Земля наш космический дом – Земля – наш космический дом, наш космический корабль

Земля — мир, в котором мы живем

Земля — наш космический дом

Со дня нашего рождения мы становимся космическими путешественниками. Гигантский космический корабль — наша планета Земля — совершает стремительный полет в мировом пространстве. Она обращается вокруг Солнца по почти круговой орбите на среднем расстоянии в 150 миллионов километров со скоростью 30 километров в секунду, вместе с Солнцем движется среди других звезд, а вместе со звездами — в пространстве Вселенной.

Земля — огромное шарообразное тело, третья по счету планета от Солнца. Поперечник Земли — около 13800 км, масса — 5,976 • 10^24 кг, средняя плотность вещества — 5,517 кг/м3. Ускорение силы тяжести у земной поверхности — 9,81 м/сек2.

Благодаря притяжению Земля удерживает вокруг себя атмосферную оболочку, простирающуюся на высоту до 1000 км и постепенно переходящую в безвоздушное космическое пространство. В ее состав входит около 21% кислорода, жизненно необходимого для человека и животных. В атмосфере Земли имеется слой озона, также играющий чрезвычайно важную роль для всего живого, так как он задерживает губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца.

Атмосфера — это и своеобразное воздушное одеяло, удерживающее значительную часть теплового излучения Земли и не дающее ему уходить в космическое пространство.

Геологи, изучая возраст самых древних пород, пришли к выводу, что они образовались около четырех с половиной миллиардов лет тому назад. Следовательно, Земля как планета сформировалась примерно пять миллиардов лет назад.

А до этого Земли не было, как и других планет Солнечной системы. Но Солнце уже существовало, и, как считают ученые, оно было окружено гигантским облаком, состоящим из газа и пыли. Вследствие ряда причин облако постепенно становилось все более плоским и плотным, в нем появлялись многочисленные сгущения, большинство их разрушалось, но некоторые росли, собирая окружающее вещество, увеличивались в размерах и в конце концов превратились в планеты. Одной из них была наша Земля.

Около четырех миллиардов лет тому назад на Земле возникли первые простейшие живые организмы. Они усложнялись, развивались и со временем преобразили лицо планеты. Зазеленели травы, зацвели цветы, в океанах, морях и других водоемах стали буйно размножаться водоросли, огромные пространства покрылись густыми лесами. Растения начали поглощать из атмосферы углекислый газ и выделять живительный кислород. Развивался и животный мир, и это привело к тому, что примерно четыре миллиона лет назад на нашей планете появился человек.

Сперва человек был слаб и целиком зависим от прихотей и капризов природы. Он ничего не мог противопоставить грозным стихиям. Но шло время, человек набирался опыта, накапливал знания, он научился добывать огонь, создавать различные орудия труда. Пролетели века — люди сделались сильными и могучими, они возвели огромные города, построили разнообразные машины и механизмы, начали штурмовать космос.

На протяжении веков вся жизнь человеческая была ограничена Землей, и только Землей. Здесь человек жил, творил, создавал, строил, с Землей были связаны все его устремления и надежды, вся его деятельность.

Современному человечеству по плечу свершения уже не только земных, но и космических масштабов. А это многое меняет. Сегодня, в космическую эпоху, в век научно-технической революции, мы уже не вправе забывать о том, что являемся не только землянами, но и обитателями Вселенной. Человеческое общество подчиняется своим особым законам — законам общественного развития. Но в физическом отношении мы часть Вселенной и подчиняемся тем физическим закономерностям, которые управляют космическими процессами.

Изучить эти закономерности, учитывать их в своей практической деятельности человечеству совершенно необходимо. Без этого оно не может успешно развиваться, предвидеть последствия своих свершений, близкие и отдаленные, намечать наиболее эффективные пути движения вперед.

Впрочем, дело не только в познании фундаментальных закономерностей космического масштаба. Речь идет и о непосредственном воздействии на земные явления различных космических процессов, о взаимосвязи земного и космического.

Наша планета многими тысячами нитей связана с теми физическими явлениями, которые протекают за ее пределами, в космическом пространстве. Некоторые из них уже известны науке, к исследованию других ученые только еще приступают. Но, вне всякого сомнения, существуют и такие связи и взаимодействия геофизических явлений и космических процессов, которые нам вообще еще неизвестны и которые предстоит открыть и изучить. Это одна из важнейших задач современного естествознания, имеющая огромное практическое значение для человечества.

astronom-us.ru

Тема урока. Введение. Земля – наш космический дом. Солнечная система

Цель: поставить перед детьми задачи, которые они должны решить, изучая данную тему; подать понятие Солнечная система и рассказать, какие планеты входят в нее; учить пользоваться справочной литературой; воспитывать необходимость беречь нашу Землю как единственную из планет Солнечной системы, на которой существует жизнь.

Оборудование: Детская энциклопедия, таблицы.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

— Дети, сегодня мы начнем изучать новую тему «Земля — наш космический дом». Что мы будем изучать в этом разделе и какими будут наши задачи? Давайте рассмотрим страницы нашего учебника и выясним темы уроков, которые будем изучать.

1) Солнечная система.

2) Земля — планета Солнечной системы.

3) Как вращается Земля.

4) Как поверхность Земли нагревается солнечными лучами.

5) Как ориентироваться на местности.

6) Как изображают поверхность Земли на глобусе и карте.

7) Как изображают местность на плане.

Материки Земли.

9) Океаны Земли. 10) Население Земли.

— Закончится изучение темы оцениванием, которое будет

содержать вопросы относительно изученного материала. Они есть на отдельном листе и будут вывешены в уголке Тематическое оценивание. Вы можете с ними ознакомиться.

А сегодня мы рассмотрим также еще одну тему: «Солнечная система». Мы узнаем о том, какие планеты зависят от Солнца, двигаются вокруг него, и как Солнце влияет на их развитие.

Будем работать по такому плану.

1) Звезды — космические тела.

2) Что такое Солнце и что такое Солнечная система.

3) Планеты Солнечной системы.

4) Астероиды, кометы, метеориты.

II. Работа над темой

1. Звезды — космические тела.

1) Приходилось ли вам смотреть в ночное небо? Что вы там видели? Задумывались ли вы над тем, что происходит там, в наверху? Давайте прочитаем статью учебника на с. 76 (чтение вслух).

— Что такое звезды? От чего зависит цвет звезды?

2) Верите ли вы в гороскопы? Под каким созвездием вы родились? (Рассмотреть таблицы созвездий).

3) Домой было задано подготовить рассказ по материалам Детской энциклопедии. (Дети выступают с сообщениями «Где рождаются звезды?» (См. дополнение.)

2. Что такое Солнце и Солнечная система.

Солнце — это тоже звезда, только очень большого размера. Таких звезд во всем мире множество. Оно образовалось из газа, который остался на месте взрыва большой звезды. Сегодня, во время своей зрелости, Солнце излучает ровный желтый свет и постоянно дает Земле тепло. Вместе с тем, оно дает смертельно опасные гамма-, рентгеновские, инфракрасные, ультрафиолетовые и радио — волны. К счастью, атмосфера и магнитное поле Земли надежно защищают людей от этих вредных лучей.

Дальше учитель объясняет по материалам энциклопедии.

1. Какое по величине Солнце?

2. Почему оно светит?

3. Какая температура Солнца?

4. Сколько лет Солнцу?

III. Планеты солнечной системы

— Давайте рассмотрим учебник (С. 77).

Как мы видим, Солнце постоянно находится на одном и том же месте, а вокруг него двигаются планеты. Сколько их, как они называются? Какая находится ближе всего, какая – дальше всего?

Демонстрация рисунков, чтение статей обо всех планетах Солнечной системы. Каждый ученик должен был подготовить рассказ об одной из планет Солнечной системы. (Рассказы детей).

I. Астероиды, кометы, метеориты

1. Кометы, которые так живописно выглядят на небе, на самом деле всего лишь грязные ледяные шары с диаметром несколько километров. Как правило, они проходят за пределами Солнечной системы. Но иногда Солнце притягивает одну из комет. Приближаясь к Солнцу, комета начинает таять, а солнечный ветер раздувает из нее длинный хвост газов. Он светится в солнечных лучах на ночном небе на протяжении нескольких недель, пока комета не исчезнет. Последний раз с Земли можно было наблюдать комету Хейли-Боппа в 1997 году.

— Что такое метеориты? Это большие каменные глыбы, которые прилетают из космоса. Они проникают в атмосферу Земли и долетают до ее поверхности.

2. Самостоятельная работа с учебником.

— Какие космические тела, кроме планет, двигаются вокруг Солнца? Найдите в учебнике и зачитайте.

V. Работа в тетради с печатной основой

VI. Итог урока

—Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

—Что для вас было неожиданностью?

VII. Домашняя задача

Обработать материал учебника «Солнечная система». Подумать над вопросом о том, какое значение для Земли имеет Солнце.

Дополнение

Что страшного в спутниках Марса?

Как-то американскому астроному Асафу Холлу надоело изучать Марс. Он решил идти спать. Но его жена, которую он боялся, настаивала на том, чтобы он продолжал исследование. В ту ночь он открыл два спутника Марса. Остроумный астроном назвал их Фобос (страх) и Демос (ужас).

Почему Марс красный?

Потому, что он ржавый. На поверхности планеты содержится большое количество железной пыли, которая окислилась в атмосфере из углекислого газа.

Есть ли жизнь на Марсе?

Пока что этого никто не знает. Космические аппараты «Викинг», которые были запущены в 70-х годах, не нашли на Марсе следов жизни. Но в 1996 году в образцах породы с Марса были выявлены микроскопические окаменелости, которые могли оказаться мини-вирусами.

Есть ли соперник у Большого Каньона?

Да, это каньон на Марсе! Поверхность Марса меньше подвластна разным влияниям, чем земная. Ведь там нет ни дождей, ни рек. Тем не менее, хотя Марс и наполовину меньше Земли, на нем есть вулкан Олимп высотой 24 км, что втрое выше Джомолунгмы. Космический аппарат «Маринер-9» открыл на Марсе глубокое ущелье, которой было названо долиной Маринера. Ее длина составляет 4000 км, а глубина в четыре раза превышает глубину Большого Каньона в Америке.

Какой воздух на Венере?

Атмосфера Венеры является смертельной для человека. Она состоит преимущественно из отравляющего углекислого газа и туч серной кислоты. Пласт атмосферы очень толстый, поэтому атмосферное давление большое.

Почему Венеру называют Вечерней Звездой?

Венера отражает солнечный свет, и потому в небе она сияет как звезда. Но из-за ее близкого расположения к Солнцу мы можем наблюдать Венеру только сразу после заката Солнца или перед рассветом.

Из чего состоят внутренности планеты?

Каждая из внутренних планет по строению напоминает яйцо — с твердой «скорлупой» коры, «белком» — мантией из мягкой, полурасплавленной породы, и «желтком» — ядром, которое состоит из раскаленного жидкого железа и никеля.

Можно ли дышать на Меркурии?

Нет! Без запаса кислорода — невозможно. Меркурий практически лишен атмосферы, за исключением некоторых паров натрия, так как все газы сжигает Солнце.

Какая температура на Меркурии?

На Меркурии нет теплоизолированной атмосферы, поэтому перепады температур очень резкие. Днем температура поднимается до 430°С, а ночью падает до –180° С.

Меркурий

Меркурий не имеет атмосферы, а его поверхность покрыта кратерами, как на Луне.

Что такое внутренние планеты?

Это четыре ближайшие к Солнцу планеты Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля и Марс. Если планеты, которые больше отдалены от Солнца, состоят преимущественно из газов, то внутренние планеты состоят из твердых пород. Поэтому на их твердую поверхность могут приземляться космические аппараты. Все внутренние планеты окружены тонким пластом атмосферы и являются абсолютно разными по составу.

Какие планеты называют гигантами?

Юпитер и Сатурн — пятая и шестая от Солнца планеты — считаются гигантами Солнечной системы. Масса Юпитера вдвое больше, чем масса остальных планет вместе взятых, и в 1300 раз больше за массы Земли. Сатурн немного меньше. В отличие от внутренних планет, оба гиганта полностью состоят из газов, и только ядро они имеют твердое. Но и на круглые тучи газа они тоже не похожи. Под влиянием огромной гравитации газ сжимается до жидкого и даже твердого состояния.

Из чего состоят планеты гиганты?

Юпитер и Сатурн состоят преимущественно из водорода и гелия. Давление внутри Юпитера настолько большое, что большая часть водорода превратилась в металл.

Есть ли ветер на Сатурне?

На Сатурне дуют ветра более сильные, чем на Юпитере. Они несутся по планете скоростью 1800 км/ч. Но ветра на Нептуне еще более сильные. На экваторе Сатурна скорость ветра достигает 1800 км/ч.

Сколько весит Сатурн?

Хотя размеры Сатурна и исполинские, но состоит он большей частью из жидкого водорода, и потому является удивительно легким. Его масса составляет приблизительно 600 миллиардов триллионов тонн. Если бы удалось найти ванну соответствующего размера, то планета плавала бы в ней.

Что такое расщелина Кассини?

Кольца Сатурна распределяются на широкие полосы, которые ученые обозначают буквами от А до G. В 1675 году астроном Кассини выявил темный разрыв между кольцами А и В, который в его честь назвали расщелиной Кассини.

Сколько спутников у Сатурна?

У Сатурна не меньше, чем 17 спутников. Один из них — Япет — белый с одной стороны и черный с другой. Второй — Энцелад — укрытый кристаллами льда. Он сверкает, как киноэкран.

Что необыкновенного в Титане?

www.testsoch.com

Земля — наш космический дом

Презентация на тему: Земля — наш космический дом

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

МАОУ лицей «Морской технический» Разработка внеклассного мероприятия посвящённое празднованию 50 летию полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина. . Тема : Земля – место обитания человека Учитель физики Шеяненко М.П. Г. Новороссийск 2011 г. 900igr.net

№ слайда 2 Описание слайда:

Земля – место обитания человека

№ слайда 3 Описание слайда:

Тема : Земля – место обитания человека План мероприятий: I . Подготовительный этап Основная часть 1. Литосфера, мантия, ядро 2. Исследование морских глубин 3. Атмосфера 4. Из истории развития авиации 5. Наша планета земля 6. Космонавт Юрий Алксеевич Гагарин 7. Земля – наш космический дом 8. В чем же уникальность нашей планеты? 9. Место встречи – планета земля Заключение : 1.Обращение к землянам

№ слайда 4 Описание слайда:

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит своё логическое завершение во внеурочной деятельности, т.е.формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встречи с увлечением. Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель. Тематические предметные недели могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп.

№ слайда 5 Описание слайда:

Конкурс газет

№ слайда 6 Описание слайда:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Подготовка и оформление плана проведения тематической недели традиционных и нетрадиционных уроков. Подготовка и проведение дня науки и техники в каждом классе. Выпуск тематических стенгазет, проведение общешкольного конкурса на лучшую стенную газету. Конкурс рефератов по предмету.

№ слайда 7 Описание слайда: № слайда 8 Описание слайда:

Вводная часть НЕДЕЛЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ФИЗИКЕ Мечта о крыльях сопутствовала человеку тысячелетиями. С самых древнейших времён мечтали люди оторваться от земли и полетать подобно птицам. Известна древнегреческая легенда о Дедале и его сыне Икаре, сделавшем крылья из птичьих перьев. Оторваться от земли и повиснуть на высоте птичьего полета! Это было так здорово, что Икар забыл предостережения отца – не приближаться к солнцу. Лучи солнца растопили воск, которым были скреплены крылья. Икар упал в морские волны. Так говорит легенда. Существует много легенд и о том, кто первый поднялся в воздух в России это было почти 300 лет назад в Рязани, говорит одна из них, и был этот человек подъячим Крякутным, который сделал шар с петлёй, наполнил его горячим дымом, сел в петлю и поднялся выше березы. Трудно было человеку миллионы лет назад, Он совсем не знал природы, слепо верил в чудеса, Он всего, всего боялся. И не знал, как объяснить Бурю, гром, землятресенье Трудно было ему жить. И решил он, что ж бояться Лучше просто всё узнать. Самому во все вмешаться Людям правду рассказать, Создал он земли науку, кратко «физикой» назвал.

№ слайда 9 Описание слайда:

Литосфера, мантия, ядро. О строении земного шара узнают с помощью бурения глубоких (до 10 – 15 км) скважин, а также методом «просвечивания» земных недр. Источником излучения может стать, например, мощный взрыв. От места взрыва по всем направлениям внутри Земли распространяются волны. Проходя земную толщу, волны регистрируются приемниками излучения. По показаниям приборов можно определить, сквозь какие породы происходило достигшее их излучения.

№ слайда 10 Описание слайда:

Исследования морских глубин. Глубина океанов достигает нескольких километров – 10 км и более, поэтому давление на дне океана огромное. Например, на глубине 10 км давление составляет около 100 000 000 Па, что в 1000 раз превышает атмосферное давление. Вот почему при погружении на большие глубины человеку приходится использовать специальное снаряжение или даже специальные аппараты.

№ слайда 11 Описание слайда:

Парусный корабль 17 века

№ слайда 12 Описание слайда:

Крейсер «Варяг»

№ слайда 13 Описание слайда:

Современный океанский лайнер

№ слайда 14 Описание слайда:

Атмосфера Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Молекулы воздуха двигаются беспорядочно и удерживаются у Земли благодаря действию сил тяготения. На рисунке показано строение атмосферы, слои которой имеют определенные названия.

№ слайда 15 Описание слайда:

Атмосферные явления. Почему в холодную погоду запотевают окна? В воздухе всегда содержится пар. Вблизи холодного стекла пар охлаждается и конденсируется. Образуются мелкие капли воды – стекло запотевает. В сильные морозы капли воды превращаются в иней.

№ слайда 16 Описание слайда:

Почему образуются облака? Вода, испаряясь с поверхности водоемов и влажных предметов, переходит в газообразное состояние. Пар поднимается вверх, охлаждается и превращается в мелкие капли воды. Так образуются облака.

№ слайда 17 Описание слайда:

Из истории развития авиации. Н. Е. Жуковский – создатель теории летательных аппаратов П. Н. Нестеров – один из первых русских летчиков

№ слайда 18 Описание слайда:

Летательный аппарат братьев Монгольфье

№ слайда 19 Описание слайда:

Самолет братьев Райт

№ слайда 20 Описание слайда:

АНТ — 25

№ слайда 21 Описание слайда:

ИЛ — 86

№ слайда 22 Описание слайда:

МиГ — 25

№ слайда 23 Описание слайда:

Воздухоплавание. С помощью воздушных шаров (метеозондов) наблюдают за состоянием атмосферы. Воздушные шары используют для доставки грузов в труднодоступные места. Чтобы шар смог подняться, его заполняют газом, плотность которого меньше плотности атмосферного воздуха.

№ слайда 24 Описание слайда:

Человек дополняет природу.

№ слайда 25 Описание слайда:

НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

№ слайда 26 Описание слайда:

«Наша голубая планета»- так называли Землю космонавты, увидев её из космоса. Этот прекрасный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём.

№ слайда 27 Описание слайда:

Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел Землю в космическом пространстве. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, вылетевшим в космос. На своем дистанционно-управляемом корабле Восток-1 он поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли. Когда он, и его глазами все человечество впервые, увидело Землю из космоса, он сказал: « Небо очень черное. Земля голубая!».

№ слайда 28 Описание слайда:

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). Там провел своё детство.

№ слайда 29 Описание слайда:

Его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), — работала на молочнотоварной ферме.

№ слайда 30 Описание слайда:

1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и в сентябре поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Седьмой класс и училище с отличием окончил в 1951 году.

№ слайда 31 Описание слайда:

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин закончил с отличием учёбу и совершил первый полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

№ слайда 32 Описание слайда:

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию в Оренбург, в военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 года Гагарин закончил училище с отличием. В течение двух лет служил в авиационном полку. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

№ слайда 33 Описание слайда:

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года зачислен в группу кандидатов в космонавты. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

№ слайда 34 Описание слайда:

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

№ слайда 35 Описание слайда:

За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём Космонавтики.

№ слайда 36 Описание слайда:

27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов вместе с военным лётчиком В. С. Серёгиным. Место гибели Ю. Гагарина и В. Серёгина — Мемориал.

№ слайда 37 Описание слайда:

Похоронен Юрий Гагарин у Кремлёвской стены на Красной площади.

№ слайда 38 Описание слайда:

Во многих городах России и в городах других стран существуют улицы названные именем космонавта, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина. Парк им. Ю. Гагарина в Самаре Памятник Ю. Гагарину в Москве

№ слайда 39 Описание слайда:

Имя Юрия Гагарина носит кратер на обратной стороне Луны.

№ слайда 40 Описание слайда: № слайда 41 Описание слайда:

Земля –планета Солнечной системы Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон Земля Венера Марс Меркурий Плутон Солнце Планеты земной группы и маленький Плутон

№ слайда 42 Описание слайда:

Земля – наш космический дом ! Она прекрасна!

№ слайда 43 Описание слайда:

Расстояние планет от Солнца (в млн.км) 1 58 2 108 3 150 4 228 5 778 6 1497 7 2886 8 4498 9 5912 Расстояние в 150 млн км. создаёт наиболее благоприятные условия для температурного режима земной поверхности.

№ слайда 44 Описание слайда:

Атмосфера –это воздушная оболочка Земли , состоящая из смеси газов . Кислород -21% Азот-78% Углекислый газ и другие примеси-1%

№ слайда 45 Описание слайда:

Океаны и моря вместе с реками и озёрами составляют водную оболочку Земли- гидросферу.

№ слайда 46 Описание слайда: № слайда 47 Описание слайда:

Твёрдая оболочка нашей планеты — литосфера .

№ слайда 48 Описание слайда:

Биосфера – это оболочка Земли , заселённая живыми организмами.

№ слайда 49 Описание слайда:

Уникальность Земли заключается , прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции жизни.

№ слайда 50 Описание слайда:

Только около трети суши заселено людьми. Большая часть населения Земли сосредоточена в равнинных областях с умеренным – не слишком жарким и не слишком холодным климатом. Также густо заселены берега рек, где земля обычно очень плодородна и позволяет заниматься сельским хозяйством. Очень немногочисленно население жарких и влажных тропических лесов, опоясывающих Землю в районе экватора. На высокогорье климат также весьма суров и людей здесь живет немного.

№ слайда 51 Описание слайда:

В чём же уникальность нашей планеты? Уникальность планеты Земля – наличие в ней жизни! Уникальность Земли заключается ,прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции жизни . Существованию живого способствует ряд особенностей Земли: расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг собственной оси, наличие воздушной оболочки и больших запасов воды, существование почвы.

№ слайда 52 Описание слайда:

Наша планета в опасности! Механизм жизни необычайно прочен ,однако не беспредельно. В случае поломки нашего корабля пересесть нам будет не на что! Помните об этом. Надо беречь ,то что имеем!

№ слайда 53 Описание слайда:

Обращение к землянам Берегите эти земли ,эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Евгений Евтушенко

№ слайда 54 Описание слайда:

Место встречи — планета Земля!

№ слайда 55 Описание слайда:

Список используемой литературы К.Гэтланд. «Космическая техника». Изд. «Мир», 1986 год Б.А. Воронцов-Вельяминов. «Очерки о вселенной» Изд. «Наука», 1975 год Йосип Клечек, Петр Якши. «Вселенная и Земля» Изд. «Артия» ,1985 год И.А. Климишин «Астрология наших дней» Изд. «Наука» ,1976 год С.В. Чумаков «Энциклопедический словарь юного астронома» Изд. «Педагогика», 1980 год П.В. Клушанцев «Одиноки ли мы во вселенной» Изд. «Детская литература» 1981 год Б.В.Зубков «Энциклопедический словарь юного техника» Изд. «Педагогика» 1980 год Ю.И. Коптев, С.А. Никитин «Космос: научно-популярная литература» 1987 год С.П. Алексеев «Что такое? Кто такой?» Изд. «Педагогика» 1990 год К.Ф. Огородников «Очерки по истории астрономии» Изд. «Детская литература» 1974 год В.С. Зотов, А.В. Костин «Циолковский в воспоминаниях современников» Изд. «Тула» 1971 год Л.А. Лебедев «Сыны голубой планеты» Изд. «Политическая литература» 1971 год А.Е,Гуревич , Д.А .Исаев ,Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 класс» Изд. «Дрофа» 2010 год.

ppt4web.ru

Конспект урока по теме «Земля

Окружающий мир 4 класс

Тема «Земля — ​​наш космический дом» 8 ч. 12м — м

УМ

Тема. Земля — ​​наш космический дом. О чем узнаем в теме.

Цель: мотивировать учащихся на изучение данной темы, поощрить на работу с проектами и формированиями групп; развивать познавательные способности, умение наблюдать, делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска — отрывки из научно-популярных фильмов и мультфильмов на тему «Космос».

                                         ход урока

1.Организацийний этап

2.Актуализация опорных знаний учащихся

   Беседа.

— Что вы наблюдали в ночном небе летом в безоблачную погоду?

— Что вы знаете о звездах, созвездиях я, Луну?

— Что споявляется на небе утром?

— Что вы уже знаете о Солнце?

3. Мотивация учебной деятельности

    Рассказ учителя о науке, которая изучает небесные тела — астрономию.

4. Объявление темы и цели урока, а также сообщение о конечном результате.

    Учитель предлагает посмотреть отрывки из фильмов о космосе. После просмотра, выясняет — насколько ученики осведомлены по теме, задавая вопросы.

— Что такое космос?

— Какие космические тела вы запомнить яталы?

— Какое значение имеет Солнце в жизни человека?

5.Физхвилинка

6.Рекомендации учителя по поводу объединения в группы для работы над проектами.

— Я предлагаю вам начать проектно-исследовательскую деятельность по теме «Земля — ​​наш космический дом». Для этого вам нужно разделиться на группы (по желанию) и выбрать интересную тему. Каждая группа будет собирать материал, работать с дополнительной литературой, делать иллюстрации, советоваться с учителем, поощрять родителей. Предлагаю названия групп:

1. «Солнечная система»

2. «Земля — ​​планета Солнечной системы»

3. «Материки и океаны Земли»

4. «Сохраним природу Земли вместе»

— На уроках мы будем изучать новый материал, наблюдать и делать выводы, рисовать, сочинять сказки и экспериментировать. А в конце изучения нашей темы каждая группа сделает презентацию своей работы.

7. Согласование кандидатур руководителей групп с учителем.

8. Подведение итогов.

infourok.ru

Как устроен наш «космический дом»? — Земля и Вселенная — За пределами школы — Детям

Мы живем на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца. Планета Земля — единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. На других планетах нет условий для жизни — воздуха, подходящей температуры для существования живых организмов.

Вокруг Земли вращается один-единственный естественный спутник — Луна, а также множество искусственных спутников и их обломков. Вместе с Луной Земля движется вокруг Солнца, так же как и все остальные планеты. Спутники вращаются вокруг своих планет, как Луна вокруг Земли. Все движение небесных тел в Солнечной системе происходит в одну сторону. Орбиты всех планет лежат в одной плоскости, а спутники и кольца обращаются вокруг своих планет в плоскостях, близких к экваториальным плоскостям планет. Планеты и их спутники вращаются также вокруг собственных осей и в ту же сторону, куда вращается планета вокруг Солнца.

В порядке удаления от Солнца — центра нашей Солнечной системы — планеты расположены следующим образом: Меркурий, Венера, Земля с единственным спутником Луной, Марс — с двумя спутниками Деймосом и Фобосом, Юпитер — с шестнадцатью спутниками, Сатурн — с семнадцатью спутниками, Уран — с шестнадцатью спутниками, Нептун — с восемью спутниками, Плутон — с одним спутником. Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один виток вокруг него. Меркурий быстро облетает вокруг Солнца, а самая далекая планета Плутон один оборот вокруг Солнца совершает за 250 земных лет. Год на Плутоне в 250 раз длиннее земного. На планетах из-за вращения вокруг их осей происходит смена дня и ночи. Смена времен года происходит из-за того, что планеты вращаются вокруг Солнца как бы наклонившись на бок. Из-за этого то одна часть планеты лучше освещается, то другая.

Кроме планет вокруг Солнца движется огромный рой маленьких планет- астероидов. Расположены они главным образом между Марсом и Юпитером. Движение планет кажется петлеобразным из-за того, что мы наблюдаем за ним, находясь на движущейся Земле.

Кроме планет, спутников, астероидов вокруг Солнца мчится множество комет. Солнце, планеты-спутники, астероиды и кометы и составляют наш “космический дом”. А таких “домов” в “городах-галактиках” огромное множество.

Охотники за кометами (I)

Великий астроном Кеплер считал, что комет так же много, как рыб в воде. Не станем оспаривать этот тезис. Ведь есть же далеко за пределами нашей Солнечной системы кометное облако Оорта, где «хвостатые звезды» собрались в «косяк». Согласно одной из гипотез, оттуда они иногда «заплывают» в наши края и мы можем их наблюдать на небосводе. Как…

Самый величественный каньон мира

По территории нескодьких американских штатов — Юта, Аризона, Невада и Калифорния — течет река Колорадо. Она уникальна тем, что движется по дну созданного ею самой несколько миллионов лет назад гигантского каньона, равного которому нет на всей планете. Наиболее яркое представление о грандиозности этого чуда природы можно получить во время полета по туристскому маршруту из аэропорта…

Мир и пространство

Мир, в котором мы живем, огромен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Если представить себе ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии, то можно легко вообразить, что ты летишь в любой конец Вселенной, к какой-то самой далекой звезде. И что же дальше? А дальше — такое же беспредельное пространство. Астрономия — наука об…

Как на небе появился рак?

Созвездие Рака — одно из самых малозаметных зодиакальных созвездий. История его очень интересна. Существует несколько довольно экзотических объяснений происхождения названия этого созвездия. Так, например, всерьез утверждалось, что египтяне поместили в эту область неба Рака как символ разрушения и смерти, потому что это животное питается падалью. Рак движется хвостом вперед. Около двух тысяч лет назад в…

Почему происходят затмения Солнца?

Нам часто приходится наблюдать, как в ясный солнечный день тень от облака, подгоняемого ветром, пробегает по Земле и достигает того места, где мы находимся. Облако скрывает Солнце. Во время солнечного затмения Луна проходит между Землей и Солнцем и скрывает его от нас. Наша планета Земля вращается в течение суток вокруг своей оси, одновременно движется вокруг…

Уран – планета, открытая в телескоп

Английский ученый В. Гершель, наблюдая звезды в телескоп, заметил, что одна из них перемещается. Он сделал вывод, что это планета, далекая, непознанная, загадочная. Оказалось, что ее расстояние до Солнца 2869 млн. км, почти в 20 раз больше, чем от Земли, и она совершает полный оборот за 84 года. Дальнейшие наблюдения показали, что Уран — особенная…

Одинаковые ли пути совершают звезды по небу?

Наблюдая за движением звезд, мы заметим, что звезды в восточной, части неба, т.е. слева от небесного меридиана, поднимаются над горизонтом. Пройдя через небесный меридиан и попав в западную часть неба, они начинают опускаться к горизонту. Значит, когда они проходили через небесный меридиан, то в этот момент достигли своей наибольшей высоты над горизонтом. Астрономы называют наивысшее…

Особенности профессии космонавта

Начало новой профессии на Земле было полажено полетом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. Космонавтика развивается стремительно. Если в первые два десятилетия космической эры на орбитах побывало около ста человек, то на рубеже грядущего века “населеннее космоса, возможно, будет насчитывать уже тысячи косможителей и профессия космонавта станет массовой. Мы уже привыкли к космическим стартам, можем смотреть их…

Что такое атмосфера?

Воздушной “шубой” нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Бесит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. “Шуба” оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути…

Как образовались и действуют вулканы?

Земная кора — внешний слой Земного шара, та поверхность, на которой мы живем, — состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты имеют толщину от 60 до 100 километров и как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово “магма” и переводится с греческого как “тесто” или…

www.poznovatelno.ru

Наш космический дом. Солнечная система

Самые яркие небесные светила, доступные для наблюдения каждому человеку: Солнце, Луна, планеты. Что мы знаем о них? Чтобы ответить на эти вопросы нужно отправиться в путешествие к далеким светилам нашего неба.

Необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами – это и есть Вселенная или Космос.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них – Солнце.

Вокруг Солнца обращаются девять планет, среди которых наша родная планета Земля. Кроме планет вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например кометы.

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Наша планета – часть Солнечной системы, маленькая часть необъятной Вселенной. Земля – это наш космический дом. Или, как еще говорят, — наш космический корабль, на котором мы путешествуем во Вселенной.

В состав Солнечной системы входят планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Планета Меркурий — самая близкая к Солнцу планета Солнечной Системы, обращается вокруг солнца за 88 земных суток. Меркурий относится к внутренним планетам, так как его орбита проходит ближе к Солнцу, чем основной пояс астероидов.

Венера — третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны достигает видимой звездной величины в −4,6. Поскольку Венера ближе к Солнцу, чем Земля, она никогда не кажется слишком удалённой от Солнца: максимальное угловое расстояние между ней и Солнцем составляет 47,8°. Своей максимальной яркости Венера достигает незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца, что дало повод называть её также Вечерняя звезда или Утренняя звезда.

Земля́ — третья от Солнца планета Солнечной Системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Земля образовалась из Солнечной туманности около 4 миллиарда лет назад и приобрела один естественный спутник – Луну. Земля обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот за 365 дней.

Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Эта планета названа в честь Марса —древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «Красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа.

Юпитер – пятая планета от Солнца, и крупнейшая в Солнечной системе. Юпитер вдвое массивней, чем все остальные планеты Солнечной системы вместе взятые. Наряду с Сатурном, Ураном и Нептуном, Юпитер классифицируется как газовый гигант.

Сатурн – шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн назван в честь римского бога Сатурна. Сатурн обладает заметной кольцевой системой, состоящей главным образом из частичек льда, меньшего количества горных пород и пыли. Вокруг планеты обращается 62 известных на данный момент спутника. Титан — самый крупный из них, а также второй по размерам спутник в Солнечной системе.

Уран — седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе планета Солнечной системы. Была открыта в 1781 году английским астрономом Уильямом Гершелем, и названа в честь греческого бога неба Урана. В отличие от газовых гигантов — Сатурна и Юпитера, в недрах Урана и схожего с ним Нептуна отсутствует металлический водород, но зато много высокотемпературных модификаций льда — по этой причине специалисты выделили эти две планеты в отдельную категорию «ледяных гигантов». Основу атмосферы Урана составляют водород и гелий.

Нептун — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой. Планета была названа в честь римского бога морей. Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Атмосфера Нептуна, подобно атмосфере Юпитера и Сатурна, состоит в основном из водорода и гелия, наряду со следами углеводородов и, возможно, азота, однако содержит в себе более высокую пропорцию льдов: водного, аммиачного, метанового.

Плутон — вторая по размерам карликовая планета Солнечной системы и десятое по величине небесное тело. Плутон затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 250 земных лет. С момента открытия этой планеты в 1930 году он ещё не успел совершить ни одного полного оборота, период обращения 247,7 лет. На Плутоне обнаружен метан. Плутон — двойная планета, его спутник, примерно в 3 раза меньший по диаметру, движется на расстоянии всего около 20 тыс. км от центра планеты, делая 1 оборот за 6,4 суток.

Тайны звёздного неба.

Бездонное небо у нас над головами, загадочные планеты и далекие галактики, — кому известны их тайны? Ведь, человечество всегда интересовало и приводило в восхищение ночное небо, усыпанное множеством звёзд; люди любят подолгу стоять на открытом месте и, запрокинув голову, рассматривать этот бездонный мир, отыскивая знакомые созвездия, звёзды и планеты. Один астроном написал такие слова: «Звёздное небо- Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса».

Современные астрономы разделили небо на 88 созвездий. Мы узнаём их по наиболее ярким звёздам, которые обычно образуют ту ли иную фигуру. Некоторые из созвездий нам уже известны: это Большая Медведица, Малая Медведица, Орион. Налево и вниз от него расположилось другое интересное созвездие – Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс – одна из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе – Сириус. Удивительно красивая звезда. Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием. Недаром название «Сириус» означает «блестящий», «сверкающий».

Если же мы взглянем направо и вверх от Ориона, то увидим созвездие Телец. Телец – это бык. Его оранжевый глаз особенно хорошо виден – это звезда Альдебаран. Выше и правее этой звезды располагается очень красивый маленький ковшики нескольких звёздочек. Это Плеяды, особое скопление звёзд в созвездии Тельца. По ковшику Плеяд можно проверять зрение. Если насчитаешь в нем 6 или 7 звёзд, зрение у тебя хорошее.

Таким образом, нашу Солнечную систему образуют девять планет с их спутниками, астероиды, кометы и множество частичек пыли. Планеты делятся на две группы. Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы. Ко второй группе – планет – гигантов – относятся: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Самая большая планета – Юпитер, самая маленькая – Плутон. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий, а самая удалённая от него – Плутон. Тайны звёздного неба можно познать через созвездия, которые современные астрономы насчитывают 88.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ СОЛНЕЧНОЙ СИСТМЕЫ

Алгоритм проектной деятельности

На уроках окружающего мира я заметил, что в нашем кабинете нет модели Солнечной системы, которую можно демонстрировать учащимся. Посоветовавшись с родителями, было решено изготовить такую модель. В первую очередь, мы разработали алгоритм нашей деятельности.

Таким образом, следуя данному алгоритму мы достигли результата.

1 Технологическая карта изготовления модели

Для удобства разработали технологическую карту (табл. 1).

Табл. 1

№ п/п Последовательность работ Графическое изображение Инструменты, приспособления

1. Вырезать по разметке 50 Нож бытовой пространство модели Солнечной системы 50

2. Предварительно на компьютере ввести параметры орбит планет Солнечной системы. Загрузить в Плоттер, золотистая клейкая плоттере золотистую клейкую пленку и вырезать из пленка, клей.

нее орбиты. Приложить и аккуратно заклеить их на предварительной заготовке.

3. Взять золотистую фольгу, вырезать из нее звездочки и разместить их на свободное Золотистая фольга, клей.

пространство модели Солнечной системы.

4. Разрезать и обработать мячики, шарики, новогодние игрушки и другие шарообразные фигуры разных по Ножовочное полотно, минипила.

диаметру, создав планеты Солнечной системы.

5. Раскрасить гуашью каждую планету Солнечной Кисточка, гуашь.

системы цветом, соответствующим цвету планет.

6. Наклеить каждую планету Солнечной системы на свою орбиту и подписать ее название. Клей — момент.

Анализ результатов

Модель «Солнечной системы» готова. Она получилась яркой, красочной и зрелищной. При рассматривании создаётся впечатление полёта планет по орбитам вокруг нашей звезды – Солнце. Таким образом, модель получилась именно такой, какой я задумал.

Я считаю, что необходимо рассказывать ребятам, одноклассникам о строении Солнечной системы. Это вызывает интерес к урокам, вызывает желание работать с дополнительной литературой в поисках новых знаний. Я узнал более подробно об увлекательном звёздном мире, чем на уроке по окружающему миру. Именно поэтому я сделал модель Солнечной системы, и со своими друзьями буду выступать на классных часах, предметных неделях в нашей школе. Считаю, цель проектно-исследовательской работы достигнутой.

Кроме этого, моя работа стала настоящим украшением класса и замечательным наглядным пособием для изучения Солнечной системы.

www.hintfox.com

Наш «космический дом». 9-й класс

Разделы: Русский язык


Лексическая тема – “Наш “космический дом”.

Грамматическая тема – повторение сложных предложений и темы “Описание”.

Тип урока: проектный медиаурок с элементами урока-мастерской.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Компьютерное обеспечение: программа SMART (интерактивная доска).

Цели урока:

Образовательный аспект – знакомство с планетами Солнечной системы, с терминами.

Развивающий аспект – повторение и закрепление сложных предложений, особенностей текста – описания, развитие умений выступления перед аудиторией.

Воспитательный аспект – взаимопомощь (работа в парах).

Ход урока

1. Организационная часть. (Показ первых слайдов урока: тема, цели).

— В связи с тем, что приближается День космонавтики и тем, что в этом году отмечается юбилей первого в мире космонавта, Юрия Алексеевича Гагарина, наш сегодняшний урок посвящен космосу, нашей Солнечной системе.

2. Вступительное слово учителя: (показ слайдов Солнечной системы).

Мы живем на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца. Планета Земля – единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. На других планетах нет условий для жизни – воздуха, подходящей температуры для существования живых организмов.

Вокруг Земли вращается один-единственный спутник – Луна, а также множество искусственных спутников и их обломков. Вместе с Луной Земля движется вокруг Солнца, так же как и все остальные планеты. Все движение небесных тел в Солнечной системе происходит в одну сторону.

В порядке удаления от Солнца – центра нашей Солнечной системы – планеты расположены следующим образом: Меркурий, Венера, Земля с единственным спутником Луной, Марс – с двумя спутниками Деймосом и Фобосом, Юпитер – с шестнадцатью спутниками, Сатурн – с семнадцатью спутниками, Уран – с шестнадцатью спутниками, Нептун – с восемью спутниками, Плутон – с одним спутником.

Скорость обращения вокруг своей оси у всех планет разная.

Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один виток вокруг него. Меркурий быстро облетает вокруг Солнца, а самая далекая планета Плутон один оборот вокруг Солнца совершает за 250 земных лет. Значит, год на Плутоне в 250 раз длиннее земного.

Кроме планет вокруг Солнца движется огромный рой маленьких планет – астероидов. Расположены они главным образом между Марсом и Юпитером.

Кроме планет, спутников, астероидов вокруг Солнца мчится множество комет.

Солнце, планеты-спутники, астероиды и кометы составляют наш “космический дом”. А таких “домов” в “городах-галактиках” огромное множество.

Сегодня мы обязательно должны вспомнить нашего первого космонавта, Юрия Алексеевича Гагарина (слайды о Гагарине). Он стал первооткрывателем нашей галактики.

3. Лексическая разминка (читаю значение слов, ребята должны найти само слово в списке на слайде):

  • Первая часть сложных слов со значением: 1. относящийся к небесным телам; 2. относящийся к космическому пространству (астро…)
  • Наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом (астрономия).
  • Учение о возможной связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей, о возможности предсказания будущего по положению звезд (астрология).
  • Человек, занимающийся астрологией (астролог).
  • Специалист по астронавтике или (2) в некоторых зарубежных терминологиях: то же, что космонавт (астронавт).
  • Небесное тело, вдали от Солнца имеющее вид туманного светящегося пятна, а с приближением к солнцу обнаруживающее яркую голову и хвост (комета).
  • Малая планета, имеющая диаметр от 1 до 1000 км (астероид).
  • 1.Всё мироздание, весь мир. 2. Вся земля, все страны (вселенная).
  • Гигантская звездная система. Н-р: та, к к-й принадлежит Солнце (галактика).

4. Выступления учащихся: (показываются слайды – снимки планет).

Меркурий

Самая близкая к Солнцу планета – это Меркурий, наименьшая из планет земной группы. Её диаметр равен 4880 км, т.е. примерно 1/3 земного диаметра, масса в 20 раз меньше массы Земли. Фотографии Меркурия были получены в 1974 году американской межпланетной станцией “Маринер-10”. Они показали сходство планеты с Луной. Обилие мелких и крупных кратеров, иногда со светлыми лучами и центральными горками, долины, борозды, разломы, холмы и горные хребты с вершинами гор до 4 км – такова поверхность Меркурия. Крупным кратерам по международному соглашению присвоены имена выдающихся людей Земли. Близость к Солнцу привела к тому, что дневная температура этой планеты достигает почти 500, а ночью поверхность Меркурия охлаждается до — 180.

Венера

Венера является волшебницей небесного свода, она ярче самой яркой из звезд. Её можно увидеть даже невооруженным глазом при дневном свете.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов в 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, открыл, что она окружена мощной атмосферой, которая скрывает от нас поверхность планеты.

Позднее в результате исследований было установлено, что атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа (96%). Она плотнее атмосферы Земли почти в 60 раз. Солнечные лучи проходят через это с трудом и нагревают поверхность планеты, но обратно не пропускаются углекислым газом, поэтому температура там очень высокая, достигает до 480 С.

В атмосфере Венеры дуют постоянные ветры. Поверхность планеты в основном сглажена, есть довольно высокие горы, низменности, встречаются кратеры вулканов.

Особенность этой планеты ещё в том, что она вращается не против часовой стрелки, как многие другие планеты, а по часовой стрелке. Поэтому Солнце на планете восходит на западе, а заходит на востоке.

Марс

Марс называют красной планетой, потому что она имеет цвет, напоминающий огонь. Марс меньше Земли примерно вдвое по диаметру, и в 9 раз – по массе.

На полюсах Марса можно разглядеть яркие белые пятна – это полярные снеговые шапки. Иногда на этой планете удается увидеть “синие облака”. Об их природе пока ничего не известно, но ученые полагают, что они состоят из ледяных кристалликов.

Есть многочисленные кратеры метеоритного происхождения, сильно сглаженные ветрами. Есть горы. На Марсе самая высокая гора в Солнечной системе – это гора Олимп, высота 27 км, выше нашего земного Эвереста втрое. Есть марсианские каналы.

Температура даже на экваторе в самой жаркой зоне в полдень редко поднимается выше 0, а ночью падает до минус 100. Воды на Марсе в виде жидкости нет. А полярные снеговые шапки – это вымерзшие водяные пары и углекислый газ. Часто возникают ветры, ураганы, вызывающие сильные пылевые бури. Жизни на Марсе нет.

Юпитер

По объему Юпитер больше Земли в 1310 раз, а по массе – в 318 раз.

Странных загадок на этой планете множество.

В телескоп видна сжатая у полюсов планета с заметным рядом темных и светлых полос, которые каждый год располагаются по-разному. Это не горы, а длинные ряды облаков и туч, не позволяющие увидеть поверхность планеты. Странность этой планеты в наличии знаменитого Красного Пятна – гигантского газового образования овальной формы, по размерам превышающего Земной шар.

Полный оборот вокруг своей оси Юпитер делает за 9 часов 55 минут, т.е. быстрее любой другой планеты Солнечной системы. Ещё одна загадка: утверждают, что из недр самой планеты исходит энергия и, что тени от спутников планеты – горячие.

В 1979 году было сфотографировано тонкое кольцо Юпитера. Оно всегда обращено к Земле ребром, поэтому с Земли не видно.

Сатурн

От других планет Сатурн отличается ярким кольцом, открытым в 1655 году нидерландским физиком Х.Гюйгенсом. Колец семь. Все они вращаются вокруг планеты. Ученые доказали путем расчетов, что кольца не сплошные, а состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов, размерами от нескольких сантиметров до одного–двух метров, а также пыли.

Сатурн за счет энергии своих горячих недр поддерживает температуру верхних слоев около – 170 С.

Эта планета, как и другие, имеет целый ряд своих собственных загадок.

Уран

Расстояние до Солнца почти в 20 раз больше, чем от Земли. Совершает полный оборот за 84 года. Дальнейшие наблюдения показали, что Уран – особенная планета. Как и Венера, Уран вращается по часовой стрелке, но его особенность в том, что она вращается, как бы лежа на боку.

Уран имеет систему узких непрозрачных газопылевых колец, всего их насчитывают девять. Кроме колец Уран имеет 14 спутников.

Изучать Уран очень трудно.

Нептун

Одна из крупнейших планет Солнечной системы. Сильно сжат и быстро вращается (период вращения около 16 часов). Диаметр свыше 50000 км. Она так удалена от Солнца, что диск её с трудом просматривается в самые сильные телескопы. Нептун виден как звездочка. Температура на поверхности -200 – 220 С. На Нептуне есть вода. Прямыми наблюдениями её нельзя обнаружить, но расчеты показывают, что под газожидкой водородно-гелиевой оболочкой Нептуна скрыто водяное ядро.

У Нептуна имеются и спутники, и кольца.

Плутон

Планета Плутон находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. По размерам она меньше Луны. Плутон открыт сравнительно недавно, в 1930 году американским астрономом Клайдом Томбо, поэтому об этой планете известно совсем мало.

При своем движении вокруг Солнца Плутон пересекает орбиту восьмой планеты – Нептуна и оказывается на некоторое время ближе к Солнцу, чем к Нептуну. В 1978 году был открыт спутник планеты – Харон. Плутон и Харон близки по размерам и массам, поэтому часто систему Плутон – Харон называют двойной планетой.

5. Работа с предложениями. Раздать карточки с сложными предложениями. Задание: внимательно прочитать предложения, расставить знаки препинания, определить вид сложного предложения (БСП, ССП, СПП), сделать схему. Выйти к доске, выполнить задание.

Предложения.

  • До научных открытий люди придумывали мифы о Вселенной, но всегда стремились разгадать её загадки (ССП).
  • Марс называют красной планетой, потому что она имеет цвет, напоминающий огонь (СПП).
  • Вокруг нас много загадок, на которые ученые упорно ищут ответы (СПП).
  • Солнце находится не в центре эллипса, а в особой точке, называемой фокусом (ССП).
  • Проходили века, люди наблюдали за различными небесными явлениями, приходили к определенным современным пониманиям мира (БСП).
  • Метеориты, найденные в разных местах, представляют большую ценность для науки; они являются неземными телами (БСП).

6. Загадки космоса. Если посмотреть на вечернее небо, то нам кажется, что там ничего интересного нет: холодные звезды и темная даль. Но там, оказывается, бывают разные красивые виды. Давайте просто посмотрим эти картины Вселенной (просмотр слайдов).

7. Собери текст. Даются отдельные предложения, из которых должны собрать текст (по типу задания А1 – ЕГЭ). Три задания, работают в парах:

В. Самый крупный железный метеорит найден в Африке на территории Намибии в 1920 году, его масса – 60 тонн.

D. Он имеет форму плиты толщиной около 1 м., размер 3?3 м.

А. Вся огромная кинетическая энергия метеорита превращается в теплоту.

С. Отсюда возникает сильнейший взрыв, на месте которого образуется кратер.

В. Астрономы обнаружили, что почти все галактики во Вселенной разбегаются друг от друга.

D. Нашли этому явлению только одно объяснение: расширение Вселенной.

А. Но одного расширения мало.

С. Вселенная должна иметь к тому же определенную форму.

В. В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

А. Луна – спутник Земли.

D. Земля – спутник Солнца.

С. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

8. Описание картин. Работают в парах. Задание: написать описание данного вида. Прежде, чем начать вспоминаем языковые средства: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (дается 5-7 мин.).

9. Блицопрос (закрепление).

  • Самая дальняя планета Солнечной системы (Плутон).
  • Самая большая по размеру планета (Юпитер).
  • Планета, отличающаяся ярким кольцом (Сатурн).
  • Планета с семнадцатью спутниками (Сатурн).
  • Планета, которую называют “красной” (Марс).
  • Планета, на которой, возможно, есть вода (Нептун).
  • Планета с двумя спутниками (Марс).

10. Домашнее задание: сочинение-описание “Наша галактика”.

11. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что особенно понравилось или запомнилось?
  • Трудно или легко сделать описание увиденного?
  • Заинтересовались ли видами.

12. Итог урока, оценки.

До научных открытий люди придумывали мифы о Вселенной но всегда стремились разгадать её загадки.

Марс называют красной планетой потому что она имеет цвет напоминающий огонь.

Вокруг нас много загадок на которые ученые упорно ищут ответы.

Солнце находится не в центре эллипса а в особой точке называемой фокусом.

Проходили века люди наблюдали за различными небесными явлениями приходили к определенным современным пониманиям мира.

Метеориты найденные в разных местах представляют большую ценность для науки они являются неземными телами.

А. Вся огромная кинетическая энергия метеорита превращается в теплоту.

В. Самый крупный железный метеорит найден в Африке на территории Намибии в 1920 году, его масса – 60 тонн.

С. Отсюда возникает сильнейший взрыв, на месте которого образуется кратер.

D. Он имеет форму плиты толщиной около 1 м, размер 3×3 м.

 

А. Но одного расширения мало.

В. Астрономы обнаружили, что почти все галактики во Вселенной разбегаются друг от друга.

С. Вселенная должна иметь к тому же определенную форму.

D. Нашли этому явлению только одно объяснение: расширение Вселенной.

 

А. Луна – спутник Земли.

В. В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

С. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

D. Земля – спутник Солнца.

Приложение

15.02.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *