Система пво оса – Зенитный ракетный комплекс «Оса» — история создания (часть 3) Военно-патриотический сайт «Отвага»

Содержание

ЗРК Оса, тактико-технические характеристики зенитного ракетного комплекса, АМК

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса» является автоматизированным средством ПВО, предназначенным для отражения воздушных угроз на малых дальностях. Его тактико-технические характеристики способны обеспечить прикрытие от воздушных ударов танковой или мотострелковой дивизии. Ракетный комплекс может действовать как в процессе боя, так и на марше.

Создание ЗРК «Оса» в 60-х годах 20 века было обусловлено тем, что авиация, избегая огня зенитных управляемых ракет, старалась атаковать на сверхмалых высотах. В связи с этим ЗРК, которые существовали в те годы, оказались практически бесполезными. Хотя их ТТХ прекрасно подходили для борьбы с высоколетящими целями, для низколетящих целей они практически не представляли опасности.

Так как новая тактика нападения авиации распространилась по всему миру, военные ведомства многих развитых стран пытались решить задачи по проектированию новых зенитно-ракетных комплексов, которые могли бы эффективно бороться именно с низколетящими целями. Технический уровень развития даже такого мощного государства, как США, не позволял создать ЗРК, который мог бы эффективно бороться с низколетящими целями, но советские конструкторы в очередной раз совершили резкий рывок вперёд в гонке вооружений.

История создания ЗРК «Оса»

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 27.10.1960 года, работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса были начаты в том же 1960 году. Ответственным за разработку был назначен НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Во главе процесса разработки был поставлен Тарановский, которого вскоре сменил Косичкин.

До сих пор перед советскими конструкторами никогда не ставили сложную задачу по разработке полностью автономного зенитно-ракетного комплекса. Согласно плану, новая система ЗРК должна была совместить на одной базе следующие устройства:

  1. Средства обнаружения и сопровождения воздушных целей;
  2. Пусковое устройство, способное к запуску зенитной управляемой ракеты;
  3. Средства топографии;
  4. Средства навигации;
  5. Независимые источники электроснабжения.

В довершение ко всему, новый зенитно-ракетный комплекс должен был быть ещё и плавучим. После нескольких попыток разработки стало ясно, что одному НИИ-20 с подобной задачей не справиться. Именно по этой причине разработка ЗРК было доверена целому ряду НИИ и конструкторских бюро:

  • НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике, как уже было сказано выше, назначался ответственным за весь проект. Кроме этого, данное НИИ отвечало за разработку боевой машины;
  • Конструкторское бюро №82 машиностроительного завода по авиационной технике было назначено ответственным за разработку и испытания зенитной управляемой ракетой. Главным конструктором, ответственным за ракету, стал А. Потопалов;
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за разработку всей системы электропитания ЗРК;
  • Самоходное шасси должен был разработать Кутаисский автомобильный завод.

Параллельно с разработкой самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса» разрабатывался аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М», основным предназначением которого являлась защита кораблей военно-морского флота от низколетящих воздушных угроз.

Так как военная разведка СССР в 60-е годы успешно работала в США, советскому правительству было известно, что потенциальный соперник разрабатывает свой автономный и мобильный ЗРК на самоходном шасси. Американская новинка, известная под именем «Маулер», должна была обеспечить американские войска защитой от низколетящих целей на расстоянии 10-15 км.

В связи с этими обстоятельствами, разработка советского ЗРК началась усиленными темпами. Как показало время, паника была совершенно напрасной, так как данный американский проект с треском провалился – летом 1965 года он был окончательно свёрнут.

Трудности при разработке ЗРК «Оса»

В СССР разработка ЗРК «Оса» тоже продвигалась очень медленно. Назначенные НИИ и КБ не справлялись с поставленной задачей. Проходили постоянные замены главных конструкторов, которые отвечали за разработку различных узлов, но это мало помогало.

В сентябре 1964 года новым разработчиком был назначен ЗУР-МКБ «Факел». В то время главным конструктором «Факела» был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси также была передана новому предприятию, которым стал Брянский автомобильный завод.

Директор НИЭИ Минрадиопрома СССР Ефремов был назначен главным конструктором ЗРК.

После такой масштабной перестановки, разработка ЗРК «Оса» пошла более успешно и в 1970 году первый прототип ЗРК «Оса» был отправлен на Эмбинский полигон, где успешно прошёл все положенные испытания. 4 октября 1971 года комплекс был принят на вооружение армии СССР. На вооружении ПВО Сухопутных войск данный самоходный комплекс был принят в 1972 году. Общественности зенитно-ракетный комплекс «Оса» впервые был представлен во время военного парада, который проходил на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года.

Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» способен самостоятельно следовать за танковыми и мотострелковыми дивизиями практически в любых погодных условиях. Уникальная конструкция шасси обеспечивает ему прекрасную проходимость и плавучесть. Он имеет высокую эффективность и обладает хорошей защитой от помех. Мобильный самоходный ЗРК «Оса» включает в свой состав следующие средства:

  • Машина 9А33Б, оборудованная средствами наведения и пуска ракет;
  • Системы разведки;
  • Заряжающая машина;
  • Ракета 9М33, которая является управляемой.

Как заряжающая, так и боевая машины находятся на плавающих шасси БАЗ-5937. Данное трёхосное шасси обладает прекрасной проходимостью в условиях бездорожья и способно преодолевать водные преграды. Кроме того, оно оснащено следующими устройствами:

  • Средствами электроснабжения;
  • Навигацией;
  • Системами жизнеобеспечения;
  • Генератором отбора мощности.

Данный комплекс, помимо того, что может передвигаться своим ходом, может транспортироваться на грузовых самолётах ИЛ-76 или железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам комплекс способен передвигаться со скоростью до 55 км/ч.

В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Само шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг.

Для обнаружения воздушных целей на ракетном комплексе используется мощная радиолокационная станция. Она может обнаруживать воздушные цели, находясь как на месте, так и в движении. Кроме того, ЗРК способна идентифицировать цели по признаку «свой – чужой».

Серийное производство ЗРК «Оса»

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» было развёрнуто на 2-х предприятиях:

  • Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе;
  • Зенитные управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе.

До 1975 года «Оса» производилась без существенных модернизаций.

В 1975 году на вооружение Сухопутных войск СССР был принят модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Оса-АК». Модернизация ЗРК «Оса» заключалась в следующих изменениях:

  • Появилось 6 зенитных управляемых ракет модификации 9М33М2, вместо 4-х 9М33 у базовой модификации;
  • Зона поражения у модернизированного комплекса тоже была увеличена. Теперь комплекс мог сбивать самолеты, скорость которых равнялась 500м/С, вместо 420 М/С у базовой модели;
  • Радиоэлектронная аппаратура (большая часть её) была размещена на новой элементной базе. Это нововведение позволило уменьшить массу комплекса, снизить энергопотребление и повысить общую надёжность;
  • Ракеты получили взрыватели новой конструкции, которые позволили уменьшить минимальную высоту поражения воздушных целей комплексом с 50 до 25 метров.

В целом, модернизированный зенитно-ракетный комплекс значительно превосходил по базовым характеристикам предыдущую модель.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующая модернизации зенитно-ракетного комплекса получила название «Оса-АКМ». Данная модификация была принята на вооружение в 1980 году. Основным отличием модификации «АКМ» были повышенные возможности для борьбы с военными вертолётами. Так как, начиная с конца 1970-х годов военные вертолёты стали массово оснащаться противотанковыми ракетами, комплекс пришлось дорабатывать в соответствии с этими нюансами.

ЗРК «Оса-АКМ» мог вести эффективный огонь не только по движущимся, но и по «зависшим» в воздухе целям. Ракеты комплекса получили модернизированный взрыватель, после установки которого цели можно было поражать практически на нулевых высотах. При этом расстояние до цели не должно было быть менее 2 км. Максимальная дальность поражения составляла до 6,5 км.

Модификации Оса, произведённые в других странах

Кроме вышеперечисленных модификаций, существует ещё несколько модификаций ЗРК «Оса» которые были произведены в Белоруссии и Польше.

«Оса-1Т» — это модернизированный комплекс, который был произведён в Республике Беларусь. Работы по модернизации базового комплекса были начаты в 2001 году. После того как комплекс был доработан, он был продемонстрирован в Минске и польском Кельце. В отличие от базового комплекса он обладает следующими доработками:

  • Защита комплекса от помех была модернизирована, возрос радиус её действия;
  • Появилась современная оптико-электронная система, основной задачей которой является сопровождение цели. Данная система сконструирована таким образом, что может функционировать в условиях полного радиоэлектронного подавления;
  • Система наведения нового комплекса даёт возможность ракетам поражать цели, летящие на высоте до 7 км. Расстояние до цели может составлять до 12 км;
  • Модернизированный комплекс способен поражать цели, летящие со скоростью до 700 м/с.

Общий ресурс и ремонтопригодность зенитно-ракетного комплекса были значительно увеличены.

Следующая модернизированная машина, произведённая на базе ЗРК – это Т-38 «Стилет». Она тоже производится в Белоруссии. Самым главным отличием данной модернизации является наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если возникнут проблемы с производством двухступенчатых ракет, комплекс может успешно пользоваться ракетами 9М33М3, которые используются в комплексе «Оса-АКМ».

Ещё одной модернизацией является польская ЗРК SA-8 Sting. Она практически ни чем не отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь явно прослеживается совместная с Белоруссией разработка.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса»

Основные ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Оса» (базовой модели) имеют следующие характеристики:

  • По классификации – это зенитно-ракетный комплекс;
  • Его боевая масса составляет 18 000 кг;
  • Экипаж включает в себя 5 человек;
  • Длина корпуса комплекса составляет 9 140мм;
  • Высота комплекса с опущенным радаром составляет 4 200 мм;
  • Ширина корпуса составляет 2 750 мм;
  • Диапазон дальности стрельбы составляет от 1 500 до 10 000 метров;
  • В качестве вооружения комплекс располагает четырьмя управляемыми ракетами 9М33;
  • Двигатель комплекса имеет мощность в 300 л/с. Он может развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч, и до 35 км/ч по бездорожью. Кроме того, комплекс способен передвигаться вплавь со скоростью до 10 км/ч.

Колёсная формула 6х6 позволяет комплексу без проблем передвигаться в условиях полного отсутствия дорог.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении Сухопутных войск России и ряда других стран. Хотя современные ЗРК во многом превосходят «Осу», армия не спешит полностью от них отказываться.

warways.ru

Советский ЗРК «Оса»: история его создание, описание и технические характеристики

ЗРК «Оса» — это советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности, принятый на вооружение в 1971 году. Он был специально разработан для защиты от ударов с воздуха танковых и мотострелковых как непосредственно во время боевых действий, так и на марше. Это всепогодное, самоходное и автономное средство ПВО предназначено для уничтожения самолетов и вертолетов противника, его БПЛА, а также крылатых ракет. ЗРК «Оса» способна выполнять свои задачи даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника.

Несмотря на свой преклонный возраст, ракетный комплекс «Оса» не только до сих пор используется российской армией, но и является наиболее многочисленным оружием войскового ПВО. В 2007 году вооруженные силы РФ эксплуатировали около 400 подобных комплексов. В настоящее время ЗРК «Оса» эксплуатируется вооруженными силами бывших советских республик, а также армиями Польши, Болгарии, Греции, Кубы, Индии, Иордании, Сирии, Эквадора.

Всего же с момента начала серийного производства советской промышленностью было выпущено около 1,2 тыс. единиц этого оружия. Оно продолжалось до 1988 года.

Неоднократно проводилась модернизация ЗРК «Оса», причем как в Советском Союзе, так и в других странах. Существует несколько его модификаций: советские «Оса-АКМ» и «Оса-АК», белорусский комплекс «Оса-1Т», польский SA-8 Sting.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» неоднократно участвовал в реальных боевых действиях, можно сказать, что без участия этого средства ПВО не обходился ни один из крупных военных конфликтов последних десятилетий прошлого века. Впервые в реальных условиях он был использован на Ближнем Востоке еще в начале 80-х годов. Затем была Ангола, война в Персидском заливе, российско-грузинская война 2008 года. В настоящее время ЗРК «Оса» используется обеими сторонами гражданского конфликта в Сирии.

История создания

Необходимость создания нового зенитного комплекса, который бы мог эффективно прикрывать сухопутные подразделения от воздушных атак с малых высот, возникла уже в конце 50-х годов прошлого столетия.

Дело в том, что к этому времени серьезно изменилась тактика боевой авиации: широкое распространение зенитных управляемых ракет заставило самолеты спуститься с заоблачных высот практически к самой земле. Атакуя с малых и предельно малых высот, самолеты и вертолеты представляли серьезную опасность, наиболее уязвимы были войска на марше. Нужен был специализированный ЗРК, который бы мог бороться с такими воздушными целями. Попытки создания такого средства ПВО предпринимались в разных странах, но наилучшего результата удалось добиться советским конструкторам.

В октябре 1960 года появилось постановление Совмина СССР, в котором предписывалось начать работу над созданием зенитно-ракетного комплекса «Оса» (на стадии разработки проект назывался «Эллипсом»). К нему были выдвинуты очень серьёзные требования.

Новый ЗРК должен был уверенно поражать цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности до 10 км. Для того времени это была очень нетривиальная техническая задача. Кроме того, конструкторам предписывалось создать комплекс с высокой степенью автономности, в котором бы на одном шасси размещались все боевые элементы ЗРК: управляемые ракеты, РЛС, а также средства связи, навигации и источники электропитания. Еще одним пожеланием заказчика была возможность комплекса обнаруживать цели прямо в движении и поражать их во время коротких остановок.

Военные хотели, чтобы масса ЗУР не превышала 65 кг, в этом случае ее можно было заряжать вручную силами двух бойцов.

Головным разработчиком проекта было назначено НИИ-20, а главным конструктором – В. Тарановский, которого позже заменил М. Косичкин. Созданием ракеты занимался Тушинский машиностроительный завод, а пусковой установки – КБ компрессорного машиностроения. Кутаисскому автомобильному заводу было поручено разработать самоходное шасси. Одновременно с сухопутным комплексом шли работы над созданием модификации «Оса-М», предназначенной для ВМФ страны.

Проект продвигался очень тяжело, к 1962 году он практически не сдвинулся с места. Серьезные нестыковки между разными элементами комплекса возникли уже на этапе аванпроекта.

Чтобы понять всю техническую сложность этого проекта, можно сказать, что примерно в это же время аналогичный автономный зенитный комплекс пытались создать американцы. Они планировали разместить все его элементы на гусеничном шасси бронетранспортера М-113. Общая масса машины должна была составлять 11 тонн, что позволило бы транспортировать его с помощью авиатранспорта. Для американского ЗРК разрабатывали ракету массой 55 кг с активной головкой самонаведения и дальностью полета 15 км. Требуемые характеристики так и не были достигнуты, поэтому в 1965 году проект был закрыт. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «Рапира», но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали советской «Осе».

Неудачи во время реализации советского проекта стоили должностей не только нескольким главным конструкторам, в ходе работ менять пришлось целые организации, которые не смогли выполнить добиться результатов.

Самой сложной задачей стало создание управляемой зенитной ракеты, и Тушинский машзавод с ней откровенно не справился. Поэтому в 1964 году эта работа была поручена ОКБ-2, а созданием самоходного шасси занялся Брянский автомобильный завод. Кроме того, был заменен главный конструктор всего проекта.

В 1970 году наконец-то начались испытания комплекса. Они завершились успешно и в 1971 году ЗРК «Оса» был принят на вооружение.

Описание конструкции

ЗРК «Оса» — это средство ПВО малой дальности, которое способно поражать практически любые воздушные цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров на дальности до 10 км даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника. Кроме того, комплекс имеет хорошую автономность, проходимость, его время развертывания составляет всего лишь 5 минут.

В состав комплекса входят следующие боевые элементы:

  • Боевая машина (БМ) 9А33Б, на которой размещены средства наведения, разведки и пуска ракет;
  • Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М33.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о