Помощник рыцаря – 1)Помощник рыцаря(10 букв-первая и седьмая буква о ) 2)Принудительные обязанности всх крестьян(10 букв-последняя буква и ) 3)Боевое состояние рыцарей(6

Как становились рыцарями


В отличие от дворянских титулов, рыцарское звание не передавалось по на­следству. Если рыцарь этого хотел, его сын становился военным, но мальчи­ка никто не принуждал, и он мог выбрать судьбу торговца или священника. Будущих воинов в 5-8 лет отдавали на воспитание в замок сеньора — служить пажами. Лет в 14 они становились оруженосцами: прислуживали господину, но­сили его оружие и перенимали у него умения. Посвящение в рыцари происходи­ло спустя 5-7 лет, если семья юноши уже оплатила его доспехи и оружие.
 

Образование
В программу обучения будущего рыцаря входили чтение и письмо, а также краткий курс истории, географии и основ христианства.
 
Жизнь пажей и оруженосцев
Юный оруженосец изучал базовые боевые навы­ки и правила поведения в обществе, развивался умственно и физически. Помощник рыцаря учился ездить верхом, плавать, стрелять из лука, драться врукопашную, пользоваться оружием, ставить ловушки и т. д. Чтобы стать рыцарем, следовало овладеть семью умениями: верховой ездой, плаванием, фехтованием, стрельбой из лука, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.
 
Оруженосцы и Вечные оруженосцы
Когда паж овладевал всеми необходимыми умениями, он продолжал подготовку в каче­стве оруженосца, заботясь о лошади и ору­жии рыцаря. Он учился и тренировался, по­могал наставнику облачаться в доспехи и носил его щит и оружие. Чтобы получить опыт, оруженосец сопровождал наставника на охоте и в битве, изучал рыцарский кодекс. Кроме тонкостей охоты юноша овладевал ис­кусством танца и игры на музыкальных ин­струментах. Если у оруженосца не было денег, чтобы стать рыцарем, он мог до конца жизни оставаться на положении оруженосца, считавшемся довольно почетным.
 

Бдение над оружием
Накануне посвящения в рыцари оруженосец исповедовался и принимал ванну, чтобы обрести духовную и физическую чистоту, а затем проводил ночь за молит­вой в церкви, глядя на свое оружие.
 
Посвящение в рыцари
В 18-21 год оруженосца посвящали в рыцари. Обычно эту церемонию проводил рыцарь-на­ставник. Наутро после бдения в церкви юноша облачался в красный плащ-сюрко, символизиро­вавший кровь, белую рубашку и пояс — чистоту, черные или коричневые чулки-шоссы — землю, в которую он вернется после смерти. Рыцарское оружие и шпоры он получал во время торже­ственной церемонии. Кроме опоясывания мечом в рыцари могли посвятить и тремя легкими уда­рами мечом по плечам. Принесшего присягу на верность сеньору воина и его оружие благослов­лял священник, а после пира устраивали турнир, где выступал новоявленный рыцарь.
 
Рыцарские добродетели и кодекс чести
Одного благородного происхождения было мало, чтобы стать рыцарем. Рыцарь должен был благородно себя вести, соблю­дать рыцарский кодекс и христианские за­поведи. Это означало защищать слабых и бедных, отстаивать христианскую веру, преданно служить королю и сеньору, а так­же сражаться за благосклонность дамы. Среди рыцарских добродетелей были также доблесть и верность своему слову. Но не все рыцари и не всег­да придерживались рыцарского кодекса, хотя и ждали этого от других. Поэтому церковь пыта­лась контролировать турниры, поединки и другие формы, жестоких развлечений, соз­дав свод строгих правил. Однако рыцари могли уби­вать и с благословения церкви — но только на Святой земле.
 

Шпоры
Золоченые или даже золотые шпоры были символом рыцарского статуса. В 1302 году, когда фламандская пехота победила армию французских рыцарей в Битве золотых шпор близ города Куртрэ, в качестве трофеев было собрано 500 пар (согласно некоторым источникам — 900) золотых шпор. В те времена золотые шпоры носили только рыцари, а серебряные — оруженосцы.
 

Опоясывание мечом
В финале посвящения на щиколотки новоявленного рыцаря надевали золоченые шпоры, на талию — пояс с мечом, на голову — шлем, а на руку — щит. После этого он садился на собственного коня и делал отмашку мечом на четыре стороны света.
 

Легкие удары мечом
Первоначально это был просто легкий удар ладонью по шее, который означал, что теперь за каждый полученный после этого удар рыцарь должен был отомстить. Позднее церемония проводилась при помощи меча: сеньор трижды касался им плеча будущего рыцаря, напоминая ему о благородных делах, за которые он должен сражаться. Случалось даже, что в награду за мужество оруженосца могли посвятить в рыцари прямо на поле боя.
 
Средневековые правила поведе­ния за столом не разрешали оруже­носцу есть чужой ложкой, отрыги­вать, сморкаться в скатерть.
Иногда, чтобы стать сильнее, ору­женосцы тренировались в более тя­желых доспехах.
¦ С XIII века церемония посвящения в рыцари и ее атрибуты стали обхо­диться настолько дорого, что мно­гие оруженосцы не могли себе этого позволить из-за бедности, и количе­ство оруженосцев возросло.
¦ По иронии судьбы, рыцарь Чер­ный Принц был посвящен в рыцари в битве, которую выиграл пешим.


28.10.2018

altpp.ru

Оруженосец: слуга, помощник или верный друг?

Эпоха средневековья дала рождение рыцарству – новому сословию, которое в определенной степени стало частью развития человеческого общества, культуры и технического прогресса. На фоне общего упадничества именно в лице рыцарей Европа получила мощный инструмент дальнейшего развития. Рыцарские кодекс и законы заложили не только основы новой военной иерархии. Рыцари вместе со своими слугами – оруженосцами представляли основу и ударную силу любого войска. Это в свою очередь наложило отпечаток на последующее формирование культурных традиций и национальных обычаев. Личная доблесть, честь и человеческое достоинство возводятся в ранг высших добродетелей мужчин знатных фамилий.

Перед тем как стать рыцарем, молодому человеку необходимо было пройти испытание огнем и мечом, доказать своими поступками право носить такое звание. Стать рыцарем означало посвятить себя целиком и полностью служению Богу и королю, стать защитником и проповедником христианской веры, поборником высокой морали. Соответственно, состоять на службе у рыцаря считалось почетной обязанностью. В некоторых странах Западной Европы оруженосец имел достаточно высокий статус, сравнимый по весу с мелкой знатью. Тем более, что в большинстве случаев подготовка к посвящению в рыцари предусматривала наличие определенного ритуала, службу в качестве оруженосца своего покровителя, наставника и господина.

Звание оруженосца. История происхождения

В наследство от Римской Империи Средневековая Европа получила не только устои государственного управления и формы организации гражданского общества. Созданные на обломках империи новые государства переняли от римлян и военную организацию. Всадники, тяжеловооруженные воины – элита гражданского общества, становятся рыцарями, пехота и вспомогательные войска набираются из числа зависимых крестьян и простолюдинов. В римской армии всадники представляли собой не только особую касту, но и составляли основу римской конницы. Знатные воины самостоятельно участвовали в военных походах, обходились без слуг и помощников. Этому способствовал тогдашние воинские традиции, предусматривающие аскетичный лагерный образ жизни.

Всадник вынужден был все свое обмундирование и оружие носить с собой. В его обязанности входил и уход за своим конем, подготовка амуниции и экипировки перед началом боя. Щит, меч и короткое копье – основное вооружение римской конницы последнего периода Империи. Металлические доспехи оставались роскошью и не являлись обязательным атрибутом обмундирования. С таким нехитрым воинским скарбом молодой и здоровый человек мог справиться и самостоятельно.

В средневековой Европе все кардинально изменилось. Началось стремительное деление гражданского общества на богатых и бедным, на знатных и простолюдинов. Знатный вельможа обязательно состоял на военной службе у своего сюзерена. В компании со своим господином в военных походах принимали участия его подданные и слуги. Возникший в средневековье институт рыцарства, предполагал наличие при господине оруженосца. Возникло новое военное сословие со своими устоями и традициями. Как и рыцарское звание, которое надо было заслужить, стать оруженосцем мог далеко не каждый. Это была почетная служба и обязанность. Оруженосец в Англии, во Франции, в Испании и в германских государствах становился постоянным спутником рыцаря, его тенью, сопровождая его во время военных походов и баталий.

Название говорит о том, какие обязанности возлагаются на оруженосца. Это не просто слуга, отвечающий за бытовое обслуживание своего господина. Этот человек является помощником рыцаря в его ратных делах. Впоследствии полномочия оруженосца становятся значительно шире, о чем свидетельствуют многочисленные хроники и летописи. Лицо, приближенное к рыцарю, становится представителем своего господина в обществе, защищает его честь, достоинство и имущество.

О месте оруженосца в жизни рыцаря прекрасно свидетельствует литературный шедевр – роман Вальтера Скотта «Айвенго». В этой книге очень подробно описаны обязанности, цели и задачи, которые стояли перед молодым человеком, состоящим на службе у своего знатного покровителя.

Изначально обязанностями оруженосца были:

  • ношение оружия своего господина;
  • подготовка рыцарской амуниции к турнирам и к военным походам;
  • уход за боевым конем и оружием;
  • сопровождение рыцаря во время военных походов;
  • подношение оружия своему господину во время турнира или боя;
  • защита своего господина, бытовая помощь и поддержка в трудных ситуациях.

Следует отметить, что оружие рыцаря в сравнении с вооружением римских всадников стало куда мощнее. Основное оружие воина составлял массивный и тяжелый меч, которым воин должен был умело владеть как сидя в седле, так и в пешем строю. Ударным вооружением рыцарской конницы становится длинное и тяжелое копье, выполняющее функцию боевого тарана. В качестве дополнительного вооружения рыцари используют в бою булаву и кистень, боевые топоры и арбалеты. Одним словом, значительно увеличился арсенал рыцаря и самостоятельно справиться со всем этим хозяйством нормальный человек не в состоянии.

К тому же в качестве элемента защиты рыцари начинают использовать металлические латы и доспехи, обеспечивающие максимальную защиту воина в боевых условиях. Вес рыцарских доспехов вместе со щитом нередко превышал 30 кг. В бою, всю эту массу обмундирования и амуниции рыцарь несет на себе, а вот в перерывах между битвами этот скарб находится во введении оруженосца.

Значение оруженосца в жизни рыцаря. Кто мог получить должность?

Оруженосец рыцаря в Англии – это не просто лицо, сопровождавшее знатную особу в военных компаниях. Этот человек выполнял целый ряд других функций. Учитывая, что большую часть жизни рыцарь проводил вне дома, в военных и в лагерных условиях, оруженосец становится его правой рукой, доверенным лицом. На этом фоне появился целый ритуал посвящения в оруженосцы. Аналогичным образом сложилась ситуация в Итальянских государствах, во Франции и в германских государствах. Пик славы рыцарства пришелся на период Крестовых походов. Именно в это время основная масса славных родов и фамилий Западной Европы приняла участие в походах на Святую Землю. Сложности и трудности походной жизни, с которыми столкнулись вельможи, вывели должность оруженосца на первые позиции.

Те, кто становился оруженосцами, получал реальный шанс улучшить свое социальное положение и поднять общественный статус. Ход военных действий, стремительно меняющаяся военно-политическая и социальная обстановка, дворцовые интриги и страсти, бушующие среди знатной элиты, поставили оруженосцев в привилегированное положение. Знатные фамилии, мелкое дворянство использовали эту возможность для последующей успешной военной и государственной карьеры.

В эпоху Крестовых походов произошла трансформация положения оруженосца в обществе. Прослеживалось деление лиц, занимающих эту должность, по социальному статусу. Распространение получили следующие два статуса:

  • оруженосец из числа простолюдинов;
  • знатная особа, представляющая благородный род или фамилию.

В первом случае помощником рыцаря становился его слуга, с которым господин контактировал в обычной мирной бытовой обстановке. В Германии и в Англии оруженосцами часто становились рядовые воины, из числа личной охраны господина. Как правило, оруженосец в таких случаях не только обслуживал своего господина в походе, но и сам принимал участие в битве, будучи телохранителем своего сюзерена.

Во втором случае речь идет о целом ритуале, который являлся первой ступенью иерархической лестницы. Молодые люди знатных фамилий должны были иметь своего покровителя и становились учениками рыцаря. Службе в качестве оруженосца высокопоставленного вельможи предшествовало посвящение, во время которого происходило испытание оруженосца на соответствие занимаемой должности.

Служба оруженосцем в данном случае засчитывалась в качестве рыцарского стажа. В отличие от простолюдинов, которые сопровождали своих вельмож в походах и выполняли вспомогательные бытовые функции, благородные оруженосцы сами принимали активное участие в сражениях, следуя неотлучно за своим покровителем. Во время боя именно этой части воинского окружения рыцарей приходилось тяжелее всего, они выполняли функции тяжелой пехоты. Воинская доблесть, проявленный героизм в бою становился своеобразным боевым крещением оруженосца перед его последующим посвящением в рыцари.

Оруженосцем можно было стать в раннем возрасте. В Англии, в Испании и во Франции подготовка будущего оруженосца начиналась с 14 лет, когда подростка отдавали под покровительство, какого-нибудь знатного вельможи. С этого момента вся жизнь молодого человека была посвящена обучению военного искусства. Испытание оруженосца часто становилось довольно жестокой процедурой. В немалой степени ритуал посвящения в оруженосцы средневековых рыцарей был очень похож на посвящение самураев. Тяжелые физические упражнения, сменялись длительной голодовкой и затворничеством. В будущем помощнике рыцаря вырабатывались твердость духа, чувство самоотверженности и пренебрежение к опасности. Помощник рыцаря должен был в совершенстве владеть приемами боя, быть обученным верховой езде и искусству владения всеми видами оружия.

Сдав, таким образом, экзамен, молодой человек поступал в полное распоряжение своего господина, с которым ему в ближайшие год, два, три приходилось делить все трудности и лишения воинской службы.

warways.ru

пожалуйста напишите значения этих терминов

Данное описание терминов являются полностью любительской отсебятиной:
Замок — Укрепленное сооружение место обитания феодального правителя и его центр обороны, в случае империи, одно из звеньев обороны
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Донжон — Главная башня замка или города для выживания в осажденном месте когда уже прорвали оборону это является местом где можно переждать на запасах продуктов или уйти по подземному ходу
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Снаряжение — Совокупность амуниции, оружия, доспехов (кожанных или металических) , возможно так же еды и лошади
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Палица = Палка а сверху металический шар с шипами
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Забрало = То что у шлема можно открывать чтобы покушать
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Латы = Металические доспехи, бывают частичного типа когда прикрыты только например руки, ноги, торс, а бывают полностью закрытыми
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Кольчуга = Более легкий вариант металической защиты тела, состоит из подвижных колечек кузнецом сплавленных в сетку. Хорошо защитит от скользящих ударов, от прямых с учетом подвижности будет худо.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Оруженосец = Помощник рыцаря, подай копьё, подай щит, проследи за лошадью и покорми.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Турнир = Где рыцари могут друг друга по правилам сначала посшибать копьями с лошадей тупыми наконечниками (иногда нет) , а потом ещё и мечами и прочим оружием если неясно кто победил.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Герольд = Делающий объявления короля, и прочие всякие указы и объявления менее важных лиц.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Герб = Рисунок представляющий род данного лица, наносится на флаги, штандарты, доспехи и т. д.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Девиз = Фразочка частенько являющая дополнением представляющим род, звуковое сопровождение герба.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Кодекс рыцарской чести = Сборник романтического бреда, шутка, сборник правил средневекового рыцаря с нормами поведения.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Наделы = Земля с крестьянами
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Повинности = Обязанности крестьян
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Барщина = вид правления, когда крестьяне ваша собственность
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Оброк = налог крестьян на еду и/или деньги
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Угодье = Место охоты?
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Натуральное хозяйство = Крестьянин вырастил еду, сам поел и барина накормил, а излишки продали.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Сословия = социальные слои общества
В средневековье деление было на крестьян и дворянин
В современном мире на нищих, средних, богатых, совсем богатых наделенными кучей связей
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Общественный строй —
В средневековье был феодальный, земле владельческий
Сейчас демократия, или ээ деньгократия
+++++++++++++++++++++++++++++++
дальше лень

touch.otvet.mail.ru

Оруженосец — Posmotre.li

« Бриенна: Ты хоть знаешь, кто такой оруженосец?
Подрик: Помощник рыцаря.
»
— «Игра престолов»

Оруженосец — помощник рыцаря. Как видно из названия, в основном занимается тем, что подносит оружие (например, вместо сломанного копья подносит новое), подводит коня (рыцарь в пути едет не на боевом коне, а на верховом) и помогает быстро облачиться в доспех (в пути рыцарь вместо боевого шлема носит более лёгкий шлем, например, железную шляпу вместо «ведра»[1], может не надеть латные перчатки и поножи). Вне боя ухаживает за конём, оружием и доспехами, а также в той или иной мере выполняет обязанности личного слуги.

Оруженосец-простолюдин[править]

Просто слуга[править]

Вполне обычный слуга, выполняющий обязанности оруженосца. Примерами могут служить Санчо Панса и Жак Простак[2] (в переводе превратившийся в «Жакуя Пройдоху») в фильме «Пришельцы». После того, как рыцарей на полях боя сменили офицеры, этот персонаж сохранился, но стал называться «денщик».

Воин[править]

Представляет собой апгрейд ваффенкнехта или сержанта. В отличие от обычного слуги, вооружён, умеет воевать и облачён в какой-нибудь доспех. Он же может в качестве младшего командира командовать другими неблагородными воинами. Может являться и конным воином, но чаще, он на коне только ездит, а воюет пешком. Его основная задача в бою — защищать господина в тот момент, когда с коня он уже свалился, а на ноги ещё не встал.

Благородный оруженосец[править]

Ученик рыцаря — будущий рыцарь. Как правило, служит оруженосцем какому-нибудь рыцарю или лорду. В принципе, может быть и сам по себе, но все равно именуется «оруженосцем». Пример — Сквайр (дословно «оруженосец») из фильма «Железный Рыцарь». Изредка бывало и так, что очень родовитый «оруженосец» сам имел под своим началом нескольких рыцарей[3].

Будучи учениками рыцарей, подобные оруженосцы, хоть и носили более менее тяжёлые доспехи, часто (но не всегда) принимали участие в конном бою. Так, общепринятой практикой было, то что первые ряды атакующей рыцарской конницы составляли сами рыцари, а последующие — их благородные оруженосцы. Тем более, что проламывание строя противника — задача как раз для тяжеловооруженного всадника, а вот действия после этого — расширение прорыва в случае атаки на пехоту или рубка на мечах, если с той стороны такая же рыцарская кавалерия — больше подходят для легко одоспешенных.

После исчезнования рыцарей, слово эсквайр или просто сквайр сохранилось как уважительное именование обычного дворянина, без титула и права именоваться сэр. В современных США «эсквайрами» называют себя юристы, адвокаты и нотариусы.

  1. ↑ «Ведро» он наденет поверх «шляпы» перед боем, и скинет, когда от таранного удара копьём перейдёт к мечу — тяжёлый шлем страшно ограничивает обзор и в нём трудно дышать.
  2. ↑ Традиционное для Франции название человека из народа, это как по-русски «Иван — крестьянский сын».
  3. ↑ Оруженосец Жан дю Сосэ, с двумя башелье, 17 оруженосцами и 17 конными лучниками. Смотр в Мон-Сен-Мишель, 7 июня 1424 г. (выдержка из средневекового документа; термины: башелье — простой рыцарь, баннере — рыцарь со знаменем-баннером, командующий своим отрядом рыцарей; «конным лучником» во Франции называли самого обычного пешего лучника, просто имеющего коня, чтобы не ходить пешком, а вот в Рейхе конный лучник был самый настоящий — наёмник-мадьяр, стреляющий с коня из лука).

posmotre.li

Ответ §12. « В рыцарском замке»

1) Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка. Придумайте план нападения на замок и его обороны.

 

  • Ответ:

     

    Лучников и арбалетчиков расположить на стенах и башнях. На стенах приготовить беседки с камнями, бревна, котлы для смолы или воды. Рыцарей и оруженосцев расположить в башнях. При атаке вначале обстреливать, если противник применяет осадную башню, то постараться поджечь ее. Лестницы, приставляемые к стенам отпихивали, рубили или просто сбрасывали на атакующих камни, бревна, лили смолу и кипяток.

     

    План нападения — засыпать ров и подойти к стенам. Взобраться по штурмовой лестнице. Разбить входную железную дверь и прорваться в замок. Отвоевать каждый этаж. Захватить главную башню.

 

2) Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чём различия между снаряжением XI и XV веков?

 

  • Ответ:

     

    Главное отличие — появление пластинчатых доспехов (латы), которые надевались поверх кольчуги и имели сложную конструкцию. Более компактным, а значит удобным в кавалерийском бою, становится щит.

 

3) Каких героев средневековой литературы, идеальных рыцарей, но представлению того времени, вы знаете?

 

  • Ответ: Король Артур, Рыцари круглого стола (Ивейн, Гавейн, сэр Ланселот и другие), Роланд , Персеваль , Айвенго

 

4) Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои одной из миниатюр (по вашему выбору)?

 

 

  • Ответ: На рисунках 1 и 2 изображена церемония посвящения в рыцари (акколада).

    Рис.1 — самый ранний вариант, имевший древнегерманские корни, и заключавшийся в опоясывании мечом посвящаемого.

    Рис. 2. — более поздний вариант — удар мечом по посвящаемому.

    Рис. 3. — принесение вассальной присяги.

    Герой первой миниатюры, посвящаемый в рыцари юноша, мог бы рассказать о своем трудном пути к заветной цели, службе оруженосцем, участии в сражениях и обязательном воинском подвиге, благодаря которому стало возможным его посвящение в рыцари.

 

5) Напишите небольшой рассказ либо от лица мальчика-пажа о своей жизни при дворе знатного феодала, либо от лица дочери знатного феодала о рыцарском турнире.

 

  • Ответ: Меня зовут Генри, я служу пажом при дворе знатного феодала. Мне уже 14  и через год я наконец-то стану оруженосцем рыцаря, уже жду-не дождусь этого дня. Мой отец известный рыцарь в наших кругах, и для меня он — идеал, к которому я стремлюсь. В замке я присматриваю за лошадьми и охотничьими собаками, встречаю гостей, в общем выполняю различные поручения сеньора и членов его семьи.

 

6) Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке. Можно ли по ним узнать сословное происхождение их автора? Как вы думаете, было ли такое поведение характерным для представителей этого сословия?

 

 

  • Ответ: Главный герой — рыцарского звания, служащий своему сюзерену. Ведет типичный для феодалов образ жизни, где первостепенное значение имела военная служба. Из черт характера можно отметить смелость, отвагу, решительность, презрение к смерти, честность, любовь к риску, бесшабашность и некоторую безответственность (скарб, замки — все в заклад).

 

Теперь вы это знаете

1) Разгадайте кроссворд.

По горизонтали. 1. Глашатай на турнире. 3. Одна из принудительных обязанностей зависимых крестьян. 6. Принудительные обязанности зависимых крестьян. 7. Жилище-крепость феодала. 9. Одно из любимых развлечений феодалов. 11. Хозяйство феодала. 13. Боевое состязание рыцарей. 14. Средневековый конный воин. 15. Боевое облачение рыцарей.

 По вертикали. 2. Помощник рыцаря. 4. Объединение крестьян одной или нескольких деревень. 5. Изречение, разъясняющее смысл герба. 8. Одеяние из металлических колец. 10. Металлическая маска для защиты лица рыцаря. 12. Отличительный знак рода.

 

  • Ответ:

     

 

2) Вычеркните одно неверное утверждение. Впишите правильный ответ.

 

tetrab.ru

Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы

Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21-го года, мог быть посвящен в рыцари. Однако и дворянское происхождение считалось еще слишком недостаточным для приема молодого человека в рыцарское звание. Необходимо было, чтобы человек, добивавшийся рыцарского звания, был приготовлен к этому с самых юных лет тщательным и хорошим воспитанием; он должен был быть настолько силен и крепок, чтобы выносить без вреда для своего здоровья все трудности воинской жизни; кроме того, от него требовалось основательное изучение всех обязанностей воина.

Желавший получить рыцарское звание должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть и проявить себя достойным такого высокого звания, такой великой чести.

Обыкновенно сыновья рыцарей и родовых дворян начинали свою службу с пажей. Воспитание лица, предназначенного для рыцарского звания, начиналось с самого детства; для развития в ребенке воинственного духа даже и самые его игры и забавы должны были носить воинственный характер. Ребенок вооружался колом, который в его глазах изображал копье, и воображал каждое дерево врагом, которого ему необходимо было покорить своей власти, или же сражался с частоколом родного поместья; таким образом ребенок испытывал рождающуюся в нем силу и развивал ее, что считалось необходимым для его будущих военных успехов. Зимнее время в особенности способствовало таким успехам. Обыкновенно юный потомок рыцаря или родового дворянина собирал около себя товарищей-однолеток и сооружал из снега башни и укрепления, осаждал их или оборонял, и под его рукой «рассыпались снежные ограды» — так говорит, между прочим, Лакюрн де Сент-Палей в своих «Записках о древнем рыцарстве». В таких играх и забавах прочили ребенку то высокое звание, которое Бог и судьба уготовят ему в свое время.

Когда ребенок достигал семилетнего возраста, то он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома, под родительским кровом; но когда он достигал десяти лет, то его отсылали на воспитание, по заведенному обычаю, к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка состояли в родстве или в дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся bonne nourriture (хорошее питание). Всякий рыцарь считал большой для себя честью, если какой-либо отец поручал ему довершать воспитание своего сына.

Конечно, благородный рыцарь всеми силами старался внушить мальчику правила чести, великодушия и мужества, а также и развить в нем воинственный дух. Своим примером и поступками рыцарь наглядно указывал ребенку на хорошее и дурное и на большую разницу между добром и злом. Поэтому и сам воспитатель неустанно следил не только за порученным его надзору ребенком, но даже и за самим собой, чтобы показать пример доблести, великодушия, чести и мужества, что считалось неотъемлемыми достоинствами всякого рыцаря в полном значении этого слова. Рыцарь не только воспитывал порученного ему юношу, когда последний находился у него в доме, но и впоследствии, когда уже тот был посвящен в рыцари, воспитатель следил за своим бывшим питомцем и не оставлял его своими советами, в особенности если молодому рыцарю представлялись какие-либо затруднения.

Отец ребенка, которого предназначали сделаться со временем рыцарем, отправляя его на воспитание к соседу или родственнику, благословлял его и высказывал при этом свои последние наставления. Вот что рассказывает об этих наставлениях Маршанжи в своем сочинении «Gule Poetique» («Поэтическая Галлия») в сделанных им извлечениях из разных авторов. Отец, конечно, наставлял сына быть честным, великодушным, мужественным и почитать своего воспитателя, беспрекословно повиноваться ему во всем и следовать его примеру. Такие наставления высказывались приблизительно в следующих словах:
«Любезный сын мой, пора перестать тебе быть домоседом, необходимо тебе поступить в школу подвигов; всякий молодой дворянин покидает в твои годы родительский кров, чтобы получить надлежащее воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении; но Бога ради, пуще всего храни честь; помни, что ты сын дворянина, и не обесчесть нашего рода; будь храбр, но в тоже время и скромен со всеми и везде; хвала в устах хвастуна есть хула; кто во всем полагается на Бога и надеется на Него Одного, того и взыщет Бог. Я припоминаю слова поучавшего меня пустынника; вот что он говорил мне: «Гордость, если б она была во мне, истребила бы все мое достояние даже и в таком случае, если бы я обладал всеми царствами Александра Македонского; хотя бы я был мудр, как Соломон, и храбр, как троянский герой Гектор, то и от моей мудрости и храбрости не осталось бы ровно ничего». Говори всегда последним в собраниях, но в бою бейся первым; всегда воздавай должную хвалу заслугам твоих собратьев; рыцарь, умалчивающий о доблестях своего товарища, все равно что его грабитель.
Любезный сын, еще прошу тебя, будь обходителен с низшими и кроток с ними; они возблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все как должное им по праву; низший, польщенный твоей обходительностью, распространит повсюду твою славу и именитость».

В минуту разлуки мать дарила сыну связанный ее собственными руками кошелек с небольшой суммой денег, а затем повязывала на шею сына издавна хранимый ею ковчежец с мощами, что должно было служить для юноши как предохранение от заговора, напасти и порчи. В то время суеверий верили во всевозможное колдовство, заговоры и тому подобные предрассудки; еще люди были слишком невежественны для того, чтобы окончательно отрешиться от всевозможных предрассудков, суеверий и примет. Вполне понятно, что мать, отпуская любимого сына, может быть, даже и единственного, в дальнее путешествие, боялась, как бы кто не сглазил ее любимца или не испортил его; и вот она, соединяя религию с суеверием, старалась предохранить его от всех напастей.

Отрок, простясь с отцом и матерью и получив от обоих напутственное благословение, выходил в сопровождении родителей на крыльцо замка, садился на парадную лошадь и уезжал в сопровождении старого и верного слуги. Иногда замок, куда ехал юноша, отстоял далеко от его родового поместья, и на пути могли представиться мальчику большие препятствия, поэтому ему и давали в проводники старого испытанного слугу, который мог бы уберечь своего молодого господина от всевозможных случайностей.
По прибытии в замок своего патрона юноша получал звание пажа, или валета. Несмотря на то, что тогдашний паж исполнял обязанности слуги, в этом никто не видел ничего унизительного; так делали и поступали все; каждый рыцарь начинал с пажа, следовательно, каждый из них во времена своей юности сопровождал своего патрона и его супругу на охоту, в путешествиях, в гости к знакомым и соседям и даже служил за столом; это была услуга за услугу: его воспитывали, учили, и он платил услугами своему патрону за то, что тот учил его и подготовлял к рыцарскому званию; повинуясь беспрекословно своему патрону, он учился в то же время повелеватъ; он хранил постоянно глубокое молчание и говорил только тогда, когда к нему обращались с вопросом; он всегда внимательно слушал, если рыцари заводили разговор о своих путешествиях и о совершенных ими подвигах, не пропуская ни одного слова.

Кроме того, паж, стоя за столом своего патрона, всегда внимательно следил за всем, и лишь только требовалась его услуга, как тотчас исполнял ее. Паж обязан был помогать камергеру, устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги, его вооружение и конское убранство и приготовлять омовение странствующим рыцарям.

Предметом первых уроков пажа была религия, догматы которой он должен был не только соблюдать, как и подобает всякому христианину, но и охранять их, заботясь о том, чтобы и другие относились к религии с надлежащим благоговением. Обыкновенно одна из самых благородных и набожных дам замка занималась преподаванием Закона Божия юным пажам. Уроки религии внушали им относиться с большим благоговением ко всему священному: к храмам, к иконам и к пастырям церкви; кроме того, кротость преподавательниц, их усердие и постоянная забота об учениках порождали в сердцах юных пажей уважение к прекрасному полу, что составляло отличительную черту рыцарства. Вследствие этого пажи, беря пример со своих патронов и преподавательниц, также и со своей стороны старались подражать им и отличались кротостью и благонравием. Это и составляло источник безукоризненной вежливости и любезности, столь необходимых в общественных сношениях, хотя и почерпнуть это можно только в обществе. А юные пажи почти постоянно были в обществе обитателей и обитательниц того замка, в котором они жили; лишь только паж оканчивал возложенные на него обязанности, то есть убирал комнату своего патрона и приводил в порядок его вооружение, как он являлся в ту залу, где сидели дамы замка, и старался услужить им, чем мог: держал мотки, когда те разматывали шерсть для вышивки, поправлял уголья в камине — словом, старался быть насколько возможно вежливым и предупредительным; конечно, прекрасные обитательницы замка также обходились вежливо и ласково со своими пажами и всегда искренно благодарили юношей за все оказываемые ими услуги.

Но более всего в пажах старались развить уважение собственно к характеру рыцарства и благоговение перед теми подвигами, посредством которых можно было достигнуть этого почетного звания. Даже игры и удовольствия пажей способствовали образованию из них будущих рыцарей: их приучали самыми разнообразными способами к турнирам, в которых им со временем придется участвовать, и вообще к различным рыцарским обязанностям. Так, например, пажи занимались усмирением непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем.

Так, Маршанжи в своей «Gule Poetique» («Поэтическая Галлия») упоминает, что «эти юноши часто строили города и брали их приступом; городкам этим они давали названия некоторых местностей Палестины: будущие рыцари осаждали глиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста. Поляна снабжала их султанами, а роща — стрелами; все это было зарей их будущей славы».

В замках пажи, кроме воинственных и других забав, еще много черпали полезного из разговоров старших о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Паж учился шахматной игре, потому что она заставляла его думать и рассуждать; его заставляли и петь под аккомпанемент бандуры песнь любви или военной славы. Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастах и во всех сословиях, усиливалось еще и тем, что некоторые пажи стремились или сделаться оруженосцами, или же перейти к другому, более знаменитому рыцарю. Если кто из пажей становился оруженосцем, то это был последний шаг в рыцари.

Королевские дворы и замки вельмож являлись прекрасными школами для будущих рыцарей: тут они приучались к вежливости и обходительности, к повиновению старшим и к уважению женщин; в сообществе с товарищами они приучались к физическим упражнениям, к военным приемам, к мужеству и стойкости характера. Но королевские дворы и замки служили также хорошими школами и для молодых девушек. Там они развивали и совершенствовали те нежные чувства, для которых были созданы самой природой. Молодые девушки с самого юного возраста приучались смотреть на рыцарей как на своих защитников и покровителей и оказывать будущим своим мужьям те услуги, какие каждый знаменитый воин вправе ожидать от нежной супруги. Они первые смывали с рыцарей пыль и кровь, пролитую за них же. Дамы и девицы изучали хирургию и с большим умением оказывали раненым необходимую помощь.

Если рыцарь-патрон находил, что юноша, отданный к нему для воспитания, после некоторого периода времени достаточно сделал успехов в военном искусстве и отличался во время своего пребывания в замке хорошим поведением и благонравием, то такого юношу он повышал в оруженосцы. Оруженосцу впервые давали в руки меч, и по поводу такого важного события совершался религиозный обряд.

Обыкновенно при совершении такого обряда присутствовали отец и мать юноши или восприемники; они с восковыми свечами в руках подводили к алтарю будущего оруженосца, а священнослужитель брал с престола меч и пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал ими молодого дворянина.

Оруженосцы разделялись на несколько классов сообразно с налагаемыми на них обязанностями: были оруженосцы, состоявшие при особе рыцаря или его супруги (первая должность стояла выше), затем следовали комнатные оруженосцы, или камергеры, конюшие, или шталмейстеры, кравчие, или форшнейдеры, мундшенки и мундкохи. Самой почетной должностью была должность состоять при особе рыцаря.

Уже 14-ти лет молодой паж мог достигнуть звания оруженосца; их допускали ближе к сеньорам, и молодые люди свободнее участвовали в разговорах и беседах рыцарей; конечно, это много способствовало развитию ума юношей и подготовке их к великому званию рыцарей в будущем. Оруженосцы с большим вниманием следили за беседами рыцарей о военных подвигах, о турнирах, об охоте и обо всем том, что составляло главную доблесть рыцаря; эти же самые оруженосцы старались услужить как самому патрону, так и его благородным гостям, стараясь заслужить их одобрение; они стремились приобрести грацию движений, ловкость, поворотливость — конечно, не ту суетливую поспешность, когда человек попусту снует из угла в угол, сам не зная, за что ему взяться и с чего начать, а ту благородную, полную достоинства предупредительность, которая так всем нравится, которая очаровывает вас и увлекает; кроме того, эти юноши отличались приветливостью, вежливостью, скромностью, благоразумием. Они были скромны в своих разговорах, не спорили со старшими, были снисходительны к низшим и тогда только выказывали развязность, когда этого требовали обстоятельства.

Те из юношей, которые обязаны были прислуживать на пирах и угощать гостей своего патрона, назывались форшнейдерами. Они обязаны были присутствовать на пирах, подносить гостям яства; но это, однако, не были простые слуги, которые обязаны только подносить блюда — нет, они постоянно следили за беседой своего патрона и его гостей, и хотя и не вмешивались в разговор старших, но учились у них, как говорить красноречиво и понятно; иногда, конечно, патрон форшнейдера или гости обращались и к нему с какими-нибудь вопросами, на что тот должен был отвечать вежливо и толково.

У форшнейдера были помощники — также молодые люди, готовившиеся в рыцари; эти помощники наблюдали за обеденным столом, приносили блюда и заботились о хлебе и о вине; конечно, от этих юношей требовалось большое внимание, чтобы присутствующие ни в чем не нуждались. После обеда помощники форшнейдера были обязаны подавать гостям мыться, а потом убирали со стола и принимали серебро и дорогие сервизы, в которых подавали на стол, чтобы, в свою очередь, сдать серебро и фарфор главному дворецкому, у которого хранились эти вещи. Затем эти же помощники форшнейдера должны были позаботиться о послеобеденных удовольствиях для гостей и приготовить все необходимое для этого, пока те отдыхали. Лишь только посетители опять появлялись в залах, как пажи обязаны были предложить то или другое развлечение: танцы, музыку, пение, гулянье или катание (последние два удовольствия, конечно, предлагались в теплую и хорошую погоду).

Пажи принимали участие в удовольствиях вместе с девицами из свиты почетных дам; но и тут эти молодые люди обязаны были разносить гостям лакомства, вина и другие напитки. Вино подавалось гостям и перед отходом их ко сну, что называлось «на сон грядущий». Когда после всевозможных удовольствии пажи замечали, что гости уже начинают утомляться, то они любезно провожали посетителей замка в назначенные для них комнаты.

Из этих должностей, которые служили как бы подготовкой к более трудной и более ответственной должности, переходили в шталмейстеры.

Шталмейстер должен был заботиться о лошадях; на его попечении было определенное число коней его патрона. Такое занятие никто не считал унизительным для юноши дворянского происхождения; это было вовсе не в нравах дворянства, сражавшегося всегда на конях. Эти конюшие обучали лошадей ратным приемам; кроме того, у этих молодых людей были под начальством оруженосцы помоложе, которых первые обучали искусству, как обращаться с молодыми лошадьми и как их приучать к ратным приемам. Другие оруженосцы наблюдали за оружием своего патрона, хранили его в особых помещениях и наблюдали за тем, чтобы оно всегда было в чистоте и порядке на тот случай, если в нем случится надобность.

Обыкновенно все эти занятия чередовались у оруженосцев и с домашней службой; эти молодые люди были постоянно заняты каким-нибудь делом, и у них постоянно была какая-либо забота о том, чтобы не забыть чего-нибудь и не проштрафиться в глазах своего патрона и не заслужить его гнева; конечно, постоянное наблюдение за самим собой, неусыпное внимание в отношении своих обязанностей — все это служило развитию в молодом человеке долга, чести и справедливости, уважения к старшим, снисхождения к низшим, сострадания к несчастным и обиженным.

Оруженосцы были в то же время как бы и внутренней стражей замка; в полночь дежурный оруженосец обязан был обойти все комнаты и дворы замка и осмотреть, все ли обстоит там благополучно; если он замечал что-либо подозрительное, то обязан был тотчас донести об этом своему патрону, невзирая на поздний час ночи. А с рассветом оруженосец снова уже был на ногах и снова принимался за свои обыденные занятия. Когда рыцарь выезжал из замка, то все оруженосцы спешили к нему с услугами: один из молодых людей поддерживал стремя, другой подавал ему наручи, третий перчатки, четвертый щит, другие держали шлем, копье, меч, и рыцаря мигом снаряжали в путь. Оруженосцы подводили рыцарям и коней. Так, боевой рослый конь подводился всегда с правой стороны и назывался «destrier»; таких коней подводили рыцарям при виде неприятеля.

Таким образом, оруженосцы, услуживая рыцарям, приучались и сами к воинскому вооружению тогдашнего времени, которое, к слову сказать, было очень сложно, и надо было иметь большую привычку, чтобы одеться в это вооружение скоро, хорошо и с требуемой предусмотрительностью.

Действительно, рыцарское вооружение требовало большого уменья и навыка: нужно было собрать и укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало; часто от тщательного вооружения зависели как успех сражающегося, так и его безопасность. Когда рыцарь входил в церковь или въезжал в замок, то оруженосцы обязаны были принять от него шлем, меч, копье и прочее. Оруженосцы сопровождали своего рыцаря и в бою; тогда они становились позади своего патрона и были как бы зрителями боя.

Однако нельзя сказать, чтобы эти оруженосцы были совершенно праздными зрителями боя; их присутствие было полезно не только для сражающегося рыцаря, но и для них самих.

В то время, как известно, еще не было огнестрельного оружия, и, следовательно, битва всегда происходила на холодном оружии. Противники становились шеренгой друг против друга и устремлялись на неприятеля с опущенными копьями; легко раненные и опрокинутые при помощи оруженосцев поднимались, схватывали свои мечи, булавы, топоры, чтобы защищаться снова или отмстить своему противнику; другие же старались воспользоваться своим преимущественным положением перед неприятелем и окончательно поразить его.

Каждый оруженосец был обязан внимательно следить за своим рыцарем во время сражения: он подавал своему патрону в случае надобности свежего коня, новое оружие, поднимал его, отражал удары неприятеля и вообще, как говорится, не спускал глаз с своего патрона, чтобы подоспеть к нему, если в этом встретится надобность; оруженосцам передавали также и взятых в плен во время какого-нибудь жаркого сражения. Присутствуя при сражениях, молодой человек привыкал к обязанностям воина и мог проверить на деле, способен ли он переносить все тягости, опасности и трудности войны.
Вполне понятно, что ввиду этого оруженосцем делали человека уже вошедшего в силу, а не слабого отрока, едва вышедшего из детского возраста. Для этого, как уже было сказано выше, устраивали в замках воинские игры, в которых приобретается гибкость, ловкость и сила, что крайне необходимо для хорошего бойца; затем юношей приучали к скачкам через кольцо и через препятствия на конях с копьями; потом они присутствовали на турнирах, которые представляли слабое подобие войны. Дамы любили присутствовать на подобных играх, рукоплескали отличившимся и этим возбуждали еще большее соревнование между молодыми людьми.

Звание оруженосца считалось очень почетным званием. Большая часть молодых дворян с гордостью носила звание оруженосца. Даже Карл VIII, король французский, пожаловал это звание своему старшему сыну.

Обычай отдавать сыновей на воспитание другим рыцарям был основан на том, что сами родители вряд ли могли бы подвергать своих детей такому суровому воспитанию, какое им давали в замках других рыцарей; но подобное воспитание было необходимо для каждого, кто желал сделаться со временем настоящим рыцарем по характеру и по подвигам, а не по одному только названию.

После того, как молодые люди уже достаточно привыкали к обязанностям оруженосца в замках своих патронов, их посылали ко дворам их государей, чтобы там они еще более приучались к этикету и к изящным манерам; но если возникала война, то оруженосцы непременно должны были неотлучно находиться при войске; в мирное же время эти молодые люди странствовали или же их отправляли в качестве послов в отдаленные края. Таким образом, оруженосцы привыкали владеть оружием, участвовали в турнирах и знакомились во время своих странствий с чужеземными обычаями. Эти три различных рода занятий назывались «les trios metiers des armes», а исполнявшие эти «trios metiers» назывались «les poursuivants des armes».

Канун больших турниров обыкновенно проводился в играх, называемых пробными турнирами; это служило как бы приготовлением к большому турниру; во время этих игр лучшие оруженосцы испытывали свои силы оружием более легким, ломким и не таким опасным, как рыцарское. Оруженосцы, отличившиеся на пробных турнирах, получали право участвовать и на больших вместе со славными рыцарями. «Это было одной из ступеней, по которым оруженосцы восходили к храму чести, то есть сами делались рыцарями», — так говорит Гассье в своей «Истории французского рыцарства».
(с) Ж. Ж. Руа, «История рыцарства», глава II

ru-middle-ages.livejournal.com

Прислуга — Posmotre.li

« — Джордж,— умоляла миссис Дарлинг,— потише. Слуги могут услышать.
В доме всего-навсего была одна прислуга Лиза, но они называли ее торжественно — слуги.
»
— Piter Pan про обнищавших дворян и их подражателей из среднего класса

Благородному человеку без верных слуг никуда.

Величественно[1]

  • Поверенный. Строго говоря, слугой не является — это человек, который ведёт все дела аристократа. Именно он получает отчёты управляющих, он предлагает нанимателю, куда бы вложить капитал, у него хранится составленное адвокатом завещание, и он же по поручению влюблённого господина отправится в далёкий городок, чтобы навести справки о понравившейся тому девушке. Водятся преимущественно в Англии, особенно в эпоху Регентства. Может быть как нетитулованным и небогатым дворянином, так и оборотистым простолюдином.
  • Управляющий. Ведёт дела в поместье, на фабрике или в городе. По нынешним меркам — глава филиала. В отсутствие хозяина обладает широкими полномочиями, которыми может и злоупотребить, но когда барин таки приедет — становится тише воды и ниже травы. В отличие от поверенных, управляющих у владельца многих земель и предприятий тоже будет много — по одному на каждое владение. Дворянам путь в управляющие не то, чтобы заказан — но обычно это все же простолюдины, досконально знающие подведомственное хозяйство.
    • Рив, Грив и Шериф. — high-reeve, town-reeve, port-reeve, shire-reeve, reeve of the hundred, and the reeve of a manor.
  • Секретарь — тоже обычно не считается слугой. Это человек образованный (нередко более образованный, чем наниматель, или его неродовитый однокашник). Ведёт личные дела нанимателя, переписку, счета и прочие скучные бумажные обязанности. Может заменять поверенного, если объём дел не слишком велик.
  • Капеллан — изначально, священник капеллы, часовни при замке аристократа. Часто исполнял и секретарские функции.
  • Адъютант — тот же секретарь, но в офицерском чине и служит при генерале. Может также действовать как телохранитель.
    • Флаг-офицер — мореманская версия адъютанта при командующем флотом.
  • Паж — мальчик с 7 до 14 лет из благородных в качестве прислуги титулованного дворянина или знатного рыцаря (как правило, младшего сынка лорда). Простому башелье, рыцарю одного щита, паж не положен. Если паж доживёт дорастёт — станет оруженосцем.
  • Оруженосец — помощник рыцаря. В зависимости от знатности самого рыцаря это благородный, который в 21 год сам станет рыцарем, или простолюдин, который может стать рыцарем, только совершив нечто супергероическое. Если благородный — ещё и участвует в битвах в качестве конного воина. Простолюдин в битвах может не участвовать, но если он кнехт, которого повысили до оруженосца — участвует.
  • Сержант — главный над кнехтами. Помимо военных обязанностей, выполнял и обязанности слуги, например, отвечал за личные запасы вина рыцаря в походе.
  • Гувернантка (она же бонна) или гувернёр — человек, нанятый состоятельной семьёй в качестве воспитателя и учителя для своих детей. Мария из «Звуков музыки» — она самая.
  • Компаньонка или дуэнья — женщина, присматривающая за взрослой девушкой. Может выполнять обязанности гувернантки, но главная её задача — сохранение репутации (и невинности!) подопечной. Там, где нравы попроще, роль дуэньи может исполнять няня, но для действительно знатной девушки требуется дворянка — разумеется, с безупречной репутацией. В литературе (читай, в любовном романе) компаньонка — блестящая красавица, а вот в реальной жизни компаньонок подбирали из самых некрасивых особ или и вовсе старух — чтобы не отвлекали внимание от подопечных.
  • Няня — нанимается, чтобы ухаживать за детьми: кормить, одевать, выгуливать, развлекать, укладывать спать. Может и воспитанием заниматься. Самая лучшая, просто идеал — Мэри Поппинс.
    • Дядька — версия для мальчиков-дворян старше 7 лет. Обучает всяким мужским премудростям (в хорошем смысле этого слова).
  • Дворецкий — глава слуг дома, старший лакей. Самый важный и доверенный. Руководит если не всей прислугой, то уж мужчинами — точно. Альфред, единственный слуга Брюса Уэйна — именно дворецкий, поскольку в личных услугах по одеванию-раздеванию его наниматель не нуждается. Когда аристократ беднеет, а поместье приходит в упадок — часто последний слуга в доме. «Что это, Бэрримор? — Овсянка, сэр!»
    • Кастелян (Сенешаль) — примерно как дворецкий, но для замка, и очень часто из благородных. Мог руководить обороной замка в отсутствие в замке хозяина и его сыновей.
    • Майордом (мажордом) — королевский, из благородных. При ленивых королях из слуги превратился фактически в пожизненного регента.
  • Экономка или ключница — глава женской прислуги. Если дворецкий отвечает за парадную, видимую часть хозяйства, то экономка ведёт дела, посторонним незаметные. Именно она решает, какие продукты следует закупить, как часто надлежит менять скатерти и занавеси, кто будет чистить ножи и мыть полы. Элиза Бэрримор в примере выше. А ещё экономка деликатно спасает служанок от грязных приставаний хозяев, гостей и дворецкого.
  • Камердинер, он же валет — личный слуга. Помогает хозяину в выборе одежды, бреет, подаёт завтрак в постель и встречает после затянувшейся гулянки. Дживс — камердинер, а не дворецкий, так как Берти Вустер самостоятельно даже ботинки почистить не сумеет.
    • Денщик — армейская разновидность камердинера. Берёт на себя все обязанности по ведению хозяйства офицера, если у офицера нет ещё и управляющего (как у британцев в колониальной Индии). Каноничные денщики — Швейк, а впоследствии — Балоун для поручика Лукаша; Шельменко в пьесе Квитки-Основьяненко и её экранизациях 1957 и 1971 годов.
    • Вестовой — морская разновидность денщика. На маленьких судах может по совместительству выполнять обязанности матроса или канонира (если приставлен к боевому офицеру), помощника лекаря (если у доктора), и т. п.
    • Ординарец — солдат, приставленный к офицеру для обслуживания не личных, а служебных надобностей. Именно в ординарцы перешёл Швейк.
  • Камеристка — то же самое, что камердинер, только для дамы. Затягивает корсет, сооружает причёску, подбирает платье в тон к драгоценностям и выпроваживает задержавшихся любовников через чёрный ход.
  • Лакей — «неспециализированный слуга», принадлежащий, однако, к основному штату. Выполняет любую работу, какую скажут. Отличившись, может стать дворецким, а при наличии подходящих качеств — грумом, привратником или камердинером. Носит ливрею — нарядную пародию на армейский мундир.
  • Горничная — служанка. Носит чёрное платье, белый передник и белую кружевную наколку в волосах, убирает в доме и подвергается домогательствам со стороны хозяев.
    • Фрейлина — служанка королевы или принцессы. Почти всегда — дворянка, причём обычно очень знатная, поскольку должность козырная. В зависимости от характера повелительницы может быть как обычной подай-принеси-переспи с принцем, так и весьма важной и влиятельной особой.
  • Буфетчик — слуга, работающий в буфетной — малой кухне, где хранится посуда и приготавливаются чай, кофе и лёгкие закуски. Официант, в общем. Буфетчик Петруша из «Горе от ума» выполняет и секретарские обязанности для Фамусова.
  • Батлер — отвечает за бар, винный погреб и приготовление напитков.
    • Баталер — батлер в кают-компании, прислуживает офицерам. Он же следит, чтоб боцман не воровал матросский ром, а доктор — медицинский спирт.
    • Бой (флотская версия) — на линейных кораблях помощник баталера, обычно лет десяти-двенадцати. Когда подрастает, превращается из слуги в настоящего моряка: юнгу или «пороховую обезьяну».
  • Повар или кухарка — закупает продукты и готовит еду. Но не подаёт — это обязанность горничной или буфетчика, а в особо важных случаях — и дворецкого.
  • Судомойка — моет посуду и чистит овощи. Как правило, больше ни на что не годна по причине юного возраста (на эту работу часто брали детей) или криворукости.
  • Привратник — слуга, который открывает двери и ворота. Может выполнять заодно и обязанности вышибалы, если гость оказывается нежеланным. Нередко привратник — единственный мужчина в женском монастыре или пансионате для благородных девиц. В этом случае, как правило, сморщенный старикашка, который уже не может представлять угрозу женской невинности.
    • Швейцар — привратник в отеле, ресторане или многоквартирном доме. Когда-то на эту роль нанимали швейцарских наёмников, потому что из бывшего наёмника прошедшего, через много войн, получался очень хороший страж. Потом — кого попало, а наименование, чуть изменившись, осталось.
  • Конюх — ухаживает за лошадьми.
    • Конюший (маршал, коннетабль, констебль) — глава королевских конюхов, сам из благородных. Также ведал всем, что связано с лошадьми и использованием их для дела (в Вестеросе это называется «мастер над конями»). Немудрено, что этим же словом с некоторых пор стали называть командующего войсками (ведь кавалерия — главный их элемент). В итоге получилось воинское звание «маршал», да ещё высшее! И название британского полицейского — констебль (средневековые британские конюшие заодно выполняли во владениях своих королей и герцогов сугубо полицейские функции, так и прижилось).
      • В ершовском «Коньке-Горбунке» именно должность конюшего царь жалует Ивану, когда покупает у него коней и убеждается, что никого, кроме Ивана, кони к себе не подпускают. А это значит, что одновременно царь возвёл Ивана в благородное звание, даровал ему статус «жильца» — т. е. захудалого дворянина без большинства привилегий.
  • Кучер — управляет каретой. По совместительству может быть конюхом.
    • Форейтор — слуга, который едет верхом на одной из запряжённых в карету лошадей. Если лошади запряжены цугом — то есть две-три одна за другой — то с облучка ими управлять не так-то просто. Вот затем и нужен дополнительный кучер.
    • Грум, он же стременной — стоит на запятках кареты или сопровождает её верхом. Также грум обязательно должен сопровождать барышню, если та катается верхом в одиночестве.
    • Бой (кавалерийская версия) — грум-недоросток. Помогает конюху чистить и купать лошадей. Когда госпожа катается на лошади — бежит рядом. При наличии таланта становится настоящим грумом или форейтором, затем — кучером или конюхом.
  • Смотритель — отвечает за техническое состояние построек. Если в поместье перестройка или ремонт, может либо сам быть прорабом, либо следить, чтоб строители не воровали.
  • Садовник — следит за садом и стрижёт лужайки.
    • Садовый отшельник — в XVIII—XIX веках возникла мода на садовое украшение называемое «Хижина или грот отшельника», в котором жил слуга, вся роль, которого состояла в том чтобы жить в этой хижине или искусственной пещере и изображать для гостей заросшего отшельника с длинной бородой и косматыми волосами.
  • Егерь или ловчий — отвечает за дичь в господских лесах. Организует охоту. Ловит и жестоко наказывает браконьеров. Хагрид по штату занимался в Хогвартсе именно этим (Хотя его скорее можно назвать лесничим, вряд ли Дамблдор устраивал охоты). Бриан де Монсоро у Дюма — тоже.
    • Сокольничий — отвечает за ловчих птиц.
    • Псарь — обеспечивает служебное собаководство.
    • Яхт-стюард — егерь-мореман, на случай, если господин предпочитает охоте шлюпочные прогулки и рыбалку.
  • Посыльный, он же скороход, он же на побегушках. Доставляет почту, приглашения соседним аристократам приехать на бал, скоропортящиеся деликатесы со станции.
    • Казачок — мальчик на побегушках в царской России. Наряжен в детский вариант казачьего мундира, отсюда и название.
  • Шофёр. Конюхи, кучеры и прочие грумы вышли из моды лет сто назад. Важный человек кожаном мундире, при фуражке и кавалерийских сапогах и в белых перчатках открывает дверцу «Роллс-Ройса» — это именно наш герой. Хотя в чёрных перчатках и «Лексус» — тоже сойдёт.
  • Телохранитель. Витая трубочка в ухе. Зеркальные очки. Чёрный пистолет.
    • Рында — тот же парень у Великого Князя или Царя-Батюшки. Как правило, одет в белый[2] форменный кафтан и такую же шапку; в руках боевой топор или нечто в этом духе: мини-алебарда, совна и т. п.
  • step girl — служанка на час для семьи вконец разорившегося бедного дворянина, которому не по средствам держать постоянную прислугу. Занималась тем, что, появившись на час, каждое утро показушно убирала крыльцо и ступеньки, чтобы все соседи видели, что у этого благородного джентльмена есть прислуга.
  1. ↑ Все представители — из Англии, кроме рыбачки (Шотландия; зданий ряд, слева) и повара (Франция)
  2. ↑ В знак безупречной верности и чистоты помыслов.

posmotre.li

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о