Спрут бмд – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Содержание

Боевые машины на базе БМД-3 (Часть 2) «Спрут» » Военное обозрение

История самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.


К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) — производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983—1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить — не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно — с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва — не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним — МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления — соответственно, справа и слева от механика-водителя.


Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия — 6000 мм, масса орудия — 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР — полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость — 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность — 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое — до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия — подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали — от -5 до +15°, при повороте на корму — от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.



СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С — 1х, 4х и 8х, ночного — 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от оружия массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо — заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра — 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100—500 (рабочий — 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360'
- по вертикали вперед.....................От -5'до +15'
- по вертикали назад (на корму)......От-3'до+17'

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 — в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40')
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70—71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47—49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 — летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) — двух. Высота десантирования над площадкой приземления — от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении — 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.


topwar.ru

Противотанковая САУ 2С25 «Спрут-СД»: фото, видео, характеристики


2С25 «Спрут-СД» (по индексу ГАБТУ — объект 952) – это самоходная авиадесантная противотанковая пушка производства СССР, и, впоследствии, РФ. Разработка произведена ОКБ-9 (Екатеринбург) и в КБ Волгоградского тракторного завода. При этом научное руководство осуществлял ЦНИИ Точного машиностроения (Климовск). Функционал 2С25 «Спрут-СД» заключается в борьбе с бронетехникой, танками и военнослужащими противника в составе подразделений морской пехоты, ВДВ и спецвойск.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История создания

3.1 Предпосылки к созданию

3.2 Предварительные проработки

3.3 Испытания и принятие на вооружение

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

4.2 Бронирование

4.3 Вооружение

4.4 Подвижность

4.5 Остальные параметры

5. Серийное производство и модификации

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания

3.1 Предпосылки к созданию

К концу 60-х годов Советская армия располагала легкими танками ПТ-76. Ими в большинстве своем распоряжались линейные части морской пехоты и разведывательные подразделения сухопутных войск. Когда в 1966 году на вооружение была принята БМП-1, необходимость дальнейшей эксплуатации ПТ-76 стала неочевидной, но имелись мнения, что нельзя просто так отказываться  от техники этого класса. К тому же такой вид вооружения, как плавающий легкий танк, отлично себя показал во время арабо-израильских конфликтов. По этой причине в восьмилетний план опытно-конструкторских научно-исследовательских работ вошла разработка такого плавающего легкого танка, который стал бы лучше, чем ПТ-76Б и его аналоги в зарубежных государствах. До 1980-х годов произошла разработка нескольких вариантов танка, включая «Объект 934». В начале 1980 года работы по новому легкому танку были свернуты, из-за старта работ по БМП «Объект 688».

 

К середине соответствующего десятилетия, государства, входящие в блок NATO, начали вооружаться танками М1, М60А3, Челленджер и Леопард 2. Советская армия же была вооружена БТР-РД «Робот» и БМД-1, более слабыми по отношению к западным моделям. Тогда же благодаря началу эксплуатации самолетов Ил-76, значительно выросли возможности советской военно-транспортной авиации. Максимальная грузоподъемность стала 40 тонн, а десантируемый груз – 20 тонн. Так как военно-десантные войска смогли производить более тяжелые боевые машины с одновременным повышением огневой мощи и защищенности, то возможности модернизации шасси типа БТР-Д и БМД-1 зашли в тупик.

 

3.2 Предварительные проработки

В 1982 году ЦНИИ «Точного машиностроения» сделал научно-исследовательскую работу на тему создания противотанковой самоходной пушки легкой категории по массе, калибра 125 мм. В следующем году вышел нормативно-правовой акт, где говорилось о необходимости выполнения предварительных работ по оценке возможности разработки противотанковой самоходной пушки на основе агрегатов и узлов перспективной БМД.

 

Шасси было взято от «Объекта 934». В 1983 году состоялась передача одного из трех его опытных образцов в ЦНИИ «Точного машиностроения», и затем, в течение года там изготавливался макет самоходной авиадесантной противотанковой пушки калибра 125 мм. Он был выполнен по башенной классической схеме, но еще были такие варианты, как с вынесенным вооружением и рубочный. В 1984 году прошли опытные стрельбы, которые показали, что по кучности новое оружие также хорошо, как и танки, а нагрузки, воздействовавшие на корпус и экипаж, были в норме. Эти проработки составили базу опытно-конструкторских работ, которым было присвоено название «Спрут-СД», по индексу ГРАУ – 2С25.

 

3.3 Испытания и принятие на вооружение

В том же году произошло утверждение тактико-технического задания. В следующем году стартовали работы над разработкой пушки. В начале 1986 года началась разработка средств десантирования. В 1990-1991 годах прошли госиспытания пушки. При этом  средства десантирования их не прошли. Были выявлены их очень высокая цена производства, проблемы в использовании и неудобное устройство кассетного блока парашютно-реактивного двигателя. Поэтому в 1994 году эти средства десантирования были отменены, а взамен стартовали разработки бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС». В 2001 году прошли дополнительные испытания. Наконец, через 5 лет, пушка вошла в вооружение армии РФ.

 

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 708,5
  • Длина с пушкой вперёд, см: 977
  • Ширина корпуса, см: 315,2
  • Высота, см: 305
  • База, см: 422,5
  • Колея, см: 274,4
  • Клиренс, см: 10…50.

 

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противопульная.

 

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: 2А75, калибр 125 мм
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: 40
  • Углы ВН, град.: -5…+15
  • Углы ГН, град.: 360
  • Прицелы: ТО1-КО1Р, 1А40-1М, 1К13-3С
  • Пулемёты: ПКТМ, калибр 7,62 мм.

 

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 2В-06-2С
  • Мощность двигателя, л. с.: 510
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50, вплавь — 9
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 350
  • Удельная мощность, л. с./т: 28,3
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36—0,53
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемая стенка, см: 80
  • Преодолеваемый ров, см: 280
  • Преодолеваемый брод: плавает.

 

4.5 Остальные параметры

  • Классификация: противотанковая самоходная пушка
  • Боевая масса, кг: 18000
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3

 

5. Серийное производство и модификации

Кроме самоходной артиллерийской установки «Спрут-СД», предназначающейся для военно-десантных войск, велись разработки и противотанковой самоходной пушки «Спрут-ССВ» калибра 125 мм, для использования сухопутными войсками. У нее нет возможностей десантирования, а базовым шасси стала разработка под названием «Планер» (КБ Харьковского транспортного завода), произведенная в целях замены в сухопутных войсках гусеничных тягачей МТ-Лбу и МТ-ЛБ. Но проект «Спрут-ССВ» остановился в развитии после создания и испытаний опытных образцов.

 

Серийный выпуск СПТП 2С25 был открыт до взятия на вооружение, в 2005 году, на Волгоградском тракторном заводе и длился 5 лет. Затем он был остановлен, в целях модернизации САУ «Спрут-СД». Ей присвоили обозначение 2С25М. Была сделана унификация с БМД-4М по трансмиссии, двигателю и ходовой части. Также впоследствии будет усовершенствован прицельный комплекс. После того, как эта модернизация завершится, выпуск САУ «Спрут-СД» будет возобновлен.


contract-army.ru

СД | Военное оружие и армии Мира

В 1980-е годы в разных странах, включая СССР, занялись легкими авиатранспортабельными самоходными орудиями, аналогичными по мощности пушкам основных боевых танков.

Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в начале 1980-х годов, показал, в частности, что эффективность имевшихся в Воздушно-десантных войсках противотанковых средств недостаточна для борьбы станками противника.

НАЧАЛО РАБОТ

В 1983-1984 годах ЦНИИ точного машиностроения в рамках научно-исследовательской работы изготовил экспериментальный образец 125-мм пушки на шасси опытного легкого танка «объект 934», созданного ранее на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ). Были обоснованы возможность создания орудия, а также состав приборного комплекса системы управления огнем. Решение СМ СССР от 20 июня 1985 года задавало разработку 125-мм самоходной противотанковой пушки. Предусматривалась унификация шасси с перспективной боевой машиной десанта «Бахча» (БМД-3). Опытно-конструкторская работа получила шифр «Спрут-СД». ГРАУ присвоило системе индекс 2С25, ГБТУ — «объект 952». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ, на ЦНИИТОЧМАШ и ВНИИТРАНСМАШ была возложена научно-техническая координация. В работе участвовали ОКБ-9 УЗТМ, ЦКБ ПО «Красногорский завод», ЦКБ «Пеленг», ВНИИ «Сигнал», тульское КБ Приборостроения, Волгоградский судостроительный завод, НИМИ. Задание на разработку средств десантирования выдано в феврале 1986 года Московскому агрегатному заводу «Универсал».

ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ

Установка 125-мм пушки, созданной для танка массой около 40 т, на машину массой не более 18 т (ограничение связано с возможностью десантирования из военно-транспортного самолета типа Ил-76) требовала ряда особых решений, В частности, была увеличена длина отката орудия. Очень кстати оказалась гидропневматическая подвеска базового шасси — прежде, чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц (машина «приседает»).

«Перестройка» и развал экономики страны задержали работы на много лет. Наконец, Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 года 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. ВгТЗ начал производство серийной партии для поставки в воздушно-десантные и воздушно-штурмовые части.

Отработка средств десантирования еще продолжалась, В марте — августе 2010 года проведены сбрасывания СПТП в составе парашютного десанта на площадки «Кислово» под Псковом и «Будихино» под Костромой.

УСТРОЙСТВО «СПРУТА-СД»

Для СПТП изначально была выбрана классическая схема компоновки с установкой орудия в обитаемой вращающейся башне, размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, а отделения управления — в передней части корпуса. 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 производства ОАО «Завод № 9» имеет полуавтоматический клиновый затвор, гальваноударный спусковой механизм, эжектор, термозащитный кожух. Длина отката пушки — 740 мм. Автомат заряжания конвейерного типа позволил ограничить экипаж тремя бойцами. Система управления огнем включает лазерный дальномер, цифровой баллистический вычислитель, двухплоскостной стабилизатор вооружения. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания 125-мм танковых пушек — с оперенными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами. Также используется комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с управляемыми ракетами 9М119, 9М119М с полуавтоматическим наведением по лазерному лучу.

Корпус и башня выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. Имеется система пуска дымовых гранат.

Четырехтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 2В06-2С сблокирован с гидромеханической трансмиссией. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота, обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода. Удельная мощность двигателя 28,3 л. с./т в сочетании с гидропневматической подвеской семиопорной ходовой части обеспечивает машине высокие ходовые характеристики. Гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс в диапазоне от 100 до 500 мм с места механика-водителя. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. При волнении до трех баллов машина может вести на плаву прицельный огонь по береговым целям в переднем секторе ±30°.

СУДЬБА «СПРУТА-СД»

Компании «ВГТЗ» была задана работа по модернизации СПТП. Первый опытный образец «Спрут-СДМ-1» был собран к середине 2015 года, окончание опытно-конструкторской работы ожидается к 2017 году. В связи с переносом производства боевых машин десанта из Волгограда в Курган и переводом «семейства» бронемашин для ВДВ на шасси «Курганмашзавода», встал вопрос о смене шасси для СПТП. ОАО «Курганмашзавод» уже представило вариант 125-мм СПТП на шасси, унифицированном с БМД-4М.