Тайны мифы легенды – Тайны, мифы, легенды земли Новгородской — Предлагаю поделиться всем необычным чему были свидетелями легендами мифами связанными с нашим краем Форум — Россия

Бессмертные: тайны, мифы и загадки

 

3 040

Урук из Месопотамии был, вероятно, первым легендарным бессмертным. Он был, как полагали, обычным человеком, который просто не мог умереть. Тем не менее, согласно мифологии, бессмертные всегда существовали. В этом смысле Урука можно рассматривать в качестве одного из примеров бессмертного наблюдателя за человечеством.

Гильгамеш был правителем города Урука. Он предположительно жил спустя 2000 лет после Урука бессмертного. В соответствии с некоторыми легендами, Урук жил при дворе Гильгамеша и даже был одним из его учителей. Гильгамеш был сыном Енкиду и Нинсун.

Две жизни, два пути бытия

В сказании об Енкиду говорится о девяти бессмертных женщинах, которые пришли к нему, когда он родился. Эти девять женщин были мойрами (богинями судьбы), которые делали предсказания о жизни и судьбе новорождённого. После серии хороших предсказаний от первых восьми мойр, последняя, самая младшая (но самая мудрая), предсказала, что у Енкиду будет две жизни: одна, принадлежащая ему, в которой он будет действовать неправильно, и вторая, принадлежащая ей, в которой его действия будут праведными.

 


Рельеф, посвящённый богине Нинсун, матери Гильгамеша. Фото: Public Domain

Кроме того, мойра заявила, что она увидела большой дар во второй жизни Енкиду. Она была права. В его первой жизни, несмотря на то, что он был храбрым, сильным и мудрым, как предсказали первые восемь мойр, Енкиду сделал много ошибок и всё смешал в своём царстве и в личной жизни. В конечном счёте, царство пришло в упадок, Енкиду был на смертном одре. Тогда он попросил прощения у мудрой мойры, которая предсказала ему две жизни.

В тот момент бессмертная женщина появилась перед ним и повернула время обратно, к тому моменту, когда Енкиду был молодым. В его второй жизни Енкиду действовал праведно, он женился на Нинсун и у них родился Гильгамеш, великий дар, который предсказывала богиня судьбы.


Возможное изображение Енкиду. Фото: CC By-Sa 3.0

Желание Шарона

Шарон считался бессмертным в этрусской культуре. Говорят, что он пошёл в ад и вернулся, также известно, что он был несчастлив, будучи бессмертным. Он был одним из немногих бессмертных, которые имели одно желание — умереть. В мировых мифологиях герои, которые ходят в ад и возвращаются, также рассматриваются как бессмертные, потому что они покидают мир живых, не умирая, и возвращаются в него. Боги древних мифологий тоже являются бессмертными. Иногда древние боги рассматриваются как бессмертные скрытые люди. Славянский бог Велес признался, что он бессмертный, но не настоящий бог.

Вампиры, оборотни и церковь

Вампиры — тоже бессмертные мифологические существа. Существует теория, что истории о таких существах были сочинены самими бессмертными, чтобы сохранить их собственное существование в тайне. Таурус поддержал эту идею в своей книге Gheestelycke Sermoonen. Мифологические существа, такие как вампиры и оборотни, с их ужасающей внешностью, как говорят, призваны отвлечь людей от идеи реального существования бессмертных.

В прошлом церковь запрещала и пыталась уничтожить все книги, в которых говорилось о бессмертных в их физической форме. Кроме того, алхимиков выслеживали и преследовали, так как они искали философский камень, легендарное вещество, которое может использоваться для получения эликсира жизни.


Алхимик в поисках философского камня. Картина Джозефа Райта из Дерби, 1771 г. Фото: Public Domain

Более поздние легенды

В Gheestelycke Sermoonen говорится о молодом человеке, который вошёл в группу наёмников. Во время битвы молодой человек стал свидетелем убийства главаря группы. Через много лет этот человек, уже старик, встретил бывшего главаря наёмников, которого он считал мёртвым. Он выглядел так же, как раньше. Старик спросил своего бывшего командира, был ли он бессмертным. Бессмертный раскрыл свою личность и сказал своему старому другу, что он выполнил своё предназначение.

Другой хорошо известный бессмертный — это граф Сен-Жермен, он является одним из бессмертных, которые появились довольно поздно в истории. Никола Фламель — тоже один из поздних, о нём говорили, что он нашёл философский камень и использовал его для получения эликсира жизни и достижения бессмертия.


Портрет Сен-Жермена. Художник Шарль Синделаир, 1935 г. Фото: Public Domain

Многие из мировых легенд и мифов рассказывают о бессмертных. Существуют также различные типы бессмертных. Некоторые были рождены бессмертными, в то время как другие приобретают этот статус, открывая философский камень и эликсир бессмертия. Насколько правдивы истории о бессмертных? Возможно, они созданы самими бессмертными, чтобы скрыть их существование?

источник

Это интересно

 

taynikrus.ru

Книжная серия «Санкт-Петербург. Тайны, мифы, легенды»

Издания

Сергей Носов№1

Тайная жизнь петербургских памятников

авторская книга, 2014 год

Описание:

Документальное произведение.
     
Валерий Попов№2

Мой Петербург

авторская книга, 2014 год

Описание:

Документальное произведение.
Владимир Малышев№3

Петербургские тайны. Занимательный исторический путеводитель

авторская книга, 2014 год

Описание:

Очерк.
     
Николай Коняев№4

Храм поэта

авторская книга, 2014 год

Описание:

Статья.
Татьяна Соловьева№5

Раскрытые тайны Новой Голландии

авторская книга, 2014 год

Описание:

Документальное произведение.
     
Илья Штемлер№6

Сезон дождей

авторская книга, 2014 год

Описание:

Внецикловый роман.
Владимир Васильев№7

Самсон Суханов

авторская книга, 2014 год

Описание:

Внецикловый роман.
     
Михаил Кураев№8

Зеркало Монтачки

авторская книга, 2014 год

Описание:

Внецикловый роман.
Сергей Арно№9

Доктор Рюйш и его дети

авторский сборник, 2014 год

Описание:

Два внецикловых романа.
     
Татьяна Алферова№10

Домашние призраки Петербурга

авторский сборник, 2014 год

Описание:

Сборник повестей.
Владимир Малышев№11

Русская Атлантида

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
     
Валерий Попов
№12

Безумное плавание

авторский сборник, 2015 год

Описание:

Сборник повестей.
Евгений Водолазкин№13

Петербургские драмы

авторский сборник, 2015 год

Описание:

Сборник пьес.
     
Евгений Лукин№14

По небу полуночи ангел летел

авторский сборник, 2015 год

Описание:

Сборник внецикловых произведений.
Татьяна Соловьева№15

Тайны Адмиралтейства

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
     
Николай Коняев№16

Игрушки русских Императоров

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
Евгений Белодубровский№17

Тринадцать петербургских пальто

авторская книга, 2015 год

Описание:

Эссе.
     
Илья Штемлер№18

Нюма, Самвел и собачка Точка

авторская книга, 2015 год

Описание:

Внецикловый роман.
Андрей Буровский№19

Санкт-Петербург как географический феномен

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
     
Владимир Васильев№20

Триумф и трагедия барона

авторская книга, 2015 год

Описание:

Внецикловый роман.
Сергей Арно№21

Истории петербургских утопленниц

авторская книга, 2015 год

Описание:

Внецикловый роман.
     
Илья Киселев№22

Секреты дома Лазаревых

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
Зоя Белякова№23

Герцоги Лейхтенбургские де Богарне. У трона императоров

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
     
Александр Соловьёв№24

Секреты Петербуржских архивов

авторская книга, 2015 год

Описание:

Документальное произведение.
Николай Самоваров№25

Петроград в 2027 году или тайна Омфалоса

авторская книга, 2015 год

Описание:

Внецикловый роман.
     

fantlab.ru

Мифы, загадки, тайны и легенды Санкт-Петербурга

Город Санкт-Петербург весь соткан из тайн, загадок, мифов и легенд. Загадочна даже цель его создания – вроде бы царь Пётр хотел сделать плохо шведам, прорубив на болотах окно в Европу. Окно он прорубил, положив при этом, по разным данным, от сорока до ста тысяч строителей, но сама идея строить город, чтобы сделать плохо другой стране, могла прийти в голову только русскому царю и только похмельным утром.

А если ещё учесть, что строить Пётр решил на земле, которая в то время вообще принадлежала шведам… Но царь махнул чарочку и решил всё-таки строить, и строить не просто город, а столицу, и не просто столицу, а европейский город с блестящей архитектурой. И, надо отдать должное, город он действительно построил великолепный и в рекордные сроки. Правда, расплачиваются петербуржцы за всё это великолепие и за все эти рекорды до сих пор…

Легенда об основании Санкт-Петербурга гласит, что, когда святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство, дошел до устья Невы, он встретил там трёх прорицателей-вепсов. Они вручили апостолу так называемую «Инкериманскую заповедь», вырезанную ими на лопатках то ли лося, то ли енота. Что было написано в этой заповеди? Эту тайну скрыли века, заповедь давно считалась утерянной, да и в само её существование уже никто не верил, пока…

…пока в начале нынешнего столетия израильский учёный Иегуда Ласкин, уроженец Санкт-Петербурга, после многолетних кропотливых поисков не обнаружил этот артефакт в Ватиканской апостольской библиотеке и не предъявил его миру. Сам Ласкин и расшифровал рунное письмо, переведя его сначала на иврит, а затем и на русский язык.

О чём же предупреждали святого Андрея вепсы?

«Три терзающие беды пророчим людям, которые осмелятся громоздить каменные сооружения на болотах местных и ломать жилища наши», — гласит предсказание: «Первая беда – вода злая, вторая – дурные игры, третья – духопадение от песнопений и представлений отвратных…»

Начнём с первой напророченной вепсами беды, со «злой воды». Это, разумеется, наводнения.

Во время строительства о них не подумали, царь только хохотал, глядя на сидящих по крышам горожан и предсказание начало сбываться. В общей сложности более трёхсот раз холодная вода с Балтики приходила в город, принося с собой жертвы и разрушения.

Съездовская линия во время наводнения. Октябрь 1967 г. Ленинград. Фотограф В.И.Логинов.

Питерцы народ терпеливый, по скорости мышления приближающийся к прибалтийским стандартам, поэтому строить защитную дамбу они задумали в начале девятнадцатого века, начали строить в конце двадцатого, а достроили в начале двадцать первого. Но что такое двести лет для вечности? Миг, хотя Пётр Первый за такой долгострой головы бы посносил.

Петра, кстати, жители города белых ночей чтят до сих пор и называют самой популярной исторической личностью. На втором месте по популярности – Антибиотик, на третьем – Татьяна Буланова. Кто не знает, а никто не знает, это известная певица и бывшая жена какого-то питерского футболиста…

Футбол или, по «Инкериманской заповеди», «дурная игра» и является второй бедой, от которой содрогается культурная столица России. А ведь ещё сорок лет назад футбола как такового в городе не было, так как три солнечных дня в году не особо способствуют развитию игры в мяч ногами на свежем воздухе. Нет, какие-то команды, конечно, существовали, по полю в трусах и в тумане они бегали, мячик пинали, но всё это было смешно и наивно.

1949 г. Ленинград стадион «Динамо» капитан «Зенита» Пшеничный перед матчем.

«Команда «Зенит» проиграла команде «Динамо» со счётом ноль-три» — всё, что писали газеты того времени о футболе. Но в Москве-то футбол процветал, а этого Санкт-Петербург, в ту пору Ленинград, снести не мог.

Старая обида на Москву, возникшая после того, как у города трёх революций отняли звание «столица», сыграла свою роль и – чудо! — в Питере то ли нашли крупнейшее месторождение газа, то ли построили центральный офис «Газпрома» и на сладкий газовый запах в Санкт-Петербург потянулись футболисты со всех уголков земного шара. Из них и была собрана крепкая команда, которая, под руководством иноземного же тренера, уже несколько лет как наводит ужас на своих соперников из Уфы и Саранска.

Появились и болельщики, в начале интеллигентные. Поддерживая команду, они скандировали стихи Бродского и Хармса, распевали песни Эдуарда Хиля, после матча вызывали футболистов на поклоны, а судью, с лёгкой руки одного местного артиста и тоже болельщика, обзывали словом «каналья». Со временем интеллигентность исчезла, стихи упростились, а песни Эдуарда Хиля заменили одной «Вечерней песней» на музыку Соловьёва-Седого. Кстати, последним исполнителем этой песни был известный москвич Борис Моисеев, которому очень шли голубые цвета самобытной футбольной команды.

И всё бы ничего, но на смену питерской интеллигентности пришла питерская же хамоватость. У знаменитых каменных львов дыбом встаёт грива, когда они видят людей в одинаковых шарфах, скандирующих что-то невразумительно-матерное, а коренные питерцы в дни футбольных матчей стараются вообще не выходить на улицу, из окон наблюдая за передвижениями болельщиков из Рыбацкого и с Турухтанных островов.

«Революцию пережили, блокаду, советскую власть, что мы, футбол не переживём» — шепчут питерские старушки, плюют в сторону нового стадиона, который стоит больше, чем весь город с пригородами и включают телевизор, навечно настроенный на канал НТВ.

Да, питерские старушки, ранее читавшие только стихи Анны Ахматовой и мемуары графа Игнатьева, старушки, за которыми не так давно ухаживали Сергей Довлатов и Ефим Копелян, а за их мужьями – Рудольф Нуриев и Вадим Козин, те самые питерские старушки, курящие «Беломор», ненавидящие безвкусицу, пошлость и бездарность, смотрят по НТВ «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны» и «Бандитский Петербург»!

Питерские старушки уже не покажут гостям города самый короткий путь от филармонии до Мариинки, но с удовольствием проводят вас до того самого двора на Петроградской стороне, где вчера снимались очередные «Менты» и на лавочке сидели Селин и Половцев. Это великие питерские актёры. Товстоногов переворачивается в гробу.

В этих сериалах снялись, кстати, уже все артисты, проживающие в Санкт-Петербурге и окрестностях, за исключением, разве что, Алисы Фрейндлих. В портфолио любого питерского лицедея есть строка: «Улицы разбитых фонарей-5», серия «Глаз волка», роль – «Допрашиваемый»». А режиссёрами в этих сериалах отметились все жители города на Неве, хоть раз заходившие в буфет Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.

Духопадение, то есть падение культуры, состоялось, и пророчество вепсов сбылось полностью.

А если ещё упомянуть знаменитых питерских музыкантов… Хотя чего их упоминать – ведь после Шостаковича их в Питере родился только один, да и тот Гребенщиков, уже лет пятьдесят ноющий под одну и ту же мелодию произвольный набор слов. Но что вы хотите от города, дождь в котором идёт с 1703 года, а любой житель различает до десяти тысяч оттенков серого? Недаром многие гости северной столицы, надышавшись болотистыми испарениями, в нём и заканчивали свой земной путь. Кого-то убивали, как москвича Пушкина, и последнее, что он видел в своей жизни, был питерский сумрак за окном квартиры на Мойке… Кто-то, как тоже москвич Достоевский, умирал сам, прогулявшись по набережной Невы и подхватив чахотку…

Список людей, которых забрал холодный балтийский ветер, огромен – тут и рязанский мужичок Есенин, и северяне Менделеев, Ломоносов и Чайковский, и киевлянин Вертинский, да и сам основатель города царь Пётр… Уральский режиссёр Балабанов скончался, прокатившись на велосипеде по Васильевскому острову… Даже лучезарный солист группы «Бони М», приехав на гастроли и вдохнув гиблого воздуха, тихо умер от депрессии в своём гостиничном номере, так и не посетив Эрмитаж и не спев своего «Распутина». Да и Распутина, кстати, убили тоже в Питере.

Сырая погода и отсутствие солнца не щадят никого и город мостов и памятников продолжает собирать свою страшную дань, пополняя попутно коллекцию знаменитой «Кунсткамеры». Первого, между прочим, музея, открытого в городе.

Для сравнения – первый открытый для посещения музей Москвы это Палаты бояр Романовых, Парижа – Лувр, Лондона – Британский музей… И только в культурной столице догадались открыть для населения коллекцию заспиртованных уродцев…

Может, поэтому и бегут, бегут питерцы из своей Северной Венеции, кто побогаче – в Москву, кто победнее – в Финляндию, и лишь китайские туристы, не обращая ни на что внимания, фотографируются у памятника Чижику-Пыжику…

Китайские туристы в Санкт-Петербурге на Красной экскурсии. Фото: OLGA MALTSEVA/AFP/Getty Images

Всего лишь за два века город на Неве прошёл путь от Медного всадника до Чижика-Пыжика… От Аничкова моста до моста имени Кадырова… Сто лет назад на пуанте Елагиного острова отдыхала питерская богема, а сейчас бандиты забивают там свои «стрелки»…

Пятьдесят лет назад запоздалого прохожего на Невском можно было ранить только плохим отношением к позднему творчеству Гумилёва, а сейчас запоздалый прохожий сразу получает ножом в сердце…

Тридцать лет назад в компаниях слушали и подпевали «Атлантам» Городницкого, а сейчас слушают «В Питере пить» Шнура…

А что же город? А что город…

Город-герой вечной осени… Город, сменивший четыре официальных и имеющий сотню неофициальных названий… Северная Пальмира, в которой фальшивым залпом «Авроры» закончилась история русской монархии… Сырая колыбель революции…

Дремлет притихший северный город…

При Антибиотике, конечно, такого бардака быть не могло.


Фото на превью: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Мифы и легенды о Спарте

 

2 399

Что мы знаем о Спарте? Как правило, наши знания об этом древнегреческом государстве ограничены двумя-тремя абзацами школьного учебника истории, содержанием фильма «300 спартанцев» и некоторыми определениями скудости быта («спартанская обстановка») и твердости характера («храбр, как спартанец»).

Кто есть кто

Знакомясь с историей Спарты (другое название — Лакедемон), ее бытом и нравами несколько ближе, мы неизбежно сталкиваемся с такими определениями, как «бездушная», «солдафонская» и «насквозь военизированная». Не говоря уже о противопоставлении Спарты другим городам-государствам Древней Греции — в первую очередь, разумеется, Афинам.

О, Афины — город Сократа и Платона, Перикла и Фидия, златоверхий и беломраморный, чудо искусства и архитектуры! Город, где все важные решения принимаются голосованием граждан на ареопаге, а на площадях, в тени пальм и сикомор, седобородые мудрецы в белоснежных хитонах учат философии замерших от восторженного внимания юнцов…

Однако не все так просто. И афинская демократия, казнившая Сократа за непочтение к богам, была не такая уж «белая и пушистая», и «бездушная» Спарта, оказывается, имела определенные достоинства.

Община равных

Уникальность Спарты как государства заключалась прежде всего в том, что там не было гражданских смут и распрей. Совсем.

 

В Спарте не существовало ни богатых, ни бедных. Спартанцы вообще называли себя общиной равных. Должно быть, для того чтобы дух равенства не подвергся тлетворному влиянию извне, гражданам не разрешалось покидать пределы страны, а чужеземцам, за редким исключением, — приезжать и жить в Спарте. В Лакедемон не пускали даже иноземных купцов. Все необходимое для жизни спартанцы производили сами.

Законы общины равных составил Ликург в IX веке до нашей эры. Структура общины была предельно проста: полноправные граждане, занимавшиеся почти исключительно военным делом, рабы — крестьяне (илоты) и свободные, но не обладающие гражданскими правами ремесленники — периэки.

Ликург начал с того, что разделил всю землю на примерно равные участки.

Каждая свободная спартанская семья получила свой участок плодородной земли, однако без права его продажи или дарения. Обработкой этой земли занимались илоты, а изготовлением необходимых изделий — периэки. Полноправным гражданам эти занятия были не просто не рекомендованы, а прямо-таки запрещены.

Ликург запретил хождение золотых и серебряных монет, которыми пользовались жители других греческих государств, и ввел в обращение железные деньги. Они были настолько тяжелыми, что даже для оплаты небольшой покупки требовалась повозка. Оплатить, естественно, можно было только то, что производилось в самой Спарте.

Эдгар Дега. «Юные спартанцы». 1861 год

Периэки имели право изготавливать только самые простые одежду, посуду, оружие и предметы обихода. Все в Спарте — от царей (их обычно бывало по два: один воевал, другой оставался в столице) до простого гражданина — должны были жить в одинаковых бытовых условиях. Законами были предписаны покрой, фасон и цвет одежды для мужчин и женщин, регламентировались даже покупка продуктов питания, их состав, количество и качество.

Естественно, в подобных условиях такая популярная в других странах погоня за наживой утрачивала всякий смысл.

Кое-что о воспитании детей

Полноправные граждане Спарты были свободными, но при этом не считали, что принадлежат сами себе. Их главным занятием было военное искусство, в котором они достигли совершенства, а также выполнение общественных обязанностей. А если они не тренировались с оружием в руках и не выполняли государственных поручений, то либо воспитывали и учили своих детей, либо учились сами у почтенных, покрытых боевыми шрамами стариков.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных общественных обязанностей гражданина. Спартанец, имевший троих детей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых — от всех государственных повинностей.

К слову, известная история о том, что физически слабых новорожденных младенцев спартанцы сбрасывали со скалы в пропасть, — не более чем миф. Археологические раскопки в окрестностях расщелины Апофеты (что по-гречески значит «место отказа») свидетельствуют о том, что со скалы действительно иногда сбрасывали людей, но взрослых мужчин (преступников и военнопленных), и никогда — детей.

А вот в рассказах о суровом спартанском воспитании мальчиков и юношей действительно много правды. Спартанских девочек и девушек также приучали к «здоровому образу жизни», но все это сводилось к занятиям спортом. Искусству владения оружием и ведения боя юные спартанки обучались лишь по собственному желанию.

Послушный, выносливый, терпеливый, лаконичный…

Именно таким был в те времена образ идеального солдата. И Спарта достигла на этом пути наиболее выдающихся успехов.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в специальных отрядах (агелах). Их учили читать, считать и писать, приучали к длительному молчанию; а уж если необходимо было говорить, то коротко и по существу, то есть лаконично (от Лаконии — области, в которой находилась Спарта). Разумеется, большая часть времени посвящалась физическим упражнениям и владению различным оружием.

Луиджи Муссини. «Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного употребления алкоголя». 1850 год

Спали мальчики на соломенных подстилках, теплой водой мылись лишь несколько раз в год. Поскольку на год им выдавался только один короткий хитон, ходили чаще всего голыми. Кормили будущих воинов скудно, поощряя добычу пищи воровством. Но если кто-то из детей при этом попадался, били нещадно — не за кражу, а за то, что попался.

Воспитатели зачастую поощряли ссоры и драки между мальчиками, наблюдение за которыми помогало им выделить самых сильных, ловких и хитрых. В качестве награды победителям разрешались криптии — набеги на деревни илотов с грабежами и даже убийством последних.

Перед возвращением домой в возрасте 16 лет юношей ждало последнее, самое суровое испытание. У алтаря богини Артемиды (богиня луны и охоты, весьма воинственная, чтобы не сказать жестокая, особа) жрецы привязывали юношу над жертвенной чашей и избивали плетьми из воловьей кожи. Будущий воин должен был молча терпеть эту пытку до тех пор, пока в жертвенную чашу не начинала капать его кровь. Только пройдя через это испытание, юноша становился полноценным членом спартанского общества и приобретал все права свободного гражданина.

Начало конца

По предсказанию Дельфийского оракула, Спарта могла сохранить свою государственную целостность и остаться непобедимой в войнах до тех пор, пока в ней строго соблюдались законы Ликурга. Так и было в течение нескольких сотен лет: спартанские солдаты считались лучшими во всем античном мире, а окружающие Спарту греческие города-государства посматривали в ее сторону с уважительным страхом. Но после победы над Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 годы до нашей эры) спартанские воины вернулись к родному очагу с богатыми трофеями. У скромных и неприхотливых спартанцев в кошелях зазвенели серебро и золото, им наскучило есть грубую пищу из простой глиняной посуды, а их женам — ходить в полотняных пеплосах безо всяких украшений.

Мраморная статуя гоплита. V век до н.э. Археологический музей Спарты, Греция

Тем самым законы Ликурга были нарушены. Спарта постепенно пришла в упадок, исчез в никуда, растворился ее неподражаемый воинственный дух. И если по старой памяти и Филипп Македонский, и его сын Александр еще обходили Спарту стороной, то римляне во II веке до нашей эры церемониться уже не стали, а взяли ее вместе с остальной Грецией под свой протекторат.

Так закончилась история этой удивительной страны, бывшей в свое время символом воинского мастерства, суровой доблести и мужества. В то же время, по единодушному мнению историков, Спарта не сделала никакого вклада в развитие мировой культуры — и это в античном мире, где, по образному выражению, каждый второй из встреченных на улице оказывался либо поэтом, либо философом.

И это «идеальное государственное устройство», по словам столь уважаемого Плутархом Ликурга? «Государство, выродившееся в бездушную тиранию подданных», по мнению Аристотеля? В общем, современным исследователям Спарты еще есть над чем поработать.

via

Это интересно

 

taynikrus.ru

Загадки истории история легенды мифы тайны

Пропавшая экспедиция

Когда немецкий путешественник прошлого века Генрих Барт впервые обнаружил в Сахаре наскальные изображения влаголюбивых животных и рассказал об этом в Европе, его подняли на смех.

После того как другой немецкий исследователь, Карл Маух, поделился с коллегами своими впечатлениями о гигантских сооружениях Зимбабве, его окружила стена холодного молчания и недоверия. Англичанина Перси Фоссета, путешествовавшего по Бразилии в начале нашего века, ждала та же неблагодарная участь, если бы он не… исчез навсегда в джунглях, оставив лишь книгу путевых записок. Младшие современники отважного путешественника назвали ее «Неоконченное путешествие»…

Страница 133 дневника Фоссета: «На Кари живут белые индейцы, – сказал мне управляющий. – Мой брат однажды отправился на баркасе вверх по Тауману, и в самых верховьях реки ему сказали, что поблизости живут белые индейцы. Он не поверил и только посмеялся над людьми, которые это говорили, но все-таки отправился на лодке и нашел безошибочные следы их пребывания.

…Потом на него и его людей напали высокие, красивые, хорошо сложенные дикари, у них была чистая белая кожа, рыжие волосы и голубые глаза. Они сражались как дьяволы, и когда мой брат убил одного из них, остальные забрали тело и убежали».

Перечитывая комментарии к дневникам, с горечью убеждаешься, насколько глубоко за последние десятилетия в сознание людей проникло недоверие к свидетельствам очевидцев, в частности путешественников. Впрочем, это можно понять – слишком много за это время родилось подделок и мистификаций, дискредитировавших истинное положение того или иного вопроса. Фоссету не верят. Вернее, верят, но очень немногие. Может быть, это можно объяснить таинственностью и кажущейся нереальностью событий, описываемых в книге?… 

«Здесь я снова услышал рассказы о белых индейцах. Я знал человека, который встретил такого индейца, – сказал мне британский консул. – Эти индейцы совсем дикие, и считается, что они выходят только по ночам. Поэтому их зовут «летучими мышами»

«Где они живут? – спросил я. – Где-то в районе потерянных золотых приисков, не то к северу, не то к северо-западу от реки Диамантину. Точное местонахождение их никому не известно. Мату-Гроссу – очень плохо исследованная страна, в гористые районы на севере еще никто не проникал… Возможно, лет через сто летающие машины смогут это сделать, кто знает?»

Летающие машины смогли сделать это через три десятка лет. В 1930 году, пролетая над районами Гран Сабана, американский летчик Джимми Энджел обнаружил огромные неизвестные провалы в земле и гигантский водопад. И это в век, когда, как считается, все уголки Земли уже открыты и исследованы…

«Догадка» фон Деникена

…Все началось с Колумба. 

«Мои посыльные сообщают, – писал он 6 ноября 1492 года, – что после долгого марша нашли деревню на 1000 жителей. Местные встретили их с почестями, поселили в самых красивых домах, позаботились об их оружии, целовали им руки и ноги, пытаясь дать им понять любым способом, что они (испанцы) – белые люди, пришедшие от бога. Около 50 жителей попросили моих посыльных взять их с собой на небеса к звездным богам». 

Это первое упоминание о почитании белых богов у индейцев Америки. «Они (испанцы) могли делать все, что угодно, и никто им не препятствовал; они резали нефрит, плавили золото, и за всем этим стоял Кецалькоатль…» – писал вслед за Колумбом один испанский хронист.

Бесчисленные легенды индейцев обеих Америк повествуют о том, что некогда на берега их страны высадились белые бородатые люди. Они принесли индейцам основы знаний, законы, всю цивилизацию. Они прибыли на больших странных судах с лебедиными крыльями и светящимся корпусом

Подойдя к берегу, корабли высадили людей – голубоглазых и светловолосых – в одеяниях из грубого черного материала, в коротких перчатках. На лбу у них были украшения в форме змеи. Эта легенда почти без изменений дошла до наших дней. Ацтеки и тольтеки Мексики называли белого бога Кецалькоатль, инки – Кон-Тики Виракоча, для чибча он был Бочика, а для майя – Кукулькан… Много лет занимаются этой проблемой ученые. Собраны обширные данные устных традиций индейских племен Центральной и Южной Америки, археологические свидетельства и материалы средневековых испанских хроник. Рождаются и гибнут гипотезы…

Небезызвестный читателю швейцарский писатель Эрих фон Деникен также, естественно, не смог обойти молчанием столь привлекательную тему и заставил ее работать на себя. «Белые божества индейцев – это, конечно же, пришельцы из космоса», – без тени сомнения заявил Деникен и в подтверждение привел несколько легенд. Действительно, эти легенды (слишком длинные, чтобы их здесь приводить) содержат в себе, как и всякий продукт народного фольклора, элементы фантастики, и такому маститому интерпретатору и «толкователю» легенд, как Деникен, было несложно увести их в нужное ему русло. Но не будем заниматься этим сомнительным делом вместе с Деникеном. Нам предстоит нелегкая работа – пролистать записки испанских хронистов, послушать некоторые легенды и покопаться в горах археологических Находок, подтверждающих легенды и хроники. Попытаемся разобраться в этой проблеме с земных позиций.

Успех конкистадоров

В письме Колумба ясно видно то благоговение и почтение, которое было оказано первым испанцам на американской земле. Мощная цивилизация ацтеков с прекрасной военной организацией и многомиллионным населением уступила немногочисленным испанцам. В 1519 году отряд Кортеса свободно шел через джунгли, поднимаясь к столице ацтеков. Ему почти не препятствовали….

Войска Писарро также использовали как могли заблуждение инков. Испанцы ворвались в храм в Куско, где стояли золотые и мраморные статуи белых богов, разбили и потоптали украшения, поражаясь странному поведению инков. Им, испанцам, не оказывали сопротивления. Жители Перу опомнились слишком поздно…

Детали конкисты хорошо описаны во многих книгах и останавливаться на них нет смысла. Но далеко не везде содержатся попытки как-то объяснить непонятное поведение индейцев.

Ацтекские жрецы высчитали, что Белый бог, покинувший их в год Ке-Акатль, вернется в этот же «особый» год, повторявшийся каждые 52 года. По странному стечению обстоятельств Кортес высадился на Американском берегу как раз при смене определенных жрецами циклов. По одежде он тоже почти полностью «совпадал» с легендарным богом. И понятно, что индейцы нисколько не сомневались в божественной принадлежности конкистадоров. А когда засомневались, было уже поздно.

Еще один интересный факт. Правитель ацтеков Монтесума послал одного из своих сановников (история сохранила его имя – Тендиле или Теутлиле) к Кортесу с подарком – головным убором, наполненным золотом. Когда посланник высыпал украшения перед испанцами и все сгрудились посмотреть, Тендиле заметил среди конкистадоров человека в шлеме, отделанном тончайшими золотыми пластинками. Шлем поразил Тендиле. Когда Кортес предложил ему отнести ответный дар Монтесуме, Тендиле умолил его дать только одну вещь – шлем того воина: «Я должен показать его правителю, ибо эта каска выглядит точно так же, как та, что однажды надел белый бог». Кортес отдал ему шлем с пожеланием, чтобы его вернули наполненным золотом… Чтобы понять индейцев, нам нужно перенестись во времени и пространстве – в Полинезию первых веков нашей эры.

Шествие бородатых богов

Современные ученые сходятся во мнении, что расовая принадлежность полинезийцев до сих пор неясна. Несмотря на то что они обязаны своим происхождением двум, а может быть, и нескольким расам, смешавшимся между собой, среди них и поныне часто встречаются люди с ярко выраженной доликоцефалией (длинноголовые) и светлой, как у южных европейцев, пигментацией. Сейчас уже по всей Полинезии обнаружен так называемый арабско-семитский тип (термин Хейердала) с прямым носом, тонкими губами и прямыми рыжими волосами. Эти черты отмечали еще первые европейские путешественники на всем протяжении от острова Пасхи до Новой Зеландии, так что говорить о каких-либо поздних смешениях с европейцами в данном случае нельзя. Люди этого странного типа, называемые полинезийцами «уру-кеу», произошли, по их мнению, от древней светлокожей и беловолосой «расы богов», первоначально населявшей острова.

На острове Пасхи, наиболее удаленном от Полинезии и приближенном к Америке клочке суши, сохранились предания о том, что предки островитян пришли из пустынной страны на Востоке и достигли острова, проплыв 60 дней в сторону заходящего солнца. Сегодняшние островитяне – смешанное в расовом отношении население – утверждают, что часть их предков имела белую кожу и рыжие волосы, в то время как остальные были темнокожими и черноволосыми. Это засвидетельствовали первые европейцы, побывавшие на острове. Когда в 1722 году остров Пасхи впервые посетил голландский корабль, то на борт в числе прочих жителей поднялся белый человек, а об остальных островитянах голландцы записали следующее: «Среди них есть и темно-коричневые, как испанцы, и совсем белые люди, а у некоторых кожа вообще красная, как будто ее жгло солнце…»

Из ранних сообщений, собранных в 1880 году Томпсоном, стало известно, что страна, находящаяся по легенде в 60 днях пути на восток, называлась также «место захоронений». Климат там был так жарок, что люди умирали и растения сохли. К западу от острова Пасхи на всем огромном протяжении до Юго-Восточной Азии нет ничего, что могло бы соответствовать этому описанию: берега всех островов закрыты стеной тропического леса. Зато на востоке, там, где указывали жители, лежат прибрежные пустыни Пеpy, и нигде больше в районе Тихого океана нет местности, которая лучше соответствовала бы описаниям легенды, чем перуанское побережье, и по климату, и по названию. 

Вдоль пустынного берега Тихого океана расположились многочисленные захоронения. Сухой климат позволил сегодняшним ученым детально изучить погребенные там тела. По первоначальным предположениям находящиеся там мумии должны были дать исследователям исчерпывающий ответ на вопрос: каков был тип древнего доинкского населения Перу? Однако мумии сделали все наоборот – они только задали загадки. Вскрыв захоронения, антропологи обнаружили там типы людей, доселе не встретившихся в древней Америке. В 1925 году археологи открыли два больших некрополя на полуострове Паракас в южной части центрального перуанского побережья. В захоронении лежали сотни мумий древних сановников. Радиокарбонный анализ определил их возраст – 2200 лет. Рядом с могилами исследователи нашли в больших количествах обломки твердых пород деревьев, которые обычно использовались для постройки плотов. Когда мумии вскрыли, то обнаружилось разительное отличие их от основного физического типа древнеперуанского населения.

Вот что писал тогда американский антрополог Стюарт: «Это была отобранная группа крупных людей, абсолютно не типичных для населения Перу». Пока Стюарт изучал их кости, М. Троттер делала анализ волос девяти мумий. По ее данным, цвет их в целом красно-коричневый, но в отдельных случаях пробы дали очень светлый, почти золотой цвет волос. Волосы двух мумий вообще отличались от остальных – они вились. Далее Троттер установила, что форма среза волоса у различных мумий разная, и в захоронении встречаются практически все формы… Еще один показатель – толщина волос. «Она здесь меньше, чем у остальных индейских, но и не такая маленькая, как у средней европейской популяции (например, голландцев)». Сама Троттер, сторонница «однородного» населения Америки, попыталась оправдать столь неожиданное для самой себя наблюдение тем, что смерть меняет форму волос. Но вот что возразил ей другой авторитет в этой области, англичанин Доусон: «Я считаю, что после смерти ,с волосами не происходит сколько-нибудь значительных изменений. Вьющиеся остаются вьющимися, гладкие – такими же гладкими. После смерти они становятся ломкими, но цветовых изменений не происходит».

Франсиско Писарро писал об инках: «Правящий класс в перуанском королевстве был светлокожим, цвета спелой пшеницы. Большинство вельмож удивительно походили на испанцев. В этой стране я встретил индейскую женщину такую светлокожую, что поразился. Соседи зовут этих людей – детьми богов…»

Можно предположить, что эти слои придерживались строгой эндогамии и говорили на особом языке. Таких членов королевских семей было к приходу испанцев 500. Хронисты сообщают, что восемь правителей инкской династии были белыми и бородатыми, а их жены – «белыми, как яйцо». Один из летописцев, Гарсильяcо де ла Вега, сын инкской царицы, оставил впечатляющее описание, как однажды, когда он ещe был ребенком, другой сановник повел его в царскую усыпальницу. Ондегардо (так его звали) показал мальчику одну из комнат дворца в Куско, где вдоль стены лежало несколько мумий. Ондегардо сказал, что это бывшие инкские императоры и он спас их тела от разложения. Случайно мальчик остановился перед одной из мумий. Волосы ее были белы как снег. Ондегардо сказал, что это мумия Белого инки, 8-го правителя Солнца. Так как известно, что умер он в юном возрасте, то белизна его волос никак не может быть объяснена сединой…

Сопоставив данные о светлопигментированном элементе в Америке и Полинезии с легендами острова Пасхи о родине на Востоке, можно предположить, что белокожие люди шли из Америки в Полинезию (а не наоборот, как считают некоторые исследователи). Одно из доказательств тому – сходный обычай мумификации тел умерших в Полинезии и Южной Америке и полное отсутствие его в Индонезии. Распространившись на берегах Перу, способ мумификации знати был перенесен мигрантами (белыми?) на разрозненные и не приспособленные для этого островки Полинезии. Две мумии, найденные недавно в пещере на Гавайских островах, «продемонстрировали» в мелочах все детали этого обычая в древнем Перу…

Значит, белые божества индейцев жили в Перу? Достаточно поверхностного знакомства с огромной и разножанровой литературой по истории Перу, чтобы обнаружить там множество упоминаний о бородатых и белокожих индейских богах…

Уже упоминаемый нами Писарро и его люди, грабя и ломая инкские храмы, оставляли подробные описания своих действий. В храме Куско, стертом с лица земли, стояла огромная статуя, изображавшая человека в длинном одеянии и сандалиях, «точно такая же, что рисовали испанские художники у нас дома»…

В храме, построенном в честь Виракочи, тоже стоял великий бог Кон-Тики Виракоча – мужчина с длинной бородой и гордой осанкой, в длинном балахоне. Современник событий писал, что когда испанцы увидели эту статую, то подумали, что Святой Бартоломей дошел до Перу и индейцы создали монумент в память об этом событии. Конкистадоры были так поражены странной статуей, что не разрушили ее сразу, и храм на время миновала участь других подобных сооружений. Но скоро и его обломки растащили в разные стороны нищие крестьяне.

Обследуя территорию Перу, испанцы наткнулись и на огромные металлические сооружения доинкских времен, также лежавшие в развалинах. «Когда я спросил местных индейцев, кто построил эти древние памятники, – писал испанский хронист Сьеса де Леон в 1553 году, – они отвечали, что это сделал другой народ, бородатый и белокожий, как мы, испанцы. Эти люди прибыли, задолго до инков и осели здесь». Насколько сильно и живуче это предание, подтверждает свидетельство перуанского археолога Валькарселя, который через 400 лет после де Леона слышал от индейцев, живших близ руин, что «эти сооружения были созданы народом-чужестранцем, белым, как европейцы». 

Озеро Титикака оказалось в самом центре «деятельности» белого бога Виракочи, ибо все свидетельства сходятся в одном – там, на озере, и в соседнем городе Тиауанако была резиденция бога. «Они рассказали также, – продолжает Леон, – что на озере, на острове Титикака в прошлые века жил народ, белый, как мы, и один местный вождь но имени Кари со своими людьми пришел на этот остров и вел войну против этого народа и многих убил…» В особой главе своей хроники, посвященной древним сооружениям Тиауанако, Леон говорит следующее: «Я спросил местных жителей, были ли эти строения созданы во времена инков. Они посмеялись над моим вопросом и заявили, что им доподлинно известно, что все это сделано задолго до власти инков. Они видели на острове Титикака бородатых мужчин. Это были люди тонкого ума, пришедшие из неведомой страны, и было их мало, и убито их много в войнах…»

Когда француз Банделье 350 лет спустя принялся за раскопки в этих местах, легенды были еще живы. Ему рассказывали, что остров в древние времена населяли похожие на европейцев люди, они женились на местных женщинах, и дети их стали инками… «Информация, собранная в различных районах Перу, расходится лишь в деталях… Инок Гарсильясо расспрашивал своего царственного дядю о ранней истории Перу. Тот отвечал: «Племянник, с удовольствием отвечу на твой вопрос и то, что я скажу, ты навеки сохрани в своем сердце. Знай же, что в древние времена весь этот район, тебе известный, был покрыт лесом и зарослями, и люди жили как дикие животные – без религии и власти, без городов и домов, без обработки земли и без одежды, ибо не умели они выделывать ткани, чтобы сшить платье. Они жили по двое или по трое в пещерах или расселинах скал, в гротах под землей. Они ели черепах и коренья, фрукты и человеческое мясо. Тело свое они прикрывали листьями и шкурами животных. Они жили как звери и с женщинами обращались тоже как животные, ибо не умели жить каждый с одной женщиной…» Де Леон дополняет Гарсильясо: «Непосредственно после этого появился белый человек высокого роста и обладал он большим авторитетом. Говорят, он во многих поселках научил людей нормально жить. Везде они называли его одинаково – Тикки Виракоча. И в честь него создали они храмы и воздвигли в них статуи…»

Когда хронист Бетансос, принимавший участие в первых перуанских походах испанцев, спросил у индейцев, как выглядел Виракоча, они ответили, что он был высокого роста, в белом одеянии до пят, волосы закреплялись на голове тонзурой, ходил он важно и в руках держал что-то похожее на молитвенник. Откуда же пришел Виракоча? На этот вопрос единого ответа нет. «Многие считают, что его имя – Инга Виракоча, и означает это «морская пена», – замечает хронист Сарате. Гомара же утверждает, что, по рассказам старых индейцев, он перевел своих людей через море.

Наиболее часто встречаемое название Кон-Тики Виракоча состоит из трех имен для одного и того же белого божества. В доинкские времена он был известен на побережье как Кон, а внутри страны как Тикки. Но когда с приходом к власти инков их язык (кечуа) распространился на весь район, инки узнали, что эти два названия относятся к одному и тому же божеству, которое они сами называли Виракоча. И тогда все три имени соединили…

Легенды индейцев чиму повествуют о том, что белое божество пришло с севера, со стороны моря, а затем поднялось к озеру Титикака. «Очеловечивание» Виракочи наиболее четко проявляется в тех легендах, где ему приписывают различные чисто земные качества – называют его умным, хитрым, добрым, однако при этом величают Сыном Солнца…

Многие легенды сходятся на том, что он приплыл на камышовых лодках к берегам озера Титикака и создал мегалитический город Тиауанако. Отсюда он посылал бородатых послов во все концы Перу, чтобы те учили людей и говорили, что он – их творец. Но, в конце концов, недовольный поведением жителей, он решил покинуть их земли. Во всей огромной инкской империи вплоть до прихода испанцев индейцы единодушно называли путь, по которому уходил Виракоча и его сподвижники. Они спустились к тихоокеанскому побережью и ушли по морю на запад вместе с солнцем. Как мы видим, они ушли в сторону Полинезии, а пришли с севера…

На севере инкского государства, в горах Колумбии, жили чибча, еще один загадочный народ, достигший к приходу испанцев высокого уровня культуры. Их легенды также содержат сведения о белом учителе Бочика. Описание его то же, что и у инков. Он правил ими много лет и его называли также Суа, то есть «солнце» на местных диалектах. К ним он пришел с востока…

К востоку от области чибча, в Венесуэле и соседних областях, мы снова наталкиваемся на свидетельства пребывания таинственного странника. Его называли там Тсума (или Суме) и сообщали, что он обучил их земледелию. По одной из легенд, он велел всем людям собраться вокруг высокой скалы, встал на нее и поведал им законы и наставления. Пожив с людьми, он покинул их.

Непосредственно к северу от Колумбии и Венесуэлы в районе сегодняшнего Панамского канала живут индейцы куна. Они сохранили сообщения о том, что после сильного наводнения пришел некто и обучил людей ремеслам. С ним было несколько молодых сподвижников, распространявших его учение.

Еще дальше на севере, в Мексике, к моменту испанского вторжения цвела высокая цивилизация ацтеков. От Анауака (современный Техас) до Юкотана ацтеки говорили о белом боге Кецалькоатле. По преданиям он был пятым правителем тольтеков, прибыл из страны Восходящего солнца (конечно, ацтеки имели в виду не ту страну, которую подразумеваем под этим названием мы) и носил длинную накидку. Он долго правил в Толлане, запретив человеческие жертвоприношения и проповедуя мир. Люди больше не убивали животных и питались растительной пищей. Но это длилось недолго. Дьявол заставил Кецалькоатля предаться тщеславию и погрязнуть в грехах. Однако скоро ему стало стыдно за свои слабости, и он решил покинуть страну. Перед уходом бог заставил улететь всех тропических птиц и превратил деревья в колючие кустарники. Он исчез в южном направлении…

«Карта сегунда» Кортеса имеет отрывок речи Монтесумы: «Мы знаем из письмен, доставшихся нам от предков, что ни я, ни кто-либо другой, населяющий эту страну, не являются ее коренными жителями. Мы пришли из других земель. Мы знаем также, что ведем свой род от правителя, подчиненными которого мы являлись. Он пришел в эту страну, он снова захотел уйти и забрать с собой своих людей. Но они уже женились на местных женщинах, построили дома и не хотели идти с ним. И он ушел. С тех пор мы ждем, что он когда-нибудь вернется. Вернется как раз с той стороны, откуда пришел ты, Кортес…» 

Какой ценой расплатились ацтеки за свою «сбывшуюся» мечту, нам уже известно…

Как доказали ученые, соседи ацтеков – майя также не всегда жили в сегодняшних местах, а мигрировали из других районов. Сами майя рассказывают, что их предки приходили дважды. Первый раз – это была наиболее крупная миграция – из-за океана, с востока, откуда были проложены 12 нитей-путей, и вел их Ицамна. Другая группа, меньшая, пришла с запада и среди них был Кукулькан. У всех них были ниспадающие одежды, сандалии, длинные бороды и непокрытые головы. О Кукулькане вспоминают как о строителе пирамид и основателе города Майяпака и Чичен-Ицы. Он же научил майя пользоваться оружием… И снова, как и в Перу, он покидает страну и уходит, в сторону заходящего солнца…

Путешественник, едущий из Юкатана на запад, непременно должен проехать через область Цельталь в джунглях Табаско. Легенды населения этих мест хранят сведения о Вотане, пришедшем из районов Юкатана. Крупный знаток американских мифов Бринтон говорит, что немногие мифы о народных героях повлекли за собой столько спекулятивных вымыслов, сколько миф о Вотане. В далекие эпохи Вотан пришел с Востока. Его послали боги, чтобы разделить землю, раздать ее человеческим расам и каждой дать свой язык. Страна, откуда он пришел, называлась Валум Вотана. Когда посольство Вотана прибыло в Цельталь, люди находились «в плачевном состоянии». Он распределил их по деревням, обучил выведению культурных растений и изобрел иероглифическое письмо, образцы которого остались на стенах их храмов. Говорят также, что он написал там свою историю. Миф кончается очень странно: «Когда наконец подошло время печального ухода, он не ушел через долину смерти, как все смертные, а прошел сквозь пещеру в подземный мир».

Но в действительности таинственный Вотан ушел не под землю, а на плоскогорье Соке и получил там имя Кондой. Соке, о мифологии которых почти ничего не известно, были соседями жителей Цельталя. По их легенде, пришел отец бог и научил их жить. Они тоже не верили в его смерть, а считали, что он в легком золотом одеянии удалился в пещеру и, заделав отверстие, ушел к другим народам…

К югу от майя соке жили киче Гватемалы, по культуре близкие к майя. Из их священной книги «Пополь Вух» мы узнаем, что их народ также был знаком со странником, проходившим через земли. Киче называли его Гугумац.

…Белый бородатый бог прошел от берегов Юкатана через всю Центральную и Южную Америку до перуанского побережья и уплыл на запад в сторону Полинезии. Это засвидетельствовали легенды индейцев и хроники ранних испанских наблюдателей. А остались какие-нибудь археологические свидетельства? Или, может быть, белокожие и бородатые пришельцы были лишь призраком, продуктом воспаленного ума индейцев?

Средневековые испанцы разрушили не все статуи. Кое-что жителям удалось спрятать. Когда в 1932 году археолог Беннет делал раскопки в Тиауанако, то наткнулся на красную каменную статуэтку, изображавшую бога Кон-Тики Виракоча в длинном одеянии, с бородой. Его балахон был украшен рогатыми змеями и двумя пумами – символами высшего божества в Мексике и Перу. Беннет указывал, что эта статуэтка была идентична той, что найдена на берегу озера Титикака, как раз на полуострове, ближе всего расположенном к острову того же названия. Другие подобные изваяния находили вокруг озера. На перуанском побережье Виракочу увековечивали в керамике и рисунках – камня для статуэток там не было. Авторы этих рисунков – ранние чиму и мочика. Подобные вещи встречаются в Эквадоре, Колумбии, Гватемале, Мексике, Сальвадоре. Заметим, что бородатые изображения отмечал еще А. Гумбольдт, разглядывая рисунки древних манускриптов, хранившихся в Имперской библиотеке Вены в 1810 году. До нас дошли и цветные фрагменты фресок храмов Чичен-Ицы, повествующие о морской битве черных и белых людей. Эти рисунки не разгаданы до сих пор…

Белые бородатые божества индейцев… Кецалькоатль, Кукулькан, Гугумац, Бочика, Суа… Что же говорят обо всем этом современные ученые? Несомненно, широкий круг источников указывает на распространение в Новом Свете светлопигментированного населения. Но когда это было? Откуда оно произошло? Как могло это кавказоидное (по определению Хейердала) меньшинство сохранить свой расовый тип в течение длительной миграции от Мексики до Перу и Полинезии, проходя через районы, населенные многочисленными индейскими племенами? На последний вопрос можно ответить простым упоминанием европейских цыган – ситуация была приблизительно такая же. Строгое соблюдение эндогамии – брака внутри этнической группы – способствовало сохранению антропологического типа. «Говорят, что солнце женилось на своей сестре и велело делать то же самое своим детям», – гласит индейская легенда, записанная в 1609 году…

«Никаких белых индейцев, о которых пишет Фоссет в своей книге, в Америке нет…» Видимо, все-таки есть. В 1926 году американский этнограф Гаррис изучал индейцев Сан-Бласа и писал, что волосы у них цвета льна и соломы и комплекция белого человека. Совсем недавно французский исследователь Омэ описал встречу с индейским племенем вайка, волосы у которых были каштанового цвета. «Так называемая «белая раса», – писал он, – имеет даже при поверхностном обследовании массу представителей среди амахонских индейцев». Американская сельва обладает способностью изоляции не меньшей, чем остров, причем изоляции многовековой…

Мы подняли лишь несколько свидетельств испанских хронистов, только часть легенд американских индейцев и малую толику археологических и антропологических свидетельств – надводную часть айсберга… Кем были эти белые бородатые боги? Что не инопланетянами – это точно. Их происхождение явно земное. Древние творцы мегалитических сооружений Старого и Нового Света? «Народы моря»? Критяне? Финикийцы? А может быть, и те и другие? На этот счет существует много интересных точек зрения. Но это уже тема отдельного большого разговора…

Н. Непомнящий

Источник

whitepageshistory.ru

Легенды и мифы. Тайны драгоценных камней

Легенды и мифы

Конечно же, такой красивый камень, как янтарь, не могли обойти мифы и сказания.

Седые волны Балтики выносят на берег кусочки желтой смолы — то матовой, то прозрачной. Этот путь янтаря из морских глубин на берег породил фантастическую легенду, рассказывающую о его происхождении.

На дне Балтийского моря в янтарном замке жила прекрасная богиня Юрате. Молодой отважный рыбак Каститис осмелился ловить рыбу в ее владениях. Богиня послала своих русалок предупредить Каститиса, чтобы он не мутил воды Балтийского моря. Но не испугался юноша ее предупреждений и продолжал забрасывать сети в море.

Юрате полюбила Каститиса за смелость и красоту и увлекла его в свой янтарный замок. Но верховного бога Перкунаса разгневала любовь бессмертной богини и человека. Бог разрушил замок, приковал Юрате к развалинам, а Каститиса убил. С тех пор горько оплакивает Юрате своего возлюбленного. Ее рыдания трогают даже вечно холодные глубины Балтийского моря, которое, волнуясь, выбрасывает на берег осколки янтарного замка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Легенды и мифы о мировом подземелье

 

3 209

Будучи далеки от мысли в данной работе рассмотреть все современные мифы (данную задачу, авторы попробуют разрешить в серии планируемых к изданию последующих книг), рассмотрим миф о мировом подземелье и его приложение к территории Поволжья. Современная совокупная мифология наследовала идею древнего мира о существовании огромного подземного мира, системы особых каналов — тоннелей связанных с миром поверхности Земли.

Миф о Подземном Мире дискретен — от довольно примитивной идеи Полой Земли, развитой ариософами в конце ХIХ-го — начале XX-го веков, минуя множество промежуточных форм — этот миф достигает таких высот как Буддийское учение о подземных «свернутых» мирах Патала, Шеола или Сопряженных многомерных миров современной физики.

В более простых формах в различных районах Земли миф рассказывает о людях или целых племенах, укрывшихся в волшебных царствах в глубине земли. Кажется невозможным, что может существовать какая-либо связь между этими сказаниями. Но, внимательно изучая эту тему, вы начинаете замечать особые совпадения этих легенд.

Каждый вход в самую маленькую пещеру, каждая щель в скале предполагает, что кто-то уже ушел туда или живет там Каждый ручей, особенно подземный, поворачивает воображение к подземным переходам.

В мифологии Нижний мир предстает, как источник всяческого богатства. В землю бросают зерно, чтобы оно взошло колосом. Из земли добывают руду, там же прячут клады. В данной связи пещеры воспринимаются как кратчайший путь достижения Нижнего мира, возможно объекта, особого культа. В эпоху матриархата люди верили в образ «Мать-пещеры», ассоциированную с женским лоном, куда проникают солнечные лучи, небесно-космические фаллосы.

Но не всегда пещеры и нижний мир воспринимаются как благо. В современной культуре существует и мифический страх перед ужасной «Смертью в Глубине». Так, ее наиболее ярким представителем является пещера Китум, расположенная на границе Кении и Уганды. Она окружена мрачными легендами. Считается, что именно из ее таинственных глубин неосторожные «туристы» подняли на поверхность вирус Эболы.

Действительно, многие пещеры, особенно тропические — опасны. Их воздух, вода, пыль, экскременты подземных животных, например летучих мышей, могут быть заражены мельчайшими спорами различных грибков и болезнетворных бактерий.

Сюда необходимо добавить новые опасности, скрытые сегодня в подземных глубинах. В современной России более 350 подземных могильников химоружия, содержащих более 200 тыс. тонн яда. Подобные захоронения иногда производили в бетонных могильниках, а иногда просто в пещерах или траншеях, часть боеприпасов затопили в болотах и озерах. К настоящему времени известна только пятая часть подобных захоронений.

В индуистской мифологии сохранился образ полубожественных существ со змеиным туловищем и человеческой головой. Им принадлежит подземный мир — патала, где находятся их города и столица Бхагавати. Они считаются мудрецами и магами и в человеческом облике часто живут среди людей, охраняя свои тайные входы в подземный мир.

Многие исследователи центральной Азии говорят о подземной стране Агарти и ее путеводных тоннелях, опоясывающих весь мир. Легенды Центральной Америки хранят память о подземной стране Шибальба. В таинственных подземельях погасшего вулкана Монт Шаст, Калифорния, США — обитают «Древние Люди». Они миролюбивы, но всегда избегают каких бы то ни было контактов с путешественниками. Они обитают в огромном подземном городе, куда ведут секретные подземные ходы.

Существует легенда, что ряд европейских ученых (их было 98, включая «легендарного» Ландини) объединились с Гульемо Маркони Джеймсом в Латинской Америке для создания потайного города ученых внутри кратера одного из потухших вулканов на юге Венесуэлы (подробнее об этом, авторы расскажут в третьей книге цикла «Играющие тени»).

Это легенда. В действительности археологи в конце XX века обнаружили в кратере Ширали в Анатолии (Турция) пещерный город — Карапынар. Его построили примерно во II веке. Здесь множество этажей — уровней соединены между собой пробитыми в скале узкими лестницами и вертикальными лазами. В некоторых коридорах устроены запорные камни. Здесь с внутренних сторон коридоров из боковых нишей выкатываются каменные блоки, похожие на мельничные жернова. Его система вентиляции продолжает работать до сих пор. Ходы-переходы соединяют Карапынар еще с тремя пещерными поселениями, находящимися в радиусе 20 км от кратера. Археологи там еще не работали. Многие ходы затоплены водами глубокого озера, расположенного в центре вулкана.

Рассмотрим несколько примеров.

Согласно легендам аборигенов Австралии под горами Большого Водораздельного хребта находится обширная подземная страна Бинумия. Известна, по меньшей мере, одна пещера на территории Самарской Луки с подземным озером-сифоном, довольно протяженным и глубоким.

 

Старинные предания Европы сохранили память о подземном лабиринте Парижа, Фонтенблонского леса и «сарацинских норах» в районе Лиона. В Америке — это легендарная пещера отца Филиппа, миссионера — кладоискателя, который якобы нашел сокровища индейских племен апачей в горах Виктория.

Не менее легендарно удивительное образование — «Дыра Дьявола», расположенная в пустынном месте штата Невада (США), ее размер 9 х 12 м. Расстояние до уровня грунтовых вод достигает здесь 120 м. Полной глубины этой расселины никто не знает. По преданиям местных жителей через этот «провал» в наш мир проникают различные подземные существа.

В Германии помнят пещеры Нибелунгов по берегам Рейна, где прятали волшебное золото и где «вечным сном» спит Фридрих Великий. (_По существующей со средних веков легенде Фридрих I Барбаросса «спит» в подземной гробнице горы Кифхейзер. Его племянник Фридрих II погружен в сон в горах Зальцбурга.

«В один чудесный день, когда засохшая груша вдруг принесет плоды, Спящий Король встанет из-под земли и снова соберет свои полки…»_).

В Ирландии, в провинции Манстер существует поверье, что в потайных подземельях одной из местных гор есть гробница древнего короля Конана. «Не будет исцеленья, если не будет доставлена Чаша… Мертвый Король лежит на подземном ложе не тронутый разложеньем, его душа пленена». А в гробнице спрятан волшебный ключ. И если этот ключ найдут, то с его помощью можно заставить подняться со дна моря волшебный остров Пра-Бразил.

Польский историк Станислав Сарницкий, живший в XVI веке сообщает:

«Русские стараются уверить в своих чудесах и героях, которых зовут богатырями, то есть полубогами. Они погребены по русскому обычаю в горных пещерах, которые будто бы, как подземные коридоры, тянутся на огромные пространства, от Киева до Новгорода Великого» (Анналы, 1585).

Современная легенда сообщает, что одна из первых полярных экспедиций американского адмирала Ричарда Бэрда «обнаружила на севере Аляски отверстие в земной коре, которое открывало доступ к обширному подземному району с тропическим климатом. (_В 2001 г в интернете промелькнуло сообщение, что в 1980 году недалеко от берегов Калифорнии под дном океана было обнаружено огромное полое пространство _). В пещерах Аляски были обнаружены озера с теплой водой, растительность и животные, очень похожие на динозавров. Все это Бэрд якобы заснял на кинопленку и подробно описал в своих дневниках. Считается, что существование этих подземных проходов, связывающих Восточную Сибирь и Аляску под дном Берингова моря — одна из тайн Американского Госдепартамента.

Действительно, в 1929 году американский полярный исследователь Ричард Бэрд (1888-1951) стал первым летчиком, пролетевшим на самолете над Южным полюсом. Позднее он побывал в этих местах в 1947 и 1955 годах. Именно эти его путешествия и породили массу загадочных толков и предположений.

На Волге, на Урале, на Алтае, на Кольском полуострове помнят о Чуди — народе, некогда ушедшем под землю. «Когда пришли русские на Урал, и услышала Чудь колокольный звон, то выстроила себе в глухих местах подземные убежища. Но и в леса проникли русские. Тогда Чудь подрубила столбы своих «подземных жилищ» и сама себя похоронила.

Вот здесь вход в великое подземное царство. Когда Чудь вошла в подземный ход, то закрыла вход камнями. Сейчас мы стоим прямо около этого подземного входа…

Исследуя этот холм на Алтае, я (Н.К. Рерих) вспоминал, как во время перехода через Каракарумский перевал мой проводник, указывая на пещеры, рассказал нам:

«Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю. Они нашли проход к подземному царству. Только очень редко некоторые из них появляются снова на Земле».

Французский исследователь Рене Генон предполагает существование в нашем мире одного или нескольких подземных «духовных центров», где хранятся сокровища истинных знаний. В начале нашего временного цикла они были относительно открыты и доступны физическому восприятию. Неуклонный процесс духовного упадка, влекущий за собой разделение и помрачение во всех космических и планетарных сферах, обусловил все возрастающий разрыв между самой идеей традиции, теми, кто ее хранит, и теми, кому она предназначена. Так с течением времени хранилища знаний-традиций спустились с вершины Мировой горы в потаенные Мировые Подземелья.

В «Начальной летописи Нестора» 1096 года сохранились такие сведения:

«В горе (выходящей к заливу морскому) просечено оконце малое и оттуда говорят, но не понять языка их (живущих в горе), но показывают на железо и машут руками. Просят железо. И если кто дает им нож или секиру, они взамен дают меха… Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходят до них (горных жителей)».

Рене Генон считает — «Традиция» может «помрачиться» или «исказиться», но в силу своей природы она не может пресечься. Рано или поздно начинается поиск, движение приводящее «ищущих» к ее восстановлению.

Н.К. Рерих в статье «Клады Захороненные» отмечал:

«Внезапно начинается движение. Бесконечным потоком идут странствующие певцы, монахи и нищие — несут чудесные сказания, написанные своеобразным тайным языком. Это носители Вести… Временами вы можете увидеть этих людей и их странные письмена… Странствуют по свету «указания» — ждут, ждут того, что сумеет понять и разгадать их смысл. — От Красного поля пойдешь на восход. Следуй этой дорогой, пока не увидишь могильный бугор. Поднимись на этот бугор и иди налево до Ржавого ручья. И затем вверх по ручью, пока не увидишь огромный серый камень. На нем найдешь след лошадиного копыта.

Здесь лежат клады, открывающие входы в подземные миры. Они ждут, известные и неизвестные, воспетые и не воспетые, легендарные и безымянные… Ждут Срока».

Иногда этот Срок настает и специалисты, следуя наставлениям мифов, делают удивительные открытия. Так, в 1963 году, в центральной части Малой Азии (в Турции), в горах Каппадония — археологи нашли огромный подземный город. Его назвали по имени долины Гереме. Семь ярусов уходили на глубину до 85 м. Ходы и галереи имели протяженность более 30 км и могли вместить свыше 20 тыс. человек. Каждый ход в подземные галереи наглухо закрывался изнутри огромными валунами — «люками» округлой формы.

Знаменитый французский спелеолог Норбер Кастер, успешно преодолев сифон грота Монтеспан, открыл самые древние в мире статуи пещерного человека.

Согласно одному из современных мифов именно сокровища инков, укрытые хранителями в кордильерских пещерах, «поддержали» восстание индейцев в Перу в 1915 году.

Часть сокровищ была обращена в деньги, на которые закупили оружие. Это миф. А вот в реальности летом 1947 года один палестинский пастух нашел в одной из пещер в 2-х км от берега Мертвого моря ценнейшие древнееврейские рукописи.

По испанским легендам времен Конкисты в конце XX века были открыты и исследованы пещеры инков в горе Уакарана. Тоннели, пробитые исключительно в твердых породах, вели к подземным камерам острова Гуанако, пролегая под морским дном на глубине 25 м. По сообщениям зарубежной прессы, в 1974 году в джунглях Эквадора были найдены странные пещеры Лос-Тайос. Это системы запутанных проходов общей длиной около 5 км. Их стены и своды были невероятно гладкими, словно кто-то выплавил эти ходы в скалах. Так получается, если нагретый стальной прут ввести в кусок льда Позднее исследование этих пещер по непонятным причинам было прекращено. Подобное же рассказывают о некой пещере Сотано-де-Лас-Голондринас, расположенной на территории Мексики. Ее глубина более километра, а ширина — несколько сот метров. Это настоящий «рукотворный» (?) лабиринт, стены которого ровные и гладкие. В известняковом плато, поверхность которого усеяна карстовыми воронками и провалами, существует лабиринт проходов общей протяженностью более 48 км. Здесь множество гротов и залов. Вода, просачиваясь в пещеру через известняки, собирается в полноводные подводные реки.

Существует легенда, что в Южной Америке под руководством монахов-иезуитов 650 индейцев с 1767 по 1778 годы занимались строительством огромной сокровищницы. Главная галерея, пробитая в скале, имела в длину 188 м, а в ширину местами доходила до 40 м. Был огромный рукотворный лабиринт с ложными проходами, тупиками, поворотами, толстыми перегородками. В этих проходах был рассыпан яд. Имелось множество других ловушек, например опрокидывающиеся камни.

В пещере Ломбрив, близ Орнолака, в XII веке Катары построили тайную подземную церковь, имеющую множество коридоров, длиной в несколько километров. После поражения движения сотни верующих замуровались там и предпочли умереть от голода, но не отречься от веры.

По легендам были открыты ныне знаменитые Мамонтовы пещеры в штате Кентукки, США. Они представляют собой крупнейшую в мире сеть пещер, с суммарной длиной всех проходов и залов в 240 км. Мало чем уступает этим пещерам и комплекс Карладская пещера, расположенная в штате Нью-Мексико. Это грандиозная система залов с ныне исследованной протяженностью около 50 км, уходящих на глубину до 403 м.

На Руси с древнейших времен пытались использовать, а так же исследовать подземный мир.

Один из мифов, описывающих исследования подземных пространств, рассказывает, что некогда Иван III, объезжая свои владения, проводил раскопки кургана Синеуса. Он распорядился прорыть четыре шурфа, достать находки, а потом все засыпать, чтобы курган остался целым.

Сохранилось несколько косвенных свидетельств повышенного интереса русских военных к подземным сооружениям древности. По непроверенной информации в середине 30-х годов XIX века был издан указ царя Николая I — составить полное описание замков, крепостей и других старинных сооружений (в том числе и подземных) всей Российской империи. Была даже создана особая группа специалистов, согласно мифу подчиненных непосредственно Главноуправляющему Канцелярии его Императорского Величества Статс-секретарю Танееву (авторам неизвестно, существовал ли такой человек в действительности). Возможно, интерес к подземному миру русских военных обеспечивался лишь деятельностью отдельных изыскателей.

Так, А.В. Елисеев во время поездки в Сирию в 1884 году описывает подземный город Тиверсады, одно из самых любопытных сооружений Палестины. «Ряды этих пещер идут на обрыве скалы на высоте 60 саженей и практически недостижимы человеком. Пещеры эти прекрасно отделаны и сообщаются между собой, образуя обширный пещерный город. Далее располагается другая группа пещер, где может поместиться несколько тысяч человек. Все отдельные пещеры соединены между собой лестницами и ходами, световыми колодцами, пробитыми в скале. Имеется множество цистерн для сбора и хранения дождевой воды…» В своих дневниках А.В. Елисеев описывает храм «Захл», высеченный в одной из скал горного Ливана, подземелья Беть-Джибрина и Бени-Зельтана в Тунисе, огромный подземный комплекс древних водных цистерн Карфагена. Он посещает и осматривает подземный комплекс долины «Проклятых бань» в Алжире и систему подземных каналов и галерей, соединяющих некоторые колодцы в оазисах Южной Сахары, проложенных на глубине до 30 и более саженей.

Отмечены легендами катакомбы на Оке в Калужской области. Считается, что раньше здесь ходы тянулись на многие километры. Потом своды осели или были взорваны.

Сохранилось «спелеологическое предание», что в начале XX века в Архангельской губернии профессором Антоновичем была обнаружена система искусственных пещер времен каменного века. «Расчищенные пещеры представляли длинные своеобразные коридоры, свыше полутора метров высотой и около метра шириной, углубляющиеся в почву в различных направлениях. Одна из них, длиной около ста шагов, углублялась спиралью и представляла собой как бы оборот громадного винта…».

Где были найдены эти пещеры и какова их судьба сегодня — авторам неизвестно. Существуют легенды о протяженной системе естественных пещер и «рукотворных ходов» существовавших в XVII-ХГХ веках в Кирилловых горах, что на Волге. Эта система простиралась на многие сотни метров и выводила к «подземным церквям» и тайным «молельным залам».

В конце XIX века в России широкое распространение получили старообрядческие убежища. Они были двух видов. Первый — избушка или две, три в лесной глухомани, чаще на острове, затерянном среди топкого болота. Второй — подземелье, довольно разветвленное, из двух-трех и более соединенных между собой отсеков с общим входом колодезного типа.

В XVIII веке где-то на Урале были сделаны рисунки большой пещеры и фаллос подобного менгира в ней (Архив Академии наук. Ф.21, Оп. 5, Д.39-47). Любопытно отметить, что это зафиксированное карандашом художника пещерное святилище тоже как-то незаметно исчезло из поля зрения исследователей.

Возможно, здесь речь идет о местечке с поэтическим названием «Дырявый Камень», расположенном на уральской реке Чусовой. Там отвесный каменный склон еще сравнительно недавно образовывал некое подобие огромного человеческого лица с «пещерой-ртом», в глубине которой еще в XVIII веке было найдено древнее святилище.

Установлено, что русская дореволюционная спелеология — эта работа одиночек, не имеющих должной подготовки и снаряжения, что предопределило их довольно скромные результаты.

Существует непроверенная информация, что в Москве еще за несколько лет до начала первой мировой войны сформировалась некая секта «подземников». Ее составляли люди, испытывающие неодолимую потребность спуститься вниз и жить там, внизу, небольшой замкнутой колонией.

Опыт Первой Мировой войны показал эффективность использования подземных оборонительных сооружений. В ряде стран Европы в начале 20-х годов XX века были начаты работы по сооружению разветвленных оборонительных систем: во Франции — «Линия Мажино», в Германии — на западе «Линия Зигфрид», на востоке «Линия Одер», в Финляндии «Линия Маннергейма», в СССР «Линия Сталина», на северо-востоке Китая — Маньчжурский укрепрайон и т.д. Существующая в этот период наступательная огневая мощь была не способна решить задачу по преодолению подобных оборонительных систем. Следовательно, нужны были специально подготовленные штурмовые подразделения, способные вести наступательные действия в подземных условиях.

Специфика подземного боя накладывала существенные ограничения на возможности применения обычных типов стрелкового вооружения. Взрывы, удары осколков, рикошет снарядов и пуль способны вызывать непредсказуемые обрушения, блокирующие систему подземных проходов. Представляется, что наиболее эффективным средством для ведения подземных боев являются огнеметы и ряд других специфических видов вооружения, не вызывающих сотрясений. Особую роль при штурме подземных объектов, а также эвакуации блокированных гарнизонов, могли играть такие экзотические машины как подземоходы. По непроверенной информации в 2001 году группа А. Кувичинского и В. Лебедева в рамках реализации программы «Телеспецназ» на «НТВ», на одном из давно заброшенных подземных объектов обнаружили старый экспериментальный подземоход. В СССР, согласно современным легендам, над машинами данной конструкции работала группа генерала Циферова.

Опыт Второй Мировой войны показал, что атакующей армии предпочтительнее не штурмовать подземные объекты в лоб, а совершать их обход; затем блокировать обороняющийся гарнизон, постепенно принуждая его к последующей капитуляции. В последующие годы, появление тяжелых авиабомб, ракет и снарядов, способных уходить на большие глубины и лишь после этого взрываться, сделали сооружение подобных убежищ мало эффективными. Особо уязвимыми оказались входы и выходы на поверхности, а также различные узлы транспортных коммуникаций.

Считается, что «обширные» свидетельства о «подземном мире» России были собраны и представлены в докладе известного спелеолога — археолога И.Я. Стеллецкого «Подземная Россия» (_И.Л. Стеллецкий (1878-1949) как спелеолог, одним из первых исследовал Библейские пещеры Заиорданья, тоннели и каменоломни Иерусалима, подземелья Константинополя, Александрии и многих других городов Востока. С 1907 года работал по исследованию подземелий Москвы. По легенде весь «подземный архив» Стеллецкого был изъят ЧК сразу же после Октябрьской Революции. Хотя сам исследователь проработал в Москве до самой смерти в 1949 году, периодически проводя различные изыскания под эгидой НКВД_).

Доклад был сделан на 15-м Археологическом съезде в Новгороде, где отмечалось удивительное «равнодушие археологов» к подземельям (доклад сохранился лишь фрагментарно, впрочем, как и большинство других работ исследователя).

Существует легенда, что в первые годы после революции спецслужбы проявляли повышенный интерес к подземному миру (20). Рассказывают, что уже в 1921 году на Кольский полуостров на поиск «Варяжских сокровищ» под эгидой ЧК была направлена специальная спелеологическая экспедиция. Она благополучно прибыла в район работы, и там ее след теряется. Согласно непроверенной информации в начале 30-х годов в структуре ОГПУ-НКВД было создано специальное подразделение специалистов, призванных действовать (а так же вести боевые действия) под землей. Эмблемой подразделения стала «Летучая мышь». (_Известны два типа современных эмблем. Первый, белый контур летучей мыши на фоне Земного шара, с надписью ВС РФ в верхней части и военная разведка, в нижней. Второй, черный контур летучей мыши на фоне Земного шара, перечеркнутого молнией, с надписью спецназ в верхней части и вооруженные силы в нижней. Существует изображение белой летучей мыши как эмблемы подразделений армейской разведки. Эмблема (от греч. emblema) — вставка, выпуклое украшение, условное обозначение отвлеченного понятия несущее скрытый смысл представляемого явления или объекта _).

Летучие мыши (Microchiroptera) — очень древняя группа млекопитающих, «оснащенных» эхолокацией, ведущих ночной или сумеречный образ жизни, способные ощутимо менять температуру своего тела, в зависимости от условий окружающей среды. Чаще всего летучие мыши обитают в пещерах, штольнях или дуплах деревьев, во время охоты уничтожают большое количество насекомых вредителей.

Необходимо отметить, что в начале 30-х годов эмблема летучей мыши появилась и на Западе. Ее олицетворением стал Бетмен (Batman). Это человек, облаченный в специальный костюм летучей мыши, борющийся со злом в самых различных его проявлениях и скрывающийся от врагов в рукотворных подземельях.

Бетмен — олицетворение некой тайной группы людей, разрабатывающей и изготавливающей в потайных подземельях различное уникальное оборудование и снаряжение, в том числе и сам костюм летучей мыши. Костюм, обеспечивающий возможность героя «летать», перемещаться на больших скоростях, внезапно исчезать в темноте, видеть в темноте и обладающий еще многими другими весьма полезными свойствами, необходимыми в борьбе со злом.

via

Это интересно

 

taynikrus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *