Военный флот – Военно-морской флот ВМФ России: история, состав, перспективы

Военный флот

Название: Асы подводной войны
Автор: Геннадий Дрожжин
Страниц: 352
Год издания: 2004
Формат: PDF
Размер: 11 Mb

 

Наши подводники периода «холодной войны» совершали такие выдающиеся по сложности и длительности походы, среди которых немало уникальных и рекордных достижений, достойных занесения в Книгу рекордов Гиннесса, вызывающих зависть и восхищение подводников других стран.В своей новой книге Геннадий Дрожжин доказывает, что советские моряки ни в чем не проиграли «холодную войну» под водой, её проиграли из-за предательства партийно-государственной номенклатурной «верхушки», руководимой зарубежными «кукловодами». В этой книге вы найдете доказательства того, что сейчас, т.е. в наше время, США развернули невиданную гонку вооружений и подготовку американской армии и флота к большой неядерной войне против России с опорой на удар крылатых ракет. Пора очнуться от спячки! Те, кто развалил великую империю — Советский Союз, продолжают разваливать теперь уже Россию.

 

Автор: Л. Кащеев
Книга: Германские линейные крейсера «Гебен» и «Мольтке»
Серия: Морская Коллекция 2014-03
Издательство: Моделист-Конструктор
Год: 2014
Формат: PDF
Размер: 44 Mb

В предлагаемой читателям монографии из всего множества немецких крейсеров речь пойдёт лишь о двух из них - «Мольтке» и «Гебене», однотипных кораблях, хотя и с совершенно разными судьбами. Немаловажную роль при выборе этих двух кораблей, как темы исследования, сыграл и тот факт, что оба крейсера не раз сталкивались в бою с российским флотом. «Мольтке» прошёл обычный путь немецкого линейного крейсера, участвуя практически во всех операциях крейсерской эскадры Хиппера и всех линейных боях. В частности, велика была его роль и в Ютландском сражении 1916 года, и в десантной операции на эстонские острова. «Гебен» - полная противоположность «крейсеру-близнецу». В частности, ему так и не довелось принять участие ни в одном линейном сражении.

 

Автор: В.П. Заблодцкий
Книга: Whisky по-николаевски. Подводные лодки проекта 613
Серия: Морская Коллекция 2014-01

Издательство: Моделист-Конструктор
Год: 2014
Формат: PDF
Размер: 45 Mb

Самые массовые средние дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки проекта 613, без преувеличения, стали таким же символом советского подводного флота 1950-1960-х гг, какими в своё время для армии были трёхлинейная винтовка или танк Т-34. На Западе эти корабли, согласно принятой практике, условно отнесли к типу «W» (или Whisky, так эта буква расшифровывается в соответствии с Международным Буквенным Сводом сигналов). Именно эти субмарины, составлявшие в начальный период «холодной войны» основу советского подводного флота, долгое время вполне заслуженно были объектами пристального внимания западных военно-морских разведок, адмиралов, политиков, а со временем также историков и широкого круга любителей истории отечественного судостроения и флота. Монография WHISKY ПО-НИКОЛАЕВСКИ посвящена подводным лодкам проекта 613 постройки Николаевского судостроительного завода № 444. Автор - выпускник Николаевского кораблестроительного института им. адмирала С.О. Макарова инженер-кораблестроитель капитан 1 ранга В.П. Заблоцкий.

 

Автор: Д.Б. Якимович
Книга: Эскадренный броненосец «Иена»
Серия: Морская Коллекция 2013-10
Издательство: Моделист-Конструктор
Год: 2013
Формат: PDF
Размер: 48 Mb

В период между закладкой пресловутого «флота образцов» в начале 1890-х гг. и переходом к строительству крупных серий броненосцев в начале XX века французский флот обзавелся только пятью кораблями данного класса. Все они были построены по
проектам инженера Тибодье, но лишь двум из них было суждено дожить до сдачи на слом. Эскадренный броненосец «Иена», четвёртый по счёту в этой группе - погиб первым. О короткой истории и трагической гибели этого корабля и пойдёт рассказ.

 

Автор: Александр Больных
Книга: Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия
Издательство: Эксмо
Год: 2013 г.
Страниц: 315 стр.
ISBN: 978-5-699-60592-7
Формат: PDF
Размер: 297 Mb

Всё о боевом применении, развитии и преображении Его Величества Линкора на протяжении четырех столетий – от деревянных парусников до закованных в тяжелую броню колоссов! Подлинная история самых грозных кораблей, которые во все времена были олицетворением военно-морской мощи, «козырным тузом» любого флота. Почему век линкоров оказался настолько долог? Сколько раз этот класс кораблей менялся до неузнаваемости? Отчего в XX веке линейные флоты, на создание которых были потрачены астрономические суммы, не оправдали возлагавшихся на них надежд, а ставка на генеральное артиллерийское сражение оказалась бита? Правда ли, что линкоры навсегда уступили первенство авианосцам – или ракетное оружие подарило им новую жизнь? И стоит ли в ближайшем будущем ожидать очередной «реинкарнации» линкора?

 

Автор: Вячеслав Ликсо
Книга: Корабли и подводные лодки. Величайшие битвы. Самые известные флотоводцы
Издательство: АСТ
Год: 2014 г.
Страниц: 166 стр.
Формат: PDF
Размер: 86 МВ

Военный флот имеет богатейшую историю. Окунитесь в нее — и окажетесь в Древнем Египте, колыбели ВМФ, и в античной Греции с ее четким разделением между торговыми и военными судами. Станете свидетелями и в некоторой степени участниками величайших морских сражений под командованием бесстрашных флотоводцев, от решений которых во многом зависел исход сражения. Прокатитесь на триреме и галеоне, нао и каравелле, а потом, если захотите, спуститесь в морские глубины на первой механической подлодке или взлетите ввысь с современного авианосца. Не удивляйтесь всему этому. Наша книга не только содержит массу интересной и познавательной информации и расширяет вашу эрудицию — она еще и дает простор для полета фантазии! А это так важно для юного капитана, мечтающего в будущем связать свою жизнь с морем.

 

www.dogswar.ru

Военный флот Второй мировой — Всё о Второй мировой

В данном разделе изложена информация о качественном и численном составе военно-морских флотов государств, участвовавших в военных действиях Второй мировой войны. Кроме того, приведены данные о флотах некоторых стран, официально занимавших нейтральную позицию, однако фактически оказывавших содействие тем или другим участникам войны. Недостроенные  или  вступившие в строй после окончания войны корабли не учитывались. Не принимались во  внимание и суда, использовавшиеся в военных целях, но находившиеся под гражданским флагом. Суда, переданные или полученные от одной страны другой (в т. ч. и по договорах ленд-лиза) в расчет не принимались, как не учитывались и трофейные или восстановленные корабли. В силу ряда причин, данные о погибших десантных и малых кораблях, а также катерах приведены по минимальных значениях и фактически могут быть значительно больше. Тоже касается и сверхмалых подводных лодок. При описании тактико-технических характеристик приводились данные по времени последней модернизации или перевооружения.

Характеризуя военные корабли как оружие войны на море, следует отметить, что целью такой войны являлась борьба за морские коммуникации, как средство для самых больших, массовых перевозок. Лишение противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях и есть путь к победе в войне. Для завоевания и использования господства на море недостаточно только одного сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Лишь совокупность всего этого обеспечивает  морское могущество.

Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового  судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. Именно характер военных действий определяет потребность в тех или иных военных кораблях, в специфике их вооружения и тактике использования.

Осуществляя подготовку к войне, ведущие морские государства применяли разные военные морские доктрины, однако ни одна из них не оказалась эффективной, правильной. И уже в ходе войны с напряжением всех сил  пришлось не только их корректировать,  а кардинально изменять под планируемые военные действия.

Так, ВМФ Великобритании, базируясь на устаревших кораблях межвоенного периода, главный упор делал на крупные артиллерийские корабли. Военный флот Германия формировал массовый подводный флот. Королевский Итальянский флот строил скоростные легкие крейсера и эсминцы, а также малые подводные лодки с низкими техническими характеристиками. СССР пытаясь заменить царский флот, ускорено строил корабли всех классов устаревших образцов, опираясь на доктрину прибрежной обороны. Основу флота США составляли тяжелые артиллерийские корабли и устаревшие эсминцы. Франция усиливала свой флот легкими артиллерийскими кораблями с ограниченным запасом хода. В Японии строили линкоры и авианосцы.

Кардинальные изменения в структуре флотов произошли и с массовым внедрением радиолокаторов и гидролокаторов, а также развитием средств связи. Применение систем опознавания самолетов, управления артиллерийским и зенитным огнем, обнаружения подводных, надводных и воздушных целей, радиоразведка также изменили и тактику флотов. Ушли в небытие крупные морские сражения, а война с транспортным флотом стала приоритетом.

Развитие вооружений (появление новых типов палубных самолетов, неуправляемых ракет, новых видов торпед, мин, бомб и т.д.) позволили флотам проводить самостоятельные оперативные и тактические военные операции. Флот из вспомогательных сил сухопутных войск превращался в основную ударную силу. Авиация становилась эффективным средством как борьбы с флотом противника, так и защитой своего.

Рассматривая ход войны в увязке с техническим прогрессом, развитие флотов можно охарактеризовать следующим образом. В начальном этапе войны всевозрастающий германский подводный флот фактически блокировал морские коммуникации Великобритании и ее союзников. Для их защиты потребовалось значительное количество противолодочных кораблей, а их оснащение гидролокаторами, превратило подводные лодки из охотников в мишени. Необходимость защиты крупных надводных кораблей, конвоев и обеспечение проведения будущих наступательных операций потребовали массового строительства авианосцев. Этим характеризуется средний этап войны. На заключительном этапе для проведения массовых десантных операций как в Европе, так и на Тихом океане возникла острая необходимость в высадочных средствах и судах обеспечения.

Все эти задачи смогли решить только США, чья мощная экономика за годы войны превратила союзников в должников  на долгие годы, а страну в сверхгосударство. При этом следует отметить, что поставки кораблей по договорам ленд-лиза происходили в рамках перевооружения США, т.е. союзникам передавались устаревшие суда, с низкими ТТХ или без надлежащего оборудования. Это в равной мере касалось всех получателей помощи, в т.ч. и СССР, и Великобритании.

Необходимо упомянуть и то, что как крупные корабли США, так и малые отличались от судов всех других стран наличием комфортных условий жизнеобеспечения экипажей. Если в других странах  при строительстве кораблей приоритет отдавался количеству вооружения, боеприпасов, запасам топлива, то американские флотоводцы комфорт экипажа ставили в один ряд с требованиями к боевым качествам судна.

Ориентировочная численность флотов в разрезе стран и видов кораблей
(без переданных/полученных)

Продолжение таблицы

Совокупное количество военных флотов  42 стран (обладающих военными флотами или хотя бы одним кораблем), принимавших участие во Второй мировой войне составляло 16,3 тыс. кораблей, из которых погибло по не полным данным не менее 2,6 тыс. Кроме того, в состав флотов входило 55,3 тыс. малых кораблей, катеров и десантных судов, а также 2,5 тысячи подводных лодок, без учета сверхмалых субмарин.

Пятерку стран, имеющих самые крупные флоты составляли: США, Великобритания, СССР, Германия и Япония, которые имели 90% боевых  кораблей от общей  численности, 85% подводных лодок и 99% малых и десантных судов.

Обладающие большими флотами Италия и Франция, а также более мелкими Норвегия и Нидерланды не смогли эффективно распорядиться своими кораблями, затопив их часть и став основными поставщиками трофеев противнику.

Определить значимость видов кораблей в военных действиях возможно лишь с учетом этапов войны. Так на начальной стадии войны главенствующую роль играли подводные лодки, блокирующие коммуникации противника. В средней стадии войны основную роль играли эсминцы и противолодочные  корабли, которые подавили подводные флоты противников. В завершающей стадии войны на первое место вышли авианосцы с кораблями обеспечения и десантные корабли.

В период войны было потоплено торговый флот тоннажем 34,4 млн. т. При этом на долю подводных лодок приходилось 64%, авиации – 11%, надводных кораблей – 6 %, мин – 5%.

Из общего количества потопленных боевых кораблей флотов примерно 45% заслуги авиации, 30%  — подводных лодок, 19%  — доля надводных кораблей.

Читайте также:

Авианосцы

Линкоры и броненосцы

Крейсера

Миниторы

Эсминцы и миноносцы

Эскортные и патрульные корабли

Сторожевики и охотники

Минные заградители

Тральщики

Канонерские лодки

Десантные корабли

Подводные лодки

Малые боевые корабли и катера

Вспомогательные корабли

wwii.space

Военно-морской флот СССР — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2018; проверки требуют 4 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
Военно-морской флот
(ВМФ СССР)

Флаг ВМФ СССР
Годы существования 1918 — 14 февраля 1992 года
Страна РСФСР

ru.wikipedia.org

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ • Большая российская энциклопедия

ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), вид воо­ру­жён­ных сил (ВС), пред­на­зна­чен­ный для ре­ше­ния стра­те­ги­че­ских и опе­ра­тив­ных за­дач на оке­ан­ских и мор­ских ТВД; в ря­де го­су­дарств – во­ен­но-мор­ские си­лы (ВМС). По сво­им бое­вым воз­мож­но­стям совр. ВМФ спо­со­бен на­но­сить ядер­ные уда­ры по важ­ным на­зем­ным объ­ек­там про­тив­ни­ка, унич­то­жать си­лы его фло­та в мо­ре и на ба­зах, на­ру­шать (сры­вать) оке­ан­ские и мор. пе­ре­воз­ки, за­воё­вы­вать гос­под­ство в мор. (оке­ан­ских) рай­онах, со­дей­ст­во­вать су­хо­пут­ным вой­скам (СВ) в про­ве­де­нии опе­ра­ций на кон­ти­нен­таль­ном ТВД, обо­ро­нять свои мор. (оке­ан­ские) пе­ре­воз­ки, вы­са­жи­вать мор. де­сан­ты. ВМФ про­во­дит опе­ра­ции и ве­дёт бое­вые дей­ст­вия са­мо­стоя­тель­но или совм. с др. ви­да­ми ВС. Гл. свой­ст­ва ВМФ: вы­со­кая мо­биль­ность, боль­шая ав­то­ном­ность, спо­соб­ность дей­ст­во­вать в лю­бых рай­онах Ми­ро­во­го ок., по­сто­ян­ная бое­вая го­тов­ность и вы­со­кая бое­вая ус­той­чи­вость его под­вод­ных сил и авиа­нос­ных груп­пи­ровок.

Раз­ви­тие фло­та на­ча­лось в глу­бо­кой древ­но­сти. В Древ­нем Егип­те, Древ­ней Гре­ции, Древ­нем Ри­ме и Ки­тае пер­во­на­чаль­но строи­лись тор­го­вые су­да, а позд­нее и во­ен. греб­ные ко­раб­ли. В греч. фло­те в 5 в. до н. э. осн. клас­сом бое­во­го ко­раб­ля бы­ла трие­ра. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми ти­па­ми ко­раб­лей рим. фло­та в 3–2 вв. до н. э. яв­ля­лись три­ре­ма (то же, что трие­ра) и пен­те­ра (ко­рабль боль­ших раз­ме­ров с 5 ря­да­ми вё­сел). В 1 в. до н. э. в Ри­ме на­ря­ду с эти­ми ти­па­ми ко­раб­лей поя­ви­лись ли­бур­ны – не­боль­шие ко­раб­ли с од­но­ряд­ным раз­ме­ще­ни­ем вё­сел и боль­шей ма­нёв­рен­но­стью. Осн. спо­со­ба­ми воо­руж. борь­бы на мо­ре бы­ли та­ран и абор­даж. Позд­нее в ка­че­ст­ве ору­жия ста­ли ис­поль­зо­вать ме­та­тель­ные ма­ши­ны – бал­ли­сты и ка­та­пуль­ты, ус­та­нав­ли­вав­шие­ся в но­со­вой час­ти ко­раб­ля и стре­ляв­шие кам­ня­ми и за­жи­га­тель­ны­ми сна­ря­да­ми. В 7 в. н. э. ве­не­ци­ан­цы на ос­но­ве рим. ли­бур­ны соз­да­ли улуч­шен­ный тип греб­но­го ко­раб­ля – га­ле­ру, ко­то­рая по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла др. ти­пы греб­ных ко­раб­лей и к кон. Сред­не­ве­ко­вья ста­ла осн. бое­вым ко­раб­лём. В 10–12 вв. в ря­де сре­ди­зем­но­мор­ских стран, а так­же у анг­ло­сак­сов, нор­ман­нов и дат­чан по­яви­лись па­рус­ные су­да. Пе­ре­ход от греб­ных су­дов к па­рус­ным за­вер­шил­ся к сер. 17 в. Осн. ору­жи­ем па­рус­ных ко­раб­лей ста­но­вит­ся ар­тил­ле­рия. В 16–17 вв. в Анг­лии, Фран­ции, Ис­па­нии и Гол­лан­дии соз­да­ют­ся по­сто­ян­ные во­ен. фло­ты. К нач. 18 в. ко­раб­ли в за­ви­си­мо­сти от во­до­из­ме­ще­ния, ко­ли­че­ст­ва пу­шек и чис­лен­но­сти эки­па­жа ста­ли раз­де­лять на клас­сы и ран­ги. В это же вре­мя сло­жи­лась бое­вая ор­га­ни­за­ция па­рус­но­го фло­та – поя­ви­лись эс­кад­ры. Так­ти­ка ве­де­ния мор. боя па­рус­ны­ми фло­та­ми за­клю­ча­лась в том, что­бы, по­стро­ив свои ко­раб­ли в киль­ва­тер­ную ко­лон­ну, за­нять на­вет­рен­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к ко­раб­лям про­тив­ни­ка и, сбли­жа­ясь с ни­ми, унич­то­жить их ог­нём сво­ей ар­тил­ле­рии. Ес­ли арт. ду­эль не при­во­ди­ла к ус­пе­ху, бой за­вер­шал­ся абор­даж­ной схват­кой.

На­ча­ло соз­да­нию ре­гу­ляр­но­го во­ен. фло­та Рос­сии по­ло­же­но в 1696, ко­гда по ука­зу Пет­ра I в це­лях борь­бы за вы­ход к Азов­ско­му и Чёр­но­му мо­рям на р. Во­ро­неж бы­ла по­строе­на Азов­ская фло­тилия. В хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 был соз­дан Балт. флот, вы­дви­нув­ший Рос­сию в чис­ло круп­ных мор. дер­жав. Уже в на­ча­ле сво­его ста­нов­ле­ния рос. флот одер­жал пер­вую по­бе­ду над швед. фло­том в Ган­гут­ском мор­ском сра­же­нии 1714 и в по­сле­дую­щем впи­сал мно­го ге­ро­ич. стра­ниц в отеч. ис­то­рию.

84-пушечный корабль «Императрица Мария» (1853, Россия).

Во 2-й пол. 18 в. раз­ви­тие пром-сти, нау­ки и тех­ни­ки по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но улуч­шить кон­ст­рук­цию кор­пу­сов ко­раб­лей, их па­рус­ное и арт. воо­ру­же­ние. Во­до­из­ме­ще­ние ли­ней­ных ко­раб­лей уве­ли­чи­лось с 1 до 4 тыс. т, чис­ло ору­дий воз­рос­ло до 135, усо­вер­шен­ст­во­ва­лась ко­ра­бель­ная ар­тил­ле­рия (брон­зо­вые ору­дия бы­ли за­ме­не­ны чу­гун­ны­ми, ско­ро­стрель­ность воз­рос­ла до 1 вы­стре­ла в 3 мин, даль­ность стрель­бы – с 300 до 600 м). Па­рус­ный флот дос­тиг сво­ей вер­ши­ны.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (1904, Россия).

Минный заградитель «Енисей» (1912, Россия).

В нач. 19 в. поя­ви­лись пер­вые па­ро­вые бое­вые ко­раб­ли. По­сле Крым­ской вой­ны 1853–56 все го­су­дар­ст­ва пе­ре­шли к строи­тель­ст­ву па­ро­вых бро­не­нос­ных ко­раб­лей. Пе­ре­ход к строи­тель­ст­ву па­ро­во­го фло­та сов­пал с вне­дре­ни­ем на­рез­ной ко­ра­бель­ной ар­тил­ле­рии, об­ла­дав­шей боль­шей даль­но­стью и точ­но­стью стрель­бы. По­яв­ле­ние в 1870-х гг. мин, а за­тем тор­пед при­ве­ло к соз­да­нию мин­ных за­гра­ди­те­лей и ми­но­нос­цев. Бур­ный тех­нич. про­гресс при­вёл к соз­да­нию на фло­те трёх осн. ти­пов ко­раб­лей: эс­кад­рен­ных бро­не­нос­цев для арт. боя; крей­се­ров для до­зор­ной служ­бы, раз­вед­ки и унич­то­же­ния тор­го­вых су­дов; ми­но­нос­цев для за­вер­ше­ния боя мин­но-тор­пед­ной ата­кой по­вре­ж­дён­ных ко­раб­лей. По­вы­ше­ние ро­ли ВМФ в кон. 19 в. (тео­рия «мор­ской си­лы», ос­но­во­по­лож­ни­ки – амер. контр-адм. А. Т. Мэ­хэн и брит. ви­це-адм. Ф. Х. Ко­ломб) бы­ло свя­за­но с ак­тив­ной ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­кой ве­ду­щих го­су­дарств ми­ра.

По­сле рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05 в со­ста­ве фло­тов поя­ви­лись лин­ко­ры, ко­то­рые ста­ли ре­шаю­щей си­лой в во­оруж. борь­бе на мо­ре. Они по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лись: уве­ли­чи­ва­лось ко­ли­че­ст­во ство­лов ар­тил­ле­рии гл. ка­либ­ра, её даль­но­бой­ность и ско­ро­стрель­ность (до 2 вы­стре­лов в 1 мин), бро­ни­ро­ва­ние, ско­рость хо­да. В свя­зи с тех­нич. со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем воз­рос­ла роль в мор. бою тор­пед­но­го ору­жия и в со­ста­ве фло­тов вме­сто ми­но­нос­цев поя­ви­лись эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы (эс­мин­цы), ос­на­щён­ные арт. и тор­пед­ным воо­ру­же­ни­ем. Для раз­вед­ки, борь­бы с эс­мин­ца­ми про­тив­ни­ка и дей­ст­вий на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях во мн. го­су­дар­ст­вах строи­лись лёг­кие крей­се­ра. Усо­вер­шен­ст­во­ва­ние дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния, элек­тро­мо­то­ров, ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей и пе­ри­ско­пов соз­да­ло пред­по­сыл­ки в нач. 20 в. для строи­тель­ст­ва под­вод­ных ло­док (ПЛ), ко­то­рые в боль­шин­ст­ве го­су­дарств пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лись для борь­бы с над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми про­тив­ни­ка в при­бреж­ных во­дах и раз­вед­ки. В ря­де го­су­дарств на­ча­лось строи­тель­ст­во гид­ро­са­мо­лё­тов.

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в бо­ях на мо­ре уча­ст­во­ва­ли сот­ни над­вод­ных ко­раб­лей, ПЛ, а на по­след­нем её эта­пе – и са­мо­лё­ты. Лин­ко­ры ис­поль­зо­ва­лись край­не ог­ра­ни­чен­но из-за рез­ко воз­рос­шей мин­ной опас­но­сти, уг­ро­зы от ПЛ и др. бое­вых средств. Ши­ро­кое при­ме­не­ние на­шли лёг­кие крей­се­ра, во­до­из­ме­ще­ние ко­то­рых к кон­цу вой­ны вы­рос­ло до 8 тыс. т, а ско­рость хо­да – до 30 уз (55,5 км/ч) и бо­лее. Ко­раб­ля­ми уни­вер­саль­но­го на­зна­че­ния по­ка­за­ли се­бя эс­мин­цы, ко­то­рые ста­ли наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны­ми в со­ста­ве фло­тов вое­вав­ших го­су­дарств; их во­до­из­ме­ще­ние бы­ло до­ве­де­но до 2 тыс. т, ско­рость хо­да – до 38 уз (70 км/ч). Даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли мин­ные за­гра­ди­те­ли. Поя­ви­лись спец. ти­пы траль­щи­ков: эс­кад­рен­ные (бы­ст­ро­ход­ные), ба­зо­вые и ка­те­ра-траль­щи­ки. Важ­ную роль в бое­вых дей­ст­ви­ях на мо­ре ста­ли иг­рать ПЛ, ко­то­рые офор­ми­лись в са­мо­сто­ят. род сил ВМФ, спо­соб­ный ус­пеш­но ре­шать не толь­ко так­ти­че­ские, но и опе­ра­тив­ные за­да­чи. В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны по­яви­лись авиа­нос­цы, сто­ро­же­вые ко­раб­ли, тор­пед­ные ка­те­ра. Впер­вые ста­ла ис­поль­зо­вать­ся мор­ская авиа­ция, са­мо­лё­ты ко­то­рой ве­ли раз­вед­ку, на­но­си­ли бом­бо­вые уда­ры по ко­раб­лям и ба­зам фло­та, кор­рек­ти­ро­ва­ли огонь ко­ра­бель­ной ар­тил­ле­рии. Ору­жи­ем са­мо­лё­тов мор. авиа­ции на­ря­ду с бом­ба­ми ста­ли тор­педы. ВМФ на­чал пре­вра­щать­ся в вид ВС, объ­е­ди­няю­щий со­еди­не­ния и час­ти над­вод­ных ко­раб­лей, ПЛ, авиа­ции и мор­ской пе­хо­ты, при до­ми­ни­рую­щем зна­че­нии над­вод­ных ко­раб­лей.

В пе­ри­од ме­ж­ду 1-й и 2-й ми­ро­вы­ми вой­на­ми пред­поч­те­ние от­да­ва­лось строи­тель­ст­ву лин­ко­ров. Ко­раб­ли др. клас­сов – авиа­нос­цы, крей­се­ра, эс­мин­цы и др. – пред­на­зна­ча­лись для обес­пе­че­ния дей­ст­вий лин­ко­ров. В 1937–38 Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния и США пе­ре­шли к се­рий­но­му строи­тель­ст­ву авиа­нос­цев. Ин­тен­сив­но строи­лись крей­се­ра, эс­мин­цы, ПЛ, тор­пед­ные ка­те­ра. В со­став фло­тов вхо­ди­ла бом­бар­ди­ро­воч­ная, мин­но-тор­пед­ная, раз­ве­ды­ва­тель­ная и ис­тре­би­тель­ная авиа­ция. Ко­раб­ли ос­на­ща­лись усо­вер­шен­ст­во­ван­ным арт. и тор­пед­ным ору­жи­ем, поя­ви­лись не­кон­такт­ные ми­ны, но­вое про­ти­во­ло­доч­ное ору­жие, ста­ли при­ме­нять­ся ра­дио­ло­ка­ция и гид­ро­ло­ка­ция.

Во 2-й ми­ро­вой вой­не раз­мах во­ен­ных дей­ст­вий на мо­ре зна­чи­тель­но воз­рос. В хо­де вой­ны лин­ко­ры ус­ту­пи­ли авиа­нос­цам роль гл. удар­ной си­лы. Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ла мор. авиа­ция (па­луб­ная и на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния). Воз­рос­ла роль ПЛ, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись гл. обр. для борь­бы с над­вод­ными ко­раб­ля­ми. Для борь­бы с вра­же­ски­ми ПЛ при­ме­ня­лись авиа­ция, ПЛ и мин­ное ору­жие. В со­ста­ве фло­тов ста­ли ис­поль­зо­вать ко­раб­ли ПВО. Вой­на под­твер­ди­ла вы­вод о том, что це­ли во­оружённой борь­бы на мо­ре дос­ти­га­ют­ся объ­е­ди­нён­ны­ми уси­лия­ми раз­но­род­ных сил фло­та.

В по­сле­во­ен. пе­ри­од в строи­тель­ст­ве ВМС мн. за­ру­беж­ных го­су­дарств, и пре­ж­де все­го США, осн. уси­лия на­прав­ля­лись на соз­да­ние атом­ных ПЛ, воо­ру­жён­ных бал­ли­стич. ра­ке­та­ми, а так­же авиа­нос­цев. Про­изош­ло ка­че­ст­вен­ное об­нов­ле­ние пар­ка са­мо­лё­тов авиа­ции ВМС. Над­вод­ные ко­раб­ли на­ча­ли ос­на­щать­ся про­ти­во­ко­ра­бель­ны­ми, про­ти­во­ло­доч­ны­ми и зе­нит­ны­ми ра­ке­та­ми, а атом­ные ПЛ – стра­те­гич. ра­ке­та­ми. Рез­ко воз­рос­ло на­сы­ще­ние ко­раб­лей и са­мо­лё­тов авиа­ции ВМС разл. ра­дио­элек­трон­ны­ми сред­ст­ва­ми. Поя­ви­лись про­ти­во­ло­доч­ные и де­сант­ные вер­то­лё­то­нос­цы, ко­раб­ли и ка­те­ра на под­вод­ных крыль­ях, на возд. по­душ­ке и др.

В Рос­сии по­сле 1917 ВМФ соз­да­вался и раз­ви­вал­ся как со­став­ная часть ВС РСФСР (с 1924 – СССР). Дек­рет о соз­да­нии Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Фло­та (РККФ) был при­нят CHK 29.1(11.2).1918. За го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 в РККФ сфор­ми­ро­ва­но св. 30 мор­ских, озёр­ных и реч­ных во­ен. фло­ти­лий, пре­им. из ко­раб­лей Балт. фло­та. Боль­шин­ст­во ко­раб­лей Чер­но­мор­ско­го фло­та в свя­зи с уг­ро­зой за­хва­та их герм. ок­ку­пан­та­ми 18.6.1918 бы­ло за­то­п­ле­но в рай­оне Но­во­рос­сий­ска, часть ко­раб­лей уш­ла в Азов­ское м. и со­ста­ви­ла яд­ро Азов­ской во­ен. фло­ти­лии. Ко­раб­ли, дей­ст­во­вав­шие на сто­ро­не Бе­ло­го дви­же­ния, в но­яб. 1920 бы­ли уве­де­ны в Ту­нис. По­сле окон­ча­ния Гражд. вой­ны от Рос. имп. фло­та ос­та­лись еди­ни­цы ко­раб­лей, которые тре­бо­ва­ли ре­мон­та.

В 1926 при­ня­та пер­вая сов. про­грам­ма во­ен. су­до­строе­ния. К 1929 от­ре­мон­ти­ро­ва­на зна­чит. часть ко­раб­лей, про­ве­де­на мо­дер­ни­за­ция эс­мин­цев, час­тич­но лин­ко­ров, вос­ста­нов­ле­ны во­ен.-мор. ба­зы. В 1929–40 за счёт строи­тель­ст­ва но­вых ко­раб­лей ук­ре­пи­лись Балт. и Чер­но­мор­ский, соз­да­ны Ти­хо­оке­ан­ский (1935) и Се­вер­ный (1937) фло­ты. Для не­посредств. ру­ко­во­дства ВМФ об­ра­зо­ван Нар. ко­мис­са­ри­ат ВМФ СССР (дек. 1937). Од­но­вре­мен­но из Нар. ко­мис­сариа­та обо­рон­ной пром-сти СССР был вы­де­лен Нар. ко­мис­са­ри­ат су­до­строит. пром-сти СССР. В 1938 при­ня­та про­грам­ма строи­тель­ст­ва боль­шо­го мор. и оке­ан­ско­го фло­та. В это же вре­мя ак­тив­но ис­сле­до­ва­лись но­вые фор­мы и спо­со­бы ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий на мо­ре, на­прав­ле­ния раз­ви­тия сил фло­та. К на­чалу Вел. Отеч. вой­ны в со­став ВМФ СССР вхо­ди­ло ок. 1 тыс. бое­вых ко­раб­лей разл. клас­сов (в т. ч. 3 лин­ко­ра, 8 крей­се­ров, 54 эс­мин­ца и ли­де­ра, 212 ПЛ, 22 сто­ро­же­вых ко­раб­ля, 80 траль­щи­ков, 287 тор­пед­ных ка­те­ров), св. 2,5 тыс. са­мо­лё­тов мор. авиа­ции и 260 ба­та­рей бе­ре­го­вой ар­тил­ле­рии. Зна­чи­тель­но улуч­ши­лась сис­те­ма ба­зи­ро­ва­ния сил ВМФ.

В хо­де Вел. Отеч. вой­ны ВМФ СССР вёл бое­вые дей­ст­вия по унич­то­же­нию сил фло­та про­тив­ни­ка, на­ру­шал его мор­ские ком­му­ни­ка­ции, ох­ра­нял свои мор­ские, озёр­ные и реч­ные пе­ре­воз­ки, со­дей­ст­во­вал при­мор­ским груп­пи­ров­кам сов. войск в про­ве­де­нии обо­ро­нит. и на­сту­пат. опе­ра­ций. Сев. флот совм. с ВМС со­юз­ников (Ве­ли­ко­бри­та­нии, США) обес­пе­чи­вал ком­му­ни­ка­ции, свя­зы­ваю­щие сев. пор­ты СССР с пор­та­ми этих го­су­дарств, вёл ак­тив­ные дей­ст­вия на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти дви­же­ния су­дов в Арк­тике, и в ча­ст­но­сти по Сев. мор. пу­ти, бы­ла соз­да­на Бе­ло­мор­ская во­ен. фло­ти­лия. В 1942 на Сев. флот бы­ла воз­ло­же­на обо­ро­на п-овов Сред­ний и Ры­ба­чий. Балт. флот уча­ст­во­вал в обо­ро­не Лие­паи, Тал­ли­на, Мо­он­зунд­ских о-вов, п-ова Хан­ко, ора­ни­ен­ба­ум­ско­го плац­дар­ма, о-вов Вы­борг­ско­го зал. и сев. по­бе­ре­жья Ла­дож­ско­го оз., а так­же сыг­рал важ­ную роль в ге­ро­ич. обо­ро­не Ле­нин­гра­да. Чер­но­мор­ский флот совм. с СВ обо­ро­нял Одес­су, Се­ва­сто­поль, Керчь, Но­во­рос­сийск, уча­ст­во­вал в обо­ро­не Сев. Кав­ка­за. На мно­го­вод­ных ре­ках и озёрах для соз­да­ния обо­ро­нит. ру­бе­жей вме­сте с СВ ис­поль­зо­ва­лись реч­ные и озёр­ные фло­ти­лии: Пин­ская, Чуд­ская, Ла­дож­ская, Онеж­ская, Волж­ская, от­ряд ко­раб­лей на оз. Иль­мень. Из Азов­ской во­ен. фло­ти­лии вы­де­ля­лись от­ря­ды ко­раб­лей для дей­ст­вия на ре­ках Дон и Ку­бань. Ла­дож­ская во­ен. фло­ти­лия обес­пе­чи­ва­ла ком­му­ни­ка­ции че­рез Ла­дож­ское оз. (До­ро­га жиз­ни) с оса­ж­дён­ным Ле­нин­гра­дом. Боль­шой вклад вне­сли мо­ря­ки Волж­ской во­ен. фло­ти­лии в обо­ро­ну Ста­лин­гра­да и в обес­пе­че­ние важ­ных на­род­но-хо­зяйств. пе­ре­во­зок по Вол­ге. В 1943 вос­соз­да­на Днеп­ров­ская во­ен. фло­ти­лия, а в 1944 – Ду­най­ская во­ен. фло­ти­лия. Ко­раб­ли Днеп­ров­ской фло­ти­лии, пе­ре­ба­зи­ро­ван­ные в бас­сейн р. Одер, при­ни­ма­ли уча­стие в Бер­лин­ской опе­ра­ции 1945. Ду­най­ская фло­ти­лия уча­ст­во­ва­ла в ос­во­бо­ж­де­нии Бел­гра­да, Бу­да­пеш­та и Ве­ны. Ти­хо­оке­ан­ский флот и Амур­ская во­ен. фло­ти­лия в авг. – сент. 1945 уча­ст­во­ва­ли в раз­гро­ме япон. Кван­тун­ской ар­мии, ос­во­бо­ж­де­нии Ко­реи, Мань­чжу­рии, Юж. Са­ха­ли­на и Ку­риль­ских о-вов. ВМФ на­пра­вил ок. 500 тыс. мат­ро­сов и офи­це­ров на су­хо­пут­ные фрон­ты. Во­ен. мо­ря­ки сра­жа­лись под Одес­сой, Се­ва­сто­по­лем, Мо­ск­вой, Ле­нин­гра­дом. За го­ды вой­ны сов. ВМФ бы­ло про­ве­де­но св. 100 мор. опе­ра­тив­ных и так­тич. де­сант­ных опе­ра­ций. За бое­вые за­слу­ги в Вел. Отеч. вой­не 78 ко­раб­лям при­свое­но гв. зва­ние, ок. 80 со­еди­не­ний и час­тей бы­ли удо­стое­ны поч. на­име­но­ва­ний, св. 240 ко­раб­лей, час­тей и разл. фор­миро­ва­ний ВМФ по­лу­чи­ли гос. на­гра­ды. Бо­лее 350 тыс. мо­ря­ков на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, св. 500 чел. удо­стое­ны зва­ния Ге­роя Сов. Сою­за, из них 7 – два­ж­ды.

В по­сле­во­ен­ное вре­мя ВМФ СССР раз­ви­вал­ся с учё­том опы­та Вел. Отеч. вой­ны на ба­зе дос­ти­же­ний нау­ки и тех­ни­ки. Бы­ли соз­да­ны ди­зель­ные и атом­ные ПЛ разл. на­зна­че­ния, ра­кет­ные ко­раб­ли и ка­те­ра, про­ти­во­ло­доч­ные ко­раб­ли, спо­соб­ные вес­ти ус­пеш­ную борь­бу с совр. ПЛ. Мор. авиа­ция по­лу­чи­ла на воо­ру­же­ние ре­ак­тив­ные са­мо­лё­ты, спо­соб­ные не­сти на боль­шие рас­стоя­ния ра­ке­ты и по­ра­жать ко­раб­ли разл. клас­сов, по­пол­ни­лась про­ти­во­ло­доч­ны­ми са­мо­лё­та­ми и вер­то­лё­та­ми. На воо­ру­же­ние ВМФ по­сту­пи­ли ра­кет­ные ком­плек­сы. Мор. пе­хо­та по­лу­чи­ла во­ен. тех­ни­ку, не­об­хо­ди­мую для вы­сад­ки мор. де­сан­тов на не­обо­ру­до­ван­ное по­бе­ре­жье.

Сторожевой корабль «Сметливый» (1998, РФ).

ВМФ РФ – пре­ем­ник рос. ВМФ и ВМФ СССР, пред­на­зна­чен для обес­пе­че­ния во­ен. безо­пас­но­сти с мор. и оке­ан­ских на­прав­ле­ний, за­щи­ты ин­те­ре­сов РФ и её со­юз­ни­ков в Ми­ро­вом ок. во­ен. ме­то­да­ми, под­дер­жа­ния во­ен.-по­ли­тич. ста­биль­но­сти. Кро­ме то­го, ВМФ соз­да­ёт и под­дер­жи­ва­ет ус­ло­вия для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти мо­ре­хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти РФ в Ми­ро­вом океа­не.

ВМФ РФ со­сто­ит из мор. стра­те­гич. ядер­ных сил и мор. сил (войск) об­ще­го на­зна­че­ния. Вклю­ча­ет: под­вод­ные си­лы, над­вод­ные си­лы фло­та, мор. авиа­цию и ПВО, бе­ре­го­вые вой­ска, яв­ляю­щие­ся ро­да­ми сил (войск) ВМФ, а так­же спец. вой­ска (раз­ве­ды­ва­тель­ные, свя­зи, ра­дио­тех­ни­че­ские, ра­дио­элек­трон­ной борь­бы, мор. ин­же­нер­ные, су­до­ре­монт­ные, гид­ро­гра­фи­че­ские и др.) и тыл. Бе­ре­го­вые вой­ска, в свою оче­редь, де­лят­ся на ро­да войск: мор. пе­хо­ту, бе­ре­го­вые ра­кет­но-арт. вой­ска и вой­ска бе­ре­го­вой обо­ро­ны. В ор­га­ни­зац. от­но­ше­нии ВМФ вклю­ча­ет Балт., Се­вер­ный, Ти­хо­оке­ан­ский и Чер­но­мор­ский фло­ты, а так­же Кас­пий­скую во­ен. фло­ти­лию и со­еди­не­ния, час­ти, уч­ре­ж­де­ния центр. под­чи­не­ния. Гл. удар­ная си­ла ВМФ – ра­кет­ные под­вод­ные крей­се­ра стра­те­гич. на­зна­че­ния, мно­го­це­ле­вые атом­ные под­вод­ные лод­ки и мор. ра­ке­то­нос­ная авиа­ция.

В со­став ВМС США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая вхо­дят: стра­те­гич. ядер­ные си­лы (атом­ные ра­кет­ные ПЛ) и си­лы об­ще­го на­зна­че­ния (авиа­нос­цы, лин­ко­ры, мно­го­це­ле­вые ПЛ, эс­корт­ные ко­раб­ли, ко­раб­ли ог­не­вой под­держ­ки, разл. де­сант­ные ко­раб­ли и др.), а так­же авиа­ция ВМС и мор. пе­хо­та. ВМС Ита­лии, ФРГ, Ка­на­ды, Тур­ции, Нор­ве­гии, Бель­гии, Ни­дер­лан­дов и др. стран – чле­нов НАТО, а так­же Шве­ции, Ав­ст­ра­лии, Ар­ген­ти­ны, Бра­зи­лии, Араб. Рес­пуб­ли­ки Еги­пет, Ин­дии, Из­раи­ля, Па­ки­ста­на, Япо­нии и др. вклю­ча­ют ди­зель­ные ПЛ, над­вод­ные ко­раб­ли, авиа­цию ВМС, мор. пе­хо­ту и вспо­мо­га­тель­ные су­да (под­роб­нее см. в стать­ях об этих го­су­дар­ст­вах).

bigenc.ru

Военно-морской флот - это... Что такое Военно-морской флот?

  • Военно-Морской Флот РФ — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск …   Википедия

  • Военно-морской флот РФ — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск …   Википедия

  • Военно-Морской Флот РФ — Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII XVIII веков главным препятствием для экономического и… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Военно-морской флот — Военно морской флот: 1 матрос, 1711; 2 матрос, 1858. ВОЕННО МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ) (военно морские силы; ВМС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для содействия сухопутным войскам, высадки морских десантов,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Военно-морской флот — (navy), группы кораблей и обслуживающий их персонал, предназначенные для ведения боевых действий на море. В 5 4 вв. до н.э. Афины и Коринф использовали триремы (галеры с тремя рядами весел) и быстроходные, высокоманевренные галеры с пятью рядами… …   Всемирная история

  • Военно-морской флот — (ВМФ, в ряде государств именуется ВМС) вид вооруженных сил, способный решать стратегические и оперативные задачи на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современные ВМФ (ВМС) способны наносить удары… …   Морской словарь

  • ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ — (ВМФ; в некоторых государствах ВМС) вид вооруженных сил. ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, береговых ракетно артиллерийских войск и морской пехоты …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ — (ВМФ) вид вооруженных сил, предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современный ВМФ (военно морские силы) способен наносить ядерные удары по… …   Юридическая энциклопедия

  • Военно-морской флот — (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно морскими силами ВМС)         вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как… …   Большая советская энциклопедия

  • Военно-Морской Флот — Римская трирема Военно морской флот основная часть военно морских сил государства. В зависимости от своего состава у той или иной страны может делиться на надводный и подводный флот. В зависимости от своей величины может также называться… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Военно-морской флот Российской империи - это... Что такое Военно-морской флот Российской империи?

    Гюйс ВМФ Российской империи

    Кормовой флаг ВМФ Российской империи

    Военно-Морской Флот Российской империи — флот Российской империи до октябрьской революции 1917 года.

    Первые Романовы

    Первое трёхмачтовое судно построенное в России было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. К несчастью, во время сильного шторма, Фредерик затонул в Каспийском море в своё первое плавание.

    Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончанию войны Россия и Швеция заключили Кардиийский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.

    Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящиеся на слиянии рек Ока и Волга. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.

    В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

    Флот Петра Великого

    Памятник Петру I, Кронштадт.

    Регулярный Военно-Морской Флот Российской империи начал своё существование во время правления императора Петра Первого. Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения Военно-Морского Флота России.

    Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700—1721 годов. Строительство галер произошло в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гелсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.

    В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных суден. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербрурге и Астрахани.

    Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики заграницу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

    Морской собор, Кронштадт — один из нескольких соборов Военно-Морского Флота Российской империи.

    Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Синявин, Наум Синявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Федором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным.

    Военно-Морской Флот Российской империи в XVIII веке

    Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года, эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию в добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале.

    После того как русские войска подошли к Дунаю, для защиты дунайского эстуария была сформирована Дунайская военная флотилия. В 1773 году, корабли Азовской флотилии (заново сформирована в 1771 году) вышли в Чёрное море. Русско-турецкая война 1768-1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Черного моря между реками Южный Буг и Днестр. Крым был объявлен независимым государством под российским протекторатом и в 1783 году полностью стал частью России. В 1778 году был основан порт Херсон, в котором первый корабль Черноморского флота был спущен на воду в 1783 году. Год спустя там была уже полная эскадра.

    Начало XIX века

    В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим самым большим флотом в мире после Великобритании и Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).

    В 1826 году был построен первый военный пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных океанов и тихоокеанского операционного региона.

    Крымская война и ее последствия

    Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной её отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и т. д..

    Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Крепостное право имело очень неблагоприятное влияние на развитие Военно-Морского Флота — особенно на Балтийском флоте, который был известен за особенно жестокую муштру.

    Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павелу Нахимову, Владимиру Корнилову, и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.

    Синопское сражение 1853 года продемонстрировало отвагу и героизм черноморцев и тактическое искусство Нахимова. Во время осады Севастополя в 1854—1855 годах русские моряки показали пример как можно использовать все возможные средства для защиты их города на море и суше. По результатам парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Чёрном море. В 1860-х годах устаревший парусный флот Российской империи потерял своё значение и в результате был заменен на паровой.

    После окончания Крымской войны, Россия занялась строительством паровых броненосцев, мониторов и плавучих батарей. Эти судна оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжными в открытом море, медленными и не могли плавать на дальние расстояния. В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка Опыт. В 1869 был заложен первый броненосец предназначенный для плавания в открытом море — Пётр Великий.

    Конец XIX века

    Военно-Морской Флот Российской империи продолжал расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II, который испытывал влияние американского военно-морского теоретика Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась большими темпами, она не могла поддерживать постоянно увеличивающиеся потребности флота, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские судостроительные инженеры оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.

    Во время американской гражданской войны Россия направила в атлантические и тихоокеанские порты северян две крейсерские эскадры. Эта экспедиция стала показательным примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных политических успехов. Результатом присутствия всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживлённого торгового судоходства оказалось то, что крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой ими же всего 7 лет назад.

    Сознавая своё отставание, Морское Министерство сделало закупки за границей основным способом его преодоления. Существовала и практика закупки головного корабля за границей, затем постройки серии по нему на своих верфях, иногда в ущерб развитию собственного кораблестроения.

    Русско-японская война

    «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг…»

    В ночь 8 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате неожиданной атаки на Порт-Артур два российских линкора были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала Степана Макарова 13 апреля 1904 года.

    После неудачных атак на Порт-Артур, японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей груженных цементов у входа в гавань. Как оказалось эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы повлиять на судоходство. Попытка блокады с помощью боевых кораблей 3—4 мая также провалилась.

    В марте вице-адмирал Макаров взял под свою команду первую тихоокеанскую эскадру с целью снятия японской блокады на Порт-Артур. К тому времени обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались атакующей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.

    Японская тактика применения мин была довольно эффективной и существенно ограничила маневренность русских кораблей. 12 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман Петропавловск и Победа — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение часа Петропавловск затонул, Победа была отбуксирована в Порт-Артур для ремонта. Макаров принял смерть на Петропавловске сделав выбор погибнуть со своим кораблём.

    Обстрел Порт-Артура.

    Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца Ясима и Хатсусе попались в свежее минное поле и подорвались по крайней мере на двух минах каждый. Ясима затонул в течение всего нескольких минут с 450 матросами на борту, Хатсусе пошёл на дно в течение нескольких часов во время буксировки в порт.

    Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и разгромлен в Жёлтом море. Остаток российского флота в Порт-Артуре был понемногу потоплен нападающей артиллерией. Попытки прорвать блокаду с суши также не удались и после сражения при Ляояне в конце августа, русские силы отступили к Мукдену (Шэньян). Порт-Артур пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.

    Российское командование послало Балтийский флот под командой адмирала Зиновия Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды в Азию. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовецкие лодки приняв их за миноносцы.

    Продолжительность плавания Балтийского флота дала адмиралу Того достаточное время, чтобы подготовится к встрече до того как флот имел бы возможность дойти до Владивостока. Балтийский флот был встречен японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более современный японский флот, уступающий в количестве, но превосходящий российский флот в скорости и дальности артиллерии, беспощадно обстрелял русские корабли. Флот Российской империи был полностью разгромлен — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажем, остальные капитулировали, и лишь единицы ушли или в нейтральные порты или во Владивосток.

    Возрождение флота

    После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род войск — подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин[1]. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб и широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение государственной думе в 1907 и 1908 годах, однако была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял вопрос о расширении флота и новые линкоры, крейсера, и миноносцы были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало расширение Черноморского флота новыми линкорами типа Императрица Мария. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

    Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.

    В другом случае, приобретение подводных лодок «АГ» конструкции фирмы «Холланд» (США) вместо строительства отечественных образцов, позволило создать новый род сил, но сказалось отрицательно на его модернизации. В эпоху стремительного развития подводной техники Россия была вынуждена содержать морально устаревшие лодки, не имея ни базы для их обеспечения (все необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на замену. Когда их сборка по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения лодок. В результате лодки, современные по меркам 1911 г (год появления класса) продолжали служить до середины XX в.

    Первая мировая война

    Балтийское море

    На Балтийском море главными противниками были Россия и Германия, довольно большое количество британских подводных лодок проплывали через пролив Каттегат для поддержки российского флота. Так как немецкий флот был больше и новее русского, а также из-за возможности легко перебросить корабли флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское через Кильский канал в случае необходимости, российский флот занимал в основном оборонную позицию. Наступательные операции были ограничены в перехвате конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, и также использованием минных полей в атакующих целях.

    Широкое использование морских мин в наступательных и оборонительных целях обоими сторонами ограничило маневренные действия флота на Восточном фронте. Немецкая атака на Рижский залив в августе 1915 года была неуспешна, однако повторная попытка в октябре 1917 года закончилась оккупацией островов в заливе (Операция «Альбион») и повреждением русских кораблей пытающихся покинуть Ригу (Моонзундское сражение) которая была захвачена немцами.

    К марту 1918 года революция в России и Брестский мир позволили Германии получить полный контроль над Балтийским морем, немецкий флот начал перевозку войск для поддержки новоиспечённой независимой Финляндии и оккупации Польши, Украины, и западной части России. Остатки Балтийского флота были эвакуированы из Хельсинки и Таллина в Кронштадт во время ледового похода Балтийского флота в марте 1918 года.

    Чёрное море

    На Чёрном море основным противником России была Османская империя. Основной базой Черноморского флота был Севастополь и его командирами были адмирал Эбергард и с 1916 года адмирал Колчак.

    Война на Чёрном море началась после того как флот Османской империи обстрелял несколько русских городов в октябре 1914 года. Самыми современными кораблями в распоряжении турецкого флота были два немецких крейсера: Гебен и Бреслау, оба под командой адмирала Вильгельма Сушона. Гебен был повреждён по крайней мере в четырёх различных битвах и обычно отступал обратно в порт под угрозой превосходящего российского флота. К концу 1915 года Черноморский флот практически полностью контролировал ситуацию на этом море.

    Черноморский флот в основном использовался для поддержки Кавказской армии генерала Юденича. В августе 1915 года русская подлодка и два миноносца атаковали турецкий конвой из четырёх транспортных кораблей, крейсера и двух миноносцев — все транспортёры были потоплены без российских потерь. Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон от русских. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако российский флот сумел существенно затормозить их продвижение с помощью артобстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и наголову разбила турецкие сухопутные силы.

    После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года флот Российской империи заминировал выход из Босфора и этим предотвратил все турецкие корабли от действий на Чёрном море. Год спустя морские подступы к Варне также были заминированы. Самая большая потеря Черноморского флота было уничтожение линкора Императрица Мария, который взорвался на якоре в порту 7 октября 1916 года, всего лишь один год после спуска на воду. Причины взрыва так и не были открыты, по некоторым мнениям это мог быть диверсионный акт, по другим — несчастный случай.

    Революция и гражданская война

    Революция и последующая гражданская война в России имели самый отрицательный эффект на флот Российской империи. Балтийский флот в Петрограде оставался практически не тронутым, однако и он был атакован флотом Великобритании в 1919 году. Войска союзных интервентов оккупировали побережья Тихого океана, Чёрного моря, и Арктики. Остаток Черноморского флота находился под контролем генерала Врангеля и был блокирован в Бизерте, Тунис. Русские матросы воевали на обеих сторонах этого конфликта. Матросы Балтийского флота подняли восстание против Советского правительства в Кронштадте в 1921 году.

    Оставшиеся в руках Советской власти корабли сформировали ядро Военно-Морского Флота СССР.

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о