Т 80 модификации – Часть 3 ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-80. Основной боевой танк Т-80

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-80. Танк Т-80

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-80

«Объект 219 сп 1», 1969 г. — первый вариант прототипа танка Т-80, модификация Т-64А: ходовая часть как у Т-64, газотурбинный двигатель ГТД-1000Т; разработка СКБ-2 ЛK3.

«Объект 219 сп 2», 1972 г. — второй вариант прототипа танка Т-80: новая ходовая часть с торсионной подвеской и гидроамортизаторами, гусеница с резинометаллическими шарнирами, обрезиненные катки, газотурбинный двигатель; разработан СКБ-2 ЛКЗ. На его базе началось серийное производство.

«Объект 219РД», 1975 г. — опытный образец варианта Т-80Б с дизельным двигателем 2В-16-2 мощностью 1000 л.с.; разработан СКБ-2 ЛКЗ, испытания проходил в 1975–1976 гг.

Т-80 («объект 219 сп 2»), 1976 г. — базовый танк, серийная модель; выпуск ЛКЗ до 1978 г. Башня от танка Т-64, двигатель ГТД-1000Т, пушка 2А46-1 с теплозащитным кожухом, электромеханический механизм заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, дополнительные блоки бронирования по бортам, новая марка бортовой стали БТК-1. Боевая масса — 42 т.

«Объект 478», 1976 г. — проект основного танка. Шасси Т-80 с дизельным двигателем 6ТД. Разработан КБ ХЗТМ.

«Объект 478М», 1976 г. — модернизация «объекта 478», дизельный двигатель 1244 мощностью 1500 л.с., комплекс активной защиты «Шатёр».

«Объект 644» — опытный танк, разработан КБ транспортного машиностроения в Омске; двигатель — дизельный В-46-6 мощностью 780 л.с.

Т-80Б («объект 219Р»), 1978 г. — базовый танк, серийная модель; разработан СКБ-2 ЛКЗ. Установлены: комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», СУО 1А33, система дымовых гранат 902А «Туча», пушка — 2А46-2. С 1980 г. — двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с., с 1982 г. — пушка 2А46М-1 «Рапира», с 1985 г. — навесная динамическая защита. Боевая масса — 42,5 т.

Т-80А («объект 219А»), 1982 г. — опытный образец, модернизация Т-80. Разрабатывался СКБ-2 ЛКЗ с середины 1970-х гг. параллельно с «объектом 478» КБ ХЗТМ. С 1984 г. — навесная динамическая защита. На базе Т-80А разработан танк Т-80У.

Т-80БК («объект 630») — командирский вариант Т-80Б; разработан КБТМ в Омске, выпускался Омским заводом транспортного машиностроения (ОЗТМ). Дополнительная KB-радиостанция, навигационное оборудование.

Т-80БВ («объект 219РВ»), 1985 г. — серийная модификация Т-80Б; разработан СКБ-2 ЛКЗ, серийное производство ЛКЗ. Комплекс навесной динамической защиты «Контакт-1». Боевая масса — 43,7 т.

Т-80БВК — командирский вариант танка Т-80БВ. Дополнительная радиостанция, навигационная аппаратура, навесная динамическая защита.

Т-80БМ1 — опытный образец модификации Т-80Б. Комплекс активной защиты «Арена-Э».

Танки Т-80У на показательных выступлениях под управлением шведских экипажей на полигоне г. Шёвде. Швеция, 1993 г.

Т-80У («объект 219АС»), 1985 г. — развитие модификации Т-80А; разработан СКБ-2 ЛКЗ, серийный выпуск ЛКЗ и ОЗТМ. Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», СУО 1А45 «Иртыш», пушка 2А46М-1, система дымовых гранат 902Б «Туча», система ППО 3ЭЦ13 «Иней», встроенная динамическая система, усиленные бортовые экраны, оборудование самоокапывания, крепления для колейного минного трала. С 1990 г. — двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., комплекс управления вооружением 9К119М «Инвар». Боевая масса — 46 т.

«Объект 219Е» — опытный образец Т-80Б. Комплекс оптико-электронного подавления от высокоточного оружия «Штора» с тепловизионным ночным прицелом.

Т-80УМ («объект 219АС-М»), 1992 г.

 — модернизация Т-80У; разработка СКБ-2 ЛКЗ, серийное производство ОЗТМ. Увеличен размер башни, тепловизионный прицел «Агава-2», радиостанция Р-163-50У.

Т-80УК («объект 630А»), начало 1990-х гг. — командирский вариант Т-80У; разработан КБ ОЗТМ, серийное производство ОЗТМ. Радиостанции Р-163У и Р-163К, КОЭП «Штора-1», навигационная аппаратура ТНА-4, автономная электроустановка АБ-1-П28, тепловизионный прицел «Агава-2», система дистанционного подрыва мин и фугасных снарядов, новый датчик параметров атмосферы.

Т-80УЕ, 1995 г. — модификация Т-80У, разработанная для участия в греческом тендере на поставку танков. Новые органы управления, гидрообъёмная передача.

Т-80УМ-1 «Барс» («объект 219АС-М1»), 1997 г. — вариант Т-80УМ; разработан КБ ОЗМТ, производство ОЗМТ. Двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, КОЭП «Штора-1», ТВН-5, Р-163-50У и Р-163УП, комплекс защиты от ОМП «Велиж», навигационная аппаратура, система кондиционирования воздуха.

Т-80УМ-2 — опытная модификация Т-80УМ с комплексом активной защиты «Дрозд-2».

Т-80У (модернизированный), 2001 г. — очередная модификация Т-80У; разработан КБ ОЗТМ. Новая теплоизоляция МТО, система кондиционирования воздуха, информационно-управляющая система 1В558, усовершенствованный прицел 1Г46М, прицел командира ТО1-К04, стабилизатор вооружения 2Э42М, система замера параметров атмосферы Т04В-8, система управления зенитной установкой 1ЭЦ29.

Т-80УЕ1 (после 2001 г. — до 2009 г.) — вариант модернизации танков Т-80БВ; разработан КБ ОЗТМ. Башня от Т-80УД, СУО 1А45-1, встроенная динамическая защита корпуса и башни.

Т-80УА (после 2001 г. — до 2009 г.) — вариант единой модификации всех выпущенных до Т-80У танков по оборудованию до уровня Т-80УМ-1; разработан КБ ОЗТМ. Новый ночной тепловизионный прицел с оптико-электронным преобразователем третьего поколения.

Т-80УД «Берёза» («объект 478Б»), 1987 г.

 — основной танк; серийное производство ЛКЗ. Дизельный двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с., зенитная пулемётная установка с дистанционным управлением, навесная динамическая защита. С 1988 г. — встроенная динамическая защита. Боевая масса — 46 т.

На базе Т-80УД на Украине создан основной танк Т-84 «Оплот» и его экспортный вариант Т-84-120 «Ятаган».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Танк Т-80 и его модификации. Всемирная история бронетехники

Танк Т-80 и его модификации

Танк Т-80 создан танковым СКБ-2 при ленинградском Кировском заводе по постановлению ЦК КПСС от 16 апреля 1968 года. К разработке новой модели было привлечено НПО имени В. Я. Климова, сделавшее серию удачных газотурбинных двигателей для вертолетов и самолетов.

Совместный труд инженеров завершился созданием танка, явившегося первой в мире серийной машиной с газотурбинным двигателем. Данный танк приняли на вооружение Советской армии 6 июля 1976 года под индексом Т-80.

Следует заметить, что, хотя формально Т-80 считается «далеко продвинутой модификацией» танка Т-64А, от базовой машины у него сохранились лишь 125-мм пушка, боеприпасы, автомат заряжания, отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты. Танк Т-80, весящий 42 т, собран по классической схеме, в соответствии с которой моторно-трансмиссионное отделение располагается сзади. Машина рассчитана на экипаж из 3 человек: командира, наводчика и механика-водителя. Автоматизированное заряжание пушки позволило исключить из состава экипажа заряжающего.

Место механика-водителя находится в отделении управления, устроенном в передней части корпуса по его продольной оси. В его распоряжении имеются три перископических прибора наблюдения, также допускается установка прибора ночного видения.

Командир танка и наводчик размещаются в бронированной башне кругового вращения, смонтированной в боевом отделении средней части машины.

Лобовые детали корпуса сварной конструкции являются, по сути, комбинированными броневыми преградами, выполненными из нескольких слоев броневой стали, разделенных керамическими наполнителями. Остальные части корпуса представляют собой монолитные стальные детали, борта корпуса прикрыты резинотканевыми противокумулятивными экранами.

Башня танка литая. Передняя ее часть многослойная, с керамическими наполнителями. Она характеризуется высокой устойчивостью к поражающему действию кумулятивных снарядов. В ней находится основное вооружение танка — гладкоствольная 125-мм пушка 2А46-1, снабженная двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания. Боекомплект включает 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Стрельба производится осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом с начальной скоростью 1715 м/с по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность равняется 6–8 выстрелам в минуту, при заряжании вручную этот показатель снижается до 1–2 выстрелов в минуту.

Дневной оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 позволяет управлять огнем из пушки. Он имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, что помогает точно определять расстояние до цели в пределах 1000–4000 м, затем полученная цифра с учетом поправки на скорость движения танка и данные о типе выбранного боеприпаса автоматически вводятся в прицел. Для ночной стрельбы применяется прицел ТПН-1-49-23.

Вспомогательное вооружение танка представлено спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и 12,7-мм пулеметом НСВТ в открытой зенитно-пулеметной установке «Утес». Дальность стрельбы из этой установки по воздушным целям составляет 1500 м, по наземным — 2000 м.

Т-80 отличается от своих предшественников тем, что на нем в качестве силовой установки используется газотурбинный двигатель ГТД-1000Т с максимальной мощностью 1000 л. с. Двигатель сделан по трехвальной схеме с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной турбиной. Однако при установке двигателя конструкторам пришлось столкнуться с проблемой: каким образом защитить его от пыли? Ведь при работе ГТД в секунду пропускает через себя 5–6 м

3 воздуха. Если учесть, что танковые колонны порой движутся в сплошном облаке пыли, можно представить себе, какой должна быть производительность и эффективность работы фильтров.

На Т-80 применен инерционный (циклонный) способ очистки воздуха, основанный на использовании центробежных сил. Данный метод обеспечивает 97 %-ную очистку воздуха. Кроме того, через каждые 3–4 ч работы производится виброочистка лопаток ротора турбины, а перед запуском двигателя и после его остановки предусмотрена продувка двигателя для удаления остаточной пыли. Оборудованный такой системой фильтрации воздуха, ГТД-1000Т обеспечивает движение танка на сотни километров в самой трудной обстановке. Помимо этого, достоинствами такого типа двигателя являются его компактность, высокая мощность, возможность быстрого начала работы без предварительного подогрева при температуре до –40 °C, отсутствие жидкостной системы охлаждения. Но есть у ГТД и свои недостатки: большой расход топлива, высокая трудоемкость ремонта и стоимость, в десять раз превышающая стоимость дизельного двигателя такой же мощности.

Нужно сказать, что еще одной особенностью силовой установки танка является наличие вспомогательного энергоагрегата небольшой мощности, обеспечивающего работу систем машины во время ее стоянки. Это устройство входит в комплекс основного газотурбинного двигателя.

Танк Т-80 обладает механической трансмиссией, включающей два агрегата, каждый из которых состоит из бортовой коробки передач, бортового редуктора и гидравлического сервопривода системы управления движением.

В ходовой части машины применена индивидуальная торсионная подвеска с несоосным расположением торсионных валов. На каждый борт приходится по шесть опорных катков с резиновыми бандажами и дисками из высокопрочного алюминиевого сплава. В узлы подвески первого, второго и шестого опорных катков с каждого борта вмонтированы гидравлические телескопические амортизаторы. Катки собраны попарно, причем расстояние у катков крайней пары больше, чем у средних пар. Кроме того, с каждого борта имеются по три поддерживающих катка, а также ведущие и направляющие колеса. На танке использованы гусеницы с резиновыми беговыми дорожками, с резинометаллическими шарнирами.

Высокая мощность двигателя позволяет машине двигаться с максимальной скоростью 70 км/ч. Танк способен преодолевать подъем до 30°, вертикальную стенку высотой 1 м и ров шириной 2,85 м. Без предварительной подготовки танк форсирует брод глубиной 1,2 м, после установки комплекта для подводного вождения — глубиной до 5 м.

Для внешней связи используется радиостанция Р-123М, внутренняя связь обеспечивается танковым переговорным устройством.

На танке, имеющем автоматическую систему пожаротушения и термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес, установлена система защиты от оружия массового поражения.

Танки серии Т-80 производились на ленинградском Кировском заводе до 1978 года, после чего им на смену пришли танки модификации Т-80Б.

Т80Б . В башне данного танка установлена модернизированная гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М-1, в боекомплект которой введен выстрел с противотанковой управляемой ракетой 9М119 комплекса управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра». Последний также включает в себя станцию наведения, смонтированную в боевом отделении за спиной наводчика. Ракета разделяется на головную и хвостовую части, по своим размерам соответствующие величине снаряда и метательного заряда, что позволяет размещать их в любом лотке механизированной боеукладки автомата заряжания пушки. Головная часть ракеты содержит кумулятивную боеголовку и пороховой маршевый двигатель, а хвостовая — аппаратурный отсек и метательный заряд. Сборка ракеты осуществляется в лотке механизма заряжания при досылании в ствол пушки. Наведение ракеты производится полуавтоматически по узконаправленному радиолучу. Стрельба этими снарядами возможна с места и с коротких остановок на дальность от 100 до 4000 м. При этом вероятность поражения бронированной цели составляет 80 %.

Помимо пушки, на вооружении машин серии Т-80Б находятся также два пулемета, калибр одного из которых равен 7,62 мм, а другого — 12,7 мм.

На танке Т-80Б установлена новая система управления огнем 1А33, представленная прицелом-дальномером 1Г42, баллистическим вычислителем 1В517, двухплоскостным стабилизатором вооружения 2726М, ночным прицелом ТПН-3-49, блоком разрешения выстрела и другими составляющими. С помощью данной системы можно поражать цели в любое время суток при ведении огня с остановок или в движении.

Вес модели Т-80Б составляет 43,7 т, ее размеры: длина с пушкой вперед — 9,65 м, длина по корпусу — 6,98 м, ширина — 3,58, высота — 2,2 м. Газотурбинный двигатель позволяет развивать максимальную скорость 70 км/ч. Запас хода по топливу составляет 335 км.

Нужно отметить, что модернизация танка Т-80 в Т-80Б заключается не только в усовершенствовании вооружения, но и в усилении броневой защиты. При этом радикальное изменение последней в лучшую сторону достигнуто в варианте Т-80БВ (рис. 135 ), принятом на вооружение в 1985 году и сразу же запущенном в серийное производство на Кировском заводе.

Рис. 135. Танк Т-80БВ

Бронирование лобовой части корпуса и башни данного танка состоит как из многослойной комбинированной брони, так и из навесной динамической защиты. Остальная броневая защита представляет собой монолитную сварную броню. Обитаемые помещения отделаны поглощающим материалом системы защиты от проникающей радиации.

Также на танке Т-80БВ установлен новый газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л. с. В дополнение к термодымовой системе на башне Т-80БВ сделаны восемь дымовых гранатометов 902Б «Туча».

Следует подчеркнуть, что все танки Т-80Б и Т-80БВ оснащены средствами радиосвязи, системой защиты от оружия массового поражения и автоматическим противопожарным комплексом. Имеются также приспособления для закрепления минного трала КМТ-6 и устройство для самоокапывания.

Т80У . Результатом работ по модернизации танка Т-80 явилось создание в 1985 году машины, запущенной в серийное производство на Кировском заводе, Омском заводе транспортного машиностроения и на Харьковском заводе имени Малышева под обозначением Т-80У.

Данная модель собрана по классической схеме: моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса, отделение управления — в передней части, а боевое — в середине.

Танк имеет сварной корпус и литую башню. В конструкцию корпуса, башни и танка в целом внедрен ряд систем, призванных повысить защиту машины от обычных средств поражения. Лобовые детали корпуса и передняя часть башни сделаны в виде комбинированных броневых преград. Дополнительная защита при этом обусловлена применением встроенной динамической защиты, которая прикрывает свыше 50 % поверхности передней части корпуса, бортов и крыши танка. Борта также закрыты резинотканевыми противокумулятивными экранами со стальными накладками в передней части. Мощность броневой защиты Т-80У против кумулятивных снарядов оценивается в 900 м гомогенной броневой стали, а против подкалиберных — 1100 мм. Считается, что в пределах курсового угла примерно +35° данный танк защищен почти от всех типов наиболее массовых кумулятивных противотанковых средств и в значительной степени от бронебойных подкалиберных снарядов.

Вероятность обнаружения танка Т-80У противником снижена за счет малошумности его работающего газотурбинного двигателя и вывода его раскаленных выхлопных газов назад, наличия дополнительного электроагрегата ГТА-18А, применяемого в определенных случаях вместо основного двигателя, термодымовой аппаратуры и дымовых гранатометов 902Б «Туча», использования комплекса для самооокапывания.

Живучесть машины на поле боя обеспечивается благодаря применению нового быстродействующего автоматического противопожарного оборудования «Иней», электромеханического привода поворота башни вместо электрогидравлического и размещению большей части боекомплекта ниже погона башни.

Вооружение танка Т-80У состоит из гладкоствольной пушки — пусковой установки 2А46М-1 калибра 125 мм. Пушка оборудована двухплоскостным стабилизатором 2Э42, теплозащитным кожухом, устройством контроля выверки прицела наводчика. Быстроразъемное соединение трубы ствола пушки с казенником позволяет производить ее замену в полевых условиях без демонтажа орудия в целом.

Стрельба из пушки ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Возможен также запуск из пушки управляемых ракет 9М119 комплекса управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Сама ракета с метательным устройством заряжается в пушку автоматически из механизированной боеукладки. Она имеет кумулятивную боевую часть, помехозащищенную лазерную систему наведения и используется как для борьбы с наземными бронированными целями, так и для поражения низколетящих вертолетов. При стрельбе с ходу и с места по цели типа «танк» на дальностях стрельбы от 100 до 4000 м вероятность попадания равняется 80 %, на расстояниях 4000–5000 м этот показатель снижается до 70 %.

Танк оснащен современной системой управления огнем, благодаря чему командир и наводчик получают возможность осуществлять раздельный поиск целей и вести огонь на поражение по ним в любое время суток как с места, так и с ходу.

Наводчик располагает стабилизированным в двух плоскостях дневным оптическим прицелом «Иртыш» со встроенным лазерным дальномером, каналом управления ракеты и устройством для выверки прицела с пушкой. Данный прицел позволяет обнаруживать малоразмерные цели типа «танк» на расстоянии до 5000 м. Для ведения ночной стрельбы в распоряжении наводчика имеется комбинированный активно-пассивный прицел «Буран-Па» со стабилизированным полем зрения.

С 1992 года на танке Т-80У монтируется тепловизионный прицел наводчика «Агава-2», имеющий большую дальность обнаружения и опознавания цели, в том числе и в условиях ограниченной местности.

Поистине незаменимым прибором, позволяющим командиру танка вести наблюдения за полем боя и стрельбой из пушки, является стабилизированный в вертикальной плоскости прицельно-наблюдательный дневной и ночной комплекс ПНК-4C. Другие системы, которыми пользуется командир, позволяют ему безошибочно определить наиболее опасную цель, произвести наводку независимо от наводчика и, нажав кнопку «Целеуказание» на пульте управления, развернуть башню и совместить линию прицеливания наводчика с целью или, перейдя в режим «Дубль», полностью взять управление орудием на себя и поразить выбранный объект.

Высокая точность наведения пушки на цель обусловлена установкой танкового цифрового электронного баллистического вычислителя, который автоматически делает поправки на дальность и скорость передвижения объекта, быстроту перемещения собственного танка, угол наклона цапф орудия, износ канала ствола, температуру окружающей среды, атмосферное давление, силу и направление ветра.

Вспомогательное вооружение машины серии Т-80У представлено спаренным с пушкой пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм, а также зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм.

В моторно-трансмиссионном отделении танка установлен взаимосвязанный комплекс, состоящий из многотопливного газотурбинного двигателя ГТД-1250 мощностью 1250 л. с. (до 1990 года Т-80У оборудовался двигателем ГТД-1000Ф мощностью 1100 л. с.) и различных систем и агрегатов. Двигатель выполнен в виде моноблока и при наличии грузоподъемных устройств может быть заменен силами экипажа в полевых условиях в течение трех часов.

Механическая трансмиссия Т-80У представлена двумя планетарными агрегатами, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением.

Трансмиссия обеспечивает четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода.

В гусеничной ходовой части танка на каждый борт приходится по шесть разъемных опорных катков с резиновыми бандажами и алюминиевыми дисками, а также по пять поддерживающих катков с внутренней амортизацией. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов. Узлы подвески первого, второго и шестого опорных катков с каждого борта имеют гидравлические амортизаторы и металлические упоры. Ведущие колеса находятся сзади.

Максимальная скорость движения машины по шоссе может достигать 65–70 км/ч. На трудных участках пути танк способен преодолевать подъем до 32°, вертикальную стенку высотой 1 м и траншею шириной 2,85 м. Брод глубиной до 1,8 м танк форсирует без предварительной подготовки, а с помощью комплекта оборудования для подводного вождения пересекает по дну водные преграды глубиной до 5 м без ограничения ширины этих преград.

Конструкцией машины предусмотрена достаточно совершенная система защиты от оружия массового поражения. По сигналу датчиков она обеспечивает герметизацию обитаемых отделений танка и подачу в них очищенного воздуха, создавая при этом небольшое избыточное давление, препятствующее проникновению внутрь танка радиоактивной пыли. Для снижения уровня проникающей радиации имеется также специальное наружное и внутреннее покрытие (надбой и подбой) из водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора и экранов локальной защиты из тяжелых металлов.

Для внешней связи применяется работающая в диапазоне УКВ телефонная симплексная радиостанция Р-173, которая, в отличие от ранее устанавливавшейся Р-123, одновременно работает на прием и передачу.

Помимо вышеперечисленного, танк оборудован также быстродействующей автоматической противопожарной системой 3ЭЦ13 «Иней» и приспособлением для крепления колейного минного трала КМТ-6.

Вариантом танка Т-80У является принятый на вооружение в 90-х годах командирский танк Т-80УК, который дополнительно оснащен комплексом дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, системой оптико-электронного подавления «Штора», коротковолновой радиостанцией, навигационной аппаратурой ТНА-4-3, электрогенератором автономного питания АБ-1-П28 мощностью 1 кВт.

Дальнейшая модернизация танка Т-80У вылилась в создание новых моделей, принятых на вооружение под обозначениями Т-80У-М и Т-90 (российские), Т-80УД и Т-84 (украинские).

Т80УМ . Серийное производство данной модели началось в 1992 году на Омском заводе транспортного машиностроения. При сохранении основных компоновочных решений и ходовой части боевой машины Т-80У танк Т-80У-М отличается модернизированным комплексом вооружения и усиленной защитой.

Т80УМ1 «Барс» . Одной из модификаций машины серии Т-80 стал танк Т-80У-М1 «Барс» (рис. 136 ), впервые продемонстрированный осенью 1997 года на выставке вооружений, военной техники и конверсионной продукции в Омске.

Рис. 136. Танк Т-80У-М1 «Барс»

Следует отметить, что «Барс», созданный коллективом сотрудников конструкторского бюро транспортного машиностроения Омска под управлением Бориса Куракина, сохранил основные компоновочные решения «восьмидесятки», но вместе с тем в его конструкции реализованы важнейшие усовершенствования, значительно повысившие боевые качества машины.

В ходе последних локальных военных столкновений выяснилось, что даже наиболее современные основные танки, созданные для «дуэлей» с себе подобными, в нестандартных тактических ситуациях уязвимы для легких противотанковых средств пехоты, например противотанковых управляемых ракет. Именно поэтому при совершенствовании Т-80 конструкторы много внимания уделили его защищенности от противотанковых средств. Наиболее существенным нововведением, позволившим в несколько раз повысить живучесть машины, явилось применение комплекса активной защиты «Арена».

Данная система способна функционировать в автоматическом режиме, при котором командир лишь включает и выключает ее. Также возможно и ручное управление, например для разрушения препятствий или борьбы с пехотой противника, приблизившейся к танку.

Факты неопровержимо доказывают, что применение «Арены» в среднем вдвое увеличивает живучесть танка, а при действиях в условиях города, лесистой местности и в другой обстановке, когда основной угрозой для боевой машины является легкое противотанковое оружие, защищенность машины возрастает в три-четыре раза.

Нужно сказать, что, помимо «Арены», танк «Барс» оснащен и другим уникальным защитным средством — комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комбинация «Арена» — «Штора-1» повышает уровень защищенности Т-80У-М в три — пять раз.

Традиционная защита «Барса» представлена многослойной комбинированной броней верхней лобовой детали корпуса, комбинированным наполнением башни, системой встроенной динамической защиты корпуса и башни, а также бронированными фальшбортами с элементами динамической защиты. Кроме того, танк получил новый комплекс радиационной и химической разведки.

Боевую живучесть «Барса» повышает и использование специальной защитной окраски.

Установленная на танке автоматическая противопожарная система позволяет тушить возгорание в течение 150 миллисекунд.

Используя комплекс артиллерийско-ракетного вооружения, «Барс» может бороться с бронеобъектами противника, а также низколетящими воздушными целями на дальности до 5000 м. Танк оборудован 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Увеличение жесткости ствола пушки позволило повысить точность стрельбы на 20 %. Автомат заряжания с емкостью «карусели» 28 снарядов обеспечивает скорострельность порядка 7–9 выстрелов в минуту.

Система управления огнем включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики ветра, скорости движения танка и цели, крена, температуры окружающей среды, температуры заряда.

Допускается комплектование танка Т-80У-М1 ночным инфракрасным прицелом наводчика «Буран» или тепловизором «Агава-2». При оснащении машины последним наводчик и командир получают возможность вести огонь управляемыми ракетами и в ночное время.

Управляемое ракетное вооружение (комплекс 9К119 и ракета 9М119 с наведением по лазерному лучу) позволяет с высокой вероятностью поражать цели (в том числе и низколетящие вертолеты) на дистанции до 5000 м. Управление огнем осуществляется с рабочего места наводчика, однако имеющиеся у командира приборы наведения и прицеливания позволяют ему определять наиболее приоритетную цель и производить, в случае необходимости, стрельбу независимо от наводчика. Нажав на пульте управления кнопку «Целеуказание», командир может развернуть башню в нужном направлении, совместив линию прицеливания наводчика с целью, или полностью взять управление огнем на себя (режим «Дубль»).

Обеспечивается возможность ведения огня при движении по пересеченной местности на скорости до 35 км/ч при любом положении башни. Необходимо особо подчеркнуть, что по этому параметру «Барс» превосходит все зарубежные аналоги.

Динамические характеристики танка заметно повышены за счет установки на нем усовершенствованного газотурбинного двигателя ГТД-1250Г мощностью 1250 л. с. с гидрообменной передачей.

Машину Т-80У-М1 характеризуют высокая маневренность и управляемость, а также повышенная надежность бортовых коробок передач. Низкое число переключений бортовой коробки передач позволило увеличить плавность хода и повысить точность стрельбы в движении. Применение гидрообменной передачи обеспечило увеличение запаса хода.

Силовая установка «Барса» может работать на дизельном топливе, керосине или бензине, что повышает гибкость использования танка и упрощает материально-техническое снабжение. Также имеется вспомогательная силовая установка ГТА-18, обеспечивающая работу всех бортовых систем машины при выключенном основном двигателе (это уменьшает расход топлива на боевой позиции, а также снижает заметность машины в инфракрасном и акустическом диапазонах).

Высокие разгонные характеристики повышают боевую живучесть танка, позволяя ему за максимально короткий промежуток времени выходить из зоны обстрела. «Барс» способен разогнаться с места до скорости 50 км/ч за 17–19 сек. Прыжок на 3–5 м, позволяющий уклониться от выпущенного снаряда, заставив его срикошетить, Т-80У-М1 может совершить всего за 1–2 сек.

Допускается комплектование танка как обычной, так и асфальтоходной гусеницей, обеспечивающей сохранность дорожных покрытий.

«Барс» имеет три основных органа управления — штурвал, тормоз и газ. Связь танка обеспечивается посредством радиостанции Р-163-50У и радиоприемника Р-163УП, работающих в УКВ-диапазоне. Высокая помехозащищенность радиоаппаратуры связи достигается за счет специального режима, при котором производится автоматический перебор большого числа заранее выбранных частот и выявляется канал, свободный от помех. Также предусмотрен канал для передачи телекодовой информации и режим радиосвязи по адресному признаку.

Необходимо заметить, что российские танки неоднократно подвергались критике из-за худших, чем у западных аналогов, условий обитаемости.

При создании Т-80У-М1 устранению этого недостатка было уделено особое внимание. Улучшению обитаемости «Барса» способствовало применение новой системы кондиционирования воздуха, разработанной фирмой «Криос».

Данная система имеет индивидуальную разводку воздуха, охлаждающего лишь рабочие зоны, а не весь обитаемый объем машины, и позволяет использовать вентилируемые жилеты членов экипажа, совместимые с огнестойкими костюмами и индивидуальной защитой танкистов. При этом система не только охлаждает воздух, но и осушает его, что представляется особенно важным при использовании «Барса» в странах с жарким влажным климатом. Кондиционер может работать и при функционирующей вспомогательной силовой установке, без включения основной газовой турбины.

В целом «Барс» является одним из наиболее современных основных танков, по своим боевым характеристикам не уступающим или превосходящим лучшие зарубежные аналоги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Танк Т-80. Модификации ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

Т-80 — первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, способным работать на авиационном керосине, дизтопливе и обычном бензине. Он поступил на вооружение Советской Армии в 1976 году и на четыре года опередил американский «Абрамс» с аналогичной силовой установкой. Разработку сильно усовершенствованного варианта танка Т-64А вело КБ ленинградского Кировского завода.

Танк Т-80 — видео

За счет усиления бронирования масса танка возросла до 42 тонн, но двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. обеспечил Т-80 скорость 70 км/ч. Это была рекордная скорость для боевых машин с такой массой. В конструкции Т-80 использованы агрегаты танка Т-64А: 125-мм гладкоствольная пушка с гидроэлектромеханическим автоматом заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, боеприпасы, элементы бронезащиты. Пушка снабжена теплозащитным кожухом ствола. От Т-72 новый танк заимствовал ходовую часть — из-за повышения динамических качеств машины опорные катки стали меньшего диаметра, а беговые дорожки гусениц были обрезинены.
Подобно Т-64, в 1978 году танк получил комплекс управляемого вооружения «Кобра» и систему управления огнем, состоящую из лазерного прицела-дальномера 1Г42, баллистического вычислителя 1В517, стабилизатора 2Э26М и других элементов. Это дало возможность подрывать осколочно-фугасные снаряды в самой выгодной точке траектории. Кроме того, комплекс обеспечивал поражение танков противника управляемой ракетой «Кобра» на дальности 4 км с вероятностью 80%.

 

Танк Т-80БВ

В 1985 году многие советские танки получили в обозначении дополнительную букву В, что говорило об установке на них системы динамической защиты. Множество прямоугольных коробочек, покрывающих башню, корпус и борта танка, содержали небольшие заряды специального взрывчатого вещества. При попадании в коробочку кумулятивного снаряда противника она детонировала и сводила эффективность снаряда к нулю.

 

Танк Т-80У

В том же году был запущен в серийное производство Т-80У с комплексом управляемого вооружения «Рефлекс», двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. и усовершенствованной многослойной комбинированной броней с встроенной динамической защитой. Пушка 2А46-М1 и система управления оружием «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42 и др.) увеличили дальность поражения танков противника до 5 км.

 

Танк Т-80УД

С 1987 года стали выпускать Т-80УД с дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л. с. вместо газотурбинного. Этот танк был лучше приспособлен к боевым действиям в пустыне, где воздух насыщен пылью. На ранних Т-80 двигатели имели малый ресурс в таких условиях из-за повышенного износа от воздействия песчаной пыли.

 

Танк Т-80УМ

Последним вариантом танка стал Т-80УМ образца 1992 года, оборудованный тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, а также комплексом активной защиты «Арена» (Т-80УМ1). Т-80 начали поступать в западные военные округа и зарубежные группы войск в конце 70-х годов и в составе Советской Армии участия в боевых действиях не принимали, но Россия использовала эти танки в чеченском военном конфликте.

 

Тактико-технические характеристики Т-80У выпуска 1990 г.

Экипаж, чел.3
Боевая масса, т46
РазмерыДлина, м: 9,65
Ширина, м: 3,58
Высота, м: 2,2
Количество пушек/калибр, мм1/125
Количество пулеметов/калибр, мм1/12,7; 1/7,62
Броня лобовая, мм205+ДЗ
Броня бортовая, мм80+ДЗ
ДвигательГТД-1250, газотурбинный,
мощностью 1250 л. с.
Максимальная скорость, км/ч70
Запас хода, км450

 

Фото Т-80

Источник



Это интересно

info-leaks.ru

Т-80БВМ: старый танк с новыми возможностями

В настоящее время военное ведомство и оборонная промышленность реализуют несколько проектов модернизации состоящей на вооружении бронетехники. Среди прочего, ремонт и обновление проходят танки основных моделей. В ближайшее время сухопутные войска смогут получить очередные модернизированные танки, перестроенные в соответствии с одним из новейших проектов. Для усиления бронетанковых соединений предлагается использовать улучшенные боевые машины типа Т-80БВМ.

По известным данным, в настоящее время российская армия располагает несколькими тысячами основных боевых танков Т-80 всех серийных модификаций. При этом возраст даже самых новых машин этого типа достиг 20 лет. Такую технику предполагается сохранять на вооружении в течение максимально возможного срока, что приводит к необходимости проведения ремонта и модернизации. Еще в прошлом году было объявлено о существовании нового проекта обновления танков семейства Т-80, и к настоящему времени стали известны различные подробности такого проекта.

Первые упоминания о грядущей модернизации танков Т-80 появились еще несколько лет назад. Официальные лица и специалисты в области бронетехники неоднократно говорили о тех или иных способах повышения характеристик, но до определенного времени все это оставалось на стадии обсуждений. Только в 2016 году Минобороны огласило свои намерения по обновлению такой техники. Наиболее заметные работы по этой теме начались в прошлом году, и к настоящему времени дали определенные результаты.

Впервые проект с обозначением Т-80БВМ был упомянут в официальных материалах в конце лета прошлого года. 24 августа, в рамках военно-технического форума «Армия-2017», министерство обороны и научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подписали несколько контрактов на строительство и модернизацию бронетехники. Темой одного из таких документов являлись капитальный ремонт и глубокая модернизация танков Т-80. Как уточнялось, новый проект получил название Т-80БВМ.

Вскоре стали известны некоторые сведения о ходе работ и технической стороне проекта. 7 сентября начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-лейтенант Александр Шевченко пообщался с отечественной прессой и рассказал о новом проекте. Глава ГАБТУ указал, что опыт боевых действий в Сирии продемонстрировал определенные недостатки серийных образцов бронетехники. По этой причине Управление ускорило процесс модернизации существующих образцов и разработку новых.

На тот момент, по словам генерала Шевченко, модернизированный танк Т-90М уже вышел на государственные испытания. Кроме того, специалисты занимались подготовкой к будущим испытаниям обновленной бронемашины типа Т-80БВМ. Как именно танк с литерами «БВМ» отличается от предшественников, пока не уточнялось.

Опытный Т-80БВМ во время показа в сентябре 2017 г.

9 сентября прошлого года на 33-м общевойсковом полигоне (г. Луга, Ленинградская область) прошли официальные мероприятия, посвященные Дню танкиста. В рамках этих событий состоялся показ существующей и перспективной техники в статической экспозиции и на трассе. В первую очередь, внимание привлекли несколько новейших образцов бронетанковой техники, в том числе опытный танк Т-80БВМ. Вместе с таким танком на выставке присутствовала информационная табличка, раскрывавшая некоторые любопытные особенности проекта. В частности, на ней отмечалась переработка комплекса вооружения.

В середине октября прошлого года было объявлено, кто станет эксплуатировать новую технику. Издание «Известия», ссылаясь на неназванный источник в министерстве обороны, писало, что летом 2017 года были определены будущие эксплуатанты Т-80БВМ. Машины нового типа в 2018-м должны были поступить на вооружение 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Боевые машины с особыми характеристиками подвижности и мобильности, как утверждалось, могут стать универсальным инструментом для Европейского театра военных действий.

По данным отечественной прессы, поставка танков Т-80БВМ позволит нарастить боевые возможности Кантемировской дивизии. 12-й и 13-й гвардейские танковые полки из состава этого соединения пока вооружены танками Т-80У, выпускавшимися с середины восьмидесятых годов. Кроме того, в дивизии имеются танки Т-80БВ – в парке техники 423-го гвардейского мотострелкового Ямпольского полка. Вся эта техника уже не в полной мере отвечает современным требованиям, и потому нуждается в модернизации. Согласно данным прошлого года, первые Т-80БВМ будут переданы 4-й гвардейской дивизии уже в 2018-м.

В начале минувшего февраля научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» опубликовала информацию о закупках различной продукции. Ставшие доступными документы показывают определенные подробности прошлогодних контрактов с министерством обороны, подписанных во время выставки «Армия-2017». Из них ясно, сколько и каких изделий предполагается к закупке, а также появляется возможность установить количество планируемой к модернизации техники.

Опытный Т-80БВМ, вид на борт. Можно рассмотреть новые средства защиты.

Согласно эти данным, в текущем году НПК «Уралвагонзавод» отремонтирует и модернизирует по проекту «БВМ» 31 основой танк из имеющихся в наличии. В 2019 году подобное обновление пройдет еще 31 боевая машина. Модернизацию техники проведет Омский завод транспортного машиностроения, ныне входящий в состав научно-производственной корпорации. Продолжится ли процесс выпуска танков Т-80БВМ после 2019 года, и получит ли армия технику свыше 62 единиц – неизвестно. Если такой заказ и появится, то это случится только в будущем.

21 марта «Известия» огласили технические подробности нового проекта, касающиеся обновленного комплекса вооружений. Неназванный источник в военном ведомстве рассказал изданию о решении использовать в новом проекте комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Таким образом, модернизированные танки сохранят возможность применения управляемых ракет со сравнительно большой дальностью стрельбы, но тип такого оружия изменится, равно как и вырастут основные его характеристики.

Следует отметить, что такие сообщения не стали новостью в полном смысле этого слова. Дело в том, что комплекс «Рефлекс» упоминался в контексте проекта Т-80БВМ еще в прошлом году. На информационной табличке, стоявшей рядом с опытным танком на открытом показе, было указано, что проект «БВМ» предусматривает использование именно этой системы. Таким образом, на днях отечественная пресса не раскрыла никакой новой информации, хотя и подтвердила уже известные факты.

О существовании проекта Т-80БВМ в его нынешнем виде было объявлено всего несколько месяцев назад. Впоследствии, оглашая те или иные сведения, военное ведомство и средства массовой информации составили достаточно подробную картину, позволяющую понять, как именно изменятся имеющиеся в войсках танки. Кроме того, были указаны сроки выполнения таких работ, а также стали известны некоторые из будущих эксплуатантов модернизированной техники.

Модули «Реликт» и решетки монтируются поверх имеющегося корпуса.

По известным данным, проект Т-80БВМ предусматривает капитальный ремонт и обновление серийных основных танков Т-80БВ (смотри верхнее фото), созданных и принятых на вооружение в середине восьмидесятых годов. Предложены меры, затрагивающие все основные аспекты техники. За счет новых устройств повышаются уровень защиты и живучесть, боевая эффективность и т.д. Одновременно с этим сохраняется ряд существующих агрегатов, что позволяет обойтись минимальными переделками конструкции.

Танк Т-80БВМ должен оснащаться газотурбинным двигателем ГТД-1250ТФ, способным развивать мощность до 1250 л.с. Ожидается, что использование нового двигателя позволит в известной мере повысить ходовые качества и подвижность машины на всех ландшафтах. При этом не требуется серьезная переработка моторно-трансмиссионного отделения, которая могла бы понадобиться для установки дизельного двигателя. Предложенная силовая установка позволяет развивать скорость до 70 км/ч и иметь запас хода 500 км.

Броневой корпус машины в новом проекте не меняется, но получает дополнительную защиту. Вся лобовая проекция и значительная часть бортов корпуса и башни оснащается модулями динамической защиты «Реликт». Корма корпуса, которую нельзя прикрыть такими изделиями, дополнительно защищается решетчатыми экранами. Установка новой динамической защиты заметным образом изменила внешний вид танка, придав ему некоторое сходство с современными версиями машин Т-72 и Т-90. Согласно некоторым источникам, танк может комплектоваться системой активной защиты «Арена», однако достоверные сведения о планах министерства обороны по установке такой аппаратуры пока отсутствуют.

Самые серьезные изменения внесены в состав комплекса вооружений. Танк по-прежнему оснащен 125-мм орудием-пусковой установкой 2А46М1 и пулеметами НСВТ и ПКТ, однако для управления оружием теперь используются новые средства. Применена система управления огнем «Сосна-У», в составе которого присутствуют прицелы командира и наводчика с дневным и ночным каналами, а также лазерным дальномером. Таким образом, по средствам управления вооружением танк Т-80БВМ оказывается унифицирован с другой современной боевой машиной российской армии – Т-72Б3.

Кормовой отсек защищен решетчатыми экранами.

Изначально основные танки Т-80 линейки «БВ», в том числе Т-80БВ, оснащались комплексом управляемого вооружения 9К112 «Кобра» с ракетой 9М112. Развитие этого комплекса, заключавшееся, в первую очередь, в разработке новых ракет, продолжалось до конца восьмидесятых годов. В рамках проекта Т-80БВМ было решено заменить устаревшую «Кобру» более современной системой того же класса. В ходе модернизации танки получат комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» с ракетами 9М119. При этом на танках будет монтироваться только новая система управления. Переработка орудия-пусковой установки или механизма заряжания не потребуется.

Использование нового ракетного комплекса даст обновленному танку несколько преимуществ. Во-первых, увеличится дальность стрельбы по основным целям. В отличие от устаревшей «Кобры», новый «Рефлекс» способен поразить танк или иной объект на дистанции до 5 км. Во-вторых, ракета 9М119 отличается увеличенными характеристиками бронепробиваемости и способна пробить не менее 800 мм гомогенной брони за динамической защитой. Наконец, комплекс «Рефлекс» управляет ракетой при помощи лазерного луча. Это исключает подавление канала управления со срывом атаки.

Согласно опубликованным ранее данным, установка новых навесных средств защиты не окажет заметного влияния на габариты боевой машины. Т-80БВМ будет иметь длину (по корпусу) чуть более 7 м, ширину менее 3,4 м и высоту порядка 2,2 м. Боевая масса при этом вырастет до 46 т. Заметный рост удельной мощности, обусловленный двигателем с повышенными характеристиками, позволит сохранить основные показатели подвижности с одновременным улучшением динамики.

Не так давно стало известно, что в соответствии с прошлогодним контрактом корпорация «Уралвагонзавод» в 2018-19 годах должна будет модернизировать по новому проекту чуть более шести десятков танков Т-80. Что будет с несколькими сотнями прочих бронемашин этого семейства, имеющимися в строевых частях, пока не уточнялось. Вполне возможно такое развитие ситуации, при котором министерство обороны изыщет ресурсы для обновления некоторого количества прочих танков. Впрочем, модернизация всех строевых Т-80 не представляется возможной по ряду причин технического и экономического характера.

В скором будущем на вооружение поступят совершенно новые образцы боевых бронированных машин. Однако даже после этого армия продолжит эксплуатацию более старой техники ряда типов. Для сохранения требуемой боеспособности и соответствия современным требованиям стоящие на вооружении танки нуждаются в своевременных ремонтах и модернизациях. В последние годы вооруженные силы и промышленность создали сразу несколько проектов такого рода. Войска уже получают обновленные танки Т-72Б3, а скоро должны начаться поставки модернизированных Т-90М и Т-80БВМ.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

В. Борзенко — Танк Т-80

Вид на танк Т-80Б с кормы. К верхней части башни прикреплена труба ОПВТ, по бортам — дополнительные топливные бочки, ниже — направляющая решётка выхлопного устройства двигателя, под ней — бревно для самовытаскивания.

Этой же цели служат дымовые 81-мм гранаты системы 902Б, блоки которых устанавливаются по бортам башни. Дальность их пуска составляет 250–300 м, максимально обеспечивая фронт дымовой завесы при залпе четырёх гранат до 110–120 м. Масса гранаты — 2,4 кг; масса блочной пусковой установки — 3,6 кг.

Танк снабжён защитой от оружия массового поражения (ОМП). Это коллективная система, обеспечивающая защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны, радиоактивных и отравляющих веществ, с датчиками, измерительным пультом, блоком питания, установленными в нише внутреннего правого топливного бака, а также механически закрывающимися уплотнениями корпуса и башни.

Сама защита обеспечивается постановкой подбоя и надбоя, системой герметизации и фильтро-вентиляционной установкой подачи очищенного воздуха в обитаемые отсеки.

Подбой существенно ослабляет воздействие на экипаж гамма- и нейтронного излучения за счёт своего химического состава, а также препятствует разлёту небольших по размеру осколков брони внутри корпуса.

При необходимости экипаж имеет возможность пользоваться и штатными индивидуальными противорадиационными костюмами.

На борту также находятся приборы радиационной и химической разведки.

Имеется также противопожарное оборудование (ППО) — автоматическая система трёхразового действия 3ЭЦ13 «Иней». В неё включены 15 термодатчиков, рассеянных по всему корпусу танка, и три баллона огнегасящей жидкости с фреоном 114В2.

Средства связи унифицированы со всеми типами танков и других боевых машин. Приёмопередающая радиостанция Р-123М позволяет поддерживать связь на среднепересечённой местности с однотипными станциями на расстоянии не менее 20 км даже при движении на скорости 40 км/ч. Диапазон рабочих частот радиостанции — 20–51,5 МГц.

Оборудование для подводного вождения (ОПВТ), устанавливаемое на танке, предназначается для преодоления по дну водных преград, обеспечивая герметизацию корпуса и башни. В его комплект входят: воздухопитающая труба-шнорхель, уплотнения пушки и амбразуры пулемёта, выпускные клапаны, заслонки воздухоочистителя. Движение под водой по определённому направлению контролируется гирополукомпасом ГПК-59 с использованием радиосвязи. Никакой подготовки к ведению огня при выходе на берег не требуется.

Съёмная часть оборудования устанавливается за 35–37 мин, демонтаж его и укладка на танк производятся за 20 мин. Масса комплекта ОПВТ — 129 кг.

При необходимости для откачки воды из корпуса используются два насоса производительностью до 100 л/мин.

Для самоокапывания на корпусе танка — на его нижнем переднем листе — смонтирован бульдозерный отвал, имеются также приспособления для крепления минного трала КМТ-6.

Бульдозерный отвал имеет ширину 2140 мм; из походного в рабочее положение переводится за 1–2 мин, вновь в походное — за 3–5 мин. С его помощью можно отрыть капонир размерами 12×5,5×1,5 м в песчаном грунте за 12–15 мин, в глинистом — за 20–40 мин.

На самом корпусе танка размещаются: наружные топливные баки, включённые в общую топливную систему, ящики ЗИП, запасные траки, буксирные тросы, съёмное оборудование ОПВТ, укрывочный брезент. Обязательно следует иметь бревно для самовытаскивания; оно крепится на корме машины.

Т-80У.

Т-80БВ.

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-80

«Объект 219 сп 1», 1969 г. — первый вариант прототипа танка Т-80, модификация Т-64А: ходовая часть как у Т-64, газотурбинный двигатель ГТД-1000Т; разработка СКБ-2 ЛK3.

«Объект 219 сп 2», 1972 г. — второй вариант прототипа танка Т-80: новая ходовая часть с торсионной подвеской и гидроамортизаторами, гусеница с резинометаллическими шарнирами, обрезиненные катки, газотурбинный двигатель; разработан СКБ-2 ЛКЗ. На его базе началось серийное производство.

«Объект 219РД», 1975 г. — опытный образец варианта Т-80Б с дизельным двигателем 2В-16-2 мощностью 1000 л.с.; разработан СКБ-2 ЛКЗ, испытания проходил в 1975–1976 гг.

Т-80 («объект 219 сп 2»), 1976 г. — базовый танк, серийная модель; выпуск ЛКЗ до 1978 г. Башня от танка Т-64, двигатель ГТД-1000Т, пушка 2А46-1 с теплозащитным кожухом, электромеханический механизм заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, дополнительные блоки бронирования по бортам, новая марка бортовой стали БТК-1. Боевая масса — 42 т.

«Объект 478», 1976 г. — проект основного танка. Шасси Т-80 с дизельным двигателем 6ТД. Разработан КБ ХЗТМ.

«Объект 478М», 1976 г. — модернизация «объекта 478», дизельный двигатель 1244 мощностью 1500 л.с., комплекс активной защиты «Шатёр».

«Объект 644» — опытный танк, разработан КБ транспортного машиностроения в Омске; двигатель — дизельный В-46-6 мощностью 780 л.с.

Т-80Б («объект 219Р»), 1978 г. — базовый танк, серийная модель; разработан СКБ-2 ЛКЗ. Установлены: комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», СУО 1А33, система дымовых гранат 902А «Туча», пушка — 2А46-2. С 1980 г. — двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с., с 1982 г. — пушка 2А46М-1 «Рапира», с 1985 г. — навесная динамическая защита. Боевая масса — 42,5 т.

Т-80А («объект 219А»), 1982 г. — опытный образец, модернизация Т-80. Разрабатывался СКБ-2 ЛКЗ с середины 1970-х гг. параллельно с «объектом 478» КБ ХЗТМ. С 1984 г. — навесная динамическая защита. На базе Т-80А разработан танк Т-80У.

Т-80БК («объект 630») — командирский вариант Т-80Б; разработан КБТМ в Омске, выпускался Омским заводом транспортного машиностроения (ОЗТМ). Дополнительная KB-радиостанция, навигационное оборудование.

Т-80БВ («объект 219РВ»), 1985 г. — серийная модификация Т-80Б; разработан СКБ-2 ЛКЗ, серийное производство ЛКЗ. Комплекс навесной динамической защиты «Контакт-1». Боевая масса — 43,7 т.

Т-80БВК — командирский вариант танка Т-80БВ. Дополнительная радиостанция, навигационная аппаратура, навесная динамическая защита.

Т-80БМ1 — опытный образец модификации Т-80Б. Комплекс активной защиты «Арена-Э».

Танки Т-80У на показательных выступлениях под управлением шведских экипажей на полигоне г. Шёвде. Швеция, 1993 г.

profilib.org

Часть 3 ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-80. Основной боевой танк Т-80

Часть 3

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-80

Дальнейшее совершенствование танка Т-80 шло по пути улучшения его защищенности и повышения огневой мощи. Первым шагом в повышении точности стрельбы стала установка на башне датчика ветра, который из-за своей своеобразной формы получил неофициальное название «уши». Данные с него поступают в баллистический вычислитель, что позволяет вносить поправку на силу ветра в направлении, перпендикулярном направлению выстрела. В 1980 году появилась первая крупная модификация Т-80Б. Этот танк стал по существу родоначальником целой серии моделей с индексом «Б». Он отличался от базовой модели тем, что на нем была установлена система управляемого ракетного вооружения 9К112 «Кобра» с радиокомандной линией наведения. Стрельба реактивными снарядами в этом комплексе, как, впрочем, и в других, осуществляется через канал ствола. Аналогичная доработка была проведена и на Т-64, получившем обозначение Т-64Б. Впоследствии на эту модификацию Т-80 была установлена навесная динамическая защита, представляющая собой небольшие металлические коробки-контейнеры с взрывчатым веществом, которые крепились поверх основной брони корпуса и башни и предназначались для излома струи кумулятивного снаряда. Кроме того, на нем установили двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 810 кВт (1100 л. с). Повышение энергетических возможностей танка, а также имевшийся резерв ходовой части и подвески позволили улучшить защищенность танка, о чем и было сказано выше. Масса машины возросла до 44,5 т при сохранении динамических качеств на прежнем уровне. Танк был принят на вооружение в 1965 году под обозначением Т-80БВ.

При модернизации огневую мощь существенно усилили за счет установки комплекса управляемого вооружении с пуском противотанковых ракет через ствол пушки и управлением их по радиолучу. Оптический прицел-дальномер наводчика ТПД-3–49 заменили более совершенным 1Г42 с независимой стабилизацией поля зрения, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. В связи с некоторым увеличением массы башни установили более мощный стабилизатор вооружения 2Э42. В качестве средства внешней связи вместо устаревшей Р-123М установили новую радиостанцию Р-173, изготовленную на современной элементной базе и обладающую более высоким быстродействием при настройке и переходе на одну из 10 заранее подготовленных частот. ТПУ Р-124 заменили Р-174. Кроме того, танк оснастили аппаратурой, позволяющей поддерживать связь с авиацией и автоматическим ответчиком «свой-чужой». Средства маскировки дополнили дымовыми гранатометами системы 902 «Туча», 8 пусковых установок которой расположили по бортам башни.

Перечисленные технические мероприятий значительно улучшили боевые качества этого танка. Один только комплекс управляемого оружия позволил увеличить дальность поражения бронированных целей до 5000 м, что совершенно недоступно дня обычных артиллерийских систем.

В том же 1985 г. на вооружение была принята еще одна модификация танка Т-80 — Т-80У, который как и Т-80Б, стал родоначальником целого семейства. За счет установки в него газотурбинного двигателя ГТД-1250 мощностью 920 кВт (1250 л.с.) удалось еще более усилить защищенность танка. На нем применили, так называемую, встроенную динамическую защиту. От навесной она отличается тем, что взрывчатое вещество не размещено в тонкостенных коробках, а включено в конструкцию дополнительного бронирования. Это позволило повысить защищенность самого ВВ от попадания в него пуль и осколков, предотвратив тем самым непреднамеренное его возгорание, которое отмечалось при навесном варианте размещения защиты (хотя встречаются и варианты Т-80У с навесной динамической защитой). Масса его возросла до 46 т, опять же при сохранении высоких динамических качеств. Внесли серьезные изменения и в комплекс вооружения. В частности, радиоуправляемую систему наведения 9К112 противотанковых ракет заменили лазерной помехозащищенной 9К119 «Рефлекс». Установили более совершенный прицел наводчика 1Г46.

Кроме того, на эту машину установили автономный энергоагрегат ГТА-18, представляющий собой генератор постоянного тока (напряжение +26 В, мощность 18 кВт), приводимый от одновальной газовой турбины. Он полностью обеспечивает питание потребителей тока на стоянке, а также дает возможность вести наблюдение за противником и осуществлять поиск целей, не обнаруживая себя (без запуска основного двигателя).

Установка датчика ветра на башне танка

Установка антенны радиокомандной линии наведения комплекса «Кобра» на Т-80Б

Навеска блоков динамической защиты на переднем листе корпуса (на одной из модификаций)

Навеска блоков динамической защиты на верхней поверхности башни

Навеска блоков динамической защиты на боковых экранах

Навеска блоков динамической защиты перед маской пушки (на одной из модификаций)

Оборудование места командира, вид через люк

Оборудование места наводчика, вид через люк (на одной из модификаций)

Рабочее место наводчика (на одной из модификаций)

Автомат заряжания пушки на Т-80

Моноблок прицела наводчика

Установка прицелов наводчика на верхней поверхности башни Т-80У

Эта машина была представлена на международной выставке оружия в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби (февраль 1993 года) и получила там очень высокую оценку зарубежных специалистов, ее признали лучшей среди всех представленных боевых машин этого класса.

Блок управления реактивным снарядом

Совместное расположение прицела наводчика и казенной части орудия

Установка системы 902 на правом борту башни Т-80 и Т-80Б

Установка системы 902 на левом борту башни Т-80 и Т-80Б

Установка системы 902 на башне Т-80У (вариант), передний кронштейн

Установка системы 902 на Т-80У

Встроенная динамическая защита переднего листа корпуса Т-80У

Встроенная динамическая защита верха башни Т-80У

Установка ГТА-18 на Т-80У

Установка ГТА-18 на Т-80У

Передний и задний ЗиП на правой надгусеничной полке

Ящик ЗиП на левой надгусеничной полке

Установка прожектора Л-2 на Т-80

Внешнее светотехническое оборудование (на одной из модификаций)

Особое место в семействе танков Т-80У занимает машина Т-80УД, разработанная и построенная на харьковском Машиностроительном заводе имени В. А. Малышева в КБ имени А. А. Морозова и принятой на вооружение Советской Армии в 1986 году. Обозначение «Д» говорит о том, что на этом образце установлен дизельный двигатель. Этот двухтактный двигатель, являющийся дальнейшим развитием уже известного 5ТД и получивший обозначение 6ТДА, разработан в ХКБД под руководством Н. К. Рязанцева. При том же принципе работы (горизонтальное оппозитное расположение цилиндров со встречным движением поршней) он имеет шесть цилиндров и развивает мощность 736 кВт (1000 л. с). Машины этой модификации были продемонстрированы на парадах войск в праздники Победы и Октября в 1990 году, а кроме того, они были выведены на улицы Москвы в августе 1991 года.

В первой половине 80-х годов на серийных образцах стали устанавливать модернизированную пушку Д-81 (2А46М). Конструкция этой пушки была доработана, в том числе, из условий обеспечения быстрой замены ствола без снятия самого орудия с танка. Ее отличительной особенностью является наличие на стволе места «под ключ». Эти же пушки стали устанавливать и на ранее выпущенные машины при войсковом ремонте, в частности такая пушка и на Т-80Б, находящемся сейчас в ЦМВС в Москве.

Кронштейны навески дополнительных топливных баков

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Основной боевой танк Т-80 (СССР)


Основной боевой танк Т-80 — первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой. Разрабатывался в СКБ-2 ЛКЗ с 1968 года на базе основного танка Т-64А. В работе над новым танком участвовало Ленинградское НПО им. В.Я.Климова, занимавшееся разработкой двигателя. Танк принят на вооружение 6 августа 1976 года. Серийное производство осуществлялось на ЛКЗ (1976-1990 гг.), ХЗТМ (1985-1991 гг.) и ОЗТМ (с 1985 г.). Производство танков Т-80 завершено. Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряженный тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в поясах с жарким климатом, поэтому в южные военные округа они не поступали.

По расположению механизмов и оборудования внутри танк Т-80 разделен на три отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В нем размешено сиденье механика-водителя, перед которым на днише корпуса установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива и педаль регулируемого соплового аппарата. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.

Боевое отделение расположено в средней части танка и образовано сочетанием корпуса с башней. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка. В корпусе размешена кабина, состыкованная с башней. В кабине расположен механизм заряжания (МЗ), обеспечивающий размещение, транспортировку, подачу и досылание выстрелов, а также улавливание и размещение экстрактированных поддонов. Справа от пушки находится место командира танка, слева — наводчика. Для командира и наводчика имеются сиденья и подножки, а также съемные ограждения, обеспечивающие их безопасность при работе стабилизатора, МЗ и при стрельбе из пушки. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемет ПКТ, радиостанция Р-123М (на танках поздних выпусков — Р-173) и пульт управления МЗ. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком.

За стенками кабины размещен кольцевой конвейер механизма заряжания. Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая КП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.

Газотурбинный двигатель ГГД-1000Т мощностью 1000 л,с. выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.

Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съемными металлическими сетками.

В башне размещено основное вооружение танка — гладкоствольная 125-мм пушка 2А46-1, снабженная двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания примерно такой же конструкции, как на танке Т-64. Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спереди закрыта бронировкой, прикрепленной к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Стрельба ведется осколочно-фугасным, бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом с начальной скоростью 1715 м/с по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность — 6-8 выстр./мин., при заряжании вручную она снижается до 1-2 выстр./мин.

Для ведения огня из пушки используется оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49. Прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости и позволяет с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000-4000 м. Данные по дальности до цели автоматически вводится в прицел. Автоматически вводятся также поправки на скорость движения танка и данные о типе выбранного боеприпаса. Для стрельбы ночью пользуется прицел ТПН-1-49-23.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта ПКТ и 12,7-мм пулемета НСВТ в открытой зенитно-пулемётной установке. ЗПУ предназначена для стрельбы по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м. Установка обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемёта в вертикальной плоскости от -5″ до +75″. Размещена установка на командирской башенке. Для стрельбы из пулемёта применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные Б-32 и бронебойно-зажигательно-трассируюшие БЗТ-44.

Гусеничный движитель состоит из гусениц с обрезиненной беговой дорожкой и РМШ, опорных катков с резиновыми шинами и поддерживающих катков с наружной амортизацией, цельнометаллических направляющих колес и ведущих колес, механизмов натяжения червячного типа. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 6 узлах подвески.

Модификации
Т-80 (объект 219сп2) — базовый вариант. Боевая масса 42 т. Экипаж 3 человека. Серийное производство на ЛКЗс 1976 по 1978 г.

Т-80Б (объект 219Р, 1978 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 {лазерный прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистическии вычислитель 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков), пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. с 1980 г. — двигатель ГГД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б, с 1982 г. — пушка 2А46М-1 «Рапира-3».

Т-80БВ (1985 г.) — Т-80Б с установленным на башне и корпусе комплектом навесной динамической зашиты.

Т-80У (объект 219АС, 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ТПН-4С, комбинированный активно-пассивный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46-М1, боекомплект 45 выстрелов (из них 28 в механизме заряжания), усовершенствованная многослойная комбинированная броня с встроенной динамической зашитой, система запуска дымовых гранат 902Б, система ППО 3ЭЦ13 «Иней», встроенное оборудование самоокапывания, навесной колейный трал КМТ-6. С 1990 г. — двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К119М. Боевая масса 46 т.

Т-80УД (объект 478Б «Береза», 1987 г.) — 6-цилиндровый двухтактный турбопоршневой дизель 6ТД мощностью 1000 лс, зенитно-пулемётная установка с дистанционным управлением. С 1988 г. — встроенная динамическая зашита.

Т-80УМ (1992 г.) — тепловизионный прибор наблюдения и прицеливания «Агава-2». радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У.

Т-80УК — командирский вариант Т-80УМ. Система дистанционното подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, комплекс оптико-злектронното подавления «Штора-2», радиостанции Р-163-У и Р-163-К, навигационная система ТНА-4 и генератор автономного питания АБ-1-П28.

Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 4839 танков Т-80 всех модификаций. После распада СССР практически все они оказались на территории России и Украины, при этом производство Т-80УД, осуществлявшееся в Харькове, также оказалось за рубежом. Их производство продолжалось на Украине под обозначением, в основном на экспорт. В 1996 году был заключен контракт на поставку 320 таких машин Пакистану. При этом 175 танков были изготовлены вновь, а 145 отправлены из наличия вооруженных сил Украины.

Рособоронэкспорт также активно предлагал на экспорт танки Т-80У. На вооружении армии Кипра состоит 41 боевая машина этого типа (стоимость контракта 175 млн. долларов). Армии Южной Кореи поставлено 80 танков Т-80У в счет погашения российского долга этой стране. В обоих случаях поставки производились из наличия Вооруженных Сил РФ.

В составе Советской Армии Т-80 в боевых действиях участия не принимали. Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995-1996 годах. В ходе второй чеченской кампании танки Т-80 участия в боевых действиях не принимали.

По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-80 различных модификаций состоят на вооружении в Белоруссии (92), Кипре (41). Пакистане (320), России (4500, статус не ясен), Украине (271) и Южной Корее (80).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-80Б
БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 9651, ширина — 3582. высота (по крыше башни) — 2219, клиренс (по основному днишу) — 451.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46М-1 калибра 125 мм. 1 пулемет ПКТ калибра 7.62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12.7 мм, 8 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 38 выстрелов, 300 патронов калибра 12,7 мм, 1250 патронов калибра 7,62 мм.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: гидроэлектромеханический, с постоянным углом заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический 2Э26М.
КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ: 9К112-1 Кобра, с ТУР 9М112 с управлением по радио и обратной оптической связью. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прииел-дальномер 1Г42, перископический ночной прицел ТПН-3-49.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: ГТД-1000ТФ, выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и свободной силовой турбиной; мошность 1100 л.с. (809 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: механическая, планетарная; состоит из двух агрегатов, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять одинарных обрезиненных поддерживаюших катков, ведушее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная. гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице 80 траков.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 32; ширина рва, м — 2.85; высота стенки, м — 1, глубина брода, м — 1,2 (с ОПВТ — 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М. переговорное устройство Р-124.

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *