Пушка 20 мм – 20-мм пушка “Oerlikon”(Эрликон) — швейцарский “бестселлер” Второй мировой. : alternathistory

Содержание

ТНШ (20-мм) — War Thunder Wiki

Пушка ТНШ в башне Т-60

Описание

Автоматическая пушка «Танковая, Нудельмана — Шпитального» (обозначалась ТНШ-1, затем ТНШ-20) представляет собой танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Основой конструкции стала крыльевая ШВАК, от мотор-пушки заимствован ствол, от турельной — тяга перезаряжания, заново созданы спусковой механизм, прицел и затыльник. Пушка отличается очень высокой скорострельностью, но длительной перезарядкой и слабым бронепробитием.

Пушка активно применялась в начале Великой отечественной войны, позволяя эффективно бороться с бронеавтомобилями, расчетами орудий и пехотой. Однако борьба с хорошо бронированными танками Вермахта оказалась невозможной. Данным видом орудия оснащались лёгкий танк Т-60, Т-38 и двухбашенный Т-26, с января 1942 года им перевооружали Т-30 и Т-40.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Расскажите о тактико-технических характеристиках пушки или пулемета.

Доступные снаряды

Снаряд 20х99 пушки ТНШ (для сравнения: рядом снаряд 20х138 немецких танковых и зенитных пушек).

В состав боекомплекта пушки входят:

  • Унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным снарядом (БЗТ-20) — отличается слабым бронепробитием даже по сравнению с другими автоматическими пушками.
  • Унитарный выстрел с подкалиберным бронебойно-зажигательным снарядом (сердечник из карбида вольфрама). Рекомендуется к применению.
  • Унитарный выстрел с осколочно-трассирующим снарядом и взрывателем мгновенного действия (ОТ-20). Следует использовать только против небронированных целей (ЗСУ и самолетов).
  • Унитарный выстрел с осколочно-зажигательным снарядом и взрывателем мгновенного действия (ОЗ-20). Следует использовать только против небронированных целей (ЗСУ и самолетов).

Технические характеристики снарядов пушки ТНШ приведены в таблицах:

Название снарядаТипМасса, кгНачальная скорость, м/сЗадержка взрывателя, м
Чувствительность взрывателя, мм
Вероятность рикошета при угле атаки 30°, %Угол нормализации при угле атаки 30°, °
БЗТБС0,17500
БП(Т)БПС0
ОЗТОФС0,17700,30,100

Шаблон:Пушки МК

Применение в бою

Для начального уровня пушка ТНШ-20 показывает себя весьма эффективным оружием ближнего боя. За счёт дикой скорострельности и ёмкой ленты, она позволяет буквально засыпать противников градом подкалиберных снарядов. На больших расстояниях пробиваемость резко падает, и при попытке вести снайперскую дуэль с другими танками Т-60 может проиграть. Наиболее уязвимые цели для пушки — с бронёй не более 20 мм. Благодаря скорострельности можно не переживать из-за промахов — пристреляться из автопушки по врагу легко. Рекомендуется изучать уязвимые места во лбу вражеских танков — такие как например спрямлённая броня, подбашенный погон.

Рекомендуется против бронетехники лента с подкалиберными снарядами. Но даже подкалиберные снаряды у этой пушки имеют не очень высокую бронепробиваемость (как обычные бронебойные у KwK 30), поэтому следует стараться заходить во фланг противникам и расстреливать их в борта, с близкого расстояния. В отличие от немецких 20-мм авто-пушек, у ТНШ есть ёмкая лента, позволяющая уничтожить даже несколько танков за раз. Но не стоит забывать, что перезарядка у ТНШ очень долгая, и должна производиться желательно в укрытии.

Авто-пушка ТНШ способна эффективно сбивать вражеские самолёты — для этого лучше всего подойдёт лента Стандарт (с осколочно-фугасными и бронебойно-зажигательными снарядами, как у самолётов).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Автоматический огонь.
  • Большая емкость ленты (58 снарядов).
  • Хорошая эффективность в ближнем бою, особенно в случае применения подкалиберных снарядов.
  • Отличная скорострельность (800 в/мин).

Недостатки:

  • Сильное падение бронепробиваемости с расстоянием.
  • Очень длительная перезарядка ленты (26 сек).
  • Слабая бронепробиваемость у бронебойных, и даже подкалиберных снарядов.

Историческая справка

20-мм автоматическая танковая пушка ТНШ («Танковая, Нудельмана — Шпитального», обозначалась ТНШ-1, затем ТНШ-20) была основана на конструкции авиапушки ШВАК и была в экстренном порядке разработана в 1941 году в качестве основного вооружения легкого танка Т-60. Пушка ТНШ имела длину ствола 82,4 калибра, высота линии огня составляла 1480 мм, максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Боекомплект орудия составлял 750 выстрелов унитарного заряжания. Для автоматического питания пушки снаряды размещались в ленту с 58 выстрелами и 58 разъёмными звеньями. Эта лента укладывалась в коробку, которая устанавливалась на кронштейне под пушкой.

Впервые танки с пушкой ТНШ пошли в бой в сентябре 1941 года под Полтавой, в дальнейшем они в больших количествах участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву и заканчивая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Потери Т-60 были высоки, так как к середине войны немецкие противотанковые орудия, танки и САУ намного превосходили по классу Т-60. Так, в боях с Pz.III и Pz.IV образца сентября 1942 г. боевая ценность Т-60 была ничтожной.

Тем не менее, пушка ТНШ позволяла Т-60 вполне эффективно бороться с легкими танками, бронеавтомобилями, пехотой и расчетами орудий. С конца 1942 года, в связи с появлением большого количества танков Т-34, танки Т-60 стали сниматься с боевой работы и переводиться для выполнения вспомогательных задач в тылу.

Медиа

  • Пушка ШВАК, послужившая основой для ТНШ

  • Лёгкий танк T-30 с пушкой ТНШ

  • Лёгкий танк T-38 с пушкой ТНШ

Обзор Т-60 с ТНШ от Omero


См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки


wiki.warthunder.ru

20-мм авиационная пушка АП-20. — Российская авиация

20-мм авиационная пушка АП-20.

Разработчик: КБ-2
Страна: СССР
Начало разработки: 1932 г.
Испытания: 1935-1936 гг.

Тема малокалиберных автоматических артиллерийских систем в молодой Советской республике начала развиваться с некоторым опозданием по сравнению с пулеметным вооружением. После революции на вооружении Красной Армии оставались доставшиеся в наследство от Российской империи некоторое количество автоматов Максима и Виккерса калибра 37 и 40 мм. Но достаточно громоздкие и тяжелые системы были, по мнению руководства РККА, малопригодны для дальнейшего развития в качестве универсального автомата для использования в качестве зенитных и противотанковых систем.

Несколько большую перспективу обещала 37-мм автоматическая пушка Мак Лина. Несколько десятков этих систем было закуплено Россией в годы Первой Мировой войны. Автомат, работавший на газоотводном принципе, был относительно легкий (масса тела орудия 130 кг, всего автомата — 254 кг) и компактный (общая длина — 2591 мм, длина нарезной части — 1565 мм). Пушка стреляла 165-граммовыми снарядами с начальной скоростью, по разным данным, 440-600 м/с. Питание осуществлялось из 5-зарядных обойм с подачей патронов сверху. В орудии использовались оригинальные унитарные патроны 37х137 мм.

Малая для такого орудия масса вкупе с огневой мощью делали орудие грозным оружием, притом разработчику — американцу Самюэлю Мак Лину удалось удачно сочетать скорострельность, приемлемую надежность и массу. Имея практическую скорострельность в 100 выстрелов в минуту, что меньше того же Виккерса, Мак Лин не имел столько задержек — обойма вызывала меньше проблем при подаче патрона, чем холщовая лента. Кроме того, снижение скорострельности до разумных величин (а зачем пехотной пушке скорострельность пулемета?) позволило, во-первых, снизить нагрев ствола, отказавшись тем самым от водяного охлаждения. Это, в свою очередь, облегчило систему. Во-вторых, невысокий темп стрельбы позволял лучше контролировать орудие; в-третьих, он же не допускал излишнего расхода снарядов. Короткой очередью из пушки можно было не только уничтожить пулемет, но еще и «расковырять» легкое полевое укрепление вроде козырька над окопом, бруствера, амбразуры, закрытой бронещитком, и поразить противника, там укрывшегося.

К недостаткам орудия относился неудобный лафет, с углом возвышения всего 15 градусов, не позволявший вести огонь по воздушным целям и малая емкость магазина.

Именно на устранение этих недостатков были направлены первые опыты переработки автомата на Ковровском пулеметном заводе в рамках созданного ПКБ. В 1923 году по заданию НТК АУ В.Г.Федоровым были предприняты работы по адаптации пушки Мак Лина для использования в качестве универсального зенитного автомата. Была разработана новая 12-зарядная обойма и новый колесный станок, при помощи которого была достигнута возможность вести из пушки круговой обстрел с углом возвышения до 85 градусов. При этом переход из походного в боевое положение достигался за 8 минут.

Испытания автомата Мак Лина — Федорова проходили под индексом ПКБ «Образец 1-4» в 1925-1927 годах, но, по-видимому, не вышли из стадии экспериментов. Зато дали возможность приобрести бесценный опыт для формирования отечественной школы стрелковки.

37-мм пушка Мак Лина — Федорова «Образец 1-4».

В марте 1926 года ПКБ получило заказ на разработку автоматических пушек калибра 25 и 40 мм, но в силу загруженности работами по доводке пулемета ДП, к работе смогло приступить только в 1928 году. Кроме разработки собственно артсистемы пришлось разрабатывать также и боеприпасы, что было совершенно новой сферой деятельности Ковровского завода.

К 1930 году, когда было разработано 7 типов пушек и пять типов питания, Артуправление сняло заказ на 40-мм пушку и после рассмотрения проектов приняло для разработки два типа автоматики. В конце 1930 года было сформулировано ТЗ на 25-мм автоматическую пушку с магазином системы А.С.Кладова. Основная трудность заключалась в отработке автоматики пушки при одновременной отработке патрона. На тот момент существовал опытный образец 25-мм автомата с жесткой обоймой на 12 патронов по типу «Гочкисса» («Образец 2-4»).

25-мм автомат Дегтярева «Образец 2-4» 1932 года с жесткой обоймой по типу Гочкисса.

К 1933 году был изготовлен опытный образец облегченного 25-мм автомата, автоматика которого основывалась на смасштабированной конструкции пулемета Дегтярева. Помимо В.А.Дегтярева в разработке также участвовали А.С.Кладов и Г.С.Шпагин. В пушке использовался как секторный магазин емкостью 7 патронов, так и барабанный на 12 патронов. Данных по системе, получившим внутризаводской индекс «Образец 3-4», к сожалению, не сохранилось. Ввиду сложности работ и неотработанности патрона к концу 1933 года работы над 25-мм автоматом были свернуты в пользу более легких 20-мм систем.

Опытный 25-мм автомат Дегтярева с коробчатым магазином «Образец 3-4».

На тот период времени во многих странах концепция 20-мм универсального автомата, пригодного для зенитного, танкового, противотанкового и авиационного использования была весьма популярна. Легкие, компактные и скорострельные 20-мм автоматы в начале 30-х годов были способны уверенно поражать практически любые цели — танки, бронемашины, самолеты и живую силу противника.

Работу по созданию подобной системы в КБ-2 в 1932 году была поручена опытному инженеру Яну Яновичу Атслега, латышу по национальности. Первоначально планировалась разработка и собственного патрона, но в августе того же года АУ РККА предложило использовать мощный патрон немецкой зенитки «2 cm FlaK 30» фирмы Рейнметалл, более известный сейчас как «Длинный Солотурн» — 20х138В мм, производственную линию под которые планировалось закупить у немцев. Это несколько облегчало задачу. Патрон был хорошо отработан в производстве, обладал великолепной баллистикой и был достаточно распространен в мире.

В феврале 1933 года эскизный проект автомата Атслега был рассмотрен и утвержден к изготовлению опытного образца. В 1934 году было изготовлено два опытных образца орудия, под секторный и барабанный магазины на 12 патронов, получившие обозначение АП-20 образца 1934 года. Орудие использовало газоотводную автоматику, к тому времени ставшую фирменным стилем отечественной оружейной школы, стреляло с открытого затвора как одиночными, так и очередями с технической скорострельностью до 250-300 выстр/мин. Мощный патрон разгонялся в стволе до скорости 880 м/с. Ствол длиной 1520 мм имел 8 правосторонних нарезов с шагом 720 мм.

Пушка АП-20 обр. 1934 года с коробчатым магазином.

Пушка АП-20 обр. 1934 года с барабанным магазином Кладова.

Пушка имела оригинальное приспособление для включения добавочной пружины при стрельбе в зенит, когда эффективность подачи патронов штатной пружиной магазина снижалась. Испытания опытных образцов, проводившихся в течение 1935 — начала 1936 года, выявили недостаточную скорострельность орудия, делавшею его малопригодной для авиационного исполнения.

Одновременно Б.Г.Шпитальный предпринимал усилия протащить свою пушку ШВАК для применения в качестве зенитного автомата. Но штатный патрон ШВАК 20х99R был очевидно слаб для этих целей. В связи с этим был разработан новый экспериментальный патрон 20х110R для использования в перспективном зенитном автомате на базе механики ШВАК, который, по всей видимости, так и не был реализован в металле. Хотя есть мнение, что под «зенитным вариантом ШВАК» скрывалась версия пушки выпущенная под индексом ЦКБСВ-75. По всей видимости, данный патрон пытались применить и в модифицированном образце пушки АП-20, разработанном в 1936 году. Но «фирменный» для оружия Шпитального рант патрона был слишком неудобен для магазинного питания пушки Атслега, поэтому параллельно был выпущен и безратновый патрон 20х110 мм. Причем, за счет несколько большего диаметра гильзы по сравнению с «Длинным Солотурном» в новом патроне удалось сохранить неизменным массу заряда, а за счет удачной формы бронебойного снаряда получить даже большую начальную скорость.

Под этот патрон был выпущен окончательный вариант пушки АП-20 образца 1937 года. Механика, автоматика и габариты пушки остались неизменными, зато несколько удалось снизить массу системы и поднять до 600 выстр/мин темп стрельбы. Емкость коробчатого магазина выросла до 15 выстрелов.

Пушка АП-20 с коробчатым магазином на 15 патронов обр. 1937 года.

На момент 1937 года было выпущено около десятка пушек АП-20, для которых использовался универсальный колесно-треножный лафет РМ-20. Весьма неплохое по меркам предвоенного времени орудие имело все шансы поступить на вооружение РККА, но 31 июля 1937 года главный разработчик пушки Ян Янович Атслега, начальник секции станков и установок ЦКБ-2, был арестован по стандартному обвинению того времени и несколько месяцев спустя расстрелян как враг народа. Вскоре все работы по АП-20 были свернуты.

Автоматическая пушка АП-20 обр. 1934 года на лафете РМ-20.

Автоматическая пушка АП-20 обр. 1934 года на лафете РМ-20.

ТТХ:

Модификация: АП-20 обр. 1934 г. / АП-20 обр. 1937 г.
Калибр, мм: 20 / 20
Тип автоматики: газоотвод / газоотвод
Масса, кг: 60 / 56
Длина, мм: 2130 / 2200
Длина ствола, мм: 1520 / 1520
Темп стрельбы, выстр/мин: 250-300 / 600
Начальная скорость снаряда, м/с: 880 / 940
Емкость магазина, патронов: 12 / 15
Масса снаряда, г: 134 (фугасный) / 128 (бронебойный)
Тип боеприпаса: 20х138B «Длинный Солотурн» / 20х110R; 20х110

.

.

Список источников:
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

20-мм авиационная пушка Дегтярева-Шпагина ДШАК

 

Появление в 1936 году первых образцов 20-мм авиапушки ШВАК, разработанной по личной инициативе Б.Г. Шпитального под руководством группы С.В. Владимирова в КБ-2 Ковровского завода, было встречено в штыки руководством ВВС РККА. Основная претензия была в слабом снаряде с плохой баллистикой и большой массой системы. Свою роль, конечно, сыграли весьма напряженные отношения Шпитального, сумевшего перессориться чуть не со всей  военной элитой СССР того времени.

В этой связи в КБ-2 были инициированы разработки автоматических 20-мм пушек, которые могли бы составить конкуренцию детищу Шпитального и Владимирова. На тот момент в Советском Союзе успели ознакомиться с серией швейцарских автоматов Эрликон, оценив их простоту, надежность и мощь. Особо приглянулся патрон от самой мощной модели Эрликона FFS – 20х110RB, 127-граммовый снаряд которой обладал прекрасной баллистикой и большой разрушительной силой.

Понятно, что тупо копировать этот боеприпас смысла не было. Характерное обниженное донце гильзы – было отличительной чертой «эрликоновских» боеприпасов, связанных с автоматикой швейцарского оружия на основе свободного затвора. Но, тем не менее, массо-габаритные параметры снаряда подвигли советских оружейников на создание подобного же боеприпаса.

В начале 1936 года на Тульском патронном заводе был разработан аналог «эрликоновского» патрона 20х110 с классической гильзой без закраины и массой снаряда 128 грамм.

Это позволило разработать ряд интересных образцов автоматического оружия, которые могли бы стать весьма мощными системами.

Одним из 20-мм автоматов, разработанных в КБ-2 под новый патрон была автоматическая пушка АП-20 конструкции Я.Я. Атслега – мощное скорострельное орудие с магазинным питанием, одинаково пригодное как для зенитного использования, так и для авиационного.

Параллельно конструкторский дуэт В.А. Дегтярева и Г.С. Шпагина, имея в своем активе комплекс крупнокалиберных пулеметов, основанных на автоматике ДШК, взялся за разработку смасштабированной версии своего 12.7-мм авиационного пулемета ДШКА, работа по доводке которого шла практически параллельно.

ДШАК с левым питанием

ДШАК с правым питанием

20-мм вариант пулемета Дегтярева-Шпагина под патрон 20х110 мм поступил на испытания в конце 1937 года, даже раньше 12.7-мм ДШКА.

В целом автоматическая пушка ДШАК (Дегтярев-Шпагин авиационная крупнокалиберная) детально повторяла классическую дегтяревскую автоматику – газоотводный принцип, запирание ствола двумя боевыми личинками и барабанный механизм подачи металлической ленты.

При испытаниях пушка ДШАК показала весьма неплохой темп стрельбы, достигавший 600 выстр/мин, что было, правда, все же меньше бешеной скорострельности ШВАКа.

Несколько изготовленных прототипов отличались правой и левой подачей ленты. Предназначались пушки главным образом, что следует из названия, для авиационного применения для установки в крыле. Возможно, дальнейшие планы разработчиков предполагали создание модификаций и для моторного или синхронного исполнения, но дальнейшие события эти перспективы перечеркнули.

Слишком агрессивная критика Шпитального со стороны руководства ВВС привела к обратному эффекту. Свалить любимца Сталина не удалось, зато Вождь народов, по видимому, уставший от интриг, попросту махнул шашкой, снеся головы всем критиканам. В период с 1937 по 1941 машина репрессий раздавила всех недовольных. Дегтярев, не участвовавший в этих играх, уцелел, но тема авиационного вооружения для него была закрыта навсегда.

Проект пушки ДШАК был закрыт, а мощный советский патрон 20х110 так и остался историей, более нигде не применявшийся.

 

ДШАК

Калибр, мм

20

Тип автоматики

Газоотвод

Масса пушки, кг

 33.3

Длина орудия, мм

1770

Длина ствола, мм

1050

Темп стрельбы, выст/мин

600

Начальная скорость снаряда, м/сек

910 — 930

Тип патрона

20х110 мм

Ёмкость магазина

лента

Масса пули, г

128

alternathistory.com

ШВАК (20-мм) — War Thunder Wiki

20-мм пушка ШВАК

Описание

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационная Крупнокалиберная) — первая советская автоматическая авиационная пушка калибра 20 мм. Принята на вооружение в 1936 году, производилась до 1946 года. Выпускалась в четырёх вариантах: крыльевая, турельная, мотор-пушка, синхронная. Мотор-пушка отличалась большей длиной ствола и наличием амортизатора.

По своему устройству пушка была полностью аналогична 12,7-мм одноименному пулемету. Различие состояло в диаметре канала ствола: испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. Пушка имела ленточное питание. Перезаряжание осуществлялось пневматически или механически.

Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (Танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Синхронные пушки ШВАК на пушечном варианте истребителя МиГ-3 Оборонительная установка ТАТ на бомбардировщике Пе-8 с 20-мм пушкой ШВАК(т).

Истребители:

Штурмовики и бомбардировщики:

Основные характеристики

Характеристика Крыльевая Турельная Мотор-пушка Синхронная
Масса, кг 38 40 55 44.5
Длина, мм 1679 1726 2122 2074
Калибр, мм 20 20 20 20
Темп стрельбы выстрелов/мин 700-850 700-850 700-850 550-750
Начальная скорость снаряда м/с 800-815 800-815 800-815 800-815

Состав лент

Снаряд 20х99 ШВАК в сравнении с другими снарядами Пушка ШВАК(кр) на истребителе И-16 тип 17 Авиамотор ВК-105ПФ с мотор-пушкой ШВАК(м)

В пушке применяются следующие снаряды:

  • ОЗ — Осколочно-Зажигательный
  • ОЗТ — Осколочно-Зажигательный Трассирующий
  • ОФ — Осколочно-Фугасный
  • ОФЗ — Осколочно-Фугасный Зажигательный
  • БЗ — Бронебойный Зажигательный
  • БЗТ — Бронебойный Зажигательный Трассирующий

Состав лент: Истребители

Лента Состав
Стандарт ОЗТБЗ
Универсал ОЗТОФОФЗОФБЗТ
Наземные цели ОФЗОФОФБЗТ
Бронецели БЗТБЗБЗОЗТ
Трассеры БЗТОФОЗТОФ
Скрытная атака БЗОФОФОЗ

Состав лент: Бомбардировщики и штурмовики (турельная оборонительная лента)

Лента Состав
Стандарт ОЗТБЗ
Универсал БЗТБЗ
Воздушные цели ОФБЗОФОЗТ

Шаблон:Авиапушки МК

Применение в бою

Опишите пушку/пулемет в игре — её отличительные особенности, тактику применения против основных противников. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений.

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените вооружение по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Отметьте достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

20-мм пушка ШВАК широко применялась в советской авиации. ШВАКами заменяли 7,7-мм пулемёты «Браунинг» на лендлизных самолётах «Харрикейн». Две неподвижные пушки размещались на бомбардировщиках Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях Ил-2 с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Пушка ШВАК с некоторыми изменениями монтировалась на танки Т-30 и Т-40 вместо 12,7-мм пулемётов ДШК. На лёгких танках Т-60 серийно устанавливался танковый вариант ТНШ-20.

Турельный вариант пушки устанавливался на поздних сериях самолёта Ер-2. За годы Второй Мировой войны было выпущено 100920 пушек ШВАК. Производство прекратилось в 1946 г. На замену ей пришла пушка Б-20 со схожими боевыми характеристиками — но более лёгкая и надёжная.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

Ссылки


wiki.warthunder.ru

20-мм авиационная пушка Б-20. — Российская авиация

20-мм авиационная пушка Б-20.

Разработчик: М.Е.Березин
Страна: СССР
Начало разработки: 1944 г.
Испытания: 1944 г.

За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, в марте 1941 года, ведущий конструктор тульского ЦКБ-14 Михаил Евгеньевич Березин по собственной инициативе взялся за разработку увеличенной версии своего пулемета УБ. На тот момент 12,7-мм пулемет УБ в синхронном, крыльевом и турельном варианте был только запущен в производство и, все еще страдая детскими болезнями, находился на стадии доводки. Тем не менее, потенциал нового оружия был очевиден — легкое, компактное, скорострельное и мощное оружие в годы грядущей войны станет одним из столпов отечественного авиационного вооружения. В этой связи было соблазнительно «смасштабировать» пулемет до 20-мм калибра, чтоб, сохранив общую компоновку пулемета, реализовать его более мощный аналог, способный заменить в серии пушку ШВАК, в которой в жертву скорострельности были принесены технологичность, масса и компактность, а также мощность боеприпаса.

В новом оружии М.Е.Березин применил опытный боеприпас 20 х 110, разработанный в 1937 году, который планировался для ряда отечественных авиационных и зенитных систем, разрабатываемых в предвоенные годы. 128-граммовый снаряд обладал почти в полтора раза более мощной энергией, чем серийный ШВАК-овский 20 х 99R.

Пушка Березина, поступившая на испытания в первые дни после начала войны, несколько подросла в габаритах по сравнению с пулеметом, но масса ее не превышала 28 кг, что выгодно контрастировало с пушкой ШВАК. При этом темп стрельбы ее в крыльевом варианте ничуть не уступал изделию Шпитального и Владимирова, достигая 750 выстр/мин.

Разработанная в крыльевом и синхронном варианте пушка Березина, в документах того периода, обозначаемая как УБ-20 обещала стать весьма мощным оружием. О значении ее доводки говорит приказ Народного Комиссариата вооружений от 13 июля 1941 года № 266сс за подписью Д.Ф.Устинова:

«В соответствии с распоряжением ГКО от 11 июля 1941 года о форсировании испытаний и обработки 20 мм пушки Березина:
Провести до 16 июля 1941 года заводские испытания двух 20 мм пушек Березина.
К 18 июля 1941 года подать на полигонные испытания три 20 мм пушки Березина, в т.ч. две крыльевые и одну моторную.
Принять участие в работах НКАП по установке к 25 июля 1941 года на самолетах Ил-2 двух 20 мм крыльевых пушек Березина и на самолете ЛаГГ-3 20 мм моторной пушки Березина.
Принять участие в летных испытаниях самолетов Ил-2 и ЛаГГ-3 с 20 мм пушками Березина.»

Как минимум две синхронные пушки УБ-20 проходили испытания в августе 1941 года на истребителе ЛаГГ-3. Они были установлены на месте штатных пулеметов ШКАС, мотор-пушка ШВАК была сохранена.

По всей видимости, установить крыльевые пушки УБ-20 на Ил-2 не успели. Величина отдачи пушки, использующей более мощный патрон оказалась чрезмерной для первых серий Ила.

Строки из письма, адресованного Шахурину и Устинову от 2 августа 1941 года № 978с:

«По вопросу: установки пулемета УБ-20 на сам. Ил-2.

Во исполнение решения ГКО установить пулемет УБ-20 на машину Ил-2, мы запросили величину силы отдачи УБ-20. В ответ на это, уже после того, как мы спроектировали всю установку и сделали все чертежи, нами получено 28.VII.41 г. письмо от главного инженера ЦКБ-14. В этом письме сообщается, что энергия отдачи УБ-20 равна 19 кг м.

С другой стороны, в процессе проектирования установки УБ-20 на Ил-2, Березиным дана амортизационная пружина, у которой энергия отдачи равна 4,2 кг м. Таким образом, расхождение в сообщенных цифрах в четыре с лишним раза. Если энергия отдачи равна 19 кг м, то эту работу лафет УБ-20, на Ил-2, поглотить не может.

Нам непонятно почему из одной и той же организации исходят совершенно разные данные и поэтому прошу Вас в срочном порядке сообщить, что правильно: данная Березиным пружина с лафетом или данные письма гл. инженера ЦКБ-14 от 25.VII.41 г. за N 01171с.»

Дальнейший ход событий проследить уже не представляется возможным. В сентябре последовала эвакуация ЦКБ-14. Из прифронтовой Тулы завод и КБ переехали в г. Златоуст Челябинской области. Кроме того, во время командировки в Ногинск, М.Е.Березин попал в автокатастрофу и получил перелом позвоночника, что также, безусловно, повлияло на сроки работ. Все это внесло свои коррективы в развитие пушки Березина, в итоге задержав ее выпуск до самого конца войны.

Кто-то из руководителей посчитал нецелесообразным развивать пушку под нестандартный боеприпас, приказав переделать ее под серийный ШВАК-овский патрон. Отчасти это было логичным — организовывать выпуск нового патрона, пусть и более мощного в условиях военного времени в эвакуации не было никакой возможности. Но в итоге, М.Е.Березин был вынужден почти полностью перепроектировать затвор орудия. И виной тому пресловутый фланец-закраина на серийном патроне 20 х 99R.

Чтобы обеспечить высокий темп стрельбы, при отказе от сложного и нетехнологичного барабанного механизма пушки ШВАК, Березин ввел в конструкцию затвора узел извлекателя патрона, кинематически связанный с ползуном затвора. Неоценимую помощь в разработке пушки М.Е.Березину оказал другой известный советский оружейник В.И.Силин, автор ряда интересных образцов вооружения.

Во избежание распатронивания боеприпаса, то есть выпадения снаряда из гильзы, что было характерно при высоком темпе стрельбы, Силин предложил зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе.

Кроме того, изменению подверглась конструкция клинового затвора — в пушке запирание затвора при выстреле производилось вертикальным клином, расположенным вдоль оси пушки, а не боковым, как у пулемёта УБ.

В результате доводка, а по сути, заново спроектированной пушки, затянулось до конца 1943 года, когда первые образцы орудия под ШВАК-овский патрон были предъявлены на испытания.

Первоначально были разработаны моторная и синхронные версии пушки, внешне весьма похожие на аналогичный пулемет УБ. Встречаются обозначения их как Б-20М и Б-20С, хотя, скорее всего буквенные индексы исполнения пушки неофициальные, поскольку в документации пушки Б-20 никак не различались.

А вот турельная версия Б-20 имела более серьезные внешние отличия. Опыт эксплуатации турельных УБ, ШКАС и ШВАК, имевших газоотводную трубку поверх ствола, выявил неудобство такой конструкции ввиду того, что линия прицеливания оказывалась слишком высоко. В этой связи на турельной версии пушки М.Е.Березин изменил конфигурацию газоотводной схемы, разместив газоотводную трубку с газовым поршнем и регулятором с левой стороны ствола, что позволило сделать турельную установку более компактной. Кроме того, одновременно под установку турельных пушек Б-20 были разработаны турели с силовым электроприводом ВУ-9, которые предполагались к использованию на новом поколении советских бомбардировщиков и штурмовиков. Турельная версия пушки с электроприводом имела обозначение Б-20Т-Э.

Отечественный авиапром возлагал большие надежды на новую пушку. Так уже в феврале 1944 года прототип нового истребителя Ла-7 был спроектирован под установку трех синхронных пушек Б-20. В июне — июле 1944 года в НИИ ВВС удалось провести первые испытания трех синхронных мушек Б-20 на одном из истребителей Ла-7. Они выявили, что при выбросе гильз в воздух из зализов крыла случались повреждения консолей крыла и хвостового оперения. Машину доработали, сделав выброс гильз под фюзеляж, и в сентябре вновь испытали в НИИ ВВС.

Но в 1944 году у пушки Березина появились уже и конкуренты. Конструктор КБ-2 С.В.Владимиров представил свою В-20, Б.Г.Шпитальный — Ш-20. Обе конкурирующие системы имели схему автоматики на основе короткого отката ствола, в отличие от более традиционной газоотводной схемы у Березинской Б-20. Все три системы были весьма легкими и компактными, но при общих равных, темп стрельбы у пушки Березина был несколько выше, без синхронизатора достигая 800 выстр/мин. Правда, в связи со схемой стрельбы с открытого затвора, при которой на первый выстрел тратилось несколько большее время, в синхронном исполнении пушка Б-20 стреляла значительно медленнее — порядка 600-650 выстр/мин, чем изделие Владимирова.

Однако, именно схема закрытого затвора у пушки В-20 поставила на ней крест — при длинной очереди, последний патрон, оказывающийся в разогретом патроннике имел свойство к самовоспламенению, чего не могло априори случиться с пушкой Березина, которая, в конце концов и вышла в финал конкурса.

11 октября 1944 года постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» пушка Б-20 была официально принята на вооружение Красной Армии с развертыванием массового производство на Ковровском заводе.

Только до конца 1944 года промышленность сдала 2275 пушек Б-20, в следующем, 1945-м еще 7240 штук.

Впрочем, первые серийные Б-20 были далеки от идеала. Преждевременный выход из строя был в порядке вещей. Стандартного отстрела в 5000 выстрелов они не выдерживали. Средний ресурс пушки Б-20 составлял 3200 выстрелов. В результате большая часть выпущенных Б-20 отправлялась на склады, на боевые самолеты в последний год войны пушки Б-20 почти не попадали.

Так, не смотря на то, что истребитель Ла-7 изначально был спроектирован под три 20-мм пушки Б-20, львиная доля их воевала с парой старых ШВАКов. Из без малого 6 тыс. выпущенных Ла-7, лишь 368 из них несли проектное вооружение из трех Б-20.

Устанавливались синхронные Б-20 на поздних сериях истребителей Як-3 и Як-9У, на ряде экспериментальных машин.

Турельная Б-20Т-Э испытывалась на штурмовиках Ил-8 и Ил-10, но, в итоге, в связи с недоведенностью, на серийных Ил-10 от нее отказались в пользу проверенного УБТ.

В итоге, в годы Великой Отечественной войны повоевать пушкам Б-20 практически не довелось. Приемлемой надежности ее работы добились лишь после окончания боев. Одновременно стало очевидным, что и без того слабый ШВАК-овский снаряд к 1945 году окончательно устарел. А в качестве курсового вооружения советской послевоенной авиации гораздо лучше подходит новая 23-мм пушка НС-23, легкая, компактная, но несравнимо более мощная.

Лишь в качестве оборонительного вооружения турельная Б-20 некоторое время использовалась на оборонительных установках штурмовиков Ил-10М и послевоенных сериях бомбардировщиков Ту-2. Какое-то время пушечные дистанционно-управляемые установки тяжелого Ту-4 также вооружались пушками Б-20, но и там их вскоре заменили на более мощные НС-23.

Характерно, что для послевоенных машин была разработана новая турельная электрофицированная версия пушки — Б-20Э, отличная от Б-20Т-Э тем, что приемник был расположен вертикально с подачей ленты сверху вниз, то есть, по сути, версия Б-20Э представляла собой стандартную курсовую пушку Б-20, установленную на бок.

Общее количество выпущенных серийно пушек Б-20 всех моделей составило 15 353 штуки. Производство осуществлялось до 1949 года. В 1946 году было выпущено 440 штук, в 1947-м — 780 штук, в 1948-м — 1686 штук и в 1949 году — 2931 штука.

Остается лишь сожалеть, что не была во время реализована самая первая мощная версия УБ-20 образца 1941 года, которая могла бы стать достойной заменой пушки ШВАК. К сожалению, к моменту появления серийной Б-20 актуальность ее потеряла всякую остроту.

Модификации:

Б-20(с) — синхронная. Темп стрельбы — 600 выстр./мин;
Б-20(к) — крыльевая. Темп стрельбы — 800 выстр./мин;
Б-20Э — электрифицированный вариант Б-20Э для башен Ту-4, где он устанавливался до принятия на вооружения пушки НС-23, пошел в производство в 1946 году.

ТТХ:

Модификация: Б-20
Калибр, мм: 20
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 25
Длина, мм: 2035
Длина ствола, мм: 1588
Темп стрельбы, выстр/мин: 600 (синхронная) 800
Начальная скорость снаряда, м/с: 790-815
Емкость магазина, патронов: лента
Масса снаряда, г: 96-99
Тип боеприпаса: 20 х 99R

Авиационная пушка Б-20.

Авиационная пушка Б-20.

Пушка Б-20 на истребителе Як-3.

Турельная Б-20 на штурмовике Ил-10.

Авиационная пушка Б-20. Музея боевой славы Саратова.

Авиационная пушка Б-20. Музея боевой славы Саратова.

Авиационная пушка Б-20. Музея боевой славы Саратова.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.
Д.И.Романов. Ракетное и артиллерийское вооружение самолётов в период второй мировой войны.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

20-мм зенитная пушка FlaK 30/38 обр. 1930 г. (Германия)

«Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30/38 обр. 1930 г. Конструкция, история создания и боевого применения»


Характеристики зенитного орудия FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Страна:Германия
Тип:зенитная пушка
Дата выпуска:1934 г.
Расчет:7 человек
Калибр:20-мм
Длинна:4080 мм (ствола 1300 мм)
Ширина:1810 мм
Вес:450/770 кг (боевой/походный)
Скорострельность:280/450 в минуту (реальная ниже примерно в 2 раза)
Дистанция стрельбы:2200-3700 м (осколочным)
Начальная скорость снаряда:900 м/с (бронебойным)
Боекомплект:сменная обойма на 20 снарядов

Отличающиеся характеристики пушек типа FlaK 30/38, приведены через черту.

История создания 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Советский след в истории FlaK 30

Официально принято считать, что первая немецкая послевоенная (имеется ввиду Первая Мировая война) автоматическая зенитная пушка была разработана на рубеже 1933/34 г.г. Однако, на самом деле все не так просто. Если внимательно покопаться в советских документах (в немецких копаться смысла нет — если верить документам, то до 1933 г. по условиям Версальского мира, Германия была настолько белой и пушистой, что военной темой не интересовалась вовсе), ещё в январе 1928 г. на Ржевский военный полигон в Ленинградской области, привезли для испытаний ни что иное, как немецкую 20-мм зенитную пушку.

Учитывая предельно тесные военные связи СССР и Германии в 1920-30-х г.г. (по схеме — мы вам полигоны, вы нам технологии), этой неизвестной «20-мм зенитной пушкой» и была та самая, что в 1934 году поступит на вооружение Вермахта под обозначением 2 cm FlaK 30, вернее её прототип.

Впрочем, в СССР новая «машинка» тоже приглянулась.

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30 на службе СССР

Да, так все и начиналось — первой страной принявшей на вооружение будущую FlaK 30 была вовсе не Германия. Документально известно: 28 августа 1930 г. СССР заключил соглашение с германской фирмой БЮТАСТ (фактически подставной фирмой концерна «Рейнметалл») о поставке в СССР «20-мм зенитных автоматических пушек» и ряда других артиллерийских систем. Вот так запросто, официально не производящая и не разрабатывающая никакого вооружения, Германская сторона уступила советской свои зенитки вместе с комплектом документации, по сходной цене в 24 тысячи германских марок.

Не надо думать, что СССР «урвал» у бедной и затюканной версальскими ограничениями Германии супер-пушку, как раз таки именно в советских отчетах впервые упоминается о нередких отказах орудия из-за неполного сгорания гильзы (окончательно эту проблему немцы решили только к 1945 г.). Скорее было наоборот — СССР был вынужден покупать за рубежом всё, что удавалось купить и платить за это любую цену. В условиях только ещё восстанавливающейся после разрухи 1920-ых годов промышленности, приходилось идти и на такие меры.

После завершения испытаний немецкая 20-мм пушка фирмы «Рейнметалл» была принята на вооружение СССР под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки), где ей присвоили индекс 2К. Стволы пушек делал завод №92 (г.Горький), а передки – завод №13 (г.Брянск), ряд деталей которые промышленность освоить не могла, поставляла фирма «Рейнметалл».

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 38 снятая с прицепа, и приведенная в боевое положение

Однако серийное производство советских 20-мм обр.1930 г. было начато только в 1932 г., при этом вместо плановых 100 орудий было изготовлено только 44, а фактически принято военной приемкой только 3 шт. В следующем году ситуация была чуть лучше, однако поставить производство на поток так и не удалось, и производство пушки было прекращено.

На 1 ноября 1936 г. на вооружении РККА состояло 13х 20-мм пушек обр.1930 г. на колесных лафетах и 18х 20-мм пушек обр.1930 г., установленных на автомобилях ЗИС-6. Кроме того, имелось 8 учебных пушек на колесных лафетах.

Эксплуатация и производство 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

В самой Германии 20-мм автоматические пушки фирмы «Рейнметалл» были приняты на вооружение в 1934 г. под наименованием 20-мм Flak 30. В том же году зенитки стали поступать в войска, а также на экспорт в Китай и Голландию.

Расчет готовит 20-мм зенитную пушку FlaK 30/38 к отражегнию воздушного налета

Боевое крещение 20-мм Flak 30 приняла в Испании, в с 1936 г. и зарекомендовала себя как легкое, надежное и сравнительно простое для обслуживания и ремонта орудие, пригодное не только для непосредственного участия в отражении налетов вражеской авиации, но и для поражения наземных объектов, в том числе легкой бронетехники.

С учетом опыта боевого применения 20-мм Flak 30, фирма «Маузер» провела ее модернизацию орудия и занялась производством новой модификации под индексом 20-мм Flak 38.

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО Вермахта, Люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям.

Промышленность выпускала Flak-30/38 в самых разных вариантах: одно и двухствольные установки, счетверенные мобильные и установленные на тумбах, лафетах, поворотных установках подвижных средств — как бронемашин, так и грузовиков.

Всего, по данным на 1944 год, в немецких частях ПВО числилось больше 20000 пушек типа Flak-30/38, а ещё примерно 6500 пушек того же типа находилось на вооружении сухопутных войск.

Начиная с 1939 г. Германия передала значительное число 20-мм зенитных орудий (главным образом Flak-30) странам-союзникам: Италии, Болгарии, Финляндии.

Счетверенная зенитная установка из пушек 20-мм FlaK 30/38, установленная на тумбе

Модификации 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

  • 20-мм FlaK-30 — базовая модель, буксируемая зенитная пушка на колёсном лафете («Рейнметалл»), в войсках с 1934 г.
  • 20-мм FlaK C/30 — корабельный вариант FlaK 30 на тумбе.
  • G-Wagen I (E) leichte FlaK — зенитная установка на железнодорожной платформе.
  • 20-мм FlaK-38 — буксируемое зенитное орудие с увеличенным темпом стрельбы, на колёсном лафете, для сухопутных войск («Маузер»), в войсках с 1940 г.
  • 20-мм Gebirgs-FlaK 38[de] — зенитное орудие для горных частей на облегчённом лафете, рассчитанное на транспортировку с помощью вьючных животных.
  • 20-мм FlaK C/38 — корабельное тумбовое зенитное орудие.
  • 20-мм FlaK-Zwilling 38 — корабельная тумбовая спаренная зенитная установка.
  • 20-мм FlaK-Vierling 38 — счетверённая универсальная зенитная установка.
  • Flakpanzer IV «Wirbelwind» — счетверённая зенитная самоходная установка на шасси танка PzKpfw IV.
  • G-Wagen II (E) leichte FlaK — зенитная установка на железнодорожной платформе. Использовались в составе бронепоездов, а также в качестве подвижных зенитных батарей.
  • Sd.Kfz. 251/17 — зенитная самоходная установка с пушкой FlaK-38 на месте боевого отделения, на шасси бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 Ausf. D.

20-мм зенитная пушка FlaK 30/38

Конструкция 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Немецкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели практически одинаковую конструкцию и в базовом варианте устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Баллистика и боеприпасы также не отличались, однако по сравнению с Flak-30, имевшей темп стрельбы 245 выстр/мин, Flak-38 «выдавала» до 420-480 выстр/мин., и отличалась добавлением второй скорости в ручных приводах наведения.

Автоматические прицелы обеих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, а дальности измерялась стереодальномером. Боепитание пушки — магазинное.

На рисунке можно хорошо рассмотреть внешний вид лафета и местро стрелка 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38

Принцип действия механизмов автомата пушек Flak-30 и Flak-38 основывался на использовании силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы во Flak-38 было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.

При перевозке орудие располагалось на двухколесном прицепе и закреплялось двумя кронштейнами и соединительным штифтом. За счет оригинальной конструкции прицепа, для приведения Flak-30/38 в боевое положение, требовалось просто выдернуть штифт, после чего пушку можно было опускать на землю и сразу же вести огонь.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книг: Широкорад А., «Бог войны Третьего Рейха», АСТ, Транзиткнига, 2003, Шунков В., «Вермахт», АСТ, 2003

armedman.ru

20-мм зенитные пушки. Артиллерия Вермахта

20-мм зенитные пушки

Разработка 20-мм автоматических пушек велась в Германии ещё в годы Первой мировой войны. Пушка системы Беккера оказалась достаточно удачной, и впоследствии была доведена до серийного производства в Швейцарии фирмой «Эрликон». Довольно большое количество (свыше 800 единиц) таких зениток применялось и в Германии под обозначением 2 cm Fliegerabwehrkanone 28 (Flak 28). Но основным типом 20-мм зенитки стала пушка Flak 30 и её усовершенствованные варианты. Это орудие, как и некоторые другие образцы артиллерийского вооружения, разрабатывалось фирмой «Рейнметалл» по советскому заказу. Производство пушки, принятой на вооружение Красной армии под обозначением «20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр. 1930 г.», было налажено на заводе в подмосковных Подлипках. Но в течение 1932-33 гг. это предприятие смогло сдать заказчику всего 64 орудия, после чего их производство было прекращено. Вермахт же с 1934 г. получал такие пушки, без преувеличения, десятками тысяч. Эксплуатировались такие орудия и в некоторые другие страны, например, в Нидерланды и Китай.

При создании 2 cm Flak 30 германские конструкторы применили модульный подход, выполнив автомат независимо от остальных частей пушки — это позволило впоследствии применять его на различных лафетах. При стрельбе происходил откат всего автомата, крепящегося к люльке при помощи засовов с пружинными защелками, соединенных с противооткатными приспособлениями. Люлька же своими цапфами крепилась на верхнем станке лафета, составляя вместе с ним качающуюся часть. Действие автоматики основано на использовании энергии отдачи ствола и затвора при коротком откате ствола. Ствол выполнен быстросменным — на его замену требовалось всего 11 секунд.

Питание автомата производилось из коробчатого магазина емкостью 20 патронов. Спусковой механизм позволял вести огонь одиночными выстрелами и очередями, спуск производился нажатием ножной педали.

Основанием лафета служила треугольная платформа с тремя сошниками, на концах которых находились домкраты. Одноосный колесный ход при переводе в боевое положение отделялся, платформа опускалась на грунт и горизонтировалась при помощи домкратов. Подрессоренный колесный ход позволял буксировать Flak 30 со скоростью до 60 км/ч. Расчет установки состоял из 5 чел.

Зенитное орудие Flak 30

Установка 2 cm Flak 30 отличалась протостой конструкции, возможностью быстрой сборки и разборки, сравнительно небольшим весом (автоамт весил 65 кг.). Но опыт эксплуатации, в том числе и в ходе войны в Испании, вскрыл ряд недостатков. В частности, автомат оказался чуствительным к изменению угла возвышения — при стрельбе на малых углах возвышения возникало много задержек из-за неполного отхода подвижных частей автомата в заднее положение. Автомат оказался чуствителен к запылению, загрязнению и загустению смазки.

По результатам эксплуатации и боевого применения 20-мм зенитки фирма «Маузер» модернизировала её, создав установку 2 cm Flak 38. Баллистика изменениям не подверглась, но за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения скорости их движения удалось повысить надежность работы автомата, а также увеличить техническую скорострельность с 245 до 420–480 выстр./ мин. Изменения в лафете были минимальными, в частности, была введена вторая скорость в механизмах вертикальной и горизонтальной наводки. Поставки Flak 38 в войска начались во второй половине 1940 г.

С использованием автомата от Flak 38 была создана одна из наиболее эффективных во время Второй мировой войны зенитных установок для борьбы с низколетящими целями — четырехствольную зенитку Flakvierling 38, производство которой также началось в 1940 г. Кроме высокой плотности огня, эта установка отличалась совершенной прицельной системой Flakvisier 40, а к концу войны была создана система управления огнем с применением РЛС. Расчет Flakvierling 38 состоял из 7 чел. Стоимость Flakvierling 38 составляла 22 000 рейхсмарок (Flak 38 — 6500 рейхсмарок).

Ещё одной зениткой, созданной с применением автомата от Flak 38, стала облегченная горная установка Gebirgsflak 38. Она начала поступать в войска в 1944 г.

По состоянию на 1 сентября 1939 г. сухопутные войска и люфтваффе располагали 6072 автоматами от Flak 30 и от Flak 38. Их дальнейшие поставки отображены в таблице.

Поставки 20-мм зениток

* в этой строке указано количество автоматов, а не установок

Боекомплект Flak 30 и Flak 38 состоял из патронов, взаимозаменямых с патронами танковых 20-мм пушек KwK 30 и KwK 38, но не подходящих к пушке Flak 28. В общей сложности применялось девять типов снарядов, основными из которых были осколочно-трассирующий весом 115 г и бронебойно-трассирующий (143 г). Имелся также бронебойный подкалиберный снаряд, весивший всего 100 г.

ТТХ основных образцов 20-мм зенитных пушек см. приложение.

С применением артиллерийских частей Flak 38 и Flakvierling 38 был создан целый ряд зенитных самоходных установок (ЗСУ). Главной целью, которую преследовали их проектировщики, было создание установок, способных сопровождать передовые танковые части. Не удивительно, что многие из их использовало танковые шасси.

Первой ЗСУ на танковой базе с 20-мм пушкой стала 2 cm Flak 38 Sfe, созданная фирмой «Алкетт» в начале

1941 г. с применением шасси легкого танка Pz.Kpfw. I Ausf. A. При переоборудовании в ЗСУ с танка сняли башню и частично срезали подбашенную коробку, установив на тумбе вращающуюся часть пушки Flak 38. Было изготовлено всего 26 таких ЗСУ, 24 из которых поступили на вооружение 614-го зенитного дивизиона. Дивизион состоял из трех батарей, в каждой из которых было восемь ЗСУ и 3–4 транспортера боеприпасов на шасси тех же танков Pz.Kpfw. I либо полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz. 250/6. Применялись 2 cm Flak 38 Sfe, главным образом, на Восточном фронте. Последние из них были уничтожены зимой 1940 г. в Сталинградском котле.

Гораздо более распространенными на начальном этапе войны были ЗСУ на полугусеничных шасси. В частности, ещё в 1940 г. был создан самоходный вариант пушки Flak 30 на шасси однотонного полугусеничного тягача Sd.Kfz. 10. Такая ЗСУ получила индекс

Sd.Kfz. 10/4, а вариант с пушкой Flak 38 — Sd.Kfz. 10/5. Весила ЗСУ 5,5 т. её расчет состоял из пяти чел., а возимый боекомплект — 260 патронов. Часть машин Sd.Kfz. 10/5 поздних выпусков получили частичную бронезащиту в виде 8-мм листов, прикрывавших радиатор двигателя и переднюю проекцию кабины. В общей сложности было изготовлено 610 Sd.Kfz. 10/4 и Sd.Kfz. 10/5, дебютировавших в бою во время операций против Югославии и Греции. Ещё одна ЗСУ с использованием Flak 38 была создана на шасси среднего полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251. Эта установка, получившая индекс Sd.Kfz.251/17, представляла собой, фактически, обычную Flak 38, установленную в несколько доработанный кузов бронетранспортера. Весила ЗСУ 8,8 т, а подвижность полностью соответсвовала базовой машине. Вермахт получил в общей сложности 211 Sd.Kfz.251/17.

В 1940 г. был создан и самоходный вариант Flakvierling 38 на полугусеничном шасси. При этом использовали базу 8-тонного тягача Sd.Kfz.7. На его грузовой платформе была установлена счетверенная зенитка, при этом решетчатые борта платформы в боевом положении откидывались, образовывая площадку для работы расчета (10 чел.). Возимый боекомплект составлял 600 патронов, кроме того, самоходка могла буксировать одноосный прицеп с дополнительным боекомплектом. ЗСУ, получившая обозначение Sd.Kfz.7/1, весила 11,52 т. В общей сложности было изготовлено 319 таких установок, причем машины позднего выпуска (с 1943 г.) получили бронезащиту двигателя и кабины водителя.

Интерес к ЗСУ на танковом шасси возрос летом 1943 г. — он был подстегнут возрастающей опасностью для танковых частей со стороны советской авиации. При этом первой откликнулась пражская фирма ВММ — производитель танков Pz.Kpfw. 38(t) и широкой гаммы боевых машин на их базе. Уже в конце лет был представлен прототип ЗСУ Flakpanzer 38(t), представлявший собой танк со снятой башней, на месте которой установили открытую сверху рубку из бронелистов толщиной 10 мм. В рубке установили зенитку Flak 38. В боевом положении верхние листы рубки могли откидываться вниз, обеспечивая возможность стрельбы с углами снижения до -5°. Возимый боекомплект ЗСУ был довольно значительным — 1040 патронов. Экипаж —

4 чел. Двигатель мощностью 160 л.с. обеспечивал максимальную скорость движения до 42 км/ч.

После успешных испытаний Flakpanzer 38(t) была принята на вооружение под индексом Sd.Kfz.140. Серийный выпуск таких ЗСУ был начат в ноябре 1943 г., и к концу года было сдано уже 100 «Флакпанцеров». Но после выпуска ещё четырех десятков установок в январе-феврале 1944 г. их производство прекратили. Дело в том, что огневая мощь одноствольной 20-мм зенитки была уже недостаточной для эффективной борьбы против современных боевых самолетов. Дальнейшее развитие ЗСУ на танковом шасси требовало применения четырехствольных зениток. Но шасси легких танков для размещения Flakvierling 38 было слишком слабым — пришлось применить шасси среднего танка Pz.Kpfw. IV. Именно таким путем пошла фирма «Остбау», создав два варианта ЗСУ — «Вирбельвинд» и «Мёбельваген». Главным их отличием была конструкция орудийной установки. В «Вирбельвинде» Flakvierling 38 смонтировали во вращающейся открытой сверху девятигранной бронированной башне с толщиной брони 16 мм. В «Мёбельвагене» же зенитка находилась внутри объемной прямоугольной надстройки, борта которой в боевом положении откидывались. Обе ЗСУ весили в боевом положении порядка 22 т, экипаж их состоял из 5 чел. (механик-водитель, радист, командир, выполняющий также функции наводчика, двое заражающих), а возимый боекомплект — из 3200 патронов. В 1944-45 гг. было изготовлено 106 «Вирбельвиндов» (из 180 заказанных) и порядка 150 «Мёбельвагенов». «Вирбельвинд» был стандартизирован как Sd.Kfz. 161/3 (тот же индекс был присвоен и ЗСУ «Оствинд» с 37-мм автоматом). Наряду с серийными ЗСУ, встречались и войсковые переделки — например, летом 1944 г. в 12-м танковом полку СС на три танка Pz.Kpfw. IV со снятыми башнями установили зенитки Flakvierling 38. В отличие от заводских ЗСУ, на этих установках для защиты расчета имелись лишь штатные щиты зениток.

В 1944 г. наземные части ПВО начали получать в больших количествах авиационные 20-мм пушки MG 151/20. Это оружие, бывшее ранее основным на германских истребителях, начало заменяться более мощными, 30-мм пушками. Высвободившиеся MG 151/20 (около 15 тыс. единиц) было решено использовать для усиления ПВО.

Наиболее существенным преимуществом MG 151/20 по сравнению с Flak 38 было ленточное питание. Скорострельность была существенно выше — до 800 выстр./ мин. В боекомплект входили патроны с осколочно-зажигательным, фугасным, бронебойным и зажигательным снарядами весом 115 г.

Основным типом наземной установки с применением артиллерийской части MG 151/20 была строенная тумбовая. В 1944 г. было изготовлено 3141 такая установка, а в 1945 — ещё 973. Часть строенных установок применялось в самоходном варианте на шасси бронетранспортера Sd.Kfz.251.

В самом конце войны в частях ПВО начали появляться и установки на базе 30-мм авиационных пушек МК 103. Установка, получившая обозначение Flak 103/38, представляла собой простую комбинацию пушки МК 103, наложенную на лафет Flak 38. Такая зенитка весила в боевом положении 619 кг (в походном — 879 кг). Боепитание осуществлялось из магазинов емкостью 30 или 40 патронов. Досягаемость по высоте несколько превосходила таковую у 20-мм пушек и составляла 4500 м. Практическая скорострельность достигала 250 выстр./мин.

Фирмы «Рейнметалл» и «Густлов» получили в 1944 г. заказ на 1000 Flak 103/38, но их сдача заказчику началась лишь в 1945 г. Успели изготовить лишь 149 таких установок. Фирма «Маузер» также изготовила опытную партию счетверенных 30-мм зениток Flakvierling 103/38. Наконец, на шасси танка Pz.Kpfw. IV была создана ЗСУ «Кугельблиц», вооруженная спаркой пушек МК 103. В начале 1945 г. было изготовлено шесть таких ЗСУ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *