Отношение северной кореи и сша – Конфликт США и КНДР: скачки по лезвию бритвы | Важнейшие политические события в мире: оценки, прогнозы, комментарии | DW

Отношения США и Северной Кореи

Дипломатические отношения между США и корейской династией Чосон были установлены в 1882 году в соответствии с Договором о мире, дружбе, торговле и навигации. В 1883 году в Корею прибыл первый американский дипломатический посланник. С 1905 года Корея находилась под протекторатом Японии, а с 1910 года стала ее колонией.

В результате разгрома войсками Красной Армии Квантунской армии Японии в августе 1945 года Корейский полуостров был освобожден. По соглашению между союзниками по антигитлеровской коалиции в Корее были определены две временные зоны для приема капитуляции японской армии: советская — к северу от 38-й параллели и американская — к югу от нее. В результате в 1945 году Корейский полуостров заняли СССР и США.

В 1947 году вопрос о создании в Корее единого государства по инициативе США был передан на обсуждение ООН, принявшей решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае 1948 года на юге Корее были проведены парламентские выборы и 15 августа 1948 года провозглашена Республика Корея.

В ответ на севере Корейского полуострова, где управление было передано коммунистам, были проведены выборы в Верховное народное собрание Кореи, 9 сентября 1948 года провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Военно-политические противоречия между государствами с различным социально-политическим строем привели в начале 1950-х годов к войне. В боевых действиях на стороне Республики Кореи принимали участие контингенты ВС США и 15 других стран, действовавших под флагом многонациональных сил ООН, на стороне КНДР — контингенты ВС Китая и СССР. В июле 1951 года фронт стабилизировался примерно по 38-й параллели, т.е. там, где военные действия и начались. Война приобрела позиционный характер. К весне 1953 года стало очевидно, что цена победы для любой из сторон будет слишком высока. 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было заключено Соглашение о прекращении огня.

Корейский полуостров формально до сих пор находится в состоянии войны, поскольку Корейская война закончилась подписанием перемирия, а не мирного договора. Его подписали командующие войсками КНДР и Китая — с одной стороны, и США под флагом ООН — с другой.

США отказываются подписывать соглашение о мире с Северной Кореей, сохраняя на юге Корейского полуострова около 28 тысяч военнослужащих под предлогом «северокорейской угрозы».

У США и Северной Кореи нет дипломатических отношений. Дипломатические интересы США в КНДР представляет посольство Швеции.

Северная Корея также не имеет посольства в Вашингтоне, но она представлена в Соединенных Штатах через свою миссию в ООН.

Как сообщается на сайте Госдепартамента США, Соединенные Штаты поддерживают мирное воссоединение Кореи на условиях приемлемых для корейского народа и признают, что будущее Корейского полуострова находится в руках его населения. США считают, что между КНДР и Южной Кореей необходим конструктивный диалог для решения имеющихся проблем, в том числе стремление Севера развивать ядерную программу.

Северная Корея исходит из того, что ядерная проблема может быть решена только через диалог с США.

Летом 1994 года состоялась встреча президента КНДР Ким Ир Сена с бывшим президентом США Джимми Картером, в ходе которой удалось выработать компромиссные варианты разрешения северокорейского ядерного вопроса, составившие базисные элементы Рамочного соглашения, подписанного в Женеве в октябре 1994 года представителями КНДР и США. Соглашение подразумевало отказ Северной Кореи от своей ядерной программы, возвращение в ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), восстановление сотрудничества с МАГАТЭ.

Со своей стороны, США обязались построить в КНДР две атомные станции на легководных реакторах (ЛВР), компенсировать энергетические потери КНДР в период сооружения АЭС поставками ежегодно 500 тысяч тонн мазута.

Обязательства американской стороны были подтверждены в личном послании президента США Билла Клинтона руководителю Северной Кореи Ким Чен Иру.

Страны также объявили о желании продвигаться к установлению дипломатических отношений. В контексте этих намерений первый заместитель председателя Госкомитета обороны КНДР вице-маршал КНА Чо Мен Рок в июне 2000 года посетил Вашингтон, где встречался с президентом Биллом Клинтоном и другими высокопоставленными американскими политиками. В октябре 2000 года госсекретарь США Мадлен Олбрайт побывала в Пхеньяне и провела пятичасовые переговоры с Ким Чен Иром.

Администрация Джорджа Буша-младшего, пришедшая в Белый дом в январе 2001 года, причислила КНДР к «оси зла». Вашингтон отверг договоренности с Пхеньяном, достигнутые предшественниками, отказалась выполнять Женевское соглашение 1994 года и взяла жесткий антисеверокорейский военно-политический курс. Эти действия США стали называться «политикой строгого сдерживания» КНДР, в отличие от клинтоновской «политики вовлечения» Северной Кореи в международное общение.

Отношения двух стран резко ухудшились. КНДР объявила о выходе из ДНЯО, заявила об обладании ядерным оружием и произвела в октябре 2006 года испытания ядерного устройства.

В этих условиях Вашингтон был вынужден присоединиться к шестисторонним переговорам, которые привели к определенному прогрессу в разрешении ядерной проблемы Корейского полуострова. Пхеньян начал процесс вывода из строя своих ядерных объектов в Нёнбене, предоставил информацию о разработках, однако ни одной из сторон не удалось договориться о методике осуществления верификации северокорейского ядерного досье.

Администрация США также пошла на ряд компромиссов. КНДР исключили из американского списка стран-спонсоров международного терроризма. Было отменено действие Закона о торговле с враждебными государствами, в Северную Корею начались поставки продовольствия.

Запуск в КНДР 5 апреля 2009 года баллистической ракеты дальнего радиуса действия, реакция на это СБ ООН, повлекшая выход Пхеньяна из шестисторонних переговоров и высылку из ядерного центра в Нёнбене инспекторов МАГАТЭ, возобновление военной ядерной программы КНДР вызвали новую эскалацию напряженности на полуострове и отложили американо-северокорейские мирные переговоры на неопределенный срок.

Эксперты отмечают что несмотря на обострения американо-северокорейских отношений, общение между двумя странами продолжалось по неофициальным каналам и через посредников.

При президенте США Бараке Обаме одним из кризисов в отношениях Пхеньяна и Вашингтона стал арест северокорейскими властями двух американских девушек-журналистов в марте 2009 года. По инициативе Обамы, в Пхеньян на переговоры должен был отправиться бывший вице-президент США Эл Гор, однако северокорейцы отказались его принять, ссылаясь на его недостаточно высокий статус. В КНДР поехал экс-президента Билл Клинтон. Он встретился с высшим лидером КНДР, председателем Комитета обороны Ким Чен Иром и добился освобождения двух журналисток.

В августе 2010 году КНДР со специальной миссией вновь посетил экс-президент США Джимми Картер. Во время визита он встретился с председателем президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Намом. Итогом визита стало освобождение американца Айджалона Гомеса, осужденного за незаконное проникновение в Северную Корею из Китая. В апреле 2011 года Картер посетил КНДР в составе независимой пацифистской группы The Elders.

В 2014 году КНДР посетил директор Национальной разведки США Джеймс Клаппер, чтобы забрать оттуда двух заключенных в северокорейскую тюрьму граждан США.

Очередную попытку договориться с США официальный Пхеньян предпринял на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

2 октября 2015 года глава МИД КНДР Ли Су Ён, выступая на общеполитической дискуссии, предложил Соединенным Штатам подписать двухсторонний мирный договор. В частности, было заявлено о готовности правительства КНДР начать конструктивный диалог в целях предотвращения войн и конфликтов на Корейском полуострове, как только Америка согласится заменить соглашение о перемирии мирным договором.

В ответ представитель США по КНДР Сон Ким сообщил, что США не заинтересованы в проведении переговоров о заключении мирного договора с Северной Кореей, и добавил, что для США принципиальным вопросом является ориентация и приверженность северокорейцев осуществлению денуклеаризации.

В начале апреля 2018 года кандидат в госсекретари США Майк Помпео тайно посетил КНДР и встретился с лидером КНДР Ким Чен Ыном.

Данная встреча на самом высоком уровне стала первой с 2000 года. 9 мая Майк Помпео вновь посетил Пхеньян в качестве госсекретаря США. В ходе визита он провел переговоры с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, а также добился освобождения трех американцев, содержащихся в заключении в КНДР.

Весной 2018 года Пхеньян официально приостановил ракетно-ядерные испытания. Президент США Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ын запланировали провести встречу в Сингапуре 12 июня. Однако впоследствии обе стороны несколько раз угрожали отменить саммит. Так, на фоне совместных военных учений США и Южной Кореи такое предупреждение озвучивала КНДР. 24 мая президент США Дональд Трамп направил северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну письмо, в котором отказался от проведения встречи в Сингапуре. Трамп заявил, что не считает целесообразным проведение саммита из-за последних «враждебных» заявлений КНДР.

Однако позже Трамп объявил, что саммит с лидером КНДР Ким Чен Ыном все же состоится.

Экономическое взаимодействие США и КНДР минимально. В 1950 году Соединенные Штаты ввели почти полное экономическое эмбарго в отношении Северной Кореи из-за войны на Корейском полуострове. В последующие годы некоторые санкции США были смягчены, а другие введены. В течение последнего года США значительно усилили санкционное давление на КНДР. Всего при администрации Дональда Трампа Соединенные Штаты внесли в список санкций по Северной Корее более 70 человек и компаний.

В 2018 году США вводили новые санкции против КНДР в январе, феврале и марте.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

История отношений США и КНДР. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 июня 2018 года на острове Сентос в Сингапуре состоится встреча президента США Дональда Трампа и председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына. Это будет первая встреча лидеров США и КНДР. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории отношений двух стран.

Образование корейских государств

В конце Второй мировой войны Корейский полуостров, с 1910 года находившийся во владении Японии, был разделен на зоны влияния США и СССР. Территория к югу от 38-й параллели перешла под контроль США, 15 августа 1948 года там была образована Республика Корея (РК). В северной части полуострова, подконтрольной СССР, в сентябре 1948 года было сформировано просоветское коммунистическое правительство и образована Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). США признают законным государством только Республику Корею и не имеют дипломатических отношений с КНДР, их интересы там представляет Швеция. Вашингтон не использует официальное название КНДР, именуя страну Северной Кореей.

Корейская война

Во время Корейской войны 1950-1953 годов США поддерживали Южную Корею. Американские военные участвовали в боевых действиях в составе войск ООН, объединявших контингенты 17 стран общей численностью около 1 млн человек (2/3 из них — американцы) и действовавших с санкции СБ ООН (резолюция 84 была принята в отсутствии представителя СССР). Военные действия закончились 27 июля 1953 года заключением соглашения о перемирии (подписали КНДР и коалиция стран ООН во главе с США), мирный договор между участниками конфликта подписан не был, и формально КНДР остается в состоянии войны с США.

Напряженность в связи с развитием ядерной программы КНДР (1950-е — 2000-е годы)

После окончания войны США оставили на территории РК часть войск (в н. в. — 28,5 тыс.), а в 1958 году в нарушение соглашения 1953 года разместили на южнокорейской территории ядерное оружие (выведено в 1991 году). В этот период северокорейское руководство приняло решение развивать собственную атомную инфраструктуру.

В 1986 году американские спутники обнаружили на территории КНДР ядерный реактор, не учтенный МАГАТЭ (КНДР вступила в МАГАТЭ в 1974 году), а в начале 1990-х годов США поставили под сомнение утверждение Пхеньяна о мирном характере его ядерной программы. Началось противостояние КНДР и МАГАТЭ. Попытки Вашингтона оказать давление на Пхеньян усугубили кризис.

Его удалось урегулировать только в октябре 1994 года, когда в Женеве было подписано рамочное американо-северокорейское соглашение. По этому документу КНДР фактически остановила развитие своей ядерной программы, в обмен администрация президента Билла Клинтона (1993-2001) обещала построить в КНДР два легководных реактора, а до их ввода в действие поставлять в страну мазут. Для реализации этого соглашения была создана Организация содействия развитию энергетики Кореи (КЕДО), участниками которой стали США, Южная Корея, Япония и Евросоюз.

В 2001 году президент Джордж Буш — младший (2001-2009) подверг критике политику предыдущей администрации по отношению к КНДР. Он назвал эту страну составной частью «оси зла» наряду с Ираном и Ираком, чем вызвал откат в отношениях между Пхеньяном и Вашингтоном. В Обзорном докладе по ядерной политике США в 2002 году КНДР была выделена в качестве одной из целей превентивного ядерного удара. В том же году, обвинив Пхеньян в обогащении урана в военных целях, США прекратили поставки топлива в КНДР и добились замораживания программы КЕДО. Итогом нового витка противостояния США и КНДР стал выход Пхеньяна в 2003 году из МАГАТЭ и ДНЯО (КНДР присоединилась к нему 1985 году). Тогда же Вашингтон стал участником шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова (КНДР, Южная Корея, США, Япония, Китай и Россия). Его требование к Пхеньяну согласиться с «жестким режимом проверок» ядерных объектов и отказ от компромиссного решения привели к выходу КНДР из переговорного процесса в 2009 году.

В 2011 году президент Барак Обама (2009-2017) предпринял попытку возобновить шестисторонние переговоры, но уже в 2013 году заявил, что в случае агрессии Северной Кореи США, при необходимости, готовы применить не только обычное, но и ядерное оружие. В том же году КНДР законодательно зафиксировала формулировку: «Ядерное оружие КНДР является справедливым оборонительным средством, поскольку его получение было вынужденной мерой в связи с необходимостью ответа на постоянный рост враждебности политики США и угрозами ядерного характера». В 2016 году Барак Обама отклонил предложения КНДР о моратории на ядерные испытания в обмен на приостановку ежегодных совместных учений США и Южной Кореи.

Кризис 2017 года

В 2017 году произошло резкое обострение ситуации на Корейском полуострове. Северная Корея провела ряд пробных запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в связи с чем президент США Дональд Трамп (вступил в должность в январе 2017 года) развернул кампанию с обвинениями в адрес КНДР и ее лидера Ким Чен Ына (с 2011 года). Словесные выпады президент подкрепил отправкой в апреле 2017 года к берегам КНДР эскадры во главе с авианосцем Carl Vinson. КНДР продолжила испытательные ракетные пуски, на что 8 августа американский президент пригрозил ответить ей «огнем и яростью, каких мир еще не видел». На следующий день северокорейцы объявили о планах нападения на базы США на Гуаме. Очередной виток напряженности спровоцировали проведенные КНДР испытание компактного водородного заряда (в сентябре 2017 года), который может быть установлен на межконтинентальную баллистическую ракету, и запуск МБР «Хвасон-15» (в ноябре), способной достичь континентальной части США. Развитие конфликта привело к повторному внесению КНДР в список стран — спонсоров терроризма (впервые Вашингтон поместил Северную Корею в этот перечень в 1988 году после взрыва южнокорейского авиалайнера в 1987 году; исключил в 2008 году) и ужесточению санкций.

Санкции

Режим американских санкции в отношении КНДР в той или иной степени действует уже почти 70 лет. Впервые они были введены в 1950 году, когда Вашингтон ввел в отношении этой страны почти полное экономическое эмбарго, а в 1951 году отказал ей в статусе наибольшего благоприятствования в торговле. Впоследствии торговые санкции были смягчены, но при этом были введены другие ограничения. Так, в 1988 году был запрещен экспорт и реэкспорт в КНДР товаров и технологий двойного назначения, произведенных в США. В 1992 году введены санкции против северокорейских компаний за деятельность, связанную с ракетной программой. С 2006 года применяются меры в отношении зарубежных компаний, сотрудничающих с КНДР в военной области. С 2016 года действуют меры против северокорейских лиц и организаций, причастных к разработке ядерного оружия, торговле оружием, нарушениям прав человека. Гражданам и компаниям США запрещено иметь деловые связи с фигурантами черных списков, их собственность и счета в США замораживаются. В 2017 году правительство США запретило американцам посещать КНДР. В январе 2018 года вступил в силу Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, который закрепил принятые ранее ограничительные меры в отношении Северной Кореи.

Шаги к нормализации отношений (2018)

В начале 2018 года Ким Чен Ын начал кампанию по нормализации отношений с Республикой Корея, в апреле — мае состоялось два межкорейских саммита. Южнокорейский президент Мун Чжэ Ин выступил с инициативой проведения встречи на высшем уровне между США и Северной Кореей. В мае для обсуждения деталей предстоящего саммита в Пхеньян приезжал госсекретарь США Майк Помпео.

12 июня Дональд Трамп и Ким Чен Ын, как ожидается, обсудят перспективы денуклеаризации Корейского полуострова. Из заявлений, предваряющих встречу, следует, что КНДР предлагает поэтапный процесс с предварительным снятием санкций и оказанием экономической помощи, а США настаивают на полном и необратимом закрытии ядерной программы КНДР. Ранее президент США допустил, что по итогам саммита может быть подписан документ, окончательно завершающий Корейскую войну.

tass.ru

о чём договорились лидеры США и Северной Кореи — РТ на русском

В Сингапуре состоялся исторический саммит США — КНДР. Американский президент Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ын провели переговоры, по итогам которых подписали совместное заявление. Вашингтон взял на себя обязательство предоставить Пхеньяну гарантии безопасности в обмен на денуклеаризацию. Встречу приветствовали в других странах, задействованных в поиске способа разрешения ситуации на Корейском полуострове. В то же время эксперты уверены, что обсуждение ядерного вопроса займёт больше времени, чем один саммит.

Северокорейский лидер Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп провели первые в истории двух стран переговоры в формате «один на один». Стороны договорились, что Вашингтон предоставит Пхеньяну гарантии безопасности в обмен на полную денуклеаризацию Северной Кореи.

«Президент Трамп взял на себя обязательство предоставить гарантии безопасности КНДР, а председатель Ким Чен Ын подтвердил твёрдую и непоколебимую приверженность полной денуклеаризации Корейского полуострова», — отмечается в документе, подписанном лидерами двух стран по итогам саммита.

В итоговом документе говорится, что оба лидера «осуществили подробный, глубокий и искренний обмен взглядами на вопросы, связанные с установлением новых отношений США — КНДР и строительством продолжительного и жёсткого мирного режима на Корейском полуострове».

Встреча Трампа и Ким Чен Ына состоялась в Сингапуре. Они прибыли на место переговоров 10 июня с промежутком в несколько часов. Историческое рукопожатие произошло в 04:04 по московскому времени.

Перед саммитом в расширенном составе стороны провели встречу в формате «один на один». После завершения второго этапа переговоров состоялся рабочий обед. Среди блюд на ланче были традиционный коктейль из креветок с салатом из авокадо, говяжьи рёбрышки с картофелем, брокколи с красным винным соусом, свинина с рисом под соусом из перца чили и тушёная треска с овощами, а также тарталетки с шоколадной глазурью, ванильное мороженое с вишнёвым пюре и торт на десерт.

Интересно, что Трамп попытался выступить в роли хозяина ланча, первым пригласив Ким Чен Ына присесть.

Кроме того, во время прогулки президент США показал главе КНДР свой бронированный автомобиль «Зверь» (The Beast). Ким Чен Ын стал одним из немногих, кто смог увидеть, что находится внутри знаменитого лимузина.

Вашингтон снижает давление

Стремление к денуклеаризации Корейского полуострова стало далеко не единственным итогом саммита. В частности, согласно подписанному документу, США и КНДР обязались вернуть останки военнопленных, включая немедленную репатриацию уже идентифицированных.

Также американский лидер пообещал, что США прекратят военные учения в районе полуострова до тех пор, пока переговоры идут в правильном направлении.

«Мы остановим военные учения, что позволит нам сэкономить огромные деньги, если только не увидим, что переговоры будут идти не так, как они должны», — цитирует президента РИА Новости.

Между тем в Пентагоне уже заявили, что не получали указаний прекратить
проведение военных учений в регионе.

В то же время Трамп отметил, что пока не собирается снимать наложенные на Северную Корею санкции. «Тем временем санкции пока остаются в силе», — сказал он.

Оба лидера положительно оценили первые переговоры. Ким Чен Ын назвал саммит историческим.

«Мы провели историческую встречу и решили оставить прошлое позади… Мир увидит глобальные изменения», — сказал он.

Дональд Трамп, в свою очередь, заявил о готовности открыть новую главу в истории отношений двух стран.

«Это первая встреча лидеров США и Северной Кореи, и это доказывает, что изменения возможны. Встреча была искренней, прямолинейной и плодотворной. И мы готовы открыть новую главу в нашей истории», — сказал он в ходе пресс-конференции по итогам саммита.

На пресс-конференции по итогам встречи он пообещал, что в будущем посетит Пхеньян с визитом.

«В какой-то момент обязательно приеду в Пхеньян, я с нетерпением жду того момента», — сказал он.

«Факт встречи позитивен»

Лидеры других стран поприветствовали саммит США — КНДР. Южнокорейский президент Мун Чжэ Ин назвал встречу «великой победой» трёх стран.

«Это победа, которой США и две Кореи добились вместе, и прогресс для людей всего мира… Мы оставим позади тёмные времена войн и конфликтов и вместе напишем новую главу мира и сотрудничества», — говорится в заявлении президента, опубликованном в Twitter.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ выразил надежду, что саммит будет способствовать решению проблем, волнующих Токио.

«Надеюсь, он (саммит. — RT) принесёт прогресс по ядерным и ракетным вопросам, а также по вопросу похищения японских граждан, который является важнейшим для Японии. У Северной Кореи есть богатые ресурсы и трудолюбивая рабочая сила. Если они на правильном пути, их ждёт светлое будущее», — цитирует Абэ NHK.

Диалог также поддержали в Пекине. Глава МИД КНР Ван И выразил надежду, что стороны продвинутся в денуклеаризации Корейского полуострова.

В МИД России положительно оценили заявление Трампа об отмене военных учений во время переговоров.

Также по теме


«Вчерашний конфликт не должен обернуться войной завтра»: Трамп по итогам переговоров с Ким Чен Ыном

Президент США Дональд Трамп провёл пресс-конференцию по итогам саммита с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Встреча лидеров двух…

«Исходим из того, что нормализация американо-северокорейских отношений, стремление к которой отражено в итоговом совместном заявлении сторон, является неотъемлемой частью комплексного урегулирования проблем Корейского полуострова, включая ядерную… Убеждены, что прекращение провокационных действий является необходимым шагом в направлении снижения уровня напряжённости вокруг полуострова, создания там атмосферы доверия», — подчеркнули в министерстве.

«Сдвиг в сторону большего прагматизма»

Комментируя итоги саммита, в Совфеде отметили, что первая встреча носила ознакомительный характер, а гарантии денуклеаризации нельзя назвать надёжными. Сенатор Игорь Морозов в беседе с RT напомнил, что американские лидеры уже не раз нарушали данные ими обещания.

«Самое главное, чтобы после этого саммита и подписания необходимых соглашений американцы выполняли взятые на себя гарантийные обязательства. Вся проблема заключается в том, что весь мир знает: в США один президент может подписать соглашение, а второй — его дезавуировать. Так произошло с северокорейской сделкой в 1994 году, точно так же Буш вышел в одностороннем порядке из договора по ПРО, а Трамп — из соглашения по климату и из иранской ядерной сделки. Поэтому гарантии, что денуклеаризация КНДР дойдёт до конца, не совсем значительные», — отметил Морозов.

Такого же мнения придерживается американист, политолог Михаил Синельников-Оришак. По его словам, будет странным, если Ким Чен Ын поверит американскому президенту.

«Каждая последующая власть в США может отменить действия предыдущей. Все эти разговоры выгодны Ким Чен Ыну. Он заставил говорить о себе весь мир, и он будет продолжать эту линию. Но ему нужен мирный договор — это минимум. Если бы американцы хотели по-серьёзному договориться, в окружении Трампа не было бы таких людей, как Джон Болтон (советник по национальной безопасности. — RT) и Майк Помпео (госсекретарь США. — RT)», — сказал эксперт в беседе с RT.

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов сравнил саммит с боксёрским поединком.

«Судя по фотографиям, когда оба улыбаются — это как азарт после хорошего боксёрского спарринга. У меня было ощущение, что Трампу было реально интересно проверить на Ким Чен Ыне как на сложном партнёре свои способности в переговорах. Для него это был личный вызов. До определённого времени речь шла о мате в один ход», — считает эксперт.

По мнению Асмолова, в начале июня стало понятно, что обсуждение ядерного вопроса займёт больше времени, чем один саммит. При этом сейчас, несмотря на заявления Вашингтона о полном ядерном разоружении КНДР, речь идёт «о сдвиге в сторону большего прагматизма», заметил эксперт.

«Это первый шаг, притирка. Важно то, как Трамп сможет «продать» итоги мероприятия общественному мнению США», — заключил он.

russian.rt.com

иностранные СМИ об обострении между США и КНДР :: Политика :: РБК

Отношения между КНДР и США накаляются все больше. Страны обменялись угрозами применить ядерное оружие, но обстановка продолжает обостряться. Что пишут об этом иностранные СМИ — в обзоре РБК

Военнослужащие КНДР

(Фото: Jo Yong-Hak / Reuters)

The New York Times, США

«Президент Трамп, похоже, принял хотя бы один совет Барака Обамы: ядерная программа Северной Кореи — проблема, которая должна быть срочно решена. Быть может, Трамп сможет усвоить и еще один урок: нельзя полагаться только на то, что Китай заставит КНДР свернуть свою ядерную программу. Пока он не понимает, что решение в конечном итоге потребует прямого диалога с Северной Кореей. <…> Прошедшие недели доказали — Китай по-прежнему неохотно оказывает давление, которое могло бы заставить Северную Корею приступить к разоружению. Пекин опасается, что жесткие санкции могут дестабилизировать КНДР, что приведет к падению правительства, хаосу, волне беженцев и поглощению страны Южной Кореей, союзником США. <…>

Подталкивать Китай к усилению давления на Северную Корею — само по себе неплохо. Но раскол между Соединенными Штатами и Китаем, скорее всего, придаст смелости КНДР. <…>

Некоторые из самых опытных ядерных экспертов Америки недавно написали Трампу с призывом начать переговоры с КНДР, поскольку это «единственный реалистичный вариант», чтобы предотвратить потенциальное использование ядерного оружия Северной Кореей. И 60% американцев, независимо от политической принадлежности, согласны с ними. Пока нет никаких признаков того, что у Трампа есть стратегия получше».

«Нихон кэйдзай», Япония

«Вероятность того, что Вашингтон будет искать пути решения проблемы за счет диалога, привлекая такие страны, как Китай и Россия, велика. Тем не менее для Америки условием для диалога является ядерное разоружение КНДР, в то время как Пхеньян не принимает это условие. Даже если заинтересованным странам удастся усадить КНДР за стол переговоров, это может стать лишь пустой тратой времени. И если ни давление, ни диалог не сработают, США могут применить силу — такую возможность исключать нельзя. Действительно, некоторые американские чиновники предлагают вновь направить авианосную ударную группу в район Корейского полуострова».

The Washington Post, США

«С тех пор как в апреле 2017 года КНДР провела испытания баллистических ракет, Россия последовательно заявляет, что ее стратегия поддержания благоприятных отношений с Пхеньяном и Сеулом с большей долей вероятности послужит мирному урегулированию северокорейского кризиса, чем агрессивная позиция Вашингтона в отношении КНДР. <…>

Действуя в международных делах все более напористо и агрессивно, Россия вызывает в памяти своих граждан Советский Союз с его статусом сверхдержавы, которая могла оказывать влияние на конфликты во всем мире. С этой точки зрения повышенное внимание России к Северной Корее во многом сродни ее военному вмешательству в Сирии и расширению дипломатического присутствия в Ливии и Афганистане.

Россия хочет, чтобы ее признавали мировым лидером не только россияне, но и все международное сообщество. И поэтому ее позиция по Северной Корее обусловлена желанием возглавить неформальную коалицию стран, которые считают, что Соединенные Штаты пытаются свергнуть северокорейский режим. Благодаря этой роли притязания России на статус мировой державы и главного международного противовеса США стали бы более обоснованными.

Поэтому, когда Китай прекратил экспорт энергоносителей в КНДР, Россия заполнила образовавшийся вакуум и с тех пор позиционирует себя как главный зарубежный союзник этой страны-изгоя. <…>

Короче говоря, Россия хочет быть великой державой и хочет, чтобы ее считали таковой. Она хочет возглавить страны, которые противостоят власти и влиянию Запада. Игнорируя позицию ООН и поддерживая Северную Корею, Россия укрепляет этот статус внутри страны и за рубежом.

Союз Москвы с Северной Кореей, вероятно, в ближайшем будущем окрепнет».

Sabah, Турция

«Вопрос в том, какой будет война, ядерной или конвенциональной. В 1950 году США уже воевали с КНДР. <…> Единственная страна на земном шаре, которая имеет опыт в области ведения ядерной войны, — это Америка. Раны, которые были нанесены американскими атомными бомбами, сброшенными на японские города Хиросима и Нагасаки, кровоточат до сих пор. Но и Трамп, и Ким Чен Ын говорят об использовании ядерного оружия так, как будто этого никогда не было. Как будто на следующей неделе Северная Корея действительно сбросит атомные бомбы на остров Гуам, а Трамп — на Северную Корею».

Цель для КНДР: как живут на американском острове Гуам

Еще 6 фото

The Beijing News, Китай

«Еще одна причина эскалации конфликта на Корейском полуострове кроется в приходе нового президента США. С момента появления Трампа в Белом доме он уже дважды применил военную силу, нанеся удар по Сирии и Афганистану и заставив дрожать от страха другие страны этого региона. Использовав оружие, Трамп, можно сказать, убил сразу несколько зайцев. Во-первых, он переключил внимание с внутриполитических споров в другое русло. Во-вторых, он утвердил свой авторитет на международной арене. В-третьих, удары выполнили функцию устрашения, ведь запущенные по Сирии под предлогом использования Асадом химического оружия крылатые ракеты и фугасная «мать всех бомб» могут быть использованы и против КНДР.

Нынешняя политика Трампа по отношению к КНДР по сравнению со «стратегическим терпением» Обамы ведет на старую тропу «принуждения к изменениям».

Aftenposten, Норвегия

«Что означают слова Трампа: это просто разговоры или мы действительно находимся на грани атомной войны? Этот вопрос был самым главным в США на этой неделе. Журналисты, эксперты в области безопасности и члены конгресса на протяжении нескольких дней пытаются понять смысл угроз и твитов Трампа. Одновременно с этим Белый дом и кое-кто из членов правительства выступают с противоречивыми заявлениями.

Некоторые из сотрудников президента намекают американским СМИ на то, что заявления Трампа следует воспринимать серьезно, но не буквально. Это вписывается в модель поведения, которую мы наблюдаем на протяжении всех семи месяцев его президентства.

Но в конфликте, связанном с Северной Кореей, неортодоксальный стиль общения Трампа означает большое испытание для администрации».

Middle East panorama, Ливан

«Мы должны отдать должное руководителю Северной Кореи, который, как гора, сопротивлялся Америке, не встал перед ней на колени, а, напротив, даже угрожал нанести ядерный удар по ней и ее колониям в Азии, особенно по Японии и Южной Корее.

Американские корабли изменили свое положение и заняли такие позиции, чтобы запугать Северную Корею. Как только лидер КНДР отвечает на эти действия ракетными испытаниями и демонстрацией военной силы, угрозы моментально прекращаются. Если американцы нападают на страну, то сразу видят «красные глаза» лидера Северной Кореи, ее народа и армии и сразу же начинают отступать и просить мира. Более того, Дональд Трамп попросил провести встречу с Ким Чен Ыном. Все эти факты говорят о поражении президента США, его поклонении, подчинении и зависимости от лидера Северной Кореи, а также желании прийти к согласию и миру с этим великим руководителем.

Когда же наступит тот день, когда арабские правители станут такими же, как лидер Северной Кореи?»

The Guardian, Великобритания

«Не каждый день случается, что Совбез ООН принимает резолюцию единогласно. Но именно это произошло в ходе утверждения резолюции 2371, которая предусматривает жесткие санкции против Северной Кореи, включая запрет на продажу угля, железа и свинца.

В результате мы получили пример того, как должна работать международная система, что в последнее время бывает так редко. Голосование также можно считать чем-то вроде дипломатического триумфа администрации Трампа.

Резолюция стала прямым ответом на северокорейские ракетные испытания, в ходе которых Соединенные Штаты впервые оказались в пределах досягаемости. Америка не большой мастер организовывать международную поддержку своих собственных интересов и еще меньший, когда речь идет об ООН, но на этот раз ей это удалось».

The Conversation, Австралия

«Теория игр применима к анализу конфликтов и сотрудничества в условиях конкуренции. Согласно ей, совместный результат возможен, когда игра повторяется бесконечно долго, игроков мало, а информация об игре известна всем участникам.

Но если игра проводится единожды или повторяется конечное число раз, если в ней задействованы большое количество игроков и каждый из них не имеет понятия о стратегии другого, тогда каждый отдает предпочтение результату, «ориентированному на него самого». В этом случае каждый игрок выбирает наилучшее решение индивидуально. В итоге конечный результат для каждого из них приемлем, но не идеален.

Происходящее на Корейском полуострове больше напоминает этот сценарий. Решать проблему ракетно-ядерной программы КНДР с помощью упреждающего удара — не самый простой и едва ли оптимальный вариант, а основные игроки, скорее всего, будут преследовать свои собственные интересы.

Корень проблемы в том, что Северная Корея объявила о своем намерении принять ответные меры в случае любых военных действий. Это может вылиться в гуманитарную катастрофу, ведь столица Южной Кореи Сеул находится всего в 60 км от границы. К тому же главный удар в этом случае может прийтись на контингент американских войск численностью 28 500 человек, базирующийся в Южной Корее.

Любая контратака со стороны Северной Кореи вызовет ответный удар с юга и может привести к войне на Корейском полуострове. Или же, если США и Южная Корея не отреагируют, станет для этих стран серьезным унижением.

Пока же единственный победитель в этой игре — Ким Чен Ын».

«Иомиури симбун», Япония

«США и КНДР обмениваются жесткими заявлениями, не исключающими войну. Результатом агрессивных высказываний может стать обострение напряжения и возникновение непредсказуемой ситуации.

Первоисточник проблемы — КНДР. В июле она дважды запустила межконтинентальную баллистическую ракету (МБР). Постановка на вооружение ядерных ракет, в радиусе действия которых будет находиться территория США, становится все более реальной. <…>

Также беспокоят предупреждения Трампа КНДР: лучше США больше не угрожать. Иначе придется столкнуться с гневом и пламенем, которых мир не видел до этого. Президент крайне редко использует выражения, которые напоминают о возможности ядерного удара.

Их можно воспринять как красную черту, при пересечении которой США пойдут на военные действия в случае, если КНДР проведет очередные ядерные испытания и запустит баллистическую ракету».

www.rbc.ru

Северная Корея vs США: возможно ли примирение? Мнение историка | Futurist

Интервью


Автор: Кристина Чернова | 
12 августа 2017, 12:00


В августе отношения КНДР с другими странами, в том числе и США, резко ухудшились из-за испытаний севернокорейских баллистических ракет. Совет безопасности ООН принял новые санкции в отношении Северной Кореи, на что КНДР ответила угрозой ядерного удара по США. Каковы причины конфликта и насколько вероятно дипломатическое решение проблемы, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра Корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

Что произошло: справка «Футуриста»

Северная Корея успешно реализует свою ядерную программу более 10 лет. Это беспокоит мировое сообщество: ООН неоднократно налагала на КНДР санкции, запрещающие ядерные испытания и запуски межконтинентальных ракет. Однако страна продолжает совершенствовать и тестировать свой арсенал.

Запущенная в июле межконтинентальная ракета «Хвансон-14», как объявляет северокорейское телевидение, «способна поразить цель в любой точке мира». Дальность ее полета составляет 6700 км. До этого считалось, что КНДР выпускает только ракеты с радиусом поражения не более 4000 километров. Лидер КНДР Ким Чен Ын назвал пуск ракеты «строгим предупреждением для США».

Статья по теме

Трамп или Клинтон: 5 предсказаний об итогах выборов в США

В начале августа Совет безопасности ООН принял новую резолюцию по КНДР. Теперь члены ООН не могут ввозить северокорейское сырье и морепродукты, а также создавать совместные организации и инвестировать в них. Россия и Китай, будучи противниками северокорейской ядерной программы, поддержали это решение. В ответ на экономические санкции КНДР пригрозила США ядерным ударом – в качестве защиты от возможной угрозы. В свою очередь, Дональд Трамп заявил, что США ответят на эти угрозы «огнем и яростью, каких мир еще не видывал». После этого Центральное телеграфное агентство Кореи объявило о планах нанести ракетный удар по американской базе на острове Гуам, который, хотя и не входит в состав США, но является их владением.

Немногим позже глава Пентагона Джеймс Мэттис назвал военное решение проблемы «катастрофическим» и сказал, что США по-прежнему придерживаются мнения, что конфликт нужно решать дипломатическим, а не военным путем. Какие существуют препятствия для мирного урегулирования корейского вопроса, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра Корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

Каковы причины конфликта?



187-я воздушно-десантная полковая боевая группа США в Южной Корее (прим.1951 г.)​

Северная Корея долгое время, фактически со времени окончания Корейской войны, является объектом вражеской пропаганды. Существует так называемый закон Стоунфиша, который сформулировал одноименный американский журналист: любой безумный бред, который касается КНДР, найдет свою аудиторию на Западе и будет принят на веру. К этому добавляется общее падение качества журналистики. Падает стремление к перепроверке источников, особенно если новость хорошо вписывается в дискурс.

К тому же страна продолжает оставаться закрытой, а северокорейские попытки объяснить, что это не так, настолько страдают анахронизмом и выполнены в такой зубодробительной риторике, что воспринимаются как подтверждение тезисов противника.

Зачем КНДР это делает? Почему бы ей не разоружиться?

Страна получила ряд уроков, показывающих, к чему ведет разоружение перед лицом агрессии. Саддама Хусейна в своё время обвиняли в том, что у него есть оружие массового поражения. Он пытался доказать, что это не так, но Вторая Иракская война начиналась под лозунгом того, что если не нанести по Ираку превентивный удар, то ужасный Саддам запустит ракету с химическим оружием. Доказательств, что Хусейн действительно обладал химическим оружием и тем более собирался устроить химическую атаку при помощи ракет, так и не нашли, но «обоснованные подозрения» так никуда и не делись. Или история Муаммара Каддафи, который был не менее одиозным лидером, но свернул свою ядерную программу, после чего ему фактически простили все. Многие ставили Ливию в пример Северной Корее. Конец этой истории известен.

Статья по теме

Когда будет следующая революция: модели циклической истории

Реальна ли угроза для КНДР?

Начнем с самого простого – с точки зрения Южной Кореи, КНДР вообще нет на карте. Конституция РК распространяется на весь Корейский полуостров, а документы вроде закона о национальной безопасности считают Северную Корею не государством, а антигосударственной организацией, захватившей пять северных провинций (аппарат для управления которыми все равно занимает здание в центре Сеула). Этот курс подкрепляется постоянными военными учениями Южной Кореи и/или США, в которых участвуют десятки, а то и сотни тысяч человек. Проходят они от 10 до 20 раз в год, и на них отрабатываются далеко не оборонительные действия. Для КНДР это повод чувствовать угрозу и принимать меры к защите своего суверенитета.

Склонен ли Дональд Трамп к диалогу с Северной Кореей?

Для политической элиты и общественного мнения США политически и психологически совершенно неприемлемо наличие у Северной Кореи возможностей атаковать американскую территорию. К этому добавляется уровень демонизации КНДР, который резко снижает возможности для переговоров. Здесь США отчасти попали в ловушку собственной пропаганды. Недавно один американский пастор заявил, что господь дал Трампу силы сокрушить Ким Чен Ына, а еще при Ким Чен Ире американские и южнокорейские протестантские деятели подобной направленности собирали конференцию, на которой обсуждался очень важный вопрос: является ли Ким Антихристом или он просто одержим сатаной?

Статья по теме

Мифология политики: зачем государствам нужен образ врага

И поскольку так видит Северную Корею значительная часть электората Трампа, диалог с КНДР для президента США – это очень серьезные репутационные риски. Для Трампа важно, в первую очередь, осуществить свою программу реформ. Но для этого он должен достигнуть консенсуса со СМИ, интеллектуалами, общественным мнением – с чем у него сейчас проблемы. Трампу необходимо доказать всем, что он не является ужасным ставленником Путина, и что он, в общем-то нормальный, крутой американский президент. Он не может просто так снести оскорбление.

Можно ли избежать военного столкновения?

Риск военного противостояния существует, но конфликт можно попытаться урегулировать дипломатически, снизив ощущение угрозы, которое заставляет Северную Корею предпринимать подобные действия. Поведение этой страны не проактивно, а реактивно. Соответственно, нужно создать условия, при которых Северная Корея перестала бы развивать ракетно-ядерную программу. Для этого требуется изменение общей геополитической обстановки, и Россия и Китай пытаются прилагать к этому усилия: в частности, они предложили план двойной заморозки. Северная Корея замораживает свою ракетно-ядерную программу, а Соединенные Штаты и их союзники прекращают аналогичные действия, например, упомянутые выше учения.

Как и КНР, России не нужна дополнительная горячая точка вблизи границ: последствия конфликта приведут к притоку беженцев и экологической катастрофе, которая может задеть российскую территорию.

Понравилась статья?

Поделись с друзьями!

  Поделиться 0
  Поделиться 0
  Твитнуть 0

Подпишись на еженедельную рассылку

futurist.ru

Новости дня: Северная Корея грозит США концом света — Свободная Пресса

Весь мир даже на пару дней не успевает выдохнуть, чтобы хоть ненадолго успокоиться в надежде, что Северная Корея все же перестанет грозить своими ядерными бомбами. Но боевой дух КНДР, похоже, крепнет день ото дня. Не успокаивается и Америка, раззадоривая лидера страны Утренней свежести.

Северокорейская угроза

Сначала Ким Хен Чжун — посол КНДР в России предупредил, что его страна при помощи ядерного оружия может ответить на высказывания президента США Дональда Трампа в адрес Пхеньяна. Позже комитет Северной Кореи за мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе опубликовал заявление, в котором призвал Америку

прекратить враждебную политику в отношении КНДР и пригрозил концом света.

«Мы снова предупреждаем старого психопата из Америки, чтобы он не впадал в истерию. Его размахивание санкционной дубинкой и демонстрация мускулов с помощью бомбардировщиков, которые летают перед приведенными в боевую готовность вооруженными силами КНДР, — это акт самоубийства», — взывают миротворцы КНДР и напоминают, что действия Трампа могут привести к «ядерной катастрофе», которая «превратит Америку в море огня».

Напомним, о том, что США готовы к применению военной силы в конфликте с КНДР, Трамп заявлял не раз, в том числе — 26 сентября. По словам американского лидера, Вашингтон полностью готов ко второму варианту, даже если этот вариант не предпочтительный. И это не просто слова. Американские военные и армия Южной Кореи уже провели совместные учения по противовоздушной обороне средствами ближнего действия на фоне угрозы со стороны КНДР. Еще одни готовятся в середине октября.

Ударная группа США, возглавляемая авианосцем «Рональд Рейган», может быть направлена в Японское море 15 октября, сообщил анонимный источник в оборонном ведомстве южнокорейскому агентству Ренхап.

Читайте также



Сумасшедшего старикашку Трампа укротит огнем человек-ракета

Противостояние между КНДР и США перешло в личный конфликт двух лидеров

Возможно ли вообще сегодня осуществление военного сценария на Корейском полуострове? Множество историков и экспертов склоняются к тому, что ни одна из стран не переступит красной черты, ибо речь идет о применении ядерного оружия, а значит, о сохранении планета Земля вообще.

При этом, конечно же, история помнит, что Корейский полуостров в конце 19 и середине 20-го веков не раз становился объектом напряженности для мировой общественности. Почти два века вызревала и разрешалась сложная историческая драма на Дальнем Востоке. При этом расклад сил все равно остается прежним. Япония видит во всем этом свой интерес, Америка выступает на стороне Южной Кореи, Китай и Россия готовы вступиться за КНДР. Но ведь подобное кровопролитие уже поражало мир более полувека назад, в 1950 году. Неужели оно ничему не научило?

Роковая ошибка России

Начало этого процесса надо, пожалуй, отнести еще к 1892 году, когда начался первый этап японской экспансии в Корею, которая находилась тогда под протекторатом Поднебесной. Китай не хотел уступать, между ним и Японией шли непрерывные столкновения, приведшие в 1894 году к полномасштабной войне, в которой Китай потерпел полное поражение. Но в конце концов, благодаря вмешательству России, Германии и Франции Япония принуждена была отказаться от Ляодуна, а Корея была признана самостоятельным государством. Тогда еще единым.

Все бы так и оставалось, если бы позже сама Россия не вмешалась в отношения этих дальневосточных государств.

Понятно, что Япония не смотрела безучастно на то, как Россия укрепляет свои позиции в регионе, где хозяином положения она всё более ощущала себя. Разгромив Китай в 1894 году, она уже беспрепятственно обосновывается в Корее. Она вводит туда войска, десятки тысяч колонистов, берёт в свои руки торговлю, почту, телеграф, железнодорожное строительство, устраивает дворцовые перевороты… Презрительное отношение к корейцам, жестокий режим на фактически оккупированной территории вызывают восстание и обращение за помощью к России. Россия посылает в Корею своих военных и финансовых советников.

На том бы нам тогда и остановиться, заявив твёрдый протест против действий Японии в Корее и утвердившись в достойной позиции миротворцев. Но горячие головы в императорском окружении сочли, что мы не слабее Японии и можем извлечь из сложившейся ситуации бoльшую пользу для себя. Вопреки активному противодействию трезвомыслящего Сергея Витте и некоторых других министров, Россия, ещё недавно выступавшая за неприкосновенность «дружественного Китая», в конце 1897 года сама завладела Квантунским (Ляодунским) полуостровом, превратив Порт-Артур в крепость, а город Далянь (Дальний) — в коммерческий порт, открытый для иностранной торговли.

Позже российское руководство поняло опрометчивость совершённого шага, но возвращаться на исходные позиции было невозможно без потери лица. Пришлось заново выстраивать отношения с ведущими странами региона.

Чтобы умиротворить Японию, воевать с которой Россия не хотела, пришлось поступиться своим влиянием в Корее. Оттуда были отозваны русские советники, и Япония прочно обосновалась в Корее, теперь уж беспрепятственно оккупировала её.

Предоставляя Корею всецело Японии, Россия требовала только гарантии, что территория её не будет использована в стратегических целях и не будет произведено военных работ, которые могли бы угрожать плаванию по Корейскому проливу. Для обеспечения своего почти беззащитного Приамурского края, к которому подходила граница Кореи, Россия предлагала установить нейтральную зону к северу от 38-й параллели, в которую ни одна сторона не должна была вводить свои войска. (Запомним это предложение о 38-й параллели — оно будет реанимировано спустя полвека: именно по 38-й параллели пройдёт разделительная линия в Корее после капитуляции Японии в 1945 году. К северу от неё японские войска будут сдаваться СССР, к югу — США).

Чтобы предотвратить очень нежелательное вмешательство Японии в свои договорные отношения с Китаем, русское правительство заверяло, что оно «не будет препятствовать Японии, как и другим государствам (имелись в виду Англия и США. — авт..), пользоваться правами, приобретёнными ими в Маньчжурии по действующим с Китаем договорам».

Лучше бы, конечно, с самого начала не делать опрометчивых шагов. Теперь же попытки ослабить напряжённость за счёт компромиссов воспринимались геополитическими противниками как признак слабости Российского государства. Напор молодого, набирающего силу азиатского тигра оказался столь сильным, что России пришлось пойти на новые, крайние уступки, в том числе на отказ от «нейтральной зоны» в Северной Корее, на допуск японцев в Маньчжурию железнодорожным путём и полную свободу рук в Корее. Но и эти уступки не только не помогли — они даже раззадорили японцев, которые решились помериться силами с российскими конкурентами в открытом вооружённом столкновении. Они не стали разводить дипломатических антимоний, чтобы не дать противнику доставить сюда подкрепление из глубинных районов империи, и напали первыми… Про гибель «Варяга» и про героев, которые спят вечным сном «на сопках Маньчжурии», до сих пор, сто лет спустя, со слезою в голосе поют в русских застольях. Кто повинен в той трагедии и в том, что вплоть до 1948 года Корея, тогда еще единое государство было просто рабским приложением к Японии?

За Корею воевал весь мир

После капитуляции Японии во Второй мировой войне в сентябре 1945 года союзники договорились об установлении в Корее разделительной линии по 38-й параллели, к северу от которой японские войска будут сдаваться СССР, к югу — США. В скором времени эта линия превратилась в границу между капитализмом и коммунизмом. В 1948 году на Корейском полуострове при поддержке американских и советских покровителей было сформировано два правительства — Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Нашей козырной картой стал капитан Советской Армии товарищ Ким Ир Сен. Американцы посадили на трон Ли Сын Мана, правившего страной с 1948 по 1960 год, прожившего 90 лет. А Ким Ир Сен был бессменным руководителем, великим вождём и учителем с 1948 по 1994 год — до самой смерти.

Хотя формально странами руководили Ким и Ли, всеми делами заправляли победители. Переговоры советско-американской комиссии о мирном объединении страны окончились провалом. Ну не могли мы согласиться на то, чтобы в объединённой Корее строили капитализм. А американцы не желали строительства социализма — и так половина Европы находилась под влиянием СССР. Вопрос о том, кто решил объединить Корею силой оружия, до сих пор остаётся открытым. В СССР считали (а в КНДР до сих пор считают), что это капиталистический Юг напал на коммунистический Север. В США и Южной Корее господствует прямо противоположная точка зрения — что это Сталин решил подёргать за хвост американского тигра руками корейских товарищей. Большинство нынешних российских историков готовы поддержать это мнение с одной существенной оговоркой: войну начал разгорячённый мощью и силой большого брата лидер Севера Ким Ир Сен. К тому времени он возглавил кабинет министров КНДР и находился в упоении властью. Ким, по словам современников, буквально упросил руководство СССР помочь ему.

Тогда, 25 июня 1950 года, даже комиссия ООН в Сеуле не смогла разобраться в сути происходящего — какую из сторон считать агрессором. В тот же день Совет безопасности ООН призвал Северную Корею отвести войска на исходные позиции. СССР не смог наложить на это решение вето — он не участвовал в заседаниях Совета безопасности с января в знак протеста против политики ООН в отношении коммунистического Китая. Тогда же произошло фактическое разделение страны — на материковый Китай во главе с Мао Цзэдуном и островной — Формоза (Тайвань) во главе с маршалом Чан Кайши. Мировое сообщество этого факта не одобряло.

В армии КНДР к началу боевых действий насчитывалось около 130 тысяч человек, в южнокорейской — примерно 100 тысяч. Северокорейские войска настолько успешно «оборонялись», что 28 июня, на третий день войны, взяли столицу Южной Кореи Сеул. Командующий американскими силами генерал Макартур лично проинспектировал фронт и поставил диагноз: южнокорейские вооружённые силы неспособны отразить вторжение северян даже при воздушной поддержке США. 30 июня президент Трумэн принял решение ввести в Корею сухопутные войска. Кроме США непосредственное участие в войне приняли 14 стран — членов ООН, среди них Великобритания, Франция, Турция, Австралия, Бельгия… Даже Колумбия и Эфиопия отправили по одному батальону.

Читайте также



Трамп назначил «тройку», чтобы карать Россию

Америка готовится к новому торгу с РФ вокруг санкций

По мере введения в бой новых частей американцев и их союзников отступать стали северокорейцы. В конце сентября был отбит Сеул, а через месяц захвачен Пхеньян. И тут «дёргать за хвост американского тигра» пришли два «больших брата». Сталин отправил в Корею 64-й авиакорпус — три авиадивизии, одной из которых командовал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, три дивизии зенитчиков и отдельный полк ночных истребителей. Мао Цзэдун помог живой силой — в конце ноября наступавших на север американцев встретили сотни тысяч китайских «добровольцев» и погнали обратно. В начале нового, 1951 года северяне вновь взяли Сеул. Вскоре боевые действия вернулись туда, где начались, — в район 38-й параллели. Там они и окончились вскоре после смерти Сталина. 27 июля 1953 года было подписано перемирие.

Корейская война вошла в историю как одна из самых кровопролитных во второй половине ХХ века. Китайцы потеряли без малого миллион человек, США — 54 426, СССР — 299. Потери корейцев точно не известны, КНДР по этому поводу хранит тайну: считается, что от 4 до 9 миллионов человек, две трети которых — мирные жители.

svpressa.ru

с древности до начала XXI в.

§ 5. Отношения между КНДР и США

Во втором полугодии 2000 г., на волне достижений Пхеньянского саммита 13-15 июня 2000 г., также наблюдалась тенденция американо-корейского сближения и улучшения отношений между двумя странами.

19 июня 2000 г. власти США разрешили продавать в КНДР товары с американскими торговыми марками, а в июле того же года 5 американских фирм объявили о намерении вкладывать деньги в развитие северокорейской экономики.

С 10 по 12 октября 2000 г. Первый заместитель Председателя ГКО КНДР Чо Мённок (фактически второе лицо в стране после Ким Чени-ра) посетил Вашингтон, где провел переговоры с президентом США Биллом Клинтоном. По итогам переговоров было подписано коммюнике, в котором в частности было заявлено о том, что в «ближайшем будущем» (на практике — в конце октября 2000 г.) госсекретарь США Мадлен Олбрайт посетит КНДР для того, чтобы подготовить визит президента США Билла Клинтона в Северную Корею.

Мадлен Олбрайт совершила визит в КНДР с 23 по 25 октября 2000 г. Во время визита она встречалась с лидером КНДР Ким Чениром, председателем Постоянного Комитета ВНС Ким Ённамом, министром иностранных дел Пэк Намсуном. На переговорах обсуждался возможный визит президента США Б. Клинтона в КНДР и северокорейская ракетная программа.

После завершения визита Мадлен Олбрайт прибыла в Сеул, где провела пресс-конференцию, в ходе которой рассказала об итогах поездки в Пхеньян, встретилась с Ким Дэчжуном.

Однако последовавшие затем 7 ноября 2000 г. президентские выборы в США фактически поставили крест на достижениях администрации президента Б. Клинтона. На выборах победил кандидат от Республиканской партии Дж. Буш (младший), негативно оценивавший северокорейскую политику предшествующей администрации. Инаугурация нового президента состоялась 20 января 2001 г.

Неприятие новой администрацией США прежней северокорейской политики обнаружилось в марте 2001 г., во время визита в США южнокорейского президента Ким Дэжчуна, результатом которого было усиление международной напряженности вокруг Корейского полуострова в середине — второй половине 2000-х годов.

Новое американо-северокорейское противостояние началось также с марта 2000 г. Тогда в Нью-Йорке проходили северокорейско-американские переговоры, на которых КНДР выдвинула требования компенсации за невыполнение соглашения по строительству реактора на легкой воде и поставке мазута. 18 марта 2002 г. газета «Нодон синмун» указала на разрушение основ северокорейско-американского диалога, в том числе и по причине нежелания администрации США признать легитимность социалистической системы Северной Кореи, одностороннее причисление ее к «оси зла».

С 3 по 5 октября 2002 г. Пхеньян посетила делегация особого посланника президента США по вопросам Восточной Азии и Тихоокеанского региона — Джэймса Келли. Как писали в прессе того времени, это был первый визит из США подобного высокого уровня после визита в КНДР в ноябре 2000 г. госсекретаря США Мадлен Олбрайт.

Во время визита американская сторона прояснила свою позицию относительно политики в отношении Северной Кореи. Стороны обменялись мнениями по спорным вопросам двусторонних отношений. Ни о каких достигнутых договоренностях или наоборот, о каких-либо особо спорных вопросах северокорейская пресса не сообщала.

20 марта 2003 г. США и Великобритания начали военную операцию в Ираке. Через несколько дней в северокорейской прессе стали появляться комментарии, в которых сообщалось о том, что, предположительно, третьей страной, куда после Афганистана и Ирака США собираются напасть, может быть КНДР. Однако северокорейская пресса предупреждала о том, что КНДР — это не Афганистан или Ирак, поскольку обладает таким сильным оружием как «политика приоритета армии» (сопгун чончхи), принципы «единения в одном порыве» (илъсим тангёлъ), самостоятельные вооруженные силы и принцип «обязательных побед без поражений» (пхилъсын булъпхэ)[474].

Таким образом, согласно официальной позиции КНДР, главной причиной возникновения «ядерной проблемы» были США, а точнее — изменение северокорейской политики США и несоблюдение обязательств в рамках организации КЕДО. Поэтому и решать эту проблему было возможно только с участием США.

23 апреля 2003 г. в Пекине начались американо-северокорейские переговоры по вопросу решения ядерной проблемы на Корейском полуострове. Еще до начала этих переговоров северокорейская пресса указывала на то, что прежде чем говорить о «ядерной проблеме», необходимо определиться с политикой США по отношению к КНДР и, прежде всего, отказаться от отношения к КНДР как к вражескому государству. Переговоры продлились до 25 апреля. Интересно отметить то, что поскольку организатором переговоров была КНР, южнокорейские СМИ называли эти переговоры «трехсторонними».

По сообщению ЦТАК (в версии газеты «Чосон ильбо»), на этих переговорах были предложены «новые подходы» в решении вопроса двусторонних отношений. Однако в чем эти подходы были новаторскими, не сообщалось.

Несмотря на то что летом 2003 г. начался переговорный процесс в рамках Шестисторонних переговоров, представители официальных властей США продолжали довольно резко критиковать КНДР. Во второй половине ноября министр обороны США Рамсфельд в очередной раз назвал КНДР страной, в которой правит «власть зла». Таким образом, он высказал сомнения в перспективах успешности очередных Шестисторонних переговоров в Пекине по ядерной проблеме на Корейском полуострове. 26 ноября 2003 г. посол США в РК Томас Ховард призвал к большей взвешенности политики экономического сотрудничества Южной Кореи с Северной[475].

Несмотря на продолжавшиеся на уровне заявлений разногласия между двумя странами, КНДР и США предпринимали ряд практических шагов по налаживанию двустороннего диалога. Так, 11 февраля 2004 г. в Бангкоке прошли переговоры по вопросу поиска останков военнослужащих США, погибших в северной части полуострова в годы Корейской войны.

Кроме особых северокорейско-американских встреч, проходивших в третьих странах, начиная с 1991 г., т.е. со времени вступления КНДР в ООН, США получили возможность осуществлять оперативные контакты с представителями КНДР практически при любой экстренной необходимости, используя для этого институт представительства КНДР при ООН. Так, 6 июня 2004 г., в преддверии амеркианско-южнокорейского саммита, представитель Госсовета США провел консультации с Послом КНДР при ООН Пак Кильёном[476].

Об улучшении северокорейско-американских отношений свидетельствовало официальное заявление ЦТАК КНДР, сделанное 20 июля 2004 г. о скором начале продаж в США товаров, произведенных в КНДР.

В 2005 г. продолжались двусторонние американо-северокоерйские консультации по различным вопросам. Так, с 8 по Н января Пхеньян посетила делегация Палаты представителей Конгресса США во главе с Председателем комитета по иностранным делам Томасом Лэнтосом (1928-2008), а с 11 по 14 января того же года в КНДР находилась делегация комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей. 30 августа 2005 г. в Пхеньян прибыла делегация Конгресса США, возглавлявшаяся председателем Подкомитета по АТР комитета по иностранным делам — Джеймсом Личем, целью которой было обсуждение вопросов, связанных с ядерной проблемой на Корейском полуострове.

Однако временное улучшение отношений с США было достигнуто только благодаря прогрессу на Шестисторонних переговорах по ядерной проблеме на Корейском полуострове, в частности после принятия Декларации от 19 сентября 2005 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о