трех проекциях.

Изображение: Wikimedia Commons.

Выдающаяся конструкция

Звучит, как нечто невозможное? Тогда спросите Билла Лири (Bill Leary) флайт-менеджера британского клуба Ан-2, который совершает полеты с аэродрома Попхэм вблизи с городом Бейсингсток. Билл летает на экс-венгерском Ан-2 в течение последних 14 лет.

Ключом к способности самолета парить, и даже лететь назад в благоприятных условиях, являются ‘упpавляющие повеpхности’ на крыльях. На передней кромке находятся гнущиеся, так называемые, предкрылки. Их каждый раз разворачивают во время посадки, так как увеличивается сопротивление ветра и снижается скорость машины. Похожие панели на задней части крыла называются закрылками, они могут быть использованы для снижения скорости самолета, но увеличивают подъемную силу, изменяя профиль крыла. Закрылки на Ан-2 расположены по всей длине задней кромки нижних крыльев, и на верхних крыльях, что увеличивает подъемную силу, когда минимальная скорость смехотворно мала.

Ан-2

В кабине Ан-2.

Фото: Wikimedia Commons, TimVickers.

«Если у вас достаточно сильный ветер, скажем, от 15 до 20 узлов, вы можете ‘парить’ на самолете, — говорит Лири. — Вы поставили все закрылки и предкрылки вниз, поворачиваете самолет на 40 градусов навстречу к ветру и даете двигателю максимальную мощность, и вы можете удерживать самолет там».

Лири говорит, что на Ан-2 летать в радость, но добавляет, что самолет требует много внимания. Он очень чувствителен к движениям ручки управления — по сути, самолет ‘хочет’ летать, поэтому не требует больших усилий, чтобы набрать высоту. Но поворачивание требует больших физических усилий. Ан-2 не оснащен компьютерами для управления рулевыми поверхностями, как современные Boeing или Airbus, у него даже нет элементов гидравлического управления, которые требуют меньше усилий — «он весь из кабелей, стержней и человеческой силы, — говорит Лири. — Он потребует много физической силы. А вам нужны мышцы торговца скобяными изделиями».

Если бы Ан-2 был спроектирован и построен по другую сторону Берлинской стены, то его жизнеспособная конструкция сделала бы его намного более известным самолетом.

«Ан-2 убьет вас только, если вы сделаете что-то глупое в нем, — говорит Лейтон. — Он слишком прост, чтобы пострадать от таких вещей, например, как усталость металла. Если у него сломался двигатель, то нужно лишь побеспокоиться о том, где приземлиться. Ан-2 не комфортабельный самолет, но он действительно очень безопасный». И, конечно, это скромный самолет имеет блестящую способность в своем классе — летать задом наперед.

Источник:

Читайте также:

< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

Что значит «самолет пятого поколения»?

Как и другие послевоенные самолеты, машины военно-транспортной авиации условно делятся на поколения. Самолеты одного поколения объединяются хронологией создания, общей или близкой идеологией, а также сходным техническим уровнем. К первому поколению послевоенных ВТС можно отнести, в частности, американский С-118, наш Ил-12 или французский «Трансалл», наиболее характерными представителями второго поколения являются С-130 «Геркулес», Ан-12 и С.160. Об уровне ВТС третьего поколения можно составить представление по самолетам С-141 или Ил-76, а о машинах четвертого поколения — по С-5 или АН-124. В 1980-х годах параллельно с созданием боевых самолетов пятого поколения ATF, В-2, «Рафаль», EF2000 и МФИ в США, СССР и Западной Европе начались работы над военно-транспортными самолетами того же поколения. Они отличались улучшенными взлетно-посадочными характеристиками, упрощенным наземным обслуживанием, повышенными грузоподъемностью и дальностью, а также, за счет внедрения самой передовой авионики, потенциальным сокращением летного экипажа до двух-трех человек. Фирмой «Макдоннелл-Дуглас» был разработан и внедрен в серию оперативно-стратегический ВТС С-17А. АНТК «Антонов» создал оперативно-тактический самолет Ан-70. С переменным успехом продолжаются работы над самолетами FLA, Ту-330 и Ил-106. По своим возможностям к ВТС пятого поколения приближаются и некоторые модернизированные машины более ранней разработки. Их условно можно отнести к поколению «4+». Это C-130J «Геркулес»II, Ил-76МФ, а также Ту-330, созданный с широким использованием компонентов пассажирского Ту-204. См. подробнее: Оперативно-стратегический самолет C-17A «Глоубмастер» III (Макдоннелл-Дуглас) [ссылка появится после проверки модератором] Тактический самолет C-130J «Геркулес»II [ссылка появится после проверки модератором] Оперативно-тактический самолет AMC FLA [ссылка появится после проверки модератором] Оперативно-тактический самолет Ан-70 [ссылка появится после проверки модератором] Оперативно-тактический самолет Ту-330 [ссылка появится после проверки модератором] Оперативно-тактический самолет Ил-76МФ [ссылка появится после проверки модератором] Оперативно-стратегический самолет ИЛ-106 [ссылка появится после проверки модератором] А вот здесь http://forum.lockon.ru/showthread.php?t=20822 есть обсуждение темы. Самолеты пятого поколения. Миф или реальность? ——————————————————————————— Пишу на эту тему, потому что прочитал много статей (и не только на форуме ЛО) про самолеты пятого поколения. Немогу понять одного нужны ли они нам (ведь с одной стороны понятие пятого поколения дается условно)? У нас в данный момент есть неплохие истребители: МиГ-31, МиГ-29М/М2 (МиГ-35), Су-37,35,30МК,34 и может другие про которых я забыл или не знаю. Да безусловно они все 4-го поколения (может кроме Су-34 и то врядли), прошли модернизацию до 4+ и 4++. Разве этого недостаточно. Например наши МиГи в небе вытворяют совершенно невообразимое, неподдающееся объяснению (от себя). Разве можно выполнить что то лучшее? Если только истребители смогут летать задом наперед. Тогда какими характеристиками должен обладать самолет пятого поколения (про сверх маневренность,скорость не писать)? Однажды смотрел передачу про истребители 5-го поколения и ведущий очень удачно подметил:»При наличии у нас таких истребителей (МиГ-29 Су-30МК…) вопрос о самолете 5-го поколения сразу отподает. Зато появляется новый. Нужно вооружение 5-го поколения для этих истребителей. И я с ним вполне согласен. Взять например Су-30МК (покол. 4++ условно) аэродинамика маневренность феноменальна (и попробует только кто нибудь со мной не согласится) ставим вооружение 5-го покол. плюс композит. материалы и эффективная система РЭБ, напичкать электроники для облегчени

Потму что наши самолеты до 5-го поколения не доживают))

<a rel=»nofollow» href=»http://www.aksionbkg.com/press/111/?i_9433=11036&amp;print=yes» target=»_blank»>http://www.aksionbkg.com/press/111/?i_9433=11036&amp;print=yes</a> см. по тексту

Это такая разводка бюджета на бабки, которые потом можно оприходвать. Могу тоже <a rel=»nofollow» href=»http://ej.ru/dayTheme/entry/5993/» target=»_blank» >ссылку</a>ь предлолжить для ознакомления.

То и значит. Умная башка придумала- значит 5 поколение, бабки новые, и не доделав, обозначат : поколение. См. Историю ИЛ и ТУ, ЯК 36,38

Слоган такой, а за ним идея о том, что хорошо бы автоматизировать управление полетом и выполнением задачи до такого уровня, чтобы летчик только успевал ракеты по целям запускать, а навигацию, наведение, сопровождение целей отдать бортовому компьютеру. Подразумевается, что самолет будет для этого оснащен всякими органами и крыльцами, которые сами подстраиваются под режим полета и поставленную задачу, повышая общую эффективность аппарата.

Во-первых новая авионика, новая концепция построения управления системами СУО, СУВ, и вообще БРЭО, новый КБО, применение нового оружия. Как следствие — новые бортовые вычислители и т. д. и т. п.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *