Рыцари и их замки – Рыцарские замки

Рыцарские замки

Мрачное средневековье. Бесконечные войны и междоусобицы, нападения соседей. Тяжелое время для народа и слуг его величества – рыцарей. Естественное желание человека чувствовать себя защищенным, хотя бы в своем доме.

Дом рыцарей – замок. Стоит он, как правило, на высокой горе, зачастую окруженный рвом, наполненным водой. Через ров перекинут деревянный мост, который в случае нападения либо убирался, либо складывался. Впоследствии мосты стали делать железными, он на цепях поднимался вверх и тем самым закрывал вход в замок. Мощные, высокие, каменные стены окружают замок по всему периметру. Войти можно только минуя большие узкие ворота, около них всегда находились охранники. Сверху внутри стен проходит дорожка, с нее тоже ведется круглосуточное наблюдение за прилегающей территорией и в дополнение к ней непосредственное над воротами располагается небольшое дозорное помещение. Башню продували все ветра со всех сторон, только сверху от дождя и снега ее защищала крыша. Стены заканчиваются трезубцами, вперемежку с узкими вытянутыми бойницами. По углам стен обычно высились небольшие башенки, тоже предназначенные для отражения нападения. Попасть внутрь стен или на охранную башню можно было по лестнице. Часто она просто прикладывалась к стене, изготавливалась из дерева и была довольно легкой. В случае необходимости ее просто убирали или поднимали наверх.

 


За оградой находится двор, вымощенный камнем. В центре находится дом рыцаря. С одной стороны расположились конюшни, склады и другие хозпостройки. С другой стороны видна часовня. В замке всегда находилось и жило довольно много народу и особенно прислуги, также в доме проживал и священник. Двор мог делиться на две половины мощной деревянной стеной - на одной проживали прислуга и войны, а на другой – сам господин со своей семьей. Замок рыцаря был приспособлен не только для жизни и защиты от врагов, в нем также проходили ежедневные молебны, проводились обряды, например, посвящение в рыцари, сеньор вершил суд над вассалами и подневольными крестьянами.
В каждом замке строилось помещение для молитв - капелла, вариант маленькой церквушки. Молитвы совершались ежедневно, проводились обряды посвящения в рыцари. Это обычная комната с изображениями святых на окнах, с алтарем и иконами, церковной утварью, Евангелием и т.д.

 


Внутри замка сразу попадаешь в длинную светлую галерею. Большие окна, цветное стекло, обилие света и воздуха сильно отличают ее от остальных комнат. Из нее массивная дубовая дверь ведет в главную залу. Пол зала выложен камнем, иногда цветными плитами, но они не скрашивают тяжелого впечатления. Холодные серые стены, высоченные потолки, узкие вытянутые окна, также затемненные цветными вставками, малое количество солнечного света и воздуха - все это делает зал очень мрачным, холодным. Зала делится на три части мощными колоннами, на них присутствуют изображения из древних сказаний, фрагменты из поэзии тех времен. Из главной залы зачастую брали свое начало всевозможные потайные ходы. Напротив входа в зал стоит большое обитое парчой, либо какой другой дорогой тканью кресло с подлокотниками, над ним балдахин. Это место господина. Посередине комнаты стоит большой деревянный стол, он был окружен лавками и скамьями. По стенам тоже стояли лавки и скамейки. На стенах прикреплены железные держатели для факелов. На втором этаже могли быть также устроены залы, размером конечно меньше главной. Внутреннее убранство их во многом походило на убранство основной залы. При проведении праздников или иным торжественным мероприятиям по полу раскидывались цветки и ветки.


 


В центре зала находится камин, невероятных размеров, но и он не может по-настоящему обогреть это помещение. Каменные выступы, размером с человека, поднимающиеся к потолку и постепенно ссужающиеся – таков вид этого изобретения человека. Часто на стенах камина можно было увидеть фрески, рассказывающие о нелегкой жизни рыцарей. Часть стен зала занавешена коврами и висит дорогое оружие.

 


Сбоку от входа в главный зал находится средневековая кухня. Большой котел расположился прямо посередине, вокруг столы для приготовления пищи, множество шкафов и полок, немало прислуги суетится вокруг него. Как раз кухня и была одной из самых теплых помещений замка. Через отверстие в полу кухни попадаешь в склад, где хранились продовольственные припасы.
По каменной лестнице можно подняться в другие комнаты замка. Все они однообразны, это жилые комнаты, чаще всего спальни. Небольшие по своим размерам, с узкими немногочисленными окнами, с каминами, только по размерам значительно меньше главного камина, каменными полами, холодные, не проветриваемые, без света и тепла – все они были довольно мрачны и конечно мало подходили для жизни богатого господина. Посередине комнаты находится кровать, огромных размеров, очень низкая, стоящая изголовьем к стене. На ней богатое покрывало, сделанное из шкур убитых животных, очень много подушек. Отделяли кровать от остальной комнаты занавеси, которые крепились, на железных кольцах. В спальнях также находились скамейки, лавки, на полу разбросаны подушки вперемежку со шкурами животных. Драгоценности хранились в ящичках, закрытых на замок, богато украшенных. Также в ящичках хранили и одежду, белье и т.д. Обычно в спальнях висела икона с особо почитаемыми святыми. На стол ставили канделябр для свечей. Стены спален также украшены коврами, рисунками и фресками. По стенам спален стоят комоды - это ящики, предназначенные для хранения одежды и белья.

 


Внизу в полуподвальном положении расположены комнаты для прислуги. Спустившись еще ниже по каменной лестнице, попадем в местную частную тюрьму. Перегороженное помещение на отсеки, где отбывают наказание осужденные господином. Вонь, грязь, темнота, гадкие твари присутствовали здесь постоянно. Нередко можно увидеть следы от просочившейся воды. На стенах закреплены железные ошейники, которыми приковывали людей, или кандалы. В других помещениях расположенных неподалеку проводились пытки людей. Здесь хранили орудия пыток, разводили огонь.

Средневековые замки представляли собой очень надежные сооружения для отражения атак нападающих, за их стенами можно было пересидеть осаду, по подземным ходам убежать и остаться в живых во время войны. Но они мало подходили для жизни человека, а тем более богатого господина и его семьи. Увы, о комфорте в те далекие времена не задумывались.

 

Статью написала: Белова татьяна Владимировна

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Рыцари и замки

Рыцари и замки

Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее.

Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее 11 века.

Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни. Католическая церковь придала большое значение этому благодетельному учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью. Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли.

В 10 веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем. Но миновала языческая опасность. Необходимо было положить конец и бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих защитников? Кто, если не кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле “мира божия”. Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой обозначалось соответствующим обрядом – ритуалом посвящения в рыцари.

У сословия рыцарей существовали особые правила поведения – Кодекс чести. Соблюдать определенные правила рыцарю полагалось и на поле боя, и во время мира. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других рыцарей.

Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость, защита обиженных и слабых, уважение к противнику и щедрость. Вскоре к этим качествам прибавилось преданность Прекрасной Даме: знатной особе, супруге сеньора, королеве или возлюбленной рыцаря. Когда рыцарь избирал себе “даму сердца”, которая со временем должна была сделаться его подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам. Все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей.

Рыцари всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому, делать этого в своем присутствии.

Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями.

Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.

Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Однако и это считалось недостаточным для приема молодого человека в рыцарское звание. Желавший получить его должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть.

Воспитание будущего рыцаря начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воинского духа даже его игры и забавы носили воинственный характер: башни и укрепления из снега, которые нужно было осаждать или оборонять, упражнения с колом, изображавшим копье и т.д. Когда ребенок достигал семилетнего возраста, он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома, под родительским кровом, но в десять лет его отсылали на воспитание к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка были в родстве или дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли окончательное воспитание.

За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому быть хозяином своей судьбы и слова.

Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было мстить. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Вскоре, церковь приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в религиозную церемонию.

Церемония, применявшаяся в древности для посвящения в рыцари, покажется нашим современникам слишком сложной. Оруженосец получал посвящение в ходе пышной церемонии, освященной церковью. Предшествующую ночь он проводил в молитве - это была "ночь посвящения". На следующий день новообращенный надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Затем он облачался в белые одежды, ложился и принимал церемониальные визиты. После этого он облачался в доспехи. Став на колени, он давал клятву не щадя своей жизни и имущества защищать веру, вдов, сирот и угнетенных. После этого ему вручали позолоченные шпоры, меч и перевязь. Перевязь повязывалась ему на шею, что означало его посвящение церкви. После церковной службы священник, взяв меч, благословлял его и передавал новопосвященному, который затем представал перед своим сеньором, сидящим в окружении соратников. Вновь встав на колени и произнеся вторую клятву верности рыцарству, он получал два или три удара плоскостью меча по плечам и становился рыцарем "во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия". Посвященный таким образом новый рыцарь надевал шлем, брал щит и копье и немедленно садился на коня, чтобы показать окружающим свое новое достоинство.

Рыцарские замки.

Замок — здание (или комплекс зданий), сочетающие в себе жилые и оборонительно-фортификационные функции. В наиболее распространенном значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Большое количество замков сохранилось до наших дней, и является признанными памятниками истории и культуры.

Первыми предшественниками замков стали укрепления VIII—VII вв. до н. э., воздвигавшиеся на территории Ассирии. Затем прототипы замков можно увидеть в архитектуре Древнего Рима. В эту эпоху укреплялись, например, загородные дворцы римских императоров (дворец императора Диоклетиана в ныне хорватском городе Сплите). Древнеримские укрепления оказали значительное влияние на архитектуру европейских замков эпохи Средневековья. Фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.

Собственно замки появились в Средние века и были жилищами дворян-феодалов. В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную функцию. Обычно замки строились на возвышенностях, островах, скальных уступах и других труднодоступных местах.

Наибольшего расцвета замковое строительство достигло в Англии в XII веке. Многочисленные замки сохранились также в долинах рек Рейна и Луары, в Палестине (замки крестоносцев) и Испании.

Лишь король и знатные феодалы могли позволить себе возведение каменной твердыни. Простые рыцари обитали в укрепленных домах своего поместья. Замок старались строить в выгодном для обороны месте – на возвышении или посередине озера, а если природных преград не было – рыли глубокий ров и наполняли его водой. Через ров перебрасывали подъемный мост, который вел к обитым мощным железом воротам и кованой металлической решетке. В случае опасности мост поднимался на цепях. За рвом возвышались мощные укрепления. Напротив главной крепостной стены располагалась другая, более высокая, а за ней, в центре замка, – донжон. Он разделялся перекрытиями на несколько этажей, попасть на которые можно было только по специальным лестницам, которые в случае опасности убирались через люки в потолках. Жилище феодала размещалось на третьем этаже, а на первом располагался колодец, склад продовольствия и оружия и темница, где феодал держал своих пленников. На случай захвата донжона в стену башни была вмонтирована винтовая лестница, по которой рыцарь с семьей спускался в подземный ход и покидал замок, отправляясь за помощью к верным вассалам.

Главное помещение замка – большой зал, где хозяин собирал на веселый пир вассалов и гостей. За этими обильными пирами уничтожалась большая часть того, что крестьяне приносили в качестве оброка рыцарю. Вряд ли в замках было намного уютнее, чем в обычных крестьянских домах. В этих каменных громадах часто приходилось мерзнуть, потому что несколько каминов не могли хорошо прогреть все просторные помещения. В холода окна закрывались ставнями, что не спасало полностью от сквозняков, зато погружало комнаты в темноту. Мрак разгоняли факелами, копоть от которых покрывала толстым слоем стены и потолки.

Захватить хорошо укреплённый замок было очень непросто. Единственный подход к нему вёл вверх по узкой дороге, змеившейся по холму, на котором стоял замок. Она не подводила сразу к воротам, а сначала огибала замковую стену. Нападавшему приходилось бежать к воротам, открыв для обстрела со стен правый, не защищённый щитом бок. Вдоль стен шел ров, подход к воротам защищался предмостным укреплением, подъемным мостом, проездной башней. Створки ворот делались из дуба и обивались железом. При нападении проем ворот закрывался еще и опускавшейся сверху массивной решеткой. Проезд в башне часто поворачивал под прямым углом в сторону – и наступавшие снова неожиданно оказывались под градом стрел и копий. Небольшая площадь замка могла быть перегорожена внутренними стенами, а защитники каждой башни были в состоянии самостоятельно оказывать сопротивление ворвавшимся во двор врагам. Самая мощная башня замка была особой маленькой крепостью и могла одна выдерживать осаду. Такую главную башню во Франции назвали донжон. В Германии – бергфрид, в Англии – киип. Если же последние защитники не могли удержаться и в донжоне, то по тайной лестнице в толще стен они спускались в подземный ход и, скрывшись от врагов, уходили по нему за несколько километров от замка, где оказывались уже в безопасности.

В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство замков вновь несколько активизировалось. При этом вновь построенные замки часто стилизовались под средневековые, однако не имели никакого оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма внушительные, служили лишь декоративным целям. Характерными примерами подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок.

Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Такие замки часто были в плане прямоугольными, либо стены их чётко следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).

studfiles.net

схема, устройство и оборона. История средневековых рыцарских замков

В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем - писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.

Как родилась идея

Весьма неспокойное время - средние века: помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель - сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды - вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, винтовые лестницы - узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может - ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье - это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет - не спрятаться. Первое препятствие - ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные - ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении - вертикально - это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась "волчья яма" - сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Ворота и надворотная башня

Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.

Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену - всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!

Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Внешняя стена - важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством - колодец, пекарня, баня, кухня и донжон - центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Центральная башня

Донжон - самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня - последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное - знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка - капеллан. Часто он же - и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

fb.ru

Средневековые замки сегодня: история и легенды

По Европе раскидано множество средневековых замков, которые много столетий назад предназначались для жилья и защиты семей феодалов. В наши дни замки - молчаливые свидетели королевских драм, падения великих домов и исторических событий.

Теперь туристы зимой и летом посещают старинные крепости, чтобы своими глазами увидеть их великолепие. Мы собрали в этом списке невероятно красивые замки, которые стоит посетить!

1 Замок Тинтагель, Англия

Тинтагель - средневековый форт на мысе одноименного острова. Замок граничит с деревней Тинтагель в графстве Корнуолл. Он был построен представителем династии Плантагенетов Ричардом в 1233 году. Однако Тинтагель часто связывают с другим известным персонажем - королем Артуром. Здесь он был зачат, рожден и отсюда увезен волшебником Мерлином во младенчестве.

С XIX века замок является туристической достопримечательностью и находится под владением принца Чарльза. Управлением занимается "Английское наследие" - британская государственная комиссия по историческим зданиям.


2 Замок Корвинов, Румыния

Этот замок в готическом стиле с элементами эпохи Ренессанса расположен в Трансильвании, румынском городке под названием Хунедоара, на скале у реки Злаште. Замок был построен в середине XV века отцом венгерского короля Матвея Корвина и передавался по наследству до 1508 года.

С той поры Корвинов сменил 22 владельца, и был открыт для посещения как музей. Замок по сей день являетс

elenaruvel.com

Рыцарь и его замки

    На устройстве  замка, в том числе и орденского стоит остановиться подробнее. Со временем сложилась своя традиция постройки как замков, так и малых укреплений. Именно благодаря планомерности и единообразию строительства, замки Пруссии образуют чётко определённую группу строительного искусства Средневековья.

    Сам замок (хохбург) строился, как правило, в форме замкнутого четырёхугольника и имел от одного до четырёх флигелей. Флигелем в русском языке называется отдельное строение или пристройка. Из-за отсутствия аналогов в российской архитектуре, здесь флигель - это часть общего комплекса. Итак, хохбург имел до четырёх флигелей с высокими оборонительными стенами, часто с большой башней-бергфридом и небольшими башнями на опасных участках. Основным этажом в замке считался второй, куда можно было подняться с внутреннего двора через открытую галерею, на этаже располагались капелла, зал капитула, ремтер и дормиториум, а также  выход к данцкеру. Уточнить толкование терминов можно в Калининградском толковом словаре.

    В зимний период жилые помещения отапливались. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, например кухня. В подвалах хранились продукты питания и необходимое для обороны снаряжение. Хранилищем служил также и третий этаж, преимущественно его использовали как хлебный амбар. Под крышей главного замка по периметру проходил оборонительный ход с бойницами для ведения обстрела. Особо крупные замки имели четыре и даже пять этажей.

    Во внутреннем дворе замка обязательно был вырыт колодец. Сам двор был вымощен необработанным полевым камнем и, чтобы избежать застоя дождевой воды, выкладывался под наклоном со стоком воды в колодец.

    Безопасность замкового комплекса обеспечивалась за счёт большых рвов и стен с оборонительным ходом, окружающим сам замок. Между такой стеной и замком находилась площадка, которая называлась пархам.

    Орденские замки Пруссии при всей своей кажущейся неприступности не являлись шедеврами фортификационного искусства. Основной упор делался на рвы, а также высоту и мощь стен. Совершенно игнорировался фланговый обстрел как рвов, так и подножия стен, наиболее удобный для поражения врага. Типичный орденский замковый комплекс полон и других тактических недостатков.

kaliningrad-obl.narod.ru

Рыцари и замки


Рыцари и замки
Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее.

Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее 11 века.

Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни. Католическая церковь придала большое значение этому благодетельному учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью. Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли.

В 10 веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем. Но миновала языческая опасность. Необходимо было положить конец и бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих защитников? Кто, если не кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле “мира божия”. Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой обозначалось соответствующим обрядом – ритуалом посвящения в рыцари.

У сословия рыцарей существовали особые правила поведения – Кодекс чести. Соблюдать определенные правила рыцарю полагалось и на поле боя, и во время мира. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других рыцарей.
Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость, защита обиженных и слабых, уважение к противнику и щедрость. Вскоре к этим качествам прибавилось преданность Прекрасной Даме: знатной особе, супруге сеньора, королеве или возлюбленной рыцаря. Когда рыцарь избирал себе “даму сердца”, которая со временем должна была сделаться его подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам. Все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей.
Рыцари всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому, делать этого в своем присутствии.
Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями.

Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.
Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Однако и это считалось недостаточным для приема молодого человека в рыцарское звание. Желавший получить его должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть.

Воспитание будущего рыцаря начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воинского духа даже его игры и забавы носили воинственный характер: башни и укрепления из снега, которые нужно было осаждать или оборонять, упражнения с колом, изображавшим копье и т.д. Когда ребенок достигал семилетнего возраста, он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома, под родительским кровом, но в десять лет его отсылали на воспитание к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка были в родстве или дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли окончательное воспитание.
За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому быть хозяином своей судьбы и слова.
Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было мстить. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Вскоре, церковь приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в религиозную церемонию.

Церемония, применявшаяся в древности для посвящения в рыцари, покажется нашим современникам слишком сложной. Оруженосец получал посвящение в ходе пышной церемонии, освященной церковью. Предшествующую ночь он проводил в молитве - это была "ночь посвящения". На следующий день новообращенный надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Затем он облачался в белые одежды, ложился и принимал церемониальные визиты. После этого он облачался в доспехи. Став на колени, он давал клятву не щадя своей жизни и имущества защищать веру, вдов, сирот и угнетенных. После этого ему вручали позолоченные шпоры, меч и перевязь. Перевязь повязывалась ему на шею, что означало его посвящение церкви. После церковной службы священник, взяв меч, благословлял его и передавал новопосвященному, который затем представал перед своим сеньором, сидящим в окружении соратников. Вновь встав на колени и произнеся вторую клятву верности рыцарству, он получал два или три удара плоскостью меча по плечам и становился рыцарем "во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия". Посвященный таким образом новый рыцарь надевал шлем, брал щит и копье и немедленно садился на коня, чтобы показать окружающим свое новое достоинство.
Рыцарские замки.
Замок — здание (или комплекс зданий), сочетающие в себе жилые и оборонительно-фортификационные функции. В наиболее распространенном значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Большое количество замков сохранилось до наших дней, и является признанными памятниками истории и культуры.
Первыми предшественниками замков стали укрепления VIII—VII вв. до н. э., воздвигавшиеся на территории Ассирии. Затем прототипы замков можно увидеть в архитектуре Древнего Рима. В эту эпоху укреплялись, например, загородные дворцы римских императоров (дворец императора Диоклетиана в ныне хорватском городе Сплите). Древнеримские укрепления оказали значительное влияние на архитектуру европейских замков эпохи Средневековья. Фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.
Собственно замки появились в Средние века и были жилищами дворян-феодалов. В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную функцию. Обычно замки строились на возвышенностях, островах, скальных уступах и других труднодоступных местах.
Наибольшего расцвета замковое строительство достигло в Англии в XII веке. Многочисленные замки сохранились также в долинах рек Рейна и Луары, в Палестине (замки крестоносцев) и Испании.
Лишь король и знатные феодалы могли позволить себе возведение каменной твердыни. Простые рыцари обитали в укрепленных домах своего поместья. Замок старались строить в выгодном для обороны месте – на возвышении или посередине озера, а если природных преград не было – рыли глубокий ров и наполняли его водой. Через ров перебрасывали подъемный мост, который вел к обитым мощным железом воротам и кованой металлической решетке. В случае опасности мост поднимался на цепях. За рвом возвышались мощные укрепления. Напротив главной крепостной стены располагалась другая, более высокая, а за ней, в центре замка, – донжон. Он разделялся перекрытиями на несколько этажей, попасть на которые можно было только по специальным лестницам, которые в случае опасности убирались через люки в потолках. Жилище феодала размещалось на третьем этаже, а на первом располагался колодец, склад продовольствия и оружия и темница, где феодал держал своих пленников. На случай захвата донжона в стену башни была вмонтирована винтовая лестница, по которой рыцарь с семьей спускался в подземный ход и покидал замок, отправляясь за помощью к верным вассалам.
Главное помещение замка – большой зал, где хозяин собирал на веселый пир вассалов и гостей. За этими обильными пирами уничтожалась большая часть того, что крестьяне приносили в качестве оброка рыцарю. Вряд ли в замках было намного уютнее, чем в обычных крестьянских домах. В этих каменных громадах часто приходилось мерзнуть, потому что несколько каминов не могли хорошо прогреть все просторные помещения. В холода окна закрывались ставнями, что не спасало полностью от сквозняков, зато погружало комнаты в темноту. Мрак разгоняли факелами, копоть от которых покрывала толстым слоем стены и потолки.
Захватить хорошо укреплённый замок было очень непросто. Единственный подход к нему вёл вверх по узкой дороге, змеившейся по холму, на котором стоял замок. Она не подводила сразу к воротам, а сначала огибала замковую стену. Нападавшему приходилось бежать к воротам, открыв для обстрела со стен правый, не защищённый щитом бок. Вдоль стен шел ров, подход к воротам защищался предмостным укреплением, подъемным мостом, проездной башней. Створки ворот делались из дуба и обивались железом. При нападении проем ворот закрывался еще и опускавшейся сверху массивной решеткой. Проезд в башне часто поворачивал под прямым углом в сторону – и наступавшие снова неожиданно оказывались под градом стрел и копий. Небольшая площадь замка могла быть перегорожена внутренними стенами, а защитники каждой башни были в состоянии самостоятельно оказывать сопротивление ворвавшимся во двор врагам. Самая мощная башня замка была особой маленькой крепостью и могла одна выдерживать осаду. Такую главную башню во Франции назвали донжон. В Германии – бергфрид, в Англии – киип. Если же последние защитники не могли удержаться и в донжоне, то по тайной лестнице в толще стен они спускались в подземный ход и, скрывшись от врагов, уходили по нему за несколько километров от замка, где оказывались уже в безопасности.
В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство замков вновь несколько активизировалось. При этом вновь построенные замки часто стилизовались под средневековые, однако не имели никакого оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма внушительные, служили лишь декоративным целям. Характерными примерами подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок.
Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Такие замки часто были в плане прямоугольными, либо стены их чётко следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).

otnos.ru

Рыцарский замок. Рыцари

Когда начали строить замки

Укрепленный замок — точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как геральдика, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие всадника с копьем, как турниры, где победитель избирал королеву любви и красоты. И разумеется, есть у рыцарского замка своя собственная история, по-разному он выглядел в разные времена и в разных странах, и строился тоже по-разному.

Появление замков, как укрепленных жилищ феодалов, относится в западно-европейских странах ко временам правления Каролингов — королевской династии, самым знаменитым представителем которой был легендарный Карл Великий. Проще всего было строить замки в горных местностях — они были и труднодоступны для неприятеля, и строительный материал всегда был под рукой. Самые ранние из замков представляли собой кольцо стен, сложенных из больших каменных глыб и окружающую горную вершину, на которой стоял сам дом.

Выстроенный из тех же каменных глыб дом тоже представлял собой самостоятельную крепость. Особенно мощной была стена, обращенная в сторону самого вероятного места нападения.

В замках, возводившихся на равнинах, архитектурные принципы были примерно такими же: внутри кольца стен строили высокую башню, которая называлась донжоном. Она была четырехугольной или круглой, имела несколько этажей; внутри каменные стены обтесывались, чтобы сделать их более или менее гладкими. На самом верху башни была площадка, окруженная зубцами, которые, как правило, устанавливались на выступающем карнизе.

Замок Бодиэм в Англии XIV в.

Поскольку на площадке всегда находился дозорный, то приходилось возводить над ней и высокую остроконечную крышу для защиты от непогоды. Вход в башню располагался на высоте 12-15 метров, и подняться к нему можно было только по узкой лестнице.

Вплотную к башне, которая служила последним оборонительным рубежом, примыкали жилые помещения. В нижнем этаже располагались кухни и кладовые, на втором этаже — большой зал, где проходили пиры и собирались гости, на верхнем этаже были спальни. С этажа на этаж поднимались по наружной лестнице; сначала она была деревянной, а позже стала каменной и винтовой, для нее сооружали специальную башне видную пристройку.

Нижний этаж жилого дома возводился большей частью из камня, верхние этажи из дерева или кирпича. В замке почти всегда была собственная часовня, располагавшаяся или в самом жилом помещении, или в связанной с ним постройке.

Донжон в разрезе

Позже такие маленькие крепости стали заметно увеличиваться в размерах и усложняться.

Высокая башня и жилой дом окружались дополнительной стеной, образующей внутренний двор замка. В наружной стене появились ворота с подъемным мостом, переброшенным через ров. Мост поднимался и опускался при помощи крепких деревянных рычагов и цепей. Ворота защищались дополнительными башнями, с которых лучникам легко было держать под прицелом окрестности. Возводилось и еще одно кольцо стен или высокий деревянный частокол, а самым передовым рубежом был глубокий ров, наполненный водой. Между наружной и внутренней стенами могли располагаться жилища воинов гарнизона, а на время вражеских набегов здесь укрывались и крестьяне окрестных деревень.

Несколько по-другому строились замки раннего средневековья в Нормандии. Выше, чем где-либо, было здесь и само строительное искусство. Донжон, главная башня замка норманнского рыцаря, был не только последним убежищем при осаде, но служил также основным жилым помещением.

Поэтому главная башня была гораздо больше размерами. Вход в нее тоже располагался на большой высоте, и подниматься приходилось по узкой крутой лестнице. Если ее захватывал враг, то воины противника были отличной мишенью для лучников, располагавшихся за машикулями — навесными бойницами на вершине башни. Лестницы, соединявшие этажи, располагались прямо в толще стен. Можно было, кроме того, поднимать грузы с этажа на этаж с помощью канатов, проходивших сквозь расположенные один над другим в полах и потолках люки.

Когда в 1066 году норманнский герцог Вильгельм завоевал Англию и стал английским королем, норманнский способ постройки замков быстро привился и за Ла-Маншем. Правда, саксы поначалу чурались всего норманнского, но все же не могли в конце концов не признать, что укрепленные жилища, возводимые на их земле завоевателями, гораздо удобнее и надежнее, чем их собственные.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о