Универсальные десантные корабли типа мистраль – Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — Википедия

Вертолетоносцы типа «Мистраль» — РИА Новости, 25.11.2014

Проект вертолетоносца появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков: финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы), шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»), польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар). Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group. Зенитный ракетный комплекс самообороны поставила европейская компания MBDA.

Головной десантный вертолетоносец Военно-морских сил Франции, получивший имя «Мистраль», был спущен на воду на судоверфи в Бресте, на западе Франции, в октябре 2004 года.

Полное водоизмещение корабля составляет 21,3 тысячи тонн, максимальная длина — 210 метров, ширина — 30 метров.

Борта корпуса корабля не имеют бронирования. Корабль способен развивать скорость более 18 узлов (около 33 километров в час). Дальность плавания — до 20 тысяч морских миль (около 37 тысяч километров). Численность экипажа — 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт еще 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе.

Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 квадратных метров. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 квадратных метров, в котором могут размещаться два 95-тонных десантных катера на воздушной подушке или четыре десантных катера меньшего водоизмещения.

На борту кораблей типа «Мистраль» оборудован командный центр (центр управления) площадью 850 квадратных метров, предназначенный для управления различного рода и масштаба операциями, в том числе осуществляемыми в автономном режиме. Он может вместить до 200 специалистов, и хорошо оснащен. Кроме того, на корабле имеется госпиталь на 69 койко-мест, с возможностью незначительного их увеличения, есть две операционные комнаты и рентгеновский кабинет.

Для «Мистралей» была разработана специальная система управления, а высокая степень автоматизации всех процессов его жизнедеятельности позволила существенно сократить численность экипажа и повысить эффективность управления кораблем и авиагруппой. Причем система обмена данными на корабле является многофункциональной и универсальной, что позволяет легко интегрироваться в аналогичные системы, состоящие на вооружении ВС других государств.

Строятся корабли типа «Мистраль» по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что снижает стоимость и ускоряет темпы их постройки. Максимальная длительность постройки «Мистралей» с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев.

Во время проведения военно-морского салона в Санкт-Петербурге в июне 2009 года французские специалисты провели презентацию проекта корабля типа «Мистраль», который нашел положительный отклик у российского экспертного сообщества.

17 июня 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS подписали контракт о покупке Россией двух вертолетоносцев класса «Мистраль» и связанных с ними услуг, в которые входит, в основном, логистика, образование и передача технологий. Согласно контракту, первый корабль для России должен быть поставлен в 2014 году, а второй — в 2015 году. Сумма заключенного контракта составила 1,2 миллиарда евро.

Закупка «Мистралей» была призвана дать «транспортное средство» для российской морской пехоты, способное обеспечить долговременное присутствие воинских контингентов в отдаленных районах без баз, обеспечить авиационную поддержку — помимо редко выходящего в море тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его стареющего авиакрыла, и дать флоту полноценные корабли управления.

Воздушную поддержку операций морской пехоты или сил спецназначения российский «Мистраль» должен обеспечивать российскими вертолетами. «Ударную» функцию планируется возложить на Ка-52К, палубный вариант известного боевого вертолета.

По требованию российской стороны конструкция вертолетоносцев было доработана. В частности, был изменен до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет их применять в северных широтах. Увеличена высота боевых кораблей для размещения российских вертолетов типа Ка-28 и Ка-52К. В конструкции кораблей предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Это позволит применять вертолетоносцы в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.

Строят два корабля французская госкомпания DCNS и верфи STX Сен-Назер, а с российской стороны — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Около 40 % работ по строительству двух вертолетоносцев выполняют российские производители.

При изготовлении плавучих частей корпуса двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль» использовались мощности Балтийского завода (Санкт-Петербург), входящего в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Первый российский вертолетоносец типа «Мистраль», получивший имя «Владивосток», был заложен во французском Сен-Назере 1 февраля 2012 года.

Годом позже на верфях компании STX France в Сен-Назере началась сборка носовой части корабля.

Параллельно на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге велось строительство кормовой части, которая в конце июля 2013 года была доставлена во Францию, где продолжились работы.

15 октября 2013 года корпус корабля «Владивосток» был спущен на воду. После этого под контролем французской госкомпании военного кораблестроения DCNS проводились дооснащение корабля и его испытания в доках и на море.

В конце июня 2014 года группа из 400 российских моряков — два экипажа — прибыла во французский город Сен-Назер для обучения управлению «Мистралями». 13 сентября корабль «Владивосток» впервые вышел в море с российским экипажем: на его борту находились около 200 россиян и примерно столько же французов. Спустя почти 10 суток плавания судно, благополучно выполнив все поставленные задачи, вернулось в порт. 3 октября вертолетоносец со вторым российским экипажем на борту завершил выход в море и вернулся во французский порт Сен-Назар.

По планам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, первый «Мистраль» войдет в состав ВМФ России уже в 2014 году. После этого он будет отправлен на завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для дооснащения российским вооружением. Предполагаемый срок выполнения работ — середина 2015 года.

Закладка второго корабля типа «Мистраль», получившего имя «Севастополь», состоялась на французских верфях в Сан-Назере в июне 2013 года. 20 ноября 2014 года второй вертолетоносец типа «Мистраль» («Севастополь») был спущен на воду во французском Сен-Назере.

По контракту корабль должен прибыть в Санкт-Петербург из Франции в ноябре 2015 года.

Первый десантный вертолетоносец типа «Мистраль», корабль «Владивосток», согласно направленному российской стороне приглашению, должен был быть передан Францией российскому Военно-морскому флоту 14 ноября 2014 года, однако передача не состоялась.

Против передачи кораблей активно выступают США. Париж, с одной стороны, заявлял, что обязан выполнить контракт с Россией, а с другой, увязывает передачу кораблей с прогрессом в урегулировании ситуации на Украине.

По мнению экспертов, даже в случае срыва договора серьезных негативных последствий для РФ не ожидается: Франция должна будет уплатить крупную неустойку, а Россия своими силами сможет построить собственный аналог «Мистраля».

В контракте прописана сумма неустойки, она будет определена в зависимости от обстоятельств. Цифра варьируется от 3 миллиардов до 10 миллиардов евро.

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд принял решение приостановить поставку России первого вертолетоносца типа «Мистраль» из-за ситуации на Украине.

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что Россия пока не будет предъявлять претензии Франции из-за решения приостановить поставку РФ «Мистраля». По его словам, в контракте все прописано, Россия будет действовать в соответствии с буквой контракта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

У этого термина существуют и другие значения, см. Мистраль.
Мистраль
Mistral
FS Mistral (L9013)
Основная информация
Класс корабляуниверсальный десантный корабль
Государство флага Франция
ВерфьИзготовитель:
  • Компания DCNS (англ.)русск. (кормовая часть, сборкa)
    город Брест,
  • Компания Alstom (носовая часть), город Сен-Назер
  • Балтийский завод (кормовая часть для 2-х корпусов во Франции, и строительство 3-го и 4-го корпуса целиком)
Запланированное число кораблей серии 2+2
Число заложенных кораблей серии1
Число построенных кораблей серии3
Число действующих кораблей серии3
Стоимость корабля серии~600 млн евро
Спущен на воду6 октября 2004 года
В составе флота сдекабрь 2005 года
Современный статусв строю
Параметры
Тоннаж (стандартный)16 500 тонн
Тоннаж (полный)21 300 тонн
Тоннаж (предельный)32 300 тонн
Длина наибольшая199 м
Ширина по ватерлинии32 м
Высота64,3 м
Осадка (с ГАС)6,3 м
Бронированиенет
Технические данные
Силовая установка3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт) 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт)
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
Мощность20 400 л. с. (15 MВт)
Винты2 5-лопастных
Скорость максимальная19 узлов
Скорость крейсерская18 узлов
Дальность плавания5800 миль (10 800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10 700 миль (19 800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
Автономность плавания30 суток
Экипаж160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение
Радиолокационное вооружение2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG
Артиллерийское вооружениеАК-630
Тактическое ударное вооружениеСверхзвуковые крылатые ракеты «Калибр»
Зенитное вооружение2×2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 12,7-мм пулемета «Браунинг»; «3М47» Гибка
Авиационная группа16 тяжелых вертолётов или 32 легких вертолёта;

Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолетов Ка-52К и Ка-29[1] или Ка-27М

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» (фр. BPC de la classe Mistral) — класс универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев, находящихся на вооружении ВМС Франции. Корабль способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров[2].

Три корабля этого класса, «Мистраль» (фр. Mistral L9013), «Тонньер» (фр. Tonnerre L9014) и «Диксмьюд»(фр. «Dixmude» L9015) состоят на вооружении ВМС Франции. Также ведётся строительство 2 кораблей для ВМФ России в самой Франции, и ещё 2 на Балтийском заводе в России.[3]

Заказ ВМФ России

На палубе «Мистраля»

24 декабря 2010 года Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолетоносцев «Мистраль» на французской верфи. Ещё два корабля такого типа предполагается построить по лицензии в России. Также 24 декабря 2010 года было объявлено, что по итогам тендера на поставку вертолетоносцев власти РФ выбрали предложение консорциума, состоящего из французской компании DCNS (англ.)русск. и российской Объединённая судостроительная корпорация. Первый корабль типа «Мистраль» будет построен в течение 36 месяцев после прохождения первого авансового платежа. Второй корабль — в течение 48 месяцев. Россия выполнит 20 % работ по строительству первого вертолетоносца класса «Мистраль» на верфях компании STX в Сен-Назере (Франция)[4]. При заключении контракта по «Мистралям», Франция передала российской стороне все интересовавшие её технологии, в том числе систему SENIT-9, и ещё две другие[5].

Высота ангара позволяет размещать российские вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-52К на ангарной палубе, что было подтверждено во время визита УДК «Мистраль» в Санкт-Петербург при выполнении тестовых посадок вертолётов на палубу. Однако проем в районе лифтов имеет недостаточную высоту для Ка-29 и будет увеличен[6][7]. Кроме того, планируется использовать этот вертолетоносец в северных широтах, во льдах. Для этого потребуется усилить борта корабля. Однако это не повлечет серьёзных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля». Россия покупает вертолетоносец «Мистраль» со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолеты на корабле будут российские[8].. Договор подписан Игорем Сечиным и Аленом Жюппе 25 января 2011 года в Сен-Назере. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже, подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года.

Первые два десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД) «Мистраль», построенные на французских верфях для ВМФ России, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. При этом инфраструктура военных городков и гарнизонов Восточного военного округа будет существенно модернизирована за счет выделенных на это значительных средств. Особое внимание будет уделено соединениям, дислоцированным на островах Курильской гряды[9].


20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России многоцелевых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор»[10].

По информации от генерального конструктора ОКБ Камова Сергея Михеева на российских кораблях типа «Мистраль» будут размещаться 16 вертолетов в комбинации 8 Ка-52К + 8 Ка-29, то есть восемь боевых и восемь транспортных, но эта комбинация может быть изменена в зависимости от поставленных задач[7].


16 февраля 2012 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что французские вертолетоносцы «Мистраль», строящиеся для ВМФ России, получат основное оружие российского производства[11].

Мы собираемся поставить ракетные комплексы для самообороны, чтобы повысить защищенность средствами ПВО. Применение вертолетной составляющей усилим в плане выполнения противолодочных задач. На «Мистралях», которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки.


27 февраля 2012 года источник в оборонно-промышленном комплексе России сообщил ИТАР-ТАСС — «Планируется, что и первые два „Мистраля“ французской постройки, и следующие два ДВКД, построенные уже в России, будут оснащены самыми современными отечественными системами вооружения, в том числе пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет, новейшими системами и комплексами противоракетной, противовоздушной и противолодочной обороны», — уточнил источник.

Конечно, «Мистрали» примут на борт ударные и противолодочные вертолеты, артиллерию, десантно-высадочные средства, катера, бронемашины и другую технику и оружие, добавил он.

Работы по установке на первых двух ДВКД французской постройки российских вооружений будут вестись в России на одном из её оборонных предприятий после прибытия туда кораблей из французского Сен-Назера, отметил источник.

В Генштабе ВС РФ подтвердили эту информацию. «Нам не нужны безоружные ДВКД, которыми располагают французские ВМС. Такие „Мистрали“ по сути — гигантские плавающие транспортеры с современными системами боевого управления, навигации, разведки и связи, своего рода беззащитные плавучие командные пункты, которые надо прикрывать и с моря, и с воздуха другими боевыми кораблями и авиацией», — отметил источник в Главном штабе.

«ДВКД нашего ВМФ должны не только управлять действиями различных родов сил военно-морских группировок (надводных кораблей, подлодок, морской авиации) или даже действиями межвидовых группировок на морских и океанских театрах военных действий, не только доставлять и высаживать на берег морскую пехоту на бронемашинах с помощью вертолетов и десантно-высадочных средств, но должны и сами обладать достаточной огневой и ударной мощью, чтобы быть полноценными самозащищенными многофункциональными боевыми кораблями в составе этих группировок», — подчеркнул он.

«Поэтому российские ДВКД будут оснащены крылатыми ракетами с увеличенной дальностью стрельбы, новейшими средствами ПВО-ПРО и ПЛО», — заключил источник в Генштабе [12]. Из чего можно предположить что российский Мистраль оснастят сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Калибр» с максимальной дальностью полета свыше 2,5 тыс. км, которыми собираются вооружать АПЛ «Северодвинск» проекта 855.[13]

Все системы и устройства на борту корабля будут русифицированы. На «Мистрали» будет устанавливаться российское и французское оборудование управления и связи; DCNS необходимо будет обеспечить совместимость систем. Часть такого оборудования будет установлена на корабль на верфи в Сен-Назере, часть — на одной из российских верфей. Кроме того, в Сен-Назере строящийся корабль получит российские системы управления огнем.

По данным DCNS, «Мистрали» для России получат артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Зенитные ракетные установки 3М47 «Гибка» разместятся спереди по правому борту и сзади — по левому. DCNS подготовит места для установки вооружения, в то время как сами боевые системы будут установлены на корабль уже в России.

В качестве основной обзорной радиолокационной станции на российском «Мистрале» будет использоваться французский радар Thales MRR-3D-NG, работающий в G-диапазоне волн. Аналогичные радары стоят и на трех вертолетоносцах типа «Мистраль» в составе ВМС Франции.[14]

Месторасположение АК-630 и ЗРК Гибка на УДК для ВМФ России (Вместо турели и ЗРК)

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания Sagem получила субконтракт от кораблестроительной корпорации DCNS, которая является головным исполнителем работ по контракту с Россией на строительство двух вертолетоносцев «Мистраль».

Согласно условиям контракта, Sagem произведет для строящихся во Франции двух российских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG.

Поставка первой системы для установки на борт первого корабля запланирована на 2013 год. Вторая аналогичиная система должна быть поставлена спустя полгода.

Sagem уже приступила к выполнению полученного субконтракта.

Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия обеспечивает надводным боевым кораблям пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от противокорабельных ракет с настильной траекторией полета над водой до атакующих быстроходных кораблей.[15]

Система имеет два режима работы: «океанский» режим для дальнего наблюдения в открытом море, «прибрежный» режим для прибрежных акваторий.[16]

«Поставка первой системы для установки на борт первого корабля будет осуществлена в 2013 году, второй — еще через шесть месяцев. Сейчас наши специалисты приступили к изготовлению «российского» заказа», — отметил представитель Sagem.

[15]

Представители

НазваниеВерфьЗаложенСпуск на водуДата подписания
приёмного акта
ФлотСостояниеПримечания
«Mistral»DCNS/Alstom10 июля 20036 октября 2004Февраль 2006ВМС ФранцииВ строю
«Tonnerre»DCNS/Alstom26 августа 200426 июля 2005Декабрь 2006ВМС ФранцииВ строю
«Dixmude»DCNS/Alstom18 апреля 200918 декабря 2010Январь 2012ВМС ФранцииВ строю[17]
«Владивосток»[18]Alstom/Балтийский завод1 Февраля 2012/1 октября 2012[19]сентябрь 2013[20]2014Тихоокеанский флот ВМФ России[21][22]ЗаложенНа Балтийском заводе будет построено 20% корпуса.[23]
«Севастополь»[24]Alstom/Балтийский завод2015Тихоокеанский флот ВМФ России[25][26]ЗаказанНа Балтийском заводе будет построено 20% корпуса.[27]
«?»Планируется к постройке

21 декабря 2012 года, появилась информация, что заказ на строительство 2-х УДК в России аннулирован,[28] однако чуть позже выяснилось, что военные приняли решение перенести сроки реализации опционов на строительство двух дополнительный кораблей, заказанных в 2011 году у Франции, с 2013-го на 2016 год.[29]

«?»Планируется к постройке

21 декабря 2012 года, появилась информация, что заказ на строительство 2-х УДК в России аннулирован,[30] однако чуть позже выяснилось, что военные приняли решение перенести сроки реализации опционов на строительство двух дополнительный кораблей, заказанных в 2011 году у Франции, с 2013-го на 2016 год.[31]

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Щербаков В. Французский «ветер» доплыл до России // Оружие. — 2010. — № 2. — С. 52-63.

dic.academic.ru

Мистраль (десантный корабль) Википедия

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
фр. La classe Mistral

FS Mistral (L9013)
Проект
Страна
  • Франция Франция
Изготовители
  • DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест,

    Alstom (носовая часть), Сен-Назер

    Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)
Операторы
  • ВМС Франции
    ВМС Египта
Годы постройки 6 октября 2004 года — настоящее время
Годы в эксплуатации декабрь 2005 года — настоящее время
Построено 5
Строится 0
В строю 5
Основные характеристики
Водоизмещение 21300 т (полное)
32300 т (предельное)
Длина 199 м (наибольшая)
Ширина 32 м (по ватерлинии)
Высота 64,3 м
Осадка 6,3 м (с ГАС)
Бронирование нет
Двигатели 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
Мощность 20400 л. с. (15 MВт)
Движитель два пятилопастных гребных винта
Скорость хода 19 узлов (максимальная)
18 узлов (крейсерская)
Дальность плавания 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение
Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
Тактическое ударное вооружение нет
Артиллерия АК-630
Зенитная артиллерия 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser,
4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
Ракетное вооружение 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad
Авиационная группа 16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта; Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29[1] или Ка-27М
 Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

Вертолётоносец «Мистраль»: без гнева и пристрастия

Военно-морской флот России реально в сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил почти за четверть века.

15 октября на крупнейшем французском судостроительном предприятии STX France в Сен-Назере состоялась церемония официального спуска на воду (фактически всплытия в сухом строительном доке) построенного для ВМФ России десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Владивосток». Тем самым в рекордные по сравнению со стандартами и практикой отечественного судостроения сроки был пройден важнейший этап в реализации беспрецедентного контракта от 17 июня 2011 года на строительство для России двух кораблей типа «Мистраль».

Контракт на постройку для российского флота этих кораблей продолжает вызывать оживленные дискуссии и споры, что неудивительно. Начав осторожные разговоры о возможности импорта военной техники (это уже само по себе было сенсацией), Министерство обороны затем стремительно заключило весьма масштабный и политически резонансный контракт стоимостью 1,12 млрд. евро на два крупных боевых корабля иностранной постройки, причем в государстве – члене НАТО.

Последний раз большой боевой корабль заказывался для отечественного флота за границей в 1939 году, когда у Германии купили недостроенный тяжелый крейсер Lutzow. До этого в 1934-м был заказ в Италии лидера эсминцев «Ташкента». По стоимости, политической и военной значимости контракт на корабли типа «Мистраль» можно сравнить только с заказами на иностранных верфях боевых кораблей императорской Россией.

«Мистраль»: история проекта

Неожиданный интерес российского военного ведомства к иностранным универсальным десантным кораблям на тот момент тем более заинтриговал общественность, что до 2008 года Минобороны ничем не выдавало «экспедиционность» и потенциал проекции силы как один из приоритетов ВМФ. При этом переговоры по данному вопросу изначально велись с 2008-го именно с Францией и контролируемым французским государством судостроительным объединением DCNS. Так что, похоже, российские военные изначально ориентировались на закупку кораблей типа «Мистраль», а другие варианты всерьез не рассматривались.

В октябре 2010 года Минобороны России объявило формальный тендер на закупку универсальных десантных кораблей, победителем в котором предсказуемо стало DCNS. 17 июня 2011-го в Санкт-Петербурге состоялось подписание контракта между ФГУП (ныне ОАО) «Рособоронэкспорт» и французами на поставку двух кораблей типа Mistral. Таким образом, между первым публичным проявлением заинтересованности в покупке ДВКД и подписанием контракта прошло всего около трех лет – более чем скромный срок для подготовки сделки такого масштаба и сложности.

Стоимость контракта – 1,12 млрд. евро, при этом постройка собственно двух кораблей обойдется в 980 миллионов евро, а остальные затраты предполагают передачу технической документации и лицензий, обучение и т. д. Параметры соглашения предполагали приобретение Россией двух кораблей, которые строятся во Франции при головной роли DCNS верфью STX Marine France в Сен-Назере, и опцион еще на два корабля уже отечественного производства.

Первый УДК «Мистраль» должен быть поставлен в течение трех лет после подписания, то есть в 2014 году, второй – в 2015-м. Законтрактованные корабли зачислены в списки ВМФ России в январе 2012 года как ДВКД «Владивосток» и «Севастополь».

Строительство «Владивостока» фактически начато в Сен-Назере в декабре 2011-го, первая секция корпуса выставлена в строительном доке верфи в сентябре 2012-го, а формальная закладка корабля произведена 1 февраля 2013 года. Корабли строятся во втором по величине в мире сухом доке длиной885 метровчастной верфи STX Marine France (бывшей Chantiers de l’Atlantique), с 2008-го контролируемой южнокорейской группой STX Shipbuilding.

Часть работ по изготовлению корпусных секций выполняет ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), стоимость ее доли – около 80 миллионов евро. Первоначально планировалось осуществлять российскую часть работ на входящем в состав ОСК ОАО «Адмиралтейские верфи», однако в итоге в декабре 2011 года контракт был передан на перешедшее под контроль ОСК ООО «Балтийский завод – Судостроение». Здесь из 24 ненасыщенных корпусных блоков строятся кормовые части обоих кораблей с доковой камерой, что составляет порядка 40% от общей длины корпусов. Затем секции буксируют на верфь STX Marine France в Сен-Назер, где в сухом доке состыковывают со строящимися там частями корпусов обоих кораблей. Насыщение корпусов, достройка и испытания обоих кораблей производятся во Франции.

На Балтзаводе кормовая часть «Владивостока» заложена 1 сентября 2012 года, спущена 26 июня 2013-го и 23 июля прибуксирована в Сен-Назер. Там обе части корпуса состыковали. 15 октября корабль формально спущен на воду и через неделю поставлен к достроечной стенке. «Севастополь» заложен на STX Marine France 18 июня 2013 года, и сегодня его носовая часть находится в высокой степени готовности.

Ожидается, что в следующем году «Владивосток» переведут в Северную верфь в Санкт-Петербурге для дооснащения и вооружения. Его ввод в строй запланирован на 1 ноября 2014-го, а «Севастополя» – на год позднее. Предполагается, что оба корабля войдут в состав Тихоокеанского флота, и во Владивостоке для них готовится соответствующая базовая и ремонтная инфраструктура.

Темпы постройки французами обоих заказанных Россией кораблей выглядят фантастическими на фоне ставших привычными российских кораблестроительных долгостроев. Достаточно сказать, что впятеро меньший головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» строится на той же Северной верфи восьмой год и до сих пор не передан на испытания. Конечно, в случае с ДВКД нужно делать поправку на уже отработанную серийность строительства. Тем не менее, речь ведь идет о крупных авианесущих единицах водоизмещением более 21 тысячи тонн.

Быстрота постройки «Владивостока» произвела впечатление даже на закоренелых скептиков и противников приобретения кораблей типа «Мистраль» в России. Можно сколько угодно критиковать идею проекта, но ВМФ реально в сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил почти за четверть века.

Роль «Мистраля» в составе российского флота

С самого начала назначение кораблей типа «Мистраль» и их место в системе задач ВМФ России вызывали горячие дискуссии в СМИ и экспертном сообществе, тем более что командование не спешило делиться своим мнением. Главной особенностью ДВКД (или универсальный десантный корабль – УДК) типа «Мистраль» является их оптимизация для решения в значительной степени задач мирного времени и квазибоевых операций.

Изначально они предназначались для обеспечения французского военного присутствия в удаленных районах мира. Во Франции их классифицируют как корабли проекции силы и управления (Ввtiments de Projection et de Commandement – BPC). «Мистрали» могут выполнять функции корабля управления, десантного, вертолетоносца, военного транспорта и госпитального судна. В последние годы опыт применения стоящих на вооружении Mistral, Tonnerre и Dixmude продемонстрировал их эффективность для решения таких задач, как управление экспедиционными силами, нанесение ударов вертолетами в ходе военной кампании в Ливии, оперативная переброска войск и техники в Сенегал для операции в Мали, гуманитарная эвакуация французских граждан из Ливана.

В то же время данные корабли, построенные во многом по коммерческим нормативам (и имеющие вследствие этого пониженную живучесть), могут столкнуться с проблемами в крупномасштабной войне на море. Особенно с учетом того, что ВМФ России имеет сейчас очевидно низкий потенциал, что, следовательно, делает невозможным использование кораблей типа «Мистраль» в условиях господства противника на море. Поэтому по сути «Владивосток» и «Севастополь» неприменимы в конфронтации с США, НАТО и их союзниками (например, Японией).

Таким образом, приобретение Россией ДКВД стало характерным свидетельством переориентации на решение преимущественно проблем мирного времени: поддержание нашего военного присутствия в различных районах Мирового океана, обеспечение безопасности сограждан и объектов за рубежом, борьба с пиратством, решение интервенционных, миротворческих и представительских задач.

Судя по всему, особая роль отводится «Владивостоку» и «Севастополю» в качестве штабных кораблей управления военно-морскими группировками, которые во все возрастающих масштабах развертываются в Средиземном море и Индийском океане. Видимо, именно как корабли управления российские «Мистрали» будут использоваться наиболее интенсивно.

Безусловно, ввод в состав ВМФ двух таких кораблей резко увеличит возможности по развертыванию в удаленных водах, впервые придаст ему реальные экспедиционные возможности. Ведь таких крупных специализированных единиц не имел даже ВМФ СССР периода расцвета.

Однако наибольшую ценность для отечественного флота будет представлять приобретение опыта эксплуатации современного крупного западного военного корабля, требующего внедрения новейших методов поддержания технической готовности, обслуживания, норм снабжения, обеспечения и ремонта, корабельной организации. В какой-то степени ДВКД могут стать революционными кораблями в техническом и эксплуатационном отношении. Возможно, уже одно это оправдает потраченные 1,12 миллиарда евро.

УДК «Мистраль»: проблемы с вертолетами

Тем не менее, остается открытым вопрос, насколько российский флот готов к эксплуатации данных кораблей. Особо стоит отметить проблему комплектации вертолетами – главным их оружием.

Положение с вертолетной авиацией в ВМФ России складывается сложное, если не сказать критическое. Количество эксплуатируемых противолодочных Ка-27 и поисково-спасательных Ка-27ПС исчисляется буквально единицами, существует очевидный недостаток подготовленных летчиков. Пилотов не хватает даже для небольшого количества кораблей с вертолетами постоянного базирования, которое имеется в ВМФ сейчас. Между тем каждый корабль типа «Мистраль» способен нести до 16 винтокрылых машин, комплект авиагрупп должен быть двойной, что потребует не менее 64 единиц на два ДВКД. Значит, их ввод в строй вызовет необходимость в разы увеличить летный состав корабельной вертолетной авиации России.

В диссонансе с темпами строительства кораблей находятся также разработка и производство самих вертолетов. Специально для ДВКД создается корабельная модификация нового боевого вертолёта Ка-52, получившая обозначение Ка-52К «Касатка». Планируется закупка 32 «Касаток». Скорейшая реализация этой программы тем более важна, что сейчас морская авиация после передачи почти всех боевых частей берегового базирования в состав ВВС практически лишена ударных возможностей.

Вертолёт Ка-52К в известной степени восстановит потенциал, но уже ясно, что серийные вертолеты поступят на «Владивосток» и «Севастополь» с опозданием и первые годы кораблям придется плавать без них. Поэтому актуальным представляется активизация усилий ВМФ по финансированию программы Ка-52К «Касатка». Отметим также, что «Касатки» способны придать отечественным ДВКД такие возможности, каких нет даже у французских систершипов. В перспективе Ка-52К имеют и большой экспортный потенциал, тем более что в мире наблюдается спрос на вертолетонесущие корабли.

Еще сложнее ситуация с транспортными корабельными вертолетами. Фактически оба корабля на годы обречены быть без средств «вертикального охвата». В морской авиации ВМФ осталось лишь несколько транспортно-боевых Ка-29, причем эти машины не слишком удачны из-за небольшого объема транспортной кабины. Малый объем всегда был ахиллесовой пятой серии Ка-27/28/29/31/32. Для их замены в советское время разрабатывался новый корабельный многоцелевой Ка-40 с увеличенным фюзеляжем, а в 2000-х годах предлагался проект коммерческо-транспортного Ка-32-10 с похожими характеристиками.

Возможно, после вступления кораблей типа «Мистраль» в строй имеет смысл реанимировать оба проекта. Еще один кандидат среди перспективных машин – Ми-38 представляется великоватым для базирования на ДВКД, но также может быть рассмотрен.

Очевидно, что ситуация с вертолетами требует принятия комплекса мер. В любом случае в результате приобретения французских кораблей внимание руководства ВМФ к состоянию морской вертолетной авиации возросло. Крупные вертолетонесущие корабли в составе флота станут хорошим «ферментом» для резкой активизации разработок и закупок корабельных машин и неизбежно поспособствуют значительному (возможно, многократному) росту численности вертолетного парка морской авиации ВМФ России.

/Константин Макиенко, заместитель директора ЦАСТ, vpk-news.ru/

army-news.ru

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

Wikipedia open wikipedia design.У этого термина существуют и другие значения, см. Мистраль.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
фр. La classe Mistral

FS Mistral (L9013)
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 6 октября 2004 года — настоящее время
Годы в эксплуатации декабрь 2005 года — настоящее время
Построено 5
Строится 0
В строю 5
Основные характеристики
Водоизмещение 21300 т (полное)
32300 т (предельное)
Длина 199 м (наибольшая)
Ширина 32 м (по ватерлинии)
Высота 64,3 м
Осадка 6,3 м (с ГАС)
Бронирование нет
Двигатели 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
Мощность 20400 л. с. (15 MВт)
Движитель два пятилопастных гребных винта
Скорость хода 19 узлов (максимальная)
18 узлов (крейсерская)
Дальность плавания 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение
Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
Тактическое ударное вооружение нет
Артиллерия АК-630
Зенитная артиллерия 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser,
4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
Ракетное вооружение 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad
Авиационная группа 16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта; Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29[1] или Ка-27М
 Изображения на Викискладе

«Мистра́ль» (фр. Mistral) — семейство универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев.

Корабли этого типа способны выполнять четыре задачи: десантировать на сушу моторизованные воинские части, принимать и обслуживать боевые вертолёты, быть командным центром и плавучим госпиталем[источник не указан 1207 дней]. На корабле могут одновременно располагаться: 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger; 4 десантные баржи; до 70 боевых машин, в том числе 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк или танковый батальон, включающий 40 танков типа Леклерк[2] и 450 солдат (кратковременно до 900 человек). Для вертолётов предусмотрен ангар площадью 1800 м²[3].

Три корабля этого типа, «Мистраль»[en] (фр. Mistral L9013),

www.wikizero.com

Мистраль (десантный корабль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2016; проверки требуют 36 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2016; проверки требуют 36 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Мистраль.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
фр. La classe Mistral

FS Mistral (L9013)

Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки6 октября 2004 года — настоящее время
Годы в эксплуатациидекабрь 2005 года — настоящее время
Построено5
Строится0
В строю5
Основные характеристики
Водоизмещение21300 т (полное)
32300 т (предельное)
Длина199 м (наибольшая)
Ширина32 м (по ватерлинии)
Высота64,3 м
Осадка6,3 м (с ГАС)
Бронированиенет
Двигатели3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
Мощность20400 л. с. (15 MВт)
Движительдва пятилопастных гребных винта
Скорость хода19 узлов (максимальная)
18 узлов (крейсерская)
Дальность плавания5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
Автономность плавания30 суток
Экипаж160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение
Радиолокационное вооружение2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
Тактическое ударное вооружениенет
АртиллерияАК-630

encyclopaedia.bid

Мистраль (корабль) Википедия

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
фр. La classe Mistral

FS Mistral (L9013)
Проект
Страна
  • Франция Франция
Изготовители
  • DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест,

    Alstom (носовая часть), Сен-Назер

    Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)
Операторы
  • ВМС Франции
    ВМС Египта
Годы постройки 6 октября 2004 года — настоящее время
Годы в эксплуатации декабрь 2005 года — настоящее время
Построено 5
Строится 0
В строю 5
Основные характеристики
Водоизмещение 21300 т (полное)
32300 т (предельное)
Длина 199 м (наибольшая)
Ширина 32 м (по ватерлинии)
Высота 64,3 м
Осадка 6,3 м (с ГАС)
Бронирование нет
Двигатели 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
Мощность 20400 л. с. (15 MВт)
Движитель два пятилопастных гребных винта
Скорость хода 19 узлов (максимальная)
18 узлов (крейсерская)
Дальность плавания 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение
Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
Тактическое ударное вооружение нет
Артиллерия АК-630
Зенитная артиллерия 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser,
4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
Ракетное вооружение 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad
Авиационная группа 16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта; Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29[1] или Ка-27М
 Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *