Структура фбр сша – Федеральное бюро расследований (Federal bureau of investigation). ЦРУ и другие спецслужбы США

Структура ФБР. Спецслужбы США

Структура ФБР

Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.

Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается Сенатом. Рекорд Джона Эдгара Гувера, занимавшего этот пост 48 лет, скорее всего, никогда уже не будет превзойден, поскольку в настоящее время срок пребывания в должности директора ограничен 10 годами. В настоящее время директором ФБР является Роберт Мюллер.

В отличие от ЦРУ, у директора ФБР только один заместитель, который замещает своего шефа в случае его отсутствия, болезни и т. п., а также помогает ему в руководстве повседневной деятельностью подразделений Бюро (за исключением тех, что подчинены непосредственно директору). До недавнего времени эту должность занимал Томас Пиккард (с 25 июня по 4 сентября 2001 года он исполнял обязанности директора ФБР). Однако буквально в последний момент перед сдачей этой книги в печать было официально объявлено о его отставке, предстоящей в конце ноября 2001 года.

Кроме того, в высшее руководство Бюро входят 14 помощников директора ФБР. 11 из них возглавляют управления ФБР, остальные трое являются начальниками крупнейших офисов – в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Наиболее важные вопросы деятельности ФБР рассматриваются и решаются на заседании исполнительной конференции, которая созывается, как правило, раз в два месяца.

Штаб-квартира ФБР расположена в Вашингтоне. Кроме того, на территории США имеется также 56 региональных (в буквально переводе – «полевых») офисов (плюс офис в Пуэрто-Рико) и около 400 отделений ФБР. В крупнейшем из них – Нью-Йоркском, работают 2000 сотрудников, в том числе 1100 специальных агентов. В 24 городах США имеются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Основную часть структуры ФБР составляют 11 управлений:

• Инспекционное управление. Подчинено непосредственно директору ФБР. Занимается надзором за всеми оперативными и вспомогательными подразделениями Бюро, включая региональные офисы, проверяя соблюдение ими законов США и внутренних инструкций ФБР, экономность и обоснованность использования финансовых ресурсов. Также следит за соблюдением дисциплины сотрудниками Бюро и их профессиональной пригодностью. При необходимости проводит дисциплинарные проверки и служебные расследования.

• Управление по борьбе с терроризмом. Несмотря на то, что функции головного органа по борьбе с терроризмом на территории США были возложены на ФБР еще в 1982 году, самостоятельное управление, занимающееся этими вопросами, было создано совсем недавно, выделившись из состава управления национальной безопасности в рамках реорганизации, произведенной директором ФБР Луисом Фри. О его создании было объявлено 11 ноября 1999 года, а фактическая деятельность началась с середины декабря того же года.

• Управление включает в себя два оперативных подразделения, первое из которых занимается расследованием дел, связанных с международным, а второе – с внутренним терроризмом. Кроме того, в состав управления входят:

• Национальный отдел домашней защиты (National Domestic Preparedness Office). Приблизительный аналог нашей Гражданской обороны. Координирует все усилия федеральных служб США, а также служб штатов и местных органов власти, связанные с подготовкой к защите населения в случае инцидентов с применением как обычного оружия, так и оружия массового поражения.

• Национальный центр защиты инфраструктуры (National Infrastructure Protection Center). В его задачи входит:

· выявлять случаи незаконного использования компьютеров и информационных технологий, ставящие под угрозу безопасность инфраструктуры США, предупреждать об этом соответствующие органы, пресекать их и заниматься их расследованием;

· расследовать дела, связанные с хакерами;

· оказывать помощь в расследовании дел, касающихся борьбы с терроризмом и внешней контрразведки и при этом связанных с незаконным использованием компьютеров;

· предупреждать руководителей служб, отвечающих за национальную безопасность, о тех случаях, когда попытка проникновения в инфраструктуру США является не обычным уголовным преступлением, а организованной из-за рубежа компьютерной атакой на Соединенные Штаты;

· координировать обучение следователей из государственных и частных структур, занимающихся расследованием компьютерных преступлений.

• Управление национальной безопасности (до 1994 года – управление контрразведки). Координирует расследования, связанные с противодействием иностранным разведкам. Также отвечает и за вопросы внутренней безопасности ФБР.

Основную часть управления составляют четыре отдела. Три из них организуют и координируют в масштабах США мероприятия по «разработке» зарубежных учреждений и их персонала с целью выявления разведчиков и лиц из числа американцев и граждан других стран, подозреваемых в связях с зарубежными спецслужбами.

Четвертый отдел поддерживает контакты по вопросам контрразведки с полицией, ЦРУ и другими американскими правительственными ведомствами, а также с полицией и спецслужбами других стран. В отделе имеется специальная секция, руководящая деятельностью представителей ФБР в посольствах США в разных странах мира. Вопросы контрразведывательного характера за пределами США ФБР обычно решает с помощью ЦРУ.

• Управление криминальных расследований. Занимается расследованием уголовных преступлений, отнесенных законодательством США к категории федеральных. В первую очередь, это особо опасные преступления против жизни и здоровья граждан, совершенные при отягчающих обстоятельствах, ограбления банков, преступления на воздушном, морском и железнодорожном транспорте, мошеннические действия или вымогательства с использованием государственных документов, печатей, наименований федеральных ведомств и т. п., нарушение законов о приобретении, хранении и применении огнестрельного и холодного оружия.

Другую группу правонарушений, расследование которых входит в компетенцию управления, составляют так называемые «беловоротничковые преступления»: присвоение и растрата федеральных средств, включая использование компьютеров для этих целей, присвоение федеральных финансовых средств путем злоупотреблений предоставленными законом льготами и привилегиями, злоупотребление служебным положением в целях наживы, взяточничество, нарушение авторских прав и патентных гарантий, необоснованные притязания на гражданство США и получение незаконным путем американского паспорта или въездной визы и т. п.

В структуре Управления криминальных расследований имеется отдел по борьбе с организованной преступностью, который, в частности, занимается борьбой с рэкетом, выявлением преступлений в сфере азартных игр и лотерей, пресечением подкупа и взяток в спорте и т. д. Именно этому отделу подчинены упомянутые выше специальные подразделения для борьбы с организованной преступностью, имеющиеся в 24 американских городах. Отдел организует взаимодействие в борьбе с организованной преступностью всех федеральных служб, а также правоохранительных органов штатов. Непосредственный розыск и задержание преступников ведут периферийные отделы ФБР в контакте с полицией штатов. На этот же отдел возложены контроль за мероприятиями по розыску и их координация, а также составление ориентировок по организации розыска.

Управление расследовательных служб (Investigative Services Division). Создано в конце 1999 года в рамках реорганизации, произведенной директором Бюро Луисом Фри, включив в себя подразделения, ранее входившие в состав управления национальной безопасности и управления криминальных расследований, такие, как отдел международных операций (International Operations Branch) и центр стратегической оперативной информации (Strategic Information Operations Center).

Управление расследовательных служб призвано ликвидировать разобщенность в действиях структур ФБР. Планируется, что в него будет стекаться информация, добытая различными подразделениями. Кроме того, оно координирует международную деятельность ФБР.

В состав управления входит и созданная в 1995 году Группа экстренного реагирования (Critical Incident Response Group), предназначенная для координации усилий в целях разрешения кризисных ситуаций, в первую очередь связанных с актами терроризма.

• Управление служб информации по уголовным преступлениям. Расположено в небольшом городке Кларксберге в Западной Вирджинии. Занимается централизованным сбором и хранением всей информации по уголовным преступлениям, поступающей не только от подразделений ФБР, но и от местных полицейских структур, а также других ведомств, как федерального уровня, так и подчиняющихся властям отдельных штатов. В ведении управления находятся собираемые ФБР досье, а также централизованная картотека отпечатков пальцев.

Кроме того, управление занимается сбором и обработкой криминальной статистики. Каждый год оно публикует открытые статистические сборники, в которых подробно рассказывается об уровне преступности в США и ее динамике, с разбивкой по видам преступлений, штатам, в которых они совершены, социальной, расовой, возрастной принадлежности совершивших их лиц, а также об успехах американских правоохранительных органов – количестве раскрытых преступлений, арестованных и осужденных преступников и т. п.

• Управление информационных ресурсов. В ведении этого подразделения находятся информационные системы ФБР, обеспечивающие централизованный сбор, обработку и использование информации, а также необходимая для их функционирования техническая инфраструктура.

• Управление административных служб (до 1999 года – управление персонала). Насчитывает 870 сотрудников (лето 1998 года). Руководит всеми вопросами, связанными с подбором и расстановкой кадров, рекрутированием новых сотрудников и т. п.

В состав управления входит также отдел специальной проверки. Его основная задача – проверка лиц, назначаемых на должности в Белом доме, Конгрессе США, Министерстве юстиции и в самом ФБР, связанные с допуском к государственным секретам.

Кроме того, управление занимается вопросами медицинского обслуживания, социального страхования и пенсионного обеспечения сотрудников ФБР, а также их безопасности.

• Финансовое управление. Контролирует всю финансовую деятельность ФБР.

Лабораторное управление. В 1997 году на территории Академии ФБР в Квонтико было начато строительство новой лаборатории, взамен старой, располагавшейся в штаб-квартире ФБР. Строительство, на которое было выделено 130 млн. долларов, завершилось летом 2000 года. Новая лаборатория ФБР – одна из крупнейших и наиболее оснащенных криминалистических лабораторий в мире.

• Учебное управление. Расположено в Квонтико, штат Вирджиния, где размещается Академия ФБР. Помимо самой Академии, руководит всеми учебными и тренировочными программами Бюро.

Помимо управлений, в структуру ФБР входят:

• Отдел генерального советника. Подчинен непосредственно директору ФБР. Является юридическим советником директора и других руководителей Бюро. Следит за соблюдением сотрудниками ФБР Конституции и законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.

• Отдел профессиональной ответственности. Занимается расследованием преступлений и серьезных правонарушений, совершенных сотрудниками ФБР. Кроме того, выносит решения по выявленным в ходе расследований фактам нарушения дисциплины. Действует в тесном сотрудничестве с инспекционным управлением.

• Отдел обеспечения равных служебных возможностей (Office of Equal Employment Opportunity Affairs). Детище пресловутой «политкорректности», данный отдел следит за тем, чтобы при приеме на работу в ФБР и продвижении по службе не было какой-либо дискриминации: по расовой, религиозной, национальной принадлежности, полу или возрасту, а женщины-сотрудницы не подвергались «сексуальным домогательствам» со стороны сослуживцев.

Сегодня во многих мемуарах и работах историков советские органы госбезопасности подвергаются критике за то, что зачастую кандидаты на руководящие должности подбирались там не по критериям профессиональной компетентности, а по принципу политической грамотности. Если это действительно было так, то такая практика, безусловно, заслуживает упрека. Однако вряд ли следует считать лучшей систему подбора и выдвижения кадров, где в качестве едва ли не основного критерия выступает принадлежность к женскому полу или негроидной расе. Как говорится, каждый сходит с ума по своему.

• Отдел по связям с общественностью и Конгрессом. Отвечает за работу с органами законодательной власти, средствами массовой информации, а также широкой публикой.

Хотя сфера деятельности ФБР в основном ограничивается территорией США, Бюро располагает также многочисленными представительствами в зарубежных странах, сеть которых постоянно расширяется. Если в 1996 году ФБР имело своих представителей-атташе в 23 государствах, то сегодня таких представительств уже более 40. В том числе и представительство ФБР в Москве, открытое 4 июля 1994 года.

В отличие от большинства других американских спецслужб, бюджет ФБР не засекречен. Так, в 2001 финансовом году (то есть на период с 1 октября 2000 по 30 сентября 2001 года) он составил 3,57 млрд. долларов. Эта цифра более чем в полтора раза превышает бюджет 1995 года, который был равен 2,2 млрд. долларов.

Вместе с резким увеличением финансирования, наблюдающимся в последние годы, растет и численность персонала Бюро. Если в 1995 году в ФБР работало 22 тысячи сотрудников, из них 10 тысяч оперативных работников, то к концу 2000 года общее их число возросло до 28 тысяч, а количество оперативников – до 11400. Оперативные работники ФБР традиционно называются «специальными агентами». Этот термин был заимствован у Секретной службы Соединенных Штатов, группа сотрудников которого составила в свое время костяк вновь созданного Бюро расследований – нынешнего ФБР.

В качестве учебных центров для подготовки своих кадров ФБР имеет академию в городе Квонтико, штат Вирджиния Академия ФБР была открыта в 1972 году. До ее создания подготовка сотрудников ФБР велась на курсах, располагавшихся вблизи Вашингтона.

Срок обучения в Академии составляет 11 недель, принимаемые в нее слушатели уже должны иметь высшее образование. За год через Академию проходит четыре потока слушателей. Ежегодно выпускниками Академии становятся около 1000 сотрудников ФБР и до 120 слушателей из других, прежде всего латиноамериканских, государств, обучение которых ведется в рамках международного сотрудничества ФБР. Кроме того, на ее базе организована подготовка кадров для местных полицейских служб США.

Программа обучения специальных агентов весьма интенсивна и включает в себя примерно 700 учебных часов, посвященных как теоретическим дисциплинам, так и занятиям по огневой и физической подготовке. Кроме того, с учащимися Академии ведется и идеологическая работа. Разумеется, основы марксистско-ленинской философии им не преподают. Вместо этого начиная с лета 2000 года в программу их подготовки введен обязательный курс истории Холокоста, включающий в себя посещение Американского мемориального музея Холокоста. По мнению руководства, это поможет будущим агентам ФБР «оценить моральную сторону их профессии».

Что касается обучения представителей иностранных государств, то оно ведется не только в самой Академии ФБР в Квонтико, но и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд).

После ликвидации Варшавского договора и последующего развала Советского Союза в Восточной Европе образовался политический вакуум. Однако, как справедливо заметил еще Аристотель, природа не терпит пустоты, и этот вакуум был немедленно заполнен Соединенными Штатами. В том числе и по линии спецслужб. С начала 90-х годов страны Восточной Европы и СНГ стали полем активной деятельности ФБР. Вновь открывшиеся представительства ФБР начали регулярно организовывать разного рода «учебные мероприятия» для сотрудников правоохранительных органов этих стран. Для придания этой деятельности систематического характера в апреле 1995 года в Будапеште был открыт Восточноевропейский филиал Академии ФБР.

Срок обучения в филиале составляет 8 недель, в течение года через него проходит 5 потоков слушателей. По свидетельству обучавшихся там сотрудников российского МВД, в целом процесс обучения нельзя назвать «новым словом в оперативно-розыскной деятельности», тем более, что сами преподаватели слабо представляют особенности стран, в которых предстоит работать их выпускникам. Однако, как известно, в монастырской трапезе главное не пища, а текущие за столом душеспасительные беседы. Так и руководство ФБР, приглашающее на учебу коллег из Восточной Европы и СНГ, справедливо полагает главным не повышение их профессиональной квалификации, а приобретение агентов американского влияния. И поэтому денег не жалеет: в 1996 году Конгресс США выделил ФБР 12 миллионов долларов на проведение операций в России.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Федеральное бюро расследований (ФБР) (FEDERAL BUREAU OF INVESTIGATION). Спецслужбы США

Федеральное бюро расследований (ФБР) – подразделение Министерства юстиции США, подчиняющееся непосредственно главе этого ведомства, который одновременно является генеральным прокурором США. Оно сочетает в себе функции контрразведки, политической полиции и уголовного розыска. В этом отношении ФБР занимает уникальное место среди спецслужб мира. Его можно сравнить только с возглавлявшимся Генрихом Гиммлером РСХА, которое также совмещало борьбу с внешними и внутренними врагами Рейха с расследованием чисто уголовных преступлений.

В соответствии с этими функциями ФБР осуществляет деятельность в трех направлениях:

• обеспечение национальной безопасности,

• обеспечение внутренней безопасности,

• борьба с уголовной преступностью.

В интересах обеспечения национальной безопасности на ФБР возложены функции главной контрразведывательной службы США, которые регулируются Исполнительным приказом президента США № 12333 от 4 декабря 1981 года. Следует отметить, что ФБР не обладает монополией на контрразведывательную деятельность. Контрразведкой занимается и ряд других американских спецслужб, из которых в первую очередь следует назвать ЦРУ.

Под обеспечением внутренней безопасности подразумевается борьба с «внутренними врагами» США, то есть с лицами и организациями, ставящими целью свержение американского правительства, нанесение ущерба интересам Соединенных Штатов, нарушение конституционных прав американских граждан. В рамках этой задачи начиная с 1936 года ФБР занимается так называемой внутренней разведкой, собирая сведения о деятельности экстремистских организаций как правого, так и левого толка, с тем, чтобы определить степень их опасности для политической системы США и установить, в какой мере они связаны с иностранными державами.

Как водится, борясь с «неблагонадежным элементом», покушающимся на конституционные права американских граждан, сами сотрудники ФБР частенько нарушают эти права. В качестве наиболее вопиющих примеров такой незаконной практики ФБРовцев можно привести негласные обыски в офисах ряда общественных и национальных организаций, широко осуществлявшиеся в 50-е – 60-е годы.

С 1982 года ФБР становится головным органом по борьбе с терроризмом на территории США, а с 1984 года ФБР поручено расследование всех террористических актов, жертвами которых становятся американцы за пределами США.

Третье направление деятельности ФБР – борьба с уголовной преступностью. Поскольку компетенция американских полицейских структур ограничена пределами штатов, ФБР фактически выполняет роль общефедеральной полиции, расследуя преступления, совершенные на территории нескольких штатов, а также около 250 видов преступлений, отнесенных к категории «федеральных» (ограбления банков, похищение людей, использование взрывных устройств, покушения на президента и высших должностных лиц США, наркобизнес и т. д.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Федеральное бюро расследований США — Documentation

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с ФБР)

Федеральное бюро расследований США (ФБР) — подразделение министерства юстиции США.

[править] Функции и полномочия

Основные функции ФБР следующие:

  • Защита государства от террористической угрозы, проведение розыскной и разведывательной работы за рубежом, борьба с киберпреступлениями и преступлениями в области высоких технологий;
  • Борьба с коррупцией в органах государственной власти всех уровней;
  • Защита прав человека;
  • Борьба с организованной преступностью на национальном и международном уровнях, тяжкими насильственными преступлениями, а также «беловоротничковой» преступностью;
  • Оказание поддержки партнёрам на международном, федеральном, местном уровнях и уровне штатов;
  • Развитие соответствующих технологий для улучшения собственной работы.

[править] Данные о штате

По состоянию на 31 августа 2006 года штат сотрудников ФБР насчитывал 30626 человек, из которых: 12617 — специальные агенты и 18009 — вспомогательный персонал (следователи-аналитики, лингвисты, научно-исследовательские работники, специалисты в области информационных технологий и т. п.).

[править] Образование и подготовка

Специальные агенты ФБР обязаны пройти 4-годичный курс обучения в колледже или университете, которые в свою очередь должны входить состав региональной или национальной ассоциации, признанной министром образования США. Спецагенты ФБР должны обладать по крайне мере 3-годичным опытом профессиональной деятельности.

Будущих сотрудников ФБР готовят в Академии ФБР, расположенной на военно-морской базе США в городе Куантико, штат Вирджиния.

В 1935 году бывшее Бюро расследований министерства юстиции было переименовано в Федеральное бюро расследований США. Подобное переименование подчеркивало федеральный статус ведомства и наиболее полно отражало ту роль, которую планировал отвести Рузвельт руководимому Джоном Эдгаром Гувером ведомству. Вскоре за сменой названия происходит расширения полномочий ФБР.[1]

24 августа 1936 года Гувер был вызван в резиденцию Рузвельта, где Президент, выразив свои опасения по поводу активизации деятельности крайне правых (главным образом профашистских) и крайне левых (подразумевались в первую очередь коммунистические организации). Гувер, выразив полное понимание озабоченности Президента, посетовал на то, что действующие законодательные нормы не позволяют использовать ФБР в решении данной проблемы, так как само по себе членство в коммунистической партии или профашистской организации не является федеральным преступлением.[2]

На следующий день Гувер был вновь вызван в Белый дом и в присутствии госсекретаря К. Халла было принято решение, в силу которого ФБР должно было начать, на основании директивы Президента, широкое негласное расследование деятельности фашистских и коммунистических организаций, оппозиционных политических партий и групп. В президентской директиве, однако была сделана оговорка, что собранная в результате подобных расследований информация не может использоваться в качестве материала для организации судебного преследования и выступать доказательством в суде. Директива не предусматривала никаких ограничений в отношении методов проведения дознания и использования тех или иных технических средств. Фактически указанное решение президента санкционировало деятельность ФБР как в сфере политического сыска, так и в сфере контрразведки.[3]

26 июня 1939 года Президент Рузвельт издал директиву, в которой разделил контрразведывательные и разведывательные полномочия между федеральными ведомствами. В ведение ФБР попало все западное полушарие за исключением зоны Панамского канала, на военно-морское ведомство была возложена ответственность за тихоокеанский регион и военное ведомство стало отвечать за европейский и африканский регионы и за зону Панамского канала. На Гавайских островах право действовать получили все разведывательные органы, поскольку в этом районе особую активность проявляла Япония.[4]

По поводу распределения контрразведывательных полномочий между указанными службами в директиве Рузвельта говорилось буквально следующее: «…Это мое желание, чтобы все расследования по фактам шпионажа, контршпионажа и саботажа осуществлялись ФБР, Управлением военной разведки военного министерства и Отделом военно-морской разведки в военно-морском министерстве. Руководители этих трех ведомств должны действовать, координируя между собой работу. Никакое расследование, если оно касается вопросов, связанных в какой-либо степени с фактами шпионажа, контршпионажа или саботажа, не должно проводится каким-либо ведомством за исключением перечисленных выше трех ведомств.»[5]

Однако, помимо обозначенных в директиве Рузвельта ведомств, традиционно разведывательной деятельностью занимался и Государственный департамент. Причем, как внешнеполитическое ведомство США, он претендовал на ведущую и координирующую роль в сфере внешней разведки. Противоречия между Государственным департаментом и ФБР достигли своего пика к сентябрю 1939 года. Встал вопрос о том, кто будет координировать разведывательную и контрразведывательную деятельность. Президент разрешил спор в пользу ФБР.[6]

Для координации разведывательных и контрразведывательных программ ФБР, отдела военной разведки и отдела военно-морской разведки был образован Межведомственный разведывательный комитет. При этом, несмотря на формальное равноправие всех служб-членов вновь созданного комитета, фактически, ведущую роль в нем играло Федеральное бюро расследований и его директор Джон Эдгар Гувер. В решении президента немаловажную роль сыграла позиция Генерального атторнея Франка Мэрфи, который настоятельно советовал Президенту всю юрисдикцию по делам о контрразведке и саботаже централизовать в ФБР и разведывательных подразделениях военного министерства.[7]

Рузвельт издал также секретную директиву, обязав все федеральные ведомства передавать в ФБР любую информацию и материалы, касающиеся этого вопроса. Это позволило ФБР получать интересующую ведомство информацию из различных государственных органов, включая Государственный департамент, армию и флот. Уже к осени 1939 года ФБР становится основным контрразведывательным и одним из ведущих разведывательных органов страны.[8]

6 сентября 1939 года, через три дня после вступления Англии и Франции в войну против Германии, Рузвельт подписал директиву, которая возлагала на ФБР координацию всех вопросов, относящихся к шпионской деятельности, саботажу, нарушению законов о нейтралитете. В этот же день президент издал публичное заявление, в котором призывал местные власти направлять в ФБР любую информацию относительно фактов шпионажа, саботажа и подрывной деятельности, а также нарушения закона о нейтралитете.[9]

Директор ФБР Джон Гувер, указывая на достаточно неэффективную работу разведывательных служб США, середине 1940 года предложил президенту Рузвельту новый вариант решения проблемы. По мнению директора ФБР лучшим способом усиления разведывательной деятельности стало бы создание в рамках Федерального бюро расследований новой разведывательной службы, которая бы была наделена самыми широкими полномочиями в сфере внешней разведывательной деятельности. Рузвельт, однако, не поддержал предложение Джона Гувера. Возможно, президент опасался сосредоточение столь больших полномочий (контрразведки, разведки и политического сыска) в одном ведомстве, что практически сделало бы невозможным контроль со стороны президента за деятельностью подчиненного амбициозному Джону Эдгару Гуверу ведомства.[10]

В апреле 1941 года ФБР, движимое предупреждением со стороны британской разведки, начало сбор шпионской информации об Амторге.

В начале 1945 года ФБР направило показания Чамберса в отдел безопасности госдепартамента.

В июне 1947 года ФБР нагрянуло к Голду на квартиру с обыском.

В марте 1948 года ФБР получило письмо от сенатора Кеннета Уэрри из Небраски с просьбой прокомментировать феномен НЛО.

С апреля по июль 1948 года ФБР имело лишь несколько контактов с ВВС по поводу летающих тарелок.

В августе 1956 года ФБР приступило к операции «Коинтелпро».

ФБР, реализуя в 1950-е и 1960-е годы свою контрразведывательную программу Cointelpro, официально направленную на борьбу с внешней враждебной по отношения к США деятельностью, боролось с Ку Клукс Кланом, чёрными националистами и даже противниками войны во Вьетнаме.[11]

1 мая 1970 года ФБР организовало полицейский налет на штаб-квартиру местной секции «Черных пантер» в Балтиморе.

В марте 1978 года ФБР начало операцию называемую Abscam, первоначально, чтобы расследовать факты похищения и подделки предметов искусства.

С 1982 года ФБР становится головным органом по борьбе с терроризмом на территории США.

С 1983 года ФБР подозревало Топаляна в причастности к террористической деятельности.

Осенью 1985 года ФБР и ЦРУ разработали программу под кодовым названием «Ухаживание» с целью вербовки агентов из состава сотрудников посольства СССР.

7 мая 1990 года ФБР перешло в наступление на компьютерный андеграунд.

16 декабря 1994 года ФБР в Сан-Франциско арестовало Халифу в Морган Хиллз (недалеко от дома Али Мохамеда).

7 июня 1999 года ФБР поместило Усаму Бен Ладена в список «Десяти наиболее разыскиваемых преступников».

В самый канун нового 2003 года ФБР удалось-таки «прорубить окно» в стене секретности семейства Бонанно.

8 июля 2006 года ФБР сообщило предотвращении плана подрыва автомобильных туннелей под Гудзоном в Нью-Йорке.

В октябре 2008 года ФБР опубликовало ежегодный доклад о состоянии преступности.

В начале 2010 года ФБР поручило Ньюменам первое задание под прикрытием.

В октябре 2010 года ФБР раскрыло группу из 37 россиян и выходцев из СНГ, большинство из которых въехали в США по студенческим визам.

С 2010 года ФБР разыскивает гражданина РФ А. Белана.

До 2012 года ФБР отказывалось переходить на цифровой формат хранения данных.

В феврале 2012 года ФБР рассекретило досье Стива Джобса, признавшись тем самым в сборе компромата на основателя компании Apple.

В марте 2012 года ФБР организовало слежку за Спорышевым.

На 30 июня 2012 года ФБР имеет, в общей сложности, 35 951 сотрудников.

В июне 2013 года ФБР заявило о разгроме хакерского движения Anonymous.

18 мая 2015 года ФБР официально обвинило пассажира в попытке взлома систем управления авиалайнера Boeing 737–800, принадлежащего компании United Airlines.

  1. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  2. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  3. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  4. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  5. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  6. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  7. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  8. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  9. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  10. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
  11. ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

newsruss.ru

Структура ФБР

 

СТРУКТУРА ФБР

Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.

Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается Сенатом. Рекорд Джона Эдгара Гувера, занимавшего этот пост 48 лет, скорее всего, никогда уже не будет превзойден, поскольку в настоящее время срок пребывания в должности директора ограничен 10 годами. В настоящее время директором ФБР является Роберт Мюллер.

В отличие от ЦРУ, у директора ФБР только один заместитель, который замещает своего шефа в случае его отсутствия, болезни и т. п.,  а также помогает ему в руководстве повседневной деятельностью подразделений Бюро (за исключением тех, что подчинены непосредственно директору). До недавнего времени эту должность занимал Томас Пиккард (с 25 июня по 4 сентября 2001 года он исполнял обязанности директора ФБР).

Кроме того, в высшее руководство Бюро входят 14 помощников директора ФБР. 11 из них возглавляют управления ФБР, остальные трое являются начальниками крупнейших офисов - в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Наиболее важные вопросы деятельности ФБР рассматриваются и решаются на заседании исполнительной конференции, которая созывается, как правило, раз в два месяца.

Штаб-квартира ФБР расположена в Вашингтоне. Кроме того, на территории США имеется также 56 региональных (в буквально переводе - "полевых") офисов (плюс офис в Пуэрто-Рико) и около 400 отделений ФБР. В крупнейшем из них - Нью-Йоркском, работают 2000 сотрудников, в том числе 1100 специальных агентов. В 24 городах США имеются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Основную часть структуры ФБР составляют 11 управлений:смотри схему.

Инспекционное управление. Подчинено непосредственно директору ФБР. Занимается надзором за всеми оперативными и вспомогательными подразделениями Бюро, включая региональные офисы, проверяя соблюдение ими законов США и внутренних инструкций ФБР, экономность и обоснованность использования финансовых ресурсов. Также следит за соблюдением дисциплины сотрудниками Бюро и их профессиональной пригодностью. При необходимости проводит дисциплинарные проверки и служебные расследования.

Управление по борьбе с терроризмом. Несмотря на то, что функции головного органа по борьбе с терроризмом на территории США были возложены на ФБР еще в 1982 году, самостоятельное управление, занимающееся этими вопросами, было создано совсем недавно, выделившись из состава управления национальной безопасности в рамках реорганизации, произведенной директором ФБР Луисом Фри. О его создании было объявлено 11 ноября 1999 года, а фактическая деятельность началась с середины декабря того же года.

Управление включает в себя два оперативных подразделения, первое из которых занимается расследованием дел, связанных с международным, а второе - с внутренним терроризмом. Кроме того, в состав управления входят:

Национальный отдел домашней защиты (National Domestic Preparedness Office). Приблизительный аналог нашей Гражданской обороны. Координирует все усилия федеральных служб США, а также служб штатов и местных органов власти, связанные с подготовкой к защите населения в случае инцидентов с применением как обычного оружия, так и оружия массового поражения.

Национальный центр защиты инфраструктуры (National Infrastructure Protection Center). В его задачи входит:

выявлять случаи незаконного использования компьютеров и информационных технологий, ставящие под угрозу безопасность инфраструктуры США, предупреждать об этом соответствующие органы, пресекать их и заниматься их расследованием;

расследовать дела, связанные с хакерами;

оказывать помощь в расследовании дел, касающихся борьбы с терроризмом и внешней контрразведки и при этом связанных с незаконным использованием компьютеров;

предупреждать руководителей служб, отвечающих за национальную безопасность, о тех случаях, когда попытка проникновения в инфраструктуру СШД является не обычным уголовным преступлением, а организованной из-за рубежа компьютерной атакой на Соединенные Штаты;

координировать обучение следователей из государственных и частных структур, занимающихся расследованием компьютерных преступлений.

Управление национальной безопасности (до 1994 года - управление контрразведки). Координирует расследования, связанные с противодействием иностранным разведкам. Также отвечает и за вопросы внутренней безопасности ФБР.

Основную часть управления составляют четыре отдела. Три из них организуют и координируют в масштабах США мероприятия по "разработке" зарубежных учреждений и их персонала с целью выявления разведчиков и лиц из числа американцев и граждан других стран, подозреваемых в связях с зарубежными спецслужбами.

Четвертый отдел поддерживает контакты по вопросам контрразведки с полицией, ЦРУ и другими американскими правительственными ведомствами, а также с полицией и спецслужбами других стран. В отделе имеется специальная секция, руководящая деятельностью представителей ФБР в посольствах США в разных странах мира. Вопросы контрразведывательного характера за пределами США ФБР обычно решает с помощью ЦРУ.

Управление криминальных расследований. Занимается расследованием уголовных преступлений, отнесенных законодательством США к категории федеральных. В первую очередь, это особо опасные преступления против жизни и здоровья граждан, совершенные при отягчающих обстоятельствах, ограбления банков, преступления на воздушном, морском и железнодорожном транспорте, мошеннические действия или вымогательства с использованием государственных документов, печатей, наименований федеральных ведомств и т. п., нарушение законов о приобретении, хранении и применении огнестрельного и холодного оружия.

Другую группу правонарушений, расследование которых входит в компетенцию управления, составляют так называемые "беловоротничковые преступления": присвоение и растрата федеральных средств, включая использование компьютеров для этих целей, присвоение федеральных финансовых средств путем злоупотреблений предоставленными законом льготами и привилегиями, злоупотребление служебным положением в целях наживы, взяточничество, нарушение авторских прав и патентных гарантий, необоснованные притязания на гражданство США и получение незаконным путем американского паспорта или въездной визы и т. п.

В структуре Управления криминальных расследований имеется отдел по борьбе с организованной преступностью, который, в частности, занимается борьбой с рэкетом, выявлением преступлений в сфере азартных игр и лотерей, пресечением подкупа и взяток в спорте и т. д. Именно этому отделу подчинены упомянутые выше специальные подразделения для борьбы с организованной преступностью, имеющиеся в 24 американских городах. Отдел организует взаимодействие в борьбе с организованной преступностью всех федеральных служб, а также правоохранительных органов штатов. Непосредственный розыск и задержание преступников ведут периферийные отделы ФБР в контакте с полицией штатов. На этот же отдел возложены контроль за мероприятиями по розыску и их координация, а также составление ориентировок по организации розыска.

Управление расследовательных служб (Investigative Services Division). Создано в конце 1999 года в рамках реорганизации, произведенной директором Бюро Луисом Фри, включив в себя подразделения, ранее входившие в состав управления национальной безопасности и управления криминальных расследований, такие, как отдел международных операций (International Operations Branch) и центр стратегической оперативной информации (Strategic Information Operations Center).

Управление расследовательных служб призвано ликвидировать разобщенность в действиях структур ФБР. Планируется, что в него будет стекаться информация, добытая различными подразделениями. Кроме того, оно координирует международную деятельность ФБР.

В состав управления входит и созданная в 1995 году Группа экстренного реагирования (Critical Incident Response Group), предназначенная для координации усилий в целях разрешения кризисных ситуаций, в первую очередь связанных с актами терроризма.

Управление служб информации по уголовным преступлениям. Расположено в небольшом городке Кларксберге в Западной Вирджинии. Занимается централизованным сбором и хранением всей информации по уголовным преступлениям, поступающей не только от подразделений ФБР, но и от местных полицейских структур, а также других ведомств, как федерального уровня, так и подчиняющихся властям отдельных штатов. В ведении управления находятся собираемые ФБР досье, а также централизованная картотека отпечатков пальцев.

Кроме того, управление занимается сбором и обработкой криминальной статистики. Каждый год оно публикует открытые статистические сборники, в которых подробно рассказывается об уровне преступности в США и ее динамике, с разбивкой по видам преступлений, штатам, в которых они совершены, социальной, расовой, возрастной принадлежности совершивших их лиц, а также об успехах американских правоохранительных органов -. количестве раскрытых преступлений, арестованных и осужденных преступников и т. п.

Управление информационных ресурсов. В ведении этого подразделения находятся информационные системы ФБР, обеспечивающие централизованный сбор, обработку и использование информации, а также необходимая для их функционирования техническая инфраструктура.

Управление административных служб (до 1999 года •- управление персонала). Насчитывает 870 сотрудников (лето 1998 года). Руководит всеми вопросами, связанными с подбором и расстановкой кадров, рек-рутированием новых сотрудников и т. п,

В состав управления входит также отдел специальной проверки. Его основная задача - проверка лиц, назначаемых на должности в Белом доме, Конгрессе США, Министерстве юстиции и в самом ФБР, связанные с допуском к государственным секретам.

Кроме того, управление занимается вопросами медицинского обслуживания, социального страхования и пенсионного обеспечения сотрудников ФБР, а также их безопасности.

Финансовое управление. Контролирует всю финансовую деятельность ФБР.

Лабораторное управление. В 1997 году на территории Академии ФБР в Квонтико было начато строительство новой лаборатории, взамен старой, располагавшейся в штаб-квартире ФБР. Строительство, на которое было выделено 130 млн. долларов, завершилось летом 2000 года. Новая лаборатория ФБР - одна из крупнейших и наиболее оснащенных криминалистических лабораторий в мире.

Учебное управление. Расположено в Квонтико, штат Вирджиния, где размещается Академия ФБР. Помимо самой Академии, руководит всеми учебными и тренировочными программами Бюро.

Помимо управлений, в структуру ФБР входят:

Отдел генерального советника. Подчинен непосредственно директору ФБР. Является юридическим советником директора и других руководителей Бюро. Следит за соблюдением сотрудниками ФБР Конституции и законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.

Отдел профессиональной ответственности. Занимается расследованием преступлений и серьезных правонарушений, совершенных сотрудниками ФБР. Кроме того, выносит решения по выявленным в ходе расследований фактам нарушения дисциплины. Действует в тесном сотрудничестве с инспекционным управлением.

Отдел обеспечения равных служебных возможностей (Office of Equal Employment Opportunity Affairs). Детище пресловутой "политкорректности", данный отдел следит за тем, чтобы при приеме на работу в ФБР и продвижении по службе не было какой-либо дискриминации: по расовой, религиозной, национальной принадлежности, полу или возрасту, а жёнщины-сотрудницы не подвергались "сексуальным домогательствам" со стороны сослуживцев.

Сегодня во многих мемуарах и работах историков советские органы госбезопасности подвергаются критике за то, что зачастую кандидаты на руководящие должности подбирались там не по критериям профессиональной компетентности, а по принципу политической грамотности. Если это действительно было так, то такая практика, безусловно, заслуживает упрека. Однако вряд ли следует считать лучшей систему подбора и выдвижения кадров, где в качестве едва ли не основного критерия выступает принадлежность к женскому полу или негроидной расе. Как говорится, каждый сходит с ума по своему.

Отдел по связям с общественностью и Конгрессом. Отвечает за работу с органами законодательной власти, средствами массовой информации, а также широкой публикой.

Хотя сфера деятельности ФБР в основном ограничивается территорией США, Бюро располагает также многочисленными представительствами в зарубежных странах, сеть которых постоянно расширяется. Если в 1996 году ФБР имело своих представителей-атташе в 23 государствах, то сегодня таких представительств уже более 40. В том числе и представительство ФБР в Москве, открытое 4 июля 1994 года.

В отличие от большинства других американских спецслужб, бюджет ФБР не засекречен. Так, в 2001 финансовом году (то есть на период с 1 октября 2000 по 30 сентября 2001 года) он составил 3,57 млрд. долларов. Эта цифра более чем в полтора раза превышает бюджет 1995 года, который был равен 2,2 млрд, долларов.

Вместе с резким увеличением финансирования, наблюдающимся в последние годы, растет и численность персонала Бюро. Если в 1995 году в ФБР работало 22 тысячи сотрудников, из них 10 тысяч оперативных работников, то к концу 2000 годарбщее их число возросло до 28 тысяч, а количество оперативников - до 11400. Оперативные работники ФБР традиционно называются "специальными агентами". Этот термин был заимствован у Секретной службы Соединенных Штатов, группа сотрудников которого составила в свое время костяк вновь созданного Бюро расследований - нынешнего ФБР.

В качестве учебных центров для подготовки своих кадров ФБР имеет академию в городе Квонтико, штат Вирджиния Академия ФБР была открыта в 1972 году. До ее создания подготовка сотрудников ФБР велась на курсах, располагавшихся вблизи Вашингтона.

Срок обучения в Академии составляет 11 недель, принимаемые в нее слушатели уже должны иметь высшее образование. За год через Академию проходит четыре потока слушателей. Ежегодно выпускниками Академии становятся около 1000 сотрудников ФБР и до 120 слушателей из других, прежде всего латиноамериканских, государств, обучение которых ведется в рамках международного сотрудничества ФБР. Кроме того, на ее базе организована подготовка кадров для местных полицейских служб США.

Программа обучения специальных агентов весьма интенсивна и включает в Себя примерно 700 учебных часов, посвященных как теоретическим дисциплинам, так и занятиям по огневой и физической подготовке. Кроме того, с учащимися Академии ведется и идеологическая работа. Разумеется, основы марксистско-ленинской философии им не преподают. Вместо этого начиная с лета 2000 года в программу их подготовки введен обязательный курс истории Холокоста, включающий в себя посещение Американского мемориального музея Холокоста. По мнению руководства, это поможет будущим агентам ФБР "оценить моральную сторону их профессии".

Что касается обучения представителей иностранных государств, то оно ведется не только в самой Академии ФБР в Квонтико, но и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд).

После ликвидации Варшавского договора и последующего развала Советского Союза в Восточной Европе образовался политический вакуум. Однако, как справедливо заметил еще Аристотель, природа не терпит пустоты, и этот вакуум был немедленно заполнен Соединенными Штатами. В том числе и по линии спецслужб. С начала 90-х годов страны Восточной Европы и СНГ стали полем активной деятельности ФБР. Вновь открывшиеся представительства ФБР начали регулярно организовывать разного рода "учебные мероприятия" для сотрудников правоохранительных органов этих стран. Для придания этой деятельности систематического характера в апреле 1995 года в Будапеште был открыт Восточноевропейский филиал Академии ФБР.

Срок обучения в филиале составляет 8 недель, в течение года через него проходит 5 потоков слушателей. По свидетельству обучавшихся там сотрудников российского МВД, в целом процесс обучения нельзя назвать "новым словом в оперативно-розыскной деятельности", тем более, что сами преподаватели слабо представляют особенности стран, в которых предстоит работать их выпускникам.. Однако, как известно, в монастырской трапезе главное не пища, а текущие за столом душеспасительные беседы. Так и руководство ФБР, приглашающее на учебу коллег из Восточной Европы и СНГ, справедливо полагает главным не повышение их профессиональной квалификации, а приобретение агентов американского влияния. И поэтому денег не жалеет: в 1996 году Конгресс США выделил ФБР 12 миллионов долларов на проведение операций в России.

 

orgcrime.narod.ru

Спецслужбы США. Содержание - Структура ФБР

В том же 1975 году Эйджи опубликовал статью в выходящем в США журнале «Контрразведчик» («Counter-Spy»). Этот журнал издавался с 1973 года группой «Пятое сословие». Ее участники выступали против интервенции США во Вьетнаме, а после окончания Вьетнамской войны перешли к разоблачению подрывной деятельности ЦРУ. В своей статье Эйджи призвал к повсеместной «нейтрализации» сотрудников и агентов Центрального разведывательного управления. В материале среди прочих упоминался некий Ричард Уэлч (Richard Welch) – бывший резидент ЦРУ в Перу.

25 ноября того же года выходящая в Афинах на английском языке газета «Атенз ньюс» опубликовала статью, озаглавленную «Греческий комитет раскрывает угрозу ЦРУ в Афинах» (полный ее текст – см. Приложение). В ней перечислялся ряд работавших на тот момент в Греции сотрудников американской разведки с указанием их домашних адресов и телефонов, в том числе и резидент ЦРУ в Греции Ричард Уэлч, действовавший под прикрытием должности помощника посла США по специальным поручениям. 23 декабря Ричард Уэлч был застрелен возле своего дома боевиками греческой террористической организации «17 ноября».

Хотя статья в «Атенз ньюс» ни словом не ссылалась на публикацию в «Контрразведчике», а то, что Уэлч сотрудник ЦРУ, отнюдь не было секретом, американские власти использовали историю с его убийством как предлог для организации травли Эйджи. В ноябре 1976 года министр внутренних дел Великобритании распорядился выдворить его из страны. После безуспешной попытки оспорить это решение в судебном порядке, в начале июня 1977 года Эйджи вынужден был покинуть Англию. В августе того же года он был выдворен из Франции, в ноябре – из Голландии, наконец, накануне Рождества, направляясь в Гамбург, он был арестован пограничной охраной ФРГ, а на следующий день выдворен и из этой страны. Разумеется, всякий раз правительство США заявляло, что не имеет к этому никакого отношения.

В 1978 году совместно с американским журналистом Луисом Вулфом Эйджи публикует новую книгу разоблачений – «Dirty Work: The CIA in Western Europe» (русскоязычное издание: Грязная работа ЦРУ в Западной Европе: Сб. материалов / Сост. Ф. Эйджи и Л. Вулф. М.: Воениздат, 1982). В ней он назвал свыше 800 фамилий сотрудников и агентов ЦРУ.

Реакция властей США не заставила себя ждать. В 1979 году Государственный департамент лишил Эйджи американского гражданства. Последний попытался оспорить это решение в суде. Он смог выиграть два суда низшей инстанции, однако в 1981 году Верховный суд принял окончательное решение в пользу Госдепартамента. А в 1982 году Конгресс США принял закон, вводящий уголовную ответственность за разглашение фамилий лиц, сотрудничающих с американскими спецслужбами.

Тем не менее, когда в 1987 году Эйджи въехал в США через Канаду с никарагуанским паспортом, американские власти не решились его арестовать. Причиной его поездки на родину стала подготовка издания новой книги «На ходу» («On the Run»).

В настоящее время Филип Эйджи живет на Кубе. Согласно сообщению агентства РИА «Новости», в феврале 2000 года он основал там туристическую фирму «Кубалинда» («Красавица Куба»). Правда, соотечественникам Эйджи пока сложно попасть на «остров Свободы» из-за продолжающейся экономической блокады, которая предполагает также запрет на все частные поездки туда. Однако «Кубалинда» как раз и призвана им в этом помочь, оформляя маршруты следования через третьи страны. 

Федеральное бюро расследований (ФБР)

(FEDERAL BUREAU OF INVESTIGATION)

Федеральное бюро расследований (ФБР) – подразделение Министерства юстиции США, подчиняющееся непосредственно главе этого ведомства, который одновременно является генеральным прокурором США. Оно сочетает в себе функции контрразведки, политической полиции и уголовного розыска. В этом отношении ФБР занимает уникальное место среди спецслужб мира. Его можно сравнить только с возглавлявшимся Генрихом Гиммлером РСХА, которое также совмещало борьбу с внешними и внутренними врагами Рейха с расследованием чисто уголовных преступлений.

В соответствии с этими функциями ФБР осуществляет деятельность в трех направлениях:

• обеспечение национальной безопасности,

• обеспечение внутренней безопасности,

• борьба с уголовной преступностью.

В интересах обеспечения национальной безопасности на ФБР возложены функции главной контрразведывательной службы США, которые регулируются Исполнительным приказом президента США № 12333 от 4 декабря 1981 года. Следует отметить, что ФБР не обладает монополией на контрразведывательную деятельность. Контрразведкой занимается и ряд других американских спецслужб, из которых в первую очередь следует назвать ЦРУ.

Под обеспечением внутренней безопасности подразумевается борьба с «внутренними врагами» США, то есть с лицами и организациями, ставящими целью свержение американского правительства, нанесение ущерба интересам Соединенных Штатов, нарушение конституционных прав американских граждан. В рамках этой задачи начиная с 1936 года ФБР занимается так называемой внутренней разведкой, собирая сведения о деятельности экстремистских организаций как правого, так и левого толка, с тем, чтобы определить степень их опасности для политической системы США и установить, в какой мере они связаны с иностранными державами.

Как водится, борясь с «неблагонадежным элементом», покушающимся на конституционные права американских граждан, сами сотрудники ФБР частенько нарушают эти права. В качестве наиболее вопиющих примеров такой незаконной практики ФБРовцев можно привести негласные обыски в офисах ряда общественных и национальных организаций, широко осуществлявшиеся в 50-е – 60-е годы.

С 1982 года ФБР становится головным органом по борьбе с терроризмом на территории США, а с 1984 года ФБР поручено расследование всех террористических актов, жертвами которых становятся американцы за пределами США.

Третье направление деятельности ФБР – борьба с уголовной преступностью. Поскольку компетенция американских полицейских структур ограничена пределами штатов, ФБР фактически выполняет роль общефедеральной полиции, расследуя преступления, совершенные на территории нескольких штатов, а также около 250 видов преступлений, отнесенных к категории «федеральных» (ограбления банков, похищение людей, использование взрывных устройств, покушения на президента и высших должностных лиц США, наркобизнес и т. д.)

Структура ФБР

Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.

Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается Сенатом. Рекорд Джона Эдгара Гувера, занимавшего этот пост 48 лет, скорее всего, никогда уже не будет превзойден, поскольку в настоящее время срок пребывания в должности директора ограничен 10 годами. В настоящее время директором ФБР является Роберт Мюллер.

В отличие от ЦРУ, у директора ФБР только один заместитель, который замещает своего шефа в случае его отсутствия, болезни и т. п., а также помогает ему в руководстве повседневной деятельностью подразделений Бюро (за исключением тех, что подчинены непосредственно директору). До недавнего времени эту должность занимал Томас Пиккард (с 25 июня по 4 сентября 2001 года он исполнял обязанности директора ФБР). Однако буквально в последний момент перед сдачей этой книги в печать было официально объявлено о его отставке, предстоящей в конце ноября 2001 года.

Кроме того, в высшее руководство Бюро входят 14 помощников директора ФБР. 11 из них возглавляют управления ФБР, остальные трое являются начальниками крупнейших офисов – в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Наиболее важные вопросы деятельности ФБР рассматриваются и решаются на заседании исполнительной конференции, которая созывается, как правило, раз в два месяца.

www.booklot.org

Структура СС США. Спецслужбы США

Структура СС США

Организационно Секретная служба США входит в состав Министерства финансов, возглавляющий ее директор подчинен министру финансов. Штаб-квартира СС США, а также основная часть подразделений охраны расположены в Вашингтоне.

Название крупнейшей структуры СС США – Secret Service Uniformed Division – довольно сложно перевести на русский язык. Дословно оно означает «Обмундированное подразделение Секретной службы». В русскоязычных публикациях его иногда называют «Подразделением охраны объектов».

В отличие от специальных агентов СС, которые работают в штатском, сотрудники этого подразделения носят форму, похожую на полицейскую. Именно их можно увидеть патрулирующими окрестности Белого дома. Подразделение охраняет всех перечисленных выше лиц, за чью безопасность отвечает Секретная служба, а также Белый дом, президентские резиденции за пределами столицы, здание администрации президента, резиденцию вице-президента, здания Министерства финансов и представительства иностранных государств в США.

При этом те лица, чья безопасность обеспечивается на постоянной основе – президент, вице-президент, члены их семей и т. д. – имеют закрепленную за ними охрану. Те же персоны, которые подлежат охране СС США лишь в течение определенного периода – например, прибывшие с визитом иностранные деятели – охраняются временно прикрепленными специальными агентами из региональных отделений.

Непосредственную охрану президента и его семьи обеспечивает специальное подразделение личной охраны президента (Presidential Protective Division). При выездах президента за пределы Белого дома состав охраны усиливается за счет членов антиштурмовой группы, которая была создана в конце 1970-х гг. на правах отдельного подразделения Секретной службы, а в 1992 г. вошла в состав подразделения личной охраны главы государства. Задача этой группы заключается в том, чтобы отразить нападение или связать нападавших боем и дать возможность специальным агентам эвакуировать президента в безопасное место.

Кроме того, в составе «Подразделения охраны» имеется ряд других специализированных групп, например, команда по борьбе со снайперами.

На вооружении охранников находятся швейцарские пистолеты «Зиг Зауэр» P229 (калибр 9 мм), помповые ружья «Ремингтон» Model 870, а также пистолеты-пулеметы – израильские «Узи» и германские MP-5 фирмы «Хеклер-Кох»).

Расследованием преступлений в области финансов занимаются два специализированных подразделения Секретной службы. При этом одно из них полностью сосредоточено на борьбе с фальшивомонетчиками. Оно расследует все преступления, связанные с подделкой денежных знаков, чеков Министерства финансов, продовольственных купонов Министерства сельского хозяйства, которые распространяются по специальной программе поддержки малоимущих семей, а также почтовых марок. Свою работу эти подразделения проводят в тесном взаимодействии с другими федеральными и местными правоохранительными органами.

Развитие систем телекоммуникаций и связи, компьютерных технологий в финансовом деле привело к росту преступлений в этой области. По данным СС США, ежегодные убытки от использования фальшивых кредитных карточек составляют несколько миллиардов долларов. Только в 1996 г. Секретной службой было арестовано 2429 человек в ходе расследований преступлений, связанных с использованием фальшивых или похищенных кредитных карточек. К этому можно добавить 556 человек арестованных за незаконное использование телекоммуникаций, а также 1102 человека, арестованных за мошенничество при проведении различных правительственных финансовых программ.

Помимо центральных структур, Секретная служба имеет 118 региональных офисов по всей территории США, а также отделения за границей: в Берлине и Бонне (Германия), Лондоне (Великобритания), Париже (Франция), Риме и Милане (Италия), Оттаве, Монреале и Ванкувере (Канада), Москве (Россия), Сянгане (Китай), Бангкоке (Таиланд), Боготе (Колумбия), Маниле (Филиппины), Никосии (Кипр), Сан-Хуане (Пуэрто-Рико).

Численность сотрудников СС США составляет около 5 тысяч человек. Из них примерно 2100 являются специальными агентами, 1200 служат в «Подразделении охраны» и 1700 представляют собой технический, административный и прочий вспомогательный персонал.

В чем разница между специальным агентом и бойцом «Подразделения охраны»? Первый из них может как выполнять расследования, так и нести охранные функции, в то время как задача второго – только охрана. Соответственно, различны и требования, предъявляемые к желающим занять эти вакансии. Если претендующий на должность специального агента должен обязательно иметь степень бакалавра (то есть получить 4-летнее высшее образование) и сдать экзамен, то поступающему на службу в «Подразделение охраны» достаточно иметь среднее образование и сдать письменный тест.

Прочие требования к будущим сотрудникам Секретной службы одинаковы: это должны быть граждане США в возрасте от 21 до 37 лет, годные по состоянию здоровья и прошедшие проверку на благонадежность (в том числе и проверку на полиграфе – «детекторе лжи»).

Прошедшие отбор кандидаты направляются на курс начальной подготовки в учебный центр федеральных правоохранительных органов (Federal Law Enforcement Training Center), располагающийся в Глинко, штат Джорджия. Там они в течение 9 недель проходят курс начальной подготовки. После этого специальные агенты продолжают свое обучение на 11-недельных курсах в Академии Секретной службы в Белтсвиле (штат Мэриленд), а сотрудники «Подразделения охраны» – в учебном центре Секретной службы в Вашингтоне.

Дальнейшая карьера специальных агентов обычно складывается так. Первые 6–8 лет они служат в каком-либо полевом офисе. Затем в течение 3–5 лет они работают в охранных структурах. И наконец, следующие 2–4 года служат в штаб-квартире СС. Получив, таким образом, разносторонний опыт, они получают назначение на руководящие посты в полевых офисах, штаб-квартире, учебном центре и т. п. Типичной в этом отношении является карьера нынешнего директора СС США Брайана Стаффорда.

С целью повышения качества отбора будущих сотрудников Секретная служба США осуществляет специальную программу по привлечению к работе на технических и административных должностях студентов высших учебных заведений и школьников старших классов средних школ на условиях неполного рабочего дня.

Следует заметить, что служба в рядах СС США сопряжена с известным риском. Так, в 1999 году при исполнении своих обязанностей был убит 31 сотрудник Секретной службы. Для сравнения: ежегодные потери имеющего в шесть раз больший штат ФБР составляют 60–70 человек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Структура СС США. ЦРУ и другие спецслужбы США

Структура СС США

Вплоть до недавнего времени Секретная служба США входила в состав Министерства финансов, а возглавляющий её начальник (Chief) (с 1965 г. — директор) был подчинён министру финансов. Однако с 1 марта 2003 г. она находится в составе Министерства внутренней безопасности.

Штаб-квартира СС США, а также основная часть подразделений охраны расположены в Вашингтоне.

Крупнейшая из структур СС США — Secret Service Uniformed Division — в дословном переводе «Обмундированное подразделение Секретной службы». В русскоязычных публикациях его иногда называют «Подразделением охраны объектов».

В отличие от специальных агентов СС, которые работают в штатском, сотрудники этого подразделения носят форму, похожую на полицейскую. Именно их можно увидеть патрулирующими окрестности Белого дома. Подразделение охраняет всех перечисленных выше лиц, за чью безопасность отвечает Секретная служба, а также Белый дом, президентские резиденции за пределами столицы, здание администрации президента, резиденцию вице-президента, здания Министерства финансов и представительства иностранных государств в США.

При этом те лица, чья безопасность обеспечивается на постоянной основе — президент, вице-президент, члены их семей и т. д. — имеют закреплённую за ними охрану. Те же персоны, которые подлежат охране СС США лишь в течение определённого периода — например, прибывшие с визитом иностранные деятели — охраняются временно прикреплёнными специальными агентами из региональных отделений.

Непосредственную охрану президента и его семьи обеспечивает специальное подразделение личной охраны президента (Presidential Protective Division). При выездах президента за пределы Белого дома состав охраны усиливается за счёт членов антиштурмовой группы, которая была создана в конце 1970-х гг. на правах отдельного подразделения Секретной службы, а в 1992 г. вошла в состав подразделения личной охраны главы государства. Задача этой группы заключается в том, чтобы отразить нападение или связать нападавших боем и дать возможность специальным агентам эвакуировать президента в безопасное место.

Кроме того, в составе Подразделения охраны имеется ряд других специализированных групп, например, команда по борьбе со снайперами.

На вооружении охранников находятся швейцарские пистолеты «Зиг Зауэр» P229 (калибр 9 мм), помповые ружья «Ремингтон» Model 870, а также пистолеты-пулемёты — израильские «Узи» и германские MP-5 фирмы «Хеклер-Кох».

Расследованием преступлений в области финансов занимаются два специализированных подразделения Секретной службы. При этом одно из них полностью сосредоточено на борьбе с фальшивомонетчиками. Оно расследует все преступления, связанные с подделкой денежных знаков, чеков Министерства финансов, продовольственных купонов Министерства сельского хозяйства, которые распространяются по специальной программе поддержки малоимущих семей, а также почтовых марок. Свою работу эти подразделения проводят в тесном взаимодействии с другими федеральными и местными правоохранительными органами.

Развитие систем телекоммуникаций и связи, компьютерных технологий в финансовом деле привело к росту преступлений в этой области. По данным СС США, ежегодные убытки от использования фальшивых кредитных карточек составляют несколько миллиардов долларов. Только в 1996 г. Секретной службой было арестовано 2429 человек в ходе расследований преступлений, связанных с использованием фальшивых или похищенных кредитных карточек. К этому можно добавить 556 человек, арестованных за незаконное использование телекоммуникаций, а также 1102 человека, арестованных за мошенничество при проведении различных правительственных финансовых программ.

Помимо центральных структур, Секретная служба имеет 136 региональных офиса по всей территории США, а также 19 отделений за границей: в Бразилии (Бразилиа), Болгарии (София), Канаде (Монреаль, Оттава, Торонто, Ванкувер), Колумбии (Богота), Китае (Гонконг), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне), Италии (Рим), Мексике (Мехико), Нидерландах (Гаага), Румынии (Бухарест), России (Москва), ЮАР (Претория), Испании (Мадрид), Таиланде (Бангкок) и Великобритании (Лондон)

В 2002 финансовом году бюджет СС США составил 857 млн долларов, в 2010 финансовом году — 1483 млн долларов.

Численность сотрудников СС США на 2010 год составляет около 6,6 тысяч человек. Из них примерно 3200 являются специальными агентами, 1300 служат в Подразделении охраны, остальные занимают технические, административные и другие вспомогательные должности.

В чём разница между специальным агентом и бойцом Подразделения охраны? Первый из них может как выполнять расследования, так и нести охранные функции, в то время как задача второго — только охрана. Соответственно, различны и требования, предъявляемые к желающим занять эти вакансии. Если претендующий на должность специального агента должен обязательно иметь степень бакалавра (то есть получить 4-летнее высшее образование) и сдать экзамен, то поступающему на службу в Подразделение охраны достаточно иметь среднее образование и сдать письменный тест.

Прочие требования к будущим сотрудникам Секретной службы одинаковы: это должны быть граждане США в возрасте от 21 до 37 лет, годные по состоянию здоровья и прошедшие проверку на благонадёжность (в том числе и проверку на полиграфе — «детекторе лжи»).

Прошедшие отбор кандидаты направляются на курс начальной подготовки в Учебный центр федеральных правоохранительных органов (Federal Law Enforcement Training Center), располагающийся в Глинко, штат Джорджия. Там они в течение 9 недель проходят курс начальной подготовки. После этого специальные агенты продолжают своё обучение на 11-недельных курсах в Академии Секретной службы в Белтсвиле (штат Мэриленд), а сотрудники Подразделения охраны — в учебном центре Секретной службы в Вашингтоне.

Дальнейшая карьера специальных агентов обычно складывается так. Первые 6–8 лет они служат в каком-либо полевом офисе. Затем в течение 3–5 лет они работают в охранных структурах. И наконец, следующие 2–4 года служат в штаб-квартире СС. Получив, таким образом, разносторонний опыт, они получают назначение на руководящие посты в полевых офисах, штаб-квартире, учебном центре и т. п. Типичной в этом отношении является карьера предыдущего директора СС США Брайана Стаффорда.

С целью повышения качества отбора будущих сотрудников Секретная служба США осуществляет специальную программу по привлечению к работе на технических и административных должностях студентов высших учебных заведений и школьников старших классов средних школ на условиях неполного рабочего дня.

Следует заметить, что служба в рядах СС США сопряжена с известным риском. Так, в 1999 г. при исполнении своих обязанностей был убит 31 сотрудник Секретной службы. Для сравнения: ежегодные потери имеющего в шесть раз больший штат ФБР составляют 60–70 человек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о