Х 35 ракеты – ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Противокорабельная ракета Х-35: технические характеристики и применение

Одной из главных тенденций в военном деле последнего времени является унификация вооружения и техники. Благодаря использованию общих компонентов удается упростить производство систем и уменьшить расходы на их эксплуатацию. Одним из примеров такого подхода является противокорабельная ракета Х-35. В зависимости от версии, она может использоваться самолетами, вертолетами, кораблями и береговыми комплексами. Универсальность в использовании в значительной степени повышает потенциал ракеты на поле боя.

Ракета Х-35: история создания

Для начала разберемся, через что ракете пришлось пройти, прежде чем стать достоянием ВМС России. Изначально предполагалось, что ракета Х-35 будет устанавливаться на катера и корабли со средним водоизмещением. Она должна была использоваться в составе ракетного комплекса (РК) «Уран». Разработки начались в апреле 1984 года. Руководителем проекта был Г. И. Хохлов. Основная часть проектных работ была возложена на ОКБ «Звезда». Предполагалось, что ракета Х-35 «Уран» будет использоваться для поражения судов водоизмещением не более 5000 тонн. Техническое задание требовало, чтобы она имела возможность как одиночного запуска, так и залпового огня. Ракета Х-35 должна была одинаково успешно работать в любых погодных условиях, в любое время суток и даже при использовании противником систем ПВО и РЭБ.

Общая характеристика

В плане аэродинамики ракета выполнена по привычной схеме: Х-образное крыло и хвостовое оперение. Внешнюю поверхность корпуса образуют несколько цилиндров. Средняя и хвостовая части асимметричны: снизу имеется гондола, спереди у которой установлен воздухозаборник. Ракета имеет твердотопливный стартовый ускоритель, который выполнен в виде цилиндра и имеет оперение, раскладываемое при старте.

Общая длина ракеты составляет 3,85 м. Если установить на нее ускоритель, данный показатель возрастает до 4,44 м. Диаметр корпуса не превышает 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м. В базовой конфигурации с ускорителем ракета Х-35 весит 600 кг.

Компоновка

Схожую компоновку можно встретить и на других изделиях такого класса. В головной части находится аппаратура головки самонаведения. Следом за ней идет боевая составляющая. В средней части находится канал воздухозаборника, «облаченный» в топливный бак. В хвосте ракеты стоит турбореактивный двигатель. В свободных частях корпуса располагается дополнительное оборудование. Стартовый ускоритель имеет совершенно простую конструкцию. Внутри его цилиндрического корпуса можно поместить только твердотопливный ракетный двигатель.

Система наведения

На архитектуре систем наведения сказалась необходимость в гарантированном захвате и поражении цели в любой помеховой обстановке. Ракету оснастили комбинированной системой наведения. Во время маршевого полета она должна была пользоваться инерциальной навигационной системой и радиовысотомером. А при выходе ракеты в район цели должна активироваться активная радиолокационная система ГСН, задачей которой был поиск и поражение цели.

В проекте ракеты применили АРГС-35 – активную радиолокационную голову самонаведения. Она позволяет с высокой долей надежности провести обнаружение и преследование цели. Антенна системы расположилась в головной части ракеты. Она была облачена в радиопрозрачный обтекатель. Обзор горизонтального сектора имел ширину в 90 градусов (по 45 градусов вправо и влево от оси ракеты). Вертикальный обзор был не таким широким: от -10 до +20 градусов. Первые версии ракеты имели дальность обнаружения цели до 20 км.

Боевая часть

Проникающая боевая часть, вес которой составляет 145 килограммов, устанавливалась за головкой самонаведения. Благодаря осколочно-фугасно-зажигательному действию боевая часть должна поражать суда водоизмещением до 5000 тонн. Она имеет прочнейший корпус с толстыми стенками, что позволяет пробить борт вражеского корабля и осуществить подрыв внутри. Таким образом удается получить максимальное разрушительное действие.

Двигатель

Как уже говорилось, турбореактивный двигатель располагается в хвостовой части корпуса. Его тяга достигает 450 кгс. Мотор запускается с помощью пиропатрона и работает на авиационном керосине. Силовая установка такого типа позволяет ракете достичь скорости до 280 м/с и лететь от 7 до 130 км. Что касается твердотопливного ускорителя, то он нужен при использовании ракеты в составе РК «Уран». С его помощью ракета Х-35, характеристики которой мы сегодня рассматриваем, покидает транспортно-пусковой контейнер. Когда снаряд запущен, этот мотор сбрасывается и активизируется основной маршевый двигатель.

Управление

Крылатая ракета Х-35 получила весьма удачную систему управления, которая позволяет достичь высоких показателей эффективности в бою. На маршевом участке ракета летит на высоте не более 15 метров над уровнем воды. Когда начинается поиск цели и наведение на нее, этот показатель снижается до 4 м. Благодаря малой высоте полета и малой площади рассеяния снижается вероятность своевременного обнаружения, сопровождения и атаки ракеты системами ПВО противника.

Эксплуатация ракет Х-35 в какой-то степени облегчается благодаря автоматизации процесса подготовки к пуску. Состояние боевой единицы и введение полетного задания контролируются автоматически. В общей сложности подготовка занимает не более 1 минуты. Ракета Х-35, которая предназначена для использования кораблями и наземными ракетными комплексами, поставлялась в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Версии авиационного базирования поставляются так же, но запускаются со штатного вооружения самолетов или вертолетов.

Задержка в разработке

В ходе рассмотрения эскиза, который сотрудники ОКБ «Звезда» сделали за несколько месяцев, были выявлены некоторые недочеты. В частности, несоответствие активной радиолокационной системы возложенным на нее требованиям. На доработку и усовершенствования проекта ушло дополнительное время. Пилотный запуск с наземной установки состоялся в ноябре 1985 года. Этот и несколько последующих запусков увенчались неудачей.

Первый удачный запуск состоялся в январе 1987 года. Однако отработка бортовых систем еще продолжалась. До 1992 года ОКБ «Звезда» со смежными предприятиями провели еще 13 пусков. Ввиду отсутствия полноценного образца активной радиолокационной системы, испытуемые ракеты оснащались ее имитацией.

Из-за распада СССР и ряда экономических проблем работы над проектом Х-35 практически прекратились. В период с 1992 по 1997 год удалось построить и протестировать всего четыре опытных экземпляра. Расходы на оборону также сократили, поэтому первый заказа на комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был сделан зарубежным заказчиком.

«Уран-Э»

В 1994 году индийские Военно-морские силы заказали российские комплексы «Уран-Э». Буква «Э» означат, что это экспортная модификация. Ракетный комплекс корабельного базирования включает в себя: ракету, пусковую установку, систему управления и аппаратуру для проверки боеприпасов. Он может устанавливаться на всякого рода корабли и катера. Пусковая установка состоит из металлической рамы, оснащенной креплениями для контейнеров. Конструкция предполагает, что ракета Х-35 стартуют под углом в 35 градусов.

Автоматизированная система управления, на которую возложены функции проверки ракет, ввода задания и прочие операции, выполняется в виде пары контейнеров. Это позволяет монтировать аппаратуру на любые подходящие корабли и катера. Один контейнер занимает 15, а другой – 5 м2.

Благодаря индийскому заказу, разработки все-таки были завершены, и начался серийный выпуск ракет. В 1996 году заказчику были переданы первые компоненты комплекса, в конце этого же года закончились работы по вооружению ракетами Х-35 эсминца INS Delhi. В дальнейшем подобное вооружение получили еще несколько индийских судов.

В начале 2000-х ситуация с финансированием Вооруженных Сил изменилась к лучшему. В результате к 2003 году комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был окончательно доработан и принят на вооружение России.

«Бал»

Приблизительно в то же время, когда «Уран» поступил на вооружение Военно-морских сил, завершились разработки берегового РК «Бал», который также работал с ракетой Х-35. В задачи берегового комплекса входило слежение за территориальными водами и оборона всяческих военно-морских объектов. Благодаря широкому спектру возможностей комплекс «Бал» своевременно обнаруживает и атакует суда противника.

Высокая мобильность комплекса обусловлена тем, что его основные компоненты выполняются в виде самоходных машин, построенных на базе МАЗ-7930. Комплекс может разворачиваться на расстоянии до 10 километров от берега. Его общий боекомплект составляет 64 ракеты.

Авиационная версия

В середине 2000-х завершились разработки авиационного варианта ракеты Х-35. Для вертолетов была предложена отдельная модификация с индексом «В». Ее главное отличие заключалось в наличии стартового ускорителя. Он был сконструирован с учетом небольшой скорости вертолета. Ракете, которая запускается с самолета, ускоритель вовсе не нужен.

Компактный вариант

В 2011 году была разработана пусковая установка для ракеты Х-35, замаскированная под 20-футовый контейнер. Внутри установили четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами и весь набор необходимой для управления аппаратуры. Какие перспективы есть у этого проекта, до сих пор неизвестно.

Х-35У

Развитием ракеты Х-35 стала версия Х-35У, которая благодаря внедрению новой аппаратуры имеет в два раза большую скорость. Кроме того, она может с успехом поражать противника с расстояния в 260 км. Всего этого удалось достичь благодаря новому двигателю и измененной конструкции канала воздухозаборника, которая позволяет увеличить запас топлива.

В 2009 году на свет появилась модернизированная версия Х-35У, получившая дополнительный индекс «Э». Она предназначалась для продажи за границу. Главным отличием проекта стали новые системы наведения, которые увеличили дальность обнаружения целей до 50 километров.

Пользователи

На данный момент ракета Х-35, технические характеристики которой мы сегодня рассмотрели, применяется главным образом в войсках России, Индии и Вьетнама. К настоящему времени было построено уже несколько сотен таких ракет. Что касается зарубежных заказчиков, то они больше всего заинтересованы в комплексах корабельного базирования. Авиационный ракетный комплекс «Уран» с ракетой Х-35 пока что не пользуется спросом у стран-экспортеров. Согласно информации некоторых зарубежных источников, российская ракета была скопированная северокорейскими конструкторами. Если это правда, то вполне возможно, что КНДР делает ракеты и для продажи, а значит, ими может быть вооружено больше государств, чем известно по официальным данным.

fb.ru

Противокорабельная ракета Х-35 » Военное обозрение

Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35. В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.

Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного оружия была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).


Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.

Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.

ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.

Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.

В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.


Схема ракеты Х-35. Рисунок Rbase.new-factoria.ru

Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.

В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.

ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.

Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.

Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.

За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.

Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.

Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.

Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».

В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.


Пусковая установка 2С-24Э. Фото Rbase.new-factoria.ru

Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.

Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.

В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.

В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.

Береговой комплекс «Бал» состоит из нескольких основных компонентов, выполненных в виде самоходных машин на базе шасси МАЗ-7930. За слежение и поиск целей отвечает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС). В состав батареи комплекса может входить до двух таких машин. Также в каждую батарею входит до четырех самоходных пусковых установок (СПУ). Каждая такая боевая машина имеет крепления для восьми ТПК с ракетами. Обслуживание СПУ выполняется транспортно-перегрузочными машинами. Кроме того, батареи оснащаются собственными машинами связи.


СПУ комплекса «Бал»

Использование самоходной техники позволяет быстро перебросить все средства комплекса «Бал» в заданный район и начать там боевую работу со слежением за указанной акваторией. Допускается возможность развертывания комплекса на удалении до 10 км от береговой черты. Типовая батарея может произвести запуск до 32 ракет. Общий боекомплект при этом составляет 64 ракеты.

В середине двухтысячных годов завершилась работа над авиационной версией ракеты Х-35. Для применения в качестве вооружения вертолетов была предложена ПКР Х-35В. Основные ее отличия заключаются в ином стартовом ускорителе. Его характеристики соответствуют предполагаемому способу запуска с летательного аппарата, имеющему относительно малую скорость полета. Для самолетов была предложена ракета без стартового ускорителя. Такая ПКР должна была разгоняться до скорости включения маршевого двигателя за счет самолета-носителя.

В 2011 году был представлен оригинальный проект пусковой установки для ракет Х-35, замаскированный под стандартный 20-футовый контейнер. При этом внутри контейнера удалось разместить как четыре ТПК с ракетами, так и набор необходимой аппаратуры управления. Перспективы подобного проекта до конца не ясны. Информация о возможных контрактах на поставку такого оружия не поступала.

Дальнейшим развитием ракеты Х-35 стало изделие Х-35У. За счет внедрения некоторых новых узлов и агрегатов удалось удвоить максимальную дальность полета. Х-35У может поражать цели на дальностях до 260 км от точки пуска. Такие характеристики обеспечиваются новым двигателем и иной конструкцией канала воздухозаборника, благодаря которой удалось увеличить запас топлива.

В 2009 году была представлена модернизированная версия ракеты Х-35У под названием Х-35УЭ, предназначенная для поставок зарубежным заказчикам. После всех доработок стартовый вес ракеты достиг 670 кг. Габариты остались на прежнем уровне. Двигатель и топливный бак, взятые у Х-35У, обеспечивают новой ПКР дальность полета до 260 км. По некоторым данным, возможен пуск на дальность до 300 км. Важнейшим нововведением проекта стало обновление систем наведения. Инерциальная навигационная система была дополнена спутниковой, а активную радиолокационную АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения цели увеличена до 50 км.


Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э. Фото Ru.wikipedia.org

На данный момент основными эксплуатантами ракет Х-35 и ракетных комплексов семейства «Уран» являются Россия, Индия и Вьетнам. К настоящему времени собрано несколько сотен ракет, переданных ВВС и ВМФ России, а также ВМС Индии и Вьетнама. Зарубежные заказчики пока не проявляют интереса к авиационным ракетам, однако активно используют ракетные комплексы корабельного базирования.

В некоторых зарубежных источниках упоминается, что ракеты Х-35 российской разработки были скопированы конструкторами Северной Кореи. Копии Х-35 северокорейского производства предположительно эксплуатируются в КНДР и некоторых зарубежных государствах.

Как и другие противокорабельные ракеты, оружие семейства Х-35 имеет преимущества и недостатки. Основным преимуществом считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность ракет Х-35 затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели. Также следует отметить достойное соотношение веса ракеты и боевой части. Использованные радиолокационные ГСН способны работать в условиях постановки помех, что повышает вероятность поражения цели. 145-кг осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. т. Таким образом, ракеты Х-35 могут поражать широкий спектр боевых кораблей и вспомогательных судов.

Отдельного упоминание достойна гибкость применения ракет Х-35. Они могут использоваться в качестве ударного вооружения кораблей, самолетов, вертолетов и специализированных береговых комплексов. Таким образом, военные получают возможность использовать комплекс, наиболее полно отвечающий требованиям тактической обстановки.

Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.

Ракеты первых версий имели дальность полета до 130 км, что накладывало некоторые ограничения на их использование. Существовал риск приблизиться к цели на расстояние ответного удара с соответствующими рисками. Особенно ярко эта особенность могла проявляться при запуске ракет с летательных аппаратов, вынужденных приближаться к цели и рисковать попасть под удар средств противовоздушной обороны.

Необходимо отметить, что советский/российский проект ПКР Х-35 в определенной мере похож на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета Exocet, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения.

Зарубежные аналоги Х-35 неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. На счету ракет Exocet и Harpoon имеются несколько крупных побед в нескольких боях. ПКР Х-35 и ее модификации пока не использовались в реальных вооруженных конфликтах. Тем не менее, сравнение характеристик различных ракет и опыт использования зарубежных аналогов позволяют предполагать, что ракеты Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://army.lv/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://ktrv.ru/
http://arms-expo.ru/

topwar.ru

«Ракета Х-35 — одна из лучших в мире» » Военное обозрение

Создание и разработка современных боевых ракет — это один из самых больших секретов не только в России, но и в США, Китае и других странах мира. В эксклюзивном интервью «Известиям» главный конструктор ракеты Х-35Э корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николай Васильев рассказал, почему этих ракет боится и хочет их получить Пентагон.


—​​​​​​​ Ракета Х-35Э не имеет такой известности, как крылатые ракеты «Калибр». Но российский флот и многие страны активно закупают эти ракеты как для кораблей, так и для наземных комплексов и самолетов. С чем связан такой интерес?

— Ракета типа Х-35Э — первая российская унифицированная ракета, применение которой возможно с различных типов носителей. До этого классический подход заключался в том, что для носителей разных видов и родов войск (самолетов, вертолетов, кораблей, береговых комплексов) создавался отдельный тип ракеты. Создание таких видов вооружения — удовольствие достаточно дорогое. Поэтому, чтобы оптимизировать расходы, было решено создать унифицированную ракету, которая позволила бы применять ее с самолетов, вертолетов, кораблей, береговых комплексов и при острой необходимости с подводных лодок.

—​​​​​​​ А какие зарубежные ракеты вы могли бы назвать конкурентами Х-35Э?

— В первую очередь это американские ракеты Harpoon и французские Exocet. А вообще любое современное государство, которое занимается поддержанием боеготовности своей армии, должно иметь подобное оружие. Помимо американских и французских ракет, есть разработки у шведов — это ракета RBS-15. У Китая есть подобная ракета С-801. Также Япония и Северная Корея предпринимают попытки создать изделия такого типа.

— Что можно сказать о Х-35Э в сравнении с иностранными аналогами?

— До недавнего времени самой «топовой» ракетой считалась американская Harpoon. Но США поставляли ее только ближайшим союзникам. Поэтому многие страны брали более «бюджетные» модели. В частности, французские Exocet или их китайские аналоги типа С-801. Мне часто приходится бывать на переговорах с зарубежными заказчиками. Они, прежде чем начать с нами разговор, проводят анализ всего ракетного оружия этого класса. И мне как разработчику приятно, честно говоря, слышать, когда заказчики приходят к выводу, что Х-35Э — одна из лучших в своем классе. Я могу со всей ответственностью заявить: Х-35Э и ее модификация Х-35УЭ не только не уступают зарубежным ракетам, но по многим параметрам превосходят их.

— В чем главное преимущество вашей ракеты перед конкурентами?

— Самый большой секрет любой ракеты — это ее помехозащищенность, то есть устойчивость к помехам противника. Помехи бывают активные, когда головку самонаведения (ГСН) ракеты «глушат» мощным радиоэлектронным сигналом. А бывают помехи пассивные. В частности, так называемые дипольные отражатели. Мелко нарезанные кусочки фольги, стекловолокна и т.п. Их выстреливают в воздух, и миниатюрный радиолокатор ГСН получает огромное количество отраженных сигналов и не может среди них найти заданную цель.

Боевая эффективность ракеты определяется двумя факторами. Первый фактор — сама ракета, ее способность поражать цели. К примеру, одной ракеты достаточно для поражения одного ракетного катера водоизмещением от 500 до 1500 т. Но чтобы долететь до этого катера, нужно, например, послать восемь ракет. Семь из них будут или сбиты, или им помешает система радиоэлектронной борьбы противника. И только одна пройдет и поразит цель. Чем выше помехозащищенность, тем меньше нужно ракет. Применение высокозащищенной головки позволит в два раза сократить расход боевых средств: послать не восемь ракет, а четыре.

Второй критерий эффективности ракеты — относительная стоимость поражения. Это отношение количества ракет, необходимых для поражения, к стоимости объекта.

Технические решения, обеспечивающие помехозащищенность ракеты, ­— это государственная тайна. Но я могу сказать: у Х-35Э она значительно выше, чем у зарубежных аналогов, включая Harpoon.

— А действительно США хотели купить ГСН Х-35Э и поставить их на свои ракеты Harpoon?


— Да, действительно в 1990-х была встреча представителей НПП «Радар ММС», которое производит ГСН для Х-35Э, с представителями фирмы Loсkheed. Американцы просили образец головки, чтобы провести испытания на соответствие ее характеристик требованиям минобороны США, в том числе испытания на помехозащищенность. Если испытания подтвердили бы заявленные характеристики, они были готовы ставить ее на ракету «Гарпун». Но такого разрешения мы им не дали.

Спустя некоторое время после переговоров при невыясненных обстоятельствах погиб главный конструктор ГСН Х-35Э. Его убили в поезде Москва — Санкт-Петербург. А потом пропал без вести главный алгоритмист — специалист, который разрабатывал специальное программное обеспечение для цифровой обработки информации в ГСН. Потеря основных идеологов создания современных ГСН отбросила нас года на четыре.

— Чем могут сейчас похвастаться американские разработчики?

— Этот вопрос уместнее адресовать американским специалистам. Нам только известно, что до настоящего времени была модернизация по дальности и по бортовому оборудованию. Ракету пытались научить поражать наземные объекты. Для этого ее оснащали приемниками GPS и оптической системой. А вот об установке новой ГСН нам ничего не известно.

Известно только, что ГСН ракеты Harpoon излучает сигнал очень большой мощности. По нашим данным, больше 6 кВт, когда переходит в активный режим на конечной траектории. Но на современном этапе развития радиолокации повышение мощности считается устаревшим трендом. Мы, наоборот, идем по пути снижения уровня сигналов, одновременно решая задачи повышения скрытности и помехозащищенности.

— А какое будущее у ваших ракет в российском Военно-морском флоте? Говорят, что ваш комплекс поступит на вооружение первого ледокола проекта 23550. Это особый корабль со специфической формой корпуса. Как у кораблестроителей получилось туда поставить ракетные установки?

— Есть современная концепция, которая активно развивается последние три-пять лет. Это построение универсальных платформ. Корабли раньше разрабатывали, исходя из концепции уникальных ударных комплексов. На них мог быть размещен только один комплекс. К примеру, только «Уран-Э» или только комплекс «Яхонт». В результате корабль, выходя в боевой поход, мог решить только одну задачу.

Но в последние годы концепция узкой специализации кораблей — носителей ракетного оружия меняется. Есть понятие «открытая корма». Концепция построения таких кораблей проста. Мы строим корабельную платформу, на ней есть навигационное оборудования для выполнения задач судоходства, оборонительное вооружение. В кормовой части есть свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных модулей. А в каждом из них — любой тип вооружения. К примеру, противолодочное, ударное ракетное, минно-тральное. Корабль может заниматься постановкой мин. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, а в зависимости от обстановки ставить новый боевой модуль.

Электроснабжение и информационное сопряжение боевых модулей с корабельными системами должно быть организовано по принципу «открытой архитектуры» с использованием стандартных соединителей и стандартного цифрового интерфейса.

— А как быть с подготовкой экипажей таких универсальных платформ?

— К сожалению, у моряков мировоззрение такое: БЧ-2 (боевая часть. — «Известия») — это ракетное оружие. Если корабль идет, а ракетного вооружения нет, то зачем там специалисты БЧ-2? Если их на корабле нет, возникает вопрос, а где экипаж БЧ-2? Его нужно иметь в горячем резерве и тренировать постоянно на стендовом оборудовании. Погрузили оружие, приняли на борт и техсостав. Казалось бы, небольшая задачка, но это переворот в мышлении военных руководителей.

Раньше в рубке любого военного корабля можно было увидеть набор различного оборудования, систем управления, навигации, радиолокации и т.д. Современная концепция — единый дизайн. В рубке размещаются одинаковые универсальные многофункциональные приборы. Командир может сесть за любое место и с него может или наблюдать за работой любого оператора, или сам выполнять его работу, или даже применять оружие.

При таком подходе нужен универсальный экипаж, где любой из членов команды мог бы не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и в случае необходимости, применить оружие. Степень автоматизации в нашем комплексе очень высокая. Но нужно преодолевать узкоспециализированное деление в образовании: «я — радист», «я —ракетчик», «я — торпедист».

Сама жизнь нас к этому подводит. Например, громкая связь тоже должна умереть. Весь экипаж, от командира до матроса, должен быть оснащен гарнитурой. На кораблях будет действовать военный Wi-Fi с геолокацией, чтобы при необходимости можно было увидеть, где находится каждый конкретный член экипажа.

topwar.ru

Противокорабельная ракета Х-35 | Армейский вестник

Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35. В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.

Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного оружия была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.

Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.

ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.

Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.

В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.

Схема ракеты Х-35

Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.

В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.

ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.

Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.

Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.

За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.

Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.

Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.

Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».

В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.

Пусковая установка 2С-24Э

Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.

Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.

В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.

В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.

Береговой комплекс «Бал» состоит из нескольких основных компонентов, выполненных в виде самоходных машин на базе шасси МАЗ-7930. За слежение и поиск целей отвечает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС). В состав батареи комплекса может входить до двух таких машин. Также в каждую батарею входит до четырех самоходных пусковых установок (СПУ). Каждая такая боевая машина имеет крепления для восьми ТПК с ракетами. Обслуживание СПУ выполняется транспортно-перегрузочными машинами. Кроме того, батареи оснащаются собственными машинами связи.

СПУ комплекса «Бал»

Использование самоходной техники позволяет быстро перебросить все средства комплекса «Бал» в заданный район и начать там боевую работу со слежением за указанной акваторией. Допускается возможность развертывания комплекса на удалении до 10 км от береговой черты. Типовая батарея может произвести запуск до 32 ракет. Общий боекомплект при этом составляет 64 ракеты.

В середине двухтысячных годов завершилась работа над авиационной версией ракеты Х-35. Для применения в качестве вооружения вертолетов была предложена ПКР Х-35В. Основные ее отличия заключаются в ином стартовом ускорителе. Его характеристики соответствуют предполагаемому способу запуска с летательного аппарата, имеющему относительно малую скорость полета. Для самолетов была предложена ракета без стартового ускорителя. Такая ПКР должна была разгоняться до скорости включения маршевого двигателя за счет самолета-носителя.

В 2011 году был представлен оригинальный проект пусковой установки для ракет Х-35, замаскированный под стандартный 20-футовый контейнер. При этом внутри контейнера удалось разместить как четыре ТПК с ракетами, так и набор необходимой аппаратуры управления. Перспективы подобного проекта до конца не ясны. Информация о возможных контрактах на поставку такого оружия не поступала.

Дальнейшим развитием ракеты Х-35 стало изделие Х-35У. За счет внедрения некоторых новых узлов и агрегатов удалось удвоить максимальную дальность полета. Х-35У может поражать цели на дальностях до 260 км от точки пуска. Такие характеристики обеспечиваются новым двигателем и иной конструкцией канала воздухозаборника, благодаря которой удалось увеличить запас топлива.

В 2009 году была представлена модернизированная версия ракеты Х-35У под названием Х-35УЭ, предназначенная для поставок зарубежным заказчикам. После всех доработок стартовый вес ракеты достиг 670 кг. Габариты остались на прежнем уровне. Двигатель и топливный бак, взятые у Х-35У, обеспечивают новой ПКР дальность полета до 260 км. По некоторым данным, возможен пуск на дальность до 300 км. Важнейшим нововведением проекта стало обновление систем наведения. Инерциальная навигационная система была дополнена спутниковой, а активную радиолокационную АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения цели увеличена до 50 км.

Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э

На данный момент основными эксплуатантами ракет Х-35 и ракетных комплексов семейства «Уран» являются Россия, Индия и Вьетнам. К настоящему времени собрано несколько сотен ракет, переданных ВВС и ВМФ России, а также ВМС Индии и Вьетнама. Зарубежные заказчики пока не проявляют интереса к авиационным ракетам, однако активно используют ракетные комплексы корабельного базирования.

В некоторых зарубежных источниках упоминается, что ракеты Х-35 российской разработки были скопированы конструкторами Северной Кореи. Копии Х-35 северокорейского производства предположительно эксплуатируются в КНДР и некоторых зарубежных государствах.

Как и другие противокорабельные ракеты, оружие семейства Х-35 имеет преимущества и недостатки. Основным преимуществом считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность ракет Х-35 затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели. Также следует отметить достойное соотношение веса ракеты и боевой части. Использованные радиолокационные ГСН способны работать в условиях постановки помех, что повышает вероятность поражения цели.

145-кг осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. т. Таким образом, ракеты Х-35 могут поражать широкий спектр боевых кораблей и вспомогательных судов.

Отдельного упоминание достойна гибкость применения ракет Х-35. Они могут использоваться в качестве ударного вооружения кораблей, самолетов, вертолетов и специализированных береговых комплексов. Таким образом, военные получают возможность использовать комплекс, наиболее полно отвечающий требованиям тактической обстановки.

Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.

Ракеты первых версий имели дальность полета до 130 км, что накладывало некоторые ограничения на их использование. Существовал риск приблизиться к цели на расстояние ответного удара с соответствующими рисками. Особенно ярко эта особенность могла проявляться при запуске ракет с летательных аппаратов, вынужденных приближаться к цели и рисковать попасть под удар средств противовоздушной обороны.

Необходимо отметить, что советский/российский проект ПКР Х-35 в определенной мере похож на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета Exocet, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения.

Зарубежные аналоги Х-35 неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. На счету ракет Exocet и Harpoon имеются несколько крупных побед в нескольких боях. ПКР Х-35 и ее модификации пока не использовались в реальных вооруженных конфликтах. Тем не менее, сравнение характеристик различных ракет и опыт использования зарубежных аналогов позволяют предполагать, что ракеты Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Военное обозрение: Х-35УЭ — убийца натовских эсминцев — Свободная Пресса

Ракета Х-35Э и ее модификация Х-35УЭ, созданные в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), не только не уступают зарубежным аналогам, но по многим параметрам превосходят их. Об этом заявил главный конструктор разработки Николай Васильев в интервью газете «Известия».

Х-35УЭ — это унифицированная противокорабельная ракета в экспортом исполнении. Причем, первая в стране унифицированная ракета, в равной мере ее носителями могут быть надводные корабли, вертолеты, самолеты, береговые ракетные комплексы. И даже подводные лодки, хоть такой вариант использования ракеты пока еще не рассматривался ни ВМФ России, ни ВМС стран, активно закупающих у нас вооружение и военную технику. Создание унифицированной ракеты позволило существенно снизить ее стоимость, поскольку сократило расходы на разработку. То есть не нужно было параллельно создавать корабельную, воздушную и береговую модификации.

Говоря о преимуществах российской унифицированной ракеты над иностранными аналогами, главный конструктор в первую очередь подразумевает ее успех на мировом рынке. Благодаря чему долгоживущий американский «Гарпун», хоть и проводились попытки при помощи модернизации существенно улучшить его характеристики, стремительно теряет авторитет у мировых заказчиков.

Читайте также

Российские роботы в Сирии: «Арго» и «Платформа-М» бьют, «Акация» добивает

Боевую мощь «умного железа» скоро усилят разработки «Калашникова»

Существенный перевес качества Х-35УЭ над «Гарпуном» определяет, в частности более совершенная головка самонаведения (ГСН). У американцев она радиолокационная с инерциальным каналом. У нашей ракеты помимо РЛС в ГСН используется спутниковое наведение на цель. В связи с чем ГСН Х-35УЭ работает с сигналом низкого уровня. «Гарпун» же при подлете к цели врубает мощность в 6 кВт, из-за чего обнаруживает себя и подставляется под противоракетный удар.

Современные противокорабельные ракеты действуют «стаей». То есть при всех ухищрениях по части помехозащищенности ГСН и противодействия защитным мероприятиям атакуемых целей, в данном случае — кораблей, в среднем прорвать противоракетную оборону способна одна ракета из восьми. Однако конструкторам Х-35УЭ удалось настолько повысить защищенность ракеты, что цели достигает уже одна из четырех.

На создание уникальной ГСН у КТРВ ушло почти 10 лет. Когда вызрела окончательная идея принципа наведения ракеты на цель, и был готов опытный образец, компания «Локхид» попросила его с целью проведения испытаний. И в случае, если бы головка их устроила в техническом отношении, они могли бы ее купить. Было это в 90-е годы, когда отрасль страдала от безденежья. Однако легальным путем ничего у американцев не получилось. А через некоторое время при невыясненных обстоятельствах погиб главный конструктор ГСН, его убили в поезде «Москва — Петербург». Вскоре без вести пропал главный алгоритмист, который разрабатывал программное обеспечение для обработки информации в процессоре ГСН. Эти потери оказались невосполнимыми, они отбросили разработчиков ракеты года на четыре.

Базовая ракета Х-35 была принята на вооружение в 2003 году. Х-35УЭ моложе более чем на 10 лет. Конструкторскому коллективу, который возглавлял Николай Васильев, удалось совершить феноменальный рывок вперед по сравнению с базовым вариантом. Благодаря новой топливной системе и улучшенным характеристикам двигателя удалось вдвое увеличить дальность полета. Теперь она достигает 260 км вместо 130 км. И это при той же самой скорости полета, равной 0,8−0,85 М. Причем не пришлось даже жертвовать весом боевой части, который остался без изменения.

Как уже было сказано, существенно повысилась способность прорыва противоракетной обороны противника. При этом если прежде радиолокационная ГСН захватывала цель на удалении в 20 км, то теперь дистанция возросла до 50 км. При поиске цели ГСН сканирует пространство, отклоняя луч радара +/- 45 гр. по горизонтали и + 10 гр./- 20 гр. по вертикали. На маршевом участке полет осуществляется на высоте 10−15 метров, после захвата цели ракета снижается до 3−4 метров в зависимости от волнения моря.

Благодаря сравнительно небольшим размерам ракета имеет малую заметность для радаров корабельной ПВО противника. Еще более она снижена за счет частичного использования при производстве стелс-технологий. Затруднено для атакуемого противника обнаружение не только полета ракеты, но и ее старта. Поскольку запуск происходит за пределами радиогоризонта.

При сравнении характеристик Х-35УЭ и последней модификации «Гарпуна» можно предположить, что американская ракета способна нанести больший ущерб атакуемому кораблю. Поскольку вес ее боевой части равен 235 кг, в то время как у созданной в КРЭТ ракеты — 145 кг. Однако и 145 кг вполне достаточно для нанесения непоправимого ущерба кораблям с водоизмещением до 5000 тонн, то есть эсминцам и всем остальным, чей ранг пониже. У «Гарпуна» тот же самый диапазон уничтожаемых целей.

Но при этом необходимо учитывать, условно говоря, «коэффициент полезного действия» ракеты. Как было сказано выше, за счет уникальной способности преодолевать противоракетную оборону противника из четырех Х-35УЭ одна гарантированно достигает цели. У «Гарпуна» данный показатель примерно в два раза хуже. Следовательно, на 235 кг американского фугаса приходится 290 российского.

И хоть Х-35 еще не довелось потопить ни одного эсминца, но такая ее способность была косвенно доказана в 2000 году. Моторная лодка с террористом на борту в Аденском порту торпедировала эсминец «Коул». Взорвалось всего около 200 килограммов взрывчатки. Причем взрыв был не направленный, в отличие от поражающего действия противокорабельной торпеды. Этого хватило для того, чтобы в корпусе эсминца образовалась дыра размерами 9×12 метров. И «Коул» затонул бы, если бы находился в открытом море. В порту же ему на помощь были брошены все имевшиеся спасательные средства. Так что боевой части российской ракеты вполне достаточно для того, чтобы «разобраться» с натовскими эсминцами.

Дальность российской ракеты на 20 км меньше, чем у «Гарпуна» — 260 км против 280 км. Однако это не противоречит заявлению главного конструктора унифицированной ракеты. Превосходство над зарубежными аналогами существует по большинству характеристик, а не по всем. При этом, разумеется, по важнейшей из них, по способности преодолевать противоракетную оборону, у нас существенное превосходство.

Однако на мировом рынке вооружений и военной техники существенное значение имеет и стоимость продукта. «Гарпун» значительно дороже. То есть явное преимущество и в цене, и в качестве продукта. Но у производителей американских ракет существует громадное преимущество перед конкурентами. Есть определенные натовские стандарты, которыми обязаны руководствоваться все члены альянса. Решающее значение при их выработке принадлежит Пентагону и ВПК США. Именно поэтому американское оружие закупается в больших количествах.

Правда, руководствуясь этими стандартами, некоторые виды вооружения разрабатывают технологически развитые страны. Например, Германия, Франция, Великобритания. Кстати, среди конкурирующих с Х-35УЭ ракет Николай Васильев называет французскую противокорабельную ракету «Экзосет». Она была запущена в серийное производство в 1973 году. Сейчас выпускается ее пятая модификация. По возможностям приближается к американскому «Гарпуну», хоть и немного ему проигрывает.

Читайте также

Украинская «Горлица» возьмет в прицел Белгород и Курск

Киев объявил о создании первого ударного беспилотного комплекса

«Экзосет» в полной мере доказала способность топить эсминцы. Причем эсминцы своих партнеров по НАТО. Эти ракеты перед Фолклендской войной были закуплены для ВМС Аргентины, именно ими во время войны были потоплены британские эсминец «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейер», а также серьезно поврежден эсминец «Гламорган». Это стало прекрасной рекламой ракеты, и она начала активно закупаться целым рядом стран.

Последняя модификация «Экзосета» имеет дальность в 180 км. Вес боевой части — 165 кг. Скорость — 0,93 М. Система управления включает в себя инерциальную систему и ГСН радиолокационного типа. О какой-то особой помехоустойчивости ракеты сведения отсутствуют.

svpressa.ru

Ракетный комплекс «Уран» с Х-35 противокорабельной крылатой ракетой

Малогабаритный противокорабельный ракетный комплекс «Уран» разработан в 1995 г. Государственным научным производственным центром «Звезда-стрела», он включает крылатую ракету Х-35, транспортно-пусковые контейнеры, пусковые установки, корабельную автоматизированную систему управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет. В системе кодов НАТО комплекс имеет обозначение SS-N-25 Switchblade.

Видео комплекса «Уран» и ракеты Х-35

Ракета Х-35 является дозвуковым летательным аппаратом, выполненным по нормальной аэродинамической схеме с воздухозаборником типа «полуутопленный тоннель», Х-образным расположением консолей и стабилизаторов. Запуск ракеты производится с помощью стартового твердотопливного ускорителя, сбрасываемого после отработки. В качестве маршевого двигателя используется двухконтурный турбореактивный двигатель.
Ракета снабжена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, ее стабилизацию на заданной траектории и вывод в район предполагаемого нахождения цели. Наведение ракеты на цель на конечном участке производится по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы. Для повышения скрытности и внезапности атаки ракета имеет траекторию с предельно малой высотой полета (до 10м), а в зоне действия зенитных средств самообороны кораблей она снижается до высоты 3-5 м. Максимальная дальность стрельбы — 130 км, минимальная — 5 км. Ракета имеет проникающую осколочно-фугасную боевую часть весом 145 кг. Ее подрыв обеспечивается контактным взрывателем.

Транспортно-пусковой контейнер предназначен для хранения, транспортировки и боевого применения ракеты. Он выполнен в виде металлического цилиндра с направляющими внутри. С торцов закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В центральной части контейнера имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения контейнеров в пакеты и крепления их на пусковой установке.
Пусковая установка в виде металлической рамы, закрепленной на фундаменте под углом 35° относительно горизонтальной плоскости корабля, рассчитана на размещение четырех контейнеров.
Корабельная автоматизированная система управления выполнена в виде двух модулей площадью 5 и 15 м2 и включает центральный прибор управления, прибор ввода аналоговых величин, прибор управления источниками питания и энергетическую часть системы.
Благодаря малому весу и компактности комплекса «Уран», им могут быть заменены противокорабельные ракетные комплексы разработки 60-х годов, при этом нет необходимости в увеличении водоизмещения или ухудшении условий обитаемости корабля. В то же время боекомплект может быть увеличен с 4 до 16 и более ракет.

Тактико-технические характеристики противокорабельной ракеты Х-35

Длина ракеты, м
4,4
Диаметр корпуса (диаметр описанной окружности), м 0,42
Стартовая масса, кг 600
Масса боевой части, кг
145
Тип боевой части осколочно-фугасная проникающего типа
Система наведения АУ + СН
Дальность стрельбы, км 5-130
Средняя скорость полета, м/с 300
Высота полета, м 10
Двигатель ТРД + СУ
Пусковая установка пакет транспортно-пусковых контейнеров


Добавить комментарий

oruzhie.info

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э » Военное обозрение

Фолклендский военный конфликт 1982 года между Аргентиной и Англией показал всему миру, что вероятность поразить эсминец противокорабельной ракетой достаточна велика. Разработка подобных ракет с этого момента началась с удвоенной силой. Советский Союз, один из лидеров в разработке и производстве ПКР, дал зеленый свет разработкам в этой области. Калининградский завод «Стрела», а точнее ОКБ завода, к этому времени уже вело разработку малогабаритной ПКР, и постановление правительства от 16 марта 1983 года о разработке новейшей ПКР дало толчок к наращиванию конструкторских мощностей по созданию собственной ракеты.
Основная идея – создание ПКР малых габаритов. Основное предназначение разрабатываемой ракеты Х-35Э – поражение и уничтожение кораблей различного класса. Основные обоснования создания ракеты Х-35Э:
— малые габариты создаваемой ракеты позволяют разместить достаточно большой боекомплект на практически любом корабле;
-возможность разместить до 16-ти ракет даже на РКа водоизмещением 500 тонн;
— в зависимости от размера корабля и защитных характеристик цели, применение ракеты возможно как одиночно или нескольких, или всего боекомплекта одним залпом;
— использование предельно малых высот на конечном участке полета ракеты, порядка трех-четырех метров, оставляют противнику немного возможностей обнаружить и уничтожить ПКР.
— одновременное использование полдесятка ракет дает большую вероятность прорыва ПКР к цели и поражения крупных кораблей класса эскадренный миноносец.
— унификация ракеты — ее носителями могут быть корабли, самолеты и наземные береговые комплексы.
При создании ракеты ее планировали использовать в качестве боекомплекта для ракетного комплекса корабельного базирования Уран-Э.

Х-35Э ракета нового поколения
При создании ПКР конструкторам предстояло решить научные и технические задачи, которые еще не решал никто. Так, по проектному заданию, силовая установка ПКР обеспечивала большой импульс при старте, ПКР совершала полет с экономным расходом ракетного топлива. Конструкторы решили данные задачи – использование в ПКР силовой установки комбинированного типа, в которую входили стартовый пороховой ускоритель и малогабаритный ТРД с малым ресурсом и небольшой степенью двухконтурности. Если сравнить Х-35Э и ракету «Exocet» , которая поразила британский эсминец в 1982 году, то дальность поражения у отечественной Х-35Э была в 2 раза больше чем у французской ПКР Exocet. Комбинирование решения для наведения и специально разработанный алгоритм работы активной ГСН новой ракеты, обеспечили большую точность Х-35Э. Кстати на сегодняшнее время, ПКР «Exocet» имеют силовую установку по типу СУ «Х-35Э».

Проблемы создания Х-35Э
При рассмотрении проекта новой ракеты в 1983 году, комиссия посчитала, что активная радиолокационная ГСН не соответствует проектным требованиям. Начались работы по улучшению АРЛГСН ПКР. Конструкторы около трех лет разрабатывали требуемую головку самонаведения. В начале ноября 1985 года произвели первый пуск доработанной ракеты. Пуск производили с береговой наземной позиции. Однако следующие пуски, произведенные в 1986 году, были признаны неудачными. Происходит очередная проработка ряда узлов и систем. И в конце января 1987 года пуск ракеты признают успешным, системы ПКР отработали согласно заявленным характеристикам. Головка самонаведения еще 5 лет дорабатывалась и только в 1992 году можно было проводить испытательные пуски для доводки АРЛГСН и планера. Первый этап ЛКИ был завершен.

Нет худа без добра
Начало 90-х были самым трудным временем для ВПК России, у государства катастрофически не хватало денег даже на выплаты зарплат и пенсий. В 1992 году все работы по созданию как ракеты Х-35Э, так и ракетного комплекса корабельного типа Уран-Э остановлены. Калининградское предприятие, рискуя всем, начинает восстанавливать работы по доработке ракеты. В течение пяти лет, до 1997 года, на предприятии завершили второй этап ЛКИ. Всего в течение этих пяти лет провели четыре испытательных пуска. Момент в создании ракеты поистине критический. Новые времена, кроме известных проблем, принесли и новые возможности. Предприятие теперь имело возможность искать зарубежных клиентов. Первая международная выставка, в которой участвовало предприятие с демонстрационной ракетой и проектом по комплексу «Уран-Э», сразу же обеспечила иностранных заказчиков для предприятия. В 1994-м заключается контракт с индийскими военными на поставку комплекса Уран-Э с ракетой Х-35Э для собственных ВМС. Это были первые крупные средства, они могли обеспечить предприятию выживание в трудных экономических условиях. Благодаря контракту были развернуты все структуры для серийного производства КРК «Уран-Э». Чтобы выполнить контракт вовремя, люди на предприятии работали круглые сутки. Все прекрасно понимали, что другой возможности в ближайшее время может и не быть. Поставки комплекса с ракетами по контракту начались в 1996 году. В конце декабря 1996 года индийский эсминец «Дели» был вооружен новым ракетным комплексом корабельного типа «Уран-Э». После поставок комплексов индийским ВМС стали появляться соглашения на поставку Уран-Э и в некоторые другие страны.

Потенциал производителя Уран-Э
Экспортные поставки комплекса не только дали возможность выжить предприятию. Были сохранены все ценные и высококвалифицированные кадры производства. Постоянно проводилось улучшение комплекса и ракеты Х-35Э. Все официальные поставки комплекса заканчивались показательными пусками ракет, опыт данных запусков для разработчиков был бесценен. Этих запусков было больше, чем предприятие осуществило в ходе отечественных ЛКИ, в два-три раза. Имевшие небольшие сбои, комплексы, поставляемые за рубеж, были успешно отремонтированы до заводских характеристик специалистами предприятиями.

Отечественные перспективы
При вопросе обеспечения отечественных кораблей комплексом КРК «Уран-Э» даже больше чем отвечал всем требованиям. В 2003 году КРК «Уран-Э» с ракетами Х-35Э, созданные предприятием, которое входило в ОАО «Тактическое ракетное вооружение» прошел госиспытания и пошел на вооружение отечественных кораблей. На сегодня Уран-Э исходя из критерия «стоимость-эффективность» – один из наилучших во всем мире.
Конструкторы проводили работы не только над ракетным комплексом морского базирования, но и проводили работы по созданию наземного решения с ракетами Х-35Э – берегового комплекса «Бал-Э». В 2004 году береговой комплекс успешно проходит госиспытания и принимается на вооружение ВМФ Российской Федерации. Настала очередь обеспечения самолетов ракетами Х-35Э. В 2005 году прошли испытания Х-35Э на индийском самолете Ил-38SD, после которых принимаются протоколы взаимодействий с отечественными авиастроительными компаниями МиГ и Сухой с целью адаптации Х-35Э к вооружению многоцелевых самолетов.

Будущее Х-35Э
Сейчас корпорация ТРВ работает над противокорабельной ракетой Х-35УЭ. Конструкторы увеличили в 2 раза дальность действия ракеты. ПКР получила систему наведения с ИС, спутниковую навигацию и активно-пассивную РЛГСН. Это улучшило основные показатели ракеты, ее защищенность и применяемость. Габаритные характеристики остались неизменны, что открывает хорошие перспективы для комплексов Бал-Э и Уран-Э.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *