Президент франции избирается – Елисейский дворец: какие полномочия получит новый президент Франции — Международная панорама

Содержание

система, особенности и интересные факты :: SYL.ru

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие — они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества — испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая — личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа — полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии «Национальный фронт» решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат — лидер партии «Вперед!» Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу «Революция», которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию «Национальный фронт» поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен — дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию «Непокорная Франция» представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из «Рабочей партии», Филипп Путу от партии «Антикапиталисты», Николя Дюпон-Эньян от партии «Поднять Францию», Жак Шеминад от «Солидарности и прогресса», представитель «Национального республиканского союза» Франсуа Асселино и Жан Лассаль — кандидат от «Демократического движения».

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной — это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

www.syl.ru

Елисейский дворец: какие полномочия получит новый президент Франции — Международная панорама

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проголосовать во втором туре президентских выборов. От их решения зависит, кто из двух кандидатов — лидер движения «На марше» Эмманюэль Макрон или председатель «Национального фронта» Марин Ле Пен — одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации «сосуществования».

Нынешние выборы президента — одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент — Франсуа Олланд — отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды — в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания — в 1981 году Валери Жискар-д’Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два «внесистемных кандидата». Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии «Республиканцы» — еще одной системообразующей политической силы во Франции — также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% голосов и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проголосовали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Глава государства

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего голосования во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной — президентско-парламентской — формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, — коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил — одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи. В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. «Это — независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе», — заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике. Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание — нижнюю палату парламента. Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала «малые партии» шансов на представительство в Нацсобрании. Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку «Национальный фронт» на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых. Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение «На марше», созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций. Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной. Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте. Возможно даже возвращение практики «сосуществования» представляющих разные партии президента и парламентского большинства. Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством. Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.

tass.ru

Реферат Президент Франции

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Общие сведения
  • 2 Нынешние конституционные атрибуты
  • 3 Церемония инаугурации
  • 4 Итоги президентских выборов

Введение

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтоб не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) — избираемый французами глава государства.


1. Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

С 1965 выборы президента республики являются прямыми и всенародными (закон изменён в 1962).

До 2002 (закон изменён в 2000) срок президентских полномочий составлял 7 лет (фр. septennat), затем — 5 лет (фр. quinquennat).

В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд».

В настоящее время президентом республики является Николя Саркози, вступивший в должность на пятилетний срок 16 мая 2007 г. Он — 23-й президент республики. Полный список см. Список президентов Франции.

Резиденция президента — Елисейский дворец в Париже. Также статус официальных резиденций имеют замок в Рамбуйе, парижский особняк «Отель Мариньи» и форт Брегансон в департаменте Вар.

Президенты Франции де-юре являются со-князьями Андорры и гроссмейстерами ордена Почётного легиона.


2. Нынешние конституционные атрибуты

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства. По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами


3. Церемония инаугурации

Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

В Зале торжеств начнется церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он произведет смотр республиканской гвардии и выслушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. Последнее время также закрепилась традиция возложения венкок к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания, что было расценено как нововведение (Церемония вступления в должность Н. Саркози).


4. Итоги президентских выборов

  • Президентские выборы во Франции (2002)
  • Президентские выборы во Франции (2007)

wreferat.baza-referat.ru

Президент Франции Википедия

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) — избираемый французами глава государства.

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

С 1965 года выборы президента республики являются прямыми и всенародными (закон изменён в 1962).

До 2002 года (закон изменён в 2000 г.) срок президентских полномочий составлял 7 лет (фр. septennat), затем — 5 лет (фр. quinquennat).

В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд».

В настоящее время президентом республики является Эмманюэль Макрон, который вступил в должность на пятилетний срок с 14 мая 2017 года, став 25-м президентом Французской республики и сменив на этом посту 24-го президента Франсуа Олланда. См. также полный список президентов Франции.

Резиденция президента — Елисейский дворец в Париже. Также статус официальных резиденций имеют замок в Рамбуйе, парижский особняк «Отель Мариньи» и форт Брегансон в департаменте Вар.

Президенты Франции де-юре являются со-князьями Андорры и гроссмейстерами ордена Почётного легиона.

Нынешние конституционные атрибуты

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства. По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Выборы

С 2002 года президент Франции избирается сроком на 5 лет[1].

Церемония инаугурации

Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

После этого в Зале торжеств начинается церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Цепь Великого магистра ордена Почётного легиона

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он производит смотр республиканской гвардии и слушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. В последнее время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Президент Франции — Википедия

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) — избираемый французами глава государства.

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

С 1965 года выборы президента республики являются прямыми и всенародными (закон изменён в 1962).

До 2002 года (закон изменён в 2000 г.) срок президентских полномочий составлял 7 лет (фр. septennat), затем — 5 лет (фр. quinquennat).

В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд».

В настоящее время президентом республики является Эмманюэль Макрон, который вступил в должность на пятилетний срок с 14 мая 2017 года, став 25-м президентом Французской республики и сменив на этом посту 24-го президента Франсуа Олланда. См. также полный список президентов Франции.

Резиденция президента — Елисейский дворец в Париже. Также статус официальных резиденций имеют замок в Рамбуйе, парижский особняк «Отель Мариньи» и форт Брегансон в департаменте Вар.

Президенты Франции де-юре являются со-князьями Андорры и гроссмейстерами ордена Почётного легиона.

Видео по теме

Нынешние конституционные атрибуты

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства. По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Выборы

С 2002 года президент Франции избирается сроком на 5 лет[1].

Церемония инаугурации

Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

После этого в Зале торжеств начинается церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Цепь Великого магистра ордена Почётного легиона

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он производит смотр республиканской гвардии и слушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. В последнее время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Список президентов Франции — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список президентов Французской республики с момента учреждения этого поста в 1848. Указаны также лица, исполнявшие обязанности главы государства в 1940—1947, не носившие президентского звания.


<timeline> ImageSize = width:650 height:70 PlotArea = width:600 height:50 left:30 bottom:20 DateFormat = yyyy Period = from:1959 till:2017 TimeAxis = orientation:horizontal ScaleMajor = unit:year increment:5 start:1960 PlotData=

color:white width:45 mark:(line,white) align:center fontsize:S      
color:blue  from:start till:1969 shift:(0,-2) textcolor:white   text:"Шарль де Голль"
color:blue  from:1969 till:1974 shift:(0,3) textcolor:white  text:"Жорж~Помпиду"
color:yellow  from:1974 till:1981 shift:(0,6)  textcolor:black  text:"Валери~Жискар~д'Эстен"
color:pink  from:1981 till:1995 shift:(0,-2)  textcolor:black  text:"Франсуа Миттеран"
color:blue  from:1995 till:2007 shift:(0,-2)  textcolor:white  text:"Жак Ширак"
color:blue  from:2007 till:2012 shift:(0,3)  textcolor:white  text:"Николя~Саркози"
color:pink  from:2012 till:end shift:(0,3)  textcolor:black  text:"Франсуа~Олланд"

</timeline>

Партийная принадлежность: синий — голлист; розовый — социалист; жёлтый — независимый республиканец.

Напишите отзыв о статье «Список президентов Франции»

Отрывок, характеризующий Список президентов Франции

– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

wiki-org.ru

Президент Франции — реферат

Введение.

XX век внес колоссальные  изменения в жизнь народов.  Среди крупных индустриальных стран, есть страна, где в политической и экономической сферах произошли очень значительные изменения, – это Франция. Изменилось ее политическое устройство, резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в одного из активных деятелей западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником.

В настоящее время Французская  республика входит в число наиболее экономически и политически развитых стран мира. Она является демократической республикой, во главе которой стоит президент. Конституция Франции 1958 года установила, что Франция — неделимая, светская, демократическая и социальная республика (Статья 1 Конституции).

Целью нашей работы является рассмотрение вопроса полномочий президента во Франции, обратив внимание, на соотношение  его полномочии с полномочиями парламента.

При работе в первую очередь  были использованы учебники по истории  конституционного права зарубежных стран под редакцией В.Е.Чиркина и

А.В. Малько. Большое  внимание уделено тексту Конституции Французской  республики, что позволило нам  не быть голословными, а снабдить текст  выдержками из текста,  также использована дополнительные работы, например, работа Круглова М.А. «Президент Французской  республики».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Президентские выборы и официальное вступление в должность.

Президент Франции с 1962 г. избирается прямыми выборами. Они производятся не позднее, чем за 20 и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего в должности (Ст. 7 Конституции)1.

Для выдвижения кандидатуры  требуется 500 подписей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заявлением о выдвижении кандидатуры должны представлять, по меньшей мере, 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. С 2012 года Французский Конституционный совет признал соответствующим конституции положение закона о выборах президента Франции, согласно которому имена народных избранников, поддержавших выдвижение того или иного кандидата, становятся известны публике.

Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет  не менее 5 % голосов. Требования к кандидату  не являют-ся жесткими. Они зафиксированы  в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным правом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публи-куется в случае победы на выборах. Представляется информация о финансировании их избирательной кампании.

Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Если большинство голосов не получено в первом туре голосования, то проходит второй тур, назначаемый обычно на второе воскресенье. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры.

Срок полномочий Президента — 5 лет. В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции Закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост Президента более двух раз подряд».

После выборов проходит официально вступление президента в должность  – инаугурация.

 Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост Президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете Президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый Президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

В Зале торжеств начнется церемония  инаугурации нового Президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет  нового Президента республики.

Новый Президент принимает  цепь Великого магистра Ордена Почётного  легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем  он произведет смотр республиканской  гвардии и выслушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе  Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с  конным эскортом новоизбранный Президент  проезжает по Елисейским полям к  Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к  могиле Неизвестного солдата. Последнее  время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Конституция Французской  республики предусматривает досрочное прекращение полномочий Президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае Конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Полномочия Президента.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с Президента.

В общих чертах полномочия президента определены в ст. 5 Конституции  «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров»2.

 

2.1. Полномочия  Президента  во внешних делах.

Главной фигурой и органом  в области внешних сношений Франции  является Президент Республики. Его  функции излагаются в разд. 2 и 6 Конституции.

Президент Франции аккредитирует  послов и чрезвычайных посланников  при иностранных державах; иностранные  послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем (Ст. 14 Конституции)3.

 Президент ведет переговоры  о заключении международных договоров и ратифицирует их (Ч.1 Ст. 52 Конституции). Его информируют обо всех переговорах, о заключении соглашений, не требующих ратификации (Ч. 2 Ст. 52 Конституции)4.

 В тоже время статья 53 Конституции говорит о том, что для ратификации или одобрении мирных договоров, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся к международной организации, договоров, обременяющих финансы государства, изменяющих законодательные положения, относящихся к статусу лиц, либо к уступке, обмену или присоединению территорий, необходимо указание, прописанное в законе (для решения территориальных вопросов согласие заинтересованного населения)5.

Президент должен гарантировать национальную независимость, территориальную целостность страны и соблюдение соглашений Сообщества и международных договоров (ст. 5) и  быть главой вооруженных сил страны (ст. 15). Являясь главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности. Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент самостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

 

2.2. Полномочия Президента во внутренних делах.

  1. Президент Франции назначает Премьер-министра и прекращает его служебные полномочия после вручения им заявления об отставке Правительства.
  2. По предложению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей (Ст. 8 Конституции)6.
  3. Президент председательствует в Совете министров.
  4. Он подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.
  5. Президент обнародует законы в течении пятнадцати дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона. Причем, в этом новом обсуждении ему не может быть отказано (Ст. 10 Конституции)7.
  6. Ст. 11 Конституции предоставляет Президенту право по предложению Правительства во время парламентской сессии или по совместному предложению обеих палат Парламента передавать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрения какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании установлений.
  7. Президент производит назначения на гражданские и военные государственные должности. В тоже время государственные советники, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, генералы, ректоры университетов, директоров центральных ведомств и ряд других важных должностных лиц назначаются в Совете министров. Практически Президент назначает всех высших чиновников с согласия или по предложению Правительства.
  8. Акты, издаваемые Президентом в осуществлении полномочий, вытекающих из статей 14, 15, 52 требуют контрасигнатуры (Ст. 19 Конституции).
  9. Чрезвычайно важное значение имеет право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право предоставлено Президенту не Конституцией, а обычным декретом правительства.
  10. Ст. 16 предоставляет право Президенту Франции вводить чрезвычайное положение «Когда установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами»8.
  11. При этом Президент проводит официальные консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, Конституционным Советом. О принятом решении Президент информирует страну своим посланием. Ограничением власти Президента здесь является прямой запрет Конституции роспуска в этот период Национального собрания.
  12. Президент осуществляет право помилования (Статья 17 Конституции).

 

2.3.Отношения Президента с Парламентом.

 

  Президент Франции может после консультации с Премьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание9. При этом Конституция оговаривает право роспуска только тремя условиями: — роспуск не допускается во время чрезвычайного положения;

— в течении года после предыдущего роспуска;

— не может осуществляться председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента.

Президент Франции сносится с обеими палатами Парламента посредством  посланий, которые зачитываются, но не обсуждаются. Президент вправе собрать  для этих целей Парламент в  перерыве между сессиями (Статья 18 Конституции).

 

 

 

 

2.4. Ответственность Президента.

  Президент Франции не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены10. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение абсолютным большинством своих членов при открытом голосовании. Судить Президента в этом случае будет Высокий суд правосудия.

На практике президент  расширяет свою власть, и без того очень большую, в частности за счет правительства. В осуществлении полномочий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основании проведенной  работы можно сделать вывод о  том, что Президент Франции – является  центральной фигурой в органах государственной власти французской республики. Он обладает реальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику страны. Данные ему Конституцией права и возможности, позволяют в необходимый момент взять на себя практически единоличную власть. Но все же следует отметить, что Президент не обладает всей полнотой власти. В правовом государстве главенствующую силу имеет закон. Для не юристов термин «президентский режим» может означать, что у главы государства в руках вся власть. На самом деле это не так. Это система, в которой власть разделена между парламентом и президентом. Речь идет о том, чтобы он получил возможность выступать с различными инициативами и тем самым помогать деятельности исполнительных органов, находящихся под контролем парламента, а значит, и избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Конституционное право зарубежных стран/ Под ред. Малько А.В. М., 2004.
  2. Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997.
  3. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1999.
  4. Круглоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М., 2003.
  5. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2004.
  6. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран. М.,1997.

 

 

1 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

2 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

3 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

4 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.670.

5 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.670.

6 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

7 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

8 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.667.

9 Ст. 12. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

10  Ст.68. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997.

 


student.zoomru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *