Су 24 максимальная скорость – Фронтовой бомбардировщик Су-24 | Вооружение России и других стран Мира

описание, технические характеристики и история

Самолет «Су-24М2» — новая модернизированная версия, прототипом которой послужил «Су-24» — фронтовой бомбардировщик. В нем всего 2 члена экипажа, большие отсеки во фюзеляже для вооружения и объемные топливные баки. Также здесь скрывается встроенная система дозаправки и перекачки, то есть такой самолет может как получать, так и передавать дополнительное топливо в воздухе.

Фронтовой бомбардировщик — это возможность наносить бомбовые удары на и за линией фронта, в тылу врага. «Су-24М2» — сравнительно новая модель. Российские ВВС получили первый модернизированный самолет в 2007 году. На сегодняшний день парк машин составляет более 200 единиц, среди которых как прототипы, так и усовершенствованные версии.

История

Говоря о «Су-24М2», нельзя не упомянуть о «Су-24», на основе которого он собран. «Т-6» («Су-24») в феврале 1976 года запустили в серийное производство. Самолет выпускался на авиационном заводе в Новосибирске до 1993 года. В этом году завершился выпуск всех модификаций, основной чертой которых является крыло изменяемой стреловидности, позволяющее совершать полеты как на дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростях. Примечательно, что тяжелый ракетоносец «Ту-16» тоже изначально проектировался в «КБ Сухого» на основе модели «Т-4».

При этом крылья (по передним консолям) могут принимать 4 положения: взлетно-посадочное — 16 градусов; дозвуковые полеты выполняются при 36 градусах; сверхзвуковое — 69 градусов. Также есть положение 45 градусов, предназначенное для лучшего маневрирования в бою.

Конструкция

Как и у прототипа, в «Су-24М2» кабина рассчитана на двух человек. Слева находится КВС, справа садится штурман, управление сдвоенное. В фонаре машины ничего примечательного нет, он, как и у других самолетов похожего типа, плавно переходит в обтекающие элементы фюзеляжа, прикрывающие всю проводку управления.

Два двигателя расположены по бокам корпуса, прижаты к нему, освобождают тем самым крылья от дополнительного веса. Компоновка шасси рассчитана на три точки опоры, в полете их можно убрать. Передняя стойка складывается назад по ходу, задние наоборот. Две боковые опоры находятся почти под фюзеляжем, так как, кроме всех систем управления, там находятся основные топливные баки, блоки радиоэлектроники и другое оборудование. Крылья, кроме основного назначения, используются для крепления пилонов, держащих вооружение. Здесь же расположены тормозные щитки, также являющиеся передними створками ниш, в которых скрываются боковые шасси в полете. При посадке они отклоняются до 62 градусов перпендикулярно направлению полета. Двигатели имеют тягу 7800 кг, на форсаже выдают до 11500 каждый.

Отличительной особенностью «Су-24М2» можно назвать наличие больших монолитных фрезерованных панелей. Их использование значительно удешевило производство. В то же время это уменьшает число соединительных швов в герметичных частях кабины и топливных баков, что, в свою очередь, улучшает безопасность полета. Большая часть конструкции основана на сплавах титана, магния, алюминия. Детали двигателей, работающие при высоких температурах, выполнены из нержавеющей стали.

Другие модификации

Следует отметить, что «М2» — отнюдь не единственная модификация прототипа. Так появился «Су-24МР» — самолет, имевший на борту комплекс разведывательного оборудования. Например, возможности телевизионной и ИК-разведки, панорамный и перспективный аэрофотоаппараты (оба находятся в носовой части под кабиной). Оборудование для лазерного поиска крепится под фюзеляжем судна, на пилон под правым крылом устанавливается система радиационной, а под левым — радиотехнической разведки. Все собранные данные могут оперативно поступать на землю по широко- или узкополосным каналам связи. Систем вооружения нет.

Другая версия «Су-24МП» — самолет для создания помех в радиодиапазонах. Система дозаправки позволяет долгое время находиться в воздухе.

Модель «МК» («Су-24МК») стала поставляться в страны дружественные Советскому Союзу. «К» в названии означало коммерческий. Отличий от собственных машин ВВС не имеет, за исключением систем государственного опознавания.

Также нужно отметить модель «Су-24М». Несмотря на схожее название с другими версиями, эта планировалась как отдельная. Здесь усовершенствовали систему навигации, установили всеракурсный теплопеленгатор. Также изменилось положение антенн станции предупреждения: они ушли в наплывы, плавно переходящие в центроплан.

Характеристики оперения

Среди модификаций можно назвать и «Су-24М2». Характеристики ее рассмотрим подробно, так как практически все другие описанные модели имеют те же возможности. И «М2» также вполне можно назвать прототипом любой из них.

Из-за больших мощностей, развиваемых двигателями военного самолета, «Су» получил пару воздухозаборников, расположенных перед моторами, которые за время жизни получили несколько изменений. В итоге пришли к самому простому решению — регулировка потока воздуха включается только в моменты взлета и посадки. Управление производится движениями закрылков.

Крыло имеет три секции закрылков, четыре секции предкрылков. Площадь закрылков примерно 10 кв. метров, в поздних версиях самолета закрылки два и три совместили, в результате чего эти версии имеют 2 секции. Угол их выдвижения достигает 35 градусов. Предкрылки имеют площадь 3 кв. метра и угол выдвижения 27 градусов. В поздних версиях они уменьшились на одну секцию. Так как самолет имеет изменяемую геометрию крыла, пилоны оснащены системой синхронизации положения относительно продольной оси машины.

Вертикальное оперение площадью 9 метров, угол стреловидности киля — 55 градусов. В верхней части хвоста (под колпачком) находится антенна радиосвязи. В процессе жизни бомбардировщика под руль из фюзеляжа переехали тормозные парашюты.

Летные показатели

Максимальная скорость самолета при полете на высоте составит 17000 км/час, при полетах на уровне моря может достигнуть 14000 км/час. Радиус действия 390 км, потолок — 11000 км. Дальность перелета без дозаправки — 4000 км. Высота самолета составляет 7 метров, длина — 25 метров, размах крыла — 17 метров при максимальном угле.

Вооружение

В основе вооружения «Су-24М2» лежит прицельно-навигационная система «Пума». Радиолокатор, на основе которого она работает, может выделять даже малозаметные объекты на воде или суше. По ее показаниям можно поражать цели всеми свободно падающими бомбами, находящимися на борту. Кроме того, имеется пассивная радиолокационная система третьего поколения «Филин-Н», перекрывающая 6 диапазонов работы вражеских станций обнаружения. Теоретически по ее данным можно было поражать такие объекты, но впоследствии от этого отказались.

Модернизация

Современная стоимость военной авиации значительно выросла, в результате чего приходится пересматривать возможности улучшения старых моделей. «Су-24М2-Гефест», прошедший модернизацию на одноименном заводе, оказался очень удачным. И большинство военных пилотов сходятся во мнении, что в хороший бой они пойдут только на самолетах, побывавших на этом предприятии.

Возможности бомбометания обычными бомбами самолета, побывавшего на «Гефесте», стали сопоставимы с результатами использования новейших КАБов (авиационных бомб).

Заключение

Если бы самый первый фронтовой бомбардировщик «СУ-24» дожил до наших дней, ему бы исполнилось 40 лет. Но развитие электроники, новых систем слежения, предупреждения, навигации не оставило бы ему больших шансов на борьбу в современном мире. И он тихо ушел бы на свалку истории. Но его модернизация «Су-24М2» предоставила возможность ВВС России использовать его и в наши дни. И хоть сейчас есть и новые разработки, этот самолет по-прежнему поднимается в воздух по первому требованию.

fb.ru

Су-24 — Тактико-технические характеристики

01 июля 2011

Оглавление:
1. Су-24
2. Модификации
3. Места базирования российских Су-24
4. Аварии и катастрофы
5. Тактико-технические характеристики

Су-24 в трёх проекциях.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:

Источник данных: POLYGON «Су-24»

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 24,594 м
  • Размах крыла:  
    • при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
    • при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
  • Высота: 6,193 м
  • Площадь крыла:  
    • при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
    • при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:
    • при угле стреловидности χ=16°: 5,64
    • при угле стреловидности χ=69°: 2,107
  • Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
  • Поперечное V крыла: −4,5°
  • База шасси: 8,51 м
  • Колея шасси: 3,31 м
  • Масса пустого: 22 300 кг
  • Масса снаряжённого: 23 700 кг
  • Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
  • Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
  • Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
  • Объём топливных баков: 11 860 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
    • Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс
    • Форсажная тяга: 2 × 11 200 кгс


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • на большой высоте: 1700 км/ч
    • на высоте 200 м: 1400 км/ч
  • Скорость отрыва: 300—310 км/ч
  • Посадочная скорость: 280—290 км/ч
  • Боевой радиус: 560 км
  • Перегоночная дальность: 2850 км
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Нагрузка на крыло: 607 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,67 / 0,56
  • Длина разбега: 1150 — 1250 м
  • Длина пробега: 950 — 1000 м 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
  • Точки подвески: 8
  • Боевая нагрузка: 8000 кг
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60
    • ракеты «воздух-поверхность»:
      • 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23
      • 3 × Х-29Л/Т или Х-59
      • 6 × С-25Л
      • 2 × Х-58
  • Неуправляемые ракеты:  
    • 192 × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
    • 120 × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
    • 30 × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
    • 4 × 240 мм С-24 или
    • 6 × 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 3 × 1 500 кг или
    • 7 × 500 кг или
    • 10 × 500 кг или
    • 30 или 16 × 250 кг или
    • 38 × 100 кг или
    • 7 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
  • Подвесной контейнер «Фантасмагория»

Просмотров: 7310

www.vonovke.ru

Су-24M

Су-24M
Фронтовой бомбардировщик


Су-24

Тактико-технические характеристики:


Экипаж, чел.                                2
Скорость, км/ч
   максимальная на высоте около 10 км       1550
   максимальная на высоте до 3 км           1340
Практический потолок, м                     11000
Дальность
   перегоночная                             2750
   действия                                 420-600
Масса, кг
   максимальная взлетная                    39700
   нормальная взлетная                      32260
   пустого самолета                         22320
Максимальная боевая нагрузка, кг            7500
Длина разбега
   (при нормальной взлетной массе), м       850-900
Длина пробега
   (при нормальной посадочной массе),м      950
Габариты самолета, м
   размах крыльев                           10,36/17,63
   длина                                    22,67
   высота                                   5,92
Двигатели:
   ТРД АЛ-21Ф3-3А, кгс                      2 по 7800/11200
       Предназначен для прицельного поражения наземных и надводных целей в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе с малых высот, при ручном и автоматическом управлении самолетом.
       Су-24М является модификацией самолета Су-24. Работа над новой модификацией началась в 1975 г. На самолете была изменена аэродинамическая компоновка, установлено новое оборудование и вооружение, в частности система дозаправки топливом в полете. Первый полет на Су-24М был выполнен в 1978 г. Серийный выпуск этой машины продолжался до 1992 г.
       Высокоплан нормальной аэродинамической схемы, с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности, дифференциальным стабилизатором и боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Кабина с двойным управлением, кресла летчика и штурмана-оператора расположены рядом. Катапультные кресла К-36ДМ обеспечивают принудительное и независимое катапультирование членов экипажа. Обеспечена возможность эксплуатации самолета с грунтовых ВПП.
       На самолете установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой 11 200 кгс на форсаже.
       Су-24М оборудован прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр», объединяющей 13 подсистем. В нее входят: импульсно-доплеровская поисковая РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная система «Кайра-24» с лазерным целеуказателем и телевизионным обзорным блоком, а также контейнерная система обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмагория».
       Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту и автоматического следования рельефу местности на высоте 200 м со скоростью 1320 км/ч, что значительно повысило выживаемость самолета в бою. В его состав входят: бортовая цифровая вычислительная машина ЦВУ-10-058К, инерциальная система МиС-П, автоматическая система управления полетом САУ-6М1 1111В. Имеется система управления вооружением СУО-1-6М.
       Бортовой комплекс обороны «Карпаты», обеспечивающий защиту самолета от средств ПВО, включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатор ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станцию активных помех СПС-161, устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 и блок управления.
       Су-24М оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником и может оснащаться подвесным агрегатом УПАЗ-А, позволяющим передавать в полете (в том числе ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива.
       В состав управляемого вооружения Су-24М, которое он может нести на восьми точках наружной подвески, входит широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29Л(Т), Х-58 и Х-59. Нормальная нагрузка состоит из четырех УР Х-25 на подкрыльных пилонах или трех ракет Х-29 на двух внутренних подкрыльных и одном подфюзеляжном пилонах. На внешних подкрыльных пилонах подвешиваются УР класса «воздух-воздух» Р-6О (для самообороны).
       Возможна также подвеска свободнопадающих бомб массой от 100 до 1000 кг, двух корректируемых бомб КАБ-1500Л или четырех КАБ-500, блоков НУР калибра от 57 до 370 мм, контейнеров малогабаритных грузов, до трех подвижных установок СППУ-б с шестиствольными пушками ГШ-6-23М (400 патронов, угол отклонения по возвышению до 45°, по азимуту до 120°). Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-28М (калибр 23 мм, 9000-10 000 выст/мин, боекомплект 505 патронов).
       Су-24М превосходит по боевой эффективности Су-24 на 40%. Самолет находится на вооружении ВВС и ВМС стран СНГ, ВВС Алжира, Ирака, Ливии, Сирии и Ирана.

acraft.narod.ru

Су-24: фото Су-24; самолёт Су-24: характеристики, фотографии, описание.

Су-24 — всепогодный фронтовой бомбардировщик, разработанный СССР во второй половине 20 века. Производился и в РФ в модернизированном варианте.

На фото Су-24 ВВС России в полёте.

Су-24 — это самолёт с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в широком диапазоне метеоусловий, в любое время суток, в том числе на малых высотах с прицельным поражением целей, как наземных, так и надводных.

До принятия на вооружение Су-24, его функции в армии СССР выполняла другая машина – Су-7Б, принятая на вооружение в 1961 году. Недостатком этого самолёта было то, что он выполнял боевые задачи только днём и только в хорошую погоду.

Верхушка партийного руководства СССР в то время не приветствовала создания новых боевых самолётов, так как Хрущёв основную ставку сделал на развитие ракет. Так что начать работы над новым самолётом конструкторы «Сухого» долгое время не могли, так как не было политической воли. Политическая верхушка СССР давала добро только на разработку модификаций уже существующих машин. Сначала попробовали создать всепогодную модификацию Су-7, но эти работы зашли в тупик. В 1963 году на вооружение поступил перехватчик Су-15 и начались попытки создать на его основе всепогодный штурмовик, но и эти работы не увенчались успехом. Требовалась совершенно новая машина.

Проектирование Су-24 делалось с большой оглядкой на американский аналог – тактический бомбардировщик F-111. Первые экземпляры F-111 уже поступили на вооружение в 1967 году. В условиях холодной войны СССР не мог себе позволить отставание от США, но несмотря на все усилия советских конструкторов американцы были впереди.

Первый полёт бомбардировщик Су-24 совершил только 17 января 1970 года. Государственные испытания закончились в июле 1974 года. Это был самый трудный самолёт за всю историю КБ «Сухого» – во время первичных лётных испытаний было потеряно десять машин. Но пройдя все трудности, разработка самолёта была завершена, и 4 февраля 1975 года Су-24 был принят на вооружение армии СССР. При этом серийное производство было начато ещё до принятия самолёта на вооружение – в 1972 году на заводе в Новосибирске стали собирать первые самолёты. А в 1973 году первые серийные Су-24 поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава.

На фото Су-24 выпустил тормозные парашюты.

Самолёт Су-24 представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений:

  • 16° — на взлёте и при посадке,
  • 35° — в крейсерском дозвуковом полёте,
  • 45° — при боевом маневрировании,
  • 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

В Су-24 управление осуществляется двумя людьми: лётчиком и штурманом. В кабине их места расположены рядом, как говорят «плечом к плечу».

Максимальная взлётная масса самолёта Су-24 равна 39,7 тоннам, максимальная скорость полёта равна 1700 км/ч, лётный потолок — 11 500 метов.

Су-24 считается достаточно сложным в пилотировании самолётом и имеет высокий показатель аварийности.

Фактом является то, что при проведении лётных испытаний было потеряно 14 машин, речь о модификациях Су-24 и Су-24М. После принятия бомбардировщика на вооружение с этой машиной регулярно происходит 5—6 аварий и катастроф в год.

В 2001 году совершил свой первый полёт модернизированный вариант бомбардировщика — Су-24М2.

В 2007 году первые два модернизированных Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. В декабре 2009 года завершена поставка первой партии Су-24М2 для ВВС России.

Участие в конфликтах

Фронтовой бомбардировщик Су-24 ограничено принимал участие в войне в Афганистане. Во время этой войны он базировался на территории СССР и оттуда совершал боевые вылеты. Использовались эти машины только во время Панджшерской операции 1984 года, а также для прикрытия с неба вывода советских войск в 1988—1989 годах.

Су-24 состояли на вооружении армии Саддама Хусейна. Во время войны в Персидском заливе их не использовали, часть самолётов была перегнана в Иран, который присвоил их после окончания войны.

С 2014 года украинская армия использует Су-24 в операциях на востоке страны. По данным украинской стороны на 4 октября 2014 года один Су-24 потерян в результате отказа техники и два Су-24 было потеряно в результате огня с земли.

С 30 сентября 2015 года Россия использует 12 бомбардировщиков Су-24М в Сирии для нанесения ударов по объектам террористической организации «Исламское государство». 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы турецкий истребитель F-16 сбил Су-24.

komotoz.ru

Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото

 Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото с крылом изменяемой стреловидности, по классификации НАТО«Fencer» («Фехтовальщик»). Создан для прорыва ПВО противника на предельно низкой высоте с использованием рельефа местности, стал ответом на появление в ВВС США многоцелевого тактического истребителя F-111.

Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото

F-111 первый публичный показ опытного образца двухместного многоцелевого бомбардировщика декабрь 1964 г, его характеристики были взяты за основу

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 августа 1965 г, начало отсчета создания самолета-штурмовика Т-58М на базе Су-15, впоследствии разработке присвоили шифр Т-6. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов управляемым оружием, боеприпасами объемного взрыва, а также и ядерными боеприпасами (ядерный фехтовальщик).

Серийный бомбардировщик Су-24 в стандартной серой окраске советских ВВС с «противоатомным» белым покрытием передних кромок и нижних поверхностей

 

Результаты проработок, проведенных в ОКБ-51, показывают, что самолет с крылом изменяемой стреловидности по сравнению с самолетом того же назначения, с той же силовой установкой, но с крылом постоянной стреловидности х=60° будет иметь следующие преимущества.

  • — длина разбега уменьшается на 45%;
  • — длина пробега уменьшается на 40%;
  • — дальность полета на высоте 10—12 км на Ж 1,0 — увеличивается на 38%.
  • — скорость отрыва уменьшается на 26%;
  • — посадочная скорость уменьшается на 26%;
  • — прирост перегрузок у земли на скорости ‘ООО км/ч при вертикальном порыве 10 м/сек — уменьшается на 30%;

фронтовой бомбардировщик-разведчик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла

Таким образом результаты доказывают, что создание многоцелевого самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности обеспечит получение оптимальных технических характеристик на всех режимах полета».

Демонстрация смешанного варианта вооружения Су-24М, состоящего из обычных и корректируемых авиабомб, ракет Х-31П и блоков НАР Б-13Л

Вид сверху бомбардировщика Су-24М, перед лобовым стеклом штанга дозаправки в воздухе, 250-кг на подкрыльевом пилоне бомба 0ФАБ-250ШЛ

Чем же он так хорош — рекордная боевая нагрузка, высокая дальность с возможностью дозаправки в воздухе, позволяют уничтожать цели в любой точке старушки Европы. За свое прямоугольное сечение фюзеляжа первых серий Су-24 получил фронтовое прозвище «сундук».

Бомбардировщик Су-24 с двумя подвесными топливными баками

Первый серийный Су-24 был облетан в декабре 71 года. Запуск Су-24 в крупносерийное производ­ство состоялся в 1972 г, еще до завершения офи­циальных испытаний. Машины строили в кооперации два завода — Новосибирский и Комсомольск-на-Амуре. С 1973 года сушки поступают в строевые части. Летчики (ЦБП, г. Липецк) Центра боевого применения и переучивания летного состава получили их первыми.

Су-24 ведет огонь по наземной цели неуправляемыми ракетами С-8. Блоки НАР можно было вешать только на крыльевые узлы подвески по соображениям предупреждения помпажа двигателей самолета при пуске ракет

В условиях насыщенности современной ПВО разнообразными радиотехническими средствами, необходима возможность радиоэлектронного противодействия технике противника. Для эффективных действий ударной авиации, и вопроса ее выживания. Способность ведения радиоэлектронной борьбы в самом широком смысле, подавляя вражеские РЛС, средства связи и системы управления зенитными средствами и истребителями, становилась ключевым условием выполнения боевой задачи.

Су-24 антенны и блоки РПО «Орион-А» (сверху) и РПС «Рельеф» в носовой части Внизу слева видна рупорная антенна линии радиокомандного наведения ракет «Дельта-НМГ6»

Су-24 имеет в составе оборудования помеховую аппаратуру, позволявшую осуществлять индивидуальную защиту самолетов. Помимо бортовых систем РЭБ ударных самолетов, для более надежной защиты используются специализированные самолеты—постановщики помех. Самолеты-постановщики, располагающие набором средств РЭБ, являлись много более эффективными при обеспечении прикрытия ударных групп: разнообразная аппаратура позволяла перекрыть рабочие диапазоны радиотехнических средств ПВО, а мощность помеховых станций позволяла надежно «глушить» их работу. Что и было продемонстрировано на новейшем американском эсминце Donald Cook дональд кук.

Носовая часть самолета Су-24. Под фюзеляжем видны обтекатели пушечной установки (слева) и киноконтрольного прибора АКС-5-75 (справа)

Cy-24M выруливает на старт, крыло установлено в положение минимальной стреловидности

Не знаю с какой аппаратурой на борту, хулиганил наш летчик деморализовав американских моряков, но перечислим системы РЭБ использовавшиеся на самолете от более старых к новым; комплекс помеховой аппарату­ры для индивидуальной и групповой защиты, включая станции «Герань», «Ландыш», «Мимоза» и «Фасоль». Скорее всего самолет был оснащён новейшим комплексом РЭБ «Хибины». Основная задача комплекса — защита самолётов фронтовой авиации от современных управляемых ракет. Защита заключается не в банальном уклонении от выпущенных ракет: «Хибины» позволяют сделать так, чтобы противник вообще не мог их выпустить (!). Но и это скорее всего не так, наверняка было что то другое, а что это ВОПРОС. Более подробно про инцидент смотрим тут =>> Су 24 и эсминец дональд кук Donald Cook. Для понятия мощности установок, приведем для примера такой показатель как система жидкостного охлаждения «Ландыша» (использовался с 80-ых годов), теплоно­ситель — 160 литров этилового спирта (!), сравни с 10 литрами у своей легковушки. Но мощностные возможности эсминца и нашей сушки просто несопастовимы, наверняка было что то другое.

Залповый сброс 250-кг авиабомб ФАБ- 250М-54 с МБД бомбардировщика Су-24

Разведчик Су-24МР крыло установлено в положение 45, скорость 800 км-ч, высота 200 м

российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото Су-24М, с полностью открытым фонарем кабины

Розжиг форсажей двигателей разведчика Су-24МР 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова III степени разведывательного авиаполка

Активно был задействован в боевых действиях вАфганистане — 1984 год Панджшерская операция, и при выводе ограниченного контингента советских войск из Афгана. Что характерно Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото, аэродромы базирования территориально находились в СССР. Всепогодность и огневая мощь, отличная живучесть, только Су 24 из фронтовой авиации, способен применять полуторатонные фугасы особой мощности. Су-24 успели доказать свои неоспоримые преимущества: бомбардировщик по боевой нагрузке более чем вдвое превосходил все остальные самолеты фронтовой авиации, «без напряга» поднимая до 7000 кг бомб, имел завидную дальность полета до 2000 км и обладал совершенной прицельно-навигационной системой (ПНС), незаменимой при работе по дальним целям.

Су-24М с боевой нагрузкой из шести осколочно- фугасных бомб 0ФАБ-250ШЛ

Двадцать четвертые сушки отметились в двух Чеченских компаниях, в Ливии, Таджикистане, Сирии и в «принуждении Грузии к миру».

С использованием многозамковых балочных держателей самолет мог нести до 34 бомб 100-кг калибра или 18 бомб калибра 250 кг

Продолжительное время Су-24 строились исключи­тельно для отечественных ВВС и не предлагались на экспорт. Причинами тому были высокая потребность в бомбардировщиках собственной авиации в сочета­нии с секретностью изделия, оснащенного самым современным оборудованием и вооружением, доверять которые не слишком последовательным зарубежным партнерам представлялось неразумным. Само на­личие Су-24 на вооружении советских ВВС вплоть до начала 80-х годов являлось гостайной, из-за чего даже изображение самолета не появлялось в наших СМИ. Первые снимки мелькнули на страницах печати в 1981 году. Наиболее перспективными являлись заказчики из числа арабских государств-«нефтяников». Союзники по Варшавскому договору переживали те же эконо­мические затруднения, крайне прижимисто выделяя деньги на военные статьи бюджета и воздерживаясь от заказа новой и тем более столь дорогостоящей военной техники. Иное дело восточные страны, где избыток средств удачно сочетался с потребностью в самом современном оружии. Разрабатываемая на базе Су-24М машина полу­чила обозначение Су-24МК (от «коммерческий», т.е. предлагаемый на продажу).

Алжирский Су-24МК на аэродроме

в ходе испытаний изменилась эмблема ОКБ на борту самолета, вместо привычного «крылатого лучника» трансформировавшись в угловатою схему

 Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото. Более чем обоснованный интерес к модернизации Су-24 проявляло и военное руководство. Становилось все более очевидным, что надежды на скорое получение нового ударного самолета Су-34 откла­дываются и недавние планы «иметь к началу 2000-х годов два полка на новых бомбардировщиках», озву­ченные Главкомом ВВС, имеют мало шансов на реа­лизацию.

К 2020 ГОДУ ВСЕ 24 СУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПИСАНЫ

Фронтовой бомбардировщик су 24 именно на смену ему идет СУ 34 На смену бомбардировщикам Су-24 в ВВС РФ приходят самолеты Су-34, тем не менее, списывать двадцать четвертые со счетов еще рано. Карьера замечательного самолета далека от завершения

На 2014 год средний возраст фронтового бомбардировщик су 24 находящихся в ВВС около 30 лет

су 24 самолет с изменяемой стреловидностью крыла снят с производства 1993 г

Су 34 под фюзеляжем дополнительный топливный бак на три тонны

Озабоченные положением дел с оснащени­ем ВВС новой техникой, военные пришли к мнению о целесообразности доработки имеющихся Су-24. Свою роль сыграл опыт Чеченской кампании, в ходе которой выявилась слабая эффективность бомбар­дировщиков при нанесении ударов в сложных метео­условиях, обычных для тамошней обстановки, когда отсутствие визуальной видимости целей сводило результативность бомбометания до крайне низкой.

Су-24М с системой управления вооружением СУВ-24 разработки компании «Гефест и Т»

  1. Су-24. Первый серийный вариант фронтового бомбардировщика.
  2. Су-24М. Внешне от Су-24 отличается удлиненной носовой частью фюзеляжа с новым обтекателем РЛС, в вершине которого смонтирована длинная штанга ПВД. У Су-24М обновлен состав бортового оборудования, расширена номенклатура авиационных средств поражения. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, штанга топливоприемника смонтирована перед козырьком фонаря кабины. Первый полет выполнил 24 июня 1977 года.
  3. Су-24МК. Экспортный («К» — коммерческий) вариант бомбардировщика Су-24М. Су-24МК экспортировались в Сирию, Ливию, Иран и Алжир. В 1991 году все самолеты ВВС Ирака без потерь перелетели в Иран, Иран Ираку вернул не все бомбардировщики. Кроме того, несколько Су-24М были закуплены Ираном в России. Из состава вооружения исключили специальное бомбардировочное и всю арматуру управления ядерным оружием, а управляемым воору­жением самолет комплектовался в зависимости от договоренно­стей с конкретным инозаказчиком. В остальном самолет практически сохранял характеристики и боевые возможности отечественного об­разца.
  4. Су-24МР. Самолет для ведения комплексной тактической разведки; первая в СССР машина, способная вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
  5. Су-24МП. Постановщик помех, построено порядка двадцати самолетов, часть из которых после распада СССР осталась на Украине.
  6. Су-24М2. Вариант Су-24М2 разработан в ОКБ им. П.О. Сухого, на самолете обновлен состав БРЭО и приборного оборудования кабины, повышена боевая эффективность самолета. В 2005 году МО РФ заключило контракт на модернизацию 32 машин Су-24М в Су-24М2. Контракт выполнен, самолеты Су-24М2 состоят на вооружении ВВС РФ. Первой машиной, доработанной по образцу Су-24М2, стал самолет № 1041643. Видимыми отли­чительными приметами модернизированной маши­ны, помимо заметного БИ СОИ в кабине перед летчи­ком и ЖК-экрана у штурмана, стала антенна А-737 на гроте за кабиной. За ним последовали еще пять ма­шин, в начале 2004 года переданных Липецкому 4-му ЦБП. В конце 2005 года был заключен контракт на до­работку 30 самолетов по образцу Су-24М2. Поставка модернизированных Су-24М2 строевым частям ВВС началась осенью 2007 года, когда первые шесть са­молетов получил 302-й бомбардировочный полк в дальневосточной Переяславке.
  7. Су-24 СВП-24. Вариант Су-24 СВП-24 создан ЗАО «ГЕФЕСТ и Т», а не головным разработчиком, что для современной России уникально. На самолете полностью заменено вычислительное оборудование, выполнен ряд других доработок БРЭО. Значительно повышены точность самолетовождения и бомбометания, в частности точность нанесения ударов обычными бомбами сопоставима с точностью бомбометания боеприпасами с коррекцией по GPS. Доработку в Су-24 СВП-24 возможно проводить непосредственно в строевых частях. После успешного применения Су-24 СВП-24 в «пятидневной войне» 2008 года с Грузией ВВС РФ заказана модернизация в Су-24 СВП-24 ограниченного количества бомбардировщиков; самолеты состоят на вооружении строевых частей ВВС. Однако последующий ход дел привел к тому, что их числа не хватило даже на комплектование одной эскадрильи. В вариант Су-24 СВП (не в полном объеме) модернизированы Су-24МК ВВС Алжира.

варианты раскрасок и принадлежность к авиаполкам ВВС

варианты камуфляжа и модификации российского фронтового бомбардировщика разведчика Су-24

Кабина и носовая часть фюзеляжа бомбардировщика Су-24М на борту фюзеляжа изображена эмблема бомбардировочной эскадрильи

 

шаги направленные на модернизацию самолета

  • НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
    В полной мере реализовать заложенный в Су-24 потенциал так и не удалось, в большей степени по причине известных событий 1990-х годов. В конце 1980-х в ОКБ велись работы по Су-24БМ («Большая Модернизация») увеличенных размеров с новыми двигателями и бортовым оборудованием, внутренним отсеком вооружения. От Су-24БМ отказались в пользу создания фронтового бомбардировщика нового поколения Т-60, который так и не был построен.

Модель одного из вариантов Су-24БМ. В хвостовой части самолета видна дистанционно управляемая пушечная установка

  • В 1990-е годы велись работы по Су-24ММ («Малая Модернизация»), но работы также были свернуты. На Су-24ММ планировалась установка двухконтурных двигателей АЛ-31Ф от Су-27 и из-за большего, чем у АЛ-21Ф расхода топлива, предлагалось оборудовать за кабиной третий воздухозаборник двигателей. Проект не вышел из «бумажной» стадии.

toparmy.ru

Фронтовой бомбардировщик Су-24 | Вооружение России и других стран Мира


К концу 50-х годов основу советской фронтовой ударной авиации составляли устаревшие бомбардировщики Ил-28, постепенно заменяемые самолетами Як-28 и Су-7Б. Однако в начале 60-х годов существенно меняется доктрина применения фронтовой ударной авиации. Под изменившиеся требования американская фирма General Dynamics разрабатывает истребитель-бомбардировщик нового поколения – F-111. В Советском Союзе к проектированию ударных самолетов приступает конструкторское бюро П.0.Сухого. Работы в КБ разворачиваются одновременно по двум направлениям: модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б (работы велись под шифром С-22И, позднее – С-32 и завершились созданием истребителя-бомбардировщика Су-17) и создание принципиально нового фронтового бомбардировщика.

Проектирование нового бомбардировщика фирма Сухого начала в инициативном порядке. В процессе разработки дважды кардинально менялся облик самолета. По первоначальному проекту, получившему обозначение С-6, самолет имел неподвижное стреловидное крыло. Силовая установка – два ТРД Р-21Ф-300 с форсажной тягой по 7200 кгс. (Р-21Ф-300 разработан под руководством Н.Мецхваришвили и в 1962 г. проходил летные испытания на опытном истребителе Е-8 – модификации МиГ-21ПФ). Кроме того, для улучшения взлетных характеристик планировалось использовать пороховые стартовые ускорители. Экипаж самолета (летчик и штурман-оператор) располагался в кабине тандемом. Бомбардировщик был оснащен пятью точками подвески вооружения: одной подфюзеляжной и четырьмя крыльевыми. Для увеличения продолжительности полета могли использоваться три подвесных топливных бака. На самолете предполагалось установить специально для него разрабатываемую прицельно-навигационную систему «Пума». Расчетная максимальная скорость полёта С-6 у земли – 1400 км/ч, на большой высоте – до 2500 км/ч. Расчетная взлетная масса – 20000 кг, масса боевой нагрузки – 3000 кг.

Несмотря на то, что советское правительство в то время достаточно хорошо финансировало авиационные КБ, «выбить» деньги на проектирование самолета в инициативном порядке было не просто. Поэтому руководство ОКБ пошло на хитрость: некоторое время С-6 в исходящей документации имел шифр Т-58М. В тот период фирма работала над двухдвигательным перехватчиком Т-58 (прототип Су-15). Машина получалась удачной, и тема хорошо финансировалась правительством. Представив новый фронтовой бомбардировщик как глубокую модификацию перехватчика, ОКБ сумело получить необходимые средства для продолжения проектирования. Однако работы по теме С-6 впоследствии были прекращены – после успешных испытаний летающей лаборатории Т-58ВД было принято решение о разработке под индексом Т-6 ударного самолета укороченного взлета и посадки.

Проектирование Т-6 началось в 1965 г. Компоновка первого варианта бомбардировщика Т-6 во многом повторяла Т-58ВД – треугольное крыло малого удлинения, комбинированная силовая установка: два маршевых двигателя в хвостовой части фюзеляжа плюс подъемные двигатели в районе центра масс самолета.

Первую опытную машину, получившую обозначение Т-6-1, построили к лету 1967 года. В силовой установке самолета использовали два новых маршевых двигателя Р-27Ф2-300 (создан в ОКБ С.К.Туманского для МиГ-23 и устанавливался на его первых серийных образцах) с форсажной тягой по 7800 кг и четыре подъемных двигателя РД-36-35 тягой по 2350 кг. Подъемные двигатели устанавливались в фюзеляже с наклоном вперед, попарно по обе стороны силового шпангоута крепления основных опор шасси. В хвостовой части фюзеляжа между отсеками маршевых двигателей крепился контейнер тормозного парашюта, а по бокам сопел – тормозные щитки. Для Т-6 была спроектирована новая кабина экипажа, в которой летчик и штурман-оператор располагались рядом (по типу кабины F-111).

Самолет, скомпонованный по схеме высокоплана, имел треугольное крыло с изломом по передней кромке, как на перехватчиках Су-15 одиннадцатой и более поздних серий. Установленный по оси фюзеляжа стабилизатор выполнен цельноповоротным с независимым приводом каждой консоли. На Т-6-1 впервые применен киль нетрадиционной для ОКБ Сухого формы – с большим удлинением и сужением. Шасси выполнено по трехопорной схеме с носовой управляемой стойкой. Все стойки шасси монтировались на фюзеляже и имели спаренные колеса, что позволяло эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП. Бомбардировщик имел шесть узлов подвески вооружения: два подфюзеляжных и четыре крыльевых. Взлетный вес самолета – 26100 кг.

2 июля 1967 г. шеф-пилот ОКБ В.С.Ильюшин впервые поднял в воздух новый опытный бомбардировщик. Т-6-1 планировалось показать на авиационном празднике в Домодедово, но по причине недостаточной облетанности машины, вместо нее продемонстрировали летающую лабораторию Т-58ВД. В течение 1967-68 гг. летчик-испытатель Е.С.Соловьев, ранее много летавший на Т-58ВД, проводил всесторонние испытания нового самолёта.

В процессе испытаний Т-6-1 в 1968 г. двигатели Р-27Ф2-300 были заменены на более мощные, разработанные в ОКБ А.М.Люльки двигатели АЛ-21Ф с форсажной тягой по 11200 кг. Под эти двигатели доработали хвостовую часть фюзеляжа: изменили ее конструкцию и внешние обводы. С новой силовой установкой предполагалось значительно повысить летно-тактические характеристики бомбардировщика. Для улучшения путевой устойчивости законцовки крыла отогнули вниз и установили подфюзеляжные аэродинамические гребни. Тормозные щитки были демонтированы. По требованию разработчиков радиолокационной станции изменили форму носового радиопрозрачного обтекателя – он стал более коротким (при этом скоростные характеристики машины не ухудшились).

Однако, в связи с изменением требований ВВС к фронтовому бомбардировщику, работы по Т-6-1 вскоре были прекращены и ОКБ сконцентрировало усилия на разработке бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности. Стране требовался самолет, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Т-6-1 в дальнейшем использовали как летающую лабораторию для отработки систем и оборудования проектируемого бомбардировщика (до 1974 г. на нем было совершено более 320 полетов). В настоящее время самолет экспонируется в музее ВВС в Монино.

Разработка бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии велась в КБ с 1966 г. вначале под тем же шифром Т-6, а в дальнейшем – Т-6-2И (2-й экземпляр Т-6 с изменяемой стреловидностью крыла).

На первом этапе проектирования и эта машина рассматривалась с комбинированной силовой установкой. Вскоре, однако, от подъемных двигателей отказались. В освободившемся внутрифюзеляжном объеме вначале планировалось организовать отсек вооружения, но эта идея развития не получила, т.к. внутренняя подвеска существенно ограничивает ассортимент применяемого оружия. Окончательно было решено вооружение размещать только на внешних подвесках, а в фюзеляже установить дополнительные топливные баки.

Применение крыла изменяемой стреловидности обеспечило самолету хорошие характеристики в широком диапазоне высот и скоростей полета. В качестве базовых были определены углы стреловидности крыла в 16°, 35°, 45° и 69°, как оптимальные, соответственно, для взлета и посадки, крейсерского полета, режимов маневрирования и полетов на больших скоростях.

Первый полет Т-6-2И состоялся 17 января 1970 г., его поднял в воздух В.С.Ильюшин. Испытания этого самолета продолжались 6 лет, но решение о запуске нового бомбардировщика в серию под индексом Су-24 было принято на первом году испытаний, когда стали очевидными его преимущества перед Т-6-1. В конце 1970 г. взлетел третий опытный прототип Т-6-3И, а летом 1971 г. – Т-6-4И.

В декабре 1971 г. с аэродрома Новосибирского авиационного завода поднялся в воздух первый серийный Су-24 (седьмой прототип). В следующем году завод развернул крупномасштабное производство нового бомбардировщика. В течение нескольких лет первые серийные машины проходили войсковые испытания. С 1973 г. началась эксплуатация Су-24 в строевых частях, а в 1975 г. самолет был принят на вооружение советских ВВС. Выпуск продолжался до 1993 г., было построено около 1200 Су-24 различных модификаций.

В начале 1974 г. председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Томас Мурер сделал сенсационное заявление о появлении в СССР ударного самолета нового поколения, класса F-111, который эксперты НАТО идентифицировали как Су-19. (Самолет под индексом Су-19 действительно разрабатывался в ОКБ П.О.Сухого, однако работы по нему были прекращены на стадии проекта). Таким образом мир узнал, правда, с четырехлетним опозданием, о новом советском фронтовом бомбардировщике.

В процессе производства в конструкцию Су-24 вносились изменения. Даже первые серийные машины отличались от Т-6-2И, в частности, крылом, увеличенным по размаху и площади. В дальнейшем по результатам испытаний изменили форму хвостовой части фюзеляжа. Контейнер тормозного парашюта перенесли в основание киля. Увеличили законцовку киля с целью размещения антенн дополнительного радиоэлектронного оборудования. Уменьшили секционирование закрылков, что упростило конструкцию и снизило вес консолей крыла. Были проведены и другие доработки.

Первоначально серийные Су-24, аналогично опытным машинам, имели шесть точек подвески вооружения. Вес боевой нагрузки был ограничен 7000 кг. В процессе производства на одном из самолетов Су-24 установили седьмую, а впоследствии и восьмую точки подвески вооружения. Оба дополнительных держателя крепились под фюзеляжем друг за другом по оси симметрии самолета. После успешных испытаний этой машины серийные Су-24 стали выпускаться с восемью точками подвески вооружения. Вес боевой нагрузки возрос до 8000 кг.

По мере серийного производства новые бомбардировщики поступали прежде всего в полки, дислоцирующиеся вдоль западной границы СССР на территории Прибалтики и Украины. Авиабаза в Черняховске (Калининградская область) одной из первых приняла серийные Су-24. С этого аэродрома бомбардировщики можно было быстро перебазировать в ГДР, Польшу, Чехословакию и реально угрожать военным объектам НАТО в любой точке Европы. Позднее Су-24 поступили в группу советских войск в Германии, в Северную (Польша) и Южную (Венгрия) группы советских войск.

По информации из разных источников некоторое количество Су-24 имеют у себя Беларусь, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. На Украине, согласно оценкам западных экспертов, на 1.01.1992 г. насчитывалось около 270 и в составе ВВС России на начало 1993 года находилось 540 самолётов Су-24 разных модификаций.

Сегодня, основной тактический бомбардировщик ВВС России Су-24 по-прежнему в строю, но на смену ему идет самолет нового поколения — Су-34.

Кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик).

МОДИФИКАЦИИ

Су-24М. Параллельно с совершенствованием серийных машин ОКБ вело проектирование новой модификации бомбардировщика Т-6М. В качестве прототипа выбрали восьмой опытный экземпляр самолета, который после доработок стал именоваться Т-6-8М. Доработки связаны были прежде всего с установкой усовершенствованной прицельно-навигационной системы ПНС-24М. Для размещения нового оборудования НЧФ удлинили на 750 мм за счет вставки между кабиной экипажа и носовым радиопрозрачным обтекателем. На гаргроте фюзеляжа в полусферическом обтекателе установили всеракурсный теплопеленгатор БКО (взамен теплопеленгатора, размещавшегося ранее перед лобовым стеклом фонаря кабины). Передние антенны станции предупреждения расположили в небольших прямоугольных наплывах, плавно переходящих в центроплан, а не в отдельных радиопрозрачных треугольных обтекателях, как на предыдущих машинах. Опытный Т-6-8М имел еще ряд отличий от Су-24 последних серий. Первый полет модернизированного бомбардировщика состоялся 24 июля 1977 г. Еще до окончания летных испытаний было принято решение о его серийном производстве под обозначением Су-24М.

Производство Су-24М началось в 1978 г. Серийные машины отличались от Т-6-8М. Так, ПВД, имевший ранее необычную F-образную форму (за что в советских ВВС был прозван «гусем»), заменили на ПВД обычного типа (в виде штанги). От опробованных на прототипе наплывов в корне центроплана отказались. Антенны станции предупреждения, как и ранее, расположили в радиопрозрачных обтекателях треугольной формы. В процессе производства на верхней поверхности центроплана появились аэродинамические гребни, совпадающие с пилонами подвески вооружения. Вначале гребни имели скругленные углы и выполняли только функции аэродинамических перегородок, но по опыту ведения войны в Афганистане их модифицировали: гребням придали прямоугольную форму, в них смонтировали устройства для отстрела ИК-ловушек, защищающих самолет от ракет с ТГС. Однако на предназначенных для советских ВВС Су-24М поздних серий аэродинамические гребни отсутствуют, сохранившись лишь на экспортном варианте самолета.

Установка на бомбардировщике прицельно-навигационной системы ПНС-24М существенно повысила его боевые возможности. Эта система в сочетании с лазерно-телевизионной прицельной станцией «Кайра-24″ (различные модели этой станции устанавливались и на других фронтовых бомбардировщиках – МиГ-23БК, МиГ-27К) обеспечила возможность применения нового оружия – управляемых ракет с лазерными и телевизионными головками самонаведения. Изменилось радиосвязное и радионавигационное оборудование самолета. В кабине экипажа установлены индикаторы нового типа.

Значительно повысило боевые возможности бомбардировщика и оснащение его системой дозаправки топливом в полете. Заправка Су-24М в полете может производиться не только от специализированного заправщика Ил-78, но и от аналогичного Су-24М, оснащенного подфюзеляжным УПАЗ УПАЗ-А (в настоящее время система применяется и при дозаправке в воздухе истребителей Су-27).

Кодовое обозначение НАТО — Fencer-D.

Су-24МР. В 1978 г. ОКБ приступило к модификации Су-24М в специализированный тактический разведчик Су-24МР. Первые прототипы разведчика Су-24МР были построены на базе бомбардировщиков Т-6М-26 и Т-6М-34 (после доработок – Т-6МР-26 и Т-6МР-34) и переданы на испытания в 1980 г. В сентябре состоялся первый полет разведчика Т-6МР-26.

Су-24МР предназначен для выполнения разведки в интересах командования сухопутных войск и фронтовой авиации, а на приморских направлениях – военно-морского флота. Самолет обеспечивает комплексную воздушную разведку днем и ночью в различных погодных условиях на глубину до 400 км от линии фронта при сильном противодействии средств ПВО противника. Оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1, обеспечивающим высокую вероятность обнаружения и распознавания военных объектов, в том числе замаскированных и ложных. В состав комплекса входят средства радиолокационной, инфракрасной, телевизионной, лазерной, радиотехнической и радиационной разведки, фотоаппаратура для панорамной и перспективной сьемки. Управление этими средствами может осуществляться автоматически или вручную. Су-24МР не имеет аналогов среди зарубежных тактических разведчиков по комплексности получаемой разведывательной информации. Например, в ВВС США самолет RF-4C, составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащен средствами лазерной и радиационной разведки.

В носовой части самолета Су-24МР под радиопрозрачным обтекателем смонтирована РЛС бокового обзора «Штык». На нижней поверхности фюзеляжа имеются окна для панорамного АФА АП-402М (в носовой части), перспективного АФА А-100 (за кабиной экипажа) и ИК-системы (в центральной части фюзеляжа). Установлен ряд дополнительных антенн спецоборудования.

Аппаратуру лазерной, радиотехнической и радиационной разведки Су-24МР несет в подвесных контейнерах. В зависимости от полетного задания под фюзеляжем может устанавливаться контейнер с лазерной разведаппаратурой «Шпиль-2М» или контейнер с аппаратурой радиотехнической разведки «Тангаж», под правой консолью крыла – малогабаритный контейнер с аппаратурой радиационной разведки «Эфир-1М». При этом на пилоне под левой консолью крепятся две ракеты ближнего воздушного боя с ИК ГСН Р-60 или Р-60М. Обработка и анализ разведывательной информации на борту Су-24МР не осуществляется. Проявленный фотоматериал сбрасывается с самолета, прочие разведданные оперативно передаются на наземный дешифровочный комплекс по широкополосному и узкополосному радиоканалам.

В связи с установкой разнообразных разведывательных систем демонтировали аппаратуру управления вооружением, поэтому роль ударного самолета Су-24МР выполнять не может. Внешняя подвеска разведывательной аппаратуры ограничила и максимальную скорость полета до 1200 км/ч (на высоте 200 м). Самолет заменил в войсках тактические разведчики Ил-28Р, Як-27Р, Як-28Р и МиГ-21Р. В настоящее время Су-24МР, наряду с различными модификациями МиГ-25РР, является основным тактическим разведчиком российских ВВС.

Кодовое обозначение НАТО — Fencer-E.

Су-24МП. На базе Су-24М в 1976 г. началось проектирование специализированной модификации самолета – Су-24МП (постановщик помех). В качестве прототипов использовались Т-6М-25 и Т-6М-35, которые после доработок стали именоваться Т-6МП-25 и Т-6МП-35. Первый полет этой модификации самолета состоялся в декабре 1979 г. Новый постановщик помех заменил в войсках Як-28ПП, по сравнению с которым Су-24МП имеет не только более высокие ЛТХ, но и значительно большие возможности по подавлению электронных средств противника.

Су-24МП внешне отличается от исходного бомбардировщика Су-24 наличием небольшого обтекателя под носовой радиопрозрачной частью фюзеляжа. Станция, создающая активные помехи радиолокационным средствам противника, располагается в подвесном контейнере под фюзеляжем. Постановщик помех не предназначен для действий по наземным целям. Вооружение самолета состоит из встроенной шестиствольной пушки и 2-4 самонаводящихся ракет воздушного боя типа Р-60 или Р-60М. Построено всего 12 самолетов Су-24МП.

Кодовое обозначение НАТО — Fencer-F.

Су-24МК. Долгое время Су-24/24М поставлялся исключительно в советские ВВС. Однако в конце 80-х годов бомбардировщик поступил в дружественные Советскому Союзу арабские страны. Экспортный вариант самолета Су-24МК (коммерческий) отличается от Су-24М только аппаратурой государственного опознавания, его ЛТХ полностью соответствуют характеристикам Су-24М. Первый полет экспортной модификации бомбардировщика состоялся в 1987 г., а первый серийный образец выпущен в 1988 г.

По сообщениям западной печати, около 20 самолетов Су-24МК поставлены в Сирию, 15 – в Ливию, 24 – в Ирак.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ Су-24

Год принятия на вооружение1974
Размах крыла, м17,64 / 10,37
Длина самолета, м24,53
Высота самолета, м6,19
Площадь крыла, кв.м55,17 / 51,02
Масса, кг – пустого самолета22320
Масса, кг – нормальная взлетная36000
Масса, кг – максимальная взлетная39700
Топливо, кг – внутренние топливо16440
Топливо, л – внутренние топливо13000
Топливо, л – ПТБ4 х 1250 или 2 х 3000
Тип двигателя2 ТРДФ НПО «Сатурн» АЛ-21-Ф-3А
Тяга – нефорсированная2 х 76,49 кН (2 х 7800 кгс)
Тяга – форсированная2 х 110,32 кН (2 х 11250 кгс)
Максимальная скорость, км/ч – на высоте 11000 м2320
Максимальная скорость, км/ч – на уровне моря1400
Практическая дальность, км4270 км
Боевой радиус действия, км560-1300
Длина разбега, м850-900
Длина пробега, м800-850
Практический потолок, м17500
Максимальная эксплуатационная перегрузка6
Экипаж, чел2

ТТХ Су-24МК

Год принятия на вооружение1985
Масса, кг – пустого самолета19200
Масса, кг – максимальная взлетная39700
Тип двигателя2 ТРДФ НПО «Сатурн» АЛ-21-Ф-3А
Тяга – нефорсированная2 х 76,49 кН (2 х 7800 кгс)
Тяга – форсированная2 х 110,32 кН (2 х 11250 кгс)
Максимальная скорость, км/ч – на высоте 11000 м2240
Максимальная скорость, км/ч – на уровне моря1400
Практическая дальность, км3800
Боевой радиус действия, км410-1300
Длина разбега, м1100-1200
Длина пробега, м1000-1100
Практический потолок, м17500
Максимальная эксплуатационная перегрузка7
 

ХАРАКТЕРИСТИКА

Читайте также:

Продолжая работы по совершенствованию реактивного фронтового бомбардировщика в направлении повышения его скоростных характеристик и ударной мощи, конструкторский коллектив С.В.Ильюшина в конце 1952 г. приступил к созданию околозвукового реактивного …

ДАЛЕЕ

К началу 80-х годов основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС составляли боевые реактивные самолеты третьего поколения Су-17, МиГ-27 и Су-24 различных модификаций. Оснащенные достаточно совершенными для своего времени …

ДАЛЕЕ

Осенью 1949 г. все усилия немногочисленного тогда коллектива ОКБ были переключены на работы, связанные с внедрением в серию бомбардировщика Ил-28 с двигателями ВК-1 и созданием других различных вариантов …

ДАЛЕЕ

В 1956 г., после завершения работ по самолету 3М, мясищевцы приступили к созданию сверхзвукового бомбардировщика, названного М-50. Его назначением также должно было стать нанесение ударов по стратегически важным объектам …

ДАЛЕЕ

F-111 — первый в мире серийный боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности, двухконтурными турбореактивными двигателями и автоматической системой следования рельефу местности. Начало его истории относится к 27 марта 1958 …

ДАЛЕЕ

Фронтовой бомбардировщик Ил-54

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Фронтовой бомбардировщик Ил-46

Стратегический бомбардировщик М-50

Фронтовой истребитель-бомбардировщик F-111 Aardvark


worldweapon.ru

Фронтовой бомбардировщик Су-24 (СССР)

Фронтовой бомбардировщик Су-24 (код НАТО — «Fencer») предназначен для поражения наземных целей, в том числе малоразмерных, в режиме ручного и автоматического управления, действуя на малых высотах, в дневное и ночное время суток, независимо от метеоусловий. Основными объектами поражения для Су-24 являются радиолокационно-контрастные цели: боевая техника, средства ПВО, дороги, мосты, самолеты на стоянках, артиллерийские позиции, площадные цели, а также транспортные, связные и вспомогательные самолеты и вертолеты противника.

К работам по созданию ударного самолета, способного действовать на малых высотах, ОКБ им. П.О. Сухого приступило в начале 60-х годов. В мае 1970 г. совершил первый полет прототип Су-24, оснащенный крылом с изменяемой геометрией, а в 1972 г. началось серийное производство этой машины, официально принятой на вооружение в 1974 г. Всего в 1971-1983 годах было построено около 500 машин.

Су-24 — исходный серийный бомбардировщик. В состав радиоэлектронного оборудования Су-24 входит прицельно-навигационная система «Пума» (включает РЛС, ТВ- и ИК-аппаратуру, бортовое вычислительное устройство, систему радиосвязи и радионавигации), аппаратура опознавания государственной принадлежности, электронного противодействия и разведки, система контроля и регистрации параметров полета.

Прицельно-навигационная система совместно с радионавигационным оборудованием в любое время суток и в любых метеоусловиях обеспечивает выполнение следующих задач: выход в заданный район; предупреждение столкновения с наземными препятствиями; обнаружение наземных, заранее выбранных ориентиров и коррекцию местоположения самолета; поиск целей и поражение их бомбами с горизонтального полета и кабрирования; выдача целеуказания ракетам: обнаружение работающих РЛС и пуск по ним ракет; автоматическое или полуавтоматическое управление самолетом при заходе на посадку до высоты 40-50 м.

Су-24 способен брать на борт до 38 бомб массой от 100 до 1500 кг, контейнеры малогабаритных грузов, разовые бомбовые кассеты. УР «воздух-поверхность» Х-25, Х-29, Х-59 и Х-59М с лазерной и телевизионной системами наведения,противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-28, Х-58 и Х-31. ракеты класса «воздух-воздух» Р-13М и Р-60М с тепловыми ГСН, НУР калибра от 57 до 370 мм. до трех контейнеров с подвижными пушечными установками.

Максимальная масса боевой нагрузки, размещенной на восьми узлах внешней подвески (в том числе двух поворотных), достигает 7500 кг. Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 (калибр 23 мм, боезапас 500 снарядов, скорострельность до 10000 выстр./мин).

Самолет разработан в следующих модификациях:
Су-24М — модернизированный вариант, является модификацией самолета Су-24. Работы по его созданию начались в 1975 г. На самолете была изменена аэродинамическая компоновка, установлено новое оборудование и вооружение, в частности система дозаправки топливом в полете. Первый полет на Су-24М выполнен в 1978 г. Серийный выпуск этой машины продолжался до 1992 г. На самолете установлены 2 турбореактивных двигателя АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой 11200 кгс на форсаже.

Су-24М оборудован прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр», объединяющей 13 подсистем. В нее входит импульсно-доплеровская поисковая РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная система «Кайра-24» с лазерным целеуказателем и телевизионным обзорным блоком. а также контейнерная система обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмагория».

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту и автоматического следования рельефу местности на высоте 200 м со скоростью 1320 км/ч, что значительно повысило выживаемость самолета в бою. Оно включает бортовую цифровую вычислительную машину ЦВУ-10-058К, инерциальную систему МиС-П, автоматическую систему управления полетом САУ-6М1 ППВ. Имеется система управления вооружением СУО-1-6М.

Бортовой комплекс обороны «Карпаты», обеспечивающий защиту самолета от средств ПВО. включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатор ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станцию активных помех СПС-161. устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 и блок управления.

Су-24М оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником и может оснащаться подвесным агрегатом УПАЗ-А, позволяющим передавать в полете (в том числе ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива.

В состав управляемого вооружения Су-24М, которое он может нести на восьми точках наружной подвески, входит широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29Л(Т), Х-58 и Х-59. Нормальная нагрузка состоит из четырех УР Х-25 на подкрыльевых пилонах или трех ракет Х-29 на двух внутренних подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах. На внешних подкрыльевых пилонах размещаются УР класса «воздух-воздух» Р-60 (для самообороны).

Возможна также подвеска свободнопадающих бомб массой от 100 до 1000 кг, двух корректируемых бомб КАБ-1500Л или четырех КАБ-500, блоков НУР калибра от 57 до 370 мм, контейнеров малогабаритных грузов, до трех подвижных установок СППУ-6 с шестиствольными пушками ГШ-6-23М (400 патронов, угол отклонения по возвышению до 45°, по азимуту до 120°). Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-28М (калибр 23 мм, скорострельность 9000-10000 выстр./мин, боекомплект 505 патронов).

Су-24М превосходит по боевой эффективности Су-24 на 40%. Модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М совершил первый полет в июне 1977 года. Всего в 1979-1993 годах было построено около 400 машин. Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе, модернизированной прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр» с лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра», пассивным радиопеленгатором «Фантасмагория», бортовым комплексом обороны «Карпаты» со станцией предупреждения об облучении РЛС противника «Береза», теплопеленгатором предупреждения о запуске ракет «Мак», станцией активных помех «Гардения», системой отстрела дипольных отражателей и ИК ловушек.

В состав вооружения дополнительно введены до 3 корректируемых авиационных бомб КАБ-1500Л или КАБ-1500ТК, до 7 КАБ-1500Л или КАБ-500КР, до 4 управляемых ракет класса «воздух-земля» Х-25, до 3 Х-29Л или Х-29Т, две Х-59 или Х-59М, две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60М. Для стран Ближнего Востока в 1988-1989 годах было изготовлено около 60 Су-24МК с измененным составом бортового оборудования.

Су-24МК — экспортный вариант самолета Су-24М

Су-24МР — разведывательный вариант самолета Су-24М. Предназначен для ведения всепогодной комплексной воздушной разведки днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Он разработан на основе фронтового бомбардировщика Су-24М, обладающего крылом изменяемой стреловидности, и не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности получаемой разведывательной информации. Переоборудование и летные испытания самолета были проведены в 1980-1983 гг.

Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности.

Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной («Штык»), телевизионной, лазерной («Шпиль-М»), общей радиотехнической и радиацион ной («Эфир-IM») разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки — АП-402М (разрешение на местности 0,3 м с расстояния 0,4 км), А-100. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически.

РЛС «Штык» обеспечивает просмотр зоны шириной 24 км с каждой стороны от линии курса при ширине непросматриваемого участка (непосредственно под самолетом) 8 км. Высота полета при радиолокационной разведке 100-3000 м. разрешение — 5-7,5 м. Собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту самолета и может сбрасываться на землю при помощи специальных устройств. Остальная разведывательная информация оперативно передается по радиоканалам.

Для самообороны под крылом самолета подвешиваются две УР Р-60 ближнего воздушного боя с тепловой головкой самонаведения.

Су-24МП — самолет РЭБ. Предназначен для постановки помех. Станция, создающая активные помехи радиолокационным средствам противника, располагается в подвесном контейнере под фюзеляжем. Самолет не предназначен для действий по наземным целям. Вооружение состоит из шестиствольной встроенной пушки и двух-четырех УР Р-60 или Р-60М.

Су-24МТ — воздушный танкер.

Базовый самолет имеет совершенную аэродинамическую компоновку, выполненную по нормальной схеме, с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного поперечного сечения, конструктивно разделен на головную, среднюю и хвостовую части. В головной части располагается кабина экипажа, ниша передней опоры шасси, отсеки радиоэлектронного и общесамолетного оборудования.

Кабина двухместная, герметичная, оснащена двойным управлением. Слева — рабочее место летчика, справа — штурмана-оператора. Для спасения экипажа в аварийных ситуациях в кабине установлены 2 катапультных кресла К-36ДМ. Средняя часть фюзеляжа включает 3 топливных отсека и ниши основных опор шасси. В хвостовой части находятся двигатели.

Крыло состоит из неподвижного центроплана и двух поворотных консолей. Стреловидность по передней кромке меняется от 16 до 69° при четырех фиксированных положениях консоли: 16; 35; 45; 69″. Механизация каждой поворотной консоли включает трехсекционные двухщелевые закрылки и четырехсекционные предкрылки. На верхней плоскости консолей установлены по две секции интерцепторов, предназначенных для поперечного управления самолетом.

Хвостовое оперение состоит из цельноповоротного горизонтального оперения и однокилевого вертикального оперения с рулем направления. Горизонтальное оперение выполняет функции руля высоты при симметричном отклонении правой и левой частей и функции элеронов при дифференциальном отклонении. Шасси, выполненное по трехопорной схеме, позволяет эксплуатацию с бетонированных и грунтовых ВПП.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой на форсаже 11200 кгс. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Топливо размещается в фюзеляжных баках-отсеках. При необходимости под центропланом могут устанавливаться два подвесных топливных бака емкостью по 3000 л и один — под фюзеляжем (2000 л). Предусмотрен аварийный слив топлива в полете. Система нейтрального газа обеспечивает пожарную безопасность.

Самолет оснащен прицельно-навигационной системой ПНС-24 «Пума» с РЛС переднего обзора «Орион-А», РЛС предупреждения о столкновении с наземными препятствиями «Рельеф», пассивным радиолокационным пеленгатором «Филин», электронно-оптическим визиром «Чайка-1», теплопеленгатором ТП-23Е.

Вооружение включает встроенную шестиствольную 23-мм авиационную пушку ГШ-6-23. На восьми узлах подвески возможна подвеска до 3 авиационных бомб калибра 1500 кг, до 8 бомб калибра 500 кг, до 28 бомб калибра 250 кг, до 38 бомб калибра 100 кг, до 6 блоков с 57-мм и 80-мм неуправляемыми авиационными ракетами, до 4 НАР С-24, до 6 НАР С-25, до 4 управляемых ракет класса «воздух-земля» Х-23, две Х-28 или Х-58, до трех 23-мм съемных подвесных пушечных установок СППУ-6 с боекомплектом по 400 снарядов, две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-55.

Модификация   Су-24
Размах крыла, м
  максимальный (69 град)   17,64
  минимальный (16 град)   10,37
Длина самолета, м   22,67
Высота самолета, м   5,92
Площадь крыла, м2
  при угле 69 град.   51,02
  при угле 16 град.   55,16
Масса, кг
  пустого самолета   21200
  нормальная взлетная   32300
  максимальная взлетная   39700
Топливо
  внутренние топливо, кг   9800
  внутренние топливо, л   13000
  ПТБ   4 х 1250 или 2 х 3000
Тип двигателя   2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ
Тяга, кгс
  нефорсированная   2 х 7800
  форсированная   2 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
  на высоте   1700  (М=1.6)
  на уровне моря   1400 (М=1.15)
Перегоночная дальность, км   3055
Боевой радиус действия, км   600
Практический потолок, м   11000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   2
Вооружение:  одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (500 патронов)
 Боевая нагрузка — 7000 кг на 8 узлах подвески
 Бомбы от 100 до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2.
 Блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
 УР класса «воздух-воздух» Р-55
 УР «воздух-поверхность» Х-23 и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
 до трех подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *