Ттх сыч 3 – Сыч-5, портативный тепловизор

Минный заградитель ГМЗ-3 -gmz-3.html

(девяностые годы XX века -начало XXI века )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3
(Изделие 318)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для
скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и
противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт
(снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята
система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на
образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места.
Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих
дымомаскировку как на месте, так и в движении.
Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.
Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным
взрывателем.

От автора. Очевидно первые ГМЗ-3 была
выставлена на выставке RDE-2001 на полигоне «Старатель» НТИИМ под г. Нижний
Тагил Свердловской области и с тех пор  экспонировалась ежегодно.
Последний раз на REA-2012. Но похоже, что время этой машины уже ушло.  
Изменились и концепция самих войн и минной борьбы. Военные специалисты не
предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с
использованием  большого количества танков.  Ряд экспертов вообще
высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков,
поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить
на поле боя.
А как раз под противостояние массированным танковым атакам в свое время и
создавались ГМЗ.   Сегодня для  обычного планового создания
противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно
ручной установки мин. Не случайно  в Европе  и в США даже  не
пытаются создавать ничего подобного ГМЗ. А для остановки танковой атаки уже
давно придуманы системы дистанционного минирования. Минное поле выставляется
едва ли не мгновенно и не требует присутствия на поле боя ни саперов, ни
минных заградителей.

Машина оснащена современной системой навигационной
аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную
выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки,
цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного
поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля
в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической
карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого
управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и
дивизии).

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3

Тип
машины……………………………………………………………………………………………………….
миноукладчик гусеничный
Базовое
шасси……………………………………………………………………………………………………
изделие 303
Типы устанавливаемых
мин……………………………………………………………………………..
ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57,  мины ТМ-62М,
ТМ-62П2 со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62, МВП-62, МВП-62М, мины ТМ-89
Боекомплект……………………………………………………………………………………………………….208 мин
Шаг
минирования……………………………………………………………………………………………
стандартный 4 или 5.5. м., или же задаваемый
оператором
Количество устанавливаемых рядов
мин……………………………………………………………
1 ряд
Скорость минирования
                                        — на
грунт……………………………………………………………
до 16 км/час
                                        — в
грунт…………………………………………………………….
до 6 км/час
                                        — в
снег………………………………………………………………
до 10 км/час
Время вкладки боекомплекта
мин……………………………………………………………………
4-10 минут
Протяженность ряда мин при стандартном шаге
минирования…………………………
832 или  1144 м.
Минимальный радиус поворота при выкладке мин
в грунт……………………………….
150 м.
Максимальный угол подъема и крена при
выкладке мин………………………………….
15 градусов
Категории грунтиов, позволяющие установку мин
в грунт……………………………….
I-III
Время перезарядки заградителя боекомплектом (
с привлечением сап. взв.)………
15-20 минут
Экипаж……………………………………………………………………………………………………………3 чел.
Масса в снаряженном состоянии и с
боекомплектом………………………………………..
28.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном
положении):
                                                                                  
длина…………………………………….
9.3м.
                                                                                 
ширина………………………………….
3.25м.
                                                                                 
высота……………………………………
2.7м.
Колея………………………………………………………………………………………………………………2.72м.
Клиренс………………………………..
………………………………………………………………………..
45 см.
Удельное давление на
грунт……………………………………………………………………………
0.67 кг./кв.см.
Максимальная  скорость движения
                                               -по
шоссе………………………………………………………………
60 км/час
                                               — по
бездорожью…………………………………………………….
35-40 км/час
Максимальный угол
подъема…………………………………………………………………………….
57.7 градусов
Максимальный угол
крена………………………………………………………………………………..
46.7 градусов
Преодолеваемый
брод………………………………………………………………………………………
1 м.
Высота вертикальной преодолеваемой
стенки…………………………………………………..
0.7м.
Преодолеваемый
ров………………………………………………………………………………………..
3м.
Двигатель………………………………………………………………………………………………………….дизельный  В-59У или В-59УМС
Мощность
двигателя…………………………………………………………………………………………..
382,5  квт. (520 л.с.)
Запас хода по
топливу………………………………………………………………………………………
500 км.
Вооружение……………………………………………………………………………………………………пулемет ПКТ на турели (1250 патронов),   два
автомата АКС-74 (по 150 патронов), гранаты РГО (10 шт.)
Средства
связи………………………………………………………………………………………………
радиостанция Р-168 (Р-123М), ТПУ Р-124

Экипаж машины 3 человека. Командир и механик-водитель
располагаются в носовой части машины по левому борту. Оператор, который
управляет механизмами выдачи и укладки мин располагается  в кормовой
части машины. Он полностью изолирован от остальных членов экипажа. 
Броня машины довольно тонкая (15 мм.), держит только бронебойную пулю
калибра 14.5 мм, осколки снарядов.

Мины машина может выкладывать
на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования . Скорость минирования
6-16 км/час.  Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой
составляет до 1000 метров из мин к контактными взрывателями и до 2000 метров
из мин с неконтактными взрывателями.
Принцип укладки мин в грунт довольно прост. Плужное устройство разрезает
грунт  подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина
выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользивший по отвалу
вновь укладывается на прежнее место.  За машиной остается только надрез
грунта, который практически незаметен.
Толщина маскировочного слоя  грунта над установленной миной составляет
до 12 см, снега до 50 см.

На снимке слева: устройство минирования в рабочем
положении.

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным
транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины.
Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При
изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и
установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Время перевода устройства
минирования в боевое положение до 2 мин, в транспортное положение до 8
минут.

На снимке слева вид машины с кормы (устройство
минирования в транспортном положении). Хорошо видно где размещаются командир
машины и оператор.

Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением
саперов 20 минут.   Укладка мин в лотки производится через
открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в
средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины,
сокращая время отрывки с 12-20 часов  при работе вручную до 1-1.5
часов.  Для выполнения иных задач устройство не предназначено и не
приспособлено.

На снимке справа: вид машины с
кормы. выдающий лоток опущен в боевое положение для вкладки мин на грунт.
Плужное   устройство поднято в транспортное положение

ГМЗ — 3 машины состоят на вооружении взвода заграждений 
инженерно-саперного батальона  мотострелковой (танковой) дивизии. Этот
взвод за 4-15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1-2 тыс.
метров . По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный
отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков
противника.

От автора. Армия США не имеет подобной машины,
поскольку не считают это нужным.   Из имеющихся на вооружении
противотанковых мин обычного типа только мина М15 могла устанавливаться с
помощью прицепного минного раскладчика М67 1972 года разработки. Однако на
сегодняшний день этот раскладчик снят с вооружения, а взамен не принято
ничего.
США пошли по другому пути, по пути создания и развития семейства систем
дистанционного минирования FASCAM. Однако новые дистанционно устанавливаемые
мины М70, М73, М75, М78, BLU-91/B (кстати, совершенно идентичные друг другу
по внешнему виду и устройству, довольно-таки низким поражающим
характеристикам) все имеют магнитный взрыватель и легко уничтожаются
российским электромагнитным тралом ЭМТ, который может устанавливаться на
любую машину, включая легковые. Так что минные поля из этих мин легко
преодолеваются нашей техникой даже без снижения скорости. Мины же
традиционные, которые и обнаружить сложнее и которые поражают сильнее,
американцам по прежнему приходится устанавливать вручную.

Впрочем, сие может иметь существенное значение только при
прочих равных возможностях и оснащении обеих армий. Американцы уповают, и не
безосновательно, на свое абсолютное превосходство в воздухе и прочих высоких
технологиях. Авиация фактически выигрывает войну, а на долю наземных войск
остается только закрепить успех на местности. Так было во время войны в
Персидском заливе против Ирака, так было во время войны против Югославии,
так может быть и….
России же рассчитывать на равенство с США в авиации в ближайшие 50-100 лет
не приходится.

Январь 2013г.

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное
издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/~armoured/index.htm)
3. Стенд завода «Уралтрансмаш» на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле
2001 года.
4. Личный фотоархив автора.

—***—

 


©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Долгое время названия заводов
изготовителей военной техники в нашей стране были засекречены. Времена
изменились и теперь я имею возможность назвать не только завод изготовитель,
но и его точные координаты:

Россия 620027 г.Екатеринбург ул. Свердлова 6. Федеральное
унитарное предприятие «Уралтрансмаш». Телефоны (3432) 34-45-74, 34-45-43,
70-11-87. Факс (3432) 34-46-42, 34-46-61, 70-20-54. E-mail:  [email protected]smash.ru. Сайт  http://WWW.Uraltransmash.ru

 

saper.isnet.ru

Су-34 с разведывательным контейнером «Сыч»

На веб-ресурсе russianplanes.net появились сделанные в мае 2015 года на подмосковном аэродроме Кубинка фотографии опытного образца фронтового бомбардировщика Су-34 (седьмой построенный экземпляр Т-10В-7, четвертый самолет установочной серии, серийный номер 01-04, бортовой номер «47») с подвешенным универсальным контейнером разведки «Сыч». Сообщается, что данный самолет (построенный на ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение» в 2000 году) прибыл в Кубинку из 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России имени В.П. Чкалова в Ахтубинске, где используется для отработки вооружения и оборудования.В ноябре 2011 года в корпоративном издании ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО Машиностроения» сообщалось, что входящее в состав этого объединения оренбургское «ОАО «ПО «Стрела» получило заказ от ОАО «Компания «Сухой» на изготовление универсальных контейнеров разведки (УКР) «Сыч» для фронтового бомбардировщика Су-34. На первом этапе предполагался выпуск восьми контейнеров трех модификаций: двух – радиотехнических, трех – радиолокационных, и трех – оптико-электронных. Предположительно, на Су-34, заснятом в Кубинке, подвешен контейнер «Сыч» в радиолокационном варианте, оснащенный РЛС бокового обзора.

Опытный образец фронтового бомбардировщика Су-34 (седьмой построенный экземпляр Т-10В-7, серийный номер 01-04, бортовой номер «47») с подвешенным универсальным контейнером разведки «Сыч». Кубинка, май 2015 года (с) Сергей Аблогин / russianplanes.net ( ссылка )

Опытный образец фронтового бомбардировщика Су-34 (седьмой построенный экземпляр Т-10В-7, серийный номер 01-04, бортовой номер «47») с подвешенным универсальным контейнером разведки «Сыч». Кубинка, 19.05.2015 (с) Алексей Карпулев / russianplanes.net

Опытный образец фронтового бомбардировщика Су-34 (седьмой построенный экземпляр Т-10В-7, серийный номер 01-04, бортовой номер «47») с подвешенным универсальным контейнером разведки «Сыч». Кубинка, 19.05.2015 (с) Сергей Копцев / russianplanes.net

bmpd.livejournal.com

Проект «Сыч»: аппаратура УКР-РТ приближается к принятию на вооружение

Появились новые сообщения о ходе развития радиоэлектронных систем, предназначенных для использования боевой авиацией. С целью повышения боевых характеристик тех или иных самолетов был разработан новый комплект аппаратуры. К настоящему времени завершена разработка проекта, и новая аппаратура вышла на испытания. Принятие перспективной системы на вооружение может состояться в ближайшем будущем.

О ходе перспективного проекта 1 августа сообщило издание «Известия». По данным издания, полученным от неназванного источника в министерстве обороны, проект продвинулся достаточно далеко, и в ближайшем будущем должен привести к обновлению номенклатуры специального оборудования, доступного для использования с истребителем-бомбардировщиком Су-34. Целью нового проекта является создание подвесного контейнера с набором специальной аппаратуры. Проект получил обозначение УКР-РТ. По имеющимся данным, он был разработан в рамках программы «Сыч».

По словам источника «Известий», к настоящему времени оборонная промышленность завершила разработку проекта. Уже готов опытный образец новой системы, который используется в ходе испытаний. Ожидается, что подвесной контейнер УКР-РТ в ближайшем будущем пройдет все необходимые проверки, после чего будет принят на вооружение. Новая аппаратура, как считается, позволит значительно повысить боевые характеристики самолетов за счет решения некоторых задач, связанных с обнаружением целей.

Су-34 с контейнером УКР-РТ проекта «Сыч».

Проект УКР-РТ разрабатывается несколькими предприятиями оборонной промышленности, входящими в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей» и Объединенной приборостроительной корпорации. В соответствии с техническим заданием, выданным заказчиком в лице министерства обороны, подвесной контейнер нового типа должен оснащаться набором аппаратуры, предназначенной для ведения радиотехнической разведки. Используя имеющееся оборудование, контейнер УКР-РТ должен производить обнаружение различных целей, таких как системы связи и управления, радиолокационные станции и т.д.

Информацию об обнаруженных целях самолет-носитель контейнера сможет использовать для нанесения ударов либо в целях разведки в рамках подготовки к новой атаке. За счет обнаружения различных объектов и передачи данных о них в штаб или другим самолетам боевая авиация получит возможность значительно повысить эффективность боевой работы в деле борьбы с различными объектами противника, от штабов до беспилотных комплексов.

По имеющимся данным, разработка проекта УКР-РТ стартовала сравнительно недавно, в конце прошлого десятилетия. Новый контейнер радиотехнической разведки создавался в рамках опытно-конструкторской работы с условным обозначением «Сыч». В рамках этой ОКР требовалось разработать три варианта универсальных контейнеров разведки (УКР) для самолетов Су-34, отличающихся друг от друга составом специального оборудования и назначением. Целью проекта УКР-РТ было создание контейнера радиотехнической разведки, радиолокационного УКР-РЛ и системы оптико-электронной разведки УКР-ОЭ.

Сроки выполнения работ в рамках программы «Сыч» несколько раз корректировались. По последним данным, разработку всех трех версий контейнера требовалось завершить в течение 2014-16 годов. После этого планировалось провести необходимые испытания и принять решение о постановке перспективной аппаратуры на вооружение. Как показывают имеющиеся данные, сроки выполнения работы были, в целом, соблюдены, хотя и не обошлось без некоторых задержек.

По имеющимся данным, в начале текущего десятилетия некоторые проекты семейства «Сыч» дошли до стадии проведения испытаний. Так, в 2011 году корпорация «НПО Машиностроения» сообщило о получении заказа от фирмы «Сухой» на строительство двух перспективных универсальных контейнеров разведки. В рамках первой партии предполагалось выпустить восемь изделий трех модификаций. Заказчик пожелал получить два контейнера УРК-РТ, а также по три изделия УКР-РЛ и УКР-ОЭ. Поставленная перед предприятием-изготовителем задача была решена, как минимум частично.

В мае 2015 года на аэродроме г. Кубинка была сделана фотография опытного бомбардировщика Су-34 (самолет Т-10В-7), под фюзеляжем которого был подвешен некий контейнер. Изделие, установленное на самолете, вскоре было опознано в качестве одной из систем семейства «Сыч». Высказывались предположения, согласно которым данный опытный образец контейнера относился к модификации УКР-РЛ и был оснащен радиолокационной станцией бокового обзора. Точные данные на этот счет тогда получить не удалось ввиду общей секретности работ, а также из-за отсутствия каких-либо опознавательных знаков на контейнере.

Запечатленный фотографами в Кубинке образец универсального контейнера разведки представлял собой изделие сравнительно крупных габаритов: около 5-5,5 м длиной и до 1 м в поперечнике. Корпус контейнера имел цилиндрическую форму с двумя оживальными обтекателями на торцах. На боковых поверхностях корпуса предусматривались прямоугольные надстройки, в которых, предположительно, помещаются антенны РЛС бокового обзора. Ввиду крупных габаритов и соответствующего веса контейнер типа «Сыч», вне зависимости от модификации, может перевозиться бомбардировщиком Су-34 только на центральном пилоне под фюзеляжем. Кроме того, для обеспечения правильной работы имеющейся аппаратуры контейнер должен располагаться ниже отсеков фюзеляжа, вмещающих силовую установку.

По понятным причинам, большая часть сведений об ОКР «Сыч» и проектах контейнеров, разрабатываемых рамках этой программы, пока не подлежит разглашению. Известны только некоторые особенности перспективной техники, тогда как иные сведения пока могут существовать только в виде предположений или оценок. При этом даже в таком виде о новых проектах высказываются достаточно интересные мнения, которые могут совпадать с реальным положением дел.

Взлет бомбардировщика с подвесным контейнером.

В контексте проекта УКР-РТ издание «Известия» цитирует военного эксперта Дмитрия Болтенкова. Этот специалист утверждает, что основой контейнера радиотехнической разведки является система М-410. Изделие М-410, в свою очередь, представляет собой уменьшенный вариант разведывательного комплекса «Фракция», используемого в составе бортовой аппаратуры самолетов Ту-214М. При разработке проекта М-410 были сохранены характеристики оборудования при значительном сокращении его размеров.

Согласно последним сообщениям, к настоящему времени универсальный контейнер радиотехнической разведки УКР-РТ вышел на испытания и показывает свои возможности. После завершения этих работ начнется рассмотрение вопроса о принятии системы на вооружение. Подобные сведения о двух других проектах в рамках ОКР «Сыч» пока не поступали. Вероятно, вскоре после завершения работ по УКР-РТ промышленность сможет предложить военным готовые системы УКР-РЛ и УКР-ОЭ. В пользу этого предположения говорит тот факт, что первые проверки других контейнеров начались, как минимум, год назад.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 уже сейчас располагает достаточно мощным и эффективным прицельно-навигационным комплексом, позволяющим ему искать различные цели, а затем поражать их с применением любого имеющегося оружия. Кроме того, самолет имеет определенные возможности в деле ведения разведки. Успешная реализация проекта «Сыч» позволит создать и поставить на вооружение новую аппаратуру, которая значительно повысит подобный потенциал бомбардировщиков.

Уже сейчас ясно, какие положительные последствия будут иметь серийное производство и эксплуатация новых подвесных контейнеров. При помощи различных систем, устанавливаемых в контейнерах «Сыч» разных версий, бомбардировщики смогут проводить разведку, «осматривая» крупные районы и собирая данные о местонахождении тех или иных объектов. В дальнейшем, используя собранные данные, Су-34 или другие ударные самолеты смогут выполнять атаки, имея полные сведения об указанных целях. При этом, вероятно, подготовка к нанесению ударов будет упрощена, поскольку вести разведку и атаковать цели смогут одни и те же самолеты, после смены целевого оборудования.

По последним данным, как минимум, один из универсальных контейнеров разведки «Сыч» дошел до стадии испытаний, после которых может быть принят на вооружение. Еще два подобных изделия с иными возможностями и характеристиками должны выйти на испытания в дальнейшем. Таким образом, следует ожидать, что в ближайшем будущем появятся новые сообщения о работах в рамках ОРК «Сыч» и о принятии перспективных изделий на вооружение.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

КОМПЛЕКС МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ПАТОГЕННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (АГЕНТОВ) И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, МКА ПБА (шифр «Сыч»)

КОМПЛЕКС МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ПАТОГЕННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (АГЕНТОВ) И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, МКА ПБА
(шифр «Сыч»)

 

Комплекс МКА ПБА позволяет:
— автономно в условиях отсутствия стационарной лабораторной базы проводить работы по выявлению возбудителей особо опасных и опасных инфекционных заболеваний современными экспрессными методами;
обеспечивать при проведении работ с возбудителями особо опасных и опасных инфекционных заболеваний защиту персонала и окружающей среды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.1285-03 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)»;
проводить прогнозирование и оценку биологической обстановки с использованием специального программного обеспечения и современных геоинформационных систем;
— обеспечивать связь с центральным пунктом управления начальника войск РХБ защиты ВС РФ из любой точки Земли по системе спутниковой связи, а также обладает возможностью радиосвязи и подключения к любым видам наземной связи;
— обеспечивать жизнеобеспечение экипажа в течение 14 суток автономной работы.

Составные части комплекса МКА ПБА

Модуль иммуноферментного анализа МИФА

 

Предназначение:
проведение пробоподготовки, предварительного экспресс-анализа биологических проб и проб из объектов окружающей среды, анализа патогенных биологических агентов I-II групп патогенности методом ИФА, обогащение проб и безопасного хранения образцов проб в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 1.3.1285-03 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)».
В зависимости от поставленной задачи модуль МИФА может выполнять свои функции как в составе комплекса МКА ПБА, так и автономно без снижения эффективности.

Модуль МИФА смонтирован в кузове-контейнере КК6.2 на шасси автомобиля КамАЗ-6350.

Конструктивно модуль МИФА состоит из четырех отсеков:

грузового отсека, в котором размещаются средства электроснабжения, вентиляции, кондиционирования и отопления;

«чистого» отсека для приема отобранных проб, их регистрации и передачи в условно «заразный» отсек через передаточный шлюз для исследований. В «чистом» отсеке размещено оборудования управления и контроля за работой систем электроснабжения, вентиляции, отопления;

санпропускника, состоящего из отделения для снятия (хранения) повседневной (рабочей) одежды, душевой кабины и отделения для переодевания в одноразовую одежду;

условно «заразного» отсека с двумя рабочими местами для проведения исследований.

Предусмотрена возможность эксплуатации модуля МИФА как с установкой на грунт, так и с платформы носителя.

 

Модуль ПЦР анализа и генотипирования

 

 

Предназначение:
— проведение пробоподготовки, предварительного экспресс-анализ биологических проб и проб из объектов окружающей среды, анализа БПА I-II групп патогенности методом ПЦР в соответствии с требованиями санитарных правил СП 1.3.1285- 03 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)».
В зависимости от поставленной задачи модуль МПГ может выполнять свои функции как в составе комплекса МКА ПБА, так и автономно без снижения эффективности.

Модуль МПГ смонтирован в кузове-контейнере КК6.2 на шасси автомобиля КамАЗ-6350.

Конструктивно модуль МПГ состоит из четырех отсеков:

— грузового отсека, в котором размещаются средства электроснабжения, вентиляции, кондиционирования и отопления;

— «чистого» отсека для приема отобранных проб, их регистрации и передачи в условно «заразный» отсек через передаточный шлюз для исследований. В «чистом» отсеке размещено оборудования управления и контроля за работой систем электроснабжения, вентиляции, отопления;

санпропускника, состоящего из отделения для снятия (хранения) повседневной (рабочей) одежды, душевой кабины и отделения для переодевания в одноразовую одежду;
условно «заразного» отсека с двумя рабочими местами для проведения исследований.

Предусмотрена возможность эксплуатации модуля МПГ как с установкой на грунт, так и с платформы носителя.

 

Модуль обработки информации МОИ

 

 Предназначение:
— организация сетей автоматической телефонной связи, передачи данных, радио и спутниковой связи в месте развертывания комплекса;
— проведение предварительного прогнозирования и оценки биологической обстановки в районе чрезвычайной ситуации;
— сбор, обобщение, анализ информации о биологической обстановке и ее передаче оперативной группе Минобороны России, командованию (руководящему составу) штаба ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В зависимости от поставленной задачи модуль МОИ может выполнять свои функции как в составе комплекса МКА ПБА, так и автономно без снижения эффективности.
Модуль МОИ может использоваться и как мобильный пункт управления начальника войск РХБ защиты ВС РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера.

Предназначение:
— организация сетей автоматической телефонной связи, передачи данных, радио и спутниковой связи в месте развертывания комплекса;
— проведение предварительного прогнозирования и оценки биологической обстановки в районе чрезвычайной ситуации;
— сбор, обобщение, анализ информации о биологической обстановке и ее передаче оперативной группе Минобороны России, командованию (руководящему составу) штаба ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В зависимости от поставленной задачи модуль МОИ может выполнять свои функции как в составе комплекса МКА ПБА, так и автономно без снижения эффективности.
Модуль МОИ может использоваться и как мобильный пункт управления начальника войск РХБ защиты ВС РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера.

 

Машина биологической разведки МБР

 

 

Предназначение:
— обеспечение сбора и передачи информации о биологической обстановке;
— проведение биологической разведки;
— отбор биологических проб из аэрозоля и объектов внешней среды;
— проведение экспресс-анализа отобранных проб методами детектирования, ИФА, ПЦР (электрофореза) и ПЦР-РВ;
— транспортирование отобранных проб в модули МИФА и МПГ для их углубленного анализа;
выполнение требований по назначению при работе как в составе комплекса МКА ПБА, так и при использовании отдельно.

 

Конструктивно машина МБР состоит из:
— технологического отсека, в котором размещаются средства связи, электроснабжения, вентиляции, кондиционирования и отопления;
— рабочего отсека, в котором размещаются оборудование для отбора проб, тесты для экспрессного выявления вида возбудителя в нативной пробе иммунохимическим методом и методами ПЦР, ПЦР-РВ анализа, комплект средств анализа проб, термоконтейнер, средства индивидуальной защиты персонала, медицинская аптечка, ППЭВМ типа «Ноутбук», технические средства дезобработки, возимый запас дезинфектантов.
В кабине водителя размещена мобильная УКВ радиостанция для обеспечения связи при совершении марша.
МБР оснащена обзорной видеокамерой для проведения оперативной съемки в месте проведения работ и видеорегистрации маршрута движения с возможностью формирования видеоархива и передачи видеоинформации в режиме реального времени в модуль обработки информации (МОИ) комплекса МКА ПБА или Оперативной группе МО РФ.
Для обеспечения голосовой связи, передачи данных и видеоинформации с должностными лицами комплекса МКА ПБА и оперативной группой МО РФ машина МБР оснащена станцией спутниковой связи Инмарсат BGAN Explorer 727 с автонаведением на спутник с возможностью организации связи в движении.

МБР обеспечивает определение границ зон биологического заражения и проведение работ по отбору проб из аэрозоля и объектов окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации биологического характера.

МБР оснащена комплектом оборудования и принадлежностей для проведения первоначального экспресс-анализа и выявления ПБА непосредственно в районе чрезвычайной ситуации биологического характера методами детектирования, ПЦР, ПЦР-РВ, а также оборудованием и принадлежностями для транспортировки проб на исследовательские модули МИФА и МПГ с соблюдением режимов термостабилизации.
Отбор проб экипажем машины МБР осуществляется с одновременной фиксацией географических координат проводимых работ и объектов с использованием портативного GPS/Глонасс терминала и оперативным доведением данной информации в реальном времени до командования (оперативной группы Минобороны России) и сервера базы данных биологической обстановки модуля МОИ по каналам радио, спутниковой и мобильной связи.
МБР смонтирована в кузове автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-57057 (Газель).
Электропитание машины МБР обеспечивается:
в движении – от генератора отбора мощности от двигателя автомобиля и необслуживаемых гелевых аккумуляторных батарей;
на стоянке – от промышленной сети переменного напряжения 220/380 В или собственной дизельной электростанции мощностью 5 кВт «Вепрь» АДП 5-230 ВЯ-БС



oaotranscom.ru

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 -btm.html

(шестидесятые-семидесятые годы )

Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 относится к классу
землеройных машин. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля
(глубина 1.1м.) или полного профиля (глубина (1.5м.) в грунтах I-IV
категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до
мерзлого. В скальных грунтах она не работает.
Траншея может быть прямолинейная или извилистая. Радиус поворота не менее 25
м. Возможна отрывка траншеи ломанного профиля. но для изменения направления
необходимо всякий раз выглублять рабочий орган (ротор).

Тактико-технические характеристики БТМ-3

Типа
машины……………………………………………………………………
землеройная роторная   гусеничная
Размеры отрываемой
траншеи……………………………………………..
глубиной 1.1м. ………………ширина по низу 0.7м., по верху 0.9м.
глубиной 1.5м……………….ширина по низу 0.7м., по верху 1.1м.
Производительность (зависит от прочности
грунта)…………….
265-800 м/час
Габаритные
размеры…………………………………………………………..
длина в трансп. полож…..7.35м.
длина в рабочем полож…10.85м.
ширина…………………………3.2м.
высота в трансп. полож…4.3м.
высота в раб. полож………3.5м.
Экипаж……………………………………………………………………………….2 чел.
Вес снаряженой
машины…………………………………………………..
26,5 т.
Ширина
колеи………………………………………………………………….
2.64м.
Клиренс…………………………………………………………………………..42.5 см.
Удельное давление на
грунт……………………………………………….
0.7 кг/кв. см.
Скорость
транспортная………………………………………………………
до 35.5 км/час
Запас  хода по топливу (при
транспортировке)…………………..
500 км.
Запас  хода по топливу (при
работе)…………………………………….
20-23 час.
Максимальный угол
подъема……………………………………………..
в транспорт. полож………..20 градусов
в рабочем полож……………10 градусов
Максимальный угол
крена………………………………………………….
в транспорт. полож………..10 градусов
в рабочем полож……………7 градусов
Ширина преодолеваемого
рва……………………………………………
3м.
Высота вертикальной
стенки……………………………………………..
0.65м.
Брод…………………………………………………………………………………..1м.
Двигатель…………………………………………………………………………дизельный четырехтактный бескомпрессорный
V-образный  В-401
Мощность
двигателя…………………………………………………………
305.23 квт. (415 л.с)

Ширина траншеи по верху — 90см. при глубине
1.1м. или 1.1м. при глубине 1.5м. По дну ширина траншеи во всех случаях
0.7м..  Вместе с тем, машина может отрывать траншеи глубиной менее 1.1.
м. В плане траншея может быть прямолинейной, зигзагообразной (из коротких
отрезков прямолинейной траншеи) или извилистой (радиус закругления 25м.).
Разрабатываемый грунт сбрасывается по обе стороны траншеи, образуя передний
и тыльный бруствер высотой около 50см. Уплотнения грунт не требует.

Базовая машина — тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т.
Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой,
благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и 
радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится
без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. 
Время на подготовку машины к работе  5-7 мин.

Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая)
но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-рентгенометром ДП-5Б,
комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Состояла на вооружении в в инженерно-саперном батальоне
мотострелковой (танковой) дивизии   — 3 шт.

P.S. Конечно, к началу XXI века  БТМ-3
устарела и ей на смену в 1997г. пришла машина БТМ-4М, имеющая несколько
большую производительность, но и существенно большие габариты и почти вдвое
больший вес. А если принять во внимание, что базовой машиной является танк
Т-80, то новая траншейная машина гораздо дороже и сложнее в эксплуатации. 
Она требует квалифицированного механика-водителя. А где таковых взять
сегодня? Срочник за год службы едва ли освоит БТМ-4М, а отыскать
контрактника в захолустных городишках или вовсе в лесу, где обычно и стоят
саперные батальоны, практически невозможно.
Да и стоит принять во внимание, что изначально БТМ создавался, исходя из
масштабов мировой войны с огромной по протяженности линией фронта, с
участием огромных масс войск.
Сегодня же большинство военных специалистов полагают, что в обозримом
будущем войны будут локальными с участием относительно небольших воинских
контингентов и очень маневренными. Т.е. позиционной обороны, требующей
траншей большой протяженности, не предполагается. Не окажутся ли
невостребованными траншейные машины громоздкие и большой производительности?
Быть может вполне достаточно компактной машины типа ПЗМ?
Впрочем, невозможно предугадать характер будущих войн. Остается одно — 
опять готовиться к прошедшим, а не к будущим  войнам.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации
быстроходной траншейной машины БТМ-3. Военное издательство МО СССР. Москва
1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. А.В. Соколов. Быстроходная траншейная машина БТМ. Военное издательство.
Москва. 1962г.

—***—

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Машина прочная, надежная, безотказная.
Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Один недостаток,
характерный впрочем для всех машин — траншею отрывает не всегда там, где
нужно пехоте, а там, где она может пройти.

saper.isnet.ru

«Бук-М3» выведет армейскую ПВО на новый уровень — Армия и вооружение — Каталог статей

«Бук-М3» выведет армейскую ПВО на новый уровень

Об отличных огневых качествах зенитно-ракетной системы средней дальности «Бук-М1» известно очень давно. Система находится на вооружении армейской ПВО Сухопутных войск СССР/России с 1983, причём первая версия – ЗРК «Бук» поступила в войска в 1980 для полноценного формирования среднего рубежа эшелонированной ПВО/ПРО, ключевым элементом которой тогда были первые модификации ЗРК С-300П/ПТ, а затем и С-300ПС.

На тот момент времени стрельбовые параметры ЗРК «Бук»/ «Бук-М1» были ограничены небольшой дальностью полёта ЗУР 9М38М-1 (35 км), не очень высокой максимальной скоростью ракеты 3100 км/ч, а также низкой целевой канальностью, при использовании одной самоходной огневой установки 9А310M1 (1 цель). С-300ПС же изначально являлся 6-канальной ЗРС, кроме того оснащался низковысотным обнаружителем 76Н6, который в «Буках» тогда ещё не применялся. К тому же, ЗУР 9М38М-1 оснащалась лишь аэродинамическими рулями, которые не позволяли её маневрировать с перегрузками свыше 22-24 ед.

Но уже тогда в радиолокационной архитектуре «Бук-М1» прослеживались черты системы ПВО нового поколения, после усовершенствования которых комплекс смог бы не только соответствовать ЗРК С-300 первых модификаций, но и значительно их превзойти.

Пуско-заряжающая установка ЗРК «Бук-М3″ полностью отличается от предыдущих модификаций (ПЗУ 9А316/320 комплекса «Бук-М1″): новые высокоскоростные ЗУР 9М317М расположены не «под открытым небом», а в прочных ТПК-направляющих, которые обеспечивают надёжную защиту от любых негативных воздействий извне. Боекомплект в 3 раза превышает комплект ПЗУ старых версий «Бук»

Если С-300ПС оснащался единым высокопотенциальным радиолокатором подсвета и наведения 30Н6 Х-диапазона для работы по сверхмалоразмерным целям в радиусе 50-90 км, то «Бук-М1» мог иметь сразу несколько СОУ 9А310M1, которые могли работать не только в связке с радиолокационным обнаружителем-целеуказателем 9С18М1 «Купол-М1», но и автономно, по заранее определённым сторонними РЛ-средствами координатам воздушных объектов противника. То есть 1 дивизион получал возможность увеличения резкого количества целевых каналов, причём не в одном направлении облучения МРЛС, как мы видим в «Трёхсотках», а в полноценном всеракурсном режиме (360 град.), что сейчас активно внедряется в ЗРК С-350 «Витязь».

Потенциал комплекса ограничивался исключительно параметрами существующей ракеты-перехватчика и тогдашними вычислительными средствами, которые были не настолько совершенны как сейчас. И даже с такими ТТХ показатели «Бук-М1» были весьма высоки, что подтвердилось в неприятном инциденте во время операции по принуждению Грузии к миру, когда батареей комплекса был сбит российский бомбардировщик большой дальности Ту-22М3, это учитывая, что в расчёте «Бука-М1» были не самые квалифицированные украинские операторы.

Количеству целевых каналов комплекса соответствует количество СОУ – в первых модификациях «Бука». Так «Бук-М1-2» имеет возможность включать в состав дивизиона 6 СОУ, канальность этого комплекса сравнялась с С-300ПС, но дальность оставалась прежней.

Резко возможности комплекса возросли с появлением в 2008 году модификации 9К317 «Бук-М2». За счёт применения более совершенных ракет 9М317 с более мощным двигателем, радиус действия комплекса возрос до 50 км, а высотный потолок – 27 км; скорость ЗУР 9М317 возросла до 4430 км/ч, а скорость поражаемых целей – до 4000 км/ч. ЗРК «Бук-М2» практически добрался до гиперзвуковых скоростей перехвата и практически достиг С-300ПС.

Усовершенствованная система получила ранее нереализованную возможность противостоять низковысотным целям: в состав введена дополнительная МРЛС 9С36, антенный пост с ФАР которой поднимается на высоту 22 м с помощью специальной универсальной вышки. Новые СОУ 9А317 также куда более совершенны, чем ранние 9А310M1, за счёт применения в каждой ФАР, целеваяканальность каждой составила 4 воздушные цели, а в дивизионе предусмотрено четыре СОУ и две РПН 9С36. Низковысотные МРЛС 9С36 способны обнаруживать и «захватывать» воздушную цель типа AGM-158A “JASSM” (высота полёта 20 м, ЭПР в пределах 0,1 м2) на удалении 17 – 18 км, что ранее не было доступным ни для одной модификации ЗРК «Бук».

Станция тоже имеет 4 целевых канала и 10 каналов «завязки трасс» целей (режим СНП), таким образом, батарея в полном составе способна отслеживать 60 воздушных объектов и перехватывать 24 наиболее опасных из них. Данные параметры подтверждаются и по описанию параметров ПБУ комплекса 9С510: пропускная способность 60 воздушных целей, включая баллистические, при сопряжении со штатным РЛО 9С18М1-3 «Купол-М1-3», пропускная способность по обзору увеличивается с 60 до 80-100 целей.

Низковысотный многофункциональный радиолокатор 9С36 имеет антенный пост и тип ФАР, полностью унифицированной с СОУ 9А317(фото ниже), с той разницей, что поднимается на высоту 22м на специальной гидравлической мачте. С помощью него расчёт «Бук-М2/М3″ сможет перехватить цель в 7-10 м над землёй на дальности до 35 км

СОУ 9А317 — самоходная огневая установка ЗРК «Бук-М2″..оснащается индивидуальным 4-хканаьным РПН, который способен действовать как в ЗРДН, так и вавтономно (по внешнему целеуказанию). Данная боевая единица демонстрирует более высокую гибкость применения «Бук-М3″ в сравнении с версиями С-300

 

Производительность «Бук-М2» (24 одновременно обстреливаемых цели) и боезапас одной батареи (не менее 40 ЗУР 9М317), а также всеракурсность и индивидуальность РЛ-систем наведения позволили частично опередить С-300ПС по уровню обороны от массированных ударов высокоточным оружием, но скорости перехвата целей вдогон и маневренность ракеты остались на прежнем уровне.

Принципиально новое решение было использовано в следующей модификации комплекса «Бук-М3». Данная система по производительности в 6 раз превосходит ЗРК «Бук-М1-2» и С-300ПС, а по скорости поражаемых целей достигает уровня С-300ПМУ-2, что стало огромным достижением для «рядовой» армейской системы ПВО средней дальности.

«Бук-М3» сохраняет стрельбовую и радиолокационную архитектуры предыдущих версий (М1/М1-2/М2) но использует совершенно новую зенитную ракету-перехватчик 9М317М, которая по конструкции унифицирована с морской версией 9М317МЭ комплекса «Штиль-1». Единственное отличие в том, что корабельная версия ЗРК использует ВПУ, а сухопутная – наклонные транспортно-пусковые, каждая из которых может брать 6-12 ЗУР 9М317МЭ, таким образом всего 6 ПУ-СОУ могут взять боезапас количеством до 72 ракет (в одном комплексе!).

Данные ракеты более совершенны, оснащаются АРГСН, а поэтому способны действовать по методу «выстрелил-забыл», их куда более высокая маневренность обеспечивается применением не только аэродинамических рулей, но и газодинамического «пояса» управления (ДПУ), которые, по всей вероятности, смогут обеспечить ракете попадание «hit-to-kil» (кинетический перехват прямым попаданием), ЗУР 9М317М может поражать цели на удалении 70 км, высоте – около 40000 м и при скорости до 3000 м/с, скорость самой ракеты вплотную приблизилась к показателям С-300ПМУ-2 «Фаворит» и составляет 1550 м/с.

Комплекс «Бук-М3» стал несомненно «умнее» ЗРК С-300ПС. Учитывая, что обзорная РЛС  «Купол» работает в СМ-диапазоне, и может выдавать целеуказание ГСН ракет 9М317М, число целевых каналов комплекса увеличилось с 24 до 36 и комплекс способен справится с самым сложным перечнем СВН противника и защитить сухопутные войска от беспощадных ударов тактической авиации противника и ударов ракетными системами малой и средней дальности типа «ATACMS»и др.

По данным огневых испытаний за май 2015 года сообщается, что перспективный зенитно-ракетный комплекс «Бук-М3″ имеет вероятность поражения аэродинамических целей порядка 0,99, об этом сообщил ТАСС источник в Министерстве обороны России. Новая система начнёт поставляться в войсковую ПВО уже в конце ноября этого года и будет являться системой, параметры которой соизмеримы с новым и дорогим комплектом «Витязь» в дальней перспективе разработка версии «Бук-М4″, которая, как ожидается, достигнет космических рубежей.

/Евгений Даманцев/

red-bear.ru

2К4 Филин — FROG-1 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 2К4 «Филин», ракета 3Р2 — FROG-1

Ракета 3Р3 «Филин-2»
Ракета 3Р4 «Филин-3»

 

Тактический ракетный комплекс / тактическая ракета. Разработан НИИ-1 (с 1967 г. — Московский институт теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. Испытания начаты в 1955 г. Испытания вместе с СПУ 2П4 с 1957 г. Производство пусковых установок велось на Кировском заводе в 1957-1958 г.г. (всего произведено 36 шт). Комплекс принят в опытную эксплуатацию под наименованием 2К4, в строевые части не поступал. Комплекс принят на снабжение Постановлением СМ СССР от 17.08.1958 г., снят со снабжения Постановлением СМ ССР в феврале 1960 г. в связи с завершением работ по комплексу «Луна».

 


Установка 2П4 комплекса 2К4 «Филин» на параде на Красной площади в Москве, предположительно 1 мая 1960 г. (http://russiamarms.ru).

 

СПУ 2П4 с ракетой комплекса 2К4 «Филин» (рисунок из книги Zaloga Steven J.,

The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles. Concord Publication.)

СПУ 2П4 комплекса 2К4 «Филин» готова к пуску ракеты 3Р2 (кадр из документального фильма «Ядерное оружие в готовности к применению», МО СССР, 1960-е годы).


СПУ 2П4 комплекса 2К4 «Филин» готова к пуску ракеты 3Р2 (http://russiamarms.ru).

 

Установки 2П4 комплексов 2К4 «Филин» на параде на Красной площади 7 ноября 1957 г.


Установки 2П4 комплексов 2К4 «Филин» перед или после парада на Красной площади в Москве (Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.).

 

 

Пусковая установка — 2П4 «Тюльпан» (шасси «объект 804»). Разработана СКБ-2 Кировского завода под руководством К.Н.Ильина на базе ИСУ-152К.

Двигатель — дизель В-2ИС мощностью 520 л.с.

Длина — 9330 мм

Ширина — 3070 мм

Высота — 3000 мм

Масса с ракетой — 40 т

Скорость по шоссе — 30 км/ч (с ракетой), 41.7 км/ч (без ракеты)

Запас хода — 300-350 км

Среднее давление на грунт — 0,67 кг/кв.см

Расчет — 5 чел

 

В состав комплекса кроме СПУ 2П4 входил так же автокран К-104 на шасси ЯАЗ-210

 

Средства комплекса 2К4 «Филин» на демонстрации руководству СССР на полегоне Капустин Яр, 1959 г. (http://russiamarms.ru)

 

СПУ 2П4 «Тюльпан» вид слева (Широкорад А.Б., Отечественные минометы

и реактивная артиллерия. Минск, Харвест, 2000 г.)

 

СПУ 2П4 «Тюльпан» вид справа

 

Ракета 3Р2 (по умолчанию). Ракеты 3Р2, 3Р3 и 3Р4 различаются между собой типами применявшихся БЧ и количеством аэродинамических стабилизаторов (4 и 6 шт, на 3Р2 точно 6 шт). Точной идентификации по ракетам 3Р3 и 3Р4 у нас пока нет.

 
Система управления и наведение — система управления отсутствует, наведение осуществлялось пусковой установкой, в полете ракета стабилизировалась оперением и вращением задаваемым при пуске направляющими ПУ и поддерживаемым в полете носовой камерой РДТТ. При определении параметров пуска ракеты использовались данные метеорологической системы «Проба» с метеозондами.

Двигатель — РДТТ, двухкамерный, головная и хвостовая камеры сгорания. Головная камера — 12 сопловых отверстий с наклоном от центральной оси ракеты 15 град. (для отвода факела от корпуса ракеты). Угол наклона в курсовой плоскости — 3 град — для поддержания вращения ракеты. Камеры РДТТ включались при старте одновременно. Топливо — порох НФМ-2. Заряды топлива разработаны НИИ-125 (г.Люберцы, позже — ФЦДТ «Союз»).

 

ТТХ ракеты:
Длина — 10354 / 10378 мм (варианты модификаций ракет)
Размах стабилизаторов — 1259-1263 мм

Диаметр ракеты — 612 мм

Диаметр надкалиберной БЧ — 850 мм

Масса — 4930 / 4940 кг (варианты модификаций ракет, возможно, варианты БЧ)

Масса БЧ:

— 1180-1200 кг

— 565 кг (ракета 3Р4)

Масса топлива — 1642 кг

 

Дальность действия — 20-25.7 км (по западным данным — до 32 км)

Длина активного участка траектории — 1700 м

Скорость максимальная — 686 м/с

КВО — 1000 м (западные данные)

Время работы РДТТ — 4.8 с

Время пуска из походного положения — 30 мин

Временной норматив на перезарядку СПУ — 60 мин

 

Боевые части и модификации:

Ракета 3Р2 — ядерная надкалиберная — разработка велась в 1955-1957 г.г. на базе заряда РДС-4. Принят на вооружение в 1957 г. Мощность — ок.10 кт. Разработка ядерного заряда велась в КБ-11 (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ, г.Саров), под руководством Ю.Б.Харитона и С.Г.Кочарянца. Боевая часть под ядерный заряд проектировалась НИИ-1 (ныне — МИТ) под руководством Н.П.Мазурова.
Диаметр — до 850 мм

На стадии проектирования предполагалось обслуживание,хранение, перевозку и присоединение БЧ к ракете осуществлять машинами сборки ракеты «Филин» ПРТБ 2У654 / Бр-210 «Поле» (подвижная ремонтно-техническая база). Разработана специальной группой КБ-11 под руководством Л.М.Виноградова. Эскизный проект ПРТБ «Поле» защищен 30.12.1957 г. Позже машина сборки БЧ РК «Филин» включена в состав ПРТБ «Степь», но серийно не выпускалась. Подробно см. комплекс «Луна».

Ракета 3Р3 — фугасная надкалиберная, масса ВВ — 500 кг;

 

Ракета 3Р4 — ядерная надкалиберная от ракеты 3Р1 комплекса 2К1 «Марс», масса БЧ — 565 кг.

 

Комплекс «Филин», начало подготовки к старту.

 

СПУ 2П4 комплекса «Филин» (Широкорад А.Б., Отечественные минометы

и реактивная артиллерия. Минск, Харвест, 2000 г.)

 

 

 

 

Комплекс «Филин» (K.-H.Eyermann. Raketen — Schield und Schwert. Berlin, 1967, ГДР)

 

 

Сравнительные проекции отечественных ракет семейства FROG (по мотивам книг А.Б.Широкорада, переработано, точность — для сравнения)

 

Статус:

СССР

— 1957 г. — Кировским заводом произведено 10 СПУ 2П4;

— 1958 г. — Кировским заводом произведено 26 СПУ 2П4;

— конец 1950-х — начало 1960-х годов — комплекс 2К1 «Филин» принимал участие в натурных испытаниях ракет с ядерными БЧ (вероятно, полигон на Новой Земле). Из-за отказа высотомера БЧ ядерный заряд сработал совсем не там, где должен был, и «загрязнил» поле за пределами полигона. В итоге ракеты не поступили в эксплуатацию в строевые части (воспоминания Вениамина Ивановича Левина — одного из создателей автоматики БЧ, ВНИИЭФ, г.Саров) .
Установки 2П4 комплекса 2К4 «Филин» в день парада на Красной площади в Москве, 1 мая 1960 г. (фото из архива oles_karabach, http://shushpanzer-ru.livejournal.com, обработано).


Установки 2П4 комплекса 2К4 «Филин» в день парада на Красной площади в Москве, 1 мая 1960 г. (фото из архива oles_karabach, http://shushpanzer-ru.livejournal.com).

 

Источники:

Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.

Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.
Russian Arms forum. Сайт http://russiamarms.ru, 2009 г.

Zaloga Steven J., The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles. Concord Publication.

militaryrussia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о