Раптор f35 – самолёт, истребитель, lightning ii, сильнейший в мире, технические характеристики ТТХ, вертикальный взлёт

Содержание

F-22 Raptor, F-35 Lightning II и ПАК ФА Т-50|Кто кого

ПАК ФА Т-50

 

В небе над планетой Земля ещё не случалось воздушного боя, в котором бы сошлись истребители пятого поколения. Однако, совсем скоро в российской армии «встанут на крыло» истребители пятого поколения  ПАК ФА Т-50, которые предположительно будут именоваться Су-50, и уже известные характеристики этого самолёта позволяют спрогнозировать исход такого боя.

Семь лет конструкторы и испытатели доводят до совершенства ПАК ФА – уже известно о появлении Т-50 с индексом 11, который далеко ушёл вперед от единички. Одиннадцатый вариант спал существенно мощнее, незаметнее, «зорче» и «ударнее».

 

Истребитель пятого поколения – это что?

 

F-22 Raptor

 

Нужно сказать, что сегодня практически все страны, производящие истребители, претендуют на присутствие в «клубе пятерок». Безусловно, на первое место претендуют США со своим F-22. Производство Раптора на настоящий момент закрыто из-за космической цены машины, а кроме того из-за ряда выявленных дефектов. Однако, военные США наличие серьезных проблем с истребителем отрицают. Как бы там не было, а американцы успели выпустить более 200 F-22 Raptor и снимать их с весов возможной войны сегодня не стоит.

В 2016 году армия США получила упрощенный вариант F-22 Raptor – это F-35 Lightning II (в трех модификациях). Истребитель не такой «золотой» и не столь «умелый», как дорогой Раптор. Впрочем, и «тридцать пятый» совсем не прост – есть у него свои толстые плюсы, которые мы обязательно обсудим.

 

F-35 Lightning II

 

У России есть ПАК ФА или Т-50, который значительно посуровел за последние годы и скоро (уже в 2017 году) поступит в войска.

Известно, что этот триумвират в ближайшие годы попытается разбавить Китай своими истребителями Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О «тридцать первом» говорить сегодня рано – машины скорее нет, чем она есть.  А вот Chengdu J-20 на «пятерку» совсем не тянет. Это, в лучшем случае, «4++».  Незаметность у машины на уровне 0,5 на метр квадратный. Незаметность у профессионалов называется ЭПР – эффективная площадь рассеивания. ЭПР – это способность рассеивать направленную электромагнитную волну. И чем меньше ЭПР, тем меньше шансов у самолета появиться на экране радара.

По нынешним временам самолет входит в категорию «невидимка», если его ЭПР меньше 0,4 на квадратный метр. Вот у исходного (до модернизации) бомбера Т-160 этот показатель равняется 25 (какой ЭПР у модернизированного Т-160 мне неизвестно. И не только мне), а у танка «Т-90» – 30, у среднего человека – около единицы, что существенно больше, чем у самолета пятого поколения.

Так вот, у китайского Chengdu J-20 ЭПР высоковат для пятого поколения. А ещё этот истребитель не умеет перемещаться в пространстве со сверхзвуковой скоростью без форсажа.

Японский Shinshin ещё только доводится до уровня «невидимки» без оружия. И не известно, когда у японцев получится невидимка вооруженный. Несколько дальше японцев продвинулись к желаемому результату турки с TF-X, иранцы с  Qaher F-313 и индонезийцы с KF-X/IF-X. Однако, их машины сегодня – это только 4+. Ну, может быть 4++. И всё.

Европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon  и французский Dassault Refale имеют некоторые отличительные характеристики «пятёрок», однако у нашего СУ-35С этих признаков существенно больше. И смоделированный бой показал, что у «европейца» и «француза» нет шансов даже против 35-го Сухого.

Получается, что в современном небе у нашего ПАК Фа (Т-50) только два реальных конкурента: F-22 Raptor и F-35 Lightning II. И тут, как мне кажется, самые лучшие в мире истребители ждёт сюрприз. И не один сюрприз. Целая коробочка сюрпризов.

 

 

F-22 Raptor,  F-35 Lightning II и ПАК ФА. Сила силу ломит

 

ПАК ФА Т-50

 

Ещё одно существенное требование к истребителю пятого поколения – это сверманёвренность. Что такое сверманёвренность? Это способность самолёта сохранять управляемость и устойчивость при перегрузках самого высокого уровня на закритических углах атаки, а ещё – возможность изменять своё положение в воздушном потоке, что в итоге позволяет атаковать самолёты противника под углом к текущим траекториям.

Однако, сверхманёвренность – это российская фишка. Американцы для своих истребителей считают сверхманёвренность лишней, поскольку предполагают поражать противника на дальних или (в крайнем случае) средних дистанциях.

Это совсем не значит, что F-22 Raptor – это ступа с мотором. Истребитель сверхманевренностью обладает. Возможно, американцы понимали, что конкуренты уже дышат им в спину и удержать противника исключительно на дальних дистанциях не удастся.

Изначально первые версии ПАК ФА вооружались двумя двигателями АЛ-41Ф1, которые создавали суммарную тягу в 30 000 кгс. Эти двигатели, на сегодняшний день, имеют наивысшей скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет истребителю буквально вертеться на месте веретеном.

Что касается двигателей F119-PW-100, которые стоят на «Рапторах», то и у них сопла отклоняются на 20 градусов, однако исключительно по вертикали. И со скоростью «целых» 20 градусов в секунду, против 60 градусов у Т-50.

А вот суммарная тяга у «американцев» составляет 32 000 кгс, а это, по мнению НАТОвских специалистов, даёт их самолету преимущество по тяговооруженности. И они, специалисты, тут же объявили, что их самолёт будет доминировать на вертикалях. Утверждение несколько спорное. Так могло бы случиться, если бы «Раптор» взлетал не с полным комплектом вооружения и меньшей заправкой по топливу.

А ещё если бы на ПАК ФА, начиная с шестой модели, не начали устанавливать модернизированную версию АЛ-41Ф1, суммарная тяга которых уже 35 000 кгс. А ещё КБ им. Люльки объявило, что у серийного двигателя тяга будет 36 000 кгс.  И кто теперь будет доминировать на вертикалях? При бесспорном доминировании во всех остальных ракурсах.

При такой мощности ПАК ФА может брать на борт больше топлива (ёмкость внутренних баков 13 т) и только на внутренних баках, в полном комплекте вооружения, истребитель будет работать в радиусе 1 000 километров. А без использования сверхзвукового режима – 2 700 километров. Самолет может взлететь в районе Москвы, сгонять в центр Европы, «завалить» там пару-тройку партнерских истребителей и вернуться домой.

А у «Раптора» возможности существенно скромнее. Заявленные 2 500 километров возможны для практически пустой машины с лётчиком в средней весовой категории (про лётчика – шутка). Реальный радиус действия Раптора (с полной загрузкой и при крейсерском «сверхзвуке») не более 800 км.

На фоне ПАК ФА и F-22 Raptor  «упрощенный» F-35 Lightning II выглядит совсем скромно. Сверхманевренным его можно считать лишь условно (тяга 20 000 кгс), шансы тягаться с Т-50 в ближнем бою мизерные.

Однако, я всё про ближний бой. А североамериканцы и Ко не собираются меряться силами с ПАК Фа на ближних дистанциях. А что будет, если бой случится «там вдали».

А зачем тебе такие большие глазки?

Идеальный вариант для воздушного боя на дальней дистанции – я противника вижу, а он меня ещё нет. И при этом я могу этого противника «завалить» и быстро-быстро удрать с места героического боя. Именно так видели бой американские конструкторы, когда создавали свой F-22 Raptor.

Но опять что-то пошло не так.

ЭПР у всех истребителей (2 из США и один наш) примерно одинаков. Правда у ПАК ФА кормовая проекция даёт более серьезную засветку в инфракрасном режиме. Такая вот плата за более резвый двигатель и повышенную манёвренность. Однако, как выяснилось, это совсем не страшно. Для нашего истребителя совсем не критично, где находится противник.

У «американцев» стоят новейшие бортовые РЛС, которые находят противника с ЭПР от 0,1 до 0,5 на метр квадратный за 100-220 километров. На ПАК Фа стоит похожая РЛС. Но не одна, а целых шесть штук, по «периметру», что позволяет пилоту «видеть» небо на 360 градусов во всех плоскостях.  На 10 и 11 модели ПАК ФА в качестве «фронтального» ока приспособили РЛС с РОФАР (радиооптической фазированной антенной решеткой). Все параметры этой РЛС неизвестны, однако известно, что усовершенствование позволило захватывать цели с ЭПР  менее 0,1 (!!!!) на дальности свыше 300 (!!!) километров.

А ещё РЛС установленные на борту Т-50 позволяют истребителю решать ещё целый ряд задач. Например, истребитель может лететь на сверхмалых высотах по рельефу местности. F-22 и F-35 так летать не могут.

Самолеты (все три) имеют примерно аналогичные системы предупреждения о пусках ракет. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что установленная на F-35 система DAS позволяет отслеживать не только пуски ракет, но и обнаруживать тепловое излучение двигателя самолета, который летит на бесфорсажном малозаметном режиме. Изящненько.

Однако, изящество можно исправить одним мощным ударом.

 

Вооружение F-22 Raptor, F-35 Lightning II и ПАК ФА Т-50

 

F-22 Raptor

 

Основательный F-22 Raptor может нести 12 ракет: 8 во внутренних отсеках и 4 ракеты на внешней подвеске. У более легкого F-35 Lightning II в «закромах» всего 4 ракеты.

Русский ПАК ФА может взять 10 ракет внутрь и шесть на подвеску. Впрочем, от внешней подвески разработчики «Сухого» решили отказаться (для повышения незаметности) и оставить только «внутренние» ракеты. На серийных машинах будет их 12 штук самого разного назначения. И самыми разными (часто невероятными) характеристиками.  Например, ракета Х-74М2 (воздух-воздух) может разгоняться до гиперзвуковой скорости (более 4М) и поражать цели на дальности более 300 км. Весит ракета около 400 кг с соответствующей разрушительной мощностью.

Очень хочется «нарисовать» схему возможного боя между F-22 Raptor и ПАК ФА Т-50 (F-35 Lightning II вне игры изначально). У американца есть шанс, если ему удастся подкрасться с нижней задней полусферы – будет несколько секунд, чтобы запустить ракету. Во всех остальных случаях ракета Х-74М2 долетит до Раптора быстрее, чем американская ракета до нашего истребителя. У ПАК ФА есть примерно 50% вероятность увернуться от американской AIM-9Х. У F-22 Raptor нет ни одного шанса избежать встречи с Х-74М2.

Эксперты говорят, что если самолеты встретятся на дальности 20-30 км, то тут всё будет зависеть исключительно от мастерства пилотов. Однако, на истребителях такие РЛС, что сближение на 20-30 километров – это уже из области чистой теории или закона подлости.

Почему я «убрал из боя» F-35 Lightning II? Имеющихся у него 4 ракет «маловато будет», чтобы со 100 % вероятностью поразить ПАК ФА. Круизная скорость ПАК ФА позволит ему легко убежать от ракет американца (без маневра). А потом он вернётся.

 

ПАК ФА Т-50