Производство ту 160 – Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? » Военное обозрение

Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214 « FotoRelax

Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

Фотографии и текст Славы Степанова

 

1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

 

2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.

 

За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.

 

3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.

 

4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе. За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».

 

5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.

 

6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.

 

7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.

 

8. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.

 

9. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

 

10. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский». Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.

 

11. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.

 

12. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.

 

13. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.

 

14. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.

 

15. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

 

16.

Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.

 

17. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.

 

18. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.

 

19. Преемственность поколений.

 

20.

 

21. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.

 

22. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.

 

23.

 

24. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

 

25.

 

26. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.

 

27. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.

 

28. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.

 

29.

 

30.

 

31. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.

 

32. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.

 

33. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.

 

34.

 

35. Работа с шасси.

 

36. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.

 

37.

 

38. Кабина экипажа.

 

39.

 

40. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.

 

41. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».

 

Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

 

42. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.

 

Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

 

43.

 

Также смотрите «Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»» и «Упавшие самолеты: падение со счастливым концом».

fotorelax.ru

Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214. КАЗ им. Горбунова



Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.


1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.

За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.

3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.

4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе.

За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».

5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.

6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.

На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.

7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.

8.

9. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.

10. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

11. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский».

Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.

12. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.

13. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.

14. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.

15. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.

16. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

17. Двигатели для Ту-160 производят Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова (СНТК им. Н. Д. Кузнецова).

Я делал про этот завод отдельный репортаж: http://gelio.livejournal.com/210016.html

18. Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.

19. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.

20. Испытание выпуска и уборки шасси.

Интересно, что основные стойки шасси убираются в фюзеляж практически синхронно, а вот их огромные створки захлопываются поочерёдно, с секундной задержкой. Это связано с некоторой разницей в длине трубопроводов гидросистемы по левому и правому борту.

21. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.

22. Преемственность поколений.

23.

24. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.

25. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.

26.

27. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

28.

29. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.

30. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.

31. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.

32.

33.

34. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.

35. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.

36. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.

37.

38. Работа с шасси.

39.

40. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.

41.

42. Кабина экипажа.

43.

44. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.

45. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».

Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

46. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.

Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

47.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: [email protected]

Смотрите также:
• Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»
• Производство самолётов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)
• Производство самолётов Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод
• Производство самолётов Су-34. НАЗ им. Чкалова
• Производство самолётов Л-410 в Чехии

• Ан-225 «Мрия» — самый большой самолёт в мире
• Самолёты в ночном ангаре
• Авиакомпания S7 Airlines



gelio.livejournal.com

как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160 — РТ на русском

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В 1990-е годы эти бомбардировщики распиливали на металлолом под чутким руководством американских наставников. Удалось сохранить всего 16 машин. В 2015 году Минобороны РФ объявило о начале работ по возрождению легендарного ракетоносца — сейчас к выпуску готовится модернизированная модель Ту-160М2. RT выяснял, каким будет новый самолёт.

Российские вооружённые силы скоро получат новые сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М2. Планируется, что серийный выпуск новой модификации знаменитого «Белого лебедя» начнётся после 2021 года. А первые опытные образцы новой машины появятся в 2019 году. Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу 2 июня сообщил, что первоочередные агрегаты Ту-160М2 уже запущены в производство. Эту информацию министр озвучил во время селекторного совещания в оборонном ведомстве. Как сообщила в конце мая пресс-служба ПАО «Туполев», на Казанском авиационном заводе была начата сварка крупных элементов нового самолёта серии Ту-160.

  • Сергей Шойгу
  • globallookpress.com
  • © Kremlin Pool
Вернуть утраченное

Для нужд Минобороны ПАО «Туполев» должно произвести около 50 самолётов Ту-160М2 — этот объём закупок нового бомбардировщика ранее анонсировал замминистра обороны РФ Юрий Борисов. В настоящее время на вооружении ВКС России стоят десять самолётов Ту-160, произведённых ещё в советский период. Часть уникальных ракетоносцев была просто уничтожена в 1990-е годы. Оставшиеся после распада СССР на украинской территории машины были распилены в рамках программы США по «совместному уменьшению угрозы». Правда, часть самолётов Москва смогла получить у Киева в обмен на украинские долги за газ в 1999—2000 годах.

Кроме Ту-160, на вооружении ВКС России стоят стратегические бомбардировщики Ту-95 («Медведь»). Самолёт был разработан после Второй мировой войны, первый полёт Ту-95 совершил в 1952 году. До сих пор этот турбовинтовой самолёт удерживает лидерство среди машин своего класса и способен нести самые современные ракеты.

Также по теме

С прицелом на будущее: зачем России необходим новейший дальний бомбардировщик

Специалисты компании «Туполев» создали первый полноразмерный макет Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)….

Но технологии не стоят на месте, а военный арсенал нуждается в постоянном обновлении. Ту-160М2 должен со временем заменить самолёты, сконструированные ещё в прошлом веке. Параллельно идут работы над перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА), в котором будут частично применены технологии Ту-160М2.  

В работы по созданию Ту-160 в той или иной степени было вовлечено около 800 советских заводов и организаций. Чтобы разработать и запустить в производство новую модификацию самолёта, также необходима координация целого ряда предприятий. В марте 2016 года был дан старт программе переоснащения Казанскогоавиационного завода (КАЗ) им. С.П. Горбунова для разработки Ту-160М2.

Как пояснил СМИ заместитель гендиректора компании «Туполев» Валерий Солозобов, для работы над Ту-160М2 привлечены инженеры всех ведущих авиаконструкторских школ: Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна.

«Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах», — заявил Солозобов.

Венец советского ВПК

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла (возможностью менять угол крыла к корпусу самолёта). Бомбардировщик может нести как ядерные, так и обычные снаряды, радиус поражения превышает 7000 км. Дальность его полёта без дозаправки — почти 14 000 км.

Ту-160 — самый мощный стратегический бомбардировщик, совокупная тяга его четырёх двигателей — 100 000 кгс, он может нести боевую нагрузку до 40 тонн. Для сравнения: мощность американского стратегического бомбардировщика B-52 — всего 61 680 кгс.

Новые модели стратегических бомбардировщиков разрабатываются в России с прицелом на будущее. Сегодня российские машины такого класса заметно опережают иностранные аналоги по большинству параметров. В конце 1990-х годов американская компания Northrop Grumman разработала многоцелевой бомбардировщик B-2 Spirit. Применение стелс-технологий позволило сделать машину менее заметной для радаров, чем Ту-160.

  • Американский бомбардировщик B-2 Spirit
  • © US Air Force / flickr

Однако цена B-2 Spirit — $2 млрд (в то время как один Ту-160 обходится в $250 млн) — обнулила достигнутое преимущество. 

В оборонном ведомстве РФ рассчитывают, что модификация Ту-160М2 будет вдвое эффективнее старой модели дальнего бомбардировщика. По словам главкома Воздушно-космических сил РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, глубина модернизации ракетоносца достигнет 60%.

В частности, будет коренным образом обновлена авионика (электронная «начинка» самолёта). Конструкторы намерены реализовать интегрально-модульный принцип — элементы бортовой электроники будут взаимозаменяемыми. В случае выхода из строя одного компьютера его функции будут перераспределены между другими звеньями системы.

Самолёт будет оснащён принципиально новым комплексом радиоэлектронной борьбы. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) оснастит Ту-160М2 бортовым комплексом «Гималаи», ранее поставленным для истребителей пятого поколения Т-50. «Белый лебедь» будет защищён от ракет ЗРК, а также от авиационных ракет.

Разработчики заявляют, что комплекс радиоэлектронной защиты укроет самолёт практически от 100% угроз.

Рассчитывать курс Ту-160М2 будет при помощи инерциальной навигационной системы БИНС-СП-1. Система, оснащённая тремя лазерными гироскопами и кварцевыми акселерометрами, определяет положение машины в пространстве с точностью до 100 м и может работать в любых широтах, включая арктические. 

Планируется, что новые двигатели НК-32-02 позволят поднять потолок полёта «Белого лебедя» до 22 км. Это позволит вывести бомбардировщик из радиуса действия американских ЗРК Patriot, дальность поражения которых не превышает 20 км.

Двигатели для самолётов линейки Ту-160 прежде производились на Куйбышевском моторостроительном заводе им. М.В. Фрунзе (сейчас это ПАО «Кузнецов»).

Самолёт «судного дня» и локальных конфликтов

Как пояснил в интервью RT военный эксперт Михаил Ходарёнок,Ту-160 не имеет равных ни по дальности полёта, ни по взлётному весу, ни по размеру, ни по вооружению.

«Но в авиации есть такой закон — когда подходит к концу установленный срок действия того или иного агрегата, его нужно менять. Продолжать поддерживать парк существующих стратегических бомбардировщиков нужно, но требуется и обновление. В принципе, Ту-160М2 будет новым самолётом, от изначального Ту-160 останется только планер. Пока будет готов перспективный комплекс дальней авиации, пройдёт ещё немало времени, а Ту-160М2 можно построить намного быстрее. Хотя и эту задачу простой назвать нельзя — чего только стоят работы по переносу бумажных чертежей 1970-х годов в электронный вид, который «понимают» современные станки», — рассказал эксперт.

Выпуск Ту-160М2 позволит обновить воздушный флот РФ до появления сверхсовременного ПАК ДА, на создание которого нужно на порядок больше времени и средств. Стратегическая авиация — один из самых эффективных видов оружия, поэтому затраченные на её модернизацию усилия более чем оправданны.

Как пояснил RT военный эксперт Виктор Мураховский, дальняя стратегическая авиация имеет целый ряд преимуществ, которые делают её актуальным и востребованным оружием. Для ракеты наземного базирования, например, нужно абсолютно точное целеуказание, кроме того, такие ракеты не могут соперничать по оперативности реакции с дальним бомбардировщиком.

«Ракету после пуска уже нельзя перенацелить, а бомбардировщик может менять боевую задачу непосредственно во время полёта. По опыту применения дальней авиации, например во время операций Советского Союза, такие ситуации нередко возникают. Бомбардировщик может барражировать вблизи района применения и при появлении цели мгновенно её поражать из положения дежурства. Опыт свидетельствует о том, что стратегические бомбардировщики находят применение и в локальных конфликтах. Использование вместо них крылатых ракет наземного базирования было бы очень дорого и неразумно», — резюмировал Мураховский.

russian.rt.com

«Производство самолётов Ту-160, Ту-22 и Ту-214. КАЗ им. Горбунова» в блоге «Своими глазами»

Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении. За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа. 3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток. 4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе. За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь». 5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости. 6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда. 7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки. 8. 9. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек. 10. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением. 11. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский». Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках. 12. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160. 13. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2. 14. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения. 15. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая. 16. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. 17. Двигатели для Ту-160 производят Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова (СНТК им. Н. Д. Кузнецова). Я делал про этот завод отдельный репортаж: gelio.livejournal.com/210016.html 18. Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот. 19. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью. 20. Испытание выпуска и уборки шасси. Интересно, что основные стойки шасси убираются в фюзеляж практически синхронно, а вот их огромные створки захлопываются поочерёдно, с секундной задержкой. Это связано с некоторой разницей в длине трубопроводов гидросистемы по левому и правому борту. 21. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение. 22. Преемственность поколений. 23. 24. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей. 25. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°. 26. 27. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское». 28. 29. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты. 30. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг. 31. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх. 32. 33. 34. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204. 35. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения. 36. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок. 37. 38. Работа с шасси. 39. 40. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А. 41. 42. Кабина экипажа. 43. 44. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков. 45. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо». Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения. 46. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента. Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников. 47.

sdelanounas.ru

Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? Ответ критикам » Военное обозрение

23.03.2018 г. на «Военном обозрении» была размещена статья «Ту-160. Стоит ли возобновлять производство?» На статью последовало много критических замечаний. Отвечаем на наиболее важные из них.
1. Комментарий: «Автор не разбирается в существе обсуждаемой тематики».

Ответ: На это можно возразить, что автор, с 1985 г., работая начальником сектора НИИ авиационных систем, в течение 20 лет сотрудничал с ОКБ им. Туполева и занимался вопросами научного сопровождения бортового комплекса обороны. Поэтому излагаемый в статье материал следует воспринимать как полученный из первых рук.

2. «Неправда то, что для Ту-160 в качестве прототипа использовался бомбардировщик B-1a».

Автору пришлось даже расширить раздел «История создания», чтобы избежать таких замечаний. В СССР никогда не стеснялись заимствовать что-либо у противника. В качестве примера можно привести пары: F-111 – Су-24, F-15 – Су-27, B-1a — Ту-160. При этом, конечно, никто не имел в виду, что кто-то получал целиком комплект документов. Например, для Су-27 использовалась общая схема F-15 с собственной переработкой — воздухозаборники перенесены из под крыльев под днище и крыло расположено ниже. При разработке Ту-160 к схеме аналогичной B-1a пришли только в третьем варианте компоновки. Единственным случаем полного копирования – (B-29 – Ту-4) производился по прямому указанию Сталина. КБ Микояна, Ильюшина, Яковлева, Мясищева, Бериева использовали собственные разработки.

3. «Ту-160 вполне может нанести удар по одной из РЛС Северо- Канадской линии Дью и пройти в глубь Канады».

Линия Дью состоит из необслуживаемых РЛС и выполняет роль охранной сигнализации, то есть она должна только сообщить о факте начала атаки и ориентировочном месте прорыва. Уничтожение одной из РЛС и является таким фактом. Далее с внутренних аэродромов Канады поднимаются истребители и самолеты ДРЛО АВАКС. Пара истребителей F-15C с ПТБ могут встретить Ту-160 и обнаружить их с помощью собственной БРЛС. Дальность обнаружения цели типа «тяжелый бомбардировщик» у F-15 составляет 400 км. Ширина просматриваемой в процессе полета полосы у пары истребителей доходит до 600-700 км. То есть для прикрытия всей северной границы Канады потребуется всего пять пар F-15C. Дальность обнаружения тяжелых бомбардировщиков самолетом АВАКС составляет 700-800 км. По его целеуказанию истребители могут взять цели на сопровождение на дальность до 500 км. Дальность пуска ракеты АМРААМ составляет 150 км, поэтому один истребитель может поразить несколько целей даже в тех случаях, когда они летят в сильно рассредоточенных строях. Поэтому проникновение Т-160 в глубь территории Канады не решит ни каких стратегических задач, а приведет только к бессмысленной гибели наших летчиков.

4. «Можно увеличить мощность комплекса РЭБ и применять одноразовые отстреливаемые передатчики помех».

На Ту-160 установлен комплекс РЭБ «Байкал», который разрабатывался в 80-е годы. В те времена использовались ненаправленные антенны, излучающие помехи во все стороны. Мощности таких помех едва хватало для прикрытия самолета даже тогда. В современных условиях этот комплекс стал совершенно не эффективен. Учитывая повышенную ЭПР Ту-160, для скрытия его в современных условиях потребуется энергопотенциал нового комплекса в десятки раз большую, чем у «Байкала». Для этого потребуется использовать антенны больших габаритов на основе ФАР. Такой комплекс повышенной мощности потребует совершенно новой дорогостоящей разработки, и его будет очень трудно размещать на самолете в виду больших габаритов антенн.

Одноразовые передатчики помех имеют слишком маленькую мощность, чтобы прикрыть цель с такой большой ЭПР. Кроме того, из-за потока набегающего воздуха, они очень быстро отстают от самолета. Чтобы сорвать наведение ЗУР, передатчик должен действовать на ее ГСН как минимум 3 секунды, то есть для Ту-160 применение одноразовых передатчиков помех не эффективно.

5. «Необходимо возобновлять производство для того, чтобы замещать выбывающие старые самолеты».

В США никто не собирается возобновлять производство B-52 или B-1b, они должны долетать до своего естественно износа и быть списаны. Так же необходимо поступать и с Ту-160. Если в соответствии с планами Минобороны выпуск Ту-160 продлится до 2035 года, то эксплуатироваться они будут вплоть до 2070 года, а может быть и далее. В это время техника ПВО разовьется настолько, что у Ту-160 не будет ни малейших шансов выжить. Поэтому необходимо вообще отказаться от СА либо начинать производство ПАК ДА по образцу американского B-2.


6. «После первого ответного ядерного удара система ПВО противника будет находится в таком разрушенном состоянии, что наши самолеты смогут наносить какие угодно удары».

Если ответный удар по территории США окажется настолько силен, что даже будет разрушена линия ДЬЮ, находящаяся на 70° с.ш., то дальнейшего применения ТУ-160 не потребуется, так как США будет нанесен требуемый неприемлемый ущерб. Для нанесения такого ущерба вполне достаточно использовать менее 10 % из имеющихся у нас 650 МБР. Американцы настолько урбанизированы, что любое разрушение инфраструктуры приведет страну к хаосу. Например, если даже не наносить удары по городам, а разрушить трансформаторные поля нескольких центров распределения электроэнергии, то жизнь в стране остановится. Крысы и эпидемии довершат дело.

Однако, не стоит рассчитывать, что при нанесении такого ущерба США, наша территория останется неповрежденной. Достаточно нанести удар по Москве, как жизнь в стране тоже будет парализована, так как у нас все транспортные коммуникации, связь, системы управления, завязаны на Москву. Система ПРО Москвы может перехватить единицы МБР противника. Против массированного удара она окажется не эффективна, так как первый же высотный ядерный взрыв парализует работу РЛС. Взрыв образует ионизированное облако таких размеров, что за ним остальные цели становятся не видны. Также необходимо учитывать, что слишком сильный удар по США вызовет эффект глобальной ядерной зимы. Для нашей северной страны последствия окажутся гораздо хуже, чем для США. В результате лучше договориться, что СА будет использоваться для не ядерных конфликтов.

Необходимо также иметь в виду, что в США была разработана концепция «ограниченной ядерной войны», согласно которой ответный удар наносится таким же количеством МБР, каким был нанесен удар по ним.

Приходится напоминать цитату из письма Энштейна Президенту Трумэну: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями».

7. «За счет покрытий можно многократно снизить ЭПР самолета».

Покрытия бывают двух видов: тонкие и толстые. Тонкие покрытия применяются редко, так как они рассчитаны на подавление отражений одного узкого диапазона длин волн облучающей РЛС. Толстые покрытия рассчитаны на поглощение волн широкого диапазона. Такие покрытия должны обеспечивать плавное изменение свойств среды. Нельзя допускать резкого изменения диэлектрических и магнитных свойств на границе раздела между покрытием и окружающим воздухом. Поэтому покрытия делают многослойным: внутренний слой делают сильно поглощающим, а чем ближе к внешнему слою, тем поглощение слабее. В результате покрытие становится толстым и, соответственно, тяжелым. Чаще всего такие покрытия применяют на кораблях.

На самолетах большую часть малозаметности обеспечивают правильным выбором формы, то есть самолет должен быть по форме как можно ближе к плоской поверхности. Для того чтобы места стыковки разных плоских поверхностей не отражали радиоволны, на места стыка наносят поглощающие покрытия. Нанесение покрытий является сложной технологической задачей, так как они должны выдерживать и высокий уровень вибраций и большие скорости набегающего потока воздуха в широком диапазоне температур. На самолетах старых конструкций уменьшить ЭПР таким способом крайне сложно. Например, для уменьшения отражений от компрессоров двигателей их надо покрывать достаточно толстым слоем поглощающего материала. В случае откалывания хотя бы одного куска этого материала возникают вибрации, которые могут привести к аварии двигателя. Провести такие работы и испытать самолет во всех условиях эксплуатации окажется весьма затратно, а вес самолета заметно увеличится, что снизит максимальную боевую нагрузку. ЭПР B-1B удалось уменьшить до величин менее 10 м2 из-за того, что снижение ЭПР воздухозаборников и других ярких точек осуществлялось в процессе проектирования. Достигнуть таких же результатов для Ту-160 будет крайне затруднительно.

8. «Задача Ту-160 выйти к рубежам пуска крылатых ракет и перехватить его в этом случае невозможно».

Выйти к берегам США через Атлантический океан слишком опасно, из-за наличия РЛС в Гренландии, Шотландии, Норвегии и тд. Морские акватории прикрывают корабельные РЛС, а в угрожаемый период добавляются самолеты АВАКС.

Выйти к рубежам пуска через Тихий океан еще более затруднительно, так как у нас на Дальнем востоке и Камчатке нет соответствующих аэродромов базирования. Подготовка Ту-160 к полету требует наличия большого количества квалифицированного персонала. Перед стартом используется до 15 обслуживающих автомобилей. ВПП должна быть тщательно выметена и аэродром должен быть не менее чем первого класса. Полет в сторону Кореи, Японии , Индонезии естественно будет невозможен из-за наличия ПВО в этих районах. Располагать аэродром придется, например, на Камчатке, хотя даже в этом случае расстояние до границ США будет более 5 тыс. км. Камчатка и Сахалин являются не самым лучшим место для аэродрома, так как могут подвергаться ударам со стороны кораблей и ПЛ противника. Еще одним недостатком таких аэродромов являются сложные погодные условия – тайфуны и обильные снегопады. Если даже удастся подойти к берегам США на расстояние 1000 км и произвести пуск ракет Х-101, то условия полета этих ракет будут неблагоприятными. Над морем отсутствуют те холмы и складки местности, за которыми Х-101 прячется от обнаружения наземными РЛС. Поэтому аэростатные РЛС с высоты 3 км могу обнаруживать Х-101 на дальности до 200 км. Отсюда следует, что наиболее безопасным маршрутом остается маршрут через Северный Ледовитый океан, где Ту-160 может долететь 73° с.ш. Следовательно, районы применения ТУ-160 ограниченны пустынными водами мирового океана.

9. «Можно разработать новое оборудование, в частности, применять интегральную обшивку самолета».

Под интегральной обшивкой в 90-е годы понимались фантазии некоторых военных о том, что обшивка самолета может превратиться в сплошную антенну, принимающей как радиоволны всех диапазонов, так и ИК- излучение. Таких радиоприемников не было ни тогда, ни существует и сейчас. Переделать обшивку самолета так, чтобы в ней было проделано множество дырок невозможно из-за того, что самолет разрушится.

10. «Демонстрировать нашу военную мощь дешевле с помощью самолетов, а не кораблей».

Несколько лет назад мы производили демонстрацию нашей военной мощи. Например, к нашему другу Уго Чавесу прилетала пара Ту-160. Конечно сам по себе полет интересен, но в сообщении не указывалось, что все случаи проникновения нашей СА в Северную Атлантику происходило при сопровождении истребителей НАТО. Соответственно, такая демонстрация флага возможна исключительно в мирное время. Были случаи, когда Ту-95 пролетали рядом с эсминцами США, но наиболее впечатляющий случай рекламируют некоторые наши генералы Они заявляли, что когда в Черном море наш Су-24 пролетел над эсминцем «Дональд Кук», то после этого эсминец ушел в Турцию, где со страху команда и уволилась. Радиолокаторы эсминца не смогли обнаружить Су-24 из-за того, что они были подавлены комплексом РЭБ «Хибины».

Ни о чем, кроме невежества выступающих, это не свидетельствует. Любой специалист по радиолокации знает, что комплекс РЭБ тем лучше подавляет РЛС, чем больше расстояние от РЛС до самолета. То есть существует некое минимальное расстояние R min, по мере приближения к которому качество подавления РЛС комплексом РЭБ становится все хуже и хуже и на расстояниях меньше R min, РЛС свободно обнаруживает цель. Для случая подавления с помощью РЭБ «Хибины» РЛС «Дональда Кука» R min явно окажется не менее 100 км. Это объясняется не только высокой мощностью РЛС, но и тем, что Су-24 разрабатывался более 40 лет назад и обладает повышенной ЭПР. Поэтому заявления о том, что на эсминце самолет не могли обнаружить, для специалистов просто смешны. Кроме того, на эсминцах устанавливается ЗАК «Вулкан-Фаланкс», скорострельность которого 100 выстр/сек. Такие комплексы называют металлорезками (как и наш АК-630). При приближении самолета на дальность менее одного километра очередь разрезает самолет на части. Поэтому надо радоваться тому, что нервы у американцев не сдали и команда на открытие огня не поступила.

Единственный вред который Су-24 мог нанести эсминцу заключается в том, что при пролете на очень малой высоте (порядка 10 м) над надстройкой эсминца, можно включить БРЛС Су-24 и направить луч на надстройку. В этом случае, возможно, произойдет перегорание высокочувствительных приемников радиоразведки.

Следовательно, демонстрировать флаг с помощью кораблей существенно дешевле, так как флаг корабля виден и тогда, когда он стоит на якоре и топливо не расходует, а флаг самолета только в полете.

11. Выводы.

Минобороны утверждает, что модернизированный Ту-160М2 будет иметь эффективность на 60% большую, чем Ту-160. Никакого обоснования этому утверждению не приводится. Интересно узнать, как улучшение интерфейсов кабины летчиков, замена навигационного комплекса и др. вспомогательного оборудования повысит эффективность нанесения ударов по авианосным группам противника… Громадная стоимость программы Ту-160М2 окончательно приведет к срыву программы строительства надводных кораблей. В ГПВ 2011-2020 гг. строительство кораблей будет выполнено только на 50%. Таким образом самолеты, которые способны участвовать только в третьей мировой войне, будут строиться вместо кораблей, нужных нам и в мирное время, и в локальных войнах.

topwar.ru

Ту-160М2: к работам по возобновлению производства подключены все авиационные КБ России

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) приняло решение подключить к процессу создания модернизированного варианта самолёта Ту‑160 — бомбардировщика Ту‑160М2 — сразу несколько отечественных конструкторских бюро. Такой подход будет применен впервые в истории современной авиации.

— В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолёта без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний, — рассказал «Известиям» вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов. — Соисполнителями у «Туполева» стали ОКБ Сухого, РСК «МиГ», корпорация «Иркут», ТАНТК им. Г.М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию «виртуального КБ ОАК», способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки.

Производство стратегического бомбардировщика Ту‑160 было развернуто в 1984 году на Казанском авиационном заводе имени Горбунова (ныне входит в состав компании «Туполев»). Ту-160 стал самым большим в мире военным самолётом в своём классе: его вес около 300 т. За белоснежную окраску и грациозный полёт самолёт получил неофициальное название «Белый лебедь». Производственная кооперация самолёта в советское время включала около 600 крупных поставщиков. Уникальные характеристики позволили Ту‑160 поставить более 40 мировых рекордов. Самолёт способен без дозаправки преодолеть 12 тыс. км, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.

В апреле прошлого года министр обороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту‑160 в модернизированном виде. Обновленный самолёт будет называться Ту‑160М2. До 2020 года на вооружение Воздушно-космических сил планируется поставить 10 таких самолётов. Ту‑160М2 отличается от своего предшественника новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. По сути это будет новый самолёт со старым обликом.

— Впервые в истории отечественной авиации инженеры практических всех ведущих школ — Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна — собраны и работают в одной команде, — отмечает заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Валерий Солозобов. — Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Задача — создать около полумиллиона чертежей в 3D-формате в современных программах, завершить проектирование и подготовить их к промышленному производству. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах.

ОАК объединила в «виртуальное КБ» рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу и расположенных примерно на 40 различных площадках — авиастроительных КБ и заводах, предприятиях-смежниках. Специально под проект Ту‑160М2 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Учитывая географическую распределенность предприятий-кооперантов проекта (от Дальнего Востока до центра европейской части страны), работа с едиными конструкторскими данными проекта может вестись практически круглосуточно.

— В течение очень сжатого отрезка времени нам предстоит создать новую конструкторскую документацию для проекта модернизации самолёта, — говорит генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков. — При реализации проекта Минобороны Минпромторг, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы. Мы уверены, что сможем добиться лучшего результата.

Ряд ведущих конструкторских школ — «Сухого», «Иркута» — уже имеют опыт создания современных самолётов поколений 4++ и 5. Однако в каждом КБ сложилась своя практика проектирования в определенных программах, используются свои протоколы обмена информацией. Для унификации руководство ОАК выбрало решение на базе продукта ЭЛОИЗ, эта программа широко используется конструкторами.

— В России существуют мощные школы проектирования в разных фирмах. Благодаря совместной работе конструкторы в разных регионах страны получили возможность обмениваться опытом друг с другом, перенимать навыки, — подчеркивает Валерий Солозобов.

22 марта 2016 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации Виктор Бондарев проинспектировал ход выполнения гособоронзаказа и работ по воспроизводству Ту-160 на КАЗ им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев». Главком ВКС России посетил цеха ремонта и модернизации авиационной техники военного назначения – Ту-22М3 и Ту-160.

«Развернуты масштабные работы по воспроизводству Ту-160 и созданию модернизированной модификации ракетоносца, в которых задействовано множество российских предприятий различных отраслей, — подчеркнул Виктор Бондарев. – Безусловно, это сложный проект, и огромное значение имеет модернизация производственных мощностей, в результате которой страна приобретет новый завод».

С информацией о темпах выполнения госборонзаказа главкома ВКС России ознакомил первый заместитель директора КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» Зуфар Миргалимов.

По материалам газеты Известия и пресс-службы ОАК

Загрузка…

aviation21.ru

Производство самолётов Ту-160, Ту-22 и Ту-214. КАЗ им. Горбунова

Автор Слава Степанов — замечательный фотограф, репортер, блогер Gelio

Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22 М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10–12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.


2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62 М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.

За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.


3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.


4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе.

За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».


5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.


6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.

На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.


7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.


8.


9. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.


10. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.


11. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский».

Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.


12. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.


13. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160 М2.


14. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.


15. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.


16. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160 М2.


17. Двигатели для Ту-160 производят Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова (СНТК им. Н. Д. Кузнецова).


Я делал про этот завод отдельный репортаж: http://gelio.livejournal.com/210016.html

18. Ту-22 М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.


19. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.


20. Испытание выпуска и уборки шасси.

Интересно, что основные стойки шасси убираются в фюзеляж практически синхронно, а вот их огромные створки захлопываются поочерёдно, с секундной задержкой. Это связано с некоторой разницей в длине трубопроводов гидросистемы по левому и правому борту.


21. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22 М³ — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.


22. Преемственность поколений.


23.


24. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22 М3 является смещённый влево на 2–3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.


25. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.


26.


27. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».


28.


29. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.


30. Максимальная взлётная масса Ту-22 М3 составляет 126000 кг, максимальная посадочная — 88000 кг.


31. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.


32.


33.


34. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.


35. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.


36. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2–3 млн заклёпок.


37.


38. Работа с шасси.


39.


40. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.


41.


42. Кабина экипажа.


43.


44. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.


45. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».

Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.


46. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.

Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.


47.


Источник


Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

rusrand.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *