С 154 – Самолет Ту-154: летно-технические характеристики — РИА Новости, 10.04.2010

Содержание

Многоцелевой транспортный самолет Ту-154С. — Российская авиация

Многоцелевой транспортный самолет Ту-154С.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1982 г.

Транспортный самолёт Ту-154С (первоначальное обозначение Ту-154Т) разработан в ОКБ им. А.Н.Туполева на базе пассажирского Ту-154Б в 1982 году. Максимальная коммерческая нагрузка — 20 тонн. Давление наддува гермокабины снижено с 0,59 до 0,55 кг/см2. От пассажирского варианта Ту-154С отличает грузовой люк 2,8 х 1,87 м, расположенный по левому борту перед крылом, шаровые и роликовые направляющие по всей длине грузовой кабины, наличие специального грузового оборудования. Груз размещается в салоне на 9 поддонах и закрепляется швартовочными сетками. Перемещение поддонов по салону — ручное. Для защиты кабины экипажа служит барьерная сетка. Лётный экипаж состоит из двух пилотов и бортинженера. Предусмотрено место штурмана. В состав пилотажного комплекса входят автоматизированная система управления самолетом АБСу-154-2. Самолет может совершать автоматическую посадку в погодных условиях по категории II ИКАО.

Первоначально планировалось переоборудовать на Куйбышевском авиазаводе 20 самолётов Ту-154А и Ту-154Б, но переоборудовали только 9 (борта №№ 85019, 85037, 85060, 85062, 85063, 85065, 85067, 85081, 85084). Последний из Ту-154С эксплуатировался до 1999 года.

ЛТХ:

Модификация: Ту-154С
Размах крыла, м: 37,50
Длина самолета, м: 47,90
Высота самолета, м: 11,40
Площадь крыла, м2: 201,45
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета: 50700
-максимальная взлетная: 98000
Внутреннее топливо, л: 41300
Тип двигателя: 3 х ТВД НК-8-2У
Тяга, кгс: 3 х 10500
Крейсерская скорость, км/ч: 935
Практическая дальность, км: 6600
Дальность действия, км: 3300
Дальность полета с коммерческой загрузкой, км: 2800
Практический потолок, м: 10900
Потребная длина ВПП, м: 2300
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: 20000 кг коммерческого груза.

Транспортный самолет Ту-154С.

Ту-154С на стоянке.

Ту-154С на рулежке.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Владимир Быков. Авиалайнеры всех времен и народов. Туполев Ту-154.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Полет длиною в тридцать лет: О пассажирском самолете Ту-154 и его модификациях.
Авиационный справочник на Avia.ru. Транспортный самолет — Ту-154С.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Ту-154 — обзор среднемагистрального пассажирского самолета

Ту-154 — узкофюзеляжный реактивный среднемагистральный пассажирский самолёт. Был разработан в 1968 году опытно-конструкторским бюро Туполева.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Пассажирский салон самолёта Ту-154 способен разместить от 150 до 180 пассажиров. Количество посадочных мест зависит от модели самолёта, а также варианта компоновки салона (в частности, количества классов).

На предоставленной схеме салона Ту-154, присутствуют бизнес и эконом-класс, которые имеют ряд различий. Бизнес-класс граничит с кабиной пилотов и помещениями для экипажа спереди и эконом-классом сзади. Его места оборудованы более мягкими сидениями, а расстояние между ними больше, что обеспечивает несколько больший комфорт для пассажиров. Самыми удобными для бизнес-класса являются места, расположенные в рядах 2 и 3, в особенности находящиеся у окон. Менее же удачными будут места первого и четвёртого рядов (согласно схеме) ввиду их близкого расположения к туалетам и перегородке, соединяющей с более шумным салоном эконом-класса.

Эконом-класс находится сразу за бизнес-классом. Места его расположены по схеме «3-3» и имеют узкий проход посередине. Самыми лучшими в салоне эконом-класса являются места 11 и 19 рядов (согласно схеме) ввиду большего места для ног пассажиров. Наименее удачными являются места 28 ряда. Это объясняется их близостью к туалетам и очередями из пассажиров, способными возникать в определённые часы.

История создания и эксплуатации Ту-154

В начале 60-х годов XX века в качестве пассажирских самолётов в СССР использовались Ту-104, Ил-18 и Ан-10, которые плотно заняли данную нишу. Однако в это время уже становилось ясным их устаревание и отставание по скорости, надёжности, пассажировместимости, грузоподъёмности и экономичности от пассажирских лайнеров, производившихся на западе. Именно этот факт и обусловил идею создания нового пассажирского самолёта который смог бы составить достойную конкуренцию западному Boeing 727 и обеспечить заказы на новую машину среди стран социалистического лагеря.

Изначально в конкурсе на создание нового пассажирского лайнера принимали участие две модели: туполевский Ту-154 и ильюшинский Ил-72. Однако вскоре проект опытно-конструкторского бюро Ильюшина был признан нецелесообразным, и Ту-154 лишился своего главного на тот момент конкурента.

Разработка самолёта началась в 1963 году, и уже спустя три года первый Ту-154 с бортовым номером 85000 был построен. Первый полёт лайнера состоялся в 1968 году, а в следующем, 1969 году, машина приняла участие в авиационной выставке в Ле-Бурже. Ещё через год было начато серийное производство Ту-154, и за 45 лет было построено около 1020 самолётов. Таким образом, Ту-154 превратился в самый массовый советский пассажирский самолёт, производившийся серийно.

В 1971 году началась эксплуатация предсерийных моделей самолёта. В основном первые Ту-154 возили почту и другие грузы в различные районы страны.
А уже в феврале 1972 года лайнер вышел на регулярные рейсы «Аэрофлота». Спустя два месяца Ту-154 совершил и первый свой международный рейс, начав полёты в Берлин.

Ещё в ходе испытаний лайнера был выявлен его большой потенциал для модификаций вплоть до полной переделки. В 1975 году начались работы по усовершенствованию Ту-154, увеличению его грузоподъёмности, пассажировместимости и установке более мощных двигателей НК-8-2У вместо НК-8-2. Итогом работ по усовершенствованию стала новая модель — Ту-154Б, впоследствии принятая за основную модель вместо обычного Ту-154. Также в начале 1980-х разрабатывалась и другая модификация лайнера, имевшая название Ту-164. Лишь после завершения разработки она получила наименование Ту-154М и обладала более экономичными и мощными двигателями а также увеличенную взлётную массу.

Дополнительно велись работы по переоснащению пассажирских Ту-154 в грузовые. Эти самолёты впоследствии получили обозначение Ту-154Т или Ту-154C (литера C означает Cargo — грузовой).

Серийное производство Ту-154 как вполне уже устаревшего самолёта завершилось в 1998 году, через 30 лет после начала. С 1998 года мелким производством лайнера занимался завод «Авиакор», находящийся в Самаре. Однако и там, спустя 15 лет, производство Ту-154 было завершено.

Модификации самолёта

Существует 13 модификаций пассажирского лайнера Ту-154.

  • Ту-154 — первая модель самолёта, серийно производившаяся с 1971 по 1974. Первоначально использовалась в качестве почтовой.
  • Ту-154А — модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полёта. Кроме того, отличительными особенностями Ту-154А является улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
  • Ту-154Б — вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлётной массой. Также имеется усовершенствованный автопилот.
  • Ту-154Б-1 — дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
  • Ту-154ЛЛ — модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для испытаний космического корабля «Буран».
  • Ту-154М — практически полная переделка самолёта, обладающая увеличенной экономичностью (экономия топлива — около тонны в час), улучшенными аэродинамическими свойствами, новой системой авионики и увеличенной взлётной массой.
  • Ту-154М2 — модификация Ту-154, которая разрабатывалась в 1990-х годах и которая так и не была пущена в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будут установлены новые более экономичные двигатели и меньший уровень шума в салоне.
  • Ту-154М100 — модификация Ту-154М со встроенной западной системой авионики, улучшенным интерьером и пассажирским салонов увеличенной комфортабельности.
  • Ту-154ОН — самолёт, предназначенный для пролётов над странами-участницами программы «Открытое небо».
  • Ту-154М-ЛК-1 — модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
  • Ту-154C — грузовая модификация лайнера, также имеет обозначение Ту-154Т.
  • Ту-155 — модификация Ту-154, являющаяся опытной версией самолёта, способного работать на водороде или метане в качестве топлива.

Обзор Ту-154 и его характеристики

Аэродинамически Ту-154 представляет собой свободнонесущий моноплан со стреловидным крылом. Оперение — Т-образное. Силовая установка Ту-154 представлена тремя двигателями, установленными в хвостовой части самолёта. Шасси лайнера имеет три стойки, в том числе и носовую. Экипаж обычно состоит из 4 человек.

Лётно-технические характеристики основных модификаций Ту-154:

Ту-154БТу-154М
Габариты
Длина, м47,9
Размах крыла, м37,6
Площадь крыла, м²201,5202
Высота, м11,4
Диаметр фюзеляжа, м3,8
Ширина салона, м3,6
Высота салона, м2
Максимальная взлётная масса, т98-100100—104
Максимальная посадочная масса, т7880
Масса пустого, т5155
Коммерческая нагрузка, т18
Запас топлива, т39,8
Расход топлива6200 кг/час5400 кг/час
Лётные данные
Количество пассажиров152—180164—180
Крейсерская скорость, км/ч900
Максимальная скорость, км/ч950935
Максимальное число М0,880,86
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км26503900
Длина разбега, м2300
Длина пробега, м2200
Высота полёта, м11 100
Потолок, м12 100
Экипаж, чел4
Двигатели3×10 500 кгс НК-8-23×11 000 кгс Д-30КУ-154

Заключение

Ту-154 является самым массовым советским и затем российским пассажирским самолётом. Звёздный час самолёта объясняется не только тем, что он создавался в СССР и практически не имел конкурентов на рынке стран социалистического лагеря. Ту-154 был создан на уровне мировых стандартов и мог составить достойную конкуренцию самолётам компаний Boieng и Airbus. Тем не менее, сегодня Ту-154, даже несмотря на все модификации и варианты, безнадёжно устарел, что означает его закат на рынке авиаперевозок.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о