Виды военных кораблей – ВМФ России и США, классификация, виды, типы, боевое назначение, история создания, характеристики

Содержание

Отечественная классификация современных военных кораблей

 

Военный корабль это корабль, принадлежащий вооруженным силам государства, имеет внешние опознавательные знаки государственной принадлежности, находится под командованием офицера, который состоит на службе своего государства, а также укомплектован экипажем, который подчиняется регулярной дисциплине. Военный корабль, находящийся под флагом своего государства, имеет суверенитет, гарантирующий от вмешательства официальных лиц иного государства. Военные корабли являются собственностью страны, и где бы они не находились, подчиняются только ее законам.

 

На каждом боевом корабле, как правило, устанавливается несколько видов оружия, из которых один — главный, предназначенный для решения основных задач, а остальные — вспомогательные, для выполнения дополнительных задач и самообороны. Для управления оружием, обеспечения кораблевождения, связи и наблюдения за обстановкой корабли оснащаются радиоэлектронными и другими техническим средствами. Корабли приводятся в движение паросиловыми, дизельными, дизель-электрическими, газотурбинными, комбинированными или ядерными энергетическими установками. В зависимости от предназначения, водоизмещения, вооружения и других качеств корабли подразделяются (классифицируются) на классы, подклассы и типы, а также в ряде флотов с целью определения старшинства, в частности ВМФ РФ и ВМС Украины, корабли разделяют на ранги.

 

КЛАССЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ

 

ПО ВООРУЖЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ

 

 

Авианесущие корабли — в качестве главного вооружения имеют самолеты и вертолеты, используемые при решении боевых задач, а также для транспортировки грузов и людей, связи между кораблями соединения. Оборудованы средствами обеспечения базирования и функционирования летательных аппаратов.

 

Крейсеры — крупные боевые корабли, предназначенные для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника в море, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск и решения других боевых задач на море.

 

Эсминцы (эскадренные миноносцы) — это боевые корабли, предназначенные для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов) противника, ведения противолодочной и противовоздушной обороны своих надводных кораблей и судов на переходе морем и в бою, для обеспечения высадки морских десантов, морских перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения других задач.

 

Противолодочные корабли (большие противолодочные корабли, малые противолодочные корабли) — предназначены для борьбы с подводными лодками, обеспечения противолодочной обороны соединений кораблей, конвоев и десантов на переходе морем. Противолодочные корабли способны действовать как в удаленных районах морей и океанов, так и на прилегающих к территории страны морях. Для этого противолодочные корабли оборудованы гидроакустическими комплексами для поиска и обнаружения подводных лодок, их классификации, слежения за ними и выдачи целеуказаний по оружию. На вооружении данные корабли имеют противолодочные ракеты и торпеды, реактивные бомбометы для метания глубинных бомб. А также зенитные ракеты и артиллерийские комплексы. Как правило, имеют на борту противолодочные вертолеты.

 

 

 

Минно-тральные корабли — предназначены для противоминной обороны

 

Ракетно-артиллерийские корабли — в качестве главного вооружения имеют управляемое ракетное оружие и артиллерию

 

Сторожевые корабли — предназначены для несения дозорной службы, противолодочной обороны, противовоздушной обороны и противокорабельной охраны соединений и конвоев

 

Корабли специального назначения (штабные, разведывательные)

 

 

ПО РАЙОНУ ПЛАВАНИЯ 

 

 

корабли дальней морской зоны

корабли прибрежного плавания

корабли внутреннего плавания (речные) и смешанного плавания

 

ПО СПОСОБУ ДВИЖЕНИЯ

 

 

водоизмещающие корабли

подводные корабли (ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, многоцелевые атомные подводные лодки с торпедным или торпедно-ракетным вооружением, неатомные подводные лодки с торпедным или торпедно-ракетным вооружением)

 

ПО ТИПУ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

 

 

с атомной энергетической установкой

с газотурбинной энергетической установкой

с дизельной энергетической установкой

 

ПО АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОМУ ТИПУ И ЧИСЛУ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ 

 

 

однокорпусные корабли

двухкорпусные корабли

однопалубные (многопалубные) корабли

одновальные (двухвальные) корабли

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА (СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ)

 

Вспомогательные военные суда или суда обеспечения вспомогательного флота это суда, которые не являются военными кораблями, однако принадлежат вооруженным силам или находятся под их исключительным контролем и имеют внешние опознавательные знаки государственной принадлежности. Вспомогательные военные суда не предназначены для выполнения боевых задач. Основным их назначением является боевое или тыловое обеспечение действий флота в море и на рейдах. Военные суда обеспечения могут комплектоваться как военным экипажем, так и гражданским персоналом (командой). Вспомогательные суда являются военными, независимо от того, кто управляет судном командир (офицер) или капитан (гражданское лицо). Вспомогательные военные суда имеют такой же суверенный иммунитет, как и военные корабли в связи с тем, что они принадлежат государству, или временно эксплуатируются на государственной некоммерческой службе. Как и военные корабли, вспомогательные суда имеют исключительный суверенитет над действиями экипажа (судовой команды) и пассажиров, находящихся на их борту.

 

В зависимости от назначения и тактико-технических характеристик, вспомогательные суда, как и военные корабли, разделяются на классы, а в пределах классов — на подклассы с учетом дальности плавания, тоннажа или специализации.

 

ТИПЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ

 

 

Вспомогательные суда подразделяются на учебные корабли, плавбазы, опытовые суда, поисково-спасательные, госпитальные, килекторные суда, суда-погрузчики, суда-торпедоловы, кабельные суда, гидрографические суда, транспорты и так далее.

 

ТИПЫ СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

К судам обеспечения относятся базовые плавсредства, которые включают — буксиры, плавучие доки, баржи, плавкраны и тому подобные суда.

 

Подводя итог данной публикации, хотелось бы отметить, что морские стратегии ведущих государств мира, основанные на геополитических реалиях XXI века, привели к изменению способов и приемов ведения морских сражений и организации сил флотов. Прежде всего, это связано с созданием в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и ряде других стран сил быстрого развертывания, ядром которых стали авианосцы и универсальные десантные корабли. В связи с этим, одной из основных тенденций развития флотов есть новый этап их «авианизации». По мнению специалистов, в XXI веке авианосцы вернут себе роль «хребта» ВМС великих держав.

 

Как известно, авианосцы составляют основу авианосной ударной группы, в которую входят современные боевые корабли различных классов. Так эсминцы в свою очередь по боевым возможностям приближаются к крейсерам, фрегаты — к эсминцам, корветы — к фрегатам.

 

Широкое распространение получили патрульные катера. В данной публикации проявляется тенденция к созданию многоцелевых катеров, построенных по модульному принципу, на которых в зависимости от задач может быстро изменяться комплект вооружения.

 

Военно-морские воздействия XXI века, в первую очередь в локальных конфликтах, характеризуются проведением воздушно-наземно-морской операции в прибрежных районах. Для амфибийных сил при этом определяющим стало проведение «загоризонтной» десантной операции, главными средствами доставки десанта которой стали транспортно-десантные вертолеты. Все это привело к возрастанию роли десантных кораблей с наличием авиационных средств и снижению роли десантных кораблей, не имеющих на вооружении штатного группового базирования вертолетов и конвертопланов.

 

Таким образом, к наиболее перспективным кораблям амфибийных сил следует отнести универсальные десантные корабли и десантные вертолетоносные корабли-доки, а производство танко-десантных кораблей с прямой высадкой будет ограниченным.

 

Кроме атомных подводных лодок, состоящих на вооружении ВМС некоторых ведущих стран мира, в последнее время активно наблюдается развитие неатомных подводных лодок, которые характеризуются низкой себестоимостью, и позволяет покупать их менее богатым странам. Кроме того, неатомные субмарины преобладают АПЛ по такому важному критерию как акустическая скрытность. Создание неатомных подводных лодок с воздухо-независимыми энергетическими установками предоставляет значительные преимущества. Считается, что именно данный класс подводных лодок станет основой подводных сил неядерных государств в ближайшем будущем.

 

korabley.net

Зарубежная классификация современных военных кораблей

 

Современные боевые корабли это прямые потомки сражавшихся судов в Первой и Второй мировой войне, но технический прогресс развивается так быстро, что сейчас мы видим уже четвертое поколение военных кораблей построенных после 1945 года. Прогнозы о ненужности кораблей в ядерную эпоху оказались полностью несостоятельными. Сегодня на вооружении мировых флотов состоят сверхмощные авианосцы, ракетные крейсеры, эсминцы и другие типы кораблей.

 

Корабль (от греч. κάραβος, κάραβι — корабль, судно) — обобщающий морской термин, который употребляется параллельно с термином судно, но не полный его аналог.

 

Сегодня в большинстве случаев под кораблем понимается военный корабль — судно, имеющее вооружение и другие технические средства для выполнения боевых задач, имеет военный экипаж и входит в состав военно-морских сил своего государства.

 

Военный корабль, предназначенный для выполнения боевых задач, считается боевым кораблем. Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. С этой целью боевые корабли вооружаются несколькими видами корабельных средств — ракетное вооружение, артиллерийское, минное, средства противолодочной обороны, средства противовоздушной обороны и различные средства радиоэлектронной разведки. Каждый корабль выполняет боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими кораблями, авиацией, береговыми ракетно-артиллерийскими соединениями и морской пехотой.

 

Классификация кораблей и судов — это разделение военных кораблей (судов) на классы, подклассы и типы (проекты) в зависимости от их предназначения, вооружения, водоизмещения и других тактико-технических данных. Класс составляют корабли, имеющие одинаковое боевое предназначение и основное вооружение. В подкласс входят корабли одного и того же класса, отличающиеся друг от друга водоизмещением и специализацией. Тип (проект) составляют корабли одного подкласса, имеющие одинаковые тактико-технические данные, но отличающиеся от кораблей того же подкласса внешним видом, конструктивными деталями и технической оснащённостью. Кроме того, в ряде флотов с целью определения старшинства, в частности ВМФ РФ и ВМС Украины, корабли также делятся на ранги.

Исходя из вышесказанного, следует, что в различных странах могут быть различные принципы классификации кораблей и судов. Поэтому в данной публикации корабли мира разделены на зарубежную классификацию и отечественную классификацию, дабы четко увидеть отличия.

 

Согласно зарубежной классификации современных военных кораблей, военно-морские силы подразделяются на боевые корабли основных классов и вспомогательные суда.

 

БОЕВЫЕ КОРАБЛИ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ

 

 

АВИАНОСЦЫ

 

CVN-многоцелевые авианосцы с ядерной энергетической установкой (далее ЯЭУ)

 

Авианосцы предназначены для нанесения авиационных ударов по кораблям и судам противника в море и базах, по береговым объектам, для поддержки сухопутных войск, высадки морских десантов, осуществления противовоздушной и противолодочной обороны соединений боевых кораблей и конвоев на переходе морем и в бою, а также для обеспечения морских коммуникаций. К авианосцам относятся авианесущие корабли, основным боевым средством которых являются палубные самолеты и вертолеты.

 

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ (BB-линкор, только в ВМС США)

Читайте также: Линкоры типа «Айова» — всем линкорам линкоры

 

 

КРЕЙСЕРЫ

 

CG-крейсер УРО

R-крейсер-вертолетоносец

 

Крейсер создавался как корабль для действия на морских коммуникациях противника. Во время войны эти корабли должны были непрерывно рыскать в море, пересекая его вдоль и поперек, как бы «скрещивать» моря и океаны. Именно от слова «крест» на всех языках и произошло название кораблей, со временем переросшее в отдельный класс «крейсер». Корабль, бороздивший моря и океаны во всех направлениях — это и есть крейсер.

 

Крейсеры-вертолетоносцы представляют собой боевые корабли, оборудованные в основном для базирования вертолетов и предназначенные для решения задач преимущественно противолодочной обороны, а также десантирования на вертолетах подразделений морской пехоты и огневой поддержки их действий. На таких крейсерах могут также базироваться самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки, что существенно расширяет круг боевых задач.

 

 

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ

 

DD-эсминцы

 

Эсминец это боевой корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов) противника, ведение противолодочной и противовоздушной обороны своих надводных кораблей и судов на переходе морем и в бою, для обеспечения высадки морских десантов, морских перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения других задач. По количеству решаемых задач и боевым возможностям эсминцы являются наиболее универсальными боевыми кораблями.

 

 

ФРЕГАТЫ

 

FF-фрегат

FFG-фрегат УРО

FFL-лёгкий фрегат (корвет)

 

Фрегаты предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов при действиях в составе поисково-ударных групп или сил охранения авианосных ударных групп, десантных отрядов и конвоев.

 

БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ (LCS-Littoral Combat Ship, только в ВМС США)

Читайте также: Корабли прибрежной зоны типа «Freedom» и «Independence»

 

ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ

 

Десантные корабли обеспечивают высадку десанта на не оборудованный берег с помощью своих десантно-высадочных средств, а также обладают возможностью воздушного десантирования войск с использованием вертолетов, входящих в состав их вооружения. Десантные корабли, как правило, имеют вместительную доковую камеру, взлетно-посадочную площадку и ангар для вертолетов. Особенностью универсальных десантных кораблей является наличие сплошной полетной палубы и надстройки островного типа. В состав авиагруппы десантных кораблей входят самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки, так что по своим боевым возможностям эти корабли не уступают легким авианосцам.

 

Существует два класса десантных кораблей: десантные корабли, способные пересекать океаны и десантные катера, предназначенные для доставки войск с крупных кораблей на побережье, в момент высадки.

 

 

десантные корабли

 

LCC-штабной корабль десантных сил

LHA-универсальный десантный корабль

LHD-универсальный десантный корабль с увеличенной вместимостью десантных плавсредств

LPA-десантно-вертолётоносный корабль-док

LSD-десантно-вертолётный корабль-док

LPD-десантный транспорт-док

LSL-десантный корабль снабжения

LST-танко-десантный корабль

LSV-десантный корабль колесной техники

 

 

десантные катера

 

LCA-штурмовой десантный катер

LCP-десантный катер личного состава

LCU-многоцелевой десантный катер

LCVP-десантный катер, личного состава и техники

 

 

ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ (патрульные катера)

 

Патрульными считаются корабли, назначение которых может выходить за рамки прибрежных действий, и имеющие достаточную мореходность и автономность для самостоятельных действий в открытом море не более двух суток.

 

патрульные корабли

 

PCF-быстроходный сторожевой катер

PC-сторожевой корабль прибрежного действия

PG-патрульный катер

PR-речная канонерская лодка

PHM-сторожевой ракетный катер на подводных крыльях

PTG-малый ракетный катер

ASPB (Alpha Boat)-патрульный катер огневой поддержки десанта

PACV-сторожевой катер на воздушной подушке

PB-сторожевой катер

 

КОРАБЛИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

Огромные расходы на поддержание целого флота современных кораблей в постоянной боевой готовности требуют их полное обеспечение в любой точке мирового океана. Для этого привлекают корабли тылового обеспечения. Корабли тылового обеспечения предназначены для пополнения запасов на ходу в море.

 

корабли тылового обеспечения

 

AE-плавучий склад боеприпасов

AFS-транспорт снабжения

AO-эскадренный танкер-заправщик

AKE-универсальный транспорт снабжения и боеприпасов

 

МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ И ТРАЛЬЩИКИ

 

 

Основное назначение минных заградителей и тральщиков — проведение постановки минных заграждений в целях нанесения потерь и сковывания действий сил флота противника, блокирование пунктов базирования кораблей, прикрытие своих морских рубежей, и проведение противоминных операций на море связанных с поиском и уничтожением мин с применением телеуправляемых самоходных тралов или прорывателей минных заграждений.

 

минные заградители и тральщики

 

AM-минный тральщик (вспомогательный)

AMb-рейдовый тральщик

AMc-базовый тральщик

AMCU-подводный разведчик мин

MSO-тральщик океанской зоны

MSC-тральщик прибрежной зоны

MCM-противоминный корабль

MCS-корабль противоминного обеспечения

MHS-тральщик-искатель мин

CM-минный заградитель

 

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

 

Подводные лодки — это корабли, способные погружаться и действовать в подводном положении. Основным тактическим свойством подводных лодок является скрытность. Подлодки предназначаются для уничтожения кораблей и судов противника, поражения его наземных объектов, постановки минных заграждений, ведения разведки, высадки диверсионных групп и выполнение других боевых и специальных задач. В зарубежной классификации подводные лодки подразделяются на боевые подводные лодки, вспомогательные подлодки и исследовательские субмарины.

 

 

боевые подводные лодки

 

SS-ударная многоцелевая подводная лодка с ДЭУ

SSB-подводная лодка с баллистическими ракетами на борту с ДЭУ

SSBN-атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ)

SSC-подводная лодка прибрежного плавания с ДЭУ (более 150 тонн)

SSG-подводная лодка с крылатыми ракетами с ДЭУ

SSGN-атомная подводная лодка с крылатыми ракетами

SSI-ударная многоцелевая подводная лодка с воздухо-независимой энергетической установкой

SSM-сверхмалая подводная лодка (до 150 тонн)

SSN-многоцелевая атомная подводная лодка

 

 

вспомогательные подлодки

 

SSA-вспомогательная/грузовая подводная лодка с ДЭУ

SSP-многоцелевая подводная лодка с воздухо-независимой ЭУ (подводный транспорт)

SST-учебная подводная лодка с ДЭУ

AGSS-вспомогательная подводная лодка

IXSS-неклассифицированная вспомогательная подводная лодка

 

 

исследовательские субмарины (NR-Nuclear Research)

 

DSRV-глубоководный спасательный аппарат

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(СЛУЖЕБНЫЕ СУДА)

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

 

Вспомогательные корабли и суда обеспечения предназначены для выполнения множества функций по поддержке боевых кораблей и действий на море, в широком диапазоне ветров и волнения, обеспечивая общее обеспечение боевых соединений и береговых сооружений.

 

вспомогательные корабли

 

 

ACS-вспомогательный плавучий кран

AG-вспомогательное судно

AGDS-судно обеспечения глубоководных работ

AFSB-вспомогательный корабль управления

AGOR-океанографическое научно-исследовательское судно

AGM-плавучая телеметрическая станция

 

 

AGOS-судно разведки океанских акваторий

AGS-гидрографическое судно

AH-госпитальное судно

AK-грузовой транспорт

AKS-сухогрузный транспорт

AKR-транспорт самоходной техники

 

 

AOG-танкер-бензовоз

AOT-нефтеналивной танкер

ARC-кабелеремонтное судно

HSV-быстроходный транспорт

ARS-спасательное судно

AS-плавучая база подводных лодок

 

 

ASR-спасательное судно подводных лодок

ATF-океанский буксир

ATS-универсальное спасательное судно

AVB-корабль тылового обеспечения авиации

SBX-радар морского базирования Х-диапазона

 

СЛУЖЕБНЫЕ СУДА

 

 

Служебные суда, включая несамоходные, являются частью военно-морских сил. Служебные суда предназначены для обслуживания, как боевых сил флота, так и военно-морских баз. Литера «N» относится к несамоходным вариантам. Литера «Y» присваивается вспомогательным плавсредствам судостроительных верфей.

 

Данный подкласс судов включает: плавучие краны, плавучие доки, плавучие казармы, несамоходные лихтеры, баржи, плавучие мастерские, портовые буксиры, а также суда (IX), не получившие классификацию.

 

korabley.net

Виды кораблей: названия с фото

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них – доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Виды парусных кораблей нашим современникам известны мало, но кое-какие из них все же знакомы по регулярно проходящим парадам и международным регатам. В России сохранены барки «Седов» и «Крузенштерн». Эти корабли не только демонстрируют всему миру свою красоту, но и способствуют воспитанию молодых моряков, проходящих на них практику, в традициях Флота Российского.

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки – суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два гребных винта постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века – доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все виды кораблей различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение – среднее для того времени, примерно 800-1000 т. Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» — поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные – с латинскими (косыми) парусами.

Назначение – дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды кораблей. Названия судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то — одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один – «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на морских котиков именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад – всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

fb.ru

ВМФ России и США, классификация, виды, типы, боевое назначение, история создания, характеристики

Начиная с древнейших времен, и по сей день военно-морской флот опора практически любой страны, имеющей выход к морю. У кого-то имеется мощные сверхсовременные суда, кто-то называет несколько старых катеров флотом. Но суть для всех одна и та же, эти суда охраняют водные просторы.

Военный корабль прошел долгий путь от бирем и галер до современных атомных подводных ракетоносцев и авианосцев. Но у моряков, как ни у кого соблюдаются традиции, особенно в названиях и классификации судов.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Корабли, в зависимости от количества пушек, попадали в 1-й ранг (около 100 орудий и больше), 2-й ранг (около 90 орудий), 3-й ранг (примерно 75) и так далее, до 6 ранга.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

Деление кораблей в советских и российских ВМФ

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Разделяют корабли по тоннажу, или водоизмещению, а также по типу вооружения, находящегося на борту, то есть, можно сказать, старая система вошла в новые реалии современных судов.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Боевые корабли флотов разных стран

Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.

В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.

Главной силой японского флота считаются эсминцы-вертолетоносцы.

Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.

Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.

Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.

Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.

Интересно, что иногда корабль меняет свой класс, однако буквы оставляют решением флотского командования.

Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».

В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.

Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.

Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.

Здесь достаточно много шифров, использовавшихся во время войны во Вьетнаме, а затем просто отмененных.

Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.

Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда.

Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.

Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.

Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.

Система классификации по номерам и вымпелам продолжает существовать, с небольшими изменениями с Первой Мировой войны.

История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» — кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.

Видео

warbook.club

Какие существуют виды кораблей? :: SYL.ru

Историки говорят, что мореплавание и судоходство как отдельные отрасли человеческой деятельности зародились около пяти тысяч лет тому назад. Первыми людьми, бросившими вызов водной стихии, были, по всей видимости, жители древнего Египта и Месопотамии. Вначале вполне насущные потребности, а затем тяга к неизведанному и жажда обретения новых богатств и сокровищ побуждали наших предков строить лодки, поднимать паруса и пускаться в дальние путешествия. Постепенно люди осваивали моря, открывали новые земли. Они научились ловить ветер и прокладывать путь по звездам. С тех пор человечество проделало огромный путь в освоении Мирового океана, овладело искусством проектирования и строительства разных видов кораблей для достижения экономических, военных и других целей. Именно этот огромнейший путь и будет рассмотрен в данной статье, поэтому, прочитав ее, вы точно найдете для себя что-то новое и интересное – то, чем можно будет поделиться с друзьями и близкими людьми. Ведь история – это всегда актуально и захватывающе.

Как вы лодку назовете…

Люди, не совсем сведущие в морском деле, склонны называть кораблями всякое увиденное более или менее большое плавучее средство. Но настоящие морские волки только ухмыльнутся, послушав такие объяснения. Так что же такое корабль и какие есть виды кораблей? Самым емким термином, который охватывает полную номенклатуру плавсредств, является «судно». Даже водные велосипеды – это суда. Любое сооружение, которое имеет водонепроницаемый корпус и перемещается, опираясь на водную поверхность (в том числе, под водой), относится к данной категории. Известно также такое понятие, как «воздушное судно». Этот термин применим к аппаратам, призванным покорять воздух.

Понятие «корабль», если речь идет о плавсредстве, имеет более узкое значение и применяется для обозначения, как правило, военных и крупных морских судов. В эпоху парусного флота так называли трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением. Современный русский язык вполне допускает применение понятия «корабль» в отношении гражданских судов разного назначения, несмотря на распространенную среди военных моряков точку зрения о том, что данное средство – это исключительно транспорт, несущий военно-морской флаг. При этом словосочетание «военный корабль» также является корректным и употребляется в том числе и как юридическое понятие.

По каким признакам классифицируют морской транспорт

Гражданские суда принято классифицировать по назначению. Различают транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и плавсредства технического флота. Транспортные суда, в свою очередь, бывают грузовыми, пассажирскими, грузопассажирскими и специальными. Они составляют основную часть флота. Существует множество видов кораблей, занятых грузовыми перевозками. Это балкеры (созданы для навалочных грузов), контейнеровозы, лихтеровозы (перевозят плавучие контейнеры-баржи), рефрижераторные и трейлерные корабли, лесовозы. К грузовым относят также наливные виды морского транспорта: танкеры и газовозы. Если судно способно взять на борт более двенадцати пассажиров, то его относят к пассажирским. При этом грузопассажирским называют то, у которого грузу отводится более 40 % площади. Пассажирские корабли обслуживают регулярные линии, в том числе – трансокеанские. Другой класс таких судов предназначен для туристических круизов. Существуют также плавсредства для местных сообщений. К специальному морскому транспорту относятся паромы (в том числе железнодорожные), транспортные буксиры и буксиры-толкачи. Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромное количество разновидностей и классификаций кораблей, остается лишь узнать о них подробнее.

Первые парусники

Наиболее древние изображения парусных судов относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Место их появления — долина Нила и побережье Персидского залива. Древние египтяне строили лодки из папируса и снаряжали их парусом. На них они могли не только передвигаться по Нилу, но и выходить в море. Известно об их экспедициях вдоль северо-восточного побережья Африки.

Пальму первенства среди древних мореплавателей заслуженно завоевали финикийцы. Они создали новые виды кораблей. Такие средства имели весла и прямоугольный парус. Они строили не только торговые лодки, но и военные корабли. Именно им приписывают разработку галер и изобретение тарана. Существует мнение, что финикийцы первыми обогнули всю Африку.

Греки переняли у финикийцев искусство строительства кораблей. Они смогли освоить Средиземное и Черное моря, пройти Гибралтар и достичь Британских островов. Они создали биремы и триремы – галеры с двух- и трехъярусным расположением рядов весел. Это были первые виды военных кораблей.

Основным движителем судов оставались гребцы на веслах, но с развитием и усовершенствованием парусного оснащения возрастала и роль ветра. Устанавливались морские торговые пути в Индию и на Дальний Восток, сокращались сроки морских переходов.

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары – боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры – более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Эпоха великих открытий

Пятнадцатый век ознаменовался великими морскими путешествиями и открытиями. Это стало возможным благодаря созданию новых, более совершенных видов морских кораблей, способных пересекать океаны. Именно тогда научились строить трехмачтовые суда. Изменился способ формирования обшивки корабля – доски набирались не внакрой, а вплотную одна к другой. Название типа обшивки стало поводом для наименования транспорта нового типа – каравелл. Самыми большими грузовыми судами в то время были трехмачтовые португальские карраки, имевшие две палубы. Корпус кораблей имел округлую форму – соотношение длины к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. Это позволяло улучшить мореходные качества, повысить безопасность длительных морских путешествий. Основными военными видами водного транспорта по-прежнему оставались гребные галеры, носящие паруса.

Корабли эпохи Возрождения

Основные черты парусного флота, который сохранился вплоть до середины 19 века, были обозначены в шестнадцатом веке. Именно в этот период европейские государства формируют регулярные морские флоты. Судостроители освоили новые типы кораблей с большим водоизмещением. Парусная оснастка включала разные типы парусов – традиционные прямоугольные и косые. Были созданы специальные морские пушки, которые начали размещать в несколько ярусов, очистив от них верхнюю палубу.

Основными видами кораблей 16 века были военные галеры и галеасы, военно-транспортные галеоны, каравеллы и карраки, транспортные ааки и флюйты.

В это же время военный флот получил боевое судно принципиально нового типа – линейный корабль. Его предназначением было завоевание господства в море за счет уничтожения вражеского водного транспорта артиллерийским огнем. И хотя первые образцы были далеки от совершенства как с точки зрения мореходных качеств, так и с точки зрения парусной оснастки, обозначилась главная тенденция развития военного флота. Теперь корабль становился самостоятельной боевой единицей, чья мощь определялась не наличием гребцов и пехоты на борту, а его пушечным вооружением и выучкой экипажа.

Новое время

В последующие десятилетия происходило дальнейшее развитие идей, заложенных корабелами Ренессанса. Виды кораблей 18 века впечатляют своим разнообразием, функциональностью и эстетическим совершенством.

В 18 веке линейные суда достигли предельно возможных для деревянных плавсредств размеров. Они были защищены броней, получили пушечное вооружение разных калибров. Отдельные линкоры несли до 130 пушек. Наиболее мощным был Британский флот, имевший в своем составе до 100 линкоров. В это же время Россия заявила о себе как о великой морской державе, захватив господство на Балтике и в Черном море. В эпоху Петра было построено около 60 линейных кораблей.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы – более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты – быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей – то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах – их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги – флайботы.

Военные средства современности

Современные виды военных кораблей, с точки зрения решаемых задач и вооружения, довольно разнообразны. Перечень их внушителен.

Основу мощи современного флота составляют авианесущие корабли и крейсеры (в том числе подводные). Они нужны для завоевания стратегического превосходства на море, нанесения ударов по территории противника, решения широкого круга военных задач. Эскадренные миноносцы (эсминцы) действуют в составе ударных авианесущих групп, могут самостоятельно уничтожать надводные и подводные вражеские суда, обеспечивают противоракетную и противовоздушную оборону, поддерживают высадку десанта. Специально для борьбы с подлодками и защиты их соединений используются большие и малые противолодочные корабли. Ракетные предназначены для нанесения неожиданных ракетных ударов на дальних расстояниях от целей. Противоминную оборону обеспечивают минно-тральные виды. Дозорную службу несут сторожевые плавсредства. А для перевозки и высадки десанта используются десантные корабли. Кроме того, современный флот немыслим без судов разведки и управления.

Заправлены в планшеты космические карты…

Еще в древности наши предки мечтали о полетах. Сказка о летучем корабле определила название летательного аппарата, которому суждено было покорить небо. Понятия «космический корабль» и «небесный корабль» использовал Константин Циолковский для обозначения аппаратов, способных совершить пилотируемый полет в космическое пространство. Если говорить о видах космических кораблей, то для начала необходимо обратиться к понятию «космический аппарат». Под ним понимают устройство, которое призвано выполнять разные задачи в космосе, а также на поверхности небесных тел. К категории таковых относятся и искусственные спутники Земли, и межпланетные станции, и планетоходы. Космический аппарат, который предназначен для транспортировки грузов или людей в космос, называется космическим кораблем. Его главным отличием являются герметичные отсеки или отсеки, поддерживающие режим жизнеобеспечения.

Виды космических кораблей классифицируются по типу доставляемых грузов, способу управления, по возможности возвращения и многоразового использования. Они бывают грузовые, автоматические и пилотируемые. Пилотируемые корабли содержат в своем составе спускаемые аппараты. Также существуют многоразовые грузовые и пилотируемые корабли. Среди наиболее известных можно назвать «Восток», «Союз», «Аполлон», «Шеньчжоу», «Спейс Шаттл».

Заключение

Мы познакомились лишь с некоторыми — самыми известными — видами кораблей. Список их можно продолжать весьма долго. И вряд ли он получится исчерпывающим. Потому что полет человеческой фантазии безграничен, а задачи, которые ставит жизнь, побуждают конструкторов и инженеров находить новые решения. Кто знает, какими будут корабли всего через каких-нибудь сто лет. и какие новые пространства им придется покорять… Об этом в настоящее время можно только догадываться. Главное — знать, какие есть виды кораблей сейчас. А об этом мы вам рассказали.

www.syl.ru

ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — это… Что такое ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ?


ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

— см. Суда военные.

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

.

Смотреть что такое «ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ» в других словарях:

  • Классификация военных кораблей — деление современных военных кораблей по предназначению, вооружению и водоизмещению на классы, подклассы и типы; по роду сил, к которому они принадлежат, на подводные и надводные; по типу энергетических установок на атомные и с обычной установкой …   Морской словарь

  • Список современных типов военных кораблей — В настоящее время военные корабли находятся на вооружении практически всех стран, находящихся у моря. В данном списке представлены типы кораблей, состоящих на вооружении у разных стран мира. Для удобства они делятся на категории. Также есть… …   Википедия

  • Типы 66-пушечных кораблей — 58–66 пушечные корабли Наиболее многочисленный подкласс кораблей Российского флота в XVIII в. Обладая хорошими мореходностью и маневренностью, имея достаточно мощное вооружение, они использовались как для сражений, так и для крейсерства и… …   Военная энциклопедия

  • Дредноут (класс кораблей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дредноут. Старейший сохранившийся дредноут, BB 35 «Техас», спущенный на воду в 1912 году Дредноут (англ. …   Википедия

  • Список авианесущих кораблей — …   Википедия

  • Классификация кораблей — Классификация кораблей  разделение военных кораблей (судов) на классы, подклассы и типы (проекты) в зависимости от их предназначения, водоизмещения, вооружения и других тактико технических данных[1][2]. Единой международной классификации… …   Википедия

  • Традиции выбора имен для кораблей российского флота — Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно политическом строе.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Морские термины (типы кораблей и судов) — Эта страница глоссарий. # А …   Википедия

  • Дивизия кораблей — У этого термина существуют и другие значения, см. Дивизия (значения). Дивизия кораблей (от лат. divisio  разделение)  основное тактическое соединение флота. В эпоху парусных кораблей главным боевым соединением флота была… …   Википедия

  • Корсары: Город потерянных кораблей — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия


dic.academic.ru

Типы кораблей: классификация

Море всегда манило людей. Промышленность развивалась, появлялись новые устройства и машины, и вскоре на воду было спущено огромное количество кораблей и судов. Об их типах читайте в статье.

Что такое корабль?

Если верить толковому словарю, корабль – это большое судно, которое может использоваться в различных целях. Интересно, что данное слово не у всех ассоциируется с морем. Так, существуют космические корабли, которые не спущены на воду, а парят за пределами нашей планеты. С их помощью ученые получают информацию о вселенной, а также изучают изменения, происходящие с Землей.

Прежде чем рассказать, какие бывают типы кораблей, необходимо ответить на один вопрос. Его суть заключается в том, что в любом определении слова «корабль» встречается другое слово «судно». Почему так происходит? Дело в том, что «судно» – это более обширное понятие, включающее в себя все виды плавающих транспортных средств, начиная с лодок и заканчивая огромными лайнерами.

Какими бывают корабли?

Существуют различные классификации кораблей. Каждая из них объединяет совершенно непохожие судна по определенному признаку. Итак, тип корабля зависит:

  • От района, по которому пролегает маршрут.
  • От способа и рода движения.
  • От того, каким является основной двигатель.
  • От архитектуры судна и материала, из которого оно выполнено.

Те способы классификации кораблей, которые приведены в данной статье, считаются вспомогательными. Они официально приняты во всем мире. В то же время они не считаются основными. Самая важная классификация – это разделение судов на типы по их назначению.

Назначение кораблей

Типы кораблей бывают разными. Чаще всего их делят на группы по назначению. Итак, почти во всех странах мира принята следующая классификация судов:

  • Транспортные.
  • Служебно-вспомогательные.
  • Промысловые.
  • Корабли технического флота.

Транспортные корабли

Фундаментом флота любого государства являются транспортные суда. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы. Основные типы кораблей в данной категории:

  • Пассажирские. Именно в них выделяются отдельные каюты для людей, передвигающихся из одной точки на карте в другую. Они вмещают более двенадцати человек одновременно. Различают большое количество таких плавсредств. Даже некоторые типы парусных кораблей относятся к этой группе.
  • Грузовые. Они подразделяются еще на две группы: корабли общего назначения и специализированные.

Сухогрузные суда

Как говорилось ранее, грузовые корабли делятся на две большие группы. В свою очередь они подразделяются на более мелкие. Все зависит от того, что же будет перевезено с их помощью. Так, на сухогрузах общего назначения перемещают генеральные грузы. Конструкция таких судов вмещает несколько трюмов, одну, две или три палубы и машинное отделение.

Специализированные корабли используются в различных целях. На них перевозят скоропортящиеся продукты. Корабли, нагруженные ими, называются рефрижераторными. Если груз заранее был помещен в крупный контейнер, то его погрузят на контейнерное судно. Для того, что подготовлено для перевозки в прицепе, создан еще один тип кораблей — трейлерный.

Навалочные грузы, такие как руда, уголь, удобрения, строительные материалы и зерно, составляют более семидесяти процентов от того, что перевозится по морю. Поэтому суда, которые не имеют точного названия, становятся все популярнее и быстро заполоняют водные просторы. Лесовозы – это корабли для перевозки леса, пиломатериалов и прочего. Они сконструированы так, что их скорость не может достигать более 15 узлов. Однако они все равно часто используются по назначению.

Наливные судна

Если на сухогрузах перевозят то, что не может разлиться, то наливные суда созданы специально для транспортировки жидкостей. Это нефть и продукты на ее основе, различные газы, кислоты и химические вещества. Существует большое количество плавсредств, которые предназначены для перевозки жидких грузов. Далее перечислим основные типы кораблей (фото разных плавсредств можно увидеть в статье) в данной категории. Они составляют большую часть грузовых судов, спущенных на воду.

  • Танкеры — являются самыми популярными в своей группе. Они устроены так, что в их конструкцию входят переходные мосты, система защиты от пожаров. Они могут поднимать груз, вес которого измеряется тысячами тонн. И это – минимум. Наиболее тяжелые грузы, которые перевозятся на них, могут весить даже четыреста тысяч. Конечно, корабли, способные сдвинуть с места такую тяжесть, являются супертанкерами.
  • Газовозы – судна, предназначенные для перевозки природных, нефтяных и других газов. Вещества тщательно упаковывают, помещают в прохладное место. Грузы, которые помещают на эти корабли, взрывоопасны, поэтому для них разработаны специальные противопожарные системы.

Военные суда

Почти все государства обладают вооруженными силами. Поскольку большое значение имеют морские и речные пути, необходимо обеспечить защиту страны и с этой стороны. Поэтому строятся специальные корабли, которые применяются в военных целях. Они также могут использоваться для перевозки технических грузов и техники, например вертолетов.

Корабли типа «Мистраль» – универсальные. Они созданы для того, чтобы выполнять сразу несколько функций. Так, они могут проводить десантирование моторизированной воинской части на сушу. Они не только принимают, но и обслуживают боевые вертолеты. Кроме того, в них может находиться командный центр и даже плавучий госпиталь.

Типы кораблей России

На территории нашей страны используется та же классификация кораблей, что и во всем мире. То есть суда, плавающие в реках и морях России, также подразделяются на грузовые и пассажирские, транспортные и военные и другие. Конечно же, каждый человек, который так или иначе связан с морским делом и строительством кораблей, знаком и с менее распространенными типами классификации суден.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *