Размеры подводной атомной лодки – Рейтинг подводных лодок мира — ТОП размеры, скорость и вооружение

Атомные подводные лодки — сравнение проектов

 

Один известный пчеловод Альберт Эйнштейн однажды обронил крылатую фразу: «Пока будут живы пчелы, будет жив и род человеческий». В каком-то смысле, то же можно сказать и об атомных подводных лодках. Эти ракетно-ядерные пчелы день и ночь трудятся, бороздя глубины мирового океана, и именно от них зависит стратегическая выживаемость любой державы. Но что мы знаем о подводных крейсерах и чьи ядерные «жала» круче.

 

американские стратегические атомные подводные лодки класса «Огайо»

 

 

Длина атомных подводных лодок класса «Огайо» впечатляет — 170 м. Это почти полтора футбольных поля, и они считаются одними из самых бесшумных субмарин в мире. Но уникальными их делает не это, а количество размещенных на борту ядерных ракет — 24. Таким арсеналом не может похвастаться ни одна субмарина на планете.

 

Впервые атомные подводные лодки вышли в море в начале 80-ых и до сих пор бороздят мировой океан. Первая АПЛ «Огайо» была введена в строй в ноябре 1981 года, а восемнадцатая и последняя по счету АПЛ «Луизиана» — осенью 1997 года.

 

Несмотря на внушительные размеры обнаружить такие субмарины очень сложно, потому что они практически бесшумны. Американским кораблестроителям удалось добиться этого за счет особой конструкции легкого корпуса подлодки. Легкий корпус это внешняя оболочка атомной подводной лодки, которая полностью закрывает основной корпус и делает подлодку обтекаемой. Пустота между корпусами заполняется водой. Это делает субмарину плавучей и очень маневренной. Именно такая особенность конструкции американских подводных лодок сделала их настолько бесшумными, что гидроакустические станции противника засечь эти подлодки практически не в состоянии.

 

Во время патрулирования даже рулевые не знают, где находиться атомная подводная лодка, это знают всего лишь несколько человек. Чрезвычайный режим секретности не позволит обнаружить АПЛ. Атомные подводные лодки класса «Огайо» могут находиться под водой почти неограниченное время, единственное, что может ограничить срок похода АПЛ  —  это запасы провизии. Ядерного топлива атомной подводной лодке хватает на 20 лет.

 

Но главной гордостью атомных подводных лодок, за что они получили еще одно название своего класса, являются баллистические ракеты системы «Trident». Длина каждой из них составляет 13 м, вес 65 тонн. Они обладают по настоящему разрушительной силой и могут уничтожить противника на дистанции до 10000 км. Ракета «Trident» оснащена десятью независимыми ядерными боеголовками, причем каждой из них можно задать отдельное направление. Таким образом, всего одна атомная подводная лодка может контролировать обширную территорию диаметром 20000 км.

 

Экипаж субмарины  — 172 человека. 

 

атомная подводная лодка с ракетами «Tomahawk»

 

Однако вскоре американские военные специалисты согласно договору СНВ-2 переоснастят атомные подводные лодки класса «Огайо», заменив ядерные ракеты Trident на ракеты Tomahawk. По мнению экспертов без ядерных ракет останутся самые старые подлодки «USS Ohio» (SSBN726), «USS Michigan» (SSBN 727), «USS Florida» (SSBN 728), «USS Georgia» (SSBN 729). Это не нарушит баланс ядерной мощи США, так как 50 процентов ракетно-ядерного потенциала Америки останется в глубинах мирового океана.

 

Благодаря новым взглядам на будущее американской морской мощи, вполне современные и очень дорогие атомные подводные лодки класса «Огайо» оставлять без дела, а тем более пускать на слом неразумно. Поэтому без своего главного калибра подлодки превратятся в большие многоцелевые субмарины с атомной энергетической установкой. По мнению военных экспертов АПЛ «
Огайо
» приспособят для участия в конфликтах в любых регионах планеты. Подмостками их нового театра должны стать районы континентального шельфа и мелкие моря. Мощные атомные подводные лодки «Огайо» будут нести целый арсенал ракет «Томагавк», который превысит 130 единиц. Этот потенциал будет полностью соответствовать новой прибрежной литоральной стратегии США. Американские аналитики уверены, что массированный удар «Tomahawk» не сможет блокировать ни одна страна в мире, тем более в ближайшие годы ожидается появление нового поколения этих крылатых ракет. Их дальность возрастет в два раза, а полетная скорость в 5 раз. Ракеты «Томагавк» XXI века будут сверхзвуковыми и если необходимо могут быть перенацелены еще в полете на другие объекты.

 

атомные подводные лодки «Акула»

 

 

В Российской Федерации с американскими атомными подводными лодками может сравниться подводная лодка третьего поколения «Северсталь» типа «Акула». Субмарину построили в 1989 году. Это самая большая в мире подводная лодка. Она ровно в два раза больше АПЛ класса «Огайо». Экипаж 150 человек. Внутреннее пространство настолько велико, что на подводной лодке имеется сауна.

 

 

На борту подлодок этого типа (классификация НАТО «Typhoon») размещаются настоящие гиганты — баллистические ракеты «Вариант», вес которых достигает 90 тонн. В каждой из них по 10 ядерных боеголовок с индивидуальным наведением, причем запустить их можно с интервалом в несколько секунд. А значит, на противника может обрушиться настоящий поток мощи и огня. Но самое главное сила этого удара будет в 1400 раз больше, чем бомбы, сброшенной на Хиросиму. Такую атаку не сможет отразить ни одна противовоздушная оборона в мире. Правда, дальность у этой ракеты 8500 км, но и этого достаточно чтобы уничтожить цель на другом континенте. На
атомной подводной лодке
«Акула» их 20 единиц. Кроме того российские межконтинентальные ракеты «Вариант» можно запускать с глубины 55 метров. Это лучший показатель в мире. Удачным залпам не может помешать и неблагоприятная погода. Вооружение этой подлодки настолько мощное, что во время холодной войны за атомными подводными лодками этого класса пристально следили надводные корабли НАТО, а также специальные субмарины, которые называли охотниками.

 

В отличие от российских атомных подводных лодок американские субмарины предназначены для несения службы в открытом океане в сравнительно теплых широтах, а «Акула» специально разрабатывалась, чтобы ходить подо льдами Арктики, поэтому ее рубкой можно пробить лед толщиной 2,5 метра. Сегодня субмарины класса «Акула

» переоборудованы для испытаний новой баллистической ракеты «Булава». Три атомные подводные лодки утилизированы, а оставшиеся две до сих пор числятся на вооружении ВМФ РФ, но они пришвартованы и не выходят в океан.

 

подводная лодка класса «Борей»

 

На смену гигантским субмаринам типа «Акула» российский военно-морской флот получил новую атомную подводную лодку класса «Борей». Первая субмарина этого типа спущена на воду в 2010 году. Многие технологии ее производства засекречены, но известно одно — новая подлодка в полтора раза быстрее своих предшественниц и развивает под водой скорость 35 узлов. А на борту современных подводных лодок будут размещаться баллистические межконтинентальные ракеты «Булава».

 

Скрытность и быстрота делают атомные подводные лодки серьезным оружием. До тех пор пока океанские глубины будут не досягаемы для сонаров, субмарины останутся самым коварным на нашей планете средством ведения войны.

korabley.net

самая большая подлодка в мире за 60 секунд

Четвертого октября американское издание The National Interest выпустило материал о подводных лодках проекта 941 «Акула», которые даже спустя 40 лет после постройки вселяют страх в ВМС США.

И здесь нет ничего удивительного: эти субмарины не только имеют колоссальные размеры, но и могут бесшумно подкрадываться к цели, двигаться под водой с огромной скоростью, а по удобству для экипажа им и вовсе нет равных.

История создания

ТК-208 «Дмитрий Донской» – тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула».

Задание на разработку подлодок было выдано ЛПМБ «Рубин» в декабре 1972 года. Оно стало ответом на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры крейсера обусловливались габаритами твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить «Акул». Спуск первой подлодки проекта состоялся в 1980 году. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй шесть лодок серии

Впервые о подлодке сообщил Леонид Брежнев, заявив: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система, «Тайфун», имеется и у нас». «Тайфуном» подлодка была названа специально, чтобы ввести противников в заблуждение.

Интересные факты

– Эти подводные лодки по сегодняшний день остаются самыми большими в мире. Их длина – 172 м, что больше футбольного поля.

– При этом два ядерных реактора позволяют субмарине разгоняться под водой до 27 узлов (около 50 км/ч), а их мощности вполне хватит для того, чтобы обеспечить теплом и электричеством небольшой город.

– Кроме того, ядерная силовая установка позволяет добиться автономности в четыре месяца.

– Размеры корпуса субмарины позволили устроить для моряков сауну с небольшим бассейном и спортзал. Поэтому среди них подлодки 941-го проекта получили прозвище «Плавучий Хилтон».

– После первых пусков «Булавы» на ТАРПКСН «Дмитрий Донской» в обряде посвящения в подводники эта ракета заменила традиционную кувалду.

Вооружение

На ТАРПКСН «Дмитрий Донской» проходили первые испытательные пуски межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Всего было проведено более десяти испытаний.

Также подлодка имеет шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, 22 торпеды УСЭТ-80 и ракето-торпеды «Водопад».

Характеристики

Классификация НАТО: SSBN Typhoon

Надводная скорость: 12 узлов

Подводная скорость: 27 узлов

Рабочая глубина погружения: 400 м

Автономность плавания: 180 суток

Экипаж: 160 человек

Надводное водоизмещение: 23200 (28500) т

Подводное водоизмещение: 48000 (49800) т

Наибольшая длина (по КВЛ): 172 м

Наибольшая ширина корпуса: 23,3 м

Средняя осадка (по КВЛ): 11 м

Энергетическая установка: два водо-водяных реактора ОК-650 по 50 тыс. л. с. (36,7 МВт)

tvzvezda.ru

Атомные подводные лодки АПЛ проекта 945 типа «Барракуда» и 945А «Кондор»

13.05.2018

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

В течение 7 лет шла кропотливая работа по созданию новых кораблей. Результатом титанических усилий горьковских конструкторов стал проект 945 подводных лодок типа «Барракуда». Закладка головного корабля серии АПЛ «Карп» состоялась в 1979 году на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». В дальнейшем предполагалось постройка еще одного судна на стапелях «Севмаш».

Разработка и создание боевого корабля проекта 945

Проектирование новых лодок, относящихся к 3-ему поколению, началось в 1972 году. Вся техническая документация по новому проекту создавалась в Горьковском (теперешний Нижний Новгород) ЦКБ «Лазурит». Местом реализации проекта изначально был выбран судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный здесь же, в городе Горьком.

АПЛ проекта 945 кардинально отличались от всех предыдущих подводных кораблей подобного класса. Предполагалось вести строительство корабля, корпус которого будет выполнен из титанового сплава. Это новшество давало существенную экономию веса, сделав параметры водоизмещения новой субмарины приемлемыми для отечественных судоремонтных заводов. К тому же, титановый корпус обладал большей прочностью, что автоматически увеличивало глубину погружения нового корабля. Титановый сплав, из которого был сделан основной корпус подлодки, имел низкие электромагнитные характеристики, обеспечивая боевому кораблю хорошую скрытность в толще воды.

Несмотря на высокие технические характеристики субмарин типа «Барракуда», единственной «ахиллесовой пятой» проекта 945 как раз и является титановый корпус. Это новшество, используемое в конструкции, приводило к существенному удорожанию постройки корабля.

Для справки: по оценкам экспертов  АПЛ проекта 945 обходились государственной казне на тот период в колоссальную сумму – 300 млн.$, что равнялось сумме, потраченной на строительство 2 субмарин типа «Лос-Анджелес».

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы —  эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Лодка в надводном положении имела водоизмещение 5940 тонн. Размеры судна составляли: длина 107 м, а ширина 12 метров. Такие измерения позволяли проводить готовый корабль системой речных каналов со стапеля до места последующей приписки. В дальнейшем лодки могли свободно проходить ремонтно-плановый осмотр практически на всех судоремонтных предприятиях советского ВПК.

Экипаж субмарины составлял 61 человек.

Силовая установка

Подводная лодка проекта 945 «Карп» — головная субмарина серии имеет силовую установку мощностью 43 тыс. лошадиных сил. Работу парозубчатой установки обеспечивает один ядерный реактор ОК-650А. В конструкции реактора имеется 4 парогенератора, которые вместе с насосами обеспечивают необходимую циркуляцию теплоносителя по четырем контурам. Получаемая в результате работы ядерной установки электроэнергия идет на зарядку аккумуляторных батарей и на группу преобразователей.

В рабочем режиме при нормальной загрузке реактора энергетическая установка обеспечивает подводному судну надводную скорость 12 узлов. В погруженном состоянии субмарина развивает скорость в 35 узлов.

Корабль имеет увеличенный ресурс автономности плавания, который составляет не менее 100 суток.

Вместе с тем, помимо головной энергетической установки, обеспечивающей жизненный и рабочие циклы цикл подводной лодки, на судне установлены два дизельных мотора. Задача дизельных двигателей вспомогательная. В экстренных ситуациях моторная группа должна обеспечить подлодке автономное энергообеспечение и ход в 5 узлов в течение 10 дней.

Корабль имеет в качестве движителя гребной винт с улучшенными гидродинамическими обводами. Уменьшенная частота вращения винта, применяемая на лодках этого типа, делает движение субмарин под водой малозаметным.

После сдачи первых двух судов, проект 945 претерпел некоторые изменения. На лодку устанавливается новый реактор. Изменилось и вооружение подводных кораблей. Последующие суда относились к проекту 945А.

Всего, за 8 лет, начиная с 1979 года по 1987 г., было введено в строй две субмарины проекта 945. В 1983 году вошла в строй головная субмарина АПЛ «Карп», а уже в 1987 году в строй ВМФ СССР вошел второй корабль серии, АПЛ — «Краб».  Оба корабля имеют разные судьбы. Первенец серии, подлодка «Карп» была списана в 1998 году. Второй корабль серии АПЛ «Краб», получивший в 1996 году новое название «Кострома», до сих пор остается в составе российского флота.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Эти боевые модули имели калибр 533-мм и 650 мм соответственно. Основными боевыми снарядами субмарин типа «Барракуда» являлись торпеды и ракето-торпеды, запускаемые через торпедные аппараты. Боекомплект лодки в снаряженном состоянии составлял 40 торпед и ракето-торпед.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Какой размер АПЛ (Атомной Подводной Лодки)?

У нас была советская самая большая лодка в мире «Акула» длина 172 метра! Город под водой! Видео: <a rel=»nofollow» href=»http://video.mail.ru/mail/mcgregor-ne/227/2335.html» target=»_blank»>http://video.mail.ru/mail/mcgregor-ne/227/2335.html</a>

Около 200 метров

Метров 150-200 и высотой метров метров 20 по корпусу, а рубка исчо выше. Кароче ка 5-ти этажный дом или типа того.

Атомная подводная лодка «Нерпа» размеры – 110 х 14 х 9 м; От 100 метров до 150. Но лучше нам о них ничего не знать! Спокойней будет спаться.

Для получения подобных сведений надо зарегистрироватся на сайте производителя атомных подводных лодок. Там вам будут выданы необходимые мануалы пользователей АПЛ со схемами и чертежами.

masterok.livejournal.com/2044051.html

touch.otvet.mail.ru

Атомные подводные лодки типа «Рюби»

Французские субмарины типа «Рюби» являются самыми маленькими из всех серийных подводных атомоходов в мире. Тем не менее по критерию «стоимость — эффективность» эксперты единодушно оценивают проект как очень удачный.

Первая попытка Франции создать свою собственную многоцелевую атомную подводную лодку потерпела крах: из-за многочисленных технических проблем строительство заложенной в 1957 году субмарины пришлось прекратить. Позже она была достроена в качестве опытной ракетной дизель-электрической и под названием «Жимнот» долгое время использовалась для испытаний баллистических ракет.

Повторно решение о постройке многоцелевой АПЛ было принято в январе 1973 года. К тому времени французские кораблестроители уже обладали необходимым опытом: ими была создана серия атомных подводных ракетоносцев типа «Редутабль». Теперь перед ними была поставлена задача спроектировать компактную и недорогую субмарину, но при этом обладающую низким уровнем шума и высокой надежностью ядерной энергетической установки.

В качестве прототипа взяли проект дизель-электрической ПЛ «Агоста». В основу энергетики новой субмарины также был положен принцип электродвижения. Разработка проекта, получившего обозначение SNA 72, продолжалась более двух лет, заказ на головную субмарину S601 верфь в Шербуре получила в феврале 1976 года. Любопытно, что первоначально подлодки предполагалось назвать в честь провинций Франции, и первая АПЛ при закладке получила наименование «Прованс».

Однако вскоре приняли новое решение и субмарины в итоге нарекли по названиям драгоценных камней. Головная АПЛ S601 вошла в строй уже как «Рюби» (Rubis, то есть «Рубин»). Первоначально намечалось построить восемь подлодок, но в итоге ограничились шестью — от постройки двух последних (S607 «Тюркуаз» и S608 «Диаман») отказались.

КОНСТРУКЦИЯ

По архитектуре АПЛ «Рюби» — одновальная, смешанной конструкции. На большей части длины корпуса легкий корпус отсутствует (двухкорпусная схема — лишь в носовом торпедном отсеке и в районе электромеханической установки). Прочный корпус разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. В носовом отсеке размещены четыре торпедных аппарата и стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором находятся центральный пост, пост управления движением, жилые помещения, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и различное оборудование. Третий отсек занимает ядерный реактор с паропроизводительной установкой, в четвертом установлены турбогенераторы, в пятом — главный гребной и вспомогательный электродвигатели, а также аварийный дизель-генератор и пост управления энергетикой. Главная энергетическая установка — турбоэлектрическая с водо-водяным реактором CAS 48 мощностью 48 МВт и двумя турбогенераторами мощностью по 3950 КВт.

Небольшие размеры лодки обусловили применение реактора уменьшенной мощности, что позволило почти на всех режимах работы использовать естественную циркуляцию теплоносителя первого контура и таким образом повысить надежность энергетической установки. Кроме того, отсутствие насосов дало возможность снизить шумность. В качестве вспомогательной ЭУ используется дизель-генератор SEMT-Pielstick/Jeumont Schneider 8РА4 V185SM мощностью 450 кВт.

Последние два корабля серии (S605 «Аметист» и S606 «Перль») отличаются формой корпуса (носовая часть стала не штевневой, а каплевидной, при этом длина лодки увеличилась на 1,5 м) и более обтекаемой рубкой (ограждением выдвижных устройств). Кроме того, в их конструкции нашли широкое применение звукоизолирующие и демпфирующие материалы, что позволило существенно снизить уровень шума. По их подобию в 1989-1996 годах были модернизированы и четыре первых лодки типа «Рюби», благодаря чему боевые возможности всей серии стали примерно одинаковыми.

Радиоэлектронное вооружение АПЛ включает автоматическую систему боевого управления DLA-2B или DLA-3, пассивные гидроакустические станции «Thomson Sintra/Thales»DMUX20 (стационарная) и DSUV 62С (буксируемая), навигационную РЛС компании «Келвин Хьюз» 1007, комплекс радиоэлектронной борьбы ARUR-13/DR3000U.

Несмотря на небольшие размеры, на АПЛ типа «Рюби» удалось создать экипажу достаточно комфортные условия. У каждого моряка есть свое спальное место, кубрики отделены от столовой, которая служит также кают-компанией. Производительность опреснительной установки обеспечивает морякам практически неограниченное потребление пресной воды.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Все шесть построенных подводных лодок ныне входят в состав ВМС Франции и базируются в Тулоне. Они неоднократно совершали дальние походы и кругосветные плавания. Предельная автономность АПЛ по запасам — 60 суток. У каждой лодки есть два штатных экипажа («красный» и «синий»), которые поочередно сменяют друг друга. Межпоходовый период в базе обычно не превышает трех недель. Несмотря на то что по совокупности характеристик АПЛ типа «Рюби» уступают атомным субмаринам России, США и Великобритании, они оцениваются экспертами как достаточно эффективные, поскольку лидируют по такому показателю, как максимальный малошумный ход, и имеют весьма совершенные гидроакустические средства пассивного обнаружения. Это позволит им оставаться в строю до 2017-2027 годов, когда их планируется заменить многоцелевыми АПЛ нового поколения типа «Сюффрен».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АПЛ «РЮБИ»

  • Водоизмещение, т:
    надводное: 2420
    подводное: 2730
  • Размерения, м:
    длина: 73,6
    ширина: 7,6
    осадка: 6,4
  • ГЭУ: ядерная турбоэлектрическая — 1 реактор CAS 48 мощностью 48 МВт, 1 электродвигатель мощностью 9500 л. с, вспомогательная дизель-электрическая установка.
  • Скорость под водой, узлы: 25
  • Дальность плавания: неограниченная
  • Вооружение: 4 533-мм торпедных аппарата (боезапас: 14 противокорабельных ракет Exocet SM39,14 торпед ECAN F17 мод. 2 или 32 мины FG29 вместо торпед)
  • Экипаж, чел.: 68 (включая 8 офицеров)