Производство ту 160 – как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160 — РТ на русском

160 | Журнал Популярная Механика

Пока перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) — стратегический бомбардировщик нового поколения — находится в стадии разработки, Россия активно модернизирует имеющийся парк своей стратегической авиации. Более того, официально объявлено о скором возобновлении производства самого технически совершенного отечественного «стратега» Ту-160.

В марте «ПМ» уже рассказывала о программе модернизации стратегического турбовинтового ракетоносца Ту-95МС, которая осуществляется в подмосковном Жуковском. Казанский авиационный завод (КАЗ) им. С.П. Горбунова, ставший недавно филиалом ПАО «Туполев», — это производственная площадка, где дается новая жизнь сверхзвуковой реактивной части нашей дальней авиации. Столица Татарстана — родной дом для Ту-22М3 и Ту-160.

Самолет на будущее

Показанный не раз и на авиасалонах, и на парадах, Ту-160 именно в цеху особенно впечатляюще демонстрирует свою огромность: кажется, что он едва вмещается во внушительные габариты производственного помещения. Чтобы сделать снимок, в который самолет попал бы целиком, нашему фотографу пришлось забраться по нескольким металлическим лестницам почти под самый потолок. На самом деле никаких проблем с габаритами, конечно, нет. «Белый лебедь», прозванный так за светлое антибликовое покрытие, строился в 80−90-е годы прошлого века именно здесь, на КАЗ. Это самый большой и тяжелый в мире боевой самолет, развивающий наибольшую скорость среди стратегических бомбардировщиков.

Казанский авиационный завод КАЗ им. С.П. Горбунова — ныне филиал ПАО «Туполев» — был создан в 1927 году и за время своего существования выпустил 22 типа и модификаций авиационной техники, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М. В настоящее время на заводе осуществляется производство, техническое обслуживание авиалайнера Ту-214, который был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолетов специального назначения. Кроме того, на предприятии производится капитальный ремонт и модернизация стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 года — и бомбардировщика Ту-22М3.

В отличие от гражданской авиации, где интенсивная эксплуатация и гонка за экономическими и экологическими параметрами приводит к быстрому физическому и моральному устареванию техники, военная сфера более консервативна и позволяет гораздо дольше пользоваться старыми наработками. У всех на слуху судьба американского стратегического бомбардировщика B-52. Этот восьмимоторный монстр, производство которого завершилось примерно во времена Карибского кризиса, до сих пор в строю и останется в нем минимум до 2040 года. Правда, за это время «стратосферная крепость» претерпела около 20 модернизаций и вобрала в себя все последние достижения в области авионики, радиолокации, систем прицеливания. По сравнению с B-52 Ту-160 еще совсем «свежая» машина. «Самолет, хотя и спроектирован в прошлом веке, — говорит Борис Найшуллер, директор конструкторского центра КАЗ им. С.П. Горбунова, — но многие технические решения закладывались в машину на дальнюю перспективу и не утратили своего значения и поныне. Например, длительность полета на форсаже (сверхзвуковой режим) превышает время, которое могут показать современные истребители-перехватчики, самолеты ПВО наших потенциальных противников. Но время не стоит на месте, и без модернизации самолет уже не может в полной мере соответствовать задачам, стоящим перед Вооруженными силами России».

Самолет так огромен, что при фотографировании его вблизи в кадр попадает только какая-то его небольшая часть. Что изображено на этом фото, можно понять не сразу. На самом деле это фюзеляж Ту-160 в окружении стропил.

Все только российское

В отличие от ВПК Соединенных Штатов, умело избегающих катаклизмов на собственной территории, наша «оборонка», как известно, сильно пострадала при распаде СССР и в годы реформ. Советское государство всегда стремилось совместить решение военно-промышленных задач с технологическим развитием союзных республик. Постсоветской России эта политика принесла немало проблем. Часть производителей комплектующих осталась за границами России, и даже если эти предприятия сохранились, использование импортной продукции для модернизации ключевых систем вооружения крайне нежелательно. Но и среди заводов, оставшихся в пределах РФ, многие сменили собственника, перепрофилированы и не имеют ни лицензий, ни компетенций для производства продукции военного назначения. Таким образом, перед Объединенной авиастроительной корпорацией и ПАО «Туполев» встала задача заново найти поставщиков нужного оборудования и, как говорят в авиапроме, скомплексировать все эти решения, заставить их надежно и бесконфликтно работать в составе классической конструкции. Все это потребовало научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С использованием новых комплектующих был модернизирован первый Ту-160, он прошел комплекс летных испытаний. После этого по уже отработанной технологии в очередь на модернизацию встали другие машины. Сейчас в рамках этой программы капитальный ремонт и комплексно-восстановительное обслуживание проходят два Ту-160, которые встанут в строй до конца текущего года. Но это только начало.

«Замена систем и узлов, которые производились в рамках кооперации республик СССР или не существующими ныне предприятиями, это лишь первый этап модернизации, — рассказывает Борис Найшуллер. — Следующий этап продления жизни — глубокая модернизация. Многие элементы конструкции, связанные с кабелями, авионикой, электрикой, устарели и физически, и морально. Они не соответствуют тем задачам, которые поставлены в наши дни перед дальней авиацией, и снижают эффективность использования новых систем вооружения. Поэтому на этапе глубокой модернизации предполагается замена практически всего радионавигационного оборудования, аппаратуры связи, наведения, локации с учетом новейших наработок российской промышленности. Пусть самолетов не так много, но даже в ограниченном количестве они могут решать очень большие задачи. По количеству и качеству вооружений Ту-160 превосходит несколько самолетов Ту-22М3. Оставив планер без больших изменений, мы должны заменить все внутри и сделать это в короткие сроки — два-три года. С учетом программы по возобновлению производства, эти задачи становятся более актуальными».

Авионика и системы управления Ту-160 будут подвергнуты глубокой модернизации. Однако пока кабина сохраняет привычную для самолетов 30-летнего возраста стрелочную индикацию. Возможно, при производстве новых машин появится «стеклянная кабина».

Это будет другой самолет…

Решение о возобновлении производства Ту-160 принято официально, и, согласно недавним сообщениям, Минобороны РФ приступило к обсуждению с Объединенной авиастроительной корпорацией первых контрактов в рамках новой программы. Самолет, который начнут строить, получит название Ту-160M2, и, по заявлению руководства страны, до 2020 года будет создано и передано армии 50 таких машин. Помимо полного обновления всего бортового оборудования (которое частично будет унифицировано с перспективным бомбардировщиком ПАК ДА), Ту-160М2 получит новые двигатели (модернизированную версию НК-32) и перспективные крылатые ракеты. Сейчас базовое вооружение Ту-160 — стратегические крылатые ракеты X-55 и аэробаллистические ракеты Х-15. Таким образом, второй этап, этап глубокой модернизации существующего парка Ту-160, будет тесно связан с подготовкой к возобновлению производства стратегического бомбардировщика.

Ту-22М3 — еще одна часть авиакомплекса ядерной триады. Как и Ту-160, этот бомбардировщик может передвигаться со сверхзвуковой скоростью. Уступая Ту-160 в совершенстве конструкции, скорости и радиусе действия, Ту-22М3 обладает специальными возможностями по борьбе с надводными целями, в частности авианосными ударными группами.

«Если говорить о Ту-160, который будет производиться, то корпус, планер, подвергнется минимальной доработке, — говорит Борис Найшуллер. — Однако самолет станет другим, потому что он будет по‑другому управляться экипажем. Особое внимание будет уделено системам, обеспечивающим точность доставки к цели имеющихся у Ту-160 боевых средств. Предполагается применение перспективных материалов, в частности новых алюминиевых сплавов, новых покрытий. Разумеется, серьезной модернизации подверглась производственная база. Сейчас мы активно используем компьютерное проектирование и моделирование. Если раньше для увязки компонентов нового оборудования нам пришлось бы изготовить натуральный макет, а на это требовалось потратить рабочее время высококвалифицированных специалистов, большие производственные площади и уйму сил, то теперь мы обходимся компьютерным моделированием. В рамках федеральных целевых программ мы также получаем новые станки, а фактически интеллектуальные обрабатывающие комплексы, которые значительно повышают как точность обработки деталей, так и производительность труда».

Ту-160 — во многом уникальный самолет. Он способен совершать сверхдальние перелеты и, как показал опыт полетов в Венесуэлу, может целые сутки находиться в воздухе (при условии дозаправки). Одна из его главных задач — преодолевать ПВО противника, причем делать это двумя способами: или в форсажном (сверхзвуковом) режиме уходить от преследования перехватчиков (за счет большего временного ресурса полета на сверхзвуке), или двигаясь на малых и сверхмалых высотах с огибанием неровностей рельефа. Конечно, с развитием средств ПВО, в частности ракетного вооружения, выполнять такие задачи гораздо труднее, чем 30 лет назад, однако серьезная модернизация и восстановление производства Ту-160 показывают, что потенциал «Белого лебедя» вполне соответствует настоящим и будущим задачам обороны страны.

Статья «Клинок в стратосфере» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2015).

www.popmech.ru

Восстановлен процесс изготовления Ту-160 на новом качественном уровне

Реанимируя производство Ту-160 мы используем возможность восстановления ресурса дальней авиации, ведь до сих пор на данный момент отечественной, да и, пожалуй, всей мировой промышленностью ничего подобного не удалось создать.

На Казанском авиационном заводе 8 июня 2017 года произвели промышленную сварку лонжерона для первого серийного стратегического бомбардировщика Ту-160М2

. Предприятие посетил в связи с этим событием заместитель министра обороны России Ю. Борисов и вот, что он заявил:

«Ранее авиационной промышленностью была выполнена огромная работа по восстановлению технологии производства ракетоносца Ту-160, люди работали ударно и в сжатые сроки с опережением графика наладили этот процесс. Сегодня сварили первый лонжерон, комиссия проверит качество швов, хотя предварительные сварки показали, что технология не нарушена».

Ю. Борисов продолжил – «реанимируя производство ракетоносца мы используем возможность восстановления ресурса дальней авиации, ведь до сих пор на данный момент отечественной, да и, пожалуй, всей мировой промышленностью ничего подобного не удалось создать. Качество современного оснащения предприятия существенно отличается от оборудования серийного производства 80-х годов. Вот почему так важно восстановление производства, новый облик машины поднимет её эффективность и исправность».

Ракетоносец Ту-160 принят на вооружение в 1987 году, разработка его началась с 1970 года, с тех пор эта мощная сверхзвуковая машина с изменяемым углом стреловидности крыла является основным ударным самолётом отечественной дальней авиации.

Ту-160М2 будет оснащён новыми средствами поражения, отличительной чертой будет современное БРЭО, в частности, система РЭБ на платформе «Гималаи», созданная для ПАК ФА. Восстановлен процесс производства двигателей НК-32. Новая серия этих уникальных моторов изготавливается с применением современных конструкторских и инженерных решений. По словам вице-премьера Д. Рогозина проектная основа этого двигателя опередила своё время и использование его в будущем несомненно.

Ту-160 в цехе Казанского авиазавода на модернизации

Последняя серия этих мощных и уникальных машин была выпущена в 2008 году, в 2015 году было принято решение о его возобновлении, Минобороны считает, что эффективность модернизированного Ту-160М2 повысится в два с половиной раза по сравнению с существующим вариантом.

aviarf.ru

Производство двигателей для Ту-160 удвоят

Минобороны проверило сборку мощных реактивных двигателей для стратегических ракетносцев

22.03.2018 в 16:03, просмотров: 2809

Российский авиапром реализует уникальный проект по возобновлению остановленного 30 лет назад производства стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Операция в Сирии показала, что нашим Воздушно-космическим силам очень нужны такие мощные носители высокоточных крылатых ракет. Минобороны жестко контролирует ход работ по этому проекту, в чем убедился корреспондент «МК», сопровождавший заместителя министра обороны по вооружению Юрия Борисова в его поездке в Самару.

Именно там собирают мощнейшие двигатели — сердце стратегических самолетов.

фото: ru.wikipedia.org

Цех окончательной сборки двигателей НК-32 для модернизированных Ту-160 в Самаре обновлен. Сами двигатели высотой с двух-трехэтажный дом сверкают титановыми деталями. Для одного Ту-160 таких двигателей надо четыре. Их производство возобновили на заводе в 2014 году. В этом году предприятие должно сдать четыре движка, которые сначала протестируют. Если все пройдет успешно, то в этом же году с заводом будет заключен длительный контракт на серийную поставку двигателей для Ту-160М2 и самолетов, выпущенных ранее. Модернизированные самолеты с новой электронной начинкой должны пойти в серию с 2021 года.

Показалось, что замминистра обороны Юрий Борисов, осматривающий цех, был немного недоволен. «График не срывается? Испытания проходят успешно?», — доносились до журналистов обрывки реплик Борисова. Представители предприятия активно кивали головами, подтверждая, что хотя некоторые «шероховатости» есть, но в целом все идет по плану.

После осмотра цеха замминистра обороны подтвердил, что график выполняется, нюансы будут обсуждаться на совещании, которое пройдет на заводе без прессы. Юрий Борисов подчеркнул, что двигатель НК-32 второй серии будет на 10% экономичнее, что даст возможность увеличить дальность полета бомбардировщика примерно на 1000 км. Повышена и его надежность.

«Производственных мощностей, чтобы обеспечить наши потребности, недостаточно, поэтому спланированы мероприятия по увеличению производственных возможностей примерно в 2-2,5 раза к 2021 году», — заявил замминистра.

Он рассказал, что Минобороны собирается закупать стратегические бомбардировщики Ту-160 в новом облике, а также проводить глубокую модернизацию ранее выпущенных самолетов, которым оставят только прежний фюзеляж, полностью обновив внутренности. Все бортовое радиоэлектронное оборудование и двигатели будут заменены. Весь парк «статегов» планируется обновить к 2030 году.

Замминистра пояснил, почему проект Ту-160М2 имеет для Минобороны особое значение. «Почему-то критики (этого проекта. — «МК») забывают, что параллельно мы ведем работы по новым авиационным средствам поражения. Самолет, который мы надеемся получить в серию к 2030 году будет иметь новые авиационные средства поражения с совершенно другими дальностями. Подготовка производства обновленного Ту-160 ведется в том числе с целью производства в будущем самолета перспективного авиационного комплекса дальней авиации», — сказал Юрий Борисов.

По его словам, возможности ударного оружия новых самолетов не идут ни в какое сравнение с сегодняшним арсеналом Ту-160 — ракетами Х-55, Х-555 и Х-101. Промышленность при производстве обновленного Ту-160 наберется опыта и восстановит технологии, которые безусловно помогут при создании стратегического бомбардировщика пятого поколения.

Ранее президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию впервые рассказал о разработке в России гиперзвуковых авиационных ракет большой дальности. Можно предположить, что именно это оружие имел в виду заместитель министра обороны, говоря о новом оружии для Ту-160М2 и стратегическом ракетоносце 5-го поколения.

www.mk.ru

Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? Итоги дискуссии » Военное обозрение

Исходная статья «Ту-160 стоит ли возобновлять производство?» была опубликована на «Военном обозрении» 23.03.18 г. На нее последовало более 150 комментариев, на которые автор решил дать обобщенный ответ в статье «Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? Ответ критикам». Несмотря на то, что во второй статье было дано подробное разъяснение спорных вопросов, количество комментариев к ней превысило 200. Отсюда следует, что необходимо подвести итоги дискуссии по обеим статьям вместе.
1. Область применения Ту-160

Необходимо четко разделять применения стратегической авиации (СА) в условиях ядерных и обычных войн.

1.1. Использование СА в ядерных конфликтах

В 70-е годы, во время начала проектирования Ту-160 преобладала концепция, согласно которой СА должна была выполнять роль второго ответного удара, так как первый удар противника мог уничтожить наши МБР, находящиеся в шахтах. Считалось, что самолеты СА успеют взлететь и оказаться вне зон поражения первого удара противника. СА как компонента ядерной триады использовалась только в СССР и США. С тех времен развились технологии мобильных МБР скрытно перемещаемы на большие расстояния. Сегодня мобильные МБР типа Тополь-М и Ярс, так же железнодорожный комплекс Баргузин (в случае его принятия на вооружение) вполне способны решать задачу второго ответного ядерного удара даже в отсутствии СА. В США давно уже подсчитали, что наибольшую угрозу для них представляют именно МБР, то есть угроза СА отошла на второй план. В результате количество РЛС на территории США, предназначенных для обнаружения атакующих бомбардировщиков, стало сокращаться.

Основным аргументов против использования СА в качестве компоненты ядерной триады служит то, что имеющегося у нас количества МБР с большим запасом достаточно для нанесения США неприемлемого ущерба. Система ПРО американского континента в случае массированного налета сможет поразить не более 1% из имеющихся у нас 650 МБР. Если будет запущено 10% наших МБР, то США будет полностью разгромлены, так как жизнь превратится в полный хаос. В этих условиях добавка еще нескольких десятков стратегических крылатых ракет (СКР) не может принципиально изменить общую картину. Естественно нельзя забывать про то, что ответный удар со стороны США будет не менее мощным. Количество МБР у них равно нашему, а бомбардировщики B-2 гораздо лучше могут проникать в ПВО.

Нанесение ядерных ударов с помощью СКР невыгодно еще и потому, что за время длительного полета (4-5 ч) над территорией противника значительная их часть будет сбита. Наши СКР типа Ха-101 по своему типу близки к американским СКР Томагавк. И те, и другие являются легкой целью для системы ПВО, так как летят на дозвуковой скорости и не выполняют противоракетных маневров. Опыт последнего налета Томагавков на Сирию наглядно это подтверждает, то есть даже устаревшие ЗРК легко сбивают Томагавк, если только он попадает в их зону обнаружения.

Все СКР рассчитаны на полет над сухопутной территорией, где они могут спрятаться от обнаружения наземными РЛС в складках местности. Попытки их пускать с самолетов, летящих над океаном, особенно нерациональны. Береговая линия США настолько насыщена РЛС обнаружения, что СКР трудно от них спрятаться. В настоящее время, для защиты береговой линии от СКР поставляются аэростатные РЛС с дальностью обнаружения маловысотных СКР более 200 км. В мирное время дальнее обнаружение самолетов обеспечивается загоризонтными РЛС., которые не смогут работать в военное время, если противник подавит их помехами. В угрожаемый период к береговым РЛС добавляется передовой рубеж обнаружения, обеспечиваемый самолетами ДРЛО АВАКС. Дальность обнаружения АВАКСом тяжелых бомбардировщиков составляет 700-800 км, а СКР 100 км. Отсюда следует, что атака Северной Америки с помощью СКР возможна только со стороны Северного Ледовитого океана. Проход через Северную Атлантику исключен за счет наличия многочисленных РЛС НАТО, а через Тихий океан – за счет перехвата СКР на линии береговой обороны. Следовательно, в ядерной триаде СКР будут играть самую малозначительную роль, так как вероятность донести ядерный заряд до цели на территории США у них гораздо меньше, чем у МБР. Более того, 5-7 тяжелых МБР типа Сармат или Воевода смогут доставить к целям больше боевых блоков, чем все имеющиеся у нас 16 Ту-160, несущие по 12 СКР. При этом стоимость удара, нанесенного МБР, будет в несколько раз дешевле, чем удар СА.

1.2. Использование СА в обычных конфликтах

Известно, что СА должна применяться только для поражения самых значимых целей. На суше к ним относятся командные пункты, узлы связи, важнейшие энергетические объекты и тд. В океане в качестве целей рассматриваются авианосные ударные группы (АУГ) и корабельные ударные группы (КУГ). В исходной статье было показано, что нанесение ударов по территории США малоэффективно из-за наличия нескольких линий ПВО в Канаде и объектового ПВО внутри США. Процент обычных СКР дошедших до цели, окажется еще меньше, чем СКР с ядерными БЧ. Это объясняется тем, что ядерные СКР должны преодолевать ПВО районной и наносить удары по рассредоточенным целям. Обычные СКР должны наносить удары по особо важным объектам, которое в большинстве случаев охраняются еще и объектовыми ЗРК малой дальности. Количество СКР, пораженных на этом этапе, будет особенно велико, так как при подходе к цели СКР в большинстве случаев попадает в зону обнаружения ЗРК. Наносимый ущерб будет недостаточно силен из-за того, что при стартовой массе СКР Х-101 2300 кг ее боевая часть невелика – порядка 400 кг, что соответствует типовой авиабомбе. Наносить удары по АУГ и КУГ с помощью СКР не предполагается, так как СКР не рассчитаны на поражение мобильных целей. Для уничтожения кораблей применяются противокорабельные ракеты (ПКР). Для пуска ПКР самолеты СА должны обнаружить корабли противника с помощью собственных БРЛС. При атаке АУГ сделать это в большинстве случаев не удастся из-за наличия эшелонированной ПВО АУГ. Таким образом, единственной серьезной целью остаются КУГ, но атаковать их так же будет сложно, так как они едва ли будут присутствовать в районе Северного Ледовитого океана или доступной для нашей СА северной части Тихого океана. В Берингово море для нашей СА тоже влетать нежелательно из-за наличия большого число РЛС на Алеутских островах. Для действий против кораблей противника вблизи территории России гораздо лучше подходит фронтовая авиация (ФА), так как выживаемость самолетов ФА при борьбе с ПВО противника в несколько раз выше, чем у СА.

Самолеты Ту-160 базируются на аэродроме в Энгельсе и не могут действовать в акватории Тихого океана. Чтобы обеспечить им такую возможность необходимо дооборудовать авиабазу Украинка в Амурской области, на которой расположены самолеты Ту-95, для базирования Ту-160. Однако и с этой базы долетать до брегов США им удаться только в случае использования дозаправки в воздухе.

2. Преимущества, создаваемые использованием технологии «стелс» для повышения выживаемости самолетов

Типовые ЗРК большой дальности работают по одной схеме. РЛС ЗРК сопровождает цель и определяет ее трассу, затем ЗУР пускается в упрежденную точку где, по расчетам, произойдет встреча ЗУР с целью. При сближении ЗУР с целью на определенное небольшое расстояние ЗУР переходит на использование собственной головки самонаведения (ГСН). При этом мощности РЛС должно хватать для вывода ЗУР с требуемой точностью даже на дальней границе зоны поражения ЗРК. Чем меньше ЭПР цели, тем меньше оказывается дальняя граница , а при использовании технологии «стелс» дальность пуска ЗУР может упасть в 2-3 раза. Особенно ухудшаются характеристики самой ЗУР, так как ее ГСН уже не может переходить на самонаведение на прежних дальностях. Чтобы подвести ЗУР к цели на меньшую дальность чем прежде, требуется повышать угловую точность сопровождения цели, то есть увеличивать мощность отраженного от цели сигнала. Это еще больше уменьшит дальность пуска.


ВВС США провели сравнение эффективности обычного истребителя F-15 и истребителя «стелс» F-22. Оказалось, что в дуэльном бою вероятность выигрыша F-22 у F-15 в 15 раз больше, чем наоборот. Учитывая то, что характеристики F-15 и линейки самолетов типа Су-27 достаточно схожи, становится ясно на сколько снижение ЭПР играет важную роль.

3. О возможностях модернизации самолета Ту-160

В комментариях чаще всего формулировались различные предложения по улучшению боевых возможностей Ту-160. Из них можно выделить два основных направления : скрытие Ту-160 от РЛС противника за счет увеличения мощности комплекса радиоэлектронного противодействия (РЭП) и уменьшение заметности (ЭПР) Ту-160 за счет нанесения различных радиопоглощающих покрытий. На эти два вопроса следует привести развернутый ответ, чтобы в дальнейшем иллюзии не сохранялись.

3.1 Снижение ЭПР Ту-160

В процессе проектирования B-1b было решено, что он будет «практически дозвуковым». В связи с чем, снижению его ЭПР по сравнению с B-52, было уделено большое внимание. Особенно тщательно уменьшалось ЭПР основных отражающих элементов — воздухозаборников. Для Ту-160 была выбрана максимальная скорость 2200км/ч, и считалось, что это даст ему некоторую возможность уходить от атакующих истребителей. Для повышения мощности двигателей воздухозаборники были расширены по сравнению с B-1b. На сверхзвуковых скоростях возникали технологические трудности при нанесении покрытий и покрытия нанесены не были. В результате ЭПР Ту-160 оказалась в несколько раз выше, чем у B-1b. Неудачные попытки нанести покрытие в процессе эксплуатации предпринимались несколько раз. Удалось ли провести эти мероприятия сейчас — мне неизвестно. По величине ЭПР Ту- 160 оказывается ближе к старым бомбардировщиком B-52 и Ту-95, чем к B-1b. В результате, наземные РЛС противника могут обнаруживать его на всех дальностях, вплоть до радиогоризонта (400-500 км в зависимости от высоты полета). Самолет ДРЛО АВАКС обнаруживает тяжелые бомбардировщики на дальностях 700-800 км.

В комментариях многие авторы указывали, что эту проблему можно решить, так как в настоящее время появились эффективные радиопоглощающие покрытия. К сожалению, для того чтобы такие покрытия работали в широком диапазоне длин волн они должны быть «толстыми» с плавным увеличением величины поглощения от наружного слоя к внутреннему. Вес таких покрытий оказывается значительным, и обеспечивать их целостность в процессе эксплуатации — является трудной технологической задачей. Большее применение такие покрытия нашли на кораблях, где вес покрытия не является столь критической величиной. Другие авторы сообщают, что уже разработаны электронно-управляемые покрытия, свойство которых можно менять в процессе полета. На это можно ответить, что такие работы начались еще в СССР и были получены хорошие результаты на экспериментальных образцах, но из-за технологических трудностей и дороговизны, внедрение эти покрытия так и не получили.

Таким образом, приходим к выводу, что снижать ЭПР самолета следует только в процессе проектирования и опытной отработки. Ту-160 и в нынешнем его состоянии оказался самой дорогостоящей авиационной разработкой СССР. Для его отработки были построены новые большие корпуса в ОКБ им. Туполева и НИИ авиационных систем. В настоящее время не приходится рассчитывать на то, что для устранения недостатков старого планера, и проведения полного комплекса новых летных испытаний, будет выделено огромное финансирование.

Выходом из создавшейся ситуации явилось бы построением нового самолета по программе ПАК ДА, хотя бы и с уменьшенными требованиями по снижению заметности. Если нет возможности достигнуть в ближайшее время тех же результатов, что и у бомбардировщика B-2, то снизить ЭПР до величин 0.1-0.3 м. кв., реально и для самолетов традиционной конфигурации. Главное обеспечить малую заметность в нижней полусфере, для чего воздухозаборники необходимо поместить наверх.

3.2. О возможностях повышения энергопотенциала (ЭП) комплекса РЭП

На ударных самолетах, как правило, не удается разместить комплексы РЭП с высоким ЭП. В результате, используется два вида комплексов РЭП — индивидуальной защиты (ИЗ), размещенных на каждом самолете группы, и групповой защиты (ГЗ), размещаемых на постановщиках помех. Для ГЗ в США используются специализированные дозвуковые самолеты. В России постепенно перешли на специализированые вертолеты. Это объясняется тем, что противник в первую очередь стремится поразить именно постановщики помех. Поэтому они действуют, как правило, вне зон поражения ЗРК и, обладая высоким ИП, должны препятствовать обнаружению ударных самолетов. Получение высоких значений ЭП возможно только за счет использования высоконаправленных антенн на основе ФАР. Чтобы сконцентрировать излучаемую помеху точно на РЛС противника, размер антенны должен много кратно превосходить длину волны, на которой работает РЛС. Поэтому разместить такие антенны на ударных самолетах не удается. В частности, на Ту-160 свободное место присутствует только в носках крыла. Создать комплексы ГЗ для сопровождения ТУ-160 пытались еще в 90-е годы, но для этого не оказалось подходящего носителя. В результате, Ту-160 должны прикрывать друг друга только комплексами ИЗ. Создать такие комплексы с малоразмерными антеннами, размещаемыми в носках крыла крайне трудно. Например, комплекс ИЗ самолета B-1b –ALQ-161, маскирующий ЭПР в несколько раз меньшую, чем у Ту-160, по стоимости оказался самой дорогостоящей подсистемой этого самолета (около 10% полной цены). Создать новые комплексы ИЗ для ТУ-160 будет еще труднее, так как их мощность должна в несколько раз превосходить мощность ALQ-161. Использование комплексов ГЗ, разработанных для других задач, на Ту-160 невозможно из-за нехватки мест для их размещения.

Современное состояние РЛС ПВО еще более осложнило задачу комплексов РЭП. РЛС с АФАР могут формировать сразу несколько приемных лучей, каждый из которых будет сопровождать каждый источник помех по отдельности. В результате, наводить ЗУР можно даже в том случае, когда сигнал, отраженный от цели еще мал, то есть сигнал помехи будет служить радиомаяком, по которому дальность определения пеленга цели возрастает тем больше, чем мощнее сигнал помехи. При наличии двух РЛС, они могут определить грубую дальность до цели триангуляционным методом. Следовательно, снижение ЭПР самолета гораздо важнее, чем повышение ЭП его комплекса РЭП.

3.3. Модернизация бортового оборудования

Миноборны заявило, что модернизация ТУ-160 до модели Ту-160м2 повысит ее боевую эффективность на 60%. При этом не было разъяснено за счет каких средств предполагается эту эффективность обеспечить. Реальное улучшение может быть достигнуто только за счет разработки новой БРЛС и комплекса РЭП. Обе эти разработки чрезвычайно дорогостоящие и потребуют более 5 лет. Остальные объявленные методы модернизации не играют существенной роли. Например, модернизация навигационного комплекса не столь важна, потому что при работоспособной системе ГЛОНАСС нужная точность обеспечивается и без дорогостоящей инерциальной навигационной системы. При подавлении ГЛОНАССа помехами противника ориентировка производится по карте местности с помощью БРЛС. Над океаном ориентируются по астронавигационному комплексу, уже применяемом на Ту-160 или островам,. Замены индикаторов кабины летчиков тем более играет вспомогательную роль, так как только уменьшает напряженность работы экипажа. Будет ли улучшен комплекс связи так же не сообщается.

4. О тактике использования Ту-160 на второстепенных театрах военных действий (ТВД)

В исходной статье указывалось, что применение Ту-160 на центрально-европейском ТВД невозможно из-за большой насыщенности его ЗРК. Некоторые авторы заявляли, что это не является проблемой, так как для Ту-160 можно прорубать коридоры с помощью ФА. На это можно возразить, что ни один командующий ПВО не будет вводить в действие все средства одновременно. Если ударная группа сумеет поразить несколько работающих ЗРК, то остальные, находящиеся «В засаде», будут дожидаться появления наиболее важных целей, а учитывая малую маневренность Ту-160, пуск ЗУР по ним может осуществляться на заметно большую дальность, чем по самолетам ФА.

Применение СА по Азиатским и Африканским ТВД еще более затруднено, так как в каждом случае придется получать разрешение транзитных стран на пролет.

Применение СА в локальных войнах тоже мало оправдано, так как основное применение тяжелых бомбардировщиков состоит в ковровом бомбометании по площадным целям с помощью неуправляемых бомб. Если требуется поражать точеные объекты, то точность применения неуправляемых бомб определяется высотой их сброса. Пускать Ту-160 на высотах равных единицы километров небезопасно, так как зенитные установки противника могут поразить такую крупноразмерную и маломаневренную цель. То есть и в этом случае самолеты ФА имеют преимущество.

5. Выводы

Из вышесказанного вытекает, что самолет Ту-160 относится к классу авиации прошлого века. В современных условиях он не может входить в боевое соприкосновение ни с какими средствами ПВО противника. Модернизация Ту-160 с целью уменьшить его ЭПР невозможна, так как легче построить самолет малозаметных форм, чем заниматься нанесением радиопоглощающих покрытий на Ту-160. Данный самолет не способен выполнять основные задачи, которые традиционно ставятся пред СА, а именно: наносить удары по территории наиболее сильных противников и по авианосным группам. Для применения в локальных конфликтах гораздо лучше подходит фронтовая авиация.

Стоимость самолета Ту-160 равноценна стоимости корвета для ВМФ. Положение, сложившееся в нашем надводном кораблестроении, плачевно. Желающие могут ознакомиться со статьей автора «ПРО прорвана, а что осталось нашему флоту?», опубликованной 25.04.18. на сайте «Военного обозрения».

В итоге приходим к выводу, что распределение финансов в нашем ОПК явно перекошено. На поддержание ядерного щита, и так хорошо работающего, расходуется большая часть военного бюджета. На обычные вооружения корабли, беспилотники и т. д. средств явно не хватает.

topwar.ru

в России запустят серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М2 — РТ на русском

В четверг на лётно-испытательной станции Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова представили новый Ту-160. Согласно планам Министерства обороны России с 2021 года в стране должно начаться серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Программа по модернизации легендарного «Белого лебедя» и созданию на его основе современных воздушных судов обеспечит обороноспособность государства вплоть до появления преемника Ту-160 — Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Каким будет новый российский стратегический ракетоносец — в материале RT.

Вектор определённости

Согласно планам Минобороны России с 2021 года в стране должно начаться серийное производство уникальных стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Первый шаг к этому уже сделан: 16 ноября 2017 года на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова представили новый Ту-160.

  • Опытный образец самолёта Ту-160М2 во время выкатки на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова
  • РИА Новости
  • © Искандер Асабаев

Важность появления такой машины сложно переоценить — последний новый самолёт этого типа был передан в 121-й Гвардейский авиаполк ещё в 2008 году.

По мнению экспертов, программа по модернизации уже существующих стратегических ракетоносцев и строительству новых позволит обеспечить безопасность страны вплоть до появления преемника Ту-160 — Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)

По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, планируется закупить не менее 50 модернизированных Ту-160.

  • Ту-160
  • Reuters
  • © Viktor Korotayev

О первом «выходе в свет» модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 на встрече с президентом России Владимиром Путиным доложил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Вами было принято решение об укреплении российской ядерной триады, в том числе воздушной триады, и возобновлении производства на новой технической и технологической основе нашего стратегического авианосца Ту-160. Докладываю, что сегодня, как раз в дни, когда «Казанское авиационное производство имени Горбунова» празднует своё 90-летие, произошла выкатка из цеха», — сказал Рогозин на встрече с главой государства.

В свою очередь, Владимир Путин поздравил с этим событием российских авиастроителей.

«Поздравляю авиастроителей и думаю, что порадуем Министерство обороны. Это именно Минобороны настаивало на возобновлении этой версии Ту-160 на новой базе оправдавшего себя носителя — сверхзвукового самолёта», — сказал президент России.

Рогозин также заявил, что первый полёт стратегического ракетоносца состоится в феврале 2018 года, а в 2023 году начнётся серийная поставка «стратегов».

Начать с нуля

Несмотря на узнаваемый силуэт, модернизированные «лебеди» будут значительно отличаться от своих предшественников. По ряду ключевых параметров Ту-160 до сих пор нет равных в мире. Уникальный механизм уборки крыла, отсеки для вооружения, сверхмощные двигатели, работающие на топливе с добавлением двуокиси азота и способные разогнать машину с максимальной взлётной массой в 275 тонн до 2200 км/ч, — всё это не смогли повторить ни в одной стране мира.

Долгое время вопрос возобновления производства Ту-160 почти не обсуждался — необходимо было сохранить в пригодном для эксплуатации состоянии оставшиеся машины.

По мнению экспертов, появлению самолёта предшествовала огромная работа по восстановлению технологий с нуля. Электронно-лучевая сварка центроплана, схема стыковки крыльев с фюзеляжем и масштабное восстановление всей производственной кооперации — всё это делалось практически заново.

«Всё это нужно было восстанавливать с нуля. Особенно сложным этот процесс оказался ещё и потому, что в производстве участвуют даже не сотни, а тысячи смежных предприятий», — отметил в интервью RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Также по теме

Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Самые серьёзные опасения у специалистов вызывали двигатели — новых силовых установок НК-32 для самолётов Ту-160 давно не производили.

Одним из первых руководство Минобороны привлекло к работе над новой машиной самарское производственное объединение «Кузнецов», входящее в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации».

Уже осенью 2017 года заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич заявил, что завод готов к производству модернизированных двигателей НК-32-02 для модернизированных Ту-160.

«Сложность производственной технологии заключается в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, некогда созданное исключительно под производство Ту-160. Это касается как двигателей, так и планера», — рассказал в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

 

Глубокая модернизация

Помимо строительства Ту-160М2, глубокой модернизации должны подвергнуться уже состоящие на вооружении ВКС РФ ракетоносцы.

Единым для новых машин останется только планер. Бортовое радиоэлектронное оборудование, включая авионику, прицельно-навигационные и пилотажные приборы будут другими.

По сути, это будет совершенно другая машина, отмечают эксперты, для строительства которой понадобилось не только восстановить уникальные технологии авиастроительной промышленности, но и применить весь опыт защиты самолётов такого типа современными комплексами бортовой обороны.

Также по теме

С прицелом на будущее: зачем России необходим новейший дальний бомбардировщик

Специалисты компании «Туполев» создали первый полноразмерный макет Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)….

Известно, что, помимо средств обнаружения ракет противника, модернизированный Ту-160М2 получит защиту от всех типов ракет. Принципиально новый комплекс защиты разрабатывают специалисты российского Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

«Мы понимаем, что там будет стоять принципиально новый комплекс обороны, который разрабатывается в новой опытно-конструкторской работе. Он будет защищать от всех возможных типов ракет. Комплекс будет обнаруживать цели на расстоянии в несколько сотен километров», — рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.

Эксперты отмечают, что глубокая модернизация самолетов Ту-160 до уровня Ту-160М и серийное производство Ту-160М2 неизбежно подтянут за собой и разработку перспективных средств поражения.

Часть из арсенала стратегических ракетоносцев уже испытана в бою: в Сирии экипажи дальней авиации отработали боевые пуски крылатых ракет Х-101 с дальностью полёта в несколько тысяч километров.

  • Сопровождение истребителем Су-30СМ бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, выполнившего пуск крылатых ракет над Средиземным морем по объектам ИГ в Сирии
  • РИА Новости

russian.rt.com

Производство самолётов Ту-160 и Ту-214 и модернизация Ту-22М3 на Казанском авиационном заводе

Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.


1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.

За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.

3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.

4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе.

За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».

5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.


6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.

На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.

7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.

8.

9. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.

10. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

11. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский».

Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.

12. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.

13. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.

14. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.

15. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.

16. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

17. Двигатели для Ту-160 производят Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова (СНТК им. Н. Д. Кузнецова).

18. Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.

19. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.

20. Испытание выпуска и уборки шасси.

Интересно, что основные стойки шасси убираются в фюзеляж практически синхронно, а вот их огромные створки захлопываются поочерёдно, с секундной задержкой. Это связано с некоторой разницей в длине трубопроводов гидросистемы по левому и правому борту.

21. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.

[

22. Преемственность поколений.

23.

24. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.

25. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.

26.

27. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

28.

29. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.

30. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.

31. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.

32.

33.

34. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.

35. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.

36. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.

37.

38. Работа с шасси.

39.

40. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.

41.

42. Кабина экипажа.

43.

44. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.

45. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».

Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

46. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.

Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

47.

topwar.ru

Минобороны заключило контракты на производство Ту-160М2

Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Об этом в пятницу сообщил заместитель министра обороны Юрий Борисов, курирующий закупки вооружения. По его словам, для организации работ создана рабочая группа Минобороны и Минпромторга. «Она пока будет ежемесячно собираться, у нас уже выстроена «дорожная карта» организации работ, укрупненные этапы», — сказал замглавы военного ведомства в ходе посещения Казанского авиационного завода имени Горбунова.

Юрий Борисов отметил, что в настоящий момент идет чисто организаторская работа: разработка технических заданий, заключение контрактов, привлечение кооперации исполнителей. «Работы очень сложные, потому что в свое время над этим самолетом работал практически весь Советский союз. И сегодня это является серьезным национальным проектом», — отметил замминистра.

«Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом», — пояснял ранее замминистра Борисов. По его словам, фюзеляж и летно-технические характеристики сохранятся, но «начинка» и система вооружения кардинально изменятся. По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолет, и его боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним, говорил замглавы военного ведомства.

Напомним, о предстоящем возобновлении производства ракетоносца весной этого года объявил министр обороны Сергей Шойгу. По данным Минобороны, это будет абсолютно новый самолет с новой «начинкой», но старым обликом планера. По словам Сергея Шойгу, Ту-160 — это уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности.

Справка «РГ»:

Ту-160 (по западной классификации — «Блэк Джек») — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет разработан в КБ Туполева и является самым крупным в истории авиации сверхзвуковым самолетом. Способен нести на борту 12 крылатых ракет, все вооружение размещено внутри фюзеляжа. Бомбардировщик предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей. Каждый самолет оснащается четырьмя двигателями НК-32. Среди российских летчиков самолет получил прозвище «Белый лебедь».

Длина самолета составляет 54,1 метра, высота — 13,1 метра, площадь крыла 232 кв. метра. Экипаж четыре человека. Практическая дальность полета 14 тыс. км. На вооружении ВВС России сейчас находятся 16 Ту-160.

Серийное производство данного самолета в СССР началось с 1984 года. Решение о прекращении серийного выпуска Ту-160 было принято в январе 1992 года. К тому времени было выпущено 35 самолетов. В том же году Россия в одностороннем порядке прекратила полеты стратегической авиации в отдаленные регионы. 17 августа 2007 года Россия возобновила полеты стратегической авиации в отдаленных регионах на постоянной основе.

rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *